Русалка отдыхает на пирсе
Но ведь миф о русалках наверняка возник не на пустом месте? Может быть эти фотографии тому доказательство?
Или причина всего лишь РОМ ? :-)
А вот с чего все начиналось .
Во глубине веков
Первые упоминания о русалках как о существах из плоти и крови, а не богов или их подручных встречаются в исландской летописи Speculum Regale (XII век): «У берегов Гренландии встречается чудовище, которое люди называют «Маргигр». Существо это до пояса выглядит, как женщина, у нее женская грудь, длинные руки и мягкие волосы. Шея и голова у нее во всех отношениях такие же, как у людей. От пояса же и ниже чудовище это подобно рыбе - у нее рыбий хвост, чешуя и плавники».
С развитием судоходства свидетельств стало больше. Так, Христофор Колумб в 1492 году отметил, что у берегов Кубы водятся русалки «с петушиным оперением и мужеподобными лицами». В 1531 году поглазеть на выловленную в Балтийском море русалку имел возможность весь двор польского короля Сигизмунда II, но, к сожалению, недолго - на третий день пленница скончалась.
Так как искусительниц мореплаватели стали видеть все чаще и чаще, мимо подобного феномена не могли пройти святые отцы. В 1560 году им представился отличный шанс поговорить с русалками с глазу на глаз - у берега острова Мандар, возле Цейлона, голландский корабль изловил сразу семерых красавиц. Однако отцы-иезуиты, даже не дойдя до рыболюдей, погрязли в дискуссиях о душе этих заблудших существ, а посему тайна так и осталась тайной. Практическую пользу из пленниц пытался извлечь М. Боскэ, личный врач голландского вице-короля в Гоа (тогдашнем центре европейской Ост-Индийской торговли). Для этого он вооружился скальпелем и распотрошил всех семерых пленниц, пытаясь докопаться, так сказать, до сути. В итоге пришел к выводу, что русалки не только внешне, но и внутренне полностью похожи на людей. После выяснения этого факта дискуссии в среде лиц духовного сана разгорелись с новой силой, поскольку нужно было срочно выяснить - есть ли у русалок душа и если есть, то уместно ли впредь употреблять их в пищу? Ведь в тогдашней португальской колонии Ангола туземцы за милую душу уплетали пойманных морских людей.
Известный мореплаватель и географ Генри Гудзон (чьим именем названы залив в Канаде, река и пролив), проходя мимо Новой Земли, собственноручно записал в судовом журнале: «Сегодня утром один из моей команды, выглянув за борт, заметил русалку. Тогда он стал звать остальных и пришел еще один. Русалка между тем подплыла к кораблю совсем близко и внимательно разглядывала их. Немного погодя, волна ее опрокинула. От пупка и выше ее спина и грудь были, как у женщины. у нее была очень белая кожа, длинные черные волосы свисали назад; нижняя часть ее тела завершается хвостом, как у морской свиньи или дельфина, но блестящим, как у макрели. Имена матросов, которые ее видели, Томас Хилс и Роберт Райнар. Дата: 15 июня 1608 г.»
Средние века
Впрочем, в тех краях русалок видели не так уж и редко. Вот что написал в своей книге капитан английского флота Ричард Уитбурн: «Не могу не сказать несколько слов о странном существе, которое я встретил впервые в 1610 году. Рано утром, когда я стоял на речной стороне в гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде, удивительное существо очень быстро подплыло ко мне, радостно глядя мне прямо в лицо. У него было лицо женщины: глаза, нос, рот, подбородок, уши, шея и лоб были пропорциональны и очень красивы. На голове ее было много синих полосок, напоминавших волосы, но, несомненно, это не были волосы. Я и человек из моего экипажа, что был тогда со мной и который жив и сейчас, разглядывали существо это довольно долго. Когда оно было приблизилось к нам поближе, я, опасаясь, чтобы оно не бросилось на меня, отступил назад, оставаясь от него на длину копья. Дело в том, что в плавании я видел не раз, как большие киты и другие огромные рыбы выскакивают из воды, подпрыгивая высоко. Отступая назад, уверяю, я только это имел в виду. Существо же это, заметив, что я отступил, нырнуло и поплыло к месту, где я высадился какое-то время назад. При этом оно часто оборачивалось на меня. Я же теперь смог рассмотреть его плечи и спину до пояса, которые были квадратны, белы и гладки, как у человека. Каким тело его было спереди, от шеи и ниже, я рассмотреть не мог.
Какое-то время спустя это же существо подплыло к лодке, в которой был в тот момент мой слуга Хоридж, ныне капитан Ост-Индской компании. Существо ухватилось двумя руками за край лодки и пыталось в нее забраться. Бывшие в лодке перепугались, и один из них со всей силы ударил его по голове. Тогда оно оставило их в покое. Позднее оно приблизилось еще к двум лодкам в той же гавани, которые стояли у берега. Моряки в страхе выскочили на берег и оттуда на него смотрели.
В 1619 году два советника датского короля Христиана IV, плывя из Норвегии в Швецию, вдруг заметили существо, похожее на русалку. Добрые моряки выкинули за борт приличный кусок бекона, насаженный на мощный крючок с прочным линем. Попавшегося, как форель, обитателя глубин вытащили на палубу, но тот так грозно и пронзительно кричал, что его в конце концов спихнули обратно за борт.
Петр I и русалки
Петр I в бытность рабочим на голландских верфях как-то раз увидел гравюру с изображением русалки. Сильно заинтересовавшись этим существом, царь разыскал издателя книги, где была изображена гравюра, и через него вышел на автора - датского колониального священника Франсуа Валентина, которого и попросил рассказать об этих существах поподробнее. Ответ не заставил себя ждать: «1 мая 1714 года при ясной спокойной погоде я видел сам на расстоянии примерно в три длины корабля какое-то человекообразное существо, обитателя моря, голубовато-серого цвета. Оно поднималось над уровнем моря, и на голове его было что-то вроде рыбацкой шапки или нароста из мха. Кроме меня видел его весь экипаж. Существо это было обращено к нам спиной, но оно почувствовало, видно, что мы приближаемся, нырнуло под воду и больше не появлялось.
Как подтверждение того, что твари, подобные той, что изображена на гравюре, действительно существуют, позволю себе сослаться на свидетельство, которое совершенно достойно доверия. В 1652 или в 1653 году лейтенант, бывший на службе компании, видел два таких существа в заливе возле островов Керам и Боэро, департамента Амбоина (территория нынешней Индонезии. - Прим. авт.). Они плыли рядом, что давало повод предположить, что были они женского и мужского пола. Через шесть недель в том же месте они появились опять, и видели их теперь человек пятьдесят. Существа эти были зеленовато-серого цвета и от головы до пояса имели совершенно человеческую внешность и руки, нижняя же часть тела у них сужалась, сходя как бы на нет. »
Русалки в наши дни
Изучением русалок в свое время занимались различные натуралисты и даже датская королевская комиссия, созданная в 1823 году специально для прояснения данного вопроса. В 1830 году в Британском музее всем желающим демонстрировалась мумия русалки. Еще два чучела морских обольстительниц хранились в Королевском медицинском колледже, но, к сожалению, они не пережили один из налетов нацистов на Лондон.
В 1960 г. английский гидробиолог Алистер Харди выдвинул предположение, что на определенной фазе эволюции предки человека обитали в море и, возможно, некоторые там и остались.
Видео с пойманной в Висле русалкой взорвало Интернет
В польских СМИ появилось видео, на котором запечатлено, как люди в белых защитных костюмах вытаскивают из реки довольно крупное существо с рыбьим хвостом. Глядя на некоторые кадры, создается впечатление, что это русалка, поскольку верхняя часть туловища неизвестного речного жителя напоминает человеческую.
Ролик появился на YouTube 24 сентября. "Что это может быть?" — таким комментарием сопровождается видео, на котором зафиксировано, как пять человек кладут существо на носилки и увозят. Мнения пользователей, увидевших этот ролик в Сети, разделились: одни уверяют, что это доказательство существования русалок, другие считают, что на берегу реки просто снимали кино.
Сторонники последнего мнения были близки к истине. Хотя, заместитель мэра Варшавы Ярослав Юзьвяк рассказал журналистам, что из Вислы действительно вытащили нескольких русалок и отправили их в лабораторию на исследование. По его словам, спасатели достали из воды сирен, которые ночью попали в канализацию и не смогли выбраться. Юзьвяк заверил, что жизни и здоровью сказочных существ ничто не угрожает. Более того, им планируется оказать всяческую поддержку и дать статус почетных граждан, так как русалка является символом Варшавы.
Впрочем, все это оказалось шуткой: на самом деле люди в белых костюмах достали из реки переодетого актера. Ролик был снят в качестве розыгрыша в рамках Фестиваля новых варшавян, организованного несколькими музеями и культурными центрами, пишет издание Sfora. Что касается вирусного видео, то с его помощью организаторы мероприятия, которое продлится до декабря, хотели призвать сограждан к критическому мышлению.
Подводники утверждают, что встретились лицом к лицу с русалкой
Находившиеся в Гренландском море подводники утверждают, что стали свидетелями появления странного существа с перепончатыми лапами, которое вполне может быть русалкой.
Экипаж подводной лодки уверен, что во время экспедиции в Гренландском море встретился лицом к лицу с русалкой и приводит в качестве доказательства своих слов снятый им ролик.
Размещенное на YouTube видео, которое было снято в марте 2013-го года на борту небольшой субмарины, по задумке его авторов должно было демонстрировать трудовые будни бесстрашных подводников, но на самом деле показало, что даже опытным морякам не чужд страх, пишет корреспондент таблоида Mirror.
Во время погружения один из членов экипажа — бородатый мужчина в очках — занят съемкой, когда на стекле позади него появляются трещины, которые при ближайшем рассмотрении оказываются бледной рукой с перепонками между пальцами.
Уловивший движение подводник резко оборачивается и видит, как от субмарины удаляется странный темный субъект.
Более детальное изучение видео показало, что лапа глубоководного существа весьма походила на человеческую пятерню — на ладони было пять пальцев. На кадрах также можно рассмотреть пугающее лицо создания, напоминающее изображение инопланетян.
Просмотревшие ролик пользователи YouTube задались вопросом, действительно ли подводники встретились с русалкой или же видео — искусный розыгрыш. Мнения, как всегда, разделились.
Так, пользователь Аарон Фишер (Aaron Fisher) убежден в том, что полученные кадры — не мистификация.
“Невозможно подделать такое на глубине 3000 футов (почти 1 км). Даже дайвер в защитном костюме не сможет выдержать давление на такой глубине, к тому же, я не вижу никакого резервуара с воздухом, помогающего ему дышать. Светящиеся глаза подсказали мне, что это существо приспособилось видеть в темноте, куда едва проникает свет. Кроме того, создание двигалось слишком быстро для дайвера — даже с ластами они не могут плавать так быстро”, — так аргументировал Фишер свою точку зрения.
С ним согласен участник обсуждения под ником Tranquility, заявивший следующее: “Я не думаю, что это подделка. В море живут такие существа как джины или демоны. Есть много вещей, которые до сих пор остаются неразгаданными”.
Тем не менее, другие пользователи отнеслись к ролику скептически, о чем и сообщили его авторам, написав: “Отличный подводный костюм! Держите нас в курсе, если вы найдете настоящую русалку!”
Русалок не только видели, но и ловили
Пойманные русалки
Итальянский миссионер из города Павии отец Францис, в 1701г. посетивший Анголу, вначале не поверил местным жителям, когда те рассказали ему о русалках, живущих в водах их озера. Тогда аборигены поймали одну из них в сети и предъявили проповеднику в доказательство своей правдивости. Миссионер детально осмотрел и подробно описал русалку, добавив, что спустя сутки после поимки она умерла. Вопрос о том, есть ли у этих существ душа, остался для отца Франциса открытым, а ведь он был очень важен, поскольку, кроме всего прочего, ангольцы охотились на русалок и употребляли их мясо в пищу. Так кого же они, собственно, ели: рыб либо людей?
В 1560г. церковь как никогда была близка к ответу на данный вопрос. Тогда у берегов острова Маннар близ Цейлона голландские моряки одновременно изловили семь русалок. Оказавшиеся в этих краях отцы-иезуиты не упустили случай и попытались выяснить, являются ли эти существа людьми, наделенными бессмертной душой. Исследователи долго дискутировали, однако так и не пришли к однозначному выводу.
Куда больше повезло личному врачу голландского вице-короля в Гоа М. Боскэ, который оказался там же. Анатомировав русалок, пойманных возле Маннара, он сделал заключение, что эти существа во всем подобны людям – как внешне, так и по своему внутреннему строению. Надо полагать, что уважаемый доктор резал не по живому, так как все русалки, помещенные в большие емкости с водой, умерли спустя несколько дней…
Такая же печальная участь постигала и других «подводных людей», стоило им попасть в неволю. В 1682г. возле итальянского городка Сестри (недалеко от Генуи) был пойман т.н. «морской человек», и многие горожане смогли рассмотреть его вблизи. Один из свидетелей писал, что в продолжение дня пленника неоднократно усаживали на стул, а это свидетельствует о том, что его тело довольно гибко и имеются суставы (в отличие от рыб). «Морской человек» прожил лишь несколько дней и за все это время ничего не съел и не выпил, а только плакал и испускал жалобные вопли…
Но если об этой русалке остались только записи, то от другой сохранился даже портрет, написал который «прославленный Сью Готье». В 1758г. в Париже русалку выставили для всеобщего обозрения, поместив в большой аквариум, на ярмарке в Сен-Жермен. Как писал очевидец, пленницу кормили рыбой и хлебом. Она была очень подвижной и с удовольствием плескалась в воде. Отдыхала русалка в вертикальном положении. Внешность имела мерзкую и уродливую. (С этим трудно не согласиться при взгляде на рисунок Готье.)
Следует сказать, что описания русалок не слишком разнятся между собой, несмотря на то что очевидцев разделяют столетия или тысячекилометровые расстояния.
Пойманных русалок нередко отпускали
В одной английской летописи упоминается «морской человек», которого в 1187г. поймали в графстве Суффолк. Неизвестно, сколько времени он провел в неволе, но потом каким-то образом вырвался из плена. Беглец бросился в морские волны, и больше его не видели. Но бывало и такое, когда сами ловцы отпускали пойманных «морских людей».
В 1619г. два датских королевских советника плыли в Швецию из Норвегии. Неожиданно они увидели с борта какое-то человекоподобное существо, плывшее параллельно их судну. Моряки спрятали в ломоть бекона крючок, прикрепленный к прочному шпагату, и бросили приманку в воду. Попавшийся на нее «морской человек» был вытащен на палубу. Однако он столь громко кричал и крик этот был таким угрожающим, что испуганные моряки поспешили сбросить своего пленника обратно в воду.
Иногда и рыбаки отпускали неожиданную добычу. Как-то раз подобное случилось возле одного из Шетландских островов. Эдинбургский журнал сообщил, что в рыбацкую сеть попала русалка. Она была сероватого цвета, без всякой чешуи на хвосте. Рыбаки, подержав какое-то время свою пленницу в лодке, решили, что от нее лучше избавиться. Ведь если потом в море случится какое-нибудь несчастье, обвинят тех, кто мучил несчастную тварь…
Наверное, так же думали и шестеро их «коллег» с острова Йелл, которым в 1833г. пришлось встретиться с русалкой. Та запуталась в сети, которую вынимали рыбаки. Как они потом говорили, рост русалки составлял около трех футов. На теле отсутствовали жабры, так же как на хвосте – чешуя. Пленница не сопротивлялась людям и лишь жалобно стонала. Продержав ее часа три в лодке, рыбаки выпустили русалку в море. Нырнув, она сразу ушла на глубину.
Русалки России
В России порой тоже ловили русалок – «речных» или «луговых» - как следует из рассказов, бесхвостых. В записи, сделанной в 1891г. со слов крестьян, говорилось, что когда-то давно (им это известно от стариков) в деревню приводили двух русалок. Эти создания выглядели как женщины с длинными волосами. Ничего не говоря, они лишь горько плакали. Когда же русалок отпустили, они запели, заиграли и убежали в лес.
В свое время В.И.Даль тоже записал рассказ об одной такой поимке. События происходили в деревне, которую крестьяне называли Монастырем и которая стояла на берегу большого озера. Когда-то давно мужики вытащили сетями из озера ребенка. Когда его опускали в воду, ребенок резвился и играл, а когда приносили в избу – томился и плакал. Мужик, поймавший странного мальца, однажды сказал ему: слушай, не стану я тебя больше томить, отпущу обратно, только и ты услужи мне. Расставлю я по вечеру сети, а ты нагони в них рыбы побольше. Сидевший на шестке ребенок задрожал, его глазенки засверкали от радости. Мужик расставил на озере крепкие сети, посадил мальца в ушат, принес на берег да и бросил в озеро. А утром пришел осматривать сеть, а она полна рыбы!
Русалок видят и в наши дни, однако все реже и реже, а уж поймать… То ли они постепенно вымирают в водоемах, которые так усиленно травит наша цивилизация, то ли стали более осторожными, видя какими совершенными технологиями для ловли морских животных обладает современный человек. А может тому виной и другое: мы перестали верить в русалок, сочинять про них стихи и песни, как делали наши предки, а потому навсегда утратили связь с их миром, который, возможно, лишь соприкасается с нашей физической действительностью. Впрочем, есть исследователи, которые серьезно занимаются этой проблемой, и у них имеются доказательства, что «водные люди» существуют на самом деле…
Вандалы назвали Русалочку в Копенгагене «расистской рыбой»
Скульптура, о которую волны залива разбиваются вот уже 107 лет, ежегодно привлекает до миллиона туристов. Она и прежде подвергалась вандализму, в том числе со стороны активистов по борьбе с китобойным промыслом и активистов за защиту демократических ценностей. Ей дважды сносили голову. Теперь Русалочка не угодила движению Black Lives Matter.
Полиция Копенгагена развернула деятельность по поиску преступников, объявив произошедшее актом вандализма.
В последние месяцы активисты, поддерживающие протесты против жестокости полиции и угнетений темнокожих людей, ополчились на памятники историческим деятелям, которые были замешаны в «расистском» прошлом — работорговле или колонизаторских государственных решениях.
Отчасти Русалочка стала частью этой дискуссии, когда в 2019 году Disney объявил о планах снять live-action-версию своего знаменитого мультфильма 1989 года. На главную роль взяли афроамериканскую артистку Хэлли Бэйли.
Однако какое отношение Русалочка, персонаж сказки Ганса Христиана Андерсена, имеет к расизму, осталось загадкой не только для всех, кто увидел вандализм на фотографиях в соцсетях, но и для Эн Грум-Швенсен, исследовательницы творчества сказочника из Университета Южной Дании. Возможно, преступники пытались выразить сарказм происходящим в мире недовольствам.
Вандалы назвали Русалочку в Копенгагене «расистской рыбой»
Скульптура, о которую волны залива разбиваются вот уже 107 лет, ежегодно привлекает до миллиона туристов. Она и прежде подвергалась вандализму, в том числе со стороны активистов по борьбе с китобойным промыслом и активистов за защиту демократических ценностей. Ей дважды сносили голову. Теперь Русалочка не угодила движению Black Lives Matter.
Полиция Копенгагена развернула деятельность по поиску преступников, объявив произошедшее актом вандализма.
В последние месяцы активисты, поддерживающие протесты против жестокости полиции и угнетений темнокожих людей, ополчились на памятники историческим деятелям, которые были замешаны в «расистском» прошлом — работорговле или колонизаторских государственных решениях.
Отчасти Русалочка стала частью этой дискуссии, когда в 2019 году Disney объявил о планах снять live-action-версию своего знаменитого мультфильма 1989 года. На главную роль взяли афроамериканскую артистку Хэлли Бэйли.
Однако какое отношение Русалочка, персонаж сказки Ганса Христиана Андерсена, имеет к расизму, осталось загадкой не только для всех, кто увидел вандализм на фотографиях в соцсетях, но и для Эн Грум-Швенсен, исследовательницы творчества сказочника из Университета Южной Дании. Возможно, преступники пытались выразить сарказм происходящим в мире недовольствам.
Русалка на суше
Два старых моряка верят в существование русалок, так как сами не раз наблюдали за этими неуловимыми человекоподобными существами. Они задумали поймать одну из особей, покалечить ее, чтобы она не могла сбежать, а затем, подлечив, продать за миллионы на потеху публике. Каждую неделю рыбаки выходили в море в надежде поймать свой билет к богатой жизни и, наконец, удача улыбнулась им. Два старых морских волка вытаскивают русалку на борт корабля, но когда один пытается подстрелить морскую обитательницу, то случайно попадает в своего напарника.
Тем не менее, русалка на борту и ей отрубают хвост, чтобы создание не могло сбежать. Всё это время за нашими героями наблюдал некто доктор Бейер. Он даже пробрался на борт траулера тайком, чтобы следить за процессом поимки морской твари. Выжившему рыбаку Бейер представляется психиатром и предлагает купить русалку за крупную сумму. Однако со временем находчивый доктор понимает, что может получить заветный экспонат и бесплатно — просто убив старого рыбака. Наконец, морское создание оказалось в руках Бейера и он начал наблюдать за процессом регенерации отрубленного хвоста.
Русалка на суше — всего лишь второй режиссерский проект Джеффри Греллмана. В нём он выступил не только постановщиком, но и автором сценария. Картина была снята с рекордно минимальным бюджетом — всего восемьдесят пять тыс. долларов. Локации ленты были отсняты на калифорнийском побережье. Русалка на суше вышла в ограниченный прокат в Соединенных Штатах, а также в некоторых других странах.
Где находится пляж «Русалка» в Мисхоре?
«Русалка» считается одним из самых живописных пляжей на Южном побережье Крыма. Сам пляж является центральным на курорте Мисхор, а название получил из-за скульптуры русалки с младенцем.
Скульптура стоит в море, в паре десятков метров от берега, и это уже третья версия Русалки. Первые две таинственным образом куда-то уплыли.
Скульптура посвящена истории «Девушка Арза и разбойник Али-Баба». Разбойник украл женщину у мужа и продал в гарем султана. Но Арза так тосковала по любимому, что прыгнула в воды Босфора, взяв на руки новорожденного младенца. В море превратилась в русалку и однажды ночью вынырнула у побережья Мисхора.
Купаться можно с апреля до конца сентября, но пик сезона — июль. Именно в этом месяце пляж теряет важное преимущество — чистоту. На берегу может быть грязновато, а вода мутнее. Кроме того, пляж с одной стороны упирается в пирс с катерами и теплоходами. От них море тоже не становится чище.
От этого и разнятся отзывы о пляжном отдыхе здесь. Одни приехали в мае, а может, даже в апреле, когда вода чистая, народу почти нет. Другие в июле, когда людей как селедок, мусор и мутное море у берега.
Тем более что в 18 километрах от пляжа — Ялта (на западе), а в 7 километрах — Алупка (на востоке). Плюс от Мисхора рукой подать до горы Ай-Петри, куда ведёт канатная дорога, а на самой горе надо обязательно повязать кусочек ткани вокруг ветки кустарника.
«Русалка» — пляж небольшой. Тянется где-то на 100 метров, узкий, да ещё часть пространства отдана под платные шезлонги, которые просто занимают место, так как спроса на них практически нет. Точные границы пляжа определить сложно, потому что волнорезы делят его на несколько секторов. Поэтому в отзывах длина очень сильно разнится. Некоторые доводят её до 500−600 метров, другие ужимают до 50 метров. Дело в том, что общая протяженность пляжей курорта — 7 километров, а точно понять, где какой пляж начинается, с первого раза непросто.
В сезон бежать утром и занимать места, как часто рекомендуют, бессмысленно. Остальные не глупее вас и тоже бегут к морю пораньше. Включая местных жителей. Так что на «Русалку» лучше приезжать весной или в сентябре.
Часть пляжа укрыта навесом от солнца, но хватит ли вам там места — вопрос. С детьми тут частая проблема — быстро обгорают. Плюс спуск на глубину достаточно резкий. В некоторых местах детям будет глубоко даже у берега. При этом в целом на «Русалке» неглубоко. Взрослому будет по грудь даже в 15−20 метрах от берега.
Пляж «волнистый» — волны бывают сильными, но обычно это, наоборот, всем нравится.
Развлечения стандарты для любого крымского пляжа: катамараны, водные экскурсии, кафе, вареная кукуруза, мидии и всё такое прочее. Увы, но всё никак не отремонтируют один из пирсов. Бетонные плиты медленно обваливаются в море, однако любителей попрыгать в воду это не останавливает.
Когда надоедят пляжные забавы, сходите в бывший парк графа Витте — настоящий памятник парковой культуры XVIII века. Вечером тут проходят концерты цветомузыкального фонтана, а среди зелени прячутся старинные виллы и дворцы.
Полезная информация: Добраться из Ялты до пляжа «Русалка» можно на автобусах №№ 102, 32, 115. На карте ищите «Ялта, Кореиз, Мисхор». Пляж расположен чуть ниже автовокзала «Мисхор».
Подводя итог, отмечу: пляжа «Русалка» лучше избегать в июне-июле. Много народу, много шумных детей. В другие месяцы это курортное место намного лучше. Вода чистая, но бывают сильные волны. Многим отдыхающим это нравится, и они весело кувыркаются под ударами водной стихии.
masterok
А никто из вас не задумывался, как русалка с таким хвостом забиралась на деревья? На руках что ли лезла? Обычно мы представляем себе русалок плавающих в море и завлекающих в их глубины моряков. А тут вдруг Пушкин пишет про русалку на дереве!
Русалки, или водяные девы (Мавки, Навки, Лоскотухи, Лохматки, Шутихи, Купалки, Водяницы, Лешачихи, Девки-Волосатихи, Берегини), известны во многих культурах. Существа, которые живут под водой, имеют необычную внешность, обладают некой связью с потусторонним миром, известны в истории и мифологии практически всех стран мира. И всё же, по каким-то причинам, русалки одной культуры сильно отличаются от русалок другой культуры. К примеру, в Европе бытовали поверия, что русалки — это девы с рыбьими хвостами. В нашей же культуре, традициях и мифологии славян, русалки — это духи, души заложных покойников, то есть умерших не своей смертью. В отличие от обычных привидений и призраков, русалки наши, хоть и являются духами, всё же имеют вполне реальные черты, вполне осязаемы и их довольно сложно отличить от обычных людей.
Однако большой знаток русского фольклора Александр Сергеевич Пушкин, конечно, не зря посадил свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с заморскими подругами-ундинами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее в помине нет.
Живут русалки не только в воде. С Троицына дня до дня Петрова (С.Б. Русальная неделя) они выходят и, рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, они выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.
Праздником славянских русалок является Купальская Неделя и, собственно, апогей праздника, его вершина — Купала. В эту ночь они веселятся и уходят в свои омуты до следующего лета. Судя по исследованиям древних поверий и мифов, в старину воду представляли вратами в иной мир, в подземное царство.
Как уже говорилось, русалки есть во многих культурах мира. В разных видах, с разными именами и названиями. В одних мифах — это боги, в других мифах — это существа и духи. Многие исследователи считают первым упоминанием о русалках вавилонского бога Оаннеса, который менял свою форму и стал существом с головой и торсом мужчины и хвостом вместо ног. В Сирии — это богиня Атаргате, которая также имеет рыбий хвост и является покровительницей рыболовов. В средней Азии — Ведява (Мать Воды). В Средней Азии же — Су-къз (наполовину девы, наполовину рыбы). В Ирландии — Мерроу. В древней Греции люди с рыбьими хвостами женского пола именовались Сиренами, а мужского — Тритонами. Сиреной русалок и сейчас называют во многих европейских странах — Франции, Италии, Испании и т.д. Также хвостатых существ в Греции называли Нереидами, а вот похожих на наших русалок, живущих в реках и озёрах, называли — Нимфами. Можно сказать, что именно греческие Нимфы ближе всего к нашим русалкам-берегиням. Германская Ундина также не имеет хвоста. В южнославянской мифологии русалок называли — Вилами. Вилы являются обитателями вод, владеют источниками, реками, озёрами, прудами и колодцами. Считалось, что именно вилы запирают воды на зиму слоем льда.
В славянской древности русалок называли Мавками. Мавками называли в древности и духов умерших детей. Представляли их то красавицами с зелёными от водорослей волосами, то безобразными старухами. Безобразная старуха, часто косматая, с отвисшими грудями, большим брюхом, горбом на спине, страшным лицом и повадками, судя по всему, произошла из более древнего поверия в Водяниху или Водяную Чертовку. Возможно, что в древности в водоёмах было место и Водяному и Водянихе и самим русалкам, но впоследствии эти понятия смешались. Также Мавки представляются спутницами Водяного — царя водоёма.
Чаще всего русалку всё же представляют красивой, простоволосой девушкой, которая ходит либо без одежды, либо в рубахе без пояса. При встрече с такими духами им стоит кинуть одежду или платок, чтобы избежать несчастий.
Древние славяне также верили и в русалочьих детей. Как это ни удивительно, но у духов, оказывается, тоже могут быть свои детки. Чаще всего русалочьи дети — это дети самих русалок, которые родились после связи русалок со своими мужьями из подводного мира или с мужьями из мира людей, либо с самим Водяным — хозяином заводи. Однако иногда русалочьих деток представляли, как духов утонувших детей.
Удивительны предания древних славян и о способностях русалок. Им приписывают поистине фантастические чудеса. Так русалки могут обернуться возом сена, красной коровой, лошадью, телёнком, собакой, мышью, птицей, зайцем. Однако эти превращения зачастую относятся к тем или иным мифическим рассказам, где русалка для какой-то нужды оборачивается в то или иное животное либо вещь. В классических народных поверьях всё же русалка остаётся самой собой.
Ещё одним удивительным фактом является то, что во многих культурах — и в тех, где русалки представляются дивными существами с рыбьими хвостами, и в тех, где русалки представляют духов и выходцев из иного света, русалки занимаются расчёсыванием волос. С чем связано такое поверие разных народов, достоверно неизвестно. Но в сказках и мифах всего мира русалок видят именно за этим занятием — сидящими у заводи, на камне или дереве, и неизменно расчёсывающими волосы. Многие исследователи считают расчёсывание длинных волос гребнем древним колдовским обрядом, которым пользовались и обычные люди. Скорее всего, обряд расчёсывания длинных волос специальным гребнем был приурочен к магическому влиянию на погоду — вызыванию дождя.
На Русальную Неделю люди часто оставляли подношения мавкам, чтобы те не гневались на людей и обходили стороной их со своими забавами. Подношения эти, как правило — лоскутки одежды, одежда для русалочьих деток, нитки, клубки (русалки считаются любительницами шить, вышивать и прясть, и часто крадут пряжу, нити у хозяек, которые вывесили их на улице). Некоторые исследователи считают, что изначально Русальная Неделя была поминовением не водяных дев, а умерших не своей смертью людей. Духи таких людей считались беспокойными и опасными, поэтому в эти праздники их пытались задобрить. Затем уже умершие не своей смертью стали русалками. Причём, стоит также сказать, что русалки, преимущественно будучи девушками, особую опасность представляют для молодых парней и мужчин, так как могут утянуть их на дно своего водоёма и сделать своими мужьями. Спасались от них самыми разными способами. Кроме того, что произносились определенные защитные заклинания, от русалок можно было оберечься при помощи чеснока, а также полыни. Полынь в Купальских обрядах используется и по сей день. Полынь развешивают на своём доме и внутри, носят всю неделю при себе, а также бросают в купальские костры. Запах полыни нехорошие духи не переносят и уходят восвояси, не причиняя людям никакого вреда. Также считается хорошим средством от русалок отведение от них взгляда. Когда русалки будут приставать, нужно смотреть не на них, а в землю. Чтобы отвадить напавших лоскотух-мавок, можно уколоть одну из них иголкой или булавкой. В этом случае все русалки тут же убегут прочь.
Кроме того что русалок представляли умершими не своей смертью людьми, ещё большие черты они переняли от древних богинь или духов, которых называли — Берегини. Берегини тесно связаны с культом воды. Есть два мнения на счёт того, кто такие Берегини. Одни считают, что «Берегиня» — происходит от слова «беречь» и эти существа оберегали людей, леса, животных и так далее. Другие считают, что «Берегиня» — произошло от слова «Берег» и эти мифические существа жили по берегам рек. Хотя вполне возможно, и это тоже никем не отвергается, что обе этих расшифровки являются правильными и имели место быть в древности. Именно Берегини и были ранее прообразом русалок, их предшественницами. Это не означает, что одних забыли, а других прославили. Просто появилось новое слово «русалка», которое вошло в обиход, в разговорную речь и потихоньку заменило собой Берегиню. Считается, что само слово «русалка» появилось в славянской культуре и языке сравнительно недавно. Первое литературное упоминание относится к XVIII веку. До того водяных дев называли другими именами — Мавка, Лоскотуха, Водяница, Берегиня и другими.
Русалок называют и лихоплесками, от того, что они постоянно плещутся в воде, лихо пляшут. Особое место в поверьях в русалок отводят их песням. В Курской губернии даже бытовало поверие, что все песни и мелодии, которые есть у людей, были в древности подслушаны и переняты именно у водяных дев.
Русалки — это поэтически воспетые богини рек, озёр и водоёмов. Они прекрасны, красивы, веселы, задорны, шаловливы. С ними связано много поверий, мифов, удивительных рассказов и быличек. Русалкам посвящались праздники. Их боялись, но по-своему любили и ценили.
Вот как зачастую неправильно показывают русалок: тут соединены сказания разных народностей в одном персонаже.
Читайте также: