Турист флориан хенкель фон доннерсмарк
В прокат выходит «Работа без авторства» — новый фильм Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка («Жизнь других»), в котором режиссер возвращается к исследованию исторического прошлого Германии и, кажется, неожиданно для себя приходит к удивительным и почти скандальным выводам
Славу и «Оскар» за лучший неанглоязычный фильм Флориану Хенкелю фон Доннерсмарку принес его дебют «Жизнь других» (2006): история слома сознания агента «Штази» — жертвы эмпатии к деятелям культуры, жизнь которых он прослушивает. После экскурса в жанр шпионского триллера — «Туриста» (2010) с Анджелиной Джоли и Джонни Деппом — Доннерсмарк, что делает ему честь, преодолел космополитический искус и вернулся на родную почву.
«Работа без авторства», эпопея о судьбе Германии с конца 1930-х по начало 1960-х, рассказанная на примере судеб двух дрезденских семей,— очень-очень германский фильм. И в том смысле, что противостояние отвратительного рационализма нацистов и сентиментальности хороших людей — зеркальное отражение борьбы и единства рационализма и сентиментальности в немецкой культуре в целом и в душе самого Доннерсмарка в частности. И в том, что, рассказывая историю любви Элли (Паула Бир), дочери врача-палача Зибанда (Себастьян Кох), и Курта (Том Шиллинг), племянника юной Элизабет (Саския Розендаль), павшей жертвой этого самого палача, он словно постоянно сверяется с учебником гегелевской диалектики. Проверяет, не пренебрег ли он частным во имя общего, не злоупотребил ли частным в ущерб общему.
Фото: Pergamon Film
Режиссерская методичность — главный недостаток этого трехчасового фильма, слишком длинного для частной иллюстрации немецкой трагедии, слишком недоговоренного для столь амбициозного замысла. Кажется, «Работа. » была бы отменным сериалом, потому что сериальный формат искупил бы ее главный дефект — катастрофический дефицит страсти и в отношениях между героями, и в авторском к ним отношении.
Страсть тут несет в себе лишь ангельски прекрасная Элизабет, принудительно стерилизованная и убитая в газовой камере в те февральские дни 1945 года, когда ее родной Дрезден красиво до непристойности гибнет в геенне огненной. Но страстность для Доннерсмарка — синоним безумия, пусть и антифашистского. На поле боя рационализма с сентиментальностью страстность — третий лишний.
Фото: Pergamon Film
Удостоенная чести вручить букет фюреру, Элизабет, вернувшись домой, разденется догола, сыграет на пианино, разобьет о голову несколько тарелок и окажется на приеме у психиатра. Кто бы в 1937-м знал, что психиатры в рейхе служат уже по карательному ведомству: девушку признают вырожденкой, угрожающей драгоценному арийскому генофонду. Но зрительское сострадание к ней выключается с осознанием, что Элизабет нужна режиссеру лишь как функция.
1937-й, 1940-й и 1945-й промелькнут, уступив место истории Элли и Курта и задав сюжету зеркальность. Элизабет в 1937-м водила маленького Курта на выставку «дегенеративного искусства», причащая преданной анафеме живописи Бекмана, Гросса и прочих Кандинских. Поэтому Курт станет после войны живописцем. И не абы каким: его прототип — один из самых дорогих ныне живущих художников Герхард Рихтер. Курт, как и Рихтер, перейдет из ГДР в Западный Берлин в 1961-м и быстро станет звездой с картинами на основе старых фотографий, осмысленных как свидетельства о германской судьбе.
Рихтер счел фильм «оскорбительным» и «искажающим». Художников слушать не стоит: мало ли на что Рихтер мог обидеться. Но, воспевая свободу творчества, Доннерсмарк слегка запутался. Выстроил слишком грубую, пропагандистскую параллель между нацистским истреблением модернизма и соцреалистическим его поношением, одновременно невольно дав понять, что свободы творчества в рыночном мире тоже нет. На Западе Курт обнаружит, что его живопись никому не нужна. Нужно тупо забивать гвозди в доски, резать холсты ножом и мазать жиром войлок, как мажет его в фильме не названный по имени Йозеф Бойс, изображенный вроде бы и с восторгом, но кажущийся тут красноречивым шарлатаном.
Попутно Доннерсмарк разрушает вульгарное представление о непроницаемом «железном занавесе», рухнувшем поперек Европы в 1945-м. Лишь однажды в мировой истории с 1945-го по 1961-й существовала открытая граница — между ГДР и Западным Берлином. Но еще интереснее оказывается фигура вроде бы второстепенного персонажа фильма — майора, а затем и генерала Муравьева, сыгранного Евгением Сидихиным. Палачу Зибанду удается избежать петли и процветать в ГДР только благодаря его покровительству. Но Муравьевым движет человеческое благородство: Зибанд спас в 1945-м его жену. Как только закончится срок службы Муравьева, мерзавцу придется делать ноги на Запад. Получается, что везение в ГДР — частный казус, возможный благодаря стечению обстоятельств, а в ФРГ, где никто о прошлом не спрашивает,— закономерность. Кажется, что впервые кино объединенной Германии признает разрекламированную денацификацию фикцией. Это признание рифмуется с новой, робкой тенденцией взглянуть на ГДР как на сложный, в чем-то очень успешный и очень немецкий феномен. Германии, впрочем, не впервой переоценивать исторический опыт.
«Турист»: Интервью с Флорианом Хенкелем фон Доннерсмарком
Это было как-то так естественно пригласить на роль Джонни Деппа. Он идеально подходил для нее. Нужен был актер мало того что очень привлекательный, но и такой, который не потеряется на фоне Анджелины Джоли. Выбор был невелик — Джонни Депп или Брэд Питт.
5 января в российский прокат вышла картина «Турист», в первую очередь привлекающая внимание дуэтом сыгравших в ней Анджелины Джоли и Джонни Деппа. Режиссером этой ленты стал Флориан Хенкель фон Доннерсмарк — постановщик «Жизни других», удостоенной премии «Оскар» как лучшей картины на иностранном языке.
В середине декабря режиссер посетил столицу России и представил свою работу на московской премьере, а заодно и встретился с журналистами.
КиноПоиск успел немного пообщаться с Флорианом фон Доннерсмарком и ранее, в ноябре, и тогда тот, помимо прочего, был рад возможности продемонстрировать свое знание русского языка (в чем посетители КиноПоиска смогут скоро убедиться в видеорепортаже с джанкета в Париже). В начале 90-х годов он два года учил его в Санкт-Петербурге и даже был тогда удостоен диплома как преподаватель русского языка для иностранцев. Но сейчас, посетовал режиссер, ему практически не приходится говорить по-русски, так что поездку в Москву он постарается использовать и для практики.
Действительно, в столице постоянно консультировался с переводчиком насчет грамматики и произношения, на премьере произнес целую речь, а дать интервью был готов на любом предпочитаемом журналистами языке. Но в первый раз мы начали по-английски, так и решили продолжить. Как раз накануне интервью были названы номинанты на премию «Золотой глобус», так что с этого мы и начали.
На днях были оглашены номинанты на «Золотой глобус», и мы узнали, что «Турист» претендует на эту награду в категории «Лучший музыкальный или комедийный фильм». Все, мягко говоря, были удивлены. Как такое получилось, и что вы об этом думаете?
На самом деле со мной консультировались организаторы — Hollywood Foreign Press Association (HFPA). Они уже знали, что будут номинировать «Туриста» и спрашивали меня, в какой именно номинации я хочу быть представленным с этой работой. Конечно, я остановился на комедии. Потому что, на мой взгляд, это еще меньше драма, чем комедия, ведь все-таки в фильме больше смешного, чем грустного.
Я слышал, что в этот проект вас пригласила непосредственно Анджелина Джоли. Какой была первая реакция на предложение?
Я вот что думаю: если бы Анджелина позвала меня снять экранизацию телефонной книги, я бы и тогда согласился. И этот проект, конечно, мне понравился. Я сразу увидел перспективу снять его в более легком стиле, чем была предыдущая версия. Хотелось добавить ему веселья, напряженности и сексуальности. Это тот фильм, в котором можно совместить много разных жанров и в то же время очень элегантно и красиво. Вот, пожалуй, что привлекло меня больше всего.
Как-то раз проходила информация и о том, что вы собирались покинуть проект. Что послужило причиной?
Что?! Нет, это не более чем слухи. Вообще много разных сплетен ходило — я сам слышал, что, оказывается, лично выгнал Тома Круза с площадки. Хотя на самом деле, кроме уже утвержденной Анджелины и Джонни, я ни с кем из претендующих на главные роли актеров не общался.
А кстати, чья это была идея пригласить Джонни Деппа? Ваша или продюсера Грэма Кинга?
Не помню, чтобы это была чья-то конкретная идея. Просто это было как-то так естественно пригласить на эту роль Джонни Деппа, он идеально подходит для нее. Нужен был актер мало того что очень привлекательный, но и такой, который не потеряется на фоне Анджелины Джоли. Выбор был невелик — Джонни Депп или Брэд Питт. Но поскольку со вторым она уже снималась в картине «Мистер и миссис Смит», и в жизни сейчас они вместе, повторяться было бы глупо. Поэтому мы остановились на Джонни.
Две знаменитости такой величины на одной площадке — это подарок или наказание?
Конечно, это подарок, ведь они оба так хороши, профессиональны.
Это понятно, но я имею в виду скорее жизнь на съемках за пределами площадки.
Ну, тут надо признать, было бы гораздо проще работать, если бы они не были так популярны. Потому что их постоянно преследуют толпы фанатов и репортеров. Это создает лишние проблемы на площадке, но ради результата их стоило перетерпеть.
Наверно, во время съемок в Европе вас окружали толпы поклонников?
Постоянно! Да не только в Европе, их и в Америке преследуют. Наверняка существуют фан-сайты, на которых обсуждают перемещение звезд по миру, и фанаты путешествуют вслед за своими кумирами, чтобы хоть краем глаза их увидеть.
В фильме есть несколько сцен, где Джонни Депп как будто выходит из образа главного героя и вновь становится Джонни Деппом. И всем известно, что он в каждую роль пытается привнести частичку себя, переписывает свои реплики в сценарии…
Думаю, этот персонаж и в принципе очень похож на Джонни. Возможно, он сам не согласится со мной, но я уверен, что это так.
А в сцене, где герой Джонни бежит по крыше, его манера вовсе напоминает Джека Воробья…
Что-то есть похожее, точно. Одна из вещей, которую я понял после работы с множеством актеров — они очень похожи на своих героев, а герои становятся похожи на них самих. Многие считают, что актеры играют совершенно не похожих на себя людей. Но это не так. Анджелина, как и ее героиня, в жизни загадочная и элегантная, нежная и сильная одновременно. Джонни — действительно очень забавный и умный, скромный и уверенный в себе.
Какой частью сценария занимались вы?
Я его переписал, чтобы сделать таким, каким задумал изначально. Мы все старались придерживаться оригинального французского сценария. Только я хотел написать более легкий вариант. Предыдущий фильм тяжеловат, по жанру это больше жесткий триллер. Я же старался придать картине элементы комедии, сделать ее романтичной историей.
Кстати, небольшой период времени вы были заняты проектом The 28 amendment также с Томом Крузом. Что это за лента, и как продвигаются дела?
Сценарий был очень хорош! Но мы его заморозили. Том Круз должен был играть президента, который был избран как независимый политик. Но очень быстро после избрания герой понял, что не может изменить то, что хотел: он обнаружил, что его окружают тайные сговоры и предательство, в котором замешаны все, и от него мало что зависит. Этот фильм должен был стать очень уместным во время так называемой «эры Буша». Но после избрания Обамы сюжет стал, знаете, слишком уж реалистичным. И потерял свою силу. Мне показалось, что снимать этот фильм сейчас — проявление дурного вкуса. Так что проект заморожен и, думаю, сможет вернуться к жизни, только если сценарий будет радикально переписан.
А как вы относитесь к идее снять англоязычный ремейк вашей картины «Жизнь других»? Насколько я знаю, права сейчас у студии Сидни Поллака…
Еще раньше некоторые авторы хотели заняться этим, но я не шел навстречу. Но когда ко мне обратились Сидни Поллак и Энтони Мингелла, я согласился. По контракту только один из них двоих мог заняться созданием ремейка. Но спустя какое-то время Энтони Мингелла ушел из жизни, права перешли к Сидни, но и он, к несчастью, тоже вскоре оставил этот мир. Поэтому теперь права на ремейк вернулись ко мне, и я пока что не спешу с ними расставаться, тем более после такой печальной и неудачной истории.
Три фильма Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка
В жизни популярного драматурга из ГДР вместе с романом с известной актрисой появляется Штази. Каждое его действие, каждое слово находится под особым контролем. Ведь не может быть, чтобы у знаменитого писателя не было бы того, к чему невозможно придраться. Круглые сутки агенты Штази прослушивают его квартиру. И вдруг капитан Вислер замечает симпатию к объекту и невольно в отчётах, начинает сглаживать углы и умалчивать о некоторых фактах. Шум поднимается только после того, как Драйман тайно публикует в ФРГ статью о волне самоубийств среди граждан ГДР.
Такой фильм нужно смотреть очень внимательно и с определённым настроем. Иначе будет утеряна основная мысль, и фильм покажется скучным. Но если уловить смысл и вникнуть в детали, понимаешь, что сам стал частью чего-то очень важного, прикоснулся к жизни других людей.
Магия "Туриста" оказалась ловкостью рук. "Кино" с Антоном Долиным
"Турист" на протяжении последней пары лет, с момента объявления о запуске проекта, считался одним из самых ожидаемых фильмов, и недаром его премьера в Штатах была назначена на рубеж годов, на самую прибыльную прокатную пору. Удивляться нечему: фильм заявлялся как иронический шпионский боевик про любовь, где главные роли играют Джонни Депп и Анджелина Джоли. Картина вышла в США и тут же провалилась в прокате, заслужив нелестные отзывы и от большинства критиков. Впервые, пожалуй, с момента выхода первых "Пиратов Карибского моря" и "Лары Крофт" было опровергнуто важное правило Голливуда: выяснилось, что Депп и Джоли привлекают толпы зрителей далеко не всегда. А как хорошо все начиналось! Ведь "Турист" - первый голливудский проект немца Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, который прославился в одночасье своим дебютом "Жизнь других" - мрачной драмой о паре возлюбленных, чье счастье было разрушено восточногерманской тайной полиции "Штази". После премии Европейской киноакадемии за лучший фильм года и "Оскара" за лучший фильм на иностранном языке стало очевидно, что упускать такого режиссера нельзя. И его купили – не столько за деньги, сколько за возможность поработать с главными звездами цивилизованного мира.
Фон Доннерсмарк после "Жизни других" хорошо понимает, как снимать фильмы про слежку – и эта часть в "Туристе" почти безупречна. Зато остальные хромают. Детективности – ноль. Саспенс – почти на нуле: Депп так медленно бежит по крыше, что это кажется чистой комедией. Но на этом комические достоинства фильма тоже заканчиваются. Легкости старого Голливуда в этой по-немецки тщательной, но и довольно топорной работе нет вовсе. Что с артистами? Быть может, фон Доннерсмарк просто боялся приблизиться к священным чудовищам, но и Джоли, и Депп тут – воплощенные штампы, причем беспомощные. Итог крайне печален: это кино, которое задумывалось как апофеоз ненавязчивой развлекательности, попросту скучно смотреть. Хотя, быть может, в новогодней ленивой истоме и такое зрелище пригодится тем, кто скучает по далекой Венеции.
Флориан фон Доннерсмарк: я — реинкарнация Пикассо
"Работа без авторства" — новая работа Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. Как и в драме "Жизнь других", получившей Оскара за лучший иностранный фильм, режиссер рассказывает о военной и послевоенной Германии. На сей раз он смотрит на страну глазами знаменитого немецкого художника Герхарда Рихтера, произведения которого находятся в крупнейших музеях мира. Идея снять фильм о художнике возникла у Доннерсмарка не внезапно: долгие годы жизнь и работы Рихтера были для него источником вдохновения. В фильме художника назвали Курт Барнерт (Том Шиллинг). После окончания войны он учится в Дрездене, а затем Дюссельдорфе, где в то время художники Западной Германии ищут новые пути для искусства. Любовь Курта к Элли (Паула Бир) приводит к загадочному противостоянию с отцом девушки, профессором Карлом Зибандом (Себастьян Кох). И дело даже не в том, что Карл презирает искусство, которое каждой своей картиной пропагандирует Курт.
Об искусстве, его влиянии на личность и окружающий мир, о тайнах Герхарда Рихтера и секретах подготовки к фильму «Работа без авторства» наш разговор с режиссером Флорианом Хенкелем фон Доннерсмарком.
- В начале "Работы без авторства" у Курта Барнерта пробуждается интерес к искусству. Когда вы осознали важность искусства для вас лично? Кто был вашим проводником в мир искусства?
- Первым делом на ум приходит выставка "Дух времени", организованная в Берлине в международном выставочном комплексе Дом Мартина Гропиуса в 1982-м году. Мне было восемь или девять лет. За год до этого мы переехали из Нью-Йорка в Берлин за год, что оказалось непросто для нас с братом. Нью-Йорк казался нам самым обычным городом. Но переехав мы решили, что он — центр мира. Причем центр абсолютно недостижимый. Теперь мы смотрели новые американские фильмы с задержкой до года. Не было ни попкорна, ни арахисового масла, ни печенья Oreo, а телевизоре показывал всего три канала. Но благодаря выставке Берлин внезапно стал центром мира. Дом Мартина Гропиуса был сильно разрушен во время войны, прямо перед главным входом стояла Берлинская стена. Но как сказал однажды продюсер Жан Мойто: "Самые великие романы появляются там, где живет история". Так и произошло. В фойе великий Йозеф Бойс построил огромную глиняную гору, на склонах которой висели и стояли произведения великих американцев Энди Уорхола, Сая Твомбли, Джулиана Шнабеля, Фрэнка Стеллы, висели рядом с картинами великих немецких художников Георга Базелица, Маркуса Люперца, Ансельма Кифера, Зигмара Польке и экстремальными работами нео-экспрессионистов, называющих себя "Новыми дикарями" А.Р. Пенка, Бернда Коберлинга и Райнера Феттинга. Их работы трудно считать привлекательными, но все происходящее было захватывающим, свободным и ужасно важным. Говорят, что искусство одновременно захватывает и формирует эпоху. И это действительно так.
Выставка неожиданно получила продолжение. Когда мы вернулись домой, мама с серьезным видом положила перед нами кисти и акварель: "Нарисуйте что-нибудь". Мы были озадачены: "Что мы должны рисовать?" "А на что вас вдохновила выставка? Конечно, дух времени". Она вышла из комнаты. Мой брат нарисовал призрак, который выглядел примерно так же как призраки, преследующие Пакмана. И часы. Время-дух. Я подозревал, что мама ждет от меня резких, красочных мазков "Новых дикарей" и постарался изобразить что-то в их стиле. Получилось плохо. Мама вернулась через полчаса, посмотрев на рисунки, покачала головой и сказала разочарованно: "Таланта к рисованию в вас явно не наблюдается".
Это правда нисколько не помешало ей взять меня на выставку скульптур Пикассо в Новой национальной галерее. Тогда я понял, что можно нарисовать бабуина с мордой из игрушечных автомобилей, голову быка из велосипедного седла и руля. И увидел огромное количество женской эротической скульптуры. "Я не ищу, я нахожу", — сказал Пикассо: Ищущий всегда ищет подтверждения своей неуверенности в мрачной целеустремленности. С другой стороны, находящий умеет принимать, когда жизнь сама выстраивает его путь. Мне это очень понравилось. А потом я прочел в буклете, что он умер в 1973-м году за 24 дня до моего рождения, и я провел несколько лет в сладкой уверенности, что я — реинкарнация Пикассо.
Эротика — важная часть искусства, особенно современного искусства. И она стала для меня большим утешением и "подспорьем" в нашей строгой католической семье. Мне было двенадцать, когда мы с родителями оказались в галерее Schirn во Франкфурте. В одном из залов был представлен автопортрет фотографа: полное тело в стиле ню в провокационной позе. Поскольку выставку спонсировало государство, родители прошли молча, но я чувствовал, что они были смущены и возмущены. Жаль, что я тогда не знал и не мог им привести слова замечательного журналиста Юргена Шрайбера: "Искусство — это отпущение грехов". Я с ним абсолютно согласен.
Через несколько лет эту мысль подтвердил Джефф Кунс. Он создал серию скульптур "Сделано в небесах", изображающих его с женой (порнозвезда Чиччолине ) занимающихся сексом в разных позах. Кунс говорил, что таким образом он хотел вылечить людей от чувства стыда, который всегда мучил его, когда он смотрел на фреску "Изгнание из Рая" Томазо Мазаччо.
К счастью мое художественное образование никогда не заканчивается. В рамках подготовки к фильму мы провели с Герхардом Рихтером месяц в Кельне и Дрездене — в местах, где прошли его детство и юность.
И в Лос-Анджелесе мне повезло: я регулярно общаюсь там с художниками со всего мира, которых манит к себе искрящаяся культура этого города.
- Ваш фильм о внутреннем поиске молодого художника. Когда и как вы поняли, что нашли себя?
- В фильме я цитирую слова Йозефа Бойса: "Каждый человек — художник". И я в это действительно верю. Это утверждение не о качестве искусства, а о человеческом потенциале. О том, что его творческие способности могут быть применены где угодно и когда угодно, в любой профессии, в любой ситуации. Несколько дней назад я получил письмо от друга, написанное в очень красивом ритме. И я был так рад, будто услышал хорошую музыку. Письме имело очень практичный смысл, там не было ни строчки, которую стоило бы запомнить. Но я очень ясно почувствовал: этот человек живет искусством, даже если он выбрал другой путь. И случайно такое подобное не возникает. Режиссер Элиа Казан однажды сказал, что для него художественный талант — это всего лишь струпья, образовывающиеся над ранами, которые отняли часть его жизни. У каждого человека есть раны. Любой человек может претворить их в искусство.
Каким образом огромное количество необыкновенно мощных произведений искусства могли быть созданы разными мастерами? Эти фигуры изображают "потустороннего" супруга. Согласно религии бауле у каждой души есть жена или муж в потустороннем мире Blolo, потому что душа была уже замужем до земного воплощения. И они могут оказывать влияние на земную жизнь человека, как в хорошем так и в плохом смысле слова. Потусторонняя жена с любовью смотрит на человеческое рождение и детство своего любовника, защищает его, дает ему счастливое детство и молодость. Но когда он влюбляется в обычную женщину, потусторонняя, духовная жена ревнует. Она начинает препятствовать его отношениям, подводя к изменам и ссорам. Именно из-за них так много разводов. И когда бауле жалуется шаману на страдания, тот объясняет: "Во всем виновата ваша жена из другого мира, с которой ты был в браке прежде чем найти нынешнюю жену целую вечность. Она ревнует. Ты должен успокоить ее, сообщить, что чувства".
Шаман говорит, что у бауле внутри спрятан образ потусторонней жены, и он носит его в сердце с полузабытой тоской как идеал. Идеальная жена очень похожа на его нынешнюю женой, из-за этого сходства он влюбился в нее. Шаман просит мужчину описать его blolo bla. Через заклинания, молитву и медитацию он вызывает в голове образ жены: высокий ли был лоб? Насколько большой была грудь, крепкими ноги, длинными волосы? Используя описание, знание реальной жены и интуицию шаман-художник начинает вырезать статую загробной женщины. Эту статую он благословляет и отдает мужчине, чтобы он ежедневно приносил ей жертву. И дает указание раз в неделю спать не с женой, а в другой комнате, рядом с Blolo Bla. Тогда она успокаивается и земная пара больше не испытывает никаких трудностей. Также и жена описывает шаману своего загробного мужа, и он вырезает ее Blolo Bian. И иногда пара статуй кажется настолько крепко духовно связана, что сочетается лучше человеческой семьи.
И я понял, что в африканском племенном искусстве художник заботился о справедливости, исцелении, поощрении, честности и, конечно же, о красоте. Если бы его цель была в том, чтобы установить себе памятник через произведение искусства или если бы статуи были формальным нововведением, он мог бы раскрыть их духовную силу. Встреча с этим чистым искусством помогла мне, наконец, понять: я буду писателем и режиссером. Только моя работа поможет мне обрести силу Мавунгу. Я делаю первые шаги и только мечтаю, чтобы сила духа моих картин ощущалась уже на первых титрах.
- А какой вид искусства вы особенно цените? Что важно для вас как для режиссера? То есть художника, рисующего движущееся изображение.
- Эпоха искусства — всегда настоящее. И то, что делают сегодня Тасита Дин, Эд Рушей, Сесиль Браун или Лорна Симпсон более актуальны для моей жизни и, следовательно, более захватывающе для меня, чем работы Уильями Тернера или Эдгара Дега или Джорджо де Кирико.
В то же время я чувствую очень тесную связь с художниками эпохи Возрождения. Например, с Тицианом, чья художественная честность и тонкая психология никогда не мешают возвышенному величию его работ. Или Тинторетто. На Пасху мы с детьми были в Скуола Сан-Рокко в Венеции, где на стенах и потолке которой сохранились великие библейские сцены кисти Тинторетто. Рассматривая его картины, я несколько раз замечал, насколько схожи профессиональные требования к современному режиссеру и художнику эпохи Возрождения. На каждой из картин режиссер Тинторетто решал вопрос, как посредством внешних вещей — поз, одежды, цветов, декораций — он может выразить внутренний мир персонажей и напомнить о тех событиях. Например, на полотне "Поклонение пастухов" размером в 25 кв.м он решает разместить Марию, Иосифа и Младенца не на земле, а на сеновале. Практический смысл ясен: так родители защищают ребенка от влаги и холода. Но в результате получилось логически построенное визуальное возвышение святой семьи. На картине вроде как изображены все классические элементы: волхвы, бык, ясли, сено. И все же она оригинальна.
Кстати, в Скуола Сан-Рокко в полутемном проеме висит "Благовещение" Тициана, которое Герхард Рихтер интерпретировал пять раз и в каждой новой редакции картина становилась все более абстрактное. "Благовещение" Тициана — замечательная картина. И все же версии Рихтера мне дороже и ближе.
- "Работа без авторства" — первый режиссерский проект после фильма "Турист"? С чего вы начали, как долго вы работали над ним?
- На протяжении последних лет я неоднократно "встречался" с работами Герхарда Рихтера. Дома у моего друга Ульриха Мюэ над диваном висит копия "Бетти" — знаменитого портрета отвернувшейся дочери художника. Я знал, что эта картина стала для Ульриха и его жены Сюсанны Лотар своего рода художественной планкой, и я неоднократно пытался ее понять. Ульрих и Сюзанна были великими актерами. Затем у моего агента Бет Суоффорд в гостиной в Лос-Анджелесе я заметил один из таинственных "наложенных" двойных портретов. С тех пор я потерял покой. Великие произведения искусства позволяют нам видеть мир другим. После этих портретов человеческие глаза, уши и рты воспринимаются как отверстия, через которые жизнь дарит нам опыт. Борцы за равноправие, за здороье, за превосходство — совершенно потеряны. Они не знают, что делают, потому что невозможно ориентироваться в бесконечности. Еще у одного моего друга Ноама Готтесмана в Нью-Йорке висит "Морской пейзаж". Одна крайне романтических картин одноименной серии, которую Герхард Рихтер разрешил Тому Шиллингу в прошлом году использовать как обложку для его дебютного альбома Vilnius. Искрящаяся сила этой картины настолько велика, что остальные картины коллекции меркнут рядом. Долгое время я не мог забыть эти фотографии Герхарда Рихтера: они похожи на мелодии, постоянно крутящиеся в голове. Только они не раздражают, а вдохновляют.
Около десяти лет назад я давал интервью репортеру Tagesspiegel Юргену Шрайберу, и он рассказал мне, что незадолго до нашей встречи написал биографию Рихтера. Книга позже была досконально изучена, что помогло мне в работе над фильмом. Однако, она не дала тех драматических «строительных» блоков, на которые я так надеялся. Особенно меня разочаровал отец девушки Рихтера: я ожидал большего, чем образ классического злодея. Мои бабушки и дедушки довольно рано объяснили мне не только историю 12 роковых лет нацистского правления, но и то, что плохие люди были до 33-х годов. И что после 45-го года они не изменились, а так и остались негодяями. В любом режиме, при любых обстоятельствах есть выбор: действовать правильно или нет. С одной стороны это доказывают нам такие люди как Софи Шолль, Оскар Шиндлер, Клаус Шенк фон Штауффенберг, Нельсон Мандела, Махаил Горбачев, Вацлав Гавел и Рихтер Фальконе А с другой оказались Харви Вайнштейн и Бернард Мейдофф и братья Саклер.
Порой мне казалось, что Рихтер зашифровал свою жизнь в этих документах как в "Коде да Винчи". Я сравнивал события из его дневника и биографий с научными и историческими фактами того времен, собирал улики, рифмовал дикую для меня историю. Я хотел узнать, имеет ли она какое-либо отношение к реальности. Трое моих знакомых в разное время имели дело с Герхардом Рихтером: один учился у него, другой был куратором, третий — профессором. Я связался с ними и попросил представить меня Рихтеру: мне нужен был час его времени, чтобы поговорить об идее фильма. Но никто не хотел меня представлять. Все боялись за свои отношения с Рихтером, если ему не понравится кинопроект. Это было похоже на попытку попасть на аудиенцию к папе римскому. Когда каждый отдельный кардинал не против, но все решает папа. В конце концов мне посоветовали обратиться к его галереистке Мэриан Гудмен. Но об этом не могло быть и речи. Это как если бы я договаривался о встрече с актером через своего агента.
В конце 2014-го года я рассказал своему партнеру по кинобизнесу, что несмотря на то, что мы планируем другой проект, я интересуюсь жизнью Рихтера. Он ответил, что ждет от меня эту работу в любой момент, и я решился писать сценарий. Тогда же я попросил Рихтера подарить мне час его времени. Он согласился. Мы встретились в январе 2016-го. И провели вместе 4 недели. В конце концов он взял меня в поездку в Дрезден, и мы навестили места его юности: колледж, его старую студию, дом его тестя, музей и штаб-квартиру партии, где он создал свои большие фрески. У нас оставалась еще неделя, и я поехал в Мюнхен на день, чтобы встретиться с Жаном Мойто. Жан спросил меня, было ли мне интересно с Рихтером. Я на мгновение задумался, чтобы найти точные слова, а затем сказал: "Если бы мне кто-то предложил провести эту неделю с Микеланджело, я бы ответил: спасибо, но я предпочитаю вернуться к Рихтеру".
Мы заключили соглашение: я сохраняю запись всех наших бесед, но называю персонажей по-другому. Я работаю с картинами, сделанными специально для фильма (к счастью, мы договорились об этом с учеником и давним помощником Рихтера Андреасом Шоном) и никогда не признаюсь, что верно в фильме, а Герхард Рихтер в свою очередь никогда не скажет, что неправда.
- Сколько исследований потребовалось, чтобы написать сценарий фильма, который не только рассказывает о карьере молодого художника, но и охватывает три десятилетия немецкой истории?
- Главные герои моего фильма Курт Барнерт и Элли немного старше моего отца и моей матери (они оба из Восточной Германии: мама из Уккермарка, а отец из Силезии). У меня сохранилось интервью родителей, бабушки и дедушки. Я помню, как меня, шестиклассника, наша домохозяйка ругала из-за того, что я опоздал из школы на два часа: а я сидел в автобусе и не мог отвлечься от разговора двух пожилых дам. И я подслушивал их до конечной остановки. Мне не дают покоя исторические события, пока я их не разгадаю. Я убежден, что люди восемьдесят или даже тысячу лет назад не отличались от нас сегодняшних по своим основным качествам и страстям, инстинктам и моральным побуждениям. Эти качества включают в себя доминирование, трусость, похотливость, жадность, месть, глупость, поверхностность, но и понимание искусства, незыблемость семьи, Веру, Надежду, Любовь и — сострадание. Мне странно слышать, когда кто-то говорит, что, например, в эпоху Гете люди были нравственно выше или что исчезло мастерство, искусство живописи, скульптура. Люди жалуются на исчезающее ремесло с iPhone в руках, который Фаберже наверняка назвал бы жемчужиной мастерства.
Со мной работает исследователь (он помогал мне в "Жизни других"). И он выверял всю фактуру и историческую достоверность каждой написанной мной сцены. Я сам настаивал, чтобы в каждом случае появления сомнений он звонил самым лучшим экспертам. К счастью, он оказался достаточно бесстрашным и несколько раз так и поступал.
И, конечно же, мне помогали книги и документы. Они буквально катапультировали меня в ту эпоху. Некоторые из них я даже цитировал в фильме, например, эссе Александра Дымшица о социалистическом реализме или злобную речь Адольфа Гитлера об открытии "Большой немецкой художественной выставки" (ежегодно проводимая в Доме немецкого искусства в Мюнхене с 1937 по 1943 выставка искусства Третьего рейха — Вести.Ру) или официальный каталог выставки "Дегенеративное искусство" (название выставки, проведенной нацистами в Мюнхене в 1937-м году, состоящей из 650 модернистских работ, хаотично висевших и сопровождаемых текстовыми надписями, высмеивающими искусство — Вести.Ру).
- Какие реальные художники имеют отношение к вымышленным персонажам, представленным в вашем фильме?
- Их слишком много, чтобы здесь перечислять. Конечно, Герхард Рихтер, Йозеф Бойс, Зигмар Польке, Кара Уокер, Поль Мак и другие великие дюссельдорфцы того времени. Также Энди Уорхол и Ив Кляйн, Лусио Фонтана. Кроме того, я обратил внимание на студенческие работы скульпторов Томаса Деманда и Андреаса Шёна. Кое-кого я вспомнил из моего обучения в киношколе в Мюнхене. К нам на съемочную площадку приезжали разные артисты, которые записывали свои воспоминания для нас. На несколько дней приезжал Андреас Гурски. А Альберт Аллен посетил нас на съемочной площадке со своей очаровательной дочерью. Конечно, я дал волю моей фантазии и ввел несколько вымышленных персонажей — фильм не планировался документальным. Это было важно в первую очередь для меня, поскольку я не хотел, чтобы актеры чувствовали, что им нужно подражать кому-то: я считаю это самой низкопробной разновидностью актерского мастерства.
В поисках Джонни Деппа
Фильм "Турист", где главные роли сыграли Анджелина Джоли и Джонни Депп, выходит в российский прокат 5 января, спустя почти месяц с момента выхода в прокат в США - 10 декабря. На российскую премьеру фильма, которая состоялась как раз между этими двумя датами - 20 декабря - приехал режиссер картины Флориан Хенкель фон Доннерсмарк (как он признался собравшимся в зале зрителям, даже его мама с трудом выговаривает сложное имя сына).
Флориан Хенкель фон Доннерсмарк молод, но уже титулован. Его первая картина "Жизнь других" в 2007 году получила "Оскара", как лучший иностранный фильм. Нынче же, в Москве 37-летний режиссер представил свою новую работу, ничем не похожую на "Жизнь других", на хорошем русском языке. И это неудивительно - в целом он владеет шестью языками. Сразу после премьеры Флориан Хенкель фон Доннерсмарк дал эксклюзивное интервью обозревателю "РГ".
Российская газета: Флориан, в России, очень ждали приезда на премьеру Джонни Деппа и Анджелины Джоли. Почему они не приехали вместе с вами?
Флориан Хенкель фон Доннерсмарк: Анджелина Джоли в этом году приезжала в Россию с фильмом "Солт". А сейчас, когда состоялась премьера "Туриста" в России, она совпала по времени с днем рождения Брэда Пита (актер родился 18 декабря - Прим. С.А.), Анджелина должна была праздновать в+месте с ним и с детьми. Что касается Джонни, он только что закончил работу в четвертой части "Пиратов Карибского моря", и тоже соскучился по детям и жене.
РГ: А в другие страны представлять фильм они поехали?
Хенкель фон Доннерсмарк: У нас была европейская премьера в Германии, куда я заранее пообещал приехать в полном составе моим друзьям и коллегам. Мы были в Италии, потому что фильм снимался там, и, когда мы упрашивали дать очередное разрешение на съемки, то взамен обещали вернуться на премьеру. Еще мы были в Мадриде, потому что именно там Анджелина не была во время промо-тура с фильмом "Солт". Но сейчас я здесь один, и лишь привез с собой видеообращения от Джоли и Деппа.
РГ: Представляя фильм, вы говорили о том, что уже 17 лет не были в России…
Хенкель фон Доннерсмарк: 18 лет назад я год прожил в Ленинграде - учил русский язык в инженерно-строительном институте - ЛИСИ (режиссер получил диплом по специальности "преподаватель русского языка, как иностранного" - Прим. С.А.). В августе 1991 года был путч, события, связанные с Горбачевым. И после этого, в сентябре, я, как западный студент, получил возможность приехать и учить русский в государственном институте. Интересное было время. Я очень люблю Ленинград, и до сегодняшнего дня никак не привыкну к названию Санкт-Петербург.
РГ: В фильме "Турист" - есть и русская линия, и мне было приятно увидеть в одной из ролей - первого помощника гангстера - актера Игоря Жижикина, одного из немногих русских, сделавших хорошую карьеру в Голливуде.
Хенкель фон Доннерсмарк: Когда я читал оригинальный вариант сценария, главный злодей в нем был русским. Мне это не понравилось - показалось штампом, который тут же захотелось сломать. Поэтому я и переписал сценарий, и главный злодей стал англичанином, который использует русских в собственных целях. Я заметил, что существует штамп и в сознании людей, мол, многие международные преступления происходят по вине русских. Но, если посмотреть внимательно, то часто, когда мы читаем о преступлениях, совершенных русскими, за ними скрываются вовсе не русские заказчики. Мне захотелось показать это в фильме. Я специально сделал так: есть опасный гангстер-англичанин, который знает, что сильная военная подготовка русских позволит ему работать на самом высоком уровне. Думаю, что и Игорю Жижикину понравилась эта идея, и он очень хорошо справился с ролью.
РГ: Бандит - это уже его амплуа…
Хенкель фон Доннерсмарк: Это очень смешно. Потому что на самом деле Игорь - добрый и интеллигентный человек.
РГ: Скажите, у Анжелины Джоли все-таки есть на плече большая татуировка, потому что в вашей картине, где она часто предстает в вечерних платьях с обнаженными плечами, ее не видно.
Хенкель фон Доннерсмарк: Это - гениальный грим, который все скрывает от наших глаз.
РГ: А электронная сигарета, которую все время курит герой Джонни Деппа - это product placement (оплаченная реклама товаров в фильме - Прим. С.А.)?
Хенкель фон Доннерсмарк: Нет. Я просто слышал об электронных сигаретах, и мне казалось таким смешным, что кто-то может их курить. Я слушал радиопередачу, посвященную электронным сигаретам, и она очень позабавила меня. Настолько, что я вписал сигарету в сценарий. И Джонни Деппу это очень понравилось.
РГ: Правда ли, что жена Джонни Деппа Ванесса Паради специально приезжала на съемки, потому что ревновала мужа к такой красавице, как Джоли, и что по ее настоянию из картины были удалены все постельные сцены?
Хенкель фон Доннерсмарк: Правда, что она приезжала на съемки. А также правда, что когда она приехала, мы провели очень веселый вечер вместе с Брэдом, Ванессой, Анджелиной и Джонни. Но меньше верьте желтой прессе. Иногда с утра перед съемками мы читали то, что про нас пишут в газетах, дружно смеялись, и начинали работать.
РГ: Сейчас модны так называемые фильмы-путеводители. В пример могу привести "Вики. Кристина. Барселона", "Ешь. Молись. Люби" и другие картины. Вы не опасаетесь, что к фильму "Турист" тоже отнесутся, как к гиду, который показывает Париж и Венецию?
Хенкель фон Доннерсмарк: Я считаю, что Венеция - третий главный герой фильма. Когда мне стало ясно, что у меня будут сниматься два таких прекрасных актера, как Депп и Джоли, я сказал себе, что хочу, чтобы в фильме все было на этом уровне красоты. И если у меня уже есть самая красивая женщина и самый обаятельный мужчина, то действие должно происходить в красивейших местах мира. А Париж и Венеция - таковы. Может быть, еще Петербург. И, если я буду снимать "Турист" 2, то действие обязательно перенесется в Петербург.
Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
Родился 2 мая 1963 года в Кёльне (земля Северный Рейн-Вестфалия, Федеративная Республика Германии) в семье графа Хенкеля фон Доннерсмарка, бывшего президента немецкого отделения Мальтийского ордена, и литературного агента Анны Марии фон Берг.
Начал интересоваться кино в 1977 году после просмотра немецкой драмы «Варьете» (1925). После окончания школы два года жил и учился в Ленинграде и получил сертификат преподавателя русского языка как иностранного. Также свободно владеет немецким, французским и итальянским. Окончил Оксфордский университет и получил диплом по специальности «режиссура» в Мюнхенском университете кино и телевидения.
В 1999 году снял короткометражный фильм «Доберман», показы которого прошли на кинофестивалях по всему миру и принесли начинающему кинематографисту известность.
Полнометражный дебют режиссера – шпионский триллер «Жизнь других» (2006) – стал настоящей сенсацией в мире кино. Картина удостоилась множества кинонаград, в том числе премий «Оскар», BAFTA, «Бодиль» и «Сезар».
В 2018 году картина «Работа без авторства» завоевала сразу два приза Венецианского кинофестиваля и номинацию на премию «Оскар» в категории лучший фильм на иностранном языке.
призы и наградыПремия «Бодиль»:
2007 – Лучший фильм на иностранном языке («Жизнь других»)
Премия «Давид Донателло»:
2007 – Лучший европейский фильм («Жизнь других»)
Кинофестиваль в Локарно:
2007 – Приз зрительских симпатий («Жизнь других»)
Премия «Оскар»:
2007 – Лучший фильм года на иностранном языке («Жизнь других»)
Премия BAFTA:
2008 – Лучший фильм на иностранном языке («Жизнь других»)
Премия «Сезар»:
2008 – Лучший фильм на иностранном языке («Жизнь других»)
Венецианский кинофестиваль:
2018 – Приз «Arca Cinema Giovani» («Работа без авторства»)
2018 - Премия «Leoncino d’Oro Agiscuola» («Работа без авторства»)
Читайте также: