Почему леонардо да винчи уехал во францию
Всем известен великий итальянец Леонардо да Винчи. По сути образец «универсального человека» - художник, скульптор, архитектор, ученый, медик, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, писатель, музыкант. А еще добавьте сюда: механик, кулинар, юрист, офицер, инженер, дизайнер, шоумен (распорядитель торжеств). И еще много чего. Он был всем по профессии и во всем талантлив. Умел делать все, и притом великолепно.
Но мало кто знает, что «да Винчи» это не фамилия. В те времена только знатные люди имели собственную фамилию. А Леонардо был из хоть обеспеченной, но не родовитой семьи потомственных юристов. В современном смысле «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя — на итальянском Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
Также в те времена не особо зацикливались на точных датах рождения. Но вот рождение Леонардо было зафиксировано не только по дате, но и по времени. Его дед нотариус Антонио да Винчи записал в своей юридической книге: «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Отец 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504), мать - его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына-бастарда на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда. Некоторые считают что знаменитая «Мона Лиза» это образ его матери Катерины.
Дед и отец пытались приобщить маленького Леонардо к семейной профессии, он учился, все схватывал на лету, но особого рвения к юриспруденции не проявлял. Ему больше нравилось рисовать, мастерить, что-то лепить. И однажды один крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Как-нибудь пострашнее, чтобы враги боялись. Пьеро да Винчи не стал заморачиватся, тем более что прижимистый крестьянин предлагал мало денег. Отдал щит сыну, все равно что-то там малюет. Но Леонардо подошел к делу ответственно – решил изобразить на щите голову горгоны Медузы. А чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Когда показал результат работы отцу, тот перепугался. Но отойдя от испуга, естественно крестьянину щит не отдал, купил ему за полдуката другой. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов. По преданию, этот щит перешёл к семье Медичи, а когда он был утерян, полновластных хозяев Флоренции изгнал из города восставший народ.
Естественно после такой удачной сделки, папаша разрешил Леонардо поступить подмастерьем во флорентийскую мастерскую известного тогда скульптора и художника Верроккьо. Флоренция в эпоху возрождения была центром интеллектуальным и творческим центром Европы, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести многие технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием.
Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Говорят, что поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
Естественно, что после такого триумфа, в возрасте 20 лет, Леонардо да Винчи получил квалификацию мастера, заимел собственную мастерскую и учеников. Сегодня Леонардо, в первую очередь, известен как художник. Но сам себя он позиционировал, прежде всего, ученым, инженером и изобретателем. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Причем, даже там вносил элементы новшеств и инноваций. Например, он первым осознал и воплотил новую живописную технику размытости. До него художники рисовали все четкими линиями, точно очерчивая предметы, как ближние так и дальние. Что человека на переднем плане, что горы или леса позади него. У Леонардо линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим.
Знаменитый автопортрет Леонардо, который в оглавлении поста, тоже вызывает у ученых множество сомнений. Вполне возможно это и автопортрет вовсе, а всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери».
Пистолет с колесцовым замком Пистолет с колесцовым замкомЛеонардо да Винчи предвосхитил многие изобретения. Вроде он изобрел такие вещи как велосипед, парашют, прожектор, двухлинзовый телескоп, военные понтоны и даже робота и боевой танк. Но одно дело придумать и даже нарисовать на бумаге. И другое дело воплотить все эти изобретения в жизнь. Применить их на деле. Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни — колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). В начале колесцовый пистолет был мало распространён, но уже к середине XVI века приобрёл популярность у дворян, особенно у кавалеристов, что даже отразилось на конструкции лат: вместо латных рукавиц стали применятся перчатки. Колесцовый замок для пистолета, изобретённый Леонардо да Винчи, был настолько совершенен, что продолжал встречаться и в XIX веке.
Леонардо никогда не был женат, никаких сведений о его личной жизни нет. По некоторым версиям, у него была связь с Чечилией Галлерани, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем». Некоторые биографы да Винчи, в том числе самый главный, Джорджо Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, хотя никаких свидетельств этого не существует. Другие же считают, что у Леонардо не было близких отношений вообще никогда и ни с кем, и он, вероятнее всего, был импотентом или девственником, совершенно не интересуясь интимной стороной жизни и отдавая предпочтение занятиям науками и искусством.
Считается, что да Винчи был вегетарианцем . Приписываемые Леонардо слова: «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живём, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса» .
Зато он был хорошим кулинаром и любил заниматься сервировкой блюд и стола. В Милане на протяжении тринадцати лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» — тонко нарезанное тушёное мясо, с уложенными сверху овощами, — пользовалось большой популярностью на придворных пирах.
Леонардо да Винчи был амбидекстром — так по научному называют людей умеющих одинаково хорошо владеть правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками – для меня это самое непостижимое его умение. Но большинство своих трудов он написал левой рукой. Причем справа налево – зеркальный почерк. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерк Леонардо».
Умер великий Леонардо в 68 лет, во Франции, куда пригласил его работать король Франциск I, большой почитатель его талантов и можно сказать верный друг. По легенде да Винчи умер на руках короля. Похоронили его в королевском замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».
Мастер покидает Флоренцию
В 1481 году Лоренцо Медичи порекомендовал папе для работы в Риме лучших, на его взгляд, художников – Пьетро Перуджино (из мастерской Андреа Вероккио), Сандро Боттичелли (также ученик Вероккио), Козимо Росселли и Доменико Гирландайо. Однако имени Леонардо среди этих «самых лучших» не было.
Несомненно, для самолюбия Леонардо это был серьезный удар – видеть, как те люди, с кем он учился (пусть и не одновременно) в одной мастерской и с которыми он сотрудничал во время работы, получили приглашение в Рим работать у папы, а он этой чести не удостоился. Что же получается, Леонардо останется во Флоренции как мастер второго сорта? Какой вывод он должен был сделать после этого? Леонардо был очень честолюбив, причем настолько, что любил приукрашивать заслуги, преувеличивать свои возможности и, если судить по некоторым записям в дневнике, при всей своей внешней невозмутимости, болезненно воспринимал любое принижение его талантов. Он не сомневался в своей гениальности и требовал, чтобы к нему относились подобающим образом. Так что выбор Лоренцо Медичи он должен был воспринять как пощечину. Наверное, именно тогда он осознал, что в родном городе у него нет и не будет поддержки. От Лоренцо Медичи, к примеру, Леонардо не получил ни одного заказа.
Посему по меркам того времени не очень молодой,[18] но все еще только подающий надежды талантливый художник стал искать нового покровителя, и выбор его пал на Милан и его правителя. Хотя герцогом миланским числился племянник Лодовико Джан Галлеацо Сфорца, на самом деле этим богатым краем правил его дядя Лодовико Сфорца по прозвищу Моро (Мавр). Леонардо написал для него рекламное письмо, где расхвалил себя как военного и гражданского инженера, а также как живописца и скульптора.
Как уж говорилось выше, Миланское герцогство было необыкновенно богатым. Здесь выращивали лучших боевых коней, производили прекрасное оружие. Милан славился своими шелками и окраской шерстяных тканей, которые привозили опять же из Англии. Как видите, глобализация мира началась отнюдь не вчера.
Несмотря на то что в Милане жили лучшие оружейники, солдат для защиты герцогства приходилось нанимать. Когда-то отец Лодовико Франческо Сфорца сам был таким наемником на службе Милана.
Итак, в 1482 году, так и не закончив «Поклонение волхвов», Леонардо покинул Флоренцию, чтобы искать счастья на севере Италии.
В Милане Леонардо провел почти двадцать лет. Именно здесь он начал вести свои записи постоянно, хотя сохранились его заметки и более раннего периода.
В Милане он получил то, о чем мечтал в родном городе, – известность.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Возвращение во Флоренцию. «Битва при Ангиари»
Возвращение во Флоренцию. «Битва при Ангиари» Почти двадцать лет провел Леонардо в Милане, устраивая празднества, работая над «Тайной вечерей» и памятником Франческо Сфорца. Одновременно было написано еще несколько картин – таких как «Портрет музыканта» и «Портрет
ЕЛЬЦИН ПОКИДАЕТ КРЕМЛЬ
ЕЛЬЦИН ПОКИДАЕТ КРЕМЛЬ «Я не хочу ему мешать»В последний день 1999 года, 31 декабря, ровно в 9-30 в Кремле началась встреча Ельцина с Путиным. Как ожидалось, как сообщали информагентства, во время этой встречи президент и премьер должны были обсудить «финансово-экономические и
ВОЗВРАЩЕНИЕ ВО ФЛОРЕНЦИЮ
ВОЗВРАЩЕНИЕ ВО ФЛОРЕНЦИЮ Из рабочих тетрадей Леонардо невозможно выяснить, когда точно и почему он покинул Чезаре Борджиа. На трон папы взошел противник семьи Борджиа, и благополучие Чезаре вследствие этого рухнуло. Сейчас можно только предположить, что накануне краха
Семья Микельанджело. Возвращение во Флоренцию
Семья Микельанджело. Возвращение во Флоренцию По мере того как росла известность Микельанджело и улучшалось его материальное положение, стали постепенно изменяться отношения между ним и родной семьей. Они никогда не были особенно хороши. Отец, мы знаем, был тяжел на
РОММЕЛЬ ПОКИДАЕТ ТУНИС
Глава 6 Возвращение во Флоренцию
Глава 6 Возвращение во Флоренцию Война Микеланджело вернулся во Флоренцию в конце 1495 года – он истосковался по родине, будущее которой выглядело таким тревожным.Король Карл оставил гарнизоны в занятых городах и, ободренный папой Александром VI39, любезно открывшим ему
Бегство Микеланджело во Флоренцию
Бегство Микеланджело во Флоренцию А тем временем, вернувшись из Каррары, Микеланджело по-прежнему не имел ничего, кроме денег, выданных ему до отъезда. На самом деле, и их уже не было – они давно кончились. Ситуация становилась все более и более неприятной и начинала
Никсон покидает Белый дом
Никсон покидает Белый дом Эта беседа с Киссинджером оказалась моей последней деловой встречей с высоким официальным лицом администрации Никсона, которая была, по существу, целиком поглощена быстро развивающимся „уотергейтским" кризисом.Президент Никсон встретился 7
НЕОФИТ ПОКИДАЕТ КАТАКОМБЫ
НЕОФИТ ПОКИДАЕТ КАТАКОМБЫ «Три мгновения», «Осенняя сказка», «В дому труда, в краю неволи» и, наконец, драматическая поэма «В катакомбах» — вот произведения Леси Украинки, созданные ею по горячим следам событий 1905 года. Пожалуй, самым ярким из этих произведений является
«Байдин в беде не покидает!»
«Байдин в беде не покидает!» Штаб — такой же барак, как и все. В середине — прихожая, направо — УРЧ[6], налево — секретарь, а в глубине — большая комната, кабинет начальника.Обстановка кабинета тоже обычная: письменный стол в глубине, направо — диван, налево — ряд стульев.За
ЕЛЬЦИН ПОКИДАЕТ КРЕМЛЬ
ЕЛЬЦИН ПОКИДАЕТ КРЕМЛЬ «Я не хочу ему мешать» В последний день 1999 года, 31 декабря, в телеобращении к россиянам Ельцин заявил, что досрочно уходит в отставку.Объясняя это свое решение, совершенно неожиданное для абсолютного большинства его сограждан, он сказал,что «долго
Гумбольдт покидает отечество
Гумбольдт покидает отечество Тегель получил Вильгельм (замок не был собственностью, но — в наследственной аренде). Александру досталось Рингенвальде.Он не стал колебаться, что делать с этим старым дворянским гнездом. Кунт, управляющий всеми делами братьев, устроил
Наследие и последний приют Леонардо да Винчи в "долине королей"
Франция — страна королей. Короли были, конечно, и в других странах, а в некоторых монархия сохранилась до сих пор, и это несмотря на революции и войны, ставшие причиной исчезновения с географических карт некогда могущественных империй. Во Франции монархия не сохранилась. Наоборот, народ поступил с ней жестко, гильотиной наказав за «если нет хлеба, пусть едят пирожные».
6 Украшение камина в замке Амбуаз (флигель Карла VIII)И все же, когда мы говорим «король», «королева», «королевский замок», вспоминаем прежде всего Францию. И не только потому, что во Франции монархия достигла своего абсолюта (лучше Людовика XIV об этом сказать нельзя: «Государство — это я»), но и потому, что французы со свойственной им тягой к пышным церемониям, красивым жестам, одеждам и речам имели самый блестящий в Европе двор, на который остальные монархии смотрели с завистью. Резиденции и сады французских королей, их манеры, придворный этикет со всеми его сложными ритуалами пытались копировать, перенести в другие страны, приладить к другим королям. Но, как правило, получалось только бледное подобие — за французами, придумавшими моду, угнаться было невозможно.
Однако не сразу Франция стала задавать тон остальной Европе. В Средние века это была дремучая страна с необразованным населением, раздираемая феодальными разногласиями и конфликтами с соседними странами. Толчком для комплексного преображения Франции, развития ее искусства, архитектуры, изящной словесности стало итальянское Возрождение. Все началось не совсем красиво — с вторжения на итальянские земли и захвата некоторых итальянских княжеств (вплоть до XIX века Италия не была единой страной). Из многочисленных итальянских походов французские короли принесли самое главное — свежие мысли и новые идеи относительно того, как должна выглядеть королевская резиденция.
Короли стали приглашать итальянских мастеров для перестройки и обустройства своих многочисленных замков, большинство из которых в то время находились в долине реки Луара. Одним из таких мастеров стал Леонардо да Винчи, приехавший во Францию по личному приглашению Франциска I.
Так долина Луары (или долина королей, как ее еще называют) оказалась последним пристанищем величайшего гения в истории человечества. Здесь он провел последние годы своей жизни, здесь он и похоронен.
12 Замок Амбуаз и часовня Святого Губерта (слева), где находится могила Леонардо да Винчи 6 Замок Кло-Люсе, где Леонардо провел последние годы своей жизни - с 1516 по 1519 гг.В рамках своего мини-тура по долине Луары я не могла пропустить Амбуаз, где находятся два замка, связанных с именем Леонардо да Винчи. Из Блуа, где я провела два дня, один из которых посвятила Шамбору, Шеверни и Борегару, я отправилась на электричке в Амбуаз. Но, несмотря на ранний утренний приезд, не успела на автобус до самого романтичного из замков долины Луары — Шенонсо. На самом деле, это было даже к лучшему, потому что у меня оставались силы на спокойный осмотр замков в Амбуазе — королевской резиденции и Кло-Люсе.
Амбуаз, как и Блуа, — небольшой городок (всего 12 000 жителей), раскинувшийся на оба берега Луары. Так как вокзал SNCF в Амбуазе находится на левом берегу реки, то, чтобы попасть в старый город, где находятся замки, нужно пройти последовательно по двум мостам через Луару. Почему по двум? Дело в том, что по центру реки находится довольно крупный остров Иль д’Ор (Золотой), который как бы и разбивает мост на две части.
С моста видна главная достопримечательность Амбуаза — замок Амбуаз. В отличие от замка в Блуа, Амбуазский замок не имеет во французском языке приставки Royal (королевский), хотя в принципе право на это имеет. В стенах замка родился и умер король Карл VIII. Вездесущий Франциск I (тот самый, что строил замки в Блуа и Шамборе и пригласил да Винчи во Францию) провел в Амбуазе детство и очень любил этот замок, где неоднократно останавливался уже в зрелом возрасте.
9Замок, окруженный довольно мощными фортификационными башнями и стенами, находится на холме и возвышается над остальной плоскостью города. Это место было выбрано совершенно не случайно. В Средние века здесь находилась стратегически важная переправа через Луару, которую проще всего было контролировать именно с такой возвышенности.
Амбуазский домен достался королям из династии Валуа очень просто: владельцев обвинили в государственной измене, а имущество конфисковали.
12Не успев на автобус до Шенонсо, я отправилась в замок Амбуаз. Как и в Шамборе, взяла аудиогид на русском языке. У того и другого замка — довольно обширная территория, многочисленные покои многочисленных королей и других исторических личностей, поэтому аудиогид необходим как воздух — иначе ходишь бесцельно и бездумно словно китайский болванчик.
Королевские покои в Амбуазском замке строились в основном при жизни короля Карла VIII, который родился в Амбуазе и был сентиментально привязан к месту, где прошло его детство. Именно он привез с собой из итальянских походов итальянских мастеров — художников, инженеров, зодчих, которые приложили руку к устройству новой королевской резиденции, имеющей ренессансные черты.
Самое обидное, что король в ней так и не пожил. Ударившись головой о притолоку отхожего места здесь же, в Амбуазе, Карл VIII получил сотрясение мозга и через 9 часов банально умер, не приходя в сознание. Карлу было всего лишь 28 лет и после себя он не успел оставить наследников. Так королем стал Людовик XII из орлеанской ветви Валуа, который перенес резиденцию в обожаемый им Блуа.
Как сказали бы в наше время, это была заявка на получение премии Дарвина за самую нелепую смерть.
6Вот такие симпатяшки-гаргульи (непременный элемент любого готического здания) украшают часовню.
3Перед входом в часовню на портале фасада снизу изображены чудеса Святого Губерта (покровителя охотников, поэтому он всегда изображается с животными), а сверху — Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, по бокам от которых скромненько так помещены коленопреклоненные Карл VIII и Анна Бретонская.
8Внутри часовня чем-то напомнила интерьер собора Саграда Фамилия. Понятно, что сравнивать их на самом деле нельзя — разные люди создавали эти здания в разные эпохи и с разным замыслом. Но все же именно о Саграде Фамилия я вспомнила, когда увидела тончайшее каменное кружево и витражи часовни Святого Губерта.
3 2Витражи относятся к 18–19 вв. и изображают сцены жизни Святого Людовика.
5Самое главное, ради чего стоит приехать в Амбуаз, потратить деньги на входной билет в замок, подняться на холм и зайти в часовню — это увидеть место, где покоятся останки величайшего гения, когда-либо жившего на земле. Леонардо да Винчи.
На табличках над его могилой написано на французском и итальянском, что умер он в Кло-Люсе 2 мая 1519 года. Похоронен в замке Амбуаз в церкви Святого Флорентина, разрушенной в 1807 году. Останки перенесены в часовню Святого Губерта в 1863 году.
В действительности достоверно неизвестно, кто именно покоится под могильной плитой. Одна из тайн истории, которую французские власти не спешат раскрыть, ведь тогда, скорее всего, выяснится, что это вовсе не да Винчи, а кто-то другой. Детектив, по которому можно смело снимать фильм о поисках истинных останков великого флорентийца.
Дело в том, что некоторое время Амбуазский замок был в центре бушевавших в XVI веке во Франции религиозных войн между католиками и гугенотами. В городе царила разруха и беззаконие. Кладбище, где был похоронен да Винчи и представители знати, было разорено, так как мародеры забирали себе все ценное, что только можно, вплоть до крышек гробов, из-за чего кости перемешивались. Позже, уже во времена Бонапарта, его ставленник, получивший во владение Амбуаз с условием восстановления, так «довосстанавливался», что окончательно разобрал и разрушил церковь Святого Флорентина. Позже кости Леонардо да Винчи были отобраны из общей кучи практически наугад, по тем приметам, что художник был рослым человеком с крепким телосложением.
Жаль, что сегодня мы в точности не знаем, где находятся настоящие останки гения — Франция не спешит отдавать на экспертизу то, что лежит под могильной плитой в часовне Святого Губерта. Что мы знаем в точности, так это то, что последние годы своей жизни да Винчи провел здесь, в Амбуазе, в окружении учеников, и занимался тем, что ему нравилось гораздо больше живописи — инженерным делом и проектированием.
Но вернемся обратно на площадку замка. Еще одна причина, по которой все-таки стоит потратиться на входной билет и посетить Амбуазский замок, — это возможность осмотреть окрестности.
С высоты замкового холма весь город как на ладони. Немного однообразный сверху — все эти крыши графитового цвета наводят тоску…
7Зато вполне симпатичный вблизи. В городе множество интересных кондитерских, шоколадных и ресторанчиков, где приятно провести вечер за бокалом местного туреньского.
5 Самая знаменитая кондитерская в городе. Упоминается во всех путеводителях по АмбуазуХорошо видна с замкового холма и главная и старейшая церковь города — Сен-Дени, построенная в романском стиле.
5Но, самое главное с точки зрения жителя средневековой крепости, отлично просматривается стратегически важная переправа через Луару.
В наши дни, конечно, переправа, как и толстые мощные стены замка, утратила военное значение. Да и вообще Луара в век автомобилей и самолетов утратила свое значение — в качестве водной артерии, соединяющей север и юг страны.
2 Гаргульи - вечные стражники переправы на башне ЮртоВ наши дни по реке плавают только декоративные лодочки для увеселения туристов. А раньше по ней плыли огромные баржи, груженные вином, хлебом и лесом.
Почему леонардо да винчи уехал во францию
Леонардо да Винчи и Франциск I. – Битва при Мариньяне. – Леонардо мстит папе Льву X. – Французский двор в 1516 году. – Замок Ле-Клу. – Деизм Леонардо да Винчи. – Завещание. – Смерть. – Открытие могилы Леонардо Арсеном Гуссэ.
В одном из своих крайне любопытных писем Франциск I сам описывает победу, одержанную им при Мариньяне и предоставившую его власти Миланское герцогство с Пармой и Пьяченцой. Это была также победа над папой Львом X, «нашим святым отцом-папою», как пишет король. Письмо рисует рыцарский характер победителя. Рассказав о 16 тысячах убитых и раненых неприятелях, он прибавляет: «Вы не можете себе представить величайшей нашей скорби при мысли о том, сколько храбрых людей погибло!» Франциск вел войну, потому что считал Миланское герцогство своей собственностью, отнятой у Людовика XII интригами папы и оружием Максимилиана Сфорца.
Как только французский король вступил в Милан, он пожелал увидеть «Тайную вечерю» и поспешил посетить церковь Санта-Мария делле Грацие. Увидев гениальное произведение, король пришел в такой восторг, что захотел перевезти картину, выполненную, как известно, в виде фрески, во Францию, «хотя бы для этого пришлось перевезти всю церковь». Лучшие тогдашние архитекторы и механики старались угодить королю, но в конце концов признали задачу невозможной. Между тем в Милан прибыл сам Леонардо. «Хорошо, – сказал король, – пусть картина остается. Я не могу перевезти картины, но могу взять с собой художника. Он напишет мне другие, столь же гениальные произведения».
Приняв Леонардо с почти царскими почестями, король взял художника с собой в Павию, где дал ряд блистательных празднеств. Между прочим, для этих празднеств Леонардо соорудил автомат – символическую фигуру льва, который, как живой, подошел к королю и раскрыл свое сердце, откуда выпал букет лилий. Затем Леонардо сопровождал короля также в Болонью, где художник встретился с папой Львом X, на этот раз при обстоятельствах, весьма отличных от прежних. Чтобы отомстить надменному папе за участие в интригах, Леонардо, как говорят, заговорил с римским первосвященником любезно-покровительственным тоном. Сверх того, он нарисовал несколько карикатур, изображавших папу и его ближайших советников.
Франциск I уехал во Францию, взяв с Леонардо слово, что тот не замедлит приехать к нему в Амбуаз. Леонардо пробыл какое-то время на вилле Ваприо у своего друга Франческо Мельци, который продолжал называть его «своим дорогим отцом». Узнав о намерении Леонардо переселиться во Францию, Мельци решительно заявил, что не отпустит его одного и поедет вместе с ним хоть на край света. Кроме Мельци Леонардо да Винчи имел еще двух спутников: того самого Салаи, который, быть может, был его настоящим сыном, и еще одного ученика – Вилланиса. Известный историк Мишлэ следующим образом повествует о прибытии Леонардо во Францию:
«Итальянские изгнанники нашли у Франциска I утешение, самое большое, какого могли ждать: он им подражал, копировал их манеры, костюмы, почти их язык. Когда великий Леонардо да Винчи прибыл в Амбуаз (в 1516 году), он стал предметом такого идолопоклонства, что, будучи в возрасте шестидесяти четырех лет, изменил моды. Король и весь двор копировали его костюм, его бороду и его прическу».
Действительно, влияние, оказанное итальянским художником на французский двор, было громадно. Без его советов и указаний не обходилось ни одно придворное торжество, начиная с крещения сына короля и кончая бракосочетанием Лоренцо Медичи, герцога Урбинского, с дочерью герцога Бурбонского. На этом последнем празднестве было все, что угодно, от маскарада, в котором участвовало «шесть дюжин переряженных девиц, одетых на все лады, и по-итальянски, и по-немецки», до турнира, изображавшего формальную осаду сооруженной из дерева крепости и длившегося шесть недель, причем было много убитых и задавленных лошадьми.
Вообще в Амбуазе жилось весело. Очень часто двор покидал Амбуаз, то есть уезжала королева, и король Франциск приезжал тайком, чтобы повеселиться со своими любовницами. Эти неофициальные праздники были еще веселее официальных: здесь играли в любовь и в карты, пили вино и плясали, иногда под звуки народных песен. Но Леонардо был уже не в таком возрасте, чтобы часто участвовать в подобных празднествах. Он предпочитал общество местных ученых, поэтов, врачей, астрологов, занимался анатомией и посещал духовный театр, то есть мистерии, разыгрываемые духовными лицами. Еще более любил Леонардо оставаться в своем собственном поместье Ле-Клу, иначе Кло-Люсе, подаренном ему королем в год прибытия художника во Францию, причем ему была назначена приличная пенсия в 700 золотых экю.
Еще и теперь существует маленький замок или, попросту, помещичий дом, в котором жил Леонардо. Массивная лестница, окна с резьбою, часовня, низкая дверь, водосточные трубы с волчьими головами – все напоминает XVI век. Внутри все переделано, то есть искажено. Рассказывают, что еще в пятидесятых годах были заметны на стенах мастерской Леонардо, именуемой теперь салоном, старинные рисунки, изображавшие саламандр на золотом фоне, как говорят, работы Франческо Мельци, точно так же как и фрески, украшающие часовню. Замок расположен в живописной местности. Из окон видна долина Массы, ряды тополей и группы виноградников украшают пейзаж. Но Леонардо, говорят, часто вспоминал о более роскошной итальянской природе и, быть может, тосковал по ней более, чем думает большинство биографов. Веселый молодой красавец Мельци старался развлечь учителя музыкой: он хорошо играл на скрипке, и они составляли дуэты с Леонардо. Скромный Салаи вел все хозяйство, был почти слугою своего отца или учителя. Он же всегда сопровождал Леонардо в его ежедневных прогулках. После завтрака, который подавала обретшая бессмертие благодаря завещанию Леонардо его служанка Матюрина, Леонардо брал с собою Салаи и взбирался на окрестные зеленеющие холмы. Несмотря на свои годы, он еще весьма бодро поднимался на горы, останавливаясь лишь затем, чтобы подать милостыню кому-либо из нищих, знавших его щедрость и подстерегавших его на пути. Величавая фигура Леонардо в коричневой одежде, его густая, длинная, уже седая борода – все придавало ему вид древнего жреца. Современники нередко называли его «друидом»: стоит взглянуть на портрет, нарисованный Леонардо красным карандашом с самого себя уже в преклонном возрасте, чтобы оценить меткость этого прозвища. Впрочем, есть собственноручные портреты Леонардо, относящиеся к более раннему периоду его жизни: он с юности до старости был замечательно красив.
Франциск I привез Леонардо, воображая, что привезет с собою сотни гениальных художественных произведений. К сожалению, он ошибся. По приезде во Францию Леонардо да Винчи почти бросил кисть и даже перо. В течение более чем трехлетнего пребывания на чужбине он не создал ничего замечательного – лучший аргумент против критиков, уверявших, что он был столько же французом, сколько итальянцем.
Леонардо да Винчи. Голова кричащего человека в профиль. Эскиз к «Битве при Ангари». 1503.
Что делал Леонардо в эти три года? Одни из недоумевающих биографов уверяют, что он писал картины, не дошедшие до нашего времени. Другие воображают, что он молился божеству, до тех пор игравшему, по мнению тех же биографов, слишком малую роль в его помышлениях. Арсен Гуссэ, один из лучших французских критиков, строит целый ряд предположений, сводящихся к тому, что «Леонардо искал и обрел в своем помещичьем уединении того, кого до тех пор забывал или не знал, именно Бога». Иначе рассуждают итальянские биографы, и в особенности те, которые ознакомились с подробностями жизни Леонардо из самых первых рук. Вазари полагает, что в последний год жизни, страдая старческими недугами и подпав под влияние местных священников, с которыми вел частые диспуты о религии, Леонардо стал религиозен; перед тем он имел, по словам этого биографа, «столь еретические понятия, что ни за что не хотел подчиняться религии и был скорее философом, чем христианином».
Что Леонардо ценил дух христианства и в этом смысле был деистом, об этом достаточно свидетельствует гениальнейшее из его произведений – «Тайная вечеря». Что касается его «еретических понятий», их можно отыскать в его манускриптах даже без помощи Вазари. Вот пример: «Не может быть звука, где нет движения и удара воздуха. Не может быть сотрясения воздуха без какого-либо инструмента; не может быть инструмента невещественного. Стало быть, дух не мог бы иметь ни голоса, ни формы, ни силы и не мог бы ни проникать в тело, ни выходить из него. Если, например, утверждают, что дух действует при посредстве тела, играя на нем, как на инструменте, то я на это возражу, что, если дух не состоит ни из нервов, ни из костей, он не может произвести никакого телесного движения».
Леонардо да Винчи. Плечевой пояс мужчины. Этюды. 1510.
Что касается «вполне католического» завещания Леонардо да Винчи, на которое ссылается Арсен Гуссэ с целью доказать, что «обращение» Леонардо было следствием не старческого недуга, а глубоко философских размышлений, то это доказательство нам кажется совершенно лишним и неуместным. Если бы Леонардо не был раньше христианином, в философском значении этого слова, он не написал бы ни «Воскресения Христа», ни «Святого семейства», ни своих Мадонн, ни «Тайной вечери». Никакого настоящего «обращения» поэтому и быть не могло для того, кто был всегда обращен к христианским идеалам; если же в последний год жизни Леонардо стал чаще прежнего диспутировать с католическими священниками, то это объясняется тем, что в его захолустье священники составляли почти единственный класс образованных людей и с ними легче было говорить и вести диспуты, чем с дворянами, занимавшимися пирами, военною службой и охотой на зайцев. По мнению Гуссэ, завещание Леонардо не столько «строго католическое», сколько строго юридическое; он, конечно, знал, что в чужой стране еще более следует соблюсти формальную сторону дела, чем на родине, где, однако, не было исполнено в его пользу завещание его отца. Этим и объясняется парадокс, перед которым останавливается Гуссэ, сравнивая последнюю волю трех великих людей: Микеланджело, Рафаэля и Леонардо. «Наименее религиозный из троих, – говорит критик, – написал наиболее христианское завещание». Да, потому что был стар, опытен, быть может, и потому, что болезнь заставила его пережить воспоминания самого раннего детства. Объяснение Вазари ближе всего к истине; но то, что ему кажется «обращением», есть предсмертная слабость гения.
Этою слабостью, быть может, объясняется проще всего и то, что, несмотря на самые упорные поиски французских художественных критиков, им не удалось найти почти ничего, написанного Леонардо да Винчи во Франции. Единственное указание на два больших портрета, написанных Леонардо, встречается у аббата Рожера: то были портреты короля Франциска I и его супруги Клавдии. Это был долг, уплаченный Леонардо за гостеприимство, оказанное ему королем. В своем описании амбуазского поместья аббат Рожер говорит: «Как прекрасна часовня времен Карла VIII. Но как ни хороша скульптурная работа, она не может быть даже сравниваема с картинами знаменитого Леонардо да Винчи, из которых остались портреты Франциска I и королевы Клавдии да несколько ангелов, писанных на дереве и довольно хорошо сохранившихся».
В наше время не найдена ни одна из этих картин.
В одной из дошедших до нас картин стараются узнать Марию Магдалину, принадлежащую, как говорят, кисти да Винчи; но если это правда, то именно эта картина служит доказательством того, что рука художника ослабела.
Завещание Микеланджело действительно характерно: «Мою душу – Богу, мое тело – земле, мое имущество – близким» – это все; республиканская простота и мужественность. Не менее замечательно завещание Рафаэля. Заранее догадываясь о близкой смерти, он назначил в завещании приданое для своей невесты, не забыл даже ее дяди, кардинала Биббиены, заранее избрал себе могилу в Пантеоне, истратил тысячу золотых скуди на часовню и на панихиды, подарил ученикам все свои начатые картины.
Ровно ничего выдающегося и оригинального нельзя найти в завещании Леонардо, исключая крайне мелочные подробности, которыми он желает обставить свои похороны, да еще разве странные для нашего слуха, но обычные в XVI веке выражения вроде следующего: «Прежде всего он (Леонардо) поручает свою душу нашему владыке Господу Богу, славной Деве Марии, монсинъору св. Михаилу и всем блаженным ангелам и святым мужеского и женского пола в раю». Назначив себе по возможности пышные похороны, Леонардо требует, чтобы по нему были отслужены три большие и 30 малых панихид и чтобы на его похоронах было 60 факелов, несомых 60 нищими. Не без некоторого основания думает Гуссэ, что Леонардо да Винчи, много изучавший анатомию и медицину, боялся, быть может, быть погребенным заживо, чем отчасти объясняется значительное количество назначенных им месс; что касается лиц, упомянутых в завещании, – главным наследником Леонардо и в то же время его душеприказчиком назначен Франческо Мельци «в вознаграждение за услуги, оказанные в прошлом». Ему Леонардо завещал все свои книги, инструменты и рисунки. Вилланис и Салаи названы в завещании просто «слугами», не забыта и верная служанка Матюрина, получившая «хорошую одежду черного сукна, украшенную кожей, суконную шляпу и десять дукатов единовременно». Даже братья Леонардо получили по завещанию 400 экю.
Еще 23 апреля 1518 года было написано это завещание; через год Леонардо скрепил его королевской печатью. Девять дней спустя, 2 мая 1519 года, Леонардо скончался после довольно продолжительной болезни, шестидесяти семи лет от роду. Некоторые писатели конца XVIII и начала XIX столетия уверяли, будто он умер в Фонтенбло. Это совершенно неправдоподобно, так как в последние месяцы жизни Леонардо находился почти безвыездно в своем поместье в Амбуазе. О смерти великого художника есть, собственно говоря, лишь два вполне заслуживающих доверия документа: письмо Франческо Мельци к братьям Леонардо и надгробная надпись, сообщаемая Вазари, который передает также рассказ об обстоятельствах смерти Леонардо да Винчи. Письмо Мельци, к сожалению, слишком кратко. Оно послано из Амбуаза 1 июня 1519 года, но из письма нельзя даже узнать наверное, где умер Леонардо.
«Я думаю, – пишет Мельци братьям да Винчи, некогда отвергнувшим Леонардо как незаконнорожденного, – что вы, вероятно, услышите о смерти маэстро Леонардо, вашего брата, бывшего для меня нежнейшим и лучшим из отцов. Я не в состоянии выразить горя, причиняемого мне этим событием; могу только сказать, что, пока продлится моя жизнь, я буду испытывать смертельную скорбь, потому что не проходило дня, чтобы Леонардо не доставлял мне доказательств своих нежнейших чувств. Этот редкий человек, подобного которому еще не создавала природа, был любим всеми, все глубоко сожалеют о нем. Он умер 2 мая, исполнив обряды, требуемые церковью. У него было письмо от христианнейшего короля, разрешившего ему оставить свое имущество, кому он захочет, исключая случай, если наследники просителя окажутся цареубийцами. Если бы не доброта короля, все его имение по французскому закону перешло бы в казну – таков закон этой страны». Далее Франческо сообщает подробности завещания и обещает прислать его с верным человеком.
А вот рассказ о смерти Леонардо, переданный Вазари:
«Будучи уже стар, Леонардо заболел и пролежал несколько месяцев. Чувствуя близость кончины, он занялся исключительно истинами нашей святой католической религии. Скорбя о своих грехах, больной исповедался со смирением и, приготовляясь набожно принять причастие, приподнялся, хотя не мог стоять. Друзья и слуги поддерживали его, король, часто посещавший его по-приятельски, вошел как раз в эту минуту. Леонардо, весьма уважавший монарха, снова лег в постель и, рассказывая королю подробности своей болезни, просил прощения у Бога и людей в том, что не сделал для искусства всего, что мог бы сделать.
Вдруг с ним сделался припадок судорог. Король встал и стал поддерживать ему голову, чтобы облегчить страдание; но божественный художник как будто почувствовал, что не может надеяться на еще более высокие земные почести, и испустил дух в объятиях короля».
В достоверности этого рассказа, принятого некоторыми историками за легенду, не может быть ни малейшего сомнения. Он буквально подтверждается сохраненной Вазари латинской эпитафией, которая гласит:
«Леонардо да Винчи. Что еще сказать? Его божественный гений, его божественная рука заслужили ему честь умереть в объятиях короля».
Несмотря на подтверждение этого рассказа многими писателями, которые могли еще знать современников Леонардо, во Франции и особенно в Германии был целый ученый спор из-за того, присутствовал ли Франциск I при смерти Леонардо или узнал об этом несколько дней спустя. Вазари, отлично знавший ближайшего друга Леонардо, Франческо Мельци, конечно, не стал бы без всякого повода искажать подробности кончины великого художника, да и весь рассказ его дышит правдивостью и непосредственностью.
Известная картина Роберта Флери – одно из лучших произведений французской исторической живописи – оказывается поэтому вполне согласною с историей. Еще раньше писали картины на ту же тему многие французские художники, между прочим Виан (Vien) и Жигу (Gigoux): последний превосходно воспроизвел черты лица да Винчи.
Несмотря на заботы Леонардо да Винчи о своих похоронах, могила его была забыта еще в XVII веке, а в нашем столетии понадобилась вся проницательность и настойчивость французского критика Арсена Гуссэ для того, чтобы открыть ее, раскопать и не без священного трепета взять в руки череп великого старца. С помощью садовника замка и его дочери Арсену Гуссэ после долгих поисков удалось найти великолепный череп с сохранившимися еще восемью зубами, с широким и высоким челом; затем были найдены камни с полустертыми буквами INC. После некоторых поисков удалось также найти плиты с буквами LEO и, наконец, DUS. Сомнений более не было: эти буквы, украшенные затейливыми арабесками, очевидно гласили:
Это было начало латинской эпитафии, вероятно той самой, которую сохранил Вазари и в которой, между прочим, сказано:
«Его искусная рука, более всякой другой, умела располагать для утехи глаз тени и краски. Он обладал тайною воспроизводить тела людей и даже воздушные образы богов. Его кисть давала жизнь лошадям».
Необходимо, однако, дать более точную оценку художественного значения произведений Леонардо да Винчи и той роли, которая принадлежит им в истории искусства.
Читайте также: