Соотношение труда и отдыха в фольклоре народов башкортостана
Ишмухамет Мурзакаев родился в 1781 году в д. Ново-Балапаново Верхнеуральского уезда Оренбурской губернии (Абзелиловского района РБ).
Служил на воинской службе кураистом при начале 9-го башкирского кантона Оренбургской губернии Кагармане Куватове и генерал-губернаторе Оренбургской губернии В. А. Перовском.
Является автором песен «Звенящая долина», «Беглец Юлтый», «Бузыкаев», «Сандыузэк», «Аюка», «Юлтый карак», «Малыбай», «Бузыкаев кантон», «Маханная гора», «Туман».
Учеником Ишмухамета Мурзакаева был Габит-сэсэн. БИшмухамет-сэсэн был последним из сэсэнов, который в устном виде передал Габит-сэсэну башкирский эпос «Урал-батыр», кубаир в 112 строк «О Баик Айдар-сэсэне».
Нравится Показать список оценившихХамит Хужиахметович Альмухаметов (1861 года — 1923 года) — сэсэн-импровизатор, кураист, собиратель башкирского фольклора.
Альмухаметов Хамит Хужиахметович (Хамит-сэсэн) родился в 1861 году в деревне Иткулово 2-е Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне Баймакский район РБ) в состоятельной семье. Хамит в детстве самостоятельно освоил русский язык, играл на курае, пел и танцевал. За исполнение кубаиров под музыкальный аккомпанемент в юности был наречен сэсэном.
Учился в Муллакаевском медресе. Работал в торговле (держал торговую лавку), нёс ямскую службу. В 39 лет был избран мировым судьей, в 1913 году был переизбран во второй раз.
Владел русским, казахским, башкирским языками.
Известен как исполнитель узун-кюй на курае, знаток башкирского фольклора (кубаиров, иртяков). Сочинял кубаиры и сам же исполнял как свои, так и чужие произведения.
От Альмухаметова и Габит-сэсэна в 1910 году М. А. Бурангулов записал части эпосов «Урал-батыр», «Карас и Карахакал», песня «Урал». На месте записи в 2006 году в честь памятного события сооружена стела.
Имел троих сыновей: Кильдияр, Рамазан и Аллаяр, внуков. Скончался в 1923 году.
Нравится Показать список оценившихАргынбаев Габит Бикмухаметович (1856 года - 1921 года) — сэсэн-импровизатор, кураист, собиратель башкирского фольклора.
Человеком, сохранившим многие яркие памятники башкирской поэтической мысли, был сэсэн-сказитель кураист Габит Аргынбаев – псевдоним Габит-сэсэн. Он родился в 1856 году в деревне Идрисово Бурзянской волости Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (ныне Баймакский район РБ). Не стало этого замечательного человека в 1921 году. Исполнительскому мастерству кураиста учился у Ишмухамет-сэсэна. Репертуар Габит-сэсэна был богат и разнообразен. Он хранил в памяти сюжеты многих башкирских эпических произведений, песен и легенд.
В 1912 году на состязаниях кураистов в Оренбурге и в ауле Якупово Оренбургской губернии Габит-сэсэн получил первые призы за исполнение башкирских народных песен и кубаиров. В 1920 году на конкурсе кураистов-сказителей в Стерлитамаке был удостоен 1ой премии. Эпические произведения, записанные от Габит-сэсэна, вошли в сокровищницу мировой и национальной культуры.
Имел богатый исполнительский репертуар.
Аргынбаев Габит Бикмухаметович - автор стихотворений «Аусы мажаралары» («Приключения охотника»), сатирических четверостиший.
В 1912 году в д. Якупово Оренбургской губернии и г. Оренбург в честь 100-летия победы в Отечественной войне 1812 победил в состязаниях кураистов и сказителей. Победил и в 1920 году в конкурсе кураистов в Стерлитамаке.
Нравится Показать список оценившихРабочая программа по ОДНК НР 8 класс
Составлена на основе концепция и примерной рабочей программе по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России (на примере Республики Башкортостан)» для 5–9 классов общеобразовательной школы / Обыденнова Г.Т. (рук.), Антонов В.М., Рахимов Р.Н., Ханова Р.В., Хуббитдинова Н.А., Шагапова Г.Р. – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2018
Составила: учитель ОДНК НР
Муратшина Людмила Геннадьевна
Планируемые результаты освоения учебного курса
Предметные результаты:
– обретение знаний о становлении и развитии отечественной культуры, понимание роли культуры в российском обществе, в генезисе духовных ценностей нашего Отечества;
формирование чувства гражданственности, причастности к судьбе своего Отечества, знание его духовных скреп;
умение различать основные народы России, знать их конфессиональную принадлежность, описывать памятники культуры, используя основные и дополнительные источники информации, оценивать вклад традиционных религий народов в духовное величие российской культуры;
формирование представлений о хранении и передаче духовно-нравственных ценностей, о значении семьи как их транслятора.
Метапредметные результаты:
умение планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;
умение осуществлять поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
Личностные результаты:
умение оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения принятых в современном обществе норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
способность объяснять и обосновывать с точки зрения принятых в современном обществе норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
умение самостоятельно определять и формулировать универсальные правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
готовность опираясь на эти правила, осуществлять возможный выбор своих поступков в предложенных ситуациях;
способность чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда отвечает за свои поступки.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 класс (34 часа)
Символы нашей Родины. Духовно-нравственная культура народов Башкортостана – основа культуры современного российского общества. Флаг России, его история. Флаг Башкортостана. Флаги, знамёна, штандарты. Флаги субъектов Федерации. Флаги районов и городов Башкортостана.
Башкортостан – семья народов. Этническое многообразие Башкортостана. Финно-угорские народы. Марийцы, мордва, удмурты Башкортостана: численность и расселение, традиции и обычаи. Национальная кухня. Фольклор марийцев, удмуртов, мордвы.
В мире культуры Башкортостана. Происхождение театрального искусства. Обрядовые истоки народного театра. Театральная культура народов Башкортостана. История и современность театра в Башкортостане. Театры Республики Башкортостан. Создание спектакля – труд многих творческих людей. Выдающиеся деятели театрального искусства нашей республики.
Ценность физической культуры. Национальные виды состязаний. Спортивная культура. Спортивная жизнь республики. Массовый спорт. Легкая атлетика, зимние виды спорта. Спорт как часть современной культуры.
Нравственные ценности народов Башкортостана. Принципы общечеловеческих ценностей в культуре народов Башкортостана. Нормы морали и нравственности – основа существования общества. Гуманизм, милосердие к людям, животным – отличительная черта воспитанного человека. Народы Башкортостана о гуманизме и милосердии.
Любовь к Родине – основная тема народного творчества. Патриотические мотивы в фольклоре марийцев, мордвы, удмуртов России и Башкортостана.
Семейные ценности в фольклоре народов Башкортостана. Финно-угорские народы края о значении семьи и родственных связей в жизни человека и общества.
Труд как основа благополучия в народном творчестве. Пословицы, поговорки, притчи финно-угров края, посвященные теме труда. Известные деятели труда – представители марийского, мордовского, удмуртского народов.
Служение Отечеству и героизм народов Башкортостана. Представители финно-угорских народов России и Башкортостана, прославившие себя ратными подвигами.
Духовные ценности народов Башкортостана. Изобразительное искусство как духовная ценность общества. Происхождение изобразительного искусства. От рисунков в пещере Шульган-Таш до картин современных художников. Творческие союзы, галереи, выставки. Направления в живописи, графике, прикладном искусстве Башкортостана. Искусство фотографии. Архитектура Башкортостана. Выдающиеся художники, скульпторы, архитекторы, фотографы Республики Башкортостан.
Интернет-сайты рассказывающие об искусстве Башкортостана. Виртуальные прогулки по музеям и галереям.
Интернет-пространство как возможность познакомиться с культурой народов России и всего мира.
Твой духовный мир. Нравственность в современном российском обществе. Пример проявления гуманизма, милосердия в поведении людей. Отклонения от нравственных норм у отдельных людей, в том числе подростков, их опасные последствия. Нравственный облик современного молодого человека.
Этикет и культура поведения. Соотношение труда и отдыха в фольклоре народов Башкортостана. Современная культура отдыха и релаксации. Этикет и поведение людей в спортзале, кинотеатре, опере, концертном зале, картинной галерее.
Буддизм в Росси и Башкортостане. Возникновение буддизма, его прошлое и настоящее. Основы буддизма. Нравственные ценности буддизма. Буддизм в России. Роль буддизма в укреплении российской государственности. Народы России, исповедующие буддизма. Буддизм в мировой культуре. Буддизм и этикет. Праздники буддистов России. Буддизм в Башкоротане.
Иудаизм в России и Башкортостане. Возникновение иудаизма, его история. Основы иудаизма. Нравственные ценности иудаизма. Иудаизм в мировой культуре. Иудаизм в России. Иудейские религиозные праздники. Религиозный календарь. Иудаизм и этикет. Иудаизм вБашкортостане.
.Основы религиозной культуры народов Башкортостана.. История язычества. Основы языческой веры, её гармония с природой. Язычество в культуре народов России.
Религиозные и культурные традиции финно-угорского населения Башкортостана. Религиозные праздники марийцев, удмуртов, мордвы. Священные рощи. Правила поведения в Священной роще
Древние башкиры. Духовная и материальная культура. Место фольклора в культуре.
Тема: Введение. Древние башкиры. Духовная и материальная культура.
Место фольклора в культуре.
Краеведение - это наука, изучающая историю, природу, культуру, быт, язык людей, экономику какой-либо небольшой территории (области, района, города, села, деревни). Краеведение имеет две ветви: историческую и природоведческую. В историческом краеведении рассматривается история общества, в природоведческом – история природы. Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Природоведческое краеведение помогает увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки экологической культуры.
В курсе «Краеведения» мы будем изучать историю и культуру Башкортостана , духовную и материальную культуру башкир, быт, обычаи, традиции башкирского народа .
Башки́ры — тюркский народ , коренное население Башкортостана и одноимённой исторической области . Численность башкир в мире около 2 миллионов человек . В Российской Федерации проживает 1 584 554 башкира, из них 1 172 287 — в Республике Башкортостан . Национальный язык — башкирский , традиционная религия — ислам .
Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам. В числе предков башкир этнографы называют тюркские кочевые народы, народности финно-угорской группы, и древних иранцев. Башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства. В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ.
Как и у всех народов, у башкир есть своя культура. Культуру башкир можно разделить на Духовную и Материальную. Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты. Духовная культура включает в себя все сферы деятельности и ее продукты: познание, воспитание, просвещение, право, философию, религию, искусство.
В культуре башкир особое место занимает фольклор.
Башкирский фольклор — устное народное творчество башкирского народа , представленное трудовыми, обрядовыми и бытовыми песнями , сказками ,
легендами, эпическими произведениями , пословицами и др. Башкирский фольклор создавался и передавался изустно поколениями на протяжении столетий.
Темами башкирского фольклора были взгляды древних башкир на природу, нравственные идеалы, из жизнь и чаяния. Фольклор был источником их познаний.
Жанрами башкирского фольклора являются сказка, эпос, кулямас, басня, лакап, небылица, кулямас-загадка, докучная сказка, сатира, притча, поговорка, пословица, загадка, насихат и др. По включённости в социально-бытовую деятельность людей башкирский фольклор разделяется на обрядовый, детский и др. У башкир богат песенный фольклор. Плясовые, шуточные, игровые песни сопровождали гуляния и развлечения. Распространение получила частушка, баиты. Многие баиты были посвящены трагическим событиям. Распространены малые жанры фольклора, такие как заклички, приговоры, загадки, пословицы, поговорки, приметы. Из детского фольклора у башкир распространены игровые считалки, дразнилки, приговоры.
Д/з: Изучить материал, выполнить конспект в тетради ( коротко) , выписать понятия .
Лекция № 2.
Тема: Башкиры в составе Золотой Орды.
Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства.
Еще в 10 веке древне - башкирские племена расселились на землях, которые простирались от Волги до Тобола, а на юге граничили с Приаральем и Сыр
Дарьей. Башкирские племена вынуждены были переселиться в Приуралье и Зауралье, т.к. искали убежище от татаро-монгольского нашествия.
Чтобы освободиться от набегов и разорений ногайских и сибирских ханов башкирам необходимо было войти в состав какого - нибудь сильного государства.
Выбор пал на Русское государство. Большое значение в этом выборе имело то, что оно разгромило Казанское ханство, ослабило Ногайского хана и феодалов – вековых угнетателей башкир. Сильное впечатление произвела и спокойная внешняя политика Русского царя Ивана 4 после падения Казани: вместо организации военного похода для подчинения окрестных народов он обратился к ним с призывом добровольно войти в состав Русского государства и обещал им мирную жизнь.
Гибкая дипломатия Белого царя, как называли Грозного башкиры, дала свои результаты: башкиры с одобрением встретили его предложение. Но в условиях политической раздробленности присоединение не могло произойти единым актом. Оно растянулось на несколько лет. Весной 1557г. процесс вхождения основной массы башкир в состав Русского государства завершился. Послы получили почетное звание «тархан» и были освобождены от уплаты ясака. При юридическом оформлении присоединения были оговорены условия: башкиры были обязаны нести службу – охранять восточные границы, участвовать в военных походах вместе с русскими и платить ясак.
Присоединение к целом имело прогрессивное значение для башкир. Было покончено с господством Ногайского, Казанского и Сибирского ханств, с бесконечными междоусобными войнами. Все это положительно сказалось и на хозяйстве, и на культуре края. Русские крестьяне-переселенцы принесли с собой более производительное земледелие. Под их влиянием башкиры переходили к более прогрессивному виду ведения хозяйства.
Таким образом, в 1557 году башкиры добровольно вошли в состав Русского государства. Присоединение принесло ощутимое облегчение башкирам. Были открыты широкие перспективы. Тем более на первых порах Русское правительство проводило очень осторожную политику по отношению к коренным жителям. Однако в дальнейшем такая политика постепенно превращается в политику колониальную.
Последствия добровольного вхождения башкир в состав Русского государства
- Вхождение в состав Русского государства было прогрессивным событием в истории Башкортостана.
- С этого времени начинается новая эпоха в истории башкирского народа, Башкортостана.
- Прекращается феодальная междоусобица.
- Башкиры получили возможность спокойно жить и заниматься хозяйством. Было покончено с их политической и территориальной раздробленностью. Это способствовала дальнейшему сплочению народа.
- Принятие подданства Русского государства положило конец жестокому господству ногайских, казанских и сибирских ханов.
- Прогрессивное значение вхождения Башкортостана в состав Русского государства сказалась и на развитии экономики, культуры.
Д/з: Изучить материал, выполнить конспект в тетради ( коротко).
Лекция № 3.
Тема: Башкирские легенды и предания.
Башкирские народные песни. Башкирские сказки.
Башкирский фольклор — устное народное творчество башкирского народа, представленное трудовыми, обрядовыми и бытовыми песнями, сказками, преданиями, легендами, эпическими произведениями, пословицами и др. Башкирский фольклор создавался и передавался изустно поколениями на протяжении столетий.
Леге́нда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») — жанр несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-либо исторических событиях или личностях.
Предание — жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке. Его передают из поколения в поколение.
В отличие от легенд, которые ориентированы на объяснение происхождения природных и культурных явлений и их моральную оценку, сюжеты преданий связаны с историей, историческими личностями, локальной топонимикой.
Башкирская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития башкирской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.
Сложный этногенез башкир оказал влияние на их песенную традицию, на жанровый склад песен и их мелодические формы. Являясь сокровищницей башкирской музыкально-поэтической культуры, башкирские народные песни занимают выдающееся место в художественном творчестве народа.
В башкирском народном музыкальном сознании сложилась бинарная терминологическая пара — «оҙон-көй» и «ҡыҫҡа-көй», определяющая признаки мелодии. Между этими полюсами расположены другие мелодические типы, за каждым из которых башкирами закреплен свой термин: среднепротяжный «һалмаҡ-көй» (дословно «плавный напев»), по темпу тяготеющий к «оҙон-көе», а по равномерно пульсирующему ритму — к «ҡыҫҡа-көе».
В башкирских песнях имеются повествовательно-речитативные песнопения, называемые арабским словом «баит» (двустишие), отражающие нравственные и актуальные бытовые мотивы. Религиозные представления башкир закреплены в «мунажатах» — молитвенных обращениях к Богу.
В традиционных свадебных обрядах обязательны «сенляу» (причитание), исполняемые невестой перед отъездом из дома родителей. Этот обряд не обходится без «теляков» — песнопений, в которых выражаются благопожелания, наставления невесте перед её вхождением в семью мужа. ьВ середине XIX века у башкир распространились необрядовые «такмаки», исполняемые как «ҡыҫҡа-көй» и близкие к русской частушке.
Башкирские народные сказки — произведения устного творчества башкирского народа, вид фольклорной прозы. В своих сказках башкирский народ пытался высказать своё национальное мироощущение, наставить своих детей жизненной мудрости, поднимал нравственные, семейные, бытовые вопросы.
В современном башкирском сказковедении сказки разделяют на:
- Сказки о животных. Персонажи этих сказок — волк, лиса, медведь, коза, муравьи и др. Некоторые сюжеты сказок о животных сохраняют в себе древние верования и обычаи наших предков. Например: «Лиса-лгунья» «Лев, волк и лиса», «Сказка о теленке», «О лисе, утке и лягушке», «Косуля и яблоня», «Женщина-коза». В древности башкиры чтили медведя как тотемного животного. Действовал запрет на прямое употребление имени медведя. В сказках его называют «бабай» (дед), «атабыҙ» (отец), «урман эйәһе» (хозяин леса), «урман ҡото» (лесной дух).
- Богатырские сказки . Особенностью этих башкирских сказок является высокий уровень героизма в героях, действие их вне времени. Противники героев — мифические существа аждаха, пярий. Традиционным для башкирских богатырских сказок является эпизод чудесного рождения — рождение в лаптях («Джигит, победивший тысячеглавого Аждаху»), рождение от капли крови, брызнувшей на крышу, когда зарезали корову («Акъелак»), рождение из колена старушки («Коленный батыр»), рождение из расщелины скалы, когда старик ударил топором по затрясшейся каменной громаде («Алп-батыр»). Встречаются в сказках и женщины-богатыри (Барсын-хылу сбрасывает камни с горы и убивает всех женихов-богатырей).
- Волшебные сказки. Герои этих сказок или их помощники занимаются преодолением «эпических препятствий». В них действуют существа, противоположные миру людей: Аждаху, Дива, колдунья Мясекай, птица Хомай, Юха.
- Бытовые сказки. Персонажи бытовых сказок — жена, муж, мачеха, падчерица, вор. В этих сказках виден национальный колорит, черты быта народа. Действующие лица занимаются охотой, борьбой, верховой ездой и др. Башкирские сказки отражают быт башкирской деревни, скотоводческий быт.
Д/З: Изучить материал урока, посмотреть презентацию, выполнить конспект (коротко), выписать понятия.
Консультация для воспитателей «Своеобразие устного творчества башкирского народа»
Своеобразие устного творчества башкирского народа.
Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство [3]. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях [2].
Устное народное творчество — массовое словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм - есть фольклор [4]. Словесное художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи. В доклассовом обществе оно тесно связано с другими видами деятельности человека, отражая начатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе социальной дифференциации общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества, выражавшего интересы разных обществ, групп и слоев. Важнейшую роль в его развитии играло творчество трудовых народных масс. С появлением письменности возникла литература, исторически связанная с устным фольклором.
В традициях народа, обычаях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы, утвердившиеся в социуме, способствующие его выживанию и полноценному функционированию. Как коллективная память, они являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Бесценно значение устного народного творчества в процессе формирования личности ребенка. К сожалению, современная педагогика во многом подменила действительно глубокое духовное содержание традиционного воспитания набором формальных слов, инструкций, наставлений, системой голых запретов; была утеряна эффективная традиционная психотехника взаимодействия взрослого с ребенком, обращения к ребенку, внушения, формы группового и межличностного общения детей.
Национальная культура отражает конкретные особенности групп людей, живущих достаточное продолжительное время на одной и той же территории и имеющих родство. Таким образом, национальная культура находится в гармонии с национальным характером. Она психологически адекватно выражает и реализует его в художественной форме. Родная культура входит в сознание человека, так, как гены отца и матери входят в его тело. Только глубоко вникнув в какую-то культуру, человек может воспринимать и по достоинству оценивать другие.
Современная образовательная система должна реализовать принцип - от восприятия культуры собственного народа через родной язык к культуре соседних народов, затем к пониманию мировой культуры [15].
Ценность этических и эстетических идеалов, исторических представлений о родном крае, о людях, населяющих эти территории много веков назад, героических личностях, об устройстве общества очень важна для формирования личности ребенка именно в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знаний, а на уровне образа жизни. Педагог детского сада имеет большие возможности для воспитания детей в духе родной культуры и формирования у них познавательного интереса, исторической памяти. При этом фольклор может стать не только предметом изучения и средством формирования определенных представлений, а частью этой естественно-бытовой жизни детей.
Парадоксальный факт – в настоящее время население России (за исключением специалистов) имеет достаточно четкое представление о мировом сказочно-мифологическом наследии, в то же время не предполагает, что и творчество народов нашей страны, имеет не менее значимые по содержанию произведения. Причем эти произведения раскрывают те традиции, те знания, которые необычайно важны именно для конкретного этноса.
Произведения устного народного творчества обладают богатым социальным, культурно-историческим, нравственно-педагогическим потенциалом. Они создают богатые возможности для развития творческого воображения слушателей.При этом социализируется вся сенсорная система человека: зрение, слух, обоняние, осязание, пространственные моторные механизмы. Специфика сказочно-мифологических произведений является то, что она всегда является продуктом творчества определенного народа. Они содержат в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определенного этноса. Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенностях места действия и т. д.
Республика Башкортостан - многонациональная республика. Тернистый исторический путь, пройденным башкирским народом, отмечен формированием специфических национальных традиций и свойств духовного облика определенного национального психического склада.
Одной из форм культуры, причем одной из первых по времени возникновения, является фольклор. Жанровое своеобразие, богатство башкирского фольклора общеизвестно.
Можно было бы привести десятки восторженных высказываний о башкирском фольклоре. Хотим привести лишь одну мысль, высказанную крупными музыкантами прошлого века. Так, прекрасный знаток духовной культуры башкирского народа Р. Г. Игнатьев, отмечая импровизаторский дар башкир, в семидесятые годы прошлого столетия писал, что «башкир импровизирует свои песни и мотивы, когда одинок, всего более в дороге. Едет мимо леса - поет про лес, мимо горы - про гору, мимо реки - про реку, дерево он сравнивает с красавицей, полевые цветы - с ее глазами, со цветом ее платья и т. д.». Ему вторил С. Г.Рыбаков: «Творческие способности башкир доказываются тем, что до последнего времени встречаются песельники, соединяющие в себе дар поэтов и композиторов». Да, башкирская народная музыка - песни узун-кюй (протяжные песни, по общему признанию крупных музыковедов и фольклористов, это явление уровня мировой народно-песенной классики.
Исследователь Баймурзина В. И. отмечает, что башкирский народ донес до нашего времени замечательные произведения разных жанров устного творчества, традиции которых восходят к далекому прошлому. Бесценным культурным наследием являются легенды, предания и другие устные повествования, отразившие древние поэтические воззрения на природу, исторические представления, житейскую мудрость, психологию, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческую фантазию башкир [13]
Мотивами легенд и преданий насыщены генеалогические летописи (шежере) – своеобразные историко-литературные памятники старого времени. Сведения о предках в ряде случаев связаны здесь с рассказами о событиях, происходивших при их жизни. Нередко приводятся мифологические легенды, суеверные рассказы. Неслучайно поэтому авторы этнографических очерков и статей прошлого века называли башкирские шежере по-разному: преданиями, хрониками, историческими записями. В отличие от других жанров фольклора пословицы бытуют в речи, вводятся как законченные изречения, готовые цитаты, автором которых является народ. Меткое выражение, удачное сравнение, лаконичная формула, сказанные кем-то однажды, подхватываются другими, становятся атрибутом народной речи, благодаря постоянному употреблению в аналогичных по смыслу ситуациях. Пословица – это «мудрость многих, остроумие одного».
Пословицы помогают яснее выразить мысль, полнее аргументировать доводы рассказчика, собеседника, украшают речь. «Красота подбородка – борода, красота речи – пословица» - недаром гласит народная мудрость [2].
Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.
По содержанию пословицы мудры, по форме прекрасны, употребляются они умно, уместно, умело. Основное же назначение их все-таки в нравственном воспитании. Ум как бы оказывается между прекрасным и нравственным, контролируется ими.
Эпос, как фундаментальное произведение, затрагивает и освещает большой круг вопросов. С этой точки зрения он — незаменимый источник для исследователя. Но, кроме него, народное творчество располагает богатыми и разнообразными жанрами, в которых мы тоже можем найти интересующие нас сведения о тех или иных сторонах быта. Поговорки и пословицы, песни и кубаиры, сказки и сказания передают эмоциональную сторону переживаемых народом событий. В них мы можем обнаружить и отпечаток веками складывавшихся взаимоотношений с соседними народами, и отношение к тем или иным событиям из собственной истории. Другими словами, народное творчество является богатейшей основой по изучению жизнедеятельности народов. Необходимо только бережно к нему относиться и сохранить его как уникальную духовную культуру, уже ставшую неотъемлемой частью общецивилизационного культурного фонда.
Таким образом, устное творчество башкирского народа включает в себя пословицы, поговорки, загадки, песни, эпосы, легенды, предания.
Публикации по теме:Консультация «Народная педагогика в воспитании детей дошкольного возраста» Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования.
Приобщение детей к традициям башкирского народа
В последние годы возросло внимание в системе образования и в общественном сознании к духовному богатству культурного наследия башкирского народа. В этом следует видеть стремление башкир к национальному возрождению. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.
В башкирской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения,эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
В нашем саду приобщение детей к культуре башкирского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором, играми, традициями и обычаями башкир.
Башкирский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Приобщение детей к башкирскому фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Башкирский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).
В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей.
Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.
Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Загадка позволяет воспитателю, без тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.
Для знакомства детей с башкирскими народными пословицами, поговорками, загадками отбираем только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить.В повседневной жизни с детьми используем пословицы к месту и ко времени: на занятиях и прогулках, во время еды, трудовой и игровой деятельности детей находим подходящие пословицы и поговорки. До детского понимания стремимся донести такую мысль, что башкирский народ в каждую пословицу или поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей.
Сказки, пожалуй, самое большое наслаждение детства. С какой огромной радостью и желанием воспринимаются они детьми. Башкирские сказки знакомят детей с историческим прошлым башкирского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира.
Читая детям сказки башкирских поэтов: «Сказ о курае», «Лиса и волк», «Лиса-сирота», обращаем внимание на то, что они воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет ребенку идеи, необходимые для нравственного формирования его личности. Из сказок дети узнают о красивых традициях башкирского народа: глубокая почтительность и уважение детьми родителей, старших по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Знакомство со сказкой начинается со словарной работы, поясняются незнакомые слова, непереводимые, исконно национальные изречения. При чтении сказки всегда обращаем внимание детей на ее содержание, на отражение в ней быта, деятельности и обычаев, на особенности характера башкирского народа. Заостряем внимание на нравственных поступках героев сказки. Подчеркиваем, что доброта и нежность, заботливое, почтительное отношение к старшим –основная черта характера, которая присуща большинству башкир. Во время чтения рассматриваем с детьми иллюстрации к сказкам. По прочитанным сказкам проводим беседу с детьми.
Рассказываем о жизни и творчестве детских писателей и поэтов. Читаем стихи башкирских поэтов, дети заучивают их и затем с удовольствием рассказывают. Особый интерес дети проявили к башкирскому народному писателю Мустаю Кариму. Они узнают его на портрете, рассказывают о его жизни. Дети очень полюбили его произведения.
Произведения фольклора являются уникальными по своей всесторонности средствами формирования личности ребенка,когда открывается естественное взращивание в нем лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу; эстетических вкусов и разнообразных творческих способностей.
В свободное от занятий время проводятся башкирские народные игры. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Главное достоинство игры – самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками. Подвижные игры проводятся во время прогулки. Они используются с целью оказания влияния на воспитание характера, воли, развитие нравственных чувств, физического укрепления ребенка, создание определенного духовного настроя, интереса к народному творчеству. Это такие игры как «Медведь и пчёлы», «Займи место», «Юрта»,»Курай». Игры способствуют воспитанию ловкости, воспитывают силу, развивают выносливость организма, способствуют воспитанию гибкости тела. Они носят коллективный характер, в связи с чем приучают детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувства товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга.В группе в свободное время дети играют национальные дидактические игры: «Составь узор», «Назови элемент», «Животный мир Башкортостана», «Растительный мир Башкортостана».
С интересом дети рассматривают предметы башкирской национальной одежды, познакомились с башкирским орнаментом (тюльпан, рог, лист). Свои впечатления дети стараются отобразить на занятии по рисованию при раскрашивании моделей башкирской одежды.
В групповой комнате в доступном для детей месте имеется региональный уголок, где находятся книги башкирских писателей, их портреты, иллюстрации к сказкам, куклы в национальных костюмах, башкирские дидактические игры. Постоянно ведется работа с родителями. В родительском уголке помещаем задания для чтения и заучивания в семье (башкирские слова, стихи башкирских поэтов).
Так, через беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций, игры дети знакомятся с богатством и разнообразием башкирской культуры. Интерес ребенка к национальной культуре – это одно из условий формирования его личности
Публикации по теме:План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аскизский детский сад «Родничок» План по самообразованию «Приобщение.
Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества» Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государство,но и историю и традиции национальной культуры, осознавать, понимать.
Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.
Мой декупаж к проекту «Приобщение детей к народной культуре» (продолжение) Начав проект "Приобщение детей к русской народной культуре", я очень им заболела. Теперь все мои мысли о том, что ещё можно приобрести,.
Приобщение младших школьников к традициям и культуре кубанского казачества: направления деятельности воспитателя Я работаю воспитателем в общеобразовательной школе казачьей направленности, где существует особый обряд посвящения в казачата, проводимый.
Семинар-конференция «Приобщение детей к традициям народной культуры в контексте современного образования» (фотоотчет) Приветствую вас, дорогие мои друзья! Все мы так или иначе стараемся повышать свое самообразование. Иногда такое желание идет от сердца,.
Выступление на родительском собрании «Воспитание личности на основе культурного наследия башкирского народа». Мы живем в Башкортостане. Это наша Родина, наша родная земля. Башкиры на протяжении сотен лет живут в дружбе и согласии с другими нациями,.
Соотношение труда и отдыха в фольклоре народов башкортостана
Султангареева Р. А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа: Гилем, 1998. 243 с.
ISBN 5-7501-0105-3
В книге исследуется фольклорно-этнографический комплекс, посвященный человеческой жизни и ее ритуальной организации, рассматриваются три формы торжеств: родинные, свадьбы бракосочетания и погребально-поминальные в их акциональном, вербальном и мелосном единстве.
Для фольклористов, этнографов, студентов гуманитарных факультетов вузов и широкого круга читателей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Обрядовый фольклор рождения и половоз- растных празднеств
Фольклор внутриутробного периода жизни человека 13
Фольклор периода рождения и ухода за ребенком 19
Половозрастные празднества 50
Свадьба серег 66
Глава II. Обрядовый фольклор брачного союза
Культ плодородия 77
Обрядовый фольклор инициации невесты 83
Обрядовый фольклор инициации жениха 98
Фольклор общения—приобщения сторон 108
Обрядовый фольклор отторжения 129
Основные категории и символика свадебного фольклора 131
Глава III. Обрядовый фольклор погребально- поминального цикла
Генетические истоки, формы погребальных обрядов 138
Предсмертные обряды 141
Фольклор ухода за покойником 147
Фольклор проводов в потусторонний мир 160
Послепогребальный фольклор 178
Фольклор, связанный с почитанием духа предка 192
Заключение 201
Приложени я 207
Литература 234
Читайте также: