Путешествие в индийский тибет
В августе 2017 состоится удивительно интересная экспедиция по северному штату Химачал. Тур начнется в нынешней резиденции Далай Ламы — Дхарамсале. Это хоть и популярное, но очень интересное место, в котором живет много тибетских беженцев. А для многих буддистов — Дхарамсала — место духовного паломничества. Все приезжие обязательно проходят кору вокруг резиденции Далай Лама. А в монастырях проходят удивительные дебаты — часть обучения и понимания Буддизма. Все это мы будем наблюдать и снимать. А возможно даже участвовать. Потом мы проедем через Кангру в Наггар, в котором жил и работал Рерих. Побываем в Манали и через перевалы отправимся в настоящий Тибет — долину Спити, расположенную на высоте более 3500м. Посетим затерянные тибетские деревни, побываем в буддийских монастырях. Это центральная часть нашего путешествия. Сделав большой круг, мы приедем в Шимлу — очень необычный город, расположенный на хребте холма, столицу штата. И закончим наш маршрут в Дхарамсале.
Помимо знакомства с тибетской культурой и религией, которые являются основной целью поездки, мы очень близко познакомимся с самыми разными народами, населяющими этот регион, их верованиями и традициями. Пообщаемся в Садху и посетим различные индуистские храмы. Ну и конечно — горы. Впечатляющие панорамы, хребты и перевалы просто не могут оставить равнодушными.
Время проведения тура: 12 августа 2017 года.
1 день. 12 августа. Дхарамсала.
Встреча участников тура в аэропорту Дхарамсалы. Едем в Маклеогандж, небольшой поселок, расположенный в предгорьях Гималаев, являющемся настоящим центром буддийской жизни, после переселения Далай Ламы из Тибета в Индию. Именно здесь находится нынешняя резиденция Далай Ламы и многие буддийские центры. Размещение в отеле. Знакомство с группой.
2 день. 13 августа. Маклеогандж.
Знакомство с поселком и расположенными здесь буддийскими монастырями. Посещение резиденции Далай Ламы. Очень важная часть программы — кора вокруг резиденции Далай Ламы. Мы будем принимать участие в ней и снимать её. Это очень важный ритуал в практике тибетского буддизма. В этот же день нас ждет посещение института тибетской медицины Мен-Тси-Ханг. Программа построена так, чтобы все желающие могли не только пройти бесплатную диагностику у лучших врачей института, но и полноценный курс лечения тибетскими травами. Посещение института запланировано дважды, в начале программы и в самом ее конце. В этот же день мы посетим небольшое семейное кафе, где сможем попробовать настоящие блюда, как тибетской, так и бутанской кухни.
Кора в буддизме - важная часть понимания культуры и жизни северных буддистов.
3 день. 14 августа. Маклеогандж и окрестности.
В этот день мы совершим небольшую прогулку по красивейшим окрестностям поселка. Посетим индуистский храм и священное озеро. Проведем время и пообщаемся с учениками крупнейшей тибетской школы на Севере Индии, где дети из тибетских семей могут получить полноценное образование. Поднимемся в небольшую индийскую деревню, из которой открывается замечательный вид на окрестности. Пешие переходы с небольшим набором высоты нужны и для акклиматизации организма перед предстоящим набором высоты.
Эту бабушку мы встретили в той самой горной деревни, которую посетим в этот день.
4 день. 15 августа. Маклеогандж — Нагар.
Рано утром покидаем Маклеогандж и отправляемся в Нагар. Нас ждет интереснейшая дорога, через маленькие деревеньки и поселки, сохранившие уклад жизни с давних времен. Индийские храмы и встречи с Садху. Мы проедем через старинные индийские города и знаменитую долину Кулу, с ее яблочными рынками и потрясающими по красоте платками. И далее поднимемся в горы до небольшого поселка, в котором провел свои последние годы жизни Николай Рерих с семьей. Посетив эти удивительные места, сложно не поддаться убеждению, что Шангри-Ла действительно существует, и находится где-то совсем близко. Стоит только протянуть руку и заглянуть за следующий поворот.
5 день. 16 августа. Нагар — Манали.
Утром мы еще раз проникнемся таинством этого небольшого поселка. Посетим музей Рериха. Восхитимся потрясающими видами на долину и отправимся в Манали — знаменитый центр поклонников индийского чараса. Прогулка и съемка в Старом Манали. Именно здесь нас ждут деревни и дома, сохранившие стиль именно этих мест, не похожие больше ни на что на свете. Местные жители сохранили свои исконные верования и ритуалы в каждодневной жизни. Даже сегодня они представляют собой причудливую смесь индуизма и древних языческих верований.
6 день. 17 августа. Манали.
Это день мы начнем с прогулки по потрясающе красивому лесу, с высочайшими гималайскими кедрами. Потом нас ждет знакомство с ярким, наполненным жизнью Новым Манали. С индийскими и буддийскими храмами, рынками и старыми городскими улочками. После города мы поднимемся на небольшую гору к старинном и священному у индуистов храму Хадимбы. От старой, но величественной деревянной постройки, с маленькими дверьми и огромными валунами внутри, веет не просто стариной, но верой миллионов людей, которые паломниками тянутся сюда со всей страны. И именно здесь не просто понимаешь, но чувствуешь, как много языческого до сих пор осталось в верованиях этих северных людей.
7 день. 18 августа. Манали — Каза.
Сегодня нас ждет длинная, но потрясающая по красоте дорога в долину Спитти, настоящий индийский Тибет, расположенный на высоте более 3500 м. Мы преодолеем два перевала высотой более 4500, вокруг одного из них совершим ритуальную буддийскую кору. И уже вечером будем в самом центре Индийского Тибета, крупнейшем населенном пункте долины — городке Каза, с буддийскими монастырями, пагодами и типичными тибетскими домиками.
8 день. 19 августа. Каза. Ки. Кибер.
Один из самых удивительных дней в нашей программе. Нас ждет большой буддийский монастырь Ки и его жизнь. Мы посетим несколько высокогорных тибестских деревень. Будем общаться и снимать местных жителей. Посмотрим на уклад их жизни. Посетим маленькие деревенские монастыри, которые сохранили уклад неизменным практически с момента постройки. И кажется, что время здесь остановилось много лет назад.
9 день. 20 августа. Табо.
Продолжаем знакомство с жизнь высокогорной долины Спитти. Монастыри, деревни, люди.
10 день. 21 августа. Сангла.
Красивейшие места, горы и горные реки. Деревни и их жители.
11 день. 22 августа. Шимла.
По удивительно красивой горной дороге мы покидаем долину Спитти и отправляемся в столицу штата — город Шимла. Уникальный город, сочетающий чарующую атмосферу колониального города с настоящей Индией и дорогим курортом. Уникальность города и в его расположении на двух сторонах горного хребта, что обеспечивает удивительные виды практически из любой точки города.
12 день. 23 августа. Шимла.
Этот день мы проведем в Шимле — одном из чудес северной Индии. Посетим храм обезьян, сикхский храм, индуистский храм и будем снимать на самой знаменитой пешеходной улице города.
13 день. 24 августа. Шимла — Дхарамсала.
Возвращаемся в начальную точку путешествия.
Буддистские дебаты - важная часть постижения основ буддизма.
14 день. 25 августа. Дхарамсала.
В этот день мы еще раз посетим клинику Мен-Тси-Ханг (для желающих пройти курс лечения). Совершим кору вокруг резиденции Далай Ламы, поснимаем в монастырях и на улочках города. Подведем итоги состоявшегося путешествия. Этот день так же является резервным на случай возможных задержек на нашем маршруте.
15 день. 26 августа.
Последний день нашего путешествия. Уезжаем в аэропорт и улетаем в Дели и далее домой.
Данная программа является ориентировочной. Во время тура возможны изменения.
Стоимость включает:
Встречи и проводы в аэропорту.
Проживание по всей программе в двухместных номерах.
Транспорт по всей программе. Комфортабельные машины Toyota Innova на основном маршруте. Комфортное размещение 3 человека на машину.
Водители и гиды.
Пермиты, входные билеты в заповедники, музеи.
Стоимость не включает:
Транспорт до Дхарамсалы.
Сувениры и личные расходы.
Мы поможем с покупкой билетов до Дхарамсалы из вашего города, оформлением визы и страховки.
Поля в долине.
Тибетцы.
Житель Манали.
Садху в образе обезьяны. Манали.
Любитель чараса. Манали.
Паломник. Дхарамсала.
Дхарамсала.
Индийский Тибет.
На монастырской кухне. Индийский Тибет.
Сикх. Индия.
Предгорья Гималаев.
В маленьком монастыре недалеко от границы с Тибетом.
Поездка в Гималаи. Место силы - Дхарамсала (малый Тибет). Советы путешественникам.
Гималаи - место силы, снежных вершин и разноцветных флажков. Я очень люблю горы и поэтому всегда грезил побывать в этом месте, но оно было таких далеким и загадочным местом, что сложно было поверить, что я могу здесь оказаться. Даже будучи в Дели, всего в 500 км от них, они все равно оставались в категории несбыточной мечты, летя в Индию как-то не рассматривал эту возможность. И вот я в Дели уже третий день, съездил в Агру к Тадж-Махалу, думал где же еще можно побывать, перед большой и длинной поездкой на юг в Гоа. И смотря в карту меня осенило, я же могу доехать до Гималаев! Почему нет? Когда находишься здесь, как-то уже проще принимаются решения.
Вид на Гималайский хребет с низины Вид на Гималайский хребет с низиныБыстренько залез в интернет, и выяснил, что самый популярный и туристический штат Индии в Гималаях - это Химачал Прадеш. В нем есть три самых популярных города: Ришикеш (он находиться в предгорье Гималаев), Манали (этот город находиться глубоко в горах) и Дхарамсала (а он находиться непосредственно перед хребтом). Мой выбор пал на Дхарамсалу, потому что, хотелось увидеть серьезные горы, Ришикеш тут вылетает, зеленые холмы я видел и в других местах. Манали вылетел из-за суровой в погоды в декабре (я вообще-то ехал на море и не готов был оказаться опять в зиме, в декабре в Гималаях, самая настоящая зима). А вот в Дхарамсале были, и высокие горы, и отличная погода для декабря (около +20), и что мне очень понравилось, там находилась резиденция Далай-Ламы и место жительства многих тибетцев в изгнании. Этой темой заинтересовался после просмотра фильма 7 лет в Тибете (очень сильный и душевный фильм, на реальных событиях), фильм пересказывать не буду, могу только посоветовать посмотреть. Но Дхарамсала - это просто индийский, особо ни чем ни примечательный город, а все туристические, горные и буддистские движения в городке Маклеод-Ганж, чуть выше в горах, который разросся вокруг Резиденции Далай-Ламы.
Одна из главных улиц Маклеод-Ганжа Одна из главных улиц Маклеод-ГанжаБилет купил без проблем, на ночной автобус, который называется слипер-бас, которые очень популярны в Индии, они ночные и там можно спать, и не просто на кресле, а полноценно в кровати. Билет стоил около 700 рупий (700 рублей) прямо до Маклеод Ганжа, важно брать билет именно туда и не перепутать с Дхарамсалой, это просто название, скорее местности. Важно не забыть взять с собой теплые вещи, ночью, особенно в горах, бывает очень холодно.
Город не сильно большой, но очень уютный, почти все население - это тибетское население или индийские буддисты, поэтому атмосфера в городке особая. Много буддистких храмов и буддистской атрибутики. Здесь чисто и спокойно, в отличие от другой Индии, по началу на контрасте кажется, что попал в другую страну. Очень много отелей и практически с каждого открывается шикарный вид на Гималайский хребет.
Вид на всю местность с горы. Слева Дхарамсала, по центру Маклеод-Ганж, справа Дхармакот и Баксу Вид на всю местность с горы. Слева Дхарамсала, по центру Маклеод-Ганж, справа Дхармакот и БаксуСамая главная достопримечательность Маклеод-Ганжа это, конечно же, резиденция Далай-Ламы, миллионы паломников и туристов приезжают сюда проникнуться Тибетским Буддизмом, потому что в самом Тибете, из-за китайского захвата, это атмосфера почти утратилась. А это место полноценно называют Малым Тибетом.
Буддистская ступа на территории Резиденции Далай-Ламы Буддистская ступа на территории Резиденции Далай-ЛамыВ самой резиденции есть главный храм, музей Тибета, множество общежитий для монахов и место жительства самого Далай-Ламы. Сам храм находиться на самой оконечности холма и вокруг него есть священная кора - это круг вокруг храма через лес, который нужно пройти по часовой стрелке и прокрутить все молитвенные барабаны, по дороге встречаются множество мини-храмов, ступ и везде развешены разноцветные флажки.
Урок у монахов на открытом воздухе на территории храмов Урок у монахов на открытом воздухе на территории храмов Церемония внутри храма Церемония внутри храмаДаже если вы далеки от буддизма, за всем этим очень интересно понаблюдать и слегка углубиться. Находясь здесь невозможно не пропитаться этой чудесной атмосферой, она чувствуется очень сильно, особенно в таком месте силы, рядом с великими Гималаями.
Выступление самого Далай-Ламы! Выступление самого Далай-Ламы!Каждый день я приходил в храм, на некоторое время, даже не сильно надеялся увидеть Его. Но удача улыбнулась мне и в один день, уже на входе я увидел огромные толпы людей. Не было места, где можно было бы подступиться и посмотреть на Него. Казалось, что пришел весь город. Я кое как нашел щелку на втором этаже, чтобы хоть одним глазком посмотреть на Него, люди лежали на полу, лишь бы увидеть его. По лицам людей в первом ряду, по всем людям в храме, кто пришел его послушать, по стоявшему везде трепету, было ясно кто Он для них и как к нему относятся. Про Него вы можете дополнительно прочитать статью на википедии, он не только перерождение Будды, Духовный лидер Тибета, лауреат Нобелевской премии Мира, но просто очень добрый и мудрый человек. Хоть Он и читал на лекцию на тибетском языке, ничего не было понятно, но я слышал его голос, он какой-то магический, не простой, и все вокруг было наполнено мощной энергетикой. Этот день очень сильно запомнился.
Водопад Баксу Водопад БаксуВ городе и окрестностях, также много других храмов, зданий, монастырей, и мест силы, но отдельная особая достопримечательность - это удивительная природа Гималаев! Первое, что хотелось бы отметить, что природа тут почти как у нас на Кавказе, растения хвойные, но немного другие, чуть старше и выше. И самое удивительное здесь живут обезьяны, бегают по хвое, сидят на елках! было очень необычно такое видеть. Здесь очень хорошо развиты треки (то есть походы в горы), при том, что в целом здесь только одно направление. Его очень легко найти, из любой точки города, видишь Гималайский хребет, значит идти надо туда. Туда ведет несколько треков, но все они приходят в одно и тоже место - плато Триунд. Советую использовать офф-лайн карты MapsMe в горах они не заменимы, так как на них есть все тропки, проверено. Так вот, все треки идут на плато Триунд 2800 метров, с высоты города около 1700 метров, советую идти туда через город Баксу, по пути вы посетите, прекрасный водопад Баксу, на карте это будет самый правый трек.
Загадочные Гималаи Загадочные ГималаиПодьем на плато Триунд на высоту 2800 метров, будет не из легких, это почти 1000 метров подъема, но поверьте это того стоит. Вид будет просто великолепный, что вниз на город, что на сам хребет. Тропинки хорошо протоптаны, там ходят много народу, а имея карты - вы точно не заблудитесь. Подьем занимает в среднем от 2 до 4 часов, в зависимости от вашей физ. подготовки, но не бойтесь задержаться в подъеме, наверху отличная инфраструктура, там множество кафешек и палаточный городок, со всем необходимым, там можно переночевать. Пожарить что-нибудь вкусненькое на костре и посмотреть чистейшее ночное небо, это то, что стоит попробовать, переночевать в палатке в Гималаях, поэтому лучше закладывать два дня на этот трек.
Кафе Сноу Лайн 3300 метров Кафе Сноу Лайн 3300 метровКому будет недостаточно, можно продлить трек до кафе сноу лайн на высоту, уже 3300 метров, там всего два кафе, путь туда займет еще 2-3 часа. Но вы уже подойдете в плотную к горам и будет максимальное погружение в горы. Там также есть все необходимое, за 1000 рупий (1000 рублей) вам разобьют палатку, накормят, напоят и разожгут костер. Это будет не забываемо. Я в первый же день, в первый свой трек дошел туда за 5 часов. С собой нужно иметь, всего лишь теплые вещи и минимальный запас воды.
Закат со склона Гималайского хребта с высоты 4100 метров, на фоне сама гора Триунд 3600 метров Закат со склона Гималайского хребта с высоты 4100 метров, на фоне сама гора Триунд 3600 метровКогда я был в этом месте второй раз, я вышел очень рано и пришел на сноу лайн еще в час дня, и решил пойти на перевал, который был примерно на высоте 4400 метров, но переоценил свои силы и не успел дойти до туда, встретил закат в этом месте на фото, где-то на высоте около 4100 метров, и в сумерках возвращался обратно. Пришел в палаточный городок уже ночью с фонариком, под светом тысячи звезд и млечного пути. Мне приготовили вкуснейший ужин, разбили палатку и развели костер. Это была моя первая ночевка в палатке в горах. Это был один из самых незабываемых дней в моей жизни.
Вершина горы Триунд высота 3600 метров Вершина горы Триунд высота 3600 метровУтром после ночевки в палатке, выпив бодрящий кофе, я прямо забежал на пик горы Триунд на высоту 3600 метров и там был невероятный вид, что вниз в долину, что на сам Гималайский хребет. Эти ощущения сложно описать, их нужно прочувствовать. И затем неспешно спустился до Маклеод-Ганжа примерно к вечеру. Это были мои первые треки, о которых я до сих пор с трепетом вспоминаю.
Надеюсь вам было интересно, если остались вопросы или непонятные моменты, можете задавать их в комментариях. Спасибо за внимание.
История моего переезда в Тибет и Индию. Подробный рассказ о моем путешествии
Пожив на Алтае и написав множество книг по эзотерике, я решила, что мне необходима паломническая поездка. На эту идею меня натолкнуло общение с одним духовно-развитым человеком, который у меня спрашивал совета по поводу паломничества по монастырям Китая. Сначала я не придала особого значения теме этого разговора, но через 2 года я откровенно задумалась о своём паломничестве, но не знала куда поехать.
Священная гора буддистов
В то время меня сильно привлекал Кайлас - священная гора буддистов и индуистов. Но пребывание там было бы коротким, что меня не устраивало. Причина проста: высоко в горах лето очень короткое и морозное, да и Тибет принадлежит Китаю, а они не особо "любят" туристов, чтобы давать им долгосрочную визу. Это я узнала от своего представителя в Непале, когда обговаривала с ним поездку на Кайлас. Кумар предложил мне приехать в Непал и пожить некоторое время при женском монастыре, настоятельницей которого была его старшая сестра. Я согласилась.
Непал
В Непале я прожила 5 месяцев, встречаясь с разными интересными людьми и беседуя с ним на духовные темы. За это время я часто ловила себя на мысли, что хочу поехать в Индию, но меня останавливало, что в этой стране очень много мусора и нищих. В один из своих приездов Кумар рассказал мне, что его друг отправился в кратковременное паломничество. Он будет жить несколько дней при храме резиденции Далай Ламы. Я заинтересовалась и выяснила, что это место находится в Индии, а не на Тибете, откуда духовный лидер и его правительство сбежали, когда китайские войска захватили Лхассу в 50-тые годы прошлого века.
Паломничество в Индию
Случайностей не бывает. Это был знак для меня отправляться в Индию. Кумар был счастлив. Он помог мне сделать индийскую визу на 3 месяца, и вскоре я уехала знакомиться с местом своего учительского паломничества. К сожалению, у Кумара не было знакомых в Дхарамсале, поэтому мне пришлось через своего Сподвижника искать там человека, который бы стал моим переводчиком, потому что я не знаю ни какого другого языка кроме русского. Моим представителем в Дхарамсале стала девушка-бурятка, которая поступила в школу тибетской медицины. Её трёхлетнее обучение идеально совпало с годами моего паломничества в Индии.
Знакомство с Индией
Первое знакомство с Индией состоялось во время поездки от Дели (столица Индии) в Дхарамсалу. Ехать пришлось 10 часов на машине, двигаясь на север. Красивые места начались только при приближении гор, где было мало цивилизации и отсутствовали горы мусора и места трущоб, из-за которых я первую половину пути часто вздыхала, предпочитая медитировать. Улыбаться я стала только при виде гор и лесов. С интересом я разглядывала старые города с узкими улицами, через которые мы проезжали. Их не коснулась цивилизация, поэтому они были прекрасны своей древней архитектурой и индивидуальностью. Вот тогда я поняла, что сделала правильный выбор и что эти места мне нравятся.
Дхарамсала находилась у подножья Гималайских гор, расположившись на склонах последних холмов. Город был длинным и немножко новым, потому что отстраивался совместно с резиденцией Далай Ламы. Для обычных туристов это место было непримечательным, потому что кроме посещения Тхамеля и центра тибетской медицины, поглазеть было не на что, разве что любоваться на красоты природы этого края. Зато буддистов, паломников и духовно-развитых людей Дхарамсала сильно привлекала.
Большой наплыв паломников-буддистов происходит до и после сезона дождей летом. Более месяца они каждое утро посещают Тхамель, чтобы во дворе резиденции обмениваться опытом друг с другом, обучаться новым духовным практикам и самосовершествоваться. Каждое утро я приходила туда, чтобы понаблюдать за монахами, отмечая наиболее способных. Мне нравилось следить за развитием новичков и новоприбывших. Меня постоянно тянуло туда, но посещала я Тхамель только рано утром, чтобы спокойно помедитировать, глядя на горы и послушать песнопение мантр монахов в храмах до прихода туда паломников.
Возвращение в Россию
Алтай
Распорядок моей жизни в паломничестве был почти одинаков для Индии и Непала, между которыми я моталась 2 года с периодичными возвращениями в Россию, где я предпочитала останавливаться в Республике Алтай из-за её близости к этим странам. В Непале я всегда жила 5 месяцев приезжая туда в конце лета после проживания в Индии. А вот зимой лучше было жить в России. Эти южные страны не были приспособлены для проживания при низких температурах в пределах нуля: стены тонкие, оконные рамы и двери с большими щелями для автоматического проветривания (весной и осенью очень жарко), а обогреватель хорошо греет только ноги. Приходилось утепляться чем только можно.
Просыпаясь на рассвете, чтобы полюбоваться красотой восходящего солнца, я окуналась в работу с людьми, которая разделялась на 2 этапа: до посещения резиденции Далай Ламы ранним утром и после неё. Днём наступало время размышлений, которое мне особенно нравилась. Я расслаблялась, радуясь проделанной работе. Ложилась спать я рано, чтобы утром снова встретить рассвет.
Как я изменилась
Жизнь в паломничестве и мои поездки в Непал и Индию сильно изменили меня за 2 года. Я стала иначе относиться к жизни и изменила свою судьбу, переехав в Республику Алтай поближе к Кайласу и его энергиям, и к горе Белухе, которую посещают много паломников. С момента завершения моего паломничества, мне всё время хочется вернуться в Дхарамсалу, чтобы снова ежедневно ходить в резиденцию Далай Ламы, медитировать на горы и увеличивать свой духовный потенциал.
Страна-зазеркалье Таинственные обряды, бесконечные молитвы и фотографии трупов. Чем индийский Тибет удивил россиянина
Индия — особое место, стоящее особняком среди большинства других туристических направлений. Ее либо любят, либо ненавидят. Еще говорят, что до Индии нужно дорасти, хотя бы в том смысле, чтобы порой за внешней бедностью, иногда грязью и неустроенностью, увидеть нечто большое. Это своего рода страна-зазеркалье, где вместо одного мира открывается множество тайных, невидимых миров. Тех, кто способен их разглядеть, Индия зачаровывает. Ну а у тех, кто привык видеть только оболочку, Индия часто вызывает неприятие и отторжение. И если ко всей территории в целом это относится с точностью 50 на 50, то в отношении индийского Тибета это правило действует на 100 процентов. Именно поэтому здесь почти не бывает случайных туристов, а те, кто приезжают в эти места, еще до поездки хорошо знают, зачем идут на другой конец света. Фотограф и путешественник Алексей Терентьев побывал в индийском Тибете и рассказал «Ленте.ру», чем эта территория так привлекает людей.
Предыстория
Само название «индийский Тибет» достаточно условно и не имеет точных географических границ. Обычно так называют северные регионы страны, в которых обитают исповедующие буддизм тибетцы. В некоторых местах эти народы проживали изначально, а в других — тибетские монастыри и поселения стали активно формироваться в XX веке, когда в результате насильственного присоединения Тибета к Китаю нынешний Далай-лама вынужден был покинуть территории и поселился в Индии, а вслед за своим духовным лидером последовали многочисленные тибетцы. Сегодня индийским Тибетом называют районы в штатах Химачал-Прадеш, Ладакх, Сикким, Аруначал-Прадеш и ряде других на севере страны.
С первого взгляда может показаться, что индийский Тибет для Индии несколько инородное образование — другой язык, другая религия, другая культура. Однако это не совсем так, и объединяющих их вещей значительно больше, чем отличий. Самая главная особенность, свойственная и индийцам, и тибетцам, — это сильное влияние религии на повседневную жизнь обычного человека.
У невнимательного наблюдателя легко складывается ощущение, что люди живут сразу в двух мирах — мире богов и своих верований и в обычном повседневном мире, в котором нужно создавать семью, растить детей, зарабатывать деньги. На деле же есть только один мир, определенный религиозными верованиями человека, а внешний мир — всего лишь одна из его граней. Поняв это, путешественники смогут гораздо лучше познавать культуру и индийцев, и тибетцев.
Действительно, абсолютно все составляющие жизни человека — от рождения, заключения брака, рождения детей и смерти — подчиненны определенным духовным или религиозным правилам. Даже такая вещь, как смерть, которую мы часто связываем с концом и предпочитаем об этом по возможности не думать, здесь не только имеет светлый аспект освобождения души и перехода в новое состояние, но и является объектом серьезной подготовки — ведь чтобы перерождение произошло удачно, важно состояние человека в момент смерти, имеет значение даже место, где человек умирает.
Неслучайно в буддизме существуют целые трактаты и практики, цель которых — правильно подготовиться к переходу, а для индийцев нет ничего лучше, чем умереть и совершить прощальный ритуал на берегах священного Ганга.
В гости к ламе
Помню один лама пригласил нас к себе в гости. Это было большой честью, и мы с радостью согласились принять его предложение. В небольшой комнатке на полу был расстелен ковер, лежали подушки, маленький столик со всеми необходимыми для проведения пуджи приспособлениями в виде колокольчика, ваджары и дощечек со священными текстами.
Монах угостил нас чаем. На одной стене висел портрет нынешнего Далай-ламы, а на другой, прямо над нами, — серия фотографий. Первая изображала только что родившегося младенца, далее ребенка, красивого юношу, взрослого мужчину, старика, а затем следовали снимки трупа на разных стадиях разложения. Завершал серию кадр со скелетом. Понятно, что данная подборка не способствовала хорошему аппетиту, поэтому мы стали расспрашивать ламу об этих изображениях.
Смысл оказался очень простым. «Мы не должны забывать о бренности нашего тела, о скоротечности нашей жизни, не увлекаться внешними проявлениями, а стараться видеть за любой оболочкой дух и душу человека, его ум и другие качества, не связанные с внешностью», — пояснил он.
Некоторые монахи не ограничиваются картинками, а выполняют практики, призванные снизить зависимость от тела и сознания непосредственно на кладбище. Примером им стал сам Гуру Падмасамбхава, который достаточно долго не просто практиковал, но и жил на кладбищах в Индии.
Впрочем, буддизм сегодня вызывает интерес не только у тибетцев, но и у многочисленных последователей, живущих по всему миру. Один только тот факт, что Далай-лама получил Нобелевскую премию мира говорит о том, что буддистский подход к жизни оказался близок многим людям. Вот именно такие люди, а также еще тысячи людей, которые в какой-то момент задумались о смысле жизни, о душе и духовности или просто захотели освоить йогу и медитацию из первоисточника, — отправляются сегодня, как и их предшественники много лет назад, на север Индии, в Гималаи, в индийский Тибет.
Резиденция Далай-ламы
Первое место, которое приходит на ум, когда речь заходит о буддизме сегодня, — это, несомненно, Маклеогандж, или, как его иногда называют, Верхняя Дхарамсала, — маленький поселок в предгорьях Гималаев. Когда-то его облюбовали англичане по причине тишины и прохлады, а потом, после сильного землетрясения, он был сильно разрушен и пришел в упадок.
Когда Далай-лама попросил убежища на территории Индии, ему отдали как раз этот маленький поселок. С тех пор городок полностью преобразился, превратившись в крупнейший центр по изучению тибетского буддизма. Кроме собственно резиденции Далай-ламы, которая является святыней для верующих, сюда перевезли множество реликвий из Тибета, построили или обновили монастыри, возвели большую библиотеку, лучшую тибетскую школу, здесь же находится Институт тибетской медицины и астрологии Мен-Тси-Ханг и многое другое. Сюда за Далай-ламой из Тибета последовало более 80 тысяч тибетцев. И именно сюда съезжаются в первую очередь люди со всего мира, которым так или иначе интересен тибетский буддизм.
Вслед за монастырями стали расти отели, открываться кафе, а дальше последовали всевозможные студии йоги, медитации, рейки и так далее. Ехать сюда, несомненно, стоит — ведь именно здесь сегодня находится сердце тибетского буддизма. Сделать это в наше время совсем не сложно — достаточно долететь до Дели, пересесть на внутренний рейс до Кангры, а потом примерно за час любое такси довезет вас до заветной цели.
И первое, что делает любой, кто приезжает в Дхарамсалу, — отправляется в гости к Далай-ламе XIV. Еще совсем недавно, каких-то 10-15 лет назад, почти любой путешественник мог получить личную аудиенцию у его святейшества. Сегодня все намного сложнее — для этого должны быть очень веские основания. Тем более, что нынешнему Далай-ламе уже немало лет, и сил на внешние связи остается не так много. Но даже сейчас, во всяком случае до начала пандемии, он регулярно проводил учения, на которых могли присутствовать все желающие.
Посмотрев резиденцию Далай-ламы, посетители совершают ритуальный обход по часовой стрелке вокруг дворца. Маршрут сам по себе очень красивый и составляет примерно полтора-два километра. Тропинка местами идет через лес, а в некоторых местах открывается невероятно красивый вид на лежащую внизу долину. Вдоль дороги находятся молитвенные барабаны — в каждом, как следует из названия, — пергаменты с написанными на них мантрами — при вращении мантры начинают работать, создавая определенные вибрации. Обход вокруг резиденции является особым ритуалом и называется корой.
Пускай тибетцы и верят, что вращать барабаны очень важно, главный акцент все-таки делается на внутреннем состоянии верующих. Но как бы мы ни относились к буддизму, здесь действительно царит необыкновенно спокойная и умиротворенная атмосфера. А еще это лучшее место, где можно встретить разных людей и пообщаться с ними, — здесь, особенно в утренние и вечерние часы, можно увидеть всех, от паломников и местных жителей до высоких лам, геше и других учителей.
Если где-то на первое место в рейтинге интересов можно поставить архитектуру, историю или что-то еще, то в Индии в целом и в индийском Тибете в частности самое интересное — это люди. А если говорить о тибетцах, которые сегодня живут в Верхней Дхарамсале и окрестностях, то это люди вдвойне особенные.
Большинство из них последовало сюда за своим духовным лидером в поисках свободы исповедовать религию, в желании сохранить свою культуру, быть рядом с теми, кому они доверяют. Это требовало немалого мужества и силы духа. Многие рисковали жизнью и свободой, оставляли родных и близких, когда пешком по несколько месяцев шли через горы из Тибета в Индию.
Тензин Чодон, которую мы встретили на коре, родилась в Лхасе, столице Тибета. Сюда пришла с мамой в 2002 году. Тогда она была совсем маленькой девочкой, и вспоминает, как мама с несколькими другими женщинами несла ее за спиной. «После приезда меня отдали в тибетскую школу, — рассказывает Чодон. — А мама уехала назад в Тибет к отцу, но на границе ее поймали и посадили в тюрьму, где она провела два года. Китайские власти не дают очень многим тибетцам свободно покидать страну, и в случае поимки им грозит тюремное заключение, так и случилось с моей мамой. Но в 2009 году она смогла вернуться ко мне в Индию, и мы живем вместе. Правда, отец остался в Тибете, и нам его очень не хватает».
Тензин окончила школу и продолжает обучение, учит иностранные языки, хочет получить хорошее образование, что было невозможно в Тибете. Кроме того, Тензин часто ходит кору, начитывает мантры и надеется, что когда-нибудь вся семья опять будет вместе.
Еще одна интересная встреча произошла тут же с пожилой монахиней по имени Церин Долма. У тибетцев каждое имя имеет свое значение. Церин означает «долголетие». Из родного Тибета Церин Долма пришла 21 год назад. В руках у монахини кусок глины. Глину мнут руками, потом придают ей определенную форму маленьких ступ. После этого их окрашивают в разные цвета — белый, желтый. Монахиня делает маленькие ступы для людей, которые хотят совершить подношение. Таким образом Церин Долма накапливает заслуги. Анилой (монахиней) женщина стала еще будучи ребенком, когда жила в Тибете. В долгий путь из Тибета на север Индии женщина пустилась с единственной целью — увидеть Далай-ламу и быть рядом с ним. Здесь эта ее мечта сбылась.
Сейчас монахиня живет одна. День ее всегда начинается в четыре-пять часов утра. После пробуждения она пьет чай, съедает легкий завтрак и после этого идет большую кору вокруг резиденции Далай-ламы. Второй раз кору проходит после обеда, и после второй коры обязательно идет в резиденцию Далай-ламы, где проходит малую кору. Дома каждый день монахиня зажигает лампаду и начитывает мантры.
Одна из основных — Ом Мани Падме Хум. Электричества в доме нет, поэтому, чтобы не сидеть в темноте, спать Церин ложится уже в шесть часов вечера. Так проходят большинство дней. Ритм жизни немного меняют пуджи, праздники. В свободное от коры и молитвы время монахиня делает для желающих маленькие ступы из глины для подношений. За это ей дают небольшие пожертвования, на которые она и живет.
Церин Долма не знает, что такое сожаление или несчастье. Жизнь для нее полна смысла, а мелкие неудобства вроде отсутствия света или протекающей крыши не могут омрачить главного — того, что находится внутри. Поэтому, говоря западным языком, Церин чувствует себя счастливой и живет в согласии с собой и окружающим миром, без страхов, сомнений и сожалений. А главный совет, который она могла бы дать молодым, — это делать свое дело. Меньше говорить и больше работать.
Тибетская медицина
Еще один повод для посещения индийского Тибета — это врачи тибетской медицины. В одной из наших экспедиций по северу Индии в группе был человек, который страдал от болей в спине. У нас в стране он заплатил очень большие деньги за диагностику и лечение, был у разных специалистов, но за несколько лет ситуация только ухудшалась.
Поскольку одна из наших остановок была в Дхарамсале — центре тибетского буддизма в Индии, я предложил зайти к врачу тибетской медицины. Доктор пощупал пульс моего друга и определил, что источник проблемы не в спине, а в почках и некоторых других нарушениях организма, сама же спина совершенно здорова. Прописал местные травы и дал рекомендации по питанию и образу жизни. Уже через несколько дней мучившие много лет боли в спине полностью прошли.
Путешествие в индийский тибет
Даты путешествия: с 29 декабря 2018 по 17 января 2019 года
Продолжительность: 20 дней / 19 ночей
ЭКСПЕДИЦИЯ ЗАВЕРШЕНА
ПРОГРАММА ПУТЕШЕСТВИЯ: ТУР В ИНДИЮ
День 1. 29 декабря 2018г. Москва - Дели
Прямой перелёт в Дели авиакомпанией Аэрофлот. Прибытие поздно вечером. Ночевка в отеле City Star или подобном в колоритном районе города.
День 2. 30 декабря 2018г. Дели
После завтрака едем на экскурсию по старому Дели - огромному мегаполису, настоящему городу контрастов. Мы остановимся в самом центре местной жизни. Выходя из отеля мы сразу окажемся в центре индийской суеты: громкие и частые автомобильные гудки, шум и гам людных улиц, безумное автомобильное движение и слоны на дорогах! Мы посетим самые известные достопримечательности либо выберем «другой путь», - возьмём рикшу и посмотрим настоящий индийский колорит - заедем на железнодорожный вокзал, рынок специй или побываем на крышах трущоб. Вот лучший способ увидеть Дели! Ночёвка в отеле City Star или подобном.
День 3. 31 декабря 2018г. Дели - Гувахати - Черрапунджи - Нонгриат (158 км / приблизительно 5-6 часов езды на машине)
После завтрака рано утром трансфер в аэропорт и прямой перелёт в Гувахати.
Прибытие в аэропорт Гувахати приблизительно в 10 утра или раньше. Встреча в аэропорту Гувахати и трансфер в Нонгриат (Черрапунджи), по пути заедем на озеро Умиум (Барапани). Прибыв в Черрапунджи отправляемся вниз в деревню Нонгриат (около 3500 ступенек). Ночевка в базовом гестхаусе в Нонгриате.
День 6. 3 января 2019г. Диранг - Таванг (146 км / 6-7 часов езды на машине)
Рано утром посещение деревни людей монпа под названием Лиш, познакомимся с образом жизни людей монпа. Затем выезд в Таванг. На пути в Таванг расположен второй по высоте перевал Села, который проходит через небольшой горный хребет и далее через тихое озеро, называемое Райским (the Paradise lake). По пути посещаем Джасвантгарх, памятник храброму солдату, который в одиночку пытался остановить китайцев, приближающихся с перевала во время индокитайской войны в 1962 году. Памятник в виде ступы в Таванге также воздвигнут в честь героев войны. По прибытии в Таванг регистрация в отеле GaykiKhang Zhang. Ночевка в Таванге.
День 7. 4 января 2019г. Таванг
Весь день проведём во втором по величине монастыре в Азии, которому примерно 400 лет. Здесь будет проходить фестиваль Торгья, мы сможем посмотреть танцевальные представления и церемонии. Рассмотрим невероятные костюмы людей монпа. Вечером прогулка по оживлённому рынку. Ночевка в отеле GaykiKhang Zhang в Таванге.
День 8. 5 января 2019г. Таванг
После завтрака идём в монастырь на второй день фестиваля Торгья. По желанию кто-то может провести весь день на фестивале, а кто-то посетить женский монастырь Ургелинг (место рождения Его Святейшества шестого Далай Ламы), монастырь Кхимней и другие.
День 9. 6 января 2019г. Таванг - Бомдила (195 км / 9 - 10 часов езды на машине)
После завтрака выезд в Бомдилу, расстояние 195 км, дорога займёт 9 - 10 часов. Город Бомдила, расположенный на высоте 2500 метров, является административным центром района Западный Каменг штата Аруначал Прадеш. Именно отсюда можно увидеть великолепный пейзаж и снежные вершины Гималайского хребта. Буддийский монастырь Бомдилы, являющийся хранилищем культуры, - одна из достопримечательностей региона. Это земля людей монпа, шердупкен, ака (хруссо), михи и богун. По пути мы заедем на красивый водопад Джанг (Нурананг) и Верхний и Нижний монастыри. Вечером посетим монастырь Бомдилы и станем свидетелями трапезы монахов, что представляет собой необычное зрелище. Ночевка в гестхаусе монастыря в Бомдиле.
День 11. 8 января 2019г. Итанагар - Зиро (130 км / 5-6 часов езды на машине)
После завтрака выезд в Зиро - по пути остановки на овощном рынке в Нахарлагун, в деревнях людей ниши, деревне Джорам, где можно посмотреть длинный общий дом. Зиро представляет собой практически равнинную долину, окружённую со всех сторон холмами, покрытыми соснами. Эта область также называется плато Апатани и известна своей рисово-рыбной культурой. Знакомство с культурой местных племён. Ночевка в Зиро в семье Каго Хабунг в деревне Сиро.
День 12. 9 января 2019г. Зиро
Весь день экскурсия по штату Аруначал Прадеш. Посетим деревню Хонг, самую большую деревню сообщества апатани и остальные деревни апатани, такие как Булла, Хари и Хийя. Мы также посетим собор Доньи Поло в деревне Пап, где женщины апатани собираются по воскресеньям. Увидим традиционные танцы женщин апатани.
Ночевка в Зиро в семье Каго Хабунг в деревне Сиро.
День 13. 10 января 2019г. Зиро - Пасигхат (318 км/ около 7-8 часов езды на машине)
После завтрака выезд в Пасигхат, старейший город штата Аруначал Прадеш. Город Пасигхат, расположенный на берегу широкой реки Сианг, является домом для многочисленных племён сообщества Ади. Река Сианг - основное русло Могучей Брахмапутры, который также называют Янрлунг Тсанпо в Тибете. По пути остановимся в деревне, где живут люди Гало, познакомимся с их бытом. Ночевка в гестхаусе в Пасигхате.
День 14. 11 января 2019. Пасигхат
После раннего завтрака поедем немного вверх по течению в живописную долину Сианг, откуда сплавимся на рафтах вниз по реке до Пасигхата. Вечером костёр и традиционные танцы людей Ади Минйонг. Ночевка в гестхаусе в Такаре.
День 15. 12 января 2019г. Пасигхат - Маджули (205 км / около 5-6 часов езды на машине)
После завтрака выезд в Маджули, по дороге остановка в деревне, где живут люди Ади Минйонг, познакомимся с их бытом. Маджули известен как самый большой (или второй по величине) в мире речной остров. Мы отправимся туда по новому мосту. По прибытии регистрация в Le Maison de Ananda. Ужин и традиционные танцы людей Мишинг (Мири). Ночевка на острове Маджули.
День 16. 13 января 2019г. Маджули
Весь день осмотр острова Маджули, посетим храмы с древней историей и познакомимся с жизнью монахов. Народные танцы монахов (Гаянбаян), посетим храм, где изготавливают маски, гончарную деревню и деревни племени Мишинг. Ночевка на острове Маджули в Le Maison de Ananda.
День 17. 14 января 2019г. Маджули - Мон (примерно 220 км / 6 - 7 часов езды на машине)
После раннего завтрака переезд через реку Брахмапутру на пароме и продолжаем путь в Мон в штате Нагаленд. По пути посетим исторические памятники Ахом династии Шива Дол, Каренг Гхар и другие. Мон это родина племени Нага Коньяк, последних охотников за головами. Они славятся своим искусным мастерством резьбы по дереву, изготовлением головных уборов, колье и т.д.
Ночевка в гестхаусе Taipha / Vingghol Resort.
День 18. 15 января 2019г. Мон
Весь день смотрим деревни племени коньяк, в основном это деревня Лонгва, и по возможности Шангха Чангуи и Чуи. В этих деревнях правят так называемые короли «ангхи», власть переходит по наследству. Посетим охотников за головами, чьи татуировки символизируют количество срубленных голов.
День 19. 16 января 2019г. Мон - Дибругарх (около 130 км / 5 - 6 часов езды на машине)
После завтрака едем в деревню Хонгпхой, познакомимся со старейшинами племени коньяк, узнаем больше про охотников за головами. Далее продолжим путь в Дибругарх. Вечером прогуляемся по оживленному рынку Дибругарха. Ночевка в отеле Rajawas.
День 20. 17 января 2019г. Дибругарх - аэропорт (16 км) - Дели - Москва
После завтрака трансфер в аэропорт, перелёт в Дели, прибытие около 14.00.
В полночь прямой перелёт Дели - Москва.
Читайте также: