Советский живописец отдых после боя ленинградцы
Создание картины началось с того, что талантливейший художник Непринцев однажды прочитал творение Твардовского «Василий Теркин». Художник видел войну и все её ужасы, а герой поэмы возродил в нем воспоминание о солдатах, которые каждый день рисковали своими жизнями и считали это своим долгом. После Непринцев решает изобразить всё это в своей картине «Отдых после боя».
Работу над картиной автор закончил в 1951 году и потратил на неё 2 года. Не зря Непринцев трудился над картиной, ведь она была представлена на выставке в Москве и придала художнику значительную известность.
Автор изображает солдат, которые в центре внимания. Люди радуются чему-то и наверняка шутят. Складывается впечатление, что военные одержали одну из своих очередных побед и позволили себе расслабиться и порадоваться этому.
Но кажущиеся расслабленность это всего лишь первое впечатление, ведь бойцы в любой момент готовы вступить в бой. Солдаты все одеты в такие тулупы, что ни один холод, снег и метель не станут помехой. У данной картины есть сходство с произведением «Запорожцы пишут письмо….», в котором люди радуются. Показано, что солдаты могут не только убивать, но и быть обычными людьми.
Главным героем картины является Теркин, которого художник поместил в самый центр полотна. Весельчак что-то вещает своим товарищам, которые просто «умирают» от смеха. В руке у него подарок, наверно от возлюбленной, которая этим показала, что еще любит и ждет.
Война это страшное событие, которое оставило огромный отпечаток на Советских людях. Автор старается использовать больше белого цвета, который немного смягчает негативные представления от войны и добавляет некий позитив. Художник в своем произведении дает храбрым солдатам немного отдыха, ведь они этого заслужили. Произведение дает не забывать людям, что наши солдаты сражались за Родину и многие отдали жизни за свободу наших земель. Победа над фашистами достигалась именно героизмом, а где-то и страданиями людей.
Художник Юрий Непринцев: живописец и солдат
Его полотна — быль и явь. Его сюжеты не просто прочувствованы — они и в самом деле прожиты, пройдены, проникнуты личным опытом. Навсегда осели в душе художника пылью фронтовых дорог, расчеркнули судьбу твёрдыми линиями характера, осветили храм человеческой памяти светом звёзд, струившимся с морозных небес в далёком 42-м.
"Вот солдаты идут. ", 1970
"Вот солдаты идут. ", 1970
Его герои — не просто узнаваемые. Они — живые. Не даром их образы, вырванные мастером из лап Вечности и с огромной любовью перенесённые на холст, побуждали множество людей со всех концов великой страны-победительницы слать автору письма с одной и той же отчаянной просьбой. «Расскажите, когда и где Вы видели моего так и не вернувшегося домой отца/сына/мужа/брата?» Ведь это именно его (писали люди) — и в том сомненья нет —Вы запечатлели на картине! Вот же он, замер в задумчивости у костра, слушая чей-то неспешный рассказ и тихо улыбаясь понятным лишь ему одному мыслям. Не может же быть, чтобы это был не он! Разве могли мы, его родные и близкие, не признать этот характерный наклон головы, этот жест, эти вечно смеющиеся голубые глаза».
"Отдых после боя",
"Отдых после боя",
Юрий Михайлович Непринцев родился в Тифлисе, в 1909 году. С детства влюблённый в живопись, своё осмысленное творческое становление он начал в ленинградской студии Савинского. Затем было обучение в Академии художеств под руководством выдающегося мастера и педагога И.И. Бродского.
Жизнь после войны
В послевоенные годы Юрий Непринцев написал ряд картин, посвящённых героической борьбе советского народа против фашистской Германии: «Последняя граната» (1948), «Лиза Чайкина» (1949), «Отдых после боя» (1951), «Рассказ об отце» (1955).
Много работал в технике литографии и книжной графики, им созданы известная серия «Мы пришли защищать Ленинград» (1948), иллюстрации к роману Виктора Гюго «Труженики моря» (1950), «Морским рассказам» Константина Станюковича (1951) и другие.
С 1948 по 1996 гг. Юрий Непринцев преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина в качестве профессора (1954), руководителя персональной мастерской. Член-корреспондент АХ СССР. Действительный член АХ СССР с 1970 г.
Скончался 20 октября 1996 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Произведения Юрия Михайловича Непринцева находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галерее, в многочисленных музеях и частных собраниях России, КНР, Японии, США, Франции, Германии, Италии и других стран.
Ставьте пальцы вверх, делитесь ссылкой с друзьями, а также не забудьте подписаться. Это очень важно для канала.
Сочинение описание картины Отдых после боя
На картине Юрия Непринцева изображены солдаты, отдыхающие после боя. Все мужчины веселые и расслабленные. Смотря на картину, создается ощущение дружбы и взаимоподдержки. Почти все персонажи картины обнимаются, оружие отложено в сторону.
Также на полотне видно, что мужчины обедают. Открыты фляги и консервы. Так как все персонажи улыбаются на картине, а некоторые даже смеются, то можно предположить, что мужчины либо вспоминают хорошее, либо разговаривают о смешных случаях из своей жизни.
Время года на картине Непринцева – ранняя весна. Снег с деревьев сошел. В лесу тихо. Нарушают тишину солдаты, которые сделали привал и отдыхают после боя.
Если внимательно посмотреть на картину, то можно увидеть, что все лица улыбающиеся. Солдаты слушают того, кто стоит в центре и рассказывает, по всей видимости, что-то веселое и смешное. Этот рассказчик и является тем самым Василием Теркиным. Автор картины изобразил его очень живого, бодрого и веселого. Скорей всего, именно поэтому к нему тянутся солдаты, чтобы послушать очередные истории из жизни Василия.
Далее, рассматривая каждого персонажа на полотне, можно увидеть, что некоторые солдаты едят, открыв банку съестного. Некоторые солдаты пьют, чтобы утолить жажду. В общем, все отдыхают после нелегкого труда – защиты Родины.
Смотря на картину, наполняешься теплыми, добрыми, светлыми чувствами. Атмосфера полотна окунает смотрящего во времена войны. Только автор картины показывает не ту страшную сторону войны, а другую, бытовую. Ведь человек всегда остается человеком со своими нуждами и потребностями. Людям даже в тяжелые времена все равно хотелось уюта, тепла, доброты и веселья. А привал после боя именно такое время. Солдаты могут расслабиться, почувствовать себя обычными людьми и на несколько минут окунуться в бытовую, спокойную атмосферу, забыв о тяжбах войны.
На мой взгляд, Юрию Непринцеву удалось изобразить другую сторону войны. Показать человеку, смотрящему на картину, как все-таки людям дорог покой и атмосфера мира. Художник настолько живо нарисовал мимику и движения солдат, что смотря на картину, как будто бы слышишь смех и можешь даже поразмыслить над историей, которую рассказывает Василий Теркин.
Образ Василия Тёркина
Естественно, самым сложным было найти модель для Василися Тёркина. Мастеру очень хотелось, чтобы Тёркина узнавали сразу, без подписи.
Тёркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем парень хоть куда.
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
Поначалу художник изображал Тёркина солдатом с добродушным лукавым лицом. Затем художник нарисовал его серьёзным и уравновешенным… Сохранилось огромное количество рисунков, пока наконец, был найден наиболее удачный, тот, который мы сегодня можем видеть в Третьяковской галерее.
«Трамвай уходит на фронт»
Одной из работ в рамках «Ленинградцев» стала картина «Трамвай уходит на фронт». На гравюре изображен мужчина, обернувшийся к провожающей его девушке. Он смотрит на нее, прощаясь, уже готовый уйти со строем бойцов на смерть.
«В конце ноября в балтийском полуэкипаже формировались маршевые роты, и я был включен в состав одной из них в качестве командира взвода. В пасмурное, уже по-зимнему холодное утро наша рота отправилась к месту своего назначения, в один из артиллерийских дивизионов на Неве. По темным, еще безлюдным, настороженным улицам трамваи доставили нас к Володарскому мосту. Девушка-кондуктор вышла из вагона проводить нас и долго смотрела вслед. Маленькая, энергичная фигурка, одиноко стоящая у трамвая, врезалась в память, как последнее впечатление от Ленинграда тех дней», - вспоминал Непринцев.
Художник ушел из жизни в возрасте 87 лет. Российской культуре Непринцеву удалось оставить неоценимое наследие не только в виде работ. За долгое время преподавания в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина он воспитал десятки известнейших художников.
В конце жизни нерелигиозный Непринцев поехал в Иерусалим и посетил христианские святыни, впервые прочитал Новый Завет. Тогда он решает написать картину «Шествие с Голгофы», однако работа осталась незаконченной. Непринцев умер, так и не успев дописать ее.
Живописца похоронили на Литераторских мостах Волкова кладбища в Петербурге.
18 февраля 1942
Спасает, как говорит Ольга (Берггольц), микрожизнь: принести воду откуда-нибудь с Гороховой, сварить на палочках обед, который является центром дня, ватными ногами измерить лестницу до 5-го этажа, стащить парашу и вылить её среди двора - вот что спасает от мыслей, от ощущений, а многих от сумасшествия.
«Отдых после боя» или о духовном единстве народа
Известно, что замысел картины Юрию Непринцеву, который сам был участником Великой Отечественной войны, подсказали личные наблюдения, а также знаменитая поэма Александра Твардовского «Василий Тёркин».
Над картиной он работал с 1949 по 1951 годы. Труд не прошёл даром — показанная на Всесоюзной художественной выставке в Москве картина сразу получила высокую оценку как у зрителей, так и у специалистов.
А вскоре она и вовсе разошлась миллионами репродукций по всей стране и стала одним из самых известных и любимых произведений советского изобразительного искусства.
5 марта 1942
Мертвецы прибавляются, населяют квартиры, лежат месяцами, тухнут, чернеют и упорно лежат. У нас умерла мать Стаюхиной, Анна Яковлевна и Ася до сих пор не вывезены, а есть покойники с декабря месяца, лежит непохороненный Никольский.
А вот случай: жилец нашего дома Евстигнеев вначале умер сам, затем убит на фронте его сын, убита снарядом дочь, умерла жена, остался полуторагодовалый сын дочери, который в течение нескольких дней просидел на кровати рядом с мёртвой бабушкой. Кормила его семья дворника Дорофеева, которая заинтересована была в карточках мертвецов и не торопилась с оглаской и похоронами. В результате ребёнок обовшивел, высох, получил тяжёлые пролежни и умер бы, если бы депутат Филиппова и Всеволод его не подобрали и не направили в госпиталь.
Биография героев
Интересный момент: для каждого персонажа картины «Отдых после боя» Непринцев придумал биографию.
Например, бойца, сидящего справа от Тёркина, художник представлял как парня, который пришёл в армию из колхоза. Он, как говорится, необстрелянный, и ему очень страшно. Но сейчас, слушая Василия Тёркина, он обо всём позабыл.
За Тёркиным можно увидеть молодого красивого парня в ухарски сдвинутой набекрень шапке. По мнению художника, этот герой сам мог бы многое поведать. До войны он был квалифицированным рабочим крупного завода, гармонистом, участником самодеятельности, любимцем девушек.
Точно также Непринцев мог рассказать об усатом старшине, который хохочет во все горло, о пожилом солдате с котелком и обо всех других персонажах…
Фигуры бойцов
Юрий Непринцев много работал над фигурами бойцов, их позами. К примеру, фигура усатого старшины в полушубке лишь после долгих поисков превратилась в сидящего бойца, а пожилой солдат с котелком в руках только в последних эскизах сменил девушку-санитарку, перевязывающую бойца.
«Хотелось, — писал Непринцев, — чтобы зритель полюбил моих героев, почувствовал их живыми и близкими людьми, чтобы он находил и узнавал в картине своих собственных фронтовых друзей».
Надо сказать, что в работе ему очень помогли собственные впечатления, боевые встречи, воспоминания его фронтовых товарищей. «В своей картине я хотел дать коллективный портрет советских людей, солдат великой армии-освободительницы. Подлинный герой моей картины — это русский народ», скажет он несколько позже.
27 марта 1942
Сегодня опять оперетта, была на «Баядере», отошнело мне это занятие, ушла из дома в 3 ч., впереди был час свободного времени: решила добраться до «Книжной лавки писателей», посмотреть, что представляет книжный мир. Оттуда брела усталая, без сил, но довольная тем, что глотнула иного воздуха, об оперетте забыла и в результате опоздала на первое действие. В театре затосковала и с нетерпением ждала конца, с болью слушала, как, захлёбываясь, хохочут девицы, с каким упоением наслаждаются переживаниями и страстями принцев и прочих идиотов.
17 февраля1942
Сырое, мрачное, тёмное бомбоубежище превратилось в мертвецкую, ежедневно умирали люди и оставались там лежать до тех пор, пока их не грузили, как дрова, и не отвозили в районный морг. Взгляд на смерть, сама смерть и похороны крайне упростились: вначале было сложно гроб сделать, достать его очень трудно за деньги - 500-700 рублей, выкопать могилу и отвезти можно только за хлеб, это усложняло и ухудшало жизнь оставшимся в живых.
Подробное описание картины
На картине Непринцева «Отдых после боя» изображена большая группа солдат советской армии. Самого боя и последствий боя на картине не видно. Солдаты собрались в центре лесной поляны. Вокруг их окружают сосны, ели, березы. Снег на поляне глубокий, рыхлый, возможно он недавно выпал.
Бойцы разгорячены. Они не замечают холода. Сидят солдаты на ящиках из-под патронов или снарядов. На ящики накиданы палатки. На самых высоких ящиках сидит боец, скорее всего это командир. На нем белый офицерский полушубок. За пояс полушубка закреплен пистолет. На голове у командира шапка – ушанка. Одной рукой командир упирается вбок, вторая свободно согнута. Командир смотрит на бойца напротив и смеется.
Среди солдат выделяются трое бойцов. Они одеты в белые маскировочные халаты. Скорее всего, это разведчики. Один из них сидит на ящике и курит. На голове у него каска. Двое других стоят напротив. Один солдат еще не снял белый капюшон, второй стоит в шапке. Все трое не выпускают автоматы из рук. Видимо, они только что подошли. Они тоже смеются, глядя на солдата.
Рядом с командиром стоит боец в коричневом полушубке. Одну руку он положил на спину командиру. На руке надета серая перчатка. Боец слегка запрокинул голову и смеется.
За бойцом в коричневом полушубке сидит солдат в серой шинели и серой шапке. На колене у него стоит металлический котелок с едой. Одна рука у солдата лежит на котелке, он греет руку. Во второй руке у него ложка. Лицо у солдата сосредоточенное и немного грустное. Может быть, в бою он потерял близкого человека.
На переднем плане картины, спиной изображен боец. Можно предположить, что он относится к командирам. На боку у него пристегнут планшет, в котором обычно носят документы и карты. Напротив его сидит боец. Он сдержанно улыбается. Во рту у него папироса, он собирается закурить. В ногах у него стоит армейский вещмешок и железный котелок.
В центре картины изображен немолодой солдат, на котором сосредоточено внимание всех бойцов. Он рассказывает что – то смешное. Солдат жестикулирует руками. В одной руке он держит красный кисет с табаком. Этой же рукой он придерживает оружие. Одет боец в серую шинель и серую шапку. Около его ног стоит солдатский котелок и вскрытая банка с консервами.
За спиной солдата с кисетом стоит молодой боец. Он заливисто хохочет. Он даже голову придерживает, так ему смешно.
Картина посвящена отдыху солдат после боя. Несмотря на то, что бойцы смеются, видно, что они готовы в любую минуту встать и идти сражаться за Родину.
8 класс, 9 класс
Пушкин, война, блокада. Знаменитые картины художника Юрия Непринцева
Мастеру было суждено стать одним из известнейших художников своего времени. Непринцева, происходившего из дворянского рода, почитало советское руководство, а Сталин наградил его высшей премией СССР за картину о быте и единении народа в годы ВОВ.
Хлеб заслонил всё
Дмитрий Бучкин, русский советский художник:
- Блокада началась, когда мне исполнилось 14 лет. С наступлением первых морозов в Ленинграде исчезло отопление, замёрз водопровод. Всё, что горело, шло в топливо. Мы с отцом соорудили печурку, окна закрыли матрацами. Ценилось только то, что можно было положить в рот, хлеб заслонил всё.
Пока были силы, ходили в бомбоубежище Академии художеств. Мне памятен 1942 год, когда там собирались художники. При свете коптилки известный художник Иван Билибин работал над рисунками былинных богатырей. Он приехал из эмиграции в Париже. Хотел умереть на Родине. Приходили также Н. Дормидонтов с женой, В. Синайский, И. Бродский, племянник Бродского… Когда перестали ходить трамваи и силы иссякли, ждали своей участи в квартирах. Мне вспоминается блокада, как одна сплошная чёрная ночь.
5 августа 1943
Воскресенье. С утра дети ушли на рыбную ловлю. Вадик (сын) каждое воскресенье добывает рыбу на воскресный суп. Вскоре начался жесточайший обстрел района, дети не являлись. Я потеряла обычную храбрость и заметалась в панике, около часа я уже ревела и не находила места. Снаряд упал у трамвайной остановки на Невском, осколки перекрошили множество народу, убиты 49 человек, раненых вели и несли к нам в штаб.
Кровь не успели затереть, а на Невском опять полно народа, на остановке у трамвая густо, бренная сущность граничит с цинизмом. Можно сгребать лопатами руки и ноги, складывать на грузовики куски человеческого мяса, а потом вернуться к своим домашним делам.
В статье использованы материалы и фото из книги фотожурналиста, историка фотографии Владимира Никитина «Неизвестная блокада. Путь к победе. Ленинград 1941-1944».
О художнике
Юрий Непринцев родился 2 (15) августа 1909 года в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) в семье архитектора Михаила Непринцева.
В детстве увлекался рисованием, что впоследствии и привело его в студию художника Бориса Фогеля при тбилисском Доме Красной Армии.
В 1926 году он приехал в Ленинград и начал заниматься в студии академика Василия Савинского, укрепившись в желании стать художником.
В первые дни войны Юрий Михайлович Непринцев вместе с архитектором Михаилом Бенуа участвует в маскировке одного из заводов Ленинграда. С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. служит командиром взвода морской пехоты, охранявшим дивизион дальнобойной артиллерии.
Во время войны художник не создавал картин и графических работ, посвящённых боевым действиям и блокаде Ленинграда. Его больше интересовали люди…
28 марта 1942
Суббота. Поносы и дизентерия продолжают мучить население, кажется, переболел или продолжает болеть весь Ленинград. Многие отправились на тот свет. Я ещё до сих пор чувствую следы этого страшного голодного поноса, который принёс чудовищную слабость и ещё более чудовищную жадность в еде. Слабость такая, что до сих пор трудно отвернуть и поднять сразу два одеяла, когда вечером стелешь постель, трудно лежать или сидеть, кости таза упираются прямо в кровать или стул, нет не только жира, нет мяса, вместо него висят две тряпки, груди высохли и присохли, лицо неузнаваемо длинное, как морда лошади. Всеволод (муж), как посмотрит, так обязательно заявляет: «Ой, какая ты страшная». Страшная не только я, страшен весь город, шатающийся от слабости, с тёмными высохшими лицами.
Блокадная микрожизнь. Под страхом смерти ленинградцы вели дневники
«АиФ-Петербург» публикует выдержки из дневника Марии Васильевны Машковой, долгие годы работавшей в Публичной библиотеке. Тяжёлые годы блокады она прожила в здании самой библиотеки на перекрёстке Невского и Садовой и стала свидетелем многих драматических событий. Её записи были опубликованы в книге фотожурналиста Владимира Никитина «Неизвестная блокада. Путь к победе. Ленинград 1941-1944».
- Мария Васильевна оставила удивительной силы документ, - рассказал автор фотокниги Владимир Никитин. - Её дневники о благородстве и мужестве, которые она пронесла сквозь тяжелейшие испытания. Благодаря чему мы сегодня по-новому можем переосмысливать пережитое ленинградцами. Один лишь раз за блокаду она прервала записи - сказались усталость, постоянное недоедание, обилие забот о семье и непомерные физические и моральные нагрузки. В мае 1942 года, раздумывая о написанном, Мария Васильевна восклицает: «Писать больше не могу. Тошно». Но спустя полгода вновь находит силы и до осени 1943-го продолжает свои заметки.
«Последняя минута»
Будущий художник родился в Тифлисе, где в школьные годы развивал свой природный дар к рисованию и поэзии. В 17 лет Непринцев поехал в Ленинград для поступления в Академию Художеств. Уже тогда в незнакомом ему городе, только что сбросившем столичную корону, начинались большие перемены. Попытки сразу поступить успехом не увенчались, поэтому будущий художник начал учиться у Василия Савинского, который дал ему основу будущего мастерства и методику работы над исторической картиной.
Лишь в 1934 году Непринцев поступил во Всероссийскую Академию художеств, хотя и сразу подлежал отчислению как представитель дворянского сословия. Однако за художника вступился покровитель – Исаак Бродский, в то время возглавивший Академию.
Чуть позднее живописец, успевший в проведенное в Ленинграде время поработать над портретами советских вождей, приступает к осуществлению давней идеи – воплощению образа поэта Александра Пушкина и героев его произведений. В 1935 году он проиллюстрировал «Пиковую даму». А после, заканчивая институт, в качестве дипломной работы Непринцев представляет картину «Пушкин в селе Михайловском», к настоящему моменту утерянную.
Однако незадолго до этого художник создал неожиданный образ поэта на полотне «Последняя минута». Здесь Пушкин предстает со смертельно бледным лицом, держа в руках пистолет, будто готовый принять смертельную рану.
В течение жизни «пушкинскую» тему мастер считал одной из самых главных в своем творчестве. До настоящего времени работы Непринцева, посвященные Пушкину, остаются малоисследованными и недостаточно высоко оцененными.
«Отдых после боя»
После поступления в аспирантуру Непринцев начинает заниматься преподаванием, изображать руководителей СССР, попутно принимая участие в конкурсе на лучший портрет Иосифа Сталина. Последней работой художника в области «советской иконописи» стал посмертный портрет вождя, который был выполнен художником в Колонном зале Дома Союзов в Москве.
В июне 1941 года Непринцев подал заявление о зачилении в добровольцы и попал в окопы под Ораниенбаумом. Также в первые дни войны художник вместе с архитектором Бенуа участвовал в маскировке одного из ленинградских заводов, а спустя некоторое время стал командиром взвода. Вместе с другими художниками он выпускал и сатирические плакаты, объединенные названием «Балтийский прожектор».
После демобилизации в 1946 году Непринцев вернулся в институт и стал членом Ленинградского Союза художников.
Спустя пять лет на осенней выставке Ленинградских художников он представил картину, которая сделала его знаменитым на долгие годы – «Отдых после боя». На полотне мастер показал различные индивидуальные типы советских солдат эпохи Отечественной войны. Генераллисимусу очень понравилась картина о быте и единении народа в годы войны и своей рукой вождь написал: «Непринцеву – премию I степени!». Впоследствии Сталин даже повесил ее у себя на даче, однако с его смертью изменилась и судьба художника, взгляд на творчество которого резко пересмотрели.
Сам мастер о замысле своей картины писал: «Сюжет сам возник из живых воспоминаний военных лет: зимний лес, заснеженная поляна, группа бойцов, слушающих веселого рассказчика в короткий перерыв между боями. Когда я живо представил себе эту много раз виденную сцену, мне сразу вспомнился и всеобщий фронтовой друг – Василий Теркин. И заново плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, я не расставался с ним до конца работы над картиной…»
Полотно, прославившее художника, сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
После войны Юрий Непринцев напряженно работал. Было создано более 300 полотен. В 1960-х годах он выпустил серию офортов под общим названием «Ленинградцы». У блокадников они завоевали искреннюю любовь.
Сюда вошло 17 графических листов, связанных общей темой. В каждом из них зрители до сих пор ощущают время и драматизм событий блокадной поры, внутреннюю эмоциональную напряженность. Блокадники вспоминают холод, бомбежки и постоянно чувство голода.
Вариант №2
Непринцев Ю.М. создал свой шедевр в 1951 году. Картина сразу же полюбилась многим зрителям и уже через небольшой промежуток времени разошлась многомиллионным тиражом во все уголки нашей страны.
Эта картина отражает военное время, переживания и жизнь самого автора.
Как гласит история картины, Непринцев писал ее исходя из личных побуждений и переживаний. Дело в том, что автор сам был участником Великой Отечественной войны и не понаслышке знал, как это: «отдых после боя».
В 1952 году шедевр удостоили почетной награды — сталинской премии первой степени!
Позже эта картина войдет в «Золотой фонд» советской живописи.
Сюжет картины, заключен в его названии: уставшие солдаты отдыхают после боя.
На первом плане изображены люди. Их очень много. Взглянув на картину впервые несложно понять, что эти люди — солдаты. Посмотрите, как они изображены. Кто-то сидит, облокотившись на бревно, кто-то есть тушенку из банки, кто-то оживленно разговаривает. Все эти люди думают каждый о своем и вместе с тем, их мысли едины.
Каждый из этих солдат рад тому, что не погиб. Почти все лица озаряет улыбка.
В центре круга сидит человек, видно, что он рассказывает какую-то историю. Люди, которые сидят рядом искренне и радостно смеются.
На заднем плане полотна изображена русская природа. Сразу видно, что это зима. Белоснежный снег лежит на мохнатых лапах елей. Безбрежное голубое небо ,видно совсем чуть-чуть. Везде снег.
Автор удивительно четко подобрал краски в своем творении. Обратите внимание: одежда людей написана в темных, почти черных тонах, там нет ни одно яркого цветного пятна. Люди в этой картине олицетворяют саму войну: смерть, страх, боль. В то же время природа изображена светлыми красками: зеленые ели, белый снег, возможно, если выйти из густого леса, то можно будет увидеть солнце! В природе автор показал жизнь, как она прекрасна! Как ,может быть, она чудесна и светла, если ее не омрачать войной и тьмой.
Отдельного отклика достойны эмоции солдат. Несмотря на то, что кругом война, что все могут погибнуть в любой момент люди улыбаются. Они радуются тому, что живы, что вместе проходят через эти невзгоды, что это один народ и сражаются за правое и благородное дело.
Эта картина производит очень сильное впечатление на зрителя. В ней отражается реальная жизнь военного времени. В этой картине запечатлен целый рассказ! Можно проследить ,что было до момента прихода солдат на отдых и что будет после!
Например, можно предположить, что они ожесточенно сражались и долго шли к месту отдыха, очень устали и вымотались. Наконец, долгожданный привал. А после они пойдут дальше топтать сапогами русскую землю и бить фашистов, которые посмели посягнуть свободу и жизнь их, их семей и народа.
Благодаря таким картинам наше поколение не забудет то ужасное время. Такие иллюстрации прочно въедаются в память и вызывают приливы горячей благодарности нашим дедам и прадедам за их подвиг. И смотря на это полотно, хочется сказать: «Спасибо вам за мирное небо над головой! »
Другие темы: ← Как прекрасен этот мир Семенова↑ РазныеКолокольчики лесные (Жолток) →
Сюжет
«Мне хотелось, — писал художник, — изобразить воинов Советской Армии не в момент свершения каких-либо героических поступков, когда все душевные силы человека напряжены до предела, показать их не в дыму сражения, но в простой будничной обстановке, в минуту краткого отдыха».
Изначально на полотне «Отдых после боя» была изображена группа бойцов. В короткий перерыв между боями они расположились на заснеженной поляне и слушают весёлого рассказчика. Группа располагается полукругом, развернутым на зрителя, и состоит всего из 12—13 человек. Фигура Тёркина была помещена в центре композиции и выделена цветом. Но в итоге художник увидел, что группа смотрится как бы случайно и не создаёт впечатления сильного, дружного коллектива людей.
Поэтому Непринцев увеличил количество бойцов и зритель тут же перестал быть только свидетелем этой сцены. Он как бы стал её участником.
Затем Непринцев отказался от солнечного освещения и нарисовал мягкий рассеянный свет зимнего дня, который дал возможность полнее и ярче выявить разнообразие лиц и их выражений.
21 апреля 1942
Вторник. Снега на Невском нет, трупы везут на детских колясках или просто на листе фанеры. Вчера была на Надеждинской, проходила мимо морга, грузили огромную семитонную машину трупами, нагруженная с верхом она вмещает более 100 чел. Трупы узенькие, высохшие, с виду кажется - только подростки. Сторож морга объяснил мне, что таких машин в день не одна вывозится, прикинула в уме приблизительную смертность, выходит не менее 200-300 тысяч в месяц.
Елисеевский бойко торгует хвойным напитком, весь город в нём нуждается, за исключением жирной, накрашенной сволочи, которая, прицепившись к столовым и магазинам, благополучно избежала и избегает голод и его последствия.
17 февраля 1942
Кража карточек - заурядное и страшное явление, нет, пожалуй, ничего страшнее потери карточек семьи - это равноценно смерти. Очень часто в магазине, на улице слышался истошный раздирающий крик, и уже по крику знаешь: украли карточки, вырвали из рук хлеб и т. д. Мрачно и тяжко, спасает только звериное равнодушие к человеческому страданию.
Интересный факт
Интересный факт: оригинал картины «Отдых после боя» был подарен руководителю Китайской народной республики Мао Цзэдуну. И в 1953 году Юрий Непринцев пишет вторую авторскую версию картины для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца, а в 1955 году — третью версию для Государственной Третьяковской галереи. Картина вошла в «золотой фонд» отечественной живописи как одно из лучших воплощений образа советского человека, а для самого Непринцева стала вершиной творчества…
В будущем художник напишет ещё немало живописных работ, много сделает в графике, в том числе и на темы Великой Отечественной войны, но эта считается лучшей.
Советский живописец отдых после боя ленинградцы
Все проекты
Для бизнеса
Другие проекты
добавлена 11 ноября 2020 в 13:55
После завоевания Смоленской области в октябре 1941 года, немецкие оккупанты установили там «Новый порядок». По циничному плану руководства Германского Рейха, местное население на этой территории должно было быть сокращено, а оставшаяся часть германизирована. Всех, кого можно было использовать, немцы принуждали к непосильному труду. В сельской местности появились помещики, во владение которых передавалась вся колхозная земля с проживающим там населением. Для крестьян был установлен непосильны
добавлена 15 марта 2019 в 20:57
«Она умерла тихо, и никто о ней даже не вспомнил!» Уникальные судьбы и подвиги «ночных ведьм» после войны быстро забыли.
Памятник летчицам . Данный комплекс посвящен Нине Максимовне Распоповой (31.12.1913 - 2.07.2009гг. ). Она была командиром звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии старший лейтенант Распопова к концу войны совершила 805 боевых вылетов, нанеся большие потери врагу в живой силе и боевой технике. После войны отважная лётчица — в запасе, а затем в отставке. Работала ответственным секр
Класс 2 126
добавлена 27 февраля 2019 в 20:31
Алексей Смирнов .
Фотографии фронтового альбома.
Класс 1 588
добавлена 6 марта 2019 в 15:47
Наши герои.
Герой Советского Союза, гвардии младший сержант Юрий Васильевич Смирнов родился 2 сентября 1925 года. Но все изменила Великая Отечественная война — уроженец деревни Дешуково Макарьевского района Костромской губернии погиб в 18 лет, не сказав фашистам ни слова под нечеловеческими пытками. Окончив среднюю школу и ремесленное училище, Юрий Смирнов работал электросварщиком на заводе "Красное Сормово" имени А. А. Жданова в Горьком (ныне Нижний Новгород) и был призван в Красную армию в январе 1943
добавлена 21 января 2019 в 10:05
добавлена 22 января 2019 в 20:21
"Девицкие Орлята" Расстрелянные фашистами пионеры-герои, о которых нам не рассказывали в школе.
добавлена 27 января 2019 в 17:24
Есть только одна вещь на свете, которая может быть хуже Освенцима — то, что мир забудет, что было такое место. Генри Аппель, узник Освенцима.
добавлена 24 декабря 2018 в 07:54
добавлена 2 октября 2018 в 18:45
Памятник героям фильма "Они сражались за Родину".
добавлена вчера в 19:35
28 сентября 1900 года родился Борис Ефимович Ефимов (Фридлянд) - художник-график, мастер политической карикатуры, Народный художник СССР. Человек посветивший свой работе всю жизнь. В 2007 году, в возрасте 107 лет, он был назначен главным художником газеты "Известия".
добавлена вчера в 17:05
«Полтора века назад за такой мир Чемберлена засадили бы в Тауэр, а Даладье казнили бы на гильотине», – посол США в Испании - Бауэрс.
28 сентября 1938 года Чемберлен заверил Гитлера, что он может получить все «без войны и без промедления». 29 сентября начались переговоры в Мюнхене.
добавлена вчера в 15:24
28 сентября 1967 года на экраны вышел фильм Виктора Георгиева «Сильные духом», снятый по одноименному роману командира партизанского отряда спецназначения «Победители» Дмитрия Медведева.
добавлена вчера в 14:22
добавлена вчера в 09:15
добавлена вчера в 08:30
- Воздвижение Креста Господня - Животворящий Крест Господень В душе у каждого из нас, С Крестом в миру и в храмы ходим, Он в радость с нами, в горький час… Животворящий Крест Господень Благословенье нам несет. С Крестом путь жизни будет пройден, В недобрый час Он нас спасёт. Звон колокольный! Праздник, люди! Надежды! Веры! И Любви! ВоздвИжен Крест! И это чудо! Бог вас, друзья, Благословит! автор Татьяна Бондаренко картинка из инет, доступная для свободного пользования в интернете. 27 С
добавлена 26 сентября в 18:59
добавлена 26 сентября в 18:16
В 1943 году Пётр Прохорович Нефёдов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С февраля того же года – на фронтах Великой Отечественной войны.
добавлена 26 сентября в 18:10
Мелик Магеррамов в рядах РККА с октября 1939 года. В 1940 году окончил Центральную школу связи РККА.
добавлена 26 сентября в 18:10
27 сентября 1942 года 6-я армия Паулюса начала 2-й штурм Сталинграда (продолжался до 7 октября). "Фашистская авиация бомбила и штурмовала наши боевые порядки от самого переднего края до Волги" – Чуйков.
Сталинград, Царицын, Волгоград. Любовь Нелен. Хоть путь, до волжских берегов - не близкий, Степной немало сброшено пыльцы, Храня покой своей земли российской, Над Волгой, крепость строили стрельцы. Царицыным наш город прежде звался, В нем жил народ, верша свою судьбу, И крутизною берег обрывался, Купая, в чистых водах, голытьбу. Здесь Петр по Спасской шел, заре навстречу. И царицане, по Петровской, шли Теперь Чуйкова, время многих лечит, Мы помним, как фашисты, город - жгли. Текла рек
Всё 16 576
Обсуждаемые
Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.
В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.
Фотография недоступна этому человеку
Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.
за просмотры фотографий!
В группе 47 557 участников
15 августа 1909 года родился художник Юрий Непринцев , автор картин о ВОВ.
«Отдых после боя», «Ленинградцы».
"Возвращение".
Непринцев Юрий Михайлович. «Здравствуй, Ленинград!»
«Лиза Чайкина» (1949)
"Вот солдаты идут".
"Партизаны". "Отдых после боя".
Подготовка к сочинению по картине Ю.М.Непринцева “Отдых после боя”. 9-й класс
Класс: 9
Цели урока:
- Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала (предложения с прямой и косвенной речью, сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными; составление схем предложений).
- Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
- Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности.
- Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной деятельности при написании текста-описания картины.
Оборудование: “Русский язык. 9 класс”: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта (2010); компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
I. Организующее начало урока
III. Работа по теме урока
1) Работа с учебником (с.101, упр.138)
– Прочитайте задание и выделите этапы его выполнения (самостоятельная работа учащихся) – Итак, какие действия вы должны будете выполнить? (рассмотреть репродукцию; составить текст, используя предложения с прямой и косвенной речью; составить схемы сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными) – Рассмотрите репродукцию картины (цветная вкладка 3) – Что (кого) мы видим перед собой? Где и когда происходит изображённое на картине? – Какова тематика картины? (мирные будни Великой Отечественной войны) – Идет война. Суровое время: бои, кровь, огонь, смерть поджидает на каждом шагу. Но есть и такие минуты, когда гром орудий затихает, когда не слышно свиста пуль и рева снарядов, стона раненых бойцов, когда смерть берет передышку. Именно такой момент изображен на картине Непринцева “Отдых после боя”. Бойцы, герои картины, расположились на привал. Привал – это короткий промежуток времени между атаками, когда можно отдохнуть от бессонных ночей, закурить, подкрепиться, забыть о недавнем кровавом бое, отвлечься от мыслей о раненом однополчанине. – К какому жанру мы отнесём это художественное произведение? (групповой портрет, сюжетная картина)
2) Введение в искусствоведение. Знакомство с художником и его полотнами
1. Слово о художнике (Презентация, слайд 1) и его картинах (слайды 2-5)
2. История создания картины “Отдых после боя” (слайд 6) – Приложение 1: материалы для учителя – Зима 1942 года. Знакомство Непринцева с поэмой Твардовского “Василий Тёркин” – Реализация замысла: создание послевоенных картин – “Биографии” героев картины, количество “действующих лиц”, пейзаж – Портретные наброски Тёркина – Юрий Михайлович Непринцев рассказывал, что сюжет его картины возник из воспоминаний военных лет. Давайте посмотрим на архивные фотографии периода Великой Отечественной войны (слайды 7-15). – Какой вывод можно сделать? (Художнику не надо было “придумывать” сюжет картины и её композицию, потому произведение получилось реалистичным, “взятым” из реальной жизни) – Как вы думаете, какую цель поставил перед собой художник? Прочитайте, что он сам сказал об этом (слайд 16)
3. Синтаксическая подготовка к сочинению
– Вернёмся к этапам задания, поставленного перед нами авторами учебника. Наша следующая задача – …(составление предложений с прямой и косвенной речью) – С какой целью вы будете использовать подобные предложения в тексте будущего сочинения? (Использование цитат самого художника) – Вспомните и запишите схемы предложений с прямой речью. Проверим. – Что вам известно о предложениях с косвенной речью? Обратимся к материалам учебника (с.100-101, рубрика “Возьмите на заметку”). Составьте схемы таких предложений. Проверка по эталону (слайд 17) – Чтобы составить предложения с прямой и косвенной речью, воспользуемся цитатой Ю.М. Непринцева в учебнике и теми, которые приведены в карточках с материалами к сочинению (Приложение 2: раздаточный материал для учащихся)
Самостоятельная работа учащихся по составлению предложений.
Чтение учащимися составленных предложений. Примеры (слайд 18)
4. Работа с лексическим материалом к сочинению
5. Составление плана сочинения
IV. Актуализация целей перед написанием сочинения
– Давайте обсудим, что вы должны будете помнить при выполнении работы. – следовать плану – использовать предложения с прямой и косвенной речью – раскрыть авторский замысел создания картины
V. Задание на дом
– Оригинал картины «Отдых после боя» был подарен руководителю КНР Мао Цзэдуну. В 1953 году Юрий Непринцев пишет вторую авторскую версию картины для Георгиевского зала Большого Кремлёвского дворца, а в 1955 году – третью версию для Государственной Третьяковской галереи. Постарайтесь составить текст, представив себя в роли искусствоведа, знакомящего посетителей выставки с этой картиной или пишущего статью о картине в художественный альбом.
Названы в честь
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» красноармеец Александр Гривцов посмертно удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Также был награждён орденом Ленина и медалями.
Знакомство с «Василием Тёркиным»
Как потом рассказывал сам мастер, впервые с поэмой Александра Твардовского «Василий Тёркин» он познакомился зимой 1942 года в прифронтовой землянке. В мерцающем свете самодельного светильника один из бойцов читал эту поэму вслух. Юрий Непринцев видел как светлели сосредоточенные лица солдат и как они, забыв об усталости, начинали смеяться.
Желая понять, в чём заключается сила воздействия произведения, художник несколько раз перечитал «Василия Тёркина». Сомнений не было — в образе своего героя Александр Твардовский постарался выразить всё лучшее, что всегда было присуще советским людям. Его Василий Тёркин весельчак, балагур, умеет в трудную минуту поднять настроение друзей и подбодрить их. В бою солдат находчив и мужественен. К слову, Непринцеву и самому довольно часто приходилось встречаться с подобными людьми на фронтовых дорогах…
«Он жил в моём сознании, — писал впоследствии художник, — накапливая новые черты, обогащаясь новыми подробностями, для того чтобы стать главным героем картины». Но замысел картины родился не сразу…
Главный герой
Центральная фигура на картине — отважный разведчик Василий Теркин. Он является главным литературным героем известного произведения Твардовского. При анализе полотна становится ясно, что художник не применял в своей работе искусственное подчеркивание, игру света и тени. Здесь все с точностью до наоборот. Солдаты изображены максимально естественно, они будто ожили. Правдивость происходящего ощущается в каждой мелкой детали.
Описываемая в сочинении картина с Василием Теркиным легка к восприятию, она отчетливо передает короткий эпизод Великой Отечественной войны. Автор удачно воссоздал единство и дружбу советских защитников.
Читайте также: