Собор на кипре не пустили варфоломея
Авторы «Оukraniko» попытались показать всю абсурдность легализации раскола в Украине, спроецировав его на реалии Кипрской Православной Церкви.
6 ноября в интернет-издание «Оukraniko», была опубликована статья, авторы которой поставили перед иерархами Элладской и Кипрской Церквей несколько неудобных вопросов, а также представили поэтапную аналогию, как могли бы развиваться события, если бы на Кипре возник раскол и последовало его признание и легализация со стороны Фанара.
Первый вопрос касается прекращения евхаристического общения между Русской Православной Церковью и Константинопольским патриархатом, а также о прекращении общения с главой ЭПЦ архиепископом Иеронимом. Известно, что эти решения РПЦ вызвали большой резонанс и недовольство как среди греческой церковной ирерархии, так и среди богословов и мирян.
Авторы блога «Оukraniko» обращаясь к ирерархам, утверждают: «У вас короткая память, и вы забыли запрет в общении, наложенный Патриархом Варфоломеем на Архиепископа Христодула касательно темы, гораздо менее важной, чем раскол. Вы забыли о трагических моментах, пережитых Архиепископом Афин и всея Греции, когда он был вынужден смотреть вместе со всей греческой нацией, да к тому же по государственному телевидению эту жуткую церемонию прекращения общения с ним, которая проходила в Патриаршем храме на Фанаре? 42 участвовавших митрополита были приглашены из всех епархий Вселенского Престола, чтобы осудить самого любимого Архиепископа всех времен, блаженнейшего Христодула».
Они напоминает, что «церковное преступление» тогдашнего Предстоятеля Элладской Церкви Блаженнейшего Христодула заключалось в том, что «он созвал Архиерейский Собор, который избрал трех новых митрополитов в епархиях «Новых Земель» без патриаршего (Варфоломея, – Ред.) на то согласия».
Авторы блога задают вопрос: «Кто из "храбрых Иерархов" (как они себя сами называют в Иерархии), некоторые из которых даже участвуют и в нынешнем Архиерейском Соборе, осудил тогда патриаршую нетерпимость к Архиепископу Греции? Кто из тех, кто тогда голосовал на этих выборах, нашел в себе смелость публично поддержать Архиепископа Христодула? Ни одного заявления? Никто?».
Они подчеркивают, что православная общественность тогда пришла к выводу, что «Христодул не был осужден по этой конкретной ничтожной причине. Он был наказан за то, что пользовался огромной популярностью и его речь и присутствие были очень тревожными для предстоящего геополитического развития. Поэтому ему необходимо было подрезать крылья. И эту миссию, к сожалению, взял на себя Вселенский патриархат».
Авторы публикации не считают, что «решение о прекращении общения, вынесенное Патриархом Московским ошибочно и является церковным преступлением», о чем в своем недавнем выступлении заявил Архиепископ Кипрский Хризостом.
Для того чтобы понять, насколько антицерковен этот аргумент, авторы «Оukraniko» спроецировали «украинскую проблему», где произошла легализация раскольников, на реалии Кипрской Церкви. По их словам, иерархи «должны знать, что в ваших аргументах мы видим умные и возвышенные разговоры и самовольные толкования Святых Канонов, но мы не замечаем честность и христианскую достоверность».
В частности, по гипотетическому сценарию авторов публикации, «в Кипрской Архиепископии некий митрополит по своим собственным причинам учиняет раскол и создает свою собственную Церковь, которую он называет не просто Кипрская Архиепископия, а "Кипрский Патриархат"».
Несомненно, говорят они, что «Архиепископ Кипра Хризостом отлучит и анафемствует раскольническую церковь и самопровозглашенного "предстоятеля" и, естественно, призовет и других предстоятелей Поместных Церквей поддержать это отлучение».
Однако, пишут далее авторы, «несколько лет спустя иностранные силы обнаруживают, что раскольнический "Патриарх Кипра" наилучшим образом отвечает их интересам и планам. Канонический же Архиепископ Кипра, наоборот, затрудняет их дело, потому что он "много говорит" и "поднимает", как не следовало бы, священнослужителей и народ».
Таким образом, по версии блога, иностранные силы «решают, что, поскольку канонический Предстоятель двигается в ущерб геополитической политики, предначертанной для страны, он должен быть нейтрализован. Но как это можно сделать, ведь главы Церкви избираются пожизненно? Тогда нанимаются некоторые добровольцы, которые берут на себя эту работу, а всем (остальным Церквям – Ред.) навязывается идея, что добровольцы и есть "первые" и что они обладают властью над всеми Предстоятелями».
Более того, авторы блога подчеркивают, что эти «добровольцы» признают недействительными решения Третьего Вселенского Собора (431 г.) об автокефалии Церкви Кипра и «направляют патриаршие письма и послания для созыва Синода на Кипре. А дабы г-н Хризостом понял, что все кончено, потому что так «было решено», его приглашают на синод с теми, кого он сам отлучил, и, более того, ему указывают, что со следующего дня он должен прекратить называться Архиепископом Кипра».
Однако, пишут дальше авторы, архиепископ Хризостом, «как последовательный блюститель Святых Канонов отказывается (от этого предложения – Ред.). Тем не менее, синод проводится, и отколовшегося и отлученного называют "Почетным Патриархом Никосии", а "Архиепископом Никосийским и всего Южного Кипра" выбирают молодого епископа, который был рукоположен отлученным и раскольником бывшим Патриархом. И самое интересное – после того, как государство уже конфисковало многие храмы Кипрской Архиепископии и отдало их раскольникам, Фанар подписывает Томос "Новой Церкви"».
В продолжение своей гипотетической истории, авторы публикации говорят, что «отлученный от Православия "почетный патриарх", однако, обнаруживает, что церковные карнавки (ящики для сбора пожертвований – Ред.) кафедрального собора Никосии, монастырей и диаспоры дарятся новому "предстоятелю" новой церкви. Тогда он бьет себя по голове и с шумом покидает новую церковь. Осуждает "предстоятеля" и восстанавливает "Кипрский Патриархат". Продолжение нам известно», – подытоживают в блоге.
В итоге Архиепископу Кипра задается вопрос – что он скажет на такой сценарий и будет ли сидеть сложа руки в ожидании конца, если подобное произойдет не в далекой Украине, а в его родной стране и Церкви. Кроме того, авторы блога спрашивают Предстоятеля Кипрской Церкви примет ли он в евхаристическое общение «тех, кто будут сослужить с теми, кого он сам отлучил? Разве не будет он заинтересован в том, чтобы убедить верующих людей избегать общения как с заблудшими и отлученными, так и теми, кто сослужит с ними?».
В заключение своей статьи авторы публикации с горечью отмечают, что «несмотря на неоднократные призывы к единству и избеганию раскола, наши Иерархи отказались отвечать или даже слышать».
Однако, они напоминают иерархам, «верный народ Божий проинформирован», а «Православие имеет свободу, потому что обладает соборно по своей природе».
Обращаясь к епископату Элладской Церкви, поддержавшему ПЦУ, авторы блога пишут: «Если вы думаете, что у вас должен быть папа на Востоке, оставьте его себе. Своим выбором вы приведете религиозный православный мир к другим решениям».
Кипр ушёл в раскол
«Священный синод Кипрской церкви на заседании 23 и 25 ноября 2020 года подробно обсудил украинский церковный вопрос и проблему, которая возникла в связи с поминанием Епифания как предстоятеля Церкви Украины от имени архиепископа Кипра Хризостомом, и решил не идти наперекор решению предстоятеля», – говорится в заявлении, опубликованном в среду на сайте Кипрской Церкви.
В то же время, отмечается в документе, «Священный синод ожидает расширенных консультаций по разрешению текущей кризисной ситуации, которая угрожает расколом христианской Церкви».
Напомним, 23 ноября на заседании Синода Кипрской Церкви иерархи «подробно» обсудили проблему, возникшую из-за поминания предстоятелем главаря т.н. ПЦУ Думенко.
Член Синода митрополит Пафосский Георгий тогда сообщил, что внеочередное заседание прошло «в духе любви и единства». «Были даны разъяснения, и недоразумения разрешились», – цитирует заявление иерарха Romfea.
Ранее управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский и Броварской Антоний пожелал членам кипрского Синода «мудрости, сил и мужества сделать правильный выбор!».
К сожалению, архиереи-киприоты сделали пагубный выбор.
Руководитель религиозной редакции «Царьграда» Михаил Тюренков уверен, что принятое Кипрским Синодом решение – это «самое настоящее падение, отступление от Православия ещё одной Поместной Церкви (вслед за Фанаром, Александрийским патриархатом и Элладской церковью)», сообщает издание.
«И не стоит себя утешать тем, что решение "не носит обязательного характера", а 7 из 17 архиереев выступили против беззаконного решения архиепископа Хризостома, – обращает внимание обозреватель "Первого русского". – Конечно, причиной тому и давление западных политических элит, имеющих самое непосредственное отношение к проекту предоставления Фанаром (Константинопольским патриархатом) "автокефалии" украинской псевдоправославной националистической секте ПЦУ».
Эксперт подчёркивает также существование «в корне противоречащего Православию греческого этнофилетизма (околоцерковного национализма), солидарности Греческого мира, всегда весьма ревниво и несколько пренебрежительно относящегося к православным славянам, и в первую очередь к крупнейшей Поместной Церкви – Русской».
«Пока неизвестно, как поведут себя кипрские архиереи из числа противников признания ПЦУ, возможен ли раскол этой Церкви, – размышляет Михаил Тюренков. – Но нужно сказать, что если часть кипрских архипастырей, пастырей и мирян отделится от впавшего в беззаконие священноначалия, это будет для них благом. Потому что поминовение за богослужением, молитвенное, а уж тем более евхаристическое общение с ряжеными самозванцами, каковыми являются клирики ПЦУ, согласно древним православным канонам, является страшным грехом, за совершение которого в конечном итоге полагается отлучение от Церкви».
Напомним, 20 ноября Священный Синод Русской Православной Церкви констатировал невозможность поминовения имени архиепископа Кипрского Хризостома II в диптихах, молитвенного и евхаристического общения с ним, а также сослужения с теми иерархами Кипрской Церкви, которые вступят в церковное общение с представителями украинского раскола.
Злополучный инцидент произошёл 24 октября 2020 года. Тогда за Литургией в монастыре Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы (близ г. Пафос) архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом помянул в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу раскольнической группы на Украине. Позднее Архиепископ Хризостом признал, что свое решение с членами Священного Синода Кипрской Церкви он не обсуждал, и о предстоящем поминовении они не знали.
Митрополиты Лимассольский Афанасий, Киккский Никифор, Тамасосский Исаия и епископ Амафунтский Николай в совместном заявлении осудили деяние архиепископа за «грубое нарушение соборного, коллективного и демократического устройства нашей Православной Церкви и способа функционирования Кипрской Православной Церкви на основании этой системы», призвали его «немедленно отменить свое антиканоническое и не имеющее силы деяние».
Сегодня митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор заявил, что принятое Священным Синодом решение поддержать позицию архиепископа Хризостома – не обязательно, сообщает СПЖ со ссылкой на издание «Ромфея».
Владыка сообщил, что компромиссное решение, которое он предложил, не прошло, а принятое Синодом решение «не имеет обязательной силы», поскольку это «вопрос веры». Он подчеркнул, что во время Синода были «зафиксированы разногласия», а окончательный результат – 9 против 6 (при одном воздержавшемся).
По словам митрополита Никифора, «было принято предложение митрополита Пафосского. Мы выступили против его предложения, мы не согласились. Предложение касалось признания Епифания предстоятелем Киевским и всея Украины».
Архипастырь считает, что синодальное решение «нас не связывает, у нас есть примеры в Православии, когда только один не согласился и впоследствии был оправдан: Марк Эфесский. Он не согласился и не подписал протокол синода, хотя все остальные подписали. История оправдала его, и в 1484 году Ферраро-Флорентийский собор был аннулирован, а Марк Эфесский стал святым нашей Церкви».
Владыка Никифор, как передают телеграмм-каналы, выражался весьма остро. В частности, он назвал ушедшего в раскол архиепископа Хризостома «аферистом и вздорным стариком».
Решение Священного Синода Кипрской Православной Церкви – тяжелейшее поражение не только нашей церковной дипломатии, но и нашего МИДа, поскольку умаление влияния Русской Православной Церкви сужает возможности России на внешней арене.
Причём, это решение может оказаться катастрофическим в вопросе признания украинских раскольников.
Во-первых, Кипрская Церковь совсем недавно претендовала на то, чтобы выступать в роли миротворца в вопросе возникшего общеправославного разделения по поводу легализации украинского раскола. Но в итоге не только отказалась от этого намерения, но и признала т.н. ПЦУ.
Во-вторых, решение о признании т.н. ПЦУ принял Кипрский Синод, а не только лично архиепископ Хризостом, поэтому оно обретает значение общецерковного. И возникает законный опрос: почему пророссийски настроенные кипрские архиереи оказались в меньшинстве? Что-то наши церковные дипломаты упустили и пропустили, где-то недоглядели, не сумели помочь кипрским архиереям занять правильную позицию. И это притом, что российский бизнес на Кипре – серьёзная сила, на острове живёт довольно много русских. Причём, защищать нужно было не какое-то сомнительное дело, а церковные каноны.
Почему при таких внешне благоприятных условиях наш МИД и ОВЦС не смогли дать отпор признанию украинских раскольников? Это – результат непрофессионализма дипломатии или разгильдяйство?
После решения Кипрского Синода, наверняка, усилится давление Фанара и политических сторонников украинских раскольников на Грузинскую, Болгарскую и Румынскую Церкви, которые сегодня занимают в вопросе признания т.н. ПЦУ двойственную позицию.
Попытки изоляции Русской Православной Церкви продолжаются. И пока вполне результативно.
Конечно, и в Кипрской, и в Элладской, и в Александрийской Церквах среди архиереев и духовенства есть противники нарушения канонов в угоду политической целесообразности и греческой солидарности. И Священноначалие Русской Православной Церкви после первой ошибки с Константинопольским Патриархатом, когда было заявлено о разрыве общения со всей Церковью, принимало взвешенные решения о разрыве только с теми архиереями, которые признали т.н. ПЦУ.
Это не только открывает возможность пересмотра нынешнего ошибочного решения при изменении политической конъюнктуры или ухода в мир иной инициаторов признания раскольников. У Русской Церкви сохраняется возможность влияния на ситуацию внутри братских Церквей.
Удастся ли Архиепископу Хризостому II угодить и Богу, и дьяволу?
Вчера трое иерархов Кипрской Православной Церкви - митрополит Лимасольский Афанасий, митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор и митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия - обвинили Архиепископа Кипрского Хризостома II в отходе Церкви Кипра от нейтралитета в вопросе о ее отношении к церковному расколу на Украине, сообщает ТАСС со ссылкой на газету Cyprus Mail.
Ранее в интервью газете Politis Предстоятель Кипрской Церкви выразил резкое несогласие с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в связи с тем, что тот отказался поминать патриарха Константинопольского Варфоломея, предоставившего «автокефалию» так называемой «Православной церкви Украины», а также Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II и Патриарха Александрийского Феодора II, эту «автокефалию» признавших.
Архиепископ Хризостом II также подверг жесткой критике кипрских митрополитов Афанасия, Никифора и Исаию за то, что они приняли участие в монашеской конференции вместе с представителями Московского Патриархата, где посмели высказать несогласие с решением патриарха Варфоломея.
Трое епископов Кипрской Православной Церкви также обвинили Архиепископа Хризостома II в том, что он встал на одну из сторон в конфликте вокруг раскола на Украине и поддержал участие одного из иерархов Кипрской Церкви - митрополита Константийского и Аммохостского Василия - в организованной патриархом Варфоломеем праздничной Литургии, которая прошла при участии Сергея Думенко в качестве главы ПЦУ. Cyprus Mail называет этот шаг недвусмысленным признаком поддержки Церковью острова автокефалии ПЦУ и полагает, что участие митрополита Василия в этой Литургии не могло состояться без благословения архиепископа Кипрского.
Газета сообщает, что в своем совместном заявлении трое митрополитов подчеркнули, что участие митрополита Василия в этой Литургии было следствием предвзятого подхода церковного руководства к вопросу о расколе на Украине, а также посоветовали Архиепископу смотреть в зеркало перед тем, как бросать камни в других.
Ранее в этом году Архиепископ Хризостом II заявлял, что церковный раскол на Украине «нанесет вред единству всего Православия», и предлагал посреднические услуги с целью нормализации ситуации. В октябре, принимая в архиепископском дворце в Никосии председателя Императорского православного палестинского общества (ИППО) Сергея Степашина, Предстоятель Кипрской Церкви дал понять, что остается привержен идее единства православия на Украине и своей позиции в этом вопросе не меняет.
Однако в начале ноября он уже заявил, что не разделяет ни позиции Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, отказавшегося поминать архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II, ни возглавляемой последним Элладской Православной Церкви (ЭПЦ), признавшей право патриарха Константинопольского Варфоломея предоставить автокефалию ПЦУ. В дальнейшем же риторика Архиепископа Хризостома II в адрес священноначалия РПЦ стала только ужесточаться.
Тем временем митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука выступил с ответом Архиепископу Хризостому II, сообщает Союз православных журналистов.
«Архиепископ Кипра Хризостом II, как мы узнали из новостей, раскритиковал действия Патриарха Кирилла, а также тех иерархов, которые поддерживают УПЦ. Его аргументы просты. Патриархи, признавшие ПЦУ, не являются еретиками и с ними нельзя было прерывать евхаристическое общение. Следовательно, разрыв евхаристического единства с ними — это грех раскола, учиненный РПЦ», - пишет владыка Лука.
Далее он ответил последовательно на эти обвинения:
«Первое, патриархи и их Синоды, признавшие ПЦУ – еретики, которые пошли против догматов Церкви, в частности против девятого члена Символа веры. Они допустили возможность существования "духовенства", которое может не иметь апостольского преемства рукоположения. Необходимость этого преемства никогда не ставилась под сомнение в Православной Церкви до тех пор, пока Константинопольский Патриарх не внес эту ересь в свое новое еретическое богословие. Кроме того, мы обвиняем Патриарха Варфоломея в еще нескольких, не менее тяжких, преступлениях. А именно, в ереси этнофилетизма и папизма.
Архиепископ Кипрский обвиняет Патриарха Кирилла в том, что он желает быть первым, не замечая в упор того, что на роль всеправославного папы претендует как раз не Московский, а Константинопольский Патриарх».
«Второе, - продолжил митрополит Лука, - нужно ли было разрывать с еретиками евхаристическое общение? Нужно! Представьте себе, что вы сидите в компании за столом и наливаете вино из одного кувшина, который стоит посредине. Один из присутствующих открыто, не прячась, берет яд и высыпает в этот кувшин. Далее пир продолжается и всем предлагается отведать это, уже отравленное, вино. Что должен сделать благоразумный человек, чтобы остаться в живых? Однозначно отказаться от употребления отравленного вина».
«Прекращение евхаристического общения с еретиками не есть прихоть РПЦ, - поясняет владыка, - а мера самосохранения. Мы знаем, что согласно канонам Церкви, любой иерарх, который будет служить с еретиком и вместе с ним причащаться, сам становится еретиком и отлучается от церковного общения. Поэтому нам, хотя бы Украинской Церкви в молитвенном единстве с Русской Церковью, необходимо четко указать на еретические начала в действиях епископа Стамбула. Ересь, привнесенная им в Церковь, распространяется на всех тех, кто с ней соглашается. Других вариантов быть не может».
«Предположение Кипрского архиепископа о возможном нейтралитете его Церкви так же бессмысленно, как и предположение о том, что можно бесконечно долго находиться под водой не дыша, и остаться при этом в живых. Чтобы сохранить жизнь, нужно выныривать или же, захлебнувшись, умереть. Сидеть днями, месяцами под водой, не дыша – не получится. Те рассуждения, которые проговаривает в своем интервью Архиепископ Кипра, говорят о двух возможных причинах такой позиции. Или он, в силу неосведомленности, и в самом деле не понимает, что происходит в Православном мире, и не отдает отчета в серьезности допущенных Константинополем ошибок, или же лукавит, стараясь угодить и Богу, и дьяволу. Нам кажется более обоснованным второе предположение», - заключил митрополит Лука.
«Кипрский Архиепископ будет вычеркнут из диптихов Русской Церкви»
Как сообщалось, в субботу, 24 октября, Предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Хризостом II впервые помянул за богослужением главаря т.н. ПЦУ Сергея Думенко. Произошло это во время хиротонии нового епископа Арсинои, в монастыре Хрисороятисса.
Как сообщил местный телеканал RIK, фактически речь идет о признании т.н. ПЦУ без согласия Священного Синода. Архиепископ Хризостом заявил, что, если кто-либо из членов Синода потребует, чтобы вопрос был обсужден в рамках Устава, он созовет Синод, сообщил телеканал.
Архиепископ Хризостом заявил, что его решение служит Православию и Кипрской Церкви.
Он признался, что «пошёл против определенных людей», и подтвердил, что члены Священного Синода о решении не знали. В то же время он заявил, что должен был занять определенную позицию по этому вопросу в интересах Православия.
Четыре иерарха — митрополиты Киккский Никифор, Лимасольский Афанасий, Тамасский Исаия и епископ Амафунтский Николаос в совместном заявлении призвали архиепископа Хризостома немедленно отменить антиканонический и недействительный акт.
«С большой тревогой, но и с глубочайшей печалью мы узнали об упоминании как "предстоятеля Украинской церкви" Епифания архиепископом Кипрским Хризостомом», — говорится в письме.
Иерархи заявили о несогласии с действиями архиепископа и изложили свою позицию в девяти пунктах.
«Действия архиепископа представляют собой вопиющее нарушение синодального, коллективного и демократического строя нашей Православной Церкви и функционирования на основе этой системы Кипрской Православной Церкви», — говорится в письме.
Иерархи пишут, что этот вопрос был поднят архиепископом на недавнем заседании Священного Синода и было решено рассмотреть его на другом заседании, чтобы выслушать взгляды и позиции всех членов Синода и принять синодальное решение.
В письме говорится, что «назначение Епифания как "предстоятеля Украинской церкви" <. > вызвало раздор в единстве Православной Церкви, и до сегодняшнего дня только Элладская Церковь и Александрийский Патриархат признали его по причинам, которые не представили».
«Все остальные Поместные Православные Церкви относятся к этому отрицательно», — говорится в письме.
Иерархи напоминают, что во время «рукоположения» Епифания не присутствовал ни один представитель Поместных Православных Церквей, и спрашивают, «что это может означать».
В письме говорится, что Епифаний происходит из раскольнических групп, если Константинопольский патриарх «действительно хотел следовать каноническому порядку предоставления автокефалии церкви Украины, то он должен был дать ее каноническому митрополиту Киевскому Онуфрию и в этом иметь согласие Московского Патриархата, которому тот подчиняется, и согласие местных православных святителей».
Они называют акт патриарха Варфоломея о предоставлении «автокефалии» раскольническим структурам «действием произвольным, антиканоничным и антицерковным в том смысле, что Украинская Православная Церковь находится в юрисдикции Московского Патриархата», в связи с этим Русская Православная Церковь, отреагировав обоснованно, прервала церковное общение с Константинопольским Патриархатом, а также с Церквами Греции и Александрии.
По словам епископов, примеру произвола последовал и предстоятель Кипрской Церкви, игнорируя Синод.
«Решение архиепископа Кипрского назвать Епифания "предстоятелем Украинской церкви" ещё больше обостряет напряженную ситуацию в экуменическом православии и безрассудно включает в эту атмосферу и Кипрскую Церковь», — пишут иерархи.
«Мы призываем Его Блаженство немедленно отменить его антиканонический и недействительный акт, и в то же время мы просим всех наших епископов Кипрской Церкви, чтобы мы вместе потребовали чрезвычайного созыва Священного Синода, чтобы мы приняли соответствующее решение по этому вопросу», — говорится в письме.
Авторы письма отмечают также, что «несвоевременный» акт предстоятеля произошел в «критические времена» для национального вопроса Кипра и во время угрожающих действий Турции.
«Мы глубоко сожалеем об этом прискорбном событии, - заявил владыка. - Решение будет принимать Священный Синод. Однако, полагаю, что Кипрский Архиепископ будет вычеркнут из диптихов Русской Православной Церкви, то есть будет прекращено его поминовение за Богослужением до выяснения всех обстоятельств произошедшего. Это означает прекращение евхаристического общения с конкретным лицом, не с Кипрской Церковью как таковой. Важно будет понять: он это сделал единолично или с согласия Синода? Греческие СМИ пишут, что он это сделал без согласия Синода».
«Ни для кого не секрет, что на него оказывалось давление со стороны Константинопольского патриарха, который очень заинтересован в том, чтобы хотя бы ещё одна Церковь признала его беззаконное деяние. Имело место давление со стороны США, где заинтересованы в том, чтобы ослабить Русскую Церковь и чтобы противопоставить греческий мир славянскому миру», - пояснил митрополит Иларион.
Он не исключает, что на решение архиепископа Хризостома мог повлиять недавний визит на Кипр Александрийского патриарха.
Также владыка прокомментировал вопиющие слова архиепископа Хризостома о Патриархе Кирилле.
«Он хочет быть первым, - заявлял Предстоятель Кипрской Церкви. - Я сказал ему, что ты никогда не будешь первым. За последние 7 веков Константинопольский патриарх был признан первым среди всех православных предстоятелей. Вы должны это понять».
«Вы можете себе представить, чтобы подобный разговор в действительности имел место? – вопрошает митрополит Иларион. - Я присутствовал при всех встречах Патриарха Кирилла и архиепископа Хризостома, и никогда ничего подобного он не говорил. Такой разговор мог иметь место только в воображении архиепископа, потому что, во-первых, он никогда такое не сказал бы в лицо Московскому Патриарху, даже если про себя так думал, а во-вторых, никогда Русская Церковь не претендовала на первенство в православном мире. У нас есть официальный документ "Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской церкви", принятый Священным Синодом в 2013 году. Там черным по белому написано, что с XI века "вплоть до настоящего времени первенство чести в Православной Церкви на вселенском уровне принадлежит патриарху Константинопольскому как первому среди равных Предстоятелей Поместных Православных Церквей"».
«Мы продолжим общение со всеми архиереями, которые не признают единоличное решение архиепископа. Русский народ всегда был близок к кипрскому народу, наши паломники продолжат ездить к святыням тех митрополий Кипрской Церкви, главы которых останутся в общении с Русской Церковью», - подчеркнул архипастырь.
«Но превыше всего для нас единство нашей Церкви и твердое сохранение догматического учения и канонического предания святого Православия, - заверил владыка. - Тот факт, что отдельные иерархи и даже предстоятели Церквей нарушают каноны, нас печалит. Но поступаться православием и канонами мы не можем и не будем. И единство нашей Церкви будем твердо хранить».
Позорит свою церковь: у Варфоломея прокомментировали высказывания Кипрского митрополита против ПЦУ
Архимандрит Вселенского Патриархата Романос Анастасиадис прокомментировал беспрецедентные и провокационные заявления Иерарха Кипрской Церкви Митрополита Киккского Никифора на конференции в Москве, где он говорил, что Московский патриархат правильно сделал, что разорвал евхаристическое единение с другими Церквами, которые признали Православную Церковь Украины.
По словам Романоса, Иерарх не знает богословия и позорит свою Кипрскую Церковь и её Предстоятеля, ведь Кипрская Церковь соборно признала ПЦУ.
Как опубликовали пророссийские источники в Украине, Митрополит Никифор Киккский в своём онлайн выступлении на конференции, организованной в эти дни Русской Церковью в Москве, среди других вопиющих заявлений, якобы сказать следующее об украинском церковном вопросе: «Решение Московской Патриархии прервать общение сразу с тремя Церквами – или, по крайней мере, с теми из епископов, кто согласился на сослужение с клириками раскольнических общин, — было правильным и оправданным …».
«Конечно, Московский Патриархат разорвал общение с четырьмя, а не с тремя Церквами … Я не знаю, почему он исключает Кипрскую церковь. Неужели он думает, что он и меньшинство несогласных иерархов — это Кипрская церковь?», — пишет Архимандрит Романос.
«Поскольку упоминание Предстоятеля Кипрской Церкви было прервано (сбоку РПЦ, — ред.), и поскольку иерархия Кипрской Церкви соборно ратифицировала решение Его Блаженства Архиепископа Кипра о признании Автокефальной Церкви Украины. Прерывается общение не только «с теми епископами, которые согласились сотрудничать с духовенством раскольнических общин», но и со всей Кипрской церковью», — пояснил служитель Вселенского Патриархата.
Читайте: «Богословие невежд» от РПЦвУ или почему они не боятся хвастаться сослужением с иерархами Кипрской Церкви, которая признала ПЦУ.
«Где Его Святейшество изучало богословие? — риторически спрашивает архимандрит. — Что это за богословия и как он, таким образом, позорит свою Церковь и своего Предстоятеля, утверждая, что очень хорошо, что Москва его не упоминает (Предстоятеля Кипрской Церкви, — ред.)? Иными словами, считает он своего предстоятеля и большинство членов своего Синода «раскольниками», «антиканоническими»? Очевидно, потому что так, ведь только тогда это оправдывает разрыв евхаристического единения Москвой».
«Интересно, считает ли он себя по-прежнему прелатом канонической автокефальной Церкви Кипра, или этими словами и позицией он фактически проповедует создание раскольнического прихода? Мы ожидаем или опровержения публикаций Митрополита Киккской, или принятия решительных мер со стороны Священного Синода Кипрской Церкви, не может оставаться глухим перед лицом столь бесчестных заявлений против него со стороны якобы иерарха …», — подытожил Архимандрит Романос.
Напомним, в ноябре 2020 года Предстоятель Православной Церкви Кипра назвал «парасинагогою» действия четырех членов Синода Кипрской архиепископии, которые выступили против признания автокефалии Православной Церкви Украины (ПЦУ) и вступления с ней в каноническом общении. Также Архиепископ Хризостом сказал, что Митрополит Лимасольский Афанасий, Киккской Никифор, Тамаский Исаия, а также Епископ Аматский Николай заслуживает лишения сана.
Также Предстоятель Кипрской ПЦ заявил, что РПЦ не способствует единству православия.
Патриарх Кирилл считает, что патриарх Варфоломей "отпал в раскол" не по своей воле
Константинопольский патриарх Варфоломей совершил антиканоническое и "безумное" вторжение на Украину, способствовавшее расколу мирового православия, возможно, не по своей воле, считает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Об этом предстоятель Русской православной церкви заявил в понедельник после литургии в Храме Христа Спасителя в честь праздника Воздвижения Креста Господня.
"Позволю себе так сказать, потому что знаю хорошо патриарха Варфоломея: наверное, не своим разумом он действовал и не по своей воле", - сказал он, комментируя действия Варфоломея.
По его словам, раскол во вселенском православии "порожден незаконным, антиканоническиим и безумным вторжением Константинопольского патриарха на Украину".
"Но когда мне говорят, что он [патриарх Варфоломей] не мог поступить иначе, я этим людям отвечаю: "А как же мы поступали иначе, живя в атеистическом государстве? Вы нас не напугаете никаким страшилками - мы через все прошли и не прекратили общение ни с одной поместной православной церковью, которых в нашей стране в то время зачастую называли "прихвостнями американского империализма". Мы поддерживали эти отношения, ездили друг ко другу, приглашали сюда делегации. Поэтому когда нам говорят, что сегодня патриарх Варфоломей якобы не мог поступить иначе, намекая на могущественные силы извне, я не принимаю этой аргументации", - заявил патриарх Кирилл.
Он добавил, что представители РПЦ сегодня переживают в связи с тем, что Константинопольский патриарх "отпал в раскол, потому что причащался с раскольниками и признал "самосвятов" (самовольно присвоивших себе священнический сан - прим. ТАСС), не имеющих законной хиротонии, каноническими архиереями".
Еще одна православная церковь пошла на обострение отношений с РПЦ
На фото томос, полученный Православной церкви Украины. Фото Reuters
Синод Кипрской православной церкви 25 ноября признал Православную церковь Украины (ПЦУ). Свое решение киприоты приняли в условиях давления со стороны как Константинопольского (Вселенского), так и Московского патриархатов, которые занимают противоположные позиции по вопросу украинской автокефалии. В РПЦ отреагировали на синодальное решение довольно дежурным осуждением.
Заседание кипрского Синода длилось два дня, а итоговое решение вызвало недовольство части архиереев и было принято 10 голосами против 7. Митрополит Киккский Никифор Киккотис после архиерейского собрания заявил, что решение синодалов «не носит обязательного характера, поскольку это вопрос веры». «Мы выступили против предложения о признании Епифания, мы с ним не согласились. Итоговое решение нас не связывает», – утверждает архиерей.
«Продолжается раскол мирового православия, виновником которого является Константинопольский патриарх Варфоломей. Совершенное им на Украине антиканоническое деяние приводит теперь к утрате внутреннего единства в поместных православных церквах», – прокомментировал кипрское коммюнике председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев). Он обратил внимание на то, что часть кипрских епископов разошлась во взглядах с большинством в Синоде.
Напомним, 24 октября глава Кипрской православной церкви архиепископ Хризостом II за богослужением упомянул предстоятеля ПЦУ митрополита Епифания (Думенко), что фактически означало признание киевской автокефалии. Сам архиепископ так объяснил свой поступок: «С прошлого года мы уведомили Вселенского патриарха, что будем сохранять нейтральную позицию и посвятим себя служению православию через предстоятелей различных автокефальных церквей. Но я должен был занять определенную позицию. Уверен, мое решение служит православию и церкви Кипра».
С этим не согласились несколько кипрских иерархов: митрополиты Афанасий Николау, Исаия и Никифор Киккотисы, а также епископ Николаос Тимиадис. Они подписали совместное заявление, в котором призвали Хризостома II немедленно отменить «антиканонический акт», заявив, что «действия архиепископа представляют собой вопиющее нарушение синодального, коллективного и демократического строя и функционирования на основе этой системы Кипрской православной церкви». Они предупредили, что не намерены сослужить ни с Хризостомом, ни с Епифанием в случае приезда главы ПЦУ на остров.
Разумеется, Хризостома II осудили в Московском патриархате. 20 ноября Синод РПЦ принял решение вычеркнуть имя архиепископа Кипрского из своего диптиха (богослужебный порядок упоминания предстоятелей православных церквей). Заявив, что решение о каноничности ПЦУ было «принято архиепископом Хризостомом единолично, без согласования с членами Священного синода Кипрской православной церкви и, следовательно, не имеет соборного характера», русские архиереи при этом констатировали «невозможность поминовения имени архиепископа Кипрского Хризостома II в диптихах, молитвенного и евхаристического общения с ним, а также сослужения с теми иерархами Кипрской церкви, которые вступят в церковное общение с представителями украинского раскола». Ранее из диптиха Русской церкви за признание ПЦУ были исключены имена духовных лидеров Александрийского патриархата и Элладской церкви. С Константинопольской церковью, глава которой патриарх Варфоломей был инициатором создания не зависимой от Москвы структуры в Украине, полностью разорвано евхаристическое общение.
Примечательно, что в июле 2018 года Хризостом II заверял патриарха Московского и всея Руси Кирилла в том, что «Кипрская церковь никогда не отступит от своей позиции и всеми своими силами будет поддерживать позицию Русской православной церкви в вопросе так называемой автокефалии в Украине». 18 февраля 2020 года кипрский Синод вынес решение о том, что намерен придерживаться нейтралитета по этой проблеме. Позже Хризостом в резкой форме обвинил главу РПЦ в учинении раскола в мировом православии из-за нежелания признать каноничность решения Вселенского патриархата, однако до нынешнего октября так и не решался поминать Думенко за литургией.
Официальный сайт Кипрской церкви 18 ноября сообщил, что между Хризостомом и Епифанием (Думенко) состоялся телефонный разговор, в котором архиепископ подчеркнул, что «все новые церкви получили автокефалию решением Вселенского патриархата и ни у кого нет оснований сомневаться в каноничности томаса церкви Украины», а потому «другие поместные церкви, в том числе и Русская, должны принять этот факт». Напомним, томос, то есть указ о своей автокефалии, ПЦУ получила от патриарха Варфоломея. Кипрский архиепископ пригласил Епифания посетить остров. 13 ноября Думенко через свою страницу в Facebook поздравил главу Кипрской церкви с тезоименитством и назвал его «примером несгибаемости».
На Синоде ПЦУ, который прошел в Киеве 24 ноября, архиереи, «выразив благодарность предстоятелю православной церкви Кипра блаженнейшему архиепископу Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостому II и иерархам церкви Кипра, которые последовали каноническому решению Вселенского патриархата по автокефалии Православной церкви Украины», постановили «констатировать, что между Православной церковью Украины и Кипрской православной церковью установлено полное церковное общение, как между автокефальными православными церквами-сестрами».
РПЦ никогда не вмешивалась в дела Кипрской Церкви, – митрополит Исаия
Митрополит Исаия считает, что разговоры о влиянии РПЦ на Кипрскую Церковь призваны повлиять на мнение кипрских иерархов в вопросе признания ПЦУ.
21 февраля 2021 года митрополит Тамасосский Кипрской Православной Церкви Исаия заявил, что Русская Православная Церковь никогда не вмешивалась в дела Церкви Кипра, сообщает сайт «Ромфея».
Отвечая на вопрос журналиста, не пытается ли РПЦ вмешиваться в дела Церкви Кипра, митрополит Исаия отметил, что подобные разговоры «намеренно имплантированы» и «терпеливо культивируются различными органами».
«К сожалению, используются все современные средства пропаганды и дискредитации оппонентов, такие как, например, «расследования», публикуемые на различных псевдосайтах, «раскрывающие» заговоры и т. д.», а «православное учение подвергается особому преследованию», – сказал архиерей.
Вместе с тем он отметил, что «если раньше все приветствовали русских на Кипре, то теперь, в силу геополитических и геостратегических интересов, все русское демонизировано, и этот факт напрямую влияет на тех, кто имеет с ними церковные отношения».
«Фактически Русская Церковь никогда не пыталась вмешиваться в наши дела», – подчеркнул митрополит Исаия.
«Что стало очевидным после политического вмешательства в украинский вопрос, так это то, что политика соответствует не дружбе и религии, а интересам. Однако в Церкви истина и закон должны работать всегда, независимо от интересов», – напомнил владыка.
Он также отметил, что слухи о «5-й колонне» и влиянии РПЦ, которые активно распространяются на Кипре, призваны «изменить наше мнение о нейтралитете» по «украинскому вопросу».
В то же время, «позиция нейтралитета в украинском вопросе, которую первоначально единогласно принял и придерживался Священный Синод Кипрской Церкви, помимо прочего, защищает автокефалию нашей древней Церкви с обеих сторон, поэтому мы отреагировали (на признание Думенко со стороны архиепископа Хризостома, – Ред.) решительно и публично».
«Геополитическое противостояние между Востоком и Западом нарастает. На Кипре это явление очевидно, так как оно интенсивно проявляется во всех секторах экономики, журналистики, политической жизни и т. д. Наше желание – работать со всеми в рамках взаимного уважения», – подытожил митрополит Исаия.
Читайте также: