Первое путешествие в тибет
История буддизма в Тибете начинается с Бон. Тибетская религия Бон была анимистичная и шаманская, а ее элементы живут в настоящее время в той или иной степени, в тибетском буддизме.
Хотя буддийские писания, возможно, проделали свой путь в Тибет веками ранее, история буддизма в Тибете фактически начинается в 641 году нашей эры. В том же году король Сонгцен Гампо (ум. ок. 650) объединил Тибет через военное завоевание и взял две буддийских жены, принцессы Бхрикути из Непала и принцесса Вэнь Чэн из Китая. Принцессам приписывают введение своего мужа в буддизм.
Сонгцен Гампо построил первые буддийские храмы в Тибете, в том числе Джоканг в Лхасе и Чанчжоу в Недонге. Он также направил тибетских переводчиков для работы над писаниями на санскрите.
Гуру Ринпоче и Ньингма
Во время правления короля Трисонг Децен, которое началось около 755 н.э., буддизм стал официальной религией тибетского народа. Король также пригласил известных буддийских учителей, таких как Шантаракшита и Падмасамбхава в Тибет.
Падмасамбхава, которого тибетцы помнят как Гуру Ринпоче ( Драгоценный Мастер ), он был индийским мастером Тантры, чье влияние на развитие тибетского буддизма не поддается исчислению. Ему приписывают здание Самье, первый монастырь в Тибете, построенный в конце 8 века. Ньингма, одна из четырех основных школ тибетского буддизма, утвердила Гуру Ринпоче в качестве патриарха.
Согласно легенде, когда Гуру Ринпоче прибыл в Тибет, он усмирил демонов Бон и сделал их защитниками Дхармы.
Подавление
В 836 король Три Ральпачен, сторонник буддизма, умер. Его сводный брат Лангдарма стал новым королем Тибета. Лангдарма подавил буддизм и восстановил Бон в качестве официальной религии Тибета. В 842 г., Лангдарма был убит буддийским монахом. Тибет был разделен между двумя сыновьями Лангдармы в. Тем не менее, в последующие века Тибет распался на множество мелких королевств.
Махамудра
Пока Тибет был ввергнут в хаос, в Индии произошли события, которые будут очень важны для тибетского буддизма. Индийский мудрец Тилопа (989-1069) разработал систему медитации и практики, которую называют Махамудра. Махамудра – это методология для понимания тесной связи между сознанием и действительностью.
Тилопа передал учения Махамудры своему ученику, другому индийскому мудрецу Наропе (1016-1100).
Марпа и Миларепа
Марпа Чокьи Лодро (1012-1097) был тибетец, который путешествовал в Индию и учился у Наропы. После многих лет исследований, Марпа был объявлен наследником Дхармы Наропы. Он вернулся в Тибет, привезя с собой буддийские писания на санскрите, которые Марпа перевел на тибетский язык. Так, его назвали "Марпа Переводчик".
Самый известный студент Марпа был Миларепа (1040-1123), которого помнят особенно за его прекрасные песни и стихи.
Один из учеников Миларепы, Гампопа (1079-1153), основал школу Кагью, одну из четырех основных школ тибетского буддизма.
Второе распространение
Великий индийский ученый Дипамкара Шрияна Атиша (ок. 980-1052), пришел в Тибет по приглашению короля Джангчубво. По просьбе короля, Атиша написал книгу для подчиненных,которая называлась "Лампа для пути к просветлению".
Хотя Тибет по-прежнему был политически фрагментированным, прибытие Атиша в Тибет в 1042 году положило начало так называемому «второму распространению" буддизма в Тибете. Через учение Атиши и сочинения, буддизм еще раз стал основной религией народов Тибета.
Сакья и монголы
В 1073, Хон Кончок Гьялло (1034-л 102) построил монастырь Сакья в южной части Тибета. Его сын и преемник, Сакья Кунга Ньингпо, основал секту Сакья, одну из четырех основных школ тибетского буддизма.
В 1207 году монгольские войска вторглись и оккупировали Тибет. В 1244, Сакья Пандита Кунга Гьелцэном (1182-1251), Сакья мастер был приглашен в Монголию Годонханом, внуком Чингисхана. Через учение Сакья Пандита Годонхан стал буддистом. В 1249, Сакья Пандита был назначен монголами вице-королем Тибета.
В 1253 году, Пхагба (1235-1280) стал преемником Сакья Пандита при монгольском дворе. Пхагба стал религиозным учителем известного преемника Годанхана Хубилая. В 1260 году Хубилай назначил Пхагба императорским наставником Тибета. Тибетом будут управлять Сакья Ламы до 1358, когда центральный Тибет попадет под контроль секты Кагью.
Четвертая школа: Гелуг
Последняя из четырех больших школ тибетского буддизма, школа Гелуг, была основана Дже Цонкапы (1357-1419), одним из величайших ученых Тибета. Первый монастырь Гелуг, Ганден, был основан в 1409 году Цонкапой.
Третья глава лама школы Гелуг, Сонам Гьяцо (1543-1588) обратил монгольского Алтан-хана в буддизм. Считается, что Алтан-ханом создал звание Д.л. лама, что означает «океан мудрости», в 1578 году дав его Сонам Гьяцо. Другие отмечают, что, так как гьяцо в переводе с тибетского "океан", звание "Д.л. лама", может быть просто перевод с монгольского имени Сонам Гьяцо в - Лама Гьяцо.
В любом случае, Д.л.лама стал титулом самого высокого ранга ламы школы Гелуг. Так как Сонам Гьяцо был третьим ламой в родословной, он стал 3-им Д.л.ламой. Первые два Д.л.ламы получили звание посмертно.
Это был 5-й Д.л.лама Лобсанг Гьяцо (1617-1682), который первым стал правителем всего Тибета. «Великий Пятый» сформировал военный союз с монгольским лидером Гушри хана. Когда два других монгольских вождя и правитель Кан, древнего царства Центральной Азии, вторглись в Тибет, Гушри хан разбил их и объявил себя королем Тибета. В 1642 году хан признал Гушри 5-го Д.л.ламу духовным и светским лидером Тибета.
Последующие Д.л.ламы и их регенты оставались главными правителями Тибета до вторжения в Тибет Китая в 1950 году и изгнания 14-го Д.л.ламы в 1959 году.
Содержание
Мир Знания
Как Тибет стал ТАР.
Существуют и другие версии происхождения тибетцев. Например, что они являются потомками одного из индийских царей, который участвовал в битве на Курукшетре (описанной в «Махабхарате») и, потерпев поражение, бежал со своими соплеменниками в Тибет. Поскольку поражение на Курукшетре потерпели демоничные Кауравы и их единомышленники, всё равно получается, что род их пошёл от демонов.
Еще одна версия, также запечатленная на картине в одном из монастырей, изображает тибетское плато как тело демоницы. Первые 12 буддистских храмов, построенные царем Сонцен Гампо (который считается воплощением Авалокитешвары) располагались на всех суставах демоницы, на груди и сердце, обездвижив ее.
Вероятно, давние конфликты с китайцами и могущество Падмасамбхавы и определили выбор тибетцев в пользу тантрического буддизма, а не чань-буддизма, как предлагали китайские монахи. Монастырь Самье был построен по образцу мандалы, а монахи делали переводы священных текстов с санскрита на тибетский язык.
Когда в 17 веке Далай Лама 5 нанес визит в Пекин императору династии Цин, он уже воспринимался как духовный и светский лидер Тибета, и в то же время, как более низкий по положению.
В 50-х годах 20 века КПК заключила компромиссное соглашение с правительством Тибета, и Тибет стал частью КНР. Далай Лама 14 даже ездил в Пекин для личной встречи с Мао Цзе Дуном. Но китайцы рассматривали Тибет как регион с отсталым феодальным строем и теократическим правлением, который должен быть реформирован по образцу остальной КНР, чему тибетцы сопротивлялись. В марте 1959 года Далай Лама 14 тайно покинул свой летний дворец Норбулинка и бежал в Индию, сопротивление тибетцев было подавлено всего дней за 10, потому что китайцы оперативно подтянули к Лхасе танки и тяжелую артиллерию, уничтожив около 90 тысяч человек. Почти столько же народу бежало из Тибета.
Панчен-Лама, кстати, поддержал правительство Китая, поэтому ему бежать не пришлось. Правда, потом китайцы все равно выразили ему свое недовольство. Но множество тибетских монахов выступили на стороне повстанцев, поэтому после установления китайского контроля в ТАР почти все основные монастыри и храмы были разрушены, а количество монахов сократилось в десятки раз.
Разрушенные монастыри и храмы были восстановлены, но теперь сами китайцы определяют, сколько монахов там может находиться, обычно дальше сотни послуников дело не заходит.
Мир Знания
Первый дворец был построен правителем Сонгцен Гампо на холме Марпо Ри, самым высоком холме Лхасы. Пятый Далай Лама в 17 веке дал указание расширить здание до 13 этажей, было начато строительство Белого дворца, и сюда Далай Лама перенес свою резиденцию три года спустя. Перед смертью, опасаясь, что без него строительство прервется, Далай Лама дал указание своему министру хранить в тайне его смерть, пока строительство не будет завершено, и министр в течение последующих 12 лет выполнял это указание. Понятно, что были у него и другие причины для этого, но так гласит легенда. Верхний, Красный Дворец стал мавзолеем Пятого Далай Ламы и всех последующих, кроме Шестого. Их ступы располагаются на верхних этажах дворца. В Потале также сохранились древние пещеры, в одной из которых медитировал Сонгцен Гампо.
«Потала» означает Чистый Мир Авалокитешвары. Воплощением Боддхисаттвы Сострадания считаются Сонгцен Гампо и Далай Ламы. По словам Далай Ламы 14, это «одно из самых больших зданий в мире. Даже если ты живёшь там в течение многих лет, все секреты этого здания узнать невозможно. Оно полностью покрывает верхнюю часть холма. Это целый город». Кроме мавзолея, часовен и апартаментов Далай Ламы в Потале располагались также кельи для монахов, школа для монахов, залы тибетского парламента и правительственные офисы. Множество комнат были наполнены священными свитками и танками, регалиями древних царей и дарами китайских и монгольских правителей, доспехами и оружием за всю историю Тибета. В библиотеке хранилось несколько тысяч томов летописи тибетской культуры и религии, среди них и такие, что были написаны на пальмовых листах и привезены из Индии более 1000 лет назад, а также священные писания, записанные чернилами из порошков золота, серебра, железа, меди, перламутра, лазурита и коралла. В подземных складах хранились государственные запасы масла, чая и тканей, которыми снабжались монастыри, армия и государственные служащие, а в восточной части была тюрьма для преступников высокого ранга. Конечно, почти ничего из этого мы не увидели.
Гораздо более благостное и правильное ощущение от Поталы пришло в другой раз, когда мы не полезли внутрь, а совершили вместе с обычными тибетцами, для которых плата за входной билет – недоступная роскошь, кору, ритуальный обход вокруг дворца, раскручивая по ходу молельные барабаны.
Храм Джокханг и улица Баркхор.
Монастыри Пабонкха и Сэра.
Монастырь Сэра.
Туристы специально приезжают так, чтобы попасть на время этих диспутов, очень уж необычно видеть обычно невозмутимых монахов в таком оживлении. Они разбиваются на группы по 2-3 человека, тот монах, который задает каверзные вопросы на детальное знание священных текстов, стоит, или приплясывает, машет руками и всячески пытается сбить с толку того монаха, который сидит и отвечает.
Тибетского языка, скорее всего, никто из зрителей не знает, но по гримасам и так все понятно. Когда ответить на вопрос не удается, монах, зарубивший своего собрата, не стесняется радоваться и глумиться над ним, и все это так искренне и от души, что общая атмосфера активности и соревновательности полностью лишена агрессии или обиды.
На обратном пути в Лхасу мы случайно попали в еще один ее тибетский кусочек, не для туристов. Это уже потом, как бывалые путешественники по тибетским трактам, мы привыкли к такому варианту развития событий, что китайцы могут вдруг вот взять и закрыть трассу, отправив всех или по запасным путям, или вообще по бездорожью. А тут сначала удивились, что куда-то в темноту и лужи съехали с дороги, а потом, как увидели тибетские кварталы, еще раз удивились – какая там грязь, одноэтажные домики, все, как один, похожие на автомастерские, освещение только то, что из домиков падает на улицу, все угрюмо и беспросветно.
Озеро Намцо.
На озере есть несколько островов, но оно такое огромное, что с того места, куда нас привезли, видно только эту бирюзовую гладь и облака, которые ее почти касаются. Тибетцы и вокруг озера совершают кору, у них уходит 10 дней, если бы мы пошли, наверное, недели три ходили бы. А совсем крутые тибетцы зимой по льду озера уходят на острова и там медитируют год, пока озеро снова не замерзнет.
На обратном пути видели радугу, которая вовсе не дуга, а семицветный занавес на полнеба. Такие знаки очень приятно видеть в горах, чувствуешь, что духи и божества этого места тебя приняли.
Что такое Тибет?
Прежде всего, отмечу, что сегодня такой страны как Тибет не существует, ибо с 1950 года он входит в состав Китая в качестве Тибетского Автономного округа, именуемого ТАР с прилагающихся к нему историческими области Кхам и Амдо; расположенными в соседних с ТАР провинциях Юннань, Сычуань, Гянсу и Цинхай.
Кроме того, есть области в Непале и Индии, на которые с древних времен оказывала влияние тибетская культура и где она, в отличии от Китая, даже сегодня цветет буйным цветом и продолжает развиваться как самодостаточное явление.
Обратите внимание на карту! Неплохой ореол, да?
Однако ж, говоря о Тибете, как регионе для путешествий, чаще всего имеют в виду историческую его часть с обязательными корами вокруг Кайласа и посещениями Поталы в Лхасе. Именно они активней всего продвигаются маркетологами от туризма и именно вокруг них чаще всего возникает большое количество мифов и дальнейших несуразностей.
Касаемо самой тибетской культуры отмечу: она проникла далеко за пределы ТАР еще во времена правления монголов, которые, собственно говоря, и стали главным ее разносчиком. Фактически, монастыри Монголии и Бурятии — это островки тибетской культуры в виде главной ее составляющей — буддизма.
Только, пожалуйста, не питайте иллюзий насчет того, чтобы уехать в Тибет к монахам жить и за пару недель стать просветленным. Маловероятно. Хотя бы потому что в тибетском автономном округе Вы будете вне закона, а с законом в Китае шутки плохо. +без знания языка, причем тибетского, это — не более чем фантазия.
Тибет — это огромное горное пространство. Высшей точкой называют гору Гунгашань, высотой 7590 м.
История европейского исследования Тибета
Тибет привлекал европейский миссионеров на протяжении 500 лет. Расположение Тибета, глубоко в Гималаях, делало путешествие в Тибет чрезвычайно трудным в любое время в дополнение к тому, что он традиционно являлся местом, закрытым для посещения чужестранцами с Запада. Внешняя и внутренняя политика Тибета, Китая, Бутана, Ассама и североиндийских царств сделали политически сложным проникновение европейцев в Тибет. Сочетание недоступности и политической чувствительности сделали Тибет загадкой и вызовом для европейцев и в XX веке. Эти препятствия не остановили миссионеров, ученых, географов, солдат и мистиков от совершения таких попыток.
Немного о групповых визах
С групповой визой КНР, которую Вы получаете для своего тибетского путешествия, Вы можете свободно путешествовать по Китаю.
Однако есть несколько НО:
- ограниченный срок действия (20-30 дней)
- все, кто вписан в групповую визу, обязаны въезжать в КНР вместе, пересекать чек-посты внутри ТАР вместе и выезжать за пределы КНР так же вместе
- по последней информации, в групповой визе четко указан пункт вашего вылета из КНР. Т.е. есть Вы планировали вылетать из Лхасы, а вылетаете вдруг из Ченду, это чревато проблемами.
Что нужно знать при подготовке к путешествию в Тибет
Привет, друзья! На связи Ярослав Андриянов.
За то время, что я путешествую, неоднократно встречал восторженные отзывы от неофитов касаемо Тибета. Большая часть всего этого восторга, как и полагается, чаще всего подчерпывается из СМИ и популярных фильмов, тщательно старающихся придать всему тибетскому ореол подлинной мистики и духовности.
Отвечая на одни и те же вопросы про путешествие в Тибет (в основном в духе опровержения), возьму на себя смелость постараться описать в статье общие нюансы такого путешествия с обязательным разрушением активно тиражируемых мифов.
Небольшое отступление: во время своего тибетского трипа я отснял некоторое количество фотографий, которые выложил в виде обоев на рабочий стол. Заходите, забирайте.
Куда едут группы по Тибету?
Маршруты путешествий в Тибете достаточно стандартны с минимальным количеством вариаций, ибо мало ли что у Вас на уме? Вдруг сбежите и начнете организовывать бедных тибетцев для повстанческой борьбы?
- Лхаса и ее окрестности
- Шигатсе, вторая столица Тибета
- Кора вокруг Кайласа
- Озера Манасаровар и Ракшас
- Королевство Гуге
- Королевство Шамшунг
- Китайский базовый лагерь Эвереста
- все имеющиеся озера-монастыри по пути
Помню, как нас под страхом ареста не пустили непосредственно к БЛ Эвереста, мотивируя это тем, что двумя днями ранее какие-то иностранцы решили здесь провести акцию протеста. Залезли на камни, растянули флаги Свободного Тибета, стали активно скандировать что-то типа «Free Tibet». Китайские чекисты, увидев это, особо не церемонились. Борцов повязали, засунули в воронки и вывезли прочь с последующей принудительной депортацией и черными списками.
Эверест со стороны Китая
Поэтому флаги, фотографии Далай-Ламы и его книги здесь в полном бане. Зато, если контрабандой провезете какому-нибудь местному в подарочек фотку Его Святейшества, он будет очень рад!
Если конечно, не окажется переодетым «засланным казачком» (наушничество среди «монахов» в ТАР практикуется очень широко).
Оформление через Непал
Раньше это был самый бюджетный и самый простой способ организации въезда в Тибет. Ибо от Катманду в Китай идет невероятная по красоте «дорога Дружбы», где Вас на границе поприветствуют суровые китайские пограничники и улыбчивый гид-чекист проводит к транспорту и водителям.
Однако сейчас этот вариант вдруг возымел ряд трудностей, ибо в выдаче групповых китайских виз отказывают следующим категориям путешественников:
- гражданам Казахстана (уж не знаю, чем мы в такую немилость попали?)
- всем, кто имеет в своих паспортах штампы и визы Турции, Афганистана, Пакистана, Израиля, Ирана и т.д.
Для них вариант 1 — въезжать в ТАР (Тибетский Автономный округ) через сам Китай.
Стоимость путешествия в Тибет через Непал
Трип в пару недель в среднем стартует от 2400 долларов США на человека (мы ездили в 2011 году за 2200, но это был порог, ниже которого уже спускаться некуда). Оформляется все через тур-агенства в старом-добром Катманду.
Чем больше людей, тем дешевле.
Что входит в тур?
- отель в Катманду
- дорога до границы с ТАР
- джипы-водители-бензин
- оплата отелей и ночлега в дороге
- вход в достопримечательности (один только билет во дворец Поталы стоит более 30 баксов)
- перелет Лхаса-Катманду
Более дорогие опции предлагают еще сопровождение полевой кухни и поваров. А это в совершенно не говорящем ни на каком языке, кроме тибетского и китайского, Тибетском Автономном округе, достаточно актуально.
История
XII-XVI вв.
Одним из первых европейцев-посетителей Тибета был Вениамин Тудельский, который покинул Сарагосу (Испания) в 1160 году и отправился в Багдад до возвращения в Испанию в 1173 году. Основываясь на своем общении со знающими людьми, Вениамин описывал Тибет как землю мускуса и как лежащий в четырех днях пути от Самарканда.
Менее чем через 100 лет Людовиком IX был отправлен посол к монгольскому хану Мунке в Каракорум в 1253 году. Фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук говорил, что тибетцы считались мерзкими среди всех народов из-за традиции пить из черепов своих родителей. Он также был первым, кто подробно описал одеяния тибетского ламы.
Первое документированное европейское притязание на посещение Тибета исходило от Одорико Порденоне, который утверждал, что совершил путешествие через Тибет в 1325 году. Записи Одорико позднее путем плагиата были использованы и изложены Джоном Мандевилем.
К 1459 году общее положение Тибета было довольно известно благодаря выходу в свет Карта Фра Мауро.
XVII век
Первыми документально прибывшими в Тибет европейцами были португальские миссионеры-иезуиты Антонью Андради и Мануэль Маркуэс в июле и августе 1624 года. Их восьмимесячное путешествие началось в Агре, где они присоединились к процессии императора Джахангира, дойдя до Дели под защитой правителя. В Дели они скрылись среди индусов-паломников и присоединились к каравану, направляющемуся в Бадринатх. Караван следовал по Гангу в Шринагар (Сринагар) и Гархвала, где их и обнаружили. Раджа Гархвала задержал и допрашивалл обоих в течение недели, после отпустив. Андриди и Маркуэс, отделившись от каравана, прибыли в Бадринатх вероятно в начале июня 1624 года. Затем пошли в Ману, последний город перед перевалом Мана-Пасс (5 608 м) и границей Тибета. Они сделали одну неудачную попытку пройти через перевал, который был завален снегом; при этом миссионерам стало известно, что за ними следуют люди раджи Гархвала. Маркуэс остался в Мане, чтобы отвлечь преследователей, и присоединился к Андради и группе тибетцев для второго, уже успешного покорения перевала Мана в начала июля — августа 1624 года. Они были тепло приняты царём Гуге и его женой, став первыми европейцами, достоверно посетившими Тибет. Пробыв в Тибете месяц, они вернулись в Агру к ноябрю 1624 года, и организовали миссионерский поход в следующем году. При поддержке монархов Гуге они основали постоянную миссию в столице королевства Цапаранг. По совету Андради, из Индии в 1627 году была послана миссия в Южный Тибет. Португальские миссионеры Жоао Кабрал и Эствана Каселла были приняты в Шигадзе царем У-Цанга. Они организовали миссию в Шигадзе в 1628 году. Они в своих докладах в Индию первыми донесли до западного мира информацию о мистической стране Шамбала. В 1635 году миссионеры были эвакуированы из-за провала миссии, обусловленного конкуренцией между Красной верой и Жёлтой верой. До следующего зафиксированного в документах прихода европейцев в Тибет прошло 25 лет. В 1661 году иезуиты Йоханн Грюбер и Альберт д’Орвиль путешествовали из Пекина в Агру, дорогой через Лхасу.
XVIII век
В XVIII веке прибывало много иезуитов и капуцинов из Европы. Наиболее важным среди этих миссионеров был Ипполито Дезидери, итальянский иезуит, покинувший Рим в 1712 году, с позволения Папы Климент XI, и прибывший в Лхасу 18 марта 1716 года. Различные путешествия Дезидери между 1716 и 1721 годами, когда он был отозван Римом, охватывают границы Тибета с Непалом, современным Кашмиром и Пакистаном. Капуцины оставались единственными христианскими миссионерами в Тибете в течение следующих 25 лет. Постепенно они все больше входили в конфронтацию с тибетскими ламами, пока не были окончательно изгнаны из Тибета в 1745 году. В 1774 году Джордж Богль прибыл в Шигадзе для исследования рынка для Британской Ост-Индской компании. Он не только породнился с Панчен-лама в монастыре Ташилунпо, но и женился на тибетской женщине и внедрил первый картофель в Тибете.
Путешествие в загадочный Тибет
В Юго-восточной Азии есть одна страна, которая особо выделяется в ряду других стран этого региона. Находится она на высокогорном плато среди величайших горных вершин Гималаев. С древнейших времен загадочный Тибет притягивал умы ученых, мистиков и романтиков со всего мира.
Наш рассказ о Тибете будет состоять из нескольких частей. Сегодня мы побываем в столице страны, понаблюдаем за настоящими тибетскими монахами и заберемся на величественную гору Эверест.
Автор рассказа о Тибете говорит, что «хотел сделать мир ярче», поэтому сделал такую обработку фотографий.
Рассказывает Вадим Курик
Практически невозможно, подчиняясь законам страны, путешествовать по Тибету самостоятельно. Вы обречены сотрудничать с туриндустрией Тибета, приносящей до 60% дохода в бюджет региона.
Перемещаться Вы можете только организованной группой в количестве не менее 5 человек, в сопровождении местного гида (кому повезёт — тибетец). Да, есть варианты пробраться «огородами» в Тибет, получить «липовое» разрешение на посещение, и, безусловно, это будет гораздо дешевле. Но идём мы в эти места за душевным комфортом, а не за дрожью в коленках перед каждым контрольно-пропускным пунктом, которых я насчитал то ли 6, то ли 9 на протяжении всего маршрута, где со всей тщательностью исследуют твои документы.
С гидом повезло, но степень везения не была 100% ной. Тибетец — это плюс. Не смотря на молодость, опытен — плюс. Англоговорящий — плюс, но его английский. Когда слова «статуя» и «расписание», а так же «пещера» и «кофе» звучат одинаково, от взрыва мозга спасает только головной убор на многострадальной голове!
Ступа и рога. Где то в Тибете:
Во время нашего путешествия мы столкнулись с проблемой, которой не удалось избежать никому. Имя ей — горная болезнь. От неё не уйдёшь, не убежишь, не откупишься. Её можно только пережить. Любые таблетки не переплюнут главного лекаря — время. Ваше тело само должно адаптироваться к условиям высокогорья. Высота своё берёт, и свалившись с небес посредством аэроплана сразу на 3 700 метров над уровнем моря (Лхаса, столица Тибета), чувствуешь это всем своим телом. Неделю — 10 дней живёшь со своей и чужой головной болью.
Свела меня судьба с интересными людьми разных возрастов (от 25 до 63лет). Объединяла всех нас тяга к путешествиям и горному туризму. В любви к горам, возраст оказался не помехой. Предыдущий «горный опыт» был во многом полезен, но оставил всех равными перед горной болезнью. Болели все.
Монастырь Самье. Каменюка-жертвенник:
Самье, молитвенный зал:
Самье, чайник на солнечной батарее:
За прошедший в путешествии месяц мы «накрутили» несколько тысяч километров на стареньких, но бодреньких «Крузерах». Ногами тоже пришлось поработать немало.
Самье, чёрная ступа:
Тяга к кочевой жизни подразумевает определённый дискомфорт. В нашем случае он наступал постепенно. По мере удаления от стольного града Лхасы, где то вдали растворялись и признаки цивилизации. Постепенно исчезали интернет, горячая вода из крана, электричество и тёплый туалет. На смену им пришли свечи, земляной пол гестхаусов, тёплый спальник, газовые горелки и сублимированные продукты. Неизменным оказался только Чайна мобайл, вплоть до базового лагеря Эвереста труба работала!
С голоду умереть в Тибете сложно. Во первых, благодаря засилью китайских рестораторов, вам предложат всё что душа пожелает, НО! Только на китайском языке. Поэтому приходится тыкать пальцом в соседскую тарелку, мол, хочу такое же, или в картинку в меню (если есть). Тибетская кухня в высокогорных районах не блещет разнообразием, это вариации мяса яка с лапшой и рисом, сдобренные чахлой зеленью. Всё это готовится на печках, которые топятся сушеным дерьмом яка.
Вообще, топливная проблема стоит в Тибете остро и пахнет дурно. Отопление жилищ и готовка пищи, как много веков назад, производится посредством сжигания сушёного ячьего навоза. Что делать, газ привозной, дров нет.
Платить приходится за всё: за вход, за право фотографировать. Причём, случается так, что за фотографирование в каждом помещении приходится платить отдельно.
Отношение к смерти у тибетцев своеобразное. Один обряд небесного погребения чего стоит. Это когда умершего расчленяют и скармливают птичкам. Наверное, в основе этого всё же лежит нехватка топлива, необходимого для кремации и скальные грунты, неблагоприятные для погребения. Но всё же, как романтично!
Ритуальные чаши сделанные из черепных коробок. Сувениры:
До сих пор тибетцы рисуют на скалах лестницы в небо, дабы облегчить путь душам умерших.
Монахи
По прибытии в Тибет, искренне умиляешься, увидев первого буддийского монаха, посетив первый монастырь, услышав об уникальности настенной живописи, присущей только этому месту, оценив качество резьбы по дереву при изготовлении статуи Будды. Но потом встречаешь тысячного монаха, посещаешь сто первый монастырь, и все восторги угасают.
В монастыре Дрепунг регулярно проводятся диспуты монахов, т.е. теоретические знания претворяются и апробируются в реальных «боевых» условиях, с реальным «противником», в роли которого выступают коллеги по цеху. Один монах с пылом и жаром пытается доказать или опровергнуть какой либо тезис группе других монахов, либо один на один. Окончание вопроса/ответа обычно сопровождается хлопком в ладоши, гримасами, ужимками, различными интонациями и тембром голоса. В ход пускаются все возможности мимики лица.
Танцор позавидует тем па, которые выкидывают монахи. И всё это помноженное на поголовье участников (а их порою бывает до 1,5-2 сотен), создаёт атмосферу дикого микса: базара, политического митинга, циркового представления и Будда знает, чего ещё! Это шоу! Шоу, которому позавидуют артисты эстрады, правда, цели у них разные.
Гонден. Молочный Будда (прихожане в качестве приношений тащили пакеты с молоком):
Монастырь Дрепунг. Молитва:
Монастырь Гонден. Молитва:
Монастырь Дрепунг. Диспут:
Монастырь Дрепунг. Диспут:
Монастырь Дрепунг. Диспут:
Монастырь Дрепунг. Диспут:
Монастырь Дрепунг. Диспут:
Монастырь Дрепунг. Диспут:
Монастырь Дрепунг. Святые Архаты-пожарники:
Эверест
Мы уходили всё дальше на запад от Лхасы, двигаясь не только по горизонтали, но и по вертикали. Каждая набранная сотня метров вверх была нашей маленькой победой, пока не добрались до большой, имя которой — Эверест.
Сказать мы поднялись на Эверест, значит обмануть. Мы были там. Но подняться на 8 848, ни денег, ни здоровья, уже, наверное, не хватит. Забрались мы чуть выше базового лагеря, а это всего каких-нибудь 5 200м. Трёх километров не хватило до макушки Тем не менее — впечатлило. Это — ГОРА!
Козлы на фоне Эвереста:
Угадайте, чем топится печка на высоте 5200м? А вот и не угадали! И вовсе не ячьим, а овечьим сушеным навозом. Высота, холод, головная боль, угар от тлеющего дерьма сделали своё чёрное дело. Поутру мы выглядели хуже, чем себя чувствовали. Жилище наше называлось «Snowland Hotel»! Люди, которые переночевали в схожих условиях, но под вывеской «Hotel California» в нескольких десятках метров от нас, выглядели не лучше.
Дорога к Эвересту:
Гид-туземец сказал, что мы счастливчики, такого вида на Эверест другие ждут месяцами. И на том спасибо! ГОРА, яки, горы, мрачные птицы, дикие непуганые горные бараны, колючий ветер, ледяная вода и старый монастырь со странным названием «За Румбок».
Дорога к Эвересту. Забытая деревня, или крепость, или храм, или монастырь.
Дорога к Эвересту:
Козёл не пуганный:
Монахи едут на восстановление монастыря на фоне Базового лагеря:
Монастырь с названием «За Румбок»:
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
О процессе самого путешествия и энергиях Тибета
Если Все-таки я Вас не напугал китайской бюрократией и Вы готовы отправляться в путь, имейте в виду следующее:
- Путешествие в Тибете проходит на больших высотах (в районе 4000 м), что чревато появлением симптомов горной болезни
- Несмотря на «пакетность», комфорта здесь минимум: простая еда, примитивный быт.
- Очень сильные перепады температуры (от жаркого дневного солнца, до морозных ночей)
- Внутри ТАР ваша свобода круто ограничивается. Мы, конечно, несколько меняли наш маршрут «на ходу», однако в строго регламентированных рамках.
- При въезде в Китай, Вас будут тщательно досматривать на предмет ввоза запрещенной литературы и изображений Далай-Ламы. Если Вы очень интересуетесь его биографией и хотите скоротать времечко в дороге чтением, оставьте, пожалуйста, книги с его изображением дома.
- Колоссальный языковой барьер
Яки, горы и пустыня
Ну и, конечно, лучше не читайте сказки Мулдашева о подземных ламах и пещерах с лемурийцами. Просто, чтобы не разочароваться. В нашей группе были пытливые умы, достававшие гида подобными вопросами. Тот улыбался и вежливо пожимал плечами. Ибо подобные вопросы ему задают только русско-язычные.
И вообще, лучше не строить никаких иллюзий, ибо мифов вокруг Тибета и его каких-то сверхэнергиях было сфабрикованно масса. Особенно теми, кто активно набирает и окучивает разные эзотерические кружки.
Конечно, там есть все: и глубокая история и интересная культура. Однако не стоит забывать, что до сих пор в дальних уголках тибетского мира огромное количество людей живет при средневековом укладе с примитивными верованиями в истуканов (порой даже в виде статуй будд) и духов. Подобное, бесспорно, вызывает глубокий интерес у этнографов, но вряд ли может насытить жажду духовного искателя.
Равно, как и во время простой прогулки по улице родного города или поездки в метро. Не зря ж говорил Ошо, что «все содержится во всем».
Кстати, именно после посещения Тибета в 2011 году у меня начался особенно активный процесс т.н. поиска себя. Прилетев весной 2011 года из Катманду, я всерьез задался целым рядом «экзистенциальных вопросов», которые в результате вывели меня к тому, чем я живу сейчас. К жизни в путешествиях и гармонии профессиональной деятельности с моими глубинными личностными установками.
А уж что сможете получить Вы от Тибета — вопрос крайне индивидуальный. И совершенно не факт, что трепет молитвенных флажков отразится таким же трепетом вашей глубинной сущности. Тибет — не рай, не чистая страна и даже не особая духовная зона, которая якобы заряжает Вас на какие-то сверхспособности. Это край космоса, ветров и снега; где солнце иссушает кости яков и высоченные горы упираются в фактурные небеса. И лучшей наградой после путешествия, станет возможность найти свой собственный внутренний Тибет.
Наверное, ради этого сюда и стоит ехать!
На этом все, друзья! Если остались вопросы — пишите их в комментариях. И если статья показалась Вам интересной, поделитесь ею, пожалуйста, в соцсетях.
Этот день в истории: 1870 год — началось первое путешествие Пржевальского
29 ноября 1870 года русский путешественник, географ и натуралист Николай Пржевальский отправился в свое первое путешествие по малоизвестным областям Центральной Азии. В ходе этой экспедиции он осуществил свою мечту, исследовав Монголию и Северный Тибет.
Знаменитый путешественник родился 12 апреля 1839 года в деревне Кимборово в семье отставного поручика Михаила Пржевальского. Место, где располагалась деревня Кимборово, находится в четырёх километрах от деревни Мурыгино Починковского района Смоленской области. Сейчас здесь установлен мемориальный знак.
Занимая впоследствии должность преподавателя истории и географии в Варшавском юнкерском училище, Пржевальский изучал историю африканских путешествий и открытий, знакомился с зоологией и ботаникой, составил учебник географии (позднее изданный в Пекине).
Путешествия Николая Пржевальского начались с командировки в Восточную Сибирь в 1867 году. За два года он провёл топографическую съёмку местности реки Уссури, сделал метеорологические наблюдения, составил полное описание Уссурийского края, внес существенные поправки в географическую карту и приобрел ценный экспедиционный опыт.
В 1870 году Пржевальский предпринял первое путешествие в Центральную Азию. В начале ноября он вместе с подпоручиком Михаилом Пыльцовым прибыл в Кяхту (Бурятия), оттуда было решено для получения соответствующих разрешений ехать в Пекин.
29 ноября, получив необходимые бумаги, экспедиция покинула китайскую столицу и двинулась к северному берегу озера Далай-Нур. После этого путешественники некоторое время отдохнули в Калгане, а затем двинулись дальше.
Пржевальский исследовал хребты Сума-Ходи и Инь-Шань, а также течение Жёлтой реки (Хуанхэ), обнаружив, что она не имеет разветвления, как думали прежде на основании китайских источников. Далее, пройдя через пустыню Ала-Шань и Алашанские горы, он вернулся в Калган, проделав за 10 месяцев путь в 3500 вёрст (около 3700 километров).
Вдохновленный результатами этого похода, в 1872 году Пржевальский отправился в новую экспедицию. На этот раз он двинулся к озеру Куку-Нор, намереваясь проникнуть на Тибетское нагорье, затем через пустыню Цайдам он вышел к верховью Голубой реки (Мур-Усу). После неудачной попытки пройти Тибет, в 1873 году, через центральную часть Гоби Пржевальский возвращается в Кяхту через Ургу. Результатом путешествия стало сочинение «Монголия и страна тангутов». В течение трёх лет Пржевальский прошёл 11?000 вёрст (около 11?700 км).
В 1876 году Пржевальский предпринял второе путешествие из Кульджи на реку Или, через Тянь-Шань и реку Тарим к озеру Лоб-Нор, южнее которого им был открыт хребет Алтын-Таг; весну 1877 года он провёл на Лоб-Норе, наблюдая за перелётом птиц и занимаясь орнитологическими исследованиями, а потом через Курлу и Юлдус вернулся в Кульджу. Болезнь заставила его пробыть в России дольше, чем планировалось; за это время он написал и опубликовал труд «От Кульджи за Тянь-Шань и на Лоб-Нор».
В 1879 году Пржевальский выступил из города Зайсан в третье путешествие во главе отряда из 13 человек. По реке Урунгу через оазис Хами и через пустыню в оазис Са-Чжеу, через хребты Нань-Шаня в Тибет, и вышел в долину Голубой реки (Мур-Усу). Тибетское правительство не хотело пускать русскую экспедицию в Лхасу, а местное население было настроено так враждебно, что Пржевальский, перейдя через перевал Танг-Ла и находясь всего в 250 верстах от Лхасы, был вынужден вернуться в Ургу. Возвратившись в Россию в 1881 году, Пржевальский дал описание своего третьего путешествия. Им были опубликованы первые сведения о новом виде лошади, ранее неизвестном науке, позднее названном в его честь (Equus przewalskii).
В 1883 году он предпринял четвёртое путешествие, возглавив отряд из 21 человека. Из Кяхты он двинулся через Ургу старым путём на Тибетское плоскогорье, исследовал истоки Жёлтой реки и водораздел между Жёлтой и Голубой, а оттуда прошёл через Цайдам к Лоб-Нору и в город Каракол (Пржевальск). Путешествие окончилось лишь в 1886 году.
В 1888 году исследователь вновь отправляется в Тибет, чтобы достигнуть своей цели — проникнуть в Лхасу. Но завершить экспедицию ему не удалось. 1 ноября Николай Михайлович Пржевальский скончался от брюшного тифа на берегу озера Иссык-Куль.
В ходе всех экспедиций Пржевальский сделал открытия, которые могли бы принести славу любому зоологу или ботанику. Он описал дикую лошадь (лошадь Пржевальского), дикого верблюда и тибетского медведя, несколько новых видов птиц, рыб и пресмыкающихся, сотни видов растений.
На карту исследователь нанес неизвестные ранее хребет Колумба, хребет Московский, хребет Русский, одну из вершин последнего он назвал Кремль. Впоследствии в этой горной системе появился хребет, увековечивший имя самого Пржевальского.
Оформление через Китай
В этом случае Вам для начала необходимо въехать в сам Китай, и далее добираться самостоятельно до места условной встречи с гидом и группой (помним, да, что иначе — нельзя?). Конечно, это в случае, если Ваша группа сборная, и Вы въезжаете по отдельности.
Каньоны близ королевства Гугэ
Здесь есть нюансы (см.раздел про пермиты)
Стоимость путешествия через Китай
Есть иллюзия, что через Китай ехать может быть даже дешевле, ибо найденные мной в сети туры начинаются от заманчивых 1700—1800 долларов за тур на человека.
Однако самой дорогой частью в этом случае будет авиаперелет, ибо подавляющее большинство турагенств встречать Вас будет в Лхасе.
Содержание программы примерно такое же, как и в случае с Катманду.
Северное лицо Кайласа (вид с коры)
Подготовка к путешествию
Скажу сразу: самостоятельно (читать «законно») в Исторический Тибет (совпадаемый с границами ТАР) проехать нельзя. Для путешествия Вам необходимо оформление пермита с гидом в рамках организованного тура. Обязательно иметь действующую визу Китая.
Однако, в сети Вы можете найти записки отчаянных путешественников, которым удавалось пробиться в Лхасу без всей этой тягомотины. Но на их отчеты полагаться не стоит, ибо
- Факт их попадания в Тибет — скорее исключение, чем правило
- Китай постоянно меняет и ужесточает правила нахождения иностранцев в ТАР
- На крупных трассах — огромное количество военных и полицейских постов, где всех иностранцев обязательно регистрируют
- Просить посодействовать местных равносильно просьбе нарушить закон
- Исходя из п.4. широко распространено доносительство (молва о Вас разлетиться быстро)
- Пункты въезда-выезда, такие как вокзал-аэропорт в Лхасе кишат ментами и проверяющими бюрократами. Поэтому, если Вы пройдете первый заслон, маловероятно, что сможете пройти следующий.
В случае Вашего обнаружения, вероятность которой в строго регламентированном Китае стремится к 100%, Вас в лучшем случае депортируют с дальнейшим занесением в черный список. Приключение, конечно, интересное. Можете попробовать и отписать в комментариях, вдруг я неправ?
Кайлас с западной стороны
Поэтому, для поездки в Тибет народ несколько цивилизуется и покупает пакетный all-inclusive тур:)
Для оформления такого тура, наиболее распространены два пути.
Немного о пермитах
Есть резонный вопрос: а можно ли получить пермиты с минимальным туром, а дальше путешествовать без группы и гида?
Гурла Мандхата над озером Ракшас
Теоретически — можно, но до первого КПП на дороге или попытках войти в достопримечательность. Так, я лишь недавно узнал, что сама Лхаса является зоной беспермитной, однако при посещении местных достопримечательностей (Потала, Джокханг, Норбулинка) с Вас его спросят. А заодно поинтересуются, где Ваш гид и группа?
Поэтому, если Вы хотите спокойно созерцать непостоянство всех явлений под высокими горными небесами и не парится о переодетых чекистах, езжайте в те регионы, где пермит не требуется. Напомню: это Амдо, Кхам и большая часть Цинхая. Ну или отправляйтесь в индийские Ладакх или Спити. Там все то же самое, только без ощущения искусственности.
Кстати, по последним данным, пермит возможно получить даже для группы из одного человека. Однако ж правила получения могут сильно ужесточаться во время года лошади (когда паломники массово ломятся к Кайласу) и прочих социально-политических катаклизмов.
кора вокруг Кайласа
В это время со стороны Китая могут начать появляться дополнительные требования, типа минимального состава группы, точек въезда, гражданства одной страны и т.д. Поэтому, перед планированием путешествия в Тибет, консультируйтесь с проверенными людьми.
Кстати, вот сайт моего хорошего знакомого . Рекомендую в качестве отличной поддержки в путешествиях по Тибету!
Читайте также: