Путешествие афанасия никитина в индию
А знаете ли вы, что Афанасий Никитин посетил Индию раньше, чем Васко да Гама открыл туда морской путь? Никто не спорит с тем, что люди в те времени путешествовали, например, совершали паломничества по святым местам или вообще наведывались в гости незваными во время крестовых походов.
А вот Никитин был купцом, и поездка его носила коммерческий, а не религиозный и не гостевой характер. Свои наблюдения путешественник изложил в дневниках о хождении за моря. Там он со вкусом и подробно осветил не только бытовые условия жизни тамошних народов, но еще описал культуру, экономику и политическое устройство разных стран.
«Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря: первое море - Дербентское, дарья Хвалисская, второе море - Индийское, дарья Гундустанская, третье море - Черное, дарья Стамбульская» ( Источник )Олег Стриженов в роли Афанасия Никитина. Фильм "Хождение за три моря", 1957 г. Олег Стриженов в роли Афанасия Никитина. Фильм "Хождение за три моря", 1957 г.
Никитин довольно рано стал купцом. Торговал с разными европейскими странами. Торговые операции его проходили успешно, он слыл удачливым купцом и жил в достатке.
Со временем Афанасий Никитин решил освоить азиатское направление для своей торговли. Начинать планировалось с района, где расположена нынешняя Астрахань. Он добился у Великого тверского князя грамоту, разрешающую проводить торговые операции в этом регионе.
Струг - торговое и пассажирское судно. Должно быть плоскодонным. Струг - торговое и пассажирское судно. Должно быть плоскодонным.Весной 1648 года он начал азиатское путешествие по реке Волга через волжские города прямо к Нижнему Новгороду. Здесь Афанасий Никитин должен был соединиться с караваном московского посла Василия Панина. Но встреча не состоялась, так панинский караван ушел на юг раньше.
Через две недели он вместе с другими купцами плывет к Астрахани. Объединенный купеческий караван без проблем прошел Казань. Дальше везение закончилось для Афанасия Никитина. Около Астрахани караван подвергся ограблению со стороны астраханских татар.
Астраханские татары-разбойники Астраханские татары-разбойникиУ Афанасия Никитина было захвачено два судна и четырех. Оставшиеся суда в Каспийском море попали в сильный шторм, который выбросил их на берег. Афанасий потерял весь товар и деньги. О возвращении домой не могли быть и речи. Отдавать взятые в долг деньги отдавать было нечем. Он решил испытать судьбу и стать посредником в торговых операциях. Вот с этого момента началось путешествие, прославившее Афанасия Никитина на века.
Русский путешественник через Дербент добрался до Баку, а оттуда направился в Персию в историческую область Мазендеран, которая располагалась на южном побережье Каспийского моря. Затем он перешел горы и направился далее на юг. Он передвигался по Персии не спеша, бывал в селениях, торговал и одновременно изучал местные обычаи и языки.
Кадр из фильма "Хождение за три моря", 1957 г. Кадр из фильма "Хождение за три моря", 1957 г.Он побывал в таких персидских городах, как Чапакур, где прожил шесть месяцев, Сари, Демавенд и других. В некоторых из них жил по месяцу. Целью его продвижения был город Ормуз, который находил на одноименном острове у южных берегов Персии. Тогда это был большой оживленный порт.
Кадр из фильма "Хождение за три моря", 1957 г. Кадр из фильма "Хождение за три моря", 1957 г.В Ормузе Афанасий узнает о том, что местные купцы продают жеребцов на полуостров Индостан, он покупает арабского скакуна, надеясь его выгодно сбыть. В Ормузе его поразило, что море два раза в день наступает на берег. А дальше его путь лежал в Индию.
Жизнь Афанасия Никитина в Индии
О политическом устройстве Индии мы знаем из работ местных авторов. Но о быте простых индийцев они писали немного, так как жанр бытописания на этих территориях был не очень распространен. Потому путевые записки Афанасия Никитина — это один из немногих исторических источников, рассказывающий о жизни средневековых индийцев. Сегодня в индийских школьных учебниках тексты Афанасия Никитина — одна из основ описания средневекового быта жителей страны.
Возвращение на русскую землю
Путешествие Афанасия Никитина по Индии заняло 3 года, но не принесло финансового успеха. Афанасий рассчитывал, что сможет найти подходящий для Руси товар, но кроме краски и перца ничего не нашел. Не оценил с торговой точки зрения Афанасий Никитин открытия новых земель. Возвращался домой только с огромным багажом впечатлений от Индии.
В обратную дорогу отправился в январе 1473 г. Три месяца заняла дорога из Дабула в Ормуз. При этом Афанасий останавливался в Эфиопии и на Аравийском полуострове. Оттуда через Иранское и Армянское нагорья добрался до турецкого Трабзона.
Зиму 1474 г. провел в городе Кафе. Весной решил плыть вверх по Днепру. Афанасий Никитин скончался осенью 1474 г. в районе Смоленска. Тогда эта территория принадлежала Великому княжеству Литовскому. Купцы, находившиеся с ним в плавании, передали записки Никитина московскому князю Ивану III в 1475 г.
Советуем: Генрих (Энрике) МореплавательЧерез 5 лет записки Афанасия Никитина вошли в летопись Российского государства. Несколько раз текст подвергался переработке. Помимо ценных географических сведений рукопись Никитина по праву считается памятником литературы XV века.
Именем Афанасия Никитина названа подводная гора Индийского океана, а также большое количество объектов в городах России.
Путешествие Афанасия Никитина в Индию
Первым русским исследователем таинственной страны Индии стал купец из Твери Афанасий Никитин. В 1466 году с товаром, взятым в долг, он поплыл на двух кораблях вниз по Волге. В устье реки его суда были ограблены астраханскими татарами. Купец не стал возвращаться домой, так как рисковал угодить в тюрьму за долги. Он отправился в Дербент, затем в Баку, а оттуда по морю попал на южный каспийский берег. Купец оказался в Персидском заливе, откуда по морю отплыл в Индию. Он вез с собой жеребца, которого рассчитывал продать.
Афанасий Никитин в Индии
Индия поразила Никитина. Свои впечатления он записывал в дневник. Удивляли его темнокожие люди, ходившие почти раздетыми. Записи русского купца рассказывают об обычаях, жизни и быте населения Индии, о ее растениях и животных. Вот как он описывает обезьян, которых в стране несметное количество: «Обезьяны же живут в лесу, и есть у них князь обезьянский, ходит он со своей ратью. И если их кто тронет, тогда они жалуются князю своему, и они, напав на город, дворы разрушают и людей побивают. А рать у них, говорят, весьма большая, и язык у них есть свой». Возможно, Никитин познакомился с индийским эпосом «Рамаяна», один из персонажей которого — царь обезьян.
Европейские купцы с давних времен посещали Индию, привозя из нее пряности и всевозможные диковинные товары. Для России, прекрасно знавшей Персию, Ближний Восток и страны Закавказья, Индия долго оставалась загадкой.
Никитина, изучавшего язык чужой страны и стремившегося приспособиться к обычаям Индии, везде хорошо принимали и даже предлагали остаться там навсегда, приняв «басурманскую» веру. Но путешественник, горячо любивший родину, отправился домой. Он вернулся в Россию и привез свои записи, названные «Хождение за три моря». В так называемой Львовской летописи (1475) есть такие слова о путешественнике и его сочинении: «Смоленска не дойдя, умер. А писание то своею рукою написал, и его рукописные тетради привезли гости (купцы) к Мамыреву Василию, дьяку великого князя».
Путевые записки Никитина заинтересовали современников и потомков, книга много раз переписывалась, становясь источником знаний о далекой Индии для русских людей. Тем не менее купцы не стремились посетить ее, вероятно потому, что в своем интересном и увлекательном сочинении автор написал честно: «Мне солгали псы-басурмане: говорили, что много всяких нужных нам товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли… Перец и краска дешевы. Но возят товар морем, иные же не платят за него пошлины, а нам они не дадут провезти без пошлины. А пошлины высокие, и на море разбойников много». Скорее всего, Никитин был совершенно прав, и потому торговые интересы России в это время простирались в основном в северном и восточном направлениях. Оттуда вывозилась пушнина, которую у русских с удовольствием покупали в странах Западной Европы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
МОРСКОЙ ПУТЬ В ИНДИЮ (португальские мореходы)
МОРСКОЙ ПУТЬ В ИНДИЮ (португальские мореходы) Теоретически путь из Португалии в Индию вокруг Африки был открыт уже в конце жизни Генриха Мореплавателя. Об этом сохранилось документальное свидетельство: карта мира размером больше человеческого роста. Ее составили в
ИЗ КИТАЯ В ИНДИЮ И ЯПОНИЮ
ИЗ КИТАЯ В ИНДИЮ И ЯПОНИЮ По-видимому, связи Китая с Индией возникли в незапамятные времена, но не осталось никаких письменных следов этих контактов. Поэтому первооткрывателем Индии с севера, со стороны Китая, считается буддийский монах Фа Сянь, оставивший описание
Раздел IV Дорога в Индию
Раздел IV Дорога в Индию
Морской путь в Индию. Как все начиналось…
Морской путь в Индию. Как все начиналось… Современные ученые считают, что путь от Пиренейского полуострова до Индии был открыт еще в начале XV столетия. А доказательством тому служит огромная, почти в человеческий рост, физическая карта мира, составителями которой были
Поиски Васко да Гамой морского пути в Индию
Поиски Васко да Гамой морского пути в Индию В начале июля 1497 года флотилия под руководством Васко да Гамы, предназначенная для разведки морского пути из Португалии — вокруг Африки — в Индию, вышла из Лиссабона. К сожалению, точных данных о пути экспедиции да Гамы в
Путешествие Веррацано
Путешествие Веррацано Французский король Франциск I, вступивший на престол в 1515 году, хотел найти своей стране подходящую для колонизации землю. Однако в тропических морях тогда господствовали такие сильные морские державы, как Испания и Португалия, соперничать с
В путешествие по Канаде
В путешествие по Канаде Первопроходцем канадской земли считается француз Жак Картье. В 1534 году он отправился в путешествие и остановил свой корабль у берегов реки Святого Лаврентия.Вслед за Картье к восточным берегам Канады устремился другой путешественник,
10.3. Путешествие
10.3. Путешествие В настоящее время путешествуют практически все, и ваш диабет не должен быть в этом отношении каким-то ограничением. Вместе с тем его лечение не должно быть пущено на самотек в процессе путешествия и следует предпринять некоторые простые меры, чтобы
За три моря в Индию
Блеск и нищета средневековой Индии
Индия 16 века — это множество разрозненных феодальных государств. Большая часть из них — мусульманские султанаты, однако были и государства с традиционной для этой страны религией — индуизмом. Эти государства постоянно видоизменялись, в них регулярно происходили перевороты, они практически постоянно находились в состоянии войны.
За столетие до прибытия Никитина большая часть Индии была под властью Делийского Султаната. Спустя еще сто лет власть на полуострове перешла к Монголам.
В то же время Индия для средневекового европейца — легендарная богатейшая страна. Добраться до нее не удавалось практически никому, но в массовом сознании образованных европейцев жила мечта о торговле с Индией, сулящая сказочные богатства.
Индия
Из Персии, из Порта Ормуз (Гурмыз) Афанасий Никитин отправился в Индию. Путешествие Афанасия Никитина по Индии продолжалось предположительно 4 года: от весны 1468 до начала 1472-го (по другим данным — 1474-го). Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Он немало удивлялся увиденному в неизвестных ему доселе землях, делясь этими наблюдениями:
И тут есть Индийская страна, и люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякый год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. … А жонки ходят голова не покрыта, а сосцы голы; а паропки да девочки ходят наги до семи лет, сором не покрыт.
Обычаи и уклад жизни индусов переданы в «Хожении за три моря» детально, с многочисленными деталями и нюансами, которые подмечал пытливый взгляд автора. Подробно описываются богатые пиры, выезды и военные действия индийских князей. Хорошо отражена и жизнь простого народа, а также природа, животный и растительный мир. Многому из увиденного А. Никитин давал свою оценку:
Да о вере же о их распытах все, и оны сказывают: веруем въ Адама, а буты, кажуть, то есть Адамъ и род его весь. А веръ въ Индеи всех 80 и 4 веры, а все верують в бута. А вера с верою ни пиеть, ни ястъ, ни женится. А иныя же боранину, да куры, да рыбу, да яйца ядять, а воловины не ядять никакаа вера.
Чем конкретно занимался Афанасий Никитин, чем питался, каким образом добывал средства к существованию — об этом можно только догадываться. Во всяком случае, сам автор нигде этого не уточняет. Можно предположить, что коммерческая жилка в нем сказывалась, и он вел какую-то мелкую торговлю либо нанимался служить к местным купцам. Кто-то сказал Афанасию Никитину, что в Индии в большой цене породистые жеребцы. За них якобы можно выручить хорошие деньги. Он привез с собой в Индию жеребца:
И яз грешный привезлъ жеребца в Индийскую землю, и дошелъ есми до Чюнеря богъ далъ поздорову все, а стал ми во сто рублев.
А в том в Чюнере ханъ у меня взял жеребца, а увядал, что яз не бесерменянин — русинъ. И он молвит: «Жеребца дам да тысящу златых дам, а стань в веру нашу — в Махмет дени; а не станеш в веру нашу, в Махмат дени, и жеребца возму и тысячю златых на голове твоей возму»…. И господь богъ смиловался на свой честный праздникъ, не оставил милости своеа от меня грешнаго и не велелъ погибнути в Чюнере с нечестивыми. И канун Спасова дни приехал хозяйочи Махмет хоросанецъ, и бил есми ему челом, чтобы ся о мне печаловал. И он ездил к хану в город да меня отпросил, чтобы мя в веру не поставили, да и жеребца моего у него взял. Таково осподарево чюдо на Спасовъ день.
Булат РахимзяновСправка
Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.
§ 15. ПУТЕШЕСТВИЕ АФАНАСИЯ НИКИТИНА В ИНДИЮ
Благополучие Тверского княжества во многом зависело от развития торговли. Активных и предприимчивых тверских купцов знали по всей Руси, в Литве, Золотой Орде, генуэзских колониях в Крыму.
В 1468 г. в Москву пришло посольство из Ширвандского ханства, расположенного в Закавказье. Ответную московскую миссию возглавил выходец из Твери Василий Папин. Воспользовавшись случаем, русские купцы собрали караван для торговой экспедиции на Кавказ и в Персию. В путь собрались и несколько тверитян, среди них "Офонас тверитин купец" — Афанасий Никитин. Небогатому тверскому купцу пришлось взять для поездки товары в кредит.[65]
Описание своего путешествия Афанасий начал такими словами: "Поидох от Спаса святаго златоверхого и сь его милостию, от государя своего от великаго князя Михаила Борисовича Тверскаго, и от владыкы Генадия Тверскаго". Торговый караван отправился с ширвандским посольством по Волге к Каспию. Однако сначала под Астраханью на караван напали татары и разграбили часть товаров, а затем в Каспийском море корабли разметала буря. Купцам пришлось прервать свой путь в Дербенте.
"И мы заплакав да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел куды его очи понесли". Тверитянину возвращаться на Русь было нельзя, поскольку расплатиться за взятые в долг товары он не мог. В поисках удачи Афанасий пошёл дальше на Восток, через Баку в Персию, где провёл около двух лет.
В 1471 г. Афанасий Никитин отправился морским путём в Индию. Там он прожил три года и побывал во многих городах и государствах, увидев то, что не открывалось доселе глазам европейца. Устав от долгих странствий в чужих землях, Афанасий задумал вернуться на родину и отправился в трудное и опасное путешествие через Индийский океан. Корабль прибило к берегам Эфиопии. Оттуда тверитянин прошёл через Персию и Турцию и добрался до берегов Чёрного моря. На попутном корабле Афанасий переплыл море и попал в Крым. В порту Кафа он присоединился к русским купцам, едущим на родину. Однако добраться после долгих скитаний на чужбине домой, в родную Тверь, Афанасию Никитину не удалось. В пути он заболел и умер в 1475 г. под Смоленском.
Удивительное путешествие тверского купца в далёкую Индию было неслыханным для европейцев. Лишь спустя четверть века португалец Васко да Гама сумел достичь этих земель морским путём. Афанасию Никитину удалось увидеть жизнь Индии взглядом заинтересованного и вдумчивого наблюдателя. Он оказался и первым русским, достигшим Африки.
Рис. 25. Памятник Афанасию Никитину в Твери
События, свидетелем и участником которых стал Афанасий Никитин, известны по его путевым записям. После смерти путешественника эти заметки попали в московский Посольский приказ,[66] и в 1475 г. их включили составной частью в летописный свод.
Свой труд тверитянин назвал "Хожением за три моря". В таких произведениях, известных с XII в., авторы рассказывали о паломничествах[67]к святым местам, о деятельности посольств и торговых миссий за границей.
"Хожение" написано понятным, неусложнённым языком. В нём звучит живая народная речь, характерная для Руси второй половины XV в.
Записки тверского купца сохранили своё выдающееся значение и по сей день как памятник русской литературы, один из редких источников изучения средневекового Востока.
5. 2. 1. Где находился Китай во времена Афанасия Никитина
5. 2. 1. Где находился Китай во времена Афанасия Никитина Сегодня употребительны два названия: Китай и Чина – China. Считается, что это – одна и та же страна. Мы к этому привыкли. Всегда ли так было? Нет, не всегда.Берем известное «Хождение за три моря» Афанасия Никитина [46] и с
СОВРЕМЕННИК АФАНАСИЯ НИКИТИНА
СОВРЕМЕННИК АФАНАСИЯ НИКИТИНА Изучая историю знаменитого «Хожения за три моря» Афанасия Никитина (1466–1472), я решил подробнее, чем это было сделано до сих пор исследователями, раскрыть личность Василия Мамырева. Удалось установить, что Василий Мамырев, дьяк великого
Путешествие братьев в Индию
Путешествие братьев в Индию На этом сказка не кончается. Буря-богатырь забрал трех волшебных коней убитых змеев и отправил их вместе с братьями на родину – на Святую Русь. Сам же Буря-богатырь обратился мушкой, вернулся во владения змеев и подслушал разговор, который вели
3.1. «Хожение за три моря Афанасия Никитина»
3.1. «Хожение за три моря Афанасия Никитина» Мы уже отмечали поразительное на первый взгляд обстоятельство, что на русском оружии, парадном убранстве русских царей и даже на митре епископа, хранящейся в Троице-Сергиевой лавре, употреблялись АРАБСКИЕ изречения, а иногда
10.2.1. Где находился Китай во времена Афанасия Никитина
10.2.1. Где находился Китай во времена Афанасия Никитина Сегодня употребительны два названия: Китай и Чина (China). Оба они означают на разных языках ОДНО И ТО ЖЕ — современный Китай. Мы к этому привыкли. Но всегда ли так было? Нет, оказывается, не всегда. Берем известное
3.1. «Хожение за три моря Афанасия Никитина»
3.1. «Хожение за три моря Афанасия Никитина» Мы уже отмечали поразительное на первый взгляд обстоятельство, что на русском оружии, парадном убранстве русских царей и даже на митре епископа, хранящейся в Троице-Сергиевой Лавре, употреблялись арабские изречения, а иногда
8. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина
8. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина Обратимся к знаменитому произведению старо-русской литературы — «Хожение за три моря» Афанасия Никитина [95] (у Никитина слово «Хождение» написано как «Хожение»). Известно, что «„Хожение за три моря Афанасия Никитина“ было
«Хожение за три моря» Афанасия Никитина
«Хожение за три моря» Афанасия Никитина Афанасий Никитин оставил после себя «Хожение за три моря» (Каспийское, Индийское и Черное). Однако других биографических сведений о нем нет. Кстати, неизвестна даже его фамилия, поскольку Никитин – не фамилия, а отчество. Любопытно
2. Летописи. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина
2. Летописи. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина Как и в предшествующий период, собственно-художественная литература во второй половине XV в. особо не выделялась из основной массы письменности, имевшей «деловое» — общественно-политическое, познавательное или
«ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА "
«ХОЖЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ» АФАНАСИЯ НИКИТИНА" (извлечения). И есть тут Индийская страна, и люди ходят все голые: голова не покрыта, груди голы, волосы в одну косу плетены. детей родят каждый год, и детей у них много. Мужи и жёны — все черны. Куда бы я ни пошел, так за мной
4. «Хожение» Афанасия Никитина
4. «Хожение» Афанасия Никитина Выше уже говорилось о том, что конфликт между этими двумя методами наиболее последовательно сказался в «прагматических текстах» – в первую очередь в отчетах и дневниках путешественников. В них, конечно, было бы бесполезно искать
86. ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА
86. ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ АФАНАСИЯ НИКИТИНА Тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие в Индию за три моря: Черное или Стамболийское, Каспийское» или Дербентское (Хвалинское), Гиндустанское или Индейское, в 1466–1472 гг. Ему принадлежит первое в европейской
По следам Афанасия Никитина
По следам Афанасия Никитина В Индии же к тому времени успел побывать в 1469–1472 годах Афанасий Никитин, узнавший там о Цейлоне, Китае, стране Пегу (Бирме) и о других дальних землях. Афанасий изучал рынки города Бидара и великое торжище в Алланде, где продавались татарские и
Афанасий Никитин
Российский купец и путешественник Афанасий Никитин в XV в. жил в Твери. О нем известно только то, что он сам рассказал в своих знаменитых дневниках, которые вел во время путешествия в Азию: «Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря: первое море – Дербентское, дарья ( перс . – море) Хвалисская, второе море – Индийское, дарья Гундустанская, третье море – Черное, дарья Стамбульская». Сейчас эти моря называются соответственно Каспийское, Аравийское и Черное.
Читая рассказ Афанасия, становится понятно, что он был тверским купцом среднего достатка, торговал, видимо, в основном в приволжских городах и на Кавказе. А в Индию попал волею случая, «от многия беды» после того, как его корабль разграбили татары.
Путешествовал Никитин с 1468 по 1475 г. Его путевой дневник носит неофициальный характер, он написан живым языком человека, попавшего на чужбину, и сильно отличается от церковной и светской литературы того времени. В нем без труда угадываются черты характера автора. Афанасий Никитин был бесстрашным, искренним и непосредственным человеком, глубоко верил в Бога, тосковал по родине и молился о том, чтобы живым и невредимым вернуться на Русь. Умер он в 1475 г., на обратном пути, недалеко от Смоленска.
Кто такой Афанасий Никитин?
Афанасий Никитин (умер в 1475 г.) — русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хождение за три моря». Стал первым европейцем, достигшим Индии в XV веке, более чем за 25 лет до путешествия португальского мореплавателя Васко да Гамы.
Афанасий родился в семье крестьянина Никиты («Никитин» — отчество Афанасия, а не фамилия). В 1468—1474 годах Афанасий Никитин совершил путешествие по Персии (Иран), Индии и территории современной Турции и составил знаменитое описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря». Три моря — это Дербентское (Каспийское), Аравийское (Индийский океан) и Черное. В 1475 году его рукопись оказалась у московского дьяка Василия Момырева, и текст ее был внесен в Летописный свод 1489 года, продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Также записки Никитина сохранились в Троицком сборнике XV века. Текст, вошедший в летопись, был подвергнут сокращению; более полный, но при этом сильнее отредактированный составителем текст имеется в Троицком сборнике.
Антипаломничество Афанасия Никитина за границу: татарский рэкет, нагие индусы и заморские верования
Восток всегда манил к себе пытливых европейцев: кто устремлялся туда ради новых торговых и политических связей, кто в поисках духовной истины и культурного обогащения. Первым европейцем, побывавшем в XV веке в Индии, оказался русский купец Афанасий Никитин. Колумнист «Реального времени», историк Булат Рахимзянов, в авторской колонке, написанной для нашей интернет-газеты, анализирует путевые заметки более, чем 500 летней давности — «Хожение за три моря» и находит там интересные факты об астраханских татарах и жителях Индии.
Свидетельства Афанасия Никитина, который в 1468—1474 годах совершил путешествие по территориям современных Ирана (Персии), Индии и Турции (Османской империи) и составил знаменитое описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря», показывают нам нестандартный, не принятый в большинстве сохранившихся источников, взгляд на взаимоотношения разных народов, разделенных как территорией, так и верой. Этот текст позволяет расставить некоторые акценты в том числе и в вопросах взаимного восприятия Москвы и татарского мира.
Из Твери в Индию через Персию
Получив благословение князя Михаила Борисовича Тверского и владыки Геннадия, захватив с собой посла Ширванского государства (находилось на территории современного Азербайджана) он отправляется в путь.
Прибыв в Астрахань, Никитин попал в немилость к местным татарам. В результате его торговый караван был разграблен, а путь вверх по Волге был закрыт. Единственным вариантом продолжения путешествия для Афанасия оказался сплав по Каспийскому морю на двух оставшихся кораблях на юг в Дербент.
Сражение Никитина с кайтагами Сражение Никитина с кайтагамиНо к Дербенту пришел только один корабль. Второй же был захвачен в плен войсками одного из кавказских государств — кайтагами. Тут-то и пригодились дипломатические связи Никитина:
«И я бил челом … послу ширваншаха Хасан-беку, с которым мы пришли — чтоб похлопотал о людях, которых кайтаки под Тарками захватили. И Хасан-бек ездил на гору к Булат-беку просить… И ширваншах посла тотчас послал к шурину своему, князю кайтаков Халил-беку…. И Халил-бек всех людей отпустил в Дербент тотчас без препятствий».
Афанасий Никитин также просил у посла Халил-бека денег для возвращения на Русь, но на этом щедрость ширваншаха закончилась. Так Никитин оказался в чужом государстве с двумя кораблями практически без денег и путей к отступлению. Вариант оставался один — двигаться дальше на юг в надежде отыскать невиданные товары, способные его озолотить.
За следующие несколько месяцев он прошел через всю территорию современного Ирана, преодолел Аравийское море и оказался в Индии, где остановился на долгие четыре года.
Путешествие Афанасия Никитина
Путешествие Афанасия Никитина прославило город Тверь на многие столетия вперед. О его жизни известно мало достоверных фактов потому, что запись его биографии начали вести только после начала больших путешествий. Но то, что он за четверть века до Васко да Гамы побывал в Индии – абсолютная правда. Подтверждением этому является написанный Никитиным труд, названный «Хождением за три моря».
Афанасий Никитин
Детские и юношеские годы
Отца Афанасия звали Никита, поэтому он получил соответствующее отчество, которое позже превратилось в его фамилию. Дата рождения купца неизвестна, произошло это в начале XV в. в г. Тверь. Про родителей известно, что они были крестьянского происхождения. Подлинных фактов, свидетельствующих об учебе Афанасия, историки не нашли.
В молодом возрасте Никитин побывал в своих первых плаваниях как купец. Посещал Византию и Литву. Уже тогда торговые дела шли хорошо и купец не бедствовал.
Сын русского крестьянина, обставивший Христофора Колумба и Васко да Гама
Афанасий Никитин — один из первых европейцев, добравшихся до Индии во времена, когда еще не было самолетов, машин и даже привычных нам государств. Разбираемся, как происходило это невероятное приключение.
Странствия Афанасия
Произведение Афанасия было первым в русской литературе описанием не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран. Сам Никитин называл свое путешествие «грешным», и это первое в русской литературе описание антипаломничества. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако большая часть записок была посвящена Индии: ее политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирических отступлений и автобиографических эпизодов.
Это была обычная коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути.
Никитин с товарищами снарядили два судна, нагрузив их разным товаром для торговли. Товаром Афанасия, как видно из его записей, была «рухлядь», то есть пушнина. Очевидно, что в караване плыли суда и других купцов. Следует сказать, что Афанасий Никитин был купец опытный, смелый и решительный. До этого не раз посещал дальние страны — Византию, Молдавию, Литву, Крым — и благополучно возвращался домой с заморским товаром.
Интересно, что изначально Никитин посещения Персии и Индии не планировал.
Путешествие А. Никитина можно условно разделить на четыре части:
- путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря;
- первое путешествие по Персии;
- путешествие по Индии и
- обратное путешествие через Персию на Русь.
Первый этап — путешествие по Волге. Оно шло благополучно вплоть до Астрахани. Возле Астрахани экспедиция была атакована местными татарами, корабли потоплены и разграблены:
И Казань есмя проехали доброволно, не видали никого, и Орду есмя проехали, и Усланъ, и Сарай, и Берекезаны есмя проехали. И вьехали есмя в Бузанъ. Ту наехали на нас три татарины поганые и сказали нам лживые вести: «Кайсым салтан стережет гостей в Бузани, а с ним три тысящи татар». И посол ширваншин Асанбегъ дал имъ по однорятке да по полотну, чтобы провели мимо Хазтарахан. А оны, поганые татарове, по однорятке взяли, да весть дали в Хазтараханъ (Астрахань) царю. И яз свое судно покинул да полез есми на судно на послово и с товарищи своими.
Поехали есмя мимо Хазтарахан, а месяць светит, и царь нас видел, и татарове к нам кликали: «Качма, не бегайте!». А мы того не слыхали ничего, а бежали есмя парусом. По нашим грехом царь послал за нами всю свою орду. Ини нас постигли на Богуне и учали нас стреляти. И у нас застрелили человека, а у них дву татаринов застрелили. И судно наше меншее стало на езу, и они нас взяли да того часу разграбили, а моя была мелкая рухлядь вся в меншем судне.
Астраханцы отняли у купцов весь товар, закупленный, очевидно, в кредит. Возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, «заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел, куды его очи понесли».
Таким образом, Афанасий Никитин стал путешественником поневоле. Путь домой заказан. Торговать нечем. Осталось одно — пойти в разведку в чужие страны в надежде на судьбу и собственную предприимчивость. Никитин, вероятно, говоривший на двух-трех тюркских языках и на фарси, решил расторговать оставшийся товар в чужеземных странах. Наслышанный о сказочных богатствах Индии, он направляет свои стопы именно туда. Через Персию. Прикинувшись странствующим дервишем, Никитин подолгу останавливается в каждом городе, и делится своими впечатлениями и наблюдениями с бумагой, описывая в дневнике быт и нравы населения и правителей тех мест, в которые заносила его судьба.
Первое путешествие Афанасия Никитина через персидские земли, от южных берегов Каспийского моря (Чебукара) до берегов Персидского залива (Бендер-абаси и Ормуза) продолжалось более года, от зимы 1467 года до весны 1469 года.
«Хождение за три моря»
В 1468 г. Афанасий Никитин отправился из Твери вниз по Волге с караваном торговых судов. Его путь лежал в Ширванское княжество в Закавказье. Чтобы безопасно пройти по Волге, Афанасий рассчитывал присоединиться к судам московского посла в Ширване Василия Панина, но разминулся с ним. В устье Волги на русских купцов напали татары: одних убили, других взяли в плен, а корабли разграбили. Добравшись до Дербента, Афанасий просил Панина и бил челом ширваншаху о заступничестве за пленных, чтобы купцам вернули товары, в крайнем случае помогли деньгами на обратную дорогу.
Через некоторое время людей отпустили, но в другой помощи отказали. Разбойники считали: «то, что пришло с моря, – собственность владельца побережья». Теперь возвращение на Русь означало для Никитина долговую яму, и он принял решение следовать дальше на восток: «И разошлись мы, заплакав, кто куда: у кого что осталось на Руси, тот пошел на Русь, а кто был должен, тот пошел куда глаза глядят. А иные остались в Шемахе, иные же пошли в Баку работать». Проведя в Иране более двух лет, Никитин двинулся дальше на юг, ему стало известно, что в Индии ценятся породистые жеребцы и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары.
«Пошел я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича. Поплыл я вниз Волгою». Из книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря»
Переезжая из одного города в другой, Афанасий, наконец, добирался до Ормуза: «А Ормуз – на острове, и море наступает на него всякий день по два раза… велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжет». Во время путешествия Афанасий ведет дневник – записывает впечатления о природе, городах и жителях тех мест, в которых бывает.
Вскоре на таве (индийском судне без верхней палубы) Никитин направляется «за море Индийское», в Индии он планирует продать жеребца, но неожиданно хан-мусульманин отбирает его и обещает вернуть жеребца и дать Афанасию в придачу тысячу золотых, если он перейдет в мусульманскую веру. Афанасий в отчаянии, но на его счастье нашелся добрый человек, который заступился за православного христианина, и Никитину жеребца возвратили.
Афанасий – купец, во всех городах, где он бывает, он внимательно изучает рынки и приходит к выводу, что «для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец, да краска… на торгу продают коней, камку (ткань), шелк и всякий иной товар да рабов черных, а другого товара тут нет. Товар все гундустанский, а съестного только овощи, а для Русской земли товара тут нет».
Никитин путешествует по индийским городам. Его поражает это страна, обычаи ее жителей, и он живо рассказывает о них в своих записках: «простые люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. Из простого народа мужчины и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много – дивятся белому человеку…
В Индийской земле кони не водятся, в их земле родятся быки да буйволы – на них ездят и товар и иное возят, все делают». От наблюдательного русского путешественника не ускользают детали жизни индийцев: и сельское хозяйство, и состояние армии, и способ ведения войны: «А индийский великий князь могуществен и рати у него много. Крепость его на горе, и стольный город его Виджаянагар очень велик. Три рва у города, да река через него течет. По одну сторону города густые джунгли, а с другой стороны долина подходит – удивительное место, для всего пригодное. Та сторона непроходима – путь через город идет; ни с какой стороны город не взять: гора там огромная да чащоба злая, колючая».
Афанасий постоянно ощущает себя иностранцем на чужбине, убежденный православный христианин, он общается с представителями разных вероисповеданий: мусульманами и индуистами, но остается верен своей религии, старается определить по звездам время православных праздников и постов. На «пятую Пасху» Афанасий решает, что пора возвращаться на Русь. В записках он пишет: «Первую Пасху праздновал я в Каине, а другую Пасху в Чапакуре в Мазандаранской земле, третью Пасху – в Ормузе, четвертую Пасху в Индии, среди бесермен, в Бидаре, и тут много печалился по вере христианской». Он тоскует по родине, и, проведя столько лет на чужбине, познакомившись с разными народами и государствами, приходит к выводу:
«А Русь … на этом свете нет страны, подобной ей. Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости!»
В январе 1473 г. Никитин отплыл из Дабула на судне, которое после почти трехмесячного плавания, делая остановки в Эфиопии и на Аравийском полуострове, прибыло в Ормуз. Торгуя пряностями, Никитин прошел через Иранское нагорье к Тебризу, пересек Армянское нагорье и осенью 1474 г. достиг Трабзона. В Феодосии Афанасий зимовал, возможно, в это время он редактировал свои путевые записи, а весной двинулся на север. К несчастью, не доехав до Смоленска, Афанасий заболел и умер. Его дневник «Хождение за три моря» привезли в Москву купцы.
В XVI–XVII вв. эти путевые записки русского путешественника неоднократно переписывали, всего известно шесть списков. Один из них в начале XIX в. обнаружил Н. М. Карамзин и высоко оценил его. Афанасий Никитин стал первым европейцем, просто и правдиво описавшим средневековую Индию. Его «Хождение за три моря» содержит ценные географические, исторические и этнографические сведения о природе, хозяйстве, населении и обычаях Индии и других азиатских стран. Это – один из ярких образцов жанра путевых очерков и, бесспорно, один из наиболее замечательных памятников русской литературы XV века.
Путешествие Афанасия Никитина
Целью Афанасия Никитина был поиск новых рынков сбыта товаров, а не открытия новых земель. Он решил налаживать торговлю на южных границах России. Ни о каких географических открытиях купец не думал, индийским путешествием Афанасий Никитин обязан случаю. Обо всех событиях, произошедших с ним, историки узнали по труду самого мореплавателя.
Испросив позволения у тверского наместника, Михаил Борисович одобрил отправку в Астрахань в 1468 году. В составе каравана торговых кораблей они отплыли по Волге из Твери. Маршрут проходил через города Калязин и Углич, далее Кострома и Плес. В Нижнем Новгороде он должен был присоединиться к каравану Василия Панина, чтобы дальнейший путь был безопасным, но они разминулись. Пришлось продолжать путь с послом Ширванского государства.
Советуем: Экспедиция Марко ПолоДо Астрахани купцы добрались благополучно, но потом на них напали татарские разбойники. Весь товар был разграблен, один корабль затонул. Часть команды убили, другая часть – попала в плен. На уцелевших кораблях Афанасий Никитин решил плыть в Дербент, так как вернуться на родину не позволяли финансы и взятые в плен люди.
В Дербенте с помощью русского посла удалось освободить людей из плена, но на обратную дорогу денег не получили. На уцелевшем корабле Никитин решил продолжить плыть в южном направлении в Персию. Далее направился в оживленный торговый город – Ормуз. Город-порт находился на пересечении многих торговых путей из Индии, Китая, Малой Азии и Персии. На Русь из Ормуза привозили жемчуг. На чужой земле прожил он 2 года. За это время узнал, что в Индии очень ценят породистых скакунов. Афанасий принял решение попробовать продать коней в Индии и купить там для Руси товаров. К тому моменту уже на картах Индия была нанесена, но европейцы там не бывали.
Маршрут Афанасия Никитина
Уже тогда Никитин ведет свои записи и подробно описывает жизненный уклад на Востоке, природу тех краев.
В индийский Чаул Афанасий Никитин прибыл в 1471 г. Он поразился быту индийского населения. Многие носили золотые украшения, но при этом ходили практическими голыми. Никитин считал, что можно было продать украшения и приобрести одежду. Затем он перемещается в Джуннар, где правитель отнял у него коня и пытался насильно обратить его в мусульманина.
Советуем: Неарх флотоводецКто такой Афанасий Никитин?
Афанасий Никитин родился в первой половине 15 века в Твери. Он был сыном простого крестьянина Никиты, поэтому Никитин — скорее отчество, чем фамилия. Неизвестно, как ему удалось пройти путь от сына крестьянина до успешного купца, но такой рост для того времени впечатляет и говорит о том, что это человек крайне находчивый и незаурядный.
В то время на Руси еще не было табеля о рангах, давшего через 300 лет возможность ребенку из любого сословия добиться в жизни определенных высот, а потому крестьянскому сыну стать кем-то другим было практически невозможно. Известно, что до своей поездки в Индию Никитин посещал и Царьград, и Киев — невероятный список туристических достижений для тех лет.
В 1460-х годах Афанасий захотел расширить свою торговлю на Астрахань — тогда большой порт Золотой Орды. Сейчас дорога от Твери до Астрахани у путешественника займет сутки в комфортном поезде. Тогда же для преодоления этого пути требовалось несколько недель плыть по Волге через территории, плотно населенные разбойниками и грабителями. Даже ради разового такого путешествия нужно было собирать немалую дружину. Создание постоянного маршрута требовало огромных финансовых и дипломатических ресурсов. И все это у Афанасия было.
Путь Афанасия Никитина из Твери в Индию и обратно Путь Афанасия Никитина из Твери в Индию и обратноЧитайте также: