Сальвадор дали завтрак с беконом
Культурно-исторический фонд «Связь времен» и санкт-петербургский Музей Фаберже в сотрудничестве с Департаментом культуры города Москвы продолжают серию выставок известных художников XX века. Первой из них стала ретроспектива «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Дивера».
В новой экспозиции, которая поможет проследить творческий путь одного из самых неординарных художников прошлого столетия, – больше 180 работ, созданных мастером в разные годы. Картины предоставили музей «Гала – Сальвадор Дали», национальный музей «Центр искусств королевы Софии», а также европейские коллекционеры. Два шедевра покажут в нашей стране впервые.
«Главная сложность состояла в том, чтобы собрать все эти работы в одно время в одном месте. Изначально речь шла о 70 экспонатах, но путем долгих переговоров с музеями удалось увеличить это число до 180. Еще одна трудность была связана с транспортировкой – вся коллекция не могла перемещаться одним видом транспорта одномоментно. Мы разбивали ее на три партии. Затем, уже в выставочном зале, картины должны были отстояться в кофрах, а мы внимательно следили за температурой, влажностью в помещении, это одно из главных требований музеев», – рассказал Владимир Воронченко, директор Музея Фаберже, выступившего организатором выставки.
«Безумный Тристан. Эскиз декорации»
Дали очень интересовался сюжетом о Тристане и Изольде – легендарных влюбленных, героях многочисленных рыцарских романов. В 1944 году, взяв за основу оперу Вагнера «Тристан и Изольда», он создал либретто, костюмы и декорации для балета «Безумный Тристан». Это была последняя совместная работа Дали и Леонида Мясина – хореографа и танцовщика дягилевской труппы. Сам Дали называл спектакль первым параноидальным балетом о любви до гроба.
Лейтмотив постановки – история любви и смерти. Дали снова обращается к теме «Анжелюса» Милле: голову Тристана он изобразил в виде отцветающего одуванчика, а Изольде добавил крестьянскую повозку, вырастающую из спины. Переплетающиеся между собой корни напоминают о деревьях, которые выросли на могилах героев.
1940-е годы стали для Дали достаточно плодотворными. Его картины и книга пользуются успехом, он сотрудничает с Уолтом Диснеем – создает мультфильм Destino, который, как и его полотна, наполнен сюрреалистическими фантазиями.
«Автопортрет с рафаэлевской шеей»
Импрессионистский «Автопортрет с рафаэлевской шеей» – одна из первых работ Сальвадора Дали. Он написал ее в 1921 году, вскоре после того, как умерла его мать Фелипа Доменеч. Эта смерть стала тяжелейшим испытанием в его жизни – Сальвадор, которому на тот момент едва исполнилось 17, был очень привязан к маме.
Эта картина – отсылка к автопортрету Рафаэля Санти, созданному в 1506 году. Великий художник эпохи Возрождения, которому на тот момент было 23 года, изобразил себя как мечтательного и немного женственного юношу. Дали, ярый поклонник Рафаэля, изобразил себя в том же духе. Шея на его холсте – могучая, удлиненная – такая же, как на картине Рафаэля. Однако сам Сальвадор никогда не мог похвалиться атлетическим телосложением.
Его увлечение творчеством Рафаэля было огромным – Дали хотел походить на него внешне и в жизни: например, однажды отпустил волосы на манер своего кумира.
«Безумный Тристан. Эскиз декорации»
Дали очень интересовался сюжетом о Тристане и Изольде — легендарных влюбленных, героях многочисленных рыцарских романов. В 1944 году, взяв за основу оперу Вагнера «Тристан и Изольда», он создал либретто, костюмы и декорации для балета «Безумный Тристан». Это была последняя совместная работа Дали и Леонида Мясина — хореографа и танцовщика дягилевской труппы. Сам Дали называл спектакль первым параноидальным балетом о любви до гроба.
Лейтмотив постановки — история любви и смерти. Дали снова обращается к теме «Анжелюса» Милле: голову Тристана он изобразил в виде отцветающего одуванчика, а Изольде добавил крестьянскую повозку, вырастающую из спины. Переплетающиеся между собой корни напоминают о деревьях, которые выросли на могилах героев.
1940-е годы стали для Дали достаточно плодотворными. Его картины и книга пользуются успехом, он сотрудничает с Уолтом Диснеем — создает мультфильм Destino, который, как и его полотна, наполнен сюрреалистическими фантазиями.
Новый взгляд на Дали
В 2011 году фонд "Гала-Сальвадор Дали" совместно с фондом "Связь времен" уже привозил крупную ретроспективную выставку Дали - экспозиция была открыта в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина и прошла с успехом. Ее посетили более 270 тыс. человек, что тогда стало рекордом посещаемости музея.
"Это была первая большая выставка, которую наш фонд сделал в России, и вообще первое, что мы в России сделали. Произошло это тогда по инициативе Ирины Антоновой, которая тогда занимала пост директора Пушкинского музея (сейчас она президент музея - прим. ТАСС). Действительно, мы рассматривали тогда Дали с другой точки зрения - там было другое содержание, другой контекст. Тогда сквозной темой стала фигура музы художника - его супруги Галы", - сказал Севильяно и отметил, что предстоящая ретроспектива в "Манеже" более полная.
Он добавил, что на выставке можно будет проследить духовные искания художника. "Мы рассматриваем развитие Дали как художника, изучаем его в контексте того и тех, кто его окружал. Рассматриваем его внутренний, магический мир, который определил иконографию его работ", - сказал собеседник агентства.
Отвечая на вопрос, может ли эта выставка установить рекорд посещаемости, Севильяно отметил, что для организаторов это не главное. "Обычно крупные выставки Дали бьют рекорды. Мы ожидаем высокой посещаемости, но это не наша цель. Мы хотим, чтобы основной успех был достигнут за счет того, насколько люди ценят творчество этого художника", - заключил он.
«Максимальная скорость Мадонны Рафаэля»
Трагедия Хиросимы стала поворотным моментом в карьере Дали. Она заставила художника задуматься о мощи атома. В это же время он серьезно увлекся мистицизмом, а также обращался к классической живописи. В 1950-х Сальвадор начинает интересоваться квантовой теорией. В результате этих увлечений появилась картина «Максимальная скорость мадонны Рафаэля».
В основе композиции – голова Марии из картины «Мадонна со щегленком» Рафаэля Санти. Дали объединяет каноны классического религиозного искусства и собственную интерпретацию физических теорий. Образ Мадонны распадается на геометрические фигуры и формы по принципу золотого сечения. Дали считал, что динамическое движение этих идеальных форм, с одной стороны, доказывает непрерывность материи, а с другой – показывает процесс ядерного распада, скрытый от глаз.
«Мягкий автопортрет с жареным беконом»
Один из самых известных автопортретов Дали также показывают в России в первый раз. Художник создал его в 1941 году, когда переехал в Соединенные Штаты Америки. Узнать его в персонаже, лицо которого, кажется, лишено костей, можно по знаменитым тонким усам, закрученным вверх.
В своей автобиографической книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» художник говорит о творческом перерождении — а именно так он относился к этому автопортрету — через образ змеи, сбрасывающей кожу.
«Я убил свое прошлое, чтобы избавиться от него. Так змея избавляется от своей старой кожи — моя старая кожа в таком случае бесформенная и революционная послевоенная жизнь. Эти строки — конвульсии, которые позволят мне отбросить в забвенье последние куски прошлого, еще приставшие ко мне. Новая кожа и новая земля! Земля свободы, столь возможной, земля Америки, предпочитаемая потому, что она молода и не затронута даже тенью драмы… Речь идет не о косметической хирургии или увечье, но о возрождении. Я не отрекаюсь ни от чего. Я продолжаюсь», — писал он.
На постаменте рядом с фигурой лежит полоска жареного бекона. «Моя живопись — это жизнь и пища, плоть и кровь», — так пояснял Дали значение этого элемента.
"Корзинка с хлебом" - технически Дали безупречен
Люди напрочь отказываются верить, что это реалистично-академическое полотно написано эпатажным усатым каталонцем, который снискал мировую известность галлюцинаторно-бредовыми шедеврами эпохи сюрреализма. Однако все течет, все меняется - и наступил неизбежный момент, когда сюрреализм стал для Дали пройденным этапом. Требовалось в срочном порядке найти новый способ художественного самовыражения - и таким способом, или, скорее, методом, стал так называемый "ядерный мистицизм", о котором мы не раз еще будем беседовать.
"Корзинка с хлебом" может и должна рассматриваться как подготовительный этап к "ядерному мистицизму", основанному на следующих "трех китах": классическом живописном наследии, ядерной физике и католицизме. Кроме того, Дали всегда любил шокировать и удивлять. На мой взгляд, создавая "Корзинку", художник, среди прочего добивался и такого эффекта: озадачить публику и заставить ее поломать голову: в чем тут подвох? "Эта типично реалистическая работа, как оказалось, больше всего прочего удовлетворила мою фантазию. Перед нами полотно, о котором ничего нельзя сказать - полнейшая загадка!"
"Мягкий автопортрет с жареным беконом" (1941). Сальвадор Дали - шедевры Театра-музея
Картина "Мягкий автопортрет с жареным беконом" (1941, масло, холст) выставлялась в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке в апреле-мае 1941 - и, несмотря на растущую славу Сальвадора Дали и его очевидную популярность в США, распродажи представленных на выставке работ не случилось. По словам Жюльена Леви, бизнес тогда не то чтобы шел плохо - никакого бизнеса, особенно в сфере искусства, не было вообще. Эта ремарка далеко не случайна, поскольку имеет прямое отношение к нашему собственному методу в "далиеведении", о котором мы не раз уже упоминали: "Для того, чтобы лучше понять картину Дали, нужно знать, при каких жизненных обстоятельствах она была написана."
Правило это действует безотказно, поскольку "обстоятельства" жизни Сальвадора Дали вольно или невольно прорывались в его работы - что мы и наблюдаем на примере "Мягкого автопортрета". Полотно выдержано в мрачных тонах, свойственных многим работам Дали 1937 - 1941 годов - времени великой испанской, затем общеевропейской, а после и мировой смуты.
Пусть не лишенные приятности, но все-таки скитания четы Дали по Европе закончились бегством в США, где будущее поначалу тоже представлялось окутанным мраком неизвестности. Ситуация в огромном внешнем мире, равно как и в персональном мирке Сальвадора Дали не давала никаких поводов для оптимизма - что и обусловило темный, откровенно пессимистичный колорит полотна.
По словам самого Сальвадора Дали, в этом "антипсихологическом" автопортрете он изобразил себя в виде куска кожи с головы, лишенной черепа. Из-за отсутствия твердой костной основы образ, и так весьма расплывчато-мягких очертаний, стремится окончательно "обесформиться" и "стечь" аморфной грудой на пьедестал, на котором по-английски (дань приютившей его американской земле) изображено название картины.
Здесь на секунду прервемся и воздадим дань тщеславию Дали - так свойственному ему качеству. По замыслу каталонского усача, у всякого при виде этой "кожаной" головы должна возникнуть мгновенная и прочная ассоциация с Микеланджело, изобразившим себя в виде содранной кожи в Сикстинской Капелле, на фреске "Страшный Суд".
Напомним, Микеланджело Буонаротти всегда был одним из главных кумиров Дали, которым он не переставал восхищаться даже в тот период, когда начисто отрицал в живописи все, созданное не им самим. Дали часто обращался к творчеству Микеланджело в разные периоды своей карьеры, да и вообще любил подчеркивать свое сходство с великими мастерами эпохи Возрождения, заявляя: "Подобно им, челюсти моего мозга находятся в беспрерывном движении."
Тот факт, что Микеланджело изобразил себя в виде кукска кожи, позволял Сальвадору Дали утверждать, что именно кожа, как ни странно, является самым стойким и долговечным элементом человеческого естества - и как раз о "стойкости" идет речь в этой картине.
Единственная причина, по которой автопортрет не "теряет лицо" - это большие и малые костыли, всегда выступавшие в работах Дали символом поддержки. В данном случае, можно не сомневаться - речь идет о поддержке финансовой, поскольку денежные дела Сальвадора Дали в то время не были блестящи, а оказаться на мели, в чужой стране, в военное время - тут всякий, даже Сальвадор Дали, озаботится!
Неосознанно, или, напротив, намеренно, Дали с полотна явно взывает к американским толстосумам: "SOS! Я уже привык к определенной роскоши, и тем более к ней привычна моя обожаемая супруга. Нас вовсе не прельщает перспектива скатиться в нищету, с которой начиналась наша совместная жизнь - так что прошу помощи!"
О том же страхе нищеты, и, как следствие, голода и смерти свидетельствуют и муравьи - одна из главных фобий художника - поедающие его кожаную плоть. В работах Дали муравьи чаще всего символизируют именно разложение и смерть, мысли о которых неизбежно посещают любого в периоды депрессии.
Собственно, из этой же области и бекон, который, к тому же, Дали регулярно подавали на завтрак в пятизвездном отеле Сейнт-Реджис, где они с Гала остановились и жили - разумеется, в долг, который впоследствии вырос до размеров астрономических. Голодный человек постоянно думает о еде. Голодный художник выражает эти навязчивые мысли посредством живописи - говоря "голодный" я, разумеется, утрирую, о настоящем голоде нищего Дали образца 1930 речь не идет - но суть, думаю, понятна.
Впрочем, Дали вовсе не просит милостыню. Само расположение аморфной головы-лица: на пьедестале, подобно бюсту, статуэтке или скульптуре - то есть, объекту искусства, выставленному на продажу - как раз заявляет о том, что Дали обменять свой талант, причем в любой форме, на финансовые блага, а уж сама эта "форма" напрямую будет зависеть от пожеланий покупателя и толщины финансового "костыля".
Да, искусство в современном мире - не магия, доступная лишь избранным существам с Олипа, но, прежде всего, объект купли-продажи, как, например, тот же бекон - и не случайно, думается, голова Дали и сало расположены рядом.
Как я уже сказал, картины с этой выставки распродавались из рук вон плохо, и, к тому же, были изрядно раскритикованы искусствоведами - так что страхи, фобии и опасения Дали имели под собой реальную почву.
Но не станем забывать - мы говорим не о каком-то там "художнике" - но о Сальвадоре Дали. Неудачи только подстегивали его врожденное трудолюбие и жажду преодолеть их во что бы то ни стало. Именно сверхактивность Дали под чутким руководством Гала в этот тяжелый период вскоре привела к тому, что все наладилось и дела, как творческие, так и финансовые, пошли в гору!
«Кубистический автопортрет»
Таким Дали изобразил себя в 1923 году, во время обучения в мадридской Академии изящных искусств Сан-Фернандо. Художник дружил с режиссером Луисом Бунюэлем и поэтом Федерико Гарсией Лоркой, преклонялся перед талантом психолога Зигмунда Фрейда и основоположника кубизма Пабло Пикассо. К картинам последнего он питал особую страсть – настолько, что сам решил написать что-то в этом стиле.
Образ Дали на «Кубистическом автопортрете» распадается на отдельные трапециевидные сегменты. От его внешнего облика остаются разве что глаза, брови и волосы.
«Ураново-атомная меланхолическая идиллия»
В 1945 году Дали вместе со всем миром пытался осознать факт атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Эта трагедия не могла не отразиться и на его картинах. В частности, ядерный удар стал главной темой «Ураново-атомной меланхолической идиллии» — первой работы, где главным цветом становится черный.
Дали использует мотивы, характерные для его творчества 1930-х годов: здесь и знаменитые мягкие часы, и слоны на тонких ногах-ходулях. Однако на этом холсте у них совсем иное значение: теперь это образы разрушения и страха. Единственные источники света — отрывки идиллического пейзажа, напоминающего о горячо любимой художником живописи Ренессанса.
После 1945 года в творческой жизни Дали начинается новый атомно-мистический период.
Автопортрет с беконом и квантовая Мадонна. Гид по выставке Сальвадора Дали в Манеже
Культурно-исторический фонд «Связь времен» и санкт-петербургский Музей Фаберже в сотрудничестве с Департаментом культуры города Москвы продолжают серию выставок известных художников XX века. Первой из них стала ретроспектива «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера».
В новой экспозиции, которая поможет проследить творческий путь одного из самых неординарных художников прошлого столетия, — больше 180 работ, созданных мастером в разные годы. Картины предоставили музей «Гала — Сальвадор Дали», национальный музей «Центр искусств королевы Софии», а также европейские коллекционеры. Два шедевра покажут в нашей стране впервые.
«Главная сложность состояла в том, чтобы собрать все эти работы в одно время в одном месте. Изначально речь шла о 70 экспонатах, но путем долгих переговоров с музеями удалось увеличить это число до 180. Еще одна трудность была связана с транспортировкой — вся коллекция не могла перемещаться одним видом транспорта одномоментно. Мы разбивали ее на три партии. Затем, уже в выставочном зале, картины должны были отстояться в кофрах, а мы внимательно следили за температурой, влажностью в помещении, это одно из главных требований музеев», — рассказал Владимир Воронченко, директор Музея Фаберже, выступившего организатором выставки.
«Пейзаж с загадочными элементами»
«Пейзаж с загадочными элементами» – одна из самых значимых работ Сальвадора Дали, созданная в середине 1930-х годов. Здесь присутствуют темные кипарисы – частые гости на полотнах Дали. Это отсылка к картине Арнольда Беклина «Остров мертвых», которую Сальвадор очень любил.
Спиной к зрителю изображен Вермеер Дельфтский – голландский художник XVII века, творчество которого ценил Дали. Мастер представлен сидящим за мольбертом, и это напоминает о его собственной картине «Искусство живописи». Создавая «Пейзаж с загадочными элементами», Дали уделял особое внимание соотношению света и тени, точности деталей – этим отличались и работы Вермеера. За это Дали называл его изобретателем цветной фотографии. Для того чтобы предельно точно и детально изображать людей и предметы, Вермеер использовал камеру обскура. А Дали в этом помогала лупа.
На картине есть и сам Сальвадор – в образе мальчика в матросском костюмчике, играющего под присмотром няни. Оба эти персонажа часто встречаются в работах сюрреалистического периода, так же как и огромные зерна фасоли, образующие символ инь-ян.
«Ураново-атомная меланхолическая идиллия»
В 1945 году Дали вместе со всем миром пытался осознать факт атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Эта трагедия не могла не отразиться и на его картинах. В частности, ядерный удар стал главной темой «Ураново-атомной меланхолической идиллии» – первой работы, где главным цветом становится черный.
Дали использует мотивы, характерные для его творчества 1930-х годов: здесь и знаменитые мягкие часы, и слоны на тонких ногах-ходулях. Однако на этом холсте у них совсем иное значение: теперь это образы разрушения и страха. Единственные источники света – отрывки идиллического пейзажа, напоминающего о горячо любимой художником живописи Ренессанса.
После 1945 года в творческой жизни Дали начинается новый атомно-мистический период.
«Архитектонический “Анжелюс” Милле»
С самого детства Дали восхищался картиной «Анжелюс» французского художника-реалиста Жана Франсуа Милле. Она висела в его комнате, и он мог часами разглядывать крестьянина и крестьянку, застывших в молитве в закатном поле. Дали говорил, что эта картина вдохновляет его и завораживает, как никакая другая. Он признавался, что всегда чувствовал в ней смерть. И действительно, когда полотно стали исследовать с помощью рентгена, оказалось, что вместо корзины с картофелем, над которой стоят крестьяне, Милле изначально изобразил детский гроб. Объясняется такой неожиданный сюжет просто: младенец был некрещеным, поэтому его пришлось хоронить не на кладбище, а в поле. А изменить идею художник мог потому, что без похоронной темы картину было проще продать.
Мистическое совпадение: у Дали был старший брат Сальвадор, который в младенчестве скончался от менингита. Спустя девять месяцев родился второй Сальвадор — родители не могли смириться с потерей и назвали второго сына именем первенца. Когда мальчику было пять лет, мать с отцом отвели его на могилу и сказали, что он — реинкарнация брата. Эта версия не понравилась будущему художнику.
Еще до рентгеновских исследований Дали понимал, что в картине Милле что-то не так. Повзрослев, он переписывал этот сюжет более 60 раз, стараясь разобраться. И «Архитектонический “Анжелюс” Милле» — один из результатов проделанной работы. Крестьяне на его холсте превратились в белые биоморфные формы.
"Корзинка с хлебом" - Сальвадор Дали (1945)
Картина Сальвадора Дали "Корзинка с хлебом" (1945) - абсолютный фетиш самого Маэстро, его талисман, и, по собственному мнению художника - одна из лучших его работ. Эта небольшая (35 х 44 см; доска, масло) картина, настоящая жемчужина Театра-Музея, расположена в центральной части экспозиции "Зала Сокровищ". "Зал Сокровищ" - центр всего музейного пространства, где стены, согласно указаниям Дали, обиты красным бархатом, из-за чего создается ощущение, что, попадая туда, оказываешься внутри шкатулки с драгоценностями.
Ощущение это вполне оправданно и даже неизбежно: если принять во внимание, сколько стоят размещенные в этом зале картины, легко может закружиться голова. По самым скромным подсчетам, речь идет о сумме в 300 000 000 евро - но, пока, слава Всевышнему, никто продавать их не собирается.
А центральная позиция "Корзинки с хлебом" в этой сокровищнице, в этой "пещере Дали-Бабы" - отнюдь не случайна. Сам Сальвадор Дали, как мы уже сказали, считал эту картину одной из самых важных своих работ и даже чем-то вроде талисмана, который непременно должен был сопровождать супругов Дали во всех их перемещениях по разным странам и континентам.
"Корзинка с хлебом" - одна из любимых работ самого Сальвадора Дали
Очень нравилась "Коризнка с хлебом" и супруге художника, Гала, которой, собственно, она и была предподнесена в дар автором на открытии выставки в галерее Бину в Нью-Йорке, проходившей в ноябре-декабре 1945 г. Конечно же, мы помним эту традицию Дали: прилюдно, демонстрируя публике высочайшие любовь и уважение к жене, в начале каждой своей выставки одаривать её одной из своих картин.
А почему бы и нет? Это красиво, достойно, и, к тому же, разумно и практично: имущество, таким образом, оставалось в семье, и впоследствии им, в случае необходимости, мог воспользоваться и сам Дали. Так, кстати, произошло и с "Корзинкой" - занявшись созданием своего Театра-Музея, Дали взял у Гала "во временное пользование" подаренную ей картину для экспозиции - благодаря чему, собственно, мы и можем ей сейчас насладиться.
Кстати, именно эта работа Дали была впоследствии использована в качестве иллюстрации к так называемому плану Маршалла - программе помощи США послевоенной Европе - попало в прессу и сделалась широко известным в мире. В этой связи следует особенно выделить один случай.
В 1940-х годах Уильям Николс, главный редактор воскресного приложения This Week, увидел "Корзинку с хлебом" в художественной галерее и буквально влюбился в нее, назвав картину "самой красивой из всех, которые он когд-либо видел в своей жизни". В итоге репродукция "Корзинки с хлебом" 1 февраля 1948 года была опубликована в This Week Magazine (имено в связи с "Планом Маршалла")- а это воскресное приложение, прошу отметить, на пике своей популярности выходило тиражом 15 миллионов экземпляров. Можете представить себе объем аудитории?!
Способствовал известности картины и сам Дали, постоянно упоминавший свою "Корзинку с хлебом" в статьях и интервью и часто приводивший ее в качестве примера. Это и не удивительно, учитывая, с каким непревзойденным мастерством написана картина - Дали по праву было чем гордиться. Вот как он высказался о картине в одном из своих интервью:
"Полгода моей задачей было овладеть утраченной техникой старых мастеров, достичь предвзрывной неподвижности предмета. Это самая строгая картина с точки зрения геометрической композиции. Структурные силовые линии напряжены до последнего предела. Еще чуть-чуть - и с этой горбушкой случится корпускулярный (атомный) взрыв. За двадцать лет корзинка превратилась в корону, а хлеб обрел компактность локтя или носорожьего рога."
Дали, как видим, упомянул о своей попытке "овладеть утраченной техникой старых мастеров" - и ему безусловно это удалось. Высота технического исполнения картины поражает, изумляет и даже вызывает недоверие - как-то не верится, что это мог сотворить человек с помощью такого довольно грубого и несовершенного инструмента, как руки.
По словам самого Сальвадора Дали, он работал над картиной два месяца, по четыре часа каждый день - и труд этот был не напрасным. Классический реализм, граничащий с гиперреализмом - так бы я определил стиль картины.
«Кубистический автопортрет»
Таким Дали изобразил себя в 1923 году, во время обучения в мадридской Академии изящных искусств Сан-Фернандо. Художник дружил с режиссером Луисом Бунюэлем и поэтом Федерико Гарсией Лоркой, преклонялся перед талантом психолога Зигмунда Фрейда и основоположника кубизма Пабло Пикассо. К картинам последнего он питал особую страсть — настолько, что сам решил написать что-то в этом стиле.
Образ Дали на «Кубистическом автопортрете» распадается на отдельные трапециевидные сегменты. От его внешнего облика остаются разве что глаза, брови и волосы.
«Архитектонический “Анжелюс” Милле»
С самого детства Дали восхищался картиной «Анжелюс» французского художника-реалиста Жана Франсуа Милле. Она висела в его комнате, и он мог часами разглядывать крестьянина и крестьянку, застывших в молитве в закатном поле. Дали говорил, что эта картина вдохновляет его и завораживает, как никакая другая. Он признавался, что всегда чувствовал в ней смерть. И действительно, когда полотно стали исследовать с помощью рентгена, оказалось, что вместо корзины с картофелем, над которой стоят крестьяне, Милле изначально изобразил детский гроб. Объясняется такой неожиданный сюжет просто: младенец был некрещеным, поэтому его пришлось хоронить не на кладбище, а в поле. А изменить идею художник мог потому, что без похоронной темы картину было проще продать.
Мистическое совпадение: у Дали был старший брат Сальвадор, который в младенчестве скончался от менингита. Спустя девять месяцев родился второй Сальвадор – родители не могли смириться с потерей и назвали второго сына именем первенца. Когда мальчику было пять лет, мать с отцом отвели его на могилу и сказали, что он – реинкарнация брата. Эта версия не понравилась будущему художнику.
Еще до рентгеновских исследований Дали понимал, что в картине Милле что-то не так. Повзрослев, он переписывал этот сюжет более 60 раз, стараясь разобраться. И «Архитектонический “Анжелюс” Милле» – один из результатов проделанной работы. Крестьяне на его холсте превратились в белые биоморфные формы.
«Невидимый человек»
«Невидимый человек» — первый сюрреалистический шедевр Дали — был создан в 1929 году. Художник уже несколько лет жил в Париже после отчисления из Академии изящных искусств Сан-Фернандо за недостойное поведение. К этому времени он успел устроить собственную выставку, которую посетил сам Пабло Пикассо. В том же году Дали участвовал в создании фэнтезийной драмы «Андалузский пес» режиссера Луиса Бунюэля.
Эта картина экспонируется в России впервые. Второе название картины — «Невидимка». В основе сюжета — контуры предметов, метаморфозы, причудливые переплетения отдельных элементов, составляющих в совокупности фигуру мужчины. В дальнейшем эти приемы станут визитной карточной художника.
«Максимальная скорость мадонны Рафаэля»
Трагедия Хиросимы стала поворотным моментом в карьере Дали. Она заставила художника задуматься о мощи атома. В это же время он серьезно увлекся мистицизмом, а также обращался к классической живописи. В 1950-х Сальвадор начинает интересоваться квантовой теорией. В результате этих увлечений появилась картина «Максимальная скорость мадонны Рафаэля».
В основе композиции — голова Марии из картины «Мадонна со щегленком» Рафаэля Санти. Дали объединяет каноны классического религиозного искусства и собственную интерпретацию физических теорий. Образ Мадонны распадается на геометрические фигуры и формы по принципу золотого сечения. Дали считал, что динамическое движение этих идеальных форм, с одной стороны, доказывает непрерывность материи, а с другой — показывает процесс ядерного распада, скрытый от глаз.
«Невидимый человек»
«Невидимый человек» – первый сюрреалистический шедевр Дали – был создан в 1929 году. Художник уже несколько лет жил в Париже после отчисления из Академии изящных искусств Сан-Фернандо за недостойное поведение. К этому времени он успел устроить собственную выставку, которую посетил сам Пабло Пикассо. В том же году Дали участвовал в создании фэнтезийной драмы «Андалузский пес» режиссера Луиса Бунюэля.
Эта картина экспонируется в России впервые. Второе название картины – «Невидимка». В основе сюжета – контуры предметов, метаморфозы, причудливые переплетения отдельных элементов, составляющих в совокупности фигуру мужчины. В дальнейшем эти приемы станут визитной карточной художника.
«Автопортрет с рафаэлевской шеей»
Импрессионистский «Автопортрет с рафаэлевской шеей» — одна из первых работ Сальвадора Дали. Он написал ее в 1921 году, вскоре после того, как умерла его мать Фелипа Доменеч. Эта смерть стала тяжелейшим испытанием в его жизни — Сальвадор, которому на тот момент едва исполнилось 17, был очень привязан к маме.
Эта картина — отсылка к автопортрету Рафаэля Санти, созданному в 1506 году. Великий художник эпохи Возрождения, которому на тот момент было 23 года, изобразил себя как мечтательного и немного женственного юношу. Дали, ярый поклонник Рафаэля, изобразил себя в том же духе. Шея на его холсте — могучая, удлиненная — такая же, как на картине Рафаэля. Однако сам Сальвадор никогда не мог похвалиться атлетическим телосложением.
Его увлечение творчеством Рафаэля было огромным — Дали хотел походить на него внешне и в жизни: например, однажды отпустил волосы на манер своего кумира.
В Россию впервые привезут "Мягкий автопортрет с жареным беконом" Дали
МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Крупнейшая в России выставка работ Сальвадора Дали - "Сальвадор Дали. Магическое искусство" - пройдет в московском "Манеже" с 28 января по 25 марта 2020 года. Многие работы, среди которых "Мягкий автопортрет с жареным беконом", в Россию привезут впервые, сообщил ТАСС в пятницу исполнительный директор фонда "Гала-Сальвадор Дали" (Фигерас), основанного художником Хуан Мануэль Севильяно.
Выставка организована Музеем Фаберже, культурно-историческим фондом "Связь времен" и фондом "Гала-Сальвадор Дали". Экспозиция объединит более 180 оригинальных работ Дали. "Выставка в "Манеже" - это, можно сказать, кульминация нашего сотрудничества с фондом "Связь времен" на протяжении этих 10 лет. Выставки такого уровня в Москве очень давно не было - подобные проекты проходят раз в десять лет. У нас были такие выставки в Париже, Мадриде, Токио - и все", - отметил Севильяно.
Многие работы, по его словам, никогда не покидали Испанию или демонстрировались очень редко. "Трудно вывезти одновременно столько великих картин. На выставке будет очень много работ, которые не покидали Испанию никогда или выставлялись за ее пределами очень редко. Это настоящее чудо. Например, "Мягкий автопортрет с жареным беконом" - эта картина будет в первый раз выставлена в Москве, и мы очень потрудились, чтобы ее вывезти", - сказал собеседник агентства.
"Магическим искусством" или "магическим мастерством" Дали называл живопись, полагая, что техническое совершенство столь же значимо для художника XX века, как и для мастеров эпохи Возрождения. Вслед за Леонардо да Винчи он считал живопись важнейшим из искусств и мечтал спасти ее от "лени и хаоса".
Среди других работ, которые увидят посетители, - "Невидимый человек", "Чувство скорости", "Архитектонический "Анжелюс" Милле", "Пейзаж с загадочными элементами", "Обычный языческий пейзаж", "Дематериализация под носом Нерона", а также полная серия гравюр, иллюстрирующих "Божественную комедию" Данте. Куратор выставки - Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда "Гала - Сальвадор Дали". Основу экспозиции составят работы из собраний фонда "Гала-Сальвадор Дали" и Национального музея "Центр искусств королевы Софии". Также будут показаны работы из частных европейских собраний.
«Пейзаж с загадочными элементами»
«Пейзаж с загадочными элементами» — одна из самых значимых работ Сальвадора Дали, созданная в середине 1930-х годов. Здесь присутствуют темные кипарисы — частые гости на полотнах Дали. Это отсылка к картине Арнольда Беклина «Остров мертвых», которую Сальвадор очень любил.
Спиной к зрителю изображен Вермеер Делфтский — голландский художник XVII века, творчество которого ценил Дали. Мастер представлен сидящим за мольбертом, и это напоминает о его собственной картине «Искусство живописи». Создавая «Пейзаж с загадочными элементами», Дали уделял особое внимание соотношению света и тени, точности деталей — этим отличались и работы Вермеера. За это Дали называл его изобретателем цветной фотографии. Для того чтобы предельно точно и детально изображать людей и предметы, Вермеер использовал камеру обскура. А Дали в этом помогала лупа.
На картине есть и сам Сальвадор — в образе мальчика в матросском костюмчике, играющего под присмотром няни. Оба эти персонажа часто встречаются в работах сюрреалистического периода, так же как и огромные зерна фасоли, образующие символ инь-ян.
«Дали со спины, пишущий Галу со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести настоящих зеркалах. Стереоскопическое произведение»
В начале 1970-х Сальвадор Дали начал экспериментировать со стереоскопической техникой письма. Он пытается получить объемное изображение, «выход в третье измерение».
Его картина «Дали со спины, пишущий Галу со спины…» напоминает шедевр «Менины» Веласкеса – еще одного художника, которого Дали очень ценил. А расположение мастера за мольбертом спиной к зрителю – оммаж все тому же Вермееру Делфтскому.
Главная героиня картины – Гала, жена Дали. Ее настоящее имя – Елена Дьяконова, она была родом из России. Художник познакомился с ней в 1929 году, когда она была замужем за французским поэтом Полем Элюаром. Сальвадор и Гала полюбили друг друга с первого взгляда. На первое свидание Дали пришел в драной рубашке, вместо духов использовал козий навоз, а подмышки подкрасил синей краской. Гала оценила его эксцентричный вид. Вскоре она развелась с Элюаром. Через три года Сальвадор сделал ей предложение. Этот союз был идеальным – влюбленные сходились в самом главном: Дали – гений.
Гала умерла на семь лет раньше своего супруга. Он тяжело переживал эту потерю и практически перестал творить. К слову, незадолго до смерти Гала стала бояться нищеты, хотя предпосылок к этому не было никаких. Тем не менее она даже просила мужа подписывать чистые листы бумаги, чтобы в случае финансовых проблем их можно было бы продавать как автографы. Он подчинился, хотя это было опасно: на листках недобросовестный покупатель в теории мог разместить что угодно: и рисунки, и долговые расписки.
«Дали со спины, пишущий Галу со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, временно отраженными в шести настоящих зеркалах. Стереоскопическое произведение»
В начале 1970-х Сальвадор Дали начал экспериментировать со стереоскопической техникой письма. Он пытается получить объемное изображение, «выход в третье измерение».
Его картина «Дали со спины, пишущий Галу со спины…» напоминает шедевр «Менины» Веласкеса — еще одного художника, которого Дали очень ценил. А расположение мастера за мольбертом спиной к зрителю — оммаж все тому же Вермееру Делфтскому.
Главная героиня картины — Гала, жена Дали. Ее настоящее имя — Елена Дьяконова, она была родом из России. Художник познакомился с ней в 1929 году, когда она была замужем за французским поэтом Полем Элюаром. Сальвадор и Гала полюбили друг друга с первого взгляда. На первое свидание Дали пришел в драной рубашке, вместо духов использовал козий навоз, а подмышки подкрасил синей краской. Гала оценила его эксцентричный вид. Вскоре она развелась с Элюаром. Через три года Сальвадор сделал ей предложение. Этот союз был идеальным — влюбленные сходились в самом главном: Дали — гений.
Гала умерла на семь лет раньше своего супруга. Он тяжело переживал эту потерю и практически перестал творить. К слову, незадолго до смерти Гала стала бояться нищеты, хотя предпосылок к этому не было никаких. Тем не менее она даже просила мужа подписывать чистые листы бумаги, чтобы в случае финансовых проблем их можно было бы продавать как автографы. Он подчинился, хотя это было опасно: на листках недобросовестный покупатель в теории мог разместить что угодно: и рисунки, и долговые расписки.
vinalnik
Решенная в ироничном ключе картина, где на пьедестале с надписью названия работы стоит на костылях аморфное мягкое лицо, которое Дали считал своим автопортретом, и лежит ломтик жареного бекона — символ органической материи и непременный элемент завтрака в нью-йоркском отеле Сент-Реджис. Дали постоянно вспоминал лоскуток содранной кожи, с которым Микеланджело изобразил себя в Сикстинской капелле Ватикана, и доказывал, что самая стойкая часть нашего существа — это не дух и не жизненная сила, а наша кожа.
«Мягкий автопортрет с жареным беконом»
Один из самых известных автопортретов Дали также показывают в России в первый раз. Художник создал его в 1941 году, когда переехал в Соединенные Штаты Америки. Узнать его в персонаже, лицо которого, кажется, лишено костей, можно по знаменитым тонким усам, закрученным вверх.
В своей автобиографической книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» художник говорит о творческом перерождении – а именно так он относился к этому автопортрету – через образ змеи, сбрасывающей кожу.
«Я убил свое прошлое, чтобы избавиться от него. Так змея избавляется от своей старой кожи – моя старая кожа в таком случае бесформенная и революционная послевоенная жизнь. Эти строки – конвульсии, которые позволят мне отбросить в забвенье последние куски прошлого, еще приставшие ко мне. Новая кожа и новая земля! Земля свободы, столь возможной, земля Америки, предпочитаемая потому, что она молода и не затронута даже тенью драмы… Речь идет не о косметической хирургии или увечье, но о возрождении. Я не отрекаюсь ни от чего. Я продолжаюсь», – писал он.
На постаменте рядом с фигурой лежит полоска жареного бекона. «Моя живопись – это жизнь и пища, плоть и кровь», – так пояснял Дали значение этого элемента.
"Корзинка с хлебом" Сальвадора Дали - предтеча гиперреализма
Если рассматривать оригинал с помощью лупы, можно заметить, что детально выписаны не только отдельные прутья корзинки, но даже и едва заметные темные точечки на них, абсолютно такие же, какие можно наблюдать в реальности. Что до хлебной горбушки - она, стоит посмотреть на нее чуть подольше, начинает в буквальном смысле обретать трехмерность и материализовываться. Кажется, этот хлеб вот-вот можно будет потрогать и ощутить под пальцами хруст корочки и нежную его мякоть.
Кстати, именно этот "квазиреализм", так несвойственный фантасмагорически-галюциногенному Дали, вкупе с безукоризненной техникой и поражают наших туристов в первую очередь. .
Читайте также: