Путешествия в индию история
Дели — «столица семи империй» в индийской истории. Согласно Археологическому обзору Индии, в Дели находится 60000 памятников мировой значимости, построенных более чем несколько тысячелетий тому назад. Первый «город» Дели, по легенде, был основан династией Пандавов из Махабхараты приблизительно в 3000 г. до н. э. Он был назван Индрапрастха. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что Индрапрастха находилась на том месте, где сейчас находится Пурана Куила. Деревня по имени Индарпат существовала в Дели до начала 19-ого столетия и была стерта с лица земли из-за строительства района Нью-Дели британцами.
В 1011 г. город был взят штурмом и разграблен султаном Махмудом Газневидским, который сделал Дели своей провинцией под управлением собственных раджей. В 1193 г. Д. был предан страшному разграблению, перейдя в руки Гуридов. В 1206 г. Д. опять сделался независимым; после смерти Шагад-эддина наместник его, Каттаб-эддин-Айбек, овладев Д., сделал его резиденцией могущественного государства и положил начало 1-й турецкой или афганской династии, при которой Д. стал одним из самых богатых городов в Азии. С 1288 г. в Д. царствует 2-я турецкая династия Гильджи, при которой Д. удачно отражал нашествия монголов. С 1321 г. власть переходит к 3-й династии. Наступившие в ней раздоры облегчили победу монголов; в 1398 г. Тимур совершенно разрушил Д. После многих смут с 1450 г. в нем утвердилась династия Лоди, но не надолго: уже в 1526 г., после битвы при Панипате, Бабур, первый Великий Могол, овладел Д. и сделал его своей резиденцией. При преемниках Бабура Д. много раз был опустошаем во время войн афганцев с маратами и пришел в совершенный упадок. В 1803 г. англичане, разбив маратов, заняли Д. Великий Могол продолжал управлять только номинально. Летом 1857 г. вспыхнуло восстание мусульман; европейцы были изгнаны, и Великий Могол провозглашен царем Индии; но 20 сент. 1857 г. англ. генерал Вильсон взял штурмом город и забрал в плен Великого Могола со всем его семейством.
Как открыли Индию?
Открытие морского пути в Индию Васко да Гамой пришлось на эпоху Великих географических открытий 15-17 веков.
Эпоха Великих географических открытий
В 15−17 века Европа постепенно узнавала о Новом свете благодаря плаваниям Христофора Колумба и Фернана Магеллана. Оба стремились в Индию, богатую драгоценными камнями, пряностями и золотом. Путь по суше был долг и тяжел, поэтому такие страны, как Испания и Португалия, имевшие выгодное географическое положение, пытались найти морскую дорогу.
Первое плавание в Индию
Португалия был в то время в стороне от главных торговых маршрутов. Экспорт был невелик, а ценные товары Востока приходилось покупать по очень высоким ценам.
В 1488 году Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды, обогнул Африку и вышел в Индийский океан. После этого ему пришлось повернуть обратно, так как матросы требовали возвращения в Португалию из-за нехватки продовольствия. Основываясь на открытиях Диаша, король Жуан II задумал новую экспедицию. Однако подготовка к ней затянулась до 1495 года.
Начальником новой экспедиции стал Васко да Гама, которому на тот момент было 28 лет.
В распоряжении да Гамы были тяжелые корабли «Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэл», легкое быстроходное судно «Берриу», а также транспортное судно с припасами. Экипаж всех судов достигал 140−170 человек. 8 июля 1497 года флотилия вышла из Лиссабона.
Отплытие из Лиссабона
Суда прошли мимо Канарских островов, разделились из-за тумана, но собрались, условившись ранее, у островов Зеленого Мыса. Дальнейший путь затруднили встречные ветры.
В начале ноября они встали у острова Святой Елены, чтобы починить корабли. Португальцы вступили в конфликт с местным населением, который вылился в вооруженное столкновение. И хотя обошлось без больших потерь, Васко да Гама был ранен стрелой в ногу.
Далее путешественников ожидал многодневный шторм, из-за которого флотилия не могла добраться до мыса Доброй Надежды, но Васко да Гама повернул к юго-западу и, немного не дойдя до Бразилии, благодаря попутному ветру сумел наиболее удобным путем дойти до мыса.
На Рождество корабли вошли в бухту, которую назвали Гаванью Рождества (порт Наталь). В конце января 1498 года экспедиция достигла устья реки Замбези, где пробыла около месяца, ремонтируя корабли.
Двинувшись дальше вдоль восточного побережья Африки, в начале марта португальцы достигли Мозамбика. Здесь начинались территории, которые контролировали арабы. Хронисты отмечают, что у португальцев было много конфликтов. Причина этому — религия и бесцеремонное поведение Васко да Гамы.
Индия
В богатом сомалийском городе Мелинда да Гама сумел договориться с шейхом, и тот предоставил ему лоцмана. С его помощью экспедиция в мае 1498 года добралась до Индии. Корабли остановились у города Каликут (Кожикоде), где была достаточно благоприятная обстановка для торговцев из различных стран: здесь сложилось общество людей с разными этническими признаками и религиями. Местный правитель радушно принял посла португальского капитана. Однако да Гама отослал правителю подарки, которые не имели никакой ценности, что, безусловно, сыграло против экспедиции.
Тем временем мусульманские купцы настраивали горожан против португальцев. Правитель не дал Васко да Гама разрешения на основание фактории. Тем не менее португальцы простояли в Каликуте около трех месяцев. Васко да Гама понимал, что Каликут — самая большая торговая точка, и они не найдут товаров дешевле в других портах.
Дорога была не из легких. На корабли Васко да Гамы нападали пираты, их преследовала эскадра из Каликута: португальцам приходилось сражаться. Моряки болели цингой.
Второе плавание в Индию
После открытия морского пути в Индию португальское королевство стало организовывать туда ежегодные экспедиции. В 1500 году ее возглавил Педру Алвариш Кабрал. Ему удалось заключить торговый договор с Каликутом и основать там торговую факторию. Но из-за конфликта с арабскими купцами Кабрал был вынужден покинуть город.
Начальником следующей большой экспедиции был назначен Васко да Гама. Он должен был устранить арабов с рынка и занять лидирующие позиции любыми способами, даже если это повлечет за собой вооруженные столкновения.
У Каннанура корабли Гамы напали на арабское судно, идущее из Джидды (гавань Мекки) в Каликут с ценным грузом и 400 пассажирами, главным образом паломниками. Разграбив судно, да Гама приказал матросам запереть в трюме команду и пассажиров, среди которых было много стариков, женщин и детей, а бомбардирам — поджечь судно.
Заключив союз с правителем Каннанура, да Гама в конце октября двинул флотилию против Каликута. Начал он с того, что повесил на реях 38 рыбаков, предлагавших португальцам рыбу, и бомбардировал город. Ночью он приказал сложить тела в лодку. Судно с письмом, в котором говорилось, что такова будет судьба всех граждан, если они будут сопротивляться, была отправлена в город. На следующий день да Гама опять бомбардировал город, разграбил и сжег подходившее к нему грузовое судно.
После двух «победоносных» стычек у Каликута с арабскими судами Васко да Гама в феврале 1503 года повел корабли обратно в Португалию, куда и прибыл в октябре с грузом пряностей огромной ценности. После этого успеха пенсия и другие доходы да Гамы были значительно увеличены, позднее он получил графский титул.
Третье плавание
В 1505 году король Мануэл I, по совету Васко да Гамы, учредил должность вице-короля Индии. Сменявшие друг друга Франсишку ди Алмейда и Аффонсу ди Албукерки жестокими мерами укрепляли власть Португалии на индийской земле. Однако после смерти ди Албукерки в 1515 году его преемники стали намного хуже справляться со своими задачами.
Король Португалии Жуан III решил назначить вторым вице-королем 54-летнего Васко да Гаму. В апреле 1524 года адмирал отплыл из Португалии. Его сопровождали двое сыновей — Эштеван и Паулу.
Индия
В богатом сомалийском городе Мелинда да Гама сумел договориться с шейхом, и тот предоставил ему лоцмана. С его помощью экспедиция в мае 1498 года добралась до Индии. Корабли остановились у города Каликут (Кожикоде), где была достаточно благоприятная обстановка для торговцев из различных стран: здесь сложилось общество людей с разными этническими признаками и религиями. Местный правитель радушно принял посла португальского капитана. Однако да Гама отослал правителю подарки, которые не имели никакой ценности, что, безусловно, сыграло против экспедиции.
Тем временем мусульманские купцы настраивали горожан против португальцев. Правитель не дал Васко да Гама разрешения на основание фактории. Тем не менее португальцы простояли в Каликуте около трех месяцев. Васко да Гама понимал, что Каликут — самая большая торговая точка, и они не найдут товаров дешевле в других портах.
Дорога была не из легких. На корабли Васко да Гамы нападали пираты, их преследовала эскадра из Каликута: португальцам приходилось сражаться. Моряки болели цингой.
2 января 1499 года матросы да Гамы увидели сомалийский порт Могадишо. Корабли вынуждены были остановиться, так как болеющие матросы нуждались в свежих продуктах. В сентябре 1499 года Васко да Гама вернулся на родину героем, хоть и потерял два корабля и две трети экипажа, включая любимого брата Паулу. В качестве вознаграждения Васко да Гама получил титул дона и денежное вознаграждение.
Второе плавание в Индию
После открытия морского пути в Индию португальское королевство стало организовывать туда ежегодные экспедиции. В 1500 году ее возглавил Педру Алвариш Кабрал. Ему удалось заключить торговый договор с Каликутом и основать там торговую факторию. Но из-за конфликта с арабскими купцами Кабрал был вынужден покинуть город.
Начальником следующей большой экспедиции был назначен Васко да Гама. Он должен был устранить арабов с рынка и занять лидирующие позиции любыми способами, даже если это повлечет за собой вооруженные столкновения. Часть флотилии оставила Португалию в феврале 1502 года. За экватором да Гама, вероятно, с целью разведки пошел, не удаляясь далеко от суши, вдоль берегов Аравии и Северо-Западной Индии до Камбейского залива, а оттуда повернул на юг.
У Каннанура корабли Гамы напали на арабское судно, идущее из Джидды (гавань Мекки) в Каликут с ценным грузом и 400 пассажирами, главным образом паломниками. Разграбив судно, да Гама приказал матросам запереть в трюме команду и пассажиров, среди которых было много стариков, женщин и детей, а бомбардирам — поджечь судно.
Заключив союз с правителем Каннанура, да Гама в конце октября двинул флотилию против Каликута. Начал он с того, что повесил на реях 38 рыбаков, предлагавших португальцам рыбу, и бомбардировал город. Ночью он приказал сложить тела в лодку. Судно с письмом, в котором говорилось, что такова будет судьба всех граждан, если они будут сопротивляться, была отправлена в город. На следующий день да Гама опять бомбардировал город, разграбил и сжег подходившее к нему грузовое судно. Оставив семь кораблей для блокады Каликута, он отослал в Каннанур за пряностями два других судна, а с остальными пошел за тем же грузом в Кочин. Было принято решение оставить все артиллерийские орудия в Каннануре, благодаря чему освободилось место для дополнительных партий пряностей. В Кочине была основана еще одна фактория, что было большим успехом для португальцев.
После двух «победоносных» стычек у Каликута с арабскими судами Васко да Гама в феврале 1503 года повел корабли обратно в Португалию, куда и прибыл в октябре с грузом пряностей огромной ценности. После этого успеха пенсия и другие доходы да Гамы были значительно увеличены, позднее он получил графский титул.
Поездка в Индию спустя 80 лет.
«Это тягучий и грустный роман о противостоянии воды и масла, западного мироощущения и восточного» - написал E-squire , анонсируя выход этим летом нового русского перевода книги Эдварда Моргана Форстера «Путешествие в Индию» (1924).
В России роман издавался дважды: в 1926 году в переводе Л.И.Некрасовой и в 1937 году в переводе В.П.Исакова. С тех пор, найти книгу было невозможно. Спустя 80 лет издательство АСТ выпускает современную версию романа в переводе врача-кардиолога Александра Анваера. Теперь книга называется «Путешествие в Индию».
Да, новый Форстер заговорил на современном русском (в этом смысле, старые переводы начала ХХ века выглядят более аутентично к языку оригинала), однако сам факт появления книги в России, вызывает искреннюю радость. Ведь роман действительно великий, хоть и понимаешь это не сразу. В нём нет легкости и бойкости, сюжет развивается неторопливо, иногда приходится возвращаться к прочитанному, но это то самое чтиво, которое заставит вас размышлять. Пространство смыслов романа столь широко, что, уверен, каждый найдет там что-то свое. Пусть вас не смущает тема Индии - загадочная страна лишь повод порассуждать на тему взаимодействия двух культур. Мы и они. Как найти общий язык и стоит ли вообще его искать? Почему идеи «свободы, равенства и братства» не приживаются под палящим солнцем мусульманских стран? В свете сегодняшней проблемы беженцев в Европе, противостояния мусульманскому государству, попыток силой навязать демократию странам с другой ментальностью, роман Форстера читается новыми глазами.
«- Долой Англичан! Убирайтесь, говорю я вам, убирайтесь скорее. Мы можем ненавидеть друг друга, но вас мы ненавидим еще больше. Если я не заставлю вас уйти, вас заставят мои дети; хоть через полмиллиона лет, но мы освободимся от вас, да, мы загоним в море всех проклятых англичан, и тогда - он бешено наскочил на Филдинга - и тогда, - закончил он, порываясь поцеловать его, - мы с вами будем друзья.
- Почему мы не можем быть друзьями теперь, сказал Филдинг, с любовью обняв его, - я хочу этого. вы хотите этого.
Но кони этого не хотели: они разъехались. Земля не хотела этого - она послала скалы, между которыми им приходилось пробираться друг за другом. Храмы, запруда, тюрьма, дворец, птицы, падаль на дороге, - все не хотело этого и говорило сотнями голосов: "Нет, не сейчас", а небо вторило: "Нет, не здесь". [Цитата из перевода Некрасовой 1926 года издания.]
В тексте романа отчасти присутствует ответ на вопрос, что "нам" делать "с ними", но художественная проза не призыв к действию, а лишь повод поразмышлять о разных ментальностях, призыв понять нечто важное о самих себе. Предыстория создания книги над которой Форстер работал 11 лет, неотделима от тонкостей её содержания. «Кажется, я выдыхаюсь. Лень, депрессия . парализовали меня». В таком душевном состоянии Форстер намеревался реализовать свою давнюю мечту – поездку в Индию. Фактически, идея путешествия принадлежала его индийскому другу Саиду Россу Масуду (чувств к которому писатель не скрывал, но Саид был непреклонен, и тогда автор сделал его прототипом центрального персонажа романа - доктора Азиза). В 1912 году Э.М. Форстер совершает свое первое шестимесячное путешествие в эту страну. Вернувшись, он делает наброски нескольких глав, но работа не идет. В марте 1921 писатель снова отправляется в Индию, чтобы поработать секретарем при дворе магараджи Тукоджирао. В Индию Форстер привез с собой черновики незаконченного романа, но, как он напишет позже, «то, что я написал, совсем не было Индией. Это было равносильно тому, что приклеить фотографию на картинку». Во вторую поездку писатель знакомится не с мусульманской, а с индуистской Индией. И это добавляет красок ко внутренним переживаниям автора. В феврале 1922 года Э.М. Форстер возвращается в Англию.
По настоятельному совету Леонарда Вульфа (муж Вирджинии Вульф) Форстер заставил себя сесть за книгу, иногда, по собственному признанию, он хотел «плеваться и кричать, как одержимый». Несмотря на это, роман был окончательно закончен в 1924 году. При всем, что судьба романа сложилась удачно, и он был признан шедевром еще при жизни писателя, Э.М. Форстер в процессе работы пережил духовную драму, полосу разочарований и неудач. (После "Поездки в Индия", он напишет только «Мориса», роман, который по этическим причинам автор завещает опубликовать лишь после своей смерти.) Принимая во внимания историю создания «Поездки в Индию», прямолинейная и однобокая трактовка романа вряд ли возможна. Тем интересней будет каждому остаться наедине с книгой, дабы узреть в тексте нечто своё, особенное.
Эпоха Великих географических открытий
В 15−17 века Европа постепенно узнавала о Новом свете благодаря плаваниям Христофора Колумба и Фернана Магеллана. Оба стремились в Индию, богатую драгоценными камнями, пряностями и золотом. Путь по суше был долг и тяжел, поэтому такие страны, как Испания и Португалия, имевшие выгодное географическое положение, пытались найти морскую дорогу.
Индия. История малоизвестного государства.
Индия - государство Южной Азии, расположенное на полуострове Индостан. Индия как государство в своих настоящих границах было создано в 1947 г., когда она британским правительством была разделена на два самостоятельных доминиона Индию и Пакистан. Однако нельзя забывать, что исторические и современные границы Индии различны, многие исторические области, некогда принадлежавшие Индии, сейчас входят в состав соседних государств.
Большое влияние на судьбу Индии оказали ее внешние границы. С одной стороны, Индия благодаря своим границам изолирована от внешнего мира. На северной, северо-западной и северо-восточной границах страны находятся горные хребты (Гималаи, Каракорум, Пурвачал), а с других сторон она омывается водами Индийского океана (Аравийское море, Бенгальский залив). Эта изолированность естественно отразилась на истории и культуре Индии. Исторический путь Индии уникален, а Индийская культура отличается самобытностью.
Тем не менее на территорию Индии издревле вели горные проходы, которые служили воротами в Индию как для торговых караванов, так и для армий завоевателей. В основном речь идет о северо-западной границе, где находятся такие горные перевалы как: Хайберский, Гомал, Болан, через которые с территории современного Афганистана в Индию пришли почти все завоеватели (арии, персы, Александр Македонский, Махмуд Газневидский, Мухаммед Гури, Бабур). Кроме того в Индию можно попасть с севера и северо-востока из Китая и Мьянмы.
Если говорить о морской границе Индии, то несмотря на ее большую протяженность, Индия никогда не считалась сильной морской державой. Это объясняется тем, что береговая линия слабо расчленена, поэтому естественных гаваней на побережье, где парусные суда могли бы укрыться от ветров, мало. В основном индийские порты расположены либо в устьях рек либо устроены искусственно. Трудности для мореплавателей создавали также мелководье и рифы у берегов Индии. Тем не менее попытки попробовать себя в роли мореплавателей индийцы все же предпринимали.
В истории и этнографии Индию традиционно делят на три физико-географические области: 1)Индо-Гангская равнина, 2)Деканское плоскогорье (Декан), 3) Дальний Юг.
Индо-Гангская равнина исторически является наиболее важной частью Индии, поскольку именно там всегда находились великие империи. Эта северная равнина делится на две части пустыней Тар и горами Аравалли. Западная часть орошается водами Инда, а восточная – Гангом и его притоками. Благодаря рекам почва здесь плодородная, что вело к процветанию местного населения. Именно здесь возникали великие цивилизации древности и средневековые государства. Именно Индо-Гангская долина больше всего подвергалась завоеваниям, пять решающих битв в индийской истории произошли на ее земле.
Индию можно назвать страной контрастов. Существует известная фраза «Индия – мир в миниатюре». Если говорить о климате, то в Индии он различается от сухих морозов Гималаев до тропической жары Конкана и Коромандельского побережья. В Индии можно найти все три типа климата: арктический, умеренный и тропический. То же самое касается и осадков. В Индии есть очень засушливые места, такие как пустыня Тар, и с другой стороны самая влажная точка планеты - Черрапунджи.
Английский историк Смит называет Индию «этнографическим музеем», и не без причин. Индия музей культов, обычаев, вер, культур, религий, языков, расовых типов и различий. С незапамятных времен в Индию приходили народы, принадлежавшие к разным расам (арии, персы, греки, тюрки и т.д.). В Индии проживает множество народностей, у всех у них собственные традиции, обычаи и языки. В Индии существует огромное разнообразие религиозных направлений. Сюда входят и мировые религии – буддизм, ислам, христианство; религии местного значения – сикхизм, джайнизм и множество других. Самой распространенной религией в Индии является индуизм, ее исповедует большинство индийского населения.
Индийская культура и история одна из древнейших на земле. По оценкам некоторых историков индийская история не уступает по древности историям Египта и Шумера. Хараппская цивилизация в долине Инда возникла приблизительно в 2500 г. до н.э. и просуществовала приблизительно тысячелетие, т е до 1500 г. до н.э. Большинство основных городов этой цивилизации располагались вдоль берегов Инда. Первые масштабные исследования ее начались в 1921 г. Название эта цивилизация получила по названию первого найденного крупного города. Второй наиболее известный и крупный город Индской цивилизации был Махенджо-Даро (Холм мертвых).
Этнический состав населения долины Инда и его корни до сих пор остаются загадкой. Хараппская культура была городской, причем все города были построены по единому плану. Индийцы той эпохи вели активную торговлю с другими странами, занимались ремеслом, сельским хозяйством и скотоводством. У них была письменность, которая, к сожалению, не расшифрована, поэтому эту культуру изучают по археологическим находкам. Причины упадка этой цивилизации до сих пор четко не определены, но скорее всего она связана с природными катаклизмами. Последние центры Хараппской культуры возможно пали от рук ариев, которые пришли в Индии приблизительно в 1500 г. до н.э.
Арии – это кочевые племена, которые вторглись в Индию с северо-запада, через Хайберский проход. Практически единственным источником наших знаний об этом периоде являются литературные памятники (Веды), археологические же данные очень скудны. У древних ариев не было письменности, и ведийские тексты передавались из уст в уста, позже они были записаны на санскрите. Период первых арийских поселений, который изучается по ведам, называется ведийский период. Характерной чертой ведийской эпохи является доминирование в жизни общества религии и ритуальных культов. Многие элементы из ведийской религии вошли в индуизм. Именно в этот период наметилось разделение общества на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Ведийская эпоха длилась до VI в. до н.э., до образования первых государств в долине Ганга.
Тадж Махал Тадж МахалVI в. – эпоха перемен. В этот период помимо появления первых государств, появились и новые религии, главные из которых Джайнизм и Буддизм. Буддийские и Джайнские тексты имеют не только сакральную ценность, но и историческую, поскольку информацию о государствах той эпохи мы в основном черпаем из них. По буддийским источникам в то время существовало 16 государств, которые постоянно воевали между собой. К IV в. до н.э. наметилась тенденция к объединению, количество государств уменьшилось, но политическую раздробленность преодолеть еще не удалось. Существующая политическая нестабильность в стране сделала Индию легкой добычей для Александра Македонского, который вторгся на ее территорию в 326 г. до н.э. Далеко в глубь страны великий завоеватель не пошел, он вынужден был покинуть страну, не дойдя до долины Ганга. Он оставил в Индии некоторые гарнизоны, которые позже ассимилировались с местным населением.
Магадха–Маурийская эпоха. После ухода Александра Македонского к правителям пришло осознание необходимости объединения, и лидером объединения стал правитель государства Магадха Чандрагупта Маурья – основатель династии Маурья. Столицей Магадхи был город Паталипутра. Самым известным правителем этой династии был Ашока. Он прославился как распространитель буддизма, политика его государства во многих аспектах также базировалась на религиозно-этических нормах буддизма. В 180 г. до н.э. Династию Маурьев свергла династия Шунгов. Это была слабая династия, и некогда великое государство Маурьев распалось.
До IV в. в. власть делили между собой кланы и племена. В 320 г. была основана новая династия Гуптов, под их властью была создана обширная империя. Эпоха Гуптов – период расцвета, «золотой век» культуры Древней Индии. Наибольшим покровительством пользовались литература и архитектура. В VI в. империя Гуптов оказалась на грани распада и пала под натиском вторгнувшихся на территорию Индии кочевых племен.
После падения государства Гуптов в стране началась политическая раздробленность. Первым, кто после Гуптов попытался объединить страну в рамках единого государства, был Харша (Харшавардхан), он вступил на трон в 606 г. и правил до 646 г. Именно с него принято считать начало средневековой истории Индии. Столицей государства Харши был Канаудж. Он был правителем-просветителем. Покровительствовал литературе и науке, благосклонно относился к буддизму. У Харши не было сильных приемников, сразу после его смерти его государство распалось, и вновь последовал период политического распада. В условиях феодальной раздробленности индийские правители не смогли дать отпор новой угрозе – мусульманским завоеваниям.
Просто красивая фотка Просто красивая фоткаПервыми из мусульман на территорию Индии вступили арабы. Арабы к своим завоевательным компаниям приступили после смерти Мухаммеда. К VIII веку очередь дошла до Индии. В своих завоеваниях арабы ограничились территорией Синда. Основные их завоевания были связаны с именем Мухаммеда-ибн-Касима (712 г.). Их походы были грабительские, и арабы никаких коренных изменений в управление Индией не внесли, но они впервые организовали на территории Индии мусульманские поселения с отличной от традиционной индийской системой управления.
В Делийском Султанате было четыре династии: Гулямы, Хилджи, Туглаки, Сайиды, Лоди. Султаны Дели свои военные кампании больше не ограничивали северо-западом страны, а вели их по всей территории Индии. Основная цель их внутренней политики сводилась к завоеваниям, административная система султанов Дели была разрозненной и плохо контролировалась. В период Делийского султаната Индия подверглась нападению монголов и вторжению Тимура. В 1470 г. Индию посетил русский купец Афанасий Никитин. Но он посетил не Делийский султанат, а одно из государств на Декане – государство Бахманидов. Закончилась история Делийского султаната в битве при Панипате 1526 г., когда победу над правителем из династии Лоди одержал Бабур. Он стал основателем империи Великих Моголов: Бабур, Хумаюн, Акбарэ, Джахангир, Шах Джахан, Аурангзеб, Поздние Моголы. Эта эпоха насыщена событиями как во внешней, так и во внутренней политике Индии. Военная стратегия Бабура, реформы Акбара, великие строения Шах Джахана, непримиримость Аурангзеба прославили мусульманских правителей Индии далеко за ее пределами.
Новая история Индии – это эпоха европейцев. Первыми, кто открыли путь в Индию, были португальцы. Васко да Гама достиг берегов Индии в 1498 г. Они обосновались на западном побережье страны. Их власть всегда ограничивалась береговой линией, вглубь страны они не шли. Постепенно свои приоритеты они уступили голландцам, которые начали свою деятельность с 1595 г. Еще одним претендентом на индийские торговые владения были французы, которые пришли в Индию в 1664 г.
История английской Ост-Индской компании берет свое начало с 1600 г. Отправной точкой завоевания Индии англичанами принято считать битву при Плесси 1757 г., когда английский военачальник Роберт Клайв одержал победу над правителем Бенгалии Сирадж-уд-доулой. Завершилось установление британского владычества в Индии к 1856 г. Индия стала «жемчужиной» британских колониальных владений. Она была как сырьевой базой так и рынком сбыта для Великобритании.
Индийцы не готовы были мириться со своим положением, в стране вспыхивали восстания, организовывалось национально – освободительное движение. Лидеры движения за независимость такие как: Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Бал Гангадхар Тилак, Винаяка Дамодар Саваркар придерживались разных взглядов на путь к освобождению. Великий мыслитель XX века Мохандас Карамчанд Ганди (Махатма Ганди) считал, что путь к свободе лежит через «ахимсу» (ненасилие). Он пропагандировал, что бойкоты и бездействие гораздо эффективнее силовых и вооруженных методов борьбы.
20 февраля 1947 г. премьер-министр Великобритании Клемент Ричард Эттли объявил о готовности британского правительства предоставить Индии полную независимость самое позднее — к июню 1948 года. После переговоров со всеми заинтересованными сторонами и ряда согласований генерал-губернатор Индии Луис Маунтбеттен представил план раздела Британской Индии на два независимых государства: мусульманское и индуистское. На основе этого плана британский парламент разработал и принял Акт о независимости Индии, который получил королевское одобрение 18 июля 1947 г. В полночь 14/15 августа 1947 г. Индия стала независимым государством.
15 августа 1947 г. – День независимости Индии. Первым премьер-министром Индии был Джавахарлал Неру. Раздел Индии, осуществленный по религиозному принципу, сопровождался многочисленными жертвами. Те регионы, где большинство населения составляли мусульмане отошли к Пакистану, а остальные к Индии. Спорной территорией до сих пор остается Кашмир.
Согласно Конституции, принятой в 1950 г., Индия является суверенной федеративной светской демократической республикой. До 1990-х гг. власть в стране принадлежала партии Индийский национальный конгресс и клану Неру-Ганди. С 1990-х гг. Индия жила в условиях коалиционного правительства. На парламентских выборах 2014 г. решительную победу одержала Индийская народная партия, а на пост премьер-министра был избран Нарендра Моди.
Если данная статья была для вас полезной, то подпишитесь на канал чтобы ваша лента заполнялась полезной информацией.
Третье плавание
В 1505 году король Мануэл I, по совету Васко да Гамы, учредил должность вице-короля Индии. Сменявшие друг друга Франсишку ди Алмейда и Аффонсу ди Албукерки жестокими мерами укрепляли власть Португалии на индийской земле. Однако после смерти ди Албукерки в 1515 году его преемники стали намного хуже справляться со своими задачами.
Король Португалии Жуан III решил назначить вторым вице-королем 54-летнего Васко да Гаму. В апреле 1524 года адмирал отплыл из Португалии. Его сопровождали двое сыновей — Эштеван и Паулу.
В Индии да Гама принял меры против злоупотреблений колониальной администрации. Его целью было уничтожение нелегальной торговли и прекращение кровавых распрей между португальскими дворянами. Васко да Гама был целеустремленным, неутомим и строгим, но возраст давал о себе знать: он сильно болел, и ему не помогали никакие лекарства. 24 декабря 1524 года Васко да Гама умер от малярии в Кочине.
Васко да Гама: человек, который открыл морской путь в Индию
Открытие морского пути в Индию Васко да Гамой пришлось на эпоху Великих географических открытий 15-17 веков.
Поездка в Индию: очень понравилось, вряд ли когда-нибудь вернусь
В последний день поездки мы завтракали в небольшой гостинице возле аэропорта Дели. Перебросились парой слов с говорившим по-русски мужчиной, который был в городе проездом — общаться с кем-то на родном языке нам казалось непривычным, ведь за три недели мы видели русских только в Гоа.
Мужчина тоже прибыл в Индию впервые. Он опасался ехать в центр Дели на чём-то, кроме комфортабельного такси: тук-тук (местное название моторикши) казался плохим выбором из-за открытого салона и едкого смога, который душит город не первую неделю.
Смог в столице Индии выглядит так. Фото не моё. Sky News Тук-тук выглядит так — фото тоже не моё, но оставлю его здесь чисто для понимания ситуации. Дальше обещаю вставлять только собственные снимки EmmainthewayВо время беседы я украдкой усмехнулся. Под конец поездки я легко соглашался сесть в любой тук-тук — этот транспорт хоть и выглядит максимально ненадёжно и считается довольно травматичным, но всё же шустро пробирается через плотные заторы из автомобилей, автобусов, повозок и коров.
Но за три недели до этого, в свой первый день в Индии, я испытывал первобытный страх чуть ли не перед всем, что нас окружало. К счастью, страна учит расслабляться и плыть по течению, так что довольно быстро начинаешь доверять ей свою судьбу. Надеюсь, что и этот мужчина тоже сумел в итоге довериться.
Во время подготовки к поездке вспомнил известный факт из биографии Стива Джобса — я слышал, что он в молодости побывал в Индии в поисках просветления. Мне стало интересно, что же такого сакрального вынес оттуда известный визионер — раз уж мне выпал такой шанс, возможно, имеет смысл тоже что-то почерпнуть? Но выяснилось, что ничего особенного Джобс в Индии не узнал — просто заболел дизентерией и потерял 18 килограммов веса.
Это ещё больше уверило меня в том, что ехать туда просто-напросто опасно: я много читал отзывы других туристов, которые рассказывали об экзотических болезнях, агрессивных местных жителях, грязи, диких животных, тайфунах и даже о том, насколько опасно пить индийскую воду. Положительные и радостные отзывы мне почему-то вовсе не встречались.
Благодаря такой подготовке и врождённой мнительности, на старте поездки у меня в голове соседствовало приятное предвкушение отпуска и не очень сильный, но зато постоянный страх и ощущение тревоги.
К счастью, пока что все мои опасения не оправдались. Правда, в Гоа меня укусил комар, а у малярии и лихорадки Денге длинный инкубационный период, поэтому в ближайшие месяцы при первых признаках простуды я буду переживать сильнее, чем обычно. В остальном нам либо сильно повезло, либо страна оказалась не такой страшной, какой её рисуют туристические форумы.
Мы провели в Индии всего три недели и следовали максимально туристическим маршрутам, поэтому мой рассказ может вызвать улыбку у тех, кто уже был в стране или даже там живёт . Но я больше надеюсь на то, что он развеет сомнения тех, кто тоже по каким-то причинам боится открыть для себя Индию и Азию в целом.
Каким был планПлан был простой: провести десяток дней в Гоа (это такой слишком популярный среди русских туристов прибрежный штат), затем посетить несколько важных городов — Джайпур, Пушкар, Удайпур, и закончить в Дели (только потому, что там удобный аэропорт).
Мы заранее купили только авиабилеты туда и обратно, забронировали отели в Дели, Гоа и Джайпуре, а об остальном решили позаботиться уже на месте, ознакомившись с обстановкой. Это в итоге оказалось верным решением.
При этом мы не хотели тратить космические суммы, арендуя машины с водителями на протяжении всего пути и бронируя пятизвёздочные отели, но и не сильно экономили, стараясь выбирать более или менее приличное жильё и оптимальный метод передвижения там, где возможно.
Как попасть в Индию из ПетербургаРоссияне могут получить визу в Индию очень легко — возможно, даже проще, чем Шенген. Мы решили сделать электронную визу на 30 дней. Для этого не нужно выходить из дома: просто заполняете анкету, прикладываете минимальный набор документов (паспорт, фото, брони) и оплачиваете относительно небольшой консульский сбор — 25 долларов.
Из анкеты понятно, что единственное важное условие — не быть пакистанским шпионом. На остальные вопросы о себе, семье, целях визита и прошлых поездках ответить легко, тем более что в интернете полно пошаговых инструкций. После отправки анкеты положительный ответ пришёл очень быстро, за пару дней. Файл с разрешением на въезд нужно распечатать и показать пограничнику в аэропорту Индии. Кстати, на границе я по привычке чуть не сказал, что работаю журналистом, но вовремя поправил себя и стал утверждать, что «делаю сайты». Слышал, что для журналистов особые условия въезда.
Мы выбрали перелёт подешевле (около 30 тысяч рублей на двоих в обе стороны) — Turkmenistan Airlines с пересадкой в Ашхабаде. Лететь в общей сложности семь часов туда и восемь часов обратно, пересадка три часа.
Туркменские авиалинии запомнились неплохой едой и портретами президента Гурбангулы Бердымухамедова в салоне каждого самолёта. Международный аэропорт Ашхабада выглядит очень амбициозно, но при этом удручающе пусто — охраняющих траволаторы солдат там, кажется, больше, чем редких пассажиров. Wi-Fi с интернетом там не дают, зато могут продать картонную сосиску в тесте и невкусный кофе за 350 рублей.
Большой и пустынный аэропорт АшхабадаМИД РФ ничего не говорит об обязательных прививках, которые нужно делать перед визитом в Индию. Все мои знакомые, которые уже туда ездили, тоже игнорировали всяческие меры предосторожности. Мы бы, наверное, всё же хотели привиться от базовых вещей вроде гепатита и малярии, но слишком поздно об этом задумались и в итоге махнули рукой. Естественно, нужно не забыть сделать страховку.
Уже во время поездки дочитали известную и попсовую книгу об Индии — «Шантарам» — и посмотрели обе части слишком доброго фильма «Отель "Мэриголд"». Оба произведения хорошо подходят для погружения в атмосферу.
Краткое описание маршрута и увиденных мест Дели и Агра27 октября мы оказались в аэропорту Дели. Заранее заказали трансфер в отель, но потратили время, чтобы найти водителя, поскольку в здании аэровокзала плохо работает подключение к сети Wi-Fi.
Когда отъезжаешь от аэропорта, обстановка выглядит достаточно благородно, но по мере продвижения в город сперва хочется вжаться в кресло, а затем и вовсе повернуть назад. Повсюду руины вместо домов, без преувеличения груды мусора прямо на улицах, коровы и козы, смог и нищие, которые подходят и требовательно смотрят на тебя прямо в окно машины.
Первое плавание в Индию
Португалия был в то время в стороне от главных торговых маршрутов. Экспорт был невелик, а ценные товары Востока приходилось покупать по очень высоким ценам.
В 1488 году Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды, обогнул Африку и вышел в Индийский океан. После этого ему пришлось повернуть обратно, так как матросы требовали возвращения в Португалию из-за нехватки продовольствия. Основываясь на открытиях Диаша, король Жуан II задумал новую экспедицию. Однако подготовка к ней затянулась до 1495 года.
Начальником новой экспедиции стал Васко да Гама, которому на тот момент было 28 лет. Он родился в приморском португальском городке Синиш и принадлежал к старинному аристократическому роду. Его отец Эштеван был известным путешественником.
В распоряжении да Гамы были тяжелые корабли «Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэл», легкое быстроходное судно «Берриу», а также транспортное судно с припасами. Экипаж всех судов достигал 140−170 человек. 8 июля 1497 года флотилия вышла из Лиссабона.
История Дели
Дели — «столица семи империй» в индийской истории. Согласно Археологическому обзору Индии, в Дели находится 60000 памятников мировой значимости, построенных более чем несколько тысячелетий тому назад. Первый «город» Дели, по легенде, был основан династией Пандавов из Махабхараты приблизительно в 3000 г. до н. э. Он был назван Индрапрастха. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что Индрапрастха находилась на том месте, где сейчас находится Пурана Куила. Деревня по имени Индарпат существовала в Дели до начала 19-ого столетия и была стерта с лица земли из-за строительства района Нью-Дели британцами.
В 1011 г. город был взят штурмом и разграблен султаном Махмудом Газневидским, который сделал Дели своей провинцией под управлением собственных раджей. В 1193 г. Д. был предан страшному разграблению, перейдя в руки Гуридов. В 1206 г. Д. опять сделался независимым; после смерти Шагад-эддина наместник его, Каттаб-эддин-Айбек, овладев Д., сделал его резиденцией могущественного государства и положил начало 1-й турецкой или афганской династии, при которой Д. стал одним из самых богатых городов в Азии. С 1288 г. в Д. царствует 2-я турецкая династия Гильджи, при которой Д. удачно отражал нашествия монголов. С 1321 г. власть переходит к 3-й династии. Наступившие в ней раздоры облегчили победу монголов; в 1398 г. Тимур совершенно разрушил Д. После многих смут с 1450 г. в нем утвердилась династия Лоди, но не надолго: уже в 1526 г., после битвы при Панипате, Бабур, первый Великий Могол, овладел Д. и сделал его своей резиденцией. При преемниках Бабура Д. много раз был опустошаем во время войн афганцев с маратами и пришел в совершенный упадок. В 1803 г. англичане, разбив маратов, заняли Д. Великий Могол продолжал управлять только номинально. Летом 1857 г. вспыхнуло восстание мусульман; европейцы были изгнаны, и Великий Могол провозглашен царем Индии; но 20 сент. 1857 г. англ. генерал Вильсон взял штурмом город и забрал в плен Великого Могола со всем его семейством.
Отплытие из Лиссабона
Суда прошли мимо Канарских островов, разделились из-за тумана, но собрались, условившись ранее, у островов Зеленого Мыса. Дальнейший путь затруднили встречные ветры.
В начале ноября они встали у острова Святой Елены, чтобы починить корабли. Португальцы вступили в конфликт с местным населением, который вылился в вооруженное столкновение. И хотя обошлось без больших потерь, Васко да Гама был ранен стрелой в ногу.
Далее путешественников ожидал многодневный шторм, из-за которого флотилия не могла добраться до мыса Доброй Надежды, но Васко да Гама повернул к юго-западу и, немного не дойдя до Бразилии, благодаря попутному ветру сумел наиболее удобным путем дойти до мыса. В конце ноября флотилия обогнула мыс и вышла в незнакомые воды.
На Рождество корабли вошли в бухту, которую назвали Гаванью Рождества (порт Наталь). В конце января 1498 года экспедиция достигла устья реки Замбези, где пробыла около месяца, ремонтируя корабли.
Двинувшись дальше вдоль восточного побережья Африки, в начале марта португальцы достигли Мозамбика. Здесь начинались территории, которые контролировали арабы. Переводчиков у Васко да Гама хватало, так что дальнейшее плавание проходило уже по вполне понятному для португальцев маршруту: им были известны расстояния, основные порты, в которых надо было остановиться. Хронисты отмечают, что у португальцев было много конфликтов. Причина этому — религия и бесцеремонное поведение Васко да Гамы.
Читайте также: