Откуда прибыл бодхидхарма в китай
Время? 520 год от Р.Х.!
Место? Монастырь Шаолинь, расположенный на горе Шаоши в сельской части Китая!
Местные монахи заняты тем. что переводят и копируют священное учение Будды - просветленного основателя религии, которая появилась в шестом веке до н.э. в Индии и захватила восток, став государственным вероисповеданием Китая!
Однако сегодня дел, связанных с копированием священного писания, не много. Сегодня будет радостный день, ибо Бодхидхарма прибыл в Китай! После кончины своего учителя прославленный патриарх Чань-Буддизма решил стать бедным проповедником, несущим слово божие на чужбине. Ходят слухи, что он родился в богатой семье в Канчипураме, то в южной Индии, но отрёкся от мира, дабы следовать путём просветленного! Некоторые шушукают, что он был столь целеустремлен, что прошел весь путь из Индии пешком! Сам император Ву оказал ему грандиозный приём! "Я построил многие святилища и монастыри" - сказал император. "Я переписывал священные книги Будды. Что я заслужил?". И этот высокомерный чужеземец имел дерзость ответить: "Вообще ничего, Ваше Величество!".
Подобной Ереси не место в священных залах Шаолиня! Но Бодхидхарма прослыл терпеливым малым. Он ждал, пока монахи не сменили гнев на милость. И ждал. и ждал. девять долгих лет! Стоило Бодхидхарме попасть в Щаолинь, как он тут же научил монахов своему течению Буддизма! Отчасти Чань-Буддизм Бодхидхармы был вдохновлен строчкой из палийского канона: "Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть - разум, из разума они сотворены".
Чтобы быть в мире с белым светом, сперва надо быть в мире с собой - легче сказать, чем сделать! Вы воспринимаете то, что реально, только когда оно процежено сквозь ваше сознание, но ваше сознание опирается на ваше чувство идентичности или ваше "Я"! В буддизме только просветление - уничтожение своего "Я" - может освободить сознание человека, дабы оно испытало непосредственную, объективную реальность. Классический буддизм придерживался позиции, что просветление было пожизненным процессом, требующим интенсивного анализа учения Будды. Но Бодхидхарма не купился. В конце концов: "У Будды не было писания, но он стал просветленным. Так на кой оно всем прочим?".
Его школа Чань-Буддизма придерживалась позиции, что просветление может прийти только в виде мгновенного озарения! Бодхидхарма считал, что буддисты господствующей ветви религии использовали уроки Будды как костыль, что на самом деле затрудняло просветление. Поэтому одним из его самых известных высказываний стало: "Если встретишь Будду на дороге - убей его!".
- Учитель, пожалуйста, успокойте мой разум!
- Покажи мне тот разум, дабы я мог успокоить его.
- Но я не могу показать вам мой разум!
- Что же, тогда я успокоил его.
Он использовал загадки и парадоксы, дабы постоянно подталкивать разум учеников на размышление вне себя! Эти загадки, называемые "Коаны", демонстрируют абсурдность истины, хотя бы в той мере как её понимает субъективное своё "Я": "Слышен ли звук падающего дерева в лесу, если рядом никого нет?", "Что же может быть хлопком одной ладони?", "Каким было ваше лицо до рождения ваших родителей?". Дело не в том, чтобы найти ответ на коаны, но понять, почему ответа на них быть не может!
Слова и язык завязаны друг на друге, а посему бесполезны. Другими словами, "факты", как мы их знаем, являются иллюзиями! Все утверждения суть язык, и по определению лишь точка зрения!
"Брехня! Научный метод доказывает, что мы способны к установлению объективной действительности посредством повторного эксперимента!". Ах, но "принцип неопределенности" квантовой механики доказывает, что субатомные частицы меняют своё поведение, будучи наблюдаемы исследователями! Даже физика запятнана своим "Я"!
Настоящая истина основана на опыте, и не может быть опосредована. Это неотложный принцип: "Вы должны быть там". Язык, наука, даже искусство - все субъективны, а потому им нельзя верить! Единственной истиной, помещённой в коан, основанный на языке, является устойчивый знак вопроса, ответом на который будет. а существует ли этот самый ответ?! Созерцание этого в медитации позволяет "Войти в тишину". В таком состоянии различия между вами и остальной вселенной, часть которого вы являетесь, стираются. а достижения мира возможно, только если вы станете единым целым с объективной действительностью. Именно таким образом Бодхидхарма и проповедовал Дъьяну, которую китайцы выговаривали как "Чань", а японцы приспособили как "Дзэн".
Продолжительная медитация требует столь же много телесных сил, сколь и умственных. Чтобы поддерживать монахов Шаолиня в отличном физическом состоянии, Бодхидхарма разработал энергичную систему упражнений. Его учение справедливо назвали их "упорной работой" или кунг-фу по-китайски! Неизвестно, намеревался ли Бодхидхарма на самом деле развить свои упражения в систему обороны, однако легендарная способность мастера боевых искусств без усилий реагировать и отражать удары, направленные на него, является прекрасным примером идеала дзэн - уничтожения различий между своим "Я" и остальным миром!
Легенда гласит, что в последний раз престарелого Бодхидхарму видели покидающим Китай через западные ворота, с одним из его сандалий, балансирующих на голове! Он всегда был из тех, кто готов прервать беседы на полуслове, лишь бы донести свою идею.
В фигуре Бодхидхармы переплелись как реальные, так и вымышленные черты. Во многом это собирательный, фольклорный образ, который формировался на протяжении нескольких столетий и в котором трудно различить, где правда, а где вымысел.
Бодхидхарме приписывается стихотворение из четырех строк, которое выражает основные положения чань:
Особая передача вне учения
Не основывается на словах и письменных знаках
Указывая непосредственно на сознание,
Оно позволяет увидеть [собственную] природу и достичь состояния Будды.
- принимать все печали и горести, не проявляя ненависти к тому, кто их причиняет;
- следовать закону причинности и не роптать на судьбу, спокойно принимать счастье и несчастье, приобретение и утрату;
- избавиться от страстей, не иметь стремлений;
- следовать Дхарме.
В этом учении нет ничего из того, что было характерно для последующего чань-буддизма и отличало его от остальных буддийских школ. Все положения находятся в четком соответствии с буддизмом махаяны.
По всей видимости, исторический мастер Бодхидхарма не использовал парадоксальных речей для просветления своих учеников и не совершал тех чудесных деяний, которые приписывались ему позднейшей чаньской традицией. Образ Бодхидхармы менялся по мере развития чань, в результате чего был создан портрет идеального наставника, наследника традиции Будды и Махакашьяпы*.
*Чань-буддисты возводят своё учение непосредственно к Будде и его ученику Махакашьяпе:
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"
Откуда в Китай пришел буддизм?
Обычно среди обывателей бытует мнение, что буддизм в Китай принес монах Бодхидхарма.
Но к его приходу в Китае буддизм уже процветал, о чем свидетельствует буддистский монастырь Шаолинь, где остановился Бодхидхарма.
Буддизм как не странно в Китай пришел не из Индии, а с территории Центральной Азии .
Основателем китайского буддизма считается парфянский монах Ань Ши-гао, прибывший в Лоян в 148 г. - монография Е.Бариновой КОНТАКТЫ КИТАЯ С ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИЕЙ В ДУХОВНОЙ СФЕРЕ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ
Правда затем пальму первенства перехватили индийские буддисты, которых в 6 веке только в одном Лояне проживало около 3 тысяч.
Но зато буддистские тексты (сутры) на китайский язык перевел выходец из Кушанского царства Кумараджива.
Кумараджива (344 или 350—409 или 431) — буддийский монах, один из четырёх крупнейших переводчиков буддийской литературы на китайский язык (наряду с Ань Шигао, Чжэньди и Сюаньцзаном). Кумараджива (344 или 350—409 или 431) — буддийский монах, один из четырёх крупнейших переводчиков буддийской литературы на китайский язык (наряду с Ань Шигао, Чжэньди и Сюаньцзаном).Буддизм конечно не стал ведущей религией в ортодоксальном китайском обществе. Но главное, он начал разрушать веру китайцев в том, что у варваров нечему научиться. И даже неслыханное дело этнические китайцы начали паломничать к святым местам буддизма в Индии и Центральной Азии.
Буддизм имел большой успех не только у китайцев, но и у северных кочевников. Такой успех, что даже вождь сюнну Хэлян Бобо сам провозгласил себя Буддой и выбил на своей спине его изображение. Именно с этого периода началось победное шествие буддизма среди кочевников, что привело позже к тому что Ламаизм стал основной религией монголов.
Культура Китая
История зарождения чань-буддизма в Китае хранит в себе много мифов и легенд, что является отличительной чертой китайской традиции. Учение Чань, или Дзэн в японском чтении, стало едва ли не «визитной карточкой» всей дальневосточной цивилизации. В свою очередь центром зарождения и развития чань-буддизма в Китае является монастырь Шаолиньсы.
Данная статья посвящена мифам и реалиям прихода в Китай полулегендарной личности, первопатриарху чань-буддизма - Бодхидхарме.
Каноническая версия прихода Бодхидхармы
Бодхидхарма (кит. Путидамо, 菩提达摩) является ключевой и, пожалуй, самой таинственной фигурой не только в истории Шаолиньского монастыря, но и в истории зарождения в Китае буддизма Чань (кит. 禅宗 ) и китайских боевых искусств – ушу (кит. 武术 ).
О легенде прихода Бодхидхармы в Китай в «Записках об истории драгоценного учения» ( 历代法宝记 ) 774 г., найденных в Дунхуане, существуют следующие записи:
«Бодхидхарма, сын одного из правителей южной Индии, рано уходит из дома и присоединяется к буддийской общине.
Постепенно, благодаря необычайным способностям, он становится духовным лидером буддизма и 28 буддийским патриархом. Обеспокоенный тем, что буддийское учение неправильно понимается в Китае, в 520 г. Бодхидхарма отправляется в Поднебесную.
«После того, как Бодхидхарма добрался до Лояна (столицы Северная Вэй), он посетил монастыри Сиуфаньсы и Юнбинсы, а затем поселился в монастыре Шаолинь в горах Суньшань», где начал передавать свое учение монахам этого монастыря. Но монахи не смогли его понять, и тогда «он удалился в пещеру недалеко от монастыря и провел там девять лет в глубокой медитации. Птицы не боялись его, размещая на его плечах свои гнезда, а пауки плели паутины на его руках и ладонях. Со временем его тень оставила следы на стене, перед которой он сидел».
Исторические источники о Бодхидхарме
Самими ранними из дошедших до нас источников, который упоминает миссионера Бодхидхарму, является «Лоян цзюэлань цзи» («Хроники монашеской общины-сангхи Лояна»), составленный в 547 г. Ян Сюаньчжи.
Согласно «Хроникам», Бодхидхарма поистине был восхищен видом пагоды Юаньнинсы (Вечного покоя) и провел несколько дней перед ней, молитвенно сложив руки. Судя по крайне поверхностному характеру упоминания Бодхидхармы в тексте «Хроник», несложно сделать вывод, что в ту пору этот миссионер ничем не запомнился составителю трактата. Ни о какой его проповеднической деятельности здесь речи не идет, тем более не упоминается и учение Чань. Упомянутый эпизод с Бодхидхармой служит фоном для описания одной из самых красивых пагод города Лояна. Поскольку Лоян находится в нескольких десятках км от Шаолиньсы, то это в какой-то мере подтверждает пребывание Бодхидхармы в районе священных гор Суньшань. Несложно заметить, что «Хроники» достаточно равнодушно отнеслись к приходу человека, которому, согласно легендам, суждено было стать патриархом крупнейшего учения китайского буддизма.
И все же, в «Хрониках» встречается несколько интересных подробностей. Известно, что Бодхидхарма был монахом из Центральной Азии в возрасте пятидесяти пяти лет. Столь точное указание на возраст придает некий историзм фигуре буддийского проповедника, но странным является упоминание того, что Бодхидхарма был миссионером из Центральной Азии (и не слова о южной Индии!).
Следующий по времени трактат был написан в 645 г., то есть через столетие после «Хроник монашеской общины-сангхи Лояна». Речь идет о «Продолжении жизнеописаний достойных монахов» ( 续高僧传 ), одном из самых известных трактатов по истории китайского буддизма, чье авторство приписывается монаху Даосюаню. В нем впервые упоминается о ранее нигде не встречавшихся и позже ставших классикой чань-буддизма ключевых моментах того вероучения, что принес Бодхидхарма. Там говорится, что Бодхидхарма принес в Китай учение о «четырех деяниях», осуществление которых позволяет постичь истинную суть дхианы, а также указал путь к достижению: медитация, заключающаяся в молчаливом «созерцании стены» ( 壁观 ).
В «Продолжении жизнеописаний» впервые встречается «индийская версия» происхождения патриарха, ставшая позже канонической. Образ Бодхидхармы обрастает биографией, весьма характерной для индийских миссионеров того времени. Из этого источника становится известно, что Бодхидхарма был сыном одного из индийских правителей, который, постигнув глубины учения Большой колесницы, то есть Махаяны, отправляется с проповедью в Китай и посещает Лоян. Можно предположить, что ко времени канонической даты прихода патриарха в Шаолиньсы, т.е. к 520 году, Бодхидхарма действительно перебрался на север Китая.
В начале VIII века появляется целый ряд трудов, где образ Бодхидхармы постепенно обрастает историческими подробностями и начинает тесно связываться именно с созданием школы Чань. Окончательная версия биографии Бодхидхармы, равно как и других чаньских наставников, содержится в «Записи о передаче светильника» ( 景德传灯录 ). Здесь же встречаются и примечательные подробности смерти Бодхидхармы, которая несла собой смысл для становления чань-буддизма:
«Бодхидхарма был родом из касты брахманов и приходился третьим сыном правителю южной Индии. Обладая живым умом, он достиг несравненных познаний. Получив передачу высшей драгоценности Дхармы, он пробудил в себе «взор познания» Будды, всех живых существ. Решив помочь жителям Китая, он пересек все моря и поселился в горах Суньшань. В ту пору было не много тех, кто признал его. Лишь Даоюй и Хуэйкэ, благодаря зрелости своего сердца, тайно поклонились ему и устремились к его наставлениям. Они следовали за ним в течение шести лет и, в конце концов, достигли просветления. После чего наставник спросил их: «Способны ли вы посвятить свою жизнь Дхарме?». В ответ Хуэкэ отрубил свою руку, желая доказать свою искренность…
В то время двор правителя разрастался с каждым днем, и даже достойные монахи испытывали не малую ревность друг к другу и, уже, не будучи способными, обуздать свои амбиции, сыпали яд в пищу своим соперникам. Великий наставник, зная об этом, съел отравленную пищу, но яд не нанес ему вреда. Однако Бодхидхарма, понимая, что недруги не оставят попыток его отравить, обратился к Хуэкэ со следующими словами: «Я пришел сюда, чтобы проповедовать Дхарму. И мне удалось передать ее вам, а поэтому мне не имеет больше смысла оставаться здесь – я должен покинуть вас». Сказав это, он собрал учеников и еще раз изложил основы своего учения. Затем он принял отравленную пищу и вскоре умер… В день его смерти Сун Юнь, посланник двора правителя периода Северная Вэй, возвращаясь с запада, пересекал Луковое плато и повстречал Бодхидхарму, возвращающегося на Запад. Тот сказал ему: «Правитель твоей страны скончался сегодня». Сун Юнь поинтересовался судьбой проповеди наставника Дхармы, тот же ему ответил: «Через сорок лет найдется в Китае последователь Пути, которому будет суждено распространить мое учение». Когда ученики Бодхидхармы, услышав рассказ Сун Юня, раскрыли могилу своего наставника, то обнаружили в ней лишь пустой гроб».
Внутри монастыря Шаолинь, есть одна высокая стела времен династии Юань (1279-1368 гг. н.э.). Наверху написано «Стела учителя Дамо с гор Суньшань монастыря Шаолиньчаньсы, Хэнань, годы Чжунцзянь, династия Юань» ( 大元重建河南嵩山少林禅寺肃梁达摩大师碑 ). Эта стела была установлена в 1347 г. настоятелем монастыря Сианижан ( 息庵义让 : 1284-1340 гг.) и императрицей Цинмин.
На обратной стороне стелы ведущим монахом монастыря Шаолиньсы Сианижан в шестой год под девизом Чжичжэн (1346 г.) написаны «Записки, удостоверяющие реальность прихода первопатриарха Путидамо» ( 初祖菩提达摩来往行实之记 ), отражающие множество событий из жизни Дамо:
«Временем прихода Дамо в Поднебесную является 527 год ( 肃梁达通元年 ) 1-го сентября. Он был встречен императором Лиан У-ди.
1-го октября он прибыл в город Цзинлин ( 金陵 ). 19-го числа перебрался через реку Янцзы. 3-го ноября прибыл в город Лоян и поселился в Шаолиньсы;
В этом году в ночь 9-го декабря был большой снегопад, его ученик Шэнгуан, отрубив себе руку просил учения, принял монашеское имя Хуйкэ;
Император Сяо Мин-ди ( 孝明帝 ) три раза приглашал Дамо, но он отказывал.
После 9-ти летней медитации он вернулся в Индию.
Перед отправлением в Индию он передал патру и рясу своему ученику Хуйкэ (что означает передачу учения)».
Проследив хронологически записи о Бодхидхарме в архивах Шаолиньсы, можно заметить, что со временем содержание хроник изменяется и это связано с определенными тенденциями в китайской традиции написания хроник.
Историки указывают что источниками, которым можно верить являются «Хроники Лояна» и «Продолжения жизнеописания достойных монахов». В них не указывается на то, что Дамо жил в Шаолиньсы, тем более нет записей о том, что он сидел девять лет в медитации.
На сегодняшний момент можно считать историческими только следующие сведения, связанные с личностью Путидамо:
Путидамо родом из южной Индии, примерно в конце периода Южных династий (420-479) прибыл в государство Сун. Перебравшись через реку Янцзы, пришел в государство Вэй. В Лояне посетил монастыри Сиуфаньсы и Юаньнинсы. Он часто бывал в горах Суньшань, где медитировал. Примерно в годы Тайпин (534-537 гг.) он умер в районе реки Лохэ и был погребен в монастыре Кунсиансы гор Сюнъершань.
Учениками Путидамо были Хуэйкэ, Сэнфу, Даоюй, Линьфаши, Хуагун, Хэчаньши. Что касается вопроса о том жил ли Дамо в Шаолиньсы, на данный момент нет достоверных сведений. Путидамо и Бато (основатель Шаолиньсы), Путилиучжи, Лэнамоти являются людьми одного времени, все были в окрестностях Шаошишань, все являются индийцами, но в хрониках последних трех учителей не встречается ни одной записи о том, что они встречались с Дамо. Разве это не доказывает, что Дамо не был в Шаолиньсы?
Загадка Бодхидхармы и китайская традиция
Для чего традиции нужно было представить следующему поколению Дамо совершенно другого, совершенно не схожего с реальным Дамо? Если предположительно он даже и не был в Шаолиньсы, для чего его представили как одну из самих знаменитых личностей этого монастыря? Почему ему приписали славу основателя школы Чань и начало занятий ушу в Шаолиньсы? И почему вопрос о его смерти тоже имеет так много разногласий?
За всеми этими загадками стоит традиция. Видимо традиции нужно было найти определенного человека, который смог бы связать воедино сложные переплетения истории, связанные с историей Чань и Шаолиньсы. Ранние источники являются более правдивыми, так как тогда чань-буддизм только зарождался, и не имело смысла систематизировать знания и линию преемственности школы.
Но со временем школа разрослась, выделилось много направлений, и учение изменилось, точнее оформилось. Учение, можно сказать, «китаизировалось», стало более подходящим для китайской почвы. Повлияли на буддизм и местные народные культы, которые приблизительно в это же время оформились в даосизм. Хотя даосизм начинает свою историю с знаменитого трактата «Даодэцзин», который приписывается Лао-цзы, но реальное оформление учение получило в середине 1 тыс. н.э. Здесь большую роль сыграл буддизм, придав оформленность даосизму, который до этого представлял из себя конгломерат огромного количества школ, не имеющих определенной системы представлений и системы существования, как это было в буддизме. Тогда даосизм не только получил свое оформление, но и начал самоидентифицировать себя в этой сложной системе духовных учений, которые были на тот момент в Китае.
Но буддизм, придя на китайскую почву, тоже изменился, он «китаизировался». Буддизм, прежде всего, воспринял от даосов «терминологию и многие формы и практики». Можно вспомнить классический пример, связанный с Дамо. Это история появления «Канона изменения мышц и сухожилий», приписываемая учителю Дамо. Как говорит каноническая теория прихода Бодхидхармы в Шаолиньсы, после девятилетней медитации мышцы и сухожилия Дамо настолько ослабли, что он даже не мог встать. Тогда для того, чтобы восстановить свое здоровье, создал этот комплекс упражнений, который был очень похож на даосские практики «Даоинь».
Обратимся к центральному источнику об истории Бодхидхармы - «Запискам о передаче светильника». Именно эти «Записки» сбивали с толку многие поколения буддистов. Важно понять, почему автору этих «Записок» нужно было превратить личность, совершенно не связанную с Шаолиньсы, в первого патриарха Чань? Нужна была систематизация не только линии преемственности учения, но и самого учения. На тот момент традиции требовалось выделить личность такую, от которой начиналось бы чаньское учение, иными словами, единый исток традиции. Можно предположить, что Бодхидхарма - исторический персонаж, который некоторое время жил в окрестностях Шаолиньсы. Возможно, не он являлся основателем чаньского учения, и основоположником занятий боевой подготовкой в монастыре. Система занятий, скорее всего, сложилась во времена династии Юань ( 元代 ) при наставнике Фуюе ( 福裕 ). Дамо - это личность скорее выдуманная, чем реальная.
Если посмотреть на культуру Поднебесной через призму истории, можем заметить, что таких примеров в истории страны очень много и что самые важные факты любого исторического периода могут быть изменены традицией. Но зачем китайской традиции нужно изменять свое отношение к историческим фактам? Наверное, если бы китайская традиция не была склонна к таким преувеличениям, то она оборвалась бы. Именно таким образом она защищает себя от разрушения, такая рефлексия срабатывает именно тогда, когда этого требует история. Ведь вспомним, что систематизация чаньских хроник произошла во время династии Юань, а это монгольская династия. Китайская традиция, чтобы себя защитить включает определенные «исторические» механизмы, чтобы идентифицировать себя, не дать себе разрушиться, защитить себя от атак внешних вторжений.
Стоит заметить, что в истории Китая было две некитайских династии (Юань и Цинь), и правили они довольно удачно. Но почему? А потому что с приходом на китайскую почву они «китаизировались», не могли насадить свои традиции и со временем растворялись в китайском генотипе.
В истории жизнеописания Бодхидхармы во всей полноте проявилась оппозиция исторического и мифологического подходов, существующая в китайском сознании. Китайская традиция никогда не допускала чисто исторического подхода. Истинность личности подтверждалась не надежностью исторических источников, а мифологической мощью этой личности.
Бодхидхарма воспринимается не столько как реальный человек или его мифическое отражение, сколько как антропоморфный образ всего чаньского учения, символически воплотившийся в одной личности. Логика китайской традиции всегда требует четкой линии преемственности знания для каждой духовной школы. Нужен был единый образ первопатриарха – яркий и необычный, который сконцентрировал бы в себе все признаки сакральности и в то же время не отдалил бы Бодхидхарму от «профанной реальности», как это, в частности, произошло с образами Будды и бодисаттв. Сама необычность этого образа – девятилетняя медитация лицом к стене, пересечение моря то ли в соломенной сандалии, то ли на ветке тростника, яростность и необузданность поведения – были призваны лишь подчеркнуть святость его земного образа, поскольку других признаков святости кроме необычности и чудесности поведения, китайская традиция не знала.
Бодхидхарма должен был очевидным образом отличится от других проповедников – сама традиция требовала от него непохожести на других. Миф о Бодхидхарме ковался по традиционным меркам китайского канона святости, и эта фигура начинает постепенно связываться со всеми важнейшими событиями в чань-буддизме: фактом создания Чань, разделением на Южную и Северную школы, созданием постулата о «двух формах проникновения в суть Чань», «четыре типа практики» и «передачи сердца», созданием основной формы медитации «созерцание стены» и т.д. Малоизвестный индийский проповедник становится буквально центром всего учения Чань, духовным средоточием всей культуры китайской дхианы.
Религия и философия Китая
История зарождения чань-буддизма в Китае хранит в себе много мифов и легенд, что является отличительной чертой китайской традиции. Учение Чань, или Дзэн в японском чтении, стало едва ли не «визитной карточкой» всей дальневосточной цивилизации. В свою очередь центром зарождения и развития чань-буддизма в Китае является монастырь Шаолиньсы.
Данная статья посвящена мифам и реалиям прихода в Китай полулегендарной личности, первопатриарху чань-буддизма - Бодхидхарме.
Каноническая версия прихода Бодхидхармы
Бодхидхарма (кит. Путидамо, 菩提达摩) является ключевой и, пожалуй, самой таинственной фигурой не только в истории Шаолиньского монастыря, но и в истории зарождения в Китае буддизма Чань (кит. 禅宗 ) и китайских боевых искусств – ушу (кит. 武术 ).
О легенде прихода Бодхидхармы в Китай в «Записках об истории драгоценного учения» ( 历代法宝记 ) 774 г., найденных в Дунхуане, существуют следующие записи:
«Бодхидхарма, сын одного из правителей южной Индии, рано уходит из дома и присоединяется к буддийской общине.
Постепенно, благодаря необычайным способностям, он становится духовным лидером буддизма и 28 буддийским патриархом. Обеспокоенный тем, что буддийское учение неправильно понимается в Китае, в 520 г. Бодхидхарма отправляется в Поднебесную.
«После того, как Бодхидхарма добрался до Лояна (столицы Северная Вэй), он посетил монастыри Сиуфаньсы и Юнбинсы, а затем поселился в монастыре Шаолинь в горах Суньшань», где начал передавать свое учение монахам этого монастыря. Но монахи не смогли его понять, и тогда «он удалился в пещеру недалеко от монастыря и провел там девять лет в глубокой медитации. Птицы не боялись его, размещая на его плечах свои гнезда, а пауки плели паутины на его руках и ладонях. Со временем его тень оставила следы на стене, перед которой он сидел».
Исторические источники о Бодхидхарме
Самими ранними из дошедших до нас источников, который упоминает миссионера Бодхидхарму, является «Лоян цзюэлань цзи» («Хроники монашеской общины-сангхи Лояна»), составленный в 547 г. Ян Сюаньчжи.
Согласно «Хроникам», Бодхидхарма поистине был восхищен видом пагоды Юаньнинсы (Вечного покоя) и провел несколько дней перед ней, молитвенно сложив руки. Судя по крайне поверхностному характеру упоминания Бодхидхармы в тексте «Хроник», несложно сделать вывод, что в ту пору этот миссионер ничем не запомнился составителю трактата. Ни о какой его проповеднической деятельности здесь речи не идет, тем более не упоминается и учение Чань. Упомянутый эпизод с Бодхидхармой служит фоном для описания одной из самых красивых пагод города Лояна. Поскольку Лоян находится в нескольких десятках км от Шаолиньсы, то это в какой-то мере подтверждает пребывание Бодхидхармы в районе священных гор Суньшань. Несложно заметить, что «Хроники» достаточно равнодушно отнеслись к приходу человека, которому, согласно легендам, суждено было стать патриархом крупнейшего учения китайского буддизма.
И все же, в «Хрониках» встречается несколько интересных подробностей. Известно, что Бодхидхарма был монахом из Центральной Азии в возрасте пятидесяти пяти лет. Столь точное указание на возраст придает некий историзм фигуре буддийского проповедника, но странным является упоминание того, что Бодхидхарма был миссионером из Центральной Азии (и не слова о южной Индии!).
Следующий по времени трактат был написан в 645 г., то есть через столетие после «Хроник монашеской общины-сангхи Лояна». Речь идет о «Продолжении жизнеописаний достойных монахов» ( 续高僧传 ), одном из самых известных трактатов по истории китайского буддизма, чье авторство приписывается монаху Даосюаню. В нем впервые упоминается о ранее нигде не встречавшихся и позже ставших классикой чань-буддизма ключевых моментах того вероучения, что принес Бодхидхарма. Там говорится, что Бодхидхарма принес в Китай учение о «четырех деяниях», осуществление которых позволяет постичь истинную суть дхианы, а также указал путь к достижению: медитация, заключающаяся в молчаливом «созерцании стены» ( 壁观 ).
В «Продолжении жизнеописаний» впервые встречается «индийская версия» происхождения патриарха, ставшая позже канонической. Образ Бодхидхармы обрастает биографией, весьма характерной для индийских миссионеров того времени. Из этого источника становится известно, что Бодхидхарма был сыном одного из индийских правителей, который, постигнув глубины учения Большой колесницы, то есть Махаяны, отправляется с проповедью в Китай и посещает Лоян. Можно предположить, что ко времени канонической даты прихода патриарха в Шаолиньсы, т.е. к 520 году, Бодхидхарма действительно перебрался на север Китая.
В начале VIII века появляется целый ряд трудов, где образ Бодхидхармы постепенно обрастает историческими подробностями и начинает тесно связываться именно с созданием школы Чань. Окончательная версия биографии Бодхидхармы, равно как и других чаньских наставников, содержится в «Записи о передаче светильника» ( 景德传灯录 ). Здесь же встречаются и примечательные подробности смерти Бодхидхармы, которая несла собой смысл для становления чань-буддизма:
«Бодхидхарма был родом из касты брахманов и приходился третьим сыном правителю южной Индии. Обладая живым умом, он достиг несравненных познаний. Получив передачу высшей драгоценности Дхармы, он пробудил в себе «взор познания» Будды, всех живых существ. Решив помочь жителям Китая, он пересек все моря и поселился в горах Суньшань. В ту пору было не много тех, кто признал его. Лишь Даоюй и Хуэйкэ, благодаря зрелости своего сердца, тайно поклонились ему и устремились к его наставлениям. Они следовали за ним в течение шести лет и, в конце концов, достигли просветления. После чего наставник спросил их: «Способны ли вы посвятить свою жизнь Дхарме?». В ответ Хуэкэ отрубил свою руку, желая доказать свою искренность…
В то время двор правителя разрастался с каждым днем, и даже достойные монахи испытывали не малую ревность друг к другу и, уже, не будучи способными, обуздать свои амбиции, сыпали яд в пищу своим соперникам. Великий наставник, зная об этом, съел отравленную пищу, но яд не нанес ему вреда. Однако Бодхидхарма, понимая, что недруги не оставят попыток его отравить, обратился к Хуэкэ со следующими словами: «Я пришел сюда, чтобы проповедовать Дхарму. И мне удалось передать ее вам, а поэтому мне не имеет больше смысла оставаться здесь – я должен покинуть вас». Сказав это, он собрал учеников и еще раз изложил основы своего учения. Затем он принял отравленную пищу и вскоре умер… В день его смерти Сун Юнь, посланник двора правителя периода Северная Вэй, возвращаясь с запада, пересекал Луковое плато и повстречал Бодхидхарму, возвращающегося на Запад. Тот сказал ему: «Правитель твоей страны скончался сегодня». Сун Юнь поинтересовался судьбой проповеди наставника Дхармы, тот же ему ответил: «Через сорок лет найдется в Китае последователь Пути, которому будет суждено распространить мое учение». Когда ученики Бодхидхармы, услышав рассказ Сун Юня, раскрыли могилу своего наставника, то обнаружили в ней лишь пустой гроб».
Внутри монастыря Шаолинь, есть одна высокая стела времен династии Юань (1279-1368 гг. н.э.). Наверху написано «Стела учителя Дамо с гор Суньшань монастыря Шаолиньчаньсы, Хэнань, годы Чжунцзянь, династия Юань» ( 大元重建河南嵩山少林禅寺肃梁达摩大师碑 ). Эта стела была установлена в 1347 г. настоятелем монастыря Сианижан ( 息庵义让 : 1284-1340 гг.) и императрицей Цинмин.
На обратной стороне стелы ведущим монахом монастыря Шаолиньсы Сианижан в шестой год под девизом Чжичжэн (1346 г.) написаны «Записки, удостоверяющие реальность прихода первопатриарха Путидамо» ( 初祖菩提达摩来往行实之记 ), отражающие множество событий из жизни Дамо:
«Временем прихода Дамо в Поднебесную является 527 год ( 肃梁达通元年 ) 1-го сентября. Он был встречен императором Лиан У-ди.
1-го октября он прибыл в город Цзинлин ( 金陵 ). 19-го числа перебрался через реку Янцзы. 3-го ноября прибыл в город Лоян и поселился в Шаолиньсы;
В этом году в ночь 9-го декабря был большой снегопад, его ученик Шэнгуан, отрубив себе руку просил учения, принял монашеское имя Хуйкэ;
Император Сяо Мин-ди ( 孝明帝 ) три раза приглашал Дамо, но он отказывал.
После 9-ти летней медитации он вернулся в Индию.
Перед отправлением в Индию он передал патру и рясу своему ученику Хуйкэ (что означает передачу учения)».
Проследив хронологически записи о Бодхидхарме в архивах Шаолиньсы, можно заметить, что со временем содержание хроник изменяется и это связано с определенными тенденциями в китайской традиции написания хроник.
Историки указывают что источниками, которым можно верить являются «Хроники Лояна» и «Продолжения жизнеописания достойных монахов». В них не указывается на то, что Дамо жил в Шаолиньсы, тем более нет записей о том, что он сидел девять лет в медитации.
На сегодняшний момент можно считать историческими только следующие сведения, связанные с личностью Путидамо:
Путидамо родом из южной Индии, примерно в конце периода Южных династий (420-479) прибыл в государство Сун. Перебравшись через реку Янцзы, пришел в государство Вэй. В Лояне посетил монастыри Сиуфаньсы и Юаньнинсы. Он часто бывал в горах Суньшань, где медитировал. Примерно в годы Тайпин (534-537 гг.) он умер в районе реки Лохэ и был погребен в монастыре Кунсиансы гор Сюнъершань.
Учениками Путидамо были Хуэйкэ, Сэнфу, Даоюй, Линьфаши, Хуагун, Хэчаньши. Что касается вопроса о том жил ли Дамо в Шаолиньсы, на данный момент нет достоверных сведений. Путидамо и Бато (основатель Шаолиньсы), Путилиучжи, Лэнамоти являются людьми одного времени, все были в окрестностях Шаошишань, все являются индийцами, но в хрониках последних трех учителей не встречается ни одной записи о том, что они встречались с Дамо. Разве это не доказывает, что Дамо не был в Шаолиньсы?
Загадка Бодхидхармы и китайская традиция
Для чего традиции нужно было представить следующему поколению Дамо совершенно другого, совершенно не схожего с реальным Дамо? Если предположительно он даже и не был в Шаолиньсы, для чего его представили как одну из самих знаменитых личностей этого монастыря? Почему ему приписали славу основателя школы Чань и начало занятий ушу в Шаолиньсы? И почему вопрос о его смерти тоже имеет так много разногласий?
За всеми этими загадками стоит традиция. Видимо традиции нужно было найти определенного человека, который смог бы связать воедино сложные переплетения истории, связанные с историей Чань и Шаолиньсы. Ранние источники являются более правдивыми, так как тогда чань-буддизм только зарождался, и не имело смысла систематизировать знания и линию преемственности школы.
Но со временем школа разрослась, выделилось много направлений, и учение изменилось, точнее оформилось. Учение, можно сказать, «китаизировалось», стало более подходящим для китайской почвы. Повлияли на буддизм и местные народные культы, которые приблизительно в это же время оформились в даосизм. Хотя даосизм начинает свою историю с знаменитого трактата «Даодэцзин», который приписывается Лао-цзы, но реальное оформление учение получило в середине 1 тыс. н.э. Здесь большую роль сыграл буддизм, придав оформленность даосизму, который до этого представлял из себя конгломерат огромного количества школ, не имеющих определенной системы представлений и системы существования, как это было в буддизме. Тогда даосизм не только получил свое оформление, но и начал самоидентифицировать себя в этой сложной системе духовных учений, которые были на тот момент в Китае.
Но буддизм, придя на китайскую почву, тоже изменился, он «китаизировался». Буддизм, прежде всего, воспринял от даосов «терминологию и многие формы и практики». Можно вспомнить классический пример, связанный с Дамо. Это история появления «Канона изменения мышц и сухожилий», приписываемая учителю Дамо. Как говорит каноническая теория прихода Бодхидхармы в Шаолиньсы, после девятилетней медитации мышцы и сухожилия Дамо настолько ослабли, что он даже не мог встать. Тогда для того, чтобы восстановить свое здоровье, создал этот комплекс упражнений, который был очень похож на даосские практики «Даоинь».
Обратимся к центральному источнику об истории Бодхидхармы - «Запискам о передаче светильника». Именно эти «Записки» сбивали с толку многие поколения буддистов. Важно понять, почему автору этих «Записок» нужно было превратить личность, совершенно не связанную с Шаолиньсы, в первого патриарха Чань? Нужна была систематизация не только линии преемственности учения, но и самого учения. На тот момент традиции требовалось выделить личность такую, от которой начиналось бы чаньское учение, иными словами, единый исток традиции. Можно предположить, что Бодхидхарма - исторический персонаж, который некоторое время жил в окрестностях Шаолиньсы. Возможно, не он являлся основателем чаньского учения, и основоположником занятий боевой подготовкой в монастыре. Система занятий, скорее всего, сложилась во времена династии Юань ( 元代 ) при наставнике Фуюе ( 福裕 ). Дамо - это личность скорее выдуманная, чем реальная.
Если посмотреть на культуру Поднебесной через призму истории, можем заметить, что таких примеров в истории страны очень много и что самые важные факты любого исторического периода могут быть изменены традицией. Но зачем китайской традиции нужно изменять свое отношение к историческим фактам? Наверное, если бы китайская традиция не была склонна к таким преувеличениям, то она оборвалась бы. Именно таким образом она защищает себя от разрушения, такая рефлексия срабатывает именно тогда, когда этого требует история. Ведь вспомним, что систематизация чаньских хроник произошла во время династии Юань, а это монгольская династия. Китайская традиция, чтобы себя защитить включает определенные «исторические» механизмы, чтобы идентифицировать себя, не дать себе разрушиться, защитить себя от атак внешних вторжений.
Стоит заметить, что в истории Китая было две некитайских династии (Юань и Цинь), и правили они довольно удачно. Но почему? А потому что с приходом на китайскую почву они «китаизировались», не могли насадить свои традиции и со временем растворялись в китайском генотипе.
В истории жизнеописания Бодхидхармы во всей полноте проявилась оппозиция исторического и мифологического подходов, существующая в китайском сознании. Китайская традиция никогда не допускала чисто исторического подхода. Истинность личности подтверждалась не надежностью исторических источников, а мифологической мощью этой личности.
Бодхидхарма воспринимается не столько как реальный человек или его мифическое отражение, сколько как антропоморфный образ всего чаньского учения, символически воплотившийся в одной личности. Логика китайской традиции всегда требует четкой линии преемственности знания для каждой духовной школы. Нужен был единый образ первопатриарха – яркий и необычный, который сконцентрировал бы в себе все признаки сакральности и в то же время не отдалил бы Бодхидхарму от «профанной реальности», как это, в частности, произошло с образами Будды и бодисаттв. Сама необычность этого образа – девятилетняя медитация лицом к стене, пересечение моря то ли в соломенной сандалии, то ли на ветке тростника, яростность и необузданность поведения – были призваны лишь подчеркнуть святость его земного образа, поскольку других признаков святости кроме необычности и чудесности поведения, китайская традиция не знала.
Бодхидхарма должен был очевидным образом отличится от других проповедников – сама традиция требовала от него непохожести на других. Миф о Бодхидхарме ковался по традиционным меркам китайского канона святости, и эта фигура начинает постепенно связываться со всеми важнейшими событиями в чань-буддизме: фактом создания Чань, разделением на Южную и Северную школы, созданием постулата о «двух формах проникновения в суть Чань», «четыре типа практики» и «передачи сердца», созданием основной формы медитации «созерцание стены» и т.д. Малоизвестный индийский проповедник становится буквально центром всего учения Чань, духовным средоточием всей культуры китайской дхианы.
Читайте также: