Город в котором гайдн познакомился с юным бетховеном
Биография
Юность
Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.
В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).
В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказался небольшой оркестр, для которого композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.
В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена очень прохладно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета. [3]
Служба у Эстергази
За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.
11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К Истинной Гармонии» («Zur wahren Eintracht»). Моцарт не смог присутствовать на посвящении, так как был на концерте своего отца Леопольда.
Снова свободный музыкант
Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.
Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года».(1801)
Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, 26 опер [4] .
Память
- В честь Гайдна назван кратер на планете Меркурий.
В художественной литературе
-
«Консуэло» опубликовал жизнеописание Гайдна, Моцарта, Россини и Метастазио в письмах.
В нумизматике и филателии
-
Монета и почтовая марка
20 шиллингов 1982 года — австрийская памятная монета, посвящённая 250-летию со дня рождения Йозефа Гайдна
Город в котором гайдн познакомился с юным бетховеном
НА ВЕРШИНЕ ТВОРЧЕСТВА
Перемены. Приглашение в Англию.
Гайдн немедленно переезжает в Вену. Здесь живет Моцарт, вскоре приедет юный Бетховен. Здесь были друзья, музыканты, постоянного общения с которыми так не хватало Гайдну в Эйзенштадте и Эстергазе. Композитор поселился в тихом небольшом домике у своего друга Иоганна Гам-берга. Он не был склонен связывать себя новыми служебными обязанностями: отказался от службы в Неаполе (при дворе короля Фердинанда IV), от предложения графа Антона Грассельковича. Однако одно из предложений оказалось настолько привлекательным, что старый композитор пересмотрел свои планы и уже в декабре 1790 года покинул Вену. Его путь лежал через море — в Англию.
Первые приглашения из Англии Гайдн получил еще в 1780-е годы. Теперь, когда Гайдн получил полную независимость, настойчивые приглашения возобновились. Особенно активен был Иоганн Петер Саломон — "скрипач, концертмейстер и концертный предприниматель"24, уроженец Бонна, давно обосновавшийся в Англии. Он лично явился к Гайдну, выехав из Лондона, как только стало известно о смерти старого князя Эстергази. Гайдн подписал контракт, по которому обязывался написать оперу, 6 симфоний и 20 других сочинений; предполагалась также серия концертных выступлений. Опасения, вызванные сложностью столь дальнего путешествия для немолодого уже композитора, были отодвинуты желанием увидеть новые края, новых людей, жаждой новых художественных впечатлений. Многие отговаривали Гайдна от поездки, среди них — Моцарт. "Папа! Ведь у Вас нет воспитания для большого света, и Вы плохо знаете языки", — говорил Моцарт, на что Гайдн ответил: "О! мой язык понимают во всем мире"25. Перед отъездом Гайдн закончил ряд сочинений: 8 ноктюрнов (для инструментального ансамбля), вариации до мажор для фортепиано, две песни — "Прощальную песню", посвященную Марианне фон Генцингер, и еще одну — "Я ничего не желаю на этой земле" он написал 14 декабря.
Итак, 15 декабря 1790 года Гайдн выехал из Вены вместе с Саломоном. Путь лежал через Мюнхен, где Гайдн познакомился с мангеймским музыкантом Кристианом Каннабихом; далее — Бонн. Здесь в честь приезда композитора была исполнена его месса. Здесь же произошла первая встреча Гайдна с Бетховеном. Затем — Брюссель, и наконец — порт Кале, откуда рано утром 1 января 1791 года Гайдн отплыл, пересек Ла-Манш и высадился в Дувре.
Содержание
Гайдн, Йозеф
Снова свободный музыкант
В 1790 умирает Николаус Эстерхази, а его преемник, князь Антон, не будучи любителем музыки, распускает оркестр. В 1791 Гайдн получает контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работает в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.
Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года».
Проезжая через Бонн в 1792 г., он знакомится с молодым Бетховеном и берет его в ученики.
Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX столетий. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях — «Сотворение мира» (1798 г.) и «Времена года» (1801. Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью.
Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802 г.) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1803 г.). Последние наброски относятся к 1806 г., после этой даты Гайдн уже не писал ничего. Скончался великий композитор в Вене 31 мая 1809 г.
Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира», 1798; «Времена года», 1801), 14 месс, оперы. Знаменитый романист Стендаль написал жизнеописание Гайдна, Моцарта,Россини и Метастазио в письмах
Список сочинений
Камерная музыка
- 12 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор)
- 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
- 7 дуэтов для скрипки и альта
- 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
- 21 трио для 2 скрипок и виолончели
- 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели
- 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов
Концерты
35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:
- четыре концерта для скрипки с оркестром
- два концерта для виолончели с оркестром
- два концерта для валторны с оркестром
- 11 концертов для фортепиано с оркестром
- 6 органных концертов
- 5 концертов для двухколёсных лир
- 4 концерта для баритона с оркестром
- концерт для контрабаса с оркестром
- концерт для флейты с оркестром
- концерт для трубы с оркестром
- 13 дивертисментов с клавиром
Вокальные произведения
Всего 24 оперы, в том числе:
14 ораторий, в том числе:
- «Сотворение мира»
- «Времена года»
- «Семь слов Спасителя на кресте»
- «Возвращение Товия»
- Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
- ораториальный гимн Stabat Mater
Симфоническая музыка
Всего 104 симфонии, в том числе:
Произведения для фортепиано
- Фантазии, вариации
- 52 сонаты для фортепиано
Венская классическая школа: Гайдн
Франц Йозеф Гайдн – великий австрийский композитор, основатель классической инструментальной музыки и родоначальник современного оркестра. Многие считают Гайдна отцом симфонии и квартета.
Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в небольшом городке Рорау, Нижняя Австрия, в семье мастера колёсных дел. Мать композитора была кухаркой. Любовь к музыке маленькому Йозефу привил отец, который серьёзно увлекался вокалом. Мальчик обладал прекрасным слухом и чувством ритма, и благодаря этим музыкальным способностям был принят в церковный хор в небольшом городке Гайнбург. Позднее он переедет в Вену, где будет петь в хоровой капелле при кафедральном соборе св. Стефана.Видя такую любовь юноши к музыке, Порпора предлагает ему должность компаньона-камердинера. Это положение он занимает около десяти лет. В качестве оплаты за труд Гайдн получает уроки музыкальной теории, из которых много узнаёт о музыке и композиции. Постепенно материальное положение юноши улучшается, а музыкальные труды увенчиваются успехом. Гайдн ищет богатого покровителя, каковым становится имперский князь Пал Антал Эстерхази. Уже в 1759 году юный гений сочиняет свои первые симфонии.
Женился Гайдн довольно-таки поздно, в 28 лет, на Анне Марии Кллер, и, как оказалось, неудачно. Анна Мария часто выказывала неуважительное отношение к профессии мужа. Детей не было, что тоже играло немаловажную роль, внося дополнительный раздор в семью. Но, несмотря на всё это, Гайдн на протяжении 20 лет был верен своей жене. Но по прошествии стольких лет внезапно влюбился в 19-летнюю Луиджию Ползелли, итальянскую оперную певицу, и даже обещал на ней жениться, но в скором времени эта страстная привязанность прошла.
В 1761 году Гайдн становится вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии. За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний (всего 104). Музыка его вызывает восхищение многих слушателей, а мастерство достигает совершенства. Он становится известным не только у себя на родине, но и в Англии, Франции, России. В 1781 году Гайдн знакомится с Моцартом, который становится его близким другом. В 1792 году знакомится с молодым Бетховеном и берёт его в ученики.
Йозеф Гайдн (31 марта 1732 — 31 мая 1809)
По приезду в Вену Гайдн пишет две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года». Сочинение оратории «Времена года», дается нелегко, его мучают головные боли и бессонница. После написания ораторий он почти ничего не пишет.
Жизнь прошла слишком напряженно, и силы постепенно оставляют композитора. Свои последние годы Гайдн проводит в Вене, в маленьком уединённом домике.
Скончался великий композитор 31 мая 1809 года. Позднее останки были перенесены в Эйзенштадт, где прошло много лет его жизни.
Творчество композитора насчитывает:
104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 2 оратории, 14 месс и 24 оперы.
Память
- В честь Гайдна назван кратер на планете Меркурий.
В художественной литературе
-
«Консуэло» опубликовал жизнеописание Гайдна, Моцарта, Россини и Метастазио в письмах.
В нумизматике и филателии
-
Монета и почтовая марка
20 шиллингов 1982 года — австрийская памятная монета, посвящённая 250-летию со дня рождения Йозефа Гайдна
Иосиф Гайдн
Франц Йозеф Гайдн (нем. Joseph Haydn немецкое произношение имени (info) , 1732—1809) — великий австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.
Йозеф Гайдн - биография (кратко)
Франц Йозеф Гайдн — (нем. Joseph Haydn, 1732 — 1809) — выдающийся австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.
Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 г. в селе Рохрау (Нижняя Австрия) рядом с Венгрией, был вторым из 12-ти детей в небогатой семье. Родители мальчика увлекались пением и любительской игрой, ежедневно занимались музыкой с детьми.
В 1737 г., заметив у пятилетнего Йозефа склонность к игре на скрипке и фортепиано, родители отправили его в Гайнбург-на-Дунае, где жили родственники; там мальчик стал учиться хоровому пению и музыке.
Гайдн имел прекрасный голос. В 1740 г. Георг фон Ройттер, императорский придворный композитор, директор капеллы венского собора св. Стефана, заметил талантливого ребенка и принял мальчика как сольного дисканта в церковный хор. На протяжении девяти лет Гайдн пел в капелле, отпевал Вивальди. Ройттер хотел сделать его кастратом, чтобы сохранить уникальный голос, но операция не состоялась. Это стало концом карьеры Йозефа - певца, но он активно продолжал свои занятия на фортепиано и скрипке.
Гайдн не был пианистом -виртуозом как, например, Вольфганг Амадей Моцарт, и все же, превосходно владел инструментом и развивался в старательного, инициативного композитора.
В 1749 г. он стал свободным музыкантом. Следующее десятилетие было для композитора очень сложным. Йозеф брался за разную работу, параллельно пытался заполнять пробелы в своем музыкальном образовании. Активное участие в его творческом развитии принимал композитор Никола Порпора, у которого Гайдн работал аккомпаниатором. В качестве вознаграждения он получал от композитора и педагога уроки композиции. К этому же периоду относится и написание первой оперы начинающего композитора.
В 1759 г. Йозеф Гайдн получает должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Там собрался небольшой оркестр, для которого композитор сочиняет свои первые симфонические произведения.
В 1760 г. Гайдн женится на Марии-Анне Келлер, дочери производителя париков.
В 1761 г. Гайдна приглашают на должность второго капельмейстера при дворе князей Пайль-Антона и Миклоша Эстергази, одной из самых влиятельных аристократических семей в Австрии.
В 1766 г. умирает Грегор Вернер, первый капельмейстер, его место получает Гайдн. В его обязанности входит написание музыки, руководство оркестром, камерные выступления перед патронами и оперные постановки. Князья Эстергази были настоящими ценителями музыки и почитателями таланта Гайдна. В их барочном замке композитор написал больше всего своих опер, примерно 80 из своих 104-х симфоний, более 50-ти произведений для фортепиано, а также составил более 70 струнных квартетов и несколько мес. В это же время он развелся со своей сварливой женой и встретил другую женщину.
В 1781 г., во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.
В 1790 г. музыкант, который к тому времени стал известным во всей Европе, отправляется в Англию, чтобы лично представить там свои композиции. Несколько раз он играл перед королевской семьей. Оксфордским университетом ему было присвоено звание почетного доктора. Маэстро стал европейской знаменитостью.
В 1792 г. Гайдн возвращается в Вену, дает уроки игры на фортепиано юному Людвигу ван Бетховену, однако они не находят взаимопонимания.
В 1797 г. композитор пишет Королевский гимн, что в 1922 г. вместе с текстом Генриха Хоффмана фон Фаллерлебена становится национальным гимном Австрии.
В последние годы своей жизни Гайдн буквально купается в лучах своей славы: композитор был почетным членом многих музыкальных обществ, его объявили почетным гражданином Вены, в родном городе воздвигли монумент в честь маэстро.
31 мая 1809 г. Йозеф Гайдн умер. Он был похоронен на кладбище Хундстхурмер в Вене. Через 14 дней в церкви Schottenkirche под музыку Реквиема Моцарта состоялось прощание с великим композитором.
Вклад Йозефа Гайдна в мировую музыкальную культуру бесценен. Заложенные им основы классической формы музыкального произведения служили отправной точкой в творчестве многих известных композиторов. Гайдна называют отцом симфонии, считается, что именно он поднял на новый уровень опыт предшественников, открыв новую эпоху в развитии жанра.
В камерной музыке композитор был основателем жанра струнного квартета. Открытием Йозефа Гайдна считается также форма рондо - сонаты, в которой принципы сонатной формы (экспозиция, разработка, реприза) сливаются с принципами рондо. Гайдн - автор 83 квартетов, 12 сонат для скрипки и фортепиано, 77 струнных квартетов, 52 фортепианных сонат, 24 опер, 14 мес, 104 симфоний.
Содержание
Список сочинений
Камерная музыка
- 12 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор)
- 83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели
- 7 дуэтов для скрипки и альта
- 40 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели
- 21 трио для 2 скрипок и виолончели
- 126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели
- 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов
Концерты
35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:
- четыре концерта для скрипки с оркестром
- два концерта для виолончели с оркестром
- два концерта для валторны с оркестром
- 11 концертов для фортепиано с оркестром
- 6 органных концертов
- 5 концертов для двухколёсных лир
- 4 концерта для баритона с оркестром
- концерт для контрабаса с оркестром
- концерт для флейты с оркестром
- концерт для трубы с оркестром
- 13 дивертисментов с клавиром
Вокальные произведения
Всего 24 оперы, в том числе:
14 ораторий, в том числе:
- «Сотворение мира»
- «Времена года»
- «Семь слов Спасителя на кресте»
- «Возвращение Товия»
- Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»
- ораториальный гимн Stabat Mater
Симфоническая музыка
Всего 104 симфонии, в том числе:
Произведения для фортепиано
- Фантазии, вариации
- 52 сонаты для фортепиано
Служба у Эстерхази
В 1761 году в жизни Гайдна происходит судьбоносное событие — его берут вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии. В обязанности капельмейстера входит сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.
За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочиняет большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.
На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе» -- в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Творчество Бетховена, наиболее значительная и ценная часть которого точно так же протекала в Вене, относится в основном к XIX веку.
В XVIII веке в условиях феодально-абсолютистского строя композиторы вынуждены были находиться на службе при дворах местных князей-феодалов. Но общаться с широкими кругами слушателей, с народом многие из композиторов могли преимущественно через церковь, где они работали в качестве капельмейстеров и органистов. Один из самых великих музыкантов — Иоганн Себастьян Бах почти всю жизнь работал в церкви, что обусловило преобладание в его творчестве религиозных сюжетов и форм церковной музыки (мессы, пассионы, духовные кантаты), в которые он облекал передовые гуманистические идеи, жизненные реалистические образы. Работа в церкви и в связи с этим требования органного и хорового исполнительства определили господство полифонического письма в творчестве И. С. Баха, а также многих его современников и предшественников (особенно в Германии). Но с развитием исторически передового в ту эпоху класса буржуазии, с ростом демократической идеологии повсеместно (и в том числе в странах немецкого языка) появляются в большом числе очаги светской общественно-концертной жизни, свободные от влияния церковной идеологии, увеличивается количество оркестровых капелл, число ансамблевых и сольных концертов.
Стилистический перелом в музыке XVIII века. Эти изменения в практике общественного музицирования вызвали музыкально-стилистический перелом и появление новых музыкальных жанров и форм. Если ранее господствующими монументальными жанрами были оратория, месса и опера, то теперь (наряду с оперой) большое общественное значение стала приобретать симфония.
Этот перелом коснулся также многих сторон музыкального языка. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.
Содержание
Биография
Юность
Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.
В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).
В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказался небольшой оркестр, для которого композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.
В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена очень прохладно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета. [3]
Служба у Эстергази
За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.
11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К Истинной Гармонии» («Zur wahren Eintracht»). Моцарт не смог присутствовать на посвящении, так как был на концерте своего отца Леопольда.
Снова свободный музыкант
Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.
Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года».(1801)
Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, 26 опер [4] .
Город в котором гайдн познакомился с юным бетховеном
Йозеф Гайдн
Одним из величайших композиторов всех времен является Франц Йозеф Гайдн. Гениальный музыкант австрийского происхождения. Человек, создавший основы классической музыкальной школы, а также оркестрово-инструментальный стандарт, который мы наблюдаем и в наше время. Помимо этих заслуг Франц Йозеф представлял Венскую классическую школу. Среди музыковедов бытует мнение, что музыкальные жанры симфония и квартет - впервые были сочинены именно Йозефом Гайдном. Очень интересную и насыщенную событиями жизнь прожил талантливый композитор.
Краткую биографию Йозефа Гайдна и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Гайдна
Биография Гайдна началась 31 марта 1732 года, когда маленький Йозеф появился на свет в ярмарочной коммуне Рорау (Нижняя Австрия). Его отец был мастером колесного дела, а мать работала прислугой на кухне. Благодаря отцу, любившему петь, будущий композитор увлекся музыкой. Абсолютный слух и превосходное чувство ритма были дарованы маленькому Йозефу от природы. Эти музыкальные способности позволяли талантливому мальчику петь в церковном хоре Гайнбурга. Позже Франц Йозеф из-за переезда будет принят в Венскую хоровую капеллу при католическом соборе святого Стефана.
Из-за упрямости шестнадцатилетний Йозеф потерял свою работу - место в хоре. Это произошло как раз во время мутации голоса. Теперь у него нет никакого заработка для существования. От безысходности юноша берется за любую работу. Итальянский маэстро вокала и композитор Никола Порпора взял к себе юнца слугою, но Йозеф нашел для себя выгоду и в этой работе. Мальчик углубляется в музыкальную науку и начинает брать уроки у педагога.
Порпора ни мог ни заметить, что у Йозефа неподдельные чувства к музыке, и на этой почве знаменитый композитор решает предложить юноше интересную работу - стать его личным компаньоном-камердинером. На этой должности Гайдн был практически десять лет. Платил маэстро за работу в основном не деньгами, он бесплатно занимался с юным дарованием теорией музыки и гармонией. Так талантливый юноша узнал много важных музыкальных основ в разных направлениях. Со временем у Гайдна потихоньку начинают исчезать материальные проблемы, а его начальные композиторские работы успешно принимаются публикой. В это время молодой композитор пишет первую симфонию.
Несмотря на то, что в те времена это считалось уже "поздно", Гайдн только в 28 лет решается создать семью с Анной Марией Келлер. И этот брак оказался неудачным. По мнению супруги, Йозеф имел не пристойную профессию для мужчины. В течение двух десятков совместной жизни у пары так и не появились дети, что также повлияло на неудачно сложившеюся семейную историю. С учетом всех этих неприятностей, музыкальный гений 20 лет был верным мужем. Но непредсказуемая жизнь свела Франца Йозефа с молодой и обворожительной оперной певицей Луиджией Ползелли, которой во время их знакомства было всего 19 лет. Их постигла страстная любовь, и композитор дал обещание жениться на ней. Но страсть довольно быстро угасла, и обещание он не сдержал. Гайдн ищет покровительство среди богатых и влиятельных людей. В начале 1760-ых композитор получает работу - второй капельмейстер во дворце влиятельной семьи Эстерхази (Австрия). На протяжении 30 лет Гайдн работает при дворе этой знатной династии. За это время им было сочиненно огромное количество симфоний - 104.
Близких друзей у Гайдна было не много, но один из них был - Амадей Моцарт . Знакомятся композиторы в 1781 году. Через 11 лет Йозефа знакомят и с юным Людвигом ван Бетховеном, которого Гайдн делает своим учеником. Служба при дворце заканчивается со смертью покровителя - Йозеф теряет должность. Но имя Франц Йозеф Гайдн - уже прогремело не только в Австрии, но и во многих других странах таких, как: Россия, Англия, Франция. Во время своего пребывания в Лондоне, композитор заработал почти столько за один год, сколько за 20 лет в качестве капельмейстера семьи Эстерхази, своих бывших работодателей.
Последним произведением композитора считается оратория "Времена года". Сочиняет он ее с огромным трудом, ему мешала головная боль и проблемы со сном.
Интересные факты
- Принято считать, что день рождения Йозефа Гайдна 31 марта. Но, в его свидетельстве была указана другая дата - 1 апреля. Если верить дневникам композитора, то такое незначительное изменение было сделано для того, чтобы не отмечать свой праздник в "день дурака".
- Маленький Йозеф был настолько талантлив, что уже в 6 лет умел играть на барабанах! Когда скоропостижно скончался барабанщик, который должен был участвовать в шествии по поводу Великой недели, то заменить его попросили Гайдна. Т.к. будущий композитор был невысок, за счет особенностей возраста, то перед ним шел горбун, у которого на спине был привязан барабан, и Йозеф мог спокойно играть на инструменте. Раритетный барабан и по сей день существует. Он находится в Хайнбургской церкви.
- Певческий голос молодого Гайдна был столь впечатляющим, что его попросили присоединиться к школе церковно-хорового пения Собора Св. Стефана в Вене, когда мальчику было всего пять лет.
- Хормейстер Собора Св. Стефана предложил подвергнуть Гайдна определенной операции, чтобы воспрепятствовать ломке голоса, но к счастью отец будущего композитора вступился и предотвратил это.
- Когда в 47 лет умерла мама композитора, отец довольно быстро взял в жены молоденькую служанку, которой было 19 лет. Разница между возрастом Гайдна и мачехи была всего 3 года, причем "сын" оказался старше.
- Гайдн любил девушку, которая почему-то решила, что жизнь в монастыре лучше, чем семейная жизнь. Тогда музыкальный гений позвал замуж старшую сестру возлюбленной - Анну Марию. Но это необдуманное решение ни к чему хорошему не привело. Жена оказалась сварливой и не понимающей музыкальные увлечения супруга. Гайдн писал, что Анна Мария его нотными рукописями пользовалась в качестве кухонной утвари.
- В биографии Гайдна есть интересная легенда про название Струнного квартета f-moll "Бритвенный". Однажды утром Гайдн брился затупившейся бритвой, и когда терпение лопнуло, он прокричал, что если бы ему сейчас дали нормальную бритву, он бы подарил за это свое замечательное произведение. В этот момент неподалеку был Джон Бленд, человек желающий издать рукописи композитора, которые еще никто не видел. После услышанного, издатель не раздумывая вручил свои английские стальные бритвы композитору. Гайдн сдержал свое слово, и презентовал новую работу гостю. Так, Струнный квартет получил такое необыкновенное название.
- Известно, что у Гайдна с Моцартом была очень крепкая дружба. Моцарт очень уважал и почитал своего друга. И если Гайдн критиковал работы Амадея или же давал какие-либо советы, Моцарт всегда прислушивался, мнение Йозефа для молодого композитора всегда было на первом месте. Несмотря на своеобразные темпераменты и разницу в возрасте, у друзей не было ссор и разногласий.
- "Чудо" - именно такое название приписывают симфониям №96 D-dur и №102 B-dur. Все это из-за одной истории, которая произошла после того, как завершился концерт этого произведения. Люди поспешили к сцене, для того чтобы поблагодарить композитора и преклониться перед ним за красивейшую музыку. Как только слушатели оказались в передней части зала позади них с грохотом упала люстра. Пострадавших не оказалось - и это было Чудо. Мнения расходятся на премьере какой именно симфонии произошел этот удивительный случай.
- Композитор больше половины жизни мучился с полипами в носу. Это стало известно хирургу, а по совместительству хорошему другу Йозефа Джону Хёнтеру. Врач порекомендовал прийти к нему на операцию, на что Гайдн сначала решился. Но, когда он пришел в кабинет, где должна была проходить операция и увидел 4 больших помощника хирурга, задача которых была удерживать пациента во время болезненной процедуры, гениальный музыкант испугался, вырывался и громко кричал. В общем, идея избавления от полипов канула в лета. В детстве Йозеф перенес оспу.
- У Гайдна есть Симфония с ударами литавр или ее еще называют "Сюрприз". Интересна история создания этой симфонии. Йозеф с оркестром периодически гастролировал в Лондон, и однажды он заметил, как некоторые зрители во время концерта засыпают или уже смотрят красивые сны. Гайдн предположил, что такое случается из-за того, что британская интеллигенция не привыкла слушать классическую музыку и не имеет особых чувств к искусству, но англичане народ традиций, поэтому они обязательно посещали концерты. Композитор, душа компании и весельчак решил поступить хитро. Недолго подумав, он написал специальную симфонию для английской публики. Произведение начиналось с тихих, плавных, практически убаюкивающих мелодических звуков. Внезапно в процессе звучания раздавался барабанный удар и гром литавр. Такой сюрприз повторялся в произведении не один раз. Так, лондонцы больше не засыпали в концертных залах, где дирижировал Гайдн.
- Когда композитор умер, его похоронили Вене. Но позднее было принято решение останки гения музыки перезахоронить в Эйзенштадте. При вскрытии могилы было обнаружено, что у Йозефа пропал череп. Это была проделка двух друзей композитора, которые забрали голову себе, подкупив людей на кладбище. Почти 60 лет (1895-1954 гг.) череп венского классика располагался в музее (г. Вена). Только в 1954 году останки были воссоединены и захоронены вместе.
- Моцарт был в восторге от Гайдна и часто приглашал его на свои концерты и Йозеф отвечал взаимностью молодому вундеркинду и часто играл с ним в квартете. Примечательно, что на похоронах Гайдна звучал "Реквием" Моцарта, который умер на 18 лет раньше своего друга и учителя.
- Портрет Гайдна можно найти на немецкой и советской почтовых марках, выпущенных в 1959 к 150-ти летию смерти композитора, и на австрийской монете в 5 евро.
- Гимн Германии и старый Австро-Венгенский гимн своей музыкой обязаны Гайдну. Ведь именно его музыка стала основой этих патриотических песен.
Фильмы о Йозефе Гайдне
По биографии Гайдна снято много познавательных документальных фильмов. Все эти кинокартины интересны и увлекательны. Какие-то из них больше повествуют о музыкальных достижениях и открытиях композитора, а какие-то рассказывают различные факты из личной жизни венского классика. Если у вас есть желание ближе познакомиться с этим музыкальным деятелем, то предоставляем вашему вниманию небольшой список документальных фильмов:
- Кинокомпания "Academy media" сняла 25 минутный документальный фильм "Гайдн" из серии "Знаменитые композиторы".
- В просторах интернета можно найти два интересных фильма "В поисках Гайдна". Первая часть длиться чуть больше 53 минут, вторая 50 минут.
- О Гайдне рассказывается в некоторых серий из документальной рубрики "История по нотам". С 19 по 25 серии, каждая из которых длиться менее 10 минут, можно изучить интересные биографические данные великого композитора.
- Есть короткометражный документальный фильм от "Энциклопедии Шанель" о Йозефе Гайдне, который идет всего 12 минут.
- Интересный 11 минутный фильм об абсолютном слухе Гайдна тоже без труда можно отыскать в интернет-сети "Абсолютный слух - Франц Йозеф Гайдн".
Фильмы, в которых звучит музыка Гайдна
- В "Шерлоке Холмсе" Гайя Ричи 2009 года звучит адажио из струнного квартета №3 D-dur во время сцены , где Уотсон и его невеста Мэри обедают с Холмсом в ресторане под названием "The Royal".
- 3я часть концерта для виолончели используется в английском фильме "Хилари и Джеки" 1998г.
- Концерт для фортепиано с оркестром звучит в киноленте Стивена Спилберга "Поймай меня, если сможешь".
- Менуэт из 33й сонаты вставлен в музыкальное сопровождение фильма "Сбежавшая невеста" (продолжение известного фильма "Красотка").
- Adagio e cantibile из сонаты № 59 используется в "Дневниках вампира" 1994 года с Бредом Питтом в главной роли.
- Звуки струнного квартета B-dur "Восход солнца" раздаются в фильме ужасов "Реликт" 1997 года.
- В великолепном фильме "Пианист", который получил 3 оскара, звучит квартет №5 Гайдна.
- Также струнный квартет №5 доносится из музыки к кинолентам "Звёздный путь: Восстание" 1998 года и "Форт
- Симфонии №101 и №104 можно найти в фильме "Повелитель приливов" 1991 года.
- 33-й струнный квартет используется в комедии "Джордж из джунглей" 1997 года.
- 3ю часть струнного квартета №76 "Император" можно найти в кинолентах "Касабланка" 1941г., "Булворт" 1998г., "Дешёвый детектив" 1978г, и "Грязная дюжина".
- Концерт для трубы с оркестром звучит в "Большое дело" с Марком Уолбергом.
- В "Двухсотлетнем человеке" по книге гениального писателя-фантаста Айзека Азимова можно услышать симфонию Гайдна №73 "Охота".
Дом-музей Гайдна
В 1889 году был открыт музей Гайдна в Вене, который находится в доме композитора. Целых 4 года Йозеф не спеша строил свой "уголок" с денег, заработанных во время гастролей. Первоначально там был низкий домик, который по велению композитора перестроили, надстроив этажи. Второй этаж был местом проживания самого музыканта, а ниже он поселил своего помощника Эльспера, который копировал ноты Гайдна.
Практически все экспонаты в музее - личная собственность композитора при жизни. Рукописные ноты, нарисованные портреты, инструмент, за которым трудился Гайдн, и другие интересные вещи. Необычно, что в здании есть небольшое помещение предназначенное Иоганнесу Брамсу . Иоганнес очень уважал и почтил творчество венского классика. Этот зал наполнен его личными вещами, мебелью и инструментами.
К сожалению, когда говорят о венских классиках, в первую очередь вспоминают Людвига Ван Бетховена и Вольфганга Амадея Моцарта. Но многие музыковеды уверены, что если бы не было такого гениального композитора как Франц Йозеф Гайдн, мы бы не узнали о других величайших талантах эпохи классицизма. Сочинения и композиции Гайдна стояли у истоков всей классической музыки и дали ей возможность развиваться и совершенствоваться до нынешних дней.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Йозефе Гайдне
Юные годы
Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 года в нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699—-1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся пением и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 г. Йозефа заметил Георг фон Ройттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет — вместе со своими младшими братьями). Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но и единственной школой. Способности мальчика быстро развивались, и ему стали поручать трудные сольные партии. Церковный хор часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах. Приглашали хор и для участия в придворных торжествах. А сколько времени уходило на выступления в самой церкви, на репетиции! Все это было тяжелой нагрузкой для маленьких певчих.
В 1749 у Йозефа стал ломаться голос и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никкола Порпора. Параллельно он старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 г. ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).
В 1759 композитор получает должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Под началом Гайдна оказывается небольшой оркестр, для которого композитор сочиняет свои первые симфонии. В 1760 Гайдн женится на Марии-Анне Келлер. Супруги никогда не расставались, но детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел.
Вскоре фон Морцин начинает испытывать финансовые трудности и заканчивает деятельность своего музыкального проекта.
Йозеф Гайдн
Йозеф Гайдн
В области инструментальной музыки австрийский композитор, представитель венской классической школы Йозеф Гайдн по праву считается одним из крупнейших композиторов своего времени. Он является одним из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Также Гайдн создал мелодию, впоследствии лёгшую в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Франц Йозеф Гайдн (нем. Franz Joseph Haydn) родился 31 марта 1732 года в селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией. Родители Гайдна увлекались музыкой и пением и рано обнаружили в сыне музыкальные способности.
В 1737 году его отправили к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил директор капеллы венского собора св. Стефана. Он взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре.
В 1749 году Йозеф ушёл из хора и стал свободным музыкантом. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никкола Порпора. Он усердно занимался изучением творений известных мастеров и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были 1-я симфония и опера «Хромой бес».
В 1759 году композитор получает должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. В 1761 году Гайдна берут вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии, а через 5 лет он становится главным капельмейстером. В его обязанности входит сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование и постановка опер.
Князья Эстерхази были настоящими ценителями музыки и почитателями таланта Гайдна. За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочиняет большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.
В 1790 году умирает Миклош Эстерхази, и князь Антон, его преемник, распускает оркестр. С 1791 года Гайдн уезжает по контракту в Англию. Две симфонии, рожденные там, ещё более упрочили славу Гайдна. Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Четыре времени года».
В 1792 году в Бонне он знакомится с молодым Бетховеном и берет его в ученики.
В области инструментальной музыки Гайдн по праву считается одним из крупнейших композиторов своего времени. Под конец жизни он пользовался громадной популярностью.
Йозеф Гайдн скончался в Вене 31 мая 1809 года. Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 2 оратории, 14 месс, 24 оперы.
Читайте также: