Отдых от цивилизации в лесу
27 сентября международный день туризма. Отмечать его дома как-то неправильно. Дома хорошо праздновать «День дивана» например, или «День телевизора». Мы с друзьями поехали на природу,с рюкзаками, спальниками и котелками. В наш красивый в любое время года, любимый с детства уральский лес.
Витаминизируемся в пути. Витаминизируемся в пути.Часто можно встретить в интернете фотографию с уединенной в глухом лесу избушкой, и кучей комментариев к ней в стиле: «Тоже хочу туда!», «Вот бы сейчас вместо офиса в это спокойствие!», «Моя мечта!», «Почему я еще не там?» и тому подобное. К сожалению, у большинства этих людей, всё так и останется в мечтах. Но нам повезло, есть возможность побывать вдали от цивилизации и пожить, хотя бы переночевать, в лесной избушке. Не в деревне, не на даче, а именно в маленьком лесном домике, построенном хорошими людьми. Расстояние от ближайшего жилья до него измеряется километрами.
То ли шагать, то ли плыть.. То ли шагать, то ли плыть..С асфальтированной дороги мы сошли на лесную, покрытую ковром из листьев. Вот только на этот ковёр кто-то разлил много воды с небес. В некоторых местах по колее бодро журчал ручей. Человек неподготовленный сразу бы промочил ноги, но мы то не первый раз осенью в лесу, у нас правильная обувь. Мы вдохнули запах сырого леса, прелой листвы, свежести, свободы от городской суеты и потопали в нужном направлении.
Паспорт для юного отшельника
Переломный момент в истории этой семьи случился летом 2013 года. Родители Оджана задумались о том, что имеет смысл начать поиск нового места для отшельничества. Выбор их пал на земли в Приморском крае, в районе Находки. Оджану уже было больше 20 лет, родители решили, что он сможет прожить без них несколько месяцев. Перед этим они несколько раз отправляли его одного продавать грибы и ягоды в Белокуриху. В одиночку юноша прекрасно справился, выручил хорошие деньги, на которые смог купить бензопилу. С ней заготавливать дрова стало значительно проще. В отсутствие родителей Оджан продолжил ходить в Белокуриху. У него появился мобильный телефон, он познакомился с интернетом.
Цивилизация не вызывала у выросшего в лесу молодого человека отторжения. Наоборот, оказалась ему по нраву. Тогда же об «алтайском маугли» стали писать местные газеты.
К моменту возвращения родителей Оджан уже принял решение остаться в городе. Для этого юноше было необходимо оформить документы, ведь у молодого человека не было даже свидетельства о рождении. Установлением его личности занималась прокуратура. Одновременно вышла новость, в которой говорилось, что «ребенок до 21 года прожил в тайге без документов». Уже на следующий день в прокуратуру позвонили с Первого канала, чтобы разыскать Оджана и пригласить принять участие в шоу одного из центральных каналов. Потом в Белокуриху прибыл целый десант столичных журналистов.
После дебюта на центральном ТВ Оджан вернулся на Алтай. В Бийске закончил курсы барменов. Родителям признался, что хотел бы жить в комфортных условиях — с электричеством и водопроводом. Те приняли его выбор. В дальнейшем молодой человек переехал в Новосибирск, где работал в кафе, а затем в Москву, где трудится барменом. Родители молодого человека по-прежнему живут в лесу на Алтае. Переезжать в Приморский край они передумали. Оджан подарил родителям мобильные телефоны, и они могут созваниваться.
Молодой человек не загадывает жизнь наперед, но возвращаться на Алтай пока не планирует.
Неправильных жизней нет
Истории Евы и Антона необычны. Возможно, кто-то восхитится силой их духа, а кто-то, наоборот, сочтёт безответственными… Может, они пошли по наиболее лёгкому пути отказа от проблем, с которыми обычные люди сталкиваются ежедневно? Психолог бизнес-центра «Авалон» Сергей Федченко пояснил, почему не стоит скептически относиться к людям, которые отказались от традиционных социальных ценностей:
— Правильных и неправильных жизней нет. Ева и Антон взамен забот, которыми ежедневно озадачивало их общество, выбрали жизнь на Утрише. Избрали для себя то существование, которое сделало их нужными миру, а значит, счастливыми. Оба они прошли непростой жизненный путь, хлебнули немало лишений и горя. Не считаю их бомжами или сломленными людьми. Я вижу в этих молодых мужчине и женщине интерес ко всему, что их окружает, стремление к гармонии и неприятие современного темпа жизни.
У каждого из нас на выбор жизненного пути влияют воспитание и обстоятельства. Одни будут строить карьеру, создавать семью и поднимать детей. Другие — встречать рассвет на берегу моря, следить за чистотой леса и учить друзей разводить костры. У каждого свои представления о счастье, и все они правильные.
Отдых от цивилизации в лесу
Кто стал прототипами персонажей Диснея?
Листопад осенью
20+ интересных фактов, которые доказывают, что мир полон открытий
Аналитики подсчитали, сколько нужно работать в разных странах, чтобы купить iPhone 13
"Здесь тебе не мечеть!": девушка вызвала охрану, увидев, как мусульманин совершает намаз в ТЦ
20+ полезных и бесполезных советов на все случаи жизни
Фёдор Емельяненко зачислен на учёбу в воронежский ВУЗ
40 лучших фотографий из сообщества Creepy, леденящих кровь
Любопытные факты о людях и событиях, которые откроют для вас что-то новое
Что современные японцы думают об атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки
Капитан Кирк из "Звездного пути" решил слетать в космос по-настоящему
Воры вернули украденные олимпийские медали Весниной вместе с коробкой конфет
Дезинсектор съел «отравленный» арбуз, чтобы доказать невиновность коллеги из Москвы
Мемы о том, чем отличается мальчик от мужчины
Старые деревянные дома и летние дачи: коллекция фотографа Федора Савинцева
Смс-переписки с родителями, которые стоило бы сохранить для внуков
Британские ВВС тестируют беспилотные автомобили
Альма-матер гениев и творцов: кому адресовал Пушкин свое стихотворение «19 октября»?
Художница создает коллекцию "Мои уродские тарелки"
Писатель XIX века предсказал виртуальные свидания
На Pornhub набирают популярность лекции по математике
Городской ад: когда реальность выглядит как кадр из фильма-антиутопии
Итальянский падре украл церковные деньги и спустил их на наркотики и гей-вечеринки
Каготы: загадочные европейские изгои
В Тюмени школьный охранник переборщил с воспитательными мерами
17 раз, когда природа была в ударе, создавая питомцев
Дезориентирующие кадры, заставляющие ахнуть: "Привидится же такое!"
Убойные мемы с котом, которому всегда есть, что сказать и над чем похихикать
Пьяного Николаса Кейджа приняли за бомжа и выгнали из бара в Лас-Вегасе
Сокурсники в МГУ с сочувствием относятся и жалеют девятилетнюю девочку-вундеркинда
15 пронзительных инсталляций, которые напоминают о действительно важных вещах
Ученики старшей школы в США создали петицию, в которой попросили вернуть рабство
20 невероятных исторических фото, с не менее невероятными пояснениями
"Здесь вам не равнина": во время восхождения на Эльбрус погибло пятеро туристов
Причины создания и подписания Манифеста от 17 октября 1905 года
17 картинок, вызывающих недоумение и оторопь
Тренер Хохлов подал в суд на Facebook из-за фамилии
После совещания с руководством глава СК Пермского края совершил суицид
Американские горки: воплощение страха
Искусство рисовальщика: графические наброски Достоевского на страницах его рукописей
Ушел в тайгу с падчерицей
Увы, история других отшельников — семьи Антипиных — которые с 1982 по 2002 гг. проживали в глухой тайге Иркутской области, не обошлась без трагедий.
Геолог Виктор Марцинкевич (фамилию Антипин он возьмет у будущей жены) считал, что человек должен уйти из городов в естественную среду обитания. Он называл это «эковозвратом». На личном примере он собрался доказать, что человечек может выживать в естественной среде. Он также считал, что дети, рожденные вдали от цивилизации, не будут обладать пороками общества — они не станут пить, курить, ругаться, ведь их родители не будут показывать им такого примера.
В поисках места для отшельничества Виктор начал обходить глухие сибирские деревни. В 1982 году мужчина оказался в деревне Коротково недалеко от реки Лены и попросился переночевать в один из домов. Задержался здесь Виктор отнюдь не на одну ночь. У геолога случился роман с хозяйкой, у которой росла девочка-подросток Анна.
Отдых от цивилизации в лесу
До чего генетика дошла! Что о вас может рассказать ДНК-тест?
10 интересных фактов о фильме «Пираты XX века»
Искренняя любовь и преданность лебедя
Честные иллюстрации, показывающие, что не так с нашим обществом
Смертельное семяизвержение: лучший и последний секс в жизни трутня
В Москве неадекватный мужчина с топором напал на покупателей в магазине
Умнее ли вы третьеклассника? Тест по английскому языку
Тина Тернер - королева рок-н-ролла
Как ставят брекеты
Авария дня. Смертельное ДТП с автобусом в Крыму
В Липецке мужчина с ножом атаковал своё отражение в лифте
Как сделать домашний творог из молока или кефира. 6 простых способов
Как делают пиво
Крепкая мама защитила сына от падающих кирпичей
Какие существуют виды танцев?
Корабли, которые больше никуда не поплывут
Как сегодня в мире добывают, находят и перерабатывают золото
Исследователи впервые спустились на дно «Адского колодца» в Йемене
63 идеи что подарить бабушке на День Рождения
Отличный бросок
Авария дня. Страшное ДТП с мотоциклистом в Вологодской области
Удивительный случай на австралийской дороге
15 человек, чей день выдался хуже некуда
Стоит быть осторожнее со своими желаниями
Худшие фильмы в истории кино по версии сайта Rotten Tomatoes
Цветные фото старой Норвегии
Как производители заставляют людей переплачивать
Религии мира: список и обзор самых популярных верований
"Гидов мы не обвиняем": выжившие после восхождения на Эльбрус рассказали о походе
В Лас-Вегасе построят Луну
45 идей что подарить дедушке на День рождения от внучки и внука
Каким был прокуратор Понтий Пилат, который мог спасти Христа
Белый лист: почему принтер не выводит на печать документ, а просто прогоняет бумагу?
Людмила Чурсина: комплексы из-за внешности, отказ от съёмок в Голливуде и знаменитые мужья
Самые горячие и популярные тиктокерши России, на которых подписаны миллионы человек
До 21 года он жил в лесу
Вполне счастливой можно назвать историю «алтайского маугли». О молодом человеке, который родился и прожил в лесу первые 20 лет жизни, стало известно несколько лет назад.
Редкое имя сына — Оджан — имеет индийское происхождение и переводится как «духовный человек».
В лесу пара построила бревенчатую избушку 4,5×3 метра, разбила огород. В домике была печь, кровать и стол. Из благ цивилизации — радио, которое временами слушали, чтобы быть в курсе происходящего на «большой земле» Потом удалось построить дом побольше. До ближайшего населенного пункта от дома Наумкиных надо было идти три часа по горной местности. Несколько раз в год семья отправлялась в Белокуриху, чтобы продать ягоды и травы и купить необходимые в хозяйстве вещи.
Образованием Оджана занималась мама. Она научила его читать и писать. Наумкины взяли с собой в лес домашнюю библиотеку. Любимыми авторами юноши стали Айзек Азимов, Гарри Гаррисон, Пол Андерсон. Но большую часть времени отнимали дела по хозяйству. Заготовка дров на долгий холодный период, работа на огороде и пр.
Вечные каникулы. Как живут люди, сбежавшие от цивилизации на природу?
…Местечко Утриш под Анапой — один из самых молодых курортов черноморского побережья. Оно состоит из четырёх лагун, когда-то входивших в состав закрытого государственного заказника. Теперь его протяжённые песчаные пляжи и кипарисовые леса облюбовали уставшие от повседневных проблем горожане, которые приезжают сюда в отпуск, на лето или… навсегда.
Антон: «Чувствую себя нужным»
С Антоном мы встретились на «большой земле», а точнее — около посёлка Большой Утриш, куда молодой человек выбрался на заработки.
— Я сам из Тюменской области. Об Утрише узнал полгода назад. Автостопом добрался сюда и живу уже два месяца. Приехал с одним рюкзаком за плечами. А теперь уже у меня есть всё, что нужно для жизни на берегу моря, — палатка, посуда. И даже какая-никакая работа, чтобы деньги водились.
Антону 25 лет. Он сидел в тюрьме по трём статьям — за кражу, угон и разбой. Парень жалуется, что на «большой земле» не может найти работу. По специальности он автослесарь, но все его судимости напрямую связаны с машинами, поэтому трудиться в автомастерских он не сможет ещё несколько лет.
— А больше меня никуда не берут, — разводит руками молодой человек. — Зато на Утрише я помогаю людям — собираю заявки каждое утро и езжу в посёлок за покупками, помогаю неопытным туристам разжигать костёр. Когда есть настроение, поём с пацанами песни под гитару на поселковой набережной. Люди дают нам деньги за хорошую музыку.
Антон рассказывает, что всю жизнь никому не был нужен. Родители не занимались его воспитанием. Жена, которая родила ему сына, оказалась предательницей и теперь не разрешает мальчику видеться с отцом. Работу найти сложно.
— Утриш дал всё, чего мне недоставало для счастья, — говорит Антон, — за несколько месяцев у меня появились друзья из многих городов России. Люди рады моей помощи: они приглашают меня на завтрак, обед и ужин, просят спеть для них. Я раньше не знал, что где-то в мире есть место, где я смогу найти себя.
Ева: «Нет денег, и я счастлива!»
Еве — 42 года. Её прическа — дредлоки. Летом из одежды на женщине только набедренная повязка. Ева рассказывает, что уже 17 зим провела на Утрише, и утверждает, что лучшей жизни для себя не представляет.
— Я выросла в Санкт-Петербурге. Закончила медицинский университет по специальности «детский хирург-онколог». Работала в больнице, вышла замуж. Муж у меня был военным. Погиб во вторую чеченскую кампанию. Осталась одна с пятью детьми, — Ева тяжело вздыхает, молчит… Затем продолжает: «Беда одна не приходит… После похорон мужа попала в серьёзную аварию. Мою легковую машину сбил грузовик. Получила переломы обеих ног, травмы таза и позвоночника. Врачи собрали меня, можно сказать, по частям. Но жить я после гибели супруга и появившихся проблем со здоровьем не хотела. Была в депрессии, перестала работать, не занималась детьми… Об Утрише знала по рассказам. Почему-то меня потянуло сюда. Брат помог добраться до места. Я, наверное, была ненормальная, потому что приехала поздней осенью и осталась тут жить. Было тяжело. Очень скоро я познакомилась с пожилой женщиной из посёлка Малый Утриш. Она разбиралась в травах, называла себя знахаркой. Она забрала меня к себе домой, лечила какими-то отварами и настоями. Мы с ней много разговаривали. Можно сказать, после этого я и вернулась к обычной жизни. Уехала обратно в Питер, стала работать. Но моё сердце всё равно осталось на Утрише. Первое время я приезжала сюда на некоторое время, отдыхала в летние отпуска и зимние каникулы. А когда дети закончили школу, как говорится, плюнула на всё и уехала жить в можжевеловые леса навсегда.
История Евы кажется неправдоподобной. Успешный медицинский работник, многодетная мать, и вдруг… бросила всё и стала жить «дикарём». Да и выглядит она гораздо моложе своих лет, грамотно разговаривает, любит детей и животных.
— У меня мало одежды, нет сотового телефона и продуктовых запасов. Почти никогда нет денег. Но я счастлива тем, что я имею, — уверяет Ева. — Энергетика настоящей природы, моря, леса даёт мне больше, чем все блага мира.
Как старожил Утриша, Ева следит за порядком: заставляет отдыхающих убирать мешки с мусором, устраивает нешуточные скандалы тем, кто осмеливается срубить для разведения костра сухие ветки «краснокнижного» можжевельника.
— Ты можешь мне не верить, — говорит Ева, — но я всегда остро чувствую, когда здешним деревьям делают больно. У меня ломит руки и ноги, выкручивает поясницу, я могу слечь с дикой головной болью просто оттого, что кто-то из отдыхающих обидел мой лес.
С мая до середины октября Ева живёт на берегу моря. Затем перемещается в горы «на зимовье» — так называются хижины, в которых коренные «утришане» проводят холодные месяцы года.
— Зимой нас остаётся человек 10–12. Мы все по-соседски поддерживаем друг друга, — рассказывает Ева. — Раз в месяц беру рюкзак, одеваюсь потеплее и иду по каменистому пляжу до посёлка Большой Утриш, там сажусь на автобус до Анапы и на городском рынке покупаю себе всё необходимое для жизни.
Где Ева берёт деньги, остаётся загадкой. Так же, как и то, общается ли она со своими детьми, где они сейчас, чем занимаются, навещают ли её. Впрочем, под сомнение можно поставить и слова Евы о её возрасте, количестве лет, которые она прожила на природе. Женщина старательно делает вид, что не слышит моих уточняющих вопросов, и настойчиво переводит разговор на свои любимые можжевелово-фисташковые леса, глубокое синее море и чистый воздух, которые сделали её счастливой.
«Алтайский маугли» и геолог-отшельник. Куда и как бегут от цивилизации
Таежные отшельники Лыковы, рассказ о которых в центральной прессе в начале 80-х гг. стал сенсацией, послужил примером для других жителей страны, которые мечтали об уходе из цивилизации.
Имена этих отшельников не стали настолько же известными, как фамилия старообрядцев Лыковых, но судьбы их не менее интересны. Одни из этих историй имели счастливый, другие — трагический конец.
Избушки в лесу - приют для лесных бродяг
Все кому приходилось жить в лесных избушках, знают и ценят то невероятное ощущение защищенности и уюта, которое дарит это скромное лесное жилье. После целого дня лесных скитаний, умаявшись до боли во всем теле, налазившись по горельникам и лесным чащобам, накрутив по лесу на лыжах не один десяток километров, так приятно прийти, наконец, в этот маленький лесной домик. Дрожащими от усталости и холода руками растопить железную печку и с первыми волнами идущего от неё тепла, вытянуться на дощатых нарах, избавляясь постепенно от утомления. А потом, когда закипит весело на печке закопчённый чайник, а стены осветит слабый огонек свечи или заправленной соляркой коптилки, прихлебывать, обжигаясь, горячий чай из эмалированной кружки, дожидаясь, пока сварится непритязательная лесная еда.
Особую ценность избушки сознаешь зимой, когда дни ко́ротки и если каждый раз возвращаться домой или на базу, то обследовать большую территорию не удается. Конечно, современная техника, снегоходы, вездеходы и моторные лодки внесли коррективы в это положение, но все равно, возможность иметь достаточно комфортные условия для отдыха в лесу, без ежедневного возвращения, очень привлекательна. Да и тем, кто хочет по-настоящему оторваться от цивилизации, гораздо приятнее иметь лесное жилье в глухих труднодоступных местах. Если к тому же оно только твоё, ты сделал его своими руками, принося на плече каждое бревнышко и каждую дощечку для нар, притащив, обливаясь потом, тяжелую железную печку через километры лесов и болот, то будешь стремиться к нему вновь и вновь, почти так же, как к своему уютному и тёплому дому.
Охотничья избушка в вологодских лесах. Фото прислано подписчиком канала. Охотничья избушка в вологодских лесах. Фото прислано подписчиком канала.Любое человеческое жилье – это искусственная среда, которую создает вокруг себя человек, отгораживаясь от неблагоприятной и враждебной среды внешней. Начинается всё с простого костра и кучи нарубленного лапника, на котором у костра можно сидеть или лежать. А если на ветках деревьев или на вбитых кольях натянуть за лапником кусок брезента, плащ или одеяло, то этот экран дополнительно сохранит разлетающееся тепло костра, возвратит часть его человеку, создаст условия для отдыха. Сил в лесу, особенно зимнем, тратится очень много, поэтому отдых должен быть вполне комфортным, восполняющим затраченную энергию. Качественный отдых – это не прихоть, а насущная необходимость. Ведь если с каждым днём тратить сил больше чем их восполняешь, то через несколько дней просто не сможешь ноги таскать. Более комфортно чем у костра, можно отдыхать в палатках, но не всегда есть возможность брать с собой несколько килограммов дополнительного груза.
Эволюция приспособления человека к жизни в суровой северной природе так и шла - от костра к обтянутому шкурами или древесной корой чуму, а затем к маленькому лесному дому с очагом, а позднее с железной печкой.
Вот такие жилища, покрытые древесной корой, устраивали коренные жители Алтая. Фото автора. Вот такие жилища, покрытые древесной корой, устраивали коренные жители Алтая. Фото автора.Поэтому избушка с низким потолком, маленьким оконцем, низенькой дверцей, зачастую даже с земляным полом, но обязательно с широкими нарами – это идеальное место для жизни и отдыха лесных жителей в природе. Маленькая – потому что небольшой объём легче и быстрее обогреть. Окно тоже не должно быть большим, лишь бы днём можно было обходиться без свечи или фонарика. Железная печка обеспечивает быстрый нагрев помещения и приготовление пищи. Дощатый пол не обязателен, достаточно земляного, ведь обувь там все равно не снимаешь, да и досок в лесу взять негде, а тесать их слишком трудоёмко.
Охотничья изба на берегу Мологи. Фото автора. Охотничья изба на берегу Мологи. Фото автора.За свою жизнь в каких только избушках не приходилось мне бывать. Это и капитальные рубленые, по размерам мало уступающие настоящим деревенским избам строения на севере, в печорской тайге, и копаные в крутых берегах оврагов и рек крохотные землянки, с обложенными жердняком стенами и покрытой дёрном крышей, и маленькие, но капитально сделанные избы промысловых охотников Архангельской области и рыбацкие зимовья на Чарондском озере, и множество разнообразных избушек костромских охотников, в которых мне не раз приходилось останавливаться, когда работал в Костромской охотинспекции. Избушками я по традиции буду называть любое лесное жилье, хоть рубленный из брёвен маленьких домик, хоть вкопанную в речной обрыв землянку, ведь в конце-то концов, они выполняют одну и ту же функцию - дают приют и место для отдыха в нашем суровом климате.
Рыбацкая избушка на Чарондском озере (озере Воже), где мы жили во время зимней экспедиции 1999 года. Фото автора. Рыбацкая избушка на Чарондском озере (озере Воже), где мы жили во время зимней экспедиции 1999 года. Фото автора.Но больше всего запомнилось мне три зимовья. Так уж сложилось, но все они были по своей конструкции землянками, то есть жильём, заглубленным в землю. Первая из них – землянка на одном из притоков реки Неи в Поназыревском районе Костромской области, где мы с моим другом Володей Абрамовым жили в зимние студенческие каникулы 1977 года. Это была землянка, выкопанная в крутом речном обрыве, правда с бревенчатыми стенами, но земляным полом. Жильё было совершенно экстремальным. Во-первых, в ней не было окна. Поэтому даже днём приходилось зажигать свечку или включать фонарик. Во-вторых, у неё была тонюсенькая фанерная дверь, которая совершенно не защищала от холода, поэтому на ночь приходилось завешивать её плащами и куртками. И, наконец, в-третьих, в ней была железная печка из… почтового ящика! Конечно не из того, в который кладут получаемую почту, а из того, в который кладут почту для её отправки адресату. Те, кто помнит советские времена, знают, что такие ящики всегда висели у отделений связи, да и просто на углах домов в городах и посёлках. Вверху у них была щель для закладки писем, с подвижным клапаном от непогоды, а сбоку – небольшая дверка, запирающаяся на ключ, через которую работники почты письма доставали и отправляли их дальше – на сортировку, а потом – на почтовые поезда. Эти ящики были все одинакового синего цвета, на передней стенке у них красовался герб Советского Союза. Так вот, такой ящик обогревал нас в этой избушке! Дрова закладывались через боковую дверцу, а дым выходил через приделанную в верхней части ящика трубу. Тепла печка давала совершенно недостаточно, вскипятить на ней чайник было невозможно, так как труба занимала почти всё пространство верха. Поэтому еду мы готовили на костре, а чтобы хоть как-то согреться топили свою почтовую печь практически беспрерывно всю ночь, причём более-менее тепло становилось лишь когда в неё закладывали куски просмоленной древесины от корневых частей сосен. Поэтому в течение дня мы не только охотились, но и бродили по окрестностям в поисках смолистых пеньков, которые щепали топорами на мелкие части (крупные в нашу печку не влезали) и, собрав их в рюкзаки, несли в избушку. Тем не менее, в таких условиях мы прожили больше недели и достаточно успешно поохотились.
Мой друг Володя Абрамов, у той самой избушки на реке Нее в Поназыревском районе Костромской области. Фото автора. Мой друг Володя Абрамов, у той самой избушки на реке Нее в Поназыревском районе Костромской области. Фото автора.Вторым зимовьем, запомнившимся мне на всю жизнь, была землянка на Милютинском озере напротив Карьково, на левобережье Унжи. Она тоже была сделана в береговом обрыве впадающего в озеро маленького безымянного притока. Первоначально в ней была печка с очень узкой трубой, которая из-за этого нещадно дымила. Но после того, как мы с Александром Ивановичем Вьюгиным, директором Усольской школы, принесли туда новую печку, ночевать в землянке стало вполне приемлемо. Обычно я пользовался ей рано весной и поздней осенью, когда ночь заставала в лесах унженского левобережья. Про неё знали многие местные жители и даже приезжие из Мантурово, поэтому иногда приходилось мириться с соседями, пришедшими сюда на рыбалку. Но землянка на Милютинском озере была достаточно просторной, в ней были широкие нары и свободно помещалось три и даже четыре человека. Этой землянки давно уже нет, говорят она сгорела несколько лет тому назад. Но свято место пусто не бывает и на её месте было построено новое жилье, небольшой дощатый домик, в котором мне довелось побывать два года назад.
Рыбацкая избушка на озере Милютино в 2019 году. Фото автора. Рыбацкая избушка на озере Милютино в 2019 году. Фото автора.В лесах левобережья я знал несколько добротных избушек мантуровского промысловика Н.П. Смолина. Были они небольшими, поставленными на мох квадратными в плане срубами. Отличало их одна особенность – порог был очень высоким, выше колена, а вместо двери был узкий люк, в который буквально приходилось протискиваться, наклоняясь в три погибели. Потолок и пол были сделаны из расколотых вдоль небольших брёвен. Оконце было совершенно маленьким, буквально в четверть газетного листа. Такие особенности смолинских избушек были связаны с невозможностью завоза досок в отдаленные угодья и с экономией тепла. В них всегда были установлены хорошие железные печки, у которых лежал разовый запас дров, спички и соль в стеклянной банке.
Охотничья избушка на Шекснинском водохранилище. Фото автора. Охотничья избушка на Шекснинском водохранилище. Фото автора.Несколько раз я ночевал в этих избушках, всегда сохраняя после себя порядок и не забывая возобновлять истраченные дрова. Но в этих избушках я был как бы гостем, причем непрошенным, ведь у них был свой хозяин. А мне всегда хотелось иметь собственное лесное жилье, о котором бы никто не знал и которым пользовался только я один. Поэтому, когда к нам в гости приехал племянник Андрей, я взял его с собой в качестве помощника и мы отправились на Вестомшу строить своё зимовье. Место для него я подобрал давно. Это был крутой обрыв левого берега реки, примерно посередине между её устьем при впадении в Пумину и идущей почти точно с севера на юг большой высоковольтной линией. Здесь не было дорог и, в то же время, по ЛЭП можно было выйти на дорогу в сторону Карьково, до которого было не более десяти километров, что в то время я за расстояние не считал. Мотопилы у меня не было, но мой сосед, Николай Иванович, дал мне большую лучковую пилу. Зубья её узкого полотна были хорошо наточены и чередовались с выбрасывателями. Впоследствии точно такое же полотно я увидел у лучковой туристической пилы, выпускаемой уже в наше время одной известной финской фирмой.
При этом Николай Иванович сказал: «Ты думаешь зэки в лагерях двуручными пилами лес валили? Нет, только вот такими лучковками. Она же не намного медленнее «Дружбы» пилит, вот попробуешь – узнаешь». И действительно, пила просто сама вгрызалась в дерево, почти безо всяких усилий с моей стороны. Валить деревья нам не приходилось – множество крепких, не гнилых ещё стволов лежало в ближайшем участке горельника. Нам оставалось только пилить их по размеру и таскать на плечах к месту строительства. Мы с племянником пилили этой пилой почти одинаково быстро и толстые бревна на переднюю, наружную стенку и более тонкие – на боковые и заднюю. За какие-то пять дней мы выкопали врезанную в крутой берег нишу для землянки, заготовили деревья на стены и стропила крыши, выложили стены нетолстыми бревнами без пазов, просто плотно прижав их друг к другу и вкопав по углам вертикальные столбы, которые удерживали горизонтальные бревна стен. Там, где щели между бревнами были слишком большими, мы проконопатили их мхом, собранным неподалеку. Переднюю стену мы сделали из вертикально вкопанных толстых бревен, предварительно плотно пригнав их друг к другу. Обрешетку двускатной крыши сделали из плотно уложенных жердей, покрыв их широкими полосами бересты с мёртвых, обожженных пожаром берёз. Береста легко отрывалась целыми пластами, при этом она была достаточно крепкой и ещё не подгнившей. Настилали мы её не экономя, в несколько слоев, так чтобы верхние широко перекрывали нижние. Поверх уложили пластины дёрна с живой травой, плотно прижав их друг к другу. Жили мы всё это время в палатке, еду готовили на костре. Пару раз мы ходили домой, каждый раз принося по несколько досок для нар и дверей, а под конец притащили железную печку. Печку мы довезли до ЛЭП на попутной машине, а дальше несли пешком, прикрепив её к лежащей у нас на плечах жерди. Избушка получилась маленькая, но тёплая и уютная, по размеру и расположению напоминающая купе поезда. Двое нешироких нар по бокам, маленький столик между ними напротив двери и в ногах правой лежанки – печка с выходящей наружу прямой трубой. Над дверью сделали маленькое оконце, закрыв его куском стекла. Досок на нары не хватило, поэтому нам пришлось сделать их из жердей, закрыв сверху фанерой от посылочных ящиков, которые мы принесли из дома в рюкзаках. Поскольку это были наши посылки, то на них был указан наш адрес и моя фамилия. Впоследствии, когда уже после нашего отъезда избушку нашли местные охотники, они легко определили, кто её построил. Следующую зиму я постоянно наведывался в свою избушку, нередко оставаясь здесь на ночевку, а по Вестомше охотился на пушных зверей с собакой и капканами. Одно время у меня даже была проложена постоянная лыжня почти напрямую от избушки до Карьково, на одну треть сокращавшая мне путь, но позднее снегопады и метели вынудили всё же пользоваться дорогой, иногда даже доезжая на попутной машине до ЛЭП.
Избушка на Вестомше. Рисунок автора. Избушка на Вестомше. Рисунок автора.Какое же наслаждение испытываешь, придя в свою избушку, где каждое бревнышко уложено твоими руками! Волна тепла исходит от печки, маленькое помещение легко и быстро нагревается и к тому времени, когда закипит на печи небольшой чайник, уже приходится открывать дверь из-за начинающейся жары. Нагревшиеся просохшие бревна стен излучают тепло и легкий запах смолы, пламя свечи освещает маленький стол и нехитрое убранство лесного дома. На гвозде над соседними нарами висит ружье и патронташ, тут же на гвоздях и протянутых вдоль стен веревках развешена для просушки лесная одежда. За дверью, на улице оставались промерзшие лыжи, да рюкзак с капканами, которые не стоило вносить в тепло человеческого жилища. По земляному полу нельзя было ходить босиком, поэтому я принес сюда старые обрезанные валенки, подшитые микропоркой и с удовольствием переобувался в эту удобную легкую обувь, устроив свои валенки сушиться у печки. К сожалению, служила мне эта избушка всего одну зиму, потому что уже через год мы уехали в Кострому. Но в памяти осталось множество связанных с ней воспоминаний об охотничьих приключениях, о ночных лыжных переходах, об удачных выстрелах и досадных промахах, в целом о той лесной жизни, которой я жил в те замечательные годы.
Избушка в Среднем Дворе, на берегу реки Шуйга в Дарвинском заповеднике. Фото автора. Избушка в Среднем Дворе, на берегу реки Шуйга в Дарвинском заповеднике. Фото автора.Хотел завершить на этом свой рассказ о лесных приютах, но вспомнил ещё одну избушку, в которой я много раз останавливался во время летних и зимних полевых работ, будучи уже сотрудником заповедника. Этот маленький лесной домик стоял на берегу Рыбинского водохранилища в устье реки Шуйги. В нём была небольшая кирпичная печка, дощатый пол, а перед входом маленький тамбур, с большим застекленным окном, которое открывалось, как дверь в купе, откатываясь по пазам в сторону. Жильё это оборудовали лесники заповедника из Захаринского лесничества, а поддерживал его замечательный человек, тоже сотрудник лесной охраны , Александр Андреевич Лапин, проживавший в деревне Михальково. Он не только обеспечивал сохранность этого домика, но и буквально опекал научных сотрудников, останавливавшихся там на время полевых работ. В домике всегда были сухие дрова, полный набор посуды, матрасы, заправленная соляркой керосиновая лампа. Лапин сделал отбойник из вкопанных вертикально бревен, о который разбивались штормовые волны, накатывавшие на домик с моря при высоком уровне воды. К сожалению, после весьма неожиданного и скоропостижного ухода Александра Андреевича вследствие болезни, лапинский волнолом разрушился, домик осиротел, и в 2004 году был смыт штормами.
В заключение несколько слов о правилах жизни в лесных избушка. Все, кто пользуется ими, должны знать, как вести себя, посещая это лесное жильё. У каждой из них есть хозяева, один или несколько, те, кто их построил и оборудовал. Но сделав лесной приют, хозяева прекрасно понимают, что рано или поздно, он будет обнаружен такими же как и они сами, лесными бродягами. Поэтому, как сейчас говорят, по умолчанию, подразумевается, что в отсутствие хозяев, избушкой может пользоваться любой нашедший её человек, а двери их никогда на закрываются на замок. В любой избушке у печки лежит небольшой запас дров, а в углу можно найти пилу и топор. На столе имеется одна или две кружки, пара ложек, соль в закрытой банке и спички, как правило тоже в небольшой закрытой ёмкости. На печи стоят чайник, котелок или кастрюля для приготовления пищи. Может там быть и небольшой запас долгоиграющих продуктов, типа сухарей, макарон или крупы. Обычно их подвешивают в пакетах к протянутой под потолком проволоке, но даже и в этом случае продукты сложно защитить от вездесущих грызунов. Всё это можно использовать по назначению, но взамен истраченных дров надо заготовить и уложить такое же количество, а также, если есть возможность, оставить часть продуктов. Ну и конечно же, надо всё за собой прибрать, не оставляя никакого мусора и, тем более, объедков и остатков пищи, чтобы не привлекать грызунов.
Четыре лагуны свободы
Топ самых уединённых, доступных и невероятных мест в России
По данным Biletix, общий средний чек на авиабилеты туда-обратно по России на предстоящее лето снизился с 12 021 до 10 425 рублей, то есть на 13%. А это значит, что Байкал наконец-то дешевле Испании.
Идеальные варианты на выходные: 2-4 дня
Куршская Коса, Калининград
Куршская коса – абсолютно непохожий на Россию «островок» уникальной природы и фауны. Причём здорово здесь в любую погоду: туманная влажность, жаркий воздух, порывистый ветер. Извилистые «танцующие» деревья, лисы на каждом шагу, множество троп, ведущих в русскую Нарнию между махровых деревьев и причудливых камней на берег разбивающихся волн. Отличное решение для отдыха с палаткой на выходные.
Вернулась к людям и снова вышла замуж
В 1986 года у Виктора и Анны родилась дочь. Ее назвали Оленьей в честь оленя, которого смог поймать Виктор и благодаря которому семья не умерла от голода той зимой. После рождения дочери семья перебралась ближе к цивилизации. Виктор устроился на работу в Химлесхоз и стал заготавливать лес и смолу. Семье выделили участок в тайге и балок (временное жилище на полозьях). На участке они выращивали овощи, а в балке площадью восемь квадратных метров проживали. Однако вскоре предприятие закрылось, работников эвакуировали, но Виктор отказался покидать тайгу.
После этого в семье родились Витя, Миша и Алеся. Отшельничества в том понимании, как Виктор Антипин сам его исповедовал, у него не получилось. Он должен был посещать ближайшую деревню, чтобы запасаться продуктами питания, одежды, обувью, обменивая их на добытых диких животных, изделия из дерева, сборы трав и ягод. Приобретал глава семейства и газеты, благодаря которым Антипины были в курсе событий. Из прессы они узнали о распаде СССР. У Анны уже не раз возникало желание выйти к людям. Она понимала, что в одну из зим они могут умереть от истощения, потому что у Виктора оставалось все меньше сил для того, чтобы обеспечивать пропитание ей и детям. Пара начала ссориться. Виктор запрещал Анне даже думать о возвращении в цивилизацию. Тогда Анна со старшей дочерью решили тайком обратиться к ближайшим поселковым властям. Благодаря помощи извне Анна с четырьмя детьми смогла покинуть место отшельничества. Виктор остался.
Спустя год Виктора мертвым обнаружила его старшая дочь. В марте 2004 года она пришла проведать отца и нашла его без признаков жизни. По одной из версий, причиной смерти стал голод. По другой — мужчина простудился и слег. Он написал предсмертную записку, где попросил похоронить его в тайге.
Анна с детьми не один месяц выправляла документы. Ей пришлось доказывать, что все дети — ее родные. Свидетелем выступала ее старшая дочь, которая вместе с отцом принимала у Анны роды младших братьев и сестренки. А вскоре у Анны родилась еще одна дочка — Снежана. На большой земле она, 36-летняя, вышла еще раз замуж.
Читайте также: