В соседнем помещении без отдыха били тарелки о каких тарелках речь
По словам актера Горобченко, фильм получается, только когда все причастные к его созданию любят свое дело.
Фото: ТК «Звезда» ТК «Звезда»В начале съемок у создателей фильмов есть традиция разбивать тарелку. Актер Сергей Горобченко рассказал, зачем это нужно, а также поделился впечатлением от исполнения роли Каневского в детективном сериале «Легенда Феррари».
«Когда кино снимают, бьют тарелку. Уже сейчас бессмысленно бьют. Просто как будто начать, но на ней написаны имена. И раньше это делалось для того, чтобы в конце фильма все кусочки собрались, вот кто был в самом начале, что никого не съели, не уничтожили, не распилили. Главное, чтобы все пришли и сказали: "Спасибо". То есть из общей веры, когда люди любят свое дело, рождается кино. Поэтому здесь своя команда как-то уже сложившаяся и не было каких-то приключений таких чрезвычайных, что кто-то ушел, убился, куда-то улетел, сказал, что не буду сниматься. Это уже победа. Мне кажется, это уже хорошо, когда есть мир и благополучие в процессе работы, понимание. Каждый занимается своим делом», - считает актер.
Сериал «Легенда Феррари» покажут в эфире телеканала «Звезда» 9 марта. По сюжету, разведчица Елена Голунова прибывает в Крым под именем Эль Феррари. Ее цель - устранить Врангеля для деморализации белого движения.
Урок 3. Единицы языка. Языковая норма
Прочитайте стихотворение поэта Алексея Кручёных, товарища Велимира Хлебникова по футуризму, написанное так называемым «заумным» языком:
Можно ли сказать, что он пишет по-русски?
Гласные в словах
Подберите подходящие гласные и заполните ими пропуски.
п ли свистели у виска;
п ли много на столе.
Разделы языкознания
Соберите пять слов из разрозненных частей слов - разделов языкознания:
Суффиксация
Замените неверно образованные слова на правильно образованные с помощью соответствующих суффиксов:
Значение слов
Прочитайте предложение. Какое значение слова «тарелка» может быть использовано в нём?
В соседнем помещении без отдыха били тарелки.
2) музыкальный инструмент
Дух эпохи
Современная литературная норма
Выберите из синонимических рядов слова, относящиеся к современной литературной норме, и найдите их в филворде
1) Машина, тачка, авто, мотор, автомобиль.
2) Рожа, харя, лицо, рыло, морда.
3) Башка, голова, репа, балда, тыква.
Лексические нормы слов
Распределите, разобрав по значению, слова в таблице с двумя графами:
«Устаревшая лексическая норма»
«Современная лексическая норма»
автомобильПроизносительная норма слов
Прочитайте строки А. С. Пушкина (первый пример) и Г. В. Иванова (второй пример). Найдите в этих фрагментах слово, произносительная норма которого изменилась.
МузЫка - в пушкинское время, мУзыка - в XX веке.Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке , были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
И ничего не исправила,
Не помогла ничему,
Смутная, чудная музыка ,
Слышная только ему.
Изменение словообразовательной нормы
Найдите в отрывке из басни И. А. Крылова «Фортуна и нищий» два слова, словообразовательная норма которых изменилась. Приведите современные соответствия этим словам.
С истертою и ветхою сумой
Бедняжка-нищенький под оконьем таскался
И, жалуясь на жребий свой,
Что люди, живучи в богатых теремах,
По горло в золоте, в довольстве и сластях,
Как их карманы ни набиты,
Слова, несовместимые с современной литературной нормой
Найдите во фрагменте из «Краткого руководства к красноречию» М. В. Ломоносова слова, несовместимые с современной литературной нормой. Выделите их/его их цветом.
… Отсюду воспоследовало , что таковые трудолюбивые люди не готовясь говорили публично прекрасные речи . Сие прежде началось у греков, а потом уже в Риме возвысилось на самый высочайший степень.
Архаичные формы слов
Прочитайте реплику героя из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»: «– Да, немцы в этом наши учители, – небрежно отвечал Базаров». Сейчас мы сказали бы не «учители», а «учителя». Выберите из списка причину (причины), по которой для современного читателя это слово выглядит архаично:
изменилась орфоэпическая норма
изменилось значение слова
изменилась норма формообразования этого слова
слово стало склоняться по другому типу склонения (перешло из 2-го в 3-е склонение)
Архаичные формы слов
Прочитайте строфу из стихотворения А. С. Пушкина «Обвал».
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И блещут средь волнистой мглы
Выберите из списка причину (причины), по которой ударение в слове «скалы» на последний слог выглядит устаревшим, зачеркните все неверные варианты.
Изменилась орфоэпическая норма.
Это ударение и в первой трети XIX-го века использовалось только в поэтической речи.
Такого ударения вообще не было, автор прибег к нему только ради сохранения четверной рифмы.
В слове «скалы» мы не ставим ударение на последний слог только потому, что привыкли не к литературной, а к разговорной речи.
Лексические ошибки
В своей прозе А. П. Платонов часто нарушает привычные грамматические связи. Прочитайте предложение, найдите лексическую ошибку в повести «Счастливая Москва» (Москва – имя девушки, главной героини повести):
Москва … смотрела на него как влюбленная – она быстро предавалась своему чувству и не играла женскую политику равнодушия.
Выделите наиболее вероятный ответ (ответы), почему Платонов предпочел не исправлять этой ошибки:
Автор стремился к созданию «своего» языка, позволяющего изобразить персонажей и события «остраненно» (термин В. Б. Шкловского).
Ошибка вкралась потому, что перед нами всего лишь черновик (повесть не была опубликована при жизни автора).
Автор в многочисленных «неправильностях» пытался передать язык и сознание персонажей.
Урок 3. Единицы языка. Языковая норма
Прочитайте стихотворение поэта Алексея Кручёных, товарища Велимира Хлебникова по футуризму, написанное так называемым «заумным» языком:
Можно ли сказать, что он пишет по-русски?
Гласные в словах
Подберите подходящие гласные и заполните ими пропуски.
п ли свистели у виска;
п ли много на столе.
Разделы языкознания
Соберите пять слов из разрозненных частей слов - разделов языкознания:
Суффиксация
Замените неверно образованные слова на правильно образованные с помощью соответствующих суффиксов:
Значение слов
Прочитайте предложение. Какое значение слова «тарелка» может быть использовано в нём?
В соседнем помещении без отдыха били тарелки.
2) музыкальный инструмент
Дух эпохи
Современная литературная норма
Выберите из синонимических рядов слова, относящиеся к современной литературной норме, и найдите их в филворде
1) Машина, тачка, авто, мотор, автомобиль.
2) Рожа, харя, лицо, рыло, морда.
3) Башка, голова, репа, балда, тыква.
Лексические нормы слов
Распределите, разобрав по значению, слова в таблице с двумя графами:
«Устаревшая лексическая норма»
«Современная лексическая норма»
автомобильПроизносительная норма слов
Прочитайте строки А. С. Пушкина (первый пример) и Г. В. Иванова (второй пример). Найдите в этих фрагментах слово, произносительная норма которого изменилась.
МузЫка - в пушкинское время, мУзыка - в XX веке.Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке , были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
И ничего не исправила,
Не помогла ничему,
Смутная, чудная музыка ,
Слышная только ему.
Изменение словообразовательной нормы
Найдите в отрывке из басни И. А. Крылова «Фортуна и нищий» два слова, словообразовательная норма которых изменилась. Приведите современные соответствия этим словам.
С истертою и ветхою сумой
Бедняжка-нищенький под оконьем таскался
И, жалуясь на жребий свой,
Что люди, живучи в богатых теремах,
По горло в золоте, в довольстве и сластях,
Как их карманы ни набиты,
Слова, несовместимые с современной литературной нормой
Найдите во фрагменте из «Краткого руководства к красноречию» М. В. Ломоносова слова, несовместимые с современной литературной нормой. Выделите их/его их цветом.
… Отсюду воспоследовало , что таковые трудолюбивые люди не готовясь говорили публично прекрасные речи . Сие прежде началось у греков, а потом уже в Риме возвысилось на самый высочайший степень.
Архаичные формы слов
Прочитайте реплику героя из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»: «– Да, немцы в этом наши учители, – небрежно отвечал Базаров». Сейчас мы сказали бы не «учители», а «учителя». Выберите из списка причину (причины), по которой для современного читателя это слово выглядит архаично:
изменилась орфоэпическая норма
изменилось значение слова
изменилась норма формообразования этого слова
слово стало склоняться по другому типу склонения (перешло из 2-го в 3-е склонение)
Архаичные формы слов
Прочитайте строфу из стихотворения А. С. Пушкина «Обвал».
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И блещут средь волнистой мглы
Выберите из списка причину (причины), по которой ударение в слове «скалы» на последний слог выглядит устаревшим, зачеркните все неверные варианты.
Изменилась орфоэпическая норма.
Это ударение и в первой трети XIX-го века использовалось только в поэтической речи.
Такого ударения вообще не было, автор прибег к нему только ради сохранения четверной рифмы.
В слове «скалы» мы не ставим ударение на последний слог только потому, что привыкли не к литературной, а к разговорной речи.
Лексические ошибки
В своей прозе А. П. Платонов часто нарушает привычные грамматические связи. Прочитайте предложение, найдите лексическую ошибку в повести «Счастливая Москва» (Москва – имя девушки, главной героини повести):
Москва … смотрела на него как влюбленная – она быстро предавалась своему чувству и не играла женскую политику равнодушия.
Выделите наиболее вероятный ответ (ответы), почему Платонов предпочел не исправлять этой ошибки:
Автор стремился к созданию «своего» языка, позволяющего изобразить персонажей и события «остраненно» (термин В. Б. Шкловского).
Автор в многочисленных «неправильностях» пытался передать язык и сознание персонажей.
Автор не владел литературным языком.
Ошибка вкралась потому, что перед нами всего лишь черновик (повесть не была опубликована при жизни автора).
Конкурс «Русский медвежонок 2021» пройдет 3 марта 2021 года. Принять участие в игре-конкурсе могут все желающие, учащиеся 2 — 11 классов.
Общее время на работу – 75 минут или 1 час и 15 минут.
1. Старый друг лучше новых … .
(А) двух;
(Б) трёх;
(В) четырёх;
(Г) пяти;
(Д) брюк.
2. Какое из этих слов часто можно встретить в прогнозе погоды?
(А) однозначно;
(Б) понятно;
(В) ясно;
(Г) неясно;
(Д) неопределённо.
3. Слово просьба иностранцу можно объяснить так: «Это когда просят». А какое слово так не объяснишь?
(А) косьба;
(Б) молотьба;
(В) мольба;
(Г) судьба;
(Д) ходьба.
4. Какое слово в этом списке по смыслу отличается от остальных значительно сильнее, чем остальные — друг от друга?
(А) баскетболист;
(Б) вокалист;
(В) остролист;
(Г) скандалист;
(Д) стилист.
5. Даны формы глаголов в 1-м лице единственного числа: вожу, лечу, молю, пою. Какая форма однозначна, т. е. относится только к одному глаголу?
(А) вожу;
(Б) лечу;
(В) молю;
(Г) пою;
(Д) каждая из форм омонимична, может относиться к двум разным глаголам.
6. Когда Антон старается избавить Игоря от ответственности, говорят, что Антон … Игоря. Какое слово должно стоять на месте многоточия?
(А) выгораживает;
(Б) загораживает;
(В) огораживает;
(Г) отгораживает;
(Д) ни одно из слов (А)–(Г) не подходит.
7. В каком предложении числительное существенно отличается по смыслу от числительных в других предложениях?
(А) Первая перепись в послереволюционной России была проведена в 1920 году.
(Б) Второй анализ не подтвердил подозрения врачей.
(В) Третья группа в эксперименте была контрольной.
(Г) Четвёртый опыт позволил физику получить более точные результаты.
(Д) Пятая часть опрошенных не определилась с ответом.
8. Что бывает тинистым?
9. Какое выражение обычно не используется для подтверждения чего-либо?
(А) нет слов;
(Б) и речи быть не может;
(В) о чём разговор;
(Г) что и говорить;
(Д) и не говори.
10. Какое слово может быть синонимом слова заботиться?
(А) вариться;
(Б) жариться;
(В) кипятиться;
(Г) печься;
(Д) тушиться.
11. Даны предлоги без, в, на и с. Какие два из них могут быть соседними, причём не разделёнными знаком препинания, словами в предложении?
(А) только в и без;
(Б) только с и в;
(В) только с и на;
(Г) ни одна пара из данных предлогов не может встречаться подряд;
(Д) все пары из данных предлогов могут встречаться подряд.
12. Перед вами — начало последовательности, в которой всего немногим более 30 чисел:
Каково наибольшее число в этой последовательности?
(А) 8;
(Б) 9;
(В) 10;
(Г) 11;
(Д) 12.
13.Выступая с совместными статьями, учёный-экономист Н. Ф. Анненский и писатель В. Г. Короленко печатали их под псевдонимом «О. _ А.».
14. По мнению ряда учёных, одно из значений некоторого глагола появилось из-за представлений о колдовстве: колдуны разбрасывали некий продукт, предварительно произнеся над ним заклинание. Человек, который наступал на то, что было рассыпано, подвергался «порче». Что рассыпали колдуны?
(Д) соль.
15.Представим себе игру: вам говорят слово, а вы угадываете, какое слово в тексте идёт следующим. С каким словом, сказанным вам, у вас наибольший шанс выиграть?
(А) всегда;
(Б) иногда;
(В) когда;
(Г) тогда;
(Д) никогда.
16. Какие из слов служащий, работящий, трудящийся, заведующий не могут быть причастиями?
(А) только служащий;
(Б) только работящий;
(В) служащий и работящий;
(Г) работящий и трудящийся;
(Д) служащий и заведующий.
17. Кризис поразил Анчурию, а … Руританию. Больше всего пострадала компания «Альфа», акции которой упали на 90%. … сильно пострадали фирмы «Бета» и «Гамма», акции которых упали на 60% и 50% соответственно.
Как надо заполнить пробелы?
(А) также, также;
(Б) так же, также;
(В) также, так же;
(Г) так же, так же;
(Д) ни один из вариантов (А)–(Г) не подходит.
18. О человеке, который ходит с гордым видом, посматривая на всех свысока, говорят, что он ходит … .
(А) блоком;
(Б) гоголем;
(В) пушкиным;
(Г) толстым;
(Д) фетом.
19. Плавание вокруг мыса Дежнёва — крайней восточной точки России и всей Евразии — чрезвычайно опасно в плохую погоду, которая там нередка. На старых картах этот мыс обозначался как ___________ Нос. Какое слово мы пропустили?
(А) Незаменимый;
(Б) Необходимый;
(В) Достаточный;
(Г) Обязательный;
(Д) Нужный.
20. В какой паре основные значения слов связаны друг с другом гораздо меньше, чем в других парах?
(А) удивление — удивлённый;
(Б) приземление — приземлённый;
(В) искажение — искажённый;
(Г) изучение — изученный;
(Д) порабощение — порабощённый.
21. Даны пять цитат из произведений А. С. Пушкина. В какой из них пропущены не те буквы, что в остальных?
(А) Лошадь ступала наудачу и поминутно т_ въезжала на сугроб, т_ проваливалась в яму.
(Б) Барыни дарили её, т_ платочком, т_ серёжками.
(В) Парень вышел с дубиною и пошёл вперед, т_ указывая, т_ отыскивая дорогу.
(Г) Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил т_ с Дунею, т_ с смотрителем.
(Д) Он посматривал с подозрением т_ на хозяина, т_ на вожатого.
22. Даны португальские слова: autoescola ‘автошкола’, inter-racial ‘межрасовый’, semi-integração ‘полуинтеграция’, sub-brigadeiro ‘полицейский сержант’, subitem ‘подпункт’, internacional ‘международный’.
Как пишутся по-португальски переводы следующих слов: гиперреальный, автооператор, полуоткрытый?
(А) hiperreal, autooperador, semiaberto;
(Б) hiper-real, auto-operador, semi-aberto;
(В) hiper-real, auto-operador, semiaberto;
(Г) hiperreal, autooperador, semi-aberto;
(Д) hiper-real, autooperador, semiaberto.
23.В каком из этих наречий пропущена не та буква, что в остальных?
(А) кос_ком;
(Б) обин_ком;
(В) особн_ком;
(Г) порожн_ком;
(Д) бос_ком.
24. В словаре «Астраханские словечки» приводится слово из речи рыбаков бережне́е. А какой у него антоним?
(А) рыби́стее;
(Б) мори́стее;
(В) икри́стее;
(Г) весли́стее;
(Д) улови́стее.
25. Большого внимания … не уделяют. Как правильно заполнить пропуск?
(А) к ним; (Б) на них; (В) им; (Г) их; (Д) для них.
26. В каком из сочетаний глагол проводить относится к совершенному виду?
(А) проводить друга в аэропорт;
(Б) весело проводить время;
(В) проводить игру-конкурс «Русский медвежонок»;
(Г) проводить интернет;
(Д) во всех сочетаниях глагол проводить относится к одному и тому же виду.
27. В переводе одного романа встретилась такая фраза: «Одеяние второго [карлика] наводило на мысль о сбежавшем из театра если не Али-Бабе, то кого-то из его сорока разбойников». Какую форму местоимения кто-то должен был употребить переводчик?
(А) кто-то; (Б) кому-то; (В) кем-то; (Г) ком-то;
(Д) переводчик правильно употребил форму кого-то.
(А) одного;
(Б) двух;
(В) трёх;
(Г) четырёх;
(Д) пяти.
29. В каком слове кое- выражает не тот смысл, что в остальных?
(А) кое-где;
(Б) кое-куда;
(В) кое-как;
(Г) кое-что;
(Д) кое-какой.
30. Какое слово не связано с приготовлением и приёмом пищи?
(А) трапезная;
(Б) опочивальня;
(В) столовая;
(Г) потчевать;
(Д) стряпать.
ОТКУДА ПОЯВИЛАСЬ ТРАДИЦИЯ БИТЬЯ ТАРЕЛОК В РОССИЙСКОМ КИНО
В российском кино есть такая традиция после 1го дубля, бить тарелку об штатив. Ниже расскажу откуда она появилась и почему. Будет интересно кто так или иначе связан с кино, кто его снимает, собирается снимать или просто интересуется. Материал написал от имени команды сайта, на котом статья была опубликована.
Долгие годы наша команда искала ответ на вопрос, откуда же появилась эта традиция с разбиванием тарелки после съемки 1го кадра? Мы прочитали уйму книг, опросили огромное количество людей, проводили архивные поиски и теперь готовы опубликовать ответ на этот вопрос.
Ниже представлены версии наших коллег, после расскажем реальную историю. Как есть.
Кинорежиссер Юрий Гаврилов, высказал версию, якобы именно её ему рассказывала бабушка. К слову, Сергей Михайлович Эйзенштейн об этом никогда никогда не упоминал.
История разбивания тарелки зародилась ориентировочно в 1991-1995 годах. Российская киноиндустрия переживала нелегкий путь разгосударствления. Кино становилось на частные рельсы, монополия государства на кинопроизводство уходила. Крупные киностудии становились частными, появлялись частные учебные заведения, где стали обучать режиссеров, операторов, сценаристов и т.д. Как следствие, киноиндустрии требовались новые символы и традиции. Одним из символов стала тарелка.
Есть разные версии, почему именно она.
Почему именно тарелка? Это дёшево. Найти белую тарелку значительно проще, чем любой другой предмет, она есть в любой столовой, семье, доме.
(К сожалению, в истории не осталось данных, какой проект был первый, в котором применялась разбитая тарелка. Легенда гласит, что это был один из проектов с Бондарчуком, так ли это, подтвердить, увы, не могу.)
Увы, другая часть традиции все чаще забывается, но именно она была важней частью. Во время премьеры фильма или через год после выхода фильма на экраны, части тарелки собирают вместе, делятся воспоминаниями, делают финальное фото. Это своего рода подведение итога проекта.
В связи с тем, что проектов становится больше, а кино становится всё более коммерческим, и данная часть традиции стала забываться, осколки остаются, но всё реже они собираются вместе. Это является естественным процессом. Думаю, спустя годы в российском кино появится новая традиция, т.к. переходный процесс подходит к концу, и нужны новые символы, соответствующие современным реалиям.
Подробней о том, как правильно раскрашивать, бить тарелку, кто и почему это должен делать, читайте в следующей статье.
Выражаем огромную благодарность за помощь и консультацию — Анна Шубина (редактура и консультация), Валерий Мельников, Юрий Гаврилов, Александр Волошин, Андрей Полубояринов.
мой телеграм fidller_com
Дубликаты не найдены
1 год назадтеперь расследуй откуда появилась традиция писать статьи во множественном лице. особенно доставляет что вы сначала искали ответ а потом ты начал думать.
Зря придумали новую традицию, лучше бы сохранили старую - снимать хорошее кино
1 год назад Коллега, работа есть? У нас даже рекламы перестали снимать :( 1 год назадПерестали бы, глядишь и что-то нормальное сняли
раскрыть ветку 1 1 год назадНачали бы бить о головы, тогда бы что то толковое сняли
1 год назадBadComedian опять получил страйк на youtube
Вот что он пишет по этому поводу:
" Спокойно новый обзор успел пожить немного. Таки да - в очередной раз обзор заблокировали для большой части моей аудитории (НЕ У ВСЕХ).
Когда начались нападки на обзор фильма от Киноданс, когда его блокировали и ограничивали, продюсер Александр Роднянский встал на мою сторону и защищал свободу слова:
"Критика, даже острая и неприятная для авторов обозреваемых фильмов, является неотъемлемой частью здоровой индустрии" (с)
С тех пор многое изменилось, мои обзоры уже ни разу не критика, ни разу не острая, а вообще - хейт гопника и мусор. Собственно, на здоровье. Если я могу высказываться, почему Роднянский не может иметь мнения обо мне? Всё честно. Но тут произошла странность. Когда обзор был сделан на фильм Роднянского…обзор подрубили.
Зрители скидывают скриншоты где значится, что заблокировал NETFLIX, но вот в чём странность: даже самый крупный тайтл NETFLIX "Тайлер Рейк: Операция по спасению" обозревается на западе без проблем. Он доступен и никак не ограничивается NETFLIX, а ведь NETFLIX вложил в этот фильм миллионы долларов. Блокировок нет (обзоры такие же, как у меня, - с кадрами из фильма). Возьмём другой пример: популярный, по сути главный продукт NETFLIX на данный момент, "SQUID GAME" - спокойно обозревается (каждая серия!), без каких-либо ограничений обзоры этого шоу доступны на ютубе. Выходит, что "Чернобыль" Козловского NETFLIX ценит больше, чем свои самые крупные тайтлы? Выходит так.
Странность ещё заключается в том, что ограничения накинули ВРУЧНУЮ и не в первый день релиза. То есть кто-то на западе увидел нарушение, но решил подождать и не стал банить обзор сразу, дабы не злить большую часть аудитории. И только когда хайп утих, ЗАПАДНЫЙ правообладатель решили накинуть ограничения из-за авторских прав за использование 7 СЕКУНД фильма "Чернобыль" в обзоре какого-то там российского блогера, которого на западе никто и не знает. Использование в обзоре на русском языке.
И если Роднянский называл меня "заражённым советской ностальгической фобией" (с), приведу пример, чтобы соответствовать его представлениям: естественно, РОДНЯНСКИЙ аки Сталин не знал про репрессии и ущемления. Уверен, что так получилось случайно, а виноваты клятые предатели, что просто подставили хорошего человека. Вполне возможно, что всё это случайность, но вот в данный момент Александр Ефимович может подтвердить свою идеологему о свободе высказываний не словом, а делом.
История посуды.
Вроде бы посуда – ее и не замечаешь в бешеном ритме современной жизни. Слишком уж мелочь, слишком уж много ныне у человека разных проблем и забот, чтобы о ней размышлять. Все это понятно, но представьте, какой была бы наша жизнь без посуды. Как бы мы ели борщ или мясо по-французски? Да что там ели! Как бы мы готовили еду? Разве что над костром, на вертеле, мясо целыми тушами. Сомнительное удовольствие, не правда ли? Поэтому поговорим о посуде, о ее вчерашнем и сегодняшнем дне.
Давным-давно
Античные Греция и Рим – именно здесь, пожалуй, керамическая посуда достигла своего расцвета. На маленьких и больших блюдах древние мастера изображали различных богов, сцены из их жизни, приключения героев. В этот же период появилось деление посуды на повседневную, парадную и декоративную. Кроме керамической начали делать оловянную, а также серебряную и золотую посуду.
Не стоит забывать и о фарфоре (он тоже – керамика). На его родине, в Китае, первые фарфоровые изделия появились около 600 года нашей эры. Прошло немало времени, только в XIV веке фарфор попал в Европу. Естественно, не в супермаркеты, а лишь к знатнейшим и богатейшим особам. Стоил фарфор очень дорого, и посуда из него долгое время оставалась скорее украшением интерьера, прекрасной безделушкой, говорящей, в том числе, о хорошем материальном положении владельца. Только в начале XVIII века в Старом свете смогли изготовить собственный качественный фарфор. Его стали поставлять к королевским дворам, и постепенно он получил достаточно широкое распространение, хотя и оставался привилегией знати. Далее разберем историю отдельных предметов посуды, столовых приборов и кухонной утвари.
История посуды невозможна без тарелок. Это кажется нам естественным. Между тем, тарелка появилась на столах людей не сразу, во всяком случае, не вместе с пищей. Сначала сами столы отчасти представляли собой тарелки. Например, в Европе, в VIII веке, и не где-нибудь, а на королевских пирах, пища выкладывалась в специальные углубления, выдолбленные в дубовых столах. Еду брали руками и отправляли в рот. Позже (примерно XIII век), еду из углубления на столе уже перекладывали на большие круглые куски хлеба. Это была как бы индивидуальная порция, а хлебный ломоть – прообраз тарелки. И только с XIV века во Франции начинают пользоваться чем-то похожим на современные тарелки. Делали их тогда из олова и дерева. Зажиточные французы, впрочем, могли позволить себе металлическую столовую посуду. Тарелки тогда были не привычной для нас круглой, а четырехугольной формы.
На древнерусских просторах пищу, во всяком случае, века с XI, подавали на общих блюдах. Были они сделаны из разных материалов: деревянные, глиняные, оловянные, иногда стальные (но это уже позже, конечно, и далеко не во всех регионах). В богатых боярских домах можно было увидеть серебряную и золотую посуду, чаще всего, правда, изготовленную заграницей. Особенно много ее было на монарших пирах. Известны случаи, когда присутствующие на подобных застольях иностранные послы, попросту воровали царскую посуду, пряча за пазуху. Иван Грозный по этому поводу распорядился закупать в Англии посуду медную, но, чтоб послы не обижались, посеребренную или позолоченную.
Ложка известна человечеству очень давно. В Европе в древности ложки были деревянными, но, например, в Греции часто пользовались морскими ракушками подходящей формы. Собственно, использование ракушек в качестве ложек было распространено еще задолго до греков. Египтяне делали ложки из слоновой кости, дерева и даже из камня. Римляне – часто из бронзы и серебра (так же, как и античные греки).
Для средних веков характерны ложки роговые и деревянные. В XV веке их стали также делать из латуни, олова и меди. Наиболее обеспеченная часть населения (в той же Европе), конечно, предпочитала ложки серебряные или золотые.
В XVI веке ручка ложки становится плоской, черпак же приобретает форму эллипса (раньше он был скорее круглым). Еще позже, в течение XVIII века, черпак становится уже (так пища легче попадает в рот). Свою современную форму, когда чашеобразная часть в основании шире, а в конце уже, ложка приобрела в 1760-х годах.
Ясное дело, нож – пожалуй, самый древний столовый прибор. Естественно, поначалу никаким столовым прибором он не был. Просто каждый мужчина, добытчик, имел нож. Сначала каменный, а потом, по мере развития всего и вся, дело дошло и до металлического. Носили нож, например, за поясом, в специальных ножнах. Использовали его для разных целей: отрезать кусок мяса, защититься в драке, а то и напасть на кого-нибудь с ножом на большой дороге. В общем, никто до определенного времени не делал различий между ножом хозяйственным, боевым, охотничьим или столовым.
Только в XVI веке, постепенно во время трапез начали использовать специальные ножи. Однако они все равно были похожи на кинжалы – конец их был острым. Видимо, чтобы дать отпор, если сосед покусится на твою порцию. Кстати, по одной из легенд, именно во избежание обеденных ссор Наполеон, якобы, велел концы столовых ножей закруглить. Эх, сколько ж за три века погибло народу во время трапез? Не перечтешь!
Видов современных ножей – множество. Нас же интересуют только те, которые имеют отношение к приготовлению или поглощению пищи: кухонные и столовые. Мы уже рассказывали о них достаточно подробно в одном из материалов. Первая группа – довольно большая: выделяют ножи для мяса, хлеба, масла, сыра и т.д. Столовые ножи – те, что входят в группу столовых приборов, вместе с ложкой и вилкой. О последней – несколько слов далее.
Своей современной, изогнутой в зубцовой части формой, вилка обязана немцам. Все в том же XVIII веке в Германии появились первые подобные образцы. Кроме того, у нее добавилось зубцов – их у классической вилки с тех пор четыре.
Здесь все просто. Сначала, понятное дело, был горшок. Глиняный, потом керамический. Именно в горшках варили каши и супы, а также просто кипятили воду. В них тушили мясо, рыбу, овощи, запекали разные продукты.
Естественно, ввиду того, что горшки были изделиями многоцелевыми, делались они гончарами разных размеров, а значит вместимости. Были горшки на много ведер, огромные, а были и совсем небольшие, вмещавшие несколько стаканов жидкости.
Другое отличие – внешняя отделка. Те горшки, в которых еда подавалась на стол, украшались богаче. А обычные, печные, чаще всего вообще оставляли без украшений. Интересно, что чем ближе к нашему времени, тем меньше русские мастера (да и зарубежные тоже) уделяли внимания украшению горшков. На первом месте оставалась прочность горшка. Если случалось все же, что горшок треснул, его не выбрасывали, а, когда это было возможно, оплетали, к примеру, берестой и использовали для хранения различных продуктов.
Увы, как бы ни был хорош горшок, кулинарные запросы населения в разных странах становились все более изощренными – он уже не мог их в полном объеме удовлетворить. Пришло время кастрюль (от французского сasserole). Кастрюля – это известная всем нам металлическая емкость для приготовления (варки) пищи. Готовить в кастрюле можно на открытом огне или в духовке. Нормальная кастрюля – с ручками и с крышкой. Чем толще дно кастрюли (в разумных пределах), тем лучше – в такой утвари пища меньше пригорает.
Ныне на кухнях можно увидеть чугунные, алюминиевые кастрюли, кастрюли из нержавеющей стали, эмалированные и с антипригарным покрытием. Форма кастрюли может зависеть от того, для приготовления какого блюда она, прежде всего, предназначена (например, овальная утятница).
Как ни старайся, без сковороды (причем не одной) полноценную кухню сложно себе представить. Поэтому – несколько слов о ней.
Вряд ли стоит объяснять нашим читателям, что такое сковорода. История ее, естественным образом связана с тем же глиняным горшком. Собственно, первые сковороды тоже были глиняными. Еще сейчас в кухнях многих народов предусмотрено использование оных для приготовления некоторых блюд (к примеру, обжаривание копченого мяса у абхазов, перед подачей его на стол). Логика развития, видоизменения сковороды и достижения ею своего современного вида, думается, также ясна.
Сковорода может быть вообще без ручек, с одной или с двумя. Как правило, она комплектуется крышкой, которая может быть металлической или стеклянной (прозрачной).
Во многих городах России стали появляться «комнаты агрессии», где за определённую плату вам позволят разбить несколько тарелок или кувалдой сломать мебель. Психологи рассказали «АиФ-Челябинск», можно ли таким способом действительно избавиться от негативных эмоций и почему нельзя копить гнев в себе.
Болезни от обид
«Одна моя клиентка рассказала, что у нее в определенный период жизни были сложные отношения с мужем, в которых она чувствовала себя обиженной. Женщина терпела и не говорила о своих чувствах. Через некоторое время у неё возникла сильнейшая боль в горле, которая не давала ей спать и нормально жить. В какой-то момент она не выдержала, схватила и разбила перед мужем несколько тарелок. Причем сделала это очень эмоционально и с громкими криками. Через полчаса женщина с удивлением обнаружила, что боль в горле прошла. Совершенно. На мой взгляд, если гнев накопился, то стоит «выпустить пар»», - говорит психолог Ольга Федосеева.
Однако специалист предупреждает, что к подобным методам разрядки всё же нужно относиться с осторожностью и не стоит прибегать к ним постоянно.
«У меня есть примеры, когда люди, избавившись от гнева при помощи «терапевтического битья», получали негативные последствия: сильный упадок физических сил, снижение настроения и даже депрессию. Дело в том, что гнев у человека возникает как реакция на то, что чувства и поступки другого человека не соответствуют его ожиданиям. Вот это несоответствие реальности и выдуманной картинки мира вызывает эмоциональную реакцию в виде гнева. В дальнейшем гнев, как эмоция, трансформируется в чувства: обиды, скорби, сожаления. Если разбить тарелки (причем «с чувством»), эмоциональный заряд снижается. И тогда человеку становится легче. Но проблема при этом никуда не девается. Нереальные ожидания остаются. А вместе с ними остаются с человеком обида, боль, разочарование, печаль, сожаление. Если долго не решать проблему, то она склонна усиливаться. Поэтому очень важно разрешать возникающие противоречия», - отмечает психолог.
«Наша культура подавляет любое проявление агрессии, нас с детства приучают улыбаться, уступать. Со временем мы разучиваемся вообще ощущать свою агрессию. Вместо того, чтобы выражать её мирно на ранних этапах, когда это всего лишь раздражение, мы копим её до тех пор, пока она не превращается в ярость и не начинает нас буквально разрывать», - делится наблюдениями психолог Оксана Истомина.
По словам специалиста, желание разбить что-то говорит о напряжении, которое в любой момент может перейти в неконтролируемую ярость. Поэтому лучше не доводить себя до такого состояния, а решать проблему на ранних этапах.
«Не замалчивайте то, что вам не нравится, говорите об этом. Выражайте свои эмоции телесно: взмахивайте руками от досады, громко вздыхайте, топайте ногами, стучите по столу. Главное не применять силу в отношении других людей», - говорит психолог.
На кого злитесь?
По мнению психолога Яны Денисовой, выразить накопившийся гнев женщинам зачастую сложнее, чем мужчинам.
«На женскую агрессию в нашем обществе налагается табу. С детства большинству девочек внушают: «Девочки злиться не должны», «Это очень некрасиво»! Поэтому у женщин агрессия постоянно застаивается и не даёт им нормально жить. Дать выход своей злости лучше всего, задействовав тело: полезно бить грушу, подушку, пинать и кричать, можно рвать бумагу, рубить дрова, играть в автоматы с ударами по выскакивающим мишеням», - советует психолог.
Специалист отмечает, что во время указанных выше процедур важно представлять, на что или на кого конкретно вы злитесь.
«Можно также выговаривать свои обиды пустому стулу, представляя, разумеется, виновника. После того, как у вас получится выпустить накопленную злость, станет намного легче адекватно отвечать на обиды уже в реальной жизни», - говорит Яна Денисова.
10 загадок из СССР, которые без труда разгадывали школьники
Журнал "Мурзилка" был одним из самых популярных у советских школьников. Особенно дети любили необычные загадки, которые публиковались в нем. Школьники СССР щелкали их как орешки, но удастся ли нам разгадать эти загадки сейчас?
"Рамблер" составил список из 10 загадок разной сложности. Отвечайте по порядку, а в конце материала сверьтесь с ответами.
- Шёл мужик по лесу, нёс зеркало за поясом. Лесу поклонился, лес повалился.
- А утром выйдет солнышко — и не найти ни зёрнышка!
- Ходоки на весь свет, а ног своих нет.
- Маленькое озёрко, а дна не видать.
- Изогнут, словно хвост петуха, зазубрен, словно зубы щуки.
- Две головы, шесть ног. А едет на четырёх.
- Есть всегда у кораблей и, конечно, у людей.
- Без тела живёт, без языка говорит, никто его не видит, а всякий слышит.
- Чем больше отдаю, тем больше вырастаю. Величину свою отдачей измеряю.
- Узелок завязал, тебе не развязать.
Ответы: 1 - топор, 2 - звезды , 3 - ботинки , 4 - чашка с молоком , 5 - серп , 6 - всадник на коне , 7 - нос, 8 - эхо, 9 - яма, 10 - замок.
Читайте также: