В какие дни отдыхают в израиле в
Шаббат - еженедельный субботний день отдыха, когда вся семья собирается вместе и большинство населения Израиля проводит свой досуг в общении с близкими и друзьями. Общественный транспорт в этот день не работает, все предприятия и учреждения закрыты, деятельность сектора общественных услуг ограничена лишь жизненно важными функциями, а значительная часть солдат находится в увольнении. Многие семьи используют субботу для отдыха на морском побережье, прогулок на лоне природы, экскурсий по стране. Религиозные граждане проводят субботу в кругу семьи и в синагоге. Они воздерживаются от поездок и даже прогулок за пределами своего города или поселка, не совершают никакой работы и не включают (или не выключают, если оно было включено) электричества.
Рош ха-шана - еврейский Новый год, является библейским праздником, то есть предписывается Танахом (Левит 23:23-25): "Да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке, священное собрание". Основные мотивы Рош ха-шана как религиозного праздника, освящающего начало года, - это раскаяние в преддверии приближающегося Судного дня и молитвы о том, чтобы наступающий год оказался благополучным и плодородным. Рош ха-шана празднуется в течение двух дней: 1 и 2 числа месяца тишрей, совпадающего обычно с сентябрем. Как и все еврейские даты, Рош ха-шана наступает вечером после захода солнца. Самым торжественным моментом праздника является трубление в рог (шофар) во время синагогальной службы. По сложившемуся обычаю, к новогодней трапезе готовят особые блюда. Литургия Рош ха-шана включает в себя покаянные молитвы. Во многих сферах жизни Израиль начинает свой год в Рош ха-шана. На правительственной корреспонденции, в газетах и радиопередачах "еврейская дата" указывается первой. Новогодние поздравления в Израиле также отправляют перед Рош ха-шана, а не в последних числах декабря, как это принято в западных странах.
Пятью днями позже наступает праздник Суккот , известный в Библии как Праздник кущей (Левит 23:34). Суккот - один из трех праздников восхождения: пока до 70-го года н. э. существовал Иерусалимский Храм, весь народ трижды в год совершал к нему восхождение. Библия постановляет отмечать Суккот в память о том времени, когда евреи, вышедшие из Египта (в XIII столетии до н. э.), жили в пустыне в шалашах (кущах). Суккот - это также время, когда народ благодарит Бога за ниспосланный ему обильный урожай. В некоторых кибуцах Суккот отмечают именно как хаг ха-асиф (праздник урожая), поскольку он совпадает со временем сбора второго урожая зерновых и осенних плодов, началом сельскохозяйственного года и первыми дождями.
В течение пяти дней между Йом кипуром и Суккотом сотни тысяч израильтян устраивают возле своих домов шалаши (суккот) в память о тех легких шатрах, в которых их предки жили в пустыне. "И возьмите себе в первый день плод этрога, ветви пальмы и побеги дерева густолиственного и верб речных и веселитесь перед Господом, Богом вашим семь дней", - предписывает Библия. Поэтому, следуя в синагогу на праздничную службу, евреи берут с собой указанные четыре вида. По всей стране можно видеть шалаши - во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на крышах домов и автомобильных стоянках. Ни одна военная база не обходится без праздничного шалаша. Некоторые люди проводят в шалаше все дни Суккота, оставаясь в них и на ночь.
После первого праздничного дня уровень святости Суккота спадает, как и велит Тора (Левит 23:36). Промежуточные дни между первым и последним являются полу праздником. Занятий в школах нет, а взрослые либо берут отпуск, либо трудятся полдня. Большинство нерелигиозных израильтян используют Суккот и Песах для отдыха в различных уголках страны.
Неделю Суккот и весь цикл осенних праздников завершает Шмини ацерет, который называют также Восьмым днем (Левит 23:36). Этот праздник объединен с другим - Симхат-Тора , отмечающим ежегодный цикл чтения Торы. Сразу же по окончании публичного чтения последней главы Торы верующие приступают к чтению первой главы. Главным признаком этого двойного праздника (Шмини ацерет - Симхат-Тора) является всеобщая радость и веселье. После молитвы из ковчега вынимают свитки Торы (Пятикнижия Моисеева) и семь раз обносят их вокруг возвышения в центре синагоги. Во время процессии евреи поют и пляшут со свитками Торы в руках. С наступлением темноты праздничное веселье выливается за пределы синагоги и продолжается уже на открытом воздухе, где нет ритуальных ограничений, касающихся любого святого дня.
Ханука начинается 25 числа месяца кислев, который обычно совпадает с декабрем. Этот праздник напоминает о радости евреев, в 164 году до н. э. разбивших под предводительством Макавеев могущественную греческую армию, но главное - о торжестве еврейского духа над идолопоклонниками-эллинами. Святость праздника происходит именно от этого духовного аспекта победы. В Хануку мы снова и снова вспоминаем чудо с кувшинчиком освященного масла, которого могло хватить на поддержание огня в храмовом светильнике (меноре) в течение одного лишь дня, но не угасавшего целых восемь дней, до тех пор, пока Храм не был вновь освящен.
Ханука празднуется в Израиле, как и в диаспоре, в течение восьми дней. Главный обычай этого праздника - ежевечернее зажигание свечей: одной в первый день, двух во второй и так далее, в честь чуда, случившегося в Храме. В Израиле обычно в большей степени, чем в диаспоре, подчеркивается элемент военной победы, позволившей восстановить государственный суверенитет страны; но и такие обычаи, как, например, одаривание детей (дмей-Ханука) и игра в волчок (севивон, дрейдл), также не забыты. Ханукальный волчок имеет четыре грани, на каждой из которых помещена первая еврейская буква слов "чудо великое было здесь" (если дело происходит в Израиле) или "чудо великое было там" (в диаспоре). В школах на Хануку бывают каникулы, но взрослые продолжают работать как обычно.
Ту би-шват , пятнадцатый день месяца шват, приходящийся на январь-февраль, в раввинистических источниках упоминается как новый год фруктовых деревьев и срок исполнения различных заповедей и ритуалов, связанных с приношениями в Храме (сегодня, по понятным причинам, не имеющими практического значения). В современном обществе этот праздник приобрел иное значение, превратившись главным образом в день посадки деревьев. Особенно активно в этом деле участвуют школьники. Еврейский национальный фонд и местные власти используют его для проведения лесопосадок. В месяце шват, хотя вокруг обычно бывает еще по-зимнему холодно, расцветает миндаль.
Пурим также является праздником, установленным раввинами. 14 числа месяца адар (в обнесенных стеной городах 15 адара), евреи отмечают описанное в Свитке Эстер чудесное избавление от грозной опасности. Много веков назад в Персидском царстве Ахашвероша злодей Аман задумал погубить всех евреев, но сам пал жертвой собственного коварства. Пурим словно бы компенсирует евреев за строгость и торжественность большинства других праздников. В этот день повсюду царит неуемное веселье: по улицам движутся веселые шествия, газеты полны розыгрышей и мистификаций, напоминающих первоапрельские шутки. И дети, и взрослые облачаются в карнавальные костюмы. Обычай предписывает евреям выпить в этот день столько вина, чтобы уже не отличать злодея Амана от праведника Мордехая. Важный элемент праздника: мишлоах манот - евреи шлют друг другу традиционные лакомства, особенно не забывая бедных. В синагогах дважды - вечером и следующим утром - читают Свиток Эстер. Чтение сопровождается громом трещоток, подымающимся всякий раз, как произносят ненавистное имя Амана.
15 числа весеннего месяца нисан наступает Песах - праздник Исхода из египетского рабства. Свобода - доминирующий мотив Песаха. Подготовка к празднику начинается задолго до его наступления: еврейские дома, а также и общественные помещения тщательнейшим образом, как это предписывает Тора (Исход 12:15-20), очищаются от квасного. Накануне праздника производится ритуальное сожжение остатков запрещенных продуктов. В первый вечер праздника проводится Седер - торжественная трапеза, которая сопровождается чтением пасхальной Агады, красочно описывающей историю Исхода. В Седере должно участвовать все семейство и гости. На столе помещается "трехэтажное" блюдо с мацой (пресным хлебом) и другое - с прочими традиционными кушаньями. Некоторые ритуалы Песаха имеют сходство с обычаями других праздников восхождения.
Песах, вероятно, второй после Йом кипура праздник, традиций которого придерживается все еврейское население Израиля, в том числе и нерелигиозное. Кроме своего основного значения - праздника свободы, он имеет и дополнительный сельскохозяйственный аспект: это также праздник весны и первого урожая зерновых. Именно эти его черты подчеркиваются в некоторых кибуцах. Песах так же, как и Суккот, продолжается неделю и включает в себя пять полупраздничных дней, для которых характерна расширенная служба в синагоге. Завершается он еще одним праздничным днем.
День Катастрофы и героизма в память о шести миллионах еврейских мучеников, уничтоженных нацистами в период второй мировой войны, отмечается менее чем через неделю после Песаха. В этот день вечером в мемориальном музее Яд ва-Шем в присутствии важнейших государственных деятелей проходит традиционная церемонии поминовения. В 10 часов утра по всей стране в течение двух минут звучит траурная сирена. Весь Израиль клянется "вечно помнить и не позволить другим забыть" чудовищное злодеяние нацистов.
День Памяти павших воинов Израиля отмечается неделей позже, 4 числа месяца ияр. Страна чтит светлую память всех своих сыновей и дочерей, отдавших жизнь за создание и независимость Государства Израиль, за возможность его существования и процветания. Дважды - в 8 вечера и в 11 утра - в течение двух минут звучит траурная сирена. У стены Плача в Иерусалиме проходит церемония поминовения павших воинов. Траурные митинги проводятся в школах, мемориальных музеях, на местах боевой славы.
День Памяти непосредственно переходит в День Независимости . Государство Израиль было провозглашено 5 ияра (14 мая) 1948 года. С тех пор ежегодно страна отмечает дату своего возрождения. В отличие от других праздников, сложившихся в глубокой древности, День Независимости для многих граждан Израиля, активно участвовавших в становлении страны и осуществлении тех огромных изменений, которые произошли за истекшие полвека, является страницей их собственной биографии.
Вечером Дня Независимости муниципалитеты организуют общественные гуляния, громкоговорители транслируют популярную музыку, множество нарядно одетых людей выходит на улицы, чтобы окунуться в праздничную атмосферу. В большинстве синагог проводятся специальные благодарственные службы с чтением Халлель, символизирующего национальное освобождение Израиля.
Вручение Государственных премий в области литературы, искусства и научных исследований, также как и Международный конкурс Танаха (Библии), в котором участвует еврейская молодежь разных стран, проводится в День Независимости. Военные базы открыты для посещения публики, устраиваются воздушные парады и демонстрируется оснащение морского флота.
Лаг ба-омер отмечается 18 ияра, на тридцать третий день отсчета омера - семи недель между Песахом и Шавуотом. В современном Израиле это любимый праздник детей и подростков - всю ночь в память о восстании Бар-Кохбы против Рима (132-135 гг.) по всей стране горят огромные костры.
День Иерусалима отмечается 28 ияра, за неделю до Шавуота. В этот день во время Шестидневной войны 1967 года Иерусалим, столица Израиля, после девятнадцати лет, в течение которых бетонные стены и колючая проволока делили его надвое, был воссоединен. В этот день мы с особой силой ощущаем, что Иерусалим является "средоточием еврейской истории, символом нашей древней славы, духовным центром еврейства и живым свидетельством нашего нового возрождения". В некоторых синагогах в этот день читают Халлель.
Шавуот , последний из трех праздников восхождения, согласно еврейскому календарю, наступает 6 числа месяца сиван, через семь недель после Песаха. Если Песах - это время жатвы ячменя, то в Шавуот начинается уборка пшеницы. Тора (Второзаконие 16:10) называет Шавуот Праздником недель (на иврите - шавуот). В древности в это время делались приношения в Храме от плодов нового урожая. Шавуот - это праздник дарования Торы, которую Бог дал народу Израиля на горе Синай. Люди религиозные посвящают Шавуот изучению Торы, не прекращая его даже на ночь. Другим обычаем этого праздника стала молитва возле Западной стены в Иерусалиме. В кибуцах это праздник урожая, время, когда созревают зерновые и первые плоды, включая семь видов, упомянутых в Библии: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики.
Долгое лето вплоть до наступления Рош ха-шана отмечено лишь одной датой: Тиша бе-ав (Девятое ава, как правило, выпадающее на начало августа) - день разрушения Первого и Второго Храма. Ему свойственны обычаи, символизирующие траур и скорбь. Так же, как в Йом кипур, евреи предаются в Тиша бе-ав раскаянию и посту.
Различные общины Израиля помимо этого имеют свои традиционные праздники. Наиболее известными среди них является Мимуна марокканских евреев, отмечаемая на следующий день после Песаха и символизирующая весеннее возрождение природы и Божественное благословение, и Сахарана курдского еврейства, отмечаемая после Суккота. В Курдистане Сахарана была национальным еврейским праздником. Еще один такой этнический праздник - это Сигд эфиопской общины, отмечаемый в середине ноября. В Эфиопии Сигд символизировал тоску евреев по Сиону, в Израиле он выражает благодарность общины за возвращение на родину.
Несмотря на свою многоликость и несхожесть образа жизни различных общин, Израиль в целом придерживается традиционного цикла праздников и соблюдает их в общественном укладе, что подчеркивает еврейский характер страны и ее верность принципам иудаизма.
Еврейские праздники, уходящие своими корнями в глубочайшую древность, широко отмечаются в современном Израиле как в традиционных, так и модернизированных формах. Праздники представляют собой те временные вехи, которыми народ Израиля отмеряет циклы года.
Все, что нужно знать перед поездкой в Израиль
- Что посмотреть в Израиле?
Тель-Авив и Иерусалим, Бахайские сады в Хайфе, кратеры в пустыне Негев, озеро Кинерет, заповедник «Коралловый пляж» в Эйлате.
- Нужна ли виза и страховка?
Граждане РФ могут находится в Израиле без визы до 90 дней. Необходимо иметь при себе обратный билет, иначе вас могут заставить купить его прямо в аэропорту. Если вы едете в гости к знакомым-друзьям-родственникам, то сообщите об этом на паспортном контроле, указав всю необходимую информацию (адрес, номер телефона, номер удостоверения личности). Это упростит прохождение контроля.
Туристическую карту предлагает оператор 019 : пакет с безлимитными звонками и 10GB интернета на 10 дней обойдется в 29$. Pre-paid сим-карты у местных мобильных операторов стоят 30-50 шекелей (6.94– convert number=50 from=”ils” to=”eur”] €). За 50 шекелей можно приобрести пакет с 3-5GB и звонками или только интернетом в 7-9GB.
В Израиле проблем с wi-fi в принципе нет. В автобуса и поездах есть открытый бесплатный wi-fi. Авторизации через номер паспорта или телефона здесь не требуют, просто подключаешься и всё. И как и везде, есть wi-fi в кафе и ресторанах.
- Какую валюту проще поменять?
Совет: везите доллары. Их можно разменять во многих местах, и по выгодному курсу. Рубли поменять на шекели тоже не проблема, но не “на каждом шагу”.
- Можно ли оплатить картой?
Карты принимают практически везде, но для туристов из РФ есть одно “но”. Здесь карты “прокатывают” через считыватель, а не вставляют в кард-ридер с введением пин-кода. По этой причине многие карты могут не сработать из-за требований безопасности российских банков. Так что, на мой взгляд, с наличными гораздо надежнее.
- Как дешево добраться до Израиля?
Прямой перелет туда-обратно из Москвы в Тель-Авив обойдется в 9-11 тыс. рублей . Акционные билеты можно найти даже немного дешевле. Перелет в аэропорт Увда в Эйлате обойдется примерно в два раза дороже.
- Что ожидать от аэропорта Бен-Гурион?
Аэропорт Бен-Гурион — один из самых защищенных в мире, поэтому приготовьтесь к долгим проверкам. Вам может и повезти, тогда все пройдет быстро и гладко. Но возможно, что придется стоять в очереди около часа. Перед вылетом желательно приехать в аэропорт за 3-3.5 часа. Перед регистрацией на рейс с каждым пассажиром беседуют сотрудники службы безопасности, спрашивают: куда вы летите, откуда, где останавливались и т.д. В принципе, ничего страшного, просто это может затянуться и нужно быть к этому готовым.
- Как перемещаться по стране?
Почти по всей стране можно перемещаться на поездах кроме поездок в Эйлат, там железнодорожных путей ещё нет. Сориентироваться можно благодаря сайту железных дорог Израиля, он доступен и на русском. Поезда обычно идут по расписанию, плюс они комфортные и оснащены кондиционерами. Билеты на поезда и на автобусы стоят примерно одинаково.
- Есть ли автостоп?
Автостоп в Израиле есть, но не очень популярен. Всё же здесь отдают предпочтение общественному транспорту. Это, как минимум, надежнее.
- Стоит ли арендовать автомобиль?
Если вы планируете приехать ненадолго и посетить не сильно растиражированные достопримечательности, то аренда автомобиля — это идеальное решение. Если же ваша цель: Тель-Авив и Иерусалим, то вполне хватит автобуса или поезда. Кстати, водят в Израиле из рук вон плохо. В поездках по Израилю на автомобиле пригодится приложение Waze.
- Как перемещаться по городу?
Внутри города можно перемещаться на автобусах. Для оплаты проезда стоит оформить карту Rav Kav. Хотя теоретически можно заплатить в автомате или водителю, но они не выдают сдачу. К тому же карта дает скидки на проезд, возможность пересаживаться в течение 90 минут бесплатно или приобрести суточный проездной.
С такси в Израиле всё грустно. И если в Тель-Авиве еще хоть как-то можно пользоваться Uber, то вне Тель-Авива — только Gett. И это будет дорого. К тому же по ночам, в шаббат, в праздники повышенный тариф, а за багаж, вызов такси по телефону, поездку в аэропорт взимаются доплаты. Так что, крайне не советую пользоваться такси, разве когда совсем нет вариантов.
- Сколько стоит недорогое жилье?
Место в общем номере в хостеле обойдется в 11-20€ в зависимости от города и сезона. Двухместный номер в отеле или гостевом доме обойдется минимум в 50-60€ в туристических городах, примерно столько же будет стоить и квартира на AirBnb. Хотя при раннем бронировании квартиру можно найти и дешевле.
Booking или AirBnb. В последнем случае стоит всегда отталкиваться от отзывов и перед бронированием списаться с хозяевами и уточнить, смогут ли вас принять. Лично я сталкивался с ситуациями, когда “забронированное сразу” жильё хозяин уже успел сдать через Booking или забыл отметить, как сданное, в самом AirBnb. Но в большинстве случаев всё работает, как надо.
- Что специфичного попробовать?
Тут всё просто — хумус и фалафель! Фалафель — это вообще национальный стрит-фуд. Он есть везде и всюду, но в каждом месте вкус будет отличаться. И нигде вам не дадут просто “фалафель в пите”, к нему прилагается дополнительная мисочка с соленьями, маслинами и картошкой-фри.
С хумусом отдельная история. Израиль — это настоящее королевство хумуса. В любом продуктовом магазине вы можете найти огромный холодильник с множеством видов хумуса на любой вкус: с кедровыми орешками, с кабачками, острый, сладкий, кислый, какой угодно.
Еще есть тхина, кунжутная паста, и всяческие пасты из овощей (например, из капусты, кабачков, болгарского перца или артишоков).
- Есть ли вегетарианская еда?
Из предыдущего пункта можно сделать вывод, что для вегетарианцев здесь рай. Также в любом ресторане есть что-то веганское. Религиозные ограничения ( кашрут ) запрещают совместное употребление мясного и молочного. Благодаря этому изделия из теста в Израиле будут без мяса, поэтому если вы вегетарианец, то можете заказывать любую пиццу.
В первую очередь, это черный кофе, который заваривают непривычным для русского человека способом — прямо в чашке, заливая молотый кофе крутым кипятком. На рынках можно купить свежевыжатые соки, стоит попробовать гранатовый. Среди алкоголя безусловный лидер – Tubi 60, алкогольный напиток с цитрусовым вкусом, который безумно популярен у израильтян. Ну и также нужно упомянуть местное виноделие с его древней и богатой историей. Поэтому в Израиле огромный выбор вин довольно неплохого качества.
- Где лучше покупать продукты?
Существенно можно сэкономить, покупая продукты на рынках. Достаточно прийти на рынок перед шаббатом (то есть где-то в 12 дня в пятницу). Продавцы стремятся избавиться от товара и продают его по бросовым ценам. Плюс на рынки и в лавки стоит идти за самыми свежими фруктами-овощами. Кстати, в израильских магазинах всё, что продается на развес можно пробовать, причем, в неограниченных количествах. Никто вам ничего не скажет, здесь это в порядке вещей.
- Можно ли пить воду из-под крана?
Я бы крайне не советовал. В теории можно, но лучше не рисковать. Привкус, по крайней мере, у воды ещё тот.
- Что можно посетить бесплатно?
В Тель-Авиве и Израиле можно попасть на бесплатные туры компании Sandemans . За посещение многих религиозных достопримечательностей не берется плата за вход. Бесплатно можно попасть в мемориальный комплекс Яд ва-Шем в Иерусалиме или на экскурсию в израильский парламент Кнессет.
- Как сэкономить на входных билетах?
- Куда съездить на один день?
Израиль — небольшая страна, поэтому многие интересные места можно посетить в формате однодневной поездки. Например, съездить в Хайфу, на озеро Кинерет, к кратерам в пустыне Негев или в национальные парки, например, в Масаду с её руинами крепости.
В Израиле довольно много мест, где детям будет интересно. Начиная с парка “Мини-Израиль” под Тель Авивом, где представлен весь Израиль в миниатюрных моделях, и заканчивая ущельем в парке Эйн Геди, где можно побегать под водопадом и посмотреть на всяческих животных. Детей в Израиле любят, относятся к ним очень доброжелательно,и недостатка в детском досуге в стране нет.
- Когда проходят фестивали и мероприятия?
- Что происходит в шаббат и праздники?
При планировании поездки следует учитывать, что Израиль — религиозная страна. В шаббат, то есть от заката в пятницу до заката в субботу, почти всё закрыто и общественный транспорт не ходит. Кроме шаббата есть ещё и масштабные религиозные праздники, вроде Йом Кипур, когда почти всё не работает. К тому же надо помнить, что религиозный календарь в Израиле — лунный, поэтому праздничные дни с плавающими датами, и даты стоит уточнять перед поездкой.
- Какой в Израиле темп жизни?
Хочу отметить, что израильтяне очень расслаблены и никуда не торопятся. Поэтому будьте готовы к тому, что кассир в магазине будет пробивать ваши товары минут 10, что заказ в ресторане может “чуть задержаться” и так далее. Плюс все госучреждения работают с 8 утра и до обеда. С этим можно только смириться. Неслучайно всех новых жителей страны учат фразе “леат, леат, савланут”, что в буквальном переводе значит «медленнее, медленнее, терпение”.
- Когда приезжать с точки зрения погоды?
Лучше всего приезжать с середины февраля по середину июня, и с начала сентября до середины ноября. В летние месяцы здесь очень жарко, всё-таки Израиль это, по большей части, пустыня. С середины февраля температура днём достигает 25 градусов и к июню только растёт. Это идеальное время для путешествий по стране и осмотра достопримечательностей. Но рассчитывать на теплое море не приходится.
- Как обстоят дела с морским отдыхом?
В Израиле есть три моря, и у каждого свои особенности:
- Средиземное море довольно прохладное, даже летом. В конце лета-начале осени наблюдаются большие волны, плюс в нем сильные подводные течения.
- На Мертвом море стоит рассчитывать исключительно на лечебный отельный отдых. Это довольно дорого и дольше 2-3 дней будет мучительно скучно.
- Побережье Красного моря больше подходит под стандарты морского курорта. К тому же здесь чудесные коралловые рифы со стаями рыб. Но Эйлат — это довольно маленький город плюс расположенный на самом юге стране. Поэтому, отдыхая в Эйлате, вы вряд ли сможете осмотреть другие израильские достопримечательности.
- Как относятся к туристам/россиянам?
Очень положительно. Ну и плюс из 8,6 миллионов населения примерно полтора миллиона — это эмигранты из бывшего СССР. Поэтому фраза “везде наши” к Израилю действительно очень подходит.
- Какие в Израиле меры безопасности?
Будьте готовы к тому, что вам придётся отвечать на вопрос “ нешек еш ?” (“оружие есть?”) везде: при входе в торговые центры, вокзалы, магазины. А также везде открывать свою сумку для досмотра и проходить через рамки металлодетекторов. Плюс вы постоянно будете видеть вокруг себя солдат с оружием.
При всем при этом, в Израиле чувствуешь себя защищенным. В целом здесь спокойно, несмотря на “напряженную ситуацию с соседями”. Нет никакого нагнетания обстановки, люди просто живут и радуются жизни.
Нужно придерживаться здравого смысла — это главное правило. Здесь не принято читать окружающим нотации, так что не обязательно соблюдать местные религиозные нормы, например, шаббат. Хотя если вы пойдете в шаббат гулять в иерусалимский квартал Меа Шеарим, где живут ультраортодоксальные евреи, вам могут сделать замечание. Вообще с ультраортодоксами я бы советовал без крайней необходимости не контактировать: всё-таки в большинстве своем это очень закрытые и своеобразные люди.
Ни в коем случае нельзя носить с собой оружие, даже перочинный нож. Если у вас его обнаружат, то придется долго объясняться в полиции.
- Насколько хорошо говорят по-английски, а по-русски?
Израильтяне довольно хорошо говорят на английском, но надписи везде и всюду почти исключительно на иврите. За счет мигрантов из стран СССР в Израиле около 1.5 миллионов русскоязычного населения. Это значит, что практически везде вы сможете найти хоть кого-то, кто говорит по-русски, достаточно просто спросить.
- Пять самых нужных выражений
- [шалом! ма нишма?] — привет! как дела?, стандартное начало любого диалога, причем собеседнику не важно, как именно у вас дела, это просто проявление вежливости;
- [кэн / лё] — да / нет;
- [тода / бевакаша] — спасибо / пожалуйста;
- [лейтраот] — до свидания;
- [леат, леат, савланут] — медленнее, медленнее, терпение, это девиз Израиля. Здесь ничего не бывает быстро.
- Что привезти?
Хумус, тхину, орехи (особенно макадамию), финиковый мёд и печенье с финиками, косметику Мертвого моря (но только “Ahava”, остальное так себе), гранатовое вино.
- Сколько денег я потрачу?
Минимальный бюджет из ночи в хостеле, двух поездок на транспорте и двух обедов в недорогих кафе составит около 43-45€ в Иерусалиме и от 55€ в Тель-Авиве .
Автор статьи — телеграм-канал @pasesandsand . Его ведут Владимир и Руфина, молодая семья, уехавшая жить на юг Израиля, в самое сердце пустыни Негев — город Беер-Шева. Они начали вести канал «Пейсы и песок» для родственников и друзей, но он приобрел совершенно другие масштабы. На канале они пишут про свою повседневную жизнь в Израиле, про то, что удивляет, восхищает, раздражает или радует.
Кстати, посмотрите на главную страницу нашего сервиса "Самокатус"- это лучшее место для того, чтобы следить за всеми акциями распродажами. Подписывайтесь на пуши, добавляйте в закладки и рассказывайте друзьям.
Почему воскресенье в Израиле - рабочий день
Например, тому, что рабочая неделя начинается с воскресенья . А пятница и суббота - выходные дни.
Первое время мое сознание тоже отказывалось это воспринимать. Поэтому я, еще толком не зная иврита, первом делом выучила на нем названия дней недели. Только так две мои реальности, наложившись одна на другую, перестали конфликтовать. Ём ришон (воскресенье, дословно переводится с иврита как "день первый") - это рабочий день. А воскресенье - это выходной. При любом раскладе)))
Почему так? Несмотря на то, что Израиль считается светским государством, многие принятые здесь правила связаны с иудаизмом. В том числе, соблюдение святости шаббата.
Шаббат - седьмой день творения, он же седьмой день недели, еврейская суббота. В иудаузме шаббат - святой день, который принято чтить и соблюдать в знак того, что господь шесть дней творил мир, а на седьмой отдыхал.
Шаббат - это день отдыха, в который запрещены 39 видов работ. Как следствие - в шабат в Израиле ничего не работает. Уже во второй половине дня в пятницы здесь закрывается большинство магазинов, кафе, торговые и развлекательные центры, перестает ходить городской транспорт.
Если вы не религиозный еврей, который планирует провести половину субботы в синагоге, первое время вам будет непросто. В России многие бытовые вопросы мы решаем в выходные - закупаем продукты, выбираем технику, одежду и обувь, ходим в парикмахерскую, в кино с друзьями и т.д. и т.п. Здесь график жизни совершенно другой.
В прибрежных городах с этим проще,
а в Иерусалиме я знаю аж три продуктовых магазина, которые работают днем в субботу - некошерные "русские" магазины сети "Каштан". Некоторые израильские открываются поздно вечером, после окончания шаббата.
Большинство кафе и ресторанов в шаббат также закрыты.
Дороги Иерусалима в субботу выглядят так, как будто в городе карантин Дороги Иерусалима в субботу выглядят так, как будто в городе карантинТот же вопрос с общественным транспортом. Если у вас нет своей машины, попасть в субботу на море, в один из трех открытых магазинов или к друзьям, живущим на другом конец города, вы сможете только пешком.
Об этом важно помнить, если вы собираетесь ехать в Израиль как турист. Прилетая или вылетая из страны в субботу, заранее обдумайте, как будете добираться до отеля/аэропорта.
И учтите, что кафешки, в которых собираетесь ужинать, гуляя, например, по Иерусалиму, скорее всего будут закрыты с вечера пятницы до вечера субботы.
Конечно, переезжая, мы часто меняем свои привычки, образ жизни, а иногда и мировоззрение. И я не стала исключением из правил. Несмотря на то, что наша семья - светская, именно здесь, в Израиле, я по-настоящему стала ценить выходные дни, когда можно вырваться из будничной суеты провести время с семьей.
Хочу сказать всем большое спасибо за комментарии к статье!! Все, о чем я пишу, - это мой личный опыт. Но все мы знаем, что Израиль - страна контрастов. Люди, традиции, города очень разные, и в этом я убедилась еще раз, читая комментарии. И это здорово! И об этом я тоже буду писать.
Я же продолжу писать о своей жизни в Израиле, о его традициях. Вот здесь я рассказываю о том, почему евреи отмечают Новый год в сентябре.
Если вам нравятся мои статьи, комментируйте и ставьте лайки, делитесь с друзьями в соцсетях.
Рабочая неделя в Израиле
Все слышали, что есть шаббат. Но не все знают, как устроена израильская рабочая неделя. А она сдвинута на один день относительно всего остального мира.
Шаббат (суббота) — это главный выходной, как воскресенье в остальном мире. А воскресенье — это первый рабочий день очередной недели. Когда тебе говорят «приходите в воскресенье» — это значит, что неделя уже близится к концу, и давай на следующей будем твой вопрос решать.
У обычных людей в нормальных компаниях выходные — это пятница и суббота. Но где-то в пятницу могут и работать полдня. В ночных клубах все тусовки — ночами с четверга на пятницу и с пятницы на субботу. Вечером субботы — тишина: завтра же на работу.
«Шаббат шалом» (буквально: «суббота мир») — это не столько приветствие субботы, сколько пожелание хороших выходных. В четверг, уходя с работы, люди говорят друг другу «Шаббат шалом». Ни разу не слышал, чтобы «шаббат шалом» кто-нибудь кому-нибудь сказал в сам шаббат.
Большинство магазинов и кафе в шаббат не работают. Это бы ещё полбеды, но не работает и общественный транспорт (кроме Хайфы).
При этом с шаббатом есть нюанс: согласно торе или чему-то такому он начинается, когда заканчивается пятница, на улице темнеет и на небе становится видно три звезды. Поэтому в пятницу много мест закрываются довольно рано — в два-три часа дня. Автобусы перестают ходить часам к пяти. А когда темнеет следующим вечером, в субботу, многие магазины и кафе вдруг обратно открываются, а на улицах появляются автобусы.
Именно вечер пятницы в понимании людей, по крайней мере тут, в Тель-Авиве — это главный момент для отдыха и веселья. В субботу можно отсыпаться после бурной ночи, а можно и поработать, если, конечно, ты не слишком религиозен (я обычно по-быстрому отсыпаюсь и иду работать).
Ближайший супермаркет закрывается в пятницу в 18:30 и открывается обратно в 18:30 в субботу. Одна из хороших кофеен, «Нахат», работает каждый день с утра и до 22, но в пятницу — до 18. То есть их нисколько не смущает работа в субботу, но вечер пятницы — это святое. Подобное же расписание у соседней аптеки. А другая кофейня, «Кафеликс», в субботу закрыта весь день, а в пятницу официально работает до 15:30. Но вчера меня оттуда выгнали около трёх, объяснив, что щас зима и шаббат наступает раньше.
При этом тут полно иммигрантов, которые открывают свои бизнесы и работают как им вздумается. Ещё одна кофейня, «Ориджем», которую держат бразильцы, работает каждый день до 19, но в субботу — до 14. Не работать в воскресенье — это экзотика, но вот хорошая бургерная неподалёку в воскресенье закрыта.
В результате пятница, суббота и воскресенье — это такая зона неопределённости. Перед тем, как куда-то пойти, нужно посмотреть расписание, и оно ещё может оказаться неверным, «потому что зима».
Когда живёшь в России, вся эта хрень с неработающими в субботу местами кажется дикостью. Но если честно, с воскресеньями в большинстве городов Европы дела куда хуже, чем с субботой в Тель-Авиве. Тут полно заведений, которые в гробу видали израильские странности, и работают всегда.
Только с транспортом засада. Так что если вы планируете съездить в Израиль, постарайтесь прилететь и улететь не в шаббат, а то из аэропорта и в аэропорт вы сможете доехать только на такси (где-то по 2,5 тысячи рублей в одну сторону) — поезда не ходят с середины пятницы до вечера субботы.
Выходные дни недели в Израиле
Выходным днем в Израиле официально является время с вечера пятницы до вечера (исхода) субботы. Точное время начала шаббата и его исход не являются фиксированными. В этот день не работают основные государственные учреждения, магазины. Общественный транспорт прекращает работу во второй половине дня пятницы и возобновляется только вечером в субботу, постоянно работают только маршрутные и обычные такси. Большинство ресторанов и кафе в выходные дни работают
Выходные дни в Израиле в 2020 году
В мае в Израиле отмечаются 6 праздников. Это Песах шени (Второй или малый Песах), День Победы над нацистской Германией, Лаг ба-омер, День Спасения и Освобождения (Йом Шихрур ве-Ацала), День Иерусалима (Йом-Йерушалаим), Шавуот
В мае 2020 года в Израиле 1 общий выходной день:
Общий короткий рабочий день (сокращение рабочего времени на 1 час) накануне праздника Шавуот:
В мае 2020 года в Израиле отмечается Песах шени (Второй или малый Песах)
Праздник Песах шени отмечается в Израиле 8 мая 2020 года, в пятницу
Рабочий день в Израиле
В мае 2020 года в Израиле отмечается День Победы над нацистской Германией
Праздник День Победы отмечается в Израиле 9 мая 2020 года, в субботу
Это единственный праздник в стране по григорианскому календарю
Рабочий день в Израиле
В мае 2020 года в Израиле отмечается праздник Лаг ба-омер
Праздник Лаг ба-омер отмечается в Израиле 19 мая 2020 года, во вторник
Рабочий день в Израиле
В мае 2020 года в Израиле отмечается праздник День Спасения и Освобождения (Йом Шихрур ве-Ацала)
Праздник День Спасения и Освобождения (Йом Шихрур ве-Ацала) отмечается в Израиле 20 мая 2020 года, в среду
Рабочий день в Израиле
В мае 2020 года в Израиле отмечается праздник День Иерусалима (Йом-Йерушалаим)
Праздник День Иерусалима (Йом-Йерушалаим) отмечается в Израиле 22 мая 2020 года, в пятницу
В мае 2020 года в Израиле отмечается праздник Шавуот
Праздник Шавуот отмечается в Израиле 29 мая 2020 года, в пятницу
Выходной день в Израиле
Более подробно о празднике Шавуот смотрите здесь:
Июнь 2020 года
В июне 2020 года Израиле праздников нет
В июне 2020 года в Израиле общих выходных дней на праздники нет
Июль 2020 года
В июне 2020 года Израиле праздников нет
В июне 2020 года в Израиле общих выходных дней на праздники нет
Август 2020 года
В августе 2020 года Израиле общих выходных на праздничные дни нет
Рабочий день в Израиле
Смотрите подробнее о празднике Пятнадцатое Ава здесь:
Сентябрь 2020 года
В сентябре 2020 года в Израиле 3 общих выходных дня:
Общие короткие рабочие дни (сокращение до 6 часов рабочего времени):
Общие короткие рабочие дни (сокращение рабочего времени на 1 час):
В сентябре 2020 года в Израиле отмечается Еврейский Новый год, Рош ха-Шана
Еврейский Новый год отмечается в Израиле 19-20 сентября 2020 года, в субботу и воскресенье
Еврейский Новый год (Рош ха-Шана) — день, начинающий отсчет еврейского нового года
Общий выходной 2 дня в Израиле
Самый важный праздник в иудаизме, день поста, покаяния и отпущения грехов
Общий выходной день в Израиле
Октябрь 2020 года
Праздники в Израиле в октябре 2020 года: Суккот, Праздник кущей/шалашей, Шмини ацерет и Симхат-Тора
В октябре 2020 года в Израиле 2 общих выходных дня:
Выборочные выходные дни на Хол ха-моэд Суккот:
Общие короткие рабочие дни (полдня) на седьмой день Суккот:
Выборочные короткие рабочие дни (полдня) на Хол ха-моэд Суккот:
Общие короткие рабочие дни (сокращение рабочего времени на 1 час) накануне праздников:
В октября 2020 года в Израиле отмечается Суккот, Праздник кущей/шалашей
Праздник Суккот отмечается в Израиле 3 октября 2020 года, в субботу
Семидневный праздник Суккот начинается с вечера в пятницу, 2 октября 2020 года и заканчивается ночью в пятницу, 9 октября 2020 года
Один из главных праздников Израиля
Общий выходной день в Израиле
Выборочные выходные дни на Хол ха-моэд Суккот:
Общие короткие рабочие дни (полдня) на седьмой день Суккот:
Выборочные короткие рабочие дни (полдня) на Хол ха-моэд Суккот:
Общие короткие рабочие дни (сокращение рабочего времени на 1 час) в праздник Суккот:
В октября 2020 года в Израиле отмечается праздник Шмини ацерет и Симхат-Тора
Праздник Шмини ацерет и Симхат-Тора отмечается в Израиле 10 октября 2020 года, в субботу
Симхат-Тора и Шмини ацерет — это один и тот же праздник. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат-Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини ацерет
Общий выходной день в Израиле
Общий короткий рабочий день (сокращение рабочего времени на 1 час) в праздник Шмини ацерет и Симхат-Тора:
Ноябрь 2020 года
В ноябре 2020 года Израиле праздников нет
В ноябре 2020 года в Израиле общих выходных дней на праздники нет
Декабрь 2020 года
В декабре 2020 года в Израиле нет общих выходных дней
Выборочные выходные дни:
В декабре 2020 года в Израиле отмечается праздник Ханукка
Праздник Ханукка отмечается в Израиле 11-18 декабря 2020 года, с понедельника по понедельник
По еврейскому календарю Ханукка отмечается с 25 числа месяца Кислев до 2 числа месяца Тевета 5781 года
Праздник длится 8 дней
Выходные дни в государственных учреждениях Израиля
Выборочные выходные дни на Ханукку:
Смотрите также:
От серьёзного до смешного – один клик мышкой. Советуем отдохнуть и посмотреть нашу Антологию еврейских анекдотов
Читайте также: