Как чувствует себя герой во время путешествия почему так мало говорит господин из сан франциско
Цели урока: создание условия для определения идейного и художественного своеобразия образа времени в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Задачи урока:
- формирование ценностных отношений к человеческой жизни;
- формирование умения интерпретировать цели и смысл жизни героев литературного произведения;
- развитие умения в рисуночной форме интерпретировать поступки героев.
Эпиграф к уроку:
Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле.
И. Бунин «Сны Чанга»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
станицы Ленинградской Краснодарского края
И.А.Бунин. «Господин из Сан – Франциско»
(урок литературы в 11 классе)
учитель русского языка и литературы
Андросова Светлана Владимировна
И.А.Бунин. «Господин из Сан – Франциско»
Цель урока. 1. Выявить особенности художественного стиля писателя, идейный смысл рассказа.
2.Вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни.
Оборудование. Портрет И.А.Бунина.
- Объявление темы и цели урока.
- Начинаем разговор отрывком из стихотворения Бунина:
Твой труд переживет тебя, поэт,
Переживут творца его творенья,
Живого не утратит выраженья
С тебя когда-то писанный портрет –
И станешь ты незримый, бестелесный,
Мечтою, мыслью, сказкою чудесной…
Так о поэте говорил Бунин, но, очевидно, это и о нём самом, не случайно нас волнуют и сегодня его произведения, будят мысль. Почему? В произведениях Бунина всё имеет смысл, у него нет ни одного лишнего слова. Бунин говорил: «Как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи – без красок, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной?» И это слово приобретает свою мелодию с самого начала – с названия.
- в чём особенность названий произведений Бунина?
(«Первая любовь», «Тишина», «Антоновские яблоки», «Заря всю ночь», «Тёмные аллеи. В названиях ощущается особый лиризм, затаённая печаль, тоска по ушедшему).
-этого нет в названии рассказа «Господин из Сан-Франциска». Почему?
(Очевидно, речь пойдёт о жизни, в которой нет места прекрасному, о жизни, в которой нечем восхищаться).
- о чём этот рассказ?
- случайно ли ослаблен сюжет?
(Очевидно, нет. Писателя не интересует, что делал герой).
- а что интересует писателя? Почему герой не назван по имени? Найдите в тексте его портрет. Какие возникают у читателя мысли?
(Отметим внимание писателя к художественной детали. Вспомним такую, как «наслаждение жизнью»)
- что мы знаем о жизни господина?
(Попытаемся понять, как автор относится к этой жизни? Присутствует авторская ирония. Особенность Бунина – грустная ирония).
- что представляет собой общество на пароходе и в трюме парохода?
- в чём смысл изображения капитана?
(В этом образе проявляется мистицизм, так же как и в образе дьявола, наблюдающего за пароходом, как и в изображении погоды во время путешествия).
- как чувствует себя герой во время путешествия?
- почему так мало говорит?
- почему только одним предложением, занимающим целую страницу, описывается его жизнь в Неаполе?
Учитель. Особенность Бунина – необычный синтаксис. Автор показывает и доказывает «заведённый порядок жизни господина, порядок, который нельзя прервать. Однако…
У Бунина есть это «однако». Это природа, которая бушует, эта стужа, это небывалые ливни, это шторм. Природа и человек вступают в схватку.
- почему? И кто победит в этой схватке?
(Да, природа, потому что именно в ней – всё живое, в отличие от господ с их «заведённым» механическим порядком).
- когда Бунин в первый раз назвал героя не господином?
(Когда природа его побеждает, он чувствует себя стариком. Именно сейчас просыпаются в нём чувства: «тоска и злоба». И вновь возникает деталь «наслаждение жизнью». Это ли наслаждение! Наверное, нет, т.к. интонация рассказа становится более мрачной, чувствуется приближение трагедии. Это ощущает и герой рассказа).
- чем же он занят в этот вечер и в чем видит наслаждение?
( «В ложке супа», «в глотке вина»).
Анализ последних действий героя. Отметим художественные детали.
(«Серебряная оправа», «жемчужные волосы черепа», «черные носки», «черные брюки», «бормотание», «стон», «хрип», «сдавленное горло» и т.д.)
- кто перед нами – человек или господин?
(Человек с живыми чувствами и ведет себя как человек, а не заведённый механизм. Он очень долго умирает, т.к. всеми силами цепляется за жизнь. Ведь лишь сейчас он понимает, что откладывать «наслаждение жизнью» нельзя, нужно ценить жизнь сегодня, сейчас, такой, какой она есть.
Вывод: в чём смысл жизни по Бунину? В чём же истинное «наслаждение»?
Со смертью героя меняется цвет и свет, в рассказе становится мрачно, темно.
- сравните эпизод смерти и эпизод рассвета, общество на пароходе в начале рассказа и в конце.
Вывод. Гроза у Бунина звучит всякий раз по-иному. Бунин спрашивает нас о том, в чём заключается наслаждение жизнью, что нужно успеть сделать человеку в этой жизни?
Эти «вечные» вопросы, и на них мы всегда ищем ответ. Но нашему герою ещё предстоит возвращение.
-как он возвращается?
-почему именно на «Атлантиде»?
-каков смысл названия парохода?
Учитель. Мучительные вопросы поднимает Бунин в своих произведениях. Вечные, они беспокоят нас и сейчас. И Бунин помогает находить на них ответы.
Литература: Русская литература 19-20 веков в 2-х томах. 6 издание. Сост. Б.С.Бугров, М.М.Голубков. Издательство Московского университета. М. 2004г.
Помогите ответить на вопросы по рассказу Бунина "господин из Сан-Франциска "
1) Почему рассказ господин из Сан-Франциско так называется ?
2)Почему Бунин не дает имени господину из Сан-Франциско ?
3)В каких странах мечтал побывать господин из Сан-Франциско?
4) Удалось ему ли это сделать ?
5)Как господин из Сан-Франциско готовится в свет?
6)Почему корабль Атлантида так называется ?
7)Сравните природу в мечтах господина и в реальности?
8) Характеристика семьи господина из Сан-Франциско?
9)Финал рассказа и почему так закончился?
10)Над какими проблемами заставил задуматься автор?
Голосование за лучший ответ
1) Никто не запомнил его имени
2) Чтобы показать бездуховность человека
3) Южная Италия, Ницца, Монте-Карло, Флоренция, Рим, Париж, Севилья, потом Англия, Греция и Япония
4) Не полностью
5) Одевается перед зеркалом и непроизвольно бормочет: «О, это ужасно!» , «не стараясь понять, не думая, что именно ужасно» . Но это «ужасное» все же происходит с ним.
6) В честь затонувшего материка, корабль был похож «на громадный отель со всеми удобствами» .
7) Он мечтал отдохнуть, но во время путешествия был раздражительным, напряженным. Чувствовал «себя так, как и подобало ему, - совсем стариком» и с раздражением думал о цели своего путешествия – об Италии
9) Господина во время чтения одолело удушие, помещают «в самом маленьком, самом плохом, самом холодном и сыром, в конце нижнего коридора» номере. Там он и умирает. В Рождество тело Г. , «испытав много унижений» , в ящике из-под содовой воды, отправляется по тому же пути домой. Но теперь герой помещается в трюме.
10)Проблема бездуховности буржуазного общества к отдельным его личностям, фиктивное могущество гордыни.
6-ть вопросов о рассказе И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
1) Как чувствует себя господин во время путешествия ?
2) Почему так мало говорит ?
3) Только однажды герой позволил себе напрячься. Когда это произошло ?
4) Когда Бунин впервые называет своего героя не Господином ?
5) Кто же перед нами: Господин или человек ?
Лучший ответ
1.Он мечтал отдохнуть, но во время путешествия был
раздражительным, напряженным.
Чувствовал "себя так, как и подобало ему, - совсем стариком"
и с раздражением думал о цели своего путешествия – об Италии
2. Жизнь его доведена до автоматизма, ему нет
необходимости напрягаться, слуги предупреждают
любое его желание, раз и навсегда заведенный порядок
жизни невозможно прервать.
Всё сводится к телесным чревоугодным наслаждениям.
3. во время остановки на Капри, когда вся семья готовилась
к роскошному обеду.
"Побрившись, вымывшись, ладно вставив несколько зубов,
он, стоя перед зеркалами, смочил и прибрал щетками
в серебряной оправе остатки жемчужных волос вокруг
смугло-желтого черепа, натянул на крепкое старческое
тело с полнеющей от усиленного питания талией
кремовое шелковое трико, а на сухие ноги с плоскими
ступнями - черные шелковые носки и бальные туфли,
приседая, привел в порядок высоко подтянутые
шелковыми помочами черные брюки и белоснежную,
с выпятившейся грудью рубашку, вправил в блестящие
манжеты запонки и стал мучиться с ловлей под твердым
воротничком запонки шейной.
Пол еще качался под ним, кончикам пальцев было очень
больно, запонка порой крепко кусала дряблую кожицу
в углублении под кадыком, но он был настойчив и наконец,
с сияющими от напряжения глазами, весь сизый от
сдавившего ему горло, не в меру тугого воротничка,
таки доделал дело - и в изнеможении присел перед трюмо,
весь отражаясь в нем и повторяясь в других зеркалах".
4. в момент агонии, когда он решительно борется со смертью.
Теперь Господина называют Старик
5.Природа сотворила чудо: она превратила Господина в
человека.
Теперь он видит наслаждение в ложке супа, глотке вина;
оказывается, человеку так мало надо.
Остальные ответы
1 Неплохо
2 Много ест
3 Когда сходил в туалет по большому
4 Когда тот освободил его от рабства
5 Мужик
Конспект урока по литературе в 11 классе "Анализ рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
план-конспект урока (литература, 11 класс) на тему
Характеристика господина из Сан-Франциско, описание его внешности, характера, идеалов.
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в 11 классе по литературе И.А. Бунин | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагменты урока литературы в 11 классе.
И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско».
Твой труд переживёт тебя, поэт,
Переживут творца его творенья,
Живого не утратит выраженья
С тебя когда-то списанный портрет –
И станешь ты незримый, бестелесный,
Мечтою, мыслью, сказкою чудесной.
Так о поэте, творце говорил И.А.Бунин. Но эти слова можно отнести и к самому Ивану Алексеевичу.
(Его произведения не оставляют равнодушными, будят мысли.)
В бунинских произведениях всё имеет глубинный смысл, нет ни одного лишнего слова, точки, запятой.
Бунин говорил: «Как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной». И это слово приобретает свою мелодию с самого начала – с названия.
- Вслушайтесь в названия произведений Бунина: «Тёмные аллеи», «Баллада», «Поздний час», «Холодная осень», «Тишина», «Антоновские яблоки», «Заря всю ночь».
- В чём, по-вашему, их особенность?
( В названиях ощущается особый лиризм; слышна затаённая грусть, тоска по ушедшему. Они поэтичны, музыкальны).
- Переданы ли эти чувства в названии рассказа «Господин из Сан-Франциско»?
(Речь идёт о жизни, в которой нет места прекрасному).
- Коротко перескажите содержание рассказа.
- Случайно ли ослаблен сюжет? Почему достаточно нескольких предложений, чтобы его передать?
( Бунина не интересует, что делает герой, автор пытается понять, почему он так действует).
Почему автор не называет своего героя по имени?
(Имя – индивидуальная отличительная особенность человека, выделяющая его из множества людей. Для ниже его стоящих он и так Господин, а из равных себе он выделяться не хочет. Он строит свою жизнь по чужому образцу. Нет индивидуальности).
- Прочитайте описание портрета главного героя. Кого напоминает этот персонаж?
(Божество, идол, болван).
- Какое чувство возникает у читателя?
(Золотой идол, бездушный, мёртвый, существо, кукла, действующая по заданной программе).
Бунин очень внимателен к детали. Мы успели это заметить.
- Что понимает герой под словами «наслаждаться жизнью»? Найдите «говорящие» детали.
- В чём суть наслаждений?
(материальное благо, плотские утехи).
- Как строил свою жизнь Господин?
- Как автор относится к такой жизни?
- В каком году Бунин пишет этот рассказ? Какое событие повлияло на настроение автора?
(1915 год, идёт Первая мировая война).
- Таким образом проявляется гражданская позиция Бунина: он считает, что эта война «отрезвит людей и многое изменит в их жизни к лучшему». Рассказ, в котором показан вопиющий мир фальши и эгоизма, бездуховности и равнодушия, должен заставить людей взглянуть на мир другими глазами.
- Приглядимся повнимательнее к обществу на пароходе.
- Что оно собою представляет?
-Какое средство художественной выразительности помогает автору в описании?
(антитеза, контраст, противопоставление)
- Чем интересен образ капитана?
(Это человек, от которого сейчас почти всё зависит. В его руках жизни пассажиров. Он незаменим).
- Как чувствует себя герой во время путешествия?
- Почему он так мало говорит?
- Прочитайте его реплики.
(Господин живёт по определённому порядку, который нельзя прервать. Всё сводится к телесным чревоугодным наслаждениям. Он купил эту жизнь).
- Однако… У Бунина возникает это однако.
-Что нарушает заведённый на корабле порядок? Что мешает Господину жить по заданной программе?
(Природа, она устанавливает свои законы и порядки, её нельзя купить).
- Природа и человек вступают в противоборство. Кто победит? Почему?
Докажите, что природа победила.
- Природа сотворила чудо: она превратила Господина в человека. Как теперь называют Господина?
- В чём теперь он видит наслаждение?
(в ложке супа, глотке вина; оказывается, человеку так мало надо).
- Какие мотивы усиливаются в рассказе?
(трагизм, ощущение катастрофы).
- Прочитайте второй портрет героя. Кого мы теперь видим?
Природа сотворила чудо: она превратила Господина в человека. Это уже не идол золота, а больной старик, который цепляется за жизнь, долго и неохотно уходит из жизни. Теперь он понимает, что в жизни ничего нельзя откладывать на будущее, потому что его может просто не быть.
- В чём видит «истинное наслаждение жизнью» Бунин?
- На протяжении рассказа нас сопровождают символы. Попробуем их «расшифровать».
- Корабль «Атлантида» - катастрофа (погибший материк).
Господин – идол золота, «золотой болван».
Корабельный трюм – преисподняя, чистилище, ад.
Капитан – держатель судеб. Начальник над трюмом. Властитель Господ.
Кольцевая композиция подчеркивает бессмысленность движения, обречённость.
Дьявол, следящий за кораблём. Корабль велик, он создан гордыней. Он – дьявол.
Господин = идолы золота
Капитан = держатель судеб
Трюм = чистилище, ад
Смерть Господина = крушение идола
Ящик из-под содовой
Трюм – ад – ящик из-под содовой
- О чём этот рассказ? Какова его идея?
Это рассказ-предостережение. Попытка разобраться, для чего человек живёт, что по-настоящему ценно на земле; действительно ли всё можно купить или есть что-то важнее богатства.
- Подведём итог разговора. Жизнь и существование по Бунину…
И.А.Бунин "Господин из Сан-Франциско"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Предложенный фрагмент урока литературы в 11 классе представляет собой анализ рассказа И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Диалог учащихся с учителем и писателем поможет пониманию произведения, осознанию его актуальности.
Вложение | Размер |
---|---|
gospodin_iz_san-francisko.doc | 41.5 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы. И.А.Бунин. "Господин из Сан-Франциско"Данный материал содержит историю создания, определение темы, идеи, проблемы произведения, а также помогает в выявлении особенностей композиции, рассматривает образ героя, выделяет символику расс.
Вопросы к рассказам И.А.Бунина даются учащимся при подготовке к семинару, обобщающему творчество данного автора. Это помогает учащимся обобщить свои знания по теме и провести аналитическую работу.
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса.
Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет .
Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет .
Характеристика господина из Сан-Франциско, описание его внешности, характера, идеалов.
Осуждение бездуховности существования в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Урок-презентация в 11 классе
- Так о поэте говорил И.А.Бунин, но, очевидно, это и о нем самом. Не случайно и сегодня нас не оставляют равнодушными его произведения, заставляют волноваться, будят мысль.
И.А.Бунин – писатель, жизнь которого явилась олицетворением верности лучшим традициям отечественной культуры. Его по праву можно назвать творцом, художником слова. В произведениях писателя каждое слово приобретает глубинный смысл уже с названия.
Что мы чувствуем? ( успокоенность, лиризм, восхищение, наслаждение, грусть)
« Господин из Сан-Франциско»
Почему нет чувства радости, восхищения , успокоения, когда слышим это название? (Очевидно, речь пойдет о жизни, в которой нет места прекрасному, в которой нечем восхищаться)
Жизнь героев рассказа безнравственна, бездуховна. Слайд 2 Запись в тетрадях темы урока
Давайте заглянем в толковый словарь и определим значение таких понятий, как бездуховность и духовность. Слайд 3
Мы с вами постараемся определить, в чем бездуховность существования героев Бунина, что считает духовными бездуховным сам автор? Слайд 4 (ответы учеников)
Итак, обратимся к истории создания рассказа « Господин из Сан-Франциско». Слайд 5
Рассказ появился в 1915 году, имел шумный успех, последовали одно за другим издания и переводы на иностранные языки.
Шла первая мировая война, в которую ввергли народы Европы банковские воротилы, миллионеры, промышленники, которые пожелали в борьбе за рынки, рост своего могущества и богатства перекроить границы государств.
Бунин изобразил тип миллионера, который может распоряжаться судьбами других, наживаться на крови и слезах людей наёмного труда.
Попробуем представить полное представление о господине из Сан – Франциско, почему он и его семья живут именно в этом городе? Слайд 6
Что нам известно о нем и его образе жизни?
Почему герой лишен имени?
Чем примечательна внешность Господина?
Как Господин относится к своей семье?
Как Господин относится к работе?
Сан – Франциско – крупный, богатый город, жить в котором могли позволить себе немногие, лишь избранные, среди них некий миллионер, господин из Сан – Франциско, едет из Америки, с женой и дочерью, чтобы повеселиться в Европе. Он заслужил это право наслаждаться жизнью. Ему 58 лет , он самоуверен, надменен, с золотом в кармане, золото блестит в его вставных пломбах, чемоданы и сундуки несут всегда готовые к услугам руки, гиды ждут у трапа, , в гостиницах отведены ему лучшие номера, метродотель предлагает лучшее меню. До этой поры он не жил, а лишь существовал, « работал не покладая рук» , но китайцы, которых он выписывал целыми тысячами, знают, что это значит. Маршрут его вояжа весьма обширен: Европа, Египет, Индия, Япония.
Обратим внимание на то, как автор рисует портрет своего героя.
«Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов».
Какое у вас возникает чувство и почему? ( неприязни, словно это не человек, а смокинг)
Автор не называет своего героя по имени, т.к. перед нами не человек, не индивидуальность, а некий социальный тип, собирательный образ миллионера, не имеющего ни души, ни имени.
Бунин отмечает, что он рад за свою жену и дочь, до думает и заботится прежде всего о себе. ( Конечно, он хотел вознаградить за годы труда прежде всего себя)
Докажите, что развлечения его бездуховны (поволочиться за молоденькими неаполитанками, сыграть в рулетку, отстоять ради приличия мессу в Риме) Слайд 7
«Маршрут был выработан господином из Сан-Франциско обширный. В декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов и тем, что люди в его годы чувствуют особенно тонко, - любовью молоденьких неаполитанок, пусть даже и не совсем бескорыстной; карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, а четвертые - стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же стукаются белыми комочками о землю; начало марта он хотел посвятить Флоренции, к страстям господним приехать в Рим, чтобы слушать там "Miserere"*, входили в его планы и Венеция, и Париж, и бой быков в Севилье, и купанье на английских островах, и Афины, и Константинополь, и Палестина, и Египет, и даже Япония, - разумеется, уже на обратном пути. И все пошло сперва прекрасно» .
Представьте себя на месте слуг, официантов, что вы запомнили о Господине?
(примерные ответы) Брезглив, высокомерен.
Смогли ли вы узнать, какое блюдо любит Господин, чья фотография стоит на столике, что он говорит жене во время обеда.
(примерные ответы) содержание рассказа не дает ответа на данные вопросы.
Как чувствует себя Господин во время путешествия? Почему так мало говорит? ( Жизнь его доведена до автоматизма, ему нет необходимости напрягаться, слуги предупреждают любое его желание, раз и навсегда заведенный порядок жизни невозможно прервать. ) Обратите внимание на описание жизни господина в Неаполе, всего одно предложение –необычайный синтаксис : « Жизнь в Неаполе тотчас же потекла по заведенному порядку: рано утром - завтрак в сумрачной столовой, - облачное, мало обещающее небо и толпа гидов у дверей вестибюля; потом первые улыбки теплого розоватого солнца, вид с высоко висящего балкона на Везувий, до подножия окутанный сияющими утренними парами, на серебристо-жемчужную рябь залива и тонкий очерк Капри на горизонте, на бегущих внизу, по набережной, крохотных осликов в двуколках и на отряды мелких солдатиков, шагающих куда-то с бодрой и вызывающей музыкой; потом - выход к автомобилю и медленное движение по людным узким и сырым коридорам улиц, среди высоких, многооконных домов, осмотр мертвенно-чистых и ровно, приятно, но скучно, точно снегом, освещенных музеев или холодных, пахнущих воском церквей, в которых повсюду одно и то же: величавый вход, закрытый тяжкой кожаной завесой, а внутри - огромная пустота, молчание, тихие огоньки семисвечника, краснеющие в глубине на престоле, убранном кружевами, одинокая старуха среди темных деревянных парт, скользкие гробовые плиты под ногами и чье-нибудь "Снятие со креста", непременно знаменитое; в час - второй завтрак на горе Сан-Мартино, куда съезжаются к полудню немало людей самого первого сорта и где однажды дочери господина из Сан-Франциско чуть не сделалось дурно: ей показалось, что в зале сидит принц, хотя она уже знала из газет, что он в Риме; в пять - чай в отеле, в нарядном салоне, где так тепло от ковров и пылающих каминов; а там снова приготовления к обеду - снова мощный, властный гул гонга по всем этажам, снова вереницы шуршащих по лестницам шелками и отражающихся в зеркалах декольтированных дам, снова широко и гостеприимно открытый чертог столовой, и красные куртки музыкантов на эстраде, и черная толпа лакеев возле метрдотеля, с необыкновенным мастерством разливающего по тарелкам густой розовый суп. »
Только однажды герой позволил себе напрячься. Когда это произошло? ( во время остановки на Капри, когда вся семья готовилась к роскошному обеду)
« Побрившись, вымывшись, ладно вставив несколько зубов, он, стоя перед зеркалами, смочил и прибрал щетками в серебряной оправе остатки жемчужных волос вокруг смугло-желтого черепа, натянул на крепкое старческое тело с полнеющей от усиленного питания талией кремовое шелковое трико, а на сухие ноги с плоскими ступнями - черные шелковые носки и бальные туфли, приседая, привел в порядок высоко подтянутые шелковыми помочами черные брюки и белоснежную, с выпятившейся грудью рубашку, вправил в блестящие манжеты запонки и стал мучиться с ловлей под твердым воротничком запонки шейной. Пол еще качался под ним, кончикам пальцев было очень больно, запонка порой крепко кусала дряблую кожицу в углублении под кадыком, но он был настойчив и наконец, с сияющими от напряжения глазами, весь сизый от сдавившего ему горло, не в меру тугого воротничка, таки доделал дело - и в изнеможении присел перед трюмо, весь отражаясь в нем и повторяясь в других зеркалах».
Когда Бунин впервые называет своего героя не Господином? ( в момент агонии, когда он решительно борется со смертью)
«Господин из Сан-Франциско сел в глубокое кожаное кресло в углу, возле лампы под зеленым колпаком, надел пенсне и, дернув головой от душившего его воротничка, весь закрылся газетным листом. Он быстро пробежал заглавия некоторых статей, прочел несколько строк о никогда не прекращающейся балканской войне, привычным жестом перевернул газету, - как вдруг строчки вспыхнули перед ним стеклянным блеском, шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа. Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха - и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом - и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то.
А он еще бился. Он настойчиво боролся со смертью, ни за что не хотел поддаться ей, так неожиданно и грубо навалившейся на него. Он мотал головой, хрипел, как зарезанный, закатил глаза, как пьяный. Когда его торопливо внесли и положили на кровать в сорок третий номер, - самый маленький, самый плохой, самый сырой и холодный, в конце нижнего коридора, - прибежала его дочь, с распущенными волосами, с обнаженной грудью, поднятой корсетом, потом большая и уже совсем наряженная к обеду жена, у которой рот был круглый от ужаса. »
Кто же перед нами : Господин или человек? ( он ведет себя как человек, а не заведенный механизм) Слайд 8
Как возвращается наш герой в Сан-Франциско?(он становится вещью, он ничто, его тело везут обратно в Сан – Франциско в трюме в ящике из – под английской содовой воды)
Как меняется отношение общества, слуг к семье этого человека Слайд 9
( хозяин гостиницы не церемонится, не разрешает тело перенести в номер, чтобы не отпугивать клиентов)
« О нет, мадам, - поспешно, корректно, но уже без всякой любезности и не по-английски, а по-французски возразил хозяин, которому совсем не интересны были те пустяки, что могли оставить теперь в его кассе приехавшие из Сан-Франциско. - Это совершенно невозможно, мадам, - сказал он и прибавил в пояснение, что он очень ценит эти апартаменты, что если бы он исполнил ее желание, то всему Капри стало бы известно об этом и туристы начали бы избегать их» .
« В тускло освещенном коридоре сидели на подоконнике две горничные, что-то штопали. Вошел Луиджи с кучей платья на руке, в туфлях.
- Pronto? (Готово?) - озабоченно спросил он звонким шепотом, указывая глазами на страшную дверь в конце коридора. И легонько помотал свободной рукой в ту сторону. - Partenza!* - шепотом крикнул он, как бы провожая поезд, то, что обычно кричат в Италии на станциях при отправлении поездов, - и горничные, давясь беззвучным смехом, упали головами на плечи друг другу».
* - Отправление! (ит.).
Изменилась ли жизнь после смерти господина? Выразил ли кто – либо из путешественников сочувствие семье умершего? ( Герои словно живут в футляре, никто и ничто их не волнует, кроме собственного удовольствия , чревоугодия и развлечения.
Пройдемся по палубам корабля, загляните в его трюмы, сравните с верхней палубой.
Какое впечатление у вас складывается? Слайд 10
Пассажиры не отдохнувшие, а усталые, они просыпаются, едят, танцуют, читают газеты , ложатся спать по сигналу, они не принадлежат самим себе, их сковывает механический, регламентированный распорядок. Даже развлечения дежурные – нанятая пара играет роль влюбленных.
Верх – это роскошь, низ – нищета, а между ними пропасть непонимания. Но именно «трюм» без всякой благодарности обеспечивает жизнь верхней палубы.
« Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, - точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, - в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго - и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила все об одном, все о том же..»
Герои Бунина не умеют ценить, они ко всему относятся как к должному. Корабль – это срез несправедливо устроенного общества.
Корабль не зря назван «Антлантидой». Это предвестник гибели. Общество, где все пропитано ложью, безнравственностью, бездуховностью , обречено.
« Бесчисленные огненные глаза корабля были за снегом едва видны Дьяволу, следившему со скал Гибралтара, с каменистых ворот двух миров, за уходившим в ночь и вьюгу кораблем. Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем. Вьюга билась в его снасти и широкогорлые трубы, побелевшие от снега, но он был стоек, тверд, величав и страшен».
Но возмездие неминуемо. Слайд 11
Итак, что же осуждает И. А. Бунин в своем произведении?
Что же пытался прореветь нам океан?
К чему призывает автор? На какие мысли, выводы натолкнул вас рассказ « Господин из Сан – Франциско»?
(примерные ответы)
- человеку следует быть самим собой
- многие люди истинное лицо и душу прячут за маской, так и уходят из жизни никому не запомнившиеся, не сделавшие ничего хорошего даже близким людям.
Источники информации:
Бунин И.А. Стихотворения. М.: Художественная литература, 1985.
Богданова О.Ю. Встреча с творчеством Бунина в школе // Литература в школе. 1999. № 7.
Шушакова Г.В. «А счастье всюду. » Тропа к Бунину. 11-й класс // Литература в школе. 1999. № 1.
Ход урока
Слово учителя: Ребята, совсем скоро вы покинете стены школы, и вам предстоит выбирать свой путь в жизни. Вам предстоит совершить плавание по океану Жизни. Каким оно будет, все зависит от вас. Я думаю, что вы уже не раз об этом задумывались. У человека должно быть понятие о цели, смысле жизни, должны присутствовать собственные ценностные ориентиры. Я попрошу вас поделиться своими мыслями, идеями о дальнейшей жизни. Для этого нужно:
Взять лист формата А4, фломастеры. Представьте, что ваша жизнь – некий корабль, который плывет в какой-то пункт назначения. В метафорической форме изобразить «корабль» и «пункт назначения». Задание выполняется самостоятельно.
Можно нарисовать, схематично изобразить, написать набор слов, фраз, предложений. Дать свой прогноз, предположение:
- Что для вас является самым дорогим?
- Как вы считаете, какие ценностные качества должны присутствовать у каждого человека?
- Что вас ожидает в будущем?
- Каким вы видите назначение человека?
В своих работах ответьте на эти вопросы
Учащиеся: Защита работ учащихся, каждый рассказывает о своей цели в жизни.
Слово учителя: Владимир Набоков назвал прозу Бунина «парчовой».
Парча – двойная, яркая, золотистая, блестящая, не мнется.
Проза Бунина тоже «двухслойная».
Первый слой – яркие впечатления, второй – другие ассоциации.
Вот и сюжет рассказа – это только поверхностный слой. Необходимо заглянуть глубже, внимательнее отнестись к каждому слову (СМ. ЛОСКУТОК ПАРЧИ)
Слово учителя: Главный герой рассказа «Господин из Сан-Франциско» тоже плывет на корабле.
Американский миллионер, всю жизнь потративший на погоню за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на роскошном пароходе «Атлантида». Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Вся жизнь господина была распланирована по часам, он не мог дать себе ни минуты отдыха, пока не достиг той цели, которую поставил перед собой. Целью же всей жизни его было – достижение власти, власти денег. Преклоняющийся перед сильными мира сего, он к 58 годам достиг желанной цели. Господин отправляется в кругосветное путешествие, а именно – наслаждаться жизнью. Он знал, что деньги создадут ему полный комфорт, будет светить солнце, юные неаполитанки одарят его щедрой любовью, а бой-китайцы рады будут выполнять любую его прихоть. Путешествие воплощало желание показать свое могущество и увидеть, как ничтожен и жалок этот мир перед его денежной мощью.
Слово учителя: Господин разработал обширный маршрут плавания.
Собирается совершить кругосветное путешествие. Он решил не отступать от правил: поехать туда, куда обычно люди его круга ездят.
в Южную Европу, на обратном пути – Ближний Восток и Япония.
Подробно и детально описанный маршрут путешествия, в котором, казалось бы, нет места случайностям.
Перечитать моменты, описывающие его плавание. Выписать из этих текстов ключевые слова, которые помогут ответить на вопрос: «Куда он плывет?» (Приложение 1) Поисковая деятельность по тексту.
- На юге Италии он будет наслаждаться любовью молоденьких неаполитанок;
- В Ницце любоваться карнавалом;
- В Монте-Карло участвовать в автомобильных гонках и играть в рулетку;
- Во Флоренции и Риме слушать церковные мессы;
- А потом посетит Афины, Палестину и Египет.
В итоге учащиеся должны прийти к выводу: = наслаждаться плотской жизнью
Слово учителя: Корабль, на котором плывет наш «господин», называется «Атлантида».
В рассказе много символических значений. Название корабля тоже есть некий символ. В названии корабля ясно виден намек на участь древней Атлантиды.
Познакомьтесь с текстом, рассказывающим о происхождении этого названия. Читая текст, записывайте свои ассоциации в левую колонку таблицы (Приложение 2) Поисковая деятельность по тексту
А теперь перечитаем фрагменты бунинского текста, рассказывающие о корабле под названием «Атлантида». Выписывайте ключевые слова – характеристики во вторую колонку таблицы (Приложение 3) Поисковая деятельность по тексту.
Сравнить записи в этих двух колонках. Ответить на вопрос: «Почему Бунин назвал корабль «Атлантида»?»
• Огромный остров | • Громадный отель |
• Могучий, культурный народ | • Богатые люди |
• Изобилие | • Неисчерпаемое изобилие, роскошь |
• Наслаждение «избытком» неправедного богатства | • Наслаждение: свет, тепло |
• Страна деградировала, сгинула. Символ погибшей цивилизации | ? |
Обобщение собранного материала. Предполагаемый ответ учащихся = Путь в никуда, катастрофа, предел, тупик.
Корабль рисуется как некая модель современного мира. Бунин размышляет о трагизме жизни, обреченности мировой цивилизации. Для него «господин» и ему подобные люди не имеют права на счастье, он осуждает бездуховность их существования. Мир таких людей и есть проявление зла для Бунина.
Бунин ищет ответ на вопрос: В чем же счастье человека и его предназначение на земле? Путешествуя на таком корабле с таким легендарным названием, герой не имеет имени. Поразмышляйте над вопросом: Почему автор не дает имени главному герою рассказа?Обобщение собранного материала. Предполагаемые ответы учащихся:
- Главного героя он описывает со скрытой иронией. Имени ему не дает только потому, что ничем этот господин среди других таких же не выделяется, его имени никто не запомнил. Для него он «некто».
- Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней мере, он сам себя считает господином и упивается своим положением. Он может позволить себе единственно ради развлечения поехать в Старый Свет на целых два года, может пользоваться всеми благами, гарантированными его статусом. Верит в заботливость всех тех, что кормят и поят его, с утра до вечера служат ему. Господин принадлежит к тем, кто приобрел миллионы ценой нищеты и гибели многих тысяч людей.
- Не достоин, чтобы ему было дано имя. Жизнь господина пуста в ней нет высокой цели. Самодовольный сноб, стремящийся только к богатству, решает, что пора пожить в свое удовольствие. Но оказалось, что купить счастье, благополучие, выторговать лишние дни у смерти невозможно.
Бунин использует прием антитезы для изображения разделения общества. Жизнь на трюме и верхней палубе резко отличается. На трюме грязно, а на палубе – роскошная жизнь. За своей лживой веселостью они не видят истинного смысла жизни. Мир таких господ и есть проявление зла для Бунина.
Такой точный хронометраж всего происходящего позволяет автору создать образ автоматически заведенного порядка, механизма жизни, крутящегося вхолостую.
С самого начала путешествия погода отказалась служить этим людям, собравшимся с одной целью – наслаждаться плотской жизнью. В день отъезда, – очень памятный день для семьи из Сан-Франциско! – даже с утра не было солнца.
В поисках потерянного солнца «господин» меняет свои планы и едет на Капри.
. «декабрь выдался не совсем удачный: портье, когда с ним говорили о погоде, только виновато поднимал плечи, бормоча, что такого года они и не помнят. Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да все гуще и холоднее. »
За бортом «. океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях. в смертной тоске стенала оглушаемая туманом сирена».
Между двумя мирами путешествовали «избранные»: миром естественной и потому не принимающей их природы, и миром искусственной природы, созданным гордыней человека. Солнце не могло пробиться в мир пошлости и бездуховности, ибо оно светит только тем, кто живет в соитии с природой, для кого простое человеческое чувство, исходящее из глубин души, дороже, чем звон металла.
Смерть, о которой господин не задумывался, пришла неожиданно и все расставила на свои места. Наречием «вдруг» рисуется кульминационная сцена, рисующая внезапную смерть. Тот, перед кем еще минут пять назад раскланивались и кому беспрекословно подчинялись, вдруг превратился в мертвого старика. И мир, основанный на могуществе денег, рассыпался в одночасье. Смерть героя описана подробно: (Приложение 4)
Жаждал господин из Сан-Франциско счастья и радости, но, потеряв душу свою в погоне за золотым тельцом, за призрачным счастьем был наделен автором безобразной смертью, чтобы еще раз подчеркнуть ужас той неправедной жизни, которая только и могла завершиться подобным образом. Бунин не жалеет отталкивающих подробностей, чтобы воссоздать картину жалкой, неприглядной смерти некогда могущественного человека, которого никакое богатство не может спасти.
После смерти господина произошло чудо. Уже на следующий день «озолотилось» утреннее голубое небо, на острове снова водворились мир и покой, на улицы высыпал простой люд, а городской рынок украсил своим присутствием красавец Лоренцо.
Если прежде господин занимал самый лучший номер, то теперь ему отвели самый маленький, сырой, холодный номер, где он лежал на дешевой кровати, покрытый грубыми одеялами. Для покойника не находят даже гроба, и его тело помещают в ящик из-под содовой.
Какие слова-ассоциации вы можете назвать, которые точно характеризуют жизнь героя?
Предполагаемые ответы учащихся:
Вернуться к своему рисунку, метафорически запечатлевающим свою жизнь. Внести изменения, дополнения с учетом той работы, которую мы только что проделали.
С какими вопросами уходите? Какие чувства, переживания посетили вас? Что осталось для вас тайной? А что прояснилось?
Предполагаемые ответы учащихся:
Вопросы вечной красоты, смысла жизни, предназначение человека.
Дома вы должны написать сочинение-миниатюру.
Тема для сочинения: «Почему автор не дает имени главному герою?»
ВЕРНУТЬСЯ к ПЕРВОМУ ЭПИГРАФУ, РАССТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
? – недоумение, возражение ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОТВЕТ:
НЕ ВСЕ РАВНО, ПРО КОГО ГОВОРИТЬ. ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ ТОГО КАЖДЫЙ ИЗ ЖИВУЩИХ НА ЗЕМЛЕ?
Ответы на вопросы по «Господину из Сан-Франциско» (Бунин И. А.)
1. Как зовут героя? Каков его социальный статус? Герой не имеет имени, только "господин". Он богатый американец.
2. Что мы знаем о жизни героя? Попытайтесь
понять, как автор относится к этой жизни.
Господин всю свою жизнь посвятил накоплению денег и капитала, не переставая работать до старости. Но только в пятьдесят восемь лет он решил поехать в путешествие ради развлечения, "зажить новой жизнью".
Он богат, но только внешне: его душа пуста
3. Каким рисует автор портрет господина?
Он невысок, стар и лыс. На круглой голове «сохранились остатки жемчужных волос». Зубы у него вставные. Он не толст, а суховат. «Неладно скроен», как выразился писатель. В желтоватом лице есть что-то монгольское. Подстриженные усы посеребрила седина. В крупных зубах поблескивают золотые пломбы".
4. Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность? Господин
меняется перед лицом смерти, она меняет: «черты его стали утончаться, светлеть. ». «Умерший», «покойный», «мёртвый».
5. Докажите, что в сцене смерти господина сплетаются социальная и философская темы. Смерть близкого человека показывает истинные отношения в семье. Что можете сказать об этом?
В сцене смерти господина мы видим горе семьи и полное равнодушие к происходящему со стороны хозяина отеля.
Хозяин отеля отказывается выполнять просьбу жены, потому что мёртвое тело господина лишь омрачит отдых его клиентов.
6. Для чего в рассказ введены картины утра на Капри, сцена с итальянскими горцами? Стариком Лоренцо?
Лодочник Лоренцо — полная противоположность господину. Он просто наслаждается жизнью такой, какая она есть, не пытаясь накопить капитал и деньги. Его имя знает вся Италия, но не из-за влияния, которое дают деньги, а потому что Лоренцо — личность. Его изображают на картинах и его будут помнить.
Два гордца наслаждаются природой, ведь в жизни есть множество прекрасных вещей, помимо денег, алкоголя и еды.
7. Почему повествование не заканчивается со смертью героя и Бунин продолжает рассказ вставным эпизодом о римском тиране Тиберии (Тиверии в тексте)
Автор хочет показать: после смерти героя ничего не меняется. Люди танцуют на палубе Атлантиды, пьют вину и сытно едят, его смерть лишь помешает их вечному веселью. Когда-то влиятельный человек, который был частью этого богатого, пустого общества, теперь находится в коробке, специально, чтобы никто его не увидел.
Обновлено: 2020-12-29 Опубликовал(а): Амалия ИзмайловаВнимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Читайте также: