Отдых на вднх 1985
Чтобы развеять их или убедиться, что все правда, спецкор "Родины" съездил на ВДНХ и нашел там одного из старейших работников.
Евгений Лазарев - бывший замдиректора павильона "Космос и Машиностроение". Он работает здесь с 1967 года. Сейчас Лазарева можно найти в небольшом домике около Дома культуры - теперь он зампред профсоюзной организации ВДНХ.
Ракета "Восток" у павильона "Космос" всегда была в вертикальном положении, ее, вопреки информации, после установки не опускали.
РеальностьНет, опускали. Днем ракета в вертикальном положении, а на ночь, когда выставка закрывалась, в горизонтальном. Так было, пока не разработали специальные крепления.
Был случай. Как-то в облачную погоду экскурсионная группа осматривала ракету. И кто-то спросил работника выставки, почему не видно Останкинской телебашни - ее только недавно построили недалеко от ВДНХ. Рабочий ответил: "Так ее еще не подняли!"
Огромные грузовики БелАЗы на ВДНХ доставляли в разобранном виде и собирали на месте.
РеальностьБелАЗы добирались в Москву своим ходом. Правда, под эстакадами иногда нужно было проезжать со спущенными колесами, чтобы машина не зацепила перекрытия. Забавно, как эти многотонные исполины двигались по Московской кольцевой автодороге. Она была тогда узкой и БелАЗам едва хватало проезжей части. А уже в городе в некоторых местах приходилось снимать троллейбусные линии.
У ВДНХ был особый троллейбус, который курсировал по территории выставки.
РеальностьВсе верно. Он отличался от троллейбусов, которые работали на городских маршрутах особым панорамным остеклением. Еще впереди была эмблема в виде фигуры со снопами, установленной на главном входе, и прежнее название выставки - ВСХВ.
Всего было, если мне не изменяет память, два таких троллейбуса. Но их хватало.
Позже троллейбусы заменили на микроавтобусы РАФ с прицепами - они тоже были изготовлены по спецзаказу - уже для ВДНХ.
Однажды не только ВДНХ, но и весь город поставили на уши новостью об ушедшем с выставки верблюде.
РеальностьЭто правда. Среди многих, был на ВДНХ и такой павильон как "Верблюдоводство". Однажды верблюд - видимо, единственный - этот павильон покинул. Надо сказать, что пропускной режим на ВДНХ в то время был строгий. С КПП рапортовали: все машины досматривались, нигде верблюда не было.
Оказалось, верблюд ушел сам - его нашли в Отрадном. За чем именно он отправился туда, непонятно. Ясно только, что место ему это было знакомо - в Отрадном была площадка, куда доставлялись грузы, предназначенные для ВДНХ. Туда в свое время привезли и этого верблюда-путешественника.
В центральном павильоне есть бомбоубежище
РеальностьНикогда бомбоубежища там не было. Недавно опять тему эту будоражили - чуть ли не ставка главнокомандующего там размещалась. А вот сигнальные сирены на центральный павильон и павильон "Космос" устанавливали - на случай воздушной тревоги.
ПЕРЕРЫВ НА ОБЕД
Побывать на ВДНХ и не пообедать? Все впечатления будут смазаны. Истории про еду и напитки - на десерт.
* Рассказывают, что однажды члену политбюро в одном из павильонов приглянулся пряник, который он решил раскусить и едва не сломал зуб. С тех пор на ВДНХ особое внимание уделяют наличию свежих кондитерских изделий. Торты, например, доставляли, в том числе, из прибалтийских республик.
* Одной из фирменных закусок была сосиска с булочкой. Правда, сосиску нужно было очистить от целлофановой оболочки, пока она горячая. Иначе, содержимое приходилось выдавливать из целлофана. Или, как каламбурили тогда, из "цзаофани". Так в конце 1960-х называли участников китайских рабочих организаций, созданных во время Великой пролетарской культурной революции.
* После выставки, на которой экспонировались автоматы продажи продуктов питания и напитков, на ВДНХ оставили один из них - по разливу пива. Но автомат всякий раз после зарядки его пивом через некоторое время производил сброс содержимого в канализацию.
Когда машина в третий раз "закинула невод", вызвали конструкторов. Те вынесли вердикт: "Не надо разбавлять пиво водой. Машину не обманешь". В общем, тот пивной автомат на ВДНХ не прижился.
Как убивали и возрождали ВДНХ?
ВДНХ после 1960-х годов стали разрушать. Сначала с точки зрения архитектуры. А после распада СССР, выставку буквально уничтожали. Как началось разрушение ВДНХ? Почему даже после 1990-х люди всё равно любили сюда ходить? И что на месте великой выставки сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.
Опасный прогресс
Это третья статья об истории ВДНХ. Как придумали эту выставку, вы можете почитать здесь . А как она стала такой, какой мы её видим сегодня, здесь .
Пережив свой расцвет в 1950-х и начале 1960-х, ВДНХ начала постепенно "увядать". Как ни странно, одна из основных причин была в развитии промышленности, сельского хозяйства и науки. Новая техника часто имела довольно большие размеры, а старые павильоны не могли вместить такие экспонаты. Поэтому, по сути, кроме внешней красоты зданий, особого толка от них не было.
Выставка в павильоне "Советская культура", 1972-1974. Выставка в павильоне "Советская культура", 1972-1974.Руководство приняло решение о реконструкции выставки. Планировали построить новые павильоны общей площадью около 22 тысяч кв метров. Однако, чтобы вновь возведённые строения пользовались спросом, их нужно была разместить в многолюдных местах. Но они к тому моменту уже все были заняты существующими павильонами. Пришлось начинать архитектурную "чистку".
Первыми жертвами стали здания на Центральной аллее. Они были небольшими. Тем более, деревянные конструкции у многих из них к тому времени были сильно изношены. Об архитектурной ценности павильонов тогда как-то не задумывались. В итоге, их разобрали.
Не сочетаются
В мае 1966 года на месте снесённых павильонов появился новый. Он был похож на стеклянный куб. Особой оригинальностью не отличался. Зато в середине строения был внутренний дворик. Его сделали, что сохранить уникальную растительность. Рядом появились ещё несколько временных зданий, которые возвели к выставке сельхозмашин и оборудования 1966 года. Их потом разобрали.
В 1967, в честь 50-летнего юбилея Октябрьской революции, решили построить ещё два новых павильона: для демонстрации достижений легкой и химической промышленностей. А также капитально перестроить "Животноводство" и павильон "Электрификация". В итоге появилось ещё одно стеклянное здание (сейчас павильон называется "Химическая промышленность").
Павильон "Химическая промышленность", 1967. Павильон "Химическая промышленность", 1967.Если кратко, то ни эти здания, ни построенные позже, архитектурно не вписывались в сложившийся ансамбль ВДНХ. Ниже посмотрите фотографии павильонов, построенных после 1960-х годов. Так себе, конечно. Но этот ущерб в принципе не такой сильный, как тот, который выставка получила после распада СССР. Когда ВДНХ стала называться ВВЦ (Всероссийский Выставочный центр).
Павильон № 13 «Здравоохранение» (бывший павильон «Армянская ССР»)
Павильон «Армянская ССР» появился на выставке в год ее открытия, а возвели его в рекордные семь месяцев. Он один из немногих, сохранившихся от Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) 1939 года. До 1964 года он носил название «Армянская ССР», что нашло отражение в архитектурном облике здания. В 1964–1966 годах в павильоне размещалась экспозиция «Пищевая промышленность», а в 1967-м он был переименован в «Здравоохранение».
Исторический вход в павильон был выполнен в виде огромного трехнефного портала в нише, стены были синими, а потолок украшала орнаментальная роспись. Арки портала были оформлены розовым туфом — эта порода характерна именно для Армении. А окна обрамляло литье в виде винограда, гранатов и лимонов.
После реконструкции павильона в 1960-е годы часть украшений и орнаментов была утрачена, а богато декорированную входную группу закрыли гофрированным металлом. Положение усугубили 1990-е годы, когда здание превратили в торговый центр, где продавались медицинские товары.
Первые работы по восстановлению начались в 2014 году, когда здание освободили от фальшфасадов и наслоений. Это позволило расчистить изначальный трехнефный портал центрального входа. Специалисты восстановили и синий цвет ниши, орнамент с изображением фруктов, в центре которого гранат. Они также очистили облицовку фасада и сделали архитектурную подсветку.
Отреставрированный павильон был передан Государственному музею Востока, в апреле 2019 года здесь открылась постоянная экспозиция «Сохраняя культуру. Музей Рерихов». Она посвящена путешествиям, исследованиям и творчеству Николая и Святослава Рерихов.
ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства)
Рассказываем про бесплатные активности, которые ждут вас в рамках программы «Знание. ВДНХ». 30 сентября в 19:00 в павильоне «Рабочий и колхозница» впервые пройдет показ фильма «Полярный адмирал», созданного в рамках проекта «Неизвестные герои Севера». Вы услышите рассказ о Василии Бурханове, который внес большой вклад в освоение Арктики и Северного морского пути. 2 октября в 15:00 там же пройдет лекция «Технологические тренды как признак развития будущего». Лектор Маргарита Зобнина познакомит
вчера 14:30
вчера 13:30
Чарующая неоклассика, еврейская фольклорная музыка и звезды электронной сцены в концертной программе ВДНХ на этой неделе! 30 сентября приходите в оранжерею павильона «Азербайджан», где состоится концерт оркестра NÉOrchestra. Виртуозы представят программу с музыкой Людовико Эйнауди, Макса Рихтера, Чилли Гонзалеса и других классиков современности. Начало в 20:00. 2 октября приглашаем вас в оранжерею павильона «Азербайджан» на ВДНХ послушать всемирно известную группу Triangle Sun, котор
вчера 10:18
Доброго осеннего утра Сегодня отмечается День туризма Поздравляем с праздником всех причастных! Фото: @kirillkokorin
Доброе утро, друзья! Приходите на ВДНХ, где продолжается фестиваль «Техносреда»!
5 причин посетить «Техносреду» на ВДНХ в эти выходные Взглянуть на то, как робот-футболист Kondo-Pro виртуозно обращается с мячом. Несмотря на свое происхождение, робоспортсмен имеет человеческое строение тела и органы чувств, а команда, в которой он играл, выиграла чемпионат мира по робофутболу Humanoid League и стала лучшей в Лиге гуманоидов. Узреть своими глазами не имеющий аналогов бегалёт HYPE («Хайп») от авиаконструктора-новатора Александра Бегака, который продал квартиру и посели
Приходите на Выставку заниматься спортом и поднимать настроение! На ВДНХ проходит новый сезон «Спортивных выходных». Бесплатные тренировки проходят по пяти видам спорта: скандинавская ходьба, йога, зумба, уличный стретчинг (растяжка) и функциональная тренировка. Занятия проводятся по субботам и воскресеньям в 10:00, 12:00 или 14:00 на веранде Дома культуры ВДНХ и около павильона «Здоровая Москва». Занятия ориентированы на любой уровень подготовки, а продолжительность уроков варьируется от 50 д
Когда построен, кто автор
1954 год, архитектор — Л.И. Мариновский.
История создания
Строение №518 «Кафе Лето» было возведено в 1954 году по проекту архитектора Л.И. Мариновского. Он заменил стоявшее на этом месте кафе, построенное в 1939 году (архитектор А.Ф Жуков), а уже позднее здесь расположился ресторан «Астория»
Строение №518 расположено на центральной аллее позади павильона «Космос». С его террасы всегда открывался эффектный вид на монументальную скульптуру «Боец с быками».
Архитекторами был продуман каждый декоративный элемент кафе «Лето»: деревянный декор перекликается с резьбой на павильоне «Карелия», виртуозно выполнены чайники, подсолнухи и фрукты, украшающие фасад.
«Лето» закрылось в 1985 году. Многое в интерьерах было утрачено: оригинальные полы, декор колонн, исторический объем центрального входа заложили кирпичом, а деревянные композиции обветшали.
Интересно, что изначально по заданию, выданному для проектирования нескольких кафе и чайных на территории выставки, все они должны были соответствовать задачам культурного отдыха посетителей и демонстрировать «народность стиля» в разработке фасадов. Проектирование кафе было отдано молодежи – выпускникам и старшекурсникам Московского архитектурного института.
ВДНХ И КИНО
В павильоне "Свиноводство" теперь "Дом ремесел". А когда-то, судя по фото с официального сайта ВДНХ, народ ломился сюда, чтобы посмотреть на хряков-чемпионов. Иллюстраций - множество. Вот хряк Веселый весом 375 кило, а вот Дельфин и Самоучка (клички-то какие!) - оба без малого почти полтонны веса.
Именно здесь, на ВСХВ, в 1941-м Иван Пырьев будет снимать фильм "Свинарка и пастух". В ноябре столицу уже бомбили, но картину все равно снимали, чтобы показывать бойцам.
"Свинарка и пастух" навсегда стал кино- и музыкальным памятником ВСХВ/ВДНХ. "Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве", - пели Глаша и Мусаиб.
Тут и уточнять не нужно было, что именно на знаменитой выставке случаются такие встречи. И только здесь, среди рукотворных памятников, чувствуется, что "нет прекраснее нашей могучей, нашей вольной советской земли".
Отдых на вднх 1985
Copyright © 2019 ВДНХ Медиатека.
Все права защищены.
Просмотр материалов по историческим периодам
1975. План-карта ВДНХ СССР
1983. Из брошюры "Что Где Когда на ВДНХ"
1971. План-карта. Отдел печати ВДНХ СССР
- Автограф
- Борис Богданов
- Анатолий Жуков
1959. Генеральный план Выставки достижений народного хозяйства СССР
С подлинными подписями директора ВДНХ Б.Н. Богданова и главного архитектора ВДНХ А.Ф. Жукова. На фанерной основе, в раме. Размеры 250х110 см. Известно два экземпляра этого плана, оба хранятся на ВДНХ.
1964. План-карта ВДНХ СССР с двумя дополнительными схемами
1977. Схема ВДНХ СССР. Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР
Современное состояние
Павильон закрыт на реставрацию.
Расписание Павильон находится на реставрации.Кафе «Лето»
Это особенный павильон с по-настоящему «летней» атмосферой. Благодаря просторной открытой веранде и боковым галереям второго яруса его силуэт кажется легким и воздушным, даже несмотря на большую площадь. В настоящее время павильон закрыт на реставрацию.
Читать дальшеЖивые истории: о чем вспоминают посетители ВДНХ разных лет
— В 1967 году я пришел работать на ВДНХ в павильон «Машиностроение» — тогда там как раз появился раздел «Космос». К уже имеющимся выставочным образцам сельскохозяйственной техники, которые находились в павильоне, добавились космические экспонаты. Ежедневно тысячи людей с горящими глазами приходили на ВДНХ на волне огромного интереса ко всему, что связано с космосом. На выставку приезжали специально из Хабаровска, Магадана, Риги, Ташкента — из самых разных уголков страны, а также бывали большие иностранные делегации.
«Приводили детей, брали колясочки, ехали на ВДНХ гулять»
Лидия Зуева, участник программы «Московское долголетие»
— В 1970 году я начала жить в Москве. Началось наше знакомство с ВДНХ очень просто: приводили детей, брали колясочки, ехали на ВДНХ гулять, проводили там свободное время. Мы посещали эту выставку еженедельно, по крайней мере. И прекрасная там была атмосфера и обстановка. Ведь то, что там сделали, — это уникальное явление. Это признали все. Ведь какая была красота! Даже этот вид на главный вход, еще скульптура Мухиной — это замечательно. И мы на ВДНХ находились буквально постоянно, потому что нам все было интересно: и книжные выставки, где можно было купить замечательные книги, и павильон «Космос». Когда он открылся, мы были в восторге! Дети наши постоянно его посещали и очень активно участвовали во всех мероприятиях, которые там проводились.
«Я стояла восхищенная и держалась за металлический забор ВДНХ»
Лариса Нестерова, проработала на ВДНХ 31 год, с 1989 по 2011 год руководила павильоном «Культура»
— Я помню день, когда в первый раз ребенком попала на выставку. Мой папа был военным, и мы все время колесили по стране. И вот как-то зимой меня и моего брата родители привезли в Москву и, конечно же, повели на ВДНХ. Это был вечер — выставка была вся в огнях, играла музыка, были залиты катки, на них катались красивые московские юноши, девушки, дети. Они были очень веселые и безумно нарядные. А мы приехали с периферии, и нас это настолько потрясло, что мы даже не зашли на ВДНХ. Я так долго стояла восхищенная, держась за металлический забор, что мои рукавички пристыли к ним, и моим родителям пришлось отдирать их от металла.
«Дух захватывало от того, что на такой же ракете полетел Юрий Гагарин»
— Один из самых ярких экспонатов, вокруг которого ежедневно собирались толпы посетителей, — макет трехступенчатой ракеты-носителя «Восток». Тогда она казалась настолько огромной, высотой с шестнадцатиэтажный дом. Дух захватывало от осознания того, что на такой ракете впервые вышел в космос наш советский космонавт Юрий Гагарин. А в павильоне открывался целый мир космоса — первый искусственный спутник Земли, модели летательных аппаратов, орбитальная космическая станция «Салют», костюмы космонавтов.
«Мороженое можно и в другом кафе попробовать, но на ВДНХ это было целое приключение»
— Для меня, как для ребенка, наверное, таким ярким впечатлением от ВДНХ 1980-х годов остался павильон «Главхолода», который, к сожалению, в конце 1980-х сгорел. Павильон был очень необычной формы — он был похож на айсберг. Необычность этого здания, эти террасы, я помню, — все это было уже в тот момент достаточно ветхим, но производило впечатление. И конечно, эти скульптуры тюленей, витражные стекла во внутреннем зале и летняя терраса, которая была отделана какой-то мозаикой, очень похожей на лед, — это все производило впечатление. Мы ходили в это кафе не столько за мороженым, которое можно было наверняка и в другом кафе попробовать, но за атмосферой. И когда приносили вазочку с мороженым, посыпанным шоколадной крошкой, вот в таком интерьере, как изнутри, так и снаружи в хорошую погоду — это все было действительно очень колоритным для ребенка, необычным. Целое приключение!
«“Коневодство” закрыто, пошли смотреть свиней»
Алиса Гребенщикова, актриса
— Я помню свои первые впечатления от встречи с этим прекрасным местом. Даже не то чтобы встречи, а предвкушения встречи. Я тогда жила в Ленинграде, и мне говорили: «Это что-то такое, чего ты не видела никогда!» Я очень любила лошадей в тот момент, и, когда мне рассказали, что есть павильон «Коневодство», конечно же, я еще больше захотела поехать. И вот, наконец, настал тот день — мы с родителями в Москве, приезжаем на ВДНХ. И мне сказали: «“Коневодство” закрыто, но есть прекрасное “Свиноводство”, пойдем смотреть свиней!» Я понимала, что замена неравноценная, но мы все равно уже приехали. Мы пришли в «Свиноводство», а там были хряки, свиноматки, которых я никогда не видела, они были огромные, больше меня — заморенной ленинградской школьницы. И это тоже произвело на меня большое впечатление.
«В 90-е годы я боялась идти через ВДНХ»
— В конце 90-х я уже жила в Москве и много снималась на киностудии имени Горького. Мне нужно было идти от метро через ВДНХ, и это было очень страшно, потому что там рынок был и ходили странные личности. От станции метро «Ботанический сад» до студии было идти чуть дальше, но я все равно ходила там, потому что просто боялась идти через ВДНХ.
«На ВВЦ ездил покупать видеокассеты»
— В конце 90-х там уже были торговые палатки, огромное количество каких-то магазинов. Я ездил туда покупать кассеты с редкими записями. Эти павильоны постоянно переезжали. Тем не менее для меня это было совсем другое впечатление. И поскольку в детстве как раз запомнилась именно красочная, ухоженная ВДНХ, то уже ВВЦ в тот момент для меня — это было что-то другое, и я старался поменьше туда ходить, поскольку это уже было унынием и небольшой душевной травмой от того, во что все превратилось.
«Купили на ВВЦ первый холодильник»
— Когда случилась перестройка, когда Всесоюзная выставка достижений народного хозяйства стала выставочным центром, акционерным обществом. Это была, конечно, трагедия. Но для нас это было полезно. Мы там купили первый холодильник автоматический, который сам себя размораживает. И там мы купили первую автоматическую стиральную машину. И это нам было доступно, хотя, конечно, торговые центры вызывали очень неприятные ощущения.
«Ежегодно мы открывали в “Культуре” более десяти выставок»
— Ежегодно мы открывали более десяти выставок. Среди них были и такие, которые сыграли большую роль в становлении статуса павильона «Культура». Десять лет подряд, в конце 90-х — начале нулевых, была открыта выставка «Русское чудо», посвященная религиозному, светскому и народному искусству. И первым ее посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это было историческое событие. К 2000-летию христианства на ВДНХ прошли глобальные мероприятия, посвященные этой великой дате, и была открыта наша часовня, которая сейчас уже имеет статус храма. Это был важный, знаковый момент в моей личной жизни, в жизни нашего коллектива, в жизни павильона и всей выставки.
«Сейчас ВДНХ даже интереснее, чем в моем детстве»
— У меня уже был сын, когда я приехала и поняла, что сейчас здесь даже интереснее, чем в моем детстве. Что ВДНХ расцветает, что столько активностей здесь. И мне было очень приятно, когда поступило первое предложение выступить на ВДНХ. Это было 9 Мая. Я про себя подумала: «Как здорово! Я в детстве представить себе не могла, что когда-то буду иметь отношение к этому масштабному городскому проекту. Даже не городскому, а всей страны — государственному».
«На моих глазах “Космос” вернул прежнее величие»
— Я был свидетелем того, как в 1970-е годы павильон достиг своего расцвета в эпоху космического триумфа, как в 2000-х годах потерял свое предназначение, когда знаменитую экспозицию сменили торговые точки. И вот теперь на моих глазах спустя 17 лет павильон «Космос» вновь вернул себе былое величие. Центр «Космонавтика и авиация» объединил прошлое и настоящее, стал местом притяжения тысяч увлеченных посетителей со всего мира.
«ВДНХ, я неравнодушен к тебе!»
Иван Ратушний, студент Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева
— Нравятся фонтаны, потому что я неравнодушен к воде. Павильоны — потому что неравнодушен к красивым архитектурным сооружениям. А статуи, портики, антаблемент и колонны… ВДНХ, я неравнодушен к тебе! А еще никогда не устанешь фотографировать на этом огромном пространстве.
«Все это сделано навеки вечные»
— И хотя когда-то и трамваи останавливались, было время, когда там нельзя было даже подъехать близко, но тем не менее то, что сделано сейчас, — это замечательно, это превосходно. Это навеки вечные. Мне больше всего нравится, что восстановили то, что было сделано. Мне нравится красота вот этих проспектов, я бы даже сказала, этих территорий. Мне очень нравятся фонтаны, мне очень нравится главный павильон.
«Вернулось то, что было в детских воспоминаниях»
— Былое величие ВДНХ, которое у меня осталось из детских воспоминаний, действительно проявилось. И надо сказать, что даже по итогам, наверное, прошлого лета и начала осени можно сказать, что ВДНХ становится знаковым туристическим объектом Москвы, который достаточно долгое время на самом деле был потерян для города. Я думаю, что после завершения всех работ это место будет популярным, не хуже «Зарядья», каких-то благоустроенных сейчас улиц, переулков и площадей в центре города.
«Зимой это горячий кофе и огромный каток, летом — золотые фонтаны и море деревьев»
Валентин Усс, студент Московского государственного университета геодезии и картографии
— ВДНХ всегда разная. Зимой это горячий кофе и огромный каток, а летом — золотые фонтаны и море деревьев. Я очень люблю ВДНХ за уникальную архитектурную композицию, которая рассказывает об истории России. Нельзя прийти сюда, чтобы просто погулять. Ты обязательно задумаешься об архитектуре, космосе или будущем.
«ВДНХ — место, где чувствуешь свободу»
Валерия Кузнецова, студентка Московского государственного областного университета
— ВДНХ — одно из моих любимых мест в Москве. Езжу сюда как погулять, так и по делам. Даже спустя 80 лет после создания ВДНХ остается интересной и современной — выставка никогда не потеряет актуальности. Думаю, каждый может найти здесь место себе по нраву, чтобы почувствовать свободу, отдохнуть от рутины и будней. На ВДНХ стоит ездить ради отдыха и прогулок, а не для работы.
ЦЕНА ВОПРОСА
Платным вход на выставку был всегда. До 1985 года, когда плату отменили, за взрослый билет надо было заплатить 30 копеек, 10 копеек стоили билеты для студентов, военнослужащих и пенсионеров.
От истоков — к современности: как менялись исторические павильоны ВДНХ
На ВДНХ, перешагнувшей 80-летний рубеж, кипит работа. Специалисты продолжают реставрировать исторические павильоны, а строители возводят новые объекты. К юбилею, который выставка отмечала в 2019 году, реставраторы восстановили центральную часть арки главного входа, по чертежам 1950-х годов воссоздали цветочный партер, провели работы на 14 фонтанах, расположенных на Центральной аллее, отреставрировали фонтан «Золотой колос», который не работал около 30 лет, а также «Каменный цветок» и «Дружба народов». А главное — комплексно отреставрировали семь павильонов, признанных объектами культурного наследия.
Павильоны № 32–34 «Космос»
Павильон, который в наши дни называется «Космос», тоже появился в год открытия ВСХВ. Тогда он носил название «Механизация» и выглядел иначе — это был огромный эллинг. В 1954-м, к послевоенному открытию выставки, тематика павильона была расширена, что отразилось и в названии — «Механизация и электрификация сельского хозяйства СССР». К эллингу пристроили большой зал со знаменитым стеклянным куполом, опирающимся на четыре мощные арки. В 1956-м он меняет название на «Машиностроение».
«Космическим» павильон становится в 1967 году, с открытием выставки, посвященной космическим достижениям Советского Союза. К сожалению, в 1990-е годы она была демонтирована, а многие экспонаты навсегда утрачены. В здании проводили дискотеки и торговали всем подряд: от автомобилей до саженцев с рассадой.
Восстановление «Космоса» началось в 2017 году и длилось чуть больше года. Особое внимание уделили архитектуре. Для работ привлекли около полутора тысяч реставраторов и строителей. Был укреплен фундамент и стеклянная крыша, стены окрасили в кремовый цвет, а под куполом установили люстру — копию кремлевской звезды, которая украшала Троицкую башню. Кроме того, были отреставрированы металлические гербы 15 советских республик, скульптуры тракториста и комбайнерки, гипсовые рельефы с символикой различных отраслей.
Прогулка на высоте
Начинать прогулку по новой достопримечательности лучше от павильона N 27 "Физкультура и спорт" или со стороны Липовой аллеи. Тропа чем-то напоминает экспонат из палеонтологического музея или творения современных архитекторов - ее можно принять за скелет древнего динозавра. Состоит прогулочная зона из множества пролетов с изогнутыми по траектории движения перилами, а держится она на витых металлических опорах. Рабочие собирали конструкцию около восьми месяцев, максимально бережно обходясь с растущей вокруг зеленью и природным рельефом.
Руководитель департамента архитектуры и градостроительного развития ВДНХ Мария Новикова рассказывает, что экотропу разработали в составе единого проекта ландшафтного парка, созданного на территории выставки. Он занимает 80 гектаров и делится на пять зон, где дикая природа сочетается с ландшафтным дизайном, скамейками, прогулочными дорожками и другими элементами современного благоустройства. Концепцию придумал французский архитектор Мишель Пена.
Протяженность новой тропы составляет около 500 метров и всюду она оказывается существенно выше земли, во многих местах проходя на уровне 6,5 метра. "Так как это историческая часть ВДНХ, то хотелось показать посетителям, что гулять можно не только по земле, но и над ней, чтобы с иного ракурса посмотреть на деревья, - объясняет задумку Мария Новикова. - Шереметьевская дубрава известна дубами, которым больше 300 лет".
Протяженность тропы - около 500 метровПогулять по воздушной тропе можно в любое время дня и года - она не запирается, а денег за вход не берут. Вечером по всей тропе включается подсветка, которая делает прогулку совсем необычной - вокруг темный лес, а вы на высоте идете по освещенному изогнутому мосту. В ближайшее время на тропе установят еще и информационные таблички, которые расскажут о названиях и истории деревьев - тогда новое прогулочное пространство приобретет еще и познавательное значение.
"В Москве аналогов воздушной экотропы на ВДНХ нет. В мире подобного рода сооружения можно увидеть в национальных парках "Адирондак" в США, "Баварский лес" в Германии и в Чехии в районе Липненского водохранилища", - рассказали в пресс-службе выставки.
Статус
Объект культурного наследия федерального значения.
Читайте также: