Путешествие марии и иосифа в вифлеем
Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ.
Итак, Мария и Иосиф покидают Назарет и приходят на родину Иосифа – Вифлеем. Там они не находят
пристанища и Мария с новорожденным в разгар зимы оказывается в … хлеву. Неужели в родном городе
Иосиф не нашёл знакомых или просто сердобольных людей, чтобы приютить роженицу?
Недоумение вызывают и другие детали этой рождественской истории.
В этой статье я лишь обращаю внимание на эти странности, но не предлагаю объяснений.
И появление, и пребывание Марии в Вифлееме покрыты мраком. Скупые и противоречивые сведения об этом можно обнаружить только у ев. Луки и Матфея.
Лука уверяет, что молодожены пришли в Вифлеем из Назарета и после рождения Христа вернулись назад.
Матфей не говорит, откуда они пришли, но полагает, что, родив Иисуса, они бежали в Египет, дождались смерти Ирода и лишь тогда поселились в Назарете.
Несмотря на эти разногласия, оба евангелиста подтверждают, что
ИИСУС ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОЯВИЛСЯ НА СВЕТ В ВИФЛЕЕМЕ ИУДЕЙСКОМ.
Город этот явно не был для них чужим:
• Иосиф пошёл в Вифлеем на перепись, поскольку он родом оттуда. Должно быть, в этом городе находился
дом родителей, родственников или его собственный дом.
• В Вифлееме Мария и Иосиф жили довольно долго (не менее полутора месяцев)*, то есть имели для
этого средства и возможности. Между тем, жертва, которую они приносят в храме (две голубицы)
свидетельствует об их крайней бедности (по такому случаю полагалось приносить в дар Господу тельца
и голубицу). Вряд ли такие бедняки продержались бы полтора месяца (или более) в чужом городе без
"жилплощади" и
поддержки**
• Оказавшись в Египте, беженцы думали вернуться с ребёнком в Иудею. Значит, у них действительно
было там жилье (скорее всего, - в Вифлееме).
До этих событий обрученные, вероятно, жили порознь: жених обустраивался в Вифлееме и время от времени посещал Назарет, где ожидала свадьбы невеста. В один из дней Мария ушла к своей родственнице Елизавете и через 3 месяца направилась оттуда. в Назарет, за 150-170 км? Сомнительно. От Елизаветы беременной Марии куда проще было вернуться не домой в далекий Назарет, а К МУЖУ В СОСЕДНИЙ ВИФЛЕЕМ.
------------------------------------------------------
*На сороковой день после рождения сына они посетили храм в Иерусалиме и лишь потом отправились в Назарет.
Если же они ушли из Назарета за несколько месяцев до родов, то их пребывание в Вифлееме могло
растянуться на несколько месяцев.
**Не в хлеву же в самом деле пробыли они до конца декабря!
------------------------------------------------------
Но как же быть с якобы СОВМЕСТНЫМ путешествием супругов из Назарета в Вифлеем? Действительно ли об этом свидетельствует Лука?
На самом деле Писание утверждает лишь то, что сам ИОСИФ приходил на перепись в Вифлеем, но оставляет открытым вопрос, СОПРОВОЖДАЛА ЛИ ЕГО МАРИЯ:
«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем,
потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая
была беременна». (Лк 2 4-5)
Значит, Иосиф мог прийти в Вифлеем на перепись БЕЗ ЖЕНЫ, которая жила в это время у Елизаветы в Бейт-Захарии.
Мария САМОСТОЯТЕЛЬНО ЯВИЛАСЬ В ВИФЛЕЕМ к Иосифу, когда Елизавета перестала нуждаться в ее помощи.
Такое путешествие было вполне ей по силам, поскольку «город Давидов» (Вифлеем) расположен вблизи елизаветиной Бейт-Захарии. Если дело обстояло таким образом, то слова “не бойся ПРИНЯТЬ Марию”, “ПРИНЯЛ жену свою” лишь подтверждают, что
В самом деле, на первых порах Небеса не жалуют праведного Иосифа - в отличие от Захарии (отца Крестителя) и Богородицы, предупрежденных ЗАРАНЕЕ, Иосифа ставят в известность только post factum.
Захарии и Марии ангел является НАЯВУ, Иосифу же дозволяется лицезреть божьего посланника только во сне.
Пророчество, которое получает сонный Иосиф от ангела – “Он спасет людей своих от грехов их”, - звучит очень скромно по сравнению с величественными пророчествами для Захарии и Марии (оно всего лишь расшифровывает имя Иисуса – «Спаситель»).
Все прочее - кто такие «свои люди» и от каких грехов спасет их сын Марии – ангел оставляет без комментариев.
Фактически всё откровение сводится к лаконичному разъяснению: «Твоя Мария зачала от Святого Духа». Если учесть, что о таком способе воспроизводства до сих пор никто не слыхивал (Мария, например, запросила у ангела подробностей), такая лапидарность граничит с издевкой.
Достаточно только представить себе положение Иосифа, чтобы понять, какому испытанию подвергают небеса его веру.
Отчего же вначале Всевышний так явно пренебрегал праведным Иосифом, если позднее Он сменил гнев на милость и начал активно помогать ему?
Трудно поверить, что одни и те же высшие силы практически игнорируют Иосифа, пока его жена зачинает и вынашивает своего первенца, и ТРИЖДЫ заботливо предупреждают его ПОСЛЕ рождения сына*.
С трудом верится и в то, что Иосифа убедили скупые и беспрецедентные объяснения фантома, приходившего во сне.
Неправдоподобно выглядит и молчание Марии: ведь муж наверняка набросился на нее с вопросами и упреками. Неужели она не рассказала ему о Гаврииле, о необычайном «осенении», не сослалась на пророчество Елизаветы?
В общем, вряд ли возмущенного мужа Марии смогло успокоить краткое ночное видение.
Но если так, не выгнал ли Иосиф беременную Марию из своего вифлеемского дома в порыве негодования?
------------------------------------------------------
*Возможно, Господа интересует не Иосиф, а Сын Божий, и все откровения вызваны заботой только о нем?
Но первое откровение (до рождения сына) прежде всего защищает Марию, а третье и четвертое больше
относятся к выбору места жительства.
------------------------------------------------------
Евангельский свет. Истории об Иисусе Христе для детей
Книга знакомит юных читателей с основами христианства. Простой и образный рассказ о земной жизни Спасителя, несомненно, найдёт путь к сердцу ребёнка и раскроет ему то, что составляет самое драгоценное в Евангелии, – тёплую, согревающую веру и бесконечную любовь. Читая и размышляя об учении Иисуса Христа, о тех событиях, которые происходили с Ним и Его учениками, дети смогут прийти к Христу так, как Он хотел, чтобы люди приходили к Нему, – с открытым сердцем и с любящей душой.
Оглавление
- Архангел Гавриил извещает Захарию о рождении Иоанна Крестителя
- Архангел приносит Деве Марии Благую Весть. Мария гостит у Елисаветы
- Рождение Иоанна Крестителя
- Иосиф и Мария идут в Вифлеем на перепись
- Пастухи поклоняются новорождённому Сыну Божию. К Младенцу Иисусу идут волхвы
- Волхвы приносят Младенцу Иисусу дары
- Царь Ирод велит убивать младенцев. Иосиф и Мария с Иисусом бегут в Египет
- Симеон Богоприимец и Анна-пророчица встречают Младенца в иерусалимском храме
- Отрок Иисус беседует в храме со священниками
- Иоанн Креститель проповедует покаяние и крещение
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Евангельский свет. Истории об Иисусе Христе для детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Царь Ирод велит убивать младенцев. Иосиф и Мария с Иисусом бегут в Египет
Волхвы поклонились Сыну Божию и отправились в обратный путь. Ночью во сне им было предостережение от Бога: они не должны ничего говорить Ироду о Младенце. Поэтому мудрецы пошли в свою страну, обойдя Иерусалим стороной.
В ту же ночь Ангел Господень явился во сне Иосифу:
— Встань, возьми Младенца и беги с Его Матерью в Египет. Царь Ирод будет искать Родившегося, чтобы убить Его. Оставайтесь в Египте до тех пор, пока я снова не приду к тебе.
Иосиф немедленно стал выполнять это повеление Господа. Утром он купил осла, посадил на него Марию с Младенцем и отправился с ними в Египет.
Путь в эту страну был дальний и трудный. Беглецов окружала безлюдная песчаная пустыня, в которой негде было укрыться от палящего солнца и ночного холода. К тому же в дороге их ожидало много смертельных опасностей: хищные звери и разбойники.
Однажды вечером, проходя через ущелье, беглецы наткнулись на шайку спящих разбойников. Двое из них проснулись. Один разбойник хотел разбудить всех остальных, но другой, по имени Тит, остановил его. В тусклом свете костра он увидел Младенца и поразился.
— Если бы Сам Бог воплотился на земле, — прошептал он, — то принял бы вид такого прекрасного младенца. Я дам тебе сорок монет, — сказал он своему товарищу, — только не мешай этим путникам идти дальше.
И он протянул второму разбойнику свой пояс, в котором были зашиты деньги.
Беглецы тихим шагом прошли мимо спящих. Святая Дева Мария негромко промолвила, обращаясь к Титу:
— Господь Бог защитит тебя Своей десницей и дарует тебе отпущение грехов.
Это путешествие в Египет было предсказано древними пророками. Пророк Исайя возвещал, что идолы, которых почитали в Египте как богов, зашатаются на своих постаментах и обрушатся от силы Господней. И его пророчество исполнилось в точности.
После тяжёлой дороги через пустыню уставшие путники достигли наконец первого египетского города — Гермополиса. Там можно было найти приют и отдохнуть от утомительного путешествия.
В городе стоял языческий храм с каменными идолами. Один из этих ложных египетских божков считался главным. В нём обитал злой дух, говоривший со жрецами.
Когда путники вступили в город, странное беспокойство овладело всеми его жителями. Они попросили жреца, чтобы он узнал у идола, в чём причина их тревоги.
Идол вынужден был сказать правду:
— Сюда пришло неизвестное вам Божество. Этот Бог — истинный, и никто, кроме Него, не достоин божественных почестей.
Когда же Мария с Иосифом и Младенцем проходили мимо этого языческого храма, все идолы в нём упали со своих пьедесталов и разбились.
О чуде немедленно доложили правителю города Афродитию. Все жрецы пребывали в сильном страхе. Они ждали наказания за разбитых идолов.
Афродитий, не мешкая, пришел в храм с большой свитой. Он осмотрел сокрушённых идолов, а затем молча вышел. На улице среди волнующихся горожан он увидел Марию с Младенцем на руках. Афродитий подошёл ближе и взглянул на Иисуса. Окружавшей его свите правитель Гермополиса сказал:
— Если бы этот Младенец не был Божеством, то идолы не пали бы и не разбились. Теперь они лежат и молча свидетельствуют, что здесь находится истинный Бог.
Между тем царь Ирод так и не дождался возвращения волхвов. Мысль о родившемся в Вифлееме Царе Иудейском не давала ему покоя ни днём, ни ночью. Ежеминутно Ирод ждал, что вот-вот вернутся волхвы и наконец расскажут, видели ли они Младенца.
Но настал день, когда ему доложили, что волхвы давно ушли в свою страну. Ирод рассвирепел и почти обезумел от злости и страха. Пылая ненавистью к маленькому Царю Иудейскому, он отдал ужасный приказ. Ирод повелел, чтобы воины убивали в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола до двухлетнего возраста.
Воины отправились исполнять приказ жестокого царя. Полилась кровь невинных младенцев. Бедные матери напрасно закрывали собой своих детей. Солдаты отнимали у них малюток и тут же беспощадно убивали.
Стоны и вопли разнеслись из Вифлеема по всей иудейской земле. Это страшное событие было предсказано пророком Иеремией. Он говорил, что иудейские матери будут безутешно рыдать по своим убитым детям.
После зверской расправы над младенцами прошло совсем немного времени, и царя Ирода настиг праведный суд Божий. Злодей умер страшной, мучительной смертью — его тело заживо начало гнить и в нём завелись черви.
А Мария с Иосифом до самой смерти Ирода оставались в Египте. Они жили недалеко от нынешней египетской столицы Каира.
Когда Ирод умер, Ангел Господень вновь явился во сне Иосифу и сказал:
— Встань, возьми Мать и Сына и возвращайся в свою страну. Тот, кто желал смерти Младенца, сам окончил свои дни.
Это явление Ангела прежде предсказал другой пророк Божий — Осия. Его устами Бог говорил, что призовёт Своего Сына из Египта.
Иосиф исполнил повеление Господа. Вместе с Девой Марией и Младенцем он отправился обратно в Иудейскую страну. Но в самой Иудее он не стал останавливаться, так как в ней правил наследник Ирода, его сын Архелай. Иосиф боялся, что новый царь тоже будет стараться убить Иисуса.
Святое Семейство вернулось в галилейский Назарет. Сын Божий Иисус Христос вырос и возмужал в этом городе. Вот почему, когда Он начал проповедовать людям Своё учение, все считали Его уроженцем Назарета. Его называли Назареем или Назареянином. И это тоже было предсказано пророками.
Евангельский свет. Истории об Иисусе Христе для детей
Книга знакомит юных читателей с основами христианства. Простой и образный рассказ о земной жизни Спасителя, несомненно, найдёт путь к сердцу ребёнка и раскроет ему то, что составляет самое драгоценное в Евангелии, – тёплую, согревающую веру и бесконечную любовь. Читая и размышляя об учении Иисуса Христа, о тех событиях, которые происходили с Ним и Его учениками, дети смогут прийти к Христу так, как Он хотел, чтобы люди приходили к Нему, – с открытым сердцем и с любящей душой.
Оглавление
- Архангел Гавриил извещает Захарию о рождении Иоанна Крестителя
- Архангел приносит Деве Марии Благую Весть. Мария гостит у Елисаветы
- Рождение Иоанна Крестителя
- Иосиф и Мария идут в Вифлеем на перепись
- Пастухи поклоняются новорождённому Сыну Божию. К Младенцу Иисусу идут волхвы
- Волхвы приносят Младенцу Иисусу дары
- Царь Ирод велит убивать младенцев. Иосиф и Мария с Иисусом бегут в Египет
- Симеон Богоприимец и Анна-пророчица встречают Младенца в иерусалимском храме
- Отрок Иисус беседует в храме со священниками
- Иоанн Креститель проповедует покаяние и крещение
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Евангельский свет. Истории об Иисусе Христе для детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Иосиф и Мария идут в Вифлеем на перепись
Мария тем временем поведала Иосифу, о чём возвестил Ей Архангел Гавриил. Она сказала, что у Неё родится сын и что это будет необычный Человек. А ночью Иосифу во сне явился Ангел Господень. Он сказал:
— Иосиф из рода Давида! У твоей наречённой невесты Марии будет Сын от Духа Святого. Ты назовёшь Его Иисус, что значит Спаситель. Ибо Он спасёт людей от их грехов. Так исполнится древнее предсказание, которое Господь изрёк через пророка.
С этого времени Иосиф стал ещё больше оберегать Марию и начал относиться к Ней с благоговением. Ведь Ей предстояло стать Матерью Господа, Сына Божия, Спасителя всего человеческого рода.
В те времена Иудея была одной из провинций огромной Римской империи и подчинялась римским правителям. И вот во всех пределах государства объявили приказ императора Августа. Он повелел провести перепись своих подданных во всех землях империи, в том числе и в Иудее.
Каждый иудей должен был прийти в город, откуда происходил его род. Там следовало назвать переписчикам своё имя, а также имена всех членов своей семьи.
Иосиф, как и Мария, происходил из рода царя Давида. А родным городом Давида был маленький бедный Вифлеем, расположенный недалеко от Иерусалима. Туда и отправились Иосиф с Марией.
Они добрались до городка в конце дня и долго искали, где остановиться на ночлег. Вифлеем был переполнен людьми, стекающимися изо всех уголков Иудеи на перепись.
Лишь поздним вечером Иосиф и Мария нашли приют. Они разместились в пещере возле города, которая служила хлевом для скота.
Там блеяли овцы, вздыхали коровы и переступал копытцами маленький ослик. Но Иосиф с Марией были рады такому пристанищу. Они знали, что Господь заботится о них и послал им эту тёплую пещеру. В ней они нашли покой и отдых.
Иосиф постелил на пол пещеры свой плащ. И Мария, помолясь Богу и чувствуя приближение родов, прилегла.
Поклонение волхвов и бегство в Египет
Праведный Иосиф с Пресвятой Богородицей и Младенцем Иисусом еще некоторое время оставались в Вифлееме, а в это время в Иерусалим из восточных стран прибыли волхвы. Восточные мудрецы, изучая звезды, стремились найти в их движении скрытый духовный смысл. Кроме того, предание полагает, что им могло быть известно пророчество древнего предсказателя Валаама, который некогда возвестил: Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля (Чис 24, 17). Волхвам была явлена небывалая звезда, и поиски новорожденного Иудейского Царя привели их в столицу Иудеи Иерусалим. Услышав об этом, царь Ирод встревожился. Он понимал, что сам на царский престол посажен захватчиками-римлянами и для людей, ожидающих воцарения помазанного Богом Царя из рода Давида, его правление ненавистно. Он задался целью погубить новорожденного Царя. Для этого Ирод созвал священников и знатоков ветхозаветных книг и сперва выяснил у них, где должен родиться обещанный пророками Христос, Помазанник Божий. Они ответили ему, что, согласно предсказаниям древнего пророка Михея, это произойдет в иудейском селении Вифлеем. Тогда Ирод тайно пригласил к себе волхвов и, узнав время появления звезды, послал их в Вифлеем с наказом: «Идите и все разузнайте о Младенце. Когда вы Его найдете, известите и меня, чтобы я смог пойти и поклониться Ему». Волхвы отправились в путь, и звезда, виденная ими ранее, вела их, пока наконец не остановилась над местом, где был Младенец. Увидев Младенца Христа и Богоматерь, волхвы поклонились Христу и поднесли Ему свои дары: золото (как Царю), ладан (ароматное курение, подобающее одному Богу) и смирну (благовонное масло, которым обычно помазывали умерших, — как Человеку, Которому предстоит умереть).
Ночью во сне Бог открыл волхвам, что им нельзя возвращаться к Ироду, и они вернулись в свою страну другим путем. Ирод в Иерусалиме так и не дождался их возвращения и, когда понял, что волхвы не придут, пришел в ярость и приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет. Это бесчеловечное повеление было выполнено. Но еще когда волхвы только ушли, Ангел Господень, явившись праведному Иосифу во сне, предупредил об опасности и велел бежать с Младенцем Христом и Богородицей в Египет и оставаться там. В Египте в то время жило немало евреев, и там Святое Семейство оставалось до тех пор, пока Ирод не умер.
После смерти Ирода Ангел вновь явился праведному Иосифу в сонном видении и передал повеление возвращаться в Израиль. Иосиф с Младенцем Христом и Богородицей вернулись в землю Израильскую и, узнав, что в Иудее правит жестокий сын Ирода — Архелай, поселились в своем родном городе Назарете в Галилее, где правил другой сын Ирода I — Ирод Антипа.
После смерти Ирода I, в правление которого родился Иисус Христос, царство было разделено между его сыновьями: Архелай получил область, в которую входили Иудея (с городом Иерусалимом), Идумея и Самария; Ирод Антипа получил Галилею (область, где прошли детство и юность Иисуса и где Он начал Свою проповедь) и Перею (Заиорданская страна); а Филиппу достались земли на северо-востоке от Галилеи (Итурея и Трахонитида). Архелай отличался особой жестокостью. Из-за бесчеловечного обращения с подданными император Август в 6 году по Р.Х. отстранил Архелая от правления и отправил его в ссылку. Владения Архелая стали управляться императорскими наместниками. В 26 году пятым по счету наместником стал Понтий Пилат.
Путешествие марии и иосифа в вифлеем
Церковные песнопения и каноны, посвященные прославлению Рождества Христова, составлены знаменитыми песнопевцами Церкви, святыми Константинопольскими архиепископами: Григорием Богословом, Анатолием и Германом; святым Андреем, архиепископом Критским, преподобным Иоанном Дамаскиным, св. Космою, епископом Маиумским, инокиней Кассией и другими.
Произведения названных богословов прекрасны поэтическими образами, безграничной глубиной богословского умозрения и силой чувства.
Идейное содержание этих творений в целом представляет историко-богословское изображение тайны Рождества Христова. Песнопения праздника упоминают также о переписи иудеев кесарем Октавианом Августом, о путешествии Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии в Вифлеем, излагают некоторые подробности Рождества Христова и кратко замечают о бегстве Святого семейства в Египет от царя Ирода.
Основываясь на Евангельском повествовании о Рождестве Спасителя, святые песнопевцы подчеркивают исключительное значение этого мирового события для спасения всего человеческого рода и вдохновенно призывают к духовному торжеству и ликованию. По сравнению с Евангелием, литургическое раскрытие истории настоящего праздника закономерно отличается некоторыми особыми свидетельствами. Например, здесь мы встречаем слова Богоматери к родившемуся Богомладенцу и Ее разговор при встрече с волхвами.
Другой пример. В Евангелии не поясняется, какова была буря смятения в душе Иосифа Обручника при виде Пресвятой Девы непраздною. В богослужебных же песнопениях приводится диалог на эту тему Иосифа и Преблагословенной Марии.
Соответственно порядку постепенного литургического раскрытия историко-богословских идей в службе праздника Рождества Христова изложим это событие в хронологической последовательности.
Еще до путешествия Иосиф Обручник при виде Пресвятой Девы непраздною душевно мучился, не зная тайны Ее зачатия. Он мыслил не оглашать этого факта, но тайно отпустить Преблагословенную Марию из своего дома. Песнопевцы вкладывают в уста Иосифа такой вопрос к Пречистой: «Мария! Что это за дело, которое я вижу в Тебе? Недоумеваю, удивляюсь и ужасаюсь. Скорее отойди от меня тайно. Ты принесла мне за честь срамоту, вместо веселия и похвалы — скорбь и укоризны. Больше не могу терпеть человеческих поношений. Я принял Тебя от Господних иереев непорочной, и что вижу?» (Навечерие Рождества Христова, Царские часы, 3-й тропарь на 1-м часе) Как смущалась тогда Пресвятая Дева! Как болезненно переживала муки Своего Обручника! Но, предоставляя объяснение этой тайны Промыслу Божию, Она не дерзала преждевременно и без воли Божией открывать ее и молча переносила тяготу Своего положения.
Откровение Иосифу от Ангела Божия во сне о бессеменном воплощении от Девы Спасителя мира временно успокоило старца. Во время же путешествия в Вифлеем на перепись Иосиф стал снова «уязвляться печалью» по поводу непраздности Богоматери. Тогда Пречистая прямо сказала ему: «Что ты смущаешься и дряхлуешь, видя Меня непраздною? Ты не ведаешь страшного таинства, которое во Мне. Отложи всякий страх, познавая преславное. Ныне в Моем чреве Бог. Он нисходит на землю и принимает плоть по милости, хотя спасти людей. Ты Его увидишь по рождении, как Он благоволил, и в радости Ему поклонишься, как Твоему Создателю» (Навечерие Рождества Христова, Царские часы, 2-й тропарь на 9-м часе). Слова Пресвятой Девы Марии окончательно рассеяли тревоги праведного старца и утвердили верою в истине Боговоплощения. После того, если бы кто его спросил: «Иосиф! Скажи нам. Как ты приводишь в Вифлеем непраздною Деву, Которую принял от святых?», — то он твердо ответил бы: «Я исследовал пророков и, приняв от Ангела весть, уверился, что Мария несказанно родит Бога» (Навечерие Рождества Христова, Царские часы, 3-й тропарь на 3-м часе).
В скотских яслях плотски возлегает Безначальное Божие Слово, держащее правление всем миром (Неделя святых отец, великая вечерня, 3-я стихира на Господи воззвах; Рождество Христово, утреня, 1-й канон, 6-я песнь, 1-й тропарь . Ясли, пелены, вертеп. Какие яркие образы убожества и Божественного смирения! В то же время какая непостижимая высота сокрыта здесь! Этот вертеп, в котором Дева рождает Творца, выше рая.
Сама Пречистая — Херувимский престол, ясли – вместилище Невместимого, Иосиф Обручник, мнимый отец Богомладенца, — символический образ Совета Отчего (Неделя святых отец, утреня, канон предпразднства, 5-я песнь, 1-й и 2-й тропари; Рождество Христово, великая вечерня, 2-я и 5-я стиховные стихиры; утреня, канон, ирмос 9-й песни; предпразднство, повечерие, канон, 7-я песнь, 2-й тропарь ).
Блаженное чрево безмужней Богоотроковицы показуется мысленно превысшим неба, так как изводит Невместимого небом (Предпразднство, утреня, 6-я хвалитная стихира) — Ангела Великого Совета Троицы (Неделя святых отец, канон предпразднства, 3-я песнь, Богородичен). Богоматерь, как Божественная Мироположница, изливает благовонное миро и, как светлое облако, проливает на землю дождь небесной Жизни (Неделя святых отец, утреня, канон предпразднства, 7-я песнь, 2-й тропарь). В такой-то земной обстановке Сын Божий, неизменный Отчий Образ, принимает плотски вид раба без преложения Божественного естества (Рождество Христово, великая вечерня, 1-я стихира на Господи воззвах) и неотлучно от Отца Божеством (Рождество Христово, великая вечерня, 4-я стихира на литии, 1-я стихира на стиховне ). Так Безначальный начинается, Бесплотный воплощается, Неописанный описуется телом, Невидимый видится (Рождество Христово, утреня, 6-я хвалитная стихира; Неделя по Рождестве Христовом, утреня, канон, икос по 6-й песни). Из девственных ложесн, как из облака воссиявает во плоти незаходимое Солнце и Звезда от Иакова, чтобы просветить благодатью всю подсолнечную (Неделя святых отец, великая вечерня, 1-я стихира на Господи воззвах; Предпразднство, повечерие, канон, 3-я песнь, 3-й тропарь).
В ночь Рождества Христова стали наглядны и понятны слова пророка Иоиля, видевшего на земле знамения крови, огня и столпов дыма (Иоил. 2, 30): кровь — это воплощение, огонь — Божество, столпы дыма — благоухание Святого Духа (Неделя по Рождестве Христовом, утреня, хвалитная стихира на Славу ).
При Рождении Господа простерла земля свои плечи и приняла Создателя, родившегося от девы в младенческом образе (Предпразднство, утреня, канон, седален по 3-й песне). Земля сама стала тогда небом (Предпразднство, светилен по 9-й песни канона). На ней наступила весна благодати, разорившая зиму безбожия (Неделя святых отец, канон предпразднства, 6-я песнь, 2-й тропарь). Ради человеческого спасения Христос Спаситель в воплощении воспринял нищету по подобию нашей. Богатый обнищал, чтобы благодатно обогатить бесчисленных грешников, обнищавших от греха и злобы диавола (Неделя святых отец, Богородичен, седален после кафизмы; канон предпразднства, 1-я песнь, Богородичен).
В описанном разговоре Богоматери с Богомладенцем звучит голос обильной нежной любви, искрятся лучи высочайшего Богопознания, таится глубина смиренного самопознания и беспредельной материнской заботливости.
Пока совершалась тайна Рождества Христова в вертепе и безмолвствовал сонный город Вифлеем, Провидение Божие неусыпно бодрствовало к возвеличению Богомладенца.
Около Вифлеема, в некотором отдалении от него, раскинулись пригородные поля, на которых пастухи ночной порой пасли стада овец и по обычаю играли на пастушеских свирелях. Вдруг их облистала Господня слава в виде молниеносного света. Перед ними предстал Ангел Божий и сказал: «Старейшины над чредами пасомых стад! Прекратите игру на свирелях. Я возвещаю вам великую радость: ныне в Вифлееме родился Христос Господь, благоволивший, как Бог, спасти человеческий род. Славьте Его, благословенного Бога отцов. И вот вам знак. Вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Едва смолкло благовестие Ангела, как все небо над Вифлеемскими полями озарилось невыразимо ярким светом. В пространстве его явилось бесчисленное ангельское воинство, и с небесной высоты послышалось божественно-прекрасное пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Предпразднство, утреня, седален по 2-й кафизме; Рождество Христово, великая вечерня, 2-я стихира на Господи воззвах; утреня, стихира по 50-м псалме; 1-й канон, 7-я песнь, 1-й и 2-й тропарь; Лк. 2, 12).
Когда смолкла песнь Ангелов и прекратилось видение, изумленные пастухи обратились друг к другу: «Пойдем в Вифлеем, посмотрим бывшее и Божественного Христа». Дойдя до города со свирелями в руках, они вошли в вертеп и первыми на земле удостоились увидеть бессеменно воплотившегося Царя Христа, лежащего в яслях. Благоговейно склонились перед Богомладенцем и Богоматерью эти простые сердцем и внешне бедные, но богатые верой люди. Длительное время они безмолвно созерцали Господа, облекшего неприступность Божества в образ Сына Человеческого и после поклонения Ему, исполненные радости и умиления, возвратились к своим стадам.
Церковные песнопевцы, следуя Евангелию, упоминают в числе воздавших поклонение Богомладенцу, кроме Вифлеемских пастухов, еще трех персидских царей-волхвов. На родине они совмещали управление городами с изучением звездного неба и течения звезд. Им было хорошо известно предание древнего волхва и звездочета Валаама о появлении на небе особой звезды от Иакова перед рождением на земле Спасителя мира. За несколько месяцев до Рождества Христова взору этих царей-волхвов вдруг открылась на небосводе большая, необыкновенная и удивительно яркая звезда. Чувствуя, что в Иудее наступает время исполнения предсказания Валаама о пришествии на землю Спасителя, они прониклись желанием найти Его и поклониться Ему. По преданию, из трех разных восточных городов без предварительной договоренности друг с другом волхвы направились в Палестину, но на пути промыслительно встретились и уже вместе продолжали поездку. Для них поразительнее всего было то, что с самого начала их путешествия звезда двигалась перед ними на небе, как бы показывая им направление пути.
По этому поводу в рождественских песнопениях слышим следующие слова: «Христе! Ты — Звезда, воссиявшая от Иакова и исполнившая радостью мудрых наблюдателей звезд. Волхвы, начаток язычников, приводимых к Тебе, изучили древние слова пророка Валаама, и небо звездою призвало их на поклонение Тебе» (Рождество Христово, утреня, 1-й канон, 4-я песнь, 2-й тропарь; ипакои по 3-й песне ).
«Спаситель! Ты втайне родился от Девы, но небо всем проповедало Тебя, предлагая звезду, как уста, и привело к Тебе волхвов, поклоняющихся Тебе с верою» (Рождество Христово, великая вечерна, тропарь после 3-й паремии ). Они шли из Эфиопии, Фарсиса и Аравии (Рождество Христово, утреня, 1-й канон, 4-я песнь, 3-й тропарь).
Через продолжительное время царские путники, приведенные звездой, достигли Иерусалима и спрашивали у местных жителей: «Где есть Новорожденный Отрок — Царь, звезда Которого явилась на небе? Мы пришли Ему поклониться». Слух о приходе волхвов и цели их путешествия дошел до Иудейского царя Ирода. Смущенный известием о рождении в Иудее Царя, Ирод тайно призвал волхвов, выведал от них время появления звезды и просил в случае нахождения Младенца — будущего Царя — известить о месте Его жительства.
По выходе из Иерусалима три путника, следуя за движущейся пред ними звездой, дошли до Вифлеема (Рождество Христово, утреня, 9-я песнь, 2-й и 3-й тропари ). Здесь звезда остановкой над вертепом, как перстом, показала им, где находится Богомладенец.
Церковно-литургические свидетельства говорят о том, что волхвы совершили поклонение Христу Спасителю не в доме, как о том свидетельствует Евангелист (Мф. 2, 11), а в вертепе. (Вероятно, слово «вертеп» при переводе Евангелия было заменено словом «дом»).
Присутствие людей (волхвов) около вертепа побудило Пречистую Богородицу с Богомладенцем на руках выйти к ним, стоявшим перед входом в пещеру, и спросить: «Кого вы ищете? Как вижу Я, вы пришли из иной, дальней страны. Ваш облик и мудрость показывают в вас персов. Вы совершили удивительное шествие, придя ко Господу, странствовавшему свыше и вселившемуся в Меня, как Он Сам ведает» (Предпразднство, великая вечерня, 3-я стихира на Господи воззвах). Затем, обращаясь к Держимому в объятиях Ее Богомладенцу, Она сказала: «Сыне! Пришли и стоят пред дверями восточные цари, узнавшие о Твоем рождении. Они принесли Тебе дары. Повели им видеть Тебя, Младенца, держимого на Моих руках и старейшего древнего Адама» (Предпразднство, великая вечерня, 1-я стиховная стихира). Взглянув на волхвов, Пречистая молвила: «Войдите и посмотрите на Невидимого, явившегося видимо во младенческом образе».
Цари-волхвы вошли благоговейно, с усердием до земли поклонились безлетному Богомладенцу и Пречистой. Просвещаемые верой и исполняя Божественное пророчество псалмопевца Давида, они отверзли сокровища и принесли Господу отборные дары: чистое золото — как Державному Царю веков, ладан — как Богу всех, и смирну — как Бессмертному и вместе тридневному Мертвецу (Рождество Христово, великая вечерня, 2-я и 3-я стиховные стихиры; предпразднство Рождества Христова, великая вечерня, 2-я стихованя стихира).
Три упомянутых волхва, возблагоговевшие перед Богомладенцем, до глубины души умилились лицезрением Его, Царя неба и земли, и вместе ужаснулись крайней нищете, окружавшей Его. В самом деле: «Что хуже вертепа? Что униженнее пелен, в которых просияло богатство Христова Божества?» (Рождество Христово, утреня, ипакои по 3-й песни канона). Возвращение их на восток совершилось уже не через Иерусалим, а иным путем.
Царь Ирод счел такой поступок восточных правителей насмешкой над собой (Рождество Христово, утреня, 9-я песнь, 3-й пропарь) и в ярости дал приказ об избиении всех еврейских младенцев от 2-х лет и ниже как в самом Вифлееме, так и в его окрестностях.
Кровавый замысел Ирода не коснулся Богомладенца. Праведный Иосиф перед этим кровопролитием, повинуясь откровению, бывшему свыше ему во сне, ночью взял Богоматерь с Богомладенцем и бежал в Египет.
Во время бегства Пресвятая Богородица, по словам песнопевцев, держала в объятиях Своего Сына и Бога и говорила Ему:
«Сыне! При Твоем удивительном рождении Я избегла болезней. Ныне же душевно смущаюсь от печали, видя Тебя, бегающим от Ирода». Богомладенец как бы отвечал Пречистой: «О, Мать! Я иду в египетскую землю и там землетрясением низвергну египетских идолов. Моих же врагов, напрасно ищущих души Моей, пошлю во ад, как Единый державный. Почитающих Тебя вознесу и спасу» (Предпразднство, утреня, канон, 9-я песнь, 1-й и 2-й тропари).
Диалог Богоматери с Богомладенцем, приведенный в богослужебных тропарях, явно отражает черты древнего предания о причине пребывания новорожденного Спасителя в Египте. По преданию, в местах остановки Святого семейства на египетской территории все идолы, находившиеся в капищах, действительно чудодейственно низверглись и разбились.
Окидывая мысленным взором историю Рождества Христова, сложенную выше по литургическим творениям святых отцов Церкви, мы находим в ней существенное единство с Евангельским повествованием. При всем том, в частностях святоотеческое освещение данного события имеет нечто оригинальное и характерное.
У песнопевцев, в частности, описано неизвестное из Евангелия душевное состояние Пресвятой Богородицы в доме Иосифа Обручника и в час рождения Богомладенца в Вифлееме.
Отмеченные детали — плод светлого творческого вдохновения святых песнопевцев — драгоценны тем, что они как бы оживляют подробности Боговоплощения и передают настроение Богоматери, Вифлеемских пастухов и волхвов с востока. Содержание рождественских богослужебных песнопений вообще не просто повторяет Евангельскую историю, но осмысливает изображаемые здесь факты с точки зрения богословско-психологической. В связи с этим в стихирах и канонах праздника всюду встречаются литургические замечания о его общечеловеческом значении.
Зачем Дева Мария, будучи на сносях, пошла с Иосифом в Вифлеем
Хорошо знакомые слова:
В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. (Лк.2:1-5)
"Перепись происходит для того, чтобы, когда всякий пойдет в свое отечество, и Дева пришла в Вифлеем, свое отечество, и таким образом Господь родился в Вифлееме, и исполнилось пророчество" (блаж. Феофилакт Болгарский имеет в виду пророчество Михея 5:2).
Но кесарь Август наверняка и слыхом не слыхивал про древнее иудейское пророчество о Вифлееме, у него были свои цели:
"Сенатор Квириний, который раньше занимал все государственные должности и проложил себе дорогу к консульству, человек, пользовавшийся во всех делах огромным влиянием, явился в Сирию, куда его посылал император для того, чтобы творить суд и оценить все имущество населения. Вместе с ним был послан и Копоний, происходивший из всаднического сословия. Ему была предоставлена верховная власть [прокуратора] над всею Иудеею. Затем в Иудею, которая тем временем вошла в состав Сирии, прибыл и Квириний, желая совершить общую перепись <. >. Хотя иудеи при первых слухах о переписи с самого начала были возмущены этим, но в конце концов оставили всякую мысль о сопротивлении, благодаря увещаниям первосвященника Иоазара, сына Боэта. Уступая увещаниям Иоазара, они, наконец, беспрепятственно допустили расценку своего имущества. " (Иосиф Флавий. Иудейские древности, кн.18, гл.1.1, 2.1)
Как видим, Иосиф Флавий определенно указывает на цель переписи, а именно - оценить все имущество населения (и назначить соответствующие налоги), а не просто посчитать народ для статистики.
Римские переписи обычно исчисляли взрослое мужское население, годное к воинской службе, и (или) землевладельцев с их имуществом - опять же только мужчин, глав семейств, так как по закону они одни безраздельно владели всем имуществом семьи.
Если бы в Иудее того времени имущественные законы были аналогичны римским, то приход Девы Марии на перепись совершенно бы не понадобился. Для расценки имущества Святого семейства достаточно было присутствия праведного Иосифа, как главы семьи.
Однако, Евангелие дает нам основание предполагать, что в то время иудейские женщины имели право самостоятельно владеть имуществом: - "и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим" (Лк.8:3).
Блаж. Феофилакт подтверждает: ". они служили Господу имением "своим" а не чужим или несправедливо приобретенным достоянием, как многие делают."
Исходя из этого логично предположить также, что Дева Мария могла иметь какое-то имущество, оставшееся ей от родителей, и Она должна была лично представить свидетельство о своем имуществе переписчикам. В этом случае необходимость Её прихода на перепись в Вифлеем становится понятной.
К высокой духовности данный вопрос вроде бы не имеет отношения, но с другой стороны, может быть именно имущественные ресурсы многих первых христианок, помноженные на их мироносицкую энергию и бесстрашие, стали определенной материально-практической базой для формирования и роста первых христианских общин.
.
Тут мысли мои плавно переходят от Вифлеема и раннего христианства к истории нашей Церкви в XX веке и к "белым платочкам", . и к дням сегодняшним.
Слава Богу за всё!
Читайте также: