Отдых посадского населения в 17 веке
В посадские общины городов края в XVII в. записывали по желанию, а нерусское население края, став подданным Российскому государству, должно было платить ясак — дань пушниной.
Сдача ясака ценной пушниной и рыбой. Рисунок из летописи С. У. Ремезова. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г. Сдача ясака ценной пушниной и рыбой. Рисунок из летописи С. У. Ремезова. Источник: Иллюстрированная история Красноярья (XVI — начало XX в.), 2012 г.
Формирование посадского населения в Сибири шло с серьезными отступлениями от Соборного уложения 1649 г. В посадские общины городов края записывали главным образом по желанию. Были случаи принудительного включения в посад. Роду занятий и прежней сословной принадлежности не придавали особого значения. Многие посадские жили по деревням и селам, занимались земледелием, скотоводством, различными промыслами. Только в Енисейске посад составлял около 50 % всех городских жителей. Многочисленным посадским людям (2,9 тыс.) было крайне тяжело нести всевозможные государевы службы.
«Живем мы, сироты твои, в Енисейском остроге в посадских жильчишках не с давних лет, а иные, государь, вновь записываютца в посадское житье. И живучи в посаде, мы, сироты твои, в Енисейском остроге на посаде твои государевы службы служим в съезжей и таможенной избах и у пятинново выдельново, и у покупного хлеба, и у мельниц, и у твоей государевы новой соляной пошлины, и у табашной продажи в Енисейском и в отъезде на Красном Яру, и всякие службы служим, и оброку с себя в твою государеву казну в съезжей избе по окладу платим. И у которых из нас пашнишка есть и мы… с тех пашнишек платим в твою государеву казну хлебом пятын сноп… Да мы же… из Маковского острожку в Енисейский острог твои государевы хлебные ленские, и енисейские, и красноярские запасы, и из Енисейского острогу до Маковского острожку под твои государевы ленские, и енисейские, и красноярские соболиными казнами и под воевод во все стороны взад и вперед волок через верст 100 и больше возим с пашенными крестьяны вместе и зимой и летом безпереводно», — челобитная енисейских посадских в Москву, 1648 г. (РГАДА. Сибирский приказ. Ф. 214, стб. 289, л. 156)
Ясачные люди
Нерусское население края, став подданным Российскому государству, должно было платить ясак . Он был главной формой эксплуатации. С каждого мужчины от 18 до 50 лет взимали от 1 до 12 соболей. Размеры ясака в XVII в. зависели от степени покорности местных племен. Обитатели ближних к русским поселениям улусов сами привозили ясачную пушнину. В дальние места посылались особые ясачные сборщики. Чтобы обеспечить регулярное поступление ясака, правительство прибегало к политике кнута и пряника. С каждого крупного улуса — племени из знатных «родовичей», брали аманата (заложника). Аманатов содержали под стражей в особых аманатских избах. Если улус вносил ясак не полностью, нерегулярно или совсем выходил из повиновения и становился немирным, то аманата из этого улуса морили голодом, а иногда и убивали.
Вместе с тем центральная власть запрещала сгонять ясачных с их земель, пыталась пресекать злоупотребления при ясачном сборе, предписывала не вмешиваться во внутреннюю жизнь коренного населения. Мало того, воеводы старались поверстать в служилые люди часть знатных инородцев. В конце века в крае было до 50 казаков из сибирских татар. Ежегодно во время сдачи ясака в конце декабря — начале января ясакоплательщикам устраивалось специальное угощение. В целом ясачные, как и русский трудовой люд, вошли в разряд от казны населения.
Московские развлечения в 17 веке
Русский народ развлечения и забавы всегда любил. Но в разных социальных группах развлекались по-разному.
Любимым развлечением бояр были шахматы, а простолюдины играли в азартную игру-кости. Хоть церковь и осуждала эту азартную игру, в народе эта игра была популярна. А еще простые москвичи любили устраивать кулачные и палочные бои. Нужно заметить, что эти развлечения собирали массу зрителей. Участники разбивались на две группы и наступали друг на друга стенкой. Начиналась потасовка, в азарте мужики нещадно бились так, что нередко такие побоища заканчивались разбитыми носами или выбитыми зубами. Устраивались кулачные бои ради удовольствия, и многие бойцы дрались с лучшими своими друзьями, с родными братьями, с родственниками, с соседями. И поэтому никогда не сердились друг на друга из-за порванных рубах и разбитых лиц. А многие московские мужики перед кулачными боями раздевались по пояс. Помимо этого, устраивались состязание в стрельбе из лука, в скачке на лошадях. Но, простым людям было не до развлечения. Не зря в народе придумали поговорку:" Делу время, а потехе час».
Богатые московские бояре, за исключением царских чиновников и купцов постоянно думали, чем им развлечься.
Основные развлечения Крестьян.И Посадский люд)В 17 Веке
Общественный быт включал проведение игр и забав - как военных, так и мирных, например, взятие снежного города, борьбу и кулачный бой, городки, чехарду и т. п. . Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с 16 века - в карты, привезенные с запада.
Остальные ответы
аниме, лоликон
Общественный быт включал проведение игр и забав - как военных, так и мирных, например, взятие снежного города, борьбу и кулачный бой, городки, чехарду и т. п. . Из азартных игр получили распространение игра в кости, а с 16 века - в карты, привезенные с запада.
Жизнь посадского населения
Быт этой категории населения был гораздо скромнее. Однако и здесь на дворе располагалось несколько различных строений — горницы, сени, клети и подклети, баня, конюшня, сарай. Впервые в XVII веке стали разделять в домах посадского, и в частности купеческого, населения «избы белые» и «горницы белые», в которых в отличие от «изб черных» дым из печи выводился через трубу, а не через сделанное в крыше отверстие. Скромной (по сравнению с домами феодалов) была и домашняя обстановка, и утварь. Лавки, столы и сундуки составляли главное убранство. Шкафов тогда еще не было: и одежду, и посуду хранили в сундуках, большинство которых были обиты железом (от возможных пожаров).
В домах богатого посадского населения обязательно были иконы, украшенные серебряными окладами, самоцветными камнями, речным жемчугом.
Особенностью XVII века стало сооружение зажиточными посадскими людьми каменных домов и вспомогательных построек.
Семьи же обычных посадских людей жили в более скромных деревянных домах, и их быт мало отличался от быта крестьян.
Боярский и дворянский быт
Немало нового появилось и в повседневном быте феодалов. По своему укладу дворы бояр и богатых дворян представляли собой подобие царского двора, только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных строений — изб, подклетей, сеней, чердаков, крылечек. Все они соединялись между собой переходами. В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее — паюсные (рыбьи) пузыри. Наличники, балконы, крыльцо были украшены богатыми резными украшениями. Особенностью домов феодалов XVII века стало раскрашивание их в разные цвета.
Более разнообразным стало и внутреннее убранство боярских и дворянских домов. В центре всегда находилась печь, богато украшенная изразцами и росписями, а порой и узорами из камня.
Традиционные предметы мебели (столы, лавки, большие сундуки) богато украшались росписями, резьбой. Обязательным предметом быта стали многочисленные ковры, привозимые из Персии, Турции, Крыма.
Как и в царском дворце, в домах бояр и дворян появилась мода на зеркала и часы, привозимые из-за границы. Дома просвещенных государственных деятелей (Б. И. Морозова, В. В. Голицына) украшали также картины, географические карты. Появились и первые частные библиотеки.
Посуда в богатых домах была преимущественно золотой и серебряной. Однако в XVII веке появилась мода на стеклянную посуду, привозимую из-за границы. Тонкое венецианское стекло ценилось не меньше, чем изделия из драгоценных металлов, и из-за своей хрупкости особо оберегалось.
Еще с конца XVI века наряду с лавками в домах феодалов появились красивые, украшенные резьбой, отделанные кожей или парчой кресла.
Одежда оставалась традиционной. Однако заметно расширился выбор тканей, из которых она шилась. К поступавшим с Востока парче и тафте добавились практичные и добротные шерстяные и суконные европейские ткани.
Мало изменений претерпела и пища. Однако по мере развития торговли начали употребляться и новые продукты: восточные приправы и пряности (перец, корица, гвоздика, шафран, базилик), лимоны, изюм, миндаль, рис, сахар. Одной из любимых новинок на столе феодалов стала колбаса, подававшаяся обычно с гречневой кашей.
Новым для феодальной верхушки средством передвижения стали кареты, заменившие традиционные возки (закрытые сани).
Вслед за царем бояре и дворяне проводили время на пирах и охоте, наблюдали за кулачными боями.
основные развлечения крестьян и посадского люда в 17 веке
Остальные ответы
летом: хороводы, гулянки и т. д. , а зимой: снежки, катание с горок, постройки из снега. в общем тоже что и сейчас
основные развлечения крестьян и посадского люда в 17 веке
О существовании на Руси крепостного права известно каждому еще со школьной скамьи, но истинная картина жизни крепостных обсуждается не так часто, хотя эта часть истории и культуры народа весьма интересна.
Как жили крепостные
Инструкция
1
Жизнь и быт крепостных крестьян различались по мере того, как укреплялось в стране крепостное право. В период его становления (XI-XV вв.) зависимость крестьян от помещиков выражалась в уплате дани, выполнении работ по требованию помещика, но оставляла достаточно возможностей для вполне приемлемой жизни крестьянина и его семьи. Начиная с XVI века, положение крепостных становилось все более тяжелым.
2
К XVIII веку они уже мало чем отличались от рабов. Работа на помещика занимала шесть дней в неделю, лишь ночью и в один оставшийся день крестьянин мог обработать свой участок земли, чем и кормил свою семью. Поэтому за столом крепостных ожидал весьма скудный набор продуктов, бывали и голодные времена.
3
По большим праздникам устраивались народные гуляния. Этим ограничивались развлечения и отдых крепостных. Дети крестьян в большинстве случаев образования получить не могли, и в будущем их ожидала судьба родителей. Одаренных детей забирали на обучение, они в дальнейшем составляли крепостные театры, становились музыкантами, художниками, но отношение к крепостным было одинаковым, какую бы работу для хозяина они не выполняли. Они обязаны были выполнять любое требование хозяина. Их имущество, и даже дети были в полном распоряжении помещиков.
4
Все свободы, которые на первых порах оставались у крепостных, были утрачены. Причем инициатива их отмены исходила от государства. В конце XVI века крепостных лишили возможности перехода к другому помещику, которая предоставлялась раз в год на Юрьев день. В XVIII веке помещикам разрешили за проступки ссылать крестьян на каторгу без суда, установили запрет на подачу жалоб крестьянами на своего хозяина.
5
С этого времени положение крепостных приблизилось к положению скота. Их наказывали за любую провинность. Помещик мог продать, разлучить с семьей, избить, да и убить своего крепостного. В некоторых господских усадьбах творились ужасы, с трудом поддающиеся осмыслению современного человека. Так, в усадьбе Дарьи Салтыковой хозяйка истязала и убивала самыми изощренными способами сотни крепостных. Это был один из немногих случаев, когда под угрозой восстания власть вынуждена была привлечь помещицу к ответственности. Но такие показательные судебные процессы не изменили общего хода
ситуации. Жизнь крепостного крестьянина оставалась бесправным существованием, наполненным изнурительным трудом и постоянным страхом за свою жизнь и жизнь своей семьи.
Боярский и дворянский быт
Немало нового появилось и в повседневном быте феодалов. По своему укладу дворы бояр и богатых дворян представляли собой подобие царского двора, только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных строений — изб, подклетей, сеней, чердаков, крылечек. Все они соединялись между собой переходами. В богатых домах в окна были вставлены слюдяные пластины, а в домах победнее — паюсные (рыбьи) пузыри. Наличники, балконы, крыльцо были украшены богатыми резными украшениями. Особенностью домов феодалов XVII века стало раскрашивание их в разные цвета.
Более разнообразным стало и внутреннее убранство боярских и дворянских домов. В центре всегда находилась печь, богато украшенная изразцами и росписями, а порой и узорами из камня.
Традиционные предметы мебели (столы, лавки, большие сундуки) богато украшались росписями, резьбой. Обязательным предметом быта стали многочисленные ковры, привозимые из Персии, Турции, Крыма.
Как и в царском дворце, в домах бояр и дворян появилась мода на зеркала и часы, привозимые из-за границы. Дома просвещенных государственных деятелей (Б. И. Морозова, В. В. Голицына) украшали также картины, географические карты. Появились и первые частные библиотеки.
Посуда в богатых домах была преимущественно золотой и серебряной. Однако в XVII веке появилась мода на стеклянную посуду, привозимую из-за границы. Тонкое венецианское стекло ценилось не меньше, чем изделия из драгоценных металлов, и из-за своей хрупкости особо оберегалось.
Еще с конца XVI века наряду с лавками в домах феодалов появились красивые, украшенные резьбой, отделанные кожей или парчой кресла.
Одежда оставалась традиционной. Однако заметно расширился выбор тканей, из которых она шилась. К поступавшим с Востока парче и тафте добавились практичные и добротные шерстяные и суконные европейские ткани.
Мало изменений претерпела и пища. Однако по мере развития торговли начали употребляться и новые продукты: восточные приправы и пряности (перец, корица, гвоздика, шафран, базилик), лимоны, изюм, миндаль, рис, сахар. Одной из любимых новинок на столе феодалов стала колбаса, подававшаяся обычно с гречневой кашей.
Новым для феодальной верхушки средством передвижения стали кареты, заменившие традиционные возки (закрытые сани).
Вслед за царем бояре и дворяне проводили время на пирах и охоте, наблюдали за кулачными боями.
Отдых посадского населения в 17 веке
Окончательное оформление самодержавия в России в XVII веке несколько изменило обычаи, нравы и быт царского двора.
Прежде всего он стал необычайно многолюдным. День и ночь в царских покоях, конюшнях, подсобных помещениях суетились сотни людей — как обслуживавших двор, так и искавших царских милостей. Одна лишь охрана царя обеспечивалась двумя тысячами дворян и стрельцов. Несколько десятков ближайших лиц одевали царя после сна; другие участвовали в его трапезе; третьи отвечали за сохранность его личных вещей; четвертые — за лошадей, псов и соколов для охоты; пятые — за исправность экипажей.
Дворцы, в которых жили первые Романовы, отличались большим великолепием в сравнении с царскими хоромами XVI века. Кроме царской резиденции в Кремле, впервые постоянными стали летние дворцы в Измайлове и Коломенском. Самым крупным царским дворцом стал пятиярусный Теремной дворец в Кремле. Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрытыми войлоком и коврами. Если в XVI веке отдельные части дворцовых помещений отделывались разноцветным сукном, то теперь для этого использовались атлас и кожа.
В окна, как правило, вставлялись слюдяные пластины, в отдельных случаях — стекло, которое являлось еще большой редкостью.
Если в первой половине века главным украшением дворцовых помещений были выложенные разноцветными изразцами печи, то во второй половине, по мере усиления западного влияния на Россию, появились голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
Как и прежде, царские дворцы состояли из трех частей: жилых комнат для царя и его семьи, парадных залов, хозяйственных помещений.
Во время царских приемов за стол одновременно садилось от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Царский стол поражал воображение своим обилием и разнообразием. На одном из «простых» обедов у царя Алексея Михайловича было подано 500 различных блюд.
Главным развлечением царя и его двора были ловчая (псовая) и соколиная охота. Михаил Федорович и Алексей Михайлович любили и хорошо умели охотиться на медведей, лосей, лис и волков. Выезд царя на охоту был обставлен особым церемониалом, в котором участвовало до трех тысяч человек.
Новым для XVII века развлечением венценосных особ стал первый придворный театр царя Алексея Михайловича.
Как в 17 веке развлекались крестьяне и посадское население?
Жизнь посадских людей и крестьян в 17 веке была тяжелой, поэтому развлекаться случалось не часто. В основном веселились на религиозные праздники, во время ярмарок, свадеб. Самыми популярными развлечениями были представления скоморохов, кулачные бои, бег наперегонки, карусели, кукольный театр, пляски по праздникам, гадания. На Масленицу и Рождество организовывали праздничные гулянья с угощениями, песнями и хороводами. Катались на тройках, санях, играли со снежками, строили снежные крепости.
§ 11. Сословный быт. Обычаи и нравы в России
Окончательное оформление самодержавия в России в XVII веке несколько изменило обычаи, нравы и быт царского двора.
Прежде всего он стал необычайно многолюдным. День и ночь в царских покоях, конюшнях, подсобных помещениях суетились сотни людей — как обслуживавших двор, так и искавших царских милостей. Одна лишь охрана царя обеспечивалась двумя тысячами дворян и стрельцов. Несколько десятков ближайших лиц одевали царя после сна; другие участвовали в его трапезе; третьи отвечали за сохранность его личных вещей; четвертые — за лошадей, псов и соколов для охоты; пятые — за исправность экипажей.
Дворцы, в которых жили первые Романовы, отличались большим великолепием в сравнении с царскими хоромами XVI века. Кроме царской резиденции в Кремле, впервые постоянными стали летние дворцы в Измайлове и Коломенском. Самым крупным царским дворцом стал пятиярусный Теремной дворец в Кремле. Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрытыми войлоком и коврами. Если в XVI веке отдельные части дворцовых помещений отделывались разноцветным сукном, то теперь для этого использовались атлас и кожа.
В окна, как правило, вставлялись слюдяные пластины, в отдельных случаях — стекло, которое являлось еще большой редкостью.
Если в первой половине века главным украшением дворцовых помещений были выложенные разноцветными изразцами печи, то во второй половине, по мере усиления западного влияния на Россию, появились голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.
Как и прежде, царские дворцы состояли из трех частей: жилых комнат для царя и его семьи, парадных залов, хозяйственных помещений.
Во время царских приемов за стол одновременно садилось от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Царский стол поражал воображение своим обилием и разнообразием. На одном из «простых» обедов у царя Алексея Михайловича было подано 500 различных блюд.
Главным развлечением царя и его двора были ловчая (псовая) и соколиная охота. Михаил Федорович и Алексей Михайлович любили и хорошо умели охотиться на медведей, лосей, лис и волков. Выезд царя на охоту был обставлен особым церемониалом, в котором участвовало до трех тысяч человек.
Новым для XVII века развлечением венценосных особ стал первый придворный театр царя Алексея Михайловича.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Сословный быт России в XVII веке"
За период 17 века изменились не только государственное устройство и культура России. Много нового появилось и в быту различных сословий.
В ходе оформления самодержавия некоторые изменения претерпел быт царского двора. Новым явлением стала роскошь.
Быт государева двора отражал особое положение царя – самодержавного правителя, безраздельного хозяина всей русской земли.
Ярче всего это проявлялось в дворцовых церемониях. Обряд венчания на царствоподчёркивал законность царской власти, преемственность царской династии с великими древними родами, богоизбранностьи могущество нового правителя.
Многочисленные мероприятия и праздники, в которых принимал участие царь, требовали от него торжественных выходов или выездов в народ. Богатство царских одежд соответствовало значению торжества, подчёркивало его значимость.
Похороны царя также были торжественными и строго регламентированными.
В 17 веке государев двор стал очень многолюдным. Только одной охраны насчитывалось около двух тысяч человек.
Государев двор был официальной резиденцией царя. Поэтому его обеспечением ведал особый приказ Большого дворца. Он делился на малые «дворы». Среди них за снабжение продовольствием отвечали:
Сытный двор (распоряжался напитками).
Кормовой (распоряжался приготовлением и раздачей пищи).
Хлебный (занимался выпечкой хлеба).
Коровий (отвечал за изготовление молочных продуктов).
Кроме того, существовали специальные учреждения, отвечавшие за царскую конюшню и экипажи (Конюшенный приказ), за подготовку царской соколиной охоты (Семёновский потешный двор), за изготовления и хранение царских одеяний (Царская и царицына мастерские палаты).
В 17 веке изменился внешний вид царского жилища. По сравнению с царскими хоромами 16 века, новые дворцы русских правителей (в Измайловском, Коломенском, Теремной дворец в Кремле), были более монументальными, обладали внешним великолепием.
Иностранцы, посещавшие Коломенский дворец в 17 веке, часто называли его восьмым чудом света.
Изменилось и внутреннее убранство дворцов. Внутри помещения стали покрывать различными росписями. Стены отделывались дорогой материей и кожей, полы укрывались коврами. Изменился интерьер. Наравне с традиционной русской мебелью: лавками, скамьями, сундуками, появились европейские кровати, кресла и стулья. Стали использоваться элементы иноземного быта: картины, гравюры, напольные часы, венецианские зеркала.
Неотъемлемой частью дворцовой жизни оставались пиры. Царь устраивал 20–30 пиров в год. Количество гостей на таких мероприятиях могло составлять несколько тысяч. Количество блюд – нескольких сотен.
В 17 веке охота стала любимой забавой русских царей. Особое предпочтение отдавалось соколиной охоте. Размах, с которым она проводилась, был призван показать подданным и иностранцам величие и могущество русского царя.
Европейские элементы проникли в досуг царского двора. При Алексее Михайловиче появился придворный театр.
Новшества стали проникать в быт феодалов. Главной их чертой была забота о комфорте. Жилища бояр и дворян по-прежнему состояли из комплекса деревянных и каменных сооружений, но снаружи украшались резьбой, карнизами, наличниками, окрашивались в разные цвета. Внутри, подражая царскому двору, помещения украшали росписи, картины, зеркала, заграничная мебель, персидские ковры. Появилась мода на стеклянную посуду. В некоторых домах можно было увидеть географические карты, частные библиотеки.
Тем не менее, центром жилого помещения оставалась печь. Она была богато украшена изразцами и росписью. Традиционная мебель (столы, сундуки, лавки) часто украшалась резьбой.
Одежда высшего сословия в 17 веке в целом оставалась традиционной. Менялся материал, из которого её изготавливали. Привезённые из-за границы атлас, парчу, европейские ткани могли себе позволить только очень состоятельные люди. Одежда – показывала статус своего владельца.
Питание знати оставалось традиционным, с той разницей, что ввиду развития заграничной торговли в обиход вошли пряности и специи (перец, базилик, корица), сахар, рис, различные фрукты (дыня, гранаты, лимоны).
Популярным стал новый вид транспорта – карета. Она заменила традиционные возки и колымаги. Карета стала весьма престижным видом транспорта. Она показывала особый статус своего владельца.
Любимыми развлечениями феодалов были пиры и охота, наблюдение за кулачными боями. Популярной была игра в шахматы.
Подворье посадских людей включало жилой дом и хозяйственные постройки.
Из мебели в основном присутствовали традиционные столы, лавки и сундуки.
Основным украшением домов зажиточных горожан был красный угол с иконами в богатом окладе.
В 17 веке у части посадского населения появляются «белые избы». В них стали использовать дымоход для печи.
В 17 веке самые обеспеченные из горожан (в основном купцы) стали возводить своё жилище из камня и кирпича. Этим – показывали свой особый статус и богатство.
Основной одеждой крестьян были рубахи из домотканого холста, порты. На ногах крестьяне носили лапти. Зимой надевали тулупы.
Одежда зажиточных крестьян отличалась качеством материала. Так же они могли позволить себе кожаную обувь.
Основной едой крестьян были чёрный хлеб, различные каши, супы и похлёбки, овощи (капуста, репа, лук, морковь, огурцы), пиво и квас.
Мясо и изделия из пшеничной муки («белый хлеб») появлялись в основном на праздники. Более часто ели рыбу. Так же серьёзным подспорьем были дары природы (грибы, ягоды, орехи, мёд).
В 17 веке крестьянская семья «уменьшилась» и стала состоять примерно из 10 человек (двух поколений родственников). Главой семьи по-прежнему оставался самый старший мужчина. Все остальные были обязаны ему подчиняться.
Многие положения жизни крестьянской семьи регулировались церковными обычаями. Основным из них являлся брак. Церковью регулировался возраст, вступающих в союз (не моложе 12 лет для девушек и 15 для юношей). Так же одному лицу не разрешалось вступать в брак более трёх раз. Были запрещены отношения между близкими родственниками. Свадьба могла состояться только с благословления церкви.
В целом, изменения в быту российских сословий 17 века носили поверхностный характер. По большей части новшества затронули только высшее сословие и часть состоятельных горожан. Тем не менее, тенденции к «обмирщению» сословного быта и западные новшества подготовили почву для коренных преобразований, произошедших в 18 веке.
Сословный быт России в XVII веке
Посадские люди
В этой статьи поговорим про то кто такие посадские люди, что они из себя представляли и где искать о них информацию.
Белая и черная слобода
В средневековом русской городе существовала торгово-ремесленная часть. Она называлась посадом. Жители посада и именовались посадские люди. Иногда частью посада владел князь или боярин, но обычно земля принадлежала общине. Поскольку вероятность, что посад может быть подвергнут нападению, исключить было нельзя, он имел укрепления. Чаще всего в качестве строительного материала использовалось дерево, но при возможности стены возводились из камня.
Посадские люди занимались торговлей и ремеслом. Они были свободными людьми, на которых был возложен определенные обязанностей. Это оплата податей, в натуральном виде и деньгами, а также целый ряд повинностей. Посадские объединялись по профессиональному признаку. Исследователь Древней Руси Б.А.Рыбаков отмечал, что в городах X—XVIII веков насчитывалось 64 различные специальности. По его мнению, ремесленники, живущие в посадах, объединялись по цеховому принципу. Подати, которые были обязаны платить посадские люди, называли также тяглом.
Нередко происходило деление жителей посадов на две категории. Первая именовалась черной слободой, вторая – черной сотней. Черную слободу составляли люди, поставлявшие к царскому двору натуральные подати. Люди сотни занимались ремеслами и торговлей. Они сами выбирали себе старост и сотников, то есть, эта категория характеризовалась самоуправлением. В тех и других выплата повинностей производилась не с учетом числа людей в конкретном дворе, а просто со двора. При этом распределение выплат производила община. При выходе из нее посадского человека, его доля подати распределялась между остальными членами общины.
Кроме двух названых существовала еще белая слобода. Исчезла она в середине XVII века. В отличие от двух вышеназванных, посадские, населявшие ее, государственные подати не платили. Дело в том, что земля, на которой располагалась такая слобода, принадлежала князю или монастырю.
Посадские люди. Права и обязанности
Хотя посадские люди были свободными людьми, государством предпринимались меры для их закрепления к конкретным территориям. Это было необходимо для гарантированного получения податей. Удерживали людей за счет угрозы довольно серьезных наказаний. Так, если человек покидал посад или девушка, на которой он женился, была из другого посада, его могли казнить. Постепенно посадских ограничивали в правах. К примеру, с 1949 года они не имели право продать или заложить свой двор, амбар, погреб и прочее имущество.
Российское государство было сословным. Посадские входили в одно из них. Но внутри своего сословия они подразделялись на части: лучшую, середнюю и молодшею. Деление обеспечивал имущественный признак. Большими правами обладали лучшая и средняя. Так, посадские могли получить разрешение на держание «безвыемочного» питья. Однако, обладая определенными правами, посадские люди, имели и ограничения. Они не могли стать собственниками участка земли, принадлежащей общине. Не имели они права в одиночку подавать челобитную. Это могла сделать только община. Однако все ограничения, ущемлявшие личную свободу, обеспечивали и плюс. В случае, если посадскому была нанесена обида, признавалось, что обидели всю общину.
Самоуправление в посадах
Порядок в посадах поддерживался на высоком уровне. Для этого людей делили на малые и большие группы. Первые называли десятками, вторые – сотнями. Надзор осуществлялся выбранными сотскими, пятидесятскими и десятскими. Во время правления Ивана Четвертого (Грозного) в посадах выбирались суды и управления. Позже, в XVII веке вместо них были созданы земские избы. Такая изба возглавлялась земским старостой. Вся необходимая работа выполнялась ларечным целовальником и земскими целовальниками.
Должность земского старосты была выборной. Чаще всего к работе он приступал 1 сентября, и сдавал свои полномочия ровно через год. В некоторых случаях в Посаде выбирали и излюбленного судью. Пожалуй, можно отметить, что он занимался тем, чем в настоящее время занимается мировой судья – рассмотрением имущественных дел между жителями посада. Уголовные дела не относились к его ведению.
Сбором доходов занимались избранные таможенные головы и целовальники. Случалось, что таможенного голову посадские люди не выбирали, а он назначался Москвой.
Конец истории посадских людей
Разрушение посадских общин началось в начале XVII века, практически сразу, как позади осталось смутное время. Тогда у посадского человека будущее могло пойти по одному из путей. Его могли записать крестьянином или холопом. Но был вариант и попасть в гулящие люди. Такие открывали торговые лавки, строили или выкупали большие склады, именуемые амбарами, становились владельцами погребов. При этом подати (тягло) они не платили. Однако такое раздолье продолжалось не особо долго. 1649 год стал временем, власти потребовали от всех посадских (в том числе и не живущих там постоянно) записаться в тягло. Тех, кто ударился в бега, возвращали назад.
Постепенно жизнь посадских людей менялась. В середине XVII века царь Алексей Михайлович ликвидировал белые слободы. Причиной стало то, что посадские люди в черных слободах выражали недовольство, поскольку подати платили только они.
Шли годы. Посадские люди приобретали все то, чем в России характеризовались сословия. В конце XVIII века их лишь изредка называли посадскими, поскольку в это время уже укоренилось новое название мещане, просуществовавшее вплоть до начала прошлого века, когда сословия в Российской империи были отменены.
Прочитать статью про мещан можно здесь
Где искать сведения о посадских людях
Сведения о посадских людях можно найти в архиве РГАДА в следующих фондах
Если Ваши предки были среди посадские людей, то Вы можете заказать их поиск у меня , оставив соответствующую заявку
Жизнь посадского населения
Быт этой категории населения был гораздо скромнее. Однако и здесь на дворе располагалось несколько различных строений — горницы, сени, клети и подклети, баня, конюшня, сарай. Впервые в XVII веке стали разделять в домах посадского, и в частности купеческого, населения «избы белые» и «горницы белые», в которых в отличие от «изб черных» дым из печи выводился через трубу, а не через сделанное в крыше отверстие. Скромной (по сравнению с домами феодалов) была и домашняя обстановка, и утварь. Лавки, столы и сундуки составляли главное убранство. Шкафов тогда еще не было: и одежду, и посуду хранили в сундуках, большинство которых были обиты железом (от возможных пожаров).
В домах богатого посадского населения обязательно были иконы, украшенные серебряными окладами, самоцветными камнями, речным жемчугом.
Особенностью XVII века стало сооружение зажиточными посадскими людьми каменных домов и вспомогательных построек.
Семьи же обычных посадских людей жили в более скромных деревянных домах, и их быт мало отличался от быта крестьян.
Крестьянство: повседневный быт и обычаи
В состав крестьянского двора обычного типа входили: крытая дранкой или соломой изба, топившаяся «по-черному»; клеть для хранения имущества; хлев для скота; сарай. Зимой крестьяне держали в своей избе мелкий скот (поросят, телят, ягнят) и птицу (кур, гусей, уток). Из-за топки избы «по-черному» внутренние стены домов были сильно закопчены. Но такой способ отопления делал жилище более безопасным от насекомых-паразитов. Для освещения использовали лучину, которую вставляли в печные расщелины. Окна были затянуты рыбьим пузырем или кусками промасленного холста.
Обстановка крестьянской избы была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закрепленных вдоль стен (они служили не только для сидения, но и для ночлега). Зимой крестьянская семья спала на печи — это было самое теплое место в доме. Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных (как правило, волков и медведей). Обувью служили в основном лапти. Зажиточные крестьяне носили также поршни (моршни) — обувь, сделанную из одного-двух кусков кожи и собранную вокруг щиколотки на ремешке, а порой и сапоги.
Посуда была деревянной и глиняной. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила больших денег. Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Ели в деревянных тарелках и деревянными же ложками.
Основой питания были зерновые культуры — рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной (повседневной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас. Много употреблялось в пищу овощей — капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба. У зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшие им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах — землянику. Также использовались в пищу грибы и лесные орехи.
В XVII веке крестьянская семья составляла, как правило, не более 10 человек. Это были родители и дети. Главой семьи считался старший по возрасту мужчина. Церковные порядки запрещали вступать в брак девушкам моложе 12 лет, юношам моложе 15 лет, кровным родственникам.
Брак мог быть заключен не более трех раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который накладывалось церковное наказание. С XVII века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью. Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой — когда не было сельскохозяйственных работ.
Итог
Таким образом, несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в XVII веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние.
Читайте также: