Почему чаплин уехал из сша
65 лет назад, 19 сентября 1952 года, всемирно известному актёру Чарли Чаплину запретили въезд в США. Человек, имя которого неразрывно связано с американским кинематографом, попал под подозрение в антиправительственной деятельности. С подозрением, впрочем, Вашингтон относился не только к Чаплину. В эпоху маккартизма многие американцы подверглись преследованиям и были уволены с работы из-за обвинений в скрытых симпатиях к коммунизму.
Фото: RT на русском RT на русском19 сентября 1952 года Чарли Чаплин вместе с семьёй находился на борту трансатлантического лайнера, который направлялся на родину великого актёра — в Великобританию. Чаплин был приглашен на мировую премьеру своего нового фильма «Огни рампы», которая должна была состояться 16 октября.
Интерес ФБР к Чаплину возник из-за другого его фильма, «Новые времена», который вышел в 1936 году и сегодня считается одним из лучшим фильмов мастера кинематографа. Но тогда ФБР усмотрело в «Новых временах» признаки антиправительственной пропаганды и глава ФБР Эдгар Гувер дал указание собирать на актёра досье.
Постер к фильму «Новые времена»
Чарли Чаплин не был коммунистом, но в США тех лет этим словом клеймили любого, чьи взгляды отличались от текущего политического мейнстрима.
Вторая Мировая война, в которой СССР играл ведущую роль, повлияла на популярность коммунистических идей в стране. Американцы массово вступали в компартию. Это вызывало беспокойство в правительстве и ФБР, а после начала «холодной войны» в 1946 году коммунистов начали рассматривать как потенциальных изменников, советских шпионов и врагов государства. В том же году заработала «Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности», которая занималась выявлением сочувствующих коммунистическим идеям.
В 1947 году комиссия взялась за Голливуд. Среди работников кино хватало людей левых убеждений, тем более, что члены комиссии трактовали как «проявление коммунизма» недостаточный, по их мнению, американский патриотизм или излишне благоприятное отношение к Советскому Союзу.
«Голливудская десятка» и двое поверенных, 1948 год
Попытки комиссии сунуть свой нос в дела каждого неугодного естественным образом натолкнулись на сопротивление. Десять сотрудников Голливуда (в основном сценаристов) отказались давать комиссии показания о своих взглядах и частной жизни. Сегодня этих людей знают как «голливудскую десятку». По решению комиссии «десятка» в полном составе получила запрет на профессию, вдобавок каждый из них провёл год в тюрьме.
Стало очевидно, что шутить с «профессиональными антикоммунистами» не стоит. С поддержкой деятельности комиссии выступили некоторые известные деятели Голливуда, такие как будущий президент США актёр Рональд Рейган и мультипликатор Уолт Дисней.
Комиссия действовала до начала шестидесятых годов и за это время к разряду «неблагонадёжных» были отнесены десятки актёров, режиссёров и сценаристов. Многие из них на долгие годы потеряли работу, часть была вынуждена эмигрировать.
В 1950 году к «борьбе с коммунизмом» подключилась «тяжёлая артиллерия». В феврале этого года сенатор-республиканец от штата Висконсин Джозеф Маккарти выступил с заявлением о том, что в Госдепе США окопались более 200 коммунистов, причём Маккарти даже предоставил список этих людей, в который ухитрился занести даже министра обороны Джорджа Маршалла, автора знаменитого плана послевоенного восстановления Европы («план Маршалла»).
Сенатор США в Висконсине Джозеф Маккарти
После выступления Маккарти в США начались самые суровые годы гонений на тех, чья лояльность к американскому правительству вызывала хоть малейшие сомнения. Эти годы теперь именуют «эпохой маккартизма». Жертвой «маккартизма» стал и Чарли Чаплин.
Маккарти, будучи ограниченным фанатиком, готовым искать коммунистов буквально под кроватью, понимал важность двух факторов: влияние телевидения, которое только начало получать распространение в США, и хорошие отношение с президентом.
В 1952 году президентский пост занял друг Маккарти - республиканец Дуайт Эйзенхауэр. Маккарти, лицо которого не сходило к тому времени с телевизионных экранов, смог занять пост руководителя постоянного подкомитета Сената по расследованиям. Маккарти невероятно развернулся на этой должности: он искал коммунистов в «Голосе Америки», в библиотеках (подозрительные книги уничтожались путём сожжения), в армии США, под его влиянием в Техасе чуть было не приняли смертную казнь в качестве наказания за членство в коммунистической партии. Под подозрение Маккарти попали даже два лауреата Нобелевской премии, проживавших в США: Альберт Эйнштейн и Томас Манн.
Но излишняя прыть сенатора и явная неадекватность многих его обвинений привели к тому, что он поссорился с теми, кто сделал его популярным. Уже в 1954 году телевидение разочаровалось в Маккарти, а на прямой телетрансляции слушаний сенатора против армии США он показал всей стране, что его аргументация строится на хамстве и огульных обвинениях.
С этого времени кампания пошла на убыль, а сам Маккарти скончался в 1957 году из-за последствий алкоголизма.
Единственное, что получили США в результате антикоммунистической истерии, – это десятки изломанных судеб, а также эмиграцию многих талантливых людей. В их числе оказался и Чарли Чаплин. После изгнания он побывал в США всего один раз - в 1972 году ему выдали кратковременную визу для получения «Оскара».
Мы из Советского Союза !
В 1930-м году в Лос-Анджелес прибыла серьёзная кинематографическая делегация из СССР, во главе с Сергеем Эйзенштейном . Был в её составе и кинорежиссёр Александров – автор советских кинокомедий, вошедших в золотой фонд кино. Комедии были сняты по голливудским лекалам, разве что содержание было иным.
Делегация прибыла не просто так: в СССР шла индустриализация и коллективизация и даже в кинематографе было нужно переходить от индивидуального творчества к поточному производству. А где еще кроме Голливуда можно было найти самые передовые технологии кино?
Делегация приехала по приглашению студии «Парамаунт», где Эйзенштейн должен был снимать фильм по собственному сценарию про калифорнийскую золотую лихорадку. Но руководство студии чего-то испугалось и к съёмкам так и не приступили. Делегация, обогащённая новыми знаниями о кинопроизводстве, вернулась в СССР.
Жертвы маккартизма
Не только Брехту и Хантеру пришлось покидать насиженные места и выезжать за пределы Штатов, спасаясь от маккартизма. США также покинул режиссер Жюль Дассен со всей своей семьей, режиссер Орсон Уэллс, Чарли Чаплин, отец атомной бомбы США Роберт Оппенгеймер, нобелевский лауреат Дэвид Бом и другие.
«Маккартисты» пытались взять за горло самого Альберта Эйнштейна, но физик был настолько значимой фигурой, что Комиссия вскоре и сама пожалела о своем намерении.
Стоит ли говорить о том, что Миллер также попал в «черный список» и был осужден за «неуважение к конгрессу». Правда, режиссер смог отделаться выплатой штрафа.
В целом, жертвами маккартизма стали около 3 000 деятелей науки и искусства.
Почему Чарли Чаплина был вынужден покинуть США
В 1952 году самый популярный актер немого кино, непревзойденный Чарли Чаплин покинул Соединенные Штаты после 40 лет проживания. Актер сделал это не по своей воле. Когда Чаплин плыл в Лондон на премьеру своего нового фильма «Огни Рампы», то получил известие о том, что его американская виза аннулирована. По сути, это стало венцом его звездной карьеры в кинематографе.
За что Чарли Чаплина выдавили из США
К началу 1920-х годов легенда немого кино Чарли Чаплин сделал умопомрачительную карьеру — не имея за плечами ни одного полнометражного фильма в 1917 году он стал самым высокооплачиваемым актером в мире, заключив контракт на $1 млн, а в 1919 году совместно с Дугласом Фэрбенксом, Мэри Пикфорд и Дэвидом У. Гриффитом основал кинокомпанию United Artists.
Вместе с ростом его популярности и общественного статуса, рос и интерес, которые проявляли спецслужбы к звезде такого уровня. Федеральное бюро расследований было основано в 1908 году для выявления наиболее опасных преступников, связанных с торговлей людьми и контрабандой. Однако с приходом на место главы Джона Эдгара Гувера в 1924 году полномочия ведомства серьезно расширились.
В частности, он распорядился установить слежку за всемирно известным актером, о чьих симпатиях к коммунистам говорили в кинематографическом сообществе все больше. Подозрение вызывал уже один только созданный им на экране образ бродяги, который по мнению недоброжелателей пропагандировал «красные» ценности. В частных же разговорах Чаплин только подтверждал ходившие слухи.
Его коллега Бастер Китон в своих воспоминаниях писал, что в 1920 году за кружкой пива у него дома Чаплин «был в большом возбуждении из-за новинки, которая называлась «коммунизм», о которой он только что услышал». Актер был уверен, что новая идея позволит искоренить бедность и «все изменить».
«Чего я хочу, так это чтобы у каждого ребенка было достаточно еды, обувь на ногах и крыша над головой», — говорил Чаплин, стуча кулаком по столу.
Симпатии Чаплина к рабочему классу, гуманистический пафос его фильмов, направленный против «угнетателей», беспокоил агентов федерального ведомства. Досье на актера разрослось до 1900 страниц. В примечаниях к одному из файлов говорилось:
«В дальних уголках света есть мужчины и женщины, которые никогда не слышали об Иисусе Христе, но они знают и любят Чарли Чаплина»
Свое отношение к коммунизму не как к идее, а как к конкретному политическому движению, Чаплин точнее всего отразил в фильме 1936 года «Новые времена». В нем его герой пытался вернуть дорожным рабочим выпавший из автомобиля красный флажок, не заметив за своей спиной рабочей демонстрации. С лидером протеста поневоле на экране жестко разделывались полицейские.
К началу Второй мировой войны политический настрой Чаплина становится все более радикальным. На протяжении двух лет он работал над сценарием к фильму «Великий диктатор» — едкой сатире на Адольфа Гитлера. Антивоенная комедия сразу же стала международным хитом, запрещенным в ряде стран по цензурным соображениям, а над актером начали сгущаться тучи.
Сотрудники ФБР не спускали глаз с Чаплина и использовали в своих целях судебный иск, который против него направила актриса Джоан Барри, которую актер перевез в Лос-Анджелес. Барри назвала актера отцом своего ребенка, а агенты Гувера обвинили его в нарушении закона, запрещавшего пересечение границ штатов женщинами, «преследовавшими аморальные цели».
Суд признал отцовство Чаплина, оправдав по другим статьям обвинения. Тем не менее, скандал вокруг его имени был использован, чтобы ослабить позиции звезды в США. Кампания по изменению восприятия Чаплина в обществе имела успех еще и благодаря естественным переменам, которым подвергся его образ с приходом звукового кино.
Его картина 1947 года «Мсье Верду», в которой актер уже полностью отказался от своего старого персонажа уличного бродяги, стал первым фильмом Чаплина, который прохладно встретили и зрители, и критики в США. Обилие в фильме антикапиталистических высказываний усугубило ситуацию.
Многие вспомнили о том, что у Чаплина никогда не было американского гражданства, все громче стали раздаваться голоса, требовавшие его депортации. При этом, его новые работы пользовались успехом в Европе и на премьеру своего нового фильма «Огни рампы» он отправился в Лондон, где и происходила большая часть действия.
Покидая США, он горько шутил о том, что может уже не вернуться в эту страну. На следующий день после его отъезда, 19 сентября 1952 года ему был запрещен въезд обратно. Представители иммиграционных служб заявили, что для восстановления визы ему необходимо будет явится на допрос комиссии департамента иммиграции для ответа на ряд обвинений политического характера.
Чаплин решил остаться в Европе и поселился в швейцарском городе Веве. В США он вернулся лишь однажды — в 1972 году ему выдали визу для кратковременного посещения страны. В этом году ему была вручена почетная статуэтка премии американской киноакадемии «Оскар» с формулировкой: «За бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством».
От маккартизма в США пострадали очень многие люди, включая голливудских деятелей, а также литераторов. Чаплин был лишь одни из многих десятков. В так называемый «черный список Голливуда», попали Далтон Трамбо, Джон Хоуард Лоусон, Жюль Дассен (отец знаменитого певца Джо Дассена), Леонард Бернстайн и многие другие.
Охота на ведьм оказала значительное влияние на киноиндустрию США, так как спецслужбы предлагали многим деятелем, которых ловили на коммунистических взглядах, сдать своих товарищей.
Настоящим скандалом обернулось так называемое «предательство» режиссера Элиа Казан, снявшего велики «В порт», «Трамвай «Желание» и «К востоку от рая». Казан согласился сотрудничать с силовиками и сдал многих своих единомышленников, включая Жюля Дассена, чтобы избежать черных списков и продолжать работать в Голливуде.
Легендарный Орсон Уэллс сказал по этому поводу: «Казан променял свою душу на плавательный бассейн».
В 1999 году Элиа Казану вручили премию «Оскар» за вклад в кинематограф, и очень многие присутствовавшие в зале четко выразили свое отношение к нему. Актеры Ник Нолти и Эд Харрис отказались аплодировать, а Стивен Спилберг и Джим Керри произвели лишь несколько хлопков, не вставая с кресел.
Мы из Советского Союза !
В 1930-м году в Лос-Анджелес прибыла серьёзная кинематографическая делегация из СССР, во главе с Сергеем Эйзенштейном . Был в её составе и кинорежиссёр Александров – автор советских кинокомедий, вошедших в золотой фонд кино. Комедии были сняты по голливудским лекалам, разве что содержание было иным.
Делегация прибыла не просто так: в СССР шла индустриализация и коллективизация и даже в кинематографе было нужно переходить от индивидуального творчества к поточному производству. А где еще кроме Голливуда можно было найти самые передовые технологии кино?
Делегация приехала по приглашению студии «Парамаунт», где Эйзенштейн должен был снимать фильм по собственному сценарию про калифорнийскую золотую лихорадку. Но руководство студии чего-то испугалось и к съёмкам так и не приступили. Делегация, обогащённая новыми знаниями о кинопроизводстве, вернулась в СССР.
Почему Чарли Чаплина выгнали из США и почему после смерти похитили гроб с его телом.
Здравствуйте. Сегодня суббота и давайте вспомним легендарного комика 20-го века Чарли Чаплина, а вернее пару интересных моментов, связанных с ним.
Как известно, в молодости, англичанин Чаплин приехал в США, полюбил эту страну и остался в ней жить. В ней он добился успеха, снял свои лучшие фильмы, а в 1940 году, вышел его фильм "Великий диктатор", высмеивающий Гитлера. Чаплин ненавидел нацизм, и после начала Второй Мировой, открыто высказывался за то, чтобы США вступили в войну против Германии. В 1942 году, он не раз выступал с требованием открыть Второй фронт и помочь СССР, за что ФБР стало его подозревать в симпатии к коммунистам и начало собирать компромат на актёра.
Фото из интернета. Фото из интернета.Страсти накалились в конце 40-х, когда в мире стала набирать обороты Холодная война и в Америке, как никогда выросли антикоммунистические настроения. На Чаплина начались открытые гонения, на которые он старался не обращать внимания. В 1952 году, он уехал в Великобританию представлять свой фильм "Огни рампы". В это время директор ФБР Эдвард Гувер воспользовался ситуацией и добился от властей запрета на возвращение Чаплина в США. Отверженный Чаплин был вынужден поселиться в Швейцарии, где и жил до конца своих дней, лишь однажды посетив США для награждения очередным Оскаром.
Фото из интернета. Фото из интернета.Умер Чаплин в 1977 годом, в возрасте 89 лет, прожив яркую, длинную жизнь. Но и после смерти не было покоя великому комику. Через два месяца после похорон, гроб с его телом был выкопан и похищен двумя иммигрантами - болгарином и поляком, которым пришла "умная" мысль требовать выкупа за возвращение гроба. Их шальная затея окончилась провалом - полиция их арестовала, злоумышленники рассказали где зарыли гроб. После всего этого гроб с телом торжественно перезахоронили на прежнем месте, для верности залив на могиле два метра бетона. Больше великого Чаплина никто не трогал. Ну а на этом всё, если понравилась статья, то ставьте лайк, пишите в комментариях своё мнение и подписывайтесь на канал. Скоро увидимся!
Изгнание Чаплина
Чаплин прожил в США почти 30 лет, но так и не озаботился получением американского гражданства и жил с британским паспортом. Однако Калифорния, безусловно, была его домом - там прошла большая часть его жизни, там были его друзья и его работа. Однако в конце 1952 года, когда Чаплин поехал в Европу представлять свой фильм «Огни рампы», Гувер добился от миграционных органов запрета на обратный въезд комика в США. Чаплин с семьей был вынужден переехать в Швейцарию и больше никогда не бывал в Америке.
Борьба за место под Солнцем
В тридцатые в Голливуде выходит много остросоциальных картин, включая «Гроздья гнева». Левым творцам покровительствует Элеонора Рузвельт , жена президента США . В Великую отечественную войну выпускаются фильмы, полные симпатии к СССР. Всё меняется с приходом в Белый дом Гарри Трумэна .
Обычно преследования коммунистов в США связывают с сенатором Маккарти, но он занимался зачисткой госаппарата, совершенно не интересуясь Голливудом. Здесь была создана собственная комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, в которую вошли актёры, продюсеры, критики и журналисты. Одним из руководителей комиссии был Рональд Рейган , впоследствии – президент США .
Комиссия яростно преследовала тех, кого считала коммунистами. Фактически, под прикрытием патриотической риторики шло выдавливание из профессии более успешных коллег.
Саркастически это изображено в фильме братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь!» (2016), где персонаж Ченинга Татума, снимавшийся в музыкальных фильмах с явной гомоэротической окраской, был вынужден бежать из страны из-за подозрений в причастности к коммунистам. Татум посреди ночного океана переходит из шлюпки на борт всплывшей субмарины, с недвусмысленной красной звездой на рубке.
Но в реальности всё было менее весело – людей выкидывали из профессии, оставляя без средств к существованию. Можно было сохранить позиции, покаявшись и назвав имена тайных коммунистов. Так, например, поступил режиссёр Дмитрик, дав показания на 26 кинематографистов, включая себя, ему позволили вернуться в киноиндустрию, но коллеги подвергли его остракизму. С осуждением коммунистической деятельности в Голливуде выступил Уолт Дисней . Президент Американской ассоциации кинокомпаний, Эрик Джонстон , заявил, что ни один коммунист не получит работы: «Они являются деструктивной силой, и я не хочу их видеть вокруг себя».
Разбирательства шли на самом высоком уровне – в Вашингтоне , где с 1947 года проходили слушания. В 1948 году появился «чёрный список», в который вошла так называемая «голливудская десятка» — сценаристы и режиссёры, отказавшиеся давать показания. Их ещё и осудили на год лишения свободы за отказ давать показания. В последующие годы «чёрный список» только расширялся, а, например, Чарли Чаплин был вынужден уехать из страны. Десятки кинодеятелей переехали в Мексику и Канаду , чтобы иметь возможность заработать на кусок хлеба.
Одним из «голливудской десятки» был сценарист Далтон Трамбо , востребованный профессионал. Получив запрет на профессию, он создал нелегальную сеть сценаристов, пишущих под псевдонимами для второсортных студий. Их владельцы были довольны – они получили за копейки возможность использовать высокопрофессиональных сценаристов, что приносило немалые барыши. Ведь Сэм Голдвин не зря считал, что для хорошего фильма нужны три вещи: сценарий, сценарий и сценарий.
Историк Михаил Трофименков , занимающийся темой «красного Голливуда», утверждает, что именно среди сценаристов было наибольшее количество коммунистов и левых: Голливуд в тридцатые – сороковые рос, были нужны кадры и их рекрутировали с Бродвея, где были сильны прокоммунистические взгляды.
Интересно, что в своём преследовании коммунистов комиссия по расследованию антиамериканской деятельности не делала различий между троцкистами и сталинистами, наказывая и тех, и других. Стоит отметить, что подозрения комиссии не были беспочвенны. В частности, на курсах молодых актёров учили подходить к роли с классовых позиций, и многие кинодеятели действительно были членами Компартии США , финансировавшейся Советским Союзом . Перебежчики КГБ утверждали, что из миллионов, направляемых СССР на поддержку Коммунистической партии США только 10% шло на шпионаж и диверсии, остальное – на создание просоветского и просоциалистического контента.
Если вернуться к Трамбо, он смог открыто писать сценарии только в шестидесятые годы, в частности – «Спартак», по которому снял кино Стэнли Кубрик . Сценарий «Римские каникулы», принадлежавший Трамбо, получил «Оскар», но статуэтку вручили совсем иному человеку, фигурировавшему в титрах как сценарист.
Фактически, преследования коммунистов в Голливуде прекратились в 60-е годы, с ростом гражданской активности самых разных слоёв американского общества – было уже просто не до киношников.
Русские идут!
После окончания войны в США началась волна политических преследований, направленных против людей, заподозренный в сочувствии "левым идеям". "Маккартизм", названный так по имени яростного актикоммуниста сенатора от штата Висконсин Джозефа Маккарти, стоил карьеры тысячам людей. В феврале 1950 года Маккарти выступил с речью, в которой заявил о «коммунистической угрозе» и сообщил, что в Госдепе США работают более 200 «тайных коммунистов». Эти слова, растиражированные СМИ, вызвали волну "красной паники" в стране. В реальности СССР в то время все еще приходил в себя после изнурительной войны, стоившей жизней более 20 миллионов человек, и не представлял для США никакой угрозы.
Почему Чарли Чаплин был изгнан из США
Один из самых влиятельных людей эпохи немого кино, Чарли Чаплин никогда не имел американского гражданства. Как известно, он увлекался политической сатирой и обнажал в своих фильмах социальные проблемы. Чаплин симпатизировал идеям коммунизма, но эти симпатии не разделяли власти Америки. За свои убеждения кинорежиссёр неоднократно подвергался давлению.
В 1940 году состоялась премьера киноленты Чарли Чаплина «Великий диктатор», где он открыто высмеял Адольфа Гитлера, его приближённых, союзников и вероломную внешнюю политику Германии. На этапе производства картины режиссёру поступали предупреждения, что у него начнутся неприятности с цензурой. Цензоры утверждали, что фильм никогда не покажут в США, чтобы не навредить нейтральным на тот момент отношениям между Штатами и Германией. Давление со стороны власти прекратились, после того как гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Но у Чаплина появилась новая проблема: агрессивно настроенные жители Америки обещали закидать кинотеатры, где будут показывать «Диктатора», бомбами с удушливым газом.
Считается, что фильм сыграл важную роль в идеологической борьбе с доктринами и практиками нацизма и фашизма. Картину можно назвать эталоном того, каким образом можно высмеять диктаторов на экране. Любопытно, но Чарли Чаплину была очень интересна реакция самого Гитлера на фильм «Великий диктатор». Киноленту даже послали ему, но отклика не дождались. Впрочем, косвенная реакция была: показ фильма запретили в Германии и на оккупированных ею территориях. Характерно, что произведение Чаплина очень не понравилось и другому диктатору – Сталину, хотя режиссёр, слывший коммунистом, очевидно, не намеревался его задеть.
После выхода «Диктатора» в прокат американские СМИ обвинили Чаплина в том, что он «тыкал в зрителей „коммунистическим пальцем“». Специальная комиссия в США занялась расследованием деятельности кинодела. Особенно обращали внимание на его национальную принадлежность (искали еврейские корни). Американцы обвиняли великого комика в поддержке коммунизма, на что он отвечал: «Коммунизм – это идея, а идея – это не яд и не заболевание. Эта идея мне интересна». По воспоминаниям его семьи, кинорежиссёр возмущался неравенством и был большим гуманистом. Во время Второй мировой войны Чаплин открыто выступал за помощь СССР и агитировал за открытие второго фронта. Правительство США не одобряло его альтруизма. После войны Чаплина пригласили в СССР, но он так и не посетил Советский Союз. Очевидно, к тому моменту он уже понял, что сталинский режим и коммунизм не одно и то же.
Чарли Чаплин, 1916 год
Позже, когда начался процесс его выдворения из США, Чаплин объяснял американскому чиновнику из иммиграционной службы, что он ничего не знал о коммунизме и не мог поддерживать его при своём миллионном бизнесе. «Моя интерпретация коммунизма – это Россия. Не Россия при старом режиме, а то, как коммунисты сражались за свою идею», – говорил он. Единственное, чего он хотел, – чтобы Америка жила в мире с Россией.
В 1947 году режиссёр за 77 дней снимает фильм «Месье Верду». По сюжету, пожилой француз Анри Верду теряет работу в начале Великой депрессии. У Верду остались прикованная к инвалидной коляске жена и маленький сын. Под давлением обстоятельств главный герой становится жуликом-многожёнцем и убийцей. Кинолента стала сатирой на порочное общественное устройство США. Ещё на этапе монтажа режиссёра вызывали в Вашингтон на слушания Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Вызов отменили после того, как стало известно о намерениях Чаплина явиться на слушания в своём костюме Бродяги. Цензоры разрешили фильм к прокату только после дополнительного монтажа.
Его премьера сопровождалась в Соединённых Штатах протестами. Вдобавок фильм вышел в то время, когда консервативные круги обвиняли Чаплина в симпатиях к коммунистам, а светская хроника обсуждала его внебрачные связи. В американских газетах снова началась травля Чаплина. Тем не менее фильм «Месье Верду» был номинирован на «Оскар».
В разгар травли кинодел решил ненадолго покинуть Америку. После отъезда его обвинили в неполной уплате налогов с доходов, полученных в США. Налоговый департамент Штатов всё же считал Чаплина постоянным жителем Америки. Министр юстиции заявил, что после своего возвращения Чаплин будет задержан до выяснения вопроса о его «подрывной деятельности» в Америке. Впоследствии въезд в страну ему был просто запрещён. В 1972 году режиссёру выдали краткосрочную визу, чтобы он смог приехать на церемонию вручения «Оскара».
Чаплин прожил долгую жизнь, видел рождение СССР и его упадок, стал свидетелем холодной войны между Штатами, куда он хотел вернуться, и Советским Союзом, идеологию которого он разделял. Фильмы Чаплина не были успешны в дореволюционной России: его считали «клоуном, который получает пощечины». И лишь после того, как он заявил, что выступает против Гитлера, его популярность – уже в СССР – резко возросла.
Атмосфера в Голливуде
В то время было снято множество картин, подтверждающих эту теорию:
Особенного внимания заслуживает отменный фильм с Марлоном Брандо «В порту», где изобличались профсоюзы, являющиеся проявлением коммунизма среди обычных работников.
Элиа Казан «заложил» очень много своих коллег, тем самым уничтожив их карьеру. Изначально сценарий «В порту» писал Артур Миллер, но не хакончил работу, так как не хотел работать с Казаном.
В 1999 году Элиа Казан получил Оскар, но на церемонии вручения Мэрил Стрип, Джим Керри, Стивен Спилберг и другие представители Голливуда отказались вставать для аплодисментов.
Тайный "большевик"
Американские власти подозревали Чаплина в том, что тот - тайный "большевик" и сочувствует "красным". Досье на того потихоньку собиралось еще с 1930-х годов, но с началом войны ФБР занялось Чаплиным вплотную.
Противостояние Гувера и Чаплина достигло пика в 1942-м году после того, как Чаплин провел кампанию в поддержку открытия "Второго фронта". Если бы Чаплину удалось то, за что он агитировал, "второй фронт" был бы открыт на полтора года раньше. В ответ на кампанию Чаплина актером занялась Федеральная комиссия по расследованию антиамериканской деятельности.
Как Чаплина выгнали из США
Великий комик, актер и режиссер Чарли Чаплин прожил в США 30 лет, с 1912 года. Он стоял у истоков голливудского кинематографического бизнеса. Однако в в годы Второй мировой войны глава ФБР Эдгар Гувер приказал начать глубокое расследование деятельности Чаплина.
Фото: кадр из фильма "Золотая лихорадка" кадр из фильма "Золотая лихорадка"Борьба за место под Солнцем
В тридцатые в Голливуде выходит много остросоциальных картин, включая «Гроздья гнева». Левым творцам покровительствует Элеонора Рузвельт , жена президента США . В Великую отечественную войну выпускаются фильмы, полные симпатии к СССР. Всё меняется с приходом в Белый дом Гарри Трумэна .
Обычно преследования коммунистов в США связывают с сенатором Маккарти, но он занимался зачисткой госаппарата, совершенно не интересуясь Голливудом. Здесь была создана собственная комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, в которую вошли актёры, продюсеры, критики и журналисты. Одним из руководителей комиссии был Рональд Рейган , впоследствии – президент США .
Комиссия яростно преследовала тех, кого считала коммунистами. Фактически, под прикрытием патриотической риторики шло выдавливание из профессии более успешных коллег.
Саркастически это изображено в фильме братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь!» (2016), где персонаж Ченинга Татума, снимавшийся в музыкальных фильмах с явной гомоэротической окраской, был вынужден бежать из страны из-за подозрений в причастности к коммунистам. Татум посреди ночного океана переходит из шлюпки на борт всплывшей субмарины, с недвусмысленной красной звездой на рубке.
Но в реальности всё было менее весело – людей выкидывали из профессии, оставляя без средств к существованию. Можно было сохранить позиции, покаявшись и назвав имена тайных коммунистов. Так, например, поступил режиссёр Дмитрик, дав показания на 26 кинематографистов, включая себя, ему позволили вернуться в киноиндустрию, но коллеги подвергли его остракизму. С осуждением коммунистической деятельности в Голливуде выступил Уолт Дисней . Президент Американской ассоциации кинокомпаний, Эрик Джонстон , заявил, что ни один коммунист не получит работы: «Они являются деструктивной силой, и я не хочу их видеть вокруг себя».
Разбирательства шли на самом высоком уровне – в Вашингтоне , где с 1947 года проходили слушания. В 1948 году появился «чёрный список», в который вошла так называемая «голливудская десятка» — сценаристы и режиссёры, отказавшиеся давать показания. Их ещё и осудили на год лишения свободы за отказ давать показания. В последующие годы «чёрный список» только расширялся, а, например, Чарли Чаплин был вынужден уехать из страны. Десятки кинодеятелей переехали в Мексику и Канаду , чтобы иметь возможность заработать на кусок хлеба.
Одним из «голливудской десятки» был сценарист Далтон Трамбо , востребованный профессионал. Получив запрет на профессию, он создал нелегальную сеть сценаристов, пишущих под псевдонимами для второсортных студий. Их владельцы были довольны – они получили за копейки возможность использовать высокопрофессиональных сценаристов, что приносило немалые барыши. Ведь Сэм Голдвин не зря считал, что для хорошего фильма нужны три вещи: сценарий, сценарий и сценарий.
Историк Михаил Трофименков , занимающийся темой «красного Голливуда», утверждает, что именно среди сценаристов было наибольшее количество коммунистов и левых: Голливуд в тридцатые – сороковые рос, были нужны кадры и их рекрутировали с Бродвея, где были сильны прокоммунистические взгляды.
Интересно, что в своём преследовании коммунистов комиссия по расследованию антиамериканской деятельности не делала различий между троцкистами и сталинистами, наказывая и тех, и других. Стоит отметить, что подозрения комиссии не были беспочвенны. В частности, на курсах молодых актёров учили подходить к роли с классовых позиций, и многие кинодеятели действительно были членами Компартии США , финансировавшейся Советским Союзом . Перебежчики КГБ утверждали, что из миллионов, направляемых СССР на поддержку Коммунистической партии США только 10% шло на шпионаж и диверсии, остальное – на создание просоветского и просоциалистического контента.
Если вернуться к Трамбо , он смог открыто писать сценарии только в шестидесятые годы, в частности – «Спартак», по которому снял кино Стэнли Кубрик. Сценарий «Римские каникулы», принадлежавший Трамбо , получил «Оскар», но статуэтку вручили совсем иному человеку, фигурировавшему в титрах как сценарист.
Фактически, преследования коммунистов в Голливуде прекратились в 60-е годы, с ростом гражданской активности самых разных слоёв американского общества – было уже просто не до киношников.
«Голливудская десятка»
Маккартизм повлиял не только на чиновников и политических деятелей. Пострадало от него и американская интеллигенция, а также деятели искусств.
Был создан «Черный список Голливуда» (списки несколько раз переписывались, самый первый из них носил название «Голливудская десятка»), куда входили люди, которым отныне было запрещено заниматься творческой деятельностью на территории США по причине подозрения их связей с коммунистами.
Все лица. Попавшие в список. Вызывались на собеседование, которое больше напоминало допрос, в Комиссию, где им был задан вопрос, причастны ли они к компартии. Все отказались отвечать, сославшись на первую поправку Конституции США, которая гарантирует свободу слова.
Всех десятерых осудили за «неуважение к Конгрессу». Стоит отметить, что на слушание были вызваны 11 человек, но драматург Бертольт Брехт, очевидно. Предполагал возможный исход этого дела, так как предпочел не прийти в указанное время в Комиссию, а добровольно покинуть США.
Самым известным участником «десятки» был Далтон Трамбо, который несмотря на запрет продолжал писать сценарии и поручал их реализацию своим друзьям.
К примеру, легендарная картина «Римские каникулы» с Одри Хепберн снята именно по сценарию Трамбо, а не Яна Хантера (который, кстати, получил за нее Оскар). Еще один интересный факт: через год Хантер также попал в «черный список» и покинул территорию США, переехав в Англию.
«Охота на коммунистов в Голливуде»: почему Чарли Чаплин сбежал из США
Как ни парадоксально, но Голливуд с начала своего существования и до наших дней является довольно левым. Конечно, сейчас там скорее «розовые», чем «красные», но так было далеко не всегда. В Голливуде в 30-40-е годы работали тысячи коммунистов.
Закат «охоты на ведьм»
Методы Маккарти подверглись резкой критике со стороны журналиста Эда Мэрроу. В 1954 году передача Мэрроу приобрела небывалую популярность и произвело огромный резонанс в обществе.
Критика Мэрроу привела к тому, что в Конгрессе решили транслировать Запись слушаний. Именно тогда выяснилось, что маккартизм идет вразрез с основными принципами правительства США. Американские СМИ активно стали дискредитировать деятельность сенатора.
Буквально через несколько месяцев из значимой фигуры Маккарти превратился в ничто. Усугубила ситуацию также публичная критика от Эйзенхауера.
На фоне всех этих происшествий неудивительно, что бывший сенатор Маккарти стал часто прикладываться к бутылке. Через три года он умер от гепатита, вызванного алкоголизмом.
Точку в эпохе маккартизма поставила картина Кубрика «Спартак», вышедшая в 1960 году. Сценарий, кстати, принадлежит тому самому Далтону Трамбо. Фильм положительно оценил Джон Кеннеди, что окончательно поставило крест на «охоте на ведьм».
И напоследок интересный факт: в фильме, посвященном маккартизму, «Доброй ночи и удачи» многие отмечают превосходную игру актера, который сыграл Маккарти. Соль в том, что актера никакого не было, в киноленте использовались фрагменты реальных выступлений сенатора.
Чарли Чаплин: скандальные и беспорядочные отношения
Если бы Маленький Бродяга жил в 21-м веке, он, вероятно, уже был бы в тюрьме!
Фото: SM News SM NewsВ Голливуде не было секретом, что Чаплин был комедийным гением с пристрастием к молодым девушкам. Однако его либидо убило его карьеру только тогда, когда ему было за пятьдесят. Когда это произошло, он упал так, что ему пришлось убраться из США и из общественной жизни.
Он перевез актрису Джоан Барри для «аморальных целей»
В 1936 году Чарли женился на актрисе Полетт Годдард. За год до того, как закончился их семилетний брак, Чаплин встретил Джоан Барри в Нью-Йорке. Они начали встречаться почти сразу: ему было 52 года, а ей - 21.
Чаплин пригласил ее в Лос-Анджелес и оплатил ее билет. Согласно документам ФБР, Чаплин «сделал Барри доступной для других лиц в аморальных целях», что было нарушением Закона, который запрещает перевозить женщин через государственные границы в целях «разврата». Чаплин был в конечном итоге оправдан за свои действия.
Барри обвинила его в отцовстве ее ребенка
Джоан Барри, которая страдала каким-то психическим заболеванием, становилась все более беспокойной, поскольку ее отношения с Чарли ухудшились. В какой-то момент она ворвалась в его дом, угрожая ему пистолетом.
Позже она сказала, что она родила от него дочь, Кэрол Энн. Чаплин опроверг ее обвинения и сдал анализ крови, чтобы доказать обратное. Тест не подтвердил его отцовство. Несмотря на результаты теста, суд вынес решение против Чаплина, возложив на него ответственность за ее беременность. Ему было приказано не только платить судебные издержки, но и алименты.
В 1952 году Чаплин навсегда покинул США, заявив:
«Я бы не вернулся туда, даже если бы Иисус Христос был президентом».
Чарли Чаплин спал с примерно 2000 женщин за всю свою жизнь
По некоторым оценкам, за свою жизнь Чаплин спал с более чем 2000 женщинами, что, как он утверждал, было результатом серьезных проблем, возникших в результате его воспитания.
Отец Чарли оставил семью, когда Чаплин был еще мальчиком, а его мать продавала свое тело, чтобы содержать их. Из-за ее образа жизни она заболела сифилисом, который вызвал ее психическое заболевание и деменцию. Чаплин однажды сказал о своей семье:
«Оценивать мораль нашей семьи по общепринятым стандартам было бы так же ошибочно, как положить термометр в кипящую воду».
Его воспитание, без сомнения, повлияло на успех и провал его будущих отношений.
Он встретил Литу Грей, когда ей было шесть лет, и соблазнил ее, когда ей было 15
По рассказам Литы Грей, Чаплин встретил ее, когда ей было всего шесть лет, и снимал ее в своих фильмах, когда ей было 12 лет. В 1924 году, он якобы сказал ей:
«В подходящее время и место , мы собираемся заняться любовью»
Через несколько недель подходящее время наступило. Они довели до конца свои отношения в парилке его особняка в Беверли-Хиллз, и она забеременела. Чаплину тогда было 35 лет, а Грей - всего 15.
Когда Грей забеременела, Чаплин женился на ней, чтобы избежать тюрьмы
Чаплин, зная, что у него могут возникнуть проблемы с законом из-за беременности Грей, он решил жениться на 16-летней Лите, чтобы опередить скандал. У пары было двое детей - Чарльз Чаплин-младший, родившийся 5 мая 1925 года, и Сидни Чаплин, родившаяся 30 марта 1926 года. Но Чаплин был психически жесток - только после того, как он угрожал Грей пистолетом, чтобы заставить ее сделать аборт, она наконец оставила его. При разводе, в 1927 год, Грэй получила 600 000 долларов и 100 000 долларов за каждого ребенка.
Когда ему было 30 лет, он женился на 16-летней девочке
Чаплину было почти 30 лет, когда он встретил 16-летнюю Милдред Харрис. Они взяли перерыв в отношениях, после которого Харрис объявила о своей беременности. Чаплин почувствовал, что ему нужно опередить надвигающийся скандал, и женился на ней в 1918 году.
У Чаплина и Харрис родился ребенок, Норман Спенсер Чаплин, 7 июля 1919 года, но он прожил только три дня. Эта трагедия, возможно, послужила началом распада их брака, поскольку Харрис подала на развод в 1920 году, сославшись на психическую жестокость. Чтобы не отставать, Чаплин обвинил Харрис в неверности.
Позже Чаплин сказал, что Харрис воспрепятствовала его творчеству. Харрис описала ее короткий роман с Чаплином:
«Он был вспыльчив, нетерпелив и относился ко мне как кретин. И все же я восхищаюсь им. Он мог бы научить меня многому!"
Его четвертый брак длился до конца его жизни
«Поскольку я живу с Уной, глубина и красота ее характера являются постоянным откровением для меня», - сказал он. - «Даже когда она просто идет впереди меня по узким тротуарам, внезапная волна любви и восхищения обрушивается на меня - и в горле у меня комок"
«Коммунисты в Голливуде»: почему Чарли Чаплин сбежал из США
Как ни парадоксально, но Голливуд с начала своего существования и до наших дней является довольно левым. Конечно, сейчас там скорее «розовые», чем «красные», но так было далеко не всегда. В Голливуде в 30-40-е годы работали тысячи коммунистов.
Немного истории
Термин «маккартизм» (или другое название «охота на ведьм») пошел от имени сенатора Джозефа Рэймонда Маккарти, который возглавлял кампанию по борьбе с «внедрением коммунистов» в госструктуры.
Классической тактикой данного политического течения были бездоказательные обвинения людей и организаций в антиамериканской подрывной деятельности.
В 1950 году сенатор Маккарти заявил. Что ему известно о 205 служащих Госдепа США, которые придерживаются коммунистических взглядов. Это был первый шаг в создании маккартизма.
Читайте также: