Проституция в древнем риме
С современной точки зрения секс в церкви, к тому же за деньги, — явление неподобающее и кощунственное. Тем не менее в древнем мире храмовая проституция была устоявшейся практикой и священным занятием. В некоторых странах из древности она перекочевала в современность и стала предметом внимания правозащитных организаций. Рассказываем о том, как эротика и секс были частью священных ритуалов.
Как выглядел сам лупанарий (древнеримский бордель)
Но и придя в лупанарий моряк-иностранец не терялся. В фойе на стенах было нарисовано «меню» — порнографические изображения, указав пальцем на которые можно было выбирать ту или иную услугу. Далее клиент шел в маленькую каморку, где его уже ждала проститутка. Комнаты намеренно были сделаны неуютными, а кровати некомфортными, чтобы посетитель не расслаблялся и не хотел остаться тут подольше. Иронично, что по тому же принципу устроены интерьеры у современного сетевого фастфуда: поел — и сваливай.
Подробнее о древнеримских борделях и проституции можно почитать в нашей старой статье: там много забавных фактов, например, о том, что секс-услуги в древнем Риме зачастую шли бок о бок с фастфудом (а также кладбищами):
Сексуальные ритуалы
Ритуалы сексуального характера — одна из древнейших практик, поэтому интересно не то, как она возможна в принципе, а то, почему эта практика стала восприниматься как табуированная. При этом неверно полагать, что ритуалы древности сплошь состояли из оргий. Такое мнение могло возникнуть под влиянием античных авторов, которые преувеличивали «варварство» азиатских культур, а позже — христианских богословов, поступивших схожим образом со всеми язычниками.
Как правило, такие ритуалы были связаны с обрядами плодородия. Однако они не всегда предполагали ритуальные совокупления. Просто в них использовалась характерная для всех земледельческих цивилизаций сексуальная символика, которая не считалась запретной. Например, культ Приапа в греческом и римском мире соотносился с благополучием садов и полей, а главным его символом был огромный фаллос. Его изображения до сих пор встречаются в архитектуре Италии и воспринимаются как вполне привычная деталь.
Существующие до сих пор синтоистские праздники — Канамара-мацури, «Фестиваль железных пенисов», и праздник пениса Хонэн-мацури, посвященный урожаю и процветанию, — это семейные торжества, в которых участвуют почтенные граждане и маленькие дети.
При этом символы мужского начала устанавливаются в храмах, участвуют в парадах, встречаются в виде леденцов и украшений.
Темы плодородия и смерти (увядания и обновления природы) соединились в культе Деметры и Персефоны, в честь которых проходили Элевсинские мистерии — инициатические таинства, чья суть, в отличие от народных празднеств, скрывалась от непосвященных. Впрочем, сами мистерии оргиями не являлись, пусть даже и предполагали генитальную символику и ритуальное обнажение, хотя есть свидетельства, что мисты могли совершать сексуальные действия. Как правило, содержание мистерии предполагало воспроизведение ритуальных событий из божественной истории и выступления участников от имени того или иного божества.
Тем не менее в некоторых религиозных культах практиковались сексуальные действия с прихожанами — их совершали жрицы (реже жрецы) за плату, отходящую храму. Некоторые из этих практик канули в Лету, другие существуют и сегодня.
Иеродулы в Греции и Риме
В Греции служительниц храмов называли иеродулами. Судя по всему, некоторые из них, в зависимости от божества и города, блюли чистоту, тогда как другие могли участвовать в сексуальных действиях. Предполагают, что с Древнего Востока традиция храмовой проституции перешла к эллинам, а культ Афродиты унаследовал черты более древних восточных богинь.
Особенно часто в связи с греческой храмовой проституцией упоминают город Коринф.
Античный историк Страбон сообщал, что в коринфском акрополе было свыше тысячи иеродул, выполнявших сексуальные обязанности. Впрочем, существуют мнения, что Страбон выдумал эту историю, опираясь на рассказы о восточных нравах и поместив в акрополь куда больше людей, чем тот вообще мог вместить.
С другой стороны, в лирике поэта Пиндара также упоминаются коринфские служительницы Афродиты, которые даруют гостям любовь в честь «матери любви». Об этом же обычае говорил греческий писатель Афиней, рассказывая о празднике Афродиты в Коринфе: «К участию в молебственных шествиях город привлекал как можно больше гетер, впоследствии их стали поставлять в храм богине в качестве жертвенного подношения».
Девушками, которым предстояло стать служительницами, расплачивались с богиней — их дарили храму как мужчины, так и женщины. Отмечают, что храмы Афродиты с религиозной проституцией существовали в Абидосе, на Кипре, а также в Фивах, в Беотии и Мегаполисе, в Аркадии. По свидетельству историка Демохара, афиняне посвятили свой храм Афродиты известным гетерам Ламии и Леэне.
Гражданская и религиозная проституция в Греции четко разделялись: проститутки, работающие на улицах, могли обращаться за покровительством к Афродите в личном порядке, однако не делались от этого иеродулами.
Регламентации вопроса способствовал афинский политик и законотворец Солон, который решил, что доходы от платной любви могли бы доставаться не только храмам, но и государству. Для этой цели он учредил диктериады — публичные дома.
При этом на вырученные средства он построил храм в честь Афродиты, и по праздничным дням куртизанки занимались своим ремеслом в пользу храма.
В Риме Афродита носила имя Венеры, и в ее храмах происходило примерно то же самое. В отличие от жриц богини Весты, которые должны были хранить чистоту на протяжении 30 лет, жрицы Венеры таких обязательств не давали. Как и в Греции, в Риме были «обычные» публичные женщины, и те, кто служил богине, отдавая заработанные деньги на нужды храма. Автор книги «Проституция в древности» Эдмонд Дюпуи упоминает культ проституции в Сицилии в храме Венеры Эрицейской, где женщины, «как раньше в Коринфе и в Азии, проституировали отчасти в целях обогащения храмов, отчасти же с целью выкупа собственной свободы».
Также существовали культы Приапа, или Мутуна (тождественное фаллическое божество плодородия в римской мифологии), с которыми связывают ритуальное лишение девственности.
Святой Августин упоминает, что римские матроны отводили новобрачных к Мутуну, чтобы с помощью каменного фаллоса посвятить божеству девственность девушки. Трудно сказать, был ли такой обычай действительно распространен в каких-то областях или же речь шла о единичных случаях, которые Августин возводит в правило.
В некоторых источниках упоминается, что девушке, чтобы получить благословение, достаточно было просто посидеть на коленях у статуи божества. Бездетные женщины проделывали то же самое, чтобы прикосновение Мутуна сняло с них проклятие и даровало плодовитость.
Сексуальное рабство, оргии, узаконенная педофилия: чем древние римляне шокировали бы современного человека
Древний Рим – фундамент современной цивилизации. Вечный Город подарил нам юриспруденцию, принципы государственного устройства, великую философию. Практически все современные города Западной, Центральной и Южной Европы стоят на месте римских поселков и военных лагерей, а сеть скоростных шоссе, проложена по старым императорским дорогам.
Однако было в Риме и то, от чего у современного человека волосы станут дыбом. В те времена брат мог наказать сестру за неповиновение, изнасиловав ее, а педофилия была законной и никого не шокировала.
Всеобщая распущенность
В современном мире проституцией никого не удивить, но в Риме она цвела особенно пышным цветом. Проститутки в Вечном Городе были повсюду. Продажные женщины предлагали любовь даже при кладбищах и назывались бустуариями (от слова «busta» – могила).
Табличка над входом в один из борделей Помпей
В Древнем Риме чеканились специальные бронзовые монеты – спинтрии, которые использовались для оплаты услуг проституток. На них вместо профиля императора красовались различные эротические сцены. Чтобы потенциальный клиент смог определить проститутку в толпе им полагалось носить обувь на высоком каблуке и красить волосы в белый цвет.
Показательная история жены императора Клавдия Мессалины, которая по свидетельствам историков Тацита и Светония содержала в городе собственный притон и частенько лично обслуживала посетителей. Конечно не из-за заработка, а ради удовольствия. Рекорд императрицы – 50 любовников за смену.
Картина Оргия. Вильгельм Котарбинский
Популярностью пользовались массовые оргии, которые устраивались в честь богини Венеры. Во время этих мероприятий римская молодежь теряла девственность. Даже для тех раскрепощенных времен оргии оказались слишком откровенными и вне стен храма они запрещались законом.
Сексуальной ориентации нет – есть потеря мужества
Отношение римлян к однополой связи менялась в зависимости от исторического периода и провинции империи. Во времена Республики самого понятия гетеро- и гомосексуальности не существовало. Сексуальные отношения характеризовались активной-мужской и пассивной-женской ролью. Для свободного гражданина допускались гомосексуальные связи, но только в активной роли.
Кубок Уоррена, представленный в музее Британской империи
Выступая как пассив, мужчина терял свою мужественность и порицался обществом. В качестве принимающей стороны могли выступать рабы, которые в Древнем Риме воспринимались как бездушная мебель и мужчины-проститутки. Особенно ценились мальчики возрастом от 12 до 20 лет. При этом закон защищал от сексуальных домогательств детей свободных граждан. Позорным для патриция считалась связь с женой и дочерью человека, одного с ним социального класса.
Амулеты в виде мужского фаллоса. Такие обереги носили мальчики-подростки и полководцы триумфаторы
Сексуальная распущенность заполонила Рим во времена правления императоров. Например, про Гая Юлия Цезаря среди современников ходила поговорка, что он: «Муж всех женщин и жена всех мужчин». Гомосексуальность стала распространенной как среди плебеев, так и у патрициев. Историки считают, что из 15 первых императоров только Клавдий не имел любовников-мужчин.
Надиту в Шумере
Одни из самых древних упоминаний о храмовой проституции относятся к шумерской цивилизации — по крайней мере, к описаниям, сделанным представителями других культур. Распространенная точка зрения гласит, что в Шумере существовало разделение между обычными проститутками и надиту, которые в буквальном смысле являлись жрицами любви.
Однако надиту — не синоним проститутки, даже ритуальной. Этим термином в Кодексе Хаммурапи определялся особый правовой статус женщины, которая могла распоряжаться имуществом, совершать финансовые операции и заключать договоры.
Как правило, это были женщины благородного происхождения, которые жили на территории храмов в собственных покоях. Некоторые из них служили писцами — заполняли клинописью глиняные таблички.
Отчасти положение надиту напоминает ситуацию с греческими гетерами, которые пользовались большей свободой, чем женщины, не поддерживавшие независимый образ жизни (невесты и жены). Гетеры могли выбирать себе покровителя, а также менять его, когда отношения подходили к логическому завершению, занимались искусствами и могли поддержать беседу о философии и политике.
Шумерские жрицы-надиту, кроме того, что были образованными, судя по всему, выполняли некие ритуальные функции в своем храме. Известно, что жрицы бога Мардука могли вступать в брак (насчет остальных это неясно). Однако представление о том, что надиту обязательно занимались ритуальной проституцией, сегодня подвергается сомнению.
Тем не менее о жрицах Инанны (Иштар в аккадском варианте) часто говорится в сексуальном ключе. Широко известно идущее от греческого историка Геродота свидетельство о том, что в храмах отождествляемой им с Афродитой Милитты (один из эпитетов Иштар) девушки приносили в жертву свою девственность.
Согласно Геродоту, в Вавилоне такой обряд перед вступлением в брак проходили все девушки — однократно исполняя роль храмовой проститутки, они приходили в святилище и ждали, пока чужестранец не бросит им в подол деньги.
Эти деньги считались священными и принадлежали богине, а плата могла быть чисто символической. Как отмечает историк, «красивые и статные» девушки быстро покидали святилище, исполнив ритуал, а «безобразным» приходилось проводить там долгое время.
Древнегреческий писатель Лукиан Самосатский в сочинении «Сирийская принцесса» описывает «святилище Афродиты библосской» (храм Астарты в финикийском городе Библосе), в котором почитали Адониса, состригая волосы в знак скорби по его гибели: «Если же какая-нибудь женщина не хочет остричь свои волосы, то ее подвергают следующему наказанию: в течение одного дня она должна стоять на площади и продаваться; доступ на площадь открыт тогда только иностранцам, а плата, получаемая от них женщиною, приносится в дар Афродите».
Неясно, насколько широко на самом деле была распространена храмовая проституция на Древнем Ближнем Востоке. Вполне возможно, что истории о ней значительно преувеличены. Уже в античном мире появилось разделение на цивилизованный (греческий и римский) запад и варварский восток, обычаи которого излагались в красочных подробностях и осуждались. Геродот, например, называет описанный им обычай вавилонян «позорным». Впоследствии христианские авторы добавили плохой репутации «вавилонским блудницам» и жизни древних в целом, включая уже и античные ритуалы.
Культура
Идем искать фастфуд и быстрый секс
Итак, вы оказались на берегу в сопровождении таких же ошалевших от свободы моряков. Времени ужасно мало, надо торопиться! К счастью, у вас в компании есть более опытный товарищ, рыжий и плешивый Серапион, который знает, что делать. «Термополия!», — говорит он с протяжным ионийским акцентом, многозначительно подняв палец. Хорошее слово, родное, греческое. Так римляне называют свой излюбленный фастфуд — место, где можно съесть нечто похожее на пиццу и бургер, запить это вином и тут же снять официантку для быстрого секса. Значит, идем в термополию!
Главная сложность с термополиями в том, чтобы найти приличную по всем критериям: где вкусно кормят, и есть доступные проститутки, и не нарвешься на нож. Обратившись к своей интуиции, Серапион ведет вас на улицу, названную «Этрусской». Звучит многообещающе, ведь этруски славились своим обжорством и сладострастием, и римляне вот так издевательски сохранили память об этом некогда великом народе. Потирающий руки от предвкушения Серапион выбирает там одну термопилию поприличнее — куда уже стоит очередь. Это важно — значит, тут питаются местные, и вы хотя бы поедите по-человечески.
Внутри довольно темно и царит невероятный запах. Хозяева термополий старались выращивать ароматные травы для блюд сами, так что все благоухает приправами. На стенах висят подвешенные на гвоздики колбасы, в чанах подогревается каша. Римляне слывут кашеедами, но мы же проплыли столько дней не для того, чтобы есть пшенку, верно? Серапион показывает на одно блюдо и заказывает его всем, используя язык жестов. Здесь к этому привычны.
Вам приносят panis focacius: лепешки, обмазанные соусом и с накиданным сверху мясом и овощами — своеобразная протопицца. К ней полагается горячее вино со специями. Все вместе — невероятно вкусно и сытно, но долго находиться в термополии не полагается. Пожрал, да еще и стоя — вали наружу. «А где же тут выгулять моего коня, уважаемый?», — спрашиваете вы Серапиона. «А вот!», — показывает он на официанток. Тут так заведено: поел — и можешь за дополнительную монету получить развлечение.
Официантки, мягко говоря, не пышут радостью: усталые и не очень молодые женщины, от которых пахнет кашей и вяленой колбасой. Вы отсчитываете дюжину медных ассов (а не многовато ли?) и направляетесь к официантке, у которой поменьше угрей и оспин на лице, чем у остальных. На языке жестов вы показываете, какое именно «блюдо» вы от нее хотите. Она берет вас за руку и уводит наружу под одобрительные крики других моряков — они тоже кидаются к барышням посимпатичнее, чтобы не остаться с самой уродливой.
Устроившись в темном переулке, вы замечаете, что тут еще как минимум две пары: местные работяги, пришедшие в термополию на обеденный перерыв, деловито и торопливо сношают проституток. Вот так, стоя, в пропахшем чесноком и дохлой кошкой тупике? Внезапно в переулок забегает одна из официанток вашей харчевни: «Aedilis! Aedilis!», — орет она во всю глотку. Проститутки, включая вашу угреватую деву, бросаются наутек с тем же криком. Тьфу, что за пропасть?
Вас уже начинает бесить его наигранный оптимизм.
Храмы, кладбища и театры: где еще водятся проститутки
Половина команды уже плюнула на сомнительное вождество Серапиона и разбрелась по городу, но вы решаете последовать за ним. Все же человек хотя бы примерно представляет, как устроены развлечения у римлян.
«Первым делом пойдем в храмы!», — говорит он, и вскоре вы уже видите его плешивую макушку с рыжими вихрами, радостно несущуюся впереди вас. «Всего-то и делов — отыскать храм Исиды, а там и веселье!», — кричит он на бегу. Но храма Исиды в городе почему-то нет. Зато нашлось место для величественного святилища Юпитера, полного подозрительных людей убежища Меркурия и даже заброшенного дома Аполлона — но никаких восточных богов. «Тьфу, пропасть! Значит, идем на кладбище!», — голос Серапиона все больше походит на блеянье старого сатира.
Кладбища тоже оказываются плохим вариантом. Зачем, ради всех богов, римские проститутки стекаются к местам погребений и почему неизменно находят там клиентов, — вам неведомо. Но и здесь вас ждет неудача — сегодня проходят похороны какого-то патриция, а значит, не место блуду. «Lupus? (Волчицы?)», — в надежде вопрошает Серапион. «Cras! (Завтра!)», — отвечает гнилозубый привратник, а по совместительству — сутенер.
Раздосадованно вздохнув, вы идете искать театр, которого в этом захолустье тоже не оказывается. Последний вариант — крытые галереи для прогулок — оказывается неплох, но только если ты знатный римлянин с большим кошелем. Единственная продажная любовь, которую там можно найти, — меретриксы, «ракушечки». Эти куртизанки высшего класса (по местным меркам, конечно же) ищут здесь не приблудных моряков, а богатых патрициев, у которых смогут стать содержанками. С горстью жалких медяков тут делать нечего.
«Не доверяй дураку, рыжему и ионийцу» — говорил один древний рапсод. Серапион же сочетает в себе все три этих великих добродетели — но вы слишком поздно это поняли. Плюнув на мостовую у его ног, вы уходите искать свою удачу сами. И находите ее за ближайшим поворотом.
ABC (Испания): самые шокирующие сексуальные традиции в истории
Общество определяет сексуальное поведение и тенденции как «нормальные» или «отклоняющиеся», основываясь на культурных традициях, меняющихся с течением времени. Хорошим доказательством тому могут служить сексуальные нравы Древнего Рима и Египта, ведь многие из них сегодня кажутся нам шокирующими и неприемлемыми.
Шокирующий Египет
Фараоны разрешали браки между родными братьями и сестрами, а в некоторых случаях даже между отцом и дочерью для сохранения чистоты родословной. Правителям был разрешен инцест, а обрезание — практика, которую впоследствии переняли евреи, носило ритуальный характер и происходило во время церемонии инициации мальчиков подросткого возраста. Египтяне относились к сексу скорее прагматично, а не эмоционально. Возможно, именно поэтому насильников, то есть тех, кто подобно животным не мог сдерживать низменные страсти, ждало такое суровое наказание, как кастрация.
Считается, что проводились религиозные церемонии, связанные с ритуалами плодородия, которые сопровождались актами группового секса. Удивленный этим древнегреческий историк V века Геродот подробно описал одну из оргий, проводимых во имя богини Сехмет в городе Бубастис: «На каждой барке было много женщин и мужчин, плыли они по реке Нил. Мужчины играли на флейтах, женщины — на кимвалах и бубнах. Остальные же пели и хлопали в ладоши. Много пили и вступали в сексуальные связи. Так они вели себя, пока плыли по реке. Прибыв в город, мужчины сходили на берег, а женщины продолжали петь и вторить местным жительницам».
Говорят, что были проститутки, которые занимались исключительно фелляцией. Они выделялись благодаря ярко-красному цвету губ. Это занятие было широко распространено среди египтян, в отличие от консервативных римлян, которые считали оральный секс грязным.
Каждый год фараон возглавлял церемонию в честь бога Атума, во время которой он направлялся к берегу реки Нила и совершал акт мастурбации, уделяя внимание тому, чтобы сперма попала в реку, а не на землю. Затем то же самое проделывали и остальные участники ритуала. Таким образом они инсценировали то, что сделал Атум. Согласно мифу он возник из хаоса, занялся мастурбацией, и из его семени родились боги, которые помогли ему создать Вселенную и властвовать на ней.
Кроме того, в папирусе Эберса существуют доказательства того, что некрофилию строго не осуждали, в отличие от всех цивилизаций, существовавших на протяжении веков. Согласно этому сочинению во время правления Аменхотепа I было обнаружено, что мастера бальзамирования совершали подобные действия, и ни один из них не был наказан за проявление подобной парафилии. Это не означает, что в обществе некрофилию считали приемлемой, так, например, родственники умерших женщин нанимали охранников, чтобы они следили за телами.
Гомосексуализм в Древней Греции
Что происходило в Древней Греции? Исходя из общих сведений существует достаточно размытое представление о реальной жизни и традициях, которые позднее перенял Древний Рим.
Греки занимались мужеложством для того, чтобы ввести подростков в период полового созревания во взрослую жизнь. Наставник занимался военным, академическим и сексуальным воспитанием подростка, который по закону и в обществе не считался мужчиной до тех пор, пока не достиг возраста вступления в брак.
В Афинах, где приговорили Сократа к смертной казни «за развращение молодежи», мужеложство было в основном распространено в кругу аристократии.
Напротив, в Спарте считали мужеложство формой военной подготовки и даже предполагали, что отношения ученика и учителя были целомудренными, несмотря на эротический подтекст. Однако если и существовало войско, в котором подобная практика получила наибольшее распространение, то оно находилось в Фивах. Священный отряд из Фив был элитным воинским формированием Древней Греции, которое состояло из 150 гомосексуальных пар.
Несмотря на то, что мужеложство считалось обыденным в кругу аристократии, что не зря часто высмеивали простолюдины, гомосексуальные отношения между взрослыми мужчинами нередко становились причиной гомофобии.
Секс в Древнем Риме
Гомосексуализм в Древнем Риме, который считался уголовным преступлением исключительно в армии со II века до н.э., осуждали во всех сферах общества, так как считали, что, в частности, мужеложство стало одной из причин упадка Древней Греции.
Кроме того, в Древнем Риме первоочередное значение играло разграничение тех, кто занимает активную позицию, и тех, кто играет пассивную роль, как в сексуальном, так и в социальном плане. Например, противники Юлия Цезаря, дабы подорвать его авторитет, всегда использовали слухи о том, что у него была гомосексуальная связь с царем Вифинии Никомедом IV во время дипломатической поездки. Обвинение было серьезным не потому, что речь шла о гомосексуальных отношениях, которые были допустимы в определенных обстоятельствах, а потому, что древнеримский диктатор предположительно играл в них пассивную роль. Юлий Цезарь, который всегда отвергал подобные заявления, на самом деле был известным любителем женщин и испытывал слабость к женам сенаторов и видных политиков.
Римляне устраивали Луперкалии — праздник разврата, на котором юноши и девушки впервые вступали в сексуальные отношения. В Древнем Риме к проституции относились как к неизбежному злу. Даже такие авторы, как Катон Старший (234 — 149 до н.э.) признавали за проституцией несомненную пользу, позволявшую молодежи предаваться самым низменным устремлениям, «не приставая к чужим женам». Вместе с тем, наряду с такой точкой зрения, как объясняет историк Люсия Авиаль в книге «Краткая история повседневной жизни в Римской империи», римляне считали людей, предлагающих свое тело за деньги, самыми презираемыми в обществе.
Секс в романскую эпоху
В книге «Искусство и сексуальность в романскую эпоху» собраны исследования и изучения семи известных ученых о значении древнеримских образов с явным сексуальным подтекстом, которые можно встретить на капителях, кронштейнах, карнизах и купелях.
На основе их можно сделать вывод, что в те времена аборт и детоубийство не считались «сексуальными грехами», а приравнивались к «убийствам», за которые выносили смертные приговоры, впоследствии смягченные до отлучения от церкви или наложением епитимьи.
Священники использовали так называемую епитимью, чтобы не злоупотреблять «зельями», помогающими «исполнять обет целомудрия». Кроме того, они наблюдали за недопущением такого поведения, как супружеская неверность, инцест, прелюбодеяние, скотоложство, мастурбация или лесбийские связи, которые осуждались, однако, как правило, «с меньшей строгостью, чем гомосексуализм».
В те времена медицину использовали для того, чтобы смягчить проблемы, которые могли повлиять на здоровье церковнослужителей мужчин и женщин из-за соблюдения целомудрия. Врачи предлагали различные способы и средства лечения в зависимости от пола пациента, некоторые из которых сегодня могут показаться необычными. Например, священникам было запрещено заниматься мастурбацией, хотя она была разрешена для монахинь при условии, что они будут делать это всегда одной и той же рукой или так называемым утешителем, изготовленным в соответствии с определенными правилами.
Образ женщины всегда был символом роскоши, и, начиная с конца XI века, превратился в синоним соблазнения, секса или греха. «Чтобы донести эту идею до зрителя, в частности, был создан впечатляющий по форме выражения, убедительный художественный образ наказания за плотские грехи — женщина со змеями», — отмечает Педро Луис Уэрта, историк и редактор книги «Искусство и сексуальность в романскую эпоху».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Внутри лупанария — древнеримского борделя
Стороннему человеку не так просто найти бордель в италийском городе. В этом плане из всех средиземноморских народов римляне, пожалуй, самые стыдливые (если не брать в расчет иудеев, конечно же). Родовитый римлянин идет в бордель, надев «ночную кукушку» (cuculus nocturnus) — капюшон, который на взгляд обычного горожанина выглядит смехотворно-заговорщическим, особенно днем. Царство разврата скрыто за неприметной дверью в неприметном здании, именуемом «лупанарий» — «логово волчиц».
Впрочем, нужно быть полным олухом, вроде Серапиона, чтобы не суметь отыскать дом терпимости в римском порту. Зачастую достаточно посматривать себе под ноги. Именно там, на мостовой, вы обнаруживаете стрелки в виде фаллосов (куда уж красноречивее!), которые вскоре приводят вас к двухэтажному зданию недалеко от центра города. Постучавшись, вы попадаете в мир вони, гари и наслаждения.
Не нужно владеть даже зачатками латинского, чтобы объяснить, что тебе нужно. В небольшом холле на первом этаже, который скрывается за входной дверью, стены разрисованы сценами любви. Рисунки схематичны, но доходчивы: тыкаешь пальцем в картинку, на которой указана нужная тебе поза — и платишь указанные тут же деньги. Посреди помещения на эдаком троне восседает хозяйка заведения — престарелая «волчица», опыту которой позавидовал бы устроитель пиров для Калигулы. В конце этого приветливого помещения расположен общий туалет — довольно сомнительное архитектурное решение.
Матрона машет куда-то вглубь здания, куда уходит узкий коридор. Оказывается, выбирать можно не только в «меню» в холле, но и дальше, прямо на месте. Все оставшееся пространство лупанария разбито на маленькие кельи без окон, в каждой из которых при свете чадящих масляных ламп работает одна из проституток. Все они — либо рабыни, либо вольноотпущенные. Многие, если не большинство — иностранки, среди которых оказываются и гречанки.
Внутри вас ожидает барышня, мало отличимая от угреватой официантки из термополиса. Естественно, оказывается, что по-гречески она не говорит: все эти эллинские «имена» — сплошь липа и дань моде. Ну, что ж, зато «Честное Путешествие»! Вопреки расхожему мнению, проститутки в лупанарии берут плату не спинтриями, то есть жетонами с изображением соития, а самыми что ни на есть обыкновенными деньгами. Эупилия показывает пальцами цену: 5 ассов, и вам даже становится ее жаль. За эти деньги можно купить пару буханок хлеба и два стакана разбавленного вина.
На стене ее кельи изображена идеализированная картина: обнаженная красотка, которая оседлала прекрасного юношу. Что ж, раз уж это ее фирменная поза, хочется верить, что эта пышечка действительно знает свое дело и не заканчивает его тем, что клиент оказывается раздавлен насмерть. Едва вы отсчитали пять асов и передали их в пухлую ладонь «волчицы», как со стороны холла послышались крики: «Aedilis! Aedilis!».
Ваша прекрасная дама вскрикивает и бросается наутек, сверкая рыхлым белоснежным телом. Весь бордель наполняется истеричными воплями и превращается в гудящий улей, а клиенты и проститутки — в злых напуганных пчел. Кого-то уже явно охаживают палками, выданными служителям правопорядка в магистрате. Эдилы, снова эти эдилы!
Отец всему голова
Согласно римским законам отец семьи имел неограниченную власть над всеми домочадцами. Он мог изгнать непослушного сына и дочь или продать их в рабство на определенный срок. Если договор купли-продажи заключался больше трех раз, то отец лишался родительских прав. Ребенок становился свободным и «не имеющим родителей».
Родитель мог также легально убить своих детей. Этот закон был отменен только в I веке нашей эры. Но отцам оставляли право казнить сына за преступление, а дочь за связь с любовником. На случай измены супруги у патриархов был законный алгоритм действия. Муж должен был приказать рабам под угрозой смерти не выпускать застигнутых на горячем любовников из комнаты.
За сутки ему полагалось собрать всех соседей и призвать их стать свидетелями позорного преступления жены. В такой ситуации обманутый муж подавал на развод или его могли обвинить в незаконном сутенерстве. Если любовником супруги оказывался раб, то его убивали, а если патриций, то обманутый муж обращался к тестю. По римским законам отец девушки имеет право убивать ее любовника. Мужская измена в Древнем Риме никак не наказывалась.
В логове волчицы. Как найти проститутку в Древнем Риме
Представьте, что вы оказались в небольшом портовом городе Римской империи, причем в самом ее сердце — на Аппенинах. Это могут быть как пресловутые Помпеи, так и любой другой городок — все они были примерно одинаковы. Предположим, что вы — моряк, например грек, который оказался в увольнительной на берегу и хочет максимально насыщенно провести свое время. То есть — пожрать, выпить, потрахаться. Все это очень просто и одновременно ужасно сложно — особенно, если не знать языка и полагаться лишь на язык жестов.
Рассказываем, как на самом деле обстояли дела с развлечениями — и особенно жрицами любви — в те славные времена.
Козий помет – лекарство и напиток
Согласно текстам древнеримского писателя Плиния Старшего ценным ресурсом для жителей Италии был козий навоз, который прикладывали к ранам для остановки крови и скорейшего заживления ссадины или пореза. Лучше всего подходил материал собранный весной и высушенный на летнем солнце.
Дальше всех в непривычном современному человеку применении помета козла пошли возницы колесниц. Они добавляли высушенные экскременты в различные напитки. Плиний Старший писал, что большим любителем такого питья был император Нерон.
Девадаси в Индии
На русский слово «девадаси» исторически переводят как баядерка. Под этим названием на Западе известен балет, поставленный по легенде о Шакунтале из эпоса «Махабхарата» и балладе Гете «Бог и баядера».
Традиция девадаси существует в Индии до сих пор, хотя храмовая проституция здесь официально была объявлена незаконной в 1988 году. Церемонии посвящения проводятся по сей день, только в тайне.
В индуизме, тантрическом буддизме сексуальный аспект имеет глобальное космогоническое значение. Мужская энергия Вселенной, олицетворяемая Пурушей, соединяется с женской энергией Пракрити, а божество двуедино — это союз Шивы и его супруги Шакти (Парвати). Таким образом, центральными символами мироустройства являются лингам и йони, а вернее, их соединение, поэтому ритуальная роль секса очень велика. В особенности девадаси молятся богине Йеламме — это один из аватаров Парвати, почитаемый в Южной Индии, а также покровительница жриц любви.
Датский писатель Карл Джеллеруп описывал гетер Уджени так: «На больших праздниках, представлениях и маскарадах они составляют главное украшение улиц, которые разукрашены цветами и трепещущими на ветру флажками. В красных нарядах, с благоухающими гирляндами в руках, в волнах изысканных благовоний и в сверкающих бриллиантах ты видишь их, брат, восседающими на лучших местах, им отведенных, или прогуливающимися по улицам под восхищенными взглядами, которые сопровождаются выразительными жестами, под добродушное поддразнивание тех, кто жаждет приобщиться к чувственным радостям жизни».
Однако действительность существенно отличается от этой красивой картинки. В древности девадаси принадлежали к высшим кастам и принимали гостей в порядке торжественной религиозной церемонии, которая не была связана с сексуальными практиками.
Они выполняли жреческую роль в храме Йеламмы, занимались ремеслами и искусствами — в первую очередь храмовыми танцами, имеющими для индийской культуры огромное сакральное значение. Это не мешало британским колонизаторам считать девадаси проститутками, как и японских гейш. Со временем традиция действительно сдвинулась в эту сторону: посвящать богине стали представительниц низших каст, на первом месте теперь оказалась торговля телом, а религиозная составляющая отошла на задний план.
Нынешний быт индийских «кварталов красных фонарей» отражен, в частности, в документальных фильмах «Проститутки бога» журналистки Сары Хэррис и «Рожденные в борделях» Заны Бриски и Росса Кауффмана. Это бедные гетто с одноэтажными домиками, в комнатах которых зачастую нет ничего, кроме матраса. На веревках сушится белье, по улицам бегают чумазые дети.
Женщина, работающая в квартале проституток города Сангли, говорит: «Никто не заставлял меня, я сама решила стать девадаси, чтобы собрать денег и стать самостоятельной. Я хотела иметь свой дом, купить хорошую посуду и телевизор». Хотя в домиках стоят алтари, а в квартале есть храм Йеламмы, телевизор упоминается в первую очередь. Торговля телом для современных девадаси — это просто бизнес, и хорошо, если добровольный.
Некоторые оказываются посвящены в девадаси с детства и не имеют выбора. Бедные индийские семьи редко радуются рождению девочек, потому что те не могут вытащить родню из бедности. Социальная лабильность здесь очень низка, миллионеры из трущоб остаются кинематографическими фантазиями, а спектр возможностей для женщин невелик. Поэтому кому-то ритуальная проституция позволяет пристроить дочерей, посвятив их храму, который платит семье отчисления. Так девадаси становятся несовершеннолетние девушки, еще не окончившие школу, а иногда — едва достигшие полового созревания.
Возможно, когда-то эта практика давала девушкам лучшие возможности, чем те, которые могли ожидать их вне храмовой проституции. Однако сегодня жизнь в Индии очень поляризована, и пока одни водят иномарки, учатся и покупают товары западных брендов, другие живут в фактическом сексуальном рабстве.
Храмовая проституция по сути мало чем отличается от обычной. Не слишком популярная женщина получает за один сеанс от 10 до 20 рупий — это примерно 30 рублей. Многие секс-работницы заражены ВИЧ и не знают о своей болезни или не имеют возможности лечиться.
Также торговлей собой в честь Йеламмы занимаются юноши, которые обслуживают мужчин. Кроме того, в Индии существует официально признанный Верховным судом «третий пол» — хиджры. К этой касте неприкасаемых принадлежат люди, которые по рождению были признаны мужчинами, но откликаются на женские имена и носят сари, — идентичность близкая к трансгендерным женщинам. Многие хиджры занимаются проституцией, поскольку не имеют возможности строить карьеру.
В народе проклятие представителя этой касты считается особо опасным. Иногда группы хиджр путешествуют поездами, предлагая пассажирам разного рода магические услуги и пугая наложением чар. Кроме богини Бахучара Мата (материнский аспект Шакти), хиджрам покровительствует Ираван — герой-воин и своего рода небесный жених. По легенде, Кришна пришел к нему перед боем и, приняв женскую форму, подарил любовь, чтобы воину легче было идти на смерть. Для хиджр ритуал поклонения Иравану — это возможность выйти замуж, пусть даже только мистическим образом.
Следы к борделю в виде фаллосов — самая красноречивая реклама
Пот и кровь гладиаторов
Гладиаторы Колизея для римских граждан были аналогом современных «звезд» эстрады и кино. Плебеи боготворили лучших бойцов, а жены и дочери благородных патрициев платили огромные деньги за возможность провести со своим кумиром ночь. Однако римским барышням от героев арены был нужен не только секс.
Победивший гладиатор, после боя, покрывал свое тело ароматным маслом и специальным инструментом под названием стригиль соскабливал с себя пот, отмершую кожу и грязь арены. Полученную массу помещали в небольшие бутылочки и продавали патрицианкам как афродизиак, который женщины наносили на свое тело, в надежде привлечь внимание мужчин.
Кровь гладиаторов, убитых во время сражений, также собирали и использовали как лекарство. С ее помощью римские лекари лечили эпилепсию. Для этого от больного требовалось несколько дней подряд пить эту кровь. Римлянки добавляли в напитки скипидар, который придавал их моче легкий аромат роз.
Тротуарная плитка с фаллосами: как древнеримские бордели заманивали к себе клиентов
Помпеи были портовым городом, так что бордели (они назывались лупанарии) были его неотъемлемой частью. Моряки, желающие выпустить пар после долгого плавания, приносили доход всему городу, но многие из них не говорили на латыни или были слишком пьяны. Эту проблему решили очень просто: в бордели уставших путников вели максимально красноречивые следы на мостовой.
Читайте также: