Отдых на пути в египет художник
Картина " Отдых на пути в Египет " одна из первых новаторских работ Караваджо.
Иллюстрация евангельской сцена бегство святого семейства из Вифлеема где по приказу царя Ирода, казнили всех новорожденных младенцев. Согласно преданию, царь Ирод узнал от жрецов о рождении мессии, то есть божественного ребенка и испугавшись конкуренции и приказывает лишить жизни, всех младенцев подходящего возраста.
Эта картина имеет скромный пейзаж и простые фигуры, Караваджо было важно, чтобы зритель интеллектуально читал произведение, поэтому художник свел к минимуму эмоциональность и создал атмосферу исключительной поэтичной идиллии. На первый план выступает фигура юного ангела, он сразу цепляет наш взгляд. Потому что это самое яркое белое пятно на картине . Именно он является ключом и смысловым центром к пониманию всего символического кода, ангел композиционно разделяет картину на две половины, темное и светлое .
Иосиф устало сидит на крестьянском мешке, это говорит о бедной жизни. Мешок светлый и украшен голубыми полосами , что значит тяжелую духовную ношу, которая выпала на долю отца семейства. Все предметы на переднем плане выписаны до мельчайших подробностей, взгляните на ноги Иосифа они словно боятся выйти из тени, и едва касаются земли. Вместе с крестьянским мешком, это говорит о тех сомнениях, которые охватили Иосифа при известии о божественном непорочном зачатии девы Марии. Фигуру Иосифа окутывает туника благородно коричневого цвета, в христианской символике коричневый цвет означает смирение и отречение от мира.
Теперь посмотрим целостно, темная сторона насчитывает 7 важных символических элементов ослик, нотная запись, коричневая туника,
крестьянский мешок, бутылка с посланием, ноги в тени, каменистая земля. Число семь с древних времен считается магическим, оно встречается в сказках ,легендах , религиях . Это особое число которое имеет много важное значение, в нашем случае число 7 нужно связывать с играющим на скрипке ангелом. Помните что существует всего 7 нот ,держите это во внимании, потому что перед нами не столько картина, сколько партитура.
В партитуре скрыто теологическое послание Караваджо каждому кто умеет читать символические коды.
В правой части картины художник спрятал три подсказки о будущей судьбе младенца. Там где Мария, время будто остановилось мы видим очень много света. Пейзаж за Мария чистый и легкий , за ее спиной голубое небо. На первый взгляд кажется что это обычный пейзаж, но присмотритесь внимательно на эти ветви деревьев. Они немного изгибаются создавая круг. Овальная линия наклоненной головы Марии продолжает невидимую круговую линию изгиба ветвей, которая создает своего рода невидимый туннель.
Это все первая подсказка, которая говорит о вознесении на небо. Под ногами Марии произрастает много зелени, папоротники и широколистные лилии, это символ скромности и чистоты, и листья лавра подразумеваю девственность. Вокруг Марии все расцветает, в то время как под ногами Иосифа ничего не растет. Среди растений есть и терновник, который ассоциируется с терновым венцом Христа и символизирует его будущую искупительную жертву . Это вторая подсказка.
Мария всем телом склонилась к младенцу Иисусу, которого она держит на коленях и это напоминает сцену оплакивания Христа.Платье Марии красного цвета, который символизирует кровь, страдания и искупительную жертву ее сына. Таким образом Караваджо напоминает зрителю о грядущей судьбе спасителя. Это третья подсказка.
Как мы видим в правой части, все изображены довольно таки и прозаично, традиционно, даже немножечко скучно. Потому что как мы знаем Караваджо не любил идеализировать ,уж тем более рисовать духовные образы которых нет в реальности. Потому что он считал, что если Бог что то хочет сказать человеку, то он делает это через знаки которая рассылает в обычной, повседневной жизни человека и человек должен учиться замечать их, и правильно читать.Обратите внимание на фон сзади скрипки в левой части картины, это единственные не засохшие зеленые листья. Перспектива выстроена так, что на мгновение может показаться будто ветки произрастают прямо из скрипки. Здесь композиция слишком перегружена смысловыми деталями. Это не случайно, Караваджо хочет чтобы зритель особенно сконцентрировался на этом фрагменте.
Скрипка на которой музицирует ангел в данном контексте является источником божественной музыки , по учению некоторых отцов церкви, божественная гармония отражается именно в музыке. Таким образом ангел играющий на скрипке, воплощает их учения о невидимой границе двух миров земного и небесного, материального и духовного. Левая часть подразумевает жизнь земную, грешную, тяжелую, а правая части где мирно спит Мария с ребенком в окружении цветущий растительности символизирует жизнь божественную. За спиной Иосифа очень тесный, суровый пейзаж а за Марией наоборот, свет и бесконечно просторные краски пейзажа.
Это разделение миров подчеркивает не только белая фигура ангела, присмотритесь к центру, позади ангела растет дуб чьи ветки расходятся в обе стороны. Дерева трудно заметить, потому что фигура ангела полностью заслоняет его ствол, дуб неоднократно упоминается в библии как дерево господа, именно под дубом Бог явился к Аврааму в образе трех ангелов. По некоторым христианским легендам из дуба был сделан даже крест на котором распяли Иисуса Христа. В еврейской традиции дуб-дерево божественного присутствия.
Посмотрите как необычно и миловидна изображена мордашка ослика.Осел традиционно считается глупым и упрямым животным, но музыка ангела зачаровала даже его. Он как бы украдкой выглядывает из-за плеча Иосифа и с удивительно выразительным взглядом слушает музыку. Этим здесь подчёркнуто то, что ангел играет именно для Иосифа и ослика. Он не играет Марии и младенцу они спят, музыка ангела обращена к земному миру, его тело даже немного отвернуто от девы Марии. Своим крылом он заслоняют зрителю образ спящей матери, что символизирует покровительство и защиту небесных сил.
Ноги всех героев без обуви, что означает душевно чистоту и внутреннюю свободу. Камни у ног Иосифа относится к рабству египетских израильтян. Хоть в этой картине и нет фирменного приема Караваджо резкого и контрастного противопоставления светлого и темного, он все равно остается верен своей бунтарской натуре, которая всегда поступает вопреки общепринятым канонам . Караваджо вписывает в эту полную идиллию и умиротворение картины, нотки эротичной интерпретации или даже прямой намек на однополую любовь. Причем с какой-то эстетикой, об этом говорит довольно кокетливая поза ангела и тот факт что белая ткань прикрывает его обнаженное тело только перед глазами зрителя, но никак не перед глазами Иосифа. Ангельские ягодицы, почти прикрыты а вот спереди уверен, мало кто из искусствоведов мог дать вам вменяемый ответ, как можно трактовать эту порванную ткань, во время исполнения гимна воспевающего Присвятую богородицу деву Марию, но думаю теперь вы уже и сами догадываетесь кого здесь через самую светлую белую фигуру от которой начинается все повествование истории,тонко и настолько мастерски провоцирует гений Караваджо. Но возможно это слишком преувеличено, ведь всегда есть другое мнение.
Один из моих знакомых монахов доминиканцев дала более мягкую интерпретацию этой картине. Бог представлен в образе ангела создающим истины о спасении. А Иосифа с его недалеким и и растерянным видом представляет собой все человечество, которое с трудом понимает божественное послание, и можно сказать, что эта интерпретация правильная, но почему-то крылья ангела черные ?
Как видите интерпретация ангела довольно таки непростая задача, так что какая из этих интерпретации более истинна решать конечно же вам.
Чем необычна картина Караваджо "Отдых на пути в Египет"?
Отдых Святого семейства, как часть более общего сюжета о бегстве в Египет от устроенного царём Иродом избиения младенцев, был популярен в живописи. Многие художники и до Караваджо и после него обращались к этой теме.
Но картина Микеланджело Меризи да Караваджо отличается от канонов, принятых в религиозной живописи. И главное её отличие в том, что картина очень красива.
Караваджо. Отдых на пути в Египет, около 1595 - 97 Караваджо. Отдых на пути в Египет, около 1595 - 97Согласно Евангелия от Матфея царь Ирод, узнав от волхвов о грядущем рождении мессии, испугавшись конкуренции, приказывает убить всех детей подходящего возраста.
Иосиф узнав об этом приказе, увел свою жену Марию и младенца Иисуса в Египет. По пути они сели отдохнуть. Этот момент и изобразил на своей картине Караваджо.
Картина вполне мирная и совсем даже не религиозная. На видно спящая Мария с младенцем на руках.
Фрагмент картины Фрагмент картиныОни устали в пути и, присев под деревом, уснули. Примечательно то, что над святым младенцем нет святого ореола. И этим Караваджо изображает и мать, и дитя как простых путников.
Иосиф, пожилой мужчина в дорожной одежде, бодрствует.
Фрагмент картины Фрагмент картиныИ не просто бодрствует, а держит в руках ноты.
Фрагмент картины Фрагмент картиныИнтересная деталь, которая никогда не использовалась в библейском сюжетах о бегстве в Египет.
Исследователи не могли оставить без внимания эту партитуру. Определено, что это музыка, написанная около 1520 года французско-фламандским композитором Ноэлем Баульдевейном, в котором исполняются некоторые стихи из главы 7 Песни Песней.
На картине же её на скрипке исполняет ангел.
Фрагмент картины Фрагмент картиныИ это еще одна необычная деталь. Потому что на других картинах на эту тему никогда не встречаются ангелы. Тем более исполняющие музыку.
Композиционно фигура ангела словно делит полотно на две части. Правая часть, где расположены Мария с младенцем, изображена цветущей и живой. А часть с Иосифом представлена засохшим деревом.
К тому же в части с Иосифом есть еще один персонаж, который сразу и не заметен. Это осел, на котором Святое семейство бежало в Египет.
Фрагмент картины Фрагмент картиныМаурицио Калвес в своей работе о Караваджо высказал предположение, что вся композиция картины символизирует путь христианского спасения от неодушевлённого камня через животное, человека и ангела до конечной цели — Божественного в образе Девы Марии и Спасителя.
До сих пор среди искусствоведов нет единого мнения по чьему заказу была написана картина. Но известно, чо после смерти Караваджо она попала в коллекцию кардинала Камилло Франческо Мария Памфили.
Бегство в Египет (в искусстве)
В Евангелии от Матфея рассказывается, как ангел явился в пещеру к Иосифу и велел ему немедленно уходить из Вифлеема, поскольку царь Ирод ищет новорожденного, чтобы погубить его. Иосиф послушался и успел увезти Марию с младенцем в Египет, где они прожили три года до смерти Ирода. Этот сюжет привлекал художников возможностью без явной демонстрации насилия (как в истории с избиением младенцев) вызвать ощущение тревоги и патерналистского желания защитить слабого.
В итальянской живописи фреска Джотто ди Бондоне 1306 года была наиболее значительным явлением раннего Возрождения.
Здесь величественное шествие в очень условном пейзаже. Фигуры беседующих ангелов (или сыновей Иосифа?) несколько "оживляют" монументальную торжественность. Через два века у Тициана и пейзаж будет более итальянским, и "оживление" будет осуществляться фантастическим обилием фауны.
У фламандского художника Якуба Йорданса тревожное непогодное небо, согбенная спина Иосифа и дремлющие мать с младенцем. От тревоги и беспокойства к умиротворению и покою.
Карраччи и Тинторетто, Мурильо и Эль Греко, Фра Анжелико и Йоахим Патинир. В эпоху Возрождения почти у каждого художника была картина на эту тему. Или на близкую по содержанию, но иную по тональности тему "Отдых на пути в Египет".
Многие русские поэты использовали этот евангельский сюжет. В начале 19-го века в своей мистической поэме "Таинственная капля" его вспоминает Фёдор Глинка. В начале 20-го века - Иван Бунин, Владислав Ходасевич, Георгий Иванов. В советской поэзии - Николай Заболоцкий,в 1955 году.
Ангел, дней моих хранитель,
С лампой в комнате сидел.
Он хранил мою обитель,
Где лежал я и болел.
Обессиленный недугом,
От товарищей вдали,
Я дремал. И друг за другом
Предо мной виденья шли.
Снилось мне, что я младенцем
В тонкой капсуле пелен
Иудейским поселенцем
В край далекий привезен.
Перед Иродовой бандой
Трепетали мы. Но тут
В белом домике с верандой
Обрели себе приют.
Ослик пасся близ оливы,
Я резвился на песке.
Мать с Иосифом, счастливы,
Хлопотали вдалеке.
Часто я в тени у сфинкса
Отдыхал, и светлый Нил,
Словно выпуклая линза,
Отражал лучи светил.
И в неясном этом свете,
В этом радужном огне
Духи, ангелы и дети
На свирелях пели мне.
Но когда пришла идея
Возвратиться нам домой
И простерла Иудея
Перед нами образ свой -
Нищету свою и злобу,
Нетерпимость, рабский страх,
Где ложилась на трущобу
Тень распятого в горах,-
Вскрикнул я и пробудился.
И у лампы близ огня
Взор твой ангельский светился,
Устремленный на меня.
Ну и, конечно, в цикле Рождественских стихов - Иосиф Бродский. Тут уж нужен его голос.
«Отдых на пути в Египет», Микеланджело Караваджо — описание картины
Произведение переносит зрителя в период библейской истории, когда, испуганные зверствами царя Ирода, Иосиф вместе с женой Марией уносят новорожденного сына Иисуса в Египет, тем самым спасая младенца от неминуемой смерти.
Картина не носит религиозного оттенка – и Иисус, и Мария представлены не в образе святых. Зритель видит лишь заботливую мать, с любовью прижавшую к груди спящего сына.
Рассматривая композиционный состав сюжета, можно легко разделить его на две части – где изображены спящие мать и дитя, и где сидит Иосиф. В центре картины, как бы разделяя ее, стоит ангел, исполняющий музыкальную композицию на скрипке. Ангел словно убаюкивает спящих, его фигура – символ мира и покоя, на фоне ужаса и хаоса, от которого сбежала семья.
Правая часть полотна отличительна яркими красками: небесный цвет на заднем фоне, трава и цветы у ног спящей Марии. И сам образ матери и ребенка передает чувство любви, нежности.
Левая часть картины поглощена более мрачными цветами. Иосиф сидит под увядающим древом, ноги его накрыты от холода покрывалом, однако все же видно, что оба путника босы. Возможно, это последствие поспешного бегства. Менее заметна фигура осла, с которым совершается путешествие – его глаза внимательно смотрят на ангела, словно исполняемая композиция заворожила и его.
По сей день, картина вызывает много вопросов. Полотно предоставляет зрителю возможность увидеть религиозные события в реалистичном свете, где вознесенные к лику святых – обычные путники, где Мадонна – это, в первую очередь, женщина и любящая мать, Иосиф – заботливый отец, хранящий сон семьи, а Иисус – это младенец, больше всего нуждающийся в материнской ласке и заботе.
Единственный момент, идеализирующий картину – это ангел. Его изображение, доселе не встречавшееся в данном сюжете, выступает в роли хранителя семейных ценностей, которые лежат в основе сюжета.
Полдень (Отдых на пути в Египет), Клод Лоррен, 1661
Неслучайно художник избрал святой библейский сюжет для своего возвышенно-прекрасного пейзажа. Да и где ещё верующий католик мог разместить для отдыха Святое семейство – Деву Марию, младенца Иисуса, обручника Иосифа и сопутствующего им Ангела? Идеалистическая картина повествования с мирно пасущимся стадом, величественными деревьями, изящными мостами и завораживающими дальними планами всего лишь дополняет происходящее - временное пристанище самого Бога, маленького Иисуса.
Он играет на коленях у своей матери Марии, перед ним коленопреклоненный Ангел, чуть далее - умилённый старец Иосиф. Мальчик – пастушок, смутившись, поспешно удаляется - кто знает, может быть для того, чтобы рассказать людям о своей чудесной встрече?
Невероятно лёгкий и тёплый, нежно-золотистый свет пронизывает всё пространство картины, объединяет передний, средний и задний планы. Лоррен изобразил свой «Полдень» необычайно свежим, как майское утро, почти «райским» и умиротворённым.
Что такое Артхив
Артхив — это сообщество художников, коллекционеров и арт-дилеров. У нас удобно собирать и публиковать все, что связано с искусством, управлять коллекциями, покупать, продавать и продвигать картины.
На картине есть что-то из этого: люди, ренессанс, два, святой, детка, литография, человек, группа, женщина, бог, вуаль, книга, барокко, капот.
Этот сайт существуетна доходы от показа
рекламы. Пожалуйста,
отключите AdBlock Несколько случайных Отдых на пути в Египет (картина) — Веронезе (Паоло Кальяри)
Кому понравилось
Пожалуйста, подождите
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Нужно авторизоваться на сайте
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Вставить картинку на сайт:
Скопируйте и вставьте в исходный код сайта
Отдых на пути в Египет, Герард Давид
Герард Давид — последний из видных живописцев XV в., работавших в Брюгге. Почти все его отличающиеся тонким анализом произведения - религиозного содержания. Хотя художник и не забывает образцов своих знаменитых предшественников, ему свойственен, однако, отказ от несущественных деталей и изобразительных излишеств.
Главная сцена картины, вариантов которой существует по меньшей мере два, целиком сцентрирована на фигуре Мадонны, кормящей Иисуса, помешенной с исключительной естественностью в пейзаж. На втором плане изображена традиционная сцена бегства Святого семейства. Художник, не выказывающий любви к деталям, склонен отображать существо чистых форм, лишенных какой-либо стилистической зависимости, что придает композиции в целом дух спокойствия и сосредоточенности: произведение превращается в объект поклонения, предназначенный для религиозного созерцания. Подобная мистическая атмосфера возникает и благодаря колористической гамме, игре зеленых и синих тонов, сообщающих картине торжественное достоинство. Пейзаж фона, простирающийся до горизонта, решен в тонких оттенках голубого и зеленого и, быть может, предвосхищает пейзажную живопись Патинира.
Отдых на пути в Египет
Описание этой работы пока отсутствует. Возможно, оно появится позже. Следите за обновлениями в Артхиве.
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь .
Короткая ссылка
Одноклассники
Дата создания: 1504
Местонахождение: Картинная галерея старых мастеров, Берлин
Работа в подборках: 5 подборок
Отдых на пути в Египет - Егоров Алексей Егорович
На картине русского живописца XIX столетия А. Е. Егорова «Отдых на пути в Египет» изображено Святое семейство, покидающее родные края. Во имя спасения жизни новорождённого Христа, Его земные родители отправились из Израиля в чужую страну. Путь был долгим и утомительным. Решив немного отдохнуть от странствия, Иосиф и Дева Мария расположились под могучим деревом.
Богородица сидит на мягкой траве, опершись о ствол. Взгляд Её устремлён вдаль, а не на Сына, как часто изображают художники эту сцену. На лице заметны следы усталости. На руках у Неё резвится Младенец, Который не разделяет чувства беспокойства Своих родных. Он ещё совсем Дитя, детские складочки покрывают нежное тельце Иисуса. Он тянется к посоху, который держит другой ребёнок – Иоанн Креститель. Его нередко размещают на картинах, посвященных Святому семейству. Иоанн протягивает небольшое яблоко Христу, а возле его ног стоит плетеная корзина, наполненная этими плодами. Традиционно они считаются символом первородного греха, совершенного в Эдемском саду, избавить людей от которого и пришел Иисус.
Иосиф Обручник стоит подле Пресвятой Девы, охраняя покой своей семьи. Его фигура выражает надёжность и защиту для Матери и Младенца. Чудесный пейзаж можно увидеть вдали: слегка холмистая местность, небольшой водоем, поверхность которого зеркальна и неподвижна. Небо ещё лазурно-голубое, но на горизонте видны лучи постепенно уходящего солнца. Вечереет. Возможно, Иосиф и Мария размышляют, заночевать ли им здесь или идти дальше, скрываясь от Ирода. Несмотря на трудную ситуацию для Святого семейства, Алексей Егорович показал в своей работе контраст между тревогой взрослых и искренней радостью детей. И именно ясный, открытый взор Иисуса, светлая улыбка Иоанна Крестителя дают надежду на милость Всевышнего, Который избавит от всякого бедствия.
История создания
Работа Алексея Егоровича Егорова, показывающая бегство Святого семейства в Египет, относится к позднему периоду творчества мастера. Точная датировка картины так и не установлена, но искусствоведы склоняются, что создана она была не позднее 1827 года. Уже зрелый художник к тому времени был не только академиком, но и профессором, преподавая в Академии художеств.
По словам самого А. Егорова, для него христианская живопись была его главным предназначением, посредством которого он проповедовал Слово Божие. «Бегство на пути в Египет» было одним из таких произведений, служивших высокой духовной цели художника. В основе картины лежит повествование из Евангелия от Матфея о приказе царя Ирода истребить всех младенцев в Вифлееме после рождения Христа. Царь опасался своего положения, поскольку считал, что новый Царь Иудейский займёт его место. Спасая Сына, Пресвятая Дева Мария и Иосиф бежали в египетскую землю, где и оставались до смерти Ирода. Полотно А. Е. Егорова имеет сравнительно небольшой размер – всего 49 × 66 см. При этом оно замечательно воссоздает сцену отдыха семьи Христа во время нелегкого путешествия – и в этом заслуга талантливого живописца. Сейчас эта картина является достоянием Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, вгороде, где художник жил и творил основную часть своей жизни.
Отношение автора к вере
Христианство насквозь пронизывало творчество Алексея Егорова. Бо́льшая часть его работ была посвящена религиозным сюжетам из Писания. Будучи человеком не просто верующим, а набожным, художник посещал церковь и регулярно читал Библию, которая являлась для него основным источником вдохновения. Среди наиболее знаменитых его картин на евангельские темы можно выделить «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Истязание Спасителя», «Богоматерь с Младенцем Христом и Иоанном Крестителем» и другие.
Помимо монументальных произведений Алексей Егорович создавал иконы для различных храмов. В числе его работ значатся образы для Казанского собора, Троицкого, церкви Преображения и Таврического дворца, церкви Святой Екатерины в Санкт-Петербурге. Ему принадлежит и роспись Сионского собора в Тифлисе. В 1814 году вышел в свет альбом, который содержал 17 рисунков, основанных на различных сценах из Писания. Многие его библейские работы были впоследствии выполнены в виде гравюр иными мастерами. Бесценен вклад художника в развитие русской православной живописи, произведения, вдохновленные живой верой в Творца, являются частью наследия, оставленного нам Алексеем Егоровичем Егоровым.
Биография
Известный русский художник XIX века Алексей Егорович Егоров был ярким представителем академической школы живописи. «Русский Рафаэль», как его называли, обладал непревзойденным талантом и способностями к изобразительному искусству. О его ранних года жизни известно, к сожалению, немного. Есть сведения, что родился А. Е. Егоров в калмыцкой семье в 1776 году. В пятилетнем возрасте его в степи Калмыкии нашли казаки, которые забрали мальчика с собой и передали в Московский воспитательный дом. Оттуда в 1782 году Алексей был определён в Воспитательное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Занятия живописью проходили под руководством Г. И. Угрюмова и И. А. Акимова, юноша отличался прекрасным владением кистью и легко создавал рисунки с натуры. Неоднократно был награждён различными медалями во время своей учёбы. В 1797 году, по окончании Академии художеств, А. Егоров получил право на пенсионерскую поездку в Европу и шесть лет спустя он отправился в Италию. За границей он быстро приобрёл славу талантливого художника, имел близкое общение с такими мастерами классицизма, как А. Канова и В. Камуччини. Сам Папа Римский Пий VII предлагал Егорову должность придворного живописца, от которой тот отказался. Вернулся он в Санкт-Петербург в 1807 году.
Здесь началась его активная творческая и преподавательская деятельность. Получив сначала звание академика, а затем профессора, А. Е. Егоров оставался верен Академии художеств на протяжении более тридцати лет. Он создавал полотна на религиозные, исторические сюжеты, а также написал немало портретов. Однако в 1840 году, по велению Николая I, художник был отстранён от преподавания в Академии из-за образов, выполненных им для церкви в Царском селе, которые император счёл не соответствующими должному уровню. Среди наиболее известных учеников А. Е. Егорова были такие живописцы, как А. Иванов, Ф. Бруни, К. Брюллов, А. Марков и другие. Они не оставляли своего учителя, поддерживали и приходили за советами. Алексея Егоровича Егорова не стало 22 сентября 1851 года, он был похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, а позднее перенесён в Александро-Невскую лавру.
«Отдых на пути в Египет» - Антонис ван Дейк
Картина голландского живописца Антониса ван Дейка не единственная, написанная на эту тему. Очевидно, в тот период творчества, мастера интересовал именно этот драматичный сюжет. Но почему? «Отдых на пути в Египет» - авторское название библейского эпизода «Бегство в Египет», который можно найти во 2 главе Евангелия от Матфея: «. Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет. » (Мф.2:13,14).
Художник представил сцену отдыха Святого семейства во время их вынужденного похода. Под кроной деревьев расположилась Богородица с младенцем Христом. Он безмятежно спит, прильнув к материнской груди. Иосиф внимательно смотрит на дитя, жесты старца символизируют его желание защитить и одновременно испросить разрешения отлучиться, очевидно, чтобы найти более безопасное пристанище для семьи. Задумчивый взгляд Богоматери словно отвечает на вопрос Иосифа и кажется, что она вот-вот кивнет ему.
Антонис ван Дейк в данном произведении использовал классическое построение композиции, в основе которой лежит крест, и на пересечении этих линий как раз и находится лик Христа.
Цветовые пятна в своей картине художник расположил таким образом, чтобы зритель сначала смотрел на светлое, теплое тело спящего младенца, затем на нежный лик его матери, подчеркнутый блестящими складками ее оранжевой одежды. И только потом привлекает внимание озабоченный мужской образ, находящийся над ними. Крона раскидистого дерева закрывает семейство, создавая своеобразную стену от внешнего мира. Эти люди вынуждены бежать из родного дома, и даже природа готова взять их под свою защиту. Невероятным образом художник сумел передать это высокое и трогательное чувство через созданный им, объединенный образ. Если его сердце переполнено любовью, он способен излить это благостное состояние на холст, применив свой выразительный талант, чтобы показать зрителям божественную красоту. «. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем . ». (1Ин. 4:16).
История создания.
Антонис ван Дейк в юности несколько лет отработал в мастерской одного из самых гениальных живописцев, Петера Пауля Рубенса. Как любой мастер кисти того времени, ван Дейк вынужден был искать заказы и переезжать из одного города в другой и из одной европейской страны в соседнюю.
В 1627 году он покинул Германию, вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении - испанской инфанты, эрцгерцогини и правительницы испанских провинций Нидерландов. За 4 года до этого, должность придворного живописца у принцессы выполнял Рубенс. Но он был отослан инфантой по важному политическому делу, в качестве международного дипломата. Теперь при ее дворе появился Антонис ван Дейк. Но эрцгерцогиня Изабелла в тот момент уже была одинокой вдовой, больше не надевала мирские платья и украшения, а носила только монашеское одеяние францисканского ордена кларисс. Все ее мысли и устремления были обращены к Богу, при этом от своего нового художника она ожидала проявления таланта отнюдь не меньшего, чем демонстрировал гениальный Рубенс. Антонис ван Дейк проникся чуткостью к своей патронессе и для нее выполнил нежный и полный любви образ Богоматери.
Отношение автора к вере.
Ван Дейк без устали молил Бога о помощи в своем профессиональном деле. Только божественное вмешательство в творчество молодого художника, чья душа всегда была открыта, помогло художнику создать произведения такого же гениального мастерства и красоты, как и у его бывшего учителя.
Отношение к Богу Антониса ван Дейка чётко прослеживается и на его картине «Отдых на пути в Египет». Персонажи сюжета вынуждены бежать из родного дома, потому что волхвы предсказали царю Ироду рождение в Вифлееме нового правителя. Иудейский монарх принял решение убить всех детей в возрасте до трех лет. И Мария с сыном, а также Иосиф, фактически находятся в шаге от неминуемой смерти. Однако на их лицах нет ни страха, ни ужаса, ни усталости, ни гордыни от того, что могущественный царь испугался их невинного младенца. Но почему талантливый автор не передал эти, казалось бы, естественные и, в данный момент, нужные человеческие эмоции на лицах своих героев? Потому что Антонис ван Дейк, как истинный христианин, отлично знал, что «. любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. » (1Кор.13:1-8). Поэтому, при взгляде на умиротворенную картину гениального голландского живописца, у зрителей в сердце тоже возникает тепло — огонек нежной божественной любви, которую так стремился передать ван Дейк.
Биография.
Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Мальчик был седьмым ребенком из 12 детей и поэтому уже в 10-летнем возрасте, его отправили обучаться ремеслу, только это было художественное творчество. Антонис ван Дейк проучился в мастерской известного живописца Хендрика ван Балена 6 лет, и уже в свои 14 лет получил первый заказ на портретные изображения апостолов Христа.
В 1618 году молодого ван Дейка приняли в Гильдию живописцев Антверпена, и в это же время он начал работать в мастерской Петера Пауля Рубенса. Далее ван Дейк отправился странствовать в поисках новых художественных заказов. Сначала он работал в Англии, при дворе короля Якова I, графа Эрендела и герцога Бекингема. Затем он писал в Италии, в Германии, вернулся в Нидерланды и работал при дворе эрцгерцогини Изабеллы Клары Евгении. В марте 1632 года Антонис ван Дейк переехал в Англию, где стал придворным художником короля Карла I. Монарх был настолько очарован его работами, что произвел живописца в рыцари.
В дальнейшем ван Дейк женился на фрейлине Мери Рутвен и окончательно обосновался в Лондоне. 1 декабря 1641 года жена родила ему дочь, а восемь дней спустя Антонис ван Дейк скончался в возрасте 42 лет. Его торжественно похоронили в Кафедральном соборе святого Павла в Лондоне.
Читайте также: