Афон в абхазии святые места
Новый Афон (абх. Афон ?ыц) - город в Гудаутском районе Абхазии.
Ранние названия - Псырцха, Анакопия. Находится на побережье Чёрного моря. Население - 1,3 тыс. человек (2003).
В Новом Афоне находится множество достопримечательностей, памятников природы и истории:
- Новоафонский монастырь и монастырский комплекс
- Грот и храм апостола Симона Кананита в ущелье реки Псырцхи
- На вершине Иверской горы - развалины древнего храма и Анакопийской крепости (цитадели)
- Под Иверской горой и в окрестностях Нового Афона имеется ряд карстовых пещер, в том числе открытая в 1961 Новоафонская пещера
- Приморский парк с системой прудов, питаемых водами реки Псырцхи (знаменитое озеро с лебедями)
- Водопад и электростанция, построенная в 1902 г.
- Генуэзская башня - фрагмент укреплений Анакопии XI-XIII веков
- Покровская церковь
Город имеет древнюю историю. Первые упоминания о нём относятся к III веку - уже тогда Анакопия была крупнейшим торговым пунктом. Раскопки показывают высокий уровень материальной культуры жителей Анакопии.
В V веке абхазы построили на Иверской горе крепость, названную Иверской.
В конце VIII века абхазский владетель Леон II, воспользовавшись внутренними смутами в Византии, объявил себя независимым абхазским царём. При нём Анакопия стала столицей Абхазского царства и оставалась ею до перенесения царской резиденции в город Кутаиси.
На территории Нового Афона существовала генуэзская колония Никопсия.
В 1874 году в Псырцху прибыли русские монахи из Пантелеймоновского монастыря Старого Афона в Греции, которые в 1875 у подножия Афонской горы основали монастырь, названный Ново-Афонским Симоно-Канонитским.
Во время русско-турецкой войны 1877-78 года строительство монастыря было приостановлено; завершено строительство было в следующем, 1879 году.
В 1880 году монахи построили винодельческий завод.
Музей боевой славы
В 1888 году монастырь посетил Александр III. В честь этого события, на месте встречи царя с настоятелем монастыря, монахи построили часовню и разбили Царскую аллею.
В 1890-х годах Новый Афон превратился в крупнейший религиозный центр на черноморском побережье Кавказа.
В 1924 году правительство Советской Абхазии закрыло Ново-Афонский монастырь из-за того, что монахи противодействовали новой власти.
30 сентября 2002 года в Новом Афоне состоялось открытие мемориального памятника-музея, посвящённого погибшим во время грузино-абхазской войны 1992-93 года.
Новый Афон
Я расскажу о том, как полезно иногда идти по дороге, не зная, куда она тебя приведёт. Мой путевой очерк — об известных и в то же время неизвестных святынях Нового Афона. Буду очень рада, если кто-то пройдёт моим маршрутом и увидит своими глазами это удивительное место, которое довелось увидеть мне.
Новоафонское утро. Солнце еще не показалось из-за гор, лишь небо посветлело. Но петухи уже вовсю стараются перекричать друг друга. По объему глотки российские петухи, очевидно, уступают абхазским. Эти птички начинают петь с четырех утра, не давая нам выспаться. Но благодаря им наш день начинается раньше, а, как известно, кто рано встает, тому Бог подает. И мы это на себе испытали еще как.
Сейчас, когда нет еще и семи утра, хозяйки в домах уже хлопочут на кухне, хозяева пьют чай на веранде (наверняка с инжировым вареньем — сейчас как раз сезон этих сладких фиолетовых луковиц). До обеда, пока нет сильной жары, им многое надо успеть: например, сходить на рынок за овощами или починить винную бочку. Как во всех жарких странах, местные жители в полуденный зной стараются не высовывать нос из тени.
Дорога к паровозу
…Мы продолжаем подниматься вверх — «Куда-нибудь эта дорога да приведет». Поворачивать назад не хочется: а вдруг за следующим поворотом покажется то, ради чего стоит попотеть, карабкаясь в гору?
За поворотом, действительно, показался пока всего лишь указатель: «Дорога к паровозу. 4 км». “Что за паровоз? Здесь есть железная дорога? На горе?”, — закрутились в уме вопросы.
Забегая вперед, скажу: как позже мы выяснили, тропа, по которой мы так уверенно поднимались, ведет на вершину горы, где до революции было монастырское хозяйство. Александр III подарил монастырю музыкальные куранты, которые и сейчас висят на колокольне в центре западного корпуса и паровоз. В обители функционировала своя узкоколейная железная дорога. Паровоз производства немецкого завода Юнг предназначался для того, чтобы приводить в движение канатную дорогу, соединявшую Иверскую гору с монастырём. По другой версии, в вагонетках переправляли наверх строительные материалы – там велось строительство монастырского хозяйства, а сверху спускались дрова для монастыря. Об остальном – как и почему этот паровозик остался стоять на горе по сей день, куда делась узкоколейка – гугл умалчивает, а местные и вовсе не знают.
Судя по тропке, довольно нахоженной, к паровозу все же ходят люди, но мы поднимаемся уже больше часа и пока не встретили ни души. Панорама города скрылась за зеленым занавесом. Тропинка стала менее крутой, затем совсем пологой. Мы проходим мимо бамбуковой рощи и выходим к деревянной изгороди с воротцами. Это пасека – за изгородью рядками гудят ульи.
… Слышится монотонный звон, и по мере того, как мы идём вперед, звон усиливается. Звонят будто в несколько маленьких колокольчиков. На залитой солнцем лужайке мирно пощипывают травку несколько буренок, а чуть дальше стоит паровоз.
Ближе к небу
Здесь, среди леса, на высоте полкилометра (530м) над уровнем моря, увидеть дореволюционный паровоз – все равно что в пустыне наткнуться на подводную лодку. Для полной картины не хватает рельсов и дыма из трубы. Именно такие паровозики мы видели в детских книжках, мультфильмах и — иногда — на детских площадках. А этот – подойдя поближе, мы разглядели, — весь ещё и изрешечен пулями, бедняга.
Мы скинули рюкзаки с плеч, и, оглядевшись, поняли, что стоим в центре заброшенной усадьбы. Чуть правее белеют руины какого-то здания, увитые плющом, еще подальше – почти целый каменный дом с арками окон и дверей, а рядом с домом – поросший мхом каменный колодец. По расположению деревьев и кустарников нетрудно догадаться, что рассажены они рукой человека в определённом порядке. Аллея тополей-свечек ведет вглубь усадьбы, а слева стройными рядами растут яблони. По всему, когда-то это был прекрасный плодовый сад. (И действительно, кроме яблонь мы обнаружили инжировые и грушевые деревья, айву и виноград – правда, ещё недозревший).
Но мы были не одни. В воздухе всё гудел бубенчиковый звон. Коровы заинтересовались нашим присутствием и пожелали знакомиться. И если бы не они, наверное, от нашего взгляда ускользнула бы еще одна необычная деталь: это пулемет, о который одна из стада коровка решила почесать шею. К сожалению, определить, что это за пулемет и, хотя бы приблизительно, какого времени, мы не смогли. Вполне возможно, что он стоит здесь с войны 1992–93 гг. Когда солнце так радостно светит и звенят бубенчики, совершенно не верится, что война была и здесь, в этом мирном уголке.
Как позже мы узнали, эта поляна, заброшенный сад, пасека и полуразрушенные постройки, – все это – одно из горных монастырских хозяйств. В 1924 году монастырь закрыли за “контрреволюционную деятельность”, а насельников расстреляли. Одно из таких мест расстрелов — та самая солнечная лужайка с паровозом — немым свидетелем мученической кончины монахов.
…Мы не знаем, сколько мы пробыли в этом месте. Нам показалось, что время измеряется не минутами, а как-то иначе. Здесь… благодатно – по-другому не скажешь. Наверное, оттого, что ближе к небу.
С 2012 года Новоафонский монастырь находится в руках раскольников
Путеводитель: Страна Души и её православные святыни
Немного краеведения
В практическом и официальном обиходе Абхазии используются как абхазский, так и русский языки. Население республики составляет примерно 240 000 человек. Также многие выходцы из Абхазии, исповедующие ислам, сегодня проживают в Турции и других мусульманских странах и имеют устойчивые связи с Родиной.
Православие в Абхазии сегодня
Православие в Абхазии переживает не лучшие времена. С одной стороны, абхазские приходы юридически относятся к канонической территории Грузинской Православной Церкви. С другой стороны, грузинские священнослужители в большинстве своём были изгнаны с территории республики в ходе грузино-абхазской войны. Многие святыни Абхазии были ограблены и повреждены грузинскими войсками, что вызвало негодование местных жителей.
Поэтому, фактически Абхазская Православная Церковь (временный управляющий иерей Виссарион Аплиаа) стремится перейти в юрисдикцию Московского патриархата. Священники для абхазских приходов сегодня учатся и рукополагаются в России, а за богослужением здесь поминают имя патриарха Московского и всея Руси.
Кроме того, часть клириков Абхазской Православной Церкви, во главе с архимандритом Дорофеем (Дбаром) ушла в раскол и стремится получить автокефалию от Константинопольского патриархата. Им подконтролен Новоафонский монастырь и несколько храмов в других населённых пунктах.
Природа Абхазии
Природа станы составляет её заслуженную гордость. Большая часть территории Абхазии имеет горный рельеф. Наиболее высокая гора республики, Домбай-Ульген, поднимается на 4048 метров над уровнем моря. Многие горные склоны украшены водопадами.
Морские пейзажи, бурные реки, вершины гор и субтропическая растительность сделали Абхазию исключительно живописной. Пицунда добавит к этому колориту знаменитые реликтовые сосны, кедры, кипарисы и эвкалипты.
Немного истории края
Примерно в это время в землях абазгов проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. После его проповеди христианство здесь постепенно забывалось, до начала эпохи гонений. Во II-IV веках Абхазия часто бывала местом ссылки христиан. В IV веке христианство в Абхазии распространилось настолько, что епископ Питиунта в 325 году принимал участие в Первом Вселенском соборе.
Позднее Абхазия пребывала под властью Византии, подвергалась набегам арабов, содержала торговые форпосты генуэзцев. В VIII-X веках была самостоятельным царством и владела даже частью Западной Грузии. В X-XV Абхазия находилась в составе объединённых грузинских княжеств.
В период, примерно с XIII по XIX столетия, Абхазия имела своего католикоса-патриарха (к канонической территории которого относились также княжества Западной Грузии), который с течением времени перенёс кафедру в Имеретию. Здесь линия католикосов прервалась в XIX веке.
В XV-XVIII веках земли Абхазии попали под власть Турции, проводившей политику насильственной исламизации местного населения. В результате череды восстаний, абхазы смогли освободиться от власти Турции и принять русское подданство в начале XIX века. При этом, значительная часть местных жителей, исповедовавшая ислам (махаджиры), была выдворена в Турцию.
В XX столетии, Абхазия была включена центральными властями СССР в состав Грузинской ССР, что очень не нравилось местному населению. После распада Советского Союза, Апсны вышла из подчинения Грузии. В 1994 году была провозглашена независимость республики, а позднее был заключён договор о стратегическом партнёрстве с Россией.
Православные святыни Абхазии
Для удобства ориентирования паломников, постараемся расположить святыни в порядке их географического местоположения при путешествии с северо-запада на юго-восток республики:
Гагры. Здесь можно посетить пещеру местночтимого святого Ипатия Гагрского. Преподобный отшельник (не путать со священномучеником Ипатием Гангрским) подвизался в пещере в ущелье горы Мамдзышха.
Пицунда знаменита своим огромным собором, где в средние века совершали богослужение католикосы-патриархи Абхазии и Имеретии. В советское время собор, из-за своей уникальной акустики, был переделан в концертный зал. Здесь был установлен огромный орган, послушать который и сегодня собираются полные залы туристов.
Также на территории собора расположена небольшая действующая православная церковь, сохранившаяся с X века, развалины более крупного православного храма, в которых летом на выносном престоле также совершаются богослужения, и музей.
Лыхны. Древний Успенский храм в селе Лыхны (когда-то столица Абхазского царства), построенный в X-XI веках. Действующий православный храм, где расположена усыпальница князя Сафарбея Чачба-Шервашидзе, при котором Абхазия вошла в состав Российской империи.
Монастырь не только является красивейшим архитектурным комплексом с прекрасными храмовыми росписями, но имеет и целый ряд технических достопримечательностей, построенных при покровительстве русских императоров – собственную ГЭС и железную дорогу, по которой в обитель подвозили дрова, строевой лес и другие грузы.
В настоящее время монастырём управляют раскольники во главе с запрещённым в священнослужении архимандритом Дорофеем (Дбаром), поэтому посетить обитель будет небезынтересно, но оставаться на богослужения в монастыре и относящихся к нему храмах не стоит.
На Иверской горе Нового Афона расположена одноимённая часовня и святой источник, который появился здесь, согласно Преданию, по молитвам монахов Пресвятой Богородице.
Помимо монастыря, в Новом Афоне находятся несколько святынь, связанных с апостолом Симоном Кананитом (Зилотом), которым обязательно стоит поклониться. Апостол проповедовал в Абхазии и здесь же принял мученическую кончину.
В Новом Афоне вы можете посетить пещеру апостола Симона, валун с отпечатком стопы святого, поклонный крест на месте его кончины, а также храм, где хранились его мощи.
Команы. На подъезде к этому селу, расположенному в 15 километрах от Сухума на западном берегу реки Гумисты, находятся источник и место кончины святого мученика Василиска (IV век).
По дороге в Команы автобус с паломниками обязательно свернёт вправо. Буквально в 50-80 метрах от основной дороги вы увидите бетонную лестницу, ведущую вверх на небольшую горку. На вершине горки стоит часовня святого Василиска. Здесь же под слоем камней погребено и тело мученика.
Под горкой, чуть в стороне, из скалы бьёт святой ключ. По легенде, именно у основания ключа святой и принял свою мученическую кончину. Православные христиане окунаются в источник, набирают воду и молятся святому Василику, прежде чем продолжить свой путь в Команы.
В Команах верующих ожидает иной святой – архиепископ Константинополя Иоанн Златоуст. Именно здесь он предал Богу душу, не снеся тягот путешествия в ссылку.
В XI веке на месте кончины святителя был построен небольшой храм, посвящённый святителю. Позже, он пришёл в упадок и разрушился, как и основанный в этих местах в конце XIX столетия женский монастырь. Но в 1991 году Златоустовский храм был отстроен заново – с использованием материалов и фундамента древней церкви и по её образцу.
В одном из пределов команского храма выставлен для поклонения первый каменный саркофаг, в котором похоронили «великого каппадокийца». Судя по гробу, великий святитель был совсем невелик ростом – примерно 140-150 сантиметров…
Наконец, в нескольких километрах от храма во имя святителя Иоанна Златоуста находится место третьего обретения главы Иоанна Крестителя. К нему можно добраться, если вы приехали в Команы в рамках джип-тура.
В период расцвета иконоборчества в Византии в VIII столетии, святую главу Предтечи Спасителя тайно вывезли и спрятали близ Коман, чтобы спасти от поругания. Главу нашли и вернули в Царьград примерно через 100 лет, когда иконоборческая ересь окончательно была побеждена.
Сухум. Собор в честь благовещения Пресвятой Богородицы в Сухуме. Действующий православный кафедральный собор, в котором совершает богослужения временный управляющий православными приходами Абхазии иерей Виссарион Аплиаа.
В Драндах монахи мужского монастыря восстанавливают строения древней епископской резиденции. Местный Успенский собор был построен ещё в VIII столетии. Позже здесь был основан целый комплекс с больницей, кузницей, типографией, несколькими скитами и храмами, мастерскими и школой, который был закрыт и разграблен с приходом советской власти.
Сейчас, одно из помещений на территории бывшего монастыря отгорожено и приспособлено под единственную в Абхазии тюрьму. Остальные же строения иноки постепенно восстанавливают. Так, Успенский собор уже является действующим.
Моквы. Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Моквах, где были погребены многие абхазские архиереи, священники и представители знати.
В селе Илор в нескольких километрах от Очамчыры находится храм, посвящённый святому великомученику Георгию Победоносцу. Сегодня здесь можно поклониться иконе святого великомученика Евстафия Апсильского, а раньше в храме находились кованые из серебра чудотворные образы, один из которых принадлежал великомученику Георгию Победоносцу.
На данный момент чудотворные иконы и другие сокровища илорского храма утрачены, а когда-то местные жители не только творили молитву перед ним, но и давали обеты, которые обязательно старались исполнить.
Советы путешественникам
Добраться до городов Абхазии легко огромным количеством способов: на рейсовом морском катамаране, от Сочи или Туапсе; на поезде из нескольких городов России (например, Москва-Сухум, Санкт-Петербург-Сухум); на электричке из Адлера, на собственном автомобиле через КПП «Псоу». На автобусе от КПП «Псоу» (15 минут на такси от аэропорта Адлера, Сочи). Самолёты в Апсны не летают. Ближайший аэропорт – Адлер (Сочи).
В республике вы можете поселиться в комфортабельных отелях и пансионатах, в рамках заранее купленного тура, но если совершаете паломничество самостоятельно, то достаточный уровень комфорта сможете получить и в частных гостиницах, коих местные жители содержат великое множество.
Если помимо посещения святынь вы хотите отдохнуть на природе, то лучше поселиться в Пицунде (уникальный микроклимат реликтового сосняка и моря) или далее на юго-восток – в Новом Афоне или Сухуме, так как Гагры находятся слишком близко от Сочи и море здесь ещё не такое чистое. Со своей стороны, как базу для дальнейших путешествий внутри страны, рекомендую Пицунду и даже конкретный гостевой дом на Лесной 9А, от которого имею личные положительные впечатления.
В зависимости от выбора, который вы сделали с жильём, питаться вы сможете либо с кухни отеля, либо в местных кафе. Также рекомендую присмотреться к местному рынку – в большинстве гостевых домов вы можете пользоваться и кухней, так что рынок позволит вам сэкономить.
Снять здесь деньги с российской банковской карты в Абхазии можно, но только с небольшой комиссией, а вот безналичные платежи совершенно не развиты. Пользоваться своей сим-картой возможно только в роуминге. Поэтому лучше брать с собой в путешествие побольше наличности и приобрести местную сим-карту.
Также советую быть внимательным на дорогах. Абхазы, хотя и стараются водить аккуратно, не являются приверженцами правил дорожного движения. Как они говорят сами, «водят по понятиям». Дополнительно усложняет передвижение автотранспортом горный рельеф. Часто из-за поворота встречную машину можно просто не увидеть.
Экскурсии к святыням вы сможете заказать в любом городе Абхазии. Поскольку туристических фирм в республике несколько, выбрать маршрут, интересный для себя, вам будет нетрудно.
Внимание! Местный экскурсоводы замечательно описывают природные красоты Апсны, но об истории христианства в республике и её святых местах знают крайне мало. Также мало о местных святынях смогут рассказать и работники храмов. Поэтому перед поездкой в Абхазию лучше приобрести хороший путеводитель для паломников.
Сопровождающие гид фото взяты из открытых источников и автору текста не принадлежат.
Режим работы и правила посещения монастыря
Посещать можно все храмы комплекса. Внутри можно фотографировать без вспышки. Так как монастырь является действующим, вход на его территорию рекомендован в скромной одежде, с закрытыми плечами и коленями, женщинам — с покрытой головой. Если не оказалось при себе платка или длинной юбки, на входе их предоставят бесплатно. Службы проводятся на трех языках — абхазском, греческом и русском.
На территории монастыря находятся торговые палатки, где можно купить воду, еду и сувениры на память. Также там продается продукция монастырского хозяйства — мед, травяные веники, варенье и т. п.
Купола и пальмы
Монастырь для посетителей открывается в 10.00. Когда мы подошли к стенам монастыря, на часах не было и девяти. У входа на ступенях сидело несколько человек. Праздно слоняться у закрытых ворот не хотелось, и мы решили осмотреть окрестности. Обогнув монастырь, мы вышли к развилке двух дорожек, одна из которых вела вниз, ко храму Симона Кананита, а другая уходила вверх, за поворот. Мы выбрали последнюю и, нимало не заботясь, куда она нас приведет, зашагали в гору.
Места эти имеют богатейшую историю и множество исторических наименований: Трахея, Анакопия, Псыртсха (по названию реки), Никопсия… “Новым Афоном” это место стало называться только в XIX веке, когда русские монахи со святой горы Афон приплыли, чтобы основать здесь обитель. В то время положение русских на Афоне было незавидным: греческое духовенство притесняло русскую братию и даже хотело тайно вывезти их на турецком корабле в Малую Азию. Тогда-то игумен русского Свято-Пантелеймоновского монастыря архимандрит Макарий и обратился к русскому послу в Константинополе графу Игнатьеву с просьбой ходатайствовать перед российскими властями об «уголке земли на Черноморском побережье», чтобы постороить там новую обитель.
…Дорога ведет нас мимо ветхих домов с заколоченными окнами. Чем выше, тем заброшенней становится местность. Тишина и запустение. Переспевший виноград, свисающий гроздьями с изгородей, уже давно никто не собирает; инжир опадает прямо в кадушку с водой. Ни души. Только изредка собаки встречают нас заливистым лаем.
Дома здесь были когда-то добротные, да и сейчас, при починке, могли бы стать вполне сносными. Только вряд ли кто-то возьмется за них: все перебираются ближе к морю — в горах делать нечего. Там, внизу, можно надеяться хоть на какой-то заработок с курортного бизнеса – торговли мороженым, шашлыком и надувными кругами.
Оборачиваемся назад: открывается живописный вид. Монастырь виден как на ладони — и не скажешь, что рассчитан на 3000 человек!
Отсюда он кажется стоящим совсем на берегу, между тем над уровнем моря он возвышается на 73 метра. Сейчас мало кто представляет, сколько трудов было положено на устройство этих мест. Братия под началом иеромонаха Иерона рубили лес, расчищали непроходимые заросли, срывали каменистые горы, засыпали пропасти и ущелья. Чтобы начать строительство, прежде нужно было срезать несколько десятков тонн горной породы. Все это делалось, разумеется, вручную. Были приглашены архитекторы, инженеры, художники – масштабы стройки по тем временам были грандиозные.
А если присмотреться, еще ниже, почти у самого берега различимы очертания монастырских прудов с лебедями (разумеется, лебедей с такой высоты не видно, но мы-то знаем, что они есть). Пруды обсажены плакучими ивами, олеандрами, кустами жасмина, финиковыми пальмами. Туристы очень любят этот парк, приходят туда покормить хлебным мякишем лебедей. Сейчас, конечно, все позабыли, что пруды эти тоже принадлежали когда-то монастырю и появились они стараниями иеромонаха Иерона и братии. Сегодня там расположились различные кафе и рестораны.
Удивительно, как здесь одна эпоха наслаивается на другую! Напоминают о советском прошлом скульптуры спортсменок-комсомолок, фонтанчики и уже позеленелые перила. Но где застыло время, так это в столовой напротив парка, где можно плотно пообедать в лучших традициях общепита за каких-нибудь 150 рублей.
Сквозь весь этот совок проглядывает и другое время. Кипарисовая аллея, ведущая от храма Симона Кананита к монастырю, до сих пор зовется «царской». Августейшая семья присутствовала здесь при закладке Пантелеимоновского храма в июне 1888 года. Об этом событии говорит и мемориальная доска неподалеку от водопада, который, кстати, также соорудили иноки.
Подумать только: побережье было когда-то заболоченным и поросшим субтропическим лесом, буквально несколько рыбацких хибар и – ничего больше. Сейчас мало кто помнит архимандрита Иерона с братией, которые трудились не покладая рук, возделывая эту дикую территорию.
Категория:Абхазия
<"format":"leaflet","minzoom":false,"maxzoom":false,"limit":50,"offset":0,"link":"all","sort":[""],"order":[],"headers":"show","mainlabel":"","intro":"","outro":"","searchlabel":"\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b","default":"","import-annotation":false,"width":"auto","height":"400px","centre":<"text":"","title":"","link":"","lat":43.15002259999999978390405885875225067138671875,"lon":41.22997860000000258651198237203061580657958984375,"icon":"">,"title":"","label":"","icon":"","lines":[],"polygons":[],"circles":[],"rectangles":[],"copycoords":false,"static":false,"zoom":8,"defzoom":14,"layers":["OpenStreetMap"],"image layers":[],"overlays":[],"resizable":false,"fullscreen":true,"scrollwheelzoom":true,"cluster":true,"clustermaxzoom":7,"clusterzoomonclick":true,"clustermaxradius":80,"clusterspiderfy":true,"geojson":"","clicktarget":"","showtitle":true,"hidenamespace":false,"template":"","userparam":"","activeicon":"","pagelabel":false,"ajaxcoordproperty":"","ajaxquery":"","locations":[,,,,,,,,,,,,],"imageLayers":[]>
Как добраться до Новоафонского монастыря в Абхазии
Новоафонский монастырь расположен на небольшом удалении от основных курортных городов Абхазии. Добраться до него можно несколькими способами.
- из г. Новый Афон можно добраться пешком — монастырь и гора видны из всех точек городка
- из Сухума, Пинцунды и Гудаутына автомобиле: по трассе E60 Tbilisi — Senaki — Leselidze Hwy. Путь займет от 30 минут до 1 часа.
Маршрут из Сухума — Google Maps:
Из Пицунды:
Из Гудауты:
- из Сухума, Пицунды, Гудаутына автобусе или маршрутном такси до г. Новый Афон (указано направление на лобовом стекле). Доехать до остановки «Ракушка», что напротив центральной площади. Оттуда — пешком.
Также можно воспользоваться такси: Такси GT (местный недорогой перевозчик), GettTaxi и другими.
Кроме того, Новоафонский монастырский комплекс входит в большинство организованных экскурсий.
Полный список достопримечательностей Абхазии можно найти в одноименном разделе — с его помощью удобно намечать собственную культурную программу поездки, а так же заочно знакомиться со страной.
ТОП 20 - Достопримечательности Нового Афона
Краткое описание
Новый Афон — старинный курортный город в Абхазии на побережье Чёрного моря. Он упоминается в летописях III века как поселение Анакопия, или Трахея, где жили абазги — предки современных абхазов. В VIII веке Анакопию захватили генуэзцы и основали Никопсию. В XVI столетии местность оказалась во власти Османской империи. В XIX веке сюда перебрались русские монахи с греческой Святой Горы Афон и возвели Новоафонский монастырь, который дал городу новое имя.
Сейчас здесь проживает около двух тысяч человек. Курорт находится в 80-ти км от российской границы и славится красивейшей природой, субтропическим климатом, чистым морем и множеством достопримечательностей.
Сэкономьте на путешествии:
1. Новоафонский монастырь
В 1875 году на горе Афон монахи начали строить мужской православный монастырь в честь апостола Симона Кананита. Святой основал в Абхазии древнейшую христианскую общину. По легенде благодаря его проповедям здесь перестали приносить младенцев в жертву богам. Строительство монастырского ансамбля в неовизантийским стиле завершилось в 1900 году.
Обитель состоит из двух частей. В нижней части стоит храм Покрова Пресвятой Богородицы. В верхней части двухэтажные монашеские корпуса образуют четырёхугольник, в центре которого стоит главный храм — Пантелеймоновский собор. Он увенчан пятью куполами, боковые главки расположены по осям пространственного креста. На внутренних стенах и потолках сохранились богатые росписи, а 50- метровая колокольня украшена музыкальными курантами, которые были подарены обители императором Александром III. Он посетил монастырь в 1888 году вместе с сыном, будущим царём Николаем II. Главная святыня собора — чудотворный крест с частицей Древа животворящего креста Господня.
История Новоафонского монастыря
Место, где расположен монастырь, известно более 2000 лет как религиозный центр и тесно связано с именем святого Симона Кананита — апостола Христа, который проповедовал христианство среди местного населения и был убит римскими легионерами в I веке н. э. Симон Кананит жил в небольшой пещере близ современного монастыря, молитвы возносил в расположенном неподалеку гроте, рядом с ним и был похоронен. С тех пор это место почиталось верующими людьми, как святое.
Это уединенное место в XIX столетии приметили греческие монахи, которые, спасаясь от гонений и войн на территории Старого Афона в Греции, попросили русского императора Александра II предоставить им место для молитв вдали от бурных политических событий. Им были выделены земли у подножия и сама гора Новый Афон, на которой в 1875 году и началось строительство монастыря. Прерываемое войнами, оно завершилось только к началу XX века. Однако первые постройки и храмы были созданы за несколько лет.
Новоафонский монастырь стал известен во всем мире. Этому способствовала и своеобразная преемственность абхазского Афона у греческого. Монашеская братия, не жалея сил, обустраивала территорию монастыря и подъезды к нему: всего за несколько десятков лет на месте бездорожья появились мощеные мостовые и даже пристань, были созданы аллеи и парки, а также искусственный водопад. У монастыря появилась одна из первых в Российской империи гидроэлектростанций, с помощью которой монахи полностью обеспечивали себя необходимым электричеством.
При монастыре находились ремесленные мастерские — столярные, кузнечные, слесарные, кожевенные и многие другие. Монахи разводили пчел, занимались сельским хозяйством и садоводством. Одной из диковинок стали сады, где выращивали апельсины, лимоны и оливки.
Также монастырь активно помогал сиротам, открывая школы и давая детям приюты, необходимую еду и медикаменты.
XX век принес монастырю запустение: он успел послужить и резиденцией для верхушки власти, и госпиталем, но большую часть времени был заброшен. И только с 1994 года начал возрождаться. В настоящее время монастырь действующий, принимает паломников и туристов всего мира. Он является еще и центром духовного образования — с 2001 года здесь находится духовное училище.
Сбежавший жених
Не так много на земле апостольских мест, где проповедовали ученики Спасителя. И Новый Афон – одна из таких точек на карте.
Симон Кананит – один из ближайших учеников Иисуса Христа. Это на его свадьбе в Кане Галилейской, в самый разгар праздника, закончилось вино. Тогда Иисус Христос сотворил Свое первое чудо – претворил воду в вино, о чем повествуют почти все евангелисты. После этого чуда Симон уверует во Христа и отправится вслед за Ним, оставив свою невесту.
После сошествия Святого Духа на апостолов разлетелась Благая весть по миру: Фома отправился в Индию, Петр – к римлянам, Лука – в Грецию. А Симон Кананит пошёл проповедовать вместе с Андреем Первозванным в Осетию и Абхазию. После города Севаста (нынешний Сухум) пути апостольские расходятся: апостол Андрей отправляется дальше, вдоль Черноморского побережья Кавказа, доходит до Булгарии, а Симон остается здесь, селится в пещере в ущелье реки Псыртсхи. Здесь и живет он, проповедуя язычникам Евангелие Христово.
В 1884 году монахи Пантелеймоновской обители обустроили пещеру как часовню. Теперь к ней ведут каменные дорожки вдоль ручья, а место это зовется «парк-заповедник» и вход туда платный.
Самое лучшее время посещения келии апостола – раннее утро. Мы пришли еще до открытия территории парка. У входа нас встретил дедушка-абхазец, судя по всему – смотритель. Разговорились. «Паломники, что ли?». Туристы сюда так рано не заглядывают.
В этот предрассветный час здесь, в парке, по-особому тихо и таинственно. Солнце еще не пробилось сквозь зеленый полог деревьев, лесная свежесть бодрит. Еще нет посетителей, экскурсоводов, предлагающих «зарядиться положительной энергией от стопы апостола Симона»… Нет никого – и земля будто вспоминает минувшие тысячелетия. А если не глядеть под ноги, на всё сотворенное человеком – дорожки, мостики, урны, таблички, — то можно представить, как все было 2000 лет назад, когда по этим камням ступал ученик Христа.
Новый Афон: «+ 6 мест к посещению»
Добраться до грота Симона Кананита оказалось совсем несложно. Мы шли уже по знакомой дороге к железнодорожной платформе. О которой я писал в прошлой статье . На станции есть указатели, которые не дадут заблудиться даже самому дезориентированному человеку.
Указатели к историческому заповеднику на ж/l станции Указатели к историческому заповеднику на ж/l станции Историческое ущелье Историческое ущельеПри входе в историческое ущелье с левой стороны находился туннель в скале, а с правой стороны жила большая каменная черепаха. Рядом с ней расположилась касса, в которой мы оставили по 200 рублей с человека. В кассе нам предложили бесплатную экскурсию, длительностью 20 минут. Скажу честно, мы не пожалели, что согласились на неё.
В начале экскурсии нас предупредили, что вся фото и видео съемка разрешена уже по окончании путешествия. Юрий - так звали нашего экскурсовода, показал и рассказал нам про след Симона Кананита , могилу и келью-грот, в которой апостол обращался со своими молитвами к Богу. Указал, на святой источник, из которого можно набрать воду. Также, он показал нам второй искусственный водопад Нового Афона. Поведал легенду о реке, которая протекает в этом месте и несет название Псырцха.
Псырцха в историческом ущелье 2-ой искусственный водопад Нового Афона Псырцха в историческом ущельеПо легенде после смерти Симона Кананита река очень сильно обмелела и практически прекратила существовать. Сторонники апостола были этим сильно обеспокоены, они стали приходить на место смерти своего предводителя и молились. Река через какое-то время вновь ожила и распустила свое широкое русло.
На данный момент река считается животворящей, то есть с нее можно пить воду и купаться. Температура воды примерно 5-6 °C. Для удобства людей были сделаны кабинки- раздевалки, они находятся вдоль реки.
Дорога, длительностью 520 метров была достаточно лёгкой . Ближе к концу маршрута, а точнее к келье мы поднимались по крутым каменным ступеням , на которых нужно быть осторожным. Как обычно на наших ногах были кроссовки-скороходы.
Келья представляет собой пещеру , в которой имеется большое отверстие сверху с правой стороны над вырубленным входом. Именно через это "окно" по верёвке Симон Кананит попадал в пещеру. На тот момент это было единственным входом. Уже после смерти апостола монахи-отшельники прорубили в пещере вход, построили лестницу из известковых плит. Вся пещера усыпана иконами. Она имеет специфический влажный запах, смешанный с запахом свечей.
По окончании экскурсии мы были предоставлены сами себе. Неспеша мы шли к выходу, делясь своими впечатлениями. Если говорить вкратце, то место под названием историческое ущелье нам понравилось. Ну а мы идём дальше.
Новоафонский мужской монастырь
Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь находится в Абхазии, на горе Афон, на высоте в 75 метров над уровнем моря. Основан он в 1875 году монахами — выходцами из Греции. Это один из крупнейших религиозных центров всего Кавказа, место паломничества и одна из популярных туристических достопримечательностей Абхазии. С 2011 года монастырь относится к Абхазской православной церкви. Он привлекает верующих всего мира и туристов своей историей и красивейшими пейзажами: монастырь окружен садами, парками и расположен на побережье Черного моря.
Храмы и святыни на территории монастыря в Новом Афоне
Монастырский комплекс включает в себя 6 храмов и соборов, в числе которых:
- храм иконы Божьей Матери «Избавительница»
- Иерона-мученика
- преподобных отцов Афонских
- Святого Андрея Первозванного
- Вознесения Господня.
Главный храм монастыря Нового Афона — Пантелеймоновский собор. Он первым встречает посетителей и высится над ансамблем монастыря. К нему ведет мощеная булыжниками дорога — «Тропа грешников», пройдя которую до конца, как говорит поверье, человек избавится от всех грехов.
Это огромное религиозное сооружение в неовизантийском стиле 1888–1900 годов постройки, известное своими настенными росписями. Фрески украшают все постройки монастыря, включая трапезную. В советское время их пытались замазывать, но они все равно проступали сквозь штукатурку. В настоящее время собор и фрески — одна из самых популярных и хорошо сохранившихся достопримечательностей Новоафонского монастыря.
В северо-западной части Новоафонского монастыря находится колокольня, башню которой украшают музыкальные куранты, подаренные монастырю императором Александром III и его супругой во время визита в обитель. Недалеко от монастыря есть отдельный храм Симона Кананита и пещера, в которой он жил и молился.
Новоафонский монастырь в Абхазии — панорама Google Maps:
В монастыре хранится несколько святынь: мощи Симона Кананита, чудотворный крест с деревянной частицей Креста Господня и почитаемая в Абхазии икона Божьей Матери «Избавительница». Образ завещал монастырю настоятель монастыря на Старом Афоне в Греции, как преемнику.
Новоафонский мужской монастырь
Дорога к монастырю по щебню Дорога к монастырю по щебнюСледующее, что мы посмотрели, был Новоафонский мужской монастырь. К нему есть 2 подхода: по щебню и по тропе грешников. У каждой дороги есть свои трудности. Например, когда мы шли по щебню, из под наших ног вылетали камни, что приводило иногда к пробуксовке. А если говорить про 2-ой способ, то нужно уточнить, что дорога достаточно скользкая. Даже в кроссовках я частенько уезжал. Считается, что если эту тропу пройти вверх к монастырю на коленях, то ваши грехи будут прощены. Кстати говоря, со стороны тропы грешников имеется бесплатный туалет.
Читайте также: