Отдых в 19 веке
Начнем с небольшой предыстории: до начала XVIII века в нашей стране вовсе не было обычая путешествовать за границу. Православные граждане допетровской Руси относились к западному миру подозрительно, как к источнику ереси.
Петр I, как известно, прорубил окно в Европу, и именно в его эпоху состоялось первое путешествие россиянина по Европе. А активно ездить за границу русские дворяне начали после указа «О вольности дворянства» 1762 года.
К концу 18 века поездки на курорты Западной Европы сделались практически обязательными для высшего круга знати Российской империи. Аристократы ездили лечиться свежим воздухом и водами, приобщиться к культуре, расширить кругозор, приобрести новые знакомства. Конечно, там были и другие развлечения: чревоугодие, балы и азартные игры.
Давайте посмотрим, куда ездили отдыхать в XIX веке самые богатые люди России.
По парижской моде
Пройтись по бульвару или парку в яркой обновке было уже само по себе развлечением. Идеи роскошных туалетов черпали в основном из журналов. О моде в отечественных изданиях начали писать в первой трети XIX века. Тогда в обиход вошло выражение «щеголи московские».
Номера «Московского Меркурия» пестрели картинками о парижской моде. Например, там рассказывали, как правильно носить желтые соломенные шляпки. Не отставал и журнал «Московский телеграф». В 1820–1830-е годы там тоже была рубрика «Парижские моды», благодаря которой можно было узнать все о шелковой материи «цвета райской птички желтой» и о том, какие полагается носить платья для прогулки. Мужчин учили завязывать «галстух» в специальной книжке 1829 года.
Незамужние девушки из зажиточных семей носили скромные платья, а после свадьбы в их гардеробе появлялся плотный шелк, шелк с шерстью (иногда из Персии, Турции и Италии), а также чепцы или головные наколки, которые не снимали и летом.
Купить это все можно было в многочисленных магазинах в Китай-городе, на Тверской и Мясницкой, Кузнецком Мосту. Еще с 1820-х годов там продавали модную одежду из Европы. Одним из самых известных магазинов на Кузнецком владела француженка Виктория Лебур. Она не только торговала, но еще и шила сама и консультировала москвичек по вопросам моды.
В 1825 году впервые была опубликована пьеса «Горе от ума», в которой Александр Грибоедов вкладывает в уста Чацкого такие слова:
А все Кузнецкий Мост, и вечные французы,
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов и шпилек!
Верхние торговые ряды (сейчас это ГУМ) открылись в 1893-м. Примерно в то же время появлялись и другие пассажи – Солодовникова, Голофтеева, «Мюр и Мерилиз». Там можно было найти белье, мужские и дамские шляпы, платки, зонты, шелковые ленты и многое другое. В 1890-х открывается все больше предприятий, где шьют женскую одежду. Наиболее известны были фирма «Мария Надежина-Черкасова», фабрика Клавдии Муравьевой, мастерская и магазин модельера Надежды Ламановой (Андруцкой). Клиентами последней, кстати, были известные столичные актрисы, императрица Александра Федоровна, княгиня Елисавета Федоровна. А Константин Станиславский предложил ей делать наряды для Художественного театра.
В начале XX века увеличилось количество печатных изданий, где можно было почитать разделы про моду: «Женщина», «Дамский мир», «Женское дело», «Журнал для хозяек», «Мир женщины», «Журнал для женщин». Все они перестали существовать в 1917–1918 годах. В одном из номеров «Журнала для хозяек» 1915-го говорилось: «Юбки все еще очень коротки…» Короткими считались юбки, открывавшие щиколотки. Такие стали модными в 1914 году.
Развлечения эпохи Нового времени: были ли отличия от предыдущих эпох?
История общественного досуга на протяжении второго тысячелетия нашей эры в первой своей половине развивалась не особо динамично. Если развлечения элиты и претерпевали отдельные изменения, то досуг простого народа вплоть до XVIII столетия особо не менялся.
Знать всё так же любила охоту и пышные пиры, прогулки и поэзию. Тем временем простой народ посещал ярмарки, пел песни и плясал под музыку на светских и церковных праздниках. Но постепенно в низшие слои населения пробивается театральная культура и цирковые представления. Ещё в XVI столетии во Франции на городских праздниках, карнавалах появляются циркачи с фокусниками и театральные труппы, которые ставили мистерии, фаблио, сатиры и т. п.
Питер Брейгель Старший. «Игры детей». Источник: Wikimedia Commons
По-прежнему и в XVII веке в Европе была популярна игра в мяч, хоть она и была травмоопасна. Французы, например, в это же время открывали в залах для игры в мяч и помещения для бильярда. Ярым фанатом этой игры был сам кардинал Ришелье, по приказу которого выпускники Королевской академии должны были сдавать экзамен на наличие навыков игры в бильярд.
В студенческих кругах запрет на танцы существовал фактически до середины XVII века. Обучающихся не пускали на балы к знатным особам. Альтернатива — пляски в таверне. Именно туда и направлялась молодёжь — к тому же там был алкоголь. Студенты следовали простой и понятной мудрости немецкого реформатора Мартина Лютера: «Кто не любит песен, вина и женщин — тот дураком и умрёт». Поэтому пляски в тавернах заканчивались бурными загулами и дебошем.
Но постепенно ситуация менялась: в программы обучения университетов стали включать хореографию и танцевальное мастерство чтобы студиозусы приобщались к светской культуре.
Азартные игры. Источник: Wikimedia Commons
XVIII столетие постепенно приносит изменения в массовый и элитарный досуг европейского общества. В первой четверти XVIII века в Париже на праздниках гости французской столицы были удивлены тем, что на бесплатных спектаклях непросвещённый народ аплодирует в нужном месте. Набирают популярность азартные карточные игры, также постепенно входят в моду настольные игры.
Довиль
Элитный морской курорт, «королева Нормандских пляжей» расположен на побережье Ла-Манша. Идея преобразовать бедное рыбацкое поселение в место отдыха принадлежит единоутробному брату Наполеона III герцогу Шарлю де Морни. Посещая в 1850 году Трувиль, герцог неожианно для себя открыл живописные пейзажи расположенного по соседству Довиля.
Де Морни купил 2,5 кв. км прибрежных земель и занялся их обустройством. Деньги на строительство курорта предоставил меценат и банкир князь Анатолий Демидов. Первых гостей завлекали на нормандское побережье рассказами о пользе местного климата для здоровья.
Известность курорту обеспечили визиты Наполеона III, членов императорского двора и богатейших представителей буржуазии. Спрос на довильскую землю неизменно рос, особенно после открытия железнодорожной станции в Трувиле в 1863 году. А построенное через год казино стало еще одним поводом отдохнуть в Довиле.
Первые циклисты
Велосипеды стали появляться в городе в начале 1860-х годов и были доступны не всем. Вслед счастливцам, оседлавшим диковинное двухколесное устройство, люди оборачивались. И хотя кататься им разрешено было только в загородных парках да в закрытых манежах, велосипедистам завидовали. Некоторых зависть толкала на неприглядные поступки – повредить колесо или натравить на беспечного ездока собаку. А еще велосипедов боялись лошади, из-за чего извозчики сердились и, бывало, огревали велосипедиста по спине кнутом – чтобы быстрее уезжал.
В 1883-м состоялась первая в стране велосипедная гонка на ипподроме. Гостями необычного зрелища стали 25 тысяч человек. Победителем оказался москвич Федор Жемличка, он получил звание «Лучший ездок России». А чуть позже появился устав Московского общества велосипедистов-любителей. В основном велосипедисты, или циклисты, как их тогда называли, собирались в Петровском парке. Были и другие сообщества: Московский кружок велосипедной езды (МКВЕ), клуб циклистов «Москва», общество велосипедистов «Россия», Союз велосипедистов-туристов и кружок циклистов «Мюр и Мерилиз».
Велосипеды со временем становились доступнее, популярнее. Кататься на улицах разрешили только в 1894 году. К 1902-му любителей двухколесного транспорта в Москве насчитывалось всего от пяти до 10 тысяч. У каждого велосипеда обязательно был свой номерной знак. Появилась первая велодорожка – четырехметровой ширины, простирающаяся от Белорусского вокзала до Петровского парка. Эта зона отдыха долго оставалась самым популярным местом для езды, и там даже организовали специальную кофейню под названием «Циклист».
На пляж – в комбинезонах
Еще одним популярным летним развлечением с конца XIX века было времяпрепровождение на городских пляжах. О привычных сейчас купальниках тогда речи не шло, люди «загорали» в закрывающих руки и ноги комбинезонах из плотной шерсти или хлопка. Женские модели предусматривали юбочки. Свой костюм горожане украшали воланами, матросскими воротниками. К комплекту часто прилагались чулки, перчатки, а также шляпка или чепчик. Оголять грудь мужчинам было строго запрещено, они тоже носили закрытую одежду. Такие же правила сохранялись и в начале XX века.
Места для пляжного отдыха выбирала Комиссия санитарного врача Москвы. На одобренных территориях возле мостов иногда делали коммерческие купальни – деревянные домики на середине реки. Такие были у Каменного, Устьинского, Бородинского, Крымского и других мостов. Они делились на дворянские и простонародные отделения, а также на мужские и женские. Были и семейные – для супружеских пар с детьми.
На пляже чаще всего просто отдыхали, любуясь водой. Купались совсем немногие – были споры, что холодная поначалу речная вода может быть опасна для здоровья. Да и плавать в таком облачении было не очень удобно. Купаться запрещалось с 23:00 до 08:00.
Парковая культура
Когда появился парк в современном понимании и с какими социальными изменениями это было связано?
Сегодня парки считаются неотъемлемой частью городской среды. Однако так было не всегда. Традиция парка как открытого общественного пространства для отдыха появилась в 19 веке.
Сначала были сады
Парки и сады разбивались в городах с древних времён. Однако то были преимущественно закрытые для простого люда территории, составлявшие единое целое с дворцами, домами и иными постройками. Наличие собственного сада было символом власти, высокого статуса и богатства. Чего только стоят легендарные Висячие сады Семирамиды, признанные одним из Семи чудес света.
Позднее, в эпоху Ренессанса, в Италии появилась культура организации садов в регулярном стиле. Они были распространены при дворцах и домах и подразумевали не только зеленые насаждения, но также многочисленные постройки, скульптурные композиции, фонтаны и полный символизма ландшафтный дизайн. Поддержание ансамбля в рабочем и презентабельном виде в течение года было сложной задачей и дорогим удовольствием.
Регулярные парки отличались симметричной композицией, многочисленными прямыми аллеями, цветниками, искусственными озёрами правильной формы. Растения рассаживались так, чтобы получался геометрический рисунок. С помощью деревьев, клумб и фонтанов, расположенных каскадами, создавались различные визуальные эффекты. В гротах, лабиринтах и скульптурных композициях были зашифрованы мифологические мотивы. Такой сад был призван символизировать идеалы Античности и Ренессанса как её преемника. Одним из самых знаменитых примеров итальянского регулярного парка являются сады Боболи, примыкающие к дворцу Медичи во Флоренции.
Сады Боболи. Источник: фото автора
Грот в садах Боболи, выполненный архитектором Бернардо Буонталенти. Источник: фото автора
Вид Тосканы, открывающийся с террасы в садах Боболи. Источник: фото автора
Из Италии традиция регулярного парка попала во Францию в конце 15-го — начале 16 века. Одним из первых примеров были сады дворца Фонтенбло — с фонтанами, цветочными партерами, особой герметичной рассадкой деревьев и искусственным гротом. В эпоху барокко традиция достигла пика развития во Франции. Ярчайшим примером служат сады Версаля, созданные по приказу Людовика XIV как часть дворцово-паркового ансамбля. Сад был местом развлечений: здесь проходили спектакли и концерты, организовывались праздники с фейерверками.
Наибольшей изощрённости традиция регулярного парка достигла в Англии в первой половине 19 века. Так, например, для стрижки деревьев и кустов предпочитали формы в виде экзотических животных и сложных геометрических фигур. Противники этого стиля развили иное направление — так называемый пейзажный парк. Если регулярный, с его выверенной симметричностью и идеальными газонами, провозглашал победу человека над природой, то новая традиция иррегулярного парка объявляла истинным то искусство, которое было нельзя отличить от природы.
Большой ландшафтный парк должен был имитировать природу или сельскую местность. При этом он должен был оставаться упорядоченным. Этот пасторальный пейзаж концептуально находился на полпути между дикостью нетронутой природы и цивилизованным характером города. Новая традиция была связана с распространением идеи природной естественности. По иронии судьбы, культура английского парка покорила и Францию, где Мария-Антуанетта устроила в Версале ферму с огородом.
Погулять по Кремлевским садам и посмотреть на кенгуру
Одним из самых популярных мест отдыха москвичей был парк «Сокольники». В 1878 году город выкупил эту территорию у царской казны, заплатив баснословные 300 тысяч рублей. Созданию парка способствовал меценат Сергей Третьяков. Там сделали освещение и проложили шоссейную дорогу. В центре поставили деревянную ротонду, где выступали музыканты. Потом обустроили и открытую сцену – для концертов и спектаклей. Там в свое время выступали Федор Шаляпин и Сергей Прокофьев. На прудах появились лодки для катаний. Был здесь и ресторан для аристократов, и беседки с чаем и баранками для простого народа.
Еще один любимый горожанами парк – на Пресненских прудах – появился еще в 1803 году, при Александре I. В основном там собирались те, у кого не было загородных дач, люди гуляли там днями напролет, задерживаясь порой до глубокого вечера. Встречались там ценители и пеших прогулок, и экипажных. Здесь тоже выступали музыканты.
Любители ботаники посещали «Аптекарский огород», тогда – Аптекарский сад. В 1805 его хозяином стал Московский университет. Сад засадили различными растениями, в том числе редкими. Всего через три года там насчитывалось уже 3528 наименований.
Кремлевские сады (Александровский сад) создали в 1821–1823 годах. Вместо грязного рва появился благоухающий парк – еще одна точка притяжения для москвичей, любивших неторопливые созерцательные прогулки. Привели в порядок и Патриаршие пруды – их успели спасти от превращения в болото. Два засыпали, а третий очистили и облагородили. В самом центре, на Театральной площади, в 1825 году разбили сад с клумбами, дорожками, лимонными деревьями в кадках. Гости Петровского театра (сейчас – Большой) взяли привычку приезжать задолго до представления, чтобы погулять здесь.
В 1840-м закончили царскую резиденцию «Нескучный сад», составленную из трех соседних архитектурно-парковых комплексов. Эту территорию облюбовали по большей части купцы. Сюда приезжали целыми семьями, катались на лодках, смотрели представления воздушного театра под открытым небом.
А знаменитый Московский зоопарк берет свое начало в 1864 году, тогда он назывался Зоологическим садом – первым в стране. Там содержали множество домашних и диких животных и птиц. Среди них были медведи, волки, львы, тигры, кенгуру, аллигатор, носорог, попугаи. Коллекция пополнялась благодаря естественному приросту и подаркам: правитель Египта Исмаил-паша подарил зебру, а командир фрегата «Светлана» Иван Бутаков привез из путешествия по Австралии сразу нескольких зверей. В Зоологический сад было очень сложно попасть – в кассы выстраивались огромные очереди.
Досуг и развлечения: Россия после Петра
Если говорить о кардинальных переменах в развлечениях и досуге, то безусловно нужно обратить внимание на петровскую эпоху в российской истории. На селе, конечно, по-прежнему существовали традиционные для Руси формы досуга: например, гостевание.
После посещения европейских стран Петр I основательно берётся за обновление светского досуга элиты. Первое, что приходит на ум — это ассамблеи. Вечера для знати с танцами и настольными играми, которые позднее превратились уже в дворянские балы.
Россия с петровской эпохи приобщается к карнавалам и маскарадам. Красочные шествия сопровождались танцами и салютами. Первые подобные мероприятия, как полагают исследователи, прошли во время празднования по случаю заключения Ништадтского мира в 1721 году в Петербурге и в 1722 году в Москве.
Дворянская среда быстро впитывала в себя новые формы развлечений: танцы, бильярд (который привезли французы в 1720-х гг.), кости и карты (которые подверглись запрету, но в них всё равно с удовольствием играли). Уже спустя век азартные игры «захватили» элитарные круги России. Дворяне частенько проигрывали своих крепостных крестьян целыми семьями.
Русская знать играет в карты. Источник: Pinterest
Вплоть до начала XX века на периферии Российской империи в городах и сёлах центральными событиями в культурной и развлекательной жизни были светские и церковные праздники.
Русская ярмарка. Источник: Pinterest
Они, как правило, сопровождались массовыми народными гуляниями. Ярмарки на городских площадях радовали местную публику всевозможными балаганами, кукольными представлениями, похождениями медведчиков с учёными медведями, катаниями на качелях.
Карусель. Источник: Pinterest
Ближе к концу XIX столетия появляются карусели и профессиональные цирковые коллективы, которые выступают на празднествах, и даже кинематограф. Грамотность населения росла, а с ней росли и запросы в плоскости досуга и развлечений.
5 главных мировых курортов XIX и начала XX вв.
Солнце, архитектура и райская природа — именно эти компоненты превращают курорт в особое место, которые не оставляют равнодушными самых искушенных любителей светской жизни. В этом топе автор Delitant.media Александра Михайлиди собрала известные курорты прошлых столетий.
Монте-Карло, МонакоДо 19 века у Монте-Карло был статус «глухой провинцией у моря», однако сейчас - это главный игральный курорт Европы и крупный туристический центр.
Ходят слухи, что в начале XIX , Франсуа Блан, основатель казино в Монте-Карло, продал душу дьяволу, за что получил возможность обогащаться с помощью этого воистину «чертового колеса». Заключив сделку, он заодно обогатил и увековечил княжество Монако, мало кому известное до появления в нем рулетки.
Горят, основатель казино в Монте-Карло продал душу дьяволуНовое здание казино было оформлено в таком же стиле: рокошь, шикарная акустика и огромные игровые залы. Также в казино появились отель, кафе и театрально-концертный зал, своим фасадом обращенный к морю, в котором желали выступать выдающиеся мастера оперы и балета.
Висбаден, ГерманияНазвание города Wiesbaden переводится как «луговые ванны». Неслучайно он считается один из старейших курортов Европы: в нём находятся 26 горячих и несколько холодных термальных источников. В 1905 году его население достигло 100 тысяч.
Все туристы отзываются о неповторимой атмосфере и высоком уровне жизни в Висбадане. в 1862—1871 годах именно в казино Висбадена Ф.М. Достоевский играл и проигрывал на рулетке во время поездки по Европе: один из залов казино назван в его честь. Всепологающаю страсть к азартным играм он описал в романе Игрок(1866). Также в этом казино побывали Рихард Вагнер, Отто фон Бисмарк и Элвис Пресли.
Один из залов казино Висбадена назван в честь ДостоевскогоВисбаден начал активно развиваться в 1815 году, когда город стал столицей Нассау и резиденцией герцога. Он становится истинным городом-аристократом и занимал особое место среди немецких крупных городов.
Спа, БельгияМоду на Спа в России ввел Петр I, который пробыл на лечебных водах около четырех недель в 1717 году. Кстати, происхождение английского слова «spa» связано именно с этим городом. Петра настолько поразили целебные Пуонские воды, что он решил увековечить память о пребывании своем в Спа. Так, в городе был установлен памятник по заказу царя и с его дарственной надписью на латыни.
В 1888 году в Спа состоялся первый конкурс красоты. Всего в конкурсе участвовало 350 девушек, из них в финал прошли только 21. Женскую красоту оценивало исключительно мужское жури за закрытыми дверями. В итоге победительнице стала Берта Сукаре(18 лет) из Гваделупе, вместе с титулом самой красивой девушки она получила 5000 франков.
Моду на Спа в России ввел Петр IПосле Первой мировой воны в Спа проходила конференция стран Антанты, на которой решались вопросы мирного урегулирования
Мариенбад, ЧехияДо 1914 года Мариендбад был одним из самых роскошных курортов всей Европы.Среди его гостей можно найти Николай II, Эдуард VII, композиторов Шопена и Вагнера.
Курорт открылся в в начале XIX века, когда садовод Вацлав Скальник, архитектор Й. Фишер и строитель А. Турнер на негостеприимном болотистом месте создали очаровательный город-сад с домами в стиле классицизма и ампир, беседками павильонами и колоннадами.
В Мариенбаде Гете написал «Мариенбадскую элегию», Иван Гончаров — роман «Обломов», а Гоголь – повесть «Шинель».
В Мариенбаде Гете написал «Мариенбадскую элегию»По случаю дня рождения Франса-Иосифа в Мариендбаде был открыт театр в 1869 году - современное сооружение с прекрасной акустики. Театр был переименован в театр им. Николая Гоголя в 1952 году в честь празднования дней русской литературы.Также в городе существует старейший Заподно-чешский симфонический оркестр, в основной состав которого входят 45 профессиональных музыкантов.
Швейцарская ривьера, ШвейцарияШвейцарская ривьера – череда прибрежных курортов, расположенных вдоль северного берега Женевского озера.
В XIX веке курорт был широко известен как место отдыха монархов и аристократов. Эти курорты посетили П. И. Чайковский, П. А. Вяземский, Ф. М. Достоевский и др. Также ривьера стала пристанищем В. В. Набокова, Хорхе Луиса Борхеса, Чарли Чаплина, Грэма Грина в послевоенное время. До сих пор сюда приезжают на отдых монархи Испании, Бельгии, Великобритании.
Швейцарскую ривьеру посетили Чайковский, Вяземский и ДостоевскийКлимат в Ривьере субтропической, благодаря Альпам, которые защищают её от холодных северных ветров: набережные часто усажены пальмами, а окрестные холмы отданы под виноградники. Ривьера – очень живописное место: террасные виноградники входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. У самого озера держится много водоплавающей птицы: чайки, нырки, лебеди и утки.
Развлечения эпохи Нового времени не сильно отличались от досуга Средневековья и Ренессанса, но некоторые причудливые новшества тогда всё-таки появились.
«Сахарно морожено на блюдечки положено»
Москвичи прошлых столетий мало отличались от нас в плане способов спасения от жары. В зной, когда особенно хотелось прохлады, они лакомились мороженым – в современном виде оно появилось как раз в XVIII веке. Его готовили из молока, яичных белков, сахара, добавляли туда шоколад, смородину, малину, вишню. У холодного десерта в то время встречалось еще одно название – ледник. Сначала его варили на плите, потом разливали в фарфоровые формы и оставляли остужаться. После этого массу процеживали в мороженице со льдом и солью и замораживали.
В XIX веке, кроме обычного мороженого, появились еще и его разновидности, довольно популярные среди москвичей: сорбетто (не до конца затвердевшее мороженое) и гранито (полужидкая масса из фруктовых соков).
Мороженым торговали на Кузнецком Мосту, на Арбате. На улицах часто можно было встретить продавцов, выкрикивающих: «Сахарно морожено!» Позже этот крик увековечил в своем стихотворении «Мороженое» Самуил Маршак. В 1925 году оно вышло отдельной книжкой с иллюстрациями Владимира Лебедева:
Сахарно Морожено
На блюдечки положено,
Густо и сладко
Ешь без остатка!
Боролись с жарой и с помощью прохладительных напитков, например кваса. Его варили везде – и в богатых, и в бедных домах. Иногда в квас могли добавить фрукты. Продавали его на улицах представители гильдии квасоваров. Москвичи любили также лимонад, клюквенный мед и другие напитки.
Бад-Эмс
Бад-Эмс является вторым по значимости термальным курортом Западной Германии. Здесь бьют 17 термальных источников, воды которых помогают при астме, бронхите, желудочных заболеваниях и аллергии.
В 19 веке два императорских двора Европы — прусский и русский — выбрали этот курорт для отдыха и лечения. Бад-Эмс регулярно посещал прусский император Вильгельм I со своим окружением, что сделало курорт центром политической жизни Европы. Отсюда по приказанию императора была отправлена Бисмарку знаменитая «Эмская депеша», в которой сообщалось о результатах переговоров с Францией. Бисмарк опубликовал в широкой печати ее искаженный текст, что привело сначала к дипломатическому скандалу, а затем и войне с Францией 1870 года.
Что до гостей из Российской империи, то многочисленные представители петербургской знати стали съезжаться на этот курорт с 1820-х. Позднее Бад-Эмс стали посещать русские художники, писатели и поэты. Здесь бывали Гоголь, Тургенев, Тютчев, Достоевский.
Российский император Александр II также бывал на водах. Впервые он приехал сюда, еще будучи наследником престола со своим воспитателем — поэтом Василием Жуковским. Затем император посещал курорт с женой Марией Александровной. В 1876 году здесь русским императором был подписан Эмский указ об ограничении в использовании украинского языка на территории Российской империи.
Лазурный Берег
Лазурный Берег — это юго-восточное Средиземноморское побережье Франции, протянувшееся от Тулона до границы с Италией. Название придумал французский писатель и поэт Стефан Льежар — в 1870 году он издал роман с названием «Лазурный Берег». Эти слова пришли ему в голову, когда он увидел «изумительной красоты» бухту города Йера.
В середине 19 века, когда железные дороги начали соединять районы Прованса, жизнь этого края начала кардинально меняться. История Лазурного Берега как курорта началась во многом благодаря английской и русской аристократии. В 1834 году английский лорд Генри Броухем вынужденно остановился в рыбацкой деревушке Канны.
С этого времени побережье становится излюбленным местом зимнего отдыха английской знати. Первоначально меккой британских туристов был город Йер, где творили писатели Роберт Луис Стивенсон и Джозеф Конрад; весной 1892 года в Йере целый месяц отдыхала королева Виктория. Наплыв туристов вынудил англичан искать менее людные места для отдыха; к концу 19 века были «открыты» и другие прибрежные селения — вплоть до Ментоны и Ниццы.
После поражения в Крымской войне Александр II был вынужден искать новый порт для флота. Им стал городок Вильфранш-сюр-Мер, расположенный в шести километрах от Ниццы. Сюда потянулись не только моряки, но и литераторы, купцы-негоцианты и, конечно, русская знать.
Аристократы из России построили здесь прекрасные дома, многие из которых и сегодня широко известны за пределами Франции.
Антон Павлович Чехов, встретив по приезде в Ниццу массу знакомых, назвал эти места «Русской Ривьерой». В шутку, конечно. Шутка прижилась и дошла до наших дней. Жил Чехов в русском пансионе «Оазис», там он написал часть своих «Трех сестер».
Здесь бывали Гоголь, Сологуб, Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Набоков. Долгое время — вплоть до своей смерти — здесь жил и писал свои произведения нобелевский лауреат Иван Бунин.
До Первой мировой войны Лазурный Берег был крупнейшим центром лечения туберкулеза. Сюда же приезжали больные, страдавшие диабетом или ожирением, а также люди с расстройствами нервной системы.
Досуг и развлечения: популярные игры в XVIII-XIX столетиях
Несмотря на всеобщее порицание азартных забав, карточные игры имели колоссальный успех в высшем обществе и среди интеллектуалов. «Продвинутая» молодёжь посещала салоны, где процветали картёжные игрища. Играли и дамы, и девушки, и юноши. Штосс и фараон были особо популярны в светских кругах России. Подвижные игры также не оставляли в стороне — игра в фанты считалась хорошим тоном.
В XVIII столетии получило распространение лото (в Россию оно попало из Италии). Эта игра стала пользоваться успехом не только на светских вечерах, но и в семейном кругу. В 1840-е гг. в России уже появились целые клубы для игры в лото, где победитель получал денежное вознаграждение. Именно в это время появляются привычные современному человеку настольные игры с фигурками и правилами, в которые до сих пор играют люди всех возрастов.
Подвижные игры детей. Источник: Pinterest
Английский картограф Джон Спилсбери в 1760 году с помощью географической карты и клея изобрёл пазлы или пузеля (так их называли ранее). Сбор целой картины из небольших элементов и частичек пришёлся по вкусу европейцам, и вскоре игра стала развлечением для светских салонов.
Топ-5 Курортов 19 века
Довиль, Лазурный Берег, Баден-Баден и многие другие курорты привлекали туристов не только целебными источниками, но и азартными развлечениями.
Карловы Вары
Как гласит легенда, горячий целебный источник был открыт здесь королем Богемии и императором Священной Римской империи Карлом IV во время охоты. Свора гончих псов императора преследовала прекрасного оленя, раненного копьем Карла. Олень уже изнемогал и, казалось, почти был в руках у охотников, но тут свершилось чудо: окунувшись в небольшое озерко, покрытое паром, он как будто обрел новые силы и легко ушел от преследователей.
Потрясенный император попробовал чудотворную теплую воду и повелел основать здесь город, названный впоследствии его именем, где он сам и его придворные могли бы поправлять свое здоровье. Так, согласно народным преданиям, в 1358 году Карлом IV был основан город Карловы Вары.
В 1370 году курорт получил королевские привилегии и вскоре завоевал широкую известность. В Карловы Вары стекалась аристократия всей Европы: русский царь Петр Великий, польский король Август, прусский король Фридрих II, император Карл VI и другие коронованные особы.
Этот курорт посещали знаменитые писатели, музыканты, ученые и философы. Старинные дома и улочки помнят Гете, Шиллера, Гоголя, Мицкевича, Неруду, Тургенева, Алексея Толстого, Гончарова, Баха, Паганини, Шопена, Моцарта, Бетховена, Чайковского, Дворжака, Брамса, Листа, Шлимана и многих других.
Карловарское курортное лечение до конца 16 века складывалось в основном из ванных процедур. Применение питьевой процедуры у «Вржидла» началось проводиться по инициативе врача Вацлава Паера, который в 1522 г. издал в Липске первую специальную книгу о карловарском лечении. В ней он рекомендовал на фоне ванных процедур применение лечебной воды.
Большой вклад в развитие местной бальнеологии внес врач Давид Бехер. Кроме непосредственного участия в строительстве курорта он систематизировал и научно обосновал основные методы лечения: уравновешенность питьевых процедур и принятия ванн, использование прогулок как составной части оздоровительного комплекса. В 19 веке его идеи были развиты такими врачами, как Жан де Карро, Рудольф Манл, Эдуард Главачек.
Со второй половины 19 века под влиянием общеевропейских процессов, вызванных французской революцией, начинает меняться состав посетителей курорта. Все больше его посещает богатая мещанская клиентура, исчезает дворянство. Город становится центром политической жизни: здесь начинают проходить встречи политиков и дипломатов.
В 1819 году у «Вржидла» состоялась знаменательная конференция министров европейских стран, председателем которой был канцлер Меттерних. Важным моментом истории города считается 1844 год, с которого начинается значительный вывоз ключевой воды на экспорт.
Как москвичи встречали лето в XIX веке
С началом лета москвичи торопились уехать из душного города на дачи – по состоянию на 1888 год, например, в окрестностях насчитывалось 180 дачных поселков. В теплое время туда переселялось внушительное количество горожан – до 40 тысяч человек.
Престижнее всего было арендовать дачу в принадлежавшем предпринимателю Василию Перлову поселке Перловка (сегодня это район подмосковных Мытищ). В каждом из 80 домов имелись свои душ и туалет, были оборудованы купальни на Яузе. Заборов не было – они считались дурным тоном. Аренду оплачивали в основном на три года вперед. Выходило дорого: на эти деньги можно было купить жилье в Москве. В плату входил культурный досуг: дважды в неделю Перлов приглашал выступить перед дачниками музыкантов и актеров.
Мода на дачи появилась раньше. Историк Николай Карамзин отмечал, что летом на улицах практически никого не остается: дачники разъезжаются, остальные сидят по домам, спасаясь от зноя. В 1830-х дачи располагались в Останкине, Кунцеве, Сокольниках. С последними связана особая история. На этой территории еще с XVII века располагались царские охотничьи угодья и загородная резиденция. Но в 1826-м Николай I велел отдать часть под городской парк, а часть – сдавать в аренду на 48 или даже 99 лет. Вот там и обосновались зажиточные дачники. Домик, принадлежавший статскому советнику Ивану Лямину (1822–1894), сохранился до сих пор.
«Сокольники теперь усеяны многими прелестными дачами, которые каждое лето бывают заняты лучшим московским обществом», – говорилось в путеводителе 1867 года. За прелестную дачу приходилось платить около 550 рублей в сезон – в два раза больше, чем в местах поскромнее.
Были места летнего отдыха и на территориях, которые сегодня считаются центральными, например на Ленинградском проспекте. Архитектор Федор Шехтель выстроил там двухэтажный особняк в неоклассическом стиле, его владельцы – купцы и фабриканты – часто менялись.
В конце XIX века дачная застройка велась и в Царицыне. Отдыхала здесь в основном интеллигенция – писатели, композиторы, ученые.
Баден-Баден
История курорта Баден-Баден насчитывает более двух тысячелетий. Римские исторические хроники указывают, что еще в 214 году на его территории были расположены купальни императора Каракалла.
В конце 11 века в этой местности обосновался владетельный швабский род Цэрингер. Князья основали на горе Баттерт крепость и стали именоваться маркграфами Бадена, то есть правителями баденского княжества.
В конце 14 века маркграфы Бадена построили «Новый замок» и перенесли туда свою летнюю резиденцию. С вершины Флорентийской горы, на которой расположен замок, открывается вид на старый город, а у её подножья бьют 23 минеральных источника. Температура целебной воды в некоторых местах достигает 68 градусов.
Екатерина Великая женила внука Александра Павловича, наследника престола, на баденской принцессе Луизе, принявшей при православном крещении имя Елизавета. Этот брак ознаменовал начало контактов между Баденом и Россией.
Император Александр I бывал в Баден-Бадене с супругой. Частыми гостями здесь были князья Гагарины, Волконские, Вяземские, Трубецкие, а также писатели Гоголь, Толстой, Тургенев, Достоевский. Последний проиграл в Баден-Бадене в рулетку все, что имел, а вернувшись в России, написал роман «Игрок».
Рост популярности курорта в 19 веке связан с казино, которое называли одним из самых красивых в мире. Выкупивший его Жак Беназе построил газовую фабрику и участвовал в финансировании железнодорожной линии между Парижем и Страсбургом, которая находится буквально в 30 километрах от Баден-Бадена, чтобы привлечь дополнительных клиентов.
В Баден-Бадене несколько раз в неделю проходили балы и концерты, на которых выступали Паганини, Клара Шуман, Иоганес Брамс, Иоганн Штраус, Франц Лист. Беназе заманил в Баден-Баден всю парижскую богему: писателей и куртизанок, дипломатов и чиновников, богачей и аристократов. На 10 лет он превратил город в «летнюю столицу Европы». К середине 19-го века, Баден-Баден каждое лето посещали до 60 тысяч гостей, из которых не менее 5 тысяч были из Российской империи.
Многие именитые гости обзаводились в Баден-Бадене собственными домами, как, например, Клара Шуман, Полин Виардо, Иван Тургенев, граф Несельроде, князь Сергей Сергеевич Гагарин. Другие предпочитали снимать частные квартиры, как, например, Достоевский или Брамс. Большинство гостей останавливалось в одном из многочисленных отелей.
В доме, где сегодня находится городское управление, в 19 веке располагался отель «Дармштетер Хоф». В 1836 году там жил Гоголь. В письме к матери Николай Васильевич делился своими наблюдениями: «Здесь нет никого, кто бы был серьезно болен. Все приезжают сюда, чтобы развлечься… Почти никто не задерживается у себя в отеле, публика сидит целый день за маленькими столиками под деревьями».
Отель «Голлендишер Хоф» (Голландский двор) облюбовал в 1857 Лев Толстой. Он, как и Достоевский, по молодости любил играть в рулетку и просадил здесь все деньги. Тогда-то он и написал в своем дневнике: «В этом городе — все негодяи, но самый большой из них — это я».
Тургенев, в свою очередь, к игре на деньги был равнодушен. У него была другая причина частенько наезжать в Баден-Баден: здесь жила его муза — французская певица Полин Виардо. В общей сложности Тургенев прожил здесь почти десять лет и часто описывал в своих романах курортную жизнь.
Революция! И в парках тоже
С середины 18 века появляются первые примеры, когда дворцовые сады начали открывать для широкой публики. Так, жители Мадрида получили право посещать парк Буэн-Ретиро, разбитый при дворце Филиппа IV. Однако такие примеры были редки.
Рост городского населения в Европе и Северной Америке, вызванный промышленной революцией в 19 веке, привёл к ухудшению городской экологии и росту социальной напряжённости. Лишённые доступа к природе и вынужденные ежедневно в течение многих часов выполнять рутинную работу на тяжёлом производстве люди, очевидно, нуждались в месте для отдыха и развлечений. В некоторых американских городах были организованы платные сады, где можно было передохнуть от городской суеты. Правда, позволить себе это могли далеко не все.
Примерно в то же время появились мыслители, которые ввели понятие социальной гигиены. Они настаивали на улучшении условий жизни и труда и требовали перемен в организации городских пространств.
Так, шаг за шагом, люди пришли к идее публичных парков. Были и те, кто скептически отнёсся к новому типу общественного пространства. Критики утверждали, в частности, что парки скоро будут разрушены вандалами. Однако на практике всё оказалось с точностью до наоборот. Люди уважали эти новые элементы городской жизни, а случаи вандализма были редкими.
Первый парк культуры и отдыха
Вскоре примеру Ливерпуля последовали Париж и Нью-Йорк. Так, во французской столице Наполеон III приказал открыть и отреставрировать Королевские сады, в том числе Булонский и Винсенский, а также разбить несколько небольших новых парков (Монсо, Батте-Шомон и Монтсури).
В Нью-Йорке в 1857 году появился Центральный парк, фактически ставший одним из символов города. Этому предшествовали годы общественных дискуссий. Первоначально остров Манхэттен, где впоследствии появился парк, был разбит на участки под застройку. При этом организация крупных общественных пространств не предполагалась, иначе девелоперы потеряли бы на этом деньги. Тем не менее под давлением общественности и активистов — например, поэт и журналист Уильям Каллен Брайант публично призывал немедленно создать в городе «обширную площадку для наслаждения природой и отдыха» — было решено создать парк и новые площади, которые облегчили бы жизнь в мегаполисе.
Постепенно городские публичные парки получили широкое признание чиновников. В 1930-е они стали пониматься как место развлечения. В парках стали появляться аттракционы, игровые и спортивные площадки, магазины и кафе. В середине 1960-х было пересмотрено само понятие рекреационной зоны в городе. Под общественным пространством, пригодным для развлечения и отдыха, стали понимать не только такие объекты, как парки, но и улицы, крыши и террасы, набережные и пустыри. Любое открытое пространство приобрело потенциальную рекреационную ценность.
Сегодня ценность парков и садов как общественных рекреационных пространств не поддаётся сомнению. Их существование регулируется и востребовано во всем мире. Россия не исключение.
Петергоф, загородная резиденция российских императоров на берегу Финского залива, была задумана как парк, который бы не уступал французскому Версалю. В 1721 году были запущены первые фонтаны, а через два года состоялось торжественное открытие парка. В Москве первые сады появились при монастырях ещё в XII веке, а парки стали создаваться в начале XVIII века при дворцах и усадьбах. Можно вспомнить парк при усадьбе Трубецких в Хамовниках, пейзажный парк усадьбы Знаменское-Садки на территории Бутовского леса.
Настоящим символом современного подхода к парковому искусству стало знаменитое «Зарядье», в котором растительность, туристические и рекреационные объекты сплелись в единый взаимосвязанный комплекс. «Зарядье» стало первым современным российским объектом, вошедшим в топ-100 лучших мест мира по версии американского журнала Time.
Сегодня эти места превращаются в общественные пространства для отдыха самого разного формата. Например, Царицыно. Здесь можно и заняться спортом, и посетить музей, и посмотреть экспозиции растений в оранжереях, и просто погулять на природе.
Читайте также: