Депортация евреев из финляндии
В период Второй мировой войны Финляндия передала нацистской Германии нескольких еврейских беженцев и несколько десятков советских военнопленных еврейской национальности.
1.1. Депортация еврейских беженцев Предыстория
С приходом нацистов к власти в Германии в Финляндию направились беженцы - политические и евреи. Основная масса беженцев прибыла в Финляндию после аншлюса Австрии; пик миграции пришёлся на лето 1938 года, и в августе финские власти ужесточили правила допуска в Финляндию иностранцев. 22 августа 1938 года 60 австрийских евреев, прибывших на пароходе "Ариадна" в Хельсинки, были отправлены обратно в Штеттин. Тем не менее, въезд в страну продолжался и после этого, однако большинство евреев, въехавших в Финляндию в 1938 - 1939 годах, были "транзитниками".
Часть беженцев осталась в Финляндии и получила вид на жительство. К началу Зимней войны 30 ноября 1939 года в Финляндии насчитывалось менее 200 беженцев-евреев.
Со вступлением Финляндии в войну против Советского Союза, в связи с присутствием на финской территории немецких войск, власти решили убрать евреев из Хельсинки. 40 беженцев согласилась принять Швеция. Остальных переселили в сельскую местность. Вскоре, для того чтобы не раздражать местное население, было решено распространить на еврейских беженцев трудовую повинность. Из 32 евреев была составлена бригада, которую отправили на строительство железной дороги в Лапландии. Их поселили в лагере Куусивара. Там была военная дисциплина, свобода передвижения была ограничена.
В связи с тем, что в районе Куусивары располагалась дивизия СС "Норд", летом 1942 года еврейская бригада была переведена на прифронтовой остров Суурсаари Гогланд в Финском заливе.
1.2. Депортация еврейских беженцев Депортация
27 октября 1942 года из рабочего лагеря Суурсаари девять евреев-беженцев были перевезены в штаб-квартиру Валпо в Хельсинки. Их должны были передать гестапо в Эстонии вместе с некоторыми другими иностранцами. По пути с Суурсаари им удалось послать открытку Абрахаму Стиллеру, известному члену еврейской общины в Хельсинки. Он сразу же связался с несколькими влиятельными людьми; информация стала известна прессе.
30 октября шеф гестапо в Эстонии Мартин Зандбергер был проинформирован о том, что 27 человек находятся на пути в Таллин. Однако, из-за вмешательства общественности, их отправка в последнюю минуту была отменена. Дело было отложено министром финансов Вяйно Таннером, который в тот момент был самым старшим по рангу среди членов кабинета министров, поскольку премьер-министр И. В. Рангелл и министр внутренних дел Тойво Хорелли отсутствовали - охотились на лосей.
Несколько газет написали о праве на убежище; известные интеллектуалы подписали петицию, указывая, что депортация может повредить репутации Финляндии на международной арене; члены еврейской общины обратились за помощью к министрам; еще одна петиция, с более чем 500 подписями, в поддержку Вальтера Коэна, имя которого было в списке депортируемых, была доставлена из Пиетарсаари.
3 ноября правительство обсуждало этот вопрос на неофициальном заседании. Министр социального обеспечения К А. Фагерхольм угрожал своей отставкой, но президент Ристо Рюти уверил его, что беженцы не будут депортированы. В результате, когда 6 ноября еврейские беженцы были отправлены в гестапо в Таллин вместе с 19 другими депортируемыми, это стало сюрпризом и для министра Фагерхольма, и для еврейской общины Финляндии, уже поверивших в благополучный исход дела.
1.3. Депортация еврейских беженцев Депортированные
Протесты не были совершенно безрезультатными: среди восьми депортированных еврейских беженцев было лишь двое из девяти человек, привезённых в Хельсинки из Суурсаари; остальные, в том числе Вальтер Коэн, были возвращены на остров.
В Таллин были отправлены:
- Элиас Копеловский род. 1882,
- Ханс Роберт Мартин Корн род. 1919,
- Ханс Эдуард Шибильски род. 1907,
- Генрих Хупперт род. 1896,
- его жена Янка Коллманн род. 1910,
- их сын Франс Олоф Коллманн род. 1942.
- Георг Коллманн род. 1912,
- его сын Курт Хупперт род. 1931,
Согласно заявлению министерства иностранных дел Финляндии, это были люди, которые лишились убежища по своей вине. Министр Хорелли настаивал на том, что это были "саботажники, шпионы и воры", и что данное дело не имеет никакого отношения к их национальности. У Хупперта и Корна в прошлом в Финляндии были правонарушения; Корн, который был добровольцем в Зимней войне, отсидел десять месяцев в тюрьме. В делах финской полиции упоминались имена Копеловского и Георга Коллманна в связи с такими правонарушениями, как растрата и подлог. Шибильски подозревался в шпионаже.
Из Таллина евреи были переправлены в Берлин, а затем в Освенцим. По прибытии туда Янка и Франс Олоф Коллманны, Элиас Копеловский, Генрих и Курт Хупперты были отправлены в газовые камеры. Шибильски, вероятно, был расстрелян позже. Обстоятельства смерти Ганса Корна неизвестны. Единственным из восьмерых, кто остался жив, был Георг Коллманн.
Некоторые источники утверждают, что жена и сын Георга Коллманна, а также сын Генриха Хупперта покинули Финляндию добровольно.
Синагога на фронте
Синагога на фронте
Когда Вторая Мировая война была в разгаре, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер предложил произвести окончательное решение еврейского вопроса в самой Финляндии. Маршал Карл Густав Маннергейм ответил категорическим отказом. Он объяснил Гиммлеру, что это совершенно невозможно, поскольку евреи — финские граждане и они сражаются в финской армии наряду со всеми.
Действительно, на фронте находились несколько сотен еврейских мужчин. Финны заняли позиции для сдерживания советских войск на реке Свирь, примерно в 200 километрах от Ленинграда, между Ладожским и Онежским озерами. Совсем рядом стояли немецкие подразделения, в которых поддерживали «арийский дух». Тем не менее, финские евреи добились того, что им разрешили соорудить полевую синагогу. По сути, это палатка в лесу, в которой можно было совершать богослужения.
Фотография: The National Archives of Finland
Среди евреев, сражавшихся на реке Свирь на стороне гитлеровцев в составе 5-й Финской армии, был отец бывшего главы Еврейской общины Финляндии Гидеона Болотовского. Сейчас господин Болотовский живет в Берлине. Он объяснил в интервью RTVI, что евреи, как и остальные финские военнослужащие, сражались против СССР, потому что хотели вернуть территории, потерянные в Зимней войне. Гидеон Болотовский, признается, что ничего не слышал о конфликтах между евреями и немцами на фронте: «Скорее всего, их не было, поскольку это две разные армии, финская и немецкая. К тому же, они были заняты одним делом — воевали против русских». Известны даже случаи, когда финские евреи получали гитлеровские награды. Но как минимум один из них, военный врач, вернул полученный от немцев крест.
Бывший посол Финляндии в России Рене Нюберг, троюродный брат поэта Александра Кушнера, рассказывает в книге «Последний поезд в Москву» об истории семьи своей еврейской матери. Ее родственники до Второй Мировой войны жили в Латвии. После 1941 года уцелела только та часть семейства, которая оставалась в Финляндии. В Риге не выжил никто, и только чудом спаслись молодожены, уехавшие последним поездом перед захватом города немцами.
8 февраля 2019 года Рене Нюберг пришел на презентацию итогового доклада об участии финнов в Холокосте. «Это вопрос чести для Финляндии: сделать так, чтобы не было белых пятен и фальшивых интерпретаций. Это вопрос сугубо профессионально-исторический, но имеет, конечно, моральное значение», — сказал RTVI бывший посол.
Директор Национального архива Финляндии Юсси Нуортева заявил RTVI, что выход доклада не предполагает юридических последствий. По его данным, в Финляндии остаются в живых 8 бывших эсэсовцев и никто из них не упоминается в докладе.
Представитель общества поддержки финских ветеранов СС Veljesapu Пекка Кяярияйнен, чей отец служил в СС, остался разочарован докладом. «Никакого прямого ответа мы не получили, вместо ответа остались подозрения», — сообщил он финскому телевидению YLE.
Инициатор исследования, директор Центра Симона Визенталя в Иерусалиме Эфраим Зурофф в свою очередь написал в твиттере, что «финны мужественно встретили правду», признав, пусть и с оговорками, участие своих солдат в Холокосте.
В статье использованы материалы доклада Национального архива Финляндии «Финские добровольцы CC и злодеяния 1941-1943» (The Finnish SS-Volunteers and atrocities 1941-1943. An archival survey. Helsinki, 2019).
Еврей Финляндии
Более пятисот лет — до 1809 года — территория нынешней Финляндии была частью шведского королевства. По шведским законам того времени евреям разрешалось селиться лишь в трех главных городах королевства, и все они располагались за пределами нынешней Финляндии. В 1809 году, после поражения Швеции в Русско—Шведской войне 1808—9 годов, Швеция потеряла контроль над Финляндией, и Финляндия стало частью Российской империи, под названием Великое княжество Финляндское. Однако там придерживались шведских законов и конституции, и поэтому евреям по-прежнему запрещалось селиться в Финляндии.
Служба евреев в царской армии.
История финского еврейства фактически началась в первой половине 19 столетия, когда Российские военные власти разрешили солдатам-евреям (так называемым кантонистам), которые служили в Российской армии на территории Финляндии, оставаться там после увольнения. Впоследствие присутствие евреев в этой стране было узаконено указом 1858 года, согласно которому демобилизованным российским солдатам и их семьям, независимо от религиозной принадлежности, разрешалось временно оставаться в Финляндии. Профессии, которыми могли зарабатывать на жизнь уволенные солдаты, определялись указом 1869 года (это относилось и к солдатам еврейской национальности). В 1889 году правительство издало специальный административный указ, чтобы узаконить проживание евреев в Финляндии. Этим указом значительному числу евреев, перечисленных поименно, разрешалось оставаться в стране только до особого распоряжения, и селиться лишь в некоторых, отведенных им городах. Им были выданы временные визы, сроком не более шести месяцев. Род занятий, доступных евреям, оставался тем же, что и в указе 1869 года, и на практике означал, что они должны были зарабатывать себе на жизнь, главным образом, торговлей подержанной одеждой. Им запрещалось присутствовать на ярмарках, или осуществлять свою деятельность за пределами места проживания. Малейшие нарушения этих правил служили поводом для изгнания из Финляндии. Детям разрешалось оставаться в Финляндии только до тех пор, пока они живут с родителями или не вступят в брак. Евреям, призванным в Российскую армию на территории Финляндии, не позволялось возвращаться туда по окончании службы.
Независимость Финляндии и борьба евреев за гражданские права.
Меж двумя войнами.
Между двумя мировыми войнами численность евреев увеличилась до 2000, главным образом, в результате иммиграции из Советской России вскоре после революции. Многие молодые евреи обучались в университете, другие приобрели свободные профессии врачей, адвокатов, инженеров. Некоторые обратили свои деловые интересы в сторону промышленности и лесоводства, но большинство продолжало заниматься продажей одежды и тканей. За редкими исключениями, евреи не участвовали в политических партиях и не присоединялись к каким-либо политическим движениям.
Вторая Мировая Война и финское еврейство.
Во время финско-русской войны 1939-40 годов финские евреи сражались бок о бок со своими соотечественниками-неевреями. В финско-русской войне 1941-44 годов, в которой также участвовали финские евреи, Финляндия и нацистская Германия были союзниками. Несмотря на сильное давление со стороны Германии, финское правительство отказалось принимать меры против финских граждан еврейской национальности, которые, таким образом, сохранили гражданские права на протяжении всей войны. Об этом времени рассказывают немало историй, в том числе о том, как евреи проводили б-гослужения на русском фронте фактически под носом у нацистов, и о том, как еврейские общины Финляндии оказывали продовольственную помощь военнопленным евреям из России.
Послевоенный период.
После окончания войны интеграция финских евреев в финское общество завершилась. В войне за независимость государства Израиль участвовали финские евреи-добровольцы, а Финляндия снабжала Израиль оружием. Евреев-добровольцев из Финляндии в процентном отношении к численности общины было больше, чем добровольцев из других стран, где евреи проживали в диаспоре. В последующие годы наблюдался весьма высокий уровень алии. В настоящее время в Финляндии проживают около 1500 евреев, причем около 1200 живут в Хельсинки, около 200 — в Турку, и примерно 50 — в Тампере. В Хельсинки и Турку имеются организованные общины ашкеназских евреев с собственными синагогами, построенными соответственно в 1906 и 1912 годах. Еврейская община Тамперы прекратила свое существование в 1981 году. Эти общины являются членами Центрального Совета еврейских общин Финляндии, консультативного органа, занимающимся проблемами евреев в Финляндии. Этот совет в свою очередь — член Европейского Совета еврейских общин и Всемирного Еврейского Конгресса. Также поддерживаются связи с общинами других северных (Скандинавских) стран.
В настоящее время большинство финских евреев — либо наемные работники, либо представители свободных профессий. Некоторые работают государственными служащими. Среди евреев, которые прежде занимали высокое положение стоит упомянуть Макса Якобсона, бывшего постоянного представителя Финляндии в ООН Среди музыкантов несомненно заслуживает внимания ныне покойный Симон Пармет, композитор и дирижер. Заслуживает упоминания также ныне покойный художник Сэм Ванни, член Финской Академии и Европейской Академии Наук, Искусств и Литературы. Рафаэль Варди, еще один член общины — тоже очень известный художник. В 1979 году Бен Зисковиц стал первым финским евреем, избранным в Парламент, где он продолжает работать и по сей день.
3. Последствия
В 1945 году бывший начальник государственной полиции Финляндии Арно Антони был арестован и обвинён в совершении неправомерных действий. В суде Антони заявил, что он не имел ни малейшего представления о том, что произойдёт с евреями в Германии.
Георг Коллманн, единственный оставшийся в живых из восьми депортированных, удивил присутствовавших просьбой, чтобы если Антони будет наказан, это наказание было как можно более мягким. Позже, когда его спросили об этом заявлении, он был изумлён и не мог поверить, что сказал это.
Защита заявила, что Антони может быть обвинён только в преступлении против человечности, а такого понятия в финском уголовном праве нет.
14 февраля 1949 года Верховный суд Финляндии вынес Антони порицание за совершённые им действия. Антони получил материальную компенсацию за время, проведённое в заключении.
6 ноября 2000 года премьер-министр Пааво Липпонен извинился перед еврейской общиной от имени правительства и финского народа за выдачу восьми еврейских беженцев.
Финляндия и Холокост: почему финны шли в СС и зачем финские евреи воевали на стороне Гитлера
Это фрагмент письма, которое Олави Карпало и пять его сослуживцев написали в тот вечер офицеру связи и по совместительству военному священнику Энсио Пихкале. Солдаты просили старшего по званию перевести их в другое подразделение, судя по всему, боевое, поскольку там их навыки будут более востребованы.
Фотография: The National Archives of Finland
75 лет спустя письмо молодого эсэсовца обнаружил финский историк Андре Сванстрём. У него нет сомнений в том, что Олави Карпало участвовал в расстрелах еврейского населения Украины и воспринимал это как будничное и не слишком трудозатратное занятие. При этом доброволец рвался на линию фронта, чтобы там проявить себя по-настоящему. Историк Сванстрём уверен, что и для адресата, офицера Пихкала, массовые убийства не были секретом.
На находку историка Сванстрёма обратил внимание директор центра Симона Визенталя в Израиле Эфраим Зурофф. Эта организация занимается поиском свидетельств о Холокосте по всему миру, а Зурофф называет себя «главным охотником за нацистами». Он уже много лет собирает информацию о бывших нацистских преступниках и призывает к ответу тех, кто еще жив. В разговоре с RTVI Зурофф назвал письмо финского солдата «абсолютным сюрпризом». Долгое время считалось, что финны не имели отношения к кровавым зачисткам, которыми сопровождалось продвижение немецких войск.
Фотография: Darko Vojinovic / AP
В январе 2018 года доктор Зурофф написал свое письмо — президенту Финляндии Саули Ниинистё. В нем он потребовал провести историческое расследование и сообщить всему миру правду о роли финнов в Холокосте. Финские власти отнеслись к обращению серьезно, и в течение года группа историков из Национального архива страны искала и анализировала военные донесения, дневники солдат, документы из архивов России, Беларуси и Украины. 8 февраля 2019 года в Хельсинки представили объемный доклад, который детально изучил корреспондент RTVI Артем Филатов.
2. Выдача немцам евреев-военнопленных
Во время войны в финском плену оказалось около 70 тысяч советских военнопленных; среди них, по официальным финским данным, было 478 евреев. 20 тысяч военнопленных умерло от голода и плохих условий содержания, среди них было 93 еврея. Сравнительно низкая смертность среди евреев-военнопленных объясняется помощью, которую им оказывали финские евреи.
Почему финны пошли в СС
Почему финны пошли в СС?
В начале Второй Мировой войны Финляндия оставалась преимущественно аграрной страной на севере Европы. Финны в своей массе не были антисемитами, хотя бы потому что в стране насчитывалось всего около 2000 евреев. На протяжении 1930-х годов в Финляндии не было принято законов, ущемляющих права этой группы. Евреи продолжали посещать синагоги в Хельсинки, в Турку и Выборге. И кроме того, финские евреи служили в армии, которая сражалась на стороне Гитлера, но об этом чуть позже.
Обиду и ярость финны испытывали по отношению к Советскому Союзу, который после секретных соглашений с Гитлером напал на Финляндию, бомбил города и отобрал значительные территории на востоке. Зимняя война продолжалась с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940. Свыше 400 тысяч финнов были вынуждены навсегда покинуть родные края и бежать за новую границу. В том числе Финляндия лишилась второго по величине города — Выборга, который в то время был крупным промышленным и портовым центром.
Фотография: Finnish Wartime Photograph Archive / WikiCommons
Добровольческий батальон СС был сформирован весной 1941 года, этим занималась специальная комиссия при поддержке правительства Финляндии. Кандидатов спрашивали в том числе об отношении к евреям. Отбор прошли 1408 человек,среди них выходцы из захваченных СССР финских земель. Многие признавались, что хотели отомстить красноармейцам, а вовсе не убивать мирных жителей. Их отправляли в Германию, где уже немцы проводили тактическую и идеологическую подготовку.
«Дать бой „варварам с востока“ и прорваться к Волге», — такую задачу ставили добровольцам. Как вспоминает один из эсэсовцев, Олави Лиесинен, инструкции были недвусмысленными: «Русские должны быть уничтожены, даже младенцы». Тогда же гитлеровцы убеждали финнов, что убийство евреев не является преступлением.
Роль финнов в Холокосте
Роль финнов в Холокосте
Решения о проведении массовых казней принимали немецкие офицеры СС, в подчинении которых находились финны. Из доклада Национального архива Финляндии очевидно, что финские добровольцы были свидетелями массовых убийств мужчин, женщин, детей и даже младенцев. Вопрос в том, как определить степень участия в преступлениях. В некоторых случаях финские эсэсовцы стояли в оцеплении или занимались конвоированием людей, которых в течение ближайших часов ожидала смерть. Однако указаний на то, что именно военнослужащие финского батальона нажимали на курок или вставали у пулемета, — немного.
Фотография: The National Archives of Finland
Одно из таких свидетельств касается событий в селе Словита Львовской области. Немецкие войска остановили группу из 20-30 мужчин-евреев. Их обыскали, изъяли ценные вещи, привели к яме и приказали раздеться. Затем немцы поручили небольшой группе добровольцев убить евреев. Среди участников казни был служащий финского батальона Тор-Бьорн Векстрём. Он впоследствии признавался, что был вынужден выполнять приказ и специально стрелял мимо.
Некоторые финны отказывались становиться палачами. Доброволец Сакари Лаппи-Сеппяля в ходе опроса 1947 года так описывает разговор с гауптштурмфюрером СС: «Наш ротный командир был в ярости. Он не мог поверить, что мы такие трусы. Он пытался показать нам, что его солдаты заслуживают право называться мужчинами. Его мнение о финнах сразу изменилось, ведь мы оказались ни к чему не годными». В итоге гауптштурмфюрер выругался на финских добровольцев и приказал охранять евреев, пока те роют себе могилу. Лаппи-Сеппяля и его сослуживец наблюдали сцену казни от начала до конца.
Письмо Олави Карпало, с которого начинался этот текст, было написано рядом с городом Тараща, сейчас это райцентр в Киевской области Украины. В городке с населением 9000 человек насчитывалась 1000 евреев. Непосредственно военными, в числе которых дивизия «Викинг», там были убиты 200-300 евреев. Один из финских офицеров, Теуво Хатара, позднее признавался, что немцы использовали добровольцев как айнзацгруппы, более известные как эскадроны смерти. В том числе офицер описывает сожжение синагоги вместе с находящимися в ней евреями. Это произошло, когда дивизия уже двигалась в сторону Ростова. Мужчина был настолько шокирован происходящим, что вернулся в Финляндию досрочно, в 1942 году.
Фотография: WikiCommons
В докладе Национального архива есть эпизод с сожжением церкви в районе села Озерна на западе Украины. Финский эсэсовец Унто Боман «вероятно, сыграл руководящую роль», сказано в материалах, но не уточняется, находились ли внутри церкви люди. Что касается роли упомянутого выше Олави Карпало, то официально его участие в массовых убийствах оценивают как «вероятное». Но в пользу того, что этот человек выступал в роли палача, есть два аргумента: его собственное письмо и тот факт, что сразу после войны он эмигрировал в Венесуэлу. Нестандартный выбор можно объяснить не только тем, что Карпало, судя по всему, знал испанский, но и желанием скрыться от правосудия.
Перед Нюрнбергским трибуналом не предстало ни одного финна. Сразу после войны СССР готовил документы для процесса, следователи опрашивали выживших свидетелей военных преступлений и взятых в плен немцев. Самая обширная информация о дивизии СС «Викинг» содержится в Центральном военном архиве в Москве, однако даже там ничего не говорится об участии финских добровольцев в убийствах, сообщил RTVI профессор, сотрудник Национального архива Финляндии Дмитрий Фролов. Именно он работал в архивах бывшего СССР. «Я думаю, что [жители] могли с трудом понять, кто перед ними: финн, датчанин, норвежец или эстонец. Ведь форма и вооружение у всех были одинаковые», — предполагает историк. К тому же, финский батальон составлял примерно 2% от численности дивизии «Викинг».
Дорожные впечатления
Дорожные впечатления
Перенесемся в 1941 год. Олави Карпало и его 1400 сослуживцев составляли батальон «Нордост» дивизии СС «Викинг». Это была первая дивизия Гитлера, в которой служили иностранцы. На восточный фронт финны, норвежцы, датчане, фламандцы и многие другие попали сразу после нападения Германии на СССР. В первые дни похода обошлось без столкновений — дорогу расчищали наступающие подразделения Вермахта. Из грузовиков добровольцы наблюдали, что происходит, когда мирная жизнь уже разрушена. В своем дневнике один из финских солдат пишет: «Наши грузовики проносились через горящие деревни. Оттуда доносились одиночные выстрелы, иногда пулеметные очереди и взрывы гранат. Так немецкие войска зачищали местность поблизости».
Фотография: The National Archives of Finland
Но грузовики не останавливались: добровольцы были нужны дальше,на востоке. Часто вдоль дорог попадались бегущие евреи с детьми, они в ужасе шарахались от машин, из которых в их сторону были направлены автоматы. Ужас долго не проходил: колонны тянулись по несколько километров, риск умереть под колесами тоже был велик.
Земли, на которых оказалась дивизия СС «Викинг», американский историк Тимоти Снайдер позже назовет кровавыми. К лету 1941 года в Украине насчитывалось 2,5 миллиона евреев. По большей части они жили в Виннице, Житомире, Львове, Каменец-Подольском. За первые 7 месяцев войны непосредственно в Украине были убиты 300 тысяч евреев. То, что наблюдали добровольцы из своих грузовиков — и был Холокост.
Депортация евреев из финляндии
Евреи в довоенной Финляндии.
В Финляндии испокон веку евреев не было. Отдельные купчишки, лекаришки и прочие шарлатаны, приезжавшие в портовые города (Оулу, Выборг) не в счет. Первые евреи, поселившиеся в стране, были 'николаевскими' солдатами из кантонистов, отслужившими свои 25 лет здесь же, в Финляндии. Но их хорошо если наберется сотня. Гораздо больше прибыло в Финляндию после революции. Всего к концу 1930-х в стране числилось около 1700 религиозных евреев в составе трех общин (Хельсинки, Виипури, Турку), плюс несколько сотен "невоцерковленных", которых специально никто не считал. Доля евреев в 3.5-миллионном населении Финляндии составляла 0,05%. После прихода к власти Гитлера, евреи естественно стали разбегаться из Германии. Практически все страны Европы приняли сколько-то "евробеженцев". Из них Финляндия была наверное на последнем месте: ссылаясь на то, что ее первейший долг - принимать беженцев с востока, из СССР, она отказывала большиству переселенцев из Германии. И это были не просто отмазки: за межвоенные годы в страну прибыло через советскую границу 12 тыс финнов, карел и русских. Всем им оказывало помощь государство. Евреев за это время приняли менее 200 человек (для сравнения, в Швецию - свыше 2 тыс). С особо наглыми поступали достаточно жестко. Так, в августе 1938 года 60 австрийских евреев, прибывших на пароходе 'Ариадна' в Хельсинки, были отправлены тем же пароходом обратно в Штеттин. Национализм, включая его крайне правые формы, в Финляндии конечно был, но массовой поддержкой не пользовался. Партия "Патриотическое народное движение" (до 1932 года - Движение Лапуа) получило на предвоенных выборах только 6,7% голосов. Причем оно выступало против всех иностранцев, не выделяя евреев из общей массы "ненаших".
Зимняя Война
Как было выше сказано, большинство финских евреев были эмигрантами из России, и Советскую Власть, естественно, не любили. Поэтому с началом войны против СССР никаких моральных дилемм у них не было: они пошли не только воевать со старыми врагами, но и защищать свою новую Родину, считая это справедливой ценой за место в финском обществе. Около 200 евреев находилось на передовой, и 13 человек из них погибли в боях. Напомню, это примерно из 2000 - каждый десятый встал в строй. Даже больше, чем собственно у финнов (250 тыс из 3.5 млн). Евреи служили в разных войсковых частях. В 10-м пехотном полку, состоявшем в основном из бойцов шведского происхождения, было подразделение, где больше половины составляли евреи. Полк оборонял районы Харанпаанниеми и Виланиеми на Карельском перешейке. Бои там были жестокие, многие офицеры погибли. Тогда сержантов-евреев Натана Майшлича и Рафаила Штайнбока произвели в лейтенанты и поставили командовать ротами. До войны они оба обучались в школе офицеров запаса, но ушли в армию в самом конце курса, не успев получить диплом. В марте 1940 года, когда советские войска подошли к Виипури (Выборгу), все еврейское население города - около 300 человек - покинуло его вместе с финской армией. Немало евреев из оккупированных немцами Нидерландов, Бельгии и Польши также пошли добровольцами в финскую армию - ведь участие в войне давало им право убежища, хотя бы временного. А когда Зимняя война закончилась, большиство отказались выезжать из страны. Отношение властей к таким волонтерам было подозрительным - троих даже обвинили в коммунизме и симпатиях к СССР и посадили в тюрьму, но большинству позволили остаться и дали разрешение на работу. Уже имевшие вид на жительство евреи, служившие в армии на общих основаниях, после войны тоже почувствовали улучшение отношения к себе. Финны оценили их готовность защищать новую Родину и разделить ее судьбу. Действительно, редчайший случай - в момент опасности евреи не побежали из "этой стганы". Правда, и бежать-то было тогда особо нЕкуда. Впоследствии некоторые евреи-беженцы, въехавшие в Финляндию нелегально и интернированные, после Зимней войны были освобождены. Дух единения всех финнов - "Talvisodan henki" - коснулся и иммигрантов, переживших со страной эти тяжелые времена.
С другой стороны фронта
Война-продолжение
Евреи на войне
Шведы и евреи
Саломон Класс
Лео Скурник
Дина Полякофф
Братья Юутилайнен
О военнопленных
После войны
Когда Финляндия подписала перемирие с союзниками, война против СССР превратилась в войну против немецких войск, занимавших Лапландию. Переход страны в антинацистский лагерь ликвидировал моральную проблему, существовавшую у финских евреев. В День независимости Финляндии 6 декабря 1944 года маршал Маннергейм посетил хельсинкскую синагогу, что было воспринято как жест извинения перед евреями за участие в войне на стороне Германии. В синагоге Маннергейм почтил память финских солдат-евреев, павших во Второй мировой войне. Он также дал понять, что финские солдаты-евреи, переживавшие эту войну, выполняли свой патриотический долг по защите независимости Финляндии и не несли вину за немецкие преступления. Тем не менее, чувство нечистой совести из-за войны на стороне Германии не покидало финских евреев после второй мировой войны. Очень много финских евреев - ветеранов приняли участие в Войне за независимость Израиля - 29 человек (для сравнения: лишь несколько шведских евреев отправилось воевать в Израиль в 1948 году). Возглавлял их уже известный нам Саломон Класс. Впоследствии в Израиле ветераны Войны-продолжения скрывали свое участие в этой войне, не поддерживали контактов с евреями, пережившими Холокост, и не участвовали в церемониях памяти Холокоста, а порой и вообще сторонились центрально- и восточноевропейских евреев. С другой стороны, евреи, оставшиеся в Финляндии, с гордостью носили финские воинские награды и подчеркивали свое участие в войнах своей страны. Финляндия была одной из стран, через которые поддерживались неформальные контакты между Израилем и Советским Союзом (прямых дипотношений не было до 1991 г). Финляндия участвовала в миротворческой деятельности ООН на Ближнем Востоке. Уже известный нам генерал Э.Силасвуо на протяжении многих лет возглавлял корпус наблюдателей ООН; финский континент входил в состав Временных сил ООН в Ливане. Любопытен следующий факт. В 1972 году предстояло избрание нового главы ООН. Финляндия предложила Макса Якобсона, еврея по происхождению, который в 1965-1972 гг. являлся постоянным представителем Финляндии в ООН. Но советское руководство, учитывая позицию своих арабских союзников, предпочло избрать на пост Генерального секретаря ООН австрийца Курта Вальдхейма, являвшегося в годы Второй мировой войны офицером войск вермахта в Югославии и принимавшего непосредственное участие в уничтожении югославских партизан. Для Москвы кандидатура бывшего гитлеровца оказалась предпочтительней еврея Макса Якобсона, и он был провален при голосовании.Послесловие
Погром
Погром
Первый погром финны увидели во Львове. Доброволец Мартти Ууси-Якколла прибыл в город в 11 утра 1 июля 1941 года. Эсэсовцев встречали с цветами, девушки в национальных костюмах улыбались и бросали в воздух ленты. И совсем рядом уже шли погромы: «Люди были в ярости, они выволакивали оставшихся евреев на улицы и били их без всякой жалости. Даже дети и старики не получали никакого прощения». Доброволец в своем дневнике нашел объяснение происходящему: «Ненависть к евреям сильна, но это не удивительно, если подумать, что они здесь сделали». Ууси-Якколла ссылается на слова своего сослуживца, который видел горы трупов, якобы убитых евреями и русскими, перед тем как они покинули город.
Фотография: WikiCommons
По имеющейся информации, финские добровольцы СС не убивали евреев во Львове. Напротив, как отмечают историки, у многих осталось тяжелое впечатление от увиденных злодеяний. Единственное, что упоминают в дневниках финны — участие в разграблении магазинов, в том числе винных. В дальнейшем именно алкоголь станет основным способом пережить травмирующий опыт.
Впрочем, дивизия двигалась стремительно, обычно останавливаясь в одном месте не более чем на день. Везде примерно одна и та же картина: после нескольких часов на марше добровольцы прибывали в украинский городок или село. Там потные, почерневшие от пыли и копоти мужчины наконец-то выпрыгивали из грузовиков. Часто эсэсовцев уже встречали готовые к погромам местные жители. Обычно евреи составляли четвертую или пятую часть всего населения. На улицах были слышны крики, плач, в домах насиловали женщин и девушек, дети тщетно искали родителей, мародеры тащили все, что можно.
При этом конвейерное убийство евреев могли организовать и осуществить только военные, число их жертв доходило до нескольких сотен человек в день.
Читайте также: