Отдых во время поста
Какие формы досуга предпочесть в пост, чтобы не потерять духовный настрой? Как быть, если на Рождественский пост выпадает день Ангела или день рождения? Можно ли звать гостей и чем их угощать? И вообще совместимы ли пост и праздники? На эти вопросы отвечае протоиерей Павел Гумеров, настоятель московского храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино.
– Отец Павел, что такое досуг? Каким он должен быть?
– Досуг – это свободное время, которое человек может использовать по своему разумению. У каждого из нас есть обязательные для исполнения дела – по службе и работе или связанные с заботой о семье и детях. А досуг – это некий приятный бонус, который человек может провести себе в утешение – и самыми различными способами. Но для христианина важно, чтобы досуг не был связан с грехом, особенно сейчас, в дни Рождественского поста. Об этом нужно помнить.
Досуг – это время, когда мы хотим расслабиться, снять напряжение, стресс. Это понятно, ведь жизнь людей сегодня, особенно тех, кто живет в мегаполисах, весьма преисполнена всевозможными стрессами: прессинг со всех сторон, цейтнот, в котором мы постоянно находимся. В желании сбросить это напряжение нет ничего греховного. Но, к сожалению, мы видим, что досуг многих людей не полезен ни душе, ни телу.
Как у нас традиционно проводят выходные? Есть такая светская поговорка: «Пятница – пьяница». То есть люди после трудовой недели вечером в пятницу начинают потреблять всякие снимающие, как им кажется, стресс крепкие алкогольные напитки, в субботу продолжают, в воскресенье опохмеляются, потому что надо как-то в себя прийти перед новой рабочей неделей, а в понедельник снова на работу. Вот такой цикл – и к сожалению, у очень многих. А ведь цикл этот совершенно неправильный. И не для этого даны нам выходные.
А кто-то не пьет, но все дни отдыха сидит у компьютера или перед телевизором. И это вредно и для души, и для тела, и для гармоничных отношений в семье. Твои домочадцы – дети и жена – хотят, чтобы ты с ними проводил время, а не играя в компьютерные игры или смотря по телевизору всё в подряд. Досуг всё же должен быть деятельный. Тебе в выходные необходимо получить заряд бодрости для следующей рабочей недели.
Мы, христиане, знаем: седьмой день – Господу Богу твоему. Это заповедь, ее нужно стараться исполнять, несмотря ни на что. Конечно, есть профессии – врачи «Скорой помощи», например, или водители общественного транспорта, – которые требуют работы и в воскресенье. Но, как правило, эти люди имеют скользящий график, и хотя бы в одно воскресенье месяца у них выходной. И его, а также по возможности и другие свои свободные от работы дни нужно посвящать Богу. Это главное.
– А как проводить свободное время в пост?
– Постом мы больше молимся, стараемся чаще бывать в храме. В пост необходимо исключить те способы досуга, которые либо находятся на грани греха, либо могут нас к греху легко привести: к лености, к праздности, к пьянству.
Стараться воздерживаться от компьютера и телевизора, хотя в канонах Церкви такие ограничения и не прописаны – просто потому, что в то время, когда составлялись каноны, не было ни того, не другого. Но каноны предписывают в пост воздерживаться от развлечений, а что такое телепередачи и фильмы, как не развлечение? И я бы посоветовал также воздерживаться от чтения светских журналов и газет, от бесконечного общения в соцсетях.
Пост нам дан как школа духовная, как время «боевых учений», в которое мы очень многому должны навыкнуть. Если мы ограничим себя только в пище, то душе от этого будет мало пользы. Пост должен быть не только постом для тела. Это и воздержание от мирской суеты – а в нее нас втягивают как раз СМИ.
Я положил себе за правило постом не смотреть никаких художественных фильмов, стараться поменьше обращаться к интернету, прежде всего светскому, – только если нужно ответить на письма или найти какую-то информацию, чтобы подготовиться к проповеди, к занятиям в школе или написать статью.
Если значительно ограничить себя в просмотре телепередач и в интернет-зависании, высвободится много времени для досуга духовного – для чтения книг. Опыт – и мой, и других людей, так поступающих, – свидетельствует: в несколько недель поста ты прочитываешь книг намного больше, чем за весь оставшийся год. И это могут быть не только книги духовного содержания, но и классическая литература не возбраняется.
Остается время и для общения с семьей, а наши близкие очень нуждаются в нашем внимании, особенно дети.
– На Рождественский пост выпадает время каникул и новогодних праздников. Как их лучше проводить? Куда можно сходить с детьми?
– Время Рождественского поста – время очень больших соблазнов. Почти две недели выходных! В эти дни очень многие дают слабину, впадают в леность… Но всё, что нам Господь дает, нужно сохранять как дар Божий и этот дар использовать с пользой.
Это время зимнее, и можно с детьми кататься на лыжах, на санках, на коньках. В Москве, например, сейчас много катков открывается. Ходить в музеи, на выставки, на концерты духовной и классической музыки…
Мы забыли старые хорошие настольные игры, в которые мы все играли в детстве, когда не было компьютеров и работали всего два-три телеканала, и то ограниченное время. А ведь эти игры очень развивали и смекалку, и умение думать. Когда у меня есть время, я с удовольствием играю с детьми в эти игры и возвращаюсь немножко в детство.
Можно встречаться и с друзьями, но без каких-то шумных застолий и пьяных посиделок, ведь дружеское общение предполагает не только такое времяпрепровождение. С друзьями можно делать добрые дела. Помогать храму, например.
В Москве постом храмы и монастыри организуют лектории, православные встречи, лекции, семинары, так что для москвичей есть и такая форма досуга в пост, очень полезная. И не только приходы в Москве организуют подобные мероприятия, но и в других городах.
– Существуют ли какие-то послабления для людей, в пост празднующих свой день рождения или день Ангела?
– Рождественский пост и так не строгий, если сравнить его сВеликим постом. В нем очень много дней, когда по Уставу можно есть рыбу. Но вообще христианин меру своего поста должен определить, посоветовавшись с духовником: у каждого своя мера поста, в зависимости от состояния здоровья и духовного уровня.
А день Ангела нужно праздновать общением с твоим Ангелом. Чем порадовать своего Ангела? Тем, что ты пришел в храм на Литургию, причастился. Если ты не смог в этот день причаститься, потому что работаешь, причастись в ближайший выходной после своего дня Ангела. Это будет подарок твоему Небесному покровителю, в честь которого ты крещен.
День рождения смело можно перенести на ближайшую субботу-воскресение, когда разрешается рыба. Да так и делают многие, потому что в выходные легче собрать на свой праздник родных и друзей. И день Ангела совершенно не возбраняется отпраздновать в ближайший выходной.
– Назовите три самые, на ваш взгляд, подходящие вида досуга в пост.
– Во-первых, молитва. Для большинства людей именно выходные – единственное время, когда они могут пойти в храм, когда они могут дома помолиться. Я думаю, что это самое главное. Не нужно думать, что, выстояв службу в церкви, мы сильно устанем, потому что есть общеизвестное правило: если человек не ленится в храм Божий ходить по воскресным дням, Господь больше сил ему дает, больше благословляет его труд. Ведь сила – качество относительное. Можно целыми днями лежать дома, и у тебя не будет никаких сил, а можно очень активно работать и в храм ходить, и у тебя силы будут, потому что ты делаешь хорошее дело и Господь тебя благословляет, ибо ты исполняешь Его заповедь.
Во-вторых, чтение духовной литературы. В-третьих, общение с ближними.
Вот три самых важных вида досуга: молитва, чтение, общение – семейное, с детьми, с супругами, с папами, с мамами, которые в это время особенно нуждаются в нашем внимании.
Поститься во время отдыха? Или отдыхать во время поста?
Если Великий пост — время, когда духовные труды приходится сочетать с привычной работой, то не уступающий ему по строгости Успенский часто ставит перед нами другую задачу — поститься во время отдыха. Или отдыхать во время поста?
Нет, я сейчас не буду рассуждать о том, можно ли во время поста загорать и купаться. Равно как и о том, как быть, если приехал на две недели в пансионат, а там все питание исключительно скоромное. Я лучше про изменение своей жизни.
Великий пост большинство из нас проводит там же, где живет и работает всегда. Тот же стол с компьютером, только ты стараешься все закончить быстрее и покинуть его раньше, чтобы успеть на Великий Канон. Тот же холодильник, только вместо колбасы в нем вареная фасоль. Те же родные, близкие и коллеги, только сейчас вы не смотрите с ними веселые комедии и не устраиваете шашлыки на даче.
Летом все по-другому. Вместо рабочего стола — балкон на море. Вместо холодильника — рюкзак с крупой и тушенкой. Вместо привычной череды знакомых лиц — случайные попутчики и непонятные чужеземцы. А я среди всего этого — какой?
Знаете, было в старину такое гадание. Клали перед младенцем разные предметы и загадывали, что к чему он потянется, тому с ним и быть. Потянется, например, к оружию — ждет его судьба военного, к рюмке — быть ему пьяницей, а если ко кресту — то священником. Летний пост — время, когда можно вновь почувствовать себя выбирающим свою судьбу младенцем среди чуждого и непонятного мира. Когда я почти абсолютно свободен в своем выборе, то потянет меня — к чему? Какие во мне проснутся чувства? Какие притихшие, ловко замаскировавшиеся в привычной суете страсти с новой силой вырвутся наружу?
В отпуске тоже есть воскресенья. И обычно бывает церковь, вот только добраться до нее часто требует гораздо больших усилий, чем в обычной жизни. Например, пройти до соседней деревни пятнадцать километров пешком. Или всего шесть километров, но при этом форсируя реку вброд. Или доехать каким-то транспортом до соседнего города в Провансе и там в храме Константинопольского патриархата выслушать богослужение на непонятном греческом языке. Или, как минимум, смириться с тем, что сегодня ты будешь стоять не среди цвета московской интеллигенции и слушать не прекрасный слаженный хор, а молиться с парой десятков бабушек в цветастых платках и байковых халатах, и на клиросе будут петь три таких же бабушки вразнобой.
Много нового можно узнать во время отпуска и о своем отношении к людям. Особенно к тем, которые «обслуживающий персонал». Тест на христианский персонализм — это готов ли ты обращаться к окружающим тебя официантам и горничным по имени и запоминать эти имена, кстати говоря, если общаешься с ними на протяжении какого-то времени. А вот щелкать пальцами — это атрибут какого-то другого мировоззрения, где отдельный человек — это не образ Божий, а какая-то досадная мелочь, почти насекомое.
Отпускные фотографии — тоже дело хорошее и полезное. Глядя на некоторые из них, вы с трудом поверите, что вон та чувственная особа с распущенными волосами, уронившая во время медленного танца голову на плечо знойному мачо, и скромница в платочке, яростно отстаивающая в интернет-дискуссиях воздержание до брака — это одно и то же лицо. Вы искренне гордились, что в свои «за двадцать» сохранили девственность и чувствовали превосходство по отношению к ровесницам, живущим в «гражданских браках»? Посмотрите на себя в зеркало, у вас на лице написано все, чего бы вы желали на самом деле.
Вы еще только выбираете, где провести отпуск? Подумайте, а для чего вам нужно это место: для того, чтобы действительно восстановить силы и привести мысли в порядок, или для того, чтобы фотоотчет выглядел солидно, внушал трепет и вызывал зависть? Причем тщеславие может здесь склонять нас как в одну, так и в другую сторону: как в «посмотрите, какой я окружен роскошью: вот мой трехкомнатный сьют с личным бассейном», так и в «посмотрите, пока вы нежились на пляжах и губили свои души коктейлями, я помогал восстанавливать храм в Архангельской области, а еще починил местной бабушке крыльцо и вскопал огород».
Это очень удобно: собрал отпускные впечатления — и накануне праздника Успения на исповедь. А если духовник во френдах, то твою исповедь он уже заранее будет готов принять.
Пост. Ответы на вопросы
Священник Михаил Немнонов
Как быть с постом у детей? Ограничивать ли их в пище также как и себя, либо можно дать слабинку растущим организмам?
Что такое Великий Пост и как его провести?
Сегодня много людей, тянущихся к вере, решают вступить в христианскую жизнь с того, что начинают поститься и особенно Великим постом. При этом в храм они не ходят и молитв не читают, и получается из такого поста одна сплошная диета, от которой, может быть, и есть польза, но только для желудка, да и то весьма относительная. А пост имеет смысл как воздержание Христа ради — и в телесных удовольствиях, и в душевных развлечениях. И суть поста не в самом воздержании как таковом, а в том, что мы делаем это ради послушания Церкви и верности Христу. Мы не просто не едим мясомолочные и рыбные продукты в Великий пост, но, воспитывая свою волю в малом, являем верность Богу и готовность для испытаний, которые могут нас постигнуть и в большом. При этом, конечно, если человек постится, он должен помнить, что освобождающиеся у него силы (так как меньше времени проводится за обеденным столом или у телевизора) очень важно обратить на духовную жизнь и на пользу других людей. Ведь даже если он не смотрит телевизор, но просто праздно нежится на диване, то пользы от такого воздержания не будет. Так что каждому, вступающему в Великий пост, следует подумать, чего он хочет достигнуть и чем может себя ограничить ради Христа, ради своих ближних, и в конце поста отдать себе трезвый отчет — что из этого выполнено? прот. Максим Козлов
Чем отличается время поста от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять постом? Ксения
Здравствуйте, Ксения!
Пост – особое время познания собственной немощи и преодоления собственного «я». Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас, мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями – эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост приносит нечто своё. Поэтому и говорят Отцы, что посты – это лестница, которая ведёт нас в Небо. Если же у Вас есть ощущение, что пост даётся Вам легко, то посоветуйтесь с духовником или с тем священником, у которого постоянно исповедуетесь: Вам помогут понять, что именно не так, в чём причина этой расслабляющей лёгкости. Бывает, что благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей – есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста – несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его.
С уважением, священник Алексий Колосов
Можно ли в пост есть соевые продукты? Елена
Здравствуйте, Елена!
Употребление в пост соевых продуктов вполне допустимо. Однако, и здесь следует соблюдать известную осторожность: с какими чувствами, с каким настроением мы их вкушаем? Мы воздерживаемся от скоромного не потому что оно «плохо» или «скверно», а ради приобретения навыка послушания Церкви и владения собой – следовательно, и в отношении соевых продуктов надо соблюдать воздержание, как в отношении количества, так и качества, избегая лакомства или самоугождения.
С уважением, священник Алексий Колосов
Можно ли поститься только первую и последнюю неделю поста?
Если речь идет о человеке тяжко болящем, страдающем сахарным диабетом, туберкулезом в третьей степени, дистонией, малокровием, то конечно же, для таковых Церковь знает смягчение дисциплины поста. Но от прочих, сознающих себя православными христианами, ожидает исполнения поста не выборочного, а всякий раз, когда это предписывает Уставы церковные. Прот. Максим Козлов
Как поститься, если тяжело больному человеку врачи настоятельно рекомендуют хорошо питаться?
Церковь, конечно же, устанавливает телесный пост как меру воздержания для людей здоровых или хотя бы относительно здоровых, имея в виду, что он есть средство, прежде всего, воспитывающее нас духовно, а, во-вторых, некоторым образом смиряющее наши телесные страсти. Человек серьезно болящий в значительной мере и так уже смирен немощами своего естества, поэтому, конечно, в случае тяжелого или хронического или вдруг возникшего заболевания мера телесного поста Церковью и канонами церковными всегда смягчалось и смягчается. Поэтому, можно порекомендовать не отказываться хотя бы от тех или иных видов пищи, которые рекомендуют врачи, а заместительно усугубить свой духовный пост. Или, предположим, отказаться от тех видов пищи, которые медицински не необходимы, но к которым есть пристрастие. Прот. Максим Козлов
Разрешается ли во время поста заниматься спортом и смотреть спортивные передачи? Д имитрий,
Мама против того, что я соблюдаю пост, я от нее завишу, как мне быть? Она верующая, но в церковь не ходит, считает, что достаточно лишь быть хорошим человеком. Анастасия
Можно ли читать акафисты в пост?
Великим постом в храме читается акафист Божией матери (в пятую субботу поста), а также при совершении Пассии – акафи ст стр астям Христовым. Это не позволяет нам говорить о том, что в пост акафисты вообще не читаются. Но, по традиции, их чтение Великий пост значительно умаляется по сравнению с другими временами церковного года. Священник Михаил Немнонов.
Можно ли во время поста отпраздновать с неверующими членами семьи юбилей отца? Наталья.
Ваш отказ участвовать в семейном торжестве огорчит Ваших близких. На мой взгляд, нужно поддержать этот праздник, от всей души поздравить близкого Вам человека. Чтобы не нарушить поста, старайтесь кушать постные блюда.
С уважением, священник Александр Ильяшенко
У меня день рождения в это году попадает на Страстную неделю. Естественно, ни о каком застолье и веселье не может идти и речи, но на работе у нас традиция, что в этот день именинник приносит какое-то угощение, обычно это торты или фрукты. Как мне лучше поступить: проигнорировать это событие вряд ли получится, да и неудобно как-то перед коллективом. И еще, как быть, если специально на мой день рождения ко мне приедут люди из другого города, не соблюдающие пост? Марина.
Конечно, дорогая Марина, я думаю, не будет никакого греха, если Вы по традиции угостите коллег фруктами в понедельник Страстной седмицы. Если вас это смущает, можно перенести празднование Вашего дня рождения на Светлую седмицу, объяснив причину заранее.
Если к Вам гости придут неожиданно, их, конечно, нужно принять и оказать гостеприимство, а если об их приходе известно заранее, то можно пригласить их к себе в один из дней Светлой седмицы.
С наступающим днем Вашего 30-летия! Многая лета! С любовью о Христе, прот. Аркадий Шатов
Когда идешь в гости во время поста или постного дня что делать, если на столе почти нет постных блюд? Хозяйка может обидеться, что мы ничего не едим. Лариса
Здравствуйте, Лариса!
Чтобы не обидеть хозяйку, которая старалась и готовила для Вас либо ешьте те блюда, которые являются постными, либо просто воздержитесь в пост от посещения этих людей, навестите их в другое время. С уважением, священник Александр Ильяшенко
Скажите пожалуйста, если во время поста принимаешь гостей, пища для них должна быть постной? (Гости пост не соблюдают)
Желательно угощать гостей постной пищей. Но в любом случае мы сами, принимая таких гостей, должны сохранить пост. Священник Михаил Немнонов
А как держать пост в Ваших обстоятельствах должен установить духовник. Степень поста зависит от многих причин. Не обязательно пребывать в сухоядении, но обязательно молиться больше и чаще, чем обычно, а главное ограничивать себя в развлечениях (не смотреть телевизор, не принимать участие в шумных развлечениях, ограничить себя в сладостях), не осуждать ближнего, исповедываться и причащаться.
Помоги Господи, священник Димитрий Лин
У меня дочке полтора года, я ее кормлю грудью. Пыталась держать пост, но у меня стали портиться зубы, и сейчас я пост не держу, права ли я? Евгения .
Здравствуйте, Евгения!
Пост, установленный Церковью, никто не вправе отменять, даже священник, даже патриарх. Но надо не забывать, что пост заключается не только в пище. Поэтому, в отношении пищи, беременным и кормящим чаще всего священники все разрешают, что требуется, ведь цель поста не здоровье повредить, а победить страсти. В таких случаях пост может заключаться в том, чтобы меньше слушать музыку, меньше смотреть телевизор, и прочие развлечения ограничить. Зато, по возможности, больше читать что-то духовное, творить про себя молитву, удерживать в себе дурные эмоции и нести прочие доступные подвиги. Так что ешьте молочное, это требуется не чревоугодием, а материнством.
Более подробно об этом можно расспросить своего приходского священника.
Помогай Вам Господь!
Священник Павел Ильинский
Я в пост стараюсь исключить просмотр развлекательных программ по телевизору. А можно ли смотреть в пост образовательные программы, например, фильмы БиБиСи о природе, культуре и цивилизациях, об истории?
Мы с детьми смотрим в пост такие фильмы, и думаю, что их действительно можно смотреть в пост (исключая Страстную седмицу). С уважением, священник Михаил Немнонов
Как надо накрывать стол на поминках, после кладбища? Чем кормить? Имеет ли это значение в дни поста? Негде прочитать это. Очень многих интересует.
В каких случаях можно отнести себя к путешествующим, кому послабляется пост?
Как правильно провести отпуск в пост?
– Чтобы ответить на этот вопрос, следует определиться с тем, что такое, собственно, отдых? Отдых – это одна из неизбежных составляющих нашей жизнедеятельности: если человек работает, значит он, естественно, должен и отдыхать от своей работы. Каждый из нас, в силу своих физических ограничений, не может находиться в непрестанном активном состоянии: периоды активности должны чередоваться в нашей жизни с периодами пассивности, иначе «механизм» нашего организма «даст сбой» и очень быстро выйдет «из строя».
Практика показывает, что КПД человека, не чередующего работу с отдыхом, постепенно падает и становится предельно низким, потому что отдых – это, прежде всего, возможность восстановления затраченных сил и энергий. А если не будет отдыха – откуда тогда браться новым силам?!
Для людей православных отпуск вовсе не является каким-то чуждым понятием, потому что возможность перемены обстановки – также и возможность переживания новых духовных ощущений, связанных с посещением тех или иных иностранных древних святынь Православия, монастырей и храмов, а также приобщением к литургической жизни представителей других Поместных Православных Церквей и т. п. Подобная практика может быть очень полезной для христиан, так как, соприкасаясь с православной традицией других народов, человек реально ощущает себя некой частицей мирового Православия, клеточкой огромного тела Христовой Церкви.
– Чем отдых в пост отличается от отдыха в непостный период? Как научиться сочетать отдых и пост?
– Как уже было сказано, отпуск – это возможность смены обстановки и, как следствие, – обновление сил человека. В то же время пост – это тоже некий отпуск в жизни христианина – отпуск от греха. И как в период отпуска мы стараемся следить за собственным здоровьем (мы сейчас говорим об идеальном отпуске, ведь в идеале он должен оздоровить человека, а не о таком, к какому привыкли наши соотечественники, после которого нужно еще отдельно проходить курс лечения и реабилитации), точно так же и в период поста мы стоим на страже нашего духовного здоровья: стараемся меньше грешить, чаще молиться Богу и делать больше добра ближним.
Пост – это время некоего самоограничения. Самоограничения, прежде всего, не только и не столько в пище, сколько в неправильных мыслях, словах и поступках. Гастрономический пост, по словам святых отцов, – это только средство, которое помогает духу человека возобладать над его плотью. Однако, если мы сможем при всех соблазнах отпускной «оллинклюзивной» жизни соблюсти пост и в пище – это будет только большим плюсом в нашем духовном развитии, потому что Господь-С ердцеведец видит и знает все и обязательно оценит ту жертву, на которую мы идем ради любви и верности Ему. И если мы сможем в период нашего трудового отпуска совместить эти две цели: телесное и духовное оздоровление – это и будет самый удачный отпуск в нашей жизни.
– Какие ошибки могут допустить верующие, отдыхающие в пост? О чем важно помнить? Что недопустимо на отдыхе?
– Самая большая ошибка, которую человек может допустить, – неправильно определить суть отпуска и поста. Отпуск – это свобода, потому что в отпуск – «отпускают». Следовательно, суть отпуска – в обретении некой свободы. Человек в отпуске получает возможность на некоторое время освободиться от своих повседневных забот и хлопот для того, чтобы в дальнейшем приступить к их исполнению с новыми силами. А от чего получает свободу в отпуске человек верующий? От молитв? От богослужений? От Православия? Или же вообще – от Бога? Вовсе нет! Верующий человек, уходя в отпуск, не освобождается от молитвы и веры в Бога, потому что это не род деятельности человека, а суть его духовной жизни. В любой жизненной ситуации и в любых жизненных реалиях православный должен оставаться православным настолько, чтобы вместе со святым апостолом Павлом мог сказать: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Таким образом, главное, чтобы наш «летне-отпускной» образ жизни не отдалял нас от Христа. А единственное, что может удалить нас от Христа в этой жизни, – это наш личный грех.
Православие и отпуск: как совместить? Или как православному вести себя в отпуске
Лето – это не только сезон отпусков, но еще и сезон вопросов о том, как православному вести себя на отдыхе. И вопросов этих множество: можно ли ходить на пляж; если можно, то в каком виде; как поститься в отпуске; и многие другие непростые вопросы. На эти и на многие другие вопросы отвечает проректор по учебной работе КазДС священник Александр Ермолин
Всему свое время
В ветхозаветной книге Екклезиаста есть прекрасные слова: «время разбрасывать камни, и время собирать камни» (Еккл. 3:5). Есть время для труда, и есть время для отдыха. «Шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:9-10). Замечу, что заповедь говорит не только об отдыхе, но и о качественном, ответственном труде: «шесть дней работай».
У отца Александра Шмемана есть прекрасная мысль: «скажи мне, что ты празднуешь, и я скажу тебе, кто ты». Режим труда и отдыха – это не просто время, когда человек работает и когда не работает, но и показатель его отношения к окружающему миру. Соответственно и то, как человек отдыхает, показывает его внутреннее устройство.
Для каждого человека отдых необходим. Кстати, встречал недоуменные вопросы, «может ли у священника быть отпуск». Да, может. Священник тоже человек.
Как провести отпуск?
Современный мир предлагает огромное количество вариантов отпуска. Можно дома на даче, можно за границу, можно в горы и т.д. Можно и в паломничество - прекрасный вариант совмещения отдыха и получения духовной пользы для православного человека.
Причем паломничество может быть и за границу. Ведь Турция - это не только отели «all inclusive», а и место служения святителя Николая Мир Ликийского. Миры Ликийские - это современный городок Демре в Анталии.
Кипр - это не просто популярный туристический маршрут, но и храм святого Лазаря, монастырь Святого Креста и многое другое.
В итальянском городке Бари также лежат мощи святителя Николая.
На мой взгляд, было бы полезно посетить эти святыни, даже если ради этого придется один день не полежать на пляже.Есть и такие люди, которые во время отпуска стараются сугубо помолиться. Например, некоторые берут отпуск на первую и последнюю неделю Великого Поста для того, чтобы максимально посвятить это время молитве и посту. Или же отправляются в монастырь трудником. Так тоже можно провести время отпуска.
Пост или не пост?
Очень часто спрашивают, как православному поститься в дороге и в отпуске в целом. «Пост может быть сокращен, облегчен или отменен» - сказано в документе «Об участии верных в Евхаристии». Это правило распространяется на тех, кто на «временной или постоянной основе пребывает в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения)». И вот тут предлагаю быть максимально честным перед самим собой. Если человек лежит в больнице и у него нет иного варианта питания, то пост «может быть сокращен, облегчен или отменен». Если человек путешествует, например, по горам, и там у него есть только банка тушенки и прочие «завтраки туриста», да и вообще ему нужны силы, чтобы карабкаться по отвесным скалам, то и тут пост может быть отменен. Но если человек изначально планирует отпуск, выбирает отель, меню и прочее, то он должен заранее подумать о том, как соблюсти пост.
И вообще, не надо скатываться в грех чревоугодия. Все должно быть в меру. Ведь даже постным можно объесться. Само собой, и алкоголь не красит отпуск, лишь вгоняя человека в грех. То же самое и относительно молитвенного правила. Берете дорожный молитвослов или скачиваете на телефон и едете в отпуск.
Лежу на пляжу
Это, наверное, одна из самых проблемных тем для православных. И, вместе с тем, одна из самых надуманных. Как купаться? Как загорать? Что одевать, что не одевать? Все эти вопросы снимутся, отпадут сами собой, если задумаемся над тем, что такое целомудрие. Целомудрие - это наше в целом поведение. Согласитесь, что можно вести себя соблазнительно для ближних и в достаточно закрытом платье и костюме. Хотя не советовал бы православным девушкам и чрезмерно оголяться, следуя духу времени.
Подводя итоги, предлагаю два простых принципа:
1. Отдыхать надо так, чтобы потом не было стыдно; так, чтобы не уронить свое достоинство как православного христианина.
2. Отдыхать так, чтобы отдых был не отдыхом от Православия и духовной жизни, а временем полезным как для тела, так и для души.
Великий пост — время, которым нужно бесконечно дорожить
В преддверии Великого поста мы попросили Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина ответить на вопросы о Святой Четыредесятнице. С каким настроением надо приступать к посту и как поститься? Допустимы ли в пост отдых, удовольствия и занятия спортом? Поможет ли пост увидеть свои грехи и вернуть живое чувство к Богу?
— Владыка, совсем скоро начинается Великий пост — особое время для каждого верующего человека. Прежде всего, хотелось бы спросить: как правильно к нему подготовиться, с каким настроем следует приступать к посту?
— Да, действительно, мы вновь подходим к этому удивительному, самому любимому для верующей души времени года — Великому посту. В богослужебных книгах нашей Церкви он называется «весной покаяния». Не только потому, что в это время наступает весна в природе вокруг нас, но и потому, что самая настоящая весна приходит в сердце человека, который правильно понимает и проводит Великий пост. Покаяние очищает человеческую душу, дает ей, образно говоря, крылья, на которых она может взлететь ко Творцу. Поэтому пост — время, которым нужно бесконечно дорожить. Это не тот период, который встречают с печалью, со скорбью: «Опять нельзя то, нельзя это». Это время, когда человек имеет возможность отложить все ненужное, все суетное для того, чтобы как можно больше места в его сердце и жизни занимал Господь.
— Владыка, наш читатель Андрей задает Вам личный вопрос: «Какой Великий пост запомнился Вам больше всего?».
— Наверное, самый памятный в моей жизни Великий пост был в армии, на последнем году службы. Я дослуживал в штабе дивизии, жил в комендантской роте, и у меня была возможность выезжать в город. Штаб располагался в поселке недалеко от Читы. Выйдя из КПП, можно было сесть в автобус и доехать прямо до городского храма. Чита тогда была «солдатской столицей» Сибири, и в единственном действующем храме города было достаточно много солдат. Я даже часто там читал на службе, причем в форме, и при этом меня никто не трогал. Я решил поститься по-настоящему. В солдатской столовой я ел кашу или макароны, иногда в магазине покупал себе банку болгарской фасоли. Бывало, солдаты жарили себе картошку — это считалось в армии настоящим пиршеством. Я очень хотел поститься, и я смог это делать.
Этот Великий пост так запомнился мне потому, что я понял главное: если человек очень хочет что-то сделать, то никакие внешние препятствия ему не помешают. Ну, а если человеку не хочется, он обязательно найдет оправдания и отговорки.
— Владыка, как всегда, мы отобрали для нашей беседы вопросы наших читателей, которые, как нам кажется, актуальны для многих. Письмо от Лидии: «Я не могу выдержать пост монастырским уставом, воюю с собой, но ничего хорошего не выходит. Я срываюсь, мучаюсь чувством вины или впадаю в ропот и протест. На всех сайтах, во всех книгах говорится именно о монастырском уставе поста. К сожалению, не смогла получить ясного ответа на вопросы о мере поста от приходского священника. Речь не о том, что я ищу для себя послабления. Мне нужна помощь советом, как поступить, чтобы, воюя со своим чревом, не упустить все остальное».
— Да, действительно, это большая проблема. Тот строгий устав о посте, который существует в нашей Церкви,— это устав древних палестинских монастырей. Он предписывает длительные периоды сухоядения, питания пищей без масла. Эти требования устава можно выполнить, но лишь небольшому числу людей и, скорее всего, в молодости, пока здоровье позволяет. С возрастом и умножением болезней это становится все труднее, и у человека возникает проблема: или нарушать пост, или каким-то образом ослаблять его. Строгое соблюдение устава действительно может привести к тому, что человек будет больше думать о еде, чем о внутреннем наполнении поста, а это неправильно. Ограничение в пище в постное время существует для того, чтобы человек с большей свободой мог заниматься другими вещами — духовным совершенствованием, борьбой со своими страстями, приобретением добродетелей. «Дадим алчущим хлеб, и нищия бескровныя введем в домы», — вот к чему призывается человек во время Великого поста, а не только к тому, чтобы строго оцеживать то, что находится у него на столе.
Это проблема, и ее надо решать. Думаю, эта тема должна обсуждаться Межсоборным присутствием. Пока она решается индивидуально, то есть каждый человек обсуждает со священником, который его знает, какой меры поста ему надо придерживаться. Но в то же время надо признать: эта проблема становится все острее, потому что люди стали более слабыми в своем произволении. Дело не только в слабом здоровье. Мой священнический стаж — чуть больше тридцати лет, и я помню: раньше с началом поста ко мне подходили люди, причем в основном пожилые, которые брали благословение на то, чтобы поститься по уставу, несмотря на немощи. А последние лет десять-пятнадцать я таких уже не встречаю. Теперь люди подходят и говорят: «Благословите меня не поститься», «Благословите поститься с молочком» и так далее. Хотя поститься сегодня гораздо легче, чем, скажем, в 1970-е годы, когда кроме картошки, квашеной капусты и соленых огурцов постной еды практически не было. А сейчас вполне можно поститься, даже имея небольшие доходы. Но произволения стало несколько меньше.
— Сегодня во время Великого поста очень часто можно услышать известное изречение (его приписывают преподобному Серафиму Саровскому): ешьте что угодно, только не ешьте друг друга, не ешьте людей. К сожалению, часто именно этим изречением оправдывают несоблюдение поста.
— Когда мы слышим какие-то святоотеческие слова, изречения духовно опытных людей, нужно всегда помнить, что эти слова были сказаны конкретному человеку по определенному поводу. И далеко не каждому человеку обязательно нужно следовать этим советам. К примеру, советы врача: один совет по поводу питания доктор даст диабетику и совершенно другой — больному туберкулезом. Поэтому тут надо быть очень аккуратными.
Конечно, если человек во время поста становится желчным, злобным, срывается на других (такое часто случается, это абсолютно простая психологическая реакция), ему можно так сказать: «Если на тебя пост так действует, лучше съешь что-нибудь и будь спокойнее, не обижай других». Но это, конечно, не может служить оправданием для отказа от поста, если человек считает себя верующим христианином.
— Недавно на сайт «Православие и современность» пришел вопрос от Александра: «Будучи воцерковленным человеком, я всегда понимал важность посещения храма и богослужений, особенно Литургии. Но рабочая занятость не всегда позволяет посещать храм, в том числе и во время Великого поста. Мой вопрос звучит так: может ли мирянин совершать богослужение дома мирянским чином, например, Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского?».
— Может, и это очень хорошо. Для этого сегодня есть масса книг, богослужебных последований, в том числе и в Интернете. Но важно все-таки не забывать при этом: Церковь — это то место, о котором сказано Спасителем: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Поэтому подобного рода молитва оправдана тогда, когда действительно нет никакой возможности посетить храм. А если возможность есть, но человек решает: «Да какая разница, я сам помолюсь», — это уже будет неправильно.
— Маргарита задает такой вопрос: «В этом году мой отпуск пришелся на период Великого поста. Как быть? Допустимо ли запланировать какую-то поездку, чтобы отдохнуть? Знаю, что в пост нужно воздерживаться от развлечений. Но допустимо ли, скажем, любование красотой природы, занятия спортом, которые доставляют удовольствие (бассейн, велосипед)? Возможно ли послабление в посте как для путешествующих в таком случае?»
— Сегодня действительно такое время, что часто от человека не зависит, когда ему дадут отпуск. Поэтому греха в том, чтобы во время поста съездить отдохнуть, лично я не вижу. Более того, вообще нет греха в том, чтобы в любое время наслаждаться красотой природы, заниматься спортом и вообще получать от жизни удовольствия неукорного характера. И пост здесь не помеха. Но если человек во время своего отпуска вообще не будет соблюдать пост и молиться — это плохо. Думаю, тут надо, наоборот, отнестись к посту более серьезно, понимая, что послабление самому себе уже дано в самом отпускном времяпрепровождении. Повторю, сегодня на самом деле соблюдать пост достаточно просто. Всегда можно найти какую-то постную пищу. Но, конечно же, по возможности нужно стараться время поста провести дома, посещая храм.
— Мы уже говорили с Вами о том, что Великий пост — это время, когда верующий человек старается быть более внимательным к себе, чаще прибегать к таинствам. В связи с этим мне кажется уместным разобрать такой вопрос из нашей почты: «Владыка, в своих ответах Вы часто приводите святоотеческое выражение: здравие души в том, чтобы видеть свои грехи, бесчисленные, как морской песок. Я уже много лет исповедуюсь достаточно часто, примерно раз в две недели. Вижу свои грехи, когда раздражаюсь и случается сказать резкое слово. Но в основном я стараюсь сдерживаться, и такие случаи бывают все реже. Понимаю, что, может быть, я не вижу других своих грехов. Как этому научиться? Петр»
— Есть такое святоотеческое правило: нужно в первую очередь бороться с теми грехами, которые лежат на поверхности, мешают человеку жить, приблизиться к Богу и которые очевидны для него самого и окружающих.
Есть такая закономерность: когда человек борется с какой-то страстью, то все силы его души должны быть направлены на эту борьбу. Когда же он от этой страсти избавляется, Господь покажет, с чем ему надо бороться дальше.
— Еще вопрос о внутренней жизни: «К сожалению, я стал замечать, что моя вера начинает как бы «остывать». Читаю молитвы дома, стою на службе в храме очень рассеянно. Иногда даже приходят мысли, что, может, всё это зря, и Бога нет? В душе нет покоя. Что со мной происходит и что делать? Вадим». Многие люди время от времени переживают подобные сомнения.
— Периоды охлаждения бывают у каждого человека. Святитель Феофан Затворник на подобный вопрос как-то отвечал: если вы посмотрите за окно, там то дождь идет, то снег, то опять солнышко засияет. Так и в человеческом сердце. Даже когда нас переполняет обычная человеческая радость, часто приходят «тучки», которые ее затеняют. Охлаждение в вере — такое состояние души, с которым обязательно надо бороться. Нужно помнить замечательные слова Священного Писания: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».
Послабление поста путешествующим
Доброго времени суток батюшка! Хочу спросить. Не раз отправляюсь по работе в командировки,можно ли во время командировки в поездке или во время пребывания в другом городе вкушать рыбу во время постных дней или во время постов сплошных так сказать и нужно ли для этого брать благословение?
протодиакон Сергий Шалберов
Святые Отцы подчеркивают, что пост и любые другие телесные подвиги должны оставлять место для молитвы и рукоделия (работы). Прп. Антоний Великий говорил так: «Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод». Поэтому традиция послабления поста по определённым обстоятельствам существует издревле. Так, например, в соборе, где я некоторое время служил сторожем, особо «благочестивые» уборщицы вместо того, чтобы добросовестно заниматься порученным делом, начитавшись апокалиптических пророчеств, начали по-монашески фанатично поститься, да ещё и других работников самочинно побивать на строгий пост. Пришлось настоятелю напомнить им, что «если человек умирает от поста, то это грех самоубийства» и «жена да учится в безмолвии. »(1Тим.2,11), а всех труждающихся благословить на послабление по маслу и рыбе. И даже в Соловецком монастыре, где в целом очень строгий устав, трудникам, выполняющим тяжелую работу, благословляется в пост вкушение рыбы. Для христианина профессиональные обязанности не должны быть неким безусловным препятствием на пути ко спасению - независимость личности от греха создается масштабом души в подвиге христианской любви, а вовсе не вкушением рыбы. Поэтому, если вы, например, в отъезде и нет рядом духовника для благословения, постараться самому трезво оценить свои духовные силы и выбрать такой облегчённый режим питания, которое не будет заставлять раздваиваться и постоянно оказываться перед необходимостью поступиться либо своими христианскими принципами, либо профессиональными обязанностями. Каждый должен воздерживаться в ту меру, чтобы не просто еле-еле переставлять ноги, но и что-то полезное делать для общества. А взамен можно «отключить» себя, например, от лишней болтовни на работе или информационно-развлекательного сегмента интернета…
Читайте также: