Тихие приюты для отдыха страдающей души
Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Тихие приюты для отдыха страдающей души», автора Быков В.П. Книга была издана в 1913 году. Содержит 351 с.
Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы так же можете поделиться напрямую в социальных сетяхВы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Тихие приюты для отдыха страдающей души
© Издательство «Сатисъ», 2008
Ввиду того что в последнее время все чаще и чаще приходится получать письма с просьбой о выпуске лекций, читанных мной в 1907–1913 годах в Петербурге, Москве, Курске, Шуе, Новочеркасске, Таганроге, в рудниках Донецкого бассейна, я решил приступить к изданию таковых и первый выпуск отвожу для своей, пользовавшейся особым успехом, лекции «Тихие приюты для отдыха страдающей души».
Но, так как я, обыкновенно, веду свои лекции-беседы по конспектам или даже без таковых, – я был бы лишен возможности выполнить эту задачу, если бы мне любезно не предоставила стенограмму этой лекции, читанной мной в аудитории «Соляного городка» в Петербурге, стенографировавшая ее для себя княгиня М.М.У. Имея в руках эту стенограмму и желая освежить в памяти все то, о чем я говорил в этой лекции, в текущем (1913) году я снова объехал те обители, которые послужили главным материалом для этой лекции.
И теперь, благодаря особенному вниманию многих высокоуважаемых молитвенников – иноков этих обителей, я имею возможность внести в настоящую лекцию несколько таких подробностей, о которых я в то время говорить не мог.
Считаю святой обязанностью и нравственным долгом выразить здесь глубокую признательность Его Преосвященству Епископу Дмитровскому и викарию Московскому, Владыке Трифону, неоднократно предоставлявшему мне свою в высокой степени художественную библиотеку световых снимков для проекции с помощью волшебного фонаря видов Оптиной пустыни, затем Шамординской Казанско-Амвросьевской женской обители. Точно так же приношу благодарность Α.Ε. Сунгурову, подбиравшему мне эти снимки; затем – княгине М.М.У., любезно предоставившей мне стенограмму этой лекции; потом Его Высокопреподобию Архимандриту Боровского Св. Пафнутия монастыря о. Венедикту, давшему мне очень много интересных сведений из жизни праведного старца Амвросия, у которого он был ближайшим учеником и в течение многих лет письмоводителем; и наконец, я не могу не выразить своей сердечной признательности гостинику Оптиной пустыни о. Пахомию и старшей монахине при гостинице женского Шамордина монастыря матушке Наталии Самбикиной, сообщившим мне: первый – о посещении Оптиной пустыни графом Л.Н. Толстым, а последняя – об этих же посещениях Л.Н. Толстого Шамординой обители и о Марии Николаевне Толстой, в течение многих лет подвизавшейся в этой обители; М.М. Долинино-Иванской, сообщившей мне много интересных сведений о первой игуменье схимонахине Софии Болотовой, которая была ее родной теткой, и об о. Данииле Болотове, бывшем профессоре Петербургской Академии Художеств Д.М. Болотове, а равно и многим другим из иноков и инокинь обителей Калужской губернии, которые любезно обогатили меня сведениями о своих святынях и духовных сокровищах, а главное – повествованиями о величайших подвижниках духа этих высоких духовных оазисов нашей центральной России.
В заключение считаю нравственным долгом заявить, что, так как все изложенное здесь – результат личных переживаний, тревожных дум, мучительных страданий и душевных терзаний, которые не чужды многим из заблудившихся в бурных волнах современной жизни, я буду чрезвычайно осчастливлен Всемогущим Господом, выведшим меня из бездны страшного падения, из бесконечных нравственных мук на путь спокойной светлой правды, – если эти строки проникнут в глубину хоть одной такой же заблудшей и скорбной души, какой была и моя, откроют ей горизонты вечной истины, правды и добра, и давно желанного счастья, спокойствия и умиротворения, – я этим хоть немного облегчил бы то мучительное бремя, которое тяготит мою душу, как душу соблазнителя, как душу увлекавшего в бездну падения многие другие души, как ревностного вербовщика в армию духа тьмы. Правда, я делал это по слепому неведению, по искреннему увлечению, в глубокой уверенности, что это и есть тот истинный путь, которого так бесконечно-настойчиво, так жадно ищут многие в наш век; обманывал, был обманут, но это меня не оправдывает, так как те, которые шли по моему указанию в тенеты лжи, – в тенеты спиритизма, оккультизма, теософии, – тонули и гибли там так же, как и те, которые самостоятельно падали в эту мертвой хваткой поглощающую бездну.
«Смерть от руки постоянного разбойника большой дороги и от руки случайного разбойника – все та же смерть», – говорит старая ирландская поговорка.
Но… я верю, неистощимое милосердие искупившего нас Своей кровью Господа – безгранично, и молитвы Церкви – чудодейственно плодотворны; и им, и только лишь им теперь я вверяю и себя, и тех, которые, благодаря моим заблуждениям, стали на скользкий путь пагубного увлечения.
Господь выправит и их, и мои пути!
Москва, 1913 г.
Чем и как лечится простой русский народ
Несколько лет назад во французском географическом обществе, в Париже, один из врачей, принимавших участие в экспедиции к северному полярному полюсу, отметил следующий, в высокой степени интересный, факт: чем ближе они подходили к полярным поясам и чем быстрее вступали в область сплошных ночей, тем отчетливее он наблюдал в психической жизни экипажа исключительную пониженность во всей нервной системе, страшную подавленность, малоподвижность и т. д., и т. д.
Это обстоятельство натолкнуло его на мысль произвести наблюдение над психикой человеческой природы в той области, где в течение некоторого времени держится почти сплошное, непрерывное отсутствие темноты, почти непрерывный день, и он установил, что в последнем случае наблюдается слишком большая повышенность нервной системы, раздражительность, беспокойство и тому подобное.
Отсюда почтенный докладчик приходит к определенному выводу, что существующая закономерность в природе и в жизненных явлениях представляет собой один из главных факторов уравновешенности человеческой жизни, ее нормальности, безболезненности, долговечности; словом, всего, что вырисовывается в идеалах человеческого счастья.
И на самом деле, стоит только понаблюдать за собой совместно с жизнью, явлениями и переменами в видимой природе, чтобы установить как незыблемый факт, что счастье человека находится в строгой зависимости от указанной выше закономерности в природе и от гармонического отношения к ней человека и что Тот, Кто создал человека, назвал его Своим дитятей, в целях его, этого дитяти, блага, установил в жизни и планомерную смену явлений в природе.
Обратите внимание на равномерность тепла и холода в умеренных странах. Сравните результаты влияния их на человеческую природу с результатами влияния, предположим, южных стран, и вы увидите, что человек умеренного пояса живет нормальной продолжительностью жизни, уравновешеннее реагирует на все ее явления.
Совсем не то испытывает человек южного климата, пояса сплошной жары. Он живет быстрым, усиленным темпом, особенно интенсивно реагирует на явления природы, на чувства, на жизнь и т. д., и т. д.
Возьмите жизнь тех пунктов земли, которые расположены в области постоянных туманов, нарушающих правильный приток чистого воздуха и света к людям, например Лондона в Англии, и вы увидите, что ни один народ на земле не страдает так сплином, как страдают сыны властного Альбиона, и нигде не бывает так много самоубийств исстари веков, как среди обывателей Лондона.
Возьмите нашу северную Пальмиру, Петербург, с его непостоянной погодой, с безалаберно сыплющимися осенней изморозью, дождями, с быстрыми скачками температуры, и вам будут до некоторой степени понятны массовые заболевания легочными, гриппозными, малярийными, тифоидальными страданиями петербуржцев, что составило «творению Петра» репутацию нездорового города.
Наконец, по уверению одного очень опытного петербургского психиатра, большинство всякого рода нервных и психических заболеваний в Петербурге падает на период тех воспетых Достоевским и Пушкиным «белых ночей», при которых на протяжении приблизительно с последних чисел апреля до первых чисел июля неизменно «светла Адмиралтейская игла».
Тихие приюты для отдыха страдающей души
Чужой компьютер
вернуться к странице
АКМЭ запись закреплена
Быков В. П. Спиритизм перед судом науки, общества и религии. - М.: Издание Быковой Е.I., 1914
В. П. Быков написал книгу «Спиритизм перед судом науки, общества и религии» с позиции спирита, прекратившего свою деятельность под воздействием православного миссионера И. Г. Айвазова. Издание выпущено в 1914 г. супругой автора Е. И. Быковой, снабжено большим количеством рисунков и фотографий. Труд посвящен Святой православной христианской церкви.
Повествование ведется в доверительной форме лекций-бесед. Здесь изложена история, философия спиритизма, его связь с сектами и масонством. Он пишет, что «…в масонские ложи проникали магия, кабалистика, оккультизм», а в силу вышеуказанных причин «…масонство чрезвычайно дружелюбно относится ко всякой спиритической организации». Автор после своей двадцатипятилетней практики сам глубоко разочаровавшийся в пользе спиритизма, приводит факты многочисленных самоубийств среди спиритов и медиумов. Он делает вывод о необходимости отрицательного отношения к данному учению общества и церкви.
Владимир Павлович Быков — писатель, биолог, масон, знаменитый московский спирит, руководитель кружка «Спиритуалистов-догматиков», редактор-издатель журналов «Спиритуалист» (1905–1912), «Голос всеобщей любви» (1906–1909), «Смелые мысли» (1909–1911), «Вифезда» (1911–1912), и газеты спиритуально-оккультного направления «Оттуда» (1907–1911). Писал под псевдонимом В. П. Пироцкий. Широкую известность среди современников получила его серия выпусков «Тихие приюты для отдыха страдающей души: лекции-беседы» (1915–1917). С 1918 г. — красный священник.
Тихие приюты
В книге рассказывается о Святых обителях – монастырях, которые посетил автор, об их насельниках и насельницах, о подвижниках и вере Русского народа.
Произведение относится к жанру Религия. На нашем сайте можно скачать книгу "Тихие приюты" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
Список аудио-треков категории «Литературный навигатор»
Слушать на мобильном
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Текст книги "Тихие обители. Рассказы о святынях"
Вот и тихие улочки Посада, и колокольня смотрит из-за садов. Вот и ее не видно. Выезжаем на белую дорогу. Навстречу – богомольцы, идут на радость. А мы отрадовались, и скучно нам. Оглядываемся: не видно ли. Нет, не видно. А вот и перелески с лужайками, и тропки. Мягко поту-кивает тележка, попыливает за ней. А вот и место, откуда видно, между лесочками. Видно между лесочками, позади, в самом конце дороги: стоит колокольня-Троица, золотая верхушка только, будто в лесу игрушка.
– Вот мы и помолились, привел Господь… благодати сподобились, – говорит Горкин молитвенно. – Будто теперь и скучно, без преподобного…
а он, батюшка, незримый с нами. Скучно и тебе, милый, а? Ну ничего, касатик, обойдется… А мы молитовкой подгоняться станем, батюшка-то сказал, Варнава… нам и не будет скучно. Начни-ка тропарек, Федя: «Стопы моя направи»…
Федя нетвердо начинает, и все поем: «Стопы моя направи по словеси Твоему…»
Постукивает тележка. Мы тихо идем за ней.
Литература
Авраам Норов. Путешествие по Египту и Нубии в 1834-1835 гг. Санкт-Петербург, 1840.
Булгаков Сергей Николаевич, протоиерей. В Айя-Софии. Журнал «Русская Мысль», 1924. Прага.
Быков В.П. Тихие приюты для отдыха страдающей души. Издание Е.И. Быковой. М., 1913.
Зуров Леонид. Обитель. «Новоселье». Ежемесячный литературно-художественный журнал. Нью-Йорк, 1946. № 29-30 (октябрь-ноябрь).
Иван Шмелев. Троице-Сергиева лавра. Митрополит Вениамин (Федченков). На «Северный Афон».
Муратов Павел. Образы Италии. Berlin, 1924. Немирович-Данченко В. Наши монастыри. Очерки и рассказы. Издание П.П. Сойкина. СПб., 1904.
Новый Завет. Издание Оптиной пустыни, 1997.
Православный Молитвослов и Псалтирь. Сретенский монастырь. М., 1997.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.
Священник Владимир Быков. «Тихие приюты для отдыха страдающей души»
Ещё в начале прошлого века известный духовный автор и публицист, московский священник Владимир Быков, сетовал на то, что человеку отчаянно не хватает тишины. Что жизнь его проходит под грохот экипажей извозчиков, велосипедных и трамвайных звонков, автомобильных сирен, паровозных и заводских гудков. Интересно, что бы сказал батюшка, очутись он в центре современного мегаполиса? Вероятно, то же самое, о чём тогда, более ста лет назад, он уже написал целую книгу, которая остаётся актуальной и сегодня. Она называется «Тихие приюты для отдыха страдающей души». И повествует об умиротворяющей, благодатной силе той особенной тишины, которую не встретишь нигде, кроме как в русских православных обителях.
В их спокойной, безмятежной тиши, — уверен автор, — проще заглянуть в свою собственную душу, увидеть жизнь не как бесконечную и бессмысленную чехарду, а как прекрасную книгу, написанную нами самими и Богом. С тишиной, подчёркивает священник Владимир Быков, неразрывно связана и самая высокая сторона человеческой жизни — молитва. Поэтому он рекомендует читателям время от времени отвлекаться от привычного будничного бега и отправляться в паломнические путешествия.
Последовать этому совету хочется немедленно, стоит только прочитать, как описывает автор русские монастыри. Его литературный язык невероятно поэтичный; он разворачивает перед читателем не просто текст, а настоящее живописное полотно. Например, когда рассказывает о том, как выйдя из вагона на станции Козельск, он сел на извозчика и, не отъехав от города и километра, впервые увидел раскинувшийся на бархате изумрудной зелени монастырь Оптина пустынь. Мы, словно на картине, видим обитель с её величественными храмами, окружённую густым лесом. И, кажется, слышим витающую над нею молитвенную тишину. Священник Владимир Быков знакомит читателей с историей монастыря, излагая её увлекательно и живо. Рассказывает он и о собственной необыкновенной встрече с оптинскими старцами — Амвросием и Нектарием.
Подобным же образом автор проводит нас и по другим тихим приютам для отдыха страдающей души — Шамординской обители, Тихоновой пустыни, Сергиеву скиту. И хочется хоть ненадолго оказаться в одной из них, чтобы вдали от городской суеты сосредоточиться на самом главном.
Слушать на мобильномСмотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Тихие приюты
В книге рассказывается о Святых обителях – монастырях, которые посетил автор, об их насельниках и насельницах, о подвижниках и вере Русского народа.
Отзывы
Загрузить ещеПопулярные книги
Глуховский Дмитрий Алексеевич Будущее Глава I. ГОРИЗОНТЫ Лифт — отличная штука, говорю.
Будущее
Стивен КИНГ ТЕМНАЯ БАШНЯ СТРЕЛОК Посвящается Эду Ферману, который рискнул прочесть эти исто.
Стрелок (Темная башня - 1)
Анна Тодд После ссоры С огромной любовью и благодарностью к каждому, кто читает эту книгу. Anna.
После ссоры
Я — Страж Огня! Если не согласны, предъявите свои претензии моему стражу, каменному дракону! Нет п.
Страж огня
Алексей Пехов Страж. Тетралогия Страж История первая Ведьмин яр Ворон на ржаном поле не.
Страж. Тетралогия
Третья часть приключений о Линке. .
Забавно быть студентом
- Понравилось: 0
- В библиотеках: 0
- Размещено 10.05.2019
- Тип размещения: Бесплатно
Новинки
Как быть, если тебе досталась новая жизнь, но сохранилась старая память? История Хель. Новая личност.
Тихие приюты для отдыха страдающей души
Великій старецъ «Тихаго пріюта для отдыха страдающей души»
*(Изъ книги В. П. Быкова «Тихiе прiютьг для отдыха страдающей дитя». Москва, 1913 г., стр. 125, 226–231)
Помимо главныхъ трехъ храмовъ, Введенскаго, Преп. Марш Египетской и Казанской Божьей Матери, есть еще одинъ храмъ въ Оптиной пустыни — храмъ Владимiрской Богоматери. Онъ представляетъ собой для мiрскихъ людей главный интересъ, темъ, что при этомъ храме находится келья самаго популярнаго изъ старцевъ нашего времени о. Анатолiя. Такъ какъ этотъ старецъ принимаетъ почти безъ ограничешя времени всехъ, то этотъ храмъ бываетъ почти всегда открыть и постоянно переполвенъ народомъ. Бываетъ нередко такъ, что въ монастыре полное затишье, не видно даже монаховъ, а около храма Владимiрской Богоматери, где келья старца Анатолiя, сидитъ много народу и ожидаютъ очереди прiема. Принимаетъ онъ, кажется, до глубокой полуночи, такъ что приходится удивляться, какъ управляется со своей тяжелой обязанностью этотъ маленыай, тщедушный, Богоугодный старичекъ.
Отличительной чертой этого, по истине Божьяго человека, служить его изумительно любовное отношеше къ людямъ.
И, глядя на него, невольно хочется воскликнуть: «какое это великое вместилище любви!»
Вечно приветливый, постоянно ласковый, изумительно сердечный, готовый, кажется, всего самого себя, всю свою душу, всю свою жизнь отдать тому, кто приходить къ нему съ той или другой нуждой, съ той или другой скорбью. Когда я прiѣхалъ къ старцу, у него была, какъ всегда, масса народу. Здесь я встрѣтилъ совершенно случайно одного своего добраго знакомаго. Разговорились, оказывается онъ иногда посегцаетъ этого, «святѣйшаго изъ святыхъ при жизни», старца. Старецъ Анатолш, помимо словъ назидашя, привѣта, любви, очень часто даетъ посЬтителямъ книжечки, которыя почти всегда или своимъ назвашемъ, или своимъ внутреннимъ назидашемъ отвѣчаютъ на какой либо запросъ, на какую либо нужду посетителя, и присматриваясь къ этой раздачѣ, можно наблюдать феномены провидѣшя старца въ даль грядугцаго.
Среди никогда непрерываюгцейся цѣпи ожидаюгцихъ прiема посетителей всегда идетъ живой обмѣнъ впечатлѣшями, мыслями по поводу какоголибо предсказашя или указашя старца.
Вотъ, направо, вслушиваемся въ разсказъ одного крестьянина. Разсказчикъ очевидно здешшй ямгцикъ.
— Вотъ всегда обращаюсь къ этому дорогому батюшкѣ. Онъ мнѣ въ трудныя минуты все равно, что, ангелъ хранитель, какъ скажетъ, такъ ужъ точно обрежетъ. Все правильно, по его такъ и бываетъ. Я никогда не забуду такой случай. Отделился я отъ отца, вышелъ изъ дому. Всего въ карманѣ денегъ 50 руб. Жена, ребятишки, а самъ не знаю, куда и голову приклонить. Пошелъ къ эконому здЬшняго монастыря, лѣску на срокъ попросить; обитель–то здешняя, дай имъ Богъ добраго здоровья, все–таки поддерживаетъ насъ. Возьму, думаю, у него это леску, да кое–какъ и построюсь. Пришелъ, но экономъ, оказывается, не тутъ–то было. Что ему попритчилось, Господь его знаетъ. Не могу, — да и только. Я было и такъ, и сякъ, ничего не выходить. Ну, знамо дело, пришелъ домой, говорю женѣ: «одно намъ теперь безплатное удовольствiе предоставлено, ложись и умирай». Сильно я закручинился, и первымъ это дѣломъ, по нашему, по деревенскому, расчиталъ пропить все эти деньги, оставивъ бабу съ ребятами въ деревне, а самому въ Москву — въ работники. Но, не даромъ говорятъ, — утро вечера мудренее. На утро всталъ, и первая мысль въ голову: «сходи къ старцу Анатолт, да и только». Делать нечего, всталъ оделся, иду. Прихожу вотъ такъ, какъ сейчасъ, народу видимо и невидимо. Где, думаю, тутъ добраться, да побеседовать; хоть бы подъ благословеше–то подойти. Только это я подумалъ, анъ, глядь, отворяется дверь изъ кельи, и выходить старецъ Анатолш. Все двинулись къ нему подъ благословеше. Протискиваюсь и я. А у него, у старца–то, такой уже обычай, когда онъ осЬняетъ святымъ благословешемъ, то онъ въ лобикъ–то, такъ, какъ будто, два раза ударяетъ и кладетъ благословеше медленно, чинно, такъ что иногда за это время несколько словечекъ ему сказать можно. Такъ я решилъ сделать и здесь.
Онъ благословляетъ, а я говорю въ это время: погибаю я, батюшка, совсемъ, хоть умирай. — Что такъ? — Да вотъ такъ и такъ, говорю, насчетъ дома. Покаялся ему, что и деньги пропить решилъ. Ведь сами знаете, если хочешь правильный ответь отъ старца получить, долженъ все ему сказать по порядку. Остановился это старецъ, какъ будто, задумался, а потомъ и говоритъ: не падай духомъ, черезъ три недели въ свой домъ войдешь. Еще разъ благословилъ меня, и верите ли, вышелъ я отъ него, какъ встрепанный. Совсемъ другимъ человекомъ сталъ. Ожилъ. Откуда и какъ это можетъ случиться, что я черезъ три недели въ свой домъ войду? Я и не раздумывалъ, а зналъ, что это непременно будетъ, потому что старецъ Анатолш такъ сказалъ. Такъ, что же бы вы думали: вечеромъ этого дня нанимаетъ меня седокъ въ Шамордино. ѣду черезъ деревню (следуетъ назваше деревни) и вдругъ меня окликаетъ чей–то голосъ: «слушай, скажи тамъ своимъ въ деревне, что не хочетъ ли кто срубъ у меня купить… Хорошш срубъ, отдамъ за четвертную и деньги въ разсрочку».
Литературный навигатор - все программы одним списком
Читайте также: