Суббота донни это шаббат еврейский день отдыха
Сказано в Торе, которая является частью Танаха, христиане называют его Библией или Ветхим Заветом:
"Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему."
У евреев день начинается вечером с появлением первых звезд. Значит и суббота начинается вечером в пятницу.
У любой хозяйки к пятнице дом аккуратно прибран и с утра готовятся блюда для встречи Царицы-Субботы или Шабата на иврите.
Обязательными блюдами на субботнем столе должны быть субботнее вино - не очень крепкое, красное, сладкое. А также на столе должна быть хала - хлеб, испеченный из дрожжевого, сдобного теста, по форме похожий на косичку, сплетенную из шести жгутов теста.
Сейчас, как правило, халу покупают в магазине, а вообще изготовление ее очень интересный обряд.
Раньше, когда у евреев был свой Храм, халу могли есть только Коэны- высшая, скажем, каста у иудеев. Простой народ халы не ел, это была еда, посвященная Богу.
Сейчас, когда Храм разрушен, эта заповедь не соблюдается и халу едят все. Но в любом случае при изготовлении халы отделяется кусочек теста и, с молитвой, "отдается" Богу.
У готовой, купленной, халы также отщипывают кусочек и, с молитвой, сжигают его, отдавая Богу.
Женщина печет халу только будучи "чистой". В критические дни ей это запрещено делать.
Приступает она с молитвой, старается, чтобы в кухне не было никого, чтобы не отвлекаться, сосредоточиться и сделать все, как это следует по Заповедям.
У иудеев существует 613 Заповедей, которые они должны исполнять. Из них 365 (количество дней в году) запретительные (не делай!) и 248 (число органов в теле человека) побудительные: делай так!
Во время разрушенного Храма невозможно выполнять двести с чем-то ( простите мою религиозную малограмотность) Заповедей. Поэтому сейчас жизнь иудея немного проще.
Для всего человечества существуют семь Заповедей. Не будучи иудеем и, выполняя эти Заповеди, для иудеев ты будешь праведным человеком.
Вот эти семь Заповедей:
Не поклоняться идолам.
Не проклинать Бога.
Создавать справедливые суды.
Не есть мясо, взятое у еще живого животного.
В субботу еврей посвящает день Богу. Это значит, что перед наступлением Шабата мужчины отправляются в синагогу или Бейт-Кнессет, буквально: дом собраний.
Это удивительное зрелище: идет папа, а рядом с ним вышагивает один или несколько сыновей разного возраста, но не малыши. Все обязанности по выполнению Заповедей накладываются на мальчика с 13 лет и на девочку с 12 лет.
Мужчины одеты нарядно: обязательно в белых рубашках, на голове кипы или по-русски ермолки.
Шагают солидно, не суетно.
Часто с ними идут жены, также одетые очень нарядно, но обязательно рукава закрывают локти, юбка прикрывает полностью колени. На ногах чулки или колготы. Голова прикрыта головным убором.
Женщинам ходить в синагогу каждый шабат не обязательно, но желательно. "Грязная", т.е. в критические дни, женщина в синагогу не ходит.
Перед наступлением Шабата старшая в семье женщина зажигает субботние свечи и произносит молитву, благославляющую приход Шабата.
Наступление шабата происходит всегда в разное время. В Израиле во всех, практически, СМИ печатают время наступления шабата на каждой неделе. Причем в Иерусалиме он всегда начинается раньше на неколько минут, чем в остальных городах Израиля. Хотя Тель-Авив находится в шестидесяти километрах от Иерумалима. Но Святой город раньше всех начинает праздновать Царицу-Субботу. И раньше заканчивается Шабат, калька с иврита: выходит Шабат.
После молитвы вся семья усаживается за стол. Вот тут и преломляется хала и выпиваются бокалы с вином и трапезничает семья всякими вкусностями, приготовленными хозяйкой.
Нет обязательных блюд, кроме халы и вина. Тут уж кто на что горазд. Часто бывает гефилте фиш (фаршированная рыба) у европейских евреев.
У восточных евреев - рыба по-мароккански. Очень вкусное, острое блюдо.
Приготовленное мясо с разными гарнирами, обязательно несколько салатов.
Принято на Шабат приезжать взрослым детям к родителям. Если мама уже старенькая, то взрослые дочери и невестки договариваются кто что привезет для стола.
Вся семья за столом, поются специальные шабатные молитвы или просто песни у светских евреев, сидят и гомонят внуки и внучки - что может быть радостнее для родительского сердца? Поверьте - ничего!
В Шабат еврей не может делать ничего! Даже зажигать свет, включить плиту, разогреть еду.
Как же быть?
Нынче прогресс дошел до всего! У верующих стоят автоматы, которые сами включат свет при наступлении темноты и выключат по заранее настроенному времени.
Существуют специальные электрические плиты, которые включаются до шабата и на них стоит всегда горячая еда.
Кипяток можно залить в термосы.
А что делали раньше? А раньше приглашали нееврея, платили ему деньги и он топил печь в субботу, разогревал пищу.
Утром в шабат мужчины опять отправляются на утреннюю молитву. А потом проводят день дома. Ездить на машине нельзя, даже если ты не за рулем. Можно гулять, играть с детьми, чем и занимаются мужчины. И дети очень любят этот день. Вечно занятый папа - всецело принадлежит детям. Папа рассказывает детям о Боге, да просто играет и гуляет.
А что же едят на обед в субботу? Утром можно обойтись салатами, бутербродами и чаем-кофе. А в обед?
Существует такое специальное субботнее блюдо, называется на иврите хамин ( хам - жарко), а на идише - чолнт.
По сути - это первое-второе в одном горшке. У хамина миллионы рецептов. У ашкеназов (европейских евреев) одни, у восточных - другие.
Объединяет обязательный набор продуктов: мясо, бобовые, картофель. Но сочетания и добавки в виде специй могут быть разные.
Вот рецепт, который знаком мне, я это делала.
В большую кастрюлю, не менее пяти литров, наливается вода, кладется кусок говядины (лучше грудинка с костями) с килограмм, не менее половины курицы, а то и вся курица целиком, одна-две луковицы порезанные, стакан фасоли, предварительно замоченной, одна-две некрупные моркови целиком или порезанные пополам.
Можно положить три-четыре-пять круто сваренных и очищенных яиц. Несколько очищенных картофелин целиком или пополам, если крупные.
Кастрюля ставится на огонь, доводится до кипения, убирается пена, затем минимум час кипит на маленьком огне. Посолить, поперчить нужно после закипания воды.
А затем кастрюля убирается в духовку, нагретую до 70 градусов и оставляется там на всю ночь и до обеда в субботу. Единственно важно: проследить, чтобы в кастрюле было достаточно воды перед тем, как вы поставите ее в духовку. Кастрюля, конечно, закрыта крышкой.
Что вам сказать? Чолнт - это очень сытное и даже тяжелое блюдо для желудка. Сочетание бобовых, картофеля и мяса - это не шутка! Готовим мы его только зимой. И то редко. Вкусно? Конечно!
В чолнт можно добавить и чернослив несколько штучек, и три-четыре кураги, это придаст интересный оттенок. Уже не говорю о любимых приправах.
Простор для фантазий у хозяйки - неограничен! Кроме фасоли можно положить и чечевицу и разные сорта гороха.
Заканчивается суббота также походом в синагогу и вечерней трапезой, отделяющей субботу от будней. А через неделю повторится маленький семейный праздник.
Субботний и юбилейный годы
Библейская заповедь о соблюдении Шаббата связана еще с двумя календарными предписаниями.
Первое — закон шмиты, или субботнего года (Левит 25:1–7). Не только каждый седьмой день года, но и каждый седьмой год священен. Каждый седьмой год земля должна отдыхать, оставаясь «под паром»: нельзя сеять, нельзя убирать. Можно есть только импортированные сельхозпродукты. Именно к этому предписанию восходит традиция так называемого «академического субботнего года», или саббатикала, распространенная в университетах и крупных компаниях Европы и США. Суть ее в том, что каждый седьмой год сотрудник имеет право уйти в годовой оплачиваемый отпуск.
Второй закон — юбилейный год. Это каждый пятидесятый год, то есть год, следующий за семью семилетними циклами. Правило юбилейного года сформулировано в книге Левит 25:10: «И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя». В этот год проданные или заложенные земельные наделы возвращались своему исконному владельцу, а рабы получали свободу. Естественно, в современном мире закон об освобождении рабов утратил актуальность, но в сельском хозяйстве «право земли на отдых» для соблюдающих предписания Торы иудеев остается актуальным.
Шаббат — Еврейская Суббота
Шабат, или Шаббат (иврит: שַׁבָּת) — седьмой день творения, он же — седьмой день недели, еврейская Суббота. В иудаизме Шаббат — святой день, который заповедано чтить и соблюдать в знак того, что семь дней Б-г творил этот мир, а в седьмой — отдыхал. Само слово «шабат»/«шаббат» происходит от ивритского корневого глагола «лишбот» и означает «отдыхал», «прекратил деятельность», что имеет общий корень с «шева» — «семь» (отсюда, например, «швиит» — заповедь соблюдения седьмого, «субботнего» года). Традиционно Шаббат — это день отдыха, день субботнего покоя: в Шаббат запрещено совершать 39 видов деятельности (т.н. 39 видов работ). Евреи отмечают Шаббат как праздник: встречают Субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с шаббатними песнями, посвящают Шаббат духовному росту, изучению Торы, проводят время с семьей и близкими друзьями, непременно желая друг другу «Шабат шалом!» (традиционное субботнее приветствие, пожелание мира в Шаббат) или «гут Шабес!» (на идиш — «хорошей субботы!»). Соблюдение Субботы считается одной из базовых заповедей иудаизма: соблюдая Шаббат и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Б-г — Творец мира, который управляет всеми процессами в нем.
Что такое Шаббат и как его соблюдать
Слово «Шаббат» буквально переводится как «суббота» и восходит к древнееврейскому корню שבת, который означает «отдыхать», «покоиться», «прекращать». Но для иудеев это не просто день недели и не просто выходной. В Шаббат нужно оставить обычные повседневные дела, любую работу, посвятив его Богу и общению с близкими. Предписание о соблюдении Шаббата — одна из десяти заповедей, полученных Моисеем от Бога на горе Синай, и, соответственно, один из наиболее строгих религиозных законов иудаизма. Вот как эта заповедь описана в двадцатой главе библейской книги Исход: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Седьмой день творения. Миниатюра из книги Бытия. Англия, XIV век Egerton MS 1894, f. 1v / British Library
Как соблюдали Шаббат в древности
У нас нет свидетельств о том, как именно соблюдали Шаббат в древности, однако уже с XI века до н. э. иудейские пророки писали о важности этой традиции Амос 8:5, Исаия 1:13, Иер. 17:21–25, Иез. 20:12 и др. . Более того, соблюдение Шаббата было важнейшим маркером еврейской идентичности и нарушение его каралось смертью. Объяснялось это тем, что Шаббат, как и обрезание, — это зримое воплощение завета между Богом и евреями, знак принадлежности к избранному народу.
Зачем евреям делают обрезание? И еще 6 вопросов об иудаизмеВ условиях, когда религия оказывалась связанной с общинной идентичностью, нарушить эту традицию означало предать свой народ. А предательство у всех народов каралось смертью. Впрочем, в еврейских текстах есть всего один рассказ о том, как человек был казнен за то, что собирал в субботу дрова (Числа 15:32–36). Сегодня с точки зрения еврейского законодательства смертная казнь за нарушение Шаббата невозможна хотя бы потому, что не существует института, который может вынести такой приговор. Постановление о смертной казни мог вынести только Синедрион (Великое собрание законоучителей), и только в Иерусалимском храме, разрушенном римлянами в 70 году н. э. Да и сам Синедрион прекратил свое существование в 425 году по приказу императора Феодосия II.
Постепенно, по мере развития традиции, в иудаизме получает распространение идея о том, что соблюдение Шаббата — заповедь, которая вбирает в себя все остальные: «Всякий соблюдающий Шаббат как будто соблюдает все заповеди Торы, а нарушающий Шаббат нарушает все ее заповеди», — написано в Талмуде. Все заповеди так или иначе связаны или с любовью к Богу, или с любовью к ближнему. Соблюдение Шаббата — это возможность проявить и то и другое. Тщательность соблюдения предписаний — проявление любви к Богу. Открытый в субботу дом, общение с друзьями и близкими — проявление любви к ближнему. Именно поэтому соблюдение Шаббата во времена иноземного, греческого или римского, владычества в Иудее становится знаком подлинной верности закону отцов.
Известна история, произошедшая во II веке до н. э., когда Иудея находилась под властью Селевкидской державы. В 167 году до н. э. по приказу правившего Селевкидами Антиоха IV Епифана Иерусалимский храм превратили в святилище Зевса. Вспыхнуло восстание, известное как Маккавейская война, и часть восставших бежала в пустыню. Отправленный за ними в погоню карательный отряд настиг восставших иудеев в субботу. Вместо того чтобы дать нападавшим отпор, повстанцы предпочли умереть, но не нарушать традицию: «Но они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас» (1Макк. 2:36–38).
Иуда Маккавей перед войском Никанора. Гравюра Гюстава Доре. 1876 год Wikimedia Commons
Очень скоро стало ясно, что, соблюдая столь строго закон Шаббата, иудеи не смогут выиграть войну. Маттафия Хасмоней, инициатор и первый вождь маккавейского восстания, принял беспрецедентное решение: ради спасения жизни народа Израиля можно сражаться в Шаббат. Позже, в первые века нашей эры, в Талмуде было сформулировано правило пикуах нефеш, или «спасение души», гласящее, что спасение человеческой жизни оттесняет любые религиозные законы, в частности закон о соблюдении Шаббата. Правило вызвало массу споров между законоучителями: все ли законы могут отменяться? какие именно ситуации следует считать угрожающими жизни? Однако суть правила остается неизменной по сей день: ради того, чтобы спасти конкретного человека, чья жизнь находится в очевидной опасности, можно нарушить субботний покой. Прежде всего это касается военных действий или оказания медицинской помощи. Хотя и после появления правила пикуах нефеш находились люди, которые предпочитали не спасти собственную жизнь, а быть верными закону, считая акт мученичества за веру «освящением Божьего имени».
Что можно, а что нельзя делать в Шаббат
В самом тексте заповеди нет четкого ответа на этот вопрос. Сказано лишь: «Не делай никакого дела» (то есть работы). Но что именно считать работой? Над ответом на этот вопрос мучились много поколений законоучителей, изучавших и комментировавших священные тексты. В результате был сформирован список из 39 работ — млахот, охватывающий практически все формы человеческой деятельности, существовавшие в тот момент — то есть в первые века новой эры. Этот список зафиксирован в Вавилонском Талмуде Вавилонский Талмуд — одна из редакций Талмуда (наряду с Иерусалимским Талмудом), составленная раввинами Вавилонии в III–VII веках. , в трактате «Шаббат»:
1. Посев. 2. Пахота. 3. Жатва. 4. Вязка снопов. 5. Молотьба. 6. Веяние. 7. Сортировка. 8. Помол. 9. Просеивание. 10. Вымешивание теста. 11. Печение. 12. Стрижка шерсти. 13. Беление ее. 14. Трепание. 15. Крашение. 16. Прядение. 17. Прикрепление основы к навою. 18. Перемещение нитей основы. 19. Ткание двух нитей. 20. Разъединение двух нитей. 21. Завязывание узла. 22. Развязывание узла. 23. Шитье двух стежков. 24. Распарывание ради зашивания такого участка, который можно скрепить двумя стежками. 25. Ловля оленя. 26. Убой его. 27. Снимание с него кожи. 28. Соление кожи. 29. Обработка кожи. 30. Скобление. 31. Разрезывание. 32. Написание двух букв. 33. Стирание ради написания двух букв. 34. Стройка дома. 35. Разработка его. 36. Тушение огня. 37. Зажигание огня. 38. Битье молотом. 39. Вынос из одной области в другую. Список приводится по изданию: Мишна. Трактат «Шаббат». // Талмуд. Мишна и Тосефта. Стр. 3–110. Пер. Н. Переферковича. М., 2004 (репринт 1903).
Понятно, что значительная часть этого списка не очень актуальна для человека, живущего в современном мире. Поэтому со временем список довольно сильно трансформировался. Так, например, в наши дни по субботам запрещено включать или выключать электричество, пользоваться телефоном, стирать, рисовать, ухаживать за садом, готовить, чинить что бы то ни было и т. п. Кроме этого, запрещены занятия, «не соответствующие духу субботы», например катание на роликах или игра в футбол. Примечательно, что занятие сексом не относится ни к талмудическим, ни к более поздним запретам, а потому разрешено. Современность породила и ряд вполне законных с точки зрения традиции способов разрешения проблем, возникающих при соблюдении субботы. Например, «субботний лифт»: в самом по себе использовании лифта в субботу нет проблемы — она возникает тогда, когда человек нажимает на кнопку, то есть приводит механизм в движение или останавливает его. Так вот, «субботний лифт» ездит сам, останавливаясь на каждом из этажей. Существуют холодильники с кнопкой «субботнего режима», отключающей все лампочки и датчики, загорающиеся обычно при открывании двери.
В XIX веке внутри иудаизма появилось движение, получившее название «реформированный иудаизм». Его идеологи заговорили о том, что со времен дарования Торы мир сильно изменился, а потому законы соблюдения Шаббата должны измениться тоже, сместиться из практической сферы в духовную. Как следствие, сторонники реформированного иудаизма смягчают некоторые ограничения, например разрешают ездить в субботу на машине, а также допускают возможность заниматься творчеством (рисовать, вышивать и т. п.).
Суббота, Донни, это шаббат, ев
Суббота, Донни, это шаббат, еврейский день отдыха. В этот день я не работаю, я не вожу машину, не езжу на машине, не имею дела с деньгами, не включаю духовку и уж чего-чего, я не хожу катать шары. ( К-ф 'Большой Лебовски') [ОСТАТОК, ДЕНЬ, Я] [25.04.2011 14:37:59] < 1198 / 0 / 0 >
Использованный словарь
По теме:
Будущее – это остаток несбывшегося. (Геннадий Малкин) [ОСТАТОК, БУДУЩЕЕ] [28.09.2013 00:00:00] < 233 / 9 / 0 >
Безобразие – хороший отдых от прекрасного. (Александр Конопатский) [ОСТАТОК, ОТДЫХ] [14.05.2013 08:41:43] 4 < 943 / 9 / 0 >
На правильно выбранном месте для отдыха лежать ни капли не устаёшь. (Юрий Татаркин) [ОСТАТОК] [06.06.2014 01:48:21] < 765 / 0 / 0 >
Не ходите свиньей на природу. (Юрий Зверев) [ОСТАТОК, ЭКОЛОГИЯ, ИГРА СЛОВ] [24.08.2015 00:26:36] 18 < 2448 / 24 / 1 >
Я могу и посидеть целых 10 минут. (Скотт Каан) [ОСТАТОК] [25.06.2011 18:18:01] < 490 / 0 / 0 >
И дольше жизни предыдущей остаток дней, что нескончаем. (Асов Арсен) [ОСТАТОК] [29.05.2019 02:04:04] < 93 / 4 / 0 >
Суббота — не день отдыха!
Написано в книге Шмот (31:12—13): «И сказал Всевышний, обращаясь к Моше: скажи сыновьям Израиля: только бы вы соблюдали Мои Субботы, ибо она (Суббота) — знак между Мной и вами во всех ваших поколениях. Чтобы Вы знали, что Я — Всевышний, освящающий вас». Обратите внимание, здесь Суббота названа знаком. Но — знаком для кого и о чем?
Древний еврейский мыслитель рав Саадия Гаон поясняет, что Суббота сообщает народам мира буквально следующее: перед вами — еврей, сын народа, который избран Всевышним. Т.е. еврея всегда можно узнать по его поведению в Субботу. Находясь в городе, он в этот день недели закрывает свой магазин; находясь в пути, останавливается на отдых…
Представьте себе большой торговый город, например, Нью-Йорк. Известно, что в нем половина недельного торгового оборота приходится на один день — на Субботу. Так и говорят, что американцы делают «шопинг» по Субботам. Нетрудно представить себе, как выглядят торговые кварталы днем в пятницу: работа кипит, подвозят новые товары, моют витрины, все готовятся к завтрашнему дню. Вдруг мы замечаем хозяина одного магазина, который ведет себя по меньшей мере странно: вместо того чтобы готовиться к большому рабочему дню, уже в полдень он закрывает свой магазин и спешит домой! Одно из двух: либо приболел, либо еврей. Третьего не дано…
Суббота — своего рода еврейский флаг, именно она выделяет потомков Авраама, Ицхака и Яакова из всех народов мира. Причем выделяет куда больше, чем кашрут или национальные праздники.
И в самом деле, соблюдение законов Субботы свидетельствует о еврейской сути в человеке. Прекратить в Субботу все виды рабочей деятельности — единственное ритуальное предписание, упомянутое Торой в Десяти Заповедях.
Но, насколько велико значение Субботы в иудаизме, настолько же велико непонимание ее смысла за пределами круга изучающих Тору евреев. Законы Субботы вызывают у людей массу вопросов. Вот только некоторые из них:
— Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
— Почему в Субботу еврей вынужден ходить пешком? Это утомительно, куда удобнее проехать на машине!
— Почему у людей должна быть какая-то установленная форма отдыха? Если кому-то нравится ходить в синагогу — на здоровье. Но другие предпочитают активный отдых (походы, занятия спортом), третьим по нраву ездить на море, четвертым — ходить в театр. Почему все это запрещено в Субботу?
Нетрудно заметить, что эти и многие другие вопросы исходят из одной предпосылки: Суббота — день отдыха. И если это действительно так, то они, эти вопросы, вполне уместны. Но в том-то и дело, что Суббота — не просто выходной, не просто «уик-энд», когда мы можем развлечься, отключившись от нашей профессиональной деятельности, чтобы, отдохнув душой и телом, с восстановленными силами начать новую напряженную трудовую неделю. Нет сомнения, в седьмой день можно помимо прочего и отдохнуть, но разве только для этого дана нам Суббота?
Вернемся к отрывку Торы, с которого мы начали. Суббота в нем названа знаком. Многие комментаторы Торы не соглашаются с раби Саадией Гаоном, трактующим Субботу как знак народам мира о том, что тот, кто ее соблюдает, — еврей. Тогда о чем этот знак, это свидетельство? Как пишут комментаторы о том, что мир создан в шесть дней. Написано в книге Берешит: «И были завершены небо и земля со всем их воинством. И закончил Всевышний в седьмой день Свой труд, которым занимался, и прекратил в седьмой день всю работу, которую делал. И благословил Всевышний седьмой день, и освятил его, ибо в этот день прекратил всю Свою работу, которую, созидая, делал».
Прекратив, подобно Творцу, работу в седьмой день недели, человек свидетельствует: этот мир однажды был создан, у него есть Хозяин, Творец. Другими словами, наш мир существует не потому, что подчиняется вечным и неизменным законам природы. Он был создан Высшей силой с определенной целью, и лишь она дает смысл всему Творению. Таким образом, субботний покой — не что иное, как акт веры!
Впрочем, в Создателя мира верят миллионы людей на земле, им трудно не признать роли Творца, но сознание того, что мир неслучаен, что он сотворен, никак не влияет на их повседневную жизнь. Это сознание, правда, проявляется в посещении храмов, в молитвах и литургиях. Но еврей призван выразить свою веру в действии. Еврейский ребенок, не срывающий цветок в Субботу, даже если ему очень хочется его сорвать, свидетельствует о Творце больше, чем десятки толстых фолиантов религиозных философов.
Так мы подошли к первому выводу. Субботний покой — не способ отдыха в выходной день, а свидетельство перед всеми людьми о том, что мир сотворен и у него есть цель.
Однако субботним покоем еврей свидетельствует о сотворении мира не только перед теми, кто его окружает, но в первую очередь перед самим собой. И снова вопрос: свидетельствовать перед собой — что это значит?
Французский писатель Альбер Камю говорит: «Существует разрыв между теоретическим, воображаемым знанием и знанием реальным. Этот разрыв позволяет спокойно уживаться с идеями, способными перевернуть привычную жизнь, если бы идеи эти были пережиты истинно». Даже тот, кто верит во Вседержателя, может жить так, будто Его нет. Человек ощущает способность преобразовывать мир, в котором живет, подчинять и ставить себе на службу силы природы. Чувствуя власть над природой, он забывает о своем происхождении и начинает мнить себя хозяином миpa. «Человек проходит как хозяин необъятной родины своей,» — пелось в известной песне 30-ых годов. Еще бы, ведь он научился запускать ракеты на луну, перекрывать и пускать вспять реки, выпустил ядерного джина из бутылки. Чем не хозяин!
Спору нет, стремление к подчинению сил природы — в разумных рамках, конечно, — не противоречит замыслу Творца. Наоборот, Всевышний повелел только что созданному первому человеку (Берешит 1:28): «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и осваивайте ее». Беда лишь в том, что, осваивая и завоевывая мир, человек склонен забывать, Кто послал его на эти завоевания.
Рассказывают об одном царе, отправившем боевого генерала усмирять восставшую провинцию. Армия готовилась в поход, а царя стали посещать сомнения. Из истории он знал, что нередко полководцы настолько свыкались с ролью завоевателей, что не в силах были передать власть над покоренными землями своим государям, а потому объявляли себя самостоятельными правителями новых провинций. И хотя генерал казался проверенным и надежным, все же на душе у царя было неспокойно. Долго он решал эту проблему и наконец придумал. Когда генерал пришел на аудиенцию, чтобы получить последние наставления, царь сказал: «Приказываю тебе раз в неделю, какая бы тяжелая обстановка ни сложилась на фронте, бросать всё — штаб и офицеров, абсолютно всё! — и являться ко мне во дворец с докладом о ходе кампании».
Расчет царя был прост: опасность состоит в том, что на фронте генерал чувствует такую власть, что постепенно начинает забывать о своем господине. Забывает, что на самом деле он только солдат, пусть с аксельбантом и эполетами, но все же один из военнослужащих, посланных для того чтобы выполнить задачу царя. То есть, теоретически-то он, конечно, об этом догадывается, ведь когда-то давал присягу, точно такую же как и остальные солдаты, но все же, реально ощущая свое могущество в действующей армии, считает себя хозяином положения, властелином. Несколько раз в месяц прекращать бои, чтобы посетить царский дворец, — для него этого будет достаточно, чтобы истинное положение вещей укрепилось в его реальном знании, а ощущение власти не затмило понимания своей роли при господине-царе, по воле которого он и воюет.
Так и мы — раз в неделю должны приостановить свои «завоевания», отказаться на двадцать четыре часа от проявлений нашего господства над природой, оставить ее в покое. Мы не хозяева земли! Шесть дней мы покоряли природу, ставя ее силы себе на службу. Но в седьмой день не вмешиваемся в естественный ход явлений, не изменяем мир, а только вновь и вновь испытываем удовольствие от служения настоящему Хозяину.
Кстати, кто сказал, что в Субботу нельзя работать? Можно! Ведь Суббота — отнюдь не выходной день. К примеру, человек может работать официантом в гостинице, накрывая и убирая столы хоть все двадцать четыре субботних часа и при этом нисколько ее не нарушать. Или работать сторожем, воспитателем, преподавателем… Работать в Субботу не запрещено! Нельзя только проявлять свою власть над природой.
Однако давайте уточним термины. Есть общая работа, а есть некоторые запрещенные в Субботу действия. У последних в Торе есть общее название — мелаха (множественное число — мелахот). Только за неимением более подходящего эквивалента этот термин обычно переводят как работа. На самом деле в слове мелаха можно усмотреть женскую форму понятия малах, что означает ангел, посланник Всевышнего. Здесь есть своя логика: человек послан Творцом освоить и завоевать мир. Так вот, те самые действия, которыми он выполняет свое посланничество, и должны быть прекращены в Субботу — вне зависимости от того, связаны они с тяжелыми усилиями или нет.
СУББОТА — Шаббат, седьмой день недели
Суббота, седьмой день недели, день отдыха… На иврите все дни называются по числу их отстранения от Субботы — первый, второй и т. д., но имя собственное есть только у одного дня — Субботы.
Согласно Торе, заповедь соблюдать субботу установлена Всевышним, Который, закончив за шесть дней Творение мира, благословил и освятил седьмой день. Читаем в книге Шмот, в главе о получении евреями на горе Синае Десяти заповедей: «Помни субботний день, чтобы освящать его. Шесть дней работай и делай любое свое дело. Но седьмой день — суббота Всевышнему: не делай никакого дела, — ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой слуга, ни твоя служанка, ни твой скот, ни твой пришелец, который в твоих воротах. Ибо шесть дней создавал Всевышний небо, землю, море и все, что в них, а в седьмой день отдыхал. Поэтому благословил Всевышний субботний день и освятил его».
Тора называет субботу праздником, в который запрещено делать работу — даже в разгар полевой страды; кроме того, в субботу запрещено зажигать огонь. Всякий, нарушивший эти запреты, строго наказывается судом. В тех местах Торы, где перечисляются праздники, суббота упоминается первой. Пророк Йешаяу предвидел, что еврейский народ будет возвеличен, если будет считать субботу своей отрадой, святым Б-жьим днем (см. 58:13).
Лишенный будничных забот, субботний день предназначен для духовных занятий. Субботняя молитва провозглашает: «Да возрадуются в Твоем царстве все, кто хранят субботу, народ, освящающий седьмой день… Ты назвал этот день украшением дней».
Евреи во все времена столь ревностно относились к выполнению субботней заповеди, что в глазах инородцев соблюдение субботы стало самым характерным признаком еврейства. Римляне называли евреев «сабаториями», субботниками. Сенека, Тацит, Овидий в открытую издевались над евреями за их привязанность к этому дню. Интересно, что ненависть чужеземных властителей к иудеям всегда сопровождалась запретами на субботу. Впрочем, все эти гонения в античные времена кончились тем, что семидневную неделю с заключительным днем отдыха приняли все народы Средиземноморья. Неделю, но не субботу. Соблюдение шаббата осталось чисто еврейской заповедью.
Предлагаем вашему вниманию подборку статей и аудиоуроков по теме «Шаббат», представленных на сайте Толдот Йешурун.
Как встречают Шаббат
Идея о том, что Шаббат — праздничный день, достаточно древняя. Уже в 23-й главе книги Левит, начинающейся словами «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних», перечень праздников открывается именно субботой. Неудивительно, что наступление и завершение субботы отмечается особыми ритуалами.
Вечер пятницы
Согласно еврейской традиции, день сменяется следующим не в полночь, а с заходом солнца. В пятницу днем люди уходят с работы пораньше, приводят дом в порядок, готовят субботнюю трапезу. На стол, накрытый нарядной скатертью, обязательно кладут две халы Хала — еврейский праздничный хлеб, который едят в Шаббат и по праздникам. Две халы на субботнем столе символизируют двойную порцию манны небесной, которую Господь посылал евреям во время их сорокалетнего скитания в пустыне. Двойная порция дается в канун субботы для того, чтобы евреи не собирали манну в субботу. , «плетенки», ставят особый красивый бокал, над вином в котором будут читать благословение, и само вино. За 18 минут Считается, что минимум 18 минут требуется на возведение эрува — границы, в пределах которой разрешено переносить вещи в Шаббат. до захода солнца женщины зажигают субботние свечи. Это очень торжественный и важный момент. Он прекрасно описан в книге Беллы Шагал Белла Шагал (1895–1944) — писательница, переводчица. Первая жена художника Марка Шагала. «Горящие светильники»:
«Вот шуршит платье. Изящные ботинки, легко ступая, приближаются к столовой. На пороге мама на миг застывает, будто ослепленная видом белоснежного стола и серебряных подсвечников. Но медлить некогда!
Она споласкивает водой лицо и руки, поправляет свой любимый кипенно-белый кружевной воротничок и, преобразившись, другим человеком подходит к свечам. Чиркает спичкой и зажигает их одну за другой. Семь свечей оживают, разгораются и ярко освещают мамино лицо. Она завороженно опускает глаза. Медленно, три раза подряд обхватывает огни кольцом рук, будто включает свое сердце в эту оправу. И все будничные дела и заботы тают вместе со свечным воском.
Мама произносит благословение над субботними свечами. Молитвенный шепот струится из-под приложенных к лицу ладоней и еще сильнее разжигает язычки пламени. Мамины руки над свечами светятся, как скрижали Завета над священным ковчегом».
После этого (в синагоге или дома) читают субботнюю молитву, поют специальную богослужебную песнь, или пиют Пиют — авторский поэтический текст, стих-молитва, ставший частью богослужения. Древнейшие пиюты датируются первыми веками нашей эры. , «Леха доди» («Выйди, мой друг, встретить невесту, вместе мы встретим Субботу»). Затем все собираются вокруг стола и произносят субботнее благословение над вином и халами. Потом начинается вечерняя трапеза.
Одно из самых известных блюд в Шаббат — гефилте фиш, фаршированная рыба. Почему именно рыба? Потому что считается, что время и пространство на время Шаббата становятся священными: люди соприкасаются с раем, из которого они были изгнаны и в который вернутся с приходом Мессии, и тогда они будут есть тушу морского чудовища Левиафана — ее и символизирует рыба. Субботняя трапеза, в частности, символизирует тот будущий пир мессианских времен. Затем рыбу со стола убирают и подают мясные блюда. Во время вечерней субботней трапезы принято петь субботние песни.
Утро субботы
Оно начинается с общей молитвы в синагоге, во время которой из специального шкафа торжественно достают большой свиток Торы, написанный на пергаменте, и читают «недельную главу». Затем потомки коэнов — священников Иерусалимского храма — благословляют общину. После службы во время субботнего обеда принято есть чолнт — жаркое из мяса, овощей, крупы и фасоли, приготовленное накануне.
подробнее о чолнте читайте в нашем материале 13 слов на идише, помогающих понять еврейскую культуруВечер субботы
Завершается Шаббат через час после захода солнца ритуалом «Авдала» («Отделение субботы от будней»). Во время этого обряда женщины снова зажигают свечи, мужчины читают благословение над бокалом вина. Есть древнее предание о том, что в субботу Бог дает каждому еврею дополнительную душу, а после субботы — забирает, и для того, чтобы смягчить горечь расставания, на исходе субботы принято нюхать успокаивающие благовония.
Что запрещено делать в субботу?
Тора постоянно предостерегает нас от выполнения какой бы то ни было работы в субботу. Об этом говорят не только заповеди-запреты: «Не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…» (Шмот, 20:10, Дварим 5:14), но и заповеди-повеления: «Шесть дней работай, а в день седьмой отдыхай…» (Шмот, 23:12).
Слово млаха, которое употребляет Тора, не вполне идентично понятию «работа». Под работой обычно подразумевается либо профессиональная деятельность по роду занятий, либо значительные физические усилия. Млаха же означает лишь те занятия, которые запрещены в субботу: Это совершенно особая категория. Если бы Тора запрещала «вообще работу», то субботний досуг выглядел бы совершенно разным для разных людей. Ведь то, что один считает работой, для другого является отдыхом; то, что одному нравится, другому неприятно; что для одного легко, для другого тяжело. Следуя такому толкованию, пришлось бы запретить раввину обучать евреев в субботу Торе, а грузчику — передвигать мебель в собственном доме. На самом деле ни то ни другое не считается млахой. И наконец, при таком толковании субботний отдых потерял бы всякое духовное значение.
В Мишне (Шабат, 7:2) перечисляется тридцать девять категорий занятий, которые считаются млахой. Все они, как и другие работы, основанные на тех же принципах или преследующие те же цели, запрещены в субботу по законам Торы. Перечислим те из них, которые наиболее актуальны в наше время:
• варка и выпечка, замешивание теста;
• молотьба, помол, просеивание;
• стирка (вручную или машиной);
• рисование, черчение, писание, стирание написанного;
• стрижка, бритье, маникюр;
• зажигание и тушение огня любыми способами;
• ловля рыбы, установка ловушек и капканов;
• уход за садом или газоном, сбор плодов, полив растений (даже комнатных);
• перенос предметов из частных владений в общественные и наоборот.
Необходимо отметить, что достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы, как это кажется некоторым несведущим людям. Тора дана на все времена. Еврейский Закон всегда позволял применять его в непрерывно меняющихся условиях. Новые виды деятельности и технические новшества оцениваются на основе принципов и концепций Письменного и Устного учения. Не будь этого, иудаизм давным-давно сошел бы с исторической сцены. Разумеется, вынесение галахических решений в эпоху электричества и атомной энергетики требует глубоких знаний. Авторитет раввинов в подобных вопросах базируется на сказанном в Торе: «И приди… к судье, который будет в те дни… И будешь поступать по слову его… И точно будешь исполнять все, что он скажет тебе…» (Дварим, 17:9-11).
По решению мудрецов
Нарушение субботы — тяжкий грех. «…Кто осквернит ее, тот да будет предан смерти…» — так говорит Тора (Шмот, 31:14).
Поэтому мудрецы Талмуда искали средства защиты законов Торы даже от случайного, непреднамеренного или необдуманного нарушения. Они разработали правила, называемые гзерот (или швут, когда они относятся к законам субботы) , столь же обязательные для нас, как и законы самой Торы, хотя нарушение первых рассматривается, разумеется, как менее серьезное. Гзерот запрещают такие виды деятельности, которые напоминают млаху и могут быть легко спутаны с ней, что, в конце концов, приведет к греху.
К числу наиболее распространенных занятий, запрещенных мудрецами Талмуда и более поздних времен, относятся:
• купля и продажа;
• езда на животных;
• плаванье на лодке;
• игра на музыкальных инструментах;
• включение, выключение и регулирование электроаппаратуры, радио, телефона, телевизора и пр. (некоторые считают этот вид деятельности млахой) ( Реле времени, установленные до наступления субботы, разрешается оставлять включенными для автоматического включения и выключения света.)
• манипуляции любыми предметами, использование которых запрещено в субботу (инструментами, деньгами, карандашами, электроприборами, спичками, свечами, бумажником). Все они называются мукцэ, то есть «отделенные», «исключенные» из субботнего обращения;
• прогулки, даже пешеходные, за пределы определенного расстояния (примерно чуть больше километра за черту города или от того места, где человек проводит субботу, —этот запрет призван оберегать «дух субботы», не дать нам нарушить наш субботний отдых). Следует также избегать занятий, которые хотя и не являются млахой и не напоминают ее, но, по мнению мудрецов, относятся к будничным делам и отвлекают от святости субботнего дня. Например:
• перемещение тяжестей в доме (мебели и пр.);
• приготовление к деловой неделе (чтение и разбор бумаг и т.д.).
Запрет варить не означает, что в субботу нужно есть только холодное. Напротив, праздник будет омрачен отсутствием горячей пищи.
Наиболее распространенный способ сохранить еду горячей состоит в следующем. До наступления субботы лист жести или алюминия кладут на зажженные и установленные на среднюю температуру горелки. Приготовленные заранее кастрюли с субботним обедом и вскипевший чайник ставят на плиту вечером в пятницу.
ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Маленьким детям не следует препятствовать в любых занятиях, но родители не должны поощрять их нарушать субботу (например, просить что-либо нарисовать, отрезать, связать и т.п.). В три-четыре года, когда ребенок уже способен кое-что понимать, его нужно удерживать от запрещенных действий. Лучшим методом обучения будет пример родителей. Спокойное напоминание (а не резкий окрик) — самое подходящее средство против забывчивости.
Если суббота будет ассоциироваться в сознании ребенка с чувством радостного возбуждения, с нарядным костюмом, посещением синагоги, со вкусными лакомствами, застольными песнями, а самое главное — особым вниманием к нему обоих родителей, то субботние запреты воспримутся не как досадные ограничения, но как естественная и неотъемлемая часть субботнего досуга.
КОГДА ОТМЕНЯЮТСЯ СУББОТНИЕ ЗАКОНЫ?
§ Если человек в опасности, не только можно, но и должно сделать все необходимое для его спасения. Все запреты отменяются в случае серьезной болезни или в любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека.
§ Врач, вызванный для оказания неотложной помощи в субботу, обязан делать все, что диктует ему профессиональный долг, невзирая на субботние ограничения. Талмуд говорит: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот» (Йома, 86а).
§ Знаменитое изречение «суббота для человека, а не человек для субботы» не может, конечно, служить оправданием для тех, кто хочет удовлетворить свои суетные желания за счет отмены или обхода субботних законов.
Читайте также: