Т34 из лаоса приехали в россию
Власти Лаоса передали России 30 танков Т-34. Вернувшаяся в Россию техника будет использоваться при проведении Парадов Победы, съемках фильмов и в качестве музейных экспонатов.
Министерство обороны Лаосской Народно-Демократической Республики в рамках военно-технического сотрудничества передало российскому военному ведомству 30 танков Т-34 в полностью исправном состоянии, - сообщили в Минобороны РФ.
Техника прибыла морским путем во Владивосток. Впоследствии железнодорожным транспортом она будет доставлена в подмосковный Наро-Фоминск.
Отмечается, что танки планируют использовать в том числе во время военных парадов и съемок фильмов.
Средние танки стран антигитлеровской коалиции, такие как советский Т-34 и американский M4 Sherman, имея во многом схожие характеристики, благодаря своим сильным сторонам и массовости сыграли выдающуюся роль в победе над нацисткой Германией, - написал ранее американский журнал The National Interest.
Автор особо отметил дешевизну и простоту производства Т-34 - Россия произвела "ошеломляющие" 84 тысячи "тридцатьчетверок", в то время как США произвели 49 тысяч M4 Sherman, а Великобритания – всего лишь 6000 танков Cromwell, пишет The National Interest.
Средние танки союзников имели схожее вооружение, броню и подвижность, указал автор статьи.
Однако главная их особенность заключалась в том, что они обладали достаточными характеристиками для выполнения боевых задач, и при этом могли массово производиться в беспрецедентных масштабах, что в полной мере позволило СССР и США использовать свой мощный промышленный потенциал для победы над Третьим Рейхом, - заключает The National Interest.
Ранее немецкий журнал Stern признал, что советский танк Т-34 оказался для напавшего на СССР вермахта настоящим "смертоносным сюрпризом".
В начале войны, отмечает издание, эта боевая машина превосходила все немецкие модели танков. По его мнению, в сравнении с Т-34 немецкие танки Pz.I, II, III были "лишь игрушками", в то время как советская машина обладала мощным орудием, отличной маневренностью и наклонной лобовой броней, которую стандартные противотанковые орудия вермахта не пробивали.
Одним из секретов успеха "тридцатьчетверки" журнал называет простую и гениальную конструкцию, которая легко позволяла наладить массовое производство танка.
T-34 – легендарный советский средний танк периода Великой Отечественной войны, который серийно выпускался с 1940 года. Машина являлась основным танком Красной Армии до первой половины 1944 года, до поступления в войска модификации Т-34-85.
Какую старую технику покупают другие страны?
Денисенцев говорит, что случаев, когда минобороны или другие госструктуры разных стран собирают по миру свою устаревшую технику, например, для музеев или для съемок фильмов, довольно много.
"И американцы собирают свою старую технику, и немцы. Сказать, что это прямо что-то уникальное, нельзя. Скорее уникально количество - что именно 30 танков. Это много. Обычно речь идет о передаче нескольких машин", - сказал он.
В частности, он привел в пример покупку Китаем советского авианесущего крейсера "Киев", который был впоследствии переоборудован сначала в парк развлечений, а затем в отель.
"На Западе довольно известный кейс - это передача за символическую сумму немецкой подводной лодки времен Второй мировой войны U-955", - добавил эксперт.
Спустя семь лет после окончания Второй мировой войны подводная лодка U-955 перешла в состав ВМС Норвегии (во время капитуляции Германии в мае 1945 года она находилась в норвежских водах). В 1960-х годах Норвегия продала ее ФРГ за символическую цену в одну марку. Позже U-955 в качестве музейного корабля установили у мемориала морякам, погибшим в Первую мировую войну, в коммуне Лабё.
Мог ли Лаос погасить часть долга танками?
В 2003 году Россия списала Лаосу почти 70% долга (700 млн долларов). Остальную часть (380 млн) Лаос должен выплатить в течение 33 лет.
Лаос мог отдать России старую бронетехнику в счет этого долга, считает Мураховский: "Возможно, была и такая сделка, не исключено".
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,"Тридцатьчетвёрка" - один из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. На фото: Т-34-76 на территории мемориала павшим советским воинам в Тиргартене, Берлин
Денисов же считает, что такая сделка маловероятна: "Я думаю, что долг - это чепуха. Потому что цена этих танков абсолютно несущественна. Скорее всего, они были просто переданы в качестве жеста доброй воли".
Стоимость одного исправного Т-34 на неофициальном рынке оба эксперта оценивают в сотни тысяч долларов.
"Несколько сотен тысяч долларов. Если танк исправный, на ходу. Обычно такие сделки совершаются частными коллекционерами, и стоимость такая. Какая между государствами стоимость - неизвестно", - сказал Мураховский.
"Есть относительно неофициальный рынок старых танков. Но зависит все от технического состояния, от комплектации, от того, нужно ли что-то менять. Но в любом случае это десятки, сотни тысяч долларов", - отметил Денисенцев.
"То есть стоимость этих 30 танков очень невелика. Верхняя планка - это 1 млн долларов", - подсчитал он.
При этом Денисенцев напомнил, что в декабре 2018 года стало известно, что в Лаос поступила первая партия российских модернизированных танков Т-72Б1.
"Есть вероятность, что Т-34 как-то зачли в стоимость современной российской техники, которую Россия передала Лаосу. Но это только предположение", - отметил эксперт.
Эксперт рассказал о "лаосских" Т-34, вернувшихся в Россию
Как выяснила "КП", модификации советского танка Т-34-85 могли попасть в Лаос только после Вьетнамской войны. А произвели их в Чехословакии или Польше, где танки производились по лицензии СССР в 1952-1958 годы. Кстати, сам Т-34-85 нельзя назвать "старичком". Он снят с вооружения Вооруженных Сил России только в 1993 году.
Вот как "Комсомолке" прокомментировал эту новость член Российского Военно-исторического общества, коллекционер и эксперт Дмитрий Бушмаков:
- Т-34 это лучший танк всех времен и народов, именно его концепция в конце войны стала основой германского танкостроения в конце Великой Отечественной войны. Именно с него гитлеровцы копировали свою "Пантеру" и "Королевский тигр". Они внебрачные дети нашего Т-34. Но та техника, что сейчас движется из Лаоса в Подмосковье, к сражениям 1941-1945 годов имеет опосредованное отношение. Такие Т-34 с пушкой 85 миллиметров (образца 1944 года) стали поступать в войска. в лучшем случае в 1945 году. Даже на берлинском мемориале "Героям освободителям" стоит два танка Т-34 с ранними башнями, с 76-миллиметровыми короткими пушками, которые использовались в войсках с 1940 года. Решение использовать "лаосские" Т-34 с 85-миллиметровыми пушками для исторических парадов - решение идеальное, так как они хорошо сохранились. Но вот для кино - с оговоркой: такие танки можно использовать в фильмах, которые рассказывают об освобождении Польши и Берлина или о послевоенном времени. Т-34-85 из Лаоса ни с чем не перепутаешь: броня усилена, колесная база модернизированная от Т-54, который был принят в 1946 году, больше башня и калибр орудия, которое еще и намного длиннее. Если бы у нас в 1941 году были Т-34 с 85-миллиметровыми орудиями, наши дедушки взяли бы Берлин в 1942 году.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Россия вернула легендарные Т-34
Такого в «биографии» легендарной «тридцатьчетверки», вынесшей основную тяжесть танковых боев Великой Отечественной войны, еще не было. Россия обнаружила 30 танков Т-34 в Лаосе, где они до сих пор стояли на вооружении. И находились в полной исправности. Хоть сейчас - в бой. И, естественно, Москва решила решила эти раритетные танки вернуть (подробности)
Возрастная категория сайта 18 +
30 легендарных танков Т-34, прибывших из Лаоса, встали на оборону Москвы
"Комсомолка" уже рассказывала, что побывавший в начале прошлого года в Лаосе министр обороны РФ Сергей Шойгу сумел договориться с тамошними военными начальниками о передаче России трех десятков легендарных "тридцатьчетверок", которые уже лет 40 стояли на вооружении армии этой азиатской страны. А в конце декабря этот "броневой ударный батальон" приплыл на транспортных судах во Владивосток, откуда уже на железнодороных платформах взял курс на Подмосковье. По пути на пяти железнодорожных российских станциях знаменитым машинам устраивали торжественные встречи.
Аудио: Откуда в Лаосе появились Т-34, переданные России
Но даже там, где батальон не делал остановку, люди и среди ночи выходили к железнодорожным путям, чтобы поприветствовать уникальный эшелон. Свидетели из тех краев говорили, что так встречали только фронтовиков-победителей в 1945-м. И вот в воскресенье эшелон добрался до места назначения. Точнее, до нового места службы этого необычного батальона танков-ветеранов в знаменитой гвардейской танковой дивизии (подмосковный Наро-Фоминск).
Да, я не ошибся, сказав, что три десятка боевых машин (а им уже под 70!) теперь будут служить в Российской армии. Директивой начальника Генштаба они зачислены в состав одного из полков Кантемировки, на них будут учиться азам танковых профессий внуки и правнуки тех, кто добывал Великую Победу в экипажах фронтовых Т-34.
На "рампе" дивизии (это место, куда ведет железнодорожная двухколейка) эшелону танков устроили торжественную встречу. Происходило это при великом стечении служивого народа и местных жителей - от седых ветеранов до пацанов-школьников и юнармейцев. Встречали эшелон, как говорится, по высшему классу - с выносом знамен России и Кантемировской дивизии, с почетным караулом и гимном России. Торжественный митинг открыл заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков:
- Сегодня для всех нас знаменательный и торжественный день - успешно выполнено важнейшее государственное задание! - сказал он, - каждая такая боевая машина - это символ нашей незабываемой Победы в великом противостоянии с фашизмом, этот танк - легенда!
Танк Т-34, словно сановитого именинника, щедро осыпали заслуженными "комплиментами". Генерал-полковник Сергей Маев, бывший начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны, которого армия давно знает как фаната-танкиста, сказал на митинге слова, которые тысячи людей услышали в особо почтительной тишине:
"Когда Гитлер узнал о результатах появления в Красной Армии танков Т-34, то он сказал, что если бы раньше знал о мощи этих машин, то вряд ли бы начал войну против СССР".
А потом с дальнего края "рампы" медленно и торжественно стал приближаться к месту митинга эшелон с танками, - на первом из них реял российский государственный флаг. Гремела музыка военного оркестра, разносилось по округе гулкое людское "ура!".
Первым с железнодорожной платформы на подмосковную землю съехал танк с номером "708" (тот самый - с госфлагом). И он под ликующие возгласы участников митинга гордо прошелся вдоль длинной платформы. Священник с золотой чашей крещенской воды щедро окроплял каждый танк, двигавшийся мимо него.
Россия вернула легендарные Т-34
Такого в «биографии» легендарной «тридцатьчетверки», вынесшей основную тяжесть танковых боев Великой Отечественной войны, еще не было. Россия обнаружила 30 танков Т-34 в Лаосе, где они до сих пор стояли на вооружении. И находились в полной исправности. Хоть сейчас - в бой. И, естественно, Москва решила решила эти раритетные танки вернуть.
Конечно, воевать на этих танках мы не собираемся. У России для этого хватает современных машин. А вот для парадов Победы эти Т-34, да еще на полном ходу, просто подарок. Их перестали выпускать в далеком 1946-м, через год после войны. Поэтому действующих образцов осталось очень мало. И все 30 экземпляров разойдутся по городам страны именно для музейных и парадных целей, а так же съемок исторических фильмов о Великой Отечественной.
Как эти тридцать Т-34 смогли сохраниться в Лаосе? И как мы их там нашли?
Лаос - страна небогатая. Ее танковые войска состоят всего из 50 машин - все это еще «советские ветераны» Т-34, Т-55 и Т-76. Потому эти танки там берегут. А в 2017 году лаосцы приехали в Россию поучаствовать в танковом биатлоне на полигоне Алабино. Прокатились в современном российском танке. Пришли от него в восхищение и стали подумывать купить. Поторговались. Ударили по рукам.
И уже в декабре Т-34 морским транспортом поплыли на Родину. Сейчас они уже в России, катятся на железнодорожных платформах из Владивостока к Подмосковью. А первая партия «Белых орлов» заняла место в боевом строю армии Лаоса.
Легенда вернулась на родину. Почему Лаос отдал России полностью исправные танки Т‐34
Правительство Лаоса вернуло России 30 полностью исправных танков Т-34, еще недавно состоявших на вооружении армии этой страны. Бронетехника прибыла во Владивосток, далее ее переправят в подмосковный Наро-Фоминск. «360» узнал у военного эксперта, как Минобороны РФ удалось договориться о возвращении легендарных «тридцатьчетверок» на родину.
Благодаря соревнованиям в Алабине
Россия и Лаос договорились о возвращении в Россию 30 танков Т-34 во время прошлогодней поездки в республику министра обороны Сергея Шойгу, сообщили в департаменте информации и массовых коммуникаций военного ведомства. Военный обозреватель газеты «Комсомольская правда» полковник в отставке Виктор Баранец рассказал «360», что в 2017 году лаосские военнослужащие впервые приняли участие в соревнованиях по танковому биатлону в подмосковном Алабине. Призовых мест они не заняли, ведь бронетанковые войска республики состоят всего из 50 боевых машин.
«Все машины были „советскими ветеранами“, многим из которых перевалило за 50, а некоторым и за 70 лет. 30 из них — наши легендарные Т-34, а остальные — Т-55 и Т-76. Но при этом все машины были на ходу», — пояснил эксперт.
Для участия в соревнованиях лаосцам предоставили российские Т-72Б3, от которых, по словам Баранца, они пришли «в восхищение» и начали подумывать об обновлении бронетанковых войск. Но Лаос — страна небогатая, и машины стоимостью около трех миллионов долларов за единицу ей были не по карману. Тогда российская сторона предложила приобрести бюджетные, но не слишком уступающие танки Т-72Б1 «Белый орел». Несколько десятков таких машин как раз проходили модернизацию на одном из российских оборонных заводов.
«Лаосские офицеры во главе с министром обороны съездили на этот завод и опробовали модернизированные „Белые орлы“ на местном полигоне. Они им очень понравились, и стороны ударили по рукам», — добавил военный обозреватель.
Во время прошлогоднего визита Сергея Шойгу в Лаос российский министр осмотрел танковый парк республики. Все «тридцатьчетверки» оказались в прекрасном техническом состоянии. Глава российского военного ведомства предложил бартер: Лаос передает России 30 Т-34, а взамен получает скидку на Т-72Б1. Лаосцы согласились, и в начале декабря легендарные танки поплыли во Владивосток, а первая партия «Белых орлов» заняла место в боевом строю республиканской армии.
«Сейчас наши специалисты Минобороны проводят углубленный „медосмотр“ Т-34 и не перестают удивляться их великолепному состоянию. Хотя, конечно, некоторым танкам потребуется мелкий ремонт», — сказал Баранец.
На парады и в кино
«Безмолвное, но смертельное»: британский эксперт расхвалил российское оружие
До сих пор историки спорят, сколько же Т-34 было собрано с 1942 по 1946 год. По одним данным, пояснил Баранец, их было 58 тысяч, а по другим — 61. Но время идет, и действующих образцов остается все меньше и меньше. Переданную Лаосом бронетехнику будут использовать для съемок фильмов о Великой Отечественной войне, в качестве экспонатов музейных экспозиций и для участия в военных парадах не только в Москве, но и других городах России.
«Думаю, когда 9 мая 2020 года Т-34 появятся на Красной площади, то, как и в былые годы, зрители будут встречать наши танки бурными аплодисментами и стоя», — уверен эксперт.
Несмотря на то, что в наши дни Т-34 технологически и морально устарели, они до сих пор остаются на вооружении почти десятка стран. В частности, Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Йемена, КНДР, Конго, Кубы и Намибии. Но в подавляющем большинстве государств эти танки превратились в музейные экспонаты и памятники.
«У нас, в России, множество Т-34 пошло не переплавку. Из их брони мы стали делать и Т-55, и Т-62. Но огромное количество оставалось в запасниках. Их, предварительно демилитаризовав, часто передавали в качестве памятников. Некоторые страны просили продавать им эти танки, в частности американцы», — добавил Баранец.
Технологический прорыв
По мнению военных историков, танк Т-34 стал технологическим прорывом для своего времени и сыграл выдающуюся роль в победе над фашистской Германией. Не случайно оставшиеся в живых немецкие танковые асы отмечали в мемуарах, что появление «тридцатьчетверок» на поле боя стало для них шоком.
Пистолету Макарова готовят преемника. «Ветеран» устарел?
Советская бронемашина превосходила немецкие почти по всем параметрам. До появления Т-34 с 76-миллиметровой пушкой в советских бронетанковых войсках не было орудия, способного пробить броню немецких машин. По воспоминаниям танковых асов вермахта, «тридцатьчетверки» жгли их машины, как игрушки.
«Т-34 — средний танк, обладающий потрясающей проходимостью в сравнении с немецкими тяжелыми танками. Великолепная ходовая часть. Он преодолевал косогоры, на которые не забирались немецкие машины. Они их объезжали, а наш — брал», — подчеркнул Баранец.
У советского танка был невероятно мощный, надежный и удобный для ремонта двигатель. К тому же его было просто и быстро заменить. Устройство мотора было несложным, что позволяло чинить его практически «на коленке». В числе прочих достоинств — лобовая броня. Она располагалась под необычным углом, из-за чего немецкие снаряды попросту отскакивали от танка. Угол расположения лобовой брони до определенного момента был секретом. Это потом уже немцы захватили несколько машин и разобрались, что к чему. Существовала, напомнил обозреватель, даже директива Генштаба вермахта о том, что целиться надо под башню — там было самое слабое место.
«Система заряжания была сделана просто по-русски гениально, неубиваемо! Не совсем корректное сравнение, но по гениальности конструкции это такой же бренд, как и автомат Калашникова!» — заключил Баранец.
Много ли осталось танков Т-34?
Переданную Лаосом технику планируется использовать во время парадов Победы в разных городах России, а также для обновления музейных экспозиций и съемок исторических фильмов о Великой Отечественной войне, сообщили в минобороны.
"Танков Т-34 в более-менее нормальном состоянии осталось не так много, а Лаос - одна из последних стран, где он состоял на вооружении. Их можно использовать для патриотических инсталляций, съемок фильмов и так далее", - объяснил Би-би-си эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев.
Главный редактор журнала "Арсенал отечества", полковник запаса и бывший командир танкового батальона Виктор Мураховский в разговоре с Би-би-си отметил, что сейчас уже не осталось стран, у которых Т-34 состоял бы на вооружении и при этом был бы на ходу.
"В Лаосе они тоже не находились именно в составе вооруженных сил и активно не использовались, - сказал он, - Специалисты по исторической бронетехнике установили, что это танк не советского производства, а чехословацкого, уже после войны. Тем не менее, у нас они достаточно активно используются в различных исторических съемках, реконструкциях и так далее".
Специальное подразделение
Прокомментировать прибытие в Россию из Лаоса «тридцатьчетверок» ФАН попросило полковника в запасе Виктора Мураховского, главного редактора журнала «Арсенал Отечества» и члена Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.
— Виктор Иванович, как минимум часть из «лаосских» Т-34-85 были явно выпущены не в СССР, а в послевоенной Чехословакии. Между тем, Минобороны планирует использовать эти танки для съемок фильмов о Великой Отечественной войне и участия в разнообразных мероприятиях. Прокомментируйте, пожалуйста, это решение.
— Считаю, это вполне адекватно. Т-34-85 изготавливались в ЧССР по советской документации с достаточно небольшими технологическими отличиями от тех машин, что выпускались на советских заводах. Конструктивно это были все те же Т-34-85. В музее — да, там требуется аутентичность. Там должна стоять советская машина, если, конечно, экспозиция не подразумевает демонстрации иного.
— Например, модельного ряда «тридцатьчетверок», включая варианты машины, производившиеся за пределами СССР по лицензии?
— Вот именно. Но для торжественных маршей, шествий, для съемок в кино, для участия в исторических реконструкциях пусть и чешские, но ходовые Т-34-85 — это, повторюсь, вполне адекватное решение, позволяющее за счет сравнительно небольших расходов увеличить у нас количество ходовых «тридцатьчетверок».
— Альтернативные варианты, действительно, могут оказаться более дорогостоящими. Из числа выпускавшихся на территории СССР в 1944—1950 годы десятками тысяч Т-34-85 к настоящему времени в распоряжении Вооруженных сил РФ и разнообразных российских структур (государственных и частных музеев, военно-технической кинобазы «Мосфильм» и других) осталось порядка двух-трех сотен «тридцатьчетверок». Условно четверть из них находится на ходу или может быть сравнительно легко доведена до ходового состояния. Было бы больше, если бы в 1990-е колоссальное количество сохранявшегося ранее в «закромах» Минобороны ЗИПа для Т-34-85 не было сдано в металлолом.
— С учетом размеров нашей страны и непрерывно растущих масштабов военно-патриотических мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, 30 ходовых Т-34-85 — это очень неплохое приобретение.
— Судя по гуляющей в СМИ информации, эшелон с «тридцатьчетверками» отправится куда-то в сторону Наро-Фоминска. Означает ли это, что «лаосские» Т-34-85 будут «поставлены на баланс» 4-й гвардейской танковой Кантемировской ордена Ленина Краснознаменной дивизии имени Ю. В. Андропова?
— Совершенно необязательно. Думаю, что большая часть этих Т-34-85 окажется в распоряжении подмосковного военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот» и бронетанкового музея в Кубинке. Не исключаю, что для обслуживания этих танков и их эксплуатации будет создано специальное подразделение, укомплектованное, скорее всего, гражданским персоналом. Поверьте, это обойдется сравнительно недорого.
Танки, повсюду танки
«Танки, повсюду танки. » Уверен, эти строчки шуточной песенки, распеваемой на мотив композиции «Der Pariser Tango», не раз и не два за последние годы возникали в памяти совершеннолетних граждан Российской Федерации.
Вряд ли ошибусь, если скажу, что у истоков современного отечественного тренда на «любовь» к танкам стояла компания Wargaming и ее компьютерная игра World of Tanks. Породивший множество подражаний World of Tanks, «сдобренный» танковым биатлоном и новейшей «Арматой» от Минобороны РФ, а также «приправленный» национальной любовью к «тридцатьчетверкам», в итоге привел к появлению в России настоящей волны «танкофилии». Последняя выразилась, в том числе, и в создании российским кинопромом серии фильмов на соответствующую тематику: «Танки», «Несокрушимый», «Т-34». Особым соответствием историческим реалиям эти картины не блистали, но зато наглядно демонстрировали танковый «прорыв» на наши широкие экраны.
Почему Вьентьяну понадобились наши «семьдесятдвойки», было вполне понятно. Дело в том, что на вооружении Народной армии Лаоса в начале 2018 года состояли такие «винтажные», по меркам XXI века, советские танки, как Т-55 и ПТ-76. Но, видимо, настоящим откровением для российских генералов стало свидание в Лаосе с легендарными «тридцатьчетверками»!
Памятные по завершающему этапу Великой Отечественной войны, а также сотням памятников и фильмов, а потому безошибочно узнаваемые с любого ракурса даже выпускниками российских детсадов Т-34-85 попали в Лаос из Вьетнама в 1987 году. Заметим, что во Вьетнам «тридцатьчетверки» поставлялись еще с 1950-х. Среди них были как танки, выпущенные на территории СССР, так и машины, выпускавшиеся по лицензии странами соцлагеря, например Чехословакией. Запомним этот момент и двинемся дальше.
Итак, в январе 2018 года Россия согласилась поставить Лаосу модернизированные Т-72Б1 — не бесплатно, разумеется. Одновременно руководство российского военного ведомства договорилось об отправке из Лаоса в Россию трех десятков пусть б/у, но вполне ходовых Т-34-85. Вот такой своеобразный trade-in получился.
Примечательно, что с морского транспорта на автотрал в российском порту, а затем с автотрала на железнодорожные платформы все тридцать Т-34-85, несмотря на свой почтенный возраст, переместились своим ходом.
Почему Лаосу потребовались современные танки, мы уже выяснили, но зачем России понадобились старые Т-34-85? Минобороны РФ сообщило, что переданную лаосской стороной технику планируется использовать при проведении Парадов Победы в различных городах России, для обновления музейных экспозиций, а также для съемок фильмов о Великой Отечественной войне.
Исчерпывающе? И да, и нет. Да — потому что озвучены цели приобретения «тридцатьчетверок». Нет — потому что прибывшие из Лаоса «тридцатьчетверки» не в полной мере соответствуют понятию «советский танк Т-34-85». Ведь, судя по доступным на данный момент фото- и видеоматериалам, по крайней мере часть доставленных в Россию танков является «тридцатьчетверками», выпущенными в 1950-е годы в ЧССР.
Для непрофессионала это может показаться не критичным, но, как уже выше упоминалось, в современной России буквально цветет «танкофилия». Число тех, кто по качеству изготовления корпусов и башен, форме кожухов выхлопных труб и иным признакам уверенно отличит чешский Т-34-85 от советского, у нас за последние годы существенно выросло. Понятно, что наткнувшись в российском музее на явного «чеха», подаваемого посетителям в качестве легендарного танка Великой Отечественной, такие люди могут расценить подобное неоднозначно.
Это не значит, что за «чехами» нет реальной военной истории. Они вполне успели повоевать, например, на Ближнем Востоке. Но мы же понимаем, что для русских Т-34-85 всегда был, есть и останется прежде всего танком Победы в одной-единственной и совсем не локальной войне…
Т-34 для спецподразделения: эксперт рассказал, зачем России понадобились танки из Лаоса
Как эти машины оказались в Лаосской Народно-Демократической Республике и какое будущее ожидает эти танки в России? В этих вопросах постарался разобраться корреспондент Федерального агентства новостей.
Лаос передал России 30 старых танков Т-34. Зачем?
Министерство обороны Лаоса передало российскому военному ведомству 30 танков Т-34 в исправном состоянии. Их будут использовать для Парадов Победы и съемок исторических фильмов, рассказали в минобороны России.
Договоренность о возвращении танков в Россию была заключена во время визита в Лаос главы минобороны Сергея Шойгу в январе прошлого года, сообщили в ведомстве. При этом не уточняется, о каком образце Т-34 и о каком годе производства идет речь.
Стоимость сделки также не раскрывается. По данным источника Интерфакса, Лаос передал России бронетехнику на безвозмездной основе. "Это был акт доброй воли", - сказал он, добавив, что Лаос является партнером России в сфере военно-технического сотрудничества.
В ночь на 9 января минобороны сообщило, что танки на морском транспорте прибыли во Владивосток. После этого их по железной дороге доставят в подмосковный Наро-Фоминск.
Тридцать легендарных танков Т-34 возвращены в Россию из Лаоса
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Танк Т-34 был технологическим прорывом для своего времени и сыграл выдающуются роль в Победе над фашисткой Германией. Оставшиеся в живых немецкие асы-танкисты в своих мемуарах признавали, что появление Т-34 на поле боя стало для них шоком – наш танк превосходил немецкие машины почти по всем параметрам. Один из них - Отто Кариус вспоминал: «Т-34 с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны».
Наш танк-легенда обладает десятком мировых рекордов, которые уже никогда не удастся превзойти. Это самый массово выпускаемый танк в мире. С 1940 по 1946 год было выпущено более 58 тысяч танков Т-34 (по другим данным - более 61 тысячи).
КСТАТИ.
После Великой Отечественной войны танки Т-34 долгое время находились на вооружении армий 15 стран мира. СССР передал их государствам премиущесвтенно социалистичской ориентации.
Но и сегодня в армиях 9 стран мира в боевом строю еще более 250 «тридцатьчетверок». Так долго не служит в армии ни один другой танк на Земле. И это тоже мировой рекорд.
Возрастная категория сайта 18 +
Т-34 в Кантемировской девизии
Михаил ФРОЛОВ
Я не удержался от соблазна упросить командиров позволить мне залезть в пропахшее горелым дизельным топливом "чрево танка" (этот родной для меня запах пропитал мою душу еще с далекого 1965-го, когда я в учебке впервые залез в люк такой же боевой машины). Старший прапорщик Константин Степанов (один из лучших спецов-танкистов Кантемировской дивизии, которому было предоставлено почетное право увести с платформы первый танк), дал мне шлемофон и черную куртку. И я сразу помолодел на 50 лет!
Те же запахи, те же грозные звуки движка, те же знакомые, отполированные руками механика-водителя, рычаги управления. Я словно побывал в машине времени. А еще точнее - в машине Победы. Я взялся обеими руками за рычаги управления и на несколько секунд закрыл глаза. И мне показалось, что командир танка старший лейтенант Владимир Худяков сейчас слегка толкнет меня в спину ногой, а в наушниках я услышу его суровый голос: "Механик, - вперед!".
Я открыл глаза и короткое путешествие в мою армейскую юность мгновенно исчезло - сквозь открытый люк светило яркое январское солнце, белел подмосковный снег, а где-то недалеко кто-то дружно пел хором "Три танкиста, три веселых парня".
Три десятка танков торжественно встречал личный состав одного из полков дивизии. Уже вскоре их экипажи займутся боевой подготовкой на танкодроме. Генерал армии Дмитрий Булгаков сказал мне, что уже в в ближайшие дни эти экипажи начнут подготовку к Параду Победы на Красной площади.
Когда я уезжал из гарнизона, то увидел, что один из Т-34 на трейлере увозили в Наро-Фоминск. Жители города воинской славы упросили командование дивизии показать им танк-легенду. Просьба была удовлетворена.
Пацанва мигом облепила грозную машину. И я вспомнил слова одного из ветеранов войны - полковника в отставке Николая Борисова (шесть раз горевшего в Т-34, но выжившего!), что у этой машины великое прошлое. Глядя на карапузов, тусовавшихся на танке, я подумал, что есть и великое будущее.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Россия вернула легендарные Т-34
Такого в «биографии» легендарной «тридцатьчетверки», вынесшей основную тяжесть танковых боев Великой Отечественной войны, еще не было. Россия обнаружила 30 танков Т-34 в Лаосе, где они до сих пор стояли на вооружении. И находились в полной исправности. Хоть сейчас - в бой. И, естественно, Москва решила решила эти раритетные танки вернуть (подробности)
Возрастная категория сайта 18 +
Т-34: из Лаоса в Россию
Минобороны России «вооружилось» танками Т-34-85 из Лаоса. Вчера, 9 декабря, пресс-служба военного ведомства сообщила о получении 30 танков, которые до недавнего времени состояли на службе армии Лаоса.
«Министерством обороны Лаосской Народно-Демократической Республики, в рамках военно-технического сотрудничества, военному ведомству Российской Федерации были переданы 30 танков Т-34 в полностью исправном состоянии. Переданную лаосской стороной технику планируется использовать при проведении Парадов Победы в различных городах России, для обновления музейных экспозиций, а также для съёмок исторических фильмов о Великой Отечественной войне», — сообщили в пресс-службе Минобороны РФ.
Из Лаоса в Россию танки были доставлены по морю во Владивосток. Далее железнодорожным транспортом боевая техника будет доставлена в Наро-Фоминск (Московская область). Ранее эти же танки демонстрировались в сюжете телеканала «Звезда».
Танки Т-34-85 лаосской армииВ военном ведомстве указывают, что «в ходе визита Министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу в Лаос, состоявшегося в январе прошлого года, были достигнуты договорённости о возвращении танков Т-34 в Россию». При этом формулировка о «возвращении» не совсем верна, поскольку поставленные в РФ танки, вероятнее всего, являются чехословацкими боевыми машинами, собранными в 50-е годы. Об этом свидетельствует ряд отличительных особенностей, характерных для продукции заводов ČKD Sokolovo и ZJVS Martin. Подробнее о чехословацких Т-34-85 можно прочитать в материале «Чехословак с тагильской родословной».
Что это за танк?
Т-34 - легендарный советский танк, участвовал практически во всех боевых операциях Красной армии во Второй мировой войне, в том числе в штурме Берлина.
Первоначальный танк Т-34 с 76-миллиметровой пушкой был основной советской бронемашиной до 1944 года, когда на вооружение СССР поступила его модификация Т-34-85 с 85-миллиметровой пушкой.
После Второй мировой войны танки Т-34 принимали участие в Корейской войне 1950-1953 годов - во многом благодаря им северокорейские войска в первые месяцы войны смогли войти на территорию Южной Кореи.
Т-34 также участвовали в арабо-израильском конфликте (Египет использовал их во время Суэцкого кризиса 1956 года), и в гражданской войне в Югославии в 1990-х годах.
Советские « чехи» из Лаоса в России: что не так с недавно прибывшими Т-34?
Девятого января 2019 года в Россию прибыл необычный груз. Тридцать танков Т-34-85, ещё недавно принадлежавших армии Лаоса, теперь станут музейными экспонатами и реквизитом для исторических фильмов. Но всё ли так просто, как кажется? Редакция WARHEAD.SU разобралась, что не так с этими танками.
Девятого января 2019 года в Россию прибыл необычный груз. Тридцать танков Т-34-85, ещё недавно принадлежавших армии Лаоса, теперь станут музейными экспонатами и реквизитом для исторических фильмов. Но всё ли так просто, как кажется? Редакция WARHEAD.SU разобралась, что не так с этими танками.
Девятого января 2019 года Минобороны РФ сообщило, что во Владивосток прибыли тридцать танков Т-34-85 из Лаоса. Они переданы по договорённости с министром обороны Сергеем Шойгу и будут использоваться для парадов, музейных экспозиций и съёмок фильмов. И вроде бы всё понятно и очевидно. Но есть, как говорится, нюанс…
Многие СМИ озаглавили новость как « возвращение танков в Россию», эти же слова содержатся и в исходном тексте Минобороны. На самом деле никто никуда не возвращался. Вот если бы лаосцы отправили эти « тридцатьчетвёрки» в Чехию или, например, в Словакию — тогда да. Дело в том, что это машины совсем не советского производства. Ряд характерных признаков позволяет с уверенностью сказать, что это чехословацкие Т-34-85. Они выпускались на фабрике ЧКД ( нынешняя Чехия) и на заводе в Мартине ( сейчас это Словакия). Гладкое литьё башен, спаренные фары с ограждением, характерный острый стык лобовых бронелистов без балки, находящейся между ними у советского оригинала. На кадрах, показывающих машины сзади, можно разглядеть форму кожухов выхлопных труб, которая также отличается от исходника.
Когда осел дым Второй мировой, освобождённой Чехословакии потребовались танки. Легендарный Т-34-85, несмотря на всю свою репутацию, к тому моменту уже считался устаревшим ( причём в первую очередь самими советскими военными), но было решено, что « лучше уж такой танк, чем совсем никакого». Лицензию на производство у советских союзников получили летом 1949 года. Первые машины были выпущены осенью 1951-го, массовое производство стартовало в следующем году. Всего было сделано более 2700 машин, почти половина из которых отправилась на экспорт, в армии многочисленных друзей и партнёров социалистического блока. Именно поэтому если вы видите Т-34-85 за рубежом, с довольно высокой вероятностью он будет не советским, а чехословацким. В прошлом веке они воевали в Ливане, Сирии, Египте, на Кубе. Впрочем, кое-где и сейчас воюют.
Внешние отличия « чехов» от « наших» невелики и заметны только « заклёпочникам», так что неудивительно, что первых часто выдают за вторых. Среди объявлений о продаже танков в среде частных коллекционеров нередко можно встретить предложения купить « настоящий советский Т-34-85, выпущен в Тагиле в сорок четвёртом, по Берлину ездил, лично Гитлера гусеницами давил, мамой клянусь», который при внимательном рассмотрении оказывается сугубо мирным « чехом», увидевшим свет лет через десять после смерти фюрера и всю жизнь прослужившим в тихом гарнизоне где-нибудь в Болгарии. Да что там говорить — даже некоторые музеи не гнушаются демонстрировать послевоенные чехословацкие « тридцатьчетвёрки» в роли военных советских.
Стоит ли расстраиваться по поводу того, что теперь и в наших музеях вместо оригинальных « тридцатьчетвёрок» появятся чехословацкие? Наверное, нет. Как уже сказано выше, отличий не так много, и для подавляющего большинства публики они останутся незаметными. В конце концов, в музейных экспозициях и исторических фильмах встречаются куда более суровые ляпы по « заклёпочной» части. Но вот честно предупреждать о том, что на самом деле перед нами не оригинальная машина, а изображающая её иностранная послевоенная копия, стоило бы. Иначе некрасиво получается.
Читайте также: