Почему мать тереза уехала в индию
Происхождение
Мать Тереза (мирское имя – Агнес Гондже Бояджиу) родилась 26 августа 1910 г. в г. Ускюб Османской империи (ныне г. Скопье – столица Республики Македония) в семье албанцев-католиков. Позднее называла своим настоящим днем рождения 27 августа, когда ее крестили. Ее отец (по некоторым сведениям, выходец из Западной Армении) был совладельцем крупной строительной фирмы. В семье, где было трое детей, большое внимание уделяли религии и благотворительности. После смерти отца в 1919 г. мать приютила шестерых сирот, растила детей, зарабатывая на жизнь пошивом одежды и вышиванием.
По воспоминаниям матери Терезы, она с раннего детства хотела посвятить себя служению церкви. Это желание укрепилось в 12-летнем возрасте, когда она встретила миссионеров из Индии. С этого времени она мечтала жить в Индии и заботиться там о бедных. Окончив среднюю школу, в 1928 г. она уехала изучать английский язык в Ирландию и стала послушницей в католическом монашеском ордене "Ирландские сестры Лорето".
Помощь нуждающимся
В 1929 г. орден направил ее в Калькутту (Британская Индия), где около 20 лет она преподавала в Школе святой Марии для девочек.
В 1931 г., приняв подстриг, она взяла монашеское имя в честь святой Терезы из Лизьё – французской монахини XIX в., известной своей добротой и милосердием (канонизована в 1925 г.). В 1937 г. по обычаям монахинь из Лорето, когда она приняла обет бедности, целомудрия и послушания, ее стали называть матерью.
В 1946 г., решив посвятить себя "служению беднейшим из бедных", она покинула орден сестер Лорето и, окончив курсы медсестер, начала помогать больным и обездоленным.
В 1948 г. она основала миссионерский католический орден "Сестры – миссионерки любви" (Орден милосердия; в октябре 1950 г. епископ Калькутты Фердинанд Периер разрешил ему вести благотворительную деятельность). Став его матерью-настоятельницей, она бессменно руководила им в течение 47 лет.
В 1952 г. в Индии орден открыл первый приют для умирающих бедняков, в 1955 г. – для брошенных детей. В 1960-х гг. мать Тереза начала отправлять сестер ордена в разные районы Индии. В 1964 г. она была представлена папе Павлу VI, после чего ее орден получил разрешение открывать миссии в других странах. В 1965 г. первое его отделение было создано в Венесуэле. Сегодня в 133 странах мира открыты более 700 школ и 3,5 тыс. монашеских орденов, а также сиротских приютов и домов для бедных. Ежегодно союз "Сестры – миссионерки любви" оказывает помощь более 250 тыс. пациентов.
Мать Тереза посещала горячие точки и самые бедные страны, оказывая помощь нуждающимся. В 1986 г. после аварии на Чернобыльской АЭС она впервые приехала в СССР. В 1988 г. совместно со своим орденом оказывала помощь пострадавшим от землетрясения в Спитаке (Армянская ССР).
Покинув пост главы ордена по состоянию здоровья в марте 1997 г., она осталась членом руководящего совета этой благотворительной организации.
Память
5 сентября 1997 г. мать Тереза скончалась от инфаркта в Калькутте, была похоронена в часовне на территории Ордена милосердия. По решению Святого Престола день смерти подвижницы в календаре Римско-католической церкви был провозглашен Днем матери Терезы.
19 октября 2003 г. Папа Римский Иоанн Павел II причислил мать Терезу к лику блаженных (процесс беатификации оказался одним из самых коротких в истории католичества). 4 сентября 2016 г. в Ватикане состоялась церемония ее канонизации (причислена к лику святых).
Критика
Несмотря на то что мать Терезу почитают во многих странах мира, ее деятельность до сих пор подвергается критике, в частности в связи с неэффективным использованием полученных от пожертвований средств (Орден милосердия был освобожден от финансового контроля). Так, в отчете немецкого журнала Stern от 1998 г. утверждалось, что в 1991 г. на благотворительные цели ею были использованы лишь 7% пожертвований – в пересчете на евро 180 тыс. из 2,6 млн.
В трудах ученых и журналистов отмечается, что мать Тереза часто вместо оказания материальной помощи жертвам стихийных бедствий призывала их молиться, а сотрудники медицинских учреждений вели скрытую миссионерскую деятельность и насильственно обращали больных в католическую веру.
Признание, награды
Мать Тереза - кавалер высших орденов ряда государств. В их числе орден "Звезда Индии", Золотая медаль Конгресса США, орден Британской империи, албанский орден Наима Фрашери 1-й степени, а также украинский орден Николая Чудотворца, присуждаемый "за приумножение добра на Земле".
В 1979 г. ей была присуждена Нобелевская премия мира "за помощь страждущему человечеству". Среди ее международных наград также премия Мира папы Иоанна ХХIII (1971), Темплтоновская премия за прогресс в религии (1973; первый лауреат), Международная премия жизни (1990), премия ЮНЕСКО за заслуги в области образования во имя мира (1993), премией международной благотворительной организации "Всемирная надежда" за вклад в укрепление мира и гармонии в отношениях между народами (1996).
В апреле 1996 г. мать Тереза стала почетной гражданкой Рима, в ноябре того же года ей было вручено свидетельство о почетном гражданстве США за оказание беспримерной помощи страждущим людям на всех континентах планеты (за всю историю США его были удостоены только восемь человек). В 1990 г. ей было присвоено звание почетной гражданки Загреба (Хорватия).
В 1999 г. она вошла в список 20 человек, которые, по мнению редакции американского журнала TIME, оказали наибольшее влияние на мировоззрение людей в XX в.
Мать Тереза так-то той ещё тварью была
Мафиози Бруско: Если Мать Тереза – святая, то я Иисус Христос!
Папа Римский Франциск на площади Святого Петра в Риме перед лицом 120 тысяч людей, официальных делегаций из 15 стран, а также перед специально приглашёнными 1500 итальянскими бездомными, канонизировал мать Терезу. Теперь она стала святой римско-католической церкви. Федеральное Агентство Новостей (ФАН) в связи с этим напоминает читателям наиболее скандальные факты из биографии Агнес Годже Бояджиу.
Ненависть к славянам стала причиной насильственной смерти Николы в 1919 году – его убили во время атаки на сербскую деревню. Его дочь унаследовала нелюбовь к славянам. Хотя она свободно владела сербским языком и даже закончила сербскую гимназию, но во время своих будущих официальных посещений Югославии она всегда общалась только через переводчика.
Её отношение к родному городу, ныне столице Республики Македония, тоже весьма своеобразно. Когда 26 июля 1963 года в результате землетрясения там погибло 1070 человек и было разрушено 75% зданий, Агнес Бояджиу отказалась выделять Скопьё финансовую помощь от своего монашеского ордена, но публично благословила персонал американского военного госпиталя.
Госпиталь пробыл в Скопьё 15 дней. Как говорят македонцы, американцы 5 дней монтировали госпиталь, 5 дней делали фотосессию на фоне развалин и 5 дней демонтировали свой лагерь. И теперь в музее Скопьё, посвящённом землетрясению, десятки фото, где запечатлено, как американцы самоотверженно помогают македонцам.
При этом Советский Союз отправил в Скопьё 500 военнослужащих инженерных войск, которые отработали там полгода. Но сохранилось только одно фото – советским солдатам некогда было фотографироваться, они спасали жизнь македонцам, оказавшимся под завалами.
Далее, по её воспоминаниям, в 1946 году ей было видение Иисуса Христа, который приказал ей бросить школу, скинуть монашескую одежду, надеть местное национальное платье сари и идти помогать самым бедным и несчастным. Впрочем, в других своих воспоминаниях она утверждала, что Бог приходил к ней регулярно, начиная с пятилетнего возраста.
Когда же самой матери Терезе понадобилась медицинская помощь, она не стала пользоваться услугами своих медучреждений, а отправилась лечиться в одну из самых дорогостоящих клиник в мире в американском штате Калифорния. Целоваться с Иисусом ей тоже не захотелось – обезболивающие использовались в полном объёме.
Однако, когда её подруга премьер-министр Индии Индира Ганди начала насильственную стерилизацию бедняков, то Агнес Бояджиу полностью поддержала эту кампанию. Правда, в 1993 году снова изменила свою позицию и осудила 14-летнюю ирландскую девушку, которая сделала аборт после изнасилования.
Когда в 1993 году в индийской провинции Латур произошло землетрясение и погибло 8000 человек, а 5 миллионов остались без крыши над головой, мать Тереза не поленилась съездить туда и попозировать фотографам на фоне новых домов, построенных другими благотворительными организациями. Её монашеский орден никаких денег пострадавшим не выделил и даже отказался послать туда своих монахинь.
Когда в Индии вспыхивали эпидемии, то мать Тереза не оказывала помощи в борьбе с ними, но зато активно фотографировалась с больными. А когда она позже прибывала в Рим, то СМИ сообщали всему миру, что она помещена под карантин. Это было ещё одно напоминание о её мнимой борьбе с болезнями.
Можно найти подробнейшие описания её посещения Армянской ССР после землетрясения в Спитаке, но нельзя найти информацию, сколько и кому денег фонд тогда выделил.
Несмотря на то, что Агнес Бояджиу везде призывала к скромному христианскому образу жизни, сама она во время своих многочисленных путешествий по миру предпочитала передвигаться в персональных самолётах и вертолётах, а останавливаться в самых фешенебельных резиденциях.
Сама мать Тереза при вручении ей Нобелевской премии врала, что была оказана помощь 36000 жителям Калькутты. Проверка, проведённая индийскими журналистами, установила, что таких было не больше 700.
Самый мощный скандал, связанный с расходованием пожертвований, полученных Агнес Бояджиу, произошёл в 1991 году, когда немецкий журнал Stern на основе документов опубликовал информацию о том, что только 7% пожертвований идёт на лечение больных. Гигантские суммы оседали на счетах Банка Ватикана в Риме. Несмотря на огромные суммы, никто не проводил модернизацию медицинских центров, не закупалось оборудование. Вместо этого средства тратились на открытие новых центров по всему миру, где под видом спасения тела спасают душу путём её обращения в католическую веру. Официально на новые центры и ушла вся Нобелевская премия новой святой.
Происхождение пожертвований мать Терезу не смущало. Она спокойно принимала деньги, награбленные диктаторами у своих народов. Причём, как от проамериканских антикоммунистических диктаторов, так и от коммунистических.
В 1981 году она посетила Гаити, где правил Жан-Клод Дювалье, получивший власть за 10 лет до этого в 19-летнем возрасте после смерти отца-диктатора. Казалось, что хорошего можно сказать о ситуации в самой бедной стране Западного полушария и одной из беднейших в мире, где процветают коррупция и болезни, и где семейством Дювалье совершено 60 тысяч явных и тайных политических убийств.
Однако мать Тереза заявила, что нигде в мире не видела такой близости между бедняками и руководителем государства.
В 1989 году она посетила родину своих предков – Албанию. Она была там по приглашению нового коммунистического лидера Рамиза Алии, который, по примеру Михаила Горбачёва, решил провести в своей социалистической стране демократические реформы. Он принял власть за четыре года до этого, после смерти Энвера Ходжи, правившего Албанией 40 лет.
Среди государственных руководителей трудно найти человека, имеющего большие заслуги перед католической церковью, а также перед всеми другими церквями. Первое, что он сделал, придя к власти после Второй мировой войны, был расстрел двух католических епископов и 40 священников. В 1967 году вождь албанских коммунистов объявил, что его страна стала первым в мире атеистическим государством.
В связи с этим были закрыты все храмы, в том числе и 157 католических церквей. Священнослужители брошены в тюрьмы. За совершение религиозных обрядов полагалась смертная казнь, а за индивидуальное исповедование религии – отправка в лагеря. Расстрелы священнослужителей всех вероисповеданий продолжались в течение всего периода его правления. Так, в 1971 году, когда вышедший из тюрьмы католический священник Штьефен Курти крестил младенца, он был расстрелян, родители отправлены в лагеря, а младенец в детдом.
Албанский народ не оценил своего счастья и в 1992 году отстранил Рамиза Алию от власти, а ещё через год отправил его в тюрьму.
Кроме Рамиза у матери Терезы были взаимовыгодные встречи с коммунистическими руководителями Кубы и ГДР – Фиделем Кастро и Эриком Хоннекером. Получала она деньги и от Ясера Арафата, с которым встречалась в Ливане.
Другим известным дарителем, облагодетельствовавшим мать Терезу на 1,25 миллиона долларов, был американец Чарльз Киттинг. Позже, когда он попал под суд за то, что ограбил 23 тысячи вкладчиков своего фонда на 252 миллиона долларов, мать Тереза послала письмо с просьбой о помиловании верного и щедрого сына католической церкви.
Интересно, что другим получателем помощи от Чарльза Киттинга был американский сенатор и большой друг нынешней украинской власти Джон Маккейн. Может быть, всё это и помогло щедрому католику отделаться за такое огромное хищение всего лишь 4,5 годами тюрьмы и сейчас он снова в крупном американском бизнесе.
Отказ вернуть деньги, украденные у американцев, не испортили отношения матери Терезы с властями США. Совсем наоборот: наряду с Ватиканом, удостоившим её своей высшей наградой – объявлением святой, вторым государством, сделавшим это, стали США. В 1996 году она стала почётным гражданином США, это звание до неё получили всего 3 иностранца, а в 1997 году она была награждена высшей американской наградой – Золотой медалью Конгресса. Официально такие высокие награды объясняются её благотворительной деятельностью, но наверняка не забыты и её другие заслуги перед США.
Меры были приняты. На сей раз мать Тереза не осталась безучастной к трагедии индийского народа. Она прибыла в Бхопал в сопровождении своих многочисленных монахинь и волонтёров. Мать Тереза выступала в людных местах и в своих выступлениях объясняла, что это наказание от Бога, что надо молиться, и он накажет виновных, а сейчас надо простить. Последнее слово было главным во всех её речах. Это же внушали монахини и волонтёры в индивидуальном порядке тем, кому они оказывали свою примитивную медицинскую помощь.
Расследование трагедии продолжалось 26 лет и только 7 июня 2010 года суд в Бхопале приговорил семерых индусов, работавших на химическом заводе к двум годам тюрьмы и штрафу на сумму, равную 2100 долларам США. Бывший директор завода американец Уоррен Андерсон был оправдан.
Имеется и информация о том, что через организацию матери Терезы оказывалась тайная финансовая помощь никарагуанским контрас. Это косвенно подтверждается её награждением президентом США Рональдом Рейганом Медалью Свободы в 1985 году.
Поиск чудес, совершённых матерью Терезой, был поручен канадскому священнику Брайану Колодийчуку. Вначале он объявил, что жительница индийского штата Бенгалия Моника Бесра имела 17-сантиметровую злокачественную опухоль в желудке. В годовщину смерти матери Терезы – 5 сентября 1998 года её сестра положила ей на живот медальон с ликом Святой Богородицы, которым прикоснулись к телу матери Терезы в день её похорон и обратилась к всемирной праведнице с молитвой о её выздоровлении. Через 8 часов опухоль якобы исчезла.
Всё было чудесно, в прямом и переносном смысле этого слова, но тут Моника Бесра поссорилась со своим мужем, а тот заявил журналистам, что у его жены была не опухоль, а киста яичника, которую вылечили с помощью лекарств, за которые он заплатил крупную сумму из своего кармана, а затем отвёл журналистов к врачам, у которых сохранились соответствующие медицинские документы.
Разумеется, после этого скандала у Ватикана вера в святость монахини, принёсшей ему по самым скромным подсчётам 3 миллиарда долларов и миллионы новых последователей, не пропала. Но для сохранения приличия была сделана многолетняя пауза в канонизации для успокоения и забвения.
В 2008 году преподобный Колодийчук нашёл новое чудо в Бразилии, где у Марсилио Хаддата Андрино была злокачественная опухоль мозга, но после того, как его жена Фернанда стала молиться матери Терезе, она исчезла. Никаких медицинских документов в данном случае не было, что гарантировало от повторения случая с Моникой Бесра.
Слава богу (или дьяволу?), Ватикану, наконец, удалось завершить процесс канонизации матери Терезы, и это комментируется множеством людей. Среди них итальянец Джорджио Бруско, лично знавший Агнес Бояджиу и отбывающий сейчас тюремное заключение за руководство преступным сообществом, которое в его стране называют мафия.
Мать Тереза: кого так называют и почему?
Мать Тереза — именно «мать», а не «матушка» — родилась в Албании, в зажиточной многодетной семье Дранфиле и Николы Бояджиу. Родители дали ей имя Агнес Гондже. Дранфиле была очень религиозной и всегда помогала страждущим. После смерти мужа ей пришлось много работать, чтобы прокормить трех родных детей (Агату, Агнесу, Лазаря) и шесть приемных.
От матери Агнес унаследовала религиозность, набожность. Она любила ходить в церковь и еще в раннем возрасте решила, что посвятит свою жизнь служению Господу. В 18 лет она едет в Париж и становится сестрой милосердия. Затем в Ирландии изучает английский язык, чтобы уехать в Индию и заботиться о бедных и больных индийских детях. Она поселилась в Калькутте и в 21 год стала послушницей. Агнес поменяла свое мирское имя на «Мария Тереза», в честь святой Терезы из Лизьё. Для католиков эта кармелитская монахиня одна из самых почитаемых.ать Тереза молодости
В 27 лет Мария Тереза принимает монашеский постриг. Она становится преподавателем истории и географии в школе святой Марии. После Второй мировой войны, когда в Калькутте царил страшный голод, 36-летняя Тереза получает разрешение заниматься благотворительностью и уходит жить в трущобы. Через 2 года к ней присоединились другие сестры. Спустя еще совсем немного времени появился Орден миссионерок любви. Филиалы этой организации появились в разных городах Индии. А в середине XX века о матери Терезе Калькуттской говорил уже весь мир.
Мать Тереза Мать ТерезаЕе благотворительная организация существовала на пожертвования бедных людей и богатых влиятельных меценатов. Поговаривали, что на эти деньги она могла построить большие медицинские центры, оснащенные самым современным оборудованием. Но подопечным матери Терезы приходилось получать помощь в антисанитарных условиях. А виной тому был культ бедности, который благодетельница ставила превыше всего. Она и сама всю жизнь одевалась более чем скромно, носила только холщовое сари.
Многие задались вопросом, на что тратились огромные суммы, которые жертвовали меценаты. И еще больше вопросов возникло, когда мать Тереза заболела. Операцию на сердце она решила делать в Америке, в лучшей клинике штата Калифорния.
Монахиня Тереза стала матерью для всех страждущих не только в Индии, потому-то ее и называли мать Тереза . В 69 лет (1973-й год) за свою благотворительную деятельность она получила Нобелевскую премию. В 1997 году ее не стало. А в 2003 году ее причислили к лику блаженных. В 2016-м католическая церковь канонизировала Терезу Калькуттскую.
Сегодня ее именем называют всех женщин, которые помогают окружающим на безвозмездной основе, не замечая или не желая замечать, что их помощь используется в корыстных целях.
Биография матери Терезы
24 мая 1937 года она приняла монашеские обеты, взяв себе имя мать Тереза.
В 1944 году стала директором бенгальского отделения школы Святой Марии.
В 1949 году сестра Тереза получила индийское гражданство.
Биография матери Терезы Калькуттской
В 1944 году мать Тереза стала директором бенгальского отделения школы Святой Марии.
В 1949 году сестра Тереза получила индийское гражданство.
В 1963 году она основала мужскую общину братьев-миссионеров милосердия.
110 лет со дня рождения Матери Терезы: за что критиковали знаменитую монахиню
В Индии установлен очередной антирекорд - почти 2,4 млн. случаев заражения коронавирусом, более 50 тыс. индийцев от COVID-19 скончались.
Все ожидали помощи от знаменитых Домов милосердия матери Терезы, но они еще в марте закрыли свои двери как для волонтеров, так и для нуждающихся в помощи. В конгрегации сестер-миссионерок любви (так называется монашеский орден, основанный матерью Терезой) заявили, что таким образом заботятся о здоровье детей, содержащихся в этих Домах.
Мать Терезу еще при ее жизни считали святой, а после смерти в 1997 году ее имя стало нарицательным. А ведь она - пожалуй, одна из самых неоднозначных исторических личностей современности.
БОГ НАМ ПОМОЖЕТ
Дурную славу ей принесли сведения о колоссальных суммах, лежащих на счетах фонда благодетельницы, и об ее поездках на лечение в США при наличии собственных клиник в Индии.
Ее не то божий промысел, не то особый подход к материальным благам хорошо иллюстрирует одна история. В одном из лондонских супермаркетов она набрала гигантскую тележку продуктов для бездомных, нашедших кров в ее приюте. Итоговая сумма была огромной – целых 500 фунтов стерлингов.
- Это для бедных, - заявила менеджеру мать Тереза.
- Достойно восхищения. С вас 500 фунтов.
- Ты не понимаешь. Это для бедных, - повторила монахиня.
Кассир и менеджер пытались получить деньги, но мать Тереза стояла на своем. В результате, покупатель, стоявший за ней, не выдержал и согласился заплатить нужную сумму.
- Вот видишь, - хитро подмигнула Тереза своему помощнику. - Я же говорила тебе, что Бог нам поможет.
МОДНАЯ СВЯТАЯ
При рождении мать Тереза получила имя Агнес Гондже Бояджиу. Она появилась на свет в 1910 году в Скопье (тогда - территория Османской империи) в семье косовских албанцев, исповедовавших католицизм.
В школьные годы Агнес увлекали рассказы о жизни миссионеров, и к 12 годам она уверовала, что обязана посвятить себя служению Богу и людям. Достигнув совершеннолетия, девушка перебралась в Ирландию, присоединившись к ордену «Сестер Лорето». С этого момента главным языком ее жизни стал английский, а своих родных она больше не видела.
В Ирландии Агнес приняла монашеский постриг. Имя было выбрано неслучайно. В то время в особой моде была автобиографическая книга французской монахини Терезы из Лизьё, умершей в молодом возрасте от туберкулеза и считавшейся самой великой святой начала XX века.
ЗОВ ВНУТРИ ЗОВА
Получив направление в дальнейшем нести свой крест в Индии, монахиня Тереза два десятилетия несла послушание, работая в одной из калькуттских школ. Но в 1946 году, как сама она неоднократно описывала, услышала внутренний голос или зов внутри зова, который приказал ей помогать бедным, живя среди них.
- Никто не знал, что именно в тот момент сестра Тереза стала матерью Терезой, - написал в своей книге американский священник и соратник монахини Джозеф Лонгфорд.
Ватикан разрешил Терезе заняться миссионерской деятельностью. Монахиня сменила свое традиционное сестринское одеяние на белое сари с голубым окаймлением, купленное на базаре в Калькутте, закончила курсы базовой медпомощи и приняла гражданство Индии.
При поддержке властей по всей Индии стали появляться больницы, приюты для бедных, хосписы для умирающих и больных проказой, а также детские дома. Популярность матери Терезы быстро вышла за пределы Индии и распространилась по всему миру. Очень скоро Дома милосердия матери Терезы стали возникать посвюду.
ПЯТЬ ТЫСЯЧ С ХВОСТИКОМ
Лидер без поддержки - ничто. Поэтому конгрегация сестер-миссионерок стремительно разрасталась. В 1960-е годы появились ее отделения в Венесуэле, Италии, Танзании, Австрии, США, а позднее в десятках стран Европы, Азии и Африки.
Сегодня в ордене - 450 братьев (мужчины с некоторых пор могут быть вступать в орден и быть волонтерами) и более 5000 сестер, которые управляют 600 центрами в 139 странах.
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЛИДЕРА
Правила жизни для сестер и братьев матери Терезы – монашеские. Они ведут аскетический образ жизни, отказываясь от многих благ цивилизации – ни тебе телевизора, ни радио, ни интернета; они не курят и не употребляют алкоголь. Табу – попрошайничество или требование бесплатной еды. Устав конгрегации мать Тереза написала сама, сформулировав 4 ключевых обета: послушание, милосердие, бедность, служение беднейшим из бедных.
Монахини в возрасте от 18 до 70 лет со всего мира стекаются в Калькутту, где располагается главный Дом милосердия ордена. Там же находится могила матери Терезы, на которую приезжают помолиться верующие.
ДЕТИ НА ПРОДАЖУ
При жизни мать Терезу и ее сестер старались не подвергать жесткой критике. Но после ее смерти конгрегация подверглась многочисленным нападкам.
В своей книге лондонский врач, выросший в Калькутте, Ароуп Чаттерджи рассказал, что мать Тереза преувеличивала количество людей, которым была оказана реальная помощь. Больных содержали в неподобающих условиях, несмотря на те деньги, которые выделялись на модернизацию приютов многочисленными правительственными и благотворительными организациями. В доказательство он привел около сотни интервью с людьми, связанными с сестрами-миссионерками.
Американец Хемли Гонсалес, который был волонтером в калькуттском Доме милосердия, признался, что не ожидал такой халатности в работе со стороны членов конгрегации.
- Я был в шоке, увидев, насколько ужасно там ко всему относятся. Использованные иглы от шприцев моют холодной водой, чтобы потом вновь делать ими уколы. - утверждал Гонсалес. - Мать Тереза была не другом бедных, а скорее пропагандистом бедности.
- В центрах матери Терезы не используются современные методы лечения. Вместо квалифицированных врачей за больными ухаживают волонтеры, - писали журналисты Forbes. - Ватикан игнорировал сомнительные политические контакты монахини, способы управления и распределения огромными суммами денег, которые она получала.
Один из самых громких скандалов был связан с детьми-сиротами. В 2015 году власти Индии ужесточили процесс усыновления: взять малыша могли лишь разведенные или одинокие индийцы. Поэтому сестры, убежденные, что ребенку нужны и мать, и отец, решили перестать заниматься передачей сирот опекунам. Но благотворительный фонд матери Терезы решил игнорировать этот запрет, и в 2018 году сотрудницу организации арестовали за продажу 2-недельного младенца семейной паре. Еще две ее коллеги были допрошены. В ходе расследования выяснилось, что фонд регулярно грешил подобными поступками, продавая малышей бездетным парам. Приют просил за младенца вознаграждение в размере от 40 до 120 тыс. рупий, в зависимости от финансовых возможностей пары.
ВЕРА С ЦЕННИКОМ
После своей смерти мать Тереза превратилась в бренд. В северомакедонском Скопье, ее родном городе, от имени и с именем знаменитой уроженки продают все, что угодно - от статуэток и книг до четок и календариков.
В 2017 году белое сари с голубыми полосами стало торговой маркой, принадлежащей «Сестрам-миссионеркам любви». Одним из инициаторов регистрации стал бывший юрист Терезы Бисважит Саркар.
- Даже монахини спрашивали меня, должны ли они останавливать тех, кто использует дизайн сари матери Терезы не с целью получения прибыли, – отметил юрист. – Но вопрос не в том, используется он в коммерческих целях или нет. Мы думаем о нашей идентичности. Если образец, который не имеет аналогов в мире, тиражируется и используется населением, то в одно прекрасное утро он потеряет свою идентичность.
Главная разница между жизнью сестрами-миссионерками ордена матери Терезы до и после ее смерти заключается в том, что авторитет и популярность его основательницы служил для конгрегации опорой, как моральной, так и финансовой. Нынешнее состояние монашеского объединения держится, скорее, только на вере и памяти о мнимых и реальных благодеяниях матери Терезы.
Возрастная категория сайта 18 +
Мать Тереза: Символ милосердия или расчетливая бизнесменка?
В Индии установлен очередной антирекорд - почти 2,4 млн случаев заражения коронавирусом, более 50 тыс. индийцев от COVID-19 скончались.
Все ожидали помощи от знаменитых Домов милосердия матери Терезы, но они еще в марте закрыли свои двери как для волонтеров, так и для нуждающихся в помощи. В конгрегации «Сестры - миссионерки любви» (так называется монашеский орден, основанный матерью Терезой) заявили, что таким образом заботятся о здоровье детей, содержащихся в домах.
Мать Терезу еще при жизни считали святой, а после смерти в 1997 году Ватикан ее канонизировал. А ведь она, пожалуй, одна из самых неоднозначных исторических личностей современности.
«БОГ НАМ ПОМОЖЕТ»
Дурную славу ей принесли сведения о колоссальных суммах, лежащих на счетах фонда благодетельницы (лишь 7 процентов этих денег шли на содержание больных), о ее поездках на дорогое лечение в США при наличии собственных клиник в Индии.
Ее особый подход к материальным благам хорошо иллюстрирует одна история. В одном из лондонских супермаркетов она набрала тележку продуктов на 500 фунтов для бездомных, нашедших кров в ее приюте.
- Это для бедных, - заявила кассиру мать Тереза.
- Достойно восхищения. С вас 500 фунтов.
- Ты не понимаешь. Это для бедных, - повторила монахиня.
Кассир пытался получить деньги, но мать Тереза стояла на своем. В результате покупатель, стоявший за ней, не выдержал и согласился заплатить нужную сумму.
- Вот видишь, - хитро подмигнула Тереза сопровождавшему ее помощнику. - Я же говорила тебе, что Бог нам поможет.
УСЛЫШАЛА ГОЛОС
При рождении мать Тереза получила имя Агнес Гондже Бояджиу. Она появилась на свет в 1910 году в Скопье в семье албанцев, исповедовавших католицизм.
В 18 лет девушка перебралась в Ирландию, присоединившись к ордену сестер Лорето. Там приняла монашеский постриг и имя Тереза - в честь французской монахини Терезы из Лизьё, умершей в молодом возрасте от туберкулеза и считавшейся самой великой святой начала XX века.
Получив направление нести свой крест в Индии, монахиня Тереза два десятилетия выполняла обет послушания в одной из калькуттских школ. Но в 1946 году, как сама она неоднократно описывала, услышала внутренний голос, который приказал ей помогать бедным, живя среди них. Тереза окончила курсы медпомощи и приняла гражданство Индии.
При поддержке властей по всей стране стали появляться больницы, приюты для бедных, хосписы для умирающих и больных проказой, а также детские дома. Популярность матери Терезы быстро распространилась по всему миру.
При жизни мать Терезу и ее сестер старались не критиковать. Но после ее смерти конгрегация подверглась многочисленным нападкам.
В своей книге лондонский врач, выросший в Калькутте, Ароуп Чаттерджи рассказал, что мать Тереза преувеличивала количество людей, которым была оказана реальная помощь. Больных содержали в ужасных условиях, несмотря на щедрые госдотации и частные пожертвования.
Один из самых громких скандалов был связан с детьми-сиротами. Выяснилось, что фонд регулярно продавал малышей бездетным парам за 40 - 120 тысяч рупий (примерно $500 - 1600) - в зависимости от финансовых возможностей покупателей.
Возрастная категория сайта 18 +
Пермская «Мать Тереза» не смогла доказать, что Гордон оскорбил ее, назвав садисткой в эфире
В Кудымкарском суде огласили решение по иску основательницы приюта для обездоленных к известному телеведущему, а также к Первому каналу и к редакции местной газеты. Валентина Павловна Овчинникова требовала миллион рублей в качестве компенсации за причиненный ей моральный вред. Телеведущий Александр Гордон позволил себе нелицеприятные выражения в адрес пожилой женщины.
Речь идет о выпуске передачи «Мужское/ Женское», которая была показана на Первом канале 20 декабря 2017 года. В ней рассказывали о приюте, который организовала Валентина Овчинникова в заброшенной деревне Афонино еще 14 лет назад. Сейчас в нем живут 19 человек – это брошенные родственниками старики, инвалиды, бывшие заключенные, которым было некуда пойти после освобождения, и сироты, оставшиеся без жилья после выпуска из детских домов.
В иске к телеведущему и Первому каналу Валентина Павловна отметила, что на ток-шоу ведущие преподнесли историю ее приюта в Афонино в негативном свете. Пермскую «Мать Терезу» назвали садисткой, ведущий заявлял, что она «причиняет людям побои» и «довела их до истощения» и что против Валентины Овчинниковой возбуждено несколько уголовных дел.
«Во время передачи журналист настроил против нее участников передачи и телезрителей. Телеведущий А. Гордон и программа Первого канала причинили Овчинниковой В.П. большой моральный вред, так как напрасно опозорили ее доброе имя, честь и достоинство на всю страну».
Этот моральный вред Валентина Павловна оценила в один миллион рублей. Однако, по закону истец обязан сам предоставить доказательства того, что сведения, распространенные в эфире Первого канала, имели порочащий характер и действительно причинили ей моральный вред. Помогать в этом вызвался юрист волонтер Иван Батуев. Он обратился к экспертам, чтобы те и подтвердили, что слова «вы просто садистка» и другие высказывания Гордона – оскорбительны.
– Стоимость экспертизы была больше 50-ти тысяч рублей, – говорит Валентина Павловна. – У меня таких денег, конечно же, нет. Журналист, который снимал фильм про мой приют, хотел помочь - прислал 5 тысяч, но их, конечно не хватило.
Защитник телеведущего Александра Гордона в суд не явился - прислал лишь письменное возражение на иск Валентины Павловны. В нем он указал, что высказывание Гордона в адрес Валентины Павловны - это просто его субъективная эмоциональная оценка. Суд отказал Валентине Овчинниковой в удовлетворении ее требований.
– Я как из суда вышла - даже жить не хотела, – признается пермская «Мать Тереза». – Но мне стали звонить люди со всех концов страны со словами поддержки, так что мне снова захотелось бороться.
Валентина Павловна говорит, что еще не решила, будет ли продолжать судиться с Гордоном – денег на проведение лингвистической экспертизы у нее по-прежнему нет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Андрей Малахов вступился за пермскую «Мать Терезу», на которую ополчились районные чиновники
После того как пенсионерка, организовавшая приют для никому не нужных людей, выступила в эфире федерального канала с просьбой о новой дороге, ее объявили преступницей и затравили проверками (подробнее)
После выступления на шоу у Малахова: «пермскую Мать Терезу» и ее приют проверяют полицейские, пожарные и чиновники
Защитница бездомных попросила сделать к ее деревне дорогу (подробнее)
Возрастная категория сайта 18 +
Читайте также: