Суд ангелов вифлеем как открыть
Официально по церковному календарю в РПЦ и других старостильных церквях (Грузинской, Сербской и Иерусалимской) предпразднство Рождества началось сегодня.
Не знаю, как для кого среди читателей моих записей, но лично для меня оно давно уже начинается в 20-х числах декабря, когда большинство христианского мира, включая многих православных, празднует Рождество по новому календарю.
Как еще отмечал В. Гиляровский,
"С тех пор, как грянула свобода,
Мне всё на свете трын-трава.
Я правлю в год два Новых года
и два Христовых Рождества".
Одно из моих любимых ппеснопений этого времени - стихира "Ангельския предыдите силы", распеваемая на особый мотив, который, впрочем, почти нигде не исполняется.
«Ангельския предыдите силы; иже в Вифлееме, уготовайте ясли. Слово бо раждается, мудрость происходит; приемлет целование Церковь на радость Богородицы. Людие, рцем: благословен Пришедый, Боже наш, слава Тебе!»
Αἱ Ἀγγελικαί, προπορεύεσθε Δυνάμεις, οἱ ἐν Βηθλεέμ, ἑτοιμάσατε τὴν Φάτνην· ὁ λόγος γὰρ γεννᾶται· ἡ σοφία προέρχεται, δέχου ἀσπασμὸν ἡ Ἐκκλησία, εἰς τὴν χαράν τῆς Θεοτόκου, λαοὶ εἴπωμεν· Εὐλογημένος ὁ ἐλθών, Θεὸς ἡμῶν δόξα σοι.
По-русски можно было бы перевести так, с уточнением по греческому оригиналу (где не "приемлет целование", но - δέχου ἀσπασμὸν ἡ Ἐκκλησία - "прими целование, церковь"):
Ангельские предшествуйте, силы;
Те, кто в Вифлееме, ясли готовьте!
Ведь Слово рождается, мудрость приходит.
Прими целование, Церковь,
На радость Богородицы. Люди, воскликнем:
«Благословен пришедший,
Боже наш, слава Тебе!»
Все четыре дня со 2 по 5 января, кроме сочельника, звучит ключевое песнопение, тропарь предпразднства:
«Готовися Вифлееме, отверзися всем, Едеме. Красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы. Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже божественный сад. От негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается, прежде падший возставити образ».
Уточненный русский перевод:
«Готовься, Вифлеем, –
открыт нам всем Едем!
Евфрафа, будь украшен,
ибо древо жизни в пещере
от Девы процвело.
Мысленным же раем
явилось Её чрево,
а в нем - божественный Росток,
от которого, вкушая,
будем живы,
и не умрем,
как умер праотец Адам.
Христос рождается,
воскресивший прежде падший образ!».
Биография Катерины в игре МЕЧ И МАГИЯ. ГЕРОИ: ЭРА ХАОСА.(HEROES ERA OF CHAOS)
пример расстановки армии
Расстановку в бою нам не предлагают, бьемся одним ангелов.
От нас требуется отыскать сокровище в кампании. Собираем достаточное количество обелисков и жмем на крестик в кампании.
Здесь нам от нас требуется Катерина с 3*
пример расстановки армии
Необходимо пройти 15 этап(последний, где мы осаждаем замок) Катериной с мечниками в составе армии. Без потери мечников.
Пример расстановки армии
Открываем последний сундук и получаем облик на Катерину. У разработчиков какая-то ошибка с этими обликами. Какой-то из этих двух вы получите:
Суд ангелов вифлеем как открыть
В этой серии руководств я покажу тебе подробно, как заполучить все ачивки, связанные с Затонувшими Королевствами. Разберем прохождение каждого святилища и каждой сокровищницы!
В данном гайде - Святилище даров.
В избранное В избранном Этот предмет добавлен в избранное.Не в сети 25 сен в 4:25 25 сен в 12:11
97 | уникальных посетителей |
4 | добавили в избранное |
Довольно несложное святилище, если знаешь, в каком порядке действовать. Святилище подготовит Вам несколько несложных загадок, решение которых Вы найдете в этом гайде.
На карте святилище расположено на координате G-18. Плывем туда!
По мере приближения к месту назначения Вы будете видеть цветное свечение, а приближившись совсем близко, увидите, цветное пятно на поверхности воды.
Туда нам нужно нырнуть и плыть вниз, пока не увидите затопленный остров. Это и есть святилище даров.
2. Святилище даровЗаплываем внутрь и плывем вниз до конца. На одной из стен Вы увидите схему расположения русалок (запоминаем ее), а напротив этой схемы, на камнях лежит первый дневник.
Теперь нам надо найти все три статуи русалок и поставить их в нужное положение (как говорит схема).
Плывем направо (стоя ЛИЦОМ к схеме) от схемы, по коридорам (путь один). В бирюзовой комнате с сокровищами будет лежать второй дневник.
Плывем дальше и в этом месте поворачиваем в проем налево, затем направо:
И доплываем до места, где стоит первая русалка с камнем. Ставим ее в нужное положение (выстрельнете в нее или ударьте саблей):
Выплываем обратно и теперь от этого места плывем прямо (далее по коридорам, как и плыли). Плывем мимо русалки с горном и доплываем до красного помещения:
Здесь справа лежит третий дневник.
Возвращаемся к русалке с горном, от нее прямо вплываем в основное помещение.
И по левой стороне выходим на сушу. Получаем достижение салаг "Святилище даров". Тут же стоит вторая русалка с цепью. Ставим ее в нужное положение согласно схеме:
Прыгаем обратно в воду и от трона плывем направо, заплывая в туннель, подсвеченный красными кораллами
Плывем (путь один) и добираемся до последней третьей русалки. Ставим ее в нужное положение:
А теперь возвращаемся к русалке с горном и активируем ее. Если все сделано верно, святилище еще больше наполнится водой и мы поднимемся еще выше.
В зале с троном, по левой стороне будет проход с лестницей, идем туда. Поднимаемся по разваленной лестнице и оказываемся над водой.
По кораллам слева прыгаем на трон и с него на противоположную сторону, тут справа будет лежать четвертый дневник. Читаем
В комнате за троном будут лежать сокровища и стоять русалка, которой вы можете сдать их.
Теперь нам нужно наступить на 3 платформы, чтобы статуя-трон в центре комнаты сдвинулась. Платформы находятся в следующих местах:
1. Сразу при подъеме наверх, по пути к четвертому дневнику
2. В месте, где мы прочитали четвертый дневник
3. В комнате напротив статуи-трона
После нажима на эти платформы, статуя двигается и нам открывается проход под ней.
Плывем под статую до конца в помещение с сокровищами, включая сундук древних подношений. Сдаем все сокровища русалке.
Тут же на столе, где стоял сундук подношений лежит последний пятый дневник.
Читаем его и получаем достижение "Тайна святилища почитания".
3. Выход из святилища и сбор сокровищПодходим к любой русалке и нажимаем вернуться на мой корабль.
Далее нам нужно погрузить все собранные сокровища на наш корабль. Неподалеку появится русалка, к которой нужно подплыть и нажать "Вернуть сокровища".
Русалка исчезнет, а на ее месте всплывут все сокровища, которые вы отправляли к русалкам.
На этом прохождение святилища даров мы закончили.
Буду рада любой поддержке моего гайда и любой Вашей активности! Это сильно поможет мне с написанием следующих частей!
Для Вас,
Булочка с корицей 🤍
P.S.
Гайд будет дорабатываться!
1. Заплываем внутрь святилища и плывем вниз до конца. На одной из стен Вы увидите схему расположения русалок, а напротив этой схемы, на камнях лежит первый дневник.
2. Плывем направо от схемы, по коридорам. В бирюзовой комнате с сокровищами будет лежать второй дневник.
3. Плывем мимо русалки с горном и доплываем до красного помещения. Здесь справа лежит третий дневник.
4. После затопления святилища, поднимаемся наверх, перепрыгиваем трон и с него на противоположную сторону, тут справа будет лежать четвертый дневник.
5. В финальной комнате с сундуком древних подношений на столе (после того, как подвинули статую-трон)
Ангелы и их служение. Только то, что говорит об этом Библия, без мифов и фантазий.
Есть мир видимый, а есть невидимый. Видимый мир наполнен людьми, а невидимый ангелами. Про ангелов Библия говорит довольно часто, хотя и вскользь. Но этого достаточно, чтобы составить о них представление. Без всяких там мифов, фантазий и народного творчества.
КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ
Слово "ангел" имеет греческое происхождение и означает "вестник" или "посланник". Ангелы это служебные духи. Бог посылает их к тем, кому принадлежит спасение.
То есть служение ангелов только для верующих. А, значит, популярное учение о ангелах-хранителях для всех не имеет библейского основания? Хотя, смотря как на это посмотреть. Наследниками спасения можно назвать всех людей, но получит только тот, кто был в курсе и посчитал это наследство нужным. Может быть и так.
Не открывает Библия время появления ангелов и их количество. Но различные версии продолжают появляться. Хотя к вопросу спасения эти поиски ничего не могут добавить. Стоит ли тратить время?
Читая Библию, мы понимаем, что ангелы не вездесущи, не все доступно их пониманию. Они не умирают и не рождаются, не имеют греховных желаний и без плоти (хотя и могут принимать человеческий облик).
КТО ВЫШЕ: АНГЕЛ ИЛИ ЧЕЛОВЕК?
Ангелы имеют явное физическое превосходство над людьми. Библия рассказывает случай, когда один ангел поразил войско в 175 тыс. человек. Но при этом ангельский статус ниже человеческого. Они выше по природе, но ниже по статусу.
Иметь звание Божьего Дитя намного превосходней, чем Божьим Посланником. Только человек создан по образу Божьему, может иметь близкие отношения с Творцом и приобщаться к Его Крови. Ангелы хотят, но не могут вникнуть тайну спасения, которую Бог открыл только нам. Разве это не преимущество?
Тот, кто управляет, тот и выше. Ангелы не имеют власти над нами. Они только выполняют поручения Творца. А нам в свое время будет дана власть над ними. Это сегодня мы ограничены плотью с ее страстями и похотями, которые надо постоянно смирять. Так что управлять ангелами рановато, таких дел начудим!
Но после Второго Пришествия Христа человеку будет поручено судить мир и даже ангелов. Нет, не в привычном смысле. Суд Бог отдал Христу. А именно управлять. Слово "судья" на еврейском языке означает "правитель".
АНГЕЛЫ СЛУШАЮТ ТОЛЬКО БОГА.
Ангелы служат Богу и распоряжаться ими может только Создатель.
Ангелов часто называют Воинство Господа, потому что именно они ведут духовную битву в невидимом мире. Наше же участие в духовной войне состоит в вере и в молитве.
В духовном мире начинают происходить изменения только тогда, когда мы верой противостоим дьяволу и молимся.
Иисус никогда Сам не обращался к ангелам, но когда в Гефсиманском саду нуждался в помощи, то молился к Отцу. Бог послал Ангела, который смог укрепить Сына.
Во время ареста Христос отметил, что может вымолить Отца об ангельском войске помощь, но Сам даже не думал приказывать им. Это делает только Бог.
Когда Петр сидел в темнице, церковь усердно молилась. И ответ пришел в виде Ангела, который и вывел апостола из тюрьмы.
Таким образом, ангелы находятся в послушании только у Бога.
КАК ПРАВИЛЬНО ОТНОСИТЬСЯ К АНГЕЛАМ.
Когда апостол Иоанн встретился с Ангелом, то был сильно впечатлён и хотел поклониться ему. И получил категорический отказ и упрек.
Молитва является формой поклонения. А поклонение ангелы отвергают. Будьте осторожны с этим. Не переоценивайте возможности служебных духов. Это опасно. Молиться ангелам - это плохая идея.
Ангелы есть не только у Бога. На призыв и поклонение охотно " клюют" падшие ангелы. Они приходят и обольщают. Только не все сверхъестественное, мудрое и красивое имеет Божественное происхождение. Тот, кто утверждает, что имеет общение с ангелом часто не врёт. Он действительно слышит послание из духовного мира. Проблема в том, что такой "пророк" имеет дело не с тем ангелом.
Ангелы служат Богу. Но для нашего блага
Какие беды и напасти возвестят трубы Ангелов во время страшного суда? (Откр.8:7-12)
Мы продолжаем изучать Откровение святого Иоанна Богослова по толкованиям святых отцов Церкви (в статье будут ссылки на труды св. Беды Достопочтенного, сщмч. Викторина Петавийского и др.). И сегодня поговорим о том, что последует после снятия седьмой печати. А именно: о конце земной истории , имеющем время наступить в день, которого не знают ни люди, ни ангелы, но один Отец Небесный (Матф.24:36).
Начало конца земного времени в Откровении святого Иоанна Богослова знаменует партитура труб семи ангелов, которых Господь пошлет для разрушения царства антихриста. Как только семерка ангелов поочередно издаст протяжные трубные звуки (Исх.19:13-16), так сразу настанет время страшного суда над городом великим - Вавилоном (миром сим). Ибо семь ангелов (или архангелов) - это вестники скорого Божественного Пришествия. Как говорит сщмч. Викторин Петавийский , "этих великих семь архангелов Господь пошлет для разрушения царства антихриста" (Викторин Петавийский, сщмч. Комментарий на Откровение).
В. Васнецов. Страшный суд. Картон для росписи Владимирского собора. Изображение взято в открытых источниках. В. Васнецов. Страшный суд. Картон для росписи Владимирского собора. Изображение взято в открытых источниках.Почему будут использоваться именно трубы , а не гусли, не кимвалы, не ( танцы с бубнами ) бубны? Потому что, во-первых, труба - это древний сигнальный инструмент Израиля (и не только Израиля, но и Древней Греции, Древнего Рима). Со времен Моисея трубы использовались для созывания общества или снятия стана (Чис.10:2). А, во-вторых, трубы - это символы Божественной Власти (Чис.23:21) и Правосудия (Суд.7:18). С помощью 7 труб Иисус Навин разрушил стены Иерихона (Иис.Нав.6:1-19).
Иначе говоря, ангелы получают трубы для того, чтобы возвестить о приближении второго пришествия Христова , которое к тому часу будет близко, "при дверех" (Матф.24:33). А также поведать о наступлении времени всеобщего воздаяния , когда каждый получит по заслугам.
Партитура первых 4 ангельских труб впечатляет эпичностью размаха конца и его монументальной масштабностью . Трубы ангелов внешне поражают не какие-то определенные участки земли, но целые стихии : землю, воду, небо (солнце, луну). Святой Иоанн Богослов свидетельствует:
"Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кро-вью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кро-вью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла. Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей уме-рли от вод, потому что они стали горьки. Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи" (Ин.8:7-12).
По мысли автора Откровения, трубы ангелов возвещают конец обычного земного бытия, когда ( прибегает пушистый северный зверёк ) время останавливается (или устраняется), уступая ход неотмирной вечности.
Переход мировой истории из одного состояния (линейного, конечного) в другое (цикличное, вечное) совершается отнюдь не безболезненно . Ибо нечистое прошлое, преданное мерзости и лжи (Откр.21:27), в небесный град Иерусалим, в Вечность, не входит , но так и остается в прошлом, чтобы быть уничтоженным ( лангольерами Стивена Кинга ) различными стихийными бедствиями: градом, кро-вью, горечью вод, затмениями.
Если понимать все изображенное в 8 главе Откровения буквально , то мы получим очень печальный образ физически искалеченного мира в жанре постапокалипсиса . Как в "Интерстелларе", "Водном мире" и "Пекле". Но если подключить толкования святых отцов, картинка кардинально изменится . И все будет не так уж и мрачно. Как? Давайте смотреть. Итак.
Первая труба ангела поражает землю. Иначе говоря, земную природу . Ее понимаем символически, как земную природу человека (плоть). Ибо деревья , по верной аналогии Тихония Африканского, изображают людей (Еф.4:14), а зеленая трава - плоть , упоенную роскошью (Ис.40:6). Орудием казни в Откровении становится " град и огонь, смешанные с кро-вью".
Средневековая миниатюра. Падение града и огня. Апокалипсис в образах. 1275-1300 гг. Аббатство св. Виктора. Париж. Изображение взято в открытых источниках. Средневековая миниатюра. Падение града и огня. Апокалипсис в образах. 1275-1300 гг. Аббатство св. Виктора. Париж. Изображение взято в открытых источниках.Как понимать град и огонь? А. П. Лопухин ошибочно толкует град и огонь буквально . У него град "будет иметь вид шариков" (А. П. Лопухин. Толковая Библия). А огонь упадет с неба в последнее время, как падает молния (Лопухин А. П.). Но святые отцы толкуют град и огонь иносказательно! Свт. Андрей Кесарийский понимает под градом и огнем ( реактивную систему залпового огня "Град") войны, разорение городов, пожары и междоусобицы. Все эти бедствия, по мысли св. Андрея, " придут с неба по праведному суду " (Андрей Кесарийский, свт. Комментарий на Откровение). Точно так же думает св. Беда Достопочтенный . У него " проповедь бедствий справедливо сравнивается со звуком трубы, знаменующей начало войны " (Беда Достопочтенный, св. Изложение Откровения). Понятно, что ужасы войны коснутся не всех людей , но только нечестивых , то есть не признающих единого Бога.
Вторая труба ангела поражает море . Иначе говоря, морскую стихию . Под морем здесь разумеется не Черное, не Балтийское и никакое другое море, но мир сей (Вавилон) в его оппозиции к Богу. Так полагают святые отцы. Свт. Андрей Кесарийский морем называет "настоящую жизнь" (житейское море). А св. Беда Достопочтенный под морем понимает "море века сего".
Средневековая миниатюра. Падение большой горы в море. Апокалипсис в образах. 1275-1300 гг. Аббатство св. Виктора. Париж. Изображение взято в открытых источниках. Средневековая миниатюра. Падение большой горы в море. Апокалипсис в образах. 1275-1300 гг. Аббатство св. Виктора. Париж. Изображение взято в открытых источниках.Орудием казни второй трубы ангела в Откровении святого Иоанна становится таинственная, пылающая огнем большая гора (Откр.8:8). Что это за гора? Сразу скажем, большая гора - это точно не Челябинский метеорит и не астероид Оумуамуа (последний уже удаляется из солнечной системы). Это символ. Свт. Андрей Кесарийский полагает, что "под горой следует разуметь диавола " (Андрей Кесарийский, свт. Комментарий на Откровение). Точно так же думают Примасий и Тихоний.
У св. Беды Достопочтенного большая гора , падающая в море, означает извержение диавола из Церкви . Диавола святой сравнивает с горой на основе изречения Иисуса, Который говорил, что верой можно и горы передвигать (то есть: верой можно победить диавола). Св. Беда пишет:
"Вторая [труба означает] извержение из Церкви дьявола, еще сильнее возжигающего море века сего. <…> С ростом христианской религии дьявол, раздувшийся от высокомерия и пылающий огнем своей злости, был низвержен в море века сего, по слову Господа: если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет (Мф 21:21) "
Смысл второй казни, по мысли святых отцов, заключается в ниспослании душевной сме-рти тем, кто в море хулит "Троицу делами жизни и словами" (Андрей Кесарийский, свт. Комментарий на Откровение).
Третья труба ангела поражает реки и источники вод . На первый взгляд, третья казнь очень сильно напоминает вторую (с морем и большой горой). Ибо вместо соленой, морской воды, мы получаем пресную. А вместо большого камня - большую, горящую подобно светильнику звезду.
Но это только на первый взгляд. По факту третья казнь ничего общего со второй не имеет. Ибо она (третья казнь), как верно говорит св. Беда Достопочтенный , означает " отпадение от Церкви еретиков ", которые своими мерзкими ересями "загрязняют" воды Священного Писания.
При чем здесь еретики? При том, что именно из-за еретиков чистейшая вода христианского учения , уносящая пьющих ее в Жизнь Вечную (Ин.4:14), бывают не только сладкой, но и горькой (Иак.3:11). Поскольку имеет в себе грязь еретического беспутства. А горькая вода - это "безводный источник" (2Пет.2:17). Такой источник не дает Жизни Вечной.
В этом плане становится понятно, почему орудием казни при третьей трубе ангела становится большая звезда , имя которой " полынь " (Откр.8:11). Звезда - это аллюзия на звезду языческого бога Ремфана (Сатурна), которой иудеи покланялись, блуждая с Моисеем по пустыне (Деян.7:43). А полынь - это символ греховной горечи , которая остается на губах еретиков, извращающих в угоду самим себе Священное Писание.
Четвертая труба ангела поражает светила небесные : третью часть солнца, третью часть луны и третью часть звезд. Свт. Андрей Кесарийский в толковании на 12 стих почему-то думает, что речь идет о реальных небесных светилах (солнце, луне и звездах) свет которых будто бы уменьшится на треть (то есть, как будто бы сутки втрое сократятся).
Хронология событий Рождества
Полотна, посвященные Рождеству Христову, рассказывают не только о вечере появления на свет Младенца, но и о событиях, происходивших накануне этого момента и сразу вслед за ним. Изучим работы лучших мастеров Ренессанса и Нового Времени.
Вифлеемская звезда и путешествие волхвов
Первыми о будущем рождении Христа узнали восточные мудрецы – волхвы. Об этом им возвестила появившаяся на небосклоне чудесная звезда. Снарядив караван, они отправились в далекое путешествие и прибыли в Иудейское царство как раз накануне Рождества.
Сассетта. Путешествие волхвов, ок. 1433–35. Метрополитен музей (Нью-Йорк) Сассетта. Путешествие волхвов, ок. 1433–35. Метрополитен музей (Нью-Йорк)Писать на эту тему особенно любили художники Возрождения. На их полотнах волхвы едут в красочных процессиях, окруженные множеством слуг, придворных и шутов. Их одежды не восточные, а скорее роскошные наряды европейской знати того времени. Вифлеемская путеводная звезда необязательно сияет в небесах – например, на картине Сассетты она блуждает низко над землей, будто шаровая молния.
Перепись в Вифлееме
Младенец родился в Вифлееме, хотя Иосиф и жена его Мария были жителями Назарета. Супруги были вынуждены покинуть этот город, несмотря на то, что Мария была уже на сносях: римская администрация издала указ о переписи населения, причем не по месту жительства, а «по коленам», то есть по месту происхождения. А поскольку Вифлеем был родиной не только для Иосифа, но и для множества других приезжих, остановиться на ночлег оказалось сложно. У супругов оставался только один вариант – переночевать в хлеву.
Петер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566. Королевские музеи изящных искусств (Брюссель) Петер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566. Королевские музеи изящных искусств (Брюссель)Самая известная картина на сюжет переписи создана Питером Брейгелем Старшим. Святое Семейство жило в Иудее, покоренной Римом, а Брейгель – в Нидерландах под властью Испании. Поэтому и евангельская история на его картине разворачивается в засыпанной снегом голландской деревушке, среди крестьян, написанных с натуры. В этом «Вифлееме» играют в снежки и катаются на коньках, что, конечно, было немыслимо в настоящем еврейском городке. Но Мария в поисках ночлега, как и положено, едет верхом на ослике.
Волхвы перед Иродом
Неизвестный художник. Три волхва перед Иродом. Начало XV века. Музей Средневековья (Париж) Неизвестный художник. Три волхва перед Иродом. Начало XV века. Музей Средневековья (Париж)Хотя в Священном Писании не указано, сколько было волхвов, католики традиционно считают, что их было трое. Также ничего не написано о том, что они был царями – однако на Западе их называют именно так, «магами-королями». Поэтому часто в сцене встречи волхвов с Иродом все четверо изображались в коронах, как на этом средневековом французском витраже.
Благовестие пастухам
В полях неподалеку от Вифлеема пасли свои стада пастухи. Ночью им внезапно явился ангел. Он сообщил о рождении Спасителя и рассказал, где найти Младенца. Считается, что пастухи удостоились такой чести, потому что были просты и незлобивы, как праотцы-патриархи.
Жюль Бастьен-Лепаж. Благовестие пастухам. 1875. Национальная галерея Виктории (Мельбурн) Жюль Бастьен-Лепаж. Благовестие пастухам. 1875. Национальная галерея Виктории (Мельбурн)Этот эпизод нечасто встречается в живописи, зато он достаточно популярен в средневековых иллюстрациях к рукописям. Художникам-монахам очень нравилось выписывать золотой краской сияющего ангела, противопоставляя его простолюдинам. Картина французского академиста Бастьена-Лепажа написана в конце XIX века, на заре стиля модерн, когда снова стало модно писать золотом.
Мария родила Иисуса темной ночью в хлеву, среди коров и овец. Первой колыбелью Младенца стали ясли – кормушка для животных, куда Мария положила спеленатого ребенка.
Рождество. Ок. 1473-1475. Колумбийский музей искусств (США) Рождество. Ок. 1473-1475. Колумбийский музей искусств (США)Хотя посвященные этому картины традиционно называются «Рождество», сам момент родов они, конечно, не изображают. На самом деле точное название подобных сцен – «Поклонение Младенцу». Мария и Иосиф, стоя на коленях, склоняются перед новорожденным, сложив руки будто для молитвы. На картине Боттичелли компанию им составляет мальчик – Иоанн Креститель (по западным легендам он – двоюродный брат Иисуса). В небесах поют ангелы. К хлеву приближаются пастухи.
Поклонение пастухов
Пастухи отправились разыскивать Младенца, и обнаружив семью там, где им было указано ангелом, поклонились Христу, а также рассказали Марии и Иосифу о слова небесного посланника.
Жорж де Ла Тур. Поклонение пастухов. Ок. 1645. Лувр (Париж) Жорж де Ла Тур. Поклонение пастухов. Ок. 1645. Лувр (Париж)Особенно часто иллюстрировали этот сюжет художники-караваджисты XVII века, для которых нищие, пастухи и крестьяне были излюбленными натурщиками. А тот факт, что Поклонение пастухов – одна из немногих сцен, совершенно точно происходивших ночью, позволял подчеркивать игру света и тени. Для обожавших этот прием последователей Караваджо, к которым относится автор этой картины Жорж де Латур, это было большим плюсом истории.
Поклонение волхвов
Побывав у Ирода, волхвы отправились дальше, вслед за Вифлеемской звездой. Она шла по небосводу и остановилась точно над хлевом. В этом полуразвалившемся строении мудрецы преподнесли Младенцы благовония и золото, привезенные из дальних краев (вот он откуда, обычай рождественских подарков).
Петер Пауль Рубенс. Поклонение волхвов. 1626-1629. Прадо (Мадрид) Петер Пауль Рубенс. Поклонение волхвов. 1626-1629. Прадо (Мадрид)Эта история тоже нравилась мастерам XVII века, только не караваджистам, а представителям другого направления – школы Рубенса, обожавших пышность, роскошь и яркость. Писать восточных царей для них явно было интереснее, чем грязных пастухов. Заметьте, волхвы на картинах никогда не похожи друг на друга. Они различаются по возрасту – как символическое изображение молодости, зрелости и старости. Один из волхвов обычно африканец, другой азиат, а третий европеец – то есть они иллюстрируют и разные расы.
Во снах, которые видит Иосиф, Господь устами ангела являет ему свою волю. Первое важное известие Иосиф получил, когда узнал, что его жена беременна не от него и пожелал «тайно отпустить ее». Тогда во сне ангел явился ему в первый раз, запретив прогонять Марию. Во второй раз ангел явился Иосифу именно после Рождества, предупредив, что нужно бежать, потому что Ирод, испуганный новостью волхвов, решил убить всех новорожденных (устроить Избиение младенцев).
Даниэль Креспи. Сон Иосифа. 1620-е. Музей истории искусства (Вена) Даниэль Креспи. Сон Иосифа. 1620-е. Музей истории искусства (Вена)Ангел будет являться Иосифу во снах и в будущем. Отличить иллюстрацию сюжета именно о втором сне очень просто: на заднем плане должна быть написана Богородица с Младенцем – как на картине Даниэля Креспи.
Бегство в Египет
Иосиф послушался ангела, посадил Марию с Младенцем на ослика и покинул Вифлеем. Они отправились в Египет – туда, где их не смог бы отыскать Ирод Великий. В Иудее же развернулось Избиение младенцев – зрелище настолько жестокое, что полотна на этот сюжет накануне праздника рассматривать совсем не хочется.
Неизвестный иконописец Критской школы. Бегство в Египет. Конец XV века. Музей Бенаки (Афины) Неизвестный иконописец Критской школы. Бегство в Египет. Конец XV века. Музей Бенаки (Афины)Картины про бегство в Египет были очень популярны. Живописцы с удовольствием изображали пейзажи, на фоне которых мать с ребенком перемещались верхом, или семью на привале. А вот увидеть подобную икону, а не картину – непривычно, ведь в православной иконописи такого канона не существует. Дело в том, что эта икона написана на Крите, «осколке» Византийской империи, оказавшемся под властью Венецианской республики. Мастера древней школы теперь работали на католического заказчика и писали на его темы – но своему стилю не изменяли. Обратите внимание на падающих золотых человечков в правой части. Согласно Арабскому евангелию детства Спасителя, это языческие идолы, которые пали со стен египетского города при приближении Иисуса – в знак того, что с рождением Христа наступил новый мир.
Не забываем, что лучший подарок на Новый Год человеку, которому вы хотите подарить несколько бессонных ночей и много совершенно ненужной эрудиции — это мои книги: «Омерзительное искусство» либо же «Апокалипсис в искусстве» . На Озоне , на Лабиринте .
«О-го-го» или ключ от церкви
Да простят автора блюстители нравственности, но при подборе материалов к данной статье лез всё время в голову старый анекдот. Девицу в трамвае прижало к священнику, она восторженно: «О-го-го!». А батюшка – строго: «Не «о-го-го!», а ключ от церкви!» 160 лет назад решалось, что получит Россия – ключ от церкви или «о-го-го». И стали эти события поводом к большой и тяжёлой Крымской войне (1853–1856).
Пропавшая звезда
Подчеркнём – поводом. Не причиной – о них отдельный разговор. Более того, поводом не единственным. Но во всех энциклопедиях вы найдёте упоминание о «конфликте за право контроля над объектами Святой земли». Подразумевается, в частности, спор за ключи от знаменитого храма Рождества Христова в Вифлееме.
В Вифлееме (ныне Палестинская автономия), как известно, родился Христос. Над городом в те дни засияла дивная звезда, на её свет пришли поклониться младенцу пастухи и волхвы. На месте рождения Христа ещё в 330-х годах н.э. был воздвигнут храм…
Далее – о делах более земных. Кто бывал на Святой земле, знает об извечной борьбе христианских конфессий за право контролировать здешние святыни. И сейчас, например, в Иерусалимском храме Гроба Господня один уголок принадлежит греко-православным, другой – католикам, эта часть лестницы – например, коптам, та – эфиопской церкви и т.д.
«Коммунальный вопрос» в XIX веке портил отношения и в Вифлеемском храме. Там служили представители католической, греко-православной, армянской и других церквей. Большей частью храма владели католики-францисканцы. В том числе – пещерой Ясель, где родился Христос. Здесь на полу лежала большая серебряная «Вифлеемская звезда». Католикам принадлежали и ключи от двух боковых входов в храм. Ключами от главного портала владели греки. Светскую власть в городе представляли турецкие чиновники (город входил в Османскую империю), но они в дела храма не вмешивались.
Однако 19 октября 1847 г. случилось ЧП.
Никто уже не помнит, из-за чего тогда францисканцы сцепились с греческими и армянскими монахами. Ругань переросла в драку. Но в городе хватало приверженцев всех церквей! Ударил набат, толпы побежали к храму, началась свалка. А когда всё наконец стихло, выяснилось: звезда пропала. Кто-то её под шумок, пардон, спёр.
Коммунальный спор
Искали, искали – не нашли (до сих пор неизвестно, куда делась и кто своровал). Снова вопрос возник о первопричинах происшествия. Православные настаивали: виновны «латиняне» – звезда была на их территории. Те винили православных и требовали все ключи от храма себе. В общем – спор соседей по подъезду.
Параллельно никак не решался вопрос о ещё одной святыне. В Иерусалиме в храме Гроба Господня обвалился купол. Ругались не о том, кто даст деньги на ремонт, кто восстановит. Наоборот – спорили о праве на эту честь.
Дальше – как к данным конфликтам относиться. Люди ревностно религиозные скажут, что речь о сакральных местах, высоких чувствах, престиже конфессий. Циники и материалисты заметят, что реально шла свара вокруг того, кто починит крышу в одном ветхом здании и получит ключи от другого.
В обыденной жизни подобные вопросы решаются на общем собрании жильцов. Не договорятся – есть ДЭЗ, участковый, суд. В данном случае окончательное слово должны были сказать турецкие власти. Но речь шла о святынях – потому решение надлежало освятить своим именем самому султану Абдул-Меджиду I. А его слово, да ещё в столь напряжённый международный момент – это, знаете…
Большая политика
О религии иногда можно сказать как о войне: продолжение политики иными средствами. В далёкой от Святых мест Франции правил Наполеон III. До 1851 г. он был президентом, а потом организовал переворот и стал императором. Опирался на католическо-консервативные круги – потому спор о ключах от храма был для него подобен крику «Наших бьют!». Во Франции поднялась волна русофобии.
Русофобии? Но ведь там не «наши» православные, а греческие, иерусалимские… Однако всё запутаннее.
Начнём с того, что Наполеон III был племянником великого Наполеона. К его памяти и апеллировал. Покажи готовность посчитаться за 1812 год – и народ тебя поймёт! Что ж до «наших» и «не наших» православных… Все наши! – такой была логика уже русского царя Николая I. Ветви веры разные, но вера одна. Держава российская велика и могуча (по крайней мере так она смотрелась со стороны и воспринималась самим государем), «Москва – третий Рим!», великая духовная миссия России – стать оплотом единоверцев во всём мире, а в данном случае – в Османской империи. Которая в тот момент ослабела («больной человек» – по выражению Николая). Не то, чтобы русский царь так уж жаждал её краха. Но, может, настал момент осуществить вековую мечту отечественных геополитиков – прорваться к черноморским проливам, к Константинополю? К тому же Турция некогда покорила христианские народы, в том числе православные. Сейчас они страдают и борются. Не пора ли восстановить историческую справедливость (решить «восточный вопрос» – тогдашняя формулировка)?
В общем, много чего вставало за частным вопросом о ремонте купола и ключах от храма.
Дар султана
Дальнейшие события тоже напоминали нынешний спор о праве собственности на недвижимость. И русские, и французские адвока…, простите, дипломаты потрясали старинными договорами, доказывающими правоту претензий подзащитных сторон. Султан держал паузу (втихую русским обещалось, что контроль получат православные, французам – что католики). А как раз 160 лет назад, в январе 1853-го, его представитель Афиф-бей в Иерусалиме провозгласил: великому и мудрому Абдул-Меджиду дороги все подданные, без различия веры. Потому ремонт купола он берёт на себя, а заботу об этом храме препоручает… сынам католической церкви (при негласной договорённости, что те затраты компенсируют). Что же до храма Вифлеемского…
Ещё ранее на пол пещеры Ясель лёг дар султана – точная копия украденной звезды. Хотя нет. Не точная. По центру шла надпись – Hic de Virginia Marie Jesus Cristos natus est – 1717 («Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа»). Надпись именно на латыни, а 1717-й – год появления в храме францисканцев. Православные заявили, что раньше надписи не было (сегодня проверить невозможно). Однако Турция как бы дала понять: все, конечно, равны, но католики равнее. И право контролировать входы передавалось им.
Султана понять можно. Франция представлялась ему меньшим злом. В Османской империи христиан – треть населения, 12 миллионов. Большинство – православные. В России не было патриарха (ещё Пётр I должность упразднил, восстановили лишь после Февраля 1917-го). Царь одновременно считался и главой церкви. Что – треть турецкой державы должна признавать лидером не только его, Абдул-Меджида, но и Николая?
Но таким образом, вместо ключей от церкви Петербург получал «о-го-го». От имени Николая канцлер Нессельроде заявил, что «Россия не потерпит оскорбления».
Casus belli
Это был casusbelli – повод к войне. Ещё не с Францией. С Турцией. Впрочем, Наполеон III повод для войны с Россией чуть позже нашёл не менее казуистический: Николай в письме к нему не так обратился. Но повод ведь – всегда лишь повод?
Николай отправил к султану своего представителя А. Меншикова. Требование – вернуть контроль над святыми местами грекам, признать протекторат русского царя над османскими православными (Меншиков при этом сознательно держался вызывающе). Русские войска подтянулись к границам «дунайских княжеств» (Валахии и Молдавии, тогда – турецких провинций). В игру вступила доселе выжидавшая Англия. Она сманеврировала хитро: Турции предложила удовлетворить требования России (понимая, что султан на это не пойдёт), а России – отвести войска. Абдул-Меджиду в случае отказа Николая (уже закусившего удила) обещался военный союз против России (вместе с Францией). Султан «ключи от храмов» грекам возвратил, но протекторат – условие неприемлемое. Войска вступили в княжества. И покатилось….
…Кстати известный историк академик Е.Тарле в капитальном исследовании о Крымской войне замечает: ключи от Вифлеемской церкви имели чисто символическое значение. Там двери никогда не запирались. Святыня всё-таки. Одна на всех.
Война в Крыму
Причины Крымской войны, как и любой другой, – объективны и субъективны разом. К середине XIX века ослабла Османская империя (Турция). Николай I решил отторгнуть некоторые её православные балканские провинции. При этом стратегически Россия претендовала не столько на территории, сколько вообще на духовное лидерство для всех живших «под турками» единоверцев. Но «расшатывание» Турции, усиление России на Кавказе и Чёрном море, рост её влияния в Балканском регионе Европы, категорически не устраивали Англию. Франция, в свою очередь, мечтала о реванше за 1812 год. В итоге Лондон и Париж стали союзниками Турции в начавшейся русско-турецкой войне. После того как адмирал П. Нахимов в Синопском сражении (30.11.1853) уничтожил турецкую эскадру, в Крыму высадились английские и французские десанты.
Основные события той войны связаны с Крымом. Но боевые действия происходили и в «Дунайских княжествах», в Закавказье, на Белом и Баренцевом морях, на Камчатке. Центральный эпизод войны – героическая, почти годовая оборона Севастополя (1854–55). Город пал, но осада стоила противнику таких усилий и жертв, что встал вопрос о прекращении кровопролития. При этом о готовности выступить против России заявили Австрия и Пруссия. Начался этап переговоров. В итоге по «Парижскому договору» Россия теряла право иметь военный флот на Чёрном море, отказывалась от амбиций в религиозной сфере, возвращала часть взятых территорий.
Война обнажила острейшие проблемы страны: техническое отставание, гнилость и коррумпированность госаппарата и т.д. Во время войны умер Николай I, не вынеся национального унижения. Поражение заставило восшедшего на трон Александра II начать «великие реформы» – в том числе решиться на отмену крепостного права.
Читайте также: