Путешествие рериха в индию
14 томов, в которых изложены основы Агни Йоги, навсегда внесли имя Елены Рерих в число главных религиозно-мистических мыслителей XX века. Книги Рерих пользовались огромным успехом в эмиграционных кругах, в 1920 – 1930-е годы издавались в Западной Европе на русском языке. Сейчас это одна из самых популярных методик обретения духовной гармонии и самосовершенствования.
Елена Ивановна Шапошникова родилась 12 февраля 1879 года в Петербурге. Ее семья находилась в родстве с такими крупными деятелями отечественной истории и культуры, как легендарный полководец Кутузов и композитор Мусоргский. Юная девушка была на редкость способной, некоторые считают, что она даже обладала даром ясновидения. Рерих блестяще окончила Мариинскую женскую гимназию, затем поступила в Санкт-Петербургскую музыкальную школу, чтобы развивать свои музыкальные способности и в дальнейшем поступить в Петербургскую консерваторию.
Время становления личности Рерих совпало с бурным «декадентствующим» рубежом века, открытиями во всех сферах русской мысли. Признанная красавица Елена Рерих имела большой успех в свете и привлекала всеобщее внимание. Вот как вспоминает об этом периоде одна из современниц Рерих: «В ней было какое-то очарование, шарм и необычная женственность всего ее облика. Любила наряды, всегда по последней моде одетая, очень элегантная. В ней было развито чувство красоты».
«Живая Этика» содержит апокрифические сказания из жизни Будды и ХристаВ 1901 году Елена Шапошникова выходит замуж за Николая Константиновича Рериха, выходца из зажиточного среднего класса, с детства знакомого с писателями, художниками, учеными, которые были частыми гостями в доме Рерихов. Молодые люди не только обладали разнообразными талантами, но и располагали связями и были знакомы с Александром Бенуа, Сергеем Дягилевым и другими деятелями художественного объединения «Мир искусства». С этого момента семью Рерихов уже ничего не могло разъединить.
Елена Рерих в Наггаре (Индия), 1940 год
Понимая, что первостепенной задачей является содержание молодой семьи, Николай Рерих устраивается на работу в должности секретаря школы при Обществе Поощрения Искусств. Эта организация была основана группой меценатов с целью содействовать развитию разных видов искусства, давать пенсион-грант талантливым художникам на обучение за границей. Рерих горел желанием реорганизовать Общество и спасти его от засилья посредственности и унылого традиционализма. Он разработал и внедрил систему художественного образования, которая даже по сегодняшним стандартам кажется революционной. Его методика основана на одновременном обучении всем искусствам в целом, а не какому-то конкретному — живописи, музыке, пению, танцам, театральному мастерству, а также «прикладному искусству» — керамике, росписи фарфора, черчению. Получить навыки в каждом из видов искусств можно было под одной крышей, основываясь при этом на полной автономии учебного плана — преподавателям разрешалось свободно выбирать свою программу обучения.
Летом 1903 года Рерихи отправляются в большое путешествие-турне по 40 городам России. Основной исследовательской задачей стало изучение стилей и историко-культурного своеобразия русской архитектуры. Им удалось обнаружить множество полуразрушенных церквей, храмов, монастырей, многие из которых находились в плачевном состоянии. Чтобы запечатлеть прекрасный опыт, Рерих пишет серию из 75 пяти картин, отчетливо воплощавшую новаторскую для того времени идею сохранения культурного наследия. Обладая знаниями в области археологии, Рерих обнаруживает поразительные сходства в технике и методах ориентации людей Каменного века, проживавших в самых удаленных друг от друга регионах мира. Именно это открытие и его осознание стало основой всех последующих утверждений Рериха и того нового этического взгляда на мир, который был предложен их семьей.
Николай Рерих
В 1906 году после успеха легендарного смотра за границей «Русских сезонов» Сергей Дягилев решил показать зарубежной публике «Весну священную» Стравинского, соавтором которой выступил Николай Рерих. Один из зрителей так описывал премьеру этого балета 29 мая 1913 года в Париже: «Ничто из когда-либо написанного о битве «Весны Священной» не дает даже слабого представления о том, что происходило на самом деле. Театр, казалось, дрожал от землетрясения. Он сотрясался. Люди выкрикивали ругательства, завывали и свистели, заглушая музыку. Раздавались пощечины и удары… сам же балет был удивительно прекрасен». Рерих, объясняя реакцию публики на представление, писал: «Кто знает, может быть, в этот самый момент люди находились в состоянии внутренней экзальтации и выражали свои чувства, как самые примитивные из племен. Но я должен сказать, что этот дикий примитивизм не имел ничего общего с утонченным примитивизмом наших предков, для которых ритм, священный символ и утонченность жеста были великими и святыми понятиями».
В 1915 году Рерих перенес воспаление легких и вынужден был сменить климат. Он уехал в финский город Сортавала и уже не вернулся на родину. В 1920-е годы Рерих уезжает в выставочное турне по разным городам Америки, где не только устраивает публичные показы своих картин и лекции, но и оформляет декорации и костюмы к постановкам «Снегурочки» и «Тристана и Изольды» в Оперном театре Чикаго. Однако главной целью жизни четы Рерихов стало путешествие по Индии, истинному источнику мудрости и гармонии.
Своеобразное паломничество Рерихов началось в Бомбее в декабре 1923 года, откуда они сразу же отправились посещать разнообразные культурные центры, встречаясь с индийскими исследователями, учеными, художниками и писателями. К концу декабря они уже были на южных склонах Гималаев, в Сиккиме, где начали исследовательскую экспедицию по китайскому Туркестану, Алтаю, Монголии и Тибету. Это было путешествие по абсолютно неизученным районам, где еще остались аутентичные религиозные верования, языки, обычаи и культура.
Рерих вела переписку со 140 корреспондентамиИх масштабная совместная экспедиция закончилась лишь в 1928 году, когда семья решила окончательно поселиться в долине Кулу на высоте 6500 футов у подножия Гималаев, с великолепным видом на долину и окружающие ее горы. Здесь они основали Гималайский Исследовательский Институт «Урусвати», что в переводе означает «Свет утренней зари», в область научных интересов которого входили и ботаника, и этнография, и антропология, и лингвистические изыскания. Под руководством отца сыновья Рерихов, Юрий и Святослав, собрали коллекцию лекарственных трав и провели глубокое исследование по ботанике и древней медицине, а также тибетской и китайской фармакопее.
Фото в гостях у Николая Рериха
Наступил период трудной многолетней работы. Распорядок дня семьи Рерихов был расписан по минутам: вставали с восходом солнца, в 5 утра, и работали до позднего вечера, с краткими перерывами для прослушивания пластинок с классической музыкой. Со всех концов света приходили письма, и ни одно не оставалось без ответа. В Кулу приезжали ученые из разных стран, приглашенные поработать в институт «Урусвати», а также представители международных рериховских обществ. Именно здесь Елена Рерих написала все книги «Агни Йоги» или «Живой Этики». Это было своеобразное синтетическое учение, объединявшее в себе философские и мировоззренческие учения Востока и научно-эмпирические рассуждения Запада, речь в котором шла о возможностях человеческого самопознания и самосовершенствования. Фактически это был первый опыт привнесения восточной культуры в европейское сознание, попытка соединить богатейшее духовное наследие буддизма и других религиозных учений с принципами и традициями западного мышления.
Николай и Елена Рерих
После Второй мировой войны вся семья собиралась вернуться в Россию. Уже были упакованы чемоданы, отправлены в порт ящики с картинами, но неожиданно Николай Рерих умирает. В 1948 году Елена Рерих вместе с сыном делают еще одну попытку возвращения на родину, но им отказывают в получении визы. Лишь в 1958 году удается добиться разрешения на репатриацию для Юрия Рериха, причем для этого понадобилась встреча с самим Никитой Сергеевичем Хрущевым во время его визита в Индию. А Елена Рерих остается руководить многочисленными рериховскими обществами, раскиданными по всеми миру, находясь в постоянной переписке с сыном.
В поисках истины
Увлечение восточной культурой и учениями привело Рерихов в Индию. В 1924 году они отправились в Центрально-Азиатскую экспедицию, которая продлилась четыре года. За это время Елена вместе с мужем посетили малоисследованные районы Индии, Китая, Монголии и Тибета.
Поездка проходила в тяжелейших условиях, выносить которые было сложно мужчинам. Как вспоминал Николай Константинович, Елена же своим примером стойкости и мужества могла вдохновить многих.
«На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера», - писал он.
Стоит отметить, что после экспедиции Рерихи обосновались в Индии. В районе Западных Гималаев в долине Кулу они основали Институт «Урусвати», который открыл свои двери в 1928 году.
В мечтах Елены было превратить это место в международный научный центр.
«Мы желаем в этом Городе дать синтез достижений, поэтому все области науки должны быть впоследствии представлены в нём. И так как Знание имеет своим источником весь Космос, то и участники станции должны принадлежать всему миру, то есть всем национальностям…» - утверждала она.
В этом институте действовало несколько лабораторий (медицинская, зоологическая, ботаническая, биохимическая и др.), проводились исследования области лингвистики и филологии Востока.
Со временем он приобрел мировую известность. С ним сотрудничали такие личности как Альберт Эйнштейн, Луи де Бройль, Роберт Милликен, Свен Гедин и другие.
Наши в Индии. Рерихи
Небольшой индийский городок Наггар в Гималаях местные гиды называют между собой «русским», потому что большинство туристов в нем – из России. Популярен он у «наших» прежде всего благодаря дому-музею Рерихов.⠀
Дом-музей Рерихов Дом-музей Рерихов Дом-музей РериховНиколай Константинович Рерих - знаменитый русский художник, философ, писатель, археолог, путешественник, общественный деятель. ⠀
После революции уехал из России, в 1923 году приехал в Индию, организовал несколько экспедиций по труднодоступным районам Гималаев, Тибета, Монголии, а в 1929 году основал Институт гималайских исследований в долине Кулу.⠀
⠀
Последние 20 лет своей жизни он провёл в небольшом уютном доме на склоне высокой горы, откуда открывается вид на заснеженные гималайские вершины и долину.⠀
Николай Константинович с женой и сыновьями впервые увидели этот дом зимой 1928 года, в нем никто не жил. Сторож, старый индиец, провел их в сад и показал дом. В столовой вокруг длинного дубового стола стояли массивные деревянные стулья с высокими спинками. На спинках вырезаны инициалы «H.R.» Возникло ощущение чего-то необычного, сказочного. «H.R.» – Helen Roerich (Елена Рерих) – словно дом предназначался именно ей.
Позже выяснилось, что дом был построен в 1880 году английским полковником Генри Ренником. «H.R.» были инициалами полковника. Николай Константинович купил понравившийся дом. Здесь, над горным поселком Наггар, он и поселился со своей семьей.
Сейчас на первом этаже находятся оригиналы работ сына Николая - Святослава Рериха, и многие этюды и репродукции известных работ самого Николая Рериха. ⠀
В комнаты на втором этаже войти нельзя, но можно посмотреть их через окна, обходя дом по периметру по балкону. Раньше этой опоясывающей дом террасы не было, существовал только центральный балкон. Она была построена совсем недавно – в 1996 году, чтобы можно было показывать посетителям интерьеры, не пуская их внутрь жилища.
Погребальный костер
В 1947 году из жизни ушел Николай Рерих. На месте его погребального костра в долине Кулу был установлен камень, на котором было высечено: «Тело Махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сём месте 30 магхар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ (Да будет мир)».
Елена пережила его на семь лет. Он скончалась 5 октября 1955 года и была кремирована в Калимпонге в Западных Гималаях.
Дом Рерихов в Индии: обитель художников и мистиков
Николай Рерих и его семья были поистине неординарными личностями. Николай Константинович Рерих был художником, писателем, философом, путешественником, общественным деятелем.
Некоторые, возможно, читали труды семьи Рерихов. Для меня, открытие Рерихов как писателей-мистиков, случилось с покупки, в тогда еще действующем музее Рерихов в Москве, книги Агни-Йога (Живая Этика) .
Знамя мира - символ пакта Рериха Знамя мира - символ пакта РерихаТексты Агни-Йоги были основаны на "посланиях" в ходе спиритических сеансов Теософского общества, членом которого была Е. Рерих. Честно говоря, книга мне не зашла . Среди вялого потока высокопарных мыслей автора, иногда прослеживаются мудрые высказывания и какая-то логика повествования. Но, лично я, никак не могу поймать какую-то конкретную идею в тексте. Как-то всё сильно размыто и завуалировано. Рерихи, конечно, были на своей волне. Возможно по этой причине они и выбрали для жизни в Индии столь удаленное место в Гималаях.
"Бесконечное множество вопросов. Уже давно разъясненных, уже много раз затронутых; но каждый хочет иметь ответ на вопрос в его форме. Конечно, предполагается, что и ответ должен быть именно тот, который ожидается. Это опять очень старое и, казалось бы, всем известное, но люди вопросами своими покажут вам, что это им совсем неизвестно или, вернее, они совсем забыли об этом." (Агни-Йога)
Однако, я всегда бессменно восхищалась художественным талантом семьи Рерихов. Поэтому, в одну из своих поездок в Индию, я съездила в г. Наггар в Гималаях, где жили Рерихи и посетила их дом-музей.
Из рода фельдмаршала
Отцом Елены был известный петербургский архитектор Иван Шапошников, одним из ярких проектов которого является здание Большой хоральной синагоги. По легенде, его дед был бургомистром в Риге. Однажды во время поездки Петра I по Прибалтийскому краю, он преподнес тому шапку Мономаха. Такой прием пришелся царю по вкусу, и он предложил бургомистру перебраться в Россию и даровал фамилию Шапошников, чем тот и воспользовался.
Матерью Елены была Екатерина Васильевна, двоюродная правнучка полководца Михаила Кутузова. По воспоминаниям близких, у нее с дочерью были теплые отношения. «Они обе очень любили друг друга, и мать, очень добродушная милая старушка, сохранившая свою былую красоту, не могла налюбоваться на свою Лялечку, как её тогда все и называли», - писала в воспоминаниях друг семьи Наталия Шишкина.
В семье еще были двое детей. У Елены был брат Илларион и сестра Анна, но они умерли в пятилетнем возрасте.
Всю заботу мать с отцом выплеснули на свою Лялечку, которая с детства увлекалась музыкой, живописью и философией.
Путешествие рериха в индию
Трансляции 1970-е – 1980-еРерих и Индия
Рериха давно влекла к себе Индия. Ещё в России в предреволюционные годы он писал в статье «Индийский путь»: «Через Византию грезилась нам Индия; вот к ней мы и направляемся. Живёт в Индии красота. Заманчив великий Индийский путь».
Почти четверть века прожил Рерих в Индии. «Индия — не чужбина, а родная сестра России», — писал он.
Он был дружен со многими выдающимися деятелями и писателями индийского народа: Ганди, Тагором, Неру, Индирой Ганди.
Восхищаясь высокой духовной культурой Индии, он говорил: «Кто побывал в Индии не туристом, прохожим, но прикоснулся к сущности жизни страны, тот никогда и нигде не забудет очарования великой Индии». «Гималаи, разрешите ещё раз послать Вам сердечное восхищение. Также, вся прекрасная Индия, позволь ещё раз послать тебе привет за всё то влекущее и вдохновляющее, которым наполнены твои и луга, и рощи, и старинные города, и священные реки, и великие люди» 5 .
Об одном из этих великих людей, о Тагоре, Рерих писал: «Когда думается о несломимой энергии, о благословенном энтузиазме, о чистой культуре, передо мною всегда встаёт столь близкий мне облик Рабиндраната Тагора. Велик должен быть потенциал этого духа, чтобы неустанно проводить в жизнь основы истинной культуры. (. ) Так благословенна, так прекрасна сущность песнопения, зова и трудов Тагора» 6 .
Приводим стихотворение Тагора об Индии.
О ты, чарующая людей,
Ты, о земля, сияющая в блеске солнца лучей,
великая Мать матерей,
Долы, омытые Индом шумящим, ветром —
лесные, дрожащие чащи,
С Гималайскою в небо летящей снежной короной своей;
В небе твоём солнце взошло впервые, впервые леса
услышали веды святые,
Впервые звучали легенды, песни живые, в домах твоих
и в лесах, в просторах полей;
Ты — вечно богатство цветущее наше, народам
дающая полную чашу,
Ты — Джамна и Ганга, нет краше, привольней, ты —
жизни нектар, молоко матерей!
Также, наверное, будут интересны некоторые высказывания о нашем великом русском художнике выдающихся представителей Индии.
Венкатахалам, писатель и критик:
«Николай Рерих был одним из выдающихся людей не только нашего, но и всех других столетий.
"Гималаи" — это определение подходит не только к его духовному миру, но и к его искусству.
Он был таким же смелым первопроходцем — поэтом, мыслителем и учёным; и его литературный вклад столь же величествен, сколь и обширен.
Живя в горном уединении в Кулу, он поддерживал контакт со всеми прогрессивными идеями и движениями во внешнем мире и часто мудро руководил ими и оказывал практическую помощь».
«Картины Рериха, посвящённые Гималаям, пробуждают в нас такие глубокие воспоминания о нашей истории, нашей мысли, нашем культурном и духовном наследии, и не только об Индии прошлого, но и о чём-то неизменном и вечном в Индии, что мы не можем не чувствовать себя глубоко обязанными Николаю Рериху, воплотившему этот дух в своих великолепных полотнах».
Рабиндранат Тагор (из письма к Рериху):
«Ваши картины глубоко тронули меня. Они помогли мне понять то, что Истина бесконечна. Язык слов может выразить лишь определённый аспект Истины, тогда как язык живописи находит свою область в Истине там, куда нет доступа словам».
Доктор Калидас Наг:
«Наш друг, великий художник Николай Рерих, всегда отстаивает Прекрасное, даже когда мир явно погружается в пучину варварства. Рерих — первый русский посланник Красоты, принёсший в Индию бессмертное послание Искусства, и мы благодарны ему навеки за его вдохновляющие мысли и за его преданность делу сближения духовной жизни Индии и России».
Рерих был склонен к широкому философскому осмыслению сущности бытия как беспредельного потока эволюции, направленного на развитие и совершенствование всего мироздания.
Пути к этому совершенствованию для человечества Рерих видел в знании, искусстве, красоте.
Рериху было близко учение Кришны — духовного учителя Древней Индии, заложившего основы индусского религиозно-философского мировоззрения. Учение это изложено в Бхагавад-Гите (части древнего индийского эпоса «Махабхарата», издание Академии Наук СССР). Даём отрывок из Бхагавад-Гиты:
«Мудрые не оплакивают ни живых, ни мёртвых.
Ибо поистине не было времени, когда бы я, или ты, или эти владыки земли не были; воистину не перестанем мы быть и в будущем.
Как живущий в теле переживает детство, юность и старость, так же переходит он в другое тело. Сильный об этом не скорбит.
Соприкосновения с материей бросают в холод и в жар, доставляют наслаждение и страдание; эти ощущения преходящи, они налетают и исчезают; выноси их мужественно.
Тот, кого они не мучают, кто уравновешен в радости и горе и твёрд, тот способен к бессмертию.
Знай, что ТО, Которым проникнуто всё сущее, неразрушимо. Никто не может привести к уничтожению ТО Единое, Незыблемое».
О Рерихе и о его творчестве во всём мире существует обширная литература.
Он вдохновляет и наших современников. Одним из них является поэт Валентин Сидоров. В журнале «Огонёк» № 40 за 1972 г. была опубликована его поэма «Весть», посвящённая Рериху. Сам Сидоров так объясняет эту поэму: «Поэма "Весть" — это как бы прямая речь Рериха: монолог, в котором звучат строчки дневников и стихов великого русского художника, четверть века прожившего в Индии». Отдельные части поэмы явно навеяны картинами Рериха.
Отдых окончен. И нынче тебе
Чётко намечена новая веха.
Но окликает на узкой тропе
В час расставанья негромкое эхо.
Остановись и вглядись, человек,
В этот сверкающий красками полдень.
Всё, что теперь оставляешь навек,
Помни!
Как устремлён в неизвестное взгляд,
Как напряжён в ожиданье разлуки!
Линии света призывно звенят,
Краски, светясь, превращаются в звуки.
Всё, что звучит и искрится сейчас,
В сердце твоём отзывается болью.
Это не стон, не мольба, а приказ:
Помни! (. )
Этот бессмертный и радостный зов,
Что небосвод и всю землю наполнил,
Что человеку понятен без слов,
Помни!
Горы сверкают и меркнут вдали.
Мгла над тобою клубится глухая,
Словно сгущаются тени земли,
Землю в магический круг замыкая.
Тени и тени, куда ни взгляни.
Переплетаясь, ползут, приближаются.
Страхом в лицо твоё дышат они.
Тёмные тайно и явно сражаются! (. )
Длится и длится невидимый бой.
Он пострашней, чем открытая схватка.
Сумрак в себе растворив голубой,
Тьма вырастает безмолвной загадкой.
Как разомкнуть заколдованный круг,
Если в смятении мысли мешаются?
Вновь сокрушая сомненьем твой дух,
Тёмные тайно и явно сражаются!
И сотрясает твоё бытие
До основанья великая битва.
Неотвратимо сегодня в неё
Вовлечена вся земная орбита.
За горизонт уходя, облака
Громом и тучами к нам возвращаются.
Память твою озаряют века:
Тёмные тайно и явно сражаются! (. )
Воздух и тот напряжён и упруг.
Рушатся горы и вновь возрождаются,
Эхом весь мир заполняя вокруг:
Тёмные тайно и явно сражаются! (. )
Отблеск снегов из тумана воскрес,
И пронизали тебя и простор
Синяя вспышка прозрачных небес
И голубое дыхание гор. (. )
Вольно и празднично дышится здесь,
И первозданно гудит небосклон.
Радостью соткана светлая весть,
Весть наступающих новых времён. (. )
И вопрошающе смотрят века
Грузными глыбами из темноты.
Правда грядущего так высока,
Что перед нею тускнеют мечты.
Если ж прекрасными были мечты,
Как же прекрасен быть должен ответ!
Счастьем считай, что почувствовал ты:
Пламя меняет свой яростный цвет. (. )
Слушайте, люди, что скажет гонец!
Слушайте, люди, певца как гонца!
Призрачным страхам наступит конец,
Но просветленью не будет конца.
Вечность лишь там, где творит человек,
Где ни унынья, ни праздности нет,
Где, вырываясь стремительно вверх,
Пламя меняет свой яростный цвет!
Путник, твой путь начинается снова!
Блики незримых небес не забудь.
Облаком света зовущее слово
Пересекло твой извилистый путь. (. )
Тропка над бездной грозит оборваться,
И открывается нам с высоты
Неповторимая радость пространства,
Неизречённая мощь красоты.
И самоцветное небо пылает,
И ошибиться я нынче боюсь:
Может быть, это снега Гималаев?
Может быть, это снега твои, Русь? (. )
Духу в бореньях его помогая,
К первоисточникам света вернусь,
К синим вершинам твоим, Гималаи,
К синей твоей бесконечности, Русь.
Участники вечера: Н.Д.Спирина (ведущая), Л.И.Шкутин (чтец), Е.П.Маточкин (музыкальное сопровождение, фортепиано).
Спиритизм и ясновиденье
В начале века в обществе царило увлечение спиритическими сеансами, не обошло оно и жизнь Рерихов. По свидетельствам очевидцев и сохранившимся письмам можно судить, что во время сеансов, Рерихи «вызывали души умерших людей». С 1920 года такие встречи проходили в их кругу достаточно регулярно.
Владимир Шибарев, секретарь Николая Константиновича, вспоминал свой первый визит на такое мероприятие, которое состоялась в июне 1920 года:
Во время таких сеансов участники, среди которых были и дети Рерихов, осваивали метод «автоматического письма», который, предположительно, являлся результатом бессознательной деятельности пишущего на основе посланий от потусторонних источников.
В 1935 году в одном из своих писем она написала: «Из книг Учения Вы можете видеть, насколько Владыка М. предупреждает против всякой магии и в каких сильных выражениях Владыка говорит против медиумизма и всяких насильственных механических приемов для открытия центров, рекомендуемых безответственными псевдооккультными школами. Там, где Владыка М., там нет ни механических приемов, ни магических знаков.».
В 1920 году происходит сближение Рерихов с Теософским обществом, основанным Еленой Блаватской. Блестящее владение иностранными языками позволило Рерих перевести на русский язык ее «Тайную Доктрину» и избранные письма Махатм («Чаша Востока»).
Считается, что на основе «Тайной Доктрины» и было создано Рерихами учение Живой Этики, которое включило в себя эзотеризм Востока и оккультно-философские традиции.
Елена Рерих утверждала, что ей удалось установить контакт с «Владыкой» - Махатмой Мориа, о существовании которого до сих пор спорят историки. В дневниках Елены сохранились записи, в которых она описывает, что их общение происходило при помощи автоматического письма. Со временем она освоила технику яснослышания и ясновидения. Результатом таких «бесед» с Учителем, стали ее 14 книг.
Стоит отметить, что некоторые биографы описывают эти «опыты» как галлюцинации и невротические ощущения. Они опираются на записи семейного врача Рерихов в Индии Яловенко, который писал, что «она больна нервной болезнью, которая называется эпилептическая аура».
Сама же Елена Ивановна отвечала так на вопрос об учении Живой Этики: «Оно вмещает всю жизнь, все области ее, имеет в виду все усовершенствования, потому, кроме постоянного нравственного совершенствования, каждый человек должен изучать и располагать хотя бы одним мастерством и ремеслом».
Мечты об Индии
«Культурой Востока Николай Рерих увлекся еще в начале 1900-х годов, когда были переведены на русский язык и опубликованы труды индийских философов: эпос «Рамаяна», произведения Рабиндраната Тагора и книги Елены Блаватской, в которых была сделана первая попытка осознания духовного опыта Востока, - рассказывает заведующий методическим отделом экскурсионно-лекционной работы Русского музея, искусствовед Елена Станкевич. - В 1914 году в московском издательстве Сытина выходит первый том собрания сочинений Рериха, где в одной из статей он мечтает о путешествии в Индию. Он пишет, что нужно стремиться туда попасть, чтобы спасти культуру этой древней страны. Так как время безжалостно разрушает обычаи, гробницы и пирамиды. Однако мечта Рериха о путешествии в Индию сбылась только в 1920-х годах.
Тогда он находился в эмиграции в Америке и прилагал немало усилий, чтобы организовать первую научно-художественную экспедицию в Центральную Азию. Она состоялась при поддержке местных политиков, ученых, деятелей культуры и прошла под американским флагом. Рерих отправился в экспедицию вместе со всей семьей, и по ее окончании было принято решение остаться в Индии навсегда. Стоит отметить, что индийской философией увлекалась и жена художника Елена Ивановна Рерих. Сын Юрий закончил факультет восточных языков в Лондонском университете, затем учился в Гарварде, Париже и, как лингвист и востоковед, мечтал продолжить свои исследования на местном материале. Культурой Востока сильно интересовался и младший сын Святослав - художник и историк искусства».
Кстати
Рерих умер 3 декабря 1947 года в долине Кулу. На месте его кремации установлен памятник с надписью: «Тело Великого Святого (Махариши) Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на этом месте 30-го Магхар 2004 года Викрам эры, отвечающей 15-му декабря 1947 года. Ом Рам».
Знакомство с Николаем Рерихом
Встреча, изменившая жизнь Елены, произошла в Новгородской губернии в имении ее тетки Евдокии Путятиной. В 1899 году она отдыхала в Бологом вместе с многочисленной роднёй. По легенде, однажды, возвращаясь из бани, она заметила молодого человека, которого приняла за землемера. Позже она узнала, что это известный художник, археолог, который приехал сюда по делам раскопки курганов.
Николай Рерих был поражен красотой юной особы, которая, по воспоминаниям современников, притягивала к себе взгляды внутренним обаянием и женственностью.
Когда молодые люди стали общаться, выяснилось, что между ними много общего: оба хорошо разбираются в искусстве, любят музыку и философию. Их встречи продолжились в Петербурге.
Как-то Рерих оставил запись в своем дневнике: «Сегодня была Е. И. в мастерской. Боюсь за себя — в ней очень много хорошего, опять мне начинает хотеться видеть её как можно чаще, бывать там, где она бывает».
Они поженились в 1901 году. Венчание состоялось в церкви Императорской Академии художеств на Васильевском острове.
О характере их любви говорит письмо, которое Николай написал своей невесте во время разлуки:
«…Знай, Ладушка, если Ты свернешь в сторону, если Ты обманешь меня, то на хорошей дороге мне места не будет. Тебя я люблю только как человека, как личность, и если я почувствую, что такая любовь невозможна, то не знаю, где та граница скверного, до которой дойду я. Ты держишь меня в руках, и Ты, только Ты приказываешь быть мне идеальным эгоистом или эгоистом самым скверным – Твоя воля!»
И Ладушка не свернула. Вместе они прожили более 40 лет.
«Сорок лет – немалый срок. В таком далеком плавании могут быть встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои Елене, Жене моей, Другине, Спутнице, Вдохновительнице. Каждое из этих понятий было испытано в огне жизни», - признавался Рерих.
У них родились двое сыновей. Первенец – Юрий – появился на свет в 1902 году. Он стал известным востоковед с мировым именем, специалистом по языку и культуре Тибета. Младший сын Святослав родился в 1904 году. Он пошел по стопам отца, первый портрет которого написал в 13 лет. Сам Николай так охарактеризовал художественные навыки сына: «Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым все темное, все бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, кто волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное».
«Давний друг Индии». Как спиритизм привел Елену Рерих в Гималаи
Елену Рерих называли «Матерью Агни-йоги», эрудированной и талантливой женщиной, не знавшей страха. Ее супруг Николай Рерих признавался, что они «творили вместе», что его «произведения должны бы носить два имени — женское и мужское».
Годы спустя их сын Святослав отмечал, что именно мать была «ведущей» в паре Рерихов.
«Во всех путешествиях, во всех начинаниях Елена Ивановна всегда играла главную, первенствующую роль, и можно сказать, что он (отец – прим.) как бы олицетворил ее в своей картине «Ведущая», где женщина ведет мужчину через отроги скал на вершину горы», - писал он.
Красивая женщина, уникальная личность, она вписала свое имя в истории России и Индии. Когда в 1955 году ее тело было предано огню, на месте кремации ламы воздвигли ступу, на которой написали: «Елена Рерих, жена Николая Рериха, мыслитель и литератор, давний друг Индии».
Духовная чистота
«В 1928 году Рерихи купили старинный дом в долине Кулу, у подножья Гималайских гор, - продолжает искусствовед. - И в этом доме, среди древних памятников и величественной природы, прошли последние 18 лет жизни великого художника. Здесь создана самая масштабная живописная серия его работ «Гималайская сюита». «Горы, горы! Что за магнетизм в вас! Какой символ спокойствия заключен в каждом сверкающем пике», - восклицал Рерих. Создание небольших этюдов с изображением горных пейзажей стало своего рода духовной практикой художника. Каждый день он совершал прогулки, где с натуры писал величественные вершины Гималайских гор.
В разное время года, дня, при разном освещении. Горы предстают то в серебристом свете рассвета, то в красных лучах заката, то в сказочных глубоких зелено-синих цветах сумерек. Природа гималайская необычна. Идеальная чистота воздуха позволяла видеть далеко и с большого расстояния, различать четкость контуров. Все это повлияло на новые художественные приемы, которые использует Рерих в своих работах. Его композиции приобрели законченную монументальность, лаконичность, цвета стали чистыми и насыщенными. Когда смотришь на его этюды - возникает ощущение, что это колористическая партитура симфонии, созданная Рерихом во славу мира, сотворенного Богом, горной тверди, бесконечного космоса и человека, который созерцанием этой природы стремится к духовной чистоте и силе.
В 1957 году, когда в период «хрущевской оттепели» ненадолго приподнялся занавес, на родину вернулся выдающийся востоковед Юрий Николаевич Рерих. Он привез с собой из Индии около 500 картин своего отца. Эти работы не были знакомы советскому зрителю и в течение некоторого времени показывались на выставках в городах СССР. По завершении выставочного вояжа, согласно завещанию Николая Рериха, около 350 полотен были переданы Русскому музею. Таким образом музей стал обладателем одной из самых полных рериховских коллекций в мире.
Цитаты. Николай Рерих о Шамбале:
- «Великая Шамбала находится далеко за океаном. Это могущественное небесное владение. Она не имеет ничего общего с нашей землей. Как и зачем вы, земные люди, интересуетесь ею? Лишь в некоторых местах, на Крайнем Севере, вы можете различать сияющие лучи Шамбалы».
- «Лама, мы знаем величие Шамбалы. Мы знаем реальность этого несказуемого места. Но мы также знаем и реальность земной Шамбалы. Мы знаем, как некоторые высокие ламы ходили в Шамбалу, как на своем пути они видели обычные физические предметы. Мы знаем рассказы одного бурятского ламы, как его сопровождали через очень узкий тайный проход. Мы знаем, как другой посетитель видел караван горцев, везущих соль с озер, расположенных на самой границе Шамбалы. Более того, мы сами видели белый пограничный столб, один из трех постов Шамбалы. Поэтому не говори мне только о небесной Шамбале, но говори и о земной; потому что ты, так же, как и я, знаешь, что земная Шамбала связана с небесной. И именно в этом месте объединяются два мира».
Николай Рерих: Поиски Шамбалы. Как связаны величие Гималаев и судьба России
Шамбала - мифический рай, волшебная страна, на поиски которой Николай Рерих потратил долгие годы, путешествуя по Тибету, Монголии, Горному Алтаю и живя в Индии. Многое из увиденного он отразил на своих полотнах. Мы расскажем о самых значимых картинах путешественника.
Самые известные картины Рериха из коллекции Русского музея
«Идолы». 1901 год
Рерих всегда интересовался мифологией и ранней языче ской цивилизацией европейского Севера. Принадлежащая серии «Русь» картина «Идолы» изображает капище - место, где молились и приносили жертву своим богам первые жители этого края. Низко нависшие тучи, густые, магические орнаменты усиливают мрачную таинственность изображенного места.
«Зловещие». 1901 год
Одновременно с работой над «Идолами» Рерих задумывает картину «Зловещие». Предварительно им была сделана акварель «Вещие», где изображен старинный городок, обнесенный бревенчатыми стенами с дозорными башнями. На первом плане - стая воронов, предвкушающих добычу с поля брани. Однако затем художник полностью изменил замысел произведения - отрезал верхнюю часть холста с изображением города, и композиционным стержнем картины стали вороны.
«Заморские гости». 1902 год
Картина переносит в древний, овеянный красотой и романтикой мир сильных смелых варягов, внесших, по словам Рериха, «новую струю» в нашу историю. В произведении использованы некоторые приемы народного искусства: декоративизм и интенсивность цвета, лаконизм рисунка. Работа создавалась в Париже, в мастерской Кормона, где Рерих продолжал свое художественное образование. Существует несколько копий картины.
«Эверест» (Джомолунгма). 1935 год
В долине Кулу, где Рерихи приобрели старинный дом, перед глазами художника всегда находилась самая высокая точка Гималаев и всего мира - Эверест (Джомолунгма). Рерих неоднократно писал этого могучего горного титана, вонзившего седую вершину в небесную синь. Это одна из 500 картин, которую Юрий Николаевич Рерих привез в Россию во время «хрущевской оттепели».
«Борис и Глеб». 1942 год
Картина написана в поздний период жизни художника, когда он жил в долине Кулу в Индии. В это время в дневниках Рерих рассуждает о необходимости «воздать должное деятелям земли Русской», чтобы слава русская звучала по всем краям мира. В картине Рерих через аллегорию обращается к людям с идеями любви и добра, с призывами к миру. Произведения, созданные в это время, звучали особенно убедительно, ведь Россия вступила в войну за независимость своего Отечества.
Читайте также: