В иудаизме субботний отдых
ШАБАШ — (от др. евр. шаббат суббота) ..1) субботний отдых, праздник, предписываемый иудаизмом2)] В средневековых поверьях ночное сборище ведьм3) (С ударением на 2 м слоге) окончание работы (в просторечии) … Большой Энциклопедический словарь
Шабаш — I ш абаш м. Субботний отдых, когда нельзя работать (в иудаизме). II ш абаш м. 1. Ночное сборище ведьм, сопровождающееся диким разгулом (в поверьях эпохи Средневековья). 2. перен. Неистовый разгул. III шаб аш м. разг. Переры … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Шабаш — I ш абаш м. Субботний отдых, когда нельзя работать (в иудаизме). II ш абаш м. 1. Ночное сборище ведьм, сопровождающееся диким разгулом (в поверьях эпохи Средневековья). 2. перен. Неистовый разгул. III шаб аш м. разг. Переры … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Шабаш — I ш абаш м. Субботний отдых, когда нельзя работать (в иудаизме). II ш абаш м. 1. Ночное сборище ведьм, сопровождающееся диким разгулом (в поверьях эпохи Средневековья). 2. перен. Неистовый разгул. III шаб аш м. разг. Переры … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Субботний и юбилейный годы
Библейская заповедь о соблюдении Шаббата связана еще с двумя календарными предписаниями.
Первое — закон шмиты, или субботнего года (Левит 25:1–7). Не только каждый седьмой день года, но и каждый седьмой год священен. Каждый седьмой год земля должна отдыхать, оставаясь «под паром»: нельзя сеять, нельзя убирать. Можно есть только импортированные сельхозпродукты. Именно к этому предписанию восходит традиция так называемого «академического субботнего года», или саббатикала, распространенная в университетах и крупных компаниях Европы и США. Суть ее в том, что каждый седьмой год сотрудник имеет право уйти в годовой оплачиваемый отпуск.
Второй закон — юбилейный год. Это каждый пятидесятый год, то есть год, следующий за семью семилетними циклами. Правило юбилейного года сформулировано в книге Левит 25:10: «И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя». В этот год проданные или заложенные земельные наделы возвращались своему исконному владельцу, а рабы получали свободу. Естественно, в современном мире закон об освобождении рабов утратил актуальность, но в сельском хозяйстве «право земли на отдых» для соблюдающих предписания Торы иудеев остается актуальным.
Что можно, а что нельзя делать в Шаббат
В самом тексте заповеди нет четкого ответа на этот вопрос. Сказано лишь: «Не делай никакого дела» (то есть работы). Но что именно считать работой? Над ответом на этот вопрос мучились много поколений законоучителей, изучавших и комментировавших священные тексты. В результате был сформирован список из 39 работ — млахот, охватывающий практически все формы человеческой деятельности, существовавшие в тот момент — то есть в первые века новой эры. Этот список зафиксирован в Вавилонском Талмуде Вавилонский Талмуд — одна из редакций Талмуда (наряду с Иерусалимским Талмудом), составленная раввинами Вавилонии в III–VII веках. , в трактате «Шаббат»:
1. Посев. 2. Пахота. 3. Жатва. 4. Вязка снопов. 5. Молотьба. 6. Веяние. 7. Сортировка. 8. Помол. 9. Просеивание. 10. Вымешивание теста. 11. Печение. 12. Стрижка шерсти. 13. Беление ее. 14. Трепание. 15. Крашение. 16. Прядение. 17. Прикрепление основы к навою. 18. Перемещение нитей основы. 19. Ткание двух нитей. 20. Разъединение двух нитей. 21. Завязывание узла. 22. Развязывание узла. 23. Шитье двух стежков. 24. Распарывание ради зашивания такого участка, который можно скрепить двумя стежками. 25. Ловля оленя. 26. Убой его. 27. Снимание с него кожи. 28. Соление кожи. 29. Обработка кожи. 30. Скобление. 31. Разрезывание. 32. Написание двух букв. 33. Стирание ради написания двух букв. 34. Стройка дома. 35. Разработка его. 36. Тушение огня. 37. Зажигание огня. 38. Битье молотом. 39. Вынос из одной области в другую. Список приводится по изданию: Мишна. Трактат «Шаббат». // Талмуд. Мишна и Тосефта. Стр. 3–110. Пер. Н. Переферковича. М., 2004 (репринт 1903).
Понятно, что значительная часть этого списка не очень актуальна для человека, живущего в современном мире. Поэтому со временем список довольно сильно трансформировался. Так, например, в наши дни по субботам запрещено включать или выключать электричество, пользоваться телефоном, стирать, рисовать, ухаживать за садом, готовить, чинить что бы то ни было и т. п. Кроме этого, запрещены занятия, «не соответствующие духу субботы», например катание на роликах или игра в футбол. Примечательно, что занятие сексом не относится ни к талмудическим, ни к более поздним запретам, а потому разрешено. Современность породила и ряд вполне законных с точки зрения традиции способов разрешения проблем, возникающих при соблюдении субботы. Например, «субботний лифт»: в самом по себе использовании лифта в субботу нет проблемы — она возникает тогда, когда человек нажимает на кнопку, то есть приводит механизм в движение или останавливает его. Так вот, «субботний лифт» ездит сам, останавливаясь на каждом из этажей. Существуют холодильники с кнопкой «субботнего режима», отключающей все лампочки и датчики, загорающиеся обычно при открывании двери.
В XIX веке внутри иудаизма появилось движение, получившее название «реформированный иудаизм». Его идеологи заговорили о том, что со времен дарования Торы мир сильно изменился, а потому законы соблюдения Шаббата должны измениться тоже, сместиться из практической сферы в духовную. Как следствие, сторонники реформированного иудаизма смягчают некоторые ограничения, например разрешают ездить в субботу на машине, а также допускают возможность заниматься творчеством (рисовать, вышивать и т. п.).
Субботний отдых
Многие из нас понимают великое значение субботы, но заблуждаются в отношении того, как следует ее соблюдать.
Есть много разных форм отдыха. Для некоторых это — игра в волейбол. Для других — телевизор. Третьи отдыхают, читая хорошую книгу, занимаясь живописью, сочиняя стихи.
Но все это не сочетается с еврейским представлением о субботе.
Суббота напоминает о грандиозном действе творения. Но как мы можем это лучше себе представить? Каким образом суббота об этом напоминает?
Есть еще нечто в нашем представлении о субботе, что многим непонятно. Это целая система предписаний, сопровождающих субботу. Предписания эти весьма строги. Законы о субботе содержатся в двух самых больших трактатах Талмуда, Шаббат и Эйрувин, в полном Шулхан Арухе они занимают почти двести глав.
Многие даже не знают о существовании этой обширной области еврейского законодательства.
Узнав о некоторых из этих законов, многие бы их и не поняли. А из-за непонимания часто их и не соблюдают полностью.
Если относиться к субботе как к «выходному дню», отдыху после тяжелой недели, то законы эти теряют свой смысл.
Многие субботние запреты относятся к действиям, не требующим никакого физического усилия. Запрещается не только зажигать огонь, но и бросить в пламя маленькую лучинку, сорвать травинку, записать телефонный номер, поставить кушанье на огонь. Ехать в машине считается «работой», хотя ходить, наверно, труднее.
В Торе есть рассказ о человеке, собиравшем хворост в субботу. Это не было тяжелой работой, однако, он был виновен в нарушении субботы, и карой ему была смертная казнь.
Субботние запреты имеют в виду не физически производимую работу, а ее ритуальные формы.
Тора называет субботу вечным символом союза между Б-гом и народом Израиля. В субботе участвуют и Б-г и народ.
Отдых Б-га
Суббота тесно связана с отдохновением Б-га по завершении творения.
Что имеет в виду Тора, говоря «Б-г отдыхает?»
Он устал? Он много трудился? Творение было для Него изнурительным трудом?
Так ли наивна Тора, неужели она представляет Б-га в столь очеловеченном виде? Значит ли это, что Б-г нуждался в отдыхе после тяжелого шестидневного труда, как человек после работы?
Конечно, нет. В Танахе сказано (Исайя 40, 28): «Ведь ты знаешь, разве ты не слышал, превечный Б-г, Всевышний, Творец обширного мира, не устает, не делает тяжелой работы». Наши Мудрецы учат, что сотворение вселенной было для Б-га не большим усилием, чем произнесение одной единственной буквы.
Отдых Б-га нужно понимать иначе. Он отдыхал, то есть перестал творить, — не соприкасался с миром. Отсюда мы можем понять определение субботнего отдыха так, как его понимает Тора.
Мы отдыхаем в субботу в том смысле, что перестаем действенно соприкасаться с миром. Это — параллель Б-жественного отдыха.
Во время шести дней творения Б-г осуществлял свое господство в мире, изменяя его. В субботу Он «почил», Он перестал утверждать в мире Свое господство.
Мы подражаем Б-гу, и в субботу отвлекаемся от всего, в чем выражается наше господство над миром. Перед нами совершенно иное понимание работы, изменяющее весь смысл субботы. Определение работы, в таком случае, принимает следующую форму:
Работа, в том смысле, в каком мы говорим о ней по отношению к субботе, это действие, в котором выражается власть человека над миром, как интеллектуальная, так и осуществляемая профессиональным умением.
Из этого следует и определение отдыха:
Отдых, в смысле, относимом к субботе, это неучастие в деятельности природы, отказ от нашего господства над ней. Это состояние гармонии между человеком и природой.
Теперь нам могут быть понятны и обряды, связанные с субботой. Мы должны оставить в этот день природу неприкосновенной, не должны проявлять свое господство над ней, ничего в ней не изменять.
Мы не должны вмешиваться в естественный ход явлений. Любое изменение или вмешательство в их течение, как бы ничтожно оно ни было, является нарушением этого отдыха.
Тяжелый и вообще любой физический труд, такой как пахота или постройка здания, в этом смысле продолжает называться работой.
Но кроме того в это понятие включено множество действий, не требующих никаких усилий, — зажечь спичку, сорвать цветок, поджарить яичницу.
Эти действия не требуют усилия, но они — проявление нашей власти над природой.
Суббота — выражение веры в сотворение мира. В субботу процесс творения был совершенно приостановлен.
Еврейская суббота — подражание Б-жественному отдыху. Поэтому малейший акт участия в творении рассматривается как труд и является нарушением субботы.
Как соблюдали Шаббат в древности
У нас нет свидетельств о том, как именно соблюдали Шаббат в древности, однако уже с XI века до н. э. иудейские пророки писали о важности этой традиции Амос 8:5, Исаия 1:13, Иер. 17:21–25, Иез. 20:12 и др. . Более того, соблюдение Шаббата было важнейшим маркером еврейской идентичности и нарушение его каралось смертью. Объяснялось это тем, что Шаббат, как и обрезание, — это зримое воплощение завета между Богом и евреями, знак принадлежности к избранному народу.
Зачем евреям делают обрезание? И еще 6 вопросов об иудаизмеВ условиях, когда религия оказывалась связанной с общинной идентичностью, нарушить эту традицию означало предать свой народ. А предательство у всех народов каралось смертью. Впрочем, в еврейских текстах есть всего один рассказ о том, как человек был казнен за то, что собирал в субботу дрова (Числа 15:32–36). Сегодня с точки зрения еврейского законодательства смертная казнь за нарушение Шаббата невозможна хотя бы потому, что не существует института, который может вынести такой приговор. Постановление о смертной казни мог вынести только Синедрион (Великое собрание законоучителей), и только в Иерусалимском храме, разрушенном римлянами в 70 году н. э. Да и сам Синедрион прекратил свое существование в 425 году по приказу императора Феодосия II.
Постепенно, по мере развития традиции, в иудаизме получает распространение идея о том, что соблюдение Шаббата — заповедь, которая вбирает в себя все остальные: «Всякий соблюдающий Шаббат как будто соблюдает все заповеди Торы, а нарушающий Шаббат нарушает все ее заповеди», — написано в Талмуде. Все заповеди так или иначе связаны или с любовью к Богу, или с любовью к ближнему. Соблюдение Шаббата — это возможность проявить и то и другое. Тщательность соблюдения предписаний — проявление любви к Богу. Открытый в субботу дом, общение с друзьями и близкими — проявление любви к ближнему. Именно поэтому соблюдение Шаббата во времена иноземного, греческого или римского, владычества в Иудее становится знаком подлинной верности закону отцов.
Известна история, произошедшая во II веке до н. э., когда Иудея находилась под властью Селевкидской державы. В 167 году до н. э. по приказу правившего Селевкидами Антиоха IV Епифана Иерусалимский храм превратили в святилище Зевса. Вспыхнуло восстание, известное как Маккавейская война, и часть восставших бежала в пустыню. Отправленный за ними в погоню карательный отряд настиг восставших иудеев в субботу. Вместо того чтобы дать нападавшим отпор, повстанцы предпочли умереть, но не нарушать традицию: «Но они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас» (1Макк. 2:36–38).
Иуда Маккавей перед войском Никанора. Гравюра Гюстава Доре. 1876 год Wikimedia Commons
Очень скоро стало ясно, что, соблюдая столь строго закон Шаббата, иудеи не смогут выиграть войну. Маттафия Хасмоней, инициатор и первый вождь маккавейского восстания, принял беспрецедентное решение: ради спасения жизни народа Израиля можно сражаться в Шаббат. Позже, в первые века нашей эры, в Талмуде было сформулировано правило пикуах нефеш, или «спасение души», гласящее, что спасение человеческой жизни оттесняет любые религиозные законы, в частности закон о соблюдении Шаббата. Правило вызвало массу споров между законоучителями: все ли законы могут отменяться? какие именно ситуации следует считать угрожающими жизни? Однако суть правила остается неизменной по сей день: ради того, чтобы спасти конкретного человека, чья жизнь находится в очевидной опасности, можно нарушить субботний покой. Прежде всего это касается военных действий или оказания медицинской помощи. Хотя и после появления правила пикуах нефеш находились люди, которые предпочитали не спасти собственную жизнь, а быть верными закону, считая акт мученичества за веру «освящением Божьего имени».
Что такое Шаббат и как его соблюдать
Слово «Шаббат» буквально переводится как «суббота» и восходит к древнееврейскому корню שבת, который означает «отдыхать», «покоиться», «прекращать». Но для иудеев это не просто день недели и не просто выходной. В Шаббат нужно оставить обычные повседневные дела, любую работу, посвятив его Богу и общению с близкими. Предписание о соблюдении Шаббата — одна из десяти заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай, и, соответственно, один из наиболее строгих религиозных законов иудаизма. Вот как эта заповедь описана в двадцатой главе библейской книги Исход: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Седьмой день творения. Миниатюра из книги Бытия. Англия, XIV век Egerton MS 1894, f. 1v / British Library
Суббота — не день отдыха!
Написано в книге Шмот (31:12—13): «И сказал Всевышний, обращаясь к Моше: скажи сыновьям Израиля: только бы вы соблюдали Мои Субботы, ибо она (Суббота) — знак между Мной и вами во всех ваших поколениях. Чтобы Вы знали, что Я — Всевышний, освящающий вас». Обратите внимание, здесь Суббота названа знаком. Но — знаком для кого и о чем?
Древний еврейский мыслитель рав Саадия Гаон поясняет, что Суббота сообщает народам мира буквально следующее: перед вами — еврей, сын народа, который избран Всевышним. Т.е. еврея всегда можно узнать по его поведению в Субботу. Находясь в городе, он в этот день недели закрывает свой магазин; находясь в пути, останавливается на отдых…
Представьте себе большой торговый город, например, Нью-Йорк. Известно, что в нем половина недельного торгового оборота приходится на один день — на Субботу. Так и говорят, что американцы делают «шопинг» по Субботам. Нетрудно представить себе, как выглядят торговые кварталы днем в пятницу: работа кипит, подвозят новые товары, моют витрины, все готовятся к завтрашнему дню. Вдруг мы замечаем хозяина одного магазина, который ведет себя по меньшей мере странно: вместо того чтобы готовиться к большому рабочему дню, уже в полдень он закрывает свой магазин и спешит домой! Одно из двух: либо приболел, либо еврей. Третьего не дано…
Суббота — своего рода еврейский флаг, именно она выделяет потомков Авраама, Ицхака и Яакова из всех народов мира. Причем выделяет куда больше, чем кашрут или национальные праздники.
И в самом деле, соблюдение законов Субботы свидетельствует о еврейской сути в человеке. Прекратить в Субботу все виды рабочей деятельности — единственное ритуальное предписание, упомянутое Торой в Десяти Заповедях.
Но, насколько велико значение Субботы в иудаизме, настолько же велико непонимание ее смысла за пределами круга изучающих Тору евреев. Законы Субботы вызывают у людей массу вопросов. Вот только некоторые из них:
— Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
— Почему в Субботу еврей вынужден ходить пешком? Это утомительно, куда удобнее проехать на машине!
— Почему у людей должна быть какая-то установленная форма отдыха? Если кому-то нравится ходить в синагогу — на здоровье. Но другие предпочитают активный отдых (походы, занятия спортом), третьим по нраву ездить на море, четвертым — ходить в театр. Почему все это запрещено в Субботу?
Нетрудно заметить, что эти и многие другие вопросы исходят из одной предпосылки: Суббота — день отдыха. И если это действительно так, то они, эти вопросы, вполне уместны. Но в том-то и дело, что Суббота — не просто выходной, не просто «уик-энд», когда мы можем развлечься, отключившись от нашей профессиональной деятельности, чтобы, отдохнув душой и телом, с восстановленными силами начать новую напряженную трудовую неделю. Нет сомнения, в седьмой день можно помимо прочего и отдохнуть, но разве только для этого дана нам Суббота?
Вернемся к отрывку Торы, с которого мы начали. Суббота в нем названа знаком. Многие комментаторы Торы не соглашаются с раби Саадией Гаоном, трактующим Субботу как знак народам мира о том, что тот, кто ее соблюдает, — еврей. Тогда о чем этот знак, это свидетельство? Как пишут комментаторы о том, что мир создан в шесть дней. Написано в книге Берешит: «И были завершены небо и земля со всем их воинством. И закончил Всевышний в седьмой день Свой труд, которым занимался, и прекратил в седьмой день всю работу, которую делал. И благословил Всевышний седьмой день, и освятил его, ибо в этот день прекратил всю Свою работу, которую, созидая, делал».
Прекратив, подобно Творцу, работу в седьмой день недели, человек свидетельствует: этот мир однажды был создан, у него есть Хозяин, Творец. Другими словами, наш мир существует не потому, что подчиняется вечным и неизменным законам природы. Он был создан Высшей силой с определенной целью, и лишь она дает смысл всему Творению. Таким образом, субботний покой — не что иное, как акт веры!
Впрочем, в Создателя мира верят миллионы людей на земле, им трудно не признать роли Творца, но сознание того, что мир неслучаен, что он сотворен, никак не влияет на их повседневную жизнь. Это сознание, правда, проявляется в посещении храмов, в молитвах и литургиях. Но еврей призван выразить свою веру в действии. Еврейский ребенок, не срывающий цветок в Субботу, даже если ему очень хочется его сорвать, свидетельствует о Творце больше, чем десятки толстых фолиантов религиозных философов.
Так мы подошли к первому выводу. Субботний покой — не способ отдыха в выходной день, а свидетельство перед всеми людьми о том, что мир сотворен и у него есть цель.
Однако субботним покоем еврей свидетельствует о сотворении мира не только перед теми, кто его окружает, но в первую очередь перед самим собой. И снова вопрос: свидетельствовать перед собой — что это значит?
Французский писатель Альбер Камю говорит: «Существует разрыв между теоретическим, воображаемым знанием и знанием реальным. Этот разрыв позволяет спокойно уживаться с идеями, способными перевернуть привычную жизнь, если бы идеи эти были пережиты истинно». Даже тот, кто верит во Вседержателя, может жить так, будто Его нет. Человек ощущает способность преобразовывать мир, в котором живет, подчинять и ставить себе на службу силы природы. Чувствуя власть над природой, он забывает о своем происхождении и начинает мнить себя хозяином миpa. «Человек проходит как хозяин необъятной родины своей,» — пелось в известной песне 30-ых годов. Еще бы, ведь он научился запускать ракеты на луну, перекрывать и пускать вспять реки, выпустил ядерного джина из бутылки. Чем не хозяин!
Спору нет, стремление к подчинению сил природы — в разумных рамках, конечно, — не противоречит замыслу Творца. Наоборот, Всевышний повелел только что созданному первому человеку (Берешит 1:28): «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и осваивайте ее». Беда лишь в том, что, осваивая и завоевывая мир, человек склонен забывать, Кто послал его на эти завоевания.
Рассказывают об одном царе, отправившем боевого генерала усмирять восставшую провинцию. Армия готовилась в поход, а царя стали посещать сомнения. Из истории он знал, что нередко полководцы настолько свыкались с ролью завоевателей, что не в силах были передать власть над покоренными землями своим государям, а потому объявляли себя самостоятельными правителями новых провинций. И хотя генерал казался проверенным и надежным, все же на душе у царя было неспокойно. Долго он решал эту проблему и наконец придумал. Когда генерал пришел на аудиенцию, чтобы получить последние наставления, царь сказал: «Приказываю тебе раз в неделю, какая бы тяжелая обстановка ни сложилась на фронте, бросать всё — штаб и офицеров, абсолютно всё! — и являться ко мне во дворец с докладом о ходе кампании».
Расчет царя был прост: опасность состоит в том, что на фронте генерал чувствует такую власть, что постепенно начинает забывать о своем господине. Забывает, что на самом деле он только солдат, пусть с аксельбантом и эполетами, но все же один из военнослужащих, посланных для того чтобы выполнить задачу царя. То есть, теоретически-то он, конечно, об этом догадывается, ведь когда-то давал присягу, точно такую же как и остальные солдаты, но все же, реально ощущая свое могущество в действующей армии, считает себя хозяином положения, властелином. Несколько раз в месяц прекращать бои, чтобы посетить царский дворец, — для него этого будет достаточно, чтобы истинное положение вещей укрепилось в его реальном знании, а ощущение власти не затмило понимания своей роли при господине-царе, по воле которого он и воюет.
Так и мы — раз в неделю должны приостановить свои «завоевания», отказаться на двадцать четыре часа от проявлений нашего господства над природой, оставить ее в покое. Мы не хозяева земли! Шесть дней мы покоряли природу, ставя ее силы себе на службу. Но в седьмой день не вмешиваемся в естественный ход явлений, не изменяем мир, а только вновь и вновь испытываем удовольствие от служения настоящему Хозяину.
Кстати, кто сказал, что в Субботу нельзя работать? Можно! Ведь Суббота — отнюдь не выходной день. К примеру, человек может работать официантом в гостинице, накрывая и убирая столы хоть все двадцать четыре субботних часа и при этом нисколько ее не нарушать. Или работать сторожем, воспитателем, преподавателем… Работать в Субботу не запрещено! Нельзя только проявлять свою власть над природой.
Однако давайте уточним термины. Есть общая работа, а есть некоторые запрещенные в Субботу действия. У последних в Торе есть общее название — мелаха (множественное число — мелахот). Только за неимением более подходящего эквивалента этот термин обычно переводят как работа. На самом деле в слове мелаха можно усмотреть женскую форму понятия малах, что означает ангел, посланник Всевышнего. Здесь есть своя логика: человек послан Творцом освоить и завоевать мир. Так вот, те самые действия, которыми он выполняет свое посланничество, и должны быть прекращены в Субботу — вне зависимости от того, связаны они с тяжелыми усилиями или нет.
Как встречают Шаббат
Идея о том, что Шаббат — праздничный день, достаточно древняя. Уже в 23-й главе книги Левит, начинающейся словами «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних», перечень праздников открывается именно субботой. Неудивительно, что наступление и завершение субботы отмечается особыми ритуалами.
Вечер пятницы
Согласно еврейской традиции, день сменяется следующим не в полночь, а с заходом солнца. В пятницу днем люди уходят с работы пораньше, приводят дом в порядок, готовят субботнюю трапезу. На стол, накрытый нарядной скатертью, обязательно кладут две халы Хала — еврейский праздничный хлеб, который едят в Шаббат и по праздникам. Две халы на субботнем столе символизируют двойную порцию манны небесной, которую Господь посылал евреям во время их сорокалетнего скитания в пустыне. Двойная порция дается в канун субботы для того, чтобы евреи не собирали манну в субботу. , «плетенки», ставят особый красивый бокал, над вином в котором будут читать благословение, и само вино. За 18 минут Считается, что минимум 18 минут требуется на возведение эрува — границы, в пределах которой разрешено переносить вещи в Шаббат. до захода солнца женщины зажигают субботние свечи. Это очень торжественный и важный момент. Он прекрасно описан в книге Беллы Шагал Белла Шагал (1895–1944) — писательница, переводчица. Первая жена художника Марка Шагала. «Горящие светильники»:
«Вот шуршит платье. Изящные ботинки, легко ступая, приближаются к столовой. На пороге мама на миг застывает, будто ослепленная видом белоснежного стола и серебряных подсвечников. Но медлить некогда!
Она споласкивает водой лицо и руки, поправляет свой любимый кипенно-белый кружевной воротничок и, преобразившись, другим человеком подходит к свечам. Чиркает спичкой и зажигает их одну за другой. Семь свечей оживают, разгораются и ярко освещают мамино лицо. Она завороженно опускает глаза. Медленно, три раза подряд обхватывает огни кольцом рук, будто включает свое сердце в эту оправу. И все будничные дела и заботы тают вместе со свечным воском.
Мама произносит благословение над субботними свечами. Молитвенный шепот струится из-под приложенных к лицу ладоней и еще сильнее разжигает язычки пламени. Мамины руки над свечами светятся, как скрижали Завета над священным ковчегом».
После этого (в синагоге или дома) читают субботнюю молитву, поют специальную богослужебную песнь, или пиют Пиют — авторский поэтический текст, стих-молитва, ставший частью богослужения. Древнейшие пиюты датируются первыми веками нашей эры. , «Леха доди» («Выйди, мой друг, встретить невесту, вместе мы встретим Субботу»). Затем все собираются вокруг стола и произносят субботнее благословение над вином и халами. Потом начинается вечерняя трапеза.
Одно из самых известных блюд в Шаббат — гефилте фиш, фаршированная рыба. Почему именно рыба? Потому что считается, что время и пространство на время Шаббата становятся священными: люди соприкасаются с раем, из которого они были изгнаны и в который вернутся с приходом Мессии, и тогда они будут есть тушу морского чудовища Левиафана — ее и символизирует рыба. Субботняя трапеза, в частности, символизирует тот будущий пир мессианских времен. Затем рыбу со стола убирают и подают мясные блюда. Во время вечерней субботней трапезы принято петь субботние песни.
Утро субботы
Оно начинается с общей молитвы в синагоге, во время которой из специального шкафа торжественно достают большой свиток Торы, написанный на пергаменте, и читают «недельную главу». Затем потомки коэнов — священников Иерусалимского храма — благословляют общину. После службы во время субботнего обеда принято есть чолнт — жаркое из мяса, овощей, крупы и фасоли, приготовленное накануне.
подробнее о чолнте читайте в нашем материале 13 слов на идише, помогающих понять еврейскую культуруВечер субботы
Завершается Шаббат через час после захода солнца ритуалом «Авдала» («Отделение субботы от будней»). Во время этого обряда женщины снова зажигают свечи, мужчины читают благословение над бокалом вина. Есть древнее предание о том, что в субботу Бог дает каждому еврею дополнительную душу, а после субботы — забирает, и для того, чтобы смягчить горечь расставания, на исходе субботы принято нюхать успокаивающие благовония.
Почему евреи не работают в субботу?
Для евреев суббота – всегда особый день. Это связано с их религиозными убеждениями. Как известно, религия евреев – иудаизм. Они верят в Старый Завет и его законы.
Так вот, в Торе, Пятикнижии Моисеевом, сказано, что Господь сотворил мир за шесть дней. Седьмой день, субботу, он отдыхал. Позже, когда Моисей выводит евреев с Египта по милости Божией, он по пути в землю обетованную, в пустыни, принес скрижали с новым заветом между людьми и Богом. Одним из пунктов заповедей Божьих есть почитание субботы, как дня Господнего.
Что это значит? Суббота – должен быть день полного отдыха. Этот день люди должны посвящать Богу, духовным раздумьям и излечению души. В субботний день нельзя ничего делать.
Евреи называют этот день Шаббат. Если другие дни недели не имеют названия, то суббота – единственный, который как-то называют. Считают, что существует список из 39 дел, которые нельзя делать в субботу. Для евреев работать в этот день – это большой грех. Даже когда еврейских женщин привозили в Европу, они как-то незаметно умудрялись почитать день субботний и ничего не делать.
Самое главное, чего нельзя делать в субботу – это работать. Особенно это касается той работы, где люди что-то создают новое. В первую очередь это касается приготовления пищи. Готовить еду считается грехом. Поэтому женщины готовят в пятницу на два дня. Интересно, что разогревать еду тоже нельзя.
Также грехом считается вязать, шить и вообще держать нитки в руках. Нельзя в субботу и писать.
В субботу все одеваются праздно. Есть очень много разных интересных традиций, которых придерживаются евреи. Праздник Шаббата начинается практически в пятничный вечер. Тогда хозяйка зажигает свечи и читает молитву. На стол кладут не обычный, а праздничный золотистый хлеб и только после молитв отца садятся за стол.
Разговоры в субботние дни не похожи на обычные. Никто не говорит о будничных проблемах. Все разговаривают о духовном: о Боге, Торе. Интересным является тот факт, что изучение Торы разбито на главы согласно субботам. Евреи читают ряд молитв и проводят ритуалы.
Евреи прямо за столом поют интересные необычные песни. Они настраивают на позитивный лад на всю неделю.
Если же в субботу попадает какой-то иной праздник, то этот народ в первую очередь исполняет все традиции Шаббата, а только потом уже праздника. Это еще раз подчеркивает, насколько важна для евреев суббота.
Когда-то давно они верили, что субботний отдых и молитвы – это первый залог того, что Господь не откажется от них.
В конце дня священной субботы проводят ритуал Авдала. Он создан для того, чтобы показать разделения между остальными обычными рабочими днями и праздником Шаббата. Евреи этой церемонией прощаются со святой субботой и возвращаются к будничным ежедневным заботам.
Интересно, что субботы могут быть особенными и обычными. Особенные отличаются литургиями и обрядами, ими могут быть «суббота покаяния», «суббота песнопения» и т. д.
И все-таки для евреев суббота – это не только страх перед Богом за то, что ты можешь согрешить, а скорее наоборот – благословение. Ведь Бог, таким образом, дает такую нужную людям паузу, когда можно отдохнуть и посвятить хотя бы один день недели себе и Богу.
Как мне кажется, нам как раз не хватает такого дня, когда можно ничего не делать, а посвятить весь день себе и своей семье, отключить все гаджеты, и просто сходить погулять. Хотя бы раза два в месяц. Время идет, а мы в заботах и делах.
Шаббат в Израиле: праздник или день трудностей?
Когда мы едем в Израиль с визитом, поездкой или паломничеством, мы можем испытать некоторые неудобства во время субботы.
Магазины будут закрыты, движение не будет работать, а количество открытых закусочных будет ограничено.
Чем так примечательна суббота?
В иудаизме суббота - седьмой день недели.
Шаббат - это праздник, день отдыха. Это самый важный день для всех евреев.
Это памятник циклу сотворения мира, а также исходу израильтян из Египта.
Он начинается с заката в пятницу и заканчивается почти через час после заката в субботу.
В пятницу днем мы можем услышать взаимное приветствие «шабат шалом» на улицах Израиля.
Субботнее время
В иудаизме много различных праздников.
Суббота начинается в пятницу вечером со службы в синагоге.
После возвращения домой хозяйка дома зажигает две свечи в сумерках (но их может быть и больше).
Затем хозяин дома благословляет всех членов семьи, читая кидуш за бокалом вина.
В субботу семья съедает три праздничных обеда и поет субботние песни.
Суббота также отводится на молитвы (в синагоге и дома).
К вечеру субботы и в конце периода субботнего отмечается церемония Хавдала, или «отделение» праздника от обычного рабочего дня.
Субботние ограничения и запреты
В четверг и пятницу готовятся блюда, которые нужно съесть во время праздника.
Этот день также связан с запретом повседневной работы.
Список из 39 запрещенных дел можно найти в Мишнаджот Шаббат, договоре в Моэде (второй из шести разделов Мишны). Назовем лишь несколько:
- вспашка,
- посев (полив растений, бросать семена на землю),
- замешивание теста (также замешивание муки с водой),
- отбеливание (удаление пятен, замачивание одежды),
- шитье (склейка, стыковка материалов),
- письмо (рисование лекал, проставление штампов),
- разжигание огня (горелки, включение света, нажатие кнопок электрических приборов, поддержание огня в камине).
Государство Израиль и трудности в субботу
И здесь мы подходим к проблемам, с которыми мы можем столкнуться по прибытии или отъезде в субботу.
В Израиле законодательно регламентировано функционирование различных сфер жизни.
С пятницы после заката до субботы после заката базары закрыты, большинство магазинов и еврейских ресторанов закрыты.
Так что по приезду у нас будут проблемы с покупкой продуктов.
Тем более, общественного транспорта нет. Автобусов и поездов нет.
Единственный способ добраться из аэропорта в Тель-Авив или Иерусалим - это частные такси по субботнему (более дорогому) тарифу.
То же самое будет и при улете - чтобы добраться до аэропорта за это время, придется взять дорогое такси.
За рулем, скорее всего, будет араб.
Время посещения Израиля
Из-за трудностей во время субботы лучше всего приезжать в Израиль в пятницу не позднее полудня, поскольку магазины и рестораны систематически закрываются с 3:00 до 4:00.
Кроме того, примерно с полудня систематически прекращается движение общественного транспорта (автобусы и поезда).
Однако безопаснее приземлиться в аэропорту в четверг.
Кроме того, вылет из Израиля может быть либо субботним ночным рейсом (после окончания шаббата), либо воскресным рейсом.
В случае прибытия и отправления в субботу следует учитывать дополнительные расходы на аренду такси.
Субботние удобства
Различные удобства есть не только в отелях Израиля, но и в отелях других стран.
Они помогают соблюдать законы, связанные с еврейской субботой, например, открывать комнаты обычным ключом, а не электронным, предлагают свет в комнате с фотоэлементом или лифт, который перемещается в режиме шаббата, то есть поднимается с первого этажа на верхние этажи без нажатия каких-либо кнопок.
Лифт просто открывает и закрывает двери на каждом этаже (или на каждом втором) этаже, и вы можете входить и выходить, не нажимая никаких кнопок.
В некоторых духовках также есть режим предварительного нагрева или очень медленного приготовления.
Блюда устанавливаются в полдень пятницы, а установка температуры поддерживает готовность блюд к употреблению в пятницу вечером и в течение субботы.
Читайте также: