Впервые приехала в париж весной в солнечный и теплый день
Обращение - это слово или словосочетание, называющее адресата речи (лицо или предмет):
Труд этот, Ваня, был страшно громаден (Н.А. Некрасов). Обращением в этом предложении является слово Ваня.
Основная функция обращения - побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, поэтому в качестве обращения часто употребляются имена, отчества и фамилии: Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть? (А.С. Пушкин) Обращениями также служат: названия лиц по степени родства; названия или клички животных; названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетворяемых; географические наименования. Все нам при общении Поможет обращение! К людям, зверям или птицам Можно смело обратиться! Только, друг, не забывай, Запятые расставляй!
Роль обращения в предложении обычно выполняет имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и т.д.): Ты очень занят, Павел? (Н. Островский); Отпусти меня, родная, на простор широкий (Н.А. Некрасов).
Обращение может быть распространено пояснительными словами: Трудов твоих, мой друг, я не забуду (И.А. Крылов).
Когда речь адресована не одному, а нескольким лицам, имена этих лиц обычно соединяются сочинительным союзом И. Между ними ставится либо запятая, либо восклицательный знак, например:
Ваня и Петя, я буду писать вам. Мама! Папа! Идите скорее сюда!
Обращение может повторяться: Ах, няня, няня, я тоскую (А.С. Пушкин).
Обращение не связано с другими словами в предложении ни подчинительной, ни сочинительной связью, потому не является его членом и не входит в грамматическую основу (то есть никогда не может быть подлежащим).
Сравните примеры, в одном из которых слово бабушка является подлежащим, а в другом - обращением:
1) Бабушка говорит со мною шёпотом (М. Горький) - подлежащее.
2) Люблю я тебя, бабушка (М. Горький) - обращение.
Обращение может быть расположено в начале, в середине и в конце предложения:
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
Держи, товарищ, порох сухим.
Как недогадлива ты, няня!
Личные местоимения ТЫ и ВЫ обычно не выступают в роли обращения: они выполняют функцию подлежащего: Вы любите осень?
Обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза; выделяется запятыми.
Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, следующее за обращением слово пишется с прописной буквы: Старик! о прежнем позабудь. (М.Ю. Лермонтов).
Если распространённое обращение размещено частями между членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми: Яков, подними-ка, братец, занавес (А.П. Чехов). Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А. Крылов)
Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения: господи помилуй, боже упаси, господи прости, слава тебе господи и т.д.
Обращение может сопровождаться выражением ласки, упрёка, осуждения и т. д. Это отношение говорящего к собеседнику выражается при помощи интонации, суффиксов оценки, определений и приложений, например: Степанушка, родной, не выдай, милый! (И.А. Крылов) Соседушка, мой свет, пожалуйста, покушай! (И.А. Крылов)
Иногда обращения бывают развёрнуты в пространные характеристики; в этих случаях при обращении может стоять несколько определений:
Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, одна в глуши лесов сосновых давно- давно ты ждёшь меня (А. С. Пушкин).
Обращение, как уже отмечалось выше возможно не только к лицам, но в поэтической речи и к неодушевлённым предметам: в этом случае оно является одним из приёмов олицетворения. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор! (НА. Некрасов) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век однообразный тобой украсил я (А. С. Пушкин).
Алгоритм выполнения задания В5 («выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении»):
1) Если в задании В5 требуется выписать цифры, обозначающие запятые при обращении, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов произносится с особой (звательной) интонацией и называет того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленным предметам.
2) Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного.
3) Не забывайте о том, что обращение может быть распространено пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов
Уточняющие обособленные обстоятельства
Нередко задание В5 ориентирует выпускников на поиск в предложении уточняющего обособленного обстоятельства.
«Уточнение - это переход от более широкого понятия к более узкому», - так определяет этот лингвистический термин "Справочник по пунктуации" под редакцией Д.Э. Розенталя (Ро- зенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. - М.: ACT, 1997, С. 79).
Уточняющие члены предложения служат для конкретизации значений других членов предложения, уточняемых ими.
Уточнение всегда является тем же членом предложения, что и уточняемое слово.
Уточняющее обособленное обстоятельство - это выделяемое запятыми слово или словосочетание, которое отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО? ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО? и конкретизируют место, время или образ действия, о котором говорится в предложении.
Пример: Она жила недалеко, в пяти минутах от метро. (Жила (где?) НЕДАЛЕКО, (а где именно?) В ПЯТИ МИНУТАХ ОТ МЕТРО).
Виды уточняющих обстоятельств | Примеры |
Уточняющие обстоятельства места | Сверху, со смотровой площадки, город кажется нарисованным. Внизу, у реки, расположился лагерь. |
Уточняющие обстоятельства времени | Я впервые приехала в Париж весной, в солнечный и теплый день. Вчера, поздно вечером, пошел дождь. |
Уточняющие обстоятельства образа действия | Она одевалась уныло, по-старушечьи. Мы беседовали хорошо, по-дружески. |
Алгоритм выполнения задания В5 («выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве»):
1. Если в задании В5 требуется выписать цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов
• отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО? ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО?;
• конкретизируют место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении.
2. Помните о том, что уточнение - это всегда сужение объема понятия, его ограничение.
ЗАДАНИЕ В6
Формулировка задания: укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.
(16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки.
Правильный ответ: 2.
Перед нами сложноподчиненное предложение, которое состоит из двух частей: первое простое предложение является главным (грамматическая основа в нем - «я чувствовал, видел»), второе - придаточным изъяснительным, которое присоединяется к главному при помощи союза КАК (грамматическая основа в нем - «покачивается палуба»). Следовательно, в предложении 16 две грамматические основы.
Что требуется от учеников при выполнении задания В6: помня о возможных способах выражения подлежащего и сказуемого в русском языке, правильно выделить грамматическую основу (или грамматические основы, если их несколько) в указанных предложениях.
Что должен знать ученик, выполняя задание В6: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке.
Подробно эта тема рассмотрена в комментарии к заданию ВЗ (смотри ранее).
ЗАДАНИЕ В7
Формулировка задания: в приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Всё,(1) что происходило сейчас,(2) казалось временным. Но затянувшаяся временность,(3) понятно,(4) требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.
Правильный ответ: 1, 2. Обратите внимание: при ответе следует выписать цифры, стоящие на границе придаточного предложения. Именно так и надо поступать, так как вопрос предполагает указание и начала, и конца придаточной части.
Как видим, данное предложение сложноподчиненное, состоит из двух частей: место- именно-определительное придаточное («что происходило сейчас») находится внутри главного
Данное задание может быть сформулировано по-другому: в приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, (1) видел рыбацкий костёр, (2) чувствовал запах дыма,(3) который доносился с берега, (4) слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, (5) наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, (6) и раскрывались безмерные дали, (7) расступались облачные небеса.
Правильный ответ: 6. Последнее предложение - сложное, состоящее из трех частей; второе простое предложение соединяется с первым при помощи сочинительного союза И, являющегося сигналом наличия сочинительной связи между двумя частями этого сложного предложения.
Что должен знать ученик, выполняя задание В7:
• уметь отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных в зависимости от союзов, употребленных в них;
• иметь представление о группах сочинительных союзов и выполняемых ими функциях;
• понимать, что сочинительные союзы могут связывать как однородные члены, так и простые предложения в составе сложносочиненного;
• знать, что такое сложноподчиненное предложение и каково его строение;
• осуществлять пунктуационный анализ (знаки препинания в сложносочиненном и в сложноподчиненном предложении).
Алгоритм выполнения задания В7:
1) определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:
• если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;
• если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.
2) Выявите границы простых предложений в составе сложного.
3) Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:
• если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (запятая, точка с запятой, двоеточие или тире), значит, перед вами сложное бессоюзное предложение;
• если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.; смотри таблицу), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены.
Только если сочинительные союзы соединяют простые предложения в составе сложного, тогда мы определяем данную синтаксическую конструкцию как сложносочиненное предложение.
• Если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное.
При выполнении задания В7 укажите именно ту цифру, которая стоит на границе простых предложений, соединенных сочинительным союзом.
Галя Ганская
Художник и бывший моряк сидели на террасе парижского кафе. Был апрель, и художник восхищался: как прекрасен Париж весной и как очаровательны парижанки в первых весенних костюмах. — А в мои золотые времена Париж весной был, конечно, еще прекраснее, — говорил он. — И не потому только, что я был молод, — сам Париж был совсем другой. Подумай: ни одного автомобиля. И разве так, как теперь, жил Париж! — А мне почему-то вспомнилась одесская весна, — сказал моряк. — Ты, как одессит, еще лучше меня знаешь всю ее совершенно особенную прелесть — это смешение уже горячего солнца и морской еще зимней свежести, яркого неба и весенних морских облаков. И в такие дни весенняя женская нарядность на Дерибасовской. Художник, раскуривая трубку, крикнул: «Garçon, un demi!» 1 — и живо обернулся к нему: — Извини, я тебя перебил. Представь себе — говоря о Париже, я тоже думал об Одессе. Ты совершенно прав, — одесская весна действительно нечто особенное. Только я всегда вспоминаю как-то нераздельно парижские весны и одесские, они у меня чередовались, ты ведь знаешь, как часто ездил я в те времена в Париж весной. Помнишь Галю Ганскую? Ты видел ее где-то и говорил мне, что никогда не встречал прелестней девочки. Не помнишь? Но все равно. Я сейчас, заговорив о тогдашнем Париже, думал как раз и о ней, и о той весне в Одессе, когда она впервые зашла ко мне в мастерскую. Вероятно, у каждого из нас найдется какое-нибудь особенно дорогое любовное воспоминание или какой-нибудь особенно тяжкий любовный грех. Так вот Галя есть, кажется, самое прекрасное мое воспоминание и мой самый тяжкий грех, хотя, видит бог, все-таки невольный. Теперь это дело столь давнее, что я могу рассказать тебе его с полной откровенностью. Я знал ее еще подростком. Росла она без матери, при отце, которого мать уже давно бросила. Был он очень состоятельный человек, а по профессии неудавшийся художник, любитель, как говорится, но такой страстный, что, кроме живописи, не интересовался ничем в мире и всю жизнь занимался только тем, что стоял за мольбертом и загромождал свой дом — у него была усадьба в Отраде — старыми и новыми картинами, скупая все, что ему нравилось, всюду, где возможно. Очень красивый был человек, дородный, высокий, с чудесной бронзовой бородой, полуполяк, полухохол, с повадками большого барина, гордый и изысканно-вежливый, внутренне очень замкнутый, но делавший вид очень открытого человека, особенно с нами: одно время все мы, молодые одесские художники, гурьбой ходили к нему каждое воскресенье года два подряд, и он всегда встречал нас с распростертыми объятиями, держался с нами, при всей разнице наших лет, совсем по-товарищески, без конца говорил о живописи, угощал на славу. Гале было тогда лет тринадцать — четырнадцать, и мы восхищались ею, конечно, только как девочкой: мила, резва, грациозна была она на редкость, личико с русыми локонами вдоль щек, как у ангела, но так кокетлива, что отец однажды сказал нам, когда она вбежала зачем-то к нему в мастерскую, что-то шепнула ему в ухо и тотчас выскочила вон: — Ой, ой, что за девчонка растет у меня, друзья мои! Боюсь я за нее! Потом, с грубостью молодости, мы как-то сразу и все до единого, точно сговорившись, бросили ходить к нему, что-то надоело нам в Отраде — верно, его непрестанные разговоры об искусстве и о том, что он наконец открыл еще один замечательный секрет того, как надо писать. Я как раз в ту пору провел две весны в Париже, вообразил себя вторым Мопассаном по части любовных дел и, возвращаясь в Одессу, ходил пошлейшим щеголем: цилиндр, гороховое пальто до колен, кремовые перчатки, полулаковые ботинки с пуговками, удивительная тросточка, а к этому прибавь волнистые усы, тоже под Мопассана, и обращение с женщинами совершенно подлое по безответственности. И вот иду я однажды в чудесный апрельский день по Дерибасовской, перехожу Преображенскую и на углу, возле кофейни Либмана, встречаюсь вдруг с Галей. Помнишь пятиэтажный угловой дом, где была эта кофейня, — на углу Преображенской и Соборной площади, знаменитый тем, что весной, в солнечные дни, он почему-то всегда бывал унизан по карнизам скворцами и их щебетом? Мило и весело было это чрезвычайно. И вот представь себе: весна, всюду множество нарядного, беззаботного и приветливого народа, эти скворцы, сыплющие немолчным щебетом, точно каким-то солнечным дождем, — и Галя. И уже не подросток, не ангел, а удивительно хорошенькая тоненькая девушка во всем новеньком, светло-сером, весеннем. Личико под серой шляпкой наполовину закрыто пепельной вуалькой, и сквозь нее сияют аквамариновые глаза. Ну, конечно, восклицания, расспросы и упреки: как вы все забыли папу, как давно не были у нас! Ах, да, говорю, так давно, что вы успели вырасти. Тотчас купил ей у оборванной девчонки букетик фиалок, она с быстрой благодарной улыбкой глазами тотчас, как полагается у всех женщин, сует его к лицу себе. — Хотите присядем, хотите шоколаду? — С удовольствием. — Подняла вуальку, пьет шоколад, празднично поглядывает и все расспрашивает о Париже, а я все гляжу на нее. — Папа работает с утра до вечера, а вы много работаете или все парижанками увлекаетесь? — Нет, больше не увлекаюсь, работаю и написал несколько порядочных вещиц. Хотите зайти ко мне в мастерскую? Вам можно, вы же дочь художника, и живу я в двух шагах отсюда. — Ужасно обрадовалась: — Конечно, можно! И потом, я никогда не была ни в одной мастерской, кроме папиной! — Опустила вуальку, схватила зонтик, я беру ее под руку, она на ходу попадает мне в ногу и смеется. — Галя, — говорю, — ведь мне можно называть вас Галей? — Быстро и серьезно отвечает: вам можно. — Галя, что с вами сделалось? — А что? — Вы и всегда были прелестны, а теперь прелестны просто на удивление! — Опять попадает в ногу и говорит не то шутя, не то серьезно: — Это еще что, то ли будет! — Ты помнишь темную, узкую лестницу на мою вышку со двора? Тут она вдруг притихла, идет, шурша нижней шелковой юбочкой, и все оглядывается. В мастерскую вошла даже с некоторым благоговением, начала шепотом: ка-ак у вас тут хорошо, таинственно, какой страшно большой диван! и сколько картин вы написали, и все Париж. И стала ходить от картины к картине с тихим восхищением, заставляя себя быть даже не в меру неторопливой, внимательной. Насмотрелась, вздохнула: да, сколько прекрасных вещей вы создали! — Хотите рюмочку портвейна и печений? — Не знаю. — Я взял у ней зонтик, бросил его на диван, взял ее ручку в лайковой белой перчатке: можно поцеловать? — Но я же в перчатке. — Расстегнул перчатку, поцеловал начало маленькой ладони. Опустила вуальку, без выражения смотрит сквозь нее аквамариновыми глазами, тихо говорит: ну, мне пора. — Нет, говорю, сперва посидим немного, я вас еще не рассмотрел хорошенько. Сел и посадил ее к себе на колени, — знаешь эту восхитительную женскую тяжесть даже легеньких? Она как-то загадочно спрашивает: я вам нравлюсь? Посмотрел я на нее на всю, посмотрел на фиалки, которые она приколола к своей новенькой жакетке, и даже засмеялся от умиления: а вам, говорю, вот эти фиалки нравятся? — Я не понимаю. — Что ж тут не понимать? Вот и вы вся такая же, как эти фиалки. — Опустив глаза, смеется: У нас в гимназии такие сравнения барышень с разными цветами называли писарскими. — Пусть так, но как же иначе сказать? — Не знаю. — И слегка болтает висящими нарядными ножками, детские губки полуоткрыты, поблескивают. Поднял вуальку, отклонил головку, поцеловал — еще немного отклонила. Пошел по скользкому шелковому зеленоватому чулку вверх, до застежки на нем, до резинки, отстегнул ее, поцеловал теплое розовое тело начала бедра, потом опять в полуоткрытый ротик — стала чуть-чуть кусать мне губы. Моряк с усмешкой покачал головой: — Vieux satyre! 2 — Не говори глупостей, — сказал художник. — Мне все это очень больно вспоминать. — Ну, хорошо, рассказывай дальше. — Дальше было то, что я не видал ее целый год. Однажды, тоже весной, пошел наконец в Отраду и был встречен Ганским с такой трогательной радостью, что сгорел от стыда, как по-свински мы его бросили. Очень постарел, в бороде серебрится, но все та же одушевленность в разговорах о живописи. С гордостью стал показывать мне свои новые работы — летят над какими-то голубыми дюнами огромные золотые лебеди — старается, бедняк, не отстать от века. Я вру напропалую: чудесно, чудесно, большой шаг вперед вы сделали! Крепится, но сияет, как мальчик. — Ну, очень рад, очень рад, а теперь завтракать. — А где дочка? — Уехала в город. Вы ее не узнаете! Не девочка, а уже девушка и, главное, совсем, совсем другая: выросла, вытянулась, як та тополя! — Вот не повезло, думаю, я и пошел-то к старику только потому, что ужасно захотелось видеть ее, и вот, как нарочно, она в городе. Позавтракал, расцеловал мягкую, душистую бороду, наобещал быть непременно в следующее воскресенье, вышел — а навстречу мне она. Радостно остановилась: вы? какими судьбами? были у паны? ах, как я рада! — А я еще больше, говорю, папа мне сказал, что вас теперь и узнать нельзя, уже не тополек, а целый тополь, — так оно и есть. — И действительно так: даже как будто и не барышня, а молоденькая женщина. Улыбается и вертит на плече раскрытым зонтиком. Зонтик белый, кружевной, платье и большая шляпа тоже белые, кружевные, волосы сбоку шляпки с прелестнейшим рыжим оттенком, в глазах уже нет прежней наивности, личико удлинилось. — Да, я ростом даже немножко выше вас. — Я только качаю головой: правда, правда. Пройдемся, говорю, к морю. — Пройдемся. — Пошли между садами переулком, вижу, все время чувствует, что, говоря, что попало, я не свожу с нее глаз. Идет, стройно поводя плечами, зонтик закрыла, левой рукой держит кружевную юбку. Вышли на обрыв — подуло свежим ветром. Сады уже одеваются, млеют под солнцем, а море точно северное, низкое, ледяное, заворачивает крутой зеленой волной, все в барашках, вдали тонет в сизой мути, одним словом, Понт Эвксинский. Замолчали, стоим, смотрим и будто чего-то ждем, она, очевидно, думает то же, что и я — как она сидела у меня на коленях год тому назад. Я взял ее за талию и так сильно прижал всю к себе, что она выгнулась, ловлю губы — старается высвободиться, вертит головой, уклоняется и вдруг сдается, дает мне их. И все это молча — ни я, ни она ни звука. Потом вдруг вырвалась и, поправляя шляпку, просто и убежденно говорит: — Ах, какой вы негодяй. Какой негодяй. Повернулась и, не оборачиваясь, скоро пошла по переулку. — Да было у вас тогда в мастерской что-нибудь или нет? — спросил моряк. — До конца не было. Целовались ужасно, ну и все прочее, но тогда меня жалость взяла: вся раскраснелась, как огонь, вся растрепалась, и вижу, что уже не владеет собой совсем по-детски — и страшно и ужасно хочется этого страшного. Сделал вид, что обиделся: ну не надо, не надо, не хотите, так не надо. Стал нежно целовать ручки, успокоилась. — Но как же после этого ты целый год не видал ее? — А черт его знает как. Боялся, что второй раз не пожалею. — Плохой же ты был Мопассан. — Может быть. Но погоди, дай уж до конца расскажу. Не видел я ее еще с полгода. Прошло лето, стали все возвращаться с дач, хотя тут-то бы и жить на даче — Эта бессарабская осень нечто божественное по спокойствию однообразных жарких дней, по ясности воздуха, по красоте ровной синевы моря и сухой желтизны кукурузных полей. Вернулся с дачи и я, иду раз опять мимо Либмана — и, представь себе, опять навстречу она. Подходит ко мне как ни в чем не бывало и начинает хохотать, очаровательно кривя рот: «Вот роковое место, опять Либман!» — Что это вы такая веселая? Страшно рад вас видеть, но что с вами? — Не знаю. После моря все время ног под собой не чую от удовольствия бегать по городу. Загорела и еще вытянулась — правда? Смотрю — правда, и, главное, такая веселость и свобода в разговоре, в смехе и во всем обращении, точно замуж вышла. И вдруг говорит: — У вас еще есть портвейн и печенья? — Есть. — Я опять хочу смотреть вашу мастерскую. Можно? — Господи боже мой! Еще бы! — Ну, так идем. И быстро, быстро! На лестнице я ее поймал, она опять выгнулась, опять замотала головой, но без большого сопротивления. Я довел ее до мастерской, целуя в закинутое лицо. В мастерской таинственно зашептала: — Но послушайте, ведь это же безумие. Я с ума сошла. А сама уже сдернула соломенную шляпку и бросила ее в кресло. Рыжеватые волосы подняты на макушку и заколоты черепаховым стоячим гребнем, на лбу подвитая челка, лицо в легком ровном загаре, глаза глядят бессмысленно-радостно. Я стал как попало раздевать ее, она поспешно стала помогать мне. Я в одну минуту скинул с нее шелковую белую блузку, и у меня, понимаешь, просто потемнело в глазах при виде ее розоватого тела с загаром на блестящих плечах и млечности приподнятых корсетом грудей с алыми торчащими сосками, потом от того, как она быстро выдернула из упавших юбок одна за другой стройные ножки в золотистых туфельках, в ажурных кремовых чулках, в этих, знаешь, батистовых широких панталонах с разрезом в шагу, как носили в то время. Когда я зверски кинул ее на подушки дивана, глаза у ней почернели и еще больше расширились, губы горячечно раскрылись, — как сейчас все это вижу, страстна она была необыкновенно. Но оставим это. Вот что случилось недели через две, в течение которых она чуть не каждый день бывала у меня. Неожиданно вбегает она однажды ко мне утром и прямо с порога: — Ты, говорят, на днях в Италию уезжаешь? — Да. Так что ж с того? — Почему же ты не сказал мне об этом ни слова? Хотел тайком уехать? — Бог с тобой. Как раз нынче собирался пойти к вам и сказать. — При папе? Почему не мне наедине? Нет, ты никуда не поедешь! Я по-дурацки вспыхнул: — Нет, поеду. — Нет, не поедешь. — А я тебе говорю, что поеду. — Это твое последнее слово? — Последнее. Но пойми, что я вернусь через какой-нибудь месяц, много через полтора. И вообще, послушай, Галя. — Я вам не Галя. Я вас теперь поняла — все, все поняла! И если бы вы сейчас стали клясться мне, что вы никуда и никогда вовеки не поедете, мне теперь все равно. Дело уже не в том! И, распахнув дверь, с размаху хлопнула ею и зачастила каблучками вниз по лестнице. Я хотел кинуться за ней, но удержался: нет, пусть придет в себя, вечером отправлюсь в Отраду, скажу, что не хочу огорчать ее, в Италию не еду, и мы помиримся. Но часов в пять вдруг входит ко мне с дикими глазами художник Синани: — Ты знаешь — у Ганского дочь отравилась! Насмерть! Чем-то, черт его знает, редким, молниеносным, стащила что-то у отца — помнишь, этот старый идиот показывал нам целый шкапчик с ядами, воображая себя Леонардо да Винчи. Вот сумасшедший народ эти проклятые поляки и польки! Что с ней вдруг случилось — непостижимо. — Я хотел застрелиться, — тихо сказал художник, помолчав и набивая трубку. — Чуть с ума не сошел. 28 октября 1910
Дидактический материал по теме "Уточняющие члены предложения, приложения". 9 класс
1)Это произошло так. 2)В одно из редких, как уже бывало, своих возвращений домой он не увидел, как всегда ещё издали, свою жену, всплёскивающую руками и бегущую со всех ног навстречу. 3)Вместо неё у детской кроватки - нового предмета в домике Лендгрен - стояла взволнованная соседка.
– 4)Три месяца, с утра до вечера, я ходила за нею, посмотри на свою дочь,- сказала она. 5)Помертвев, Лендгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно разглядывавшее его длинную бороду. 6) Лендгрен сел, затем задумался и стал крутить ус. 7)Ус был мокрый, как от дождя.
1)Была весна, ранняя и суровая, как зима.2) Недели две уже дул резкий и холодный береговой норд, переходя временами в ураганный вихрь.3) Рыбачьи лодки, вытащенные на берег и напоминавшие хребты рыб, образовали на песке темный ряд возвышенностей.4) Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду.5)На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом.6)Холодный вихрь, нёсшийся с береговых холмов, делал воздух жёстким и резким.7)Все трубы домов дымили постоянно, с утра до вечера, отапливая ветхие избёнки.
1)Он поднял голову, уронив парус. 2)Так неожиданно прозвучал голосок Ассоль. 3)Старик минуту разглядывал её, пропуская бороду в горсти. 4)Её темные волосы, собранные в косынку, сбились, касаясь плеч.5) Каждая черта лица была чиста и легка, как полёт ласточки. 6)Однажды утром, сверкая в морской дали, блеснёт алый парус, развевающийся на ветру.
В указанных предложениях пронумерованы все запятые. Найти и выписать запятые при уточняющих членах предложения.
Сверху1), со смотровой площадки2), город казался маленьким3), нарисованным. Внизу4), у реки5), расположились лагерь6), походная кухня7), гарнизон8).
Мы впервые приехали в Париж весной1), в солнечный и теплый день2), и поселились в отеле. И в первый же день приезда3), поздно вечером4), пошёл дождь5), мелкий и тёплый.
Они беседовали тепло1), по- дружески2), увлечённо рассказывая о прошедшем дне3), строя планы на будущее.
Три месяца1), с утра до вечера2), я ходила за нею3), посмотри на свою дочь4),- сказала она.
Все трубы домов дымили постоянно1), с утра до вечера2), отапливая ветхие избёнки3), школу4), больницу.
В указанных предложениях пронумерованы все запятые. Найти и выписать запятые при приложениях.
Констанция1), вдова Моцарта2), после смерти мужа раздала партитуры его пьес3), этюдов4), вариаций.
Он1), уроженец Рязани2), снова приехал к себе3), в свой родной город. Талантливого инженера4), его здесь знали все. Ему помог сын нашего соседа5), по фамилии Васин6), подросток лет двенадцати.
Получив письмо от друга1), моего хорошего приятеля2), мы решили сходить в театр3) – единственное приличное место в городе4), в который мы приехали.
Вместо неё у детской кроватки1) - нового предмета в домике Лендгрен2) - стояла взволнованная3), расстроенная соседка.
Распространите предложения, добавив уточняющие обособленные обстоятельства. Запишите получившиеся предложения. Расставьте в них соответствующие знаки препинания 1)Мы впервые приехали в Париж весной. 2) Сюда приезжают тысячи туристов. 3) Машина быстро несётся по шоссе. 4) Бабушка жила от нас недалеко. 5) Сверху наш город кажется (как) буд(то) нарисова(н/нн)ым. 6)Теперь на даче особенно хорошо
1. Мы впервые приехали в Париж весной, в начале апреля.
2. Сюда, на солнечные пляжи Майами, приезжают тысячи туристов.
3. Машина быстро, со свистом, несётся по шоссе.
4. Бабушка жила от нас недалеко, за пригорком.
5. Сверху, с высоты птичьего полёта, наш город кажется как будто нарисованным.
6. Теперь, летом, на даче особенно хорошо.
1 год назад
Пятьдесят восемь миллионов семьсот семьдесят шесть тысяч восемьсот восемьдесят девять-И.п
Пятьюдесятью восемью миллионами сем семьюдесятью шестью тысячами короче язык завяжется о творительном посмотри в инте
10 месяцев назад
Толерантен тот человек который не участвует в конфликтах не расист и не говорит россия для русских
10 месяцев назад
Вот ответ на ваш вопрос
11 месяцев назад
А1 4. цепочка
А3 2. нескольких партизан
1 год назад
Смотрите также:
Помогите пожалуйста!!Оооочень срочно!!Заранее огромное спасибо! Продолжите предложения так, чтобы получились сложноподчиненные п
Даю 50 баллов. Срочно.Разбери предложения по составу. Впиши в колонки соответствующие слова, не меняя их форму:1) Испуганное лиц
5-6 предложений о птицах
Запишите проверочные слова . Обозначьте орфограмму N3 по образцам Мягкий , чуткий, ползти, идти, отгрызать,козьба, молотьба, ход
Подбери и напиши слова .подчеркни мягкий знак почему он пишется в этих словах
Света морковь немытая есть Митя ноги промочить Витя пальто застегнуть не Саша Сосулька в брать рот
ЕГЭ: Шаг за шагом
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных знаний – способов действий, правил, алгоритмов.
Планируемые результаты
– уметь использовать теоретические сведения;
– уметь находить их в предложениях.
Метапредметные:
– уметь оценивать правильность выполнения действия;
– уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь ориентироваться в системе знаний;
– уметь находить ответы на вопросы, используя учебник.
– уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
– формировать нравственные качества как любовь к Родине.
Опережающее задание: повторить теоретический материал по темам «Простые осложнённые предложения с однородными членами, вводными словами, причастными и деепричастными оборотами».
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Приёмы: индивидуальная работа, коллективная работа, опрос.
Ход урока.
1. Этап постановки учебной задачи.
Учитель. Добрый день! Скоро вы будете сдавать экзамен. Чтобы выполнить некоторые задания, мы должны пройти пошаговую подготовку к ЕГЭ. (Учитель подводит учащихся к осознанию темы. Учащиеся формулируют тему и цель урока.)
2. Основная часть. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Первый шаг.
Фронтальный опрос:
– Когда запятая при однородных членах ставится?
– Когда при однородных членах запятая не ставится?
– Какие члены предложения могут быть однородными?
Практическая часть.
(Один ученик делает синтаксический разбор предложения с однородными членами.)
Лопахин крякнул от досады, махнул рукой и пошёл к колодцу.
(Остальные учащиеся пишут под диктовку, расставляют знаки препинания и выделяют предложения, где одна запятая.)
1) Николай доел кашу, вымыл и насухо вытер котелок.
2) Работал я эти десять лет и день и ночь.
3) Николай бегло оглядел знакомые, осунувшиеся и почерневшие лица.
4) Вечерами Тарас Семёнович читал вслух какую-нибудь книгу либо рассказал сказку.
5) В дни праздников на городской площади устраивали если не спортивные парады, то театрализованные представления.
(Учащиеся комментируют свои ответы и проверяют работу ученика).
Второй шаг.
Простые предложения, осложнённые причастным и деепричастным оборотом.
Фронтальный опрос:
– Когда выделяется причастный оборот запятыми?
– Когда причастный оборот не выделяется запятыми?
– Когда деепричастный оборот выделяется запятыми?
Индивидуальная работа.
(Один ученик выписывает из текста причастия и деепричастия и делает морфологический разбор одного причастия и деепричастия. При этом выявляются затруднения.)
Вспоминая прошлое, ты невольно подумаешь, ты не сможешь не подумать и о том, как много осиротевших людей стало на твоей родине после войны. В эту долгую и просторную для горестных воспоминаний зимнюю ночь не одна вдова, потерявшая в войне мужа, оставшись наедине с собой, прижмёт к постаревшему лицу ладони, и в ночной темноте обожгут ей пальцы горячие и горькие, как полынь, слёзы; не одно детское сердце, на всю жизнь раненное смертью того, кто, верный воинскому долгу и присяге, погиб в бою за социалистическую родину, сожмётся перед сном от случайного воспоминания с недетской тоской. (М.Шолохов. «Слово о Родине».)
Учитель. Это отрывок из статьи М.Шолохова «Слово о Родине». Мы знаем, какое горе принесла война нашей стране. Это была страшная война, принесшая столько утрат, столько бед, столько боли и крови. Это была святая война – за Родину, война за жизнь и счастье родного дома, матерей, близких. В этом году весь мир будет праздновать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Коллективная работа.
Задание. На экране написаны предложения. Расставить знаки препинания и объяснить их.
1) Миновав неподвижно распростёршую крылья ветряную мельницу, вошли в хутор.
2) Война докатилась и до этого затерянного в беспредельной донской степи хуторка.
3) Нахмурившись и плотно сжав губы, он сел в тени под яблоней и всё так же молча стал разуваться.
4) Николай прислушивался к затихавшему вдали орудийному гулу, а потом, отдохнув немного, снова взялся за лопатку.
Третий шаг.
Простые предложения, осложнённые вводными словами.
Фронтальный опрос:
– Какие слова называются вводными словами?
– Какие знаки препинания ставятся при вводных словах.
– Какие слова никогда не являются вводными?
Коллективная работа.
На экране написаны предложения.
– В каких случаях выделенные слова являются вводными и выделяются запятыми?
1) Редко бывает проглянет солнце на какой-нибудь час, но зато какая же это радость!
2) Идёшь бывало по лесу, и вдруг нежданно-негаданно с шумом сорвётся и полетит тяжёлый глухарь.
3) Остапу казалось был на роду написан битвенный путь.
4) Работал он небрежно, нехотя, и казалось что железо принимает разнообразные формы помимо его воли.
3. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Проверочная работа (таблица на экране).
Соединить предложения с видом осложнения.
1. Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть? | а) однородные члены предложения |
2. Саша, соседский сынишка, снова одинаково сидел на лавочке. | б) обособленные определения |
3. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. | в) обособленное приложение |
4. Я впервые приехала в Париж весной, в солнечный и тёплый день. | г) обособленное обстоятельство |
5. Оказалось, что мальчиков задержали в городе (там они ходили и все спрашивали, где продается порох). | д) уточняющий оборот |
6. По проселку, прихотливо извивающемуся вдоль балки, длинным серым шлейфом потянулась пыль. | е) обращение |
7. Это, пожалуй, похуже острого горя. | ж) вводная конструкция |
8) Он ещё прохладный, миндальный, полевой, но уже мешается со множеством прочих запахов. | З) вставная конструкция |
Ответы 1) е; 2) в; 3) г; 4) д; 5) з; 6) б; 7) ж; 8) а. |
4. Этап рефлексии учебной деятельности.
Тестирование с взаимопроверкой. ( Задания 15, 16, 17 ЕГЭ.)
Задание высвечивается на экране (по окончании взаимопроверки на экране показываются правильные ответы).
5. Итоги урока. Домашнее задание.
Первая группа делает синтаксический разбор предложений.
1. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть.
2. Не подымаясь с колен, старшина бросил горсть песчаной земли и поднял руку.
3. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым.
Вторая группа составляет тесты по пройденным материалам.
Задание 32 § 5 Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация 9 класс Разумовская М.М.
Привет всем, я хочу знать наверняка, что не ошиблась - поделитесь точно правильным ответом)))))
Прочитайте вслух текст А. И. Куприна. Озаглавьте этоттекст. Затем спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
Раннее весеннее утро — прохладное и росистое. В небе (н..) облачка. Только на востоке, там, откуда сейчас выплыва..т в огненном зареве солнце, ещё толпятся бледнея и тая с каждой минутой сизые предрассветные тучи. Весь безбрежный степной простор каж..тся осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями бриллианты крупной росы. <. > В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни смешанный с нежным похожим на миндаль ароматом повилики. Всё блещ..т и неж..тся и радостно тян..тся к солнцу. Только (кое) где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами поросшими кустарником ещё лежат, напоминая об ушедшей ночи влажные синеватые тени.
Высоко в воздухе не видные глазу трепещ..т и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню.
Степь проснулась и ожила и кажется будто она дыш..т глубокими ровными и могучими вздохами.
1. Объясните расстановку знаков препинания.
2. Подчеркните причастные и деепричастные обороты. Причастия и деепричастия разберите по составу.
3. Обозначьте грамматические основы последнего предложения, составьте его схему.
4. Проведите синтаксический разбор 2-го предложения.
5. Выделите словосочетания, соответствующие схемам:
Выпиши из предложений обособленные уточняющие члены предложения с главным словом, задай к уточнению вопрос, укажи синтаксическую функцию уточнения.
«Сверху со смотровой площадки город кажется игрушечным».
Сверху (откуда именно?) со смотровой площадки — обстоятельство.
«Сверху, со смотровой площадки, город кажется игрушечным».
Я впервые приехала в Париж весной в солнечный и тёплый день.
В свою очередь остановились конные и пешие, лучники и панцирники и остальные включая и колонну пленных (В. Быков)
Выпиши из предложений обособленные уточняющие члены предложения с главным словом, задай к уточнению во укажи синтаксическую функцию уточнения.
Перепиши предложения, расставляя знаки препинания.
Пример:
«Сверху со смотровой площадки город ка жется игрушечным».
Сверху (откуда именно?) со смотровой площадки — обстоятельство.
«Сверху, со смотровой площадки, город ка жется игрушечным».
Предложения:
1) Катер шёл в чёрной почти чернильного цвета темноте
2)Я впервые приехала в Париж весной в солнечный и тёплый день
Ответы
На вершине холма-обстоятельство.
Пологого-определение.
Сверху до низу покрытого только что зацветевшей рожью-причастный оброт. С двух сторон выделяется запятыми.
Виднелась-сказуемое.
Небольшая-определение.
Деревенька-подлежащее.
2.
Она была-сказуемое.
Вдова-подлежащее
3)Ссори незнаю.
4)Наступила ночь.
5)Наступила темная и холодная ночь.
Кто-Я, имя сущ., что сделал-оттащил,глагол., сорри дальше не могу
6)У себя в комнате.Медвежонка у себя.
7)Наступила ночь
1. медвежья услуга (это фразеологизм)
2. ликование от успеха (сущ+сущ)
3. идти напевая (глаг+нар)
4. оконная рама (сущ+прилаг)
6. Оказался очень
7. мне показали новую квартиру
8. о любви в словах не говорят
9. откройте тетради и запишите тему урока
10. данная песня не вопль отчаяния
13. приметы чувствовались везде: в лесу, на озере и в поле
15.Луговые цветы в этом году, благодаря постоянным дождям, необыкновенно ярки и пышны
16. К сожалению в отпуск в этом году не пойду.
17. Завтра как сообщают газеты открывается художественная выставка.
Translate the sentences using the words from the box.
to tear (tore, torn)
to bite (bit, bitten)
1) Преступник вонзил нож в спину женщины.
2) Когда за ним приехала полиция, он не сопротивлялся.
3) Существует поговорка (a proverb): «Собака, которая лает, не кусает".
4) Девушка воображала себя знаменитой актрисой и
репетировала перед зеркалом улыбки поклоны.
5) Будьте осторожны: не порвите новое платье.
6) Мне кажется, что вы преувеличиваете опасность терактов.
7) «Гринпис» борется против ношения натуральных мехов.
8) Она сразу поняла по мрачному лицу мужа, что что-то случилось.
9) Мать пыталась доказать, что все обвинения против ее сына ложны.
10) Посмотри! Какие злые лица у этих людей. Я их боюсь.
1) The offender dug the knife in the woman's back.
2) When the police came for him, he did not resist.
3) There is a proverb: "A barking dog does not bite."
4) The girl imagined herself a famous actress and rehearsed smiles and bows before the mirror.
5) Take care not to tear the new dress.
6) I fancy that you exaggerate the danger of terrorist attacks.
7) Greenpeace fights against wearing natural furs.
8) She knew immediately by her husband's gloomy face that something had happened.
9) The mother tried to prove that all the charges against her son were false.
Читайте также: