В каком курортном немецком городке писатель начинает работу над романом преступление и наказание
1.В какое время года происходит действие романа «Преступление и наказание»?
2.Сколько времени длится действие романа «Преступление и наказание» (до эпилога)?
3.Укажите имя и отчество Раскольникова.
а) Роман Родионович
б) Григорий Романович
в) Родион Романович
г) Григорий Родионович
4.Сколько лет было Раскольникову в начале романа?
5.К какому сословию принадлежал Раскольников?
6.Какую профессию должен был получить Раскольников, если бы закончил университет?
7.Объясните, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы?
а) он хочет достать деньги и помочь матери и сестре
в) он хочет отомстить процентщице за унизительное положение, в котором он оказался
г) он хочет проверить свою теорию: к какому разряду людей он принадлежит
8.Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным?
а) в спешке не взял деньги
б) деньги не являлись целью преступления
в) боялся, что его разоблачат
г) забыл место, где спрятал деньги
9.Какой исторический деятель был кумиром Раскольникова?
10.Какое событие произошло не до, а после совершения Раскольниковым преступления?
а) разговор в распивочной офицера и студента о бесполезной старухе-процентщице
б) получение Раскольниковым письма от матери о готовящемся замужестве Дуни
в) встреча с Семёном Мармеладовым
г) знакомство с Соней Мармеладовой
11.Какое событие в романе явилось началом крушения «идеи» Раскольникова?
а) разговор с Порфирием Петровичем
б) встреча с Мармеладовым
в) второе свидание с Соней
г) самоубийство Свидригайлова
12. После совершения преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони, потому что
а ) она тоже «преступила» нормы человеческой морали
б) она не выдаст его
в) она сможет понять Раскольникова
г) ему больше не к кому идти
13.Укажите, какой конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».
а) социальный (Раскольников – старуха-процентщица)
б) психологический (Раскольников – Порфирий Петрович)
в) идейный (Раскольников – Соня Мармеладова)
г) внутренний (происходящий в душе героя)
14.Для понимания теории Раскольникова в роман вводятся диалоги-поединки Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем. Сколько таких поединков вы можете насчитать в романе?
15.Известно, что сны Раскольникова являются воплощением его реальной и подсознательной жизни. Кому ещё из героев романа снились сны и кто являлся психологическим двойником Раскольникова?
16.Каким образом автор развенчивает теорию Раскольникова?
а) автор сам указывает на её ошибочность
б) её ошибочность доказывает один из персонажей-оппонентов Раскольникова
в) заставляет самого главного героя убедиться в ложности своей теории
г) доказывает её ошибочность самим фактом наказания преступления
17.На сколько лет был осуждён Раскольников за совершённое преступление?
18.Петербург в романе «Преступление и наказание» является:
а) декоративным фоном
б) психологическим фоном
в) соучастником преступления, героем романа
19.Символика цвета играет большую роль в романе. Какой цвет преобладает в описании Петербурга Ф. М. Достоевского?
20.Какой смысл заключён в названии романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
а) преступление и наказание противопоставлены
б) несоответствие наказания совершённому преступлению
в) не всякое преступление влечёт за собой наказание
г) неотвратимость наказания за совершённое преступление
История создания романа "Преступление и наказание": от замысла до публикации
Каторга и материалы для романа Как известно, Достоевский проводит несколько лет своей жизни на каторге в Сибири, Здесь он не имеет возможности писать книги, но общается с множеством арестантов. На каторге писатель берет на заметку самые разные истории из жизни осужденных, их характеры и непростые судьбы. Все эти материалы копятся в душе писателя в годы каторжных работ и находят выход в его дальнейших произведениях.
Идея о "большой повести"
Отбыв свой срок на каторге, Достоевский планирует написать заметное, серьезное произведение. Спустя два года после каторги, в январе 1856 г., он пишет А. Н. Майкову о своем желании создать "большую окончательную. повесть".
В октябре 1859 г. Достоевский в письме брату признается в том, что хотел бы написать один роман-исповедь, который задумал еще на каторге, "лежа на нарах".
В дневнике А. П. Сусловой от 1863 г. есть запись о том, что в это время Достоевский обдумывал идеи о "наполеонах" и людях высшего разряда. Эти идеи стали основой теории Раскольникова.
Роман "Пьяненькие"
В 1864 г. Достоевский размышляет над созданием романа "Пьяненькие". Этот роман в итоге не становится отдельным произведением, а вливается в состав будущего романа "Преступление и наказание". Идею "Пьяненьких" писатель воплощает в виде истории семьи Мармеладовых.
Работа над текстом
В первой половине 1865 г. Достоевский делает первые наброски к новому произведению.
В июле 1865 г. Достоевский приезжает в Висбаден (Германия), где проигрывает все свои деньги. После этого он начинает интенсивно работать над новой повестью (изначально он задумывает это как повесть).
Можно выделить три этапа в работе над текстом:
1. Первая редакция: повесть-исповедь
Уже на первом этапе создания романа многие герои "обретают" свои имена и фамилии. Подробнее об этом читайте в статье Интересные факты о романе "Преступление и наказание".
2. Вторая редакция: от повести к роману
В процессе работы новая повесть разрастается и наполняется новыми событиями и персонажами. Учитывая объемы нового произведения, Достоевский уже называет его романом.
Второй этап работы над романом начинается в середине октября 1865 г. и завершается в конце ноября 1865 г., когда писатель сжигает эту рукопись. Вот как сам Достоевский объясняет своему другу Врангелю решение сжечь рукопись:
"В конце ноября было много написано и готово; я всё сжег; теперь в этом можно признаться. Мне не понравилось самому. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал сызнова." (письмо А. Е. Врангелю, 18 февраля 1866 г., Петербург)
Тот текст романа, который Достоевский написал в октябре-ноябре до сожжения, остается неизвестным. Сохранились лишь некоторые черновики этого периода.
На этом же этапе Достоевский решает вести рассказ не от имени преступника, а от имени автора. Вот что он пишет по этому поводу в своей записной книжке:
3. Третья редакция: окончательная
После сожжения второй редакции романа Достоевский с огромным энтузиазмом приступает к работе над третьей редакцией. Ее он начинает писать в конце ноября - начале декабря 1865 г.
Уже через несколько недель, в середине декабря 1865 г., Достоевский отправляет в печать несколько глав нового романа. В целом за весь декабрь 1865 г. писатель отправляет в журнал "Русский вестник" всю первую часть произведения и, вероятно, начало второй части.
Публикация романа в "Русском вестнике"
Отдавая свой роман для публикации в "Русский вестник", Достоевский боится исправлений, которых могут потребовать редакторы. Однако текст романа принимают в печать без значительных изменений. Конечно, редакторы вносят некоторые правки в текст, но в целом он не подвергается жесткой корректуре.
За свою работу над романом "Преступление и наказание" Достоевский получает ужасно маленький гонорар: 125 рублей за печатный лист. В это же время Тургенев и Толстой за аналогичные объемы текста получают в разы больше. Вот как сам Достоевский отзывается о скупости редакторов "Русского вестника":
"Дело в том, что они страшные скряги. Роман им казался велик. Платить за 25 листов (а может быть и за 30) по 125 р. их пугало. " (письмо А. Е. Врангелю, 18 февраля 1866 г., Петербург)
Работа над продолжением "Преступления и наказания"
Дальнейшая работа над романом растягивается на целый год. К июню 1866 г. Достоевский создает около половины произведения. Тем временем уже напечатанные главы романа имеют успех у публики. Вот что об этом пишет сам Достоевский:
"Надо заметить, что роман мой удался чрезвычайно и поднял мою репутацию как писателя. Вся моя будущность в том, чтоб кончить его. " (письмо Янышеву И. Л., 29 апреля 1866 г., Петербург)
Параллельно писатель вынужден начать работу над другим романом, который он обязан написать согласно договору с издателем Стелловским.
Летом 1866 г. Федор Михалович пишет 5-ую часть "Преступления и наказания".
Осенью 1866 г. Достоевский полностью погружается в новый роман "Игрок". Это произведение занимает все его время и силы, а работа над романом "Преступление и наказание" отходит на второй план.
Наконец в начале января 1867 г. Достоевский отдает в печать две последние главы романа "Преступление и наказание" и эпилог. В итоге в журнале "Русский вестник" роман печатается в 3 частях с эпилогом, хотя изначально писатель задумывал роман в 6 частях.Отдельное, исправленное издание
После того как роман был напечатан в "Русском вестнике", Достоевский решил опубликовать роман отдельным, самостоятельным изданием. Пользуясь случаем, он вноаит в текст некоторые правки. В частности он снова разделяет роман на 6 частей и эпилог, как задумывал изначально.
Такова история создания романа "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского: от замысла до публикации произведения.
В каком городе Достоевский начал писать роман Преступление и наказание? Не могу найти в интернете
8 июня 1865 года Достоевский пишет издателю А. Краевскому. Он просит денег и предлагает новый роман для журнала «Отечественные записки» : «Роман мой называется «Пьяненькие» и будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве» . Краевский ответил Достоевскому отказом.
2 июля 1865 года он заключает «драконовский» договор с издателем Ф. Стелловским. За те же 3 тысячи рублей, который Краевский отказался выплатить за один роман, Достоевский продал Стелловскому право на издание собрания сочинений в трёх томах, и обязался написать новый роман к 1 ноября 1866 года.
Получив деньги, Достоевский уезжает за границу. В Висбадене он проиграл в рулетку все деньги. В гостинице его лишают обедов и подают только чай. В гостинице Висбадена он отказался от замысла «Пьяненьких» и теперь хочет написать повесть с криминальным сюжетом – «психологический отчёт одного преступления» . Но это вовсе не «Преступление и наказание» !
Достоевский пишет в Висбадене, потом переезжает и пишет в Петербурге. И вот в одном из писем признается, что в конце ноября 1865 года, когда уже было много написано и много готово, писатель всё сжег и начал заново. Теперь Достоевский соединяет «психологический отчёт одного преступления» с материалами и линиями «Пьяненьких» (в частности, линии Мармеладовых) - и начал появляться роман «Преступление и наказание» - В ПЕТЕРБУРГЕ! (Ни в каком не в Висбадене! )
Первая часть «Преступления и наказания» была напечатана в январском номере журнала «Русский вестник» за 1866 год.
История создания романа «Преступление и наказание»
В 1850 году Достоевского отправили на каторгу в Омск. Именно этот сложный опыт и стал моментом зарождения идеи романа «Преступление и наказание». Позже Фёдор Михайлович писал брату: «Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения. ». Размышляя над романом, писатель собирался построить повествование в исповедальной форме от лица главного героя. Все тревоги, терзания, душевные метания, каторжный опыт должны были стать основой произведения. Но акцент ставился не только на глубоких личных переживаниях Родиона Раскольникова, но и на поведении и личностях других персонажей — сильных, поправших многолетние убеждения героя.
Физическая утомлённость, сложная жизнь ссыльного каторжного не позволили приступить к произведению в Омске. Однако писатель уже хорошо обдумал сюжет будущего произведения. Не только преступление, не только наказание, а вся жизнь людей девятнадцатого века в её неприкрытой и, порой неприглядной, действительности: «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман». Несмотря на то что замысел книги вынашивался несколько лет, основная мысль об обыкновенном и необыкновенном человеке родилась лишь в 1863 году в Италии.
За долгие шесть лет, пока роман «Преступление и наказание» был лишь задумкой, Достоевской написал несколько произведений: «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья». Все книги повествовали о судьбах бедняков и их противостоянию жестокой реальности. 8 июня 1865 года Фёдор Михайлович предложил свой роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественных записок» А.А. Краевскому. Именно в этом произведении появились персонажи семьи Мармеладовых. Однако писатель получил отказ. Остро нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с другим издателем на сложных для него условиях: он отдавал права на свои собрания сочинений в трёх томах и обязался написать новый роман к первому ноября следующего года.
Начало работы
Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении. В месте, где он тогда остановился (Висбаден, Германия), ввиду того, что постоялец оказался неплатежеспособен, хозяева отеля отказали ему сначала в обедах, а затем и в свете. Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.
Чтобы успеть дописать роман к установленному сроку, Достоевскому пришлось работать очень спешно. Про свой труд он пишет, что это — «психологический отчёт одного преступления». Именно здесь, в отеле, задумка романа изменилась — это была уже не просто исповедь человека, совершившего преступление. Писатель добавил уже когда-то придуманные и описанные события про сложную судьбу одной семьи — так появилась история Мармеладова в романе «Преступление и наказание». В итоге, повествователем стал сам автор, а не персонаж-убийца.
Считается, что сюжет про убийство старушки-процентщицы топором был подсказан писателю реальным преступлением. В январе 1865 года двадцатисемилетний житель Москвы Герасим Чистов, раскольник по своим религиозным убеждениям, убил двух пожилых женщин топором и украл ценные вещи и деньги. Известно, что Достоевский был знаком с отчётом по этому делу и, видимо, взял за основу историю этого преступления. Причину же убийства, совершенного Раскольниковым, автор объяснял просто: старуха была глупая и злая, никому не нужная, а её деньги могли бы спасти родных и близких юноши.
Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»: что еще сказать о самом популярном романе из школьной программы? Человек-эпоха в русской литературе: что рассказать ученикам о Николае Гоголе? Поэзия и биография Сергея Есенина. Идеи для урока Книжная полка современного старшеклассникаПроцесс написания
В ноябре 1865 года Достоевский признал негодным написанный материал и уничтожил записи, приступив к написанию снова. Теперь к прежним задумкам добавилась новая мысль. Раскольников не просто хочет убить и ограбить старушку, своим поступком он буквально желает облагодетельствовать окружающих: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость. Я вступлюсь. Я хочу вступиться».
Поскольку подошёл срок сдачи работы издателю, а роман был не готов, Достоевский прерывается на написание своего другого романа — «Игрок». Исполнив тем самым обещание, данное издателю, Фёдор Михайлович вновь возвращается к «Преступлению и наказанию». Через месяц писатель представил начальные страницы романа издателю журнала «Русский вестник» М. Каткову и затем отправлял роман частями по мере написания. В 1866 году «Русский вестник» напечатал первую часть книги.
Финал романа давался автору нелегко. Раскольников стал сложным персонажем, мотивы его поступков усложнились, характер будто раздвоился. Родион одновременно и любил людей, и ненавидел.
Напечатанное в журнале пользовалось большим успехом у читателей. Дописывался роман в России в подмосковном имении сестры. К концу года работа была закончена. В рабочих тетрадях Фёдора Михайловича осталось множество записей, позволяющих постигнуть всю глубину размышлений и терзаний автора. Писатель выбирал, оставить ли двойственность характера Раскольникову или нет. Решив, что герой в своих «метаниях» более полный, Достоевский сделал акцент на смене характеров и взглядов юноши. Именно в окончательной версии романа появилась та самая наполеоновская идея о «тварях дрожащих» и «властелинах». Теперь Раскольников уже не просто спаситель, но и тщеславный человек, алчущий власти: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого. Я счастье несу».
Такой персонаж, как Раскольников не мог просто кончить самопрощением, судом или самоубийством. Достоевский желал создать финал спасения Богом раскаявшегося грешника. Однако представителем такого высшего суда стал не Христос, а человек — Сонечка Мармеладова. В последней редакции романа Достоевским было записано: «Идея романа. I. Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, — есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом „за“ и „против“, которое нужно перетащить на себе». А заканчиваться произведение должно было словами: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека». Однако, как мы знаем, «Преступление и наказание» заканчивается совсем другими строками.
Итог написания романа для Достоевского
Реакция современников
Сотрудничество Достоевского с журналом «Русский вестник» начиналось необычно. После того, как писатель отправил Каткову план романа, издатель отправил в Висбаден аванс без каких-либо уточнений. К тому времени Достоевский уже покинул город, так и не получив деньги вовремя. Далее писатель отправил первые листы «Преступления и наказания», однако никаких писем с откликом от редакции не получил. Тянулись недели, а Достоевский так и не мог осознать судьбу своего романа. Окончательно истерзавшись, писатель отправил письмо, где просил, в случае неприятия произведения, свою рукопись обратно.
Наконец от издательства поступил ответ, в котором редакция объясняла заминку и сообщала, что начало уже поступило в печать. Позднее Достоевскому стало известно, что его роман буквально спас журнал — в писательстве наступило «затишье», ничего не поступало ни от Тургенева, ни от Толстого. В это самое время и пришли первые страницы «Преступления и наказания». Редакция опасалась Достоевского, но ввиду затруднений согласилась печатать его роман. Неожиданно сотрудничество стало удачным для всех: Достоевский получил так нужные ему деньги, а тираж журнала благодаря интересному произведению резко увеличился.
Современники же по-разному оценивали роман. Одни критики (например, Г. Елисеев) страстно нападали на писателя, ругая писателя за излишнюю озлобленность, неэстетичное описание местности и обстановки (Н. Ахшарумов), осуждение существующего уклада жизни и студенчества в целом. В журнале «Искра» Достоевского называли чуть ли не плагиатчиком и писателем карикатур с нигилистов. В произведении видели намёки на то, чего роман ни в коем случае не нёс, например «Неделя» осуждала за параллель между людьми, занимающимися естественными науками, но становящимися убийцами и проститутками.
Каждый критик, согласно личным убеждениям, видел в романе что-то своё. Например, Д. Писарев считал, что причина поведения Раскольникова таится лишь в его материальных трудностях. Не было бы стеснённых обстоятельств — не было бы и безумных идей. Пустой карман стал настоящей причиной «заражения» Родиона, а развившаяся теория и последствия — буйным цветом расцветшая болезнь.
Несмотря на претензии критиков «Преступление и наказание» стало великим и признанным произведением уже при жизни Ф.М. Достоевского. В Европе писатель был известен ещё задолго до своих значительных романов. После выхода романа «про убийство старушки» произведение было переведено на другие языки: на немецкий — в 1882 году, на французский — в 1884 году и на английский — в 1886 году.
На сегодняшний же день в мировой литературе романы Достоевского и, в частности, «Преступление и наказание» признаны одними из самых значительных произведений всех времён и народов.
Из учебника «Литература. Базовый и углубленный уровень. 10 класс» можно почерпнуть подробные сведения о произведениях классической русской литературы XIX века.
Работа над текстом
В июле 1865 году Достоевский выезжает за границу, в Висбаден (Германия), где за пять дней проигрывает в казино все деньги и часть личных вещей, включая карманные часы. В письме, адресованном своей возлюбленной Аполлинарии Сусловой (август 1865 года), он сообщает, что в гостинице ему было отказано в обедах и других услугах: «Платье и сапоги не чистят, на мой зов не идут». Там, в маленьком номере, «без денег, без еды и без света», писатель приступил к работе над «Преступлением и наказанием». На тот момент произведение задумывалось как повесть.
В сентябре того же 1865 года Достоевский предложил редактору журнала «Русский вестник» Михаилу Каткову разместить своё новое произведение на страницах его издания, сообщив, что начатая им работа — это «психологический отчёт одного преступления»:
«Могу ли я надеяться поместить в Вашем журнале «Русский вестник» мою повесть?
Я пишу ее здесь, в Висбадене, уже 2 месяца и теперь оканчиваю. В ней будет от пяти до шести печатных листов. Работы остается еще недели на две, даже, может быть, и более. Во всяком случае, могу сказать наверно, что через месяц и никак не позже она могла бы быть доставлена в редакцию «Русского вестника». <…>
Несколько случаев, бывших в самое последнее время, убедили, что сюжет мой вовсе не эксцентричен. Именно, что убийца развитой и даже хороших наклонностей молодой человек. Мне рассказывали прошлого года в Москве (верно) об одном студенте, выключенном из университета после московской студентской истории — что он решился разбить почту и убить почтальона. Есть еще много следов в наших газетах о необыкновенной шатости понятий, подвигающих на ужасные дела. (Тот семинарист, который убил девушку по уговору с ней в сарае и которого взяли через час за завтраком, и проч.) Одним словом, я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает современность.»
— Ф. М. Достоевский, письмо к М. Н. Каткову. 10 (22) — 15 (27) сентября 1865 г., Висбаден
В письме Достоевский упоминает о своем трудном финансовом положении и просит гонорар не менее 125 рублей за лист, а также 300 рублей в качестве аванса:
«Теперешние обстоятельства мои очень нехороши. Я выехал в начале июля за границу совершенно больной, для лечения, и почти без денег. Я надеялся вскорости кончить одну работу, но увлекся другой работой (тем, что теперь пишу), о чем и не жалею. Тем не менее я принужден теперь попросить у Вас триста рублей — разумеется, в таком случае, если Вы захотите взять мою работу. Прошу вас, многоуважаемый Михаил Никифорович, не считать эту просьбу о 300-х рублях чем-нибудь принадлежащим к условиям, которые бы я предложил за мою повесть. Совсем нет. Это просто просьба к Вам помочь мне в эту весьма трудную для меня минуту, — разумеется — опять повторяю просьба, могущая иметь место только в том случае, если Вы изъявите согласие принять мою работу.»— Письмо к М. Н. Каткову. 10 (22) — 15 (27) сентября 1865 г
Катков согласился на оплату в 125 рублей за лист и в октябре отправил Достоевскому 300 рублей аванса без сопроводительного письма; правда, деньги пришли в Висбаден с некоторым опозданием — к тому времени писатель уже выехал обратно в Россию. Работа над «Преступлением и наказанием» была продолжена в Петербурге, причём в ноябре 1865 года Фёдор Михайлович забраковал и сжёг многостраничный черновик и начал писать заново. Через месяц он предоставил Каткову первые семь листов романа. Далее произведение отсылалось в «Русский вестник» частями по мере готовности.
Поначалу принципы сотрудничества «Русского вестника» с авторами вызывали у Достоевского недоумение. Когда спустя три месяца Фёдор Михайлович отослал издателю первые листы рукописи, никакой реакции из журнала не последовало. Молчание длилось несколько недель, в течение которых писатель пребывал в полном неведении относительно судьбы своего произведения. В определённый момент, не выдержав, он отправил Каткову письмо, в котором попросил дать хоть какие-то сведения о планах редакции:
«Если роман мой Вам не нравится или Вы раздумали печатать его — то пришлите мне его обратно. Вы непременный человек, Михаил Никифорович, и с человеческим чувством… Убедительно прошу от Вас ответа на это письмо скорого и ясного, чтоб я мог знать своё положение и что-то предпринять»— Письмо к М. Н. Каткову. Декабрь 1865 г., Петербург
В середине января 1866 года из журнала наконец-то поступил ответ: редакция извинилась перед автором за то, что слишком долго «оставляла его в недоумении», и сообщила, что начало «Преступления и наказания» уже напечатано в 1-м номере, который в ближайшие дни выйдет в свет. Позже писатель узнал, что для «Русского вестника» неожиданное предложение со стороны Достоевского стало настоящим спасением, — «у них из беллетристики на этот год ничего не было, Тургенев не пишет ничего, а с Львом Толстым они поссорились».
Датировка романа «Преступление и наказание»
Действие романа Достоевского «Преступление и наказание» происходят на притяжении 14-ти дней, но автор не указывает дат. Достоевский лишь упоминает, что действие романа происходит в июле («В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…»). Но в романе присутствуют отсылки к событиям происходящим в реальном Петербурге, по которым можно определить точную датировку событий. Так, можно вести отсчет от встречи Раскольникова с бывшим чиновником Мармеладовым в распивочной, произошедшей в первый день повествования (часть 1, глава 2).
Мармеладов сообщает собеседнику о том, что недавно он уговорил бывшего начальника снова взять его на работу, но, шесть дней назад, получив первую зарплату он снова взялся за рюмку. Чиновники получали плату традиционно первого числа каждого месяца, следовательно, разговор героев приходится на 7 июля.
К ому же точно известен год повествования — 1865, так как в письме к издателю Каткову от этого года, Достоевский пишет: «Действие современное, в нынешнем году.»
Таким образом, с высокой вероятностью можно считать, что действие романа «Преступление и наказание» происходит с 7 по 20 июля 1865 года. Это подтверждается и аномальной жарой стоявшей в этот период в Петербурге, и отраженной в произведении.
История создания романа «Преступление и наказание»
«Преступление и наказание» (рус. дореф. «Преступленіе и наказаніе») — знаменитый на весь мир роман Ф. М. Достоевского в шести частях с эпилогом, над которым писатель работал более года (в 1865–1866 годах).
Впервые роман был опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6—8, 11, 12). Публикация стала литературным событием года. Вокруг романа сразу же разгорелись споры. После выхода в печать этого произведения журнал приобрел около 500 новых подписчиков. Это было довольно внушительной цифрой для журналов того времени, так как успешные издания имели примерно 3500-4500 тысяч подписчиков.
Обложка журнала «Русский вестник», 1866, № 1
Замысел романа
Замысел произведения о так называемой «сильной личности», не боящейся ни угрызений совести, ни людского суда, начал созревать у Достоевского ещё когда он сам находился на каторге в Омске (1850 — 1854) и общался с множеством арестантов. Осенью 1859 года Фёдор Михайлович сообщил в письме брату, что планирует в ближайшее время приступить к работе над романом-исповедью, основные контуры которого сформировались у него «на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения». Однако путь от задумки до реализации оказался более долгим — к непосредственной работе над романом писатель приступил лишь спустя почти шесть лет.
«Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения. ».— Письмо к брату Достоевскому М. М, 9 октября 1859. Тверь
В 1864 году Достоевский размышляет над созданием романа с рабочим названием «Пьяненькие». В нем должны были разбираться не только сам «вопрос о пьянстве», но и «все его разветвления, преимущественно картины семейства, воспитания детей в этой обстановке и проч.». Этот роман в итоге не был принят издателем, но размышления над ним стали основой той сюжетной линии «Преступления и наказания», которая связана с драмой семьи Мармеладовых.
В первой половине 1865 года Достоевский делает первые наброски к новому произведению.
Сюжет для «Преступления и наказания», возможно, был подсказан Достоевскому судебным процессом по делу двадцатисемилетнего москвича Герасима Чистова, раскольника, представителя купеческой семьи, убившего в январе 1865 года двух пожилых женщин. Орудием убийства служил топор; преступник извлёк из сундука и вынес из квартиры деньги и ценные вещи. Через полгода, в августе, начался суд. Фёдор Михайлович был знаком со стенографическим отчётом по делу.
Среди прототипов Раскольникова называют и французского преступника Ласенера, материалы о судебном процессе над которым печатались в журнале братьев Достоевских «Время» в 1863 году. Ласенер, уже находясь в заключении, написал мемуары, в которых пытался оправдать свои преступления «идейными» соображениями, выставляя себя «жертвой общества», восставшей против социальной несправедливости.
Возможно, идея романа родилась у Достоевского как ответ на роман Н. Г. Чернышевского «Что делать? (Из рассказов о новых людях)» (1863). Его творческая полемика с Чернышевским началась в «Зимних заметках о летних впечатлениях» опубликованных в 1863 году, и уже тогда Достоевский высказывает мысль схожую с идеей романа «Преступление и наказание»:
«Трудов мы не любим, по одному шагу шагать не привычны, а лучше прямо одним шагом перелететь до цели. »— Ф.М. Дстоевский, «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863)
Четыре редакции
Судя по черновикам Достоевского, при работе над «Преступлением и наказанием» он прошёл четыре редакции. Судя по сохранившимся фрагментам ранних редакций, повесть создавалась как монолог убийцы. В процессе работы замысел изменился — в рукопись были включены фрагменты незавершённого романа «Пьяненькие». Этот вариант, в котором объединились две разные истории — каторжника и семьи Мармеладовых, — опять-таки не устроил Фёдора Михайловича, который, переходя к третьей — итоговой — редакции «Преступления и наказания», сделал для себя пометку: «Рассказ от себя, а не от него… Предположить нужно автора существом всеведущим и не погрешающим».
Достаточно долгим был авторский путь при поисках ответа на вопрос о том, почему Раскольников убил процентщицу. В письме Михаилу Каткову Фёдор Михайлович ограничил представление о смысле деяния своего героя «простой арифметикой»: студент решил лишить жизни «глухую, глупую, злую и больную старуху», чтобы дать шанс на спасение другим страдающим людям — себе, своей сестре и матери. Во второй версии романа также присутствовал своеобразный филантропический посыл со стороны персонажа: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого. Я счастье несу». Наконец, в окончательной редакции была артикулирована раскольниковская «идея Наполеона» с разделением человечества на «тварей дрожащих» и «властелинов»
Первая редакция
Июль–август — сентябрь 1865 г.
Произведение, начатое в гостиничном номере Висбадена, представляло собой исповедь человека, совершившего преступление; повествование велось от первого лица: «Я под судом и всё расскажу… Я для себя пишу, но пусть прочтут и другие».
Достоевский несколько раз менял общий строй повествования, которое велось от первого лица то в форме дневниковых записей, начатых героем вскоре после совершения им преступления («16 июня. Третьего дня ночью я начал описывать и четыре часа просидел. Это будет документ… Этих листов у меня никогда не отыщут»), то в форме исповеди, своеобразного признания «под судом» («Я под судом и все расскажу. Я все запишу. Я для себя пишу, но пусть прочтут и другие, и все судьи мои, если хотят. Это исповедь. Ничего не утаю»).
В первой версии произведения у главного героя не было фамилии — его товарищ Разумихин называл персонажа Василием и Васюком. Следователь, работавший по делу об убийстве, именовался в рабочих материалах то Порфирием Степановичем, то Порфирием Филипьевичем Семёновым. Лизавета должна была быть беременна от доктора Зосимова, довольно развратного молодого человека. Среди действующих лиц присутствовала молодая дочь Лизаветы Сяся, с которой у преступника сложились тёплые отношения. Позже появилась Соня; в отдельных записях две героини находились рядом, но затем Сяся была исключена из романа. Свидригайлов поначалу названный Аристовым (эту фамилию носил один из заключенных, с которым писатель отбывал каторгу) и был эпизодическим персонажем, сообщившим герою, что знает имя преступника. Господин Лужин в изначальных рукописях носил фамилию Лыжин, и по сюжету должен был влюбиться в Соню Мармеладову. Фамилия Лыжин принадлежала реальному человеку, которого считают прототипом этого персонажа.
Вторая редакция
Середина октября — конец ноября 1865 г.
Над второй редакцией романа Достоевский работал уже находясь в Петербурге. В ноябре 1865 года Фёдор Михайлович забраковал и сжёг многостраничный черновик и начал писать заново. Сохранились лишь некоторые черновики этого периода. Вот как сам Достоевский объясняет своему другу Врангелю решение сжечь рукопись:
«В конце ноября было много написано и готово; я всё сжег; теперь в этом можно признаться. Мне не понравилось самому. Новая форма, новый план меня увлек, и я начал сызнова.»— Письмо А. Е. Врангелю, 18 февраля 1866 г., Петербург
Третья редакция
Конец ноября — начало январь 1867 г.
После сожжения второй редакции романа Достоевский с огромным энтузиазмом приступает к работе над третьей редакцией. Писатель решает вести рассказ не от имени преступника, а от имени «всеведущего» автора, а сам сюжет выходит за рамки только «психологического отчета одного преступления», обретая романную масштабность и трагедийный пафос. Вот что он пишет по этому поводу в своей записной книжке:
«Предположить нужно автора существом всеведущим и непогрешающим, выставляющим всем на вид одного из членов нового поколения…»— Из записной книжки Достоевского
Далее произведение отсылалось в «Русский вестник» частями по мере готовности. Работа над романом продолжалась весь последующий год. К июню 1866 года Достоевский создает около половины произведения. В одном из писем Достоевский сообщал: «Сижу над работой, как каторжник… Всю зиму никуда не ходил, никого и ничего не видел, в театре был только раз… И так продолжится до окончания романа — если не посадят в долговое отделение».
Кульминационной точкой романа должна была стать сцена посещения Раскольниковым Сони и чтения ею Евангелия (глава IV нынешней IV части). Однако по требованию редакции «Русского вестника», усмотревшей в этой сцене недостаточно строгое разграничение добра и зла, Достоевский был вынужден пойти на значительную переработку эпизода.
Параллельно писатель вынужден начать работу над другим романом, который он обязан написать согласно договору с издателем Стелловским. Осенью 1866 года Достоевский полностью погружается в новый роман «Игрок». Это произведение занимает все его время и силы, а работа над романом «Преступление и наказание» отходит на второй план.
Тем временем уже напечатанные главы «Преступления и наказания» имеют успех у публики. Вот что об этом пишет сам Достоевский:
«Надо заметить, что роман мой удался чрезвычайно и поднял мою репутацию как писателя. Вся моя будущность в том, чтоб кончить его…»— Письмо Янышеву И. Л., 29 апреля 1866 г., Петербург
Наконец в начале января 1867 года Достоевский отдает в печать две последние главы романа «Преступление и наказание» и эпилог. В итоге в журнале «Русский вестник» роман печатается в 3 частях с эпилогом, хотя изначально писатель задумывал роман в 6 частях.
Четвертая редакция: исправленное издание
Январь — лето 1867 г.
После того как роман был напечатан в «Русском вестнике», Достоевский решил опубликовать роман отдельным, самостоятельным изданием, структура которого была немного изменена по сравнению с журнальной редакцией; кроме того, автор внёс в книжный вариант ряд сокращений и стилистических правок. В частности он снова разделяет роман на 6 частей и эпилог, как задумывал изначально.
Это двухтомное исправленное издание романа «Преступление и наказание» вышло в Петербурге уже к лету 1867 г. Именно в таком виде — в 6 частях с эпилогом — роман публикуется по настоящее время.
Тест. Тест на знание биографии Ф.М.Достоевского
Назовите первый роман писателя, принесший ему известность и получивший высокую оценку критики, в том числе В. Г. Белинского?
- «Преступление и наказание»
- «Бедные люди»
- «Униженные и оскорбленные»
Вопрос 4
Где проходила 4-летняя каторга Ф. М. Достоевского?
- Омском остроге;
- Илимском остроге;
- Иркутском остроге.
Вопрос 5
В каком журнале был опубликован роман Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»?
- «Русское слово»;
- «Современник»;
- «Время».
Вопрос 6
В каком курортном немецком городке писатель начинает работу над романом «Преступление и наказание»?
- Баден-Бадене;
- Висбадене;
- Ахене.
Вопрос 7
22 декабря 1849 года – очень важная дата в жизни Достоевского. В этот день…
- Выходит в свет его первый роман
- Достоевский начинает издавать альманах «Современник», ставший переворотом в истории русской литературы
- Достоевского приговаривают к смертной казни
Вопрос 8
Укажите годы жизни Ф.М.Достоевского.
- 1821-1881
- 1810-1882
- 1815-1886
Вопрос 9
Где учился Ф.М.Достоевский?
- в Петербургском университете;
- в Высшем военном инженерном училище;
- в Царскосельском лицее.
Вопрос 10
1840-е года — время появления в России революционных кружков. В каком кружке состоял молодой Достоевский?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"Данный тест по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" позволит проверить знания учащихся 10 класса, вызвать интерес к более детальному чтению художественного произведения, подг.
Тест для обобщающего урока по роману "Преступление и наказание".
Предлагаемый тест помогает проверить знание учащимися содержания романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Первый вариант теста более сложный, чем второй и третий. В этих вариантах требуетс.
Тест для проверки знания содержания романа.
Достоевский написал очень большое и сложное произведение, поэтому в школе оно изучается очень тяжело, дети читают его неохотно. Все уроки по данному произведению похожи один на другой. Поэтому для раз.
Данный тест может быть использован на уроках литературы в 10 классе после изучения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» как итоговый.Задания представляют собой вопросы с различно.
ТестФ. М. Достоевский «Преступление и наказание»1. Портрет какого героя приведен ниже: «…Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.
История создания романа "Преступление и наказание": от замысла до публикации
В этой статье представлена подробная история создания романа "Преступление и наказание" Достоевского: этапы работы от замысла до публикации произведения.
Смотрите:
- Все материалы по роману "Преступление и наказание"
Список событий романа по дням:
День 1 (7 июля)
- Раскольников идет к старухе-процентщице, чтобы незаметно выяснить, где она хранит деньги.
- Раскольников знакомится в распивочной с Мармеладовым
День 2 (8 июля)
- Раскольников получает письмо от матери.
- Раскольников видит сон про убийство лошади
- По пути Раскольников случайно слышит, что сестра старухи Лизавета будет отсутствовать дома завтра вечером.
День 3 (9 июля)
- Раскольников спит весь день, ему снится сон про Африку.
- Вечером он убивает старуху и ее сестру Лизавету.
День 4 (10 июля)
- Утром Раскольников получает повестку о необходимости прийти в контору сегодня же в 11 утра (по делу о задолженности перед квартирной хозяйкой).
- Раскольников прячет награбленное у старухи, под большим камнем в в одном из петербургских глухих дворов-колодцев.
предлагает Раскольникову подработку, но тот отказывается и уходит.
5, 6 и 7 день (с 11 по 14 июля)
Три дня Раскольников проводит в бреду.
Повествование продолжается на 8 день, когда герой приходит в себя.
Отношение Достоевского к Раскольникову в романе "Преступление и наказание"
В этой статье представлены материалы об отношении Достоевского к Раскольникову - герою романа "Преступление и наказание".
Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- История создания "Преступления и наказания"
Отношение Достоевского к Раскольникову в романе "Преступление и наказание"
Отношение Достоевского к Раскольникову нельзя назвать однозначным. Писатель ведет повествование в романе от третьего лица, то есть от лица "всевидящего" и "всезнающего" автора, свидетеля всех событий. Рассказчик не высказывает своего мнения о Раскольникове и других героях и занимает довольно нейтральную позицию, давая читателям право самим делать выводы.
В одной из своих рабочих тетрадей Федор Михайлович высказывается о Раскольникове как о непомерно гордом, высокомерном, деспотичном человеке:
В одном из писем А. Н. Майкову Достоевский прямо называет Раскольникова "сумасшедшим и дураком":
Таково отношение Достоевского к своему персонажу Раскольникову, главному герою романа "Преступление и наказание".
Читайте также: