Посещение туристами художественной галереи как назвать договор
Мир современного искусства — целая индустрия, которая не могла бы существовать без юридических отношений. За ширмой каждого художественного проекта всегда найдется не один договор, регламентирующий взаимодействие художника и культурной институции. Это взаимодействие не всегда оказывается прозрачным. «Артгид» в сотрудничестве с совместной магистерской программой Музея современного искусства «Гараж» и НИУ ВШЭ «Практики кураторства в современном искусстве» рассказывает о юридических тонкостях и проблемных моментах, с которыми приходится иметь дело всем, кто работает в индустрии.
Чтобы написать точную и максимально полную инструкцию, как заключать договоры (и художнику, и культурным институциям, и всем-всем-всем), нужно потратить целую жизнь или больше. Исписать бесконечное количество вордовских листов и проанализировать еще большее количество примеров, когда договор становится точкой преткновения (кстати, задать вопрос или поделиться своим кейсом можно после прочтения текста — в комментариях). И в этом смысле текст не стоит считать «методичкой», которая спасет художника или институцию от девяти кругов юридического ада. Скорее, это попытка указать на спорные моменты и начать разговор о природе письменных соглашений внутри художественной системы, описав ее проблемные стороны.
Конечно, любое юридическое соглашение подчиняется общим правилам: в нем должны быть указаны срок и порядок оплаты, ответственность сторон и возможные штрафы за неисполнение обязательств, порядок расторжения договора и так далее. Словом, эти пункты, без которых никак не обойтись, составляют скелет договора. Однако в договорах между художниками и культурными институциями есть свои особенности. Они касаются тех пунктов, которые регламентируют доставку и инсталляцию работы, а также передачу интеллектуальных прав, страховку и авторский заказ (если говорить простым языком, заказ нового произведения).
Дьявол, как говорится, кроется в деталях, и некоторые пункты договора порой оказываются проблемными местами. И для художников, и для культурных институций.
Сложности обычно возникают, когда страховая компания работает (вернее, отказывается работать) с ломкими или интерактивными произведениями. Это касается не только хрупких скульптур, которые может нечаянно задеть посетитель. Если художник занят созданием science-art объектов, то неизбежно встает вопрос об их надежности — зачастую им отказывают в страховке из-за частых сбоев в программе во время экспонирования. С той же проблемой встречаются перформеры, которые намереваются застраховать перформанс. Обычно это необходимо, когда событие сопровождается объективными рисками: например, перформанс проходит на крыше.
С авторским заказом все тоже не так просто. На первый взгляд, все логично: художнику заказывают произведение, он его создает и получает оговоренный гонорар, произведение попадает в коллекцию институции. На деле существует несколько проблематичных сценариев, когда художник и институция должны вместе выработать устраивающий всех подход.
Допустим, художник создает сайт-специфичную инсталляцию, которую затем придется утилизировать — если у институции нет цели собрать собственную коллекцию, а хранить произведение невозможно. В этом случае предметом договора авторского заказа могут стать чертежи инсталляции. Самое важное в таком договоре — права художника. За ним остается авторский надзор, участие в повторном монтаже, контроль за соблюдением всех параметров (размер, цвет, качество и вид материала и так далее).
Иногда работы после выставки возвращаются художнику. И в том, и в другом случае институция оказывается в странном c точки зрения надзорных органов положении: новое произведение было создано, оплачено, но при этом «таинственным образом исчезло» (утилизировано или передано художнику), не попав в коллекцию институции. Обычно эти проблемы обходят, оформляя оплату новой работы в договоре подряда. На бумаге художник предоставляет для экспонирования уже готовое произведение, а его создание оформляется как монтаж и включает в себя все работы и расходы на материалы. Подобная практика сразу решает все проблемы с утилизацией или отправкой работы обратно художнику. Правда, в этом случае институция теряет право на дальнейшее упоминание своего вклада в создание произведения, и говорить или не говорить о поддержке институции — решает сам художник.
Растянутые во времени проекты вызывают те же сложности при заключении договора. Предположим, художник проводит серию перформансов в разных музеях — от события к событию его методы не меняются, но каждый новый показ оказывается новым произведением искусства в серии. Каким образом оформить перформанс в договоре? Как «готовую работу», предоставленную институции для временного показа? Но перформанс перформансу рознь даже в пределах одного проекта, он сильно зависит от места проведения и множества других факторов. Оформить как авторский заказ? Вновь возникает противоречие, ведь именно «авторская работа» сама по себе уже готова.
С кураторскими проектами все тоже не так просто. В юридическом смысле невозможно определить, что является предметом договора авторского заказа между куратором и институцией. Идея? Концепция? Название? Список экспонатов? План экспозиции? Кураторские тексты? Такие проекты по своей природе распадаются на отдельные области права. И в этом смысле появляется закономерный вопрос: как распределяется соавторство? Над выставками работает огромное количество специалистов — архитекторы, дизайнеры, инженеры, — имеет смысл разграничить зону ответственности каждого из профессионалов. Впрочем, наши студенты всё равно путаются, когда речь заходит об отчуждении авторских прав и других юридических тонкостях. Именно поэтому Настя Лесникова, преподаватель программы «Практики кураторства в современном искусстве» и по совместительству координатор выставочных проектов в «Гараже», добавила дополнительные часы лекций по праву. Лишними такие пары точно не бывают.
Не последний вопрос: с кем заключается договор? Вариантов несколько — с физическим лицом, индивидуальным предпринимателем или самозанятым. До прошлого года договоры заключались в основном с физическими лицами, что никак не сказывалось на художниках, но финансово било по институции — к сумме гонорара прибавлялись налоги и прочие начисления, которые увеличивали сумму реальных расходов примерно на 30%. Бюджеты институций не резиновые, поэтому в таких случаях смета расходов художников корректируется в меньшую сторону. Другой вариант — заключение договора с индивидуальным предпринимателем. Здесь художнику предстоит выбрать одну из двух систем налогообложения: общую и упрощенную. При выборе общей налог составит 20% от дохода. «Упрощенка» предлагает два варианта, один из которых должен выбрать художник: 6% с дохода или 15% с разницы между доходами и расходами. С 1 января 2019 года появилась возможность оформить самозанятость. При заключении договора с юридическим лицом налог составит всего шесть процентов, с физическим — четыре. Основное преимущество самозанятости — простота регистрации: для ее оформления требуется около десяти минут, смартфон и приложение. Последнее автоматически подсчитывает налог и позволяет за пару секунд получить электронный чек. И последний приятный момент — оформляя самозанятость в 2020 году, вы автоматически получаете 22 130 рублей налогового бонуса (10 000 рублей — первоначальный налоговый вычет, остальные 12 130 рублей — поддержка, выделенная государством с 1 июня, из-за эпидемии коронавируса). Эти деньги нельзя снять со своего счета, но ими можно оплатить часть налога (это указано в 1 и 2 пунктах статьи 12 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ). Если доход приходит от физических лиц, то в таком случае этими «бонусными» деньгами можно покрыть один процент от налога — налоговая ставка, соответственно, снижается до трех процентов. По той же формуле работает и вычет от доходов, полученных от юридических лиц — вместо шести процентов вы платите четыре.
Разница между самозанятостью и ИП заключается еще во множестве моментов. Самозанятые не могут нанимать работников. Значит, если вы решили устроить себе мастерскую в духе Такаси Мураками, придется выбирать индивидуальное предпринимательство. Самозанятость не подходит также художникам, чей доход превышает 2,4 млн рублей в год — это максимальный лимит для ее оформления. Многих смущает отсутствие обязательных страховых взносов при выборе самозанятости, в этом случае забота о собственной старости ложится на плечи художника. Платить или нет пенсионные взносы — решать только ему. Кроме того, самозанятый не может встать на биржу труда и получить налоговый вычет по договору гражданско-правового характера.
Составление договора — тоже своего рода искусство: искусство приводить к общему знаменателю интересы художника и институции (и ее часто не самый большой бюджет) и лавировать между формальными требованиями проверяющих органов. Грубо говоря, художественный процесс не сходится с юридическим полем — именно поэтому многим приходится осваивать это искусство, чтобы договор устроил всех.
Авторские туры: бизнес на нестандартных путешествиях
Сегодня любителям активного образа жизни предлагают попробовать новые форматы для проведения отпуска. Например, вместо привычного спортзала, туристам предлагают погрузиться в мир йоги, фитнеса или экстрима в горах, лесу или на берегу моря. Их размещают в живописных, удаленных от шума и цивилизации гостевых домах или кемпингах, организуют для них экскурсионную программу, а также различные практики, направленные на совершенствование своего физического и эмоционального состояния.
Увидев заинтересованность людей в таком виде отдыха, Марина решила открыть компанию по организации авторских туров. Предприниматели, не первый год отправляющие туристов в нестандартные отпуска, поделились с Мариной практичными советами по реализации такого вида бизнеса.
Какую юридическую форму выбрать?
Первое, что стоит сделать – зарегистрировать бизнес. Поэтому, вам необходимо выбрать юридический статус для вашей компании. Это может быть общество с ограниченной ответственностью или индивидуальное предпринимательство. При выборе системы налогообложения стоит отдать предпочтение – упрощенной (УСН – прим. ТАСС), где налог уплачивается либо с дохода, либо с выручки за вычетом расходов. Налоговые ставки на доход - 6%, на доход минус расход - 15%.
Автор туристического проекта Energy of life Дина Хакимова отмечает:
На эту тему На грани науки и пищевой промышленности: как построить бизнес на производстве БАДов?С чего начать подготовку авторского тура?
Для начала вам предстоит сформировать концепцию вашего продукта. Это может быть поездка в место, удаленное от популярных турмашрутов, или экотуризм, как способ погрузить горожан в жизнь деревни. Возможно, вы решите заняться организацией поездок для многодетных семей или людей с инвалидностью, йога- или фитнес-туров. Именно специфика вашей услуги определит все дальнейшие действия. Обучиться бесплатно азам маркетинга можно в центрах "Мой бизнес" или в режиме онлайн на образовательной платформе "Деловая среда".
Автор туристического проекта Energy of life Дина Хакимова отмечает:
Для начала стоит определиться с местом, где пройдет тур, и проработать программу в соответствии с тематикой. Например, мы организуем йога-туры, поэтому обязательно включаем в расписание практику по йоге утром и медитации на открытом воздухе. Очень важно запланировать экскурсии и показать достопримечательности этой местности. Суть авторских туров – в насыщенной тематической программе, которую вы беретесь организовывать для ваших клиентов. При этом она должна быть универсальной и подходить самой разной публике.
Организатор этнических туров Анастасия Пертунен советует:
После того, как вы выбрали страну или регион, рекомендую разработать сразу несколько туристических маршрутов разного уровня сложности и продолжительности, чтобы у вас всегда была возможность предложить разные варианты своим клиентам. Самыми популярными являются запросы на туры продолжительностью не больше 10 дней, реже – три недели. Кроме того, все больше людей интересуется туризмом выходного дня, такой тур не должен длиться больше трех-четырех дней. Не набирайте группу больше восьми человек, иначе вы не сможете создать обстановку частного путешествия и потратите много времени и сил на организационные вопросы.
Где разместить туристическую группу?
Вопрос размещения тургруппы – один из базовых и требует серьезного подхода. Вы можете подыскать гостиничный комплекс, турбазу, отель или гостевой дом. Важно убедиться, что они предлагают комфортные условия проживания, а также все необходимые услуги для ваших гостей.
На эту тему Открываем свой спортзал: как сделать бизнес на здоровье и красоте?Автор туристического проекта Energy of life Дина Хакимова рекомендует:
Организатор этнических туров Анастасия Пертунен советует:
Почти все отели предлагают включить в стоимость проживания питание. Ориентируйтесь на программу, если у вас много экскурсий и походов, то лучше включить только завтраки. Обеды вы можете делать выездными, а ужин – готовить вместе, если гостиница располагает зоной барбекю или кухонным блоком.
Как рассчитать стоимость тура?
При расчете стоимости тура вам нужно учесть все затраты: стоимость трансфера до или от гостиницы, а также к местам экскурсий, вознаграждение гиду, оплату инструкторов по йоге, фитнесу, экстремальным видам спорта, если вы включаете такой вид активности в свой тур. Кроме того, не забудьте включить расходы и на специалистов, которые будет помогать в организации – маркетолога, таргетолога, специалиста по продажам, фотографа.
Автор туристического проекта Energy of life Дина Хакимова отмечает:
Просуммировав все затраты, вы получите себестоимость путевки. После чего можете добавить порядка 20-30% к себестоимости, это и будет ваша прибыль. Если с одного человека вы зарабатываете меньше 10 тысяч рублей, тур считается нерентабельным.
Организатор этнических туров Анастасия Пертунен советует:
Формируя цену за турпакет, всегда четко прописывайте на сайте или в соцсетях, где вы ведете продажи, что туда входит: проживание, ваши услуги, транспорт, отели, оплата экскурсий, входные билеты. Авторские туры отличаются от услуг туроператоров тем, что не занимаются авиабилетами туристов и трансфером до предполагаемого места встречи. Обращайте на это внимание ваших клиентов, многие еще не привыкли к такому виду услуг.
Как найти туристов?
На эту тему Как открыть медицинский центр: от лицензии к реальному бизнесуАвтор туристического проекта Energy of life Дина Хакимова советует:
Обязательно создайте собственный сайт с хорошим контентом, качественными фото и видео. Найдите таргетолога, который настроит для вас таргетированную рекламу. Мощной рекламной площадкой сегодня являются и соцсети – Instagram, Вконтакте и Facebook. Повысить продажи вы можете, развивая личный блог и рассказывая о путешествиях и турах. Собирайте фотографии и видеоотзывы участников: пусть они делятся впечатлениями и эмоциями. Это повысит доверие ваших потенциальных клиентов.
Организатор этнических туров Анастасия Пертунен обращает внимание:
Недобор туристов может привести вас к работе в минус, поэтому начинайте рекламировать туры за полгода. Вводите различные акции и скидки для раннего бронирования, а также делайте бонусы туристам, которые привели друзей.
Каких инвестиций потребует такой бизнес?
Реализация такой бизнес идеи, скорее, потребует от вас хороших лидерских качеств, безупречной коммуникации и организаторских способностей, чем больших инвестиций. Но все же есть ряд затрат, которые вам стоит учесть: предоплата за гостиницу, а также вложения в рекламу и сайт. Если собственных средств не хватает, то вы можете обратиться в государственные микрофинансовые организации. В рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы " начинающим предпринимателям стали доступны небольшие денежные займы до 5 млн рублей. Они могут быть оформлены по льготной процентной ставке, близкой к ставке Центробанка, сейчас она составляет 6,5% годовых. Его вы можете получить сроком до трех лет даже на этапе стартапа.
Организатор этнических туров Анастасия Пертунен обращает внимание:
Обязательно берите с клиентов предоплату в размере 30-40% от стоимости тура. Так вы сможете внести предоплату за бронирование и снизить собственные вложения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 50644 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов
ГОСТ Р 50681 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг
ГОСТ Р 53522 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения
ГОСТ Р 53997 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
Посещение туристами художественной галереи как назвать договор
ГОСТ Р 54604-2011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Tourist services. Excursion services. General requirements
Дата введения 2012-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС"), Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 199 "Туристские услуги и услуги средств размещения"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.
Договор между галереей и художником
Очень много запросов поступает с просьбой описать условия заключения договоров с галереями. Я намеренно не привожу условия, которые предлагаются нашими галереями — о них и так можно узнать. Поискала примеры на зарубежных сайтах.
Тут приведен перевод одного из типовых Соглашений между Художником и Галереей, принятых в международной практике, в качестве приблизительного примера. После его прочтения у вас хотя бы сложится представление, какие из пунктов обычно включают, и на что можно обратить особое внимание.
1. Предмет договора. Художник назначает Галерею в качестве агента для продажи произведений искусства, далее Картины, переданных по этому Соглашению с целью выставки и продажи. Галерея не должна использовать Картины для любых других целей без письменного согласия Художника. Это соглашение относится только к работам переданным по этому Соглашению и не делает Галерею
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к экскурсионным услугам, процессам их формирования и оказания.
Стандарт распространяется на экскурсионные услуги, оказываемые юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и/или индивидуальными предпринимателями.
На основе настоящего стандарта могут быть разработаны нормативные документы, устанавливающие требования к конкретным экскурсионным услугам, в том числе стандарты организаций - исполнителей экскурсионных услуг.
Формирование нового подхода к пониманию сущности музея и его общественного предназначения. Рассмотрение проектов радикального расширения и перестройки существующих музеев, создание новых музеев. Работа туристических фирм с экскурсионными фирмами.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.02.2016 |
Размер файла | 26,8 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Санкт - Петербургский Государственный Аграрный Университет,
Отделение среднего профессионального образования по направлению «Туризм»
Реферат по дисциплине:
«Технологии продаж и продвижения турпродукта»
на тему: «Работа турфирм с музеями, экскурсионными фирмами и предприятиями, предоставляющими услуги развлекательного характера. Договоры о сотрудничестве.».
Работу выполнила: Студентка 2 курса
211221 группы Бортникова Ксения
Работу принял: Шлыгин Сергей Павлович
Развлечения - это не только забавы и удовольствия, но и мировая индустрия с миллиардным оборотом, растущим из года в год. Развлечения относятся к числу главных мотивов туризма; без них не обходится ни одна поездка. Люди отправляются в путь за новыми незабываемыми впечатлениями, положительными эмоция и острыми ощущениями. Для удовлетворения этих и других потребностей человека создаются средства развлечения, проводится увеселительные мероприятия.
Чаще всего развлечения ограничиваются экскурсионной программой - посещением музеев, осмотром исторических памятников и природных достопримечательностей, обзорными экскурсиями по городу и местности. Они могут включать также иные познавательные или увеселительные мероприятия (например, посещение магазинов или игорных заведений).
Работа турфирм с музеями
В современных условиях развития общества очевиден дефицит духовности. Туризм, в том числе культурный туризм, так это трактуется в нашей литературе, призван восполнить этот дефицит, и здесь несомненна роль музеев. Одним из путей духовного развития общества является культурный туризм.
Культурный туризм - это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями.
Сегодня музей находится в условиях рыночной конкуренции, а музейный продукт в сфере экономики услуг. Вырабатывается новый подход к пониманию сущности музея и его общественного предназначения.
Последние 10-15 лет во всем мире наблюдается развитие в области музейного строительства. Именно сегодня во множестве городов рассматриваются проекты радикального расширения и перестройки существующих музеев, создаются новые музеи, хранящие и репрезентирующие искусство - от древнего до ультрасовременного, с целью привлечения туристов.
Работа турфирм с музеями
В настоящее время музеи идут на сближение с другими организациями: музей и туристическая организация, музей и монастырь, создавая совместные проекты.
С возникновением такого понятия как «музейный туризм», музеи расширили свои горизонты, сами, зачастую выступая как туроператоры, создают свой уникальный туристический продукт. Однако, проводя исследования туристического рынка, данный туристический продукт не является конкурентоспособным. Обуславливается это следующими причинами:
1) Ориентация туристического продукта на частных лиц, в основном на посетителей данного музея, школьные группы;
2) Высокая стоимость попутных услуг, составляющих туристический продукт: гостиница, транспорт; -
3) Недостаточная информативность о данном туристическом продукте: реклама, печатные издания, Интернет;
С каждым годом туристическая индустрия совершенствует технику продаж: тренинги и рекламные туры для сотрудников туристических фирм. Все это необходимо для увеличения потока туристов, соответственно, и прибыли для туристической организации. У музея такая же цель, но способы решения иные.
Так сложилось исторически, что музей в основном - это бюджетная организация. Соответственно и методы привлечения туристических потоков будут отличаться. Что музей может предложить туристической организации, чтобы сотрудничество оказалось взаимовыгодным:
1) Услугу, которой обладает только этот музей, это может быть не только новая выставка, но и совсем новый проект;
2) Попутную продукцию, относящуюся к данному музею (печатные издания, сувениры);
3) Развитую инфраструктуру, если музей располагает таковой (гостиницы, конференц-залы).
Для туристической услуги значимы не отдельные составляющие, а комплекс. Таким образом, только совместными усилиями можно выработать следующую стратегию: Взаимовыгодное сотрудничество музея и туристической организации, направленное на разработку новых маршрутов, совместных проектов, участие в туристических выставках, форумах, совместная реклама туристической услуги, возможность использования инфраструктуры музея.
Договоры о сотрудничестве с музеями
Порядок сотрудничества музеев и турфирм определен договорами о сотрудничестве, где необходимо определить ее условия, одним из которых является четкое установление стоимости и системы скидок и агентских отчислений с учитывая качественный состав туристических групп.
Для сотрудничества между музеями и туристическими предприятиями требуется от партнеров значительной гибкости. Не исключены в практической деятельности и такие моменты, требующие оперативной разработки и проведения качественно новых тематических экскурсий для клиентов одного из фирм-партнеров (например, если в город инкогнито приехали с туристической целью эксперты-искусствоведы, авторитетные археологи-востоковеды), проведение экскурсий на иностранном языке или в нерабочее час.
Договор с музеем включает:
1) Варианты экскурсий и их тематику;
2) Количество экскурсантов в группе;
3) Цены на экскурсии (на групповые или индивидуальные, по возрастным группам);
4) Скидки на групповые посещения музея;
5) Сроки подачи заявок на проведение экскурсий;
6) Сроки отмены заявок;
7) Материальную ответственность за срыв музейной экскурсии по вине одного из партнеров.
8) Не следует забывать и о дополнительных услугах, т.е. о тех, которые не включены в пакет тура. Они предоставляются туристам на месте за дополнительную плату. Это обычно специфические экскурсии, шоу, морские, горные или речные прогулки, посещение аквапарков, национальных парков и заповедников, сафари, охота, рыбалка и многое другое.
Туризм и экскурсионные фирмы
Понятие экскурсионных фирм
Экскурсия - это коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.
Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста -- экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.
Участник экскурсии -- экскурсант. К экскурсантам относят лиц, пребывающих в какой-либо местности менее 24 часов.
Экскурсионная фирма - это предприятие, предоставляющее свои услуги для потребителя в качестве экскурсионных программ в те или иные места, организации и т. п.
туристический экскурсионный музей общественный
Работа турфирм с экскурсионными фирмами
Вопрос финансового вознаграждения для специалистов, задействованных в создании и проведении таких экскурсий на заказ, или подготовки информационных материалов в сжатые сроки значительно проще решить туристическим предприятиям, которые являются коммерческими структурами, путем заключения индивидуальных трудовых соглашений с непосредственными исполнителями.
Организация и проведение экскурсий должны базироваться на двух взаимосвязанных факторах: пожеланиям потребителя-клиента туристической фирмы и возможностях самой туристической фирмы по организации той или иной экскурсии.
Современная туристическая фирма для удовлетворения запросов своих клиентов не может остановиться на одном-двух экскурсионных маршрутах или стандартном наборе турист политически-экскурсионных объектов. Ее предложение должно максимально учитывать возможные запросы клиентов: полный перечень всех достопримечательностей определенного региона, альтернативные возможности выбора часового и ценового интервалов и последовательности их обзору.
Договор о сотрудничестве с экскурсионными фирмами
Договор с экскурсионной фирмой включает следующие основные условия:
1) Наименование и продолжительность экскурсий, способ передвижения на них (автобусные, пешеходные, теплоходные);
2) Сроки подачи заявок на проведение экскурсий;
3) Сроки отмены заявок;
4) Цены на экскурсии;
5) Количество экскурсантов в группе на каждой экскурсии;
6) Материальная ответственность за срыв экскурсии (по вине экскурсионной фирмы или туроператора).
Сфера индустрии развлечений и отдыха образует сложный комплекс различных отраслей видов деятельности. В настоящее время эта отрасль является наиболее динамично развивающейся, доходной и перспективной.
Индустрия развлечений - система предприятий и предпринимателей, предоставляющих все необходимые для потребления в процессе развлечения и достаточные для осуществления собственно процесса развлечения услуги и товары.
Выделяются следующие группы предприятий, относимые к индустрии развлечений:
1) Предприятия, деятельность которых полностью ориентирована на удовлетворение потребности в развлечениях.
2) Предприятия, деятельность которых частично ориентирована на удовлетворение потребности в развлечениях, наряду с культурно-просветительской, образовательной, воспитательной, спортивной или другой направленностью.
3) Предприятия, обеспечивающие развлечения в форме своей вспомогательной или побочной деятельности.
4) Предприятия промышленности, выпускающие соответствующее оборудование и инвентарь для обеспечения предприятий развлекательного сектора.
Договор о сотрудничестве с предприятием, предоставляющий услуги развлекательного характера
Контракт (договор) необходим для урегулирования обязанностей и ответственности сторон, в частности в ситуациях, когда остаются непроданными места в гостиницах, посадочные места в самолете, или в случаях, когда отменяются чартерные рейсы, чтобы предусмотреть систему санкций, штрафов для каждого конкретного случая.
Правильно организованная договорная работа туроператора помогает ему не попадать в зависимость от деятельности различных поставщиков услуг. Крупные туроператоры подписывают обычно долгосрочные контракты с отелями на определенное количество номеров или на обеспечение полной загрузки отеля, что дает им низкие цены, но представляет определенный риск для владельца отеля (он может потерять деньги в период высокой инфляции). Есть риск и для туроператора (он потеряет деньги в случае, если не все туры будут проданы).
Контрактно-договорные взаимоотношения в туризме регулируются нормами международного и национального гражданского права.
На международном уровне такие отношения регулируются следующими основными документами:
1) Международной конвенцией по контракту на путешествие, принятая 22.10.1970 г. Генеральной ассамблеей Всемирной ассоциации туристских агентств (ФУААВ);
2) Положение по туристским контрактам и обменам, принятым на Венской встрече государств - участников Совета Безопасности Совета Европы (СБСЕ) в 1992 г.;
3) Соглашением по унификации правил международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция), принятым 12.10.1929 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в 1955 и 1975 гг.;
4) Женевской конвенцией по международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа, принятой в Брюсселе в 1969 г.;
5) Постановлением межпарламентской ассамблеи государств участников СНГ "Об основных принципах сотрудничества государств, участников СНГ в области туризма" от 29.10.96 г. и др.
Работа турфирм с музеями, экскурсионными фирмами и предприятиями, предоставляющими услуги развлекательного характера. Договоры о сотрудничестве
4 Виды экскурсионных услуг и экскурсий
4.1 Экскурсионные услуги представляют собой деятельность субъектов туристской индустрии (туроператоров, турагентств, туристско-экскурсионных, экскурсионных организаций), а также физических лиц (экскурсоводов, гидов-переводчиков), имеющих необходимую квалификацию по разработке, организации и проведению экскурсий.
Экскурсионные услуги могут оказываться отдельно или быть составной частью туристского продукта.
4.2 Экскурсионные услуги по ГОСТ Р 53522 включают в себя:
- услуги по организации и проведению экскурсий;
- услуги экскурсовода (гида);
4.3 Услуги по подготовке, организации и проведению экскурсий осуществляют туроператоры, турагентства, туристско-экскурсионные, экскурсионные организации, физические лица, имеющие соответствующую квалификацию (экскурсоводы, гиды, гиды-переводчики).
4.3.1 Подготовка экскурсии должна проводиться специалистами в области экскурсионных услуг (экскурсоводом или группой экскурсоводов) в соответствии с экскурсионной методикой и включать в себя несколько этапов:
- определение цели и задач экскурсии;
- выбор темы и разработку концепции экскурсии;
- изучение и сбор информации по теме экскурсии;
- отбор и изучение экскурсионных объектов;
- составление маршрута экскурсии;
- объезд или обход маршрута;
- методическую разработку, определение приемов и техники ведения экскурсии, в том числе составление технологической карты экскурсии по ГОСТ Р 50681;
- подготовку текста для проведения экскурсии;
- комплектование "портфеля экскурсовода";
- проведение пробной экскурсии;
- представление экскурсии на рецензирование независимым экспертам в области экскурсионных услуг (при необходимости);
Число этапов, указанных в 4.3.1, может быть сокращено по решению руководства экскурсионных организаций.
4.3.2 Технические документы, необходимые для организации и проведения экскурсий, по содержанию должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50681.
4.4 Классификация экскурсий
Экскурсии классифицируют в зависимости от содержания, тематики, места проведения, категории участников, формы проведения и других признаков.
4.4.1 Экскурсии в зависимости от содержания подразделяют на обзорные и тематические.
4.4.1.1 Обзорные экскурсии представляют собой многоплановые экскурсии с использованием исторических материалов и демонстрацией различных объектов показа, находящихся на определенной территории.
4.4.1.2 Тематические экскурсии раскрывают определенную тему и подразделяются:
- на исторические: историко-краеведческие, историко-религиозные, археологические, этнографические, военно-исторические, историко-биографические;
- производственные: производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические и профессионально-ориентационные (для учащихся);
- искусствоведческие: историко-театральные, историко-музыкальные, историко-политические, этнографические, экскурсии в картинные галереи, выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов;
- литературные: литературно-биографические (по местам, связанным с биографией и творчеством писателей, поэтов, драматургов); историко-литературные (посвященные определенным периодам развития литературы), литературно-художественные (по местам, описанным в произведениях писателей) и т.п.;
- архитектурно-градостроительные: с показом памятников архитектуры определенного исторического периода и различных архитектурных стилей, связанные с творчеством какого-либо архитектора, а также знакомящие с исторической планировкой и застройкой городов и районов;
- с религиозной тематикой: с посещением объектов религиозных культов и ознакомлением с их историей, участием в обрядах и праздниках и другие.
4.4.2 В зависимости от места проведения экскурсии подразделяют на городские, загородные и комплексные.
4.4.3 По способу передвижения экскурсии подразделяют на пешеходные, экскурсии с использованием транспорта различных видов (автомобильного, водного, авиационного, железнодорожного, городского электрического, конного и др.) и комбинированные (транспортно-пешеходные).
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по [1], ГОСТ Р 50681, ГОСТ Р 53522, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 экскурсионные услуги: Туристские услуги по разработке, организации и проведению экскурсий.
3.2 экскурсия: Услуга по организации посещения объектов экскурсионного показа (объекты природного, историко-культурного наследия, промышленные предприятия и др.) индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 ч без ночевки.
3.3 экскурсант: Потребитель экскурсионных услуг.
3.4 экскурсовод (гид): Профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами экскурсионного показа в стране (месте) временного пребывания.
3.5 гид-переводчик: Профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (иностранных туристов) с объектами экскурсионного показа в стране (месте) временного пребывания.
3.6 сопровождающий: Физическое лицо, имеющее профессиональную подготовку, опыт, знания и навыки, оказывающее информационные и организационные услуги, необходимые при проведении экскурсии, и квалифицированную помощь экскурсантам.
3.7 объекты экскурсионного показа/экскурсионные объекты: Материальная основа экскурсионного показа, включающая памятные места, здания и сооружения, памятники истории, архитектуры, искусства и археологии, природные объекты (заповедники, заказники, реликтовые растения и др.), промышленные и другие предприятия, экспозиции музеев, картинных галерей, выставок, которые во время экскурсии демонстрируют экскурсантам.
3.8 демонстрация объекта (экскурсионного объекта): Совокупность методических приемов и форм предоставления информации, с помощью которых проводится ознакомление экскурсантов с объектом показа в соответствии с целью и тематикой экскурсии.
3.9 программа экскурсии (экскурсионная программа): Последовательность посещения и изучения объектов показа с предоставлением информации об указанных объектах.
3.10 маршрут экскурсии: Путь следования туристов (экскурсантов), включающий в себя посещение объектов показа.
3.11 технологическая карта экскурсии: Документ, устанавливающий последовательность посещения и изучения объектов на маршруте в соответствии с определенной тематикой, включающий в себя пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и т.д.
3.12 качество экскурсионных услуг: Совокупность свойств и характеристик экскурсионных услуг, определяющих способность удовлетворять потребности экскурсантов.
Примечание - Характеристики экскурсионных услуг включают профессиональную подачу материалов экскурсии, владение методикой экскурсии, этику общения экскурсовода и экскурсантов, эстетичность и комфортность экскурсии.
3.13 оценка качества экскурсионных услуг: Количественное или качественное определение степени соответствия показателей качества экскурсионных услуг (процесса оказания услуг) установленным требованиям.
3.14 вид экскурсионной услуги: Совокупность однородных экскурсионных услуг, характеризующихся общими технологическими признаками и соответствующих определенной тематике.
3.15 условия предоставления экскурсионных услуг: Совокупность факторов, воздействующих на туриста (экскурсанта) в процессе предоставления экскурсионных услуг.
3.16 экскурсионная методика (методика ведения экскурсии): Совокупность методических приемов подготовки и проведения экскурсий, а также требований и правил, предъявляемых к экскурсии.
3.17 контрольный текст экскурсии: Технологический документ, включающий познавательную, историческую, научную, техническую и другую информацию, предоставляемую экскурсантам в процессе экскурсии.
Примечание - На основе контрольного текста экскурсовод составляет индивидуальный текст, отображающий особенности экскурсии с учетом интересов экскурсантов определенных категорий.
3.18 "портфель экскурсовода": Условное наименование комплекта информационных материалов (фотографий, копий документов, географических карт, схем, репродукций с картин, видео- и аудиоматериалов и др.), используемых экскурсоводом в ходе проведения экскурсии.
Читайте также: