Путешествие в молдавию валахию и сербию
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
ВОСТОКА И ЗАПАДА
Молдавия и Валахия, и начало в сих странах восстания Греческого.
(Из последней тетради журнала Northamerican review 1828 г.)
Внимание образованного мира ныне устремлено на оба Княжества, о которых намерены мы предложить некоторые сведения. Русско-Турецкая война частию возникал из отношений, в каких сии провинции находились к обеим великим Державам, и оне были позорищем первых военных действий.
Древнейшая история племен, на пространстве земли, между реками Дунаем, [41] Днестром и границами нынешней Венгрии обитавших, скрывается во мраке неизвестности. В достоверной истории они являются под именем Гетов и Даков и самая земля их известна под именем Дакии. Около 88 года Римляне объявили им войну: Домитиан выступил в поход против Царя их Децебала. Постыдный мир, за тем следовавший, был непродолжителен, и Траян, беспокойными движениями сих племен побужденный, наконец вознамерился совершено подчинить их своей власти. Он построил мост через Дунай, овладел главным городом их (нынешним Белградом) и обратил область их в Римскую провинцию. С тех пор в Дакии заводимы были колонии Римские, от которых, равно как от коренных туземцов и после явившихся Булгар-завоевателей, происходит ныне существующее народонаселение. События войны сей резцами ваятелей изображены на поверхности колонны исторической, воздвигнутой на память победе Траяновых, и наружность, одежда, оружие, военный характер древних жителей Валахии и Молдавии сим средством [42] сохранились для потомства. Нынешний язык Волохов и самое имя, которым они себя называют, служат свидетельством их происхождения. Румуни есть народное имя Волхов на их языке. Евстахий уверяет, что каждой из сих новых Римлян, определяясь в службу Австрийскую, на обыкновенный вопрос, откуда он уроженец, отвечает: Romanus sum (я Римлянин). Ето впрочем должна быть сказка; или по крайней мере случалось так, что вопрошаемые лица отвечали не на Волошском языке, а именно на древнем Латинском, которому научиться могли в школах Седмиградских и Венгерских. Каждой желающий сколько нибудь познакомиться с наречием сим, хотя бы то было посредством Аделунгова Митридата, легко увидеть, что оно не столь близко в Латинскому, как язык Италиянской. К смеси первобытного языка Даков и Римлян, Славянские завоеватели позднего времени прибавили и свою долю, равно как и к первобытному племени нынешних Волохов. Немногие книги их напечатаны Славянскими буквами. Происхождение имени сего народа (Волохи, Valaques, Blacoi ) неизвестно. [43]
Походит на правду, что оно имеет какую-то связь с историею их победителей, пришедших от Волги, и есть не что иное как только другая форма имени Булгар, имени, еще и ныне принадлежавшего племени сих же завоевателей, поселившихся на правом береге Дуная.
Ряд Господарей или Князей Валахии и Молдавии восходит к концу XIII столетия, когда Радул Негрис, Князь Седмиградский, перешед через горы, которыми страна его отделяется от Молдавии, с двором своим и войском вступил в сию последнюю область, расположился в ней, построил городa: Тергвисту, Бухарест, Кимполунго (образчик Дакийской латыни; ето Campus longus), Петеси и Св. Георгия. Негрис или Негро, принял титло Воеводы, которое, как и слово Господарь, собственно принадлежит языку Славянскому.
Правление, учрежденное Радулом, было деспотизм, умеряемый властию и влиянием Бояр, или благородных. По смерти Воеводы, его место заступал сын или другой наследник, однакож не иначе как по формальном избрании от Бояр. [44]
После завоевания Турками Молдавии и Валахии, форма правления осталась прежняя. Случалось ли, что Бояре не соглашались в выборе; в таком случае Порта назначала того, кто более сулил денег. Ето продолжалось до начала XVIII столетия: в 1714-м году Порта совершенно присвоила себе право назначать Господарей, и возвела в сие достоинство Константина Маврокордата.
Главное богатство страны и сила государства разделены между Князем, благородным сословием и духовенством. Благородные делятся на классы разных наименований. Из первого класса избирается 12 великих сановников государства. Первый из них, великий Бан, или губернатор Краиовы, есть как бы наместник Господарский; титул его напоминает о прежнем сане Княжеского достоинства, которого следы заметны в наименовании одной соседственной провинции, именно Банната Темесварского.
Духовенство многочисленно. Митрополит, подвластный Патриарху Константинопольскому, равно как и оба [45] Епископа, Рымницкий и Боузецкий, весьма сильны своим влиянием. Церкви, монастыри и духовные заведения тоже многочисленны, и оне владеют вовсе несоразмерным участком богатств целого края. За то уже, при вступлении в должность нового Князя, от них требуется большая контрибуция; притом весьма значущая часть Валахо-Молдавской политики заключается в распрях между Господарями и настоятелями обителей по случаю дележа добычи, совокупно получаемой им от народа. Установленная Радулем в XIII веке форма правления оставалась неизменяемою до 1383 года, в котором один из его преемников, по имени Мирза, не терпя всегдашних беспокойств военных, и видя притом быстро возрастающее могущество Турков, себя и Княжество свое подчинил их покровительству; он обязался платить ежегодную дань с тем условием, чтобы народ ненарушимо пользовался своими правами. Договор недолго оставался в своей силе: Турки потребовали большей дани и сверх того еще сотню невольников. Мирза воспротивился и разбил Султана, которой выступил-было [46] против него с войском. Таким образом Господарь возвратил земле своей прежнюю независимость - но только на 77 лет, не более.
После военных действий, многократно возобновлявшихся, Воевода Лоиота Басараба, в 1460 году снова подчинил Порте провинцию, и тогдашний договор оставался доныне как бы хартиею Валахии. Пределы статьи непозволяют нам сообщить оный во всем пространстве; но желающие знать подробности касательно состава Дакийской провинции могут найти их в Истории Енгеля. Независимость области совершенно обеспечена условием о дани; только одному Турку дозволено вступать в пределы Княжества, именно для получения дани, и то в сопровождении военной свиты, назначаемой от Господаря. Князь имеет право объявлять войну и заключать мир, казнить смертию и миловать. Волохи, путешествующие по Турции, должны быть свободны от всяких податей, и Господарям предназначено быть избирательными по древнему праву Княжества.
Статьи сего договора были возобновляемы при утверждении каждого Воеводы [47] вновь избранного, и ето продолжалось до начала минувшего века, с бoльшим или меньшим наблюдением точности. До сей самой поры Княжество, управляемое своим Воеводою из природных жителей, содержало войска, вело войну, заключало мир с соседями, и всегда умело права свои поддерживать в уважении Порты. В 1714 году Бранковано, последний из Волошских Князей избирательных, по приказанию Визиря Турецкого, тогда с армиею находившегося в Бухаресте, был предан смерти. Николай Маврокордато назначен от Порты ему в преемники.
Роль, какую при нынешнем восстании Греческом играл Князь того же имени и той же фамилии, дает нам повод остановиться на минуту при истории его предков. Александр Маврокордато, отец Господаря, с двенадцати-летнего возраста учился Медицине в Падуе и приобрел знание главных языков Европейских. Он издал трактат о обращении крови, которое следственно, почти за 50 лет до Гарвея, было известно воспитаннику Падуанского Университета. [48]
В качестве врача быв славен в Константинополе, он променял однакоже Медицинской поприще свое на политическое, и по смерти Панагиоти Никусио, сделался Драгоманом Порты. Услуги, оказанные в сем звании, побудили правительство дать ему место в Государственном Совете. Действиями в течение жизни своей и распоряжениями духовного завещания учредил он в Константинополе Греческое училище, которое и был вверено надзору Иакова Мароса, Аргосского уроженца, ученого последователя Аристотелевой школы: Александр Маврокордато, скончавшийся 1709 года, оставил по себе Римскую Историю, Церковную Историю и другие сочинения, весьма замечательные.
Правление сына его Николая началось в Букаресте 1716 года. Наследовав дарования родителя, он был однако же притеснитель, обременил подданных налогами и окружил себя коварными Греками из Фанарского предместия. В то время началась война между Австрией и Портою; Валахия была занята неприятельским войском, и Маврокордато отведен в Седмиградскую область в [49] качестве военнопленного. Во время отсутствия Господаря сего, брат его Иоанн, Князь мудрый и добрый, назначен был от Порты ему в преемники. Года через два он скончался, и Николай, получив свободу, снова принял бразды правления. Наученный опытом, он стал уже руководствоваться правилами кроткой, человеколюбивой политики; посвятил труды свои благу подданных и ученых разысканиям; наконец мирно преставился после одиннадцатилетнего правления.
С того времени в продолжение пятидесяти лет правительства как сей, так и соседственной провинции выставлены были на продажу с публичного торгу для Князей Греческих, которые один перед другим наперерыв изъявляли готовность платить бoльшие суммы Порте, чтобы после сдирать все издержки с народа. Около половины XVIII столетия началa образоваться и развертываться политика России относительно к Порте. Обе провинции представились достойными внимания для первой, как пограничные области Турецкие, [50] обитаемые Христианами Греческого исповедания, имеющие свои притязания на некоторые права по древним договорам. В 1769 году явились две армии, одна под начальством Князя Голицына при Днестре, другая предводимая Графом Румянцевым в Украйне. После решительных побед, одержанных Русскими, Валахия в 1777 году формально покорилась Императрице Екатерине. В етом же году и морская експедиция с Орловым действовала против Мореи - к немалому вреду для Греков, много пострадавших в последствии времени. Война сия кончилась трактатом Кайнарджийским 1774 года.
Волохи тогда ласкались надеждою снова приобресть древнее право касательно назначения Господарей своих, как вдруг Порта прямо и без всяких околичностей возвела в сие достоинство Константинопольского Грека, именем Александра Ипсиланти, мужа, славного дарованиями и государственною мудростию. В 1774-м он был наименован, а следующего года в Феврале имел торжественное вшествие в столицу Валахии. Его [51] правление было кроткое, отеческое. Законам возвращена их сила; земледелие было ободрено, искусствам оказано покровительство; народонаселение увеличилось и в течение семи лет общественное благосостояние Княжества достигло высоты, дотоле неведомой. Но любостяжение Турецкого правительства не могло долее устоять против посулов со стороны искателей, и в 1782 году Ипсиланти был отставлен под ничтожными предлогами.
За сим настало беспокойное время, в которое многие Господари являлись быстро один за другим при кормиле правительства; иные оставались несколько лишь месяцев. В ето же время продолжалась война между Портою с одной стороны и Россией с Австриею с другой, равно как и восстание Пасвана Оглу (1797 г.), которой за соседственную Валахию попал в большие хлопоты. В 1802 году Константин Ипсиланти, сын Александра, был пожалован в Господари, и по желанию России, которая представляла Порте о вредных следствиях [52] от частых перемен в правительстве, срок бытности Господарем назначен семилетний; однакож же не надолго: Порта нарушила свое обещание и низложила Ипсилантия. Он уехал в Россию; вскоре за тем началась война (1806 г.) между сим Государством и Турциею. Родители его, по несчастию находившиеся в Царьграде, немедленно взяты были под стражу. Отца предали смерти; имение его взяли в казну, а огромный дом в Ферапии, роскошном предместии столицы, отдали Французскому послу, Генералу Себастиани. Александр Марос, шурин Константина Ипсилантия, был подвергнут пытке, и нашелся принужденным искупить жизнь свою великими суммами; Иоанн же Негри, наместник и ближний родственник Константина, должен был прибегнуть к тому же средству спасения. Один фрегат Русский вошел было в пролив, чтобы взять отца Ипсилантиева и его семейство; но как обстоятельства не позволили всем перейти на корабль, а отце подвергся ответственности за всех членов своей фамилии, то он с великодушием и отрекся от предстоявшей возможности [53] спастися бегством и мужественно предал себя произволу судьбины.
Константин Ипсиланти, уехавший из Валахии с своим семейством и нашедший верное убежище в России, объявлен был от Императора Господарем Молдавии и Валахии. Разные обстоятельства недозволили ему, как назначено было, принять личное участие в войне 1806 года, при вступлении войск в Турецкие пределы, и он возвратился в С. Петербург из армии. Сын его Александр, виновник первых движений возраждающейся Греции, имея не более 16 лет, начала тогда служить в главном Императорском Штабе.
Война, почти 6 лет продолжавшаяся, кончилась в 1812 году Букарестским миром. Заключение сего трактата именно в ту епоху есть поразительная черта Турецкой политики. Порта, в продолжение шести лет воевавши одна против России, вдруг подписывает мир в такое время, когда Наполеон грянул на нее всей силою своей! К очевидным причинам ожидать всяких выгод присоединились еще [54] неотступные требования со стороны Императора Французского, которой всячески склонял Султана действовать за одно в предстоявшем подвиге. Никакая однакоже видимая польза немогла убедить Порту отказаться от своего правила, состоящего в том, что безопасность Оттоманской Империи неразрывно сопряжена с равновесием Держав Христианских. Порта же имела случай несколько познакомиться с Наполеоном как в Египте, так и на границах Иллурийских, и не имела ни малейшего любопытства ведать о том, чтo случилось бы, еслиб успех тогдашнего предприятия соответствовал прежним, которыми ознаменовалась война с Пруссией и война с Австриею. И так мир в Букаресте был подписан, и войска южной армии Российской двинулись к Польским границам.
Молодой Ипсиланти отличился в Турецкую войну и еще более во Французскую. При Кульме лишился он правой руки и вообще оказал такие подвиги, что на 26 году уже был пожалован в Генерал-Маиоры. Но трактат Бухарестский не возвратил, как [55] ожидали, фамилии прежнего достоинства в Валахии; Господарем сего Княжества наименован Иоанн Караджа, а верховный сан и власть в Молдавии получил Скарлато Каллимахи. Последнего провожал в Княжество Константин Негри, его шурин, в качестве государственного сановника. Фамилия же Ипсилантия осталась на жительстве в Киеве, и Константин скончался скоропостижно на пути своем в Петербург.
Семилетнее время, как мы уже заметили, от Порты назначено было периодом княжения по обычаю Турецкому; ибо и Паши, по истечении сего срока, перемещаются или и совсем оставляются от службы. Для Караджи такому сроку надлежало кончиться 1819-го. Но еще в предыдущем годе, по некоторым признакам угадывая, что Порта вознамерилась, посредством шелкового снурка, положить конец его правлению, он со всем семейством своим убежал в Седмиградскую область; оттуда, через Австрию приезжал в Россию; наконец поселился в Тоскане, где живет доныне. При отбытии из Валахии в [56] свите его находился Александр Маврокордато, который при первом восстании немедленно отправился из Италии в Грецию, где с того самого времени доныне продолжает играть важную роль.
После Караджи принял Господарство Александр Суццо, глава Греческой фамилии того же имени, фамилии неприязненной Ипсилантиям, и которая своими происками до 1806 года немало, как изо всего видно, содействовала тому, что Ипсиланти должен был удалиться из Константинополя в Россию. Протекло семь лет управления Каллимахи в Молдавии, и его место заступил Михаил Суццо, зять Карджи.
При сих-то обоих Суццах в Молдавии и Валахии 1821 года вспыхнула Греческая революция в тамошних провинциях. Непосредственным побуждением к тому было братское общество etaireia , уже за несколько лет перед тем существовавшее внутри и вне Турции и действовавшее постоянно. План сего патриотического союза был обширен, а целью оного предназначено было изгнание Турков из Европы и учреждение новой [57] союзной республики, которую надлежало составить из провинций Европейской Турции. Из земель сих долженствовал составиться восемь областей, именно: Кандия с прочими островами, Морея, Восточная Греция с Македонией, Западная Греция со всею Албанией даже до Австрийской границы, Сербия, Дакия (т.е. Молдавия и Валахия), Булгария и Фракия. Главным городом и пребыванием союзного Конгресса назначено быть Константинополю, а государственный устав Соединенных областей Северной Америки долженствовал служить образцом для внутреннего устройства и управления.
Таков был план революции, впрочем известный во всех подробностях своих только немногим руководителям, самым деятельным. Даже и допущенные к таинствам по большей части думали сперва, что дело идет о восстановлении Греческой Империи; ибо сими красками прикрыть был умысел, для того чтобы утешить подозрения, с какими Кабинеты стали бы взирать на революцию, когда надлежало ей вспыхнуть. Александр Ипсиланти был избран в начальники. Ненависть фамилии его к Турецкому правительству, [58] его военное звание и опытность, чин в армии, доверие у Монарха (от которого патриоты Греческие слишком безрассудно чаяли получить подкрепление) - все сие давало повод считать Князя Александра наиболее способным распорядителем. Действительно полагают, что в то время на дело Греков смотрели с доброхотством, пока мятежи в Испании, Пиемонте, Неаполе и возникшие в следствие оных опасения не заставили обратиться к другим расположениям.
Как бы то ни было, Александр Ипсиланти, в 1820 году находясь в Одессе, вступил в сношения с обеими областями по сю сторону Дуная. Михаил Суццо, Господарь Молдавский, под влиянием одного из советников своих, Яковаки Ригоса, человека с дарованиями и ревностного патриота, от искреннего сердца приступил к плану; но Александр Суццо, Господарь Валахии, отказался вмешиваться в замыслы мятежников, грозился даже открыть их Порте - и в след за тем был отравлен врачем своим, пламенным сочленом Гетерии.
(Окончание следует.)
Текст воспроизведен по изданию: Молдавия и Валахия, и начало в сих странах восстания греческого // Вестник Европы, Часть 169. № 21. 1829
© текст - Каченовский М. Т. 1829
© сетевая версия - Тhietmar. 2009
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вестник Европы. 1829
Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию Д.Б.К.
Портал НЭБ предлагает вам читать онлайн книгу «Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию Д.Б.К.», автора Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич. Книга была издана в 1810 году.
Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.
Пожалуйста, авторизуйтесь
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы так же можете поделиться напрямую в социальных сетяхВы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию с картинами
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
В связи с тем что сейчас посещение читальных залов библиотек ограничено, документ доступен онлайн. Для чтения необходима авторизация через «Госуслуги».
Для получения доступа нажмите кнопку «Читать (ЕСИА)».
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Сербия. Черногория. БиГ. Сев. Македония. Албания
Белград
Д.Бантыш-Каменский. Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию. А.де Ламартин. Записки о Сербии. Х.К.Андерсен. Базар поэта. Г.Успенский. Письма из Сербии. Ле Корбюзье. Путешествие на Восток. А.Куприн. Белград. Е.Марков. Очерки Сербии. И.Андрич. Барышня.Зеко.Знаки. М.Црнянский. Плач по Белграду. М.Павич. Биография Белграда.Пейзаж, нарисованный чаем. В.Драган. Белград. М.Новакович. Тайные истории.
Пожаровац
Д.Бантыш-Каменский. Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию.
Парачин
Г.Успенский. Письма из Сербии.
Кралево
М.Крлежа. Кралево.
Вране
Б.Станкевич. Рассказы.Дурная кровь.Коштана.
Ниш
А.Ламартин. Путешествие на Восток.
Воеводина
И.Лалич. Лихая весна. М.Антич. Воеводина.
Нови-Сад
К.Трифкович. М.Симич. Из моих рождественских воспоминаний. М.Новакович. Страх и его слуга.
Сремски-Карловци
Б.Радичевич. Стихотворения.
Суботица
И.Артунович. Последний Гиздарев.Бариша Киткович. Г.Грин. Стамбульский экспресс.
Зренянин
О.Давицо. Зренянин. Б.Чопич. Не грусти, бронзовый страж.
Призрен
Л.Бранкати. Стихотворения. Н.Негош. Стихотворения.
Печ
Н.Негош. Стихотворения.
Метохия
Р.Зотович. Стихотворения.
Подгорица
Е.Ковалевский. Путевые записки о славянских землях.
Доклея
Е.Бркович. Стихотворения.
Цетине
С.Милутинович. П.Негош. Цетинский пустынник. И.Северянин. Стихотворения.
Ловчен
И.Северянин. Стихотворения. Р.Зотович. Стихотворения.
Волуян
Д.Костич. Стихотворения.
Црленица
Я.Джокович. Стихотворения.
Херцег-Нови
Е.Ковалевский. Путевые записки о славянских землях. И.Андрич. Момент в Теплой.
Рисан, Пераст
Е.Ковалевский. Путевые записки о славянских землях. И.Северянин. Стихотворения.
Котор
Е.Ковалевский. Путевые записки о славянских землях. И.Северянин. Стихотворения. Ф.Вольф. Матросы из Каттаро. Й.Хорват. Дневник. М.Павич. Пейзаж, нарисованный чаем. Г.Челебич. Барокко.
Будва
Е.Ковалевский. Путевые записки о славянских землях.
Бар
Е.Ковалевский. Путевые записки о славянских землях.
Улцинь
Ага Имер из Улциня.
Горная Черногория
П.Негош. Горный венец.Стихотворения. И.Лашич. Свадьба.
Босния и Герцеговина
Сараево
М.Неркесия. Стихотворения. И.Андрич. Барышня.Омер-Лютфи паша.Один взгляд на Сараево.На еврейском кладбище в Сараево.Народ в Сараево.Смерть в текии Синана.Венгр Мустафа.Одинокий дом.Панорама. М.Ергович. Сараевские "Мальборо".
Травник
И.Андрич. Травницкая хроника.Травницкие рассказы.Рассказ о слоне везира.Омер-Лютфи паша.
Мостар
П.Матвеевич.
Неретва
М.Чатич. Стихотворения.
Почитель
И.Андрич. На руинах в Почителе.
Вишеград
И.Андрич. Времена Аники.Мост на Дрине.Любовь в городке.Чоркан и немка.Мила и Прелац.
Жепа
И.Андрич. Мост на Жепе.
Добой
И.Андрич. Венгр Мустафа.
Ливно
И.Г.Ковачич. Яма.
Босанска-Крайна
П.Кочич. С гор и предгорий.
Босанско-Грохово
И.Мажуранич. Смерть Смаил-аги Ченчича.
Скопье
Э.Челеби. Книга путешествий. А.Бранкати. Стихотворения. Г.Стефановский. Дикое мясо. С.Яневский. Улица.
Прилеп
Р.Жинзифов. Кровавая рубашка.
Тетово
Й.Павловский. Близкое солнце.
Охрид
Р.Жинзифов. Охрид. Б.Конесский. Стихотворения. И.Андрич. На берегу светлого Охридского озера.
Велес
К.Рацин. Стихотворения.
Крушево
К.Рацин. Гоце Делчев.
Куманово
Б.Конесский. Стихотворения.
Тирана
З.Бастари. Стихотворения. В.Кокона. По волнам жизни. И.Кадаре. Город без рекламы.Преемник.
Дуррес
В.Кокона. По волнам жизни.
Шкодер
Е.Ковалевский. Путевые заметки о славянских землях. Н.Мьеда. Скодра. А.Бранкати. Стихотворения. И.Де Рада. Песни. Р.Зотович. Скодер на Бояне. В.Солоухин. За синь-морем.
Ляхута
Д.Фишта. Горная Ляхута.
Корча
В.Кокона. По волнам жизни.
Гирокастра
В.Кокона. По волнам жизни. И.Кадаре. Летопись в камне.Поколения Ханконатов.Безумные дела.
Лежа
Н.Мьеда. Лежа. И.Кадаре. Цитадель.
Бантыш-Каменский Дмитрий. Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию
Москва: В Губернской типографии А. Решетникова, 1810. — 192 с., 6 л. ил.
Жанр «путешествий» в конце XVIII - начале XIX века пользовался в европейской и русской литературах необычайной популярностью. Просвещённые россияне охотно отправлялись в странствия, чтобы потом поделиться с читателями своими путевыми впечатлениями, рассказать об истории, достопримечательностях того или иного края, нравах и обычаях жителей. «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году» П.И. Сумарокова, «Путешествие в Казань, Вятку и Оренбург в 1800 году» М.И. Невзорова, «Письма из Лондона» П.И. Макарова, «Путешествие в Малороссию» П.И. Шаликова - в таком контексте могло восприниматься «Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию» Д.Н. Бантыша-Каменского, изданное в Москве в 1810 году.
Издание иллюстрировано восемью рисунками. Пять из них («Мценские купчихи», «Шведская могила», «Памятник Потёмкину», портреты сераскира Гассана и пожеровецкого коменданта Миленко Стойковича) подписаны, как и сама книга, буквами «Д.Б.К.» - Дмитрий Бантыш-Каменский. Возможно, им выполнен и рисунок на титульном листе - «Дом боярский в Кракове». Представленные изображения не просто украшают и дополняют текст - они составляют с ним одно целое. Так, в «письме» из Полтавы автор заканчивает описание поля, «знаменитого победою Петра Великого», комментарием к приводимому рисунку: «Прилагаю тебе при сём, любезный друг, изображение так называемой «могилы Шведской», в которой и русские и шведы погребены вместе. Она, как говорят, ещё выше была, но уменьшилась со временем 1) от истления великого множества тел, находящихся в земле, а 2) от частых гуляний, бывающих здесь».
"Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию. М. 8"". Гравир. загл. л., 1 н., 192 с., 7 гравир. на меди л.ил."
Наверх
г. Москва, Садовая-Кудринская, 25 "Антикварный центр", 2-й этаж
[Бантыш-Каменский, Д.Н.]. Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию / Д.Б.К. – М.: в Губернской тип.А. Решетникова, 1810.
Портреты Гассан-паши и М. Стой ковича выполнены по рисункам автора, портрет Г.П. Черного – по рисунку художника Роберта, чертеж гробницы князя Ярослава Мудрого сделан учителем рисования в Киеве Иваном Петрусевичем. Все рисунки гравированы А.А. Осиповым в технике офорта и пунктира. В коричневом цельнокожаном переплете эпохи. Кожаная наклей ка на корешке и форзацы восстановлены. Потертости переплета, тит. л. восстановлен, профессиональная реставрация полей некоторых страниц и иллюстраций, блок подрезан под переплет, утрата 1 л. ил. «Мценские купчихи». Автор книги – известный историк и государственный деятель Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский (1788–1850). Будучи командирован в Сербию, Бантыш-Каменский имел возможность обозреть Украину и страны, лежавшие по пути. Под впечатлением этой поездки тридцатилетний путешественник написал книгу очерков «Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию» и издал без указания имени автора. СК 1801–1825. № 423; Обольянинов. № 129; Сопиков. № 9163; Бокачев. № 1732; Соловьев. Кат. №100: Редкие книги. №11 («Редка»).
Портреты Гассан-паши и М. Стой ковича выполнены по рисункам автора, портрет Г.П. Черного – по рисунку художника Роберта, чертеж гробницы князя Ярослава Мудрого сделан учителем рисования в Киеве Иваном Петрусевичем. Все рисунки гравированы А.А. Осиповым в технике офорта и пунктира. В коричневом цельнокожаном переплете эпохи. Кожаная наклей ка на корешке и форзацы восстановлены. Потертости переплета, тит. л. восстановлен, профессиональная реставрация полей некоторых страниц и иллюстраций, блок подрезан под переплет, утрата 1 л. ил. «Мценские купчихи».
Ваш заочный бидЗаочный бид
Эстимейт
-
Молитвослов. – Венеция: ижд. Виченцо Вуковича, 1 июня 1547.
42000 - 50000
Евангелие. – 2-е изд. – Львов: тип. Братства: Михаил Слёзка, 25 мая 1644.
48000 - 52000
Солнце умное мысленное. [Книга о Тихвинской иконе Богоматери] [Рукопись]
30000 - 33000
Пушкин, А.С. Сочинения : [в 11 т.] / Александра Пушкина. – СПб.: в тип. Экспедиции заготовления государственных бумаг; изд. И.И. Глазунова и М.И. .
15000 - 20000
Виды села Грузина. Тетрадь I-II. – Грузино: типо-лит. графа Аракчеева, 1823.
50000 - 70000
Библиотека путешествий: [в 8 т.]. – СПб.: А.А. Плюшар, тип. А. Дмитриева, 1854. Зибольд, Ф.Ф. Путешествие по Японии или описание Японской империи, .
15000 - 20000
Погожев, В.П. Очерк деятельности Министерства Императорского Двора по приготовлениям и устройству торжеств священного коронования Их .
12000 - 15000
Наверх
г. Москва, Садовая-Кудринская, 25 "Антикварный центр", 2-й этаж
«Россия на Дунае. Империя, элиты и политика реформ в Молдавии и Валахии, 1812–1834»
В 1828 году Николай I объявил войну Османской империи. После этого русская армия заняла два дунайских княжества, находившихся под властью Порты, — Молдавию и Валахию. Именно там в XIX веке происходили все главные сражения между двумя империями. Россия стремилась сделать княжества буферной зоной, пока местная элита пыталась сохранить автономию. В книге «Россия на Дунае. Империя, элиты и политика реформ в Молдавии и Валахии, 1812–1834» (издательство «НЛО») специалист по истории России и Юго-Восточной Европы в Новое время Виктор Таки рассказывает о реформах 1820–1830-х годов, которые стали результатом столкновения этих интересов и заложили основы Румынского национального государства. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, который посвящен попыткам представителей балканских элит повлиять на направление восточной политики России после заключения Бухарестского мирного договора 1812 года.
Восточная политика России и миссия Г. А. Строганова
Первые три или четыре года после заключения Бухарестского мира были неактивным временем в восточной политике России. Внимание Александра I, его дипломатов и военных было поглощено борьбой с Наполеоном, а затем участием в послевоенном мирном урегулировании. Порта воспользовалась этим затишьем, чтобы подавить Сербское восстание в 1813 году и восстановить свои позиции на Дунае. Новоназначенные господари Молдавии и Валахии Скарлат Каллимахи (1812–1819) и Иоан Караджа (1812–1818) стремились прежде всего удовлетворить требования Порты относительно провизии, строительных материалов и рабочей силы и зачастую игнорировали положения Бухарестского мира, по которому княжества освобождались от османской дани на двухгодичный срок. Со своей стороны, российский посланник в Константинополе А. Я. Италинский и генеральный консул в Молдавии А. А. Пини, не будучи способны подкрепить свои протесты военными угрозами, были вынуждены ограничиться перечислением нарушений мирного договора со стороны Османов.
Подобная ситуация не могла удовлетворить тех представителей балканских элит, которые выступили на стороне России в предыдущей войне и теперь были вынуждены томиться в изгнании вдали от родины. С окончанием войн в Европе и началом Венского конгресса некоторые из них попытались интернационализировать Греческий вопрос и вновь привлечь внимание Александра I к балканским делам. Другие воспользовались назначением Г. А. Строганова новым российским посланником в Константинополе для того, чтобы повлиять на направление его деятельности. Составленные и одними, и другими записки содержали в себе критику российской политики до 1812 года и предлагали альтернативный курс в отношении княжеств, основанный на более общем видении российского преобладания на Балканах.
Первая из этих записок была написана бывшим митрополитом Валахии Игнатием. Несмотря на его смещение в марте 1812 года и приказ Александра I переселиться в Крым, Игнатий остался на своем посту еще на несколько месяцев с позволения российского главнокомандующего Кутузова. Однако враждебность со стороны валашских бояр заставила Игнатия опасаться за свое будущее после вывода российских войск из княжеств. Осенью 1812 года Игнатий покинул Валахию и обосновался в Италии, не оставляя надежды вернуться на митрополичий пост в случае активизации восточной политики России. Осенью 1814 года Игнатий прибыл в Вену к открытию Венского конгресса для того, чтобы поднять Греческий вопрос вместе с Каподистрией, с которым он поддерживал отношения еще со времени существования Республики Семи Островов.
В своей записке Ингатий указывал на то, что распространение просвещения среди балканских христиан способствовало развитию среди них патриотических чувств наряду с приверженностью к православию, которое на протяжении столетий обеспечивало их национальное существование. Чтобы препятствовать усилению влияния неправославных держав в регионе, Россия должна была избегать в будущем ошибок, допущенных оккупационными властями в княжествах во время последней войны. Вместо того чтобы «угрожать молдаванам и валахам суровостями военного управления», российская политика должна была основываться на местном законодательстве, восходящем к римскому праву, а также на древних обычаях и султанских фирманах и господарских хрисовах. Чтобы помешать Порте «сделать Россию ненавистной в княжествах», необходимо было обеспечить исполнение Бухарестского мирного договора, положить конец вторжениям османских начальников дунайских крепостей на территорию княжеств, обеспечить сбор налогов в соответствии с финансовыми регламентами Александра Ипсиланти и Константина Морузи, введенными после Кючук Кайнарджийского мира, а также создать дунайский карантин под надзором российского и австрийского консулов. Обеспечивая безопасность южных областей России, эти меры могли сочетаться с усилиями, направленными на укрепление приверженности к ней со стороны других единоверных народов, прежде всего греков. Игнатий рекомендовал привлекать молодых греков в российские учебные заведения и делать пожертвования греческим филантропическим обществам, поддерживавшим греческих студентов в западных университетах. Местные власти в Крыму и новоприобретенной Бессарабии должны были основать греческие школы и типографии, а также способствовать развитию греческой торговли. Греция, утверждал Игнатий, должна была «услышать язык… взывающий к ее уму и сердцу».
Еще более амбициозное, хотя и менее детализированное видение восточной политики России содержалось в записке бывшего валашского господаря Константина Ипсиланти, проживавшего в Киеве с момента своего смещения в 1807 году.
Не оставлявший надежду вернуться на валашский трон Ипсиланти в двух записках, составленных в апреле и мае 1816 года, советовал Александру I избрать более активную стратегию в восточной политике. Бывший господарь полагал падение Османской империи неминуемым и утверждал, что ни ее раздел, ни ее сохранение в качестве «слабого соседа» не выгодны России. Вместо этого Ипсиланти напомнил императору о Греческом проекте Екатерины Великой и советовал объявить новую войну Порте, занять ее европейские провинции и восстановить Греческую империю под скипетром одного из своих младших братьев.
Вне зависимости от того, действительно ли Ипсиланти верил в реализуемость Греческого проекта или нет, его личный интерес заключался в том, чтобы снова стать господарем Валахии или Молдавии (а по возможности обоих княжеств). С этой целью он вернулся к идеям Адама Чарторыйского, который еще в бытность свою российским министром иностранных дел в 1804–1806 годах предлагал создать «пояс малых государств, почти полностью независимых и с вооруженными силами, на которые Россия могла бы положиться в случае войны». После того как будущее Молдавии, Валахии и Сербии будет обеспечено таким образом, Россия может потребовать автономии для Болгарии, которая тем самым превратится в «новую Сербию». Для того чтобы усыпить бдительность Османов и продемонстрировать другим великим державам бескорыстие России, Ипсиланти советовал вернуть Бессарабию в состав Молдавского княжества. Эта рекомендация, безусловно, была сделана с прицелом на возможное возвращение Ипсиланти на молдавский трон (в 1799–1802, еще до назначения валашским господарем, Константин Ипсиланти успел побывать господарем Молдавии).
Еще одна записка была написана близким сотрудником Ипсиланти Мануком Мирзаяном (Манук-беем). Первоначально Манук-бей был клиентом знаменитого рущукского аяна Мустафы-паши Байрактара, под покровительством которого он превратился в одного из крупнейших османских банкиров (саррафов). Во время Русско-османской войны 1806–1812 годов Манук-бей держал в своих руках всю торговлю между Рущуком и Бухарестом и был важным связующим звеном между противостоящими державами. После гибели Мустафы-паши в 1808 году он перешел на российскую службу по рекомендации Ипсиланти и стал владимирским кавалером в качестве вознаграждения за секретную информацию, которой он снабжал российское командование. После заключения Бухарестского мира Манук-бей перебрался в Трансильванию и, как и Игнатий, прибыл в Вену к открытию конгресса. Там он получил разрешение Александра I основать армянский город в Бессарабии и был произведен в чин действительного статского советника. Хотя задуманный город так и не был основан, Манук-бей продолжал снабжать российское правительство секретной информацией, получаемой у армянских купцов дунайских городов, у которых он пользовался большим уважением вплоть до своей смерти в 1817 году в результате падения с лошади.
Как и митрополит Игнатий, Манук-бей критически относился к российской политике в отношении Молдавии и Валахии. В своей записке он продемонстрировал неэффективность российского протектората, перечислив многочисленные нарушения положений Бухарестского мира касательно княжеств. Манук-бей сообщал, что каймакамы (представители) Иоана Караджи и Скарлата Каллимахи, назначенные после заключения мира, сразу же начали собирать налоги, предназначавшиеся для уплаты дани Порте, вопреки оговоренному в мирном договоре освобождению княжеств от таковой на двухлетний срок. Чтобы заставить Порту вернуть княжествам незаконно собранную с них дань, Манук-бей предлагал сосредоточить на границе российские войска и потребовать уступки молдавской территории вплоть до реки Сирет, что составляло одно из промежуточных требований российской стороны во время мирных переговоров 1811–1812 годов, закончившихся уступкой Бессарабии. В качестве альтернативной стратегии российский посланник в Константинополе мог требовать смещения Караджи и Каллимахи и их замены господарями, избранными боярами, при условии, что избранники обязуются исполнять положения Бухарестского договора по части налогообложения.
Записки Игнатия, Ипсиланти и Манук-бея попали в руки Каподистрии, курировавшего восточную политику России начиная с Венского конгресса. Как и все эти авторы, фактический министр иностранных дел выступал за избрание Россией более активной и настойчивой позиции в отношении Османской империи. Уже во время работы конгресса Каподистрия постарался убедить Александра I поднять Восточный вопрос и, в частности, требовать от Порты исполнения положений Бухарестского мира, которые среди прочего предполагали предоставление сербам автономии. Каподистрия и А. С. Стурдза, ставший его секретарем и конфидентом в данный период, полагали, что подобная поддержка Россией освободительных стремлений балканских народов не противоречила ее борьбе с революцией в Европе. Поскольку балканские народы были скорее данниками, нежели подданными султанов, поддержка их требований рассматривалась Каподистрией и Стурдзой как вполне совместимая с политикой Священного союза, созданного для обеспечения лояльности европейских подданных своим государям.
Подробнее читайте:
Таки, В. Россия на Дунае. Империя, элиты и политика реформ в Молдавии и Валахии, 1812–1834 / Виктор Таки; пер. с английского автора. — М.: Новое литературное обозрение, 2021. — 440 с. (Серия Historia Rossica)
Читайте также: