Первым из европейцев побывал в китае
В 1515г. в гавани Тамао у берегов южнокитайской провинции Гуандун близ города Гуанчжоу (Кантон) бросил якорь корабль португальского капитана Жоржа Альвареша. Пришельцы повели себя решительно и, не утруждаясь сомнениями относительно принадлежности данной земли, водрузили здесь столб с португальским гербом, что можно было истолковать как претензии на подчинение этих земель португальской короне. Ж.Альвареш приплыл сюда из порта Малакка, который незадолго до этого, в 1511 г., был захвачен португальцами, став опорным пунктом для дальнейшего закрепления их позиций на Дальнем Востоке. Очевидно, Ж.Альвареш должен был лишь выяснить, какие земли лежат к востоку и северо-востоку от Малакки, и не имел заранее обдуманного намерения идти именно в Китай. Как можно предположить, он не искал контактов с местными властями, поэтому его визит не отмечен в китайских летописях.
Видимо, по таким же причинам не отражено в официальных документах и прибытие годом позже корабля Рафаэля Перестрелло — итальянца на португальской службе. В 1517 г. к Тамао подошла целая флотилия: 5 португальских кораблей и 4 малаккских судна под командованием Фернао д'Андраде. На этот раз португальцы намеревались вступить в официальные отношения с китайскими властями, что, естественно, было зафиксировано китайскими источниками. Китайцы назвали португальцев «фуланьцзи», что является транскрипцией слова «франки», которое употреблялось для обозначения европейцев задолго до описываемого времени. Однако ясного представления о том, откуда они взялись, у китайцев не было. В летописях отмечается, что португальцы обитают где-то близ Малакки, что они захватили этот город, изгнав местного властителя, и что только после прибытия кораблей Ф. д'Андраде о них стало известно в Китае.
Но португальцы не были первыми европейцами, приплывшими к берегам Китая. Связи между дальневосточной, китайской цивилизацией и средиземноморским миром имели к тому моменту более чем полуторатысячелетнюю историю.
В 120 г. при китайском дворе вновь появляются музыканты и циркачи-фокусники из страны Дацинь, прибывшие через Индию, Бирму и Юго-Западный Китай. Этот торговый путь также был известен в древности, но функционировал менее интенсивно, чем Шелковый, из-за труднопроходимых горных цепей. Эти люди, скорее всего, были выходцами с Ближнего Востока, являвшегося тогда частью Римской империи. Название Дацинь первоначально ассоциировалось в Китае именно с этим регионом, поскольку детального представления о составе и размерах Римской империи здесь еще не было. Эти знания пополнились, когда в 166 г. у берегов Китая появился человек, пришедший морем через Вьетнам, имя его не сохранилось. В китайских источниках он именовался первым послом из страны Дацинь. Несомненно, это был римский гражданин, который назвал своего государя Антонином, т.е. Марком Аврелием. Скорее всего, это был купец из восточных римских провинций, принятый в Китае за посла, так как в римских документах нет сведений о снаряжении посольства на Дальний Восток, а «дань», которую он, как полагалось послу, представил китайскому двору, состояла из товаров, закупленных в странах Южных морей, но не привезенных из Рима.
В 226 г., когда Китай был расколот на несколько государств, к властелину юго-восточного царства У прибыл человек из Дацинь, который также был принят как посол, хотя таковым не являлся. Государь У направил с ним в подарок римскому императору 20 карликов. Первая же римская посольская миссия посетила Китай в 284 г. Возглавляли ее некие Гаркалий и Теодор из Византии, а послана она была римским императором Пробом (276-282). Есть косвенные данные, что после раскола Римской империи на Западную и Восточную (Византию) последняя не раз, хотя и не часто, направляла свои посольства в Китай. Но более точных сведений о них нет ни в византийских, ни в китайских источниках.
В 636 г. из византийской Сирии в Китай приезжает монах-несторианец Рубэн (или Раббан), который был благосклонно встречен при императорском дворе. Вскоре в Китае образуется исповедовавшая несторианскую версию христианства община, просуществовавшая здесь до 845 г. В конце VII — IX в., во времена империи Тан, значительно расширившей свои западные пределы, связи Китая с Восточным Средиземноморьем — Византией, арабским и христианским Ближним Востоком — становятся более интенсивными. Они развиваются как по Великому шелковому пути, так и по морю — от юго-восточных берегов Китая до Персидского залива и Красного моря. Но поскольку это были в основном частноторговые контакты, они не получили подробного описания в официальных источниках. Есть только записи о посещении Китая христианским монахом (имя не сохранилось) в 980 г.
Интерес средневековой Европы к Китаю установился в связи с возникновением в Азии обширной Монгольской империи, представлявшей серьезную угрозу для европейских стран. В середине XIII в. папский престол и короли направляют в ставку Великого монгольского хана, владевшего к тому времени северной половиной Китая, ряд миссий: Плано Карпини (1246 г.), Андре Лонжюмо (1249-1251), Виллема Рубрука (1253-1255). Но все они посещали лишь ставку хана — Каракорум в Монголии — и не ходили непосредственно в Китай. Тем не менее в оставленных ими записках есть сведения и о китайцах. В самих же китайских пределах во времена господства здесь монгольских завоевателей побывали в 1269г. венецианские купцы — братья Никколо и Маттео (Маффео) Поло. В 1271-1292 гг. они вновь побывали здесь вместе с сыном Никколо — Марко Поло, ставшим знаменитым благодаря своей книге об этом путешествии. На этот раз они прибыли в Китай как официальные лица — посланцы римского папы и были приняты при дворе Великого хана, переместившемся к тому времени в Пекин (Ханбалык). Марко Поло, выполняя служебные поручения монгольского двора, имел возможность объехать множество китайских городов и весей. Все это он подробно описал в своей «Книге», обогатив европейцев подробными и довольно точными сведениями о Китае.
Вслед за Поло в 1293 г. в Китай прибыл посланец папы францисканский прелат Джованни Монтекорвино, проживший здесь до самой смерти в 1328 г. Его можно считать первым миссионером — распространителем римско-католической веры в Китае. Вместе со своими помощниками и сподвижниками — Пьетро из Лукалонго, Арнольдом из Кёльна и неким хирургом из Ломбардии — он построил христианский храм в Пекине, окрестил около 5 тыс. китайцев, в том числе и самого монгольского хана и одновременно китайского императора У-цзуна. Надо, конечно, учитывать, что при традиционном синкретизме китайцев обращение их в христианство не влекло за собой отказа от других привычных и исконных верований и обрядов. Но активная миссионерская деятельность служила сближению дальневосточной и средиземноморской культур.
В 1307 г. папа назначил Д. Монтекорвино «архиепископом всего Китая» с резиденцией в Пекине, предполагая создать семь или десять епископатов. Для этого папский престол направил в Китай группу своих представителей, но дошли сюда только трое из них. Все они последовательно занимали епископскую кафедру в единственном, помимо Пекина, епископате Цюаньчжоу (крупный портовый город того времени). Известно имя лишь одного из них — Андреа из Перуджи. Усилиями Д.Монтекорвино в Китае в начале XIV в. было основано несколько францисканских монастырей: три в Пекине и по одному в Цюаньчжоу, Ханчжоу и Янчжоу. Есть краткое упоминание о том, что Д.Монтекорвино удавалось поддерживать связь с Италией через венецианских купцов, прибывавших в Китай через Кафу (Феодосию). Это дает возможность предположить, что земляки Марко Поло время от времени продолжали появляться в Китае.
В 20-х годах XIV в. в Китае действовал еще один миссионер-францисканец — Одорико Маттиусси из Порденоне. Он, как и Марко Поло, описал свое путешествие в Китай, а также в Тибет, где побывал, очевидно, первым из европейцев. Он ссылается на «многих людей в Венеции», которые могут подтвердить истинность его рассказов. В 30-х годах в Китае пребывал некий «франк Андрей», который в 1338г. по велению Великого хана возглавил монгольское посольство к папскому двору. В ответ папа направил в Пекин миссию из 32 человек во главе с францисканцем Джованни Мариньоли, который прожил там примерно с 1342 по 1346 г. и засвидетельствовал существование в столице великолепной епископской резиденции и множества церквей.
Впоследствии интенсивность миссионерской деятельности в Китае заметно спадает. Попытки назначить преемника Мариньоли не увенчались успехом. Последняя была предпринята в 1370 г., когда посланец папы Гильом Дюпре вместе с двадцатью спутниками пропал по пути в Пекин. Есть, правда, упоминание, что в конце XIV в. архиепископский престол там занимал францисканец Шарль, француз по национальности, который много сделал для распространения христианства в Китае. Однако он не оставил преемников, и в 1384 г. римский папа объявил об упразднении епископата в Пекине.
Главной причиной прекращения столь интенсивно развивавшихся связей европейские историки традиционно называют нежелание императоров династии Мин, утвердившейся в Китае в 1368 г., поддерживать контакты с далекими иноземцами. Однако дело здесь, конечно, не в нежелании китайских властей. Падение Юаньской империи окончательно сняло угрозу монгольского нашествия на Европу, чего так опасался папский престол и многие королевские дворы западных стран. Отсюда резкое падение заинтересованности самих европейских политических кругов в постоянных связях с Китаем. К тому же во второй половине XIV в. на Ближнем Востоке быстро усиливается турецкая держава, которая становится непосредственной угрозой европейцам. Она перекрывает наиболее освоенный, сухопутный путь из Европы на Дальний Восток. Последним из европейцев, который посетил Китай до появления здесь португальцев, был венецианский купец Никколо Конти, путешествовавший по Востоку по своей инициативе между 1419 и 1444 гг. и добравшийся до Нанкина.
За столетнюю паузу в западных странах вновь образовался информационный вакуум относительно Китая, а там, в свою очередь, потускнели представления о европейцах. Неудивительно, что Колумб и его спутники отправились искать за Атлантическим океаном прежде всего Индию, а не расположенный восточное Китай. Неудивительна и та неосведомленность, которая, как отмечалось выше, была проявлена китайцами при появлении у их берегов португальских кораблей. Китай как бы заново открывался европейцами. Вместе с тем эти «новые» европейцы имели совершенно иные цели, нежели их предшественники, посещавшие Китай. Это были не путешественники, не странствующие купцы, не христианские миссионеры. Это были предприимчивые искатели богатств Востока и конкистадоры, пытавшиеся закрепить там свои позиции.
Португальцы действительно не спешили покидать берега Китая, подыскивая место для своей торговой фактории. С этой целью Ф.д'Андраде отправил один из своих кораблей на разведку вдоль юго-восточного побережья страны. Он также сумел договориться с властями провинции Гуандун о праве торговли в Тамао и непосредственно в главном морском порту на юге Китая — Гуанчжоу (Кантоне). Уходя, Ф.д'Андраде оставил миссию во главе с Томе Пирешем, на которого была возложена задача во что бы то ни стало попасть к верховному двору. Обстоятельства благоприятствовали этому. Император в то время предпринял путешествие в свои юго-восточные пределы. Путем подкупа Т.Пиреш получил разрешение на прием к монарху. У посла были все шансы добиться цели, но португальцы помешали сами себе.
В 1518 г. к берегам Гуандуна подошли корабли Симао д'Андраде — брата упоминавшегося Фернао. Его люди повели себя здесь как хозяева, не считаясь с местными властями. Как сообщают китайские хроники, пришельцы «стали еще больше грабить торговцев и добрый люд, строить дома и возводить укрепления, намереваясь надолго поселиться здесь». Это, естественно, рассердило китайцев. Императору напомнили, что султан Малакки, выражавший ему верноподданнические чувства, был изгнан португальцами с престола, за что они должны нести ответ перед Китаем. В результате императорским указом португальцам предписывалось возвратить Малакку законному владельцу, и посольство Пиреша было отослано от двора. Судьба посла и сопровождавших его людей не известна: по одним данным, их схватили и казнили в Гуандуне, по другим — посадили в тюрьму.
Конфликт с португальцами почти совпал по времени с обострением борьбы с так называемыми японскими пиратами у берегов Китая. Все это побудило китайские власти вновь ужесточить ограничение частноторговых отношений с заморскими странами. Но местные власти, получавшие прямую выгоду от морской торговли, настаивали на смягчении запрета. К концу 20-х годов XVI в. строгости были ослаблены для всех, кроме португальцев, которые своим поведением резко отличались от всех известных в Китае иноземцев. Тем не менее среди местных властей у них были и защитники. В частности, в конце 20-х годов военный губернатор южных провинций Гуандун и Гуанси Линь Фу подал пространный доклад, где доказывал преимущества легализации торговли с португальцами. Центральный двор согласился с его доводами. Как пишут китайские хроники, «с этого времени португальцам было разрешено заходить в гавань Сяншаньао (Макао) для ведения торговли, и их люди вместе с вьетнамскими купцами беспрерывно ходили к провинции фуцзянь и обратно». В 1535 г. в городок Хаоцзин, недалеко от Макао, было переведено местное Управление торговых кораблей, которое регулировало торговлю с иноземцами. Через два года португальцам удалось получить место для «просушки товаров» в районе Макао, и, воспользовавшись этим, они возвели здесь свои склады.
После кратковременного ужесточения «морского запрета» в 1547-1549 гг. португальцы, как сообщают летописи, вновь «стали своевольничать на морях без всякого опасения, а их торговцы стали даже строить здания и возводить стены в Сяншаньао и Хаоцзине, силой утверждаться на морском берегу, наподобие особого государства». В 1554г. коммодор Лионель де Суза сумел добиться официального дозволения китайских властей на доставку португальских товаров непосредственно в Гуанчжоу при условии регулярной уплаты торговых пошлин, а также на строительство поселения в районе Макао. В 1557 г. португальцы с помощью подкупа закрепили за собой территорию Макао и в последующие годы возвели здесь город европейского образца с домами, дворцами, церквами, складами и крепостными стенами. Так возник первый колониальный анклав на китайской земле.
Однако китайское центральное правительство долгое время предпочитало не замечать этот факт (первые признания существующего положения появились в китайских документах лишь в 1614г.). Пошлины, которые по договоренности выплачивались португальцами, по-прежнему интерпретировались как «дань». До 1572 г. эта «дань» оседала в карманах местного гуандунского начальства, но затем стала отправляться в столицу. В 1588 г. был установлен ее размер — 501 лян серебром (1 лян — около 37 г). В начале 80-х годов XVI в. португальцы, опять-таки с помощью такого хорошо отработанного средства, как взятка, добились от гуан-дунских властей права на организацию «самоуправления» в Макао. В городе появился градоначальник и Сенат из шести человек. Правда, при этом существовал еще пост управляющего городом от имени китайского императора, но после 1587 г. его функции стали чисто формальными. Попытки же португальцев вступить в прямой контакт с императорским двором по-прежнему не удавались. Посольство 1552 г. вообще не дошло до берегов Китая. Просьба разрешить миссионерскую деятельность в стране, поданная китайскому двору в 1562 г., также не имела успеха. Тогда португальцы пошли на хитрость, прислав свое посольство под видом малакканско-го. Однако она также была разгадана китайцами и провалилась.
Что же касается торговли, то, закрепившись в Макао, португальцы добились желаемого. В китайских летописях лаконично сообщается: «Когда иноземцы построили здесь город, то сюда стали собираться различные заморские иноземцы, которые вели здесь широкую торговлю, и число их доходило до более чем десяти тысяч человек, а местные (китайские) чиновники все были напуганы и не осмеливались ничего сказать, получая большие прибыли от их ценных товаров».
Вслед за португальцами к берегам Китая потянулись и другие европейские державы. В 1581 г. в Гуанчжоу появился итальянец Маттео Риччи — иезуит, прибывший для возрождения здесь католической миссионерской деятельности. За ним на рубеже XVI-XVII вв. прибывают и другие христианские проповедники. Однако европейцы шли сюда отнюдь не только с крестом, но и с мечом. В 1572 г. испанцы, утвердившись на Филиппинах, пытались завязать официальные связи с Китаем как послы с о. Лусон. Они учинили на острове массовую резню китайских поселенцев — соперников Испании на Филиппинах, уничтожив 20 тыс. человек. С тех пор, как сообщают летописцы, испанцы «полностью перехватили выгоды от морской торговли из рук фуцзяньских и гуандунских купцов». В 1575г. в Китай прибыла официальная испанская посольская миссия во главе с Мартином де Рада, чтобы уладить последствия изгнания с Филиппин китайских колонистов в 1574г. Это удалось, после чего были установлены обычные для иноземцев торговые связи с Китаем.
В 1595-1596 гг. на Дальнем Востоке появились голландцы, прозванные китайцами «рыжеволосыми варварами». Они закрепились на Яве, а затем постепенно захватили о. Тайвань. Основанная в 1602 г. голландская Ост-Индская компания вступила в конкурентную борьбу с португальцами за торговые выгоды и колониальные приобретения. Позже к этой борьбе подключились и англичане. Но это уже иная страница мировой и китайской истории.
Однако новое «открытие» европейцами Китая привело не только к усилению торговых и колониальных вторжений или же миссионерской деятельности, но и к расширению знаний об этой стране среди европейцев. В 1585 г. испанец Хуан Гонзалес де Мендоса опубликовал первый в Европе сводный труд о Китае под названием «История великого и могущественного Китайского королевства». В основу его легли записи более ранних португальских путешественников, торговцев и дипломатов. Именно этот труд, вместе со знаменитой «Книгой» Марко Поло, создал образ Китая у многих поколений европейцев конца XVI — XVIII в.
4. Путешествия Марко Поло
В \(12\)–\(13\) веках расширялись торговые связи между Европой и азиатскими государствами. Путешествия купцов в дальние страны стали регулярными, хотя были и небезопасны. Это способствовало накоплению географических знаний.
Марко Поло (\(1254\)–\(1324\)) — венецианский купец и путешественник. В \(1271\)–\(1295\) годах совершил путешествие через Центральную Азию в Китай, где прожил около \(17\) лет.
Венецианский купец Марко Поло первым из европейцев побывал в Китае, а также в других странах Азии. Вернувшись на родину, он издал « Книгу о разнообразии мира ».
Фрагмент книги Марко Поло
Книга Марко Поло содержит описания природы и жизни населения неизвестных в то время европейцам стран. В ней приводятся подробные сведения о Китае , Персии , Армении , Индии , Японии , об островах Ява и Суматра и других богатейших территориях.
Из книги европейцы впервые узнали о бумажных деньгах , саговой пальме , горючих «чёрных камнях» ( каменном угле ) и, главное, о районах, где выращивали пряности , ценившиеся на вес золота.
В течение нескольких веков книга Марко Поло пользовалась огромным успехом, в том числе у таких великих мореплавателей, как Колумб , Васко да Гама , Магеллан .
24 года в путешествиях
Марко Поло родился в 1254 году на северо-востоке Италии, в Венеции, в купеческой семье. Его отец Никколо уехал с братом Маттео за товарами, сначала в Крым, потом в Бухару, Китай, оставив жену, беременную на последних сроках. Мать умерла при родах, ребенка воспитали родственники. Поэтому своего родного отца Марко увидел только подростком, когда ему исполнилось 15 лет.
В первое путешествие Марко Поло отправился вместе с отцом и дядей, едва ему исполнилось 17 лет. Дело в том, что его отец, побывавший в Китае, пообещал правителю монгольских и китайских земель хану Хубилаю (внуку Чингисхана) привезти маслица с гроба Христа в Иерусалиме. Чтобы европейцы смогли беспрепятственно вернуться в Китай, хан даровал им золотую пайцзу – особый верительный символ, делегирующий власть китайского правителя.
Маршруты Марко Поло Маршруты Марко ПолоСемейство Поло сначала по морю добрались из Венеции в Иерусалим. Дальше их путь прошел через юго-восток Азии по армянскому нагорью, месопотамской земле, горам Ирана, Памира, дойдя до Кашгарии, они добрались до Китая. Вся дорога до хана Хубилая заняла у них четыре года.
Европейцы при дворе хана Европейцы при дворе ханаХан, довольный тем, как европейские купцы выполнили его поручение, проникся к ним большим доверием, приблизил к императорскому двору, стал поручать серьезные административные дела, дипломатические миссии.
Мужчины семейства Поло будут помогать в развитии ханской армии хана и даже обучать применять катапульты при осаде крепостных стен. Как напишет позже в своей книге марко Поло, сам он три года прослужил губернатором г. Янчжоу.
Марко Поло выполняе поручения хана.jpg Марко Поло выполняе поручения хана.jpgПребывание в Китае венецианских купцов затянется на 17 лет из-за нежелания хана отпустить их домой.
Долгая дорога домой
В 1291 году хан Хубилай выдал замуж одну из своих дочерей за персидского ильхана Аргуна. Было решено доставить монгольскую принцессу самым безопасным путем – по морю. Этим шансом воспользовалось семейство Поло, пообещав свою помощь, и сумев, наконец-то, покинуть двор Великого хана.
Путешествие Марко Поло рисунок с поментами на полях Путешествие Марко Поло рисунок с поментами на поляхВозвращались они вдоль берегов Индонезии, Шри-Ланки и через Персидский залив доставили дочь хана в Персию. Через три года после того, как Поло вызвались сопровождать принцессу, в пути до них дошло известие о смерти хана Хубилая. Через Византийскую империю Поло вернулись в Венецию.
Книга о разнообразии мира – страницы из тюрьмы
Через два года, как Марко вернулся домой, между двумя крупными морскими державами Венецией и Генуей в очередной раз начался военный конфликт. Марко Поло участвовал в боевых действиях и был командиром одной из венецианских галер.
Марко Поло - великий путешественник или великий лжец?
Венецианский купец Марко Поло, живший в XIII веке, прославился дневником своих путешествий по Востоку и Африке. Споры о его «Книге о разнообразии мира» не прекращаются до сих пор. Одни исследователи утверждают, что половина историй – фантастический вымысел и даже ставят под сомнение сам факт пребывания Марка Поло, например, в Китае. Другие считают, что это произведение оказало огромное влияние на многих путешественников, как современников венецианца, так и его последователей других поколений.
Мозаика Марко Поло и бюст Марко поло работы Аугусто Гамба Augusto Gamba (1862-1863) Мозаика Марко Поло и бюст Марко поло работы Аугусто Гамба Augusto Gamba (1862-1863)10 великих путешественников Средневековья.
В Средневековье люди путешествовали значительно реже, чем сейчас. Но при этом история каждого средневекового путешественника — это настоящий авантюрно-приключенческий роман.
Юлиан Венгерский, «Колумб Востока» — монах-доминиканец, отправившийся на поиски Великой Венгрии, прародины венгров. К 895 году венгры поселились в Трансильвании, но все еще помнили далекие земли своих предков, степные области к востоку от Урала. В 1235 году венгерский князь Бела снарядил четырех монахов-доминиканцев в путешествие. Спустя время двое доминиканцев решили вернуться назад, а третий спутник Юлиана скончался. Монах решил продолжить путь в одиночестве. В итоге, миновав Константинополь, пройдя вдоль реки Кубани, Юлиан достиг Великой Булгарии, или Волжской Болгарии. Обратный путь доминиканца пролегал через мордовские земли, Нижний Новгород, Владимир, Рязань, Чернигов и Киев. В 1237 году Юлиан Венгерский отправился в повторное путешествие, но уже в пути, достигнув восточных земель Руси, узнал о нападении на Великую Болгарию монгольских войск. Описание путешествий монаха стали важным источником в изучении истории монгольского вторжения в Волжскую Болгарию.
Г уннбьорн Ульфсон . Наверняка вы слыхали про Эйрика Рыжего, скандинавского мореплавателя, первым поселившимся на берегах Гренландии. Благодаря этому факту многие ошибочно думают, что он же и был первооткрывателем гигантского ледяного острова. Но нет — до него там побывал Гуннбьорн Ульфсон, направлявшийся из родной Норвегии в Исландию, чье судно сильнейший шторм отбросил к новым берегам. Почти столетие спустя по его стопам отправился Эйрик Рыжий —путь его не был случайным, Эйрик точно знал, где находится открытый Ульфсоном остров.
Раббан Саума, которого называют китайским Марко Поло, стал единственным выходцем из Китая, описавшим свое путешествие по Европе. Будучи несторианским монахом, Раббан отправился в долгое и опасное паломничество в Иерусалим в районе 1278 года. Выдвинувшись из монгольской столицы Ханбалык, т. е. нынешнего Пекина, он пересек всю Азию, но уже приблизившись к Персии, узнал о войне на Святой земле и изменил маршрут. В Персии Раббан Саума был радушно принят, а несколько лет спустя по просьбе Аргун-хана был снаряжен с дипломатической миссией в Рим. Сперва он посетил Константинополь и короля Андроника II, затем побывал в Риме, где наладил международный контакт с кардиналами, и в итоге оказался во Франции, при дворе короля Филиппа Красивого, предлагая союз с Аргун-ханом. На обратном пути китайский монах удостоился аудиенции новоизбранного папы римского и встретился с английским королем Эдуардом I.
Гильом де Рубук , монах-францисканец, после окончания Седьмого крестового похода был направлен королем Людовиком Французским в южные степи — с целью установить дипломатическое сотрудничество с монголами. Из Иерусалима Гильом де Рубук добрался до Константинополя, оттуда до Судака и двинулся в сторону Азовского моря. В итоге Рубук пересек Волгу, затем реку Урал и в конце концов оказался в столице Монгольской империи, городе Каракорум. Аудиенции великого хана не дали особенных дипломатических результатов: хан предложил королю Франции присягнуть на верность монголам, но время, проведенное в заморских странах, не прошло даром. Гильом де Рубук подробно и с присущим ему юмором описал свои путешествия, поведав жителям средневековой Европы о далеких восточных народах и их жизни. Особенно его впечатлила несвойственная для Европы веротерпимость монголов: в городе Каракорум мирно соседствовали и языческие, и буддистские храмы, и мечеть, и христианская несторианская церковь.
Афанасий Никитин. Афанасий Никитин.Афанасий Никитин , тверской купец, в 1466 году отправился в коммерческий вояж, который обернулся для него невероятными приключениями. Благодаря своему авантюризму Афанасий Никитин вошел в историю как один из величайших путешественников, оставив после себя проникновенные записки «Хождение за три моря». Едва лишь покинув родную Тверь, торговые суда Афанасия Никитина были разграблены астраханскими татарами, но это не остановило купца, и он продолжил свой путь — сперва добравшись до Дербента, Баку, потом до Персии и оттуда до Индии. В своих записках он красочно описал обычаи, нравы, политическое и религиозное устройство индийских земель. В 1472 году Афанасий Никитин отправился на родину, но до Твери так и не доехал, скончавшись под Смоленском. Афанасий Никитин стал первым европейцем, преодолевшим путь до Индии.
Чень Чен и Ли Да — китайские путешественники, которые совершили опаснейшую экспедицию по Средней Азии. Ли Да был опытным путешественником, но он не вел путевых заметок и поэтому не так прославился, как Чень Чен. Два евнуха отправились в дипломатическое путешествие по поручению императора Юн-лэ в 1414 году. Им пришлось пересекать пустыню в течение 50-и дней и карабкаться вдоль гор Тянь-Шаня. Проведя 269 дней в пути, они достигли города Герата (что расположен на территории современного Афганистана), вручили дары султану и вернулись домой.
Одорико Порденоне — монах-францисканец, посетивший Индию, Суматру и Китай в начале XIV века. Францисканские монахи стремились увеличить свое присутствие в странах Восточной Азии, для чего направляли туда миссионеров. Одорико Порденоне, покинув свой родной монастырь в Удине, проследовал сперва в Венецию, затем в Константинополь, а оттуда в Персию и Индию. Монах-францисканец много путешествовал по Индии и Китаю, посетил территорию современной Индонезии, добравшись до острова Ява, несколько лет жил в Пекине, а затем возвратился домой, миновав Лхасу. Скончался он уже в монастыре в Удине, но перед смертью успел надиктовать богатые подробностями впечатления от путешествий. Его воспоминания легли в основу знаменитой книги «Приключения Сэра Джона Мандевиля», которой зачитывалась средневековая Европа.
Наддод и Гардар — викинги, открывшие Исландию. Наддод высадился у берегов Исландии в IX веке: он держали путь на Фарерские острова, но шторм привел его к новой земле. Изучив окрестности и не найдя там признаков жизни человека, он отправился домой. Следующим, ступившим на землю Исландии, был шведский викинг Гардар — он обошел на своем судне остров вдоль побережья. Наддод назвал остров «Снежная земля», а своим сегодняшним именем Исландия (т.е. «страна льдов») обязана третьему викингу, Флоки Вильгердарсону, добравшемуся до этой суровой и красивой земли.
Путь, проделанный Тудельским. Путь, проделанный Тудельским.В ениамин Тудельский — раввин из города Тудела (Королевство Наварра, ныне испанская провинция Наварра). Путь Вениамина Тудельского не был таким грандиозным, как у Афанасия Никитина, но его записи стали бесценным источником информации об истории и жизни евреев в Византии. Вениамин Тудельский отправился из родного города в Испанию в 1160 году, миновал Барселону, путешествовал по южной Франции. Далее он прибыл в Рим, откуда, спустя время, выдвинулся в Константинополь. Из Византии раввин проследовал ко Святой земле, а оттуда в Дамаск и Багдад, обошел Аравию и Египет.
И бн Баттута славен не только своими странствиями. Если другие его «коллеги» пускались в путь с торговой, религиозной или дипломатической миссией, то берберского путешественника звала за собой муза дальних странствий — он преодолел 120 700 км исключительно из любви к туризму. Ибн Баттута родился в 1304 году в марокканском городе Танжер в семье шейха. Первым пунктом на персональной карте Ибн Баттуты стала Мекка, куда он попал, двигаясь по суше вдоль берегов Африки. Вместо того, чтобы вернуться домой, он продолжил путешествие по Ближнему Востоку и Восточной Африке. Добравшись до Танзании и оказавшись без средств, он отважился на путешествие в Индию: поговаривали, что султан в Дели невероятно щедр. Слухи не подвели — султан снабдил Ибн Баттуту щедрыми дарами и отправил с дипломатической целью в Китай. Однако по пути он был разграблен и, боясь султанского гнева и не смея вернуться в Дели, Ибн Баттута вынужден был скрываться на Мальдивах, попутно посещая Шри-Ланку, Бенгалию и Суматру. До Китая он добрался только в 1345 году, откуда направился в сторону дома. Но дома ему, конечно же, не сиделось — Ибн Баттута совершил небольшое путешествие в Испанию (тогда территория современной Андалузии принадлежала маврам и называлась Аль-Андалус), затем отправился в Мали, для чего ему потребовалось пересечь Сахару, а в 1354 году обосновался в городе Фес, где продиктовал все подробности своих невероятных приключений.
Если тебе понравилась предложенная статья, ставь лайк, подписывайся на канал.
Кто был первым европейцем в Китае?
Радиоинженер(Радиосвязь, электро-радионавигация) В свободное время ремонтирую.
Задолго до известного всем путешествия Марко Поло, Китай посещало множество европейцев. Одно из первых упоминаний встречается в трудах Птолемея - некий купец македонянин, Месе Тациане торговал и знал пути в Китай еще в начале первого века нашей эры.
Комментировать ответ… Комментировать…
Ещё 1 ответ
Разносторонне недоразвитая личность
Это был один из крупнейших купцов из древней Венеции — Марко Поло. Всем известная эра Великих географических открытий берет истоки с его исследований. Он явился первооткрывателем, проложившим важные торговые маршруты по Азии. Итогом путешествий стала «Книга чудес света» .
Вклад в географию
В XIII в. Марко Поло был, пожалуй, самым известным путешественником в Европе. Он прожил в Китае семнадцать лет, описал неведомые европейцам земли, повседневную жизнь китайцев, типичные ремесла и кулинарные традиции различных областей этой страны. В его книге содержатся сведения о Японии, островах Ява и Суматра, о Цейлоне и Мадагаскаре.
Марко Поло
Венецианский путешественник Марко Поло родился в 1254 г. в купеческой семье на острове Корчула в Адриатическом море. Его отец Никколо Поло и дядя Маффео не раз совершали коммерческие поездки в азиатские страны, торговали пряностями, тканями, ювелирными изделиями, драгоценными камнями. Их путешествия занимали несколько лет, потому что в те времена добраться из Европы в Индию и Китай можно было исключительно по суше (морской путь в Юго-Восточную Азию Васко да Гама откроет только через 240 лет). Возвращаясь из дальних странствий домой, отец рассказывал мальчику о диковинных городах, необычных народах и сказочных богатствах.
Марко путешествовал 24 года. Вернувшись в Европу, он женился и прожил долгую и счастливую жизнь. Умер Марко Поло в 1324 г. в возрасте 70 лет.
первый европеец,побывавший в Китае.
В воспоминаниях Марко Поло, первоначально названных «Описание мира» , а позже — «Книга о разнообразии мира» , рассказывалось о неизвестных богатейших цивилизациях, производивших товары, о которых западные торговцы лишь мечтали. Книга произвела сильнейшее впечатление на читателей. В течение 25 лет по возвращении Марко на родину рукописи этой книги распространялись на франко-итальянском, французском, латинском, и, возможно, немецком языках, а также на тосканском и венецианском диалектах. Книга Марко стала одним из знаменитейших произведений средних веков. В течение двух столетий ее переписывали от руки, а с 1477 года она не переставала печататься на многих языках. Марко Поло, судя по всему, был самым известным европейцем, когда-либо путешествовавшим по Шелковому пути в Китай.
Остальные ответы
Это было около 4000 лет назад, нашли его мумию. Никто не знает, как его звали.
Из известных Марко Поло. Из неизвестных несколько русских купцов, Какие то викинги и как несмешно группа евреев прошедших пешком всю Европу.
Смотря что понимать под европейцами?
Таримские мумии
Европа открывает Китай
Путешествия Марко-Поло в Китай и его возвращение в Италию
В 1271 г. Марко Поло с отцом и дядей отправился в увлекательное и опасное путешествие на Восток. Опытные венецианские купцы хорошо знали, что торговля в Азии гораздо более выгодна, чем МАРКО ПОЛО И ЕГО ЗНАМЕНИТАЯ «КНИГА О РАЗНООБРАЗИИ МИРА» в любых других странах. Их путь лежал в Даду – «Великую столицу» Китая (по-монгольски – Ханбалык). Монгольский хан Хубилай, самый знаменитый из внуков Чингисхана, к тому времени почти завершил разгром китайской династии Сун и стал правителем монгольской империи и Китая. Во время прежнего торгового путешествия на Восток Никколо и Маффео Поло были представлены Хубилаю, он принял братьев благосклонно и даже пожаловал им верительную золотую бирку пайцзу (или дщицу), она давала право на получение лошадей и эскорта в трудном путешествии обратно в Европу. Тогда Хубилай поручил венецианцам передать римскому папе просьбу прислать ему «сотню ученых, владеющих мастерством семи свободных искусств».
Однако, когда братья вернулись на родину, им не удалось выполнить повеление хана: папа римский скончался, а выборы нового понтифика затянулись. Братья тем временем предприняли новое торговое путешествие на Восток. Шел 1271 год, с караваном судов Никколо, Маффео и Марко добрались до Палестины, затем пересекли полуостров Малая Азия, Армянское нагорье, по реке Тигр спустились до Басры, затем добрались до Ормуза. По пути венецианцы не раз останавливались в городах, где располагались крупнейшие на Востоке рынки.
В Мосуле Марко поразили шелковые и золотые ткани «мосулины», а также «самые тонкие и красивые в свете ковры», крупнейшим рынком жемчуга славился в те времена Тебриз. Видимо, путешественники собирались плыть в Китай на корабле, но почему-то передумали и направились на северо-восток. Теперь их путь лежал вдоль южных предгорий Гиндукуша к Памиру. По опасным дорогам северо-восточной Персии и Афганистана они добрались, наконец, до древнего города Афганистана – Балха. На Памире Марко Поло побывал на копях, где рабы добывали драгоценные камни: рубины, сапфиры, лазурит.
В городе Ганьчжоу по невыясненным причинам путешественники остановились надолго – прожили целый год. Затем они отправились через перевалы Памира на север и оказались у южных склонов Тянь-Шаня. Много позже в своей «Книге о разнообразии мира» Марко расскажет об этих суровых высокогорных краях и в частности о том, что «птиц тут нет… от великого холода и огонь светится не таким цветом, как в других местах, и пища не так хорошо варится».
Путники обогнули с юга пустыню Такла-Макан и через безжизненные равнины прошли на северо-восток. Далее по долине реки Хуанхэ – к землям, которыми владели великие монгольские завоеватели. Своим достатком и благополучием особенно понравился путешественникам город Хотан: «Всего вдоволь, хлопку родится много, у жителей есть виноградники и много садов, народ смирный, занимается торговлей и ремеслами». Прошло три с половиной года с тех пор, как Поло отплыли из Венеции.
В начале лета 1275 г. они добрались, наконец, до великой резиденции хана Хубилая – города Ханбалык. Венецианцев встретили радушно, город поразил Марко великолепными дворцами, роскошными пирами, шумными многолюдными рынками, бесконечными торговыми рядами, чайными домами, каменными мостовыми, сторожевыми противопожарными башнями и многим-многим другим. Не оставил равнодушными венецианцев и город Кинсай в Южном Китае – самый густонаселенный город мира, в котором проживал миллион жителей! Он был построен, как и Венеция, на каналах, по ним непрерывно сновали корабли, торговые лодки и прогулочные суда.
Восхищался Марко и правителем – великим ханом Хубилаем, «великим делам и диковинам величайшего государя всех татарских князей… росту он хорошего, толст в меру, лицом бел как роза, глаза черные, славные». Хубилай приближал ко двору талантливых иностранцев, и пока отец и дядя занимались торговлей, Марко изучил монгольский язык. Вскоре способного юношу Хубилай нанял на гражданскую службу. Марко жил в почете и роскоши, много путешествовал по Китаю, его посылали в длительные поездки в отдаленные китайские провинции, а возвращаясь, он докладывал правителю о положении дел.
Купцы Поло прожили в Китае 17 лет, пришло время возвращаться домой. По словам Поло, хан был им восхищен, давал различные поручения, не разрешал ему возвращаться в Венецию. Наконец, представился случай: в 1292 г. Марко вызвался сопровождать в Персию монгольскую принцессу Кокёчин для бракосочетания с сыном персидского короля. Чтобы безопасно доставить ее в Ормуз, а затем в Тебриз, Хубилай снарядил четырнадцать кораблей. Флотилия, в составе которой были и купцы Поло, побывала на Зондских островах, Цейлоне, затем вдоль берегов Индии проследовала до Ормуза. Благополучно доставив принцессу в Тебриз, купцы Поло через Иран и Черное море в 1295 г. вернулись в Венецию.
Во время войны Венецианской республики с генуэзцами в 1298 г. Марко Поло оказался на борту торгового судна, захваченного противниками, и год провел в генуэзской тюрьме. Там он надиктовал свои воспоминания о странствиях и жизни на Востоке – знаменитую книгу Марко Поло – заключенному из Пизы – Рустичиано.
Биографы Марко утверждают, что он был способным, энергичным, терпеливым и наблюдательным человеком, хорошим, но увлекающимся рассказчиком. За склонность к преувеличениям Марко еще при жизни получил прозвище «Миллион». Некоторые ученые подвергают сомнению факты, изложенные в книге Марко Поло, и высказывают мнение, что она была лишь талантливым пересказом впечатлений персидских купцов о странствиях по Востоку. Однако обнаруженные неточности могли появиться при многочисленных переводах, к тому же Марко Поло диктовал свои воспоминания по памяти. Можно смело утверждать, что описания Марко Поло вполне соответствуют современным знаниям о природе и истории стран Востока.
Читайте также: