Полуденный отдых при дворе медичи
У картин, как у людей, своя судьба. Банкир и меценат, основатель Училища технического рисования в Петербурге барон Александр Штиглиц, приобретая и заказывая полотна австрийских и немецких живописцев для интерьеров своего особняка на Английской набережной, вряд ли предполагал, что полтора века спустя они окажутся в Главном штабе Эрмитажа. И что передаст их великому музею Санкт-Петербургский университет, сознавая, что именно там их достойное место.
Чтобы понять, как это случилось, надо всего лишь “пробежаться” по нескольким историческим эпохам. Барон Штиглиц формировал свою коллекцию из произведений как признанных, так и начинающих живописцев, принадлежавших к академическим школам Вены, Мюнхена и Дрездена. Таким образом, он стал обладателем ранних, на сегодня очень редких и потому особенно ценных работ Ханса Макарта, Ханса фон Мааре и других, впоследствии модных, популярных и даже знаменитых художников. Все эти “со вкусом подобранные вещицы” украшали парадные залы особняка и были недоступны широкой публике.
К счастью, в 2011 году особняк обрел просвещенных владельцев в лице Санкт-Петербургского университета. Там сразу задумались о передаче картин давним партнерам из Государственного Эрмитажа. По крайней мере, на время реставрации бывших обширных владений Штиглица.
И это, без сомнения, новый поворот в судьбе полотен, более 150 лет скрытых от зрителей и исключенных из научного оборота. Причем картины будут находиться не в запасниках, а в открытом доступе, в зале “Синий трансформер”, поскольку, как отметила главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаксина, их художественная значимость и притягательность для посетителей необычайны.
Полуденный отдых при дворе медичи
Чужой компьютер
Государственный Эрмитаж
вернуться к странице
Государственный Эрмитаж запись закреплена
27 июня из особняка барона Штиглица в Эрмитаж на временное хранение были переданы холсты немецких и австрийских художников XIX века, среди которых единственное в России монументальное полотно прославленного австрийского мастера исторической живописи Ханса Макарта «Полуденный отдых при дворе Марии Медичи» (550 х 358 см).
Произведения Х. Макарта, М. фон Швинда, А. Вагнера, А. фон Лицен-Майера и других были куплены известным банкиром и меценатом А. Л. Штиглицем для собственного особняка на Английской набережной. После революции в здании поочерёдно размещались детский дом, проектные институты, «закрытые» учреждения и реставрационные мастерские. Строение пережило пожар и лишилось всех коммуникаций. С 2000 года особняк сменил несколько владельцев. В эти годы был сделан срочный ремонт, а реставратором Н.В. Малиновским отреставрированы сильно поврежденные полотна. С 2011 года особняк перешёл в оперативное управление Санкт-Петербургского государственного университета. Тем временем, без отопления и надлежащего ухода дворец пришёл в запустение. Для сохранения живописного убранства все картины были собраны в один зал, где стараниями сотрудников Университета поддерживался необходимый температурный режим. Однако доступ к ним был затруднен даже для специалистов. Уникальные полотна в самом центре Петербурга, словно затонувшая Атлантида, сделались почти легендой.
В начале 2016 года Государственный Эрмитаж, по инициативе Б.И. Асварища, хранителя австрийской и немецкой живописи XIX - XX веков, обратился в КГИОП и СПбГУ с предложением о передаче в музей живописных произведений для временного хранения и экспонирования. С.В. Макаров, председатель КГИОПа, и Н.М. Кропачев, ректор СПбГУ, эту идею поддержали. При осмотре полотен было решено принять на временное хранение весь комплекс живописи. Эвакуация полотен потребовала значительных усилий, прежде всего, из-за их размеров (два полотна - более 5 метров в ширину) и состояния сохранности. Реставраторы Эрмитажа во главе с заведующим лабораторией реставрации станковой живописи В. А. Коробовым при содействии сотрудников Университета на месте укрепили картины и подготовили их к транспортировке. Самые большие холсты были намотаны на вал. Тщательно упакованные полотна с использованием специальной техники были вынесены из здания через окна третьего этажа и перевезены в Главный Штаб и РХЦ «Старая деревня». После проведения подготовительных работ наиболее ценная часть произведений будет впервые представлена пблике в Главном Штабе. Открытие выставки намечено на осень 2016 года.
Нравится Показать список оценивших
Сначала старые
Скажите, а что с книгами? Они так и останутся без надлежащего хранения?((((
Полуденный отдых при дворе медичи
Петербург - достопримечательности, экскурсии запись закреплена
В Эрмитаже впервые покажут картины, найденные в особняке барона Штиглица.
В Генеральном штабе Государственного Эрмитажа открыли выставку «Немецкая и австрийская живопись XIX века из особняка барона А. Л. Штиглица».
Здесь впервые покажут 13 полотен М. фон Швинда, А. Вагнера, А. фон Лицен-Майера, а также единственное в России крупноформатное полотно прославленного живописца Ханса Макарта «Полуденный отдых при дворе Марии Медичи».
25 октября – 31 декабря,
вт., чт., сб., вс.: с 10:30 до 18:00,
ср., пт.: с 10:30 до 21:00
м. Адмиралтейская, Дворцовая площадь, 6–8, Главный штаб
400 рублей
Немцы в нашем Штабе
В Главном штабе Эрмитаж показал шесть полотен немецких и австрийских живописцев XIX столетия, переданных музею на временное хранение. Эти картины более ста пятидесяти лет были скрыты от зрителей и исключены из научного оборота. Все это время они не покидали здание, для которого были приобретены, - особняк барона Штиглица на Английской набережной. Публика их видит впервые.
А. Лицен-Майер. А. Вагнер. «Возвращение с охоты». ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
Банкир и меценат, основавший училище технического рисования, покупал и заказывал картины современных немецких и австрийских художников для украшения парадных залов своего особняка. Произведения, разные по манере, жанрам и уровню исполнения, были написаны как признанными мастерами, так и начинающими живописцами, принадлежавшими к художественным школам Вены, Мюнхена и Дрездена.
Ханс Макарт, ставший к концу жизни первым живописцем Австро-Венгрии, создал для барона Штиглица одно из первых своих монументальных полотен на сюжет из истории Марии Медичи - «Полуденный отдых при дворе Медичи». Парой к нему в парадной столовой особняка стала картина «Возвращение с охоты» творческого союза Александра фон Вагнера и Александра фон Лицен-Майера.
Противоречивого и загадочного художника Ханса фон Маре нельзя было назвать знаменитым или модным живописцем. Однако это не помешало барону Штиглицу приобрести для своей коллекции его картину «Двор с гротом в Мюнхенской резиденции».
Если Маре, на протяжении всей жизни остававшийся в тени современников, был по достоинству оценен в следующем столетии, то пейзажисты братья Альберт и Рихард Циммерманы оказались забыты и ныне известны лишь специалистам. Их полотна «После бури» и «Пейзаж с жатвой» представляли в коллекции Штиглица дрезденскую школу пейзажной живописи.
Среди приобретений барона были и работы маститых живописцев. Мориц фон Швинд - профессор исторической живописи мюнхенской Академии художеств, автор множества монументальных росписей в резиденциях, театрах и соборах, сохранил высокое положение до самой смерти. Его картину «Диана на охоте» владелец особняка поместил в парадной столовой над камином в резном деревянном обрамлении.
После смерти Штиглица казна выкупила особняк у его наследников. Он был перестроен для великого князя Павла Александровича, младшего сына Александра II. Собрание живописи и внутреннее убранство парадных залов оставались без значительных изменений вплоть до революции.
После 1917 года особняк был национализирован, произведения искусства изъяты и распределены между музеями, однако часть картин по разным причинам осталась в особняке, хозяева которого многократно менялись на протяжении XX века. В здании размещались детский дом, проектные институты, закрытые учреждения и реставрационные мастерские. Строение пережило пожар, лишилось всех коммуникаций. В начале 2000-х особняк был передан компании «Лукойл», затем он сменил еще несколько владельцев. В те годы был сделан самый срочный ремонт, отреставрированы сильно поврежденные полотна. Однако комплексная реставрация здания, занимающего значительный участок от Невы до Галерной улицы, требовала слишком больших средств.
Последние пять лет особняк находится в ведении Санкт-Петербургского государственного университета. С разрешения КГИОП стала возможной передача картин на временное хранение в Эрмитаж.
Экспозиция в Главном штабе включает шесть полотен - наиболее ценная часть произведений, перевезенных из особняка барона Штиглица. Картины будут храниться в Эрмитаже до окончания в особняке реставрационных работ.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Главный штаб Эрмитажа
А вот современные, этой самой американской художницы Крис Антеманн в сотрудничестве с Мейсенской фарфоровой мануфактурой.
Там была еще очень большая инсталляция, но плохо получилась
Ну, и, собственно, картины из особняка А.Л.Штиглица.
Поразительная штука - никуда мы без немцев))
Однажды я писала про Сангальский садик на Лиговском и его основателе, фабриканте Сан-Галли из Пруссии, который много сделал для России - радиаторы отопления, газовое освещение Питера, художественное литье.
Теперь вот А.Л.Штиглиц. Выходец из немецкого княжества, банкир, меценат, производил бумагу, строил железную дорогу, школы, училища, музеи.
Возглавлял Государственный банк России
По отзывам современников, был он человеком необщительным. Часто отдавал и брал миллионные суммы, не проронив при этом ни слова. Странным было и то, по мнению некоторых)), что большую часть своего капитала Штиглиц помещал в русские фонды. На все скептические замечания относительно неосторожности подобного поступка банкир отвечал: "Отец мой и я получили свое состояние в России: если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней все свое состояние" .
Вот бы нашим доморощенным олигархам кто-нить нашептал..(мечтательно)))
Ханс Макарт
"Полуденный отдых при дворе Медичи" 1864 г
"Возвращение с охоты" 1864 г творческого дуэта Александра фон Вагнера и Александра фон Лицен-Майера.
Картина огромная, метров семь точно)
Обе картины из дворца Штиглица., что на Английской набережной, 68
"Скучная"академическая живопись, которую можно рассматривать часами, много мелких, хорошо прорисованных деталей..)
Судьба "Возвращения с охоты" тесно связана с судьбой страны. Досталось ей. Она была порезана и исколота ножами, в нее стреляли из рогаток хрусталём, её мазали малярным клеем и медом с клеем .
Больше 20 лет картина (и не только эта) хранилась без отопления и электричества.
В общем, досталось и реставраторам.
А еще я нашла "родное" место картины "Возвращение с охоты" в доме А.Л.Штиглица))
Это обеденный зал. Напротив должна находиться картина Ханса Макарта "Полуденный отдых при дворе Медичи"
Картинка эта - акварель Луиджи Премацци, которого Штиглиц попросил запечатлеть весь интерьер особняка. Все сложено в альбом и хранится он в Эрмитаже.
С вами была я))
Полуденный отдых при дворе медичи
Для украшения парадных залов своего особняка, созданного по проекту архитектора А. И. Кракау в 1859–62 годы, барон Александр Людвигович Штиглиц, банкир и меценат, основавший Училище технического рисования, приобретал и заказывал картины современных немецких и австрийских художников. Произведения, разные по манере, жанрам и уровню исполнения, были написаны как признанными мастерами, так и начинающими живописцами, принадлежащими к важнейшим художественным школам Вены, Мюнхена и Дрездена. Так барон Штиглиц стал обладателем одних из самых ранних, на сегодня – очень редких – работ Х. Макарта, Х. фон Маре, и дуэта А. Вагнера и А. Лицен-Майера.
Ханс Макарт (1840–1884), ставший к концу жизни первым живописцем Австро-Венгрии, создал для барона Штиглица одно из первых своих монументальных полотен на сюжет из истории Марии Медичи. Поскольку обычно потолочные плафоны и гигантские исторические картины, составившие впоследствии всемирную славу Макарта, оставались в тех дворцах и общественных зданиях, для которых они создавались, большой удачей является нахождение в России крупноформатной картины «Полуденный отдых при дворе Медичи» (1863-64). Парой к ней в парадной столовой особняка стало полотно «Возвращение с охоты» (1864) творческого союза Александра фон Вагнера (1838–1919) и Александра фон Лицен-Майера (1839–1898).
Противоречивого и загадочного художника Ханса фон Маре (1837–1887) нельзя было назвать знаменитым или модным живописцем. Однако это не помешало барону Штиглицу приобрести для своей коллекции его картину «Двор с гротом в Мюнхенской резиденции»
(1862-63). Это произведение, нехарактерное для зрелого творчества Маре, даёт редкую возможность увидеть истоки его мастерства и живописную школу, лежащую в его основании.
Если Маре, на протяжении всей жизни остававшийся в тени современников, был по достоинству оценён в следующем столетии, то пейзажисты братья Альберт (1808–1888) и Рихард (1820–1875) Циммерманы оказались забыты и ныне известны лишь специалистам. Их сдержанные по колориту полотна «После бури» (1860-e) и «Пейзаж с жатвой» (1864) представляли в собрании Штиглица дрезденскую школу пейзажной живописи.
Среди приобретений барона Штиглица были и работы маститых живописцев. Мориц фон Швинд (1804–1871), был профессором исторической живописи мюнхенской Академии художеств, автором множества монументальных росписей в резиденциях, театрах и соборах, сохранявшим высокое положение до самой смерти. Его картину «Диана на охоте» (1867), созданную уже в зрелые годы, поместили в парадную столовую петербургского особняка над камином в резном деревянном обрамлении.
После смерти барона Штиглица в 1884 году особняк был выкуплен казной у его наследников и перестроен для великого князя Павла Александровича, младшего сына Александра II. Собрание живописи и внутреннее убранство парадных залов оставались на месте без значительных изменений вплоть до революции. После 1917 года особняк был национализирован, произведения искусства изъяты и распределены между музеями, однако часть картин по разным причинам осталась в особняке, хозяева которого многократно сменялись на протяжении XX века – в здании поочерёдно размещались детский дом, проектные институты, «закрытые» учреждения и реставрационные мастерские. Строение пережило пожар и лишилось всех коммуникаций. В начале 2000-х особняк был передан компании «Лукойл», затем он сменил ещё несколько владельцев. В эти годы был сделан самый срочный ремонт, отреставрированы сильно поврежденные полотна. Однако комплексная реставрация здания, занимающего значительный участок от Невы до Галерной улицы, требовала слишком больших средств. С 2011 года особняк передан в ведение Санкт-Петербургского государственного университета, при участии и деятельной поддержке которого с разрешения Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников стала возможной передача этих картин на временное хранение в Эрмитаж. Благодаря опыту эрмитажных реставраторов во главе с заведующим лабораторией реставрации станковой живописи В.А. Коробовым и содействию сотрудников Университета полотна удалось перевезти в музей.
Картины, более ста пятидесяти лет скрытые от зрителей и исключенные из научного оборота, впервые представлены публике.
Куратор выставки – Б.И. Асварищ, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Выставка картин из особняка барона Александра Штиглица
О картинах, переданных на временное хранение Эрмитажу, рассказывает доцент Центра инновационных образовательных проектов Академии Штиглица Наталья Мутья.
«В конце 1850-х годов Александр Людвигович Штиглиц – один из самых богатых банкиров и предпринимателей России, меценат – заказывает известному архитектору Александру Ивановичу Кракау постройку особняка. Расположение дома – Английская набережная – одно из наиболее престижных мест в Петербурге. Здесь возводились особняки российской знати, государственных сановников, богатой буржуазии, представителей дипломатического корпуса иностранных государств.
Уже в начале 60-х годов особняк был построен. Его фасад в неоренессансном стиле выделялся своим великолепием среди расположенных рядом домов. В этот же период началась отделка парадных интерьеров особняка, где предпочтение отдавалось не только ренессансным мотивам, но и другим неостилям, что было характерно для эклектичного характера искусства того времени. В 60-е годы владелец особняка заказывает и картины, призванные украсить его интерьеры.
Следует отметить, что для второй половины века была характерна увлеченность не только «исторической» архитектурой, но и живописью, где преобладали мотивы, навеянные далеким прошлым. Владельцы богатых особняков для декорирования их интерьеров отдавали предпочтение произведениям занимательного характера, которые были лишены драматизма, аллюзивных связей с современным моментом истории. Большеформатные, красочные полотна, заполненные виртуозно составленными группами фигур людей и животных, изображением роскошной архитектуры и декоративной скульптуры привлекали владельцев богатых, вновь построенных дворцов.
Александр Людвигович Штиглиц отдавал предпочтение произведениям, созданным художниками австрийской и немецкой художественных школ. Для своего особняка он заказывал полотна как признанным мастерам, так и начинающим живописцам.
Благодаря этому заказу в России появилось полотно в будущем известного, но тогда еще молодого начинающего австрийского художника Ханса Макарта «Полуденный отдых при дворе Медичи» (1863-64). Ученик знаменитого Карла Теодора фон Пилоти прекрасно справился с задачей создания полотна, призванного украсить один из парадных интерьеров дома барона Штиглица. Художник изобразил на картине лестничную террасу, где расположилось знаменитое флорентийское семейство, отдыхающее в тени деревьев от полуденного солнца и услаждающее свой слух игрой музыкантов. Ничто не может нарушить мерное течение сиесты – ни порыв молодой дамы, вскочившей со своего места «навстречу» поразившему ее музыкальному мотиву, ни погруженность в раздумье пожилого мужчины, ни озорство молодых людей, беспечно кормящих лебедей…
Пару этому полотну составила картина «Возвращение с охоты» (1864), созданная Александром фон Вагнером и Александром фон Лицен-Майером. Художники, испытавшие влияние Пилотти, как и Ханс Макарт обращаются к историческому мотиву. В своей совместной работе они изобразили богатую семью, встречающую охотников с добычей. Семейная пара, изображенная художниками, вызывает ассоциацию с фламандским живописцем Питером Рубенсом и его молодой женой Еленой Фоурмен, охотники напоминают жителей Тироля, а загонщик дичи, сдерживающий собак, - юношу эпохи Возрождения. Вся эта эклектичная живописная группа, как и персонажи предыдущей картины, расположилась на лестнице. Подобное композиционное решение давало возможность слиянию реальной архитектурной среды с живописной. Это подтверждает и акварель ЛуиджиПремацци, воспроизводящая интерьер столовой особняка барона Штиглица, где размещалась картина двух молодых художников.
Судя по еще одной акварели Премацци, созданной, как и предыдущая, по заказу владельца особняка, в другой столовой дома Штиглица располагались и декоративная картина маститого мюнхенского живописца Морица фон Швинда «Диана на охоте» (1867), и пейзаж начинающего представителя той же школы живописи - Ханса фон Маре - «Двор с гротом в Мюнхенской резиденции» (1862-63).
Привлекают внимание и пейзажи, созданные мастерами дрезденской школы пейзажа, – братьями Альбертом и Рихардом Циммерманами. Если «Пейзаж с жатвой» (1864) радует созерцательным началом и теплым колоритом, то полотно «После бури» (1860-е) интересно драматизмом и холодной цветовой гаммой…
Особняк Штиглица после смерти владельца часто менял хозяев. Некоторые картины были распределены по музеям. Так полотно Ханса фон Маре оказалось в Эрмитаже. Другие остались во дворце на Английской набережной и были сильно повреждены. Благодаря реставрации конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века им было возвращено былое величие (руководитель проекта Н.В. Малиновский, ныне сотрудник Эрмитажа). Николай Владимирович в те годы преподавал в Художественной промышленной академии и знакомил студентов с процессом реставрации этих картин. Ныне бывшие студенты Академии им. А.Л. Штиглица – Михаил Геннадьевич Рогозный и Ирина Александровна Платова являются доцентами кафедры живописи и реставрации этого учебного заведения и сами обучают студентов навыкам реставрационной деятельности.
В 2011 году особняк передали в ведение Санкт-Петербургского государственного университета. Оставшиеся в особняке картины были вывезены и переданы на временное хранение в Эрмитаж, так как знаменитая историческая постройка нуждается в реставрации. И на выставке, куратором которой стал Борис Иосифович Асварищ – главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, все эти полотна «встретились», дав возможность любителям искусства расширить свое представление об австрийской и немецкой школах живописи эпохи историзма».
Выставка живописи из особняка барона А.Л. Штиглица в рамках сотрудничества Государственного Эрмитажа и СПбГУ
25 октября 2016 года в Главном штабе Эрмитажа прошло открытие выставки «Немецкая и австрийская живопись ХIХ века из особняка барона А.Л. Штиглица» при участии Санкт-Петербургского государственного университета, в чьем ведении находится это строение. Экспозиция была представлена шестью из двенадцати картин. Университет передал их музею на временное хранение по причине ремонтных работ, проводимых в особняке. Этот совместный выставочный проект был создан с целью привлечения внимания меценатов к культурным объектам, которые находятся в собственности университета и требуют серьезной реставрации, в том числе особняк барона А.Л. Штиглица. На открытии присутствовал пресс-секретарь Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Алексеевич Заварзин. Он произнес речь, в которой возложил надежды на этот «пример сотрудничества, способный восстановить традиции меценатства».
Куратором выставки выступил главный научный сотрудник Эрмитажа Борис Иосифович Асварищ. Среди выставленных полотен были работы таких мастеров, как Ханс Макарт, Ханс фон Маре, Мориц фон Швиндт, Альберт Циммерман, дуэт Александра фон Вагнера и А. Лицен Майера. Жемчужиной коллекции стало произведение «Полуденный отдых при дворе Медичи» Ханса Макарта, ставшего при жизни первым живописцем Австро-Венгрии второй половины ХIХ века. Уникальность этой картины заключается в том, что до этой выставки крупноформатные работы Макарта ранее в России не были представлены. Неэкспонированные работы помещены в хранилище музея для сохранения в оптимальном температурном климате.
© Гражданский мир
Использование материалов возможно только с письменного разрешения редакции, при этом ссылка на источник обязательна.
В Эрмитаже покажут картины XIX века, найденные в особняке Штиглица
В Эрмитаже покажут неизвестные полотна немецких и австрийских художников XIX века, найденные в особняке Штиглица. Их заказал еще сам банкир и меценат для собственного особняка, строившегося на Английской набережной в 1859–62 гг. И вплоть до лета-2016 картины и часть других ценностей хранилась в одной из комнат дома, лишенного коммуникаций, рассказали нам организаторы выставки.
Картины перевезли в Эрмитаж: 25 октября их впервые представят публике в стенах Главного Штаба. По мнению экспертов, это одна из уникальных коллекций, сохранившихся в Петербурге.
На выставке «Немецкая и австрийская живопись XIX века» покажут работы фон Швинда, Вагнера, а также фон Лицен-Майера. Кроме того, в экспозицию войдет единственное в России крупноформатное полотно прославленного живописца Ханса Макарта «Полуденный отдых при дворе Марии Медичи».
Читайте также: