Путешествие из петербурга в москву софия
Да-да, мы о знаменитой книге Александра Радищева, которого Екатерина II назвала бунтовщиком хуже Пугачёва и объявила сумасшедшим. Зато в школьную программу вошла его книга «Путешествие из Петербурга в Москву».
Школьники ненавидят эту книгу в нескольких поколениях, да и учителя в частных разговорах относительного этого памятника иногда высказывают бунтарские мысли.
Давайте начистоту: книга довольно скучная и унылая, как и дорога между столицами в то время , когда не было еще железных дорог. С этой точки зрения он нам и интересна.
Картинка к сочинению Анализ главы София (Путешествие из Петербурга в Москву)
Путешествие из Петербурга в Москву
«Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».
«Тилемахида», том II, кн. XVIII, стих 514
Любезнейшему другу.
Что бы разум и сердце произвести ни захотели, тебе оно, о! сочувственник мой, посвящено да будет. Хотя мнения мои о многих вещах различествуют с твоими, но сердце твое бьет моему согласно — и ты мой друг. Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы. Ужели, вещал я сам себе, природа толико скупа была к своим чадам, что от блудящего невинно сокрыла истину навеки? Ужели сия грозная мачеха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия, а блаженство николи? Разум мой вострепетал от сея мысли, и сердце мое далеко ее от себя оттолкнуло. Я человеку нашел утешителя в нем самом. «Отыми завесу с очей природного чувствования — и блажен буду». Сей глас природы раздавался громко в сложении моем. Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и — веселие неизреченное! — я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благодействии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь. Но если, говорил я сам себе, я найду кого-либо, кто намерение мое одобрит; кто ради благой цели не опорочит неудачное изображение мысли; кто состраждет со мною над бедствиями собратии своей; кто в шествии моем меня подкрепит, — не сугубый ли плод произойдет от подъятого мною труда. Почто, почто мне искать далеко кого-либо? Мой друг! ты близ моего сердца живешь — и имя твое да озарит сие начало.
Судьба книги
Сын Екатерины – Павел I , недолюбливавший мать, помиловал после ее смерти всех ее недругов. Радищев вернулся при нем в Калужскую губернию, а после воцарения внука Екатерины Александра I Радищев получил полную свободу; был вызван в Петербург и назначен членом Комиссии для составления законов. Вот где бы он мог реализовать свои мысли! Но об этом нам ничего неизвестно.
Ну а книгу Радищева ждала судьба диссидентского «труда», который мы много раз увидим в 20-м веке. Сценарий обычно простой: книга запрещается, начинается расходиться в списках, что придает ей ощущение сакральности. Затем публикуется в «свободной» Европе. Так спустя 30 лет, например, Герцен опубликовал «Путешествие» в своем «Колоколе», причем сильно изменив его текст! Затем нелегальные экземпляры ввозятся в «тоталитарную» Россию.
В начале 20-го века "Путешествие" в "стране рабов, стране господ" было заурядной и малоинтересной книгой, которую не составляло труда купить. В начале 20-го века "Путешествие" в "стране рабов, стране господ" было заурядной и малоинтересной книгой, которую не составляло труда купить.Впрочем, в конце 19-го века эту «запрещенную» книгу издает знаменитый Суворин уже без всякого запрета, вслед за ним – другие издатели. Но поздно! «Информационный каскад» сопровождает псевдо-запрещенную книгу Радищева. О лжепутеводителе положительно высказывается Ленин, Луначарский. При новой власти запрещенная книга становится «библией».
И вот вам готовый классик-диссидент с ореолом мученика. В 1970-е годы скучная книга входит в школьную программу и издается миллионным тиражом. Если вам что-то это напоминает с другими нашими «классиками» - пишите в комментариях.
Скоро мы проедем путем Радищева и напишем свой краткий вариант «Путешествия»! Уверены, читать его будет интереснее, и, главное, быстрее.
Также читают:
Онлайн чтение книги Путешествие из Петербурга в Москву
СОФИЯ
Повсюду молчание. Погруженный в размышлениях, не приметил я, что кибитка моя давно уже без лошадей стояла. Привезший меня извозчик извлек меня из задумчивости:
– Барин-батюшка, на водку! – Сбор сей хотя не законный, но охотно всякий его платит, дабы не ехать по указу. Двадцать копеек послужили мне в пользу. Кто езжал на почте, тот знает, что подорожная [4] Подорожная – документ на получение почтовых лошадей. есть сберегательное письмо, без которого всякому кошельку, генеральский, может быть, исключая, будет накладно. Вынув ее из кармана, я шел с нею, как ходят иногда для защиты своей со крестом.
Почтового комиссара нашел я храпящего; легонько взял его за плечо.
– Кого черт давит? Что за манер выезжать из города ночью. Лошадей нет; очень еще рано; взойди, пожалуй, в трактир, выпей чаю или усни. – Сказав сие, г. комиссар отворотился к стене и паки [5] Паки – опять, снова. захрапел.
Что делать? Потряс я комиссара опять за плечо.
– Что за пропасть, я уже сказал, что нет лошадей, – и, обернув голову одеялом, г. комиссар от меня отворотился.
«Если лошади все в разгоне, – размышлял я, – то несправедливо, что я мешаю комиссару спать. А если лошади в конюшне…» Я вознамерился узнать, правду ли г. комиссар говорил. Вышел на двор, сыскал конюшню и нашел в оной лошадей до двадцати; хотя, правду сказать, кости у них были видны, но меня бы дотащили до следующего стана. Из конюшни я опять возвратился к комиссару; потряс его гораздо покрепче. Казалося мне, что я к тому имел право, нашед, что комиссар солгал. Он второпях вскочил и, не продрав еще глаз, спрашивал:
– Кто приехал? Не… – Но, опомнившись, увидя меня, сказал мне: – Видно, молодец, ты обык так обходиться с прежними ямщиками. Их бивали палками; но ныне не прежняя пора. – Со гневом г. комиссар лег спать в постелю. Мне его так же хотелось попотчевать, как прежних ямщиков, когда они в обмане приличались, [6] Приличались – уличались. но щедрость моя, давая на водку городскому повозчику, побудила софийских ямщиков запрячь мне поскорее лошадей, и в самое-то время, когда я намерялся сделать преступление на спине комиссарской, зазвенел на дворе колокольчик. Я пребыл добрый гражданин.
Итак, двадцать медных копеек избавили миролюбивого человека от следствия, детей моих от примера невоздержания во гневе, и я узнал, что рассудок есть раб нетерпеливости.
Лошади меня мчат; извозчик мой затянул песню, по обыкновению заунывную.
Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. На сем музыкальном расположении народного уха умей учреждать бразды правления. В них найдешь образование души нашего народа. Посмотри на русского человека; найдешь его задумчива. Если захочет разогнать скуку или, как то он сам называет, если захочет повеселиться, то идет в кабак. В веселии своем порывист, отважен, сварлив. Если что-либо случится не по нем, то скоро начинает спор или битву. Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровию от оплеух, многое может решить доселе гадательное в истории, российской.
Извозчик мой поет. Третий был час пополуночи. Как прежде колокольчик, так теперь его песня произвела опять во мне сон. О природа, объяв человека в пелены скорби при рождении его, влача его по строгим хребтам боязни, скуки и печали чрез весь его век, дала ты ему в отраду сон. Уснул, и все скончалось.
Несносно пробуждение несчастному. О, сколь смерть для него приятна. А есть ли она конец скорби? – Отче всеблагий, неужели отвратишь взоры свои от скончевающего бедственное житие свое мужественно? Тебе, источнику всех благ, приносится сия жертва. Ты един даешь крепость, когда естество трепещет, содрогается. Се глас отчий, взывающий к себе свое чадо. Ты жизнь мне дал, тебе ее и возвращаю; на земли она стала уже бесполезна.
Что же из себя представляло путешествие из Петербурга в Москву?
В день повозка с пассажирами могла проходить около 20-25 километров. Примерно на таком расстоянии устраивались « ямы » или почтовые станции . Здесь можно было переночевать и сменить лошадей.
При Екатерине Великой дорога была более менее благоустроена, особенно в части станций. На каждой из них было капитальное здание – « путевой дворец » и двор . В нем при необходимости могли останавливаться царствующие особы.
Но практичная немка-Екатерина велела использовать в отсутствие себя путевые дворцы как постоялый двор. В этом смысле путевые дворцы и почтовые станции между Москвой и Санкт-Петербургом – это одно и то же. Может и поэтому разозлилась стареющая Екатерина на Радищева, что считала благоустройство «Государевой дороги» и городов вдоль нее одним из главных итогов своего 35-летнего царствования.
Популярные сегодня темы
Центральной проблемой рассказа «Анна на шее» является проблема социального расслоения и неравенства, возникшего в обществе. Оно сказывается на судьбы и жизни людей прямым образом
Произведение о супружеской любви, написанное церковным писателем шестнадцатого века Ермолаем-Еразмом было очень популярным в свое время.
Судьба человека очень сложна и многогранна. Порой всё идет в жизни хорошо и вдруг… происходят события, приносящие огорчения, разочарования, а иногда и того хуже.
Говоря о зиме, на ум приходят строки из стихотворения всеми известного классика А.С. Пушкина Зимнее утро, в котором ель зеленеет сквозь иней и подо льдом блестит речка.
Человеку хорошо в определенных бытовых условиях. Его вполне устраивает материальный доход и обстановка на рабочем месте. Рядом находятся люди, привычки и характер которых не раздражает.
Онлайн чтение книги Путешествие из Петербурга в Москву
TOCHA
Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая.
Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но – на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав ее гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала ее непроходимою… Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошел в почтовую избу, в намерении отдохнуть. В избе нашел я проезжающего, который, сидя за обыкновенным длинным крестьянским столом в переднем углу, разбирал бумаги и просил почтового комиссара, чтобы ему поскорее велел дать лошадей. На вопрос мой – кто он был? – узнал я, что то был старого покрою стряпчий, едущий в Петербург с великим множеством изодранных бумаг, которые он тогда разбирал. Я немедля вступил с ним в разговор, и вот моя с ним беседа:
– Милостивый государь! Я, нижайший ваш слуга, быв регистратором при разрядном архиве, [7] Разрядный архив – хранилище родословных документов боярства и дворянства. имел случаи употребить место мое себе в пользу.
Посильными моими трудами я собрал родословную, на ясных доводах утвержденную, многих родов российских. Я докажу княжеское или благородное их происхождение за несколько сот лет. Я восстановлю не редкого в княжеское достоинство, показав от Владимира Мономаха или от самого Рюрика его происхождение.
– Милостивый государь! – продолжал он, указывая на свои бумаги. – Все великороссийское дворянство долженствовало бы купить мой труд, заплатя за него столько, сколько ни за какой товар не платят. Но с дозволения вашего высокородия, благородия или высокоблагородия, не ведаю, как честь ваша, они не знают, что им нужно. Известно вам, сколько блаженный памяти благоверный царь Федор Алексеевич российское дворянство обидел, уничтожив местничество. [8] С уничтожением местничества при царе Федоре Алексеевиче (1661–1682) началось назначение на государственные должности в зависимости от личных заслуг и достоинств, а не от древности и заслуг фамилии, рода. Сие строгое законоположение поставило многие честные княжеские и царские роды наравне с новогородским дворянством. [9] Новгородское дворянство вело свою родословную с момента разгрома Новгорода Иваном Грозным (1570) и было сравнительно небогато. Но благоверный же государь император Петр Великий совсем привел их в затмение своею табелью о рангах. [10] Табель о рангах – система чинов, утвержденная Петром I (1722). Согласно ей, дворянское звание давалось за выслугу. Открыл он путь чрез службу военную и гражданскую всем к приобретению дворянского титла и древнее дворянство, так сказать, затоптал в грязь. Ныне всемилостивейше царствующая наша мать утвердила прежние указы высочайшим о дворянстве положением, которое было всех степенных наших востревожило, ибо древние роды поставлены в дворянской книге ниже всех. [11] Часть родовитых дворян не была удовлетворена екатерининской «Жалованной грамотой дворянству» (1785), которая в целом расширяла привилегии помещиков. Но слух носится, что в дополнение вскоре издан будет указ и тем родам, которые дворянское свое происхождение докажут за 200 или 300 лет, приложится титло маркиза или другое знатное, и они пред другими родами будут иметь некоторую отличность. По сей причине, милостивейший государь! труд мой должен весьма быть приятен всему древнему благородному обществу; но всяк имеет своих злодеев.
В Москве завернулся я в компанию молодых господчиков и предложил им мой труд, дабы благосклонностию их возвратить хотя истраченную бумагу и чернилы; но вместо благоприятства попал в посмеяние и, с горя оставив столичный сей град, вдался пути до Питера, где, известно, гораздо больше просвещения.
Сказав сие, поклонился мне об руку и, вытянувшись прямо, стоял передо мною с величайшим благоговением. Я понял его мысль, вынул из кошелька… и, дав ему, советовал, что, приехав в Петербург, он продал бы бумагу свою на вес разносчикам для обвертки; ибо мнимое маркизство скружить может многим голову, и он причиною будет возрождению истребленного в России зла – хвастовства древния породы.
Великие о книге
Даже Александр Сергеевич Пушкин не нашел в ней ничего примечательного: «посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге. Но читателю стоит открыть его книгу наудачу, чтоб удостовериться в истине нами сказанного». О как!
Заметим, кстати, что в отличие от Александра Николаевича, Александр Сергеевич добирался из одной столицы в другую всего за пять дней , о чем мы знаем из его писем. Так он пишет: «В сутки случалось мне сделать три станции» – то есть до 90-100 километров! Будем тут справедливы, Пушкин ехал по более благоустроенной дороге чем Радищев, она значительно улучшилась в правление внука Екатерины – императора Александра I.
Тройка на рисунке Лермонтова Тройка на рисунке ЛермонтоваА Достоевский констатировал, что «обрывки и кончики мыслей» у него соседствуют с вольными переводами французских просветителей.
Но главный и роковой отзыв о книге составила сама Екатерина:
Бунтовщик — хуже Пугачёва! Тот, хоть царём прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот, революцией, надумал на Руси учинить республику!.
Как во всяком длинном тексте можно вычитать то, что ты хочешь там прочитать. Особенно если тебе кто-то будет книгу читать вслух, с выражением и своими комментариями. На этой банановой шкурке, по всей видимости, и подскользнулась матушка-императрица. Стареющая Екатерина, боявшаяся вокруг заговоров, была не в духе, и книга попала под горячую руку. Отсюда и последствия.
У этой книги вообще не было шансов попасть в библиотеку императрицы. Книга была напечатана самим Радищевым в домашней типографии . Тираж был минимальным. Радищев показал на суде, что он 25 экз. отдал книготорговцу Зотову, а еще 7 экз. раздал!
Радищева приговорили к смертной казни, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь была заменена десятилетней ссылкой в Илимский острог . Там он кстати напишет более достойное философское произведение «О человеке, его смертности и бессмертии».
А насколько мог бы Александр Николаевич ехать быстрее?
До появления поездов время в пути еще конечно зависело и от сезона . Зимой на санях скорость была выше, чем летом. Если гнать, то в среднем 12 километров в час, против 10. Да и не приходилось тратить время на поломки. По снегу вполне реально было доехать из одной столицы в другую за 4 дня!
Хуже было в межсезонную распутицу. Возможно в нее и угодил Радищев со своим путешествием.
В главе «Любани» автор путеводителя пишет «Зимою ли я ехал или летом, для вас, думаю, равно. Может быть, и зимою и летом. Нередко то бывает с путешественниками: поедут на санях, а возвращаются на телегах». Но Радищев проговаривается в этом же абзаце он встречает «пашущего ниву крестьянина». Значит скорее всего ехал уже в мае .
Одна станция в день – это, конечно, минимум. Все, еще раз, зависело от времени года, погоды, трезвости ямщика, состояния лошадей и экипажа. Если со всем все было нормально, то в день можно было сделать по 2-3 станции . Но многие, кстати, ходили просто пешком и тогда расстояние в одну станцию (20-25 км) – это была дистанция одного пешего перехода.
А.С. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Пересказ содержания по главам + цитаты из текста+ комментарий. Глава «София».
Рассказчик собрался уехать из «Софии», но обнаружил, что его кибитку распрягли и коней нет. Его кучер попросил денег на спиртное, чтобы скрасить ожидание («Сбор сей хотя не законный, но охотно всякий его платит»).
Далее рассказчик повествует о том, с каким трудом он пытался разбудить почтового комиссара, чтобы тот распорядился дать лошадей. Однако ему этого не удалось делать («Что за манер выезжать из города ночью. Лошадей нет; очень еще рано»).
Тогда путешественник решил сходить на конюшню и проверить, действительно ли нет лошадей. Он «нашел в оной лошадей до двадцати».
Герой направился к комиссару обратно, решив разбудить того, проявив настойчивость и упорство. Но тот не желал ничего делать. «Мне его так же хотелось попотчевать, как прежних ямщиков, когда они в обмане приличались». Ямщики, получив 20 копеек на водку, сами запрягли лошадей, кибитка двинулась в путь.
Далее следует лирическое отступление о народе, о народных песнях.
Комментарий.
В главе «София» автор показывает, как безответственно относятся государственные служащие к своей службе, сатирически описывает лень станционного комиссара, его нежелание помочь приезжему, невыполнение им элементарных обязанностей.
В лирическом отступлении автор размышляет о судьбе русского народа, о его тяжёлой доле, о трудном пути, начинающемся буквально с рождения.
«Боязнь, скука, печаль» весь век, когда сон даётся «в отраду», помогает забыть о тяготах жизни: «Уснул, и все скончалось». Даже смерть воспринимается как что-то приятное, как избавление от мук, ведь жизнь «на земли стала уже бесполезна».
Однако автор отметил, что все тяготы народ переносит «мужественно», умеет и повеселиться, несмотря ни на что. В песне он выражает все свои чувства, она помогает простому человеку жить.
Послесловие
После публикации книги дорога сыграет очень своеобразную роль в жизни Радищева. По ней он с теми же станциями-«остановками» поедет в ссылку в Илим. Тем же путем (уже из Калуги) Александр Николаевич вернется в Санкт-Петербург.
Радищев нам дорог еще и как дедушка замечательного мариниста Алексея Боголюбова Радищев нам дорог еще и как дедушка замечательного мариниста Алексея БоголюбоваВ Померанье («Любани», глава №3) на пути из Санкт-Петербурга в Москву спустя лет 40 после знаменитого путешествия родился внук Александра Радищева художник-маринист Алексей Боголюбов . Работы Алексея Боголюбова можно встретить во многих художественных музеях России. Но, к сожалению, он несправедливо окажется в тени гения своего современника – Ивана Константиновича Айвазовского.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части и вообще окрестностях Северной столицы вплоть до Москвы.
Александр Николаевич Радищев
Путешествие из Петербурга в Москву
Книга человеческого достоинства
Как можно в статье о русской словесности забыть Радищева? Кого же мы будем помнить?
А. Пушкин
Два столетия прошло со дня смерти Александра Николаевича Радищева (1749–1802), но его значение все еще недооценено нами. Золотые россыпи его благородных, возвышающих душу мыслей, лучезарная чистота его вещих чувств, его сердца, дышавшего добром, во многом остаются неосознанными. Не только потому, что мы "ленивы и нелюбопытны" (А.С. Пушкин). Искренняя, глубокая по содержанию, но уже устаревшая для нас по форме радищевская речь кажется иным затрудненною и искусственною. Из-за этой якобы искусственности (а на самом деле – более всего из-за нашего невежества в восприятии языка недавних наших предков) мы перестаем с должным вниманием вникать в глубину выстраданных писателем мыслей и затрудняемся осознавать величие его души. Какая слепота! Какая неблагодарность! Его знаменитое "Путешествие из Петербурга в Москву" – эта удивительная педагогическая поэма XVIII века – зачастую толкуется только лишь как революционный манифест и воззвание к бунту…
Но внимательный читатель, видящий в Радищеве мыслителя и художника, не может упустить из виду широту и разнообразие затронутых им тем и вопросов, наконец – художественные особенности произведения, обнаруживающего в самом построении своем широкий авторский замысел.
Между тем для нескольких поколений XX века Радищев – прежде всего "первый русский революционер", дворянский демократ, восславивший свободу и грозивший насильникам земным возмездием. Да, воистину незабываемы негодующие слова "Путешествия…", обличающие крепостное право: "Страшись, помещик жестокосердый. На челе каждого из твоих крестьян вижу я твое "осуждение. " ("Любани").
"Звери алчные! Пиявицы ненасытные! Что крестьянину вы оставляете? То, чего отнять не можете, воздух. Да, один воздух. Отъемлете нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет. Закон запрещает отъять у него жизнь – но разве мгновенно. Сколько способов отъять у него – постепенно!" ("Пешки").
Мы помним провидческие строки радищевской оды "Вольность" (1781–1783):
…Возникнет рать повсюду бранна,
Надежда всех вооружит;
В крови мучителя венчанна
Омыть свой стыд уж всяк спешит;
Меч остр, я зрю, везде сверкает,
В различных видах смерть летает,
Над гордою главой паря.
Ликуйте, сплоченны народы, -
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя.
Наконец вспоминаются первоначальные слова варианта пушкинского стихотворения "Я памятник себе воздвиг…": "…Вослед Радищеву восславил я свободу…"
Вольнолюбивая смелость Радищева бесспорна и заслуживает внимания, памяти и благодарного отношения потомков. Однако этим не исчерпывается духовный облик писателя, смысл его творчества и значение его вдохновенной книги.
В основе его революционности и просветительства лежало особое, сердечное отношение к миру, глубоко личное переживание страданий его соотечественников, дерзкое желание устыдить власть имущих, призыв их к исполнению человеческого долга любви. В его книге был спрессован огромный запас жизненных наблюдений, размышлений, проникнутых горячим сочувствием автора…
Вглядываемся в черты лица Радищева, как оно изображено на широко распространенном портрете неизвестного художника XVIII века, хранящемся в Саратовском музее. Открытое, высокое чело (именно чело, а не лоб!), прямой взгляд прямо и мужественно глядящих на нас очей (именно очей, а не глаз) и полная чувства достоинства осанка Человека, сознающего себя личностью, существом, имеющим образ и подобие Божие, и достойно носящего звание сына Отечества.
Хочется почти кричать, наблюдая равнодушно озирающие этот портрет лица иных современников: да как же вы не видите, что перед вами чудо: человек, воистину с достоинством носящий свое звание!
Не потому ли таким обаянием искренности веет со страниц радищевского "Путешествия…", что его книга не только энциклопедия путевых наблюдений, в которых, как в капле воды, отразилась современная ему Россия, но и дерзкое откровение образованного ума и прозрения горячего сердца, исполненного любви к человечеству.
Что думал Радищев о Человеке? Как понимал его назначение?
"Известно, что человек – существо свободное, поелику одарено умом, разумом и свободною волею; что свобода его состоит в избрании лучшего, что сие лучшее познает он и избирает посредством разума, постигает пособием ума и стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому…"
Люди, подобные Радищеву, не бросали слов на ветер; за то, что писали, они в любую минуту готовы были отвечать – хотя бы перед самим Господом Богом. Так что же именно следует из сказанного? Перечитаем еще раз. Вдумаемся. Поразмышляем…
Человек свободен. Он свободен потому, что одарен умом, разумом и свободною волей. Он по-человечески свободен, ибо человеческая свобода состоит в избрании лучшего. Что есть лучшее, он познаёт и избирает посредством разума. И это познание, и этот выбор заключаются в том, что человек (если он остается человеком!) стремится во всем "к прекрасному, величественному, высокому…". Значит – к духовному. Потому что здесь и речи не может быть о корысти и эгоистической выгоде.
Чтобы убедиться, что сказанное мы поняли верно, посмотрим, что говорится далее.
"…Но в ком заглушены сии способности, сии человеческие чувствования, может ли украшаться величественным именем сына отечества? Он не человек, но что? Он ниже скота; ибо скот следует своим законам, и не примечено еще в нем удаление от оных" .
Итак, если ты считаешь себя Человеком, то по природе человеческой каждый сознательный поступок твой должен быть воплощением прекрасного, величественного, высокого, того, что не по принуждению, а по своей духовной природе должен претворять в жизнь всякий человек. Если же кто-то неспособен на такое бытие – "он ниже скота"; он недостоин называться человеком… Вот требование уважающей себя личности!
Откуда же черпал Радищев столь высокое духовное отношение к миру и человеку? Почему всю жизнь отличался, говоря словами Пушкина, "удивительным самопожертвованием и какою-то рыцарскою совестливостью"? Не последнюю роль играло здесь воспринятое с детства религиозное миропонимание, что было отражено писателем и в автобиографической "Повести о Филарете". Ее герой, в котором без труда можно признать автора, замечает: "Силу, вся содержащую, вся зиждущую (творящую), всему предел положившую, вся оживляющую, в коей теряется и самое разрушение, я чувствовал от млечных когтей" .
В основе почти каждой из его философских статей – мысли о достоинстве человека, и потому высокие к нему требования. Ибо одаренный свыше человек "паче всех есть существо соучаствующее", он "укрепляет свою чувственность, острит силы мысленные, укрепляет понятие, рассудок, ум, воображение и память. Он приобретает несчисленное количество понятий, и из сравнений его рождаются понятия о красоте, порядке, соразмерности, совершенстве" .
Анализ главы София (Путешествие из Петербурга в Москву) сочинение
Данная глава произведения посвящена ямщикам. На примере представителей этого рода занятий Радищев показывает тяготы жизни русского народа.
Путешественник требует лошадей, чтобы ехать до следующей почтовой станции. Однако он встречает нежелание комиссара этой станции выдать ему до утра. В главе «София» Радищев касается коррупции, но она не возмущает ни путешественника, ни самого автора. Радищев воспринимает, как само собой разумеющееся просьбу ямщика дать денег на водку. При этом упоминается, что подобные мелкие поборы являются, хотя и противозаконными, но общепринятыми и от них избавлено только самое большое начальство, не ниже генерала.
Герой произведения, даже установив, что лошади на ямской станции имеются, все равно не стал наказывать комиссара станции, хотя имел возможность и создать серьезные неприятности, написав жалобу и просто безнаказанно побить этого мелкого начальника. Комиссар понимает положение вещей, но готов вытерпеть побои, но не лишиться своего незаконного заработка.
Данные на водку двенадцать копеек заставили ямщиков быстрее выполнить свои обязанности. Радищев, устами героя, выражает сочувствие служащим ямской станции. Упомянув о заработке через мелкое вымогательство и создание искусственных затруднений, автор призывает читателей последовать примеру своего героя и проявлять сочувствие простым людям. В самом деле, сумма, полученная «на водку» ямщиком, была ничтожной для любого даже самого захудалого помещика. Однако эти копейки составляли существенную часть заработка для ямщиков.
Для того, чтобы подтолкнуть мысли читателей в нужном направлении, герой произведения пускается в рассуждения о тяжкой доле простого русского человека. На эти мысли его наталкивает знакомая большинству представителей высшего сословия грустная и заунывная песня ямщика. Автор, устами путешественника, рассуждает, что простые люди веселы преимущественно в состоянии опьянения. Он подчеркивает забитость, покорность и беззащитность народа, который, по его словам, бросается на обидчика только в кабаке, когда то, что обычно его сдерживает, уходит под влиянием излишне выпитого. Покой же им дает только сон, который прямо сравнивается со смертью. Только уход в мир иной может помочь бедным людям, задавленным нуждой и произволом помещиков и начальства. Автор не видит выхода для них, кроме помощи Бога. Этим он призывает дворян помогать по мере сил людям, стоящим ниже по социальному положению.
Путешествие из Петербурга в Москву
Книга А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" – это удивительная педагогическая поэма XVIII века, посвященная воспитанию человеческого достоинства.
Книга человеческого достоинства 1
Путешествие из петербурга в москву 3
Спасская Полесть 8
Вышний Волочок 29
Черная Грязь 44
Слово о Ломоносове 44
Что же мы можем узнать из книги Радищева о путешествии?
Ровным счетом ничего! Только что станций - 24!
Такое ощущение, что Радищев издевается то ли над читателем, то ли над миллионами школьников, которые будут вынуждены читать его книгу два века спустя. Название книги никак не соответствует содержанию.
Ну вот, например, вторая глава-«станция» называется – « Тосна ». Именно так – женского рода, как сейчас именуется только река.
Ничего о Тосне, как впрочем и об остальных населенных пунктах между столицами, мы от Радищева не узнаем, кроме того, что там была «почтовая изба». Взамен путевых впечатлений Александра Николаевича от Тосны мы вынуждены читать пересказ скучнейшего разговора с мелким чиновником.
Ф.Г. Солнцев. Станция Черная Грязь Ф.Г. Солнцев. Станция Черная ГрязьСейчас, если посмотреть лишенным идеологии взглядом, надо признать, что книга Радищева довольна заурядная. Она создавалась в жанре модного тогда сентиментального путеводителя . Когда автор описывал не столько достопримечательности на пути, сколько свои чувства и переживания. Поскольку чувства и переживания у каждого путешественника на пути из одной столицы в другую, который занимал до двух недель были весьма специфическими, то и книга получилась так себе.
По всей видимости, формат путеводителя был просто прикрытием для цензуры . Так оно в принципе и произошло. Скучающий цензор «благословил» этот опус, возможно не сильно даже в него вчитываясь. Интересно, что бы сказал про своего предка-цензора его прапра…внук (и не один), который учился в советской школе.
А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Вопросы к произведению
С каким настроением рассказчик начинает своё путешествие?
София
Как почтовый комиссар относится к позднему визиту? Почему рассказчик злится? Как 20 медных копеек спасают ситуацию?
Тосна
С кем знакомится рассказчик в почтовой избе? Почему новый знакомый решил собирать родословные? Как его идею восприняли в Москве? Почему рассказчик не поддерживает эту идею?
Любани
О чём рассказчик говорит с крестьянином в поле? Почему он работает в праздничную субботу? Что мы узнаём о семье крестьянина? Почему рассказчика возмущает неравенство в обществе? Почему почти сразу же становится невыносимо стыдно?
Чудово
Какую историю о чудесном спасении рассказывает приятель Ч., который покидает Петербург? Почему спасение из застрявшей лодки можно назвать чудом? Что рассказываем спасённым Павел? Сожалеет ли начальник, что его подчинённый оставил людей в опасности? Почему Ч. решил навсегда покинуть Петербург?
Спасская Полесть
Почему приятель не желает возвращаться в город даже после уговоров рассказчика? Как рассказчик оказался в избе? О чём разговаривает супружеская пара? Как можно было заработать себе чин? С каким странным человеком общается рассказчик на следующее утро? Как он пострадал от действий властей? Как потерял жену и ребёнка? Что возмущает рассказчика? Что он хочет делать?
Какой сон снится рассказчику? Что он чувствует, когда все хвалят, восторгаются? Какие приказы отдаёт? Что говорит странница? Кем она является на самом деле? Что обещает показать? Что видит рассказчик? Так ли всё радужно и прекрасно, как казалось ранее?
Подберезье
Как чувствует себя рассказчик, приехав на почтовый стан? Как познакомился с семинаристом из Петербурга? Куда тот шёл? На что жалуется новый знакомый? Почему так важно преподавать на родном языке?
Что прочитал рассказчик в бумагах, которые обронил семинарист? Почему молодой человек так боится «тьмы заблуждений»?
Новгород
О чём думает рассказчик, проезжая мимо монастырей? Как он рассуждает о правах людей? Какие отрывки из летописи мы читаем?
Как рассказчика встречаем Карп Дементьич? Как ему удалось получить деньги от рассказчика? Как выглядит семья? Чем зарабатывает себе на жизнь Карп Дементьич? С какими мыслями покидает он свадьбу?
Бронницы
Что мы узнаем о древнем городе Холмограде? Что видит и слышит рассказчик, пока поднимается к церкви? Какие размышления завладевают его головой?
Зайцово
Кем приходился г. Крестьянкин рассказчику? Как он стал председателем уголовной палаты? С какими мыслями, с каким настроением он принялся за работу? Почему теперь оставил службу? Как к нему относились сослуживцы? Какой случай стал причиной отставки?
Что мы узнаём об асессоре? Какие порядки он установил у себя в деревне? Как относился к своим людям? Какой случай с девушкой из деревни послужил причиной убийства? Почему отец не признал вину сыновей? Кто принимал участие в убийстве?
Считает ли г. Крестьянкин их виноватыми? Почему? Принимают ли его позицию сослуживцы? Как они разговаривают? Почему вдова не желает мстить за смерть мужа? Что она пытается сделать?
Какую речь произносит друг рассказчика на торжественном вечере у начальника? Как на неё реагирует наместник? Какое решение принимает Крестьянкин?
Как рассказчик встречает другого своего знакомого? Какое письмо с новостями из Петербурга он передаёт? Чем занималась госпожа Ш.? Зачем её выходить замуж за барона Дурындина в 62 года?
Крестьцы
Почему рассказчик так сопереживает отцу, который отправляет своих сыновей на службу? Почему нельзя оставить детей дома? Почему не выходит ничего хорошего из таких молодых чиновников?
Как выглядит семья? Какой совет отец даёт детям? Почему говорит, что они ему ничего не должны? Обязаны ли они за рождение, воспитание, обучение? Как отец воспитывал своих сыновей? Какие трудности у них могут возникнуть из-за такого воспитания? Каким науках обучил он своих детей? Что за правила единожития? А каковы правила общежития? Как расстаются дети с отцом?
Яжелбицы
Мимо чьих похорон проезжает рассказчик? Что он слышит от отца? Почему родители могут испортить жизнь своему ребёнку ещё до его рождения?
Валдаи
Чем знамениты Валдаи? Как проводят время путники с валдайскими девушками? Какую легенду о любовнике мы узнаём?
Едрово
Как выглядят крестьяне? Почему рассказчик предлагает городским посмотреть на настоящую красоту? О чём рассказчик беседует с Анной? Почему девушка так холодна? Как она стала невестой 10-летнему? О чём мечтает девушка, когда смотрит на соседского ребёнка? За кого хочет замуж Анна? Почему этот союз невозможен? Как мать Анны реагирует на предложение о помощи? Почему никто не берёт деньги?
Почему рассказчик обвиняет священнослужителей и дворян?
Хотилов
Проект в будущем
Что написано в бумагах, которую оставил проезжающий? Какие рассуждения о сельском и домашнем рабстве, завоеваниях и свободах?
Вышний Волочок
Почему шлюза так восхищают рассказчика? Как от размышлений о шлюзах рассказчик доходит до ценности кофе? О каком помещике размышляет он? Почему такого человека можно назвать варваром?
Выдропуск
Проект в будущем
В чём суть положения об уничтожении придворных чинов? Почему важно просвещать народ?
Торжок
Почему человек, встреченный рассказчиком, отправляется в Петербург? Что обществу даёт свобода слова? Почему так важно уничтожать любые попытки ограничения свободы слова? Кто может быть цензором?
Краткое повествование о происхождении ценсуры
Была ли цензура в древние времена? Почему она возникла? Всегда ли помогала правителям?
Медное
Как происходит продажа имения? Всегда ли это продажа неживого? Кем был старик? Что сделала для хозяев старуха? Почему грустит женщина? От кого ребёнок у молодой девушки? Почему рассказчик не может сдержать слёз?
Тверь
Что происходит со стихотворством в современном мире? Какую оду просит прочитать собеседник рассказчика?
Городня
Почему жители деревни плачут? О чём сокрушается старуха лет пятидесяти? Почему солдаты по-разному реагируют на свой уход в армию? Какую историю своей жизни рассказывает Иван? Почему он рад уйти из дома, где так долго прожил? Почему некоторые мужчины стоят в оковах? Как им помогает рассказчик? Как в русской армии оказался француз? Какова история его жизни?
Завидово
Как обращается со стариком воин? Чего требует? Почему рассказчик сравнивает таких начальников с колдунами и чародеями?
О чём поёт слепой старик? Почему отказывается брать рубль от рассказчика? Что соглашается принять в дар? Как умирает?
Пешки
Как выглядит изба, в которой ел рассказчик? Почему женщина называет еду барской?
Главы-«станции»
Главы в этой книге соответствуют «станциям», которые делал Радищев после дневного переезда на лошадях.
Станции находились в довольно крупных поселениях. Многие из них таковыми и стали благодаря тому, что в них была станция. Расскажи Александр Николаевич про каждый из этих населенных пунктов, и получился бы неплохой источник для историков. Но нет, только мы и узнаем, что в екатерининские времена дорога из одной столицы в другую состояла из 24 станций . В современном написании это: София (район города Пушкин), Тосно, Любань, Чудово, Спасская полисть, Подберезье, Новгород, Бронницы, Зайцево, Крестцы, Яжелбицы, Валдай, Едрово, Хотилово, Вышний Волочок, Выдропужск, Торжок, Медное, Тверь, Городня, Завидово, Клин, Пешки, Черная грязь . Это и сегодня довольно заметные населенные пункты: среди них два областных центра и еще несколько райцентров.
Так выглядит почтовая станция в Едрово. Не самое плохое состояние (фото автора) Так выглядит почтовая станция в Едрово. Не самое плохое состояние (фото автора)То есть «бунтовщик хуже Пугачева» вслед за всеми остальными не торопящимися путешественниками добирался из Москвы в Санкт-Петербург почти месяц ! Но признаем, он все-таки путешествовал, и если бы ехал побыстрее, до добрался раза в два быстрее. Ведь в Любани он оказался только на третий день после выезда из Петербурга. Сегодня – час на электричке.
Выезд
Отужинав с моими друзьями, я лег в кибитку. Ямщик по обыкновению своему поскакал во всю лошадиную мочь, и в несколько минут я был уже за городом. Расставаться трудно хотя на малое время с тем, кто нам нужен стал на всякую минуту бытия нашего. Расставаться трудно: но блажен тот, кто расстаться может не улыбаяся; любовь или дружба стрегут его утешение. Ты плачешь, произнося прости; но воспомни о возвращении твоем, и да исчезнут слезы твои при сем воображении, яко роса пред лицем солнца. Блажен возрыдавший, надеяйся на утешителя; блажен живущий иногда в будущем; блажен живущий в мечтании. Существо его усугубляется, веселия множатся, и спокойствие упреждает нахмуренность грусти, распложая образы радости в зерцалах воображения. Я лежу в кибитке. Звон почтового колокольчика, наскучив моим ушам, призвал наконец благодетельного Морфея. Горесть разлуки моея, преследуя за мною в смертоподобное мое состояние, представила меня воображению моему уединенна. Я зрел себя в пространной долине, потерявшей от солнечного зноя всю приятность и пестроту зелености; не было тут источника на прохлаждение, не было древесныя сени на умерение зноя. Един, оставлен, среди природы пустынник! Вострепетал. — Несчастный, — возопил я, — где ты? где девалося все, что тебя прельщало? где то, что жизнь твою делало тебе приятною? Неужели веселости, тобою вкушенные, были сон и мечта? — По счастию моему случившаяся на дороге рытвина, в которую кибитка моя толкнулась, меня разбудила. Кибитка моя остановилась. Приподнял я голову. Вижу: на пустом месте стоит дом в три жилья. — Что такое? — спрашивал я у повозчика моего. — Почтовый двор. — Да где мы? — В Софии, — и между тем выпрягал лошадей.
Читайте также: