Разрешено ли в киргизии многоженство
В Кыргызстане предлагают легализовать многоженство. На этот раз инициативу озвучили в партии "Келечек –Будущее", которая пытается попасть в городской совет Бишкека: ее кандидат Назира Абдыкайымова прямо заявила, что "партия выступает за узаконивание подобной формы брака".
"В связи с экономическими и социальными проблемами в нашем государстве сейчас очень много незаконных браков и незаконнорожденных детей. Это уже огромная проблема для нашей нации. Партия "Келечек – Будущее" выступает за узаконивание двоеженства и тем самым планирует решить много проблем – социальных, экономических – в нашем государстве", – заявила политик.
На "Келечек – Будущее" почти сразу пожаловались в Центризбирком. Одна из партий-конкурентов написала заявление о том, что это предложение нарушает закон: Уголовный кодекс Кыргызстана многоженство запрещает. Но на деле и в Кыргызстане, и в соседних странах оно существует. Сторонники этой практики ссылаются на то, что брать вторую жену разрешает Коран, а чтобы обойти закон, оформляют религиозный брак, но не регистрируют его официально.
Противников у многоженства в Кыргызстане много, в том числе среди прохожих на улице, сообщает издание «Настоящее время». "Нужно жить с одной женой. Легализовать многоженство – это неправильно", – подчеркивает женщина в платке. "Это неправильно. Как можно взять двух жен вообще? Мы никогда не поддержим такие законы", – согласен с ней молодой человек. "Я тоже согласен с другом. Разве так можно? Есть, конечно, такие, которые не могут одну жену прокормить и еще вторую берут", – поддерживает его еще один житель Бишкека..
Мнения, что жена должна быть одна, придерживаются и многие соперники Абдыкайымовой. "Продвигая идею многоженства, партия дискриминирует женщин, ставя мужчин в положение превосходства над женщинами, – подчеркивает Урман Насыкулов, кандидат в депутаты горсовета Бишкека. – Это наносит урон институту семьи в привычном нашем традиционном понимании. Меня воспитывали так: одна женщина, одна семья, одна любовь на всю жизнь".
Не одна. Почему женщины в Кыргызстане соглашаются на роль второй жены
Последние двадцать лет в повестке Кыргызстана то и дело всплывает вопрос о легализации многоженства, которое запрещено законом еще с советских времен. Несмотря на то, что каждый раз эти инициативы проваливаются и в целом большинство кыргызстанцев выступает против, исследователи говорят о росте числа полигамных браков в стране. В частных разговорах выясняется, что у многих есть хоть какие-то знакомые, живущие в таких союзах.
"Меня муж больше всех из вас любит", - хвастается сидящим вокруг женщинам в национальных киргизских одеждах героиня рекламного ролика известной ювелирной компании. Они демонстрируют друг другу украшения - подарки от мужа - и с подчеркнутым удовольствием отмечают безупречный вкус дарителя. Довольно быстро становится очевидно, что щедрый супруг у них один на троих.
50-летняя Зуля* при виде этой рекламы презрительно фыркает носом и быстро вытирает будто невзначай набежавшие в уголках глаз слезы. Сидя в современной бишкекской квартире, Зуля сильно отличается от женщин из видео. У нее короткие непокрытые волосы, на ней джинсы и белая рубашка мужского кроя. Из украшений - только тонкое золотое обручальное кольцо. Но тема ролика ей ближе, чем кажется: в статусе второй жены она живет уже 15 лет.
Зуля и ее избранник встретились на работе, он был ее заместителем. Несмотря на то, что он был женат, говорит она, они влюбились друг в друга с первого взгляда.
"Затем началась вся драма, - рассказывает Зуля. - Он сначала обещал развестись со своей женой, потом оттягивал из-за ее болезни, потом из-за детей, а потом и вовсе выяснилось, что он и не собирался разводиться, а я уже была беременна дочкой".
Вскоре после того как Зуля забеременела, об их союзе узнали и первая жена, и родственники с обеих сторон. Все девять месяцев сопровождались скандалами, разбирательствами и проклятиями.
Автор фото, Magerram Zeynalov
"Не поверю, что такая идиллия, как в этой дурацкой рекламе, бывает - это травма для обеих женщин и их детей. Даже не знаю, кому из нас приходится хуже", - говорит Зуля.
Двое ее детей видят отца сейчас лишь два раза в неделю, остальное время он проводит с другой семьей - каждый раз Зуле приходится придумывать истории о том, куда уехал их папа. Обе жены знают друг о друге, но продолжают друг друга яростно ненавидеть. Во всех своих неудачах и бедах Зуля винит свой брак и свою соперницу.
"Больше всего беспокоюсь, что дети выяснят от посторонних людей, когда подрастут, что у отца другая семья и дети. С родственниками мы не церемонились, просто поставили их в известность, когда поженились, - рассказывает Зуля. - Жалею сейчас о многом, жаль, что жизнь заново не проживешь".
Юридически Зуля своему мужу никто. Многоженство в Кыргызстане незаконно, и в теории за него даже предусмотрено наказание.
Тем не менее муж - единственный владелец их общего имущества: квартиры, машины и коттеджа на берегу озера Иссык-Куль, куда они ездят летом отдыхать. Семейные торжества у родственников Зули они посещают вместе, как пара. Семья мужа ее не приняла.
Автор фото, Magerram Zeynalov
Многоженство в Таджикистане: крепкое плечо и деньги
В действительности, однако, вторые жены не обретают защищенности, оказываясь в полной зависимости от мужчин.
"Жены бесправны, – сказала Би-би-си правозащитница Татьяна Бозрикова, – если распадается семья со второй женой, то она может вообще ничего не получить. Дети от такого брака тоже остаются ни с чем".
Многоженство в Таджикистане официально запрещено. Однако шариат разрешает правоверному мусульманину иметь четыре жены, то есть второй и последующие браки женатого мужчины не регистрируются, но освящаются муллой.
И поскольку влияние религии в Таджикистане в последние годы заметно усилилось, то в стране немало тех, кто согласен с правом мужчины иметь несколько жен. В обществе полагают, что многоженство спасает тысячи таджикских женщин, оставшихся в одиночестве в результате гражданской войны и массовой трудовой миграции молодых мужчин.
Уголовный кодекс против шариата
В 2019 году без громких дискуссий в уголовный кодекс Кыргызстана были внесены изменения: из статьи о многоженстве убрали наказание в виде лишения свободы, и теперь за "сожительство и ведение общего хозяйства" с более чем одной женщиной можно получить либо сравнительно небольшой штраф до 30 тысяч сомов (чуть более 350 долларов), либо общественный работы.
Но и когда статья подразумевала тюремный срок до двух лет, приговоров по ней почти не выносилось. Одним из немногих, кого пытались привлечь к уголовной ответственности за многоженство, был бывший президент страны Курманбек Бакиев. В 2010 году в результате Тюльпановой революции он бежал из страны вместе со своей второй женой и детьми и с тех пор находится в Беларуси.
В 2018 году в правительстве говорили, что за последние пять лет по статье о многоженстве было возбуждено лишь пять уголовных дел.
Автор фото, Magerram Zeynalov
32-летняя Айдай* второй раз вышла замуж за уже женатого человека - с первым мужем она развелась, потому что он, по ее словам, пил. Новый мужчина - Таалай* - привлек ее своей набожностью: "Я хоть и мусульманка, но не читала намаз, мало знала о религии, а он казался таким правильным, все время цитировал Коран. Учил меня как одеваться, вести себя и даже готовить, воспитывать детей. Я все принимала на веру".
Через два месяца после начала их отношений Таалай предложил пожениться. "Он утверждал, что наши свидания и отношения грешны без нике, и на одном из таких свиданий просто усадил меня в машину вместе с имамом и еще одним мужчиной-свидетелем, и мы поженились, - рассказывает Айдай. - Там же он пообещал, что позаботится обо мне и моих детях и никогда не бросит".
Айдай знала, что ее избранник женат, но поверила обещаниям, что он сможет обеспечивать обе семьи и быть справедливым, как прописано в Коране. Но все оказалось не так, утверждает она: Таалай ее ревновал и контролировал, а его родственники и первая жена угрожали ей.
"Когда я поняла, что муж не собирается помогать с ребенком, и он, бросив нас, уехал в Россию, я обратилась в милицию, - говорит Айдай. - Просила привлечь его по статье "многоженство", но они отказались, объяснив это тем, что статья предполагает, что обе жены проживают под одной крышей. Конечно, у меня нет никаких доказательств: ни свидетельства о браке, ни заявления со стороны первой жены".
О своем опыте Айдай решила рассказать в ток-шоу на одном из бишкекских телеканалов - чтобы ее не узнали, она давала интервью в маске.
После показа передачи в ее адрес посыпались угрозы и оскорбления, ее обвиняли в корысти и вранье - в соцсетях ругались, что Айдай намеренно порочит мусульман и оскверняет разрешенное в Коране многоженство.
Шариат действительно позволяет мужчине иметь до четырех жен, при условии что он способен содержать их и относиться ко всем справедливо. Именно религией объясняет свое желание жениться второй раз Таалай.
"Я в принципе не собирался жениться снова, это произошло по воле Аллаха, познакомился с Айдай случайно, - рассказывает он. - Хотел помочь ее детям от первого брака, а потом предложил ей выйти замуж за меня, потому что в исламе если из-за тебя кто-то станет на путь религии, это очень хорошо. Я думал, что таким образом спасу и Айдай, и ее детей".
На вопрос о том, почему он сразу не поделился благими намерениями с первой женой, Таалай отвечает отсылкой к истории Кыргызстана: "Мы, кыргызы, слишком долго прожили вне религии из-за Советского союза, уже забыли, как это делается. Такие браки у людей темных, не понимающих вызывают отрицание и осуждение, поэтому я решил, что всему свое время. Хотел постепенно подготавливать жену психологически и сообщить ей. К тому же пророк, чьим хадисам (наставлениям - Би-би-си) мы следуем, не обязует получать согласие жены или родителей, чтобы вновь жениться. Ответ держишь только перед Всевышним".
Таалай тоже жалеет о браке с Айдай: по его словам, она оказалась "интриганкой и аферисткой". Говорит, что она изводила его ревностью, нашла номер его первой жены и начала писать ей. В результате первая жена ушла от него и забрала детей.
Но в самой концепции многоженства Таалай не разочаровался: по его словам, у него множество счастливых знакомых с несколькими женами, где женщины ладят друг другом и если не общаются, то по крайней мере принимают ситуацию как есть.
Помогающие женщинам благотворительные организации ему не верят. "К нам часто обращаются обманутые молодые девушки и женщины, которые остались без крова, документов и часто подвергались насилию в семье. Им просто некуда потом идти, и они никак не могут доказать госорганам, что были замужем и имеют право на алименты", - говорит основатель кризисного центра "Сезим" Бубусара Рыскулова.
Многоженство в Кыргызстане
Депутат Кыргызского парламента не скрывает, что имеет нескольких жен. И он далеко не единственный в республике. Несмотря на то, что многоженство в Кыргызстане уголовно наказуемо, это явление в стране весьма распространено. Почему кыргызские женщины соглашаются на брак с женатыми мужчинами? - узнавала корреспондент НВ Жибек Бегалиева.
"Вы хоть раз слышали, чтобы одна из моих жен дала пресс-конференцию или написала заявление в милиция про меня?" - то, что депутат кыргызского парламента Турсунбай Бакир – многожонец, он не скрывает. Сколько именно у него спутниц жизни неизвестно. Бывший правозащитник держит это в тайне. Говорит, их не больше восьми.
"Если жена больна или не может родить, зачем разводиться? Можешь взять, с ее согласия, еще одну жену. Которая будет тебе не только женой, но и будет сестрой твоей жене", - объясняет свою позицию депутат Турсунбай Бакир.
Нуриза стать "сестрой для остальных супруг" депутата не смогла. Два года бывшая актриса была младшей женой Турсунбая Бакира. Рожала детей, носила платки и длинные в пол платья. А год назад развелась.
"Конечно, наверное они ревновали. Я намного моложе их была. Но наверняка сказать не могу. Он относился ко всем женам одинаково, если дарил какие-то подарки, то дарил всем", - рассказывает актриса Нуриза Бурханова.
"Я – вторая жена, хотя кто знает, может и третья, четвертая или десятая. Но главное у меня есть муж, кыргыз причем.Он меня поддерживает. У нас есть сын. Некоторые не хотят рассказывать, а я вот могу", - говорит певица певица Роза Шакирова.
Роза Шакирова - известная в республике певица. Ведет светский образ жизни и свой выбор оправдывает далеко не религиозными взглядами.
"Лучше, чем выходить замуж за иностранца, быть десятой женой кыргыза. Потому что надо увеличивать численность кыргызов, нас и так мало", - уверена Роза Шакирова.
Сколько таких женщин хотели бы стать единственными женами, сказать нетрудно. Большинство. Для некоторых из них участь токолки не всегда приятна, а иногда и унизительна.
Скандал вокруг ролика с участием главного муфтия Кыргызстана разгорелся больше года назад. Женщина на видео оказалась второй женой духовного лидера республики . Несмотря на то, что часть общества встала на защиту Рахмутуллы Эгембердиева, его жене пришлось пережить сильнейший стресс.
"Было тяжело. В интернете много чего писали. Я сама читала. Говорили: "проститутка, девушка легкого поведения". Но господь все видит. Надеюсь в судный день он призовет к ответсвенности тех, кто это сделал", - рассказала корреспонденту НВ жена муфтия.
Многие эксперты связывают многоженство с ростом уровня религиозности населения. Шариат, как известно, допускает наличие четырех жен.Однако? как заявляют в муфтияте, при этом должны быть соблюдены определенные правила, которые некоторые мужчины игнорируют. Как и то, что многоженство в Кыргызстане все еще уголовно наказуемо.
Сколько в стране вторых жен?
Таджикские власти несколько лет назад пытались подсчитать количество вторых жен. Однако, по словам экономиста Фируза Саидова, все данные могут быть только оценочными.
Согласно проведенному в 2010 году социологическому опросу, каждый восьмой таджикский мужчина имеет семью на стороне. Причем речь идет не только о вторых женах, но и, бывает, о третьих и четвертых.
"Многоженство, в основном, распространено в южных регионах страны. Развито оно среди людей с высоким доходом. Немало среди многоженцев государственных чиновников", – полагает Фируз Саидов.
Аналитики говорят, что таджикское общество столкнулось с совершенно новой для себя проблемой, решить которую чрезвычайно сложно в нынешних условиях развития страны. Мужчин в стране не хватает, причем не только на производстве. Через несколько лет остро будет стоять демографический вопрос.
"Найти себе спутника жизни таджичке сегодня легче в Москве, чем на родине", - уверена правозащитница Ойнихол Бобоназарова.
По ее словам, особенно чувствуется отсутствие мужчин в сельских регионах.
Проблему Бобоназарова объясняет двумя факторами. Первый – это прошедшая в Таджикистане гражданская война, в ходе которой погибло, по разным оценкам, от 50 до 100 тысяч человек, главным образом, мужчин.
Второй фактор – трудовая миграция. Жены трудовых мигрантов остаются фактически без мужей. Таджикские гастарбайтеры едут в Россию и забывают о старых семьях, создавая новые.
Женское население страны по численности сегодня серьезно превышает мужское.
Многоженство в исламе: где разрешено, а где вне закона
В странах, где мусульмане составляют значительную часть населения, отношение к многоженству различается - практика культивируется с разной степенью интенсивности в зависимости от района или региона.
С одной стороны, на карте мира мы можем найти страны, где многоженство пользуется неоспоримым уважением (ОАЭ, Саудовская Аравия, сельские районы Йемена) и регионы, где брак более чем с одной женщиной является признаком богатства и высокого статуса (Чад, Камерун, Гвинея).
Кроме того, в некоторых регионах популярность полигамии временно возрастает из-за конфликтов или периодов экономической нестабильности (Некоторые регионы Сирии, Афганистан).
С другой стороны, в странах, где проживает очень высокий процент мусульман и где мы ожидаем увидеть интерес к полигамии (например, в Бангладеш, Кувейте или Бахрейне), эта практика, хотя и законная и социально приемлемая, определенно сокращается из-за расходов, связанных с созданием новых браки.
Свадьбы и поддержка семьи обходятся очень дорого, и в Бангладеше муж нескольких жен должен платить по этой причине высокий налог.
Более того, многоженство запрещено законодательством некоторых мусульманских стран.
Где полигамия незаконна?
В некоторых странах, чтобы ограничить соблюдение этого неоднозначного обычая, в Гражданский кодекс и Семейный кодекс ввели дополнительные условия, выполнение которых должно подтверждаться соответствующими документами.
В Марокко (с 2004 г.) и Алжире (с 2005 г.) изменения в семейном праве значительно затруднили заключение полигамных отношений.
Мужчина, желающий жениться на другой жене, должен явиться в суд с письменного согласия предыдущих жен и новой жены на этот тип брака.
Кроме того, в Марокко мужчина должен доказать, что он соответствует финансовым требованиям, установленным законом, а в Алжире он должен доказать суду серьезную причину для вступления в другие отношения.
В Марокко несоблюдение вышеуказанных положений карается 3 годами тюремного заключения.
Интересно, что в Конго или Центральноафриканской Республике решение о возможном браке с более чем одной женщиной должен принимать мужчина до своей первой свадьбы.
Это означает, что законность полигамии гарантируется путем информирования первой жены о возможности прибытия будущих жен до вступления в первый брак.
Если бы мы хотели оценить влияние полигамии на жизнь мусульманских общин, нам пришлось бы рассматривать каждую страну отдельно с ее конфликтами, традициями и имущественным статусом ее жителей.
А в некоторых случаях вам придется разбить страны на регионы или посмотреть на обычаи отдельных городов или районов.
Многоженство как борьба за права женщин
Единственное, что отличает подобные браки от простого сожительства, - это нике (никях или никах) - мусульманский обряд бракосочетания, который проводит имам. Предполагается, что такой обряд можно проводить только при наличии свидетельства о браке из ЗАГСа, но часто этим правилом пренебрегают. В духовном управлении мусульман Кыргызстана отказались комментировать эту тему.
Отсутствие свидетельства о браке чаще всего становится проблемой при оформлении документов на общих детей и общее имущество. При расставании женщина не может доказать свои права на собственность или получать алименты для детей. Этот аргумент - нарушение прав женщин - парадоксальным образом используют общественные и религиозные деятели, которые добиваются легализации многоженства в Кыргызстане.
Этот вопрос продолжает всплывать в повестке последние 20 лет: его обсуждали в парламенте в 2002 году, затем в 2007-м узаконить многоженство предлагал министр юстиции, а в 2016 году к обсуждению снова вернулся парламент (дискуссии ничем не закончились).
При этом некоторые из авторов соответствующих инициатив открыто заявляют, что сами подают успешный пример. Самым обсуждаемым стало заявление ныне покойного муфтия республики, пользовавшегося огромной популярностью как у мусульман в Кыргызстане, так и за границей.
"Я не был намерен жениться еще раз, но встретил женщину 30 лет - вдову, которая с детьми жила и работала в Турции, пыталась прокормить своих детей, работая няней. Я ее взял в жены, чтобы помочь ей и ее детям, - говорил Чубак Ажы Жалилов в ролике на своем YouTube-канале, на который подписаны почти 100 тысяч человек. - Моя первая жена немного ревнует, но у нее есть на это право, а я решился на этот шаг, чтобы показать пример своим соотечественникам, как не дать нашим киргизским девушкам пропасть на чужбине".
Автор фото, Magerram Zeynalov
Еще один подобный скандал случился за три года до этого с верховным муфтием страны Рахматуллой Эгембердиевым. Он был вынужден уйти в отставку после публикации интимного видео, где он запечатлен с неизвестной молодой женщиной. Защищаясь от обвинений во внебрачных отношениях и супружеской измене, муфтий заявил, что уже четыре года женат и на этой девушке.
Как правило, такие признания вызывают резкую критику общественности, но находятся и сочувствующие. Одна из самых ярых публичных сторонников легализации многоженства - общественный деятель и бывшая журналистка Назира Бегим. Она обращалась с соответствующей петицией к президенту и организовывала круглый стол для единомышленников.
Бегим считает, что таким образом в стране можно искоренить проституцию и семейное насилие (ее логика основывается на стереотипе о том, что верующий мусульманин не бьет свою жену - соответственно, лучше быть второй женой богобоязненного человека, чем единственной супругой агрессивного алкоголика).
Главный аргумент Назиры, впрочем, - это сохранении нации: Бегим пропагандирует браки с киргизами, а не иностранцами и материнство как главную роль женщины. По ее словам, "корысть и ненужная ревность" - это бесполезные для киргизок качества. В комментариях под ее YouTube-эфирами поддержку таким взглядам выражают в основном мужчины.
Две жены — норма. В каких странах разрешено многоженство
Ислам ограничивает число жён до четырёх. При этом мужчина должен соблюдать так называемый "равноправный брак". Это значит, что каждую жену он должен обеспечить всем необходимым (жильём, едой, одеждой и т.д.) и обязан проводить с каждой супругой равное количество времени. А вот любить всех жён одинаково муж не обязан. Но если не можешь их всех обеспечить — довольствуйся одной.
По шариату многожёнство для мужчины может быть желательным, нежелательным или запретным.
Если жена больна, бесплодна или не оберегает целомудрие мужа, а он хочет ребёнка, ему желательно жениться на другой
Если мужчина берет ещё одну жену без особой нужды или для того, чтобы улучшить положение в обществе, такое многоженство нежелательно.
Если мужчина беден или не уверен в своих силах и в том, что он сможет в равной степени обеспечивать своих жён, то многоженство для него — харам, то есть грех.
Афганская женщина в парандже на заснеженных улицах Кабула/Reuters Афганская женщина в парандже на заснеженных улицах Кабула/ReutersВ каких мусульманских странах многожёнство запрещено законом
В Турции Ататюрк официально запретил многожёнство 5 августа 1924 года. По закону турок может иметь только одну жену, хотя на юго-востоке страны, в курдских провинциях и в приграничных с Сирией районах, многожёнство продолжают практиковать. Повторные браки заключаются муллами, но не имеют юридической силы и преследуются по закону.
Тунис запретил полигинию в 1959 году.
В Туркменистане многожёнство запретили 1 сентября 2018 года.
В Киргизии и Узбекистане за полигинию можно получить срок, хотя в этих странах еще свежи воспоминания старшего поколения о двух и более женах, и многожёнство практикуется на бытовом уровне.
В Казахстане , как в светском государстве, многожёнство запрещено. Но в 1998 году его вывели из числа уголовно наказуемых актов. Многожёнство несколько раз пытались легализовать, последний раз — в 2008 году. В феврале 2011 года кандидат в президенты Асылбек Амантай Хантемирулы сделал легализацию многожёнства одним пунктов своей предвыборной кампании.
Где многоженство официально разрешено и ограничивается только законами шариата
В основном, это страны, в судебных системах которых доминируют законы шариата. Это Бруней , где у султана у Хассанала Болкиаха было две жены. Было, потому что он, будучи женат на своей первой жене, взял в жёны стюардессу, потом развелся с ней и женился на тележурналистке. Однако вскоре развелся и с ней и остался при своей первой жене. В Саудовской Аравии многоженство, кроме как шариатом, никак не ограничивается. В 2017 году в стране даже хотели создать академию многоженства. В ОАЭ, Афганистане и Йемене полигиния тоже разрешена.
Султан Брунея Хассанал Болкиах с двумя своими женами/Reuters Султан Брунея Хассанал Болкиах с двумя своими женами/ReutersГде полигиния разрешена законодательно, но с оговорками
В стране есть две категории брака. Гражданский брак — для не мусульман и запрещает полигамию и однополые браки. Мусульманский брак — для пар, где оба партнера мусульмане. В этом случае мужчина по законам шариата может иметь до 4 жён. Но он должен получить их письменное согласие и предоставить доказательства того, что он финансово может обеспечить всех своих дам. Похожая ситуация в Филиппинах, Индии и Малайзии: многожёнство законно только для мусульман.
Малайзиец и его жёны/Reuters Малайзиец и его жёны/ReutersМногожёнство официально разрешено, но поправки 2004 года его сильно ограничивают. Муж должен доказать, что у него достаточно денег, чтобы содержать двух жён, и иметь письменное разрешение первой жены.
Многожёнство разрешено законом о браке 1965 года с оговоркой, что жёны дают письменное согласие.
Многожёнство официально разрешено с письменного согласия жены. Но в последнее время полигиния активно пропагандируется и раскалывает общество. Например, в Instagram рекламируют сервис с бесплатными тренингами по полигамии.
Согласно Алжирскому семейному кодексу, принятому в 1984 году, многожёнство разрешено с письменного согласия властей. Муж должен уведомить первую жену, доказать суду, что у него есть веская причина на повторный брак и что он в состоянии обеспечить обеих жён.
Женщины в Алжире протестуют против Семейного кодекса и многоженства, 1998 год / Reuters Женщины в Алжире протестуют против Семейного кодекса и многоженства, 1998 год / ReutersВ 2019 году сирийский парламент принял меры, ограничивающие полигинию в стране. Теперь муж должен получить согласие первой жены. Кроме того, жена может наложить ряд ограничений на второй брак. Например, сказать, что не желает жить со второй женой в одном доме. Тогда мужу придется покупать ещё одно жильё, что накладно.
Полигиния в стране разрешена законом 1959 года, но нужно получить разрешение суда. Для этого муж должен доказать свою финансовую состоятельность и привести вескую причину для второго брака. Например, бесплодие своей первой жены.
В 1998 году запрет на многожёнство был снят . Чтобы завести новую жену, мужчина должен получить письменное соглашение от первой жены. Она должна написать этот документ в присутствии государственного чиновника, чтобы не было давления со стороны мужа и его родственников. Кроме того, мужчина должен предоставить письменное согласие своего духовного наставника.
А что у нас?
В России споры вокруг многожёнства случаются на Кавказе. За полигинию в Чечне ещё в 2006 году выступал Рамзан Кадыров. В 1999 году президент Ингушетии Руслан Аушев разрешил многожёнство в республике, даже несмотря на федеральный запрет. Он поручил ЗАГСам регистрировать такие браки, но Минюст России быстро прикрыл эту практику.
Откуда взялись четыре жены мусульман? О многоженстве в исламе
В исламе многоженство чем-то похоже на йети. Все слышали о нем, некоторые говорят, что видели его, некоторые утверждают, что пережили столкновение третьей степени, но, в конце концов, немногие могут сказать, откуда появился Йети и существует ли он на самом деле. Попробуем собрать основные сведения об этом явлении.
Как вы могли заметить из начала этого текста, я упорно использую термин «полигамия», а не «полигамия». Почему? Ислам допускает только один тип полигамных отношений - полигамность, то есть когда мужчина женится на нескольких женщинах. Другой тип многоженства, при котором женщина поддерживает отношения более чем с одним мужчиной, - многомужество - неприемлем в исламе. Поэтому слово «многоженство», которое напрямую относится ко многим женам, а не мужьям, кажется мне гораздо более точным.
Откуда возникла многоженство в исламе?
Несколько факторов, вероятно, говорили в пользу санкционирования полигамии в исламе. Во-первых, ислам на Ближнем Востоке вырос не в религиозном вакууме. Многоженство практиковалось в других религиозных системах, предшествовавших возникновению ислама, и как таковое было социально приемлемым на Ближнем Востоке. Ислам добавил к существующему обычаю количественный предел (до четырех жен одновременно) и обязательство относиться к замужним женщинам одинаково (см. Цитату ниже).
Во-вторых, всеобщее признание полигамии в исламе должно было произойти после битвы при Ухуде в 625 году нашей эры. Сообщается, что в результате битвы многие мусульманские воины погибли, оставив своих жен и детей без поддержки и ресурсов. Из-за возникшего демографического неравенства мусульманам должно было быть предоставлено право вступать в повторный брак с вдовами умерших, чтобы заботиться о них, не допустить их попадания в бедность и противодействовать риску аморального поведения овдовевших женщин. Комментаторы Корана (например, Али Юнал) также указывают, что сура, содержащая аяты, разрешающие многоженство, или 4 сура, должна была быть написана примерно на 6-м году хиджры, или около 627 года.
В-третьих, пример Мухаммеда, последнего пророка ислама, определенно имел значение. Как религиозный, но также политический, военный и общественный лидер, значение которого возрастает, Мухаммед заключил союзы с племенами Аравийского полуострова и за его пределами. Традиционно последующие союзы скреплялись браком. Мухаммед должен был заключить ряд таких союзов в так называемый год посольств, то есть после захвата Мекки в 630 году. Из-за его особой роли в мусульманском сообществе Мухаммед был единственным, у кого одновременно было более четырех жен.
Сегодня среди оправданий полигамии мусульманские богословы упоминают демографический дисбаланс между женщинами и мужчинами и защиту морали «избыточных» женщин в обществе. Другими словами, поскольку женщин в мире больше, чем мужчин, и каждому из них нужен муж и защитник, мужчинам следует разрешить иметь более одной жены.
Где в Коране встречается многоженство?
Разрешение на многоженство появляется в Коране в суре 4, озаглавленной «Женщины». Здесь мы также находим корни требований справедливого обращения с замужними женщинами и других законов, касающихся брака, наследования и опеки над сиротами.
Так что женитесь на женщинах
, которые вам нравятся
- двух, трех или четырех.
Но если вы боитесь,
что не станете праведником,
женитесь только на одном
или на тех, кого подавляет ваша правая рука.
Вам более уместно
не поступать несправедливо.
(Коран, 4: 3, перевод Я. Билевски)
Действительно ли полигамия работает в мусульманских странах?
В странах, где мусульмане составляют значительную часть населения, отношение к многоженству различается - эта практика культивируется с разной степенью интенсивности в зависимости от местности. С одной стороны, карта мира включает страны, где полигамия пользуется неослабным уважением (ОАЭ, Саудовская Аравия, сельские районы Йемена) и где брак с более чем одной женщиной является признаком богатства и высокого статуса (Чад, Камерун, Гвинея). Кроме того, в некоторых регионах популярность полигамии временно возрастает из-за конфликтов или периодов экономической нестабильности (Сирия за пределами Рожавы, Афганистан).
С другой стороны, в странах, где проживает очень высокий процент мусульман и где мы ожидаем увидеть интерес к полигамии (например, в Бангладеш, Кувейте или Бахрейне), эта практика, хотя и законная и социально приемлемая, определенно находится в упадке из-за к расходам, связанным с заключением нового брака. Свадьбы и поддержка семьи обходятся очень дорого, и в Бангладеш муж нескольких жен должен платить по этой причине высокий налог.
Где полигамия незаконна?
Более того, многоженство запрещено законом в каждой мусульманской стране.
В некоторых странах, чтобы ограничить возникновение этого обычая, Гражданский кодекс ввел дополнительные условия, выполнение которых должно подтверждаться соответствующими документами. В Марокко (с 2004 г.) и Алжире (с 2005 г.) изменения в семейном праве существенно затруднили заключение полигинных отношений. Мужчина, желающий жениться на другой жене, должен явиться в суд с письменного согласия предыдущих жен и новой жены на этот тип брака. Кроме того, в Марокко мужчина должен доказать, что он соответствует финансовым требованиям, установленным законом, а в Алжире он должен доказать суду серьезную причину для вступления в другие отношения. В Марокко несоблюдение вышеуказанных положений карается 3 годами тюремного заключения.
Интересно, что в Конго или Центральноафриканской Республике решение жениться на нескольких женщинах должно быть принято мужчиной до его первой свадьбы. Это означает, что законность полигамии гарантируется путем информирования первой жены о возможности прибытия будущих жен до вступления в первый брак.
Если бы мы хотели оценить влияние полигамии на жизнь мусульманских общин, нам пришлось бы рассматривать каждую страну отдельно с ее конфликтами, традициями и имущественным статусом ее жителей. А в некоторых случаях вам придется разбить страны на регионы или посмотреть на обычаи отдельных городов или районов. Тема очень обширная, поэтому мы к ней обязательно вернемся.
Нужно получить разрешение первой жены
По словам имам-хатиба Салохиддина Мирзоева, ситуация с многоженством в стране не имеет ничего общего с исламом.
Подпись к фото,Таджикские старшеклассницы часто должны выбирать между продолжением учебы и замужеством
"Да, мусульманину разрешено иметь четыре жены, – сказал имам в интервью Би-би-си, – Но почему-то мужчины забывают, что вторую жену можно взять только с разрешения первой. А многие ли многоженцы интересуются ее мнением?"
Мирзоев говорит, что по исламским законам ко всем женам необходимо относиться одинаково.
"Можно ли говорить, что так и происходит в реальной жизни? Нет! Поэтому не надо упоминать об исламе", - восклицает священнослужитель Салохиддин Мирзоев.
Действительно, обычно мужчины не спрашивают мнения своих первых жен по поводу возможности жениться вторично, и в результате многие женщины чувствуют себя обманутыми.
Чаще всего, первые жены в течение долгого времени могут лишь догадываться о существование второй или третьей жены.
Между тем, многие богословы оправдывают многоженство и считают, что властям необходимо поддерживать многоженцев.
Так, мулла Максуми Таварали из селения Яхч Нуробадского района убежден, что в условиях Таджикистана многоженство - это благо.
"Сколько женщин после войны вдовами остались?! Их просто необходимо пожалеть и помочь им. Многоженство спасет их от проституции, а детей таких женщин от голодной смерти", - уверен мулла Максуми Таварали.
Выйти за женатого
История женщины по имени Гульчехра во многом типична.
Ее рано выдали замуж. В Раштской долине, откуда родом Гулчехра, ранние браки не редкость. В регионе с сильными исламскими традициями девочки после окончания средних классов нередко просто перестают ходить в школу.
Но муж Гульчехры был убит в ходе гражданской войны. Она оказалась одной из двадцати шести тысяч таджикских женщин, овдовевших после кровопролитной войны, продолжавшейся с 1992 по1997 годы. Гулчехра осталась с двумя детьми, без работы и без специальности.
Поэтому она быстро согласилась выйти замуж за женатого мужчину.
"Естественно никакой официальной регистрации не было, – рассказывает Гулчехра, – это и стало основной причиной моего согласия стать второй женой. Этот брак стал для меня возможностью обрести сильное плечо и финансовую помощь. Я очень нуждалась в деньгах" - объяснила Гулчехра свое решение.
Но и второй брак Гулчехры продлился недолго. Первая жена, узнав о существовании у своего мужа второй семьи, пригрозила ему, что напишет заявление в правоохранительные органы.
Замуж или учиться?
Выход из ситуации, при которой религиозные установки противоречат законодательству Таджикистана, правозащитница Татьяна Бозрикова видит в договоре между духовными лицами и властями.
"Они должны договориться, чтобы священнослужители не освящали брак до тех пор, пока мужчина не предоставит справку из ЗАГСа", – считает Бозрикова.
По словам активистки женского движения Гулчехры Мирзоевой, решение проблем многоженства осложняет ментальность и национальные обычаи, когда главное предназначение девочки – это создание семьи и заботе о муже и детях.
"Многие девочки к 14-15 годам мечтают только о богатом, молодом и красивом муже. Образование стоит у них на последнем месте. О нем начинают задумываться, когда остаются одни с детьми, без денег и квартиры", – говорит Мирзоева.
Правовая незащищенность
По словам таджикской правозащитницы Гулчехры Мирзоевой, ситуация с ее тезкой из Раштской долины типична, а права вторых жен законом никак не защищены.
Официально многоженство в Таджикистане является уголовным преступлением. Нарушителям грозит штраф или тюремный срок до 2 лет. Но в судах страны дела о многоженстве практически не рассматриваются.
"В основном, о случаях многоженства становится известно после обращения в органы самих женщин. Но преступление это не относится к категории тяжких и, как правило, не предполагает лишения свободы. Все ограничивается штрафными санкциями", - подтвердил Русской службе Би-би-си представитель генеральной прокуратуры Таджикистана Абдурасул Холмуродов.
Женщины, как правило, скрывают статус второй жены, покрывая своих мужей-многоженцев в надежде на денежную помощь с их стороны.
Удел богатых и бедных
Назира Бегим утверждает, что "почти у каждого киргизского мужчины есть две жены, у некоторых даже три". Хотя это явное преувеличение, проверить это утверждение невозможно - такие браки нигде не регистрируются.
Достоверных исследований в последние годы не проводилось, если не считать доклада Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) от 2014 года: согласно ему, в полигамном союзе состояли 0,9% киргизских женщин в возрасте 15-49 лет.
В поисках героев для текста корреспондентка Би-би-си расспрашивала знакомых: одна рассказала, как ее тетя заработала нервный тик, когда дядя женился во второй раз, вторая - о том, как давно на две семьи живет дядя-военный. Третья - 27-летняя девушка - о том, как удивилась, узнав что две жены есть у ее посаженного отца (в Кыргызстане при заключении брака присутствуют посаженные мать и отец, которых паре выбирают родители. По своей роли они похожи на крестных родителей у христиан).
"Он на все торжества приходит дважды: сначала с одной женой на часик-другой, затем со второй, - говорит она. - Обе приносят идентичные подарки: одинаковые платки, конфеты и печенья в пакетах. Такое ощущение, будто он сам все покупает и отдает им".
Автор фото, Magerram Zeynalov
Несмотря на то, что почти у всех находились знакомые в таких союзах, на просьбу свести с героями для интервью почти все отвечали отказом - говорить об этом не принято.
Два опроса общественного мнения проводились на фоне законодательной инициативы по легализации многоженства в 2017 году. Исследователи "Коалиции за демократию и гражданское общество" и фонда ООН в сфере народонаселения (ЮНФПА) пришли к схожим выводам: за полигамные браки выступают чуть более 20% кыргызстанцев. При этом почти 27% опрошенных сказали, что среди их родственников и друзей есть многоженцы.
Исследователи этой темы, в том числе ООН, говорят о том, что полигамия становится все более распространенной в киргизском обществе. Причин несколько - в том числе усиление роли религии.
"К нормализации полигамии в киргизском обществе привел среди прочего распад Советского союза, в частности последовавший за этим экономический кризис и крах коммунистических идеологии и морали", - говорит профессор Вермонтского университета Мишель Коммерсио, которая изучает этот вопрос с 2013 года. Для большинства киргизов на смену коммунизму пришел ислам, разрешающий многоженство.
По наблюдениям Коммерсио, многоженство практикуется и в селах, и в городах, и богатыми, и не совсем состоятельными людьми. Мужчина, как правило, заводит вторую супругу для престижа и повышения своего положения в обществе.
"Женщины чаще всего остаются в таких браках, потому что они экономически зависимы от мужей, или хотят продолжать владеть какой-то собственностью мужа или его семьи, или им важен статус замужней женщины и чтобы у их детей был отец, - говорит исследовательница. - Обычно мужчина предоставляет второй супруге отдельное жилье, жены практически никогда не живут вместе".
Автор фото, Magerram Zeynalov
Многоженство в разной степени распространено и в других центральноазиатских странах - Таджикистане, Узбекистане, Туркменистане и Казахстане.
"В Таджикистане в шутку я сама получала предложения стать второй женой несколько раз. А когда я переехала в Казахстан, я была поражена, что быть "токал" - второй женой на казахском - было не просто приемлемо, но даже гламурно, - говорит исследовательница в области этнографии Назарбаев Университета Элен Тибо. - Было много клипов, и даже снят фильм об этом феномене, а как-то в местной газете я прочитала о том, кто самые красивые "токалы" в Казахстане".
Причины, по которым женщины вступают в такие браки, по словам Тибо, часто связаны со статусом замужества: например, многие токалы в Казахстане говорили, что не хотят исполнять обязанности невестки (традиционно первая жена обслуживает родственников мужа, готовит и выполняет другие обязанности по дому). В роли второй жены женщины часто освобождены от этого бремени.
Читайте также: