Снимки 1950 1970 годов отдых в парке и как одевались
Восстановление экономики в СССР после войны прошло ускоренными темпами, однако, власть делала упор на тяжёлую промышленность. Здесь довоенный уровень удалось превысить уже в 1949 году. Лёгкой промышленности внимания уделяли меньше, хотя в 1950 и отрапортовали, что выпуск продукции тоже достиг довоенного уровня. Однако объективно выпускаемой одежды и обуви не хватало, равно как и качества, и разнообразия ассортимента. Швейные предприятия производили устаревшие фасоны, медленно и неохотно внедряли новые модели. Но главное — не учитывали потребность людей одеваться индивидуально и использовать одежду как средство самовыражения.
Нельзя сказать, что государство было довольно такой ситуацией.
Проблемы со снабжением населения одеждой и обувью не просто ставили под угрозу комфорт людей, а создавали реальные проблемы в других отраслях. Например, на рубеже 1940-х и 1950-х местные партийные структуры получили десятки жалоб на рынок потребительских товаров и узнали, что в некоторых регионах дети не могут посещать школы, потому что не имеют обуви.Надеялись, что решить проблему получится повсеместным открытием Домов моделей — своеобразных «мозговых центров» моды и лёгкой промышленности. На их работников возлагалась большая ответственность: нужно было создать базовую концепцию советской моды (принципиально отличную от западной), создавать новые фасоны взамен устаревших образцов 20-х и 30-х домов, а ещё внедрять их на швейные предприятия и контролировать их работу. Это получалось не слишком хорошо. Модные новые коллекции шили небольшими партиями, которые быстро разлетались по Москве. Стоили они дорого и подавляющей части населения были не по карману. Большинство же предприятий шили по старым лекалам и поставляли на рынок модели, устаревшие 10 лет назад. Журнал «Работница». 1957 год
Всё же индустрия неповоротливо начинает перестраиваться под новые требования граждан, даже под диверсификацию вкуса. Модельеры теперь учитывают, что у потребителей есть личные представления о стиле и стремятся представить привлекательные варианты для разных людей. При разработке коллекций это получается. Например, шьются платья разных фасонов и цветов, появляются женские брюки и несколько вариантов мужских костюмов. Но швейные фабрики не успевают шить их в достаточном количестве. Хорошая одежда и обувь продолжают оставаться дефицитом.
В 1957 году в Москве прошёл Международный конгресс моды, но участвовали в нём только страны социалистического лагеря. Советские модельеры представили здесь несколько ансамблей повседневной одежды. Журнал «Работница». 1957 год
«Запечатленное время» (фильм о Международном конгрессе моды 1957 года):
«Самопошив»
Итак, усилий государства, швейных предприятий и Домов моделей было катастрофически недостаточно, чтобы обеспечить людей комфортной современной одеждой. Гражданам приходилось решать проблему самостоятельно: женщины садились за швейную машинку и шили из подручных материалов обновки на всю семью. Нередко приходилось перелицовывать и перешивать военную форму и даже одежду пятнадцатилетней давности. Обзор тканей. Журнал «Работница». 1957 год
Здесь можно провести аналогию с книжным самиздатом: если хотелось носить что-то отличное от предложенного местными швейными фабриками, необходимо было изготовить это своими руками. Так называемая система «самоснабжения» одеждой в 1950-е продолжает активно развиваться. Граждане шьют наряды сами или заказывают у частников, а также покупают иностранные товары у фарцовщиков. Модную одежду на перепродажу привозят из заграничных поездок артисты и спортсмены.
Удачей считалось купить отрез ткани на «толкучке» (рынке, где частники торгуют подержанными вещами) и сшить из него платье, брюки, рубашку и даже плащ по эскизам из журналов. Активно перешивали старую военную форму и чудом сохранившуюся довоенную одежду.
New Look и возвращение женственности
В женской моде актуальной становится выраженная женственность. Треугольные силуэты с наплечниками уступают пышным юбкам, делающим бёдра визуально шире плеч. Модный силуэт — «песочные часы» — покатые плечи, приподнятая грудь, узкая талия и широкие бёдра. Женщины начинают с осторожностью носить декольте. Киевлянки. Фотография 1954 года
В середине десятилетия в моду входят платья с узкой затянутой талией и объёмными юбками до щиколотки. Платья украшают машинным кружевом, которое в СССР называют «Ришелье». Этот женственный и элегантный стиль называется New look («Новый образ»). Его автор — Кристиан Диор. Модельер верно уловил, что женщинам надоело быть «солдатами в юбках» и хочется ощутить себя «принцессами». В СССР «Нью-лук» пришёл с запада с опозданием на несколько лет. Его советское воплощение — Людмила Гурченко в «Карнавальной ночи». Людмила Гурченко в фильме «Карнавальная ночь». 1956 год
В коллекциях от советских модельеров появляются узкие брюки. Они позиционируются как более удобные для отдыха на природе и туризма, а также для велопрогулок и спорта.
Интересным источником знаний о моде того времени могут быть фильмы: о каждой новой коллекции снимали видеоролик, где подробно презентовали каждый образ и объяснили, как и где его следует носить. Такие фильмы предназначались не только для внутреннего показа, но и для демонстрации на международных выставках. Поэтому они несли идеологическую нагрузку, например, подчёркивали, что в СССР много доступных вариантов досуга, а швейная промышленность предлагать десятки современных образов «на все случаи жизни».
В 1950-е в списке «образцов для подражания» наравне с актрисами появляются женщины-политики и «первые леди» — жёны лидеров страны. Супруга Никиты Хрущёва Нина Петровна на роль законодательницы моды походила мало: она всегда одевалась просто и мало чем отличалась от среднестатистической советской женщины. Много внимания привлекала Екатерина Фурцева (в 1950-е была первым секретарём Московского городского комитета КПСС).
Настоящий фурор произвела Йованка Броз, супруга югославского лидера Иосипа Тито. Её фото появились в газете после визита Хрущёва в Югославию. Известно, что Тито баловал свою пятую жену изысканными нарядами, сшитыми на заказ. В то же время Йованка выглядела весьма скромно, женственно и не вызывающе, что приходилось по вкусу большинству женщин в СССР. Йованка Броз и Никита Хрущёв в Белграде
Мужская мода
Мужская мода не менялась так кардинально, как женская. Большинство мужчин носит двубортные и однобортные костюмы классического, немного приталенного кроя. Актуальные широкие пиджаки и брюки. Костюмы носят с рубашками — белыми, в клетку или в полоску, а также с полосатыми галстуками. Модельеры немного экспериментировали с мужскими образами, но смелых новшеств не предлагали, только небольшие нововведения. Например, в модной коллекции 1956-го советским мужчинам предлагали носить костюмы, где брюки и пиджаки пошиты из тканей разного оттенка. Мода 1950-х
Самый популярный головной убор — кепка. Летом её носят с костюмом, осенью с плащом, а зимой — с тёплым пальто. В середине десятилетия популярность набирают шляпы с полями. Зимой носят меховые шапки из каракуля и цигейки.
Показ Dior в Москве в 1959
В СССР долго пытались открещиваться от западной моды. Но всего за несколько лет стало очевидно, что это провальная тактика. Поэтому решено было развиваться параллельно с Западом, интересоваться европейскими коллекциями, а в будущем — доказать превосходство собственной лёгкой промышленности и технологий конструирования одежды над «буржуазными странами».
В 1959 году власти разрешили провести в Москве показ мод французского дома Dior. В этот период его возглавлял Ив Сен-Лоран. Он привёз в столицу 12 манекенщиц, десятки килограмм багажа из одежды, обуви, украшений, зонтиков, перчаток, шляпок и 500 литров духов. Груз считался таким ценным, что его застраховали на 10 миллионов франков. Летние модели демонстрировали в спортивном клубе «Крылья Советов» с 10 по 15 июня.
Модные события не освещались в прессе широко, репортажи о нём подготовило только несколько изданий. Например, журнал «Огонёк» в выпуске от 17 июня 1959 года писал:
«СИДЯЩИЕ В ЗАЛЕ СМОТРЯТ НА МАНЕКЕНЩИЦ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО: ОДНИ МЫСЛЕННО ПРИМЕРЯЮТ ПЛАТЬЯ И НАКИДЫВАЮТ НА ПЛЕЧИ МЕХОВЫЕ МАНТО, ДРУГИЕ СТАРАЮТСЯ УЛОВИТЬ И ЗАПОМНИТЬ ПОНРАВИВШИЙСЯ ФАСОН. ЗРИТЕЛЬНИЦЫ ОТМЕЧАЮТ: „ЗАЧЕМ ПЛАТЬЯ ИЗ ПЛОТНОЙ ШЕРСТИ ТАК СИЛЬНО ОТКРЫТЫ? ВЕДЬ ЭТО ПОЧТИ САРАФАН. ДЛЯ НАС, СЕВЕРЯН, ЭТО НЕ ОСОБЕННО ПРАКТИЧНО. А ЛЕТОМ, ДАЖЕ ВЕЧЕРОМ, БУДЕТ ЖАРКО В ТАКОМ ПЛАТЬЕ. ПЛАТЬЯ КОРОТКОВАТЫ. ПОЛНЫХ И НИЗКОРОСЛЫХ ЭТО ВРЯД ЛИ УКРАСИТ. РУЧНАЯ ВЫШИВКА ПО ТЮЛЮ — ЭТО, КОНЕЧНО, ОЧЕНЬ КРАСИВО, НО КТО МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ТАКУЮ ДОРОГУЮ ВЕЩЬ?“».
На советских показах мод манекенщицы выходили неспешно, останавливались перед зрителями, пока ведущая зачитывала описание наряда, его особенности и возможности использования. Французские модели двигались гораздо быстрее, а устное сопровождение отсутствовало. Журналисты отметили этот факт: «К моделям не дается никаких пояснений, просто объявляется номер и название модели. Можно только успеть отметить крестиком в каталоге». Кстати, в СССР курсов манекенщиц, где бы моделей учили ходить и держать осанку, не существовало. Большинство женщин оказывались в профессии случайно.
Гостями мероприятия стали 11 тысяч зрителей, за 5 дней прошло 14 показов, а каждая модель появилась на подиуме примерно 140 раз. Для советской стороны мероприятие открыло много нового: уровень организации показов был непривычно высоким. Для декораций французы использовали натуральный шёлк, с моделями приехали личные повара, фотографы и парикмахеры. Манекенщицы вели себя строго по внутренней инструкции. Например, им разрешалось гулять по Москве только в фирменной одежде Dior (брюки строго запрещались) и всегда в сопровождении фотографа. Изысканный внешний вид моделей создавал огромный контраст с просто одетыми москвичами. Манекенщиц не всегда встречали дружелюбно, что хорошо видно по взглядам случайных прохожих на фотографиях.
Dior в Москве 1959 года
Французская сторона серьёзно подошла к организации мероприятия, хотя для чего этот трудный визит был нужен Dior на пике мировой известности, непонятно до сих пор. Очевидно, что коммерческого интереса СССР для модного дома не представлял. Скорее, это был вопрос престижа: модный Dior первым, кто прорвался через железный занавес и доказал, что модой интересуются даже коммунисты.
В 1965 году художники-модельеры из Всесоюзного Дома моделей ездили во Францию с ответным визитом дому Dior.
В 1950-е годы в моду возвращается женственность: пышные юбки и силуэт «песочные часы». С опозданием на несколько лет в СССР приходит стиль New Look от Dior, а в 1959 году с коллекцией приезжает сам глава модного дома Ив Сен-Лоран. Мужская мода меняется незначительно, хотя модельеры постепенно начинают разрабатывать новые решения и для мужчин. Люди активнее интересуются одеждой, стараются использовать её как средство самовыражения. Швейная промышленность не успевает за потребностями людей и зачастую предлагает им устаревшие и неудобные фасоны. Государство пытается решить эту проблему через сеть Домов моделей, а параллельно желает выйти на международный уровень и доказать превосходство над капиталистическим миром.
Как тюменцы отдыхали на местных пляжах в СССР и после его развала
Не всем удавалось побывать на море во время летнего отпуска в СССР, поэтому такие тюменцы выбирались на местные пляжи или отдыхали на водоемах нашей области. Люди купались и очень любили бывать на Андреевском и Липовом озерах, в городских карьерах, на Верхнем Бору и купаться в Туре.
Вот так было на Верхнем Бору в 1972 году. Молодой тюменец гоняет на таком интересном катамаране по воде
Тюменская молодежь летом в начале 1970-х годов около местного водоема. Многие брали с собой на пляжный отдых гитару или шахматы, чтобы провести время у воды душевно и за любимой игрой
Татьяна Токмакова не помнит, какой это конкретно год, но говорит, что снимок был сделан около 30 лет назад. Тюменка загорает на местном пляже около Туры
Фото: Татьяна Токмакова
А это уже 1990-е годы, когда СССР только развалился. Колоритные летние тюменские пейзажи. Публикуем небольшую серию снимков коренного жителя областной столицы Андрея Лопатского.
Две очаровательные дамы спасаются от жары в Туре неподалеку от переправы
Фото: Андрей Лопатский
Ниже снимки сделаны в реке Ахманка, которая протекает в Тюменской области. Устье реки находится по левому берегу реки Тура.
Смотрите, какой необычный ракурс выбрал фотограф, решивший запечатлеть и женщину, и водную гладь, и машину, на которой они приехали на отдых
Фото: Андрей Лопатский
Раньше не все искали песочные и обустроенные пляжи, чтобы отдохнуть на природе и позагорать. Многие размещались около диких водоемов на траве и наслаждались погодой, периодически охлаждаясь в водоеме
Фото: Андрей Лопатский
В городе в 1990-е, как и сейчас, было немного мест, где люди загорали и устраивали пикники, поэтому многие выбирались на природу в окрестностях Алебашевского озера. За спиной Татьяны виднеются трубы ТЭЦ. Узнали, где это место?
Фото: Татьяна Токмакова
То же самое место у Алебашевского озера. Татьяна вспоминает, что и в 1990-е здесь никто не купался, потому что около воды было много камышей. Зато посидеть на пледе на природе в компании друзей никто не отказывался
Фото: Татьяна Токмакова
Недавно мы опубликовали подборку с горячими снимками тюменок, которые загорали в купальниках в тридцатиградусную жару, а затем сходили на импровизированный пляж. Смотрите нашу прямую трансляцию из Заречного парка здесь.
Также мы размещали авторскую колонку коренного тюменца, который рассказал о еще диких и первых горячих источниках в нашей области. А еще на старых фотографиях мужчина показал, как выглядели в 1990-е термальные источники и что они из себя тогда представляли. Смотрите этот материал по ссылке.
А еще приготовили для вас ностальгический материал о моде в Тюмени в 1990-х годах. Мы попросили тюменцев вспомнить, как они одевались тогда, спросили их, почему людям нравились олимпийски, лосины, топики и все это собрали в единую подборку колоритных фотографий. Давайте ностальгировать вместе — смотрите интересные снимки из прошлого.
Девушки 50-х: как они выглядели и одевались
В этой подборке снимков из нашего архива — фотографии послевоенного поколения девушек СССР.
Первомай. Неизвестный автор, 1 мая 1958 года, г. Омск, из архива из архива Ириса Левензона.
Первомай. Неизвестный автор, 1 мая 1958 года, г. Омск, из архива из архива Ириса Левензона.
Полдень (девушка с кружкой). Всеволод Тарасевич, 1950-е, МАММ/МДФ.
Полдень (девушка с кружкой). Всеволод Тарасевич, 1950-е, МАММ/МДФ.
На току. Валентин Хухлаев, 28 августа 1959 года, Казахская ССР, Кустанайская обл., совхоз «Краснодонский», из архива Валентина Хухлаева.
На току. Валентин Хухлаев, 28 августа 1959 года, Казахская ССР, Кустанайская обл., совхоз «Краснодонский», из архива Валентина Хухлаева.
Заводские подруги. Неизвестный автор, 2 апреля 1959 года, г. Омск, из архива Ирины Генриховны Пшеничниковой.
Заводские подруги. Неизвестный автор, 2 апреля 1959 года, г. Омск, из архива Ирины Генриховны Пшеничниковой.
Как одевались в СССР осенью: модный фотопоказ
Похолодало, и пока мы все утепляемся, давайте вспомним при помощи снимков из нашего архива , что носили осенью в Советском Союзе в разные десятилетия.
Семья снимается на фоне «Медного всадника» Евгений Халдей, 1953 год, г. Ленинград, пл. Декабристов, МАММ/МДФ.
Семья снимается на фоне «Медного всадника» Евгений Халдей, 1953 год, г. Ленинград, пл. Декабристов, МАММ/МДФ.
Выставки: «Медный всадник» , «Сфотографируй меня у памятника» и «Пошли гулять!» с этой фотографией.
Сотрудники специального проектно-конструкторского технологического бюро с опытным производством Ленинградского рыбокомбината «Пищевик» на демонстрации Неизвестный автор, 1976 - 1980 год, г. Петродворец, ул. Толмачева, из архива Николая Екимова.
Сотрудники специального проектно-конструкторского технологического бюро с опытным производством Ленинградского рыбокомбината «Пищевик» на демонстрации Неизвестный автор, 1976 - 1980 год, г. Петродворец, ул. Толмачева, из архива Николая Екимова.
День пионерии Юрий Садовников, 19 мая 1968 года, Сахалинская обл., о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск, МАММ/МДФ.
День пионерии Юрий Садовников, 19 мая 1968 года, Сахалинская обл., о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск, МАММ/МДФ.
Модная одежда и стиль 1950 годов
В 1950-х женщины никогда не выходили из дома без шляпы и перчаток, тщательно подбирали все аксессуары в соответствии с цветом и даже макияж выбирали того же тона. Старались носить высокие каблуки и нейлоновые чулки, редко изменяя этому правилу. Неприличным считалось декольте днём, в нём появлялись только вечером. Ткани выбирали соответственно времени дня, например, бархат – только вечером.
Ближе к вечеру дамы одевались в более дорогие одежды. Вечерние платья из шелка или бархата, часто с меховой отделкой. Те, кто мог позволить, в вечерние часы одевались чрезвычайно роскошно.В 1950-х считалось, что по внешнему виду женщины можно было узнать, как зарабатывает ее муж…
Если женщина была замужем, причём семья относилась к более обеспеченной, то приличным для неё было переодевание до шести – семи раз в день, при этом менялся макияж, причёска и тем более аксессуары. Стиль жизни дамы 1950-х строго следовал определённым правилам благопристойности перед обществом. Женщина должна была быть образцовой домашней хозяйкой и добропорядочной женой и матерью.
В европейских странах большинство женщин, даже самого скромного состояния, старались не показываться «на людях» без косметики. Муж такой дамы редко видел её без макияжа, так как она вставала рано, до того, как он откроет глаза, и делала всё необходимое, украшая себя.
Конечно, так было заведено не у каждой. В России дамы высокого достатка, которые были лишь в партийной элите, могли позволить такой уход за собой. Во многих же семьях огромной страны под названием Советский Союз не было надобности накладывать макияж, вставая рано утром, потому что некому было показать себя – в начале 1950-х те, кому за тридцать, остались вообще без мужей, погибших во время войны.
Но женщина остаётся женщиной, и несмотря на невзгоды понёсшей утраты страны, каждая старалась выглядеть, как можно лучше хотя бы на работе.
Но вернёмся в Европу, где в это время, дамы, отлично ухоженные, выбирали нарядную и модную одежду даже для дома. Не будем обманывать себя, такая жизнь могла протекать и в Европе лишь у хорошо обеспеченных. И всё же время шло, годы войны уходили всё дальше в прошлое. Те, кому было двадцать, прочувствовали все утраты иначе. И потом, юность всегда смотрит вдаль, ведь будущее кажется далеким и беспредельным.
Именно среди них – двадцатилетних появились те, кто пытался подражать обычаям господствующего класса. Но как только средний и низший слои народа начинают подражать верхним, тут же старые стандарты начинают разрушаться, расшатываются установленные правила хорошего вкуса. Для верхних слоёв общества бывший хороший вкус уже не являлся хорошим, ведь к нему стал причастен мелкий народец, поэтому верхи развлекались разрушением стиля.
Вспомните «Завтрак у Тиффани» – в 1950-х в Европе устраивались шумные вечеринки, на которых с хорошим вкусом одетые господа начинали разрушать былые нравственные устои. Но были и такие, которые дорожили этими нравственными устоями, пусть только внешне, но всё же. Декольте в 50-х не были такими глубокими, а юбки – слишком короткими, а ткани – слишком прозрачными.
На протяжении всей истории мода всегда находилась в непосредственной связи с изменениями, происходящими в общественной, экономической и культурной жизни. И тогда в 1950-х, в послевоенное время, открывались двери танцевальных клубов, где можно было встретить свою половинку.
Танцы и кино были типичным развлечением в те времена. А потому девушки и женщины старались себя показать в самом лучшем виде. Особенно популярны были ткани в клетку, горох и, конечно, в цветочек. В качестве декора часто использовались пуговицы, бантики, ленточки. Ведь именно эти детали легко снять с платья и на следующий вечер нашить другие на то же платье, а потому выглядеть опять в новом.
В качестве аксессуаров очень модны были шарфики, косыночки, их можно было по-разному драпировать и появляться каждый раз с новым шарфиком на плечах. Под платье надевали несколько нижних юбок, чтобы во время танцев была видна многослойность оборок. В Советском Союзе подобное появилось значительно позже.
Силуэт женщины 1950-х – мягкие, покатые плечи, тонкая, осиная талия и круглые-круглые бёдра. В деловой обстановке предпочитали приталенный костюм, в котором в паре с жакетом, плотно облегающим талию, была узкая юбка-карандаш либо широкая пышная. В быту платья-рубашки занимали почётное место. В те годы любили и юбки в складку. Длина всех изделий, конечно же, была ниже колена, почти до середины голени.
Для создания осиной талии частым аксессуаром становился широкий ремень, который подчеркивал тонкую талию.
За границу не ездили, но на море бывали часто
Советские люди практически не выезжали за границу, но любили провести свой законный отпуск с семьей на море. Многие отдыхали в разных регионах или республиках огромного Союза. Тюменцы также селились в санаториях, отдыхали на курортах или так называемых здравницах. Спасало то, что Советский Союз был очень и очень большим — 15 республик (Российская, Украинская, Белорусская, Узбекская, Казахская, Грузинская, Азербайджанская, Литовская, Молдавская, Латвийская, Киргизская, Таджикская, Армянская, Туркменская, Эстонская), по которым можно было путешествовать всю жизнь и увидеть целый мир.
Отдых в Анапе в 1970-е годы. На заднем плане много купающихся в море людей. А вы когда-нибудь были в Анапе? Поделитесь с нами воспоминаниями о своем отдыхе в комментариях
Фото: архив семьи Пивоваркиных
Это отдыхающие тюменцы на берегу моря города Сочи в 1972 году. В те годы многие любили ездить на море всей семьей
Фото: архив семьи Пивоваркиных
Это тоже Сочи в начале 1970-х годов. Смотрите, какие красивые мужчины позируют на камеру старенького советского фотоаппарата, где каждый кадр на пленке был очень дорог. Сейчас, конечно, такого нет, многие делают десятки снимков на телефон и затем выбирают, что выставить в соцсети, а что просто удалить
Фото: архив семьи Пивоваркиных
Счастливые советские женщины из Тюмени, отдыхающие на море в Новороссийске в 1975-м
Фото: архив семьи Пивоваркиных
Только взгляните, какой обаятельный мужчина позирует на камеру. Ему очень подходит курортная рубашка, спасающая от жары на советском юге. Такое у тюменца было лето на море в середине 1980-х
Снимки 1950 1970 годов отдых в парке и как одевались
Как играть в «Монополию»: правила и особенности игры
Людмила Чурсина: комплексы из-за внешности, отказ от съёмок в Голливуде и знаменитые мужья
Смертельное семяизвержение: лучший и последний секс в жизни трутня
Трейлер фильма "Тебе одиноко сегодня вечером?" (2021)
Как вскрыть замок
Авария дня. Страшное ДТП с мотоциклистом в Вологодской области
Принципиальный водитель преподал урок автомобилистке на «Шкоде»
Настоящий гоночный болид McLaren выставили на аукцион
Как производители заставляют людей переплачивать
25 безумных историй про очень быстрые увольнения
Как делают пиво
Религии мира: список и обзор самых популярных верований
Правила покера для новичков
20 фото на морскую тематику, от гигантизма которых у вас закружится голова
14 раз, когда люди оказались в неловких ситуациях
Советские мультфильмы, ломающие психику зрителя
Кинопары, которые не выносили друг друга в реальной жизни
Место, где главным достоинством мужчины является умение вязать шапки
Как сегодня в мире добывают, находят и перерабатывают золото
В Екатеринбурге умер пациент ковид-клиники, который прошел полный курс вакцинации от коронавируса
В Приморье киллер попытался застрелить бизнесмена, но его пистолет дважды дал осечку
ЛФК: что это и для чего
Авария дня. Смертельное ДТП с автобусом в Крыму
В Приморье грибникам пришлось отсиживаться на дереве, пока по лесу бродил тигр
Искренняя любовь и преданность лебедя
Необычный домашний питомец
Как сделать домашний творог из молока или кефира. 6 простых способов
Трейлер фильма "Монстр: Начало" (2021)
Путин обозначил главных врагов России
До чего генетика дошла! Что о вас может рассказать ДНК-тест?
17 раз, когда хвостатые оказались слишком эмоциональными
45 идей что подарить дедушке на День рождения от внучки и внука
15 любопытных фактов из жизни Билла Гейтса
Вкусно и просто: самые лучшие рецепты шарлотки, которые мы уже испытали
«Снежный крейсер» — американский вездеход для Антарктиды
20 человек с особенностями внешности, которые нельзя не заметить
Японская принцесса откажется от титула, выйдя замуж за простого студента
Молодой водитель насмерть сбил пенсионера на «зебре»
Как ставят брекеты
Рамзан Кадыров установил мировой рекорд на выборах главы региона
Россиянин утонул в штормящем море в Испании, пытаясь спасти коллегу из Финляндии
Тюменцы, отдыхающие на курорте в конце 50-х
Снимку ниже — 63 года. На нем изображены тюменцы, отдыхающие на курорте «Ключи» в 1957 году. До 1980 года, кстати, этот курорт работал только сезонно. Но затем здесь снесли все старые здания и построили новые. Все корпуса и курорт перевели на круглогодичный режим работы. В 1999 году курорт преобразовали в «Санаторий Ключи», а в 2005 — в «Курорт Ключи».
Этот снимок хочется рассматривать бесконечно: одежда, пейзаж и взгляд мужчин и женщины рассказывают, какими были советские люди
Фото: архив семьи Пивоваркиных
Пляжный отдых в СССР глазами фотографов
Каждое лето пляжи, словно магнитом, притягивали советских людей. И неважно, где находились эти пляжи: в пионерском лагере, в городском парке, в доме отдыха или на курорте.
Девушка катается на водных лыжах. Фото: Билл Эппридж, 60-е годы. Девушка катается на водных лыжах. Фото: Билл Эппридж, 60-е годы.Большинству советских людей были недоступны пляжи не только Турции, Бали и Мальдив, но зато они знали и умели получать максимум удовольствия от того, что имели.
Поэтому жаркие, летние дни жители СССР старались проводить на берегу любого доступного водоёма.
Санаторий "Бригантина", Анапа, 1982 г. Фото: Юрий Кавашкин Санаторий "Бригантина", Анапа, 1982 г. Фото: Юрий КавашкинВолга запросто могла заменить море
А вы в то время ездили в отпуск куда-нибудь с семьей? Тюменцы нам рассказали, что в те годы многие также любили вместо моря съездить отдыхать на Волгу. А вы знали, что Волга — самая большая по водности, площади бассейна и длине в Европе, а также крупнейшая в мире река, впадающая в бессточный водоём? Если нет — то вот вам такая полезная информация.
Так тюменцы отдыхали на Волге в 1975 году. Мужчины, судя по всему, очень любили легкие рубашки в те годы. Нам нравится такой стиль
Публикуем еще несколько кадров с тюменцами, отдыхающими в разных уголках СССР с конца 1960-х по 1980-е годы.
На снимке слева — Татьяна Токмакова (родственница Марии Токмаковой) в начале 1980-х годов на море. В моде, как сейчас, были раздельные и сплошные купальники с яркими вставками или разноплановыми цветами
Фото: Татьяна Токмакова
Татьяна Токмакова вспоминает, что многие в те годы отдыхали именно в санаториях, путевки некоторым рабочим давались от руководства заводов или других крупных предприятий
Фото: Татьяна Токмакова
Это коллективное фото туристов из древнего узбекского города Бухара, где в те годы отдыхала одна из тюменок. Таким город и туристы были в 1980-е годы
Фото: Татьяна Токмакова
Почти все советские люди фотографировались у памятников или скульптур. Вот, пожалуй, как это выглядело. Такая уж была тогда традиция
Фото: Татьяна Токмакова
Мода и стиль 1950 годов
Мода 1950-х стала десятилетием, в котором ни до, ни после не было столько модельеров, чьи идеи могли так влиять на моду широких масс. Прежде всего, следует назвать Кристиана Диора, создавшего в 1947 году «Новое направление», символизирующее оптимизм и изобилие, о котором мечтали почти все женщины после ужасов войны.
Поэтому, несмотря на то, что достичь такого положения, купить платье стоимостью 40 тысяч франков могла далеко не каждая, «Новое направление» имело успех во всём мире. Если достаточно многие осуждали его на первом представлении, указывая на жалкое существования большинства, то всего несколько лет спустя, оно было уже само собой разумеющимся.
Богато одетая и ухоженная до кончиков волос женщина – вот образ 1950-х. Она была свидетельством успеха её мужа. «Новое направление» было доступно далеко не всем, но оно явилось стимулом к развитию и возникновению нового среднего слоя общества. И этому способствовали новые технологии, которые могли дать среднему человечку дешёвые синтетические ткани и многие другие предметы и развлечения, чтобы каждый из них имел возможность копировать стиль богатых.Разве не это нужно было человеку? Почувствовать себя счастливым, потребляя всё больше и больше, и главное, как у «них», то есть у богатых и сильных мира сего.
Обувь и мода 1950
Туфли носили узкие с острым носиком, каблук был либо высокий, либо средний, причем с годами он становился всё тоньше и тоньше, пока не превратился в «шпильку». Тогда же появились парчовые или шелковые босоножки, которые украшались пряжками и стразами. В моду вошли мюли – туфли без задника, на каблуке «рюмочка», носок которых был украшен пуховыми помпонами.
Именно в это десятилетие большим успехом пользовалась обувь Роже Вивьера, ведь он был главным дизайнером обуви у Диора. Что уж сказать о роскошной обуви, которую он создал в 1953 году к коронации Елизаветы. Из золотой кожи, усыпанная рубинами, она была достойна ножки будущей королевы.
В 1955 году Роже Вивьер придумал новый каблук, который был так сильно скошен, что о последствиях можно было не только предполагать. Каблук так и назвали – «шок».
В качестве украшений нитка жемчуга была наиболее востребована.
Кристиан Диор в каждой своей коллекции менял длину юбки или даже весь силуэт. О нем говорили, что Диор старался, чтобы поскорее мода вышла из моды. В конце 40-х Диор создал коктейльное платье, которое носили все десятилетие и даже в 60-х. Сегодня оно снова в моде.
Скромная длина пышной юбки, декольте, без рукавов или совсем короткие рукава. Иногда платье было с открытыми плечами, в качестве дополнения в этом случае использовался жакет-болеро, а само платье использовалось на любые вечеринки, его можно было надеть в театр, на танцы, пойти в гости. Платье по-настоящему можно назвать уникальным. Девушки любили его за то, что в нем они были, как дамы, а дамы – за то, что в нем они становились моложе лет на десять.
Именно в эти годы знаменитая Коко Шанель изобрела костюм, который стал вечным, его будут носить всегда, а он будет носить ее имя. Костюм из твида самого простого кроя, с юбкой, чуть прикрывающей колено, стал символом элегантности. «Диор? Он не одевает женщин, он их набивает» – так высказалась о Диоре Мадемуазель. «Я больше не могла видеть то, что сделали с парижским кутюром Диор или Бальмен», – сообщила она прессе.
Костюм Шанель стал классикой и основой офисного стиля. В нем легко и изящно можно было сесть в автомобиль, он не требовал корсета, но при этом придавал стройность любой фигуре. К костюму на ноги женщины Шанель надела двухцветные туфли-лодочки, которые зрительно уменьшали стопу, и вручила им сумочку на цепочке, повесив на плечо и освободив им руки.
Кристобаль Баленсиага . По происхождению испанец, он стал великим дизайнером того времени. В отличие от Кристиана Диора, создавая свои платья, к тканям он относился трепетно. Он был и остается одним из тех кутюрье, который имел практический опыт изготовления одежды. Платья Баленсиаги напоминали произведение искусства и в крое, и в фасонах, которые не требовали корректирующего белья и многослойных тяжелых нижних юбок. Он стремился достичь совершенства во всем, поэтому его платья были весьма комфортны.
Платья Баленсиаги и стиль 1950 годов
1951 год – чуть облегающие и чуть свободные с жакетом, в котором прилегающий лиф и летящая спинка.
1957 год – прямые и свободные платья-мешки, которые перешагнули десятилетие 50-х и отправились в 60-е.
1958 год – платья-трапеции с завышенной талией, платья-баллоны, пальто-коконы, платья в стиле ампир.
В это десятилетие пальто тоже было пышным. Объем в бедрах создавался за счет кроя или поясом на талии. Снова появился редингот, иначе его называли платье-пальто. Цельнокроеный с расклешением, он красиво облегал фигуру и часто имел двубортную застежку. Пальто кроились и свободными с расклешением от лифа. Все варианты кроя позволяли надеть под пальто пышную юбку. В женском гардеробе оставались модными и тренчкоты.
Модные шляпки и стиль 1950
А какие шляпки носили в то время? Чаще всего верх симпатичных шляпок оставался маленьким, даже при широких полях. Украшались они перьями, вуалью, лентами и цветами. В 50-е годы шляпа была обязательна, она придавала наряду театральность.
Разнообразные шляпки: шляпки-таблетки, клоши, канотье, береты, широкополые шляпы были весьма популярны. Именно различные коктейльные вечеринки способствовали появлению такого множества шляпок. Часто шляпку помещали на затылок, чтобы не мешала пышной и тщательно уложенной прическе.
Материалом для роскошных фасонов шляп был фетр, тафта , соломка и другие материалы. Помимо шляп дамы не только украшали голову, но и защищали свою причёску-укладку шелковым платком, который складывали по диагонали, перекрещивали под подбородком и завязывали сзади на шее. При таком платке полагались ещё и солнцезащитные очки.
Сумки и перчатки 1950 годов
Не выходили дамы на улицу и без пары кожаных перчаток. Для костюма полагались короткие или полудлинные кожаные перчатки, а к вечернему наряду – перчатки длиной выше локтя.
Сумочки в это время были небольшие и плоские, чаще они были того же цвета или оттенка, что и платье. Были и сумки более объемного варианта, с одной или двумя короткими ручками. Именно в это десятилетие появилась сумка на длинной цепочке – сумка Шанель. Формы сумок чаще предпочитали в виде прямоугольника или трапеции.
Уже было сказано о том, что в эти годы домашняя одежда значила не менее, чем одежда для выхода в свет. В Европе женщины и дома выглядели элегантно, чего не скажешь о Советском Союзе. В последнем случае следить за собой было принято только в семье партийного либо торгового работника, то есть зависело от семейного бюджета и прибыли.
В 1950-х годах вечерние платья от кутюр были произведением искусства. Для их создания использовались натуральные дорогие ткани.
Без украшений так же, как и без шляпки и перчаток, женщины в то время не выходили из дома. Помимо истинных драгоценностей, были модны круглые клипсы, напоминающие пуговицы, колье из страз, бисера. Популярны были сеты: цепочка, серьги и браслет, и конечно, жемчужное ожерелье.
Прически 1950-х . О них следует вести совершенно отдельный разговор. Отметим лишь то, что на пике популярности были крупные локоны, пышные укладки, струящиеся волны шелковых волос. Такие прически в наши дни можно носить лишь на торжественном мероприятии, как и многое другое, созданное и в одежде, и в аксессуарах 50-х годов.
Модны были и укладки с челкой, как у Одри Хепберн. В 50-х женщины меняли прическу и даже цвет волос так же часто, как одежду. Поэтому нельзя было обойтись без шиньонов и лака для волос.
Мода и стиль 1950-х. Силуэт песочных часов, как никакой другой, подчеркивал красоту женской фигуры. Не потому ли в это время было столько невероятно красивых женщин? Если только перечислить красавиц Голливуда, и то, перечислим далеко не всех. Эталоном красоты были такие разные, но тогда популярные актрисы 50-х: Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро, Софи Лорен, Грейс Келли, Диана Дорс, Джина Лоллобриджида, Ава Гарднер и многие другие.
Моду 1950-х можно назвать по-настоящему женственной и элегантной. Ее называют самой изящной и очаровательной за всю историю ХХ века. Как верно, когда Кристиан Диор сравнивал женщину с цветком. Однако и не только он…
Многие мужчины повторяли слова, схожие с теми, которые звучали в оперетте И. Кальмана «Баядера»:
Одно из любимых мест тюменцев в советские времена — Крым
Крым — это одно из любимых мест для отдыха советских людей и современных россиян. Живописная природа, горы, чистейший воздух и, конечно, море притягивали на полуостров желающих в самые разные годы. На снимках ниже — конец 1960-х годов и загорелые тюменцы.
Иногда тюменцы вот так вот резвились на побережье советского Крыма в 1968 году
Тот же Крым в конце 1960-х. Многие приезжали на юг дикарями с палатками, в которых жили во время всего отпуска. Подобное тюменцы практикуют и сейчас. В таком отдыхе есть особая романтика, согласитесь
Пляжи прошлого века: как купались и загорали тюменцы 60, 50 и 40 лет назад
Жители Тюмени, не избалованные солнцем, любят летом выбраться поближе к водоему и позагорать, стараясь насладиться пляжным сезоном по-полной. Этому виной, конечно, долгие девять месяцев холодов, которые заставляют нас все это время утепляться и каждый год ждать лета с нетерпением. Пока все рассматривают ленту в Instagram и ставят лайки под фото тюменцев в модных купальниках и плавках, мы решили вспомнить, каким был отдых летом в СССР — в 1960-х, 1970-х, 1980-х и 1990-х годах.
1950-1970-е. Москва и москвичи на снимках Бориса Максимовича Косарева
1950-е. Главный вход в ЦПКиО им. Горького
1950-е. Вид на Лужники. Воробьевы горы
1950-е. Большой лыжный трамплин. Воробьевы горы
1950-е. Самарий Михайлович Гурарий на Красной площади
1950-е. На Красной площади
1960-е. Стройка гостиницы «Россия». Зарядье
1970-е. «После приема». Поэт Константин Симонов с супругой Ларисой Ждановой. Спасопесковский переулок, 10 (резиденция посла США)
1970-е. На швейной фабрике
1970-е. В ассортиментном кабинете швейной фабрики
1970-е. На Красной площади
1970-е. Военные атташе. Красная площадь
1970-е. Москва строится
1970-е. Сотрудник органов госбезопасности А.Н.Малыгин и Председатель исполкома Моссовета В. Ф.Промыслов на первомайской демонстрации
1972. Идут сталевары. Красная площадь
Читайте также: