Трущобный туризм в индии
"Почти все были дружелюбны. Никто не попрошайничал", - добавляет он.
Тысячи людей со всего мира приезжают, чтобы посмотреть на узкие улочки крупнейшей трущобы в Азии. Так называемый "трущобный туризм" или "туризм бедности" набирает все большую популярность. Такие туристы ищут районы, население которых живет в крайней нищете, чтобы по-настоящему понять, как живется таким людям.
Недавно сайт TripAdvisor назвал экскурсию по трущобе Дхарави самым популярным туристическим маршрутом в Индии, поставив ее даже выше посещения Тадж-Махала.
"Большинство из них приезжает из США, Великобритании и Австралии", - рассказывает Кришна Пуджари, основавший в 2005 году компанию Reality Tours and Travel, которая проводит туры по трущобе.
Она стала одной из первых местных компаний, занимающихся исключительно трущобным туризмом в Дхарави.
"Когда мой британский друг Крайст Уэй предложил проводить экскурсии по трущобам, я растерялся. Кого может заинтересовать прогулка по трущобам? Но потом я понял, что там можно столько всего увидеть и узнать", - говорит Пуджари.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Дхарави - самая большая трущоба в Азии
Дхарави находится на дорогой земле в самом центре Мумбаи. В ее нескончаемых узких улочках, мастерских и тесных лачугах ютится около миллиона человек.
Там есть общественные туалеты и колонки с водой, но с санитарией дела обстоят плохо - вдоль улочек можно увидеть открытые сточные канавы.
Многие жители работают в небольших мастерских, которые производят одежду с вышивкой, кожаные изделия высокого качества, а также изделия из керамики и пластмассы. По некоторым оценкам, общий годовой оборот местного бизнеса превышает 650 млн долларов.
Но есть также и мусорщики, таксисты, неквалифицированные рабочие - безымянные, безликие люди, благодаря которым этот в целом неблагодарный город остается наплаву.
Они занимаются своими повседневными делами, зачастую работая без перерывов.
Дух предпринимательства
Он утверждает, что его компания верит, что можно изменить отношение к жизни в трущобах, показывая тамошний дух предпринимательства, но при этом и другие стороны жизни в этих местах.
"Во время экскурсий мы говорим о том, что происходит на самом деле - от висящих электропроводов до процветающей индустрии утилизации. Но мы хотим, чтобы люди, которые считают, что трущобы - это только нищета, опасность и попрошайничество, смогли сами всё увидеть", - говорит Пуджари.
Его компания не разрешает фотосъемку на экскурсиях. "У нас действует строгий запрет на фотосъемку", - подчеркивает он.
Кришна Пуджари утверждает, что его компания - социально-ориентированный бизнес и устраивает образовательные программы для жителей трущоб. Этим занимается благотворительное подразделение компании Reality Gives. По словам Пуджари, на это идет часть средств, получаемых от экскурсий.
Но это лишь один почин в стране, где, по данным переписи 2011 года, в трущобах живут 65 млн человек. Перепись определяет трущобу как жилой район, "в котором дома непригодны для жизни".
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,По словам Кришны Пуджари, в Дхарави через каждые пять метров бывает мастерская
Мохаммед проводит экскурсии по трущобам. Он считает, что туристам нужно видеть упорство и стойкость людей: "Скажу так - если игнорировать этих людей, притворяться, что их не существует, это будет настоящим преступлением против человечности".
Но дают ли подобные экскурсии что-то помимо обогащения отдельных людей? Способствуют ли они структурным переменам?
"Эти усилия, возможно, не могут в достаточной мере решать сложные и многообразные проблемы, связанные с относительной бедностью, - полагает преподаватель Лестерского университета Фабиан Френзель. - Вместо этого положительный эффект таких экскурсий - в том, что благодаря им трущобы оказываются на виду, и у жителей есть возможность требовать более равномерного распределения ресурсов или бороться против угроз, например, выселения".
Трущобы Индии — кто там живет и как все устроено?
Страна контрастов — роскошь и трущобы
Самый нищий район Индии
Быт трущоб Мумбаи
Упорядоченность индийского «города в городе»
Индийские бедняки не считают себя нищими
Азию не зря считают удивительной и необычной частью света, она как будто совсем другой мир, где успешно сосуществуют совершенно неподходящие на первый взгляд вещи. Одно из таких уникальных явлений — трущобы Индии. В том числе из-за них Индия прослыла «самой грязной страной».
Самый нищий район Индии
Дхарави — это трущобный район Мумбаи. Кроме того, что Мумбаи — самый густонаселенный город Индии, Дхарави считается самыми крупными трущобами во всей Азии. Здесь живут люди самых разных религий и каст. Из 21 миллиона человек, проживающих в Мумбаи, около 13 миллионов, то есть больше половины, ютятся в трущобах, зарабатывая около доллара в день.
К 2050 году в Индии будут проживатиь 1,6 млрд человек
Туристическая популярность пришла к этому уникальному району после успеха фильма «Миллионер из трущоб», который снимался в натуральных декорациях Мумбаи. Но киноуспех трущоб совершенно не значит, что они стали безопасным местом. Все же стоит воздержаться от посещения подобных мест вечером, в одиночестве и с ценными вещами или украшениями на виду.
Далеко за кольцевой Трущобная изнанка индийского экономического чуда
Трущобы — неотъемлемая черта крупного города в развивающейся стране. То, что ужасает сейчас чувствительных западных зрителей в репортажах из Сан-Паулу или Мумбаи, воспринималось как должное их прадедами, которые своими глазами наблюдали бидонвили Лондона и Парижа, а порой и жили в них. Глядя на трущобы сегодняшних индийских мегаполисов, Москву с трудом назовешь городом контрастов.
Бывшие государства «второго мира» представляют редкое исключение — там еще сохраняются стандарты, заложенные в социалистические времена. А в странах «третьего мира», особенно в Индии, феномен трущоб можно увидеть во всей красе. Многие из бидонвилей имеют в названии слово «Нагар» — «город» на хинди, и действительно представляют собой город внутри города, со своими законами, обычаями и экономическим устройством.
Индийские бедняки не считают себя нищими
Очевидцы, посещавшие трущобы Индии, отмечают, что, несмотря на поражающую воображение бедность, отсутствие удобств, среднюю продолжительность жизни в 60 лет и дома с картонными стенами, жители трущоб удивительно оптимистичны и дружелюбны.
Индийцы владеют 11% золота мира
Частично причина такого настроя кроется в сплоченности соседей по индийским трущобам. Тесные условия, многолетнее проживание буквально бок о бок и общий санузел, несомненно, сближает. А если рядом есть надежное соседское плечо, на которое можно опереться, поплакать в плохие дни и посмеяться в хорошие — любая беда переносится легче.
Несмотря на нищету, индийцы не поддаются унынию
А частично дело в мироощущении индийцев. Ведь пока над головой есть крыша, в желудке еда, а рядом друзья и близкие — повода для печали нет. Наоборот, нужно веселиться и плясать, потому что будущее неопределенно, и ценить нужно каждый момент настоящего.
Брахма — главный бог индуистской мифологии. Это один из трех богов священной триады. Он является творцом всей Вселенной. Вишну — в индуизме один из важнейших и наиболее почитаемых богов, хранитель мироздания; величественный и одновременно ужасный. Шива — индуистское божество, верховный бог в шиваизме, вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду тримурти. Шива призван разрушить старый мир, чтобы наступило его обновление.Мумбаи: трущобы без миллионеров
Практически каждый туристический автобус во время обзорной экскурсии по Мумбаи останавливается на эстакаде в центре города. Оттуда туристам показывают огромный бидонвиль внизу, под эстакадой, где прямо на улицах сушатся яркие ткани. Это один из старейших районов трущоб — Дхарави. Он был основан еще в 1880 году, когда Индия была британской колонией. Тогда в Бомбее (так в то время назывался Мумбаи) активно развивалось промышленное производство, и в город толпами устремлялись крестьяне для работы на фабриках. Селились они на острове, густо заросшем мангровыми деревьями. Уже после обретения Индией независимости стремительно расширяющийся Бомбей окружил Дхарави со всех сторон, ограничив его рост.
Сейчас это настоящая смесь религий, этносов и культур. По разным оценкам, население там составляет от 300 тысяч до миллиона человек, среди них — уроженцы всех штатов и территорий Индии. Эта огромная масса ютится на 217 гектарах. Около трети населения Дхарави — мусульмане, шесть процентов — христиане, остальные в основном индусы. У всех у них есть свои трущобные культовые сооружения: мечети, индуистские храмы, христианские церкви. Основные занятия жителей Дхарави: обработка и выделка кожи, гончарное дело, производство текстильных изделий, самогоноварение и розничная торговля, а также переработка отходов — в трущобы свозят мусор со всех концов мегаполиса.
В Дхарави существует собственная экономическая система. По большому счету, там сохранилась старая колониальная модель, когда слыхом не слыхивали о каких-либо гарантиях рабочим и профсоюзах. Немногие богачи эксплуатируют огромную массу населения, вкалывающую за гроши. Объем товарооборота точно определить невозможно: по разным данным, он составляет от 500 миллионов до миллиарда долларов в год. В бидонвиле работает пять тысяч фабрик и 15 тысяч кустарей. Дхарави плотно вписан в структуру мировой экономики: товары отсюда продаются в престижных магазинах Лондона, Нью-Йорка и Парижа. Конечно, никто из ценителей, покупающих дорогой handmade, не подозревает, что он сделана руками обитателя трущоб. Доход на душу населения составляет от 500 до двух тысяч долларов в год, но большинство обитателей Дхарави такие деньги никогда не видели. Исключение составляют лишь немногие местные богачи и представители среднего класса, готовые за арендную плату 5-10 долларов в месяц мириться с жизнью в трущобе.
Раз за разом выдвигаются амбициозные проекты реконструкции Дхарави и превращения его в элитный квартал с уютными домиками, школами, парками и дорогами, рассчитанный на 57 тысяч семей. Стоимость проекта оценивается в 2,5 миллиарда долларов США. Все эти планы наталкиваются на сопротивление местных жителей: жилье обещано только тем, кто поселился в Дхарави до 2000 года, к тому же многие опасаются потерять бизнес.
Назвать санитарную обстановку «неблагоприятной» — означает крупно ей польстить. Один туалет в бидонвиле приходится на 1440 человек. Люди предпочитают справлять нужду в местную речку Махим Крик, которая уже загрязнена настолько, что является постоянным рассадником болезней. В Дхарави год за годом свирепствуют холера, туберкулез, тиф, проказа, амебная дизентерия, полиомиелит. Точных данных нет: врачи просто боятся туда заходить.
Для особо отважных иностранцев некоторые туроператоры предлагают экскурсии до Дхарави. Официально это делается для того, чтобы привлечь внимание к чудовищному положению обитателей мумбайских трущоб, но на деле туристы воспринимают эти туры в основном как возможность пощекотать себе нервы и поглядеть на «настоящую Азию».
Нью-Дели: город на столичной свалке
В трущобы Дели, в отличие от мумбайских, туристов не водят. Считается, что в местных бидонвилях проживает почти четверть населения индийской столицы. Растущая столица Индии — государства, которое претендует на региональное лидерство, — оттесняет обитателей трущоб все дальше и дальше на окраины.
Самым знаменитым является Бхальсва — там живут 22 тысячи человек. Огромный трущобный город, выстроенный из отходов — по большому счету, люди живут в том, что другие люди выкинули на свалку. Дома возводят из картонных коробок, кусков шифера, обломков кирпича. Населен этот город бывшими жителями близлежащих деревень и переселенцами из Бенгалии, прибывшими в столицу в поисках лучшей жизни. День за днем они рыщут на свалках, ища пластик, пакеты из-под молока, потрепанные джутовые коврики и матрасы, стеклянные бутылки, медную проволоку —– все, что можно продать и за что можно получить немного денег. Вместе со взрослыми в грудах мусора роются дети.
Посреди Бхальсвы —– огромный пруд грязной воды, куда стекают ручьи со свалки. О качестве воды и говорить не приходится — это токсичная и смертельно опасная жидкость. Когда наступает сезон дождей, вода затапливает жилища. В воздухе висят облака комаров — переносчиков лихорадки денге. Общественных туалетов мало — всего шесть комплексов по десять кабинок на 22 тысячи человек. Не хватает воды, а та, которая иногда течет из крана, по цвету напоминает крепкий чай. Проблему нехватки воды пытались решить путем бурения скважин, но многие из них забились и не функционируют, а оставшиеся пробурены на небольшую глубину, и вода часто не успевает достаточно отфильтроваться. Недавно было объявлено о планах строительства новых водопроводов, но о канализации и дорогах речи не идет.
Бангалор: изнанка хайтека
Само имя города Бангалор ассоциируется с индийским хайтеком. Это город программистов и амбициозных менеджеров, столица штата Карнатака, пятая по размерам городская аггломерация в Индии.
При этом есть и другой Бангалор — город трущоб. Согласно статистике Всемирного банка, там находятся 862 трущобы из 2000 существующих в Карнатаке. В бидонвилях живет пятая часть обитателей Бангалора. Если не самой крупной, то самой знаменитой точно является трущобная аггломерация Раджендра Нагар. Это целый город, объединяющий сразу четыре крупных района. Всего в них проживает 13 тысяч семей. Дома построены в основном из оцинкованных гофрированных листов. Средний размер семьи — шесть человек, средний размер комнаты — пять с половиной квадратных метров. Все, как правило, спят на одной кровати.
Летом, когда температура поднимается выше сорока по Цельсию, в домах из раскаленного железа трудно дышать. Каждый год в сезон муссонов вода заливает улицы трущобного города, просачивается в дома, поднимается на несколько футов. Кровать ставится с таким расчетом, чтобы до ложа вода не добралась. Вместо канализации — обычная канава на улице, куда сливают экскременты и помои. По данным статистики, 42 процента всех обитателей бангалорских трущоб переехали туда из других регионов Индии, а 43 процента живут в трущобах более 10 лет. Треть семей лишена доступа к элементарным удобствам, две трети испытывают перебои с водоснабжением — они незаконно врезают краны в трубы, чтобы получить воду бесплатно, многие берут ее в ближайшей грязной реке.
Трущобы Мумбаи
Во время очередного трипа в Индию путешественница и писательница Анна Парвати по приглашению местных неделю провела в самых больших трущобах Азии бок о бок с неприкасаемыми и другими людьми из дискриминированных социальных и профессиональных слоев. О быте трущоб, а еще о том, все ли так плохо у самых дискриминированных жителей Индии, Анна рассказала 34travel.
Мне нравится исследовать места, о которых сложились негативные предубеждения. Уже при первом приближении они оказываются не тем, чем казались. Так, в Индии самыми пугающими считаются три города: Дели (весь колорит страны сразу обрушивается на бедную головушку неопытного путешественника, да и по кошельку может ударить), Варанаси (где «на улицах жгут трупы», ну, вы наверняка слышали) и Мумбаи (здесь располагаются самые большие в Азии трущобы). После того как я три раза была в Дели и месяц жила в Варанаси, очередь дошла до Бомбея. Там я сходила на трущобный тур и впечатлилась так, что даже вернулась обратно.
Самые большие трущобы Азии
Дхарави – название трущобного района в Мумбаи. На территории размером в два квадратных километра живет около миллиона индийцев, многие из которых – далиты. Этим словом в последние десятилетия в Индии принято называть неприкасаемых. В соответствии с кастовым распределением, неприкасаемые оскверняют своим присутствием других людей, поэтому вообще «выброшены» за пределы четырех каст. Сегодня практика неприкасаемости по конституции запрещена, но во многих регионах Индии из-за инертного мышления дискриминация продолжает существовать.
«Многие жители Дхарави не выходят за пределы трущоб неделями и месяцами, потому что в этом просто нет необходимости»
Заслышав о трущобах, мы, западные люди, думаем: фу, грязь, бедность, убожество! Но Дхарави существует по нескольким причинам. Во-первых, кастовая традиция, не имеющая юридической силы, но за века вросшая в сознание людей. Во-вторых, экономическая. Здесь функционируют десятки тысяч мелких производств: гончарные, пекарни, кожевеные и швейные мастерские, цеха по переработке различных отходов, металлов, пластика… Большинство людей устроены неофициально, условия труда откровенно тяжкие, опасные для жизни и здоровья. Это позволяет Дхарави держать одни из самых низких в мире цен на производство (многие азиатские компании с удовольствием размещают здесь свои заказы), а также объясняет, почему в районе практически не найти мужчин старше 60-65 лет.
В Дхарави люди, перерабатывающие мусор вручную, стоят дешевле машин. А те машины, что обеспечивает государство, с виду являются ровесниками независимости Индии. Здесь семьи остаются жить в темном трущобном жилье, но покупают красивый автомобиль или просто копят деньги на счету.
В этом «городе внутри города» худые работяги плавят свинец в котле, стоя перед ним в тонких брюках, майке и сланцах. Из спецодежды – старые рукавицы до середины предплечья.
Дети здесь приходят в переполненные классы государственных школ, а учителя могут появляться на своем рабочем месте, а могут и прогуливать. В Дхарави люди несут на себе такой груз ручного труда, семейных обязанностей и бытовых забот, что выглядят пожилыми уже в 45-50 лет, при этом так и не успев утратить детскую наивность и доброту.
Несмотря на все это, здесь можно найти многое: надежду, внутреннюю силу, мудрость.
Я жила в местной семье (хоть и ночевала в отдельной комнате в другом домике), ходила по трущобам чаще всего в компании с кем-то из местных (честно говоря, гулять особо некуда, в основном приходится смотреть под ноги), одевалась очень просто и ценные вещи носила с собой. В общем, следовала правилам безопасности, которые сформулировала для себя во время прошлых поездок по Индии.
Полицейская статистика по трущобам гораздо ниже, чем в остальных частях Мумбаи и в среднем по Индии. Это очень похоже на правду, потому что все кругом друг другу родственники, друзья детства или живут по соседству столько лет, что уже неотличимы от первых двух категорий. Все друг за другом присматривают. Ощущение, что живешь в гигантской коммунальной квартире, только еще тут находятся маленькие производства, мастерские, точки продаж. Все собрано в одном месте, включая темплы, мечети, храмы. Многие жители Дхарави не выходят за пределы трущоб неделями и месяцами, потому что в этом просто нет необходимости.
Как все устроено
Аренда жилой площади 12-15 квадратных метров стоит $ 100-150 в месяц – в зависимости от места и состояния жилья. На таком пространстве размещается до восьми человек. Я, например, жила в семье с роскошными бытовыми условиями: всего 5 человек на 30 метрах. На первом этаже – прихожая и душевая, на втором – кухня, она же гостиная и спальня для мужчин, на третьем – комнатка для умывания, женская спальня и одновременно «домашний кинозал». Индийских семей без телевизоров не существует.
Ела я вместе со всей семьей, состоящей из родителей, двух сыновей, дочери и еще частенько на огонек заходил кто-то из ближайших родственников или соседей. Очень простая индийская еда: рис вареный, рис жареный, несколько видов острой подливки с овощами, лепешки с маслом. Почти всегда на столе стояли местные «вкусняшки» – чипсы и другие хрустящие азиатские снеки. Несмотря на вредные жиры и обилие соли, азиаты обожают еду из пакетиков.
Воду здесь дают на два-три часа в день. За это время набирается бочка, которой пользуются до следующей подачи. Чтобы помыться, нужно просто зачерпнуть воды ковшиком из сложенных рук. Жители маленьких комнаток выходят утром на свою улочку (строго говоря, эти 70-80 см – просто длинный проход между домами), включают кран, надевают на него шланг и моются, стоя прямо перед дверями соседей. Или самими соседями. Думаете, это может выглядеть неприлично? Нет, в это время все сами так же поливаются, моют посуду, стирают белье.
«Полицейская статистика по трущобам гораздо ниже, чем в остальных частях Мумбаи и в среднем по Индии»
Честно говоря, мыться можно хоть пять раз в день, радость это недолгая: снаружи все покрыто пылью и сажей. А начиная с обеда особенно активно включаются в дело горшочники: до позднего вечера та часть Дхарави, в которой я жила, накрыта густым зловонным дымом. Глаза слезятся, даже когда находишься в помещении, а ноздри чернеют так, что приходится промывать их пару раз за вечер, иначе над верхней губой тоже становится черно.
Санузлы в Дхарави общие: один туалет на несколько десятков семей (обычно возводятся в складчину и по чьей-либо инициативе, а так – есть обычные канавы), для тех, кто побогаче, – один туалет на 3-4 семьи.
Самое плохое время здесь начинается в сезон дождей: нечистот хватает и в сухой сезон, а в дождливый помои нередко затапливают полы жилищ, располагающихся на первых этажах.
Двери в трущобах принято держать нараспашку. Здесь всегда очень эмоциональные разговоры, громкие шутки наперебой, объятия. Многие приглашают к себе в гости, а поскольку это обычно соседняя дверь или соседний переулок, то ссылаться на занятость неприлично. Вообще друг друга стараются развлекать, не оставлять в одиночестве, потому что, по индийской мерке, это повод для большой грусти. Компания молодых ребят так мне и заявили: ощущение сообщества, семьи, взаимопомощи – это же самое важное! В других странах люди такие недружелюбные, не хотят просто так пообщаться на улице, не принято ходить в гости без приглашения! Все огорождены стенками друг от друга, ну что это за жизнь!
Жители трущоб стараются все время быть вместе – к одиночеству здесь никто не привык, оно некомфортно. Индийцам вообще странно, что западный человек все время сидит один как сыч. Из этого они делают вывод: западные люди друг другом заброшены, разобщены. Правда? Отчасти – да. В Дхарави я осознала, что даже своих родителей или мужа не могу так развлекать и в таком плотном контакте находиться, как мои трущобные друзья развлекали меня (пытались развлечь, ибо – смотри выше: сыч).
«Индийских семей без телевизоров не существует»
Этот восточный образ жизни во многом, конечно, удобен – вокруг много примеров бытовой взаимопомощи, коллективного выживания в физическом, да и в эмоциональном плане. Ведь если в одиночестве смотреть на фанерную крышу своего дома – можно с ума сойти. А если пригласить соседку, да налить чайку, да уговорить вдвоем тарелочку индийских сладостей…
В один из вечеров я была до слез расстроена по личному поводу. Скрывать это в таком тесном пространстве невозможно, так что я в общих чертах объяснила своим друзьям причины огорчения и собралась идти спать (то есть еще немного пореветь в одиночестве… девочка с рюкзаком в трущобах – все равно девочка!). На что мне было в категоричной форме сообщено: «Нет, Анна, никакого спать, пока ты не начнешь снова улыбаться! А чтобы это произошло побыстрее, мы немедленно едем кушать мороженое!» Пришлось согласиться. 10 минут спустя, рассекая на байке по ночному городу, я уже улыбалась и думала, что о таких забавных ситуациях можно будет рассказывать внукам.
Идеализация нищеты?
"Трущобы не описывают как проблему. На нищете внимание не акцентируется, или, вернее, она представляется как что-то нормальное, естественное. В некоторых случаях ее даже романтизируют", - говорит она.
"Нам не советовали разговаривать с местными жителям, поэтому их чувства оценить сложно. Они занимались своими повседневными делами и не обращали на нас внимание", - отмечает Нисбетт.
После возвращения домой она проанализировала сотни отзывов, оставленных на туристическом сайте TripAdvisor, чтобы понять, что испытали другие путешественники.
Ее встревожило, что большинство рецензентов в начале экскурсии переживали из-за нищеты вокруг, но к концу поездки вдруг решали, что проблема отсутствует.
"Думаю, что если у людей остается такое впечатление, когда они покидают трущобы, значит что-то делается неправильно. Экскурсия проводится с благими намерениями, она показывает экономическую мощь трущобы, но при этом умалчивается, что большинство обитателей там подвергаются дискриминации из-за кастовой системы или что у них среди прочего нет нормального доступа к электричеству и чистой воде", - объясняет Нисбетт.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Не все экскурсионные компании разрешают фотографировать
Мелисса вспоминает, что другие экскурсионные компании разрешали фотографировать в трущобах. По ее мнению, из-за этого местные жители чувствовали себя неловко.
"Жители чувствуют себя менее изолированно, но при этом и их озадачивает, что столько иностранных туристов хотят наблюдать за их жизнью", - говорит Адити Ратхо, изучавший эту тему в аналитическом центре Observer Research Foundation.
"В то же время очень немногие жители говорят о прямой экономической выгоде или называют свое трудоустройство прямым следствием этих экскурсий, поэтому любые позитивные результаты незначительны и краткосрочны", - замечает он.
Кришна Пуджари не согласен с такой точкой зрения.
Политическая возможность
Представления о жизни в трущобах, которые продвигаются на туристических экскурсиях, можно назвать одномерными, но Фабиан считает, что и они влияют на политическое и социальное сознание.
"Индия отправляет ракеты на Луну, и в то же время значительная часть ее населения не получает таких положенных ему услуг, как жилье и канализация. Трущобный туризм может быть неудобен для политической элиты Индии, но у него, очевидно, есть политический потенциал", - полагает Френзель.
В поисках ощущений
Что же заставляет обычных туристов приезжать и осматривать подобные места?
"Люди посещают трущобы еще с викторианских времен. Сначала ради развлечения, а затем для изучения направлений социальных реформ", - говорит Мелисса Нисбетт, посетившая трущобы Дхарави с шестичасовой экскурсией в 2016 году.
Она воспользовалась услугами одной из хорошо организованных туристических компаний, работающих в Дхарави.
В зависимости от бюджета на некоторые экскурсии можно поехать в транспорте с кондиционером.
Автор фото, Reality Tour & Travel
Подпись к фото,Кришна Пуджари утверждает, что его компания - социально-ориентированный бизнес и организует образовательные программы для жителей трущоб
Есть также компании, вроде Inside Mumbai, которые предлагают туристам поесть в одном из трущобных домов с целью "ценного культурного обмена".
Мелисса Нисбетт считает, что нынешнее увлечение трущобным туризмом - это когда люди, "живущие на глобальном Севере, отправляются на глобальный юг, чтобы посмотреть на живущих в крайней бедности".
По сути, Индия лишь недавно вошла в этот туристический тренд. В Бразилии и ЮАР подобные походы в трущобы практикуются уже относительно давно.
"Во время экскурсии по Дхарави мне показалось, что другие туристы оказались там по той же причине, что и я: чтобы лучше понять реалии жизни в трущобе", - рассказывает Нисбетт.
Но увиденное и услышанное ее покоробило.
Как живут нищие в трущобах Дхарави (40 фото)
Добраться до трущоб можно на местной электричке до одной из станций, которые прилегают к Дхарави, это Chunnabhatti, Sion Railway, Maxim Junction. Ну или на такси.
Переборов страх и крепко закрепив фотоаппараты, я приехал сюда и начал осмотр.
По периметру самих трущоб можно увидеть высотки
Глядя на их внешний вид, не сразу можно решить, где лучше жить, в них или самих трущобах.
Местами прорисовываются капитальные самострои из кирпича.
Бррр. аж жуть берет
Ну или вот такие - из листов металла и шифера
Сначала решили пройтись по одной из центральных улиц (их немного), которая в навигаторе имела даже название, чего не скажешь о множестве мелких переулков.
Но здесь нас ожидало полное разочарование.
Такие улицы представляли из себя не что иное, как обычные рынки.
У нас в России были такие в 90-ых, а в некоторых городах до сих пор и остались без изменений.
И не скажешь, что находятся они в самом центре огромных трущоб
Планы найти какую-нибудь жесть для блога накрывались медным тазом
Чуток грязной улицы нашел
Решили углубиться, но при этом постараться не потеряться
Контролируя друг друга, чтобы ничего в этот момент не попытались вытащить
Но опасения были напрасны
Трущобы - это настоящий город, где есть свои больницы, школы и даже фабрики
а также игровые площадки
Говорят, что годовой оборот этих трущоб соизмерим с небольшим российским городом. Возможно, вы сейчас даже носите на себе одежду, сделанную в этих местах местными жителями.
Вот в таких нагромождениях, не всегда понятно из чего сделанных, живут люди. Где заканчивается одна "квартира", а начинается другая, тоже невозможно понять.
Обычно они в пару этажей, но бывают и подобные "многоэтажки". Удивительно даже. как это все не падает. Естественно, у такого жилья нет адресов и номеров домов с квартирами.
Средняя площадь квартиры здесь около 10 квадратных метров, там умещается целая семья. Снять комнату в таком домике можно за 3-5 доллара в месяц. Это самый дешевый способ жить в самом дорогом городе Индии.
Не смотря на то, что это беднейший квартал города, люди стараются и ухаживают за своими домами и улицами. Некоторые дворы чище, чем в историческом центре Мумбаи.
Да и сами люди довольно чистые, опрятные и нарядные.
По всем переулкам постиранное белье. Посмотрите, как это уютно выглядит.
Это контрастирует с моим представлением о трущобах.
Встречаются и такие переулки, но редко. Не знаю, ходят ли тут, и куда он ведет.
Дети играют на улицах мусором и камнями.
Я ожидал увидеть тут хмурых и злых людей
Но увидел добрых и любопытных детишек.
Если взрослые жители трущоб уже давно привыкли к туристам, то дети проявляли к нам истинный интерес
Просили сделать селфи
Посмотрите на этих милых ребятишек
У нас ничего особо не было с собой, кроме шоколадки, поэтому разломали ее и попытались дать по кусочку всем, кто крутился возле нас.
В книге «Шантарам» (советую ее, кстати, прочитать) главный герой описывает несколько лет своей жизни в трущобах. Посмотрев на них в реальности, я понимаю, что вымысла там не было.
Какой-то опасности здесь я не заметил, это не бразильские фавелы, жители которых промышляют грабежом, насилием и продажей наркотиков. Здесь больше вероятность не быть ограбленным или убитым, а что вас напоят чаем и подскажут правильную дорогу, если вы заблудились. Такой подход обескураживает и контрастирует с общим видом.
Поэтому не бойтесь, обязательно посетите Дхарави, если будете в Бомбее. После этого немного переосмысливаешь свою жизнь.
Упорядоченность индийского «города в городе»
Может показаться, что люди, живущие здесь, бедствуют потому, что ничего не делают. На самом деле это не так, и именно в этот момент приходит понимание внутреннего порядка и организованности трущоб. Здесь работают все, кто может работать. Мужчины трудятся в разнообразных мастерских: разбирают списанные микросхемы и приборы, занимаются изготовлением посуды, инструментов, сортируют мусор и добывают из него металлы. Кстати, шьют одежду, в частности, индийские сари, тоже мужчины.
Обитатели трущоб работают на местных свалках
Женщины занимаются домашним хозяйством или торгуют на местном рынке: следят за детьми, поддерживают чистоту дома, готовят еду, стирают белье и всячески создают уют. В трущобах существует негласное правило, гласящее, что женщины не должны работать в мастерских или на переработке мусора. В трущобах Индии даже есть неофициальные школы, где детей обучают основам грамоты и математики.
Школа — шанс выбраться из трущоб
Трущобный туризм: иной взгляд на мир
Экскурсии обычно пешеходные, с небольшими группами туристов. Самостоятельно гулять по многим бедным районам весьма опасно. Гораздо спокойнее осматривать окрестности в сопровождении гидов, в роли которых часто выступают бездомные, нищие. Они отлично знают «рельеф местности», идущих с ними путешественников не трогают «трущобные» хулиганы. Многие проводящие реалити-туры компании запрещают фотосъемку без разрешения жителей трущоб, потому что это может вызвать у них негативную реакцию.
Слам-туристические экскурсии, как правило, достаточно недорогие – $5-20. Нередко часть этих денег передается в благотворительные фонды и идет на улучшение условий жизни нищих, их обучение в общественных центрах или школах. Например, в Лондоне экскурсия стоит 8 – 10 фунтов, 80% суммы получает бездомный гид, а 20% поступает в волонтерскую организацию, которая помогает бездомным приобретать одежду и другие вещи. А, скажем, тур по свалкам мексиканского города Масатлан вообще бесплатный, однако, путешественники привозят нищим бутерброды и бутылки питьевой воды.
Не прекращаются дискуссии об этичности трущобного туризма. Его противники говорят, что обездоленные люди становятся зрелищем для приезжих, наблюдения чужих людей за их бытом вызывает дискомфорт. Сторонники же отмечают важность окна в тот реальный мир нищеты и бедствий, о котором люди обеспеченные часто забывают. Для населения трущоб – это возможность получить поддержку, для туристов – оказать помощь нуждающимся.
Быт трущоб Мумбаи
Жилищные условия обитателей трущоб Мумбаи способны ужаснуть обычного европейца. Среднестатистический дом представляет собой крохотную комнату без каких-либо удобств и кухни, где обычно живет не меньше пяти человек. На такой площади находится место только для того, чтобы разложить матрасы для сна, расположить немногочисленные пожитки и телевизор или радиоприемник, который, как ни странно, встречается в таком жилье довольно часто.
Индия считается самой старой цивилизацией мира
Обязательный атрибут каждой трущобной семьи — большая бочка для воды. В трущобах Индии нет водоснабжения для каждого жилья. Да и откуда ему взяться, если хижины строятся самими жильцами из подручных материалов? Поэтому, обитатели трущоб Индии набирают воду впрок на несколько дней в большие пластиковые бочки. Эта вода потом используется для приготовления пищи, мытья посуды и уборки помещения.
В трущобах не бездельничают, каждый чем-то занят
Душевая и туалет зачастую строится в складчину несколькими индийскими семьями. Те, кто побогаче, могут позволить себе один санузел на две-три семьи, остальные довольствуются меньшей приватностью и справляют нужду вместе с пятью-десятью семьями соседей.
35% индийцев живут за чертой бедности. Почти все — в трущобах
Мусор, пищевые отходы и продукты жизнедеятельности выбрасываются прямо на улицу в открытую канализацию или в реку поблизости. Систематический вывоз мусора в трущобах Мумбаи до сих пор не налажен. У туристов складывается впечатление, что в них обитают исключительно неопрятные и «опустившиеся» люди.
Трущобы Индии стали ярче благодаря волонтерам
Это впечатление покинет любого, кто посетит хижину в Мумбаи. Индийцы, даже в таких сложных условиях, тщательно следят за чистотой своего тела и жилища. Удивительно, но как одежда, так и жилище обитателей трущоб всегда чистое и опрятное, у женщин есть нарядное сари и даже несколько золотых украшений.
Страна контрастов — роскошь и трущобы
Кажется, что Индия, бедная страна, по сравнению с соседями, как трехликий бог, объединяет в себе несколько личностей. Создателю Брахме соответствуют современные центры больших городов, где возвышаются изящные небоскребы из стекла и металла, а жители одеты в современную дорогую одежду. Вишну Хранитель соответствует деревням и курортным областям, где до сих пор большое влияние имеют традиции и исторические обычаи.
Две стороны одной улицы — роскошный район и трущобы
Конечно, отчасти это способ заработка на диковинках для туристов, но отчасти привычный быт индийцев, живущих вдалеке от крупных городов. А разрушитель Шива — это трущобы Индии, где, как и в сакральной сути бога-разрушителя, хаос и деградация оказываются слаженно работающей системой при более подробном изучении.
Трущобы подтверждают миф о самой грязной стране
Читайте также: