Основные педагогические технологии организации досугового отдыха
Для современного общества остается актуальным процесс освоения культурных ценностей подростками. Создаются новые условия для функционирования социально-культурной среды, появляются новые требования к формам организации культурно - досуговой деятельности, а так же к целям и методам их реализации. От уровня развития теории социально-культурной деятельности напрямую зависит качество воспитательной работы в социально-культурной сфере и качество организации воспитания в сфере досуга. Таким образом, под теорией социально-культурной деятельности следует понимать систему идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и технологиях осуществления в условиях свободного времени и досуга детей. Необходимо заметить, что досуговая деятельность в свободное время является незаменимым условием успешности развития личности подростков и ее социального становления т.к. содержит в себе широкие возможности, как для отдыха, так и для получения знаний и применения их на практике.
С точки зрения психологии подростковый период – это переходный период от детства к взрослости, который характеризуется стремлением человека к общению со сверстниками, самостоятельности и независимости. Другими словами – это период «эмансипации» от взрослых, который будет выражаться в признании себя в обществе других людей, появлению чувства взрослости.
Социальное и экономическое развитие общества, в котором находится подросток, его исторические особенности, неразрывно связаны с границами подросткового возраста, и имеют прямое влияние на них. В свою очередь особенности жизни подростков, его ближайшее окружение, а именно семья и школа, общественная позиция в мире взрослых, влияет на содержание его интересов в досуговой сфере.
Планомерная и систематическая организация досуга подростков средствами культуротворческой деятельности, на сегодняшний день рассматривается как профилактика детской безнадзорности. Такие меры профилактики являются предпосылками корректирования асоциальных явлений в обществе.
Овладеть культурой досуга возможно только лишь при целенаправленном и комплексном воздействии на подрастающее поколение, научение умениям и навыкам самоорганизации, рационализации и разумного выбора организации собственного досуга. Необходимо развивать в подростках умение самоанализа, осмысленное управление собственным поведением, адекватную самооценку.
Классификация видов досуговой деятельности по Р. Байярд и Д.Байярд.
1. Отдых. В данном случае будет рассматриваться, как средство снятия усталости и восстановление физического и духовного здоровья. Отдых подразделяется на:
- активный – физическая и культурная деятельность, которая на данном уровне увеличивается. Примерами активного отдыха можно считать туризм, занятия физической культурой, активные игры и т.д.;
- пассивный, направлен на снятие напряжения, расслабление. Примером пассивного отдыха выступает, созерцание природы.
Если пассивный отдых – это созерцание, то активный – деятельность.
2. Развлечения. Данный вид досуговой деятельности имеет компенсационный характер, т.к. обеспечивает человеку смену впечатлений. Яркими примерами данного вида досуговой деятельности являются: посещение выставок, музеев, театров, концертных программ, просмотр кинофильмов, а так же общение. Таким образом, развлечение – это вид деятельности в свободное время, который дает возможность повеселиться, отвлечься от забот и доставить удовольствие.
3. Праздник. Уникальный вид деятельности, сочетающий отдых с развлечениями, а так же позволяющий человеку ощутить эмоциональный подъём.
4. Самообразование. Непосредственно приобщает людей к морально – этическим нормам, ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Примером данного вида досуговой деятельности могут служить диспуты, чтение, лекции, семинары и прочее.
5. Творчество. Считается наиболее высоким уровнем досуговой деятельности.
Культуротворческие технологии ориентированы на творческое развитие личности, порождение и обогащение общекультурных ценностей, а так же активное участие в организации свободного времени человека. Культура досуга подростков зависит от того, представлены ли такие виды досуга, как:
- различные формы самообразования;
- техническое и художественное творчество;
- развлечение и отдых и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большое значение имеет создание системы досуговой деятельности подростков, основными направлениями которой будут являться:
–формирование мировоззренческих основ личности;
–социально-педагогическая и психологическая поддержка подростков в личностном, профессиональном и социальном развитии;
–становление личности на основе освоения ею базовых элементов национальной культуры и общечеловеческих ценностей;
–развитие чувства коллективизма и навыков межличностного общения;
–повышение социальной, психологической, педагогической культуры педагогических работников, родителей, учащихся и гуманизация их взаимоотношений;
–развитие творческого потенциала;
–психолого-педагогическая профилактика асоциального поведения посредством приобщения к досуговой деятельности.
С целью формирования досуговой культуры подростков следует проводить такие мероприятия, как:
- дни открытых дверей,
- конкурсы различной направленности,
- линейки приуроченные к памятным датам,
- спортивные состязания и т.д.
Все вышеперечисленное будет способствовать приобщению подростков к рациональному проведению досугового времени, развитию самоорганизации, привитию культурных ценностей, а так же социальных навыков, что положительно отразиться на социуме в целом.
Педагогические возможности досуга весьма высоки. Это и увеличение значимости досуговой деятельности в системе жизненных ценностей современного человека, т.е. того фундамента, на котором базируется вся его жизнь. Таким образом, творческая самореализация личности подростка напрямую зависит качества его досуговой деятельности.
Навыки, которые человек получил еще в детстве, подобных создают необходимый фонд досуговых умений, которые в дальнейшем позволят человеку содержательно и эффективно проводить свободное время. Доказано, что те умения, навыки, знания, которые ребенок получил в свободное время, а так же во время учебного процесса, воздействуют на его нравственный облик, определяют отношение с другими людьми, оказывают влияние на социальную и профессиональную ориентацию человека.
Раскрывая сущность культуротворческих технологий в системе организации досуга подростков, можно сделать вывод о том, что они оказывают большое влияние на этапах становления личности. Особенно ярко выражено влияние культуротворческих технологий на подростков, которые не всегда могут рационально распределить свободное время и правильно организовать досуг. Определяющей характеристикой образа жизни подростков являются досуговые предпочтения, и самореализация подростков в досуговой сфере, которая свидетельствует как о структуре личности в целом, так и о личностных предпочтениях в способах проведения свободного времени. Другими словами, то, как подросток проводит свободное время, говорит о его склонностях и интересах, а так же отражает его уровень духовного и интеллектуального развития. Поэтому следует уделять большое внимание организации досуговой деятельности подростков, включать его в сферу активной культуротворческой деятельности, приобщать к культурным ценностям, обучать коммуникативным навыкам, таким образом, прививая культуру общения в социуме.
Доклад на тему "Формы и методы организации досуга учащихся"
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.
Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентации воспитуемого.
Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность ребенку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.
Проблема отсутствия интересов, наличие большого объёма ничем не занятого свободного времени и выхода невостребованной энергии учащихся, находящихся в социально опасном положении и состоящих на внутришкольном учёте, - проблема школы, так как это приводит к тому, что дети не вырастают полноправными членами общества.
Правильно организованный досуг учащихся это возможность профилактики девиантного поведения подростков . С этой целью необходимо включать их в проведение трудовых акций, в работу спортивных секций, привлекать к посильному участию при организации различных внеклассных мероприятий.
Современные формы организации досуга учащихся, необычные по замыслу, организации, методике проведения, вызывают живой интерес у детей, поскольку они не сковывают воспитательный процесс, оживляют атмосферу, активизируя учащихся, приближая к успешной социализации и способствуя формированию гармонично развитой личности. Поэтому педагогу в своей деятельности необходимо практиковать современные формы организации досуга детей. При этом основной задачей педагогов является выбор только тех форм организации досуга, которые принесут максимальную пользу на конкретном этапе воспитательного процесса и для конкретного учащегося.
Досуговая деятельность является одним из важнейших средств воспитания. Организация содержательного досуга с целью формирования у подрастающих поколений эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию – одна из ведущих задач учреждений образования.
Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.
При всем многообразии досуговых форм (некоторые ученые насчитывают до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции :
Очевидно, что останавливаться только на какой-то одной из них явно недостаточно.
Между тем, школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.
Вот почему так важно научить детей делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то делать, чего-то достичь.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга :
- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг стимулирует творческую инициативу;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности;
Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. С.А. Шмаков выделяет такие принципы:
1. Принцип «красной линии». В работе с детьми всегда должна быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно. «Красная линия» – это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всем:
– в отношениях содружества учителя и детей, в приятельски-товарищеских контактах и связях, которые создает сфера досуга. За «красной линией» – панибратство, лжедружба, заигрывание. Во всем необходима определенного рода дистанция. Переход линии ведет к неуправляемости, неуважению, нарушению этики субординационных отношений взрослых и детей.
– в информации, которую получают учащиеся, прежде всего в вопросах социальной жизни людей, в вопросах истории, этики, эстетики и др.
– в организации деятельности, особенно связанной с риском для жизни, здоровья, психики. В детском досуге много «зон риска». Спорт, туризм, техника, даже игра небезобидны. «Красная линия» контролирует выбираемый «предел»: санитарно-гигиеническую сторону досуга, безопасность игр и игрушек, игровых аксессуаров.
2. Принцип «могучей кучки» . Досуг в целом – дело коллективное. Даже радость удачи обычно делится на всех. Как известно, радость в досуговой деятельности дети получают от удачно проведенного мероприятия. Вот для такого успеха нужна «могучая кучка», союз единомышленников. Таким союзом может быть ядро детского коллектива во главе с воспитателем. В «могучей кучке» всегда присутствует чувство взаимовыручки, взаимопомощи, взаимодоверия. Здесь все делается и созидается вместе.
3. Принцип «горы». В работе, в сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. В досуге всегда заложен резерв удач. Поскольку досуг по сравнению с учением потребляется детьми добровольно и огромными «порциями», особенно важна его культура, его высота. Люди в горах обычно все время идут вверх. Принцип «горы» в досуговой деятельности также требует неторопливых, но постоянных шагов к высоте.
4. Принцип «фельдмаршала Кутузова». Он может вызвать улыбку. Но иногда, чтобы иметь успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать. Досуг – это дело личное и добровольное. И законы внутреннего развития событий в досуге непредсказуемы. Необходимо, чтобы жизнь детей в досуговой деятельности шла своим чередом, без подгонки. А это означает, что можно и нужно не вмешиваться в процесс досуговой деятельности, необходимо только лучше и продуктивнее понять и помочь.
5. Принцип «антиканонов». У детей обычно энергия не стабилизирована, разбросана, несвоевременна, часто базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры. Принцип «антиканонов» ориентирован на то, чтобы дети учились выходить за стереотипы, переступать ограничительные флажки казарменной педагогики. Данный принцип досуговой педагогики выводит на пробуждение социального, психологического, творческого воображения ребят. Принцип «антиканонов» способствует развитию у детей фантазии, выдумки.
6. Принцип «камня, брошенного в воду». Любой ребенок должен реализоваться. Личная реализация общих ценностей – регулятор социального поведения. Значит, каждого надо «бросить», как камень в воду, в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы.
7. Принцип опоры на положительные эмоции ребенка. Существует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всегда больше. Чтобы увидеть дурное, большого ума не требуется. Увидеть доброе начало и опереться на него – вот принцип общей и досуговой педагогики. Положительное и прекрасное рождают добро. Именно в сфере досуга так необходима опора на любые положительные ростки и обязательно на положительные эмоции ребенка. Такая опора окрыляет ребенка, ребенок кажется себе еще лучше, если его кто-то замечает и оценивает его рост.
Методы досуговой педагогики
Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь, получить как результат внешнего воздействия. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени.
1. Методы игры и игрового тренинга. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявить симпатии и антипатии учащихся, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», конкурсы, интеллектуально-познавательные игры и др.). Игры показывают уровень развития организаторских способностей детей и подростков, выявляют их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.
2. Методы театрализации. Досуг детей и подростков имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит учащихся с разнообразными сюжетами жизни.
3. Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Учащихся необходимо учить состязаться. Досуг всегда чрезвычайно эмоционален, значит, стимулирует крайние формы поведения: азарт, волнение, эффект, обиды и др.
4. Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Учителя и учащиеся – равноправные члены школьных клубов, объединений, творческих коллективов. В организации совместной досуговой деятельности детей и взрослых, основанной на равноправном духовном контакте.
5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные учителем для детей и подростков условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Учитель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Немаловажную роль для успешного использования данного метода играет неожиданность. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к сопротивлению и, если действия для него неожиданны, в большинстве случаев принимает его позицию.
6. Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Методы импровизации противостоят школьным методам репетиционности, порождают азарт ребенка, развивают творчество.
Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности.
В чем же специфика досуговой деятельности? Обычно этим понятием обозначают организацию и реализацию различного рода коллективных творческих дел - фестивалей, конкурсов, соревнований, тематических дней и недель, вечеров, экскурсий и т.п.
Классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н.С. Карпова — педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.
I этап — дети от 6 до 10 лет . Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации - всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.
• игры на местности,
• игры на восприятие друг друга,
• спортивные игры, туризм,
III этап — дети 14-17 лет . В этом возрасте у подростков формируется чувство идентичности, осознания собственной индивидуальности, стремления выразить себя; происходит определение жизненных целей личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытно товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать, различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом запросов и интересов.
• вечера современной музыки, авторской песни,
• всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.). (Мною проводились акции «Желтый лист», «Чистый двор», «Покорми птиц зимой»)
Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те ил иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности.
В школе активно ведётся работа по организации досуга обучающихся, воспитанников. Используются следующие формы:
ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОСУГ – свободное время личности, имеющее активный, творческий, личностно-развивающий характер. Неформальное образование (одним из видов которого является дополнительное образование) по большей части собственно является разновидностью досуговой жизнедеятеьности.
В современной системе дополнительного образования различается несколько ТИПОВ досуговых образовательных программ :
ДЛИТЕЛЬНЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ , к которым относятся
Программы выездных лагерей (оздоровительных, спортивных, творческих, военно-патриотических, психологических и пр.).
Фестивальные и конкурсные программы.
Тематические программы по интересам (киноклуб, клуб филателистов и пр., в т.ч. фан-клубы)
СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ , к которым относятся
Тематические серийные экскурсионные программы.
КРАТКОСРОЧНЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ , к которым относятся
Программы каникулярного отдыха детей и подростков (Новогодние елки, Неделя детской книги, Неделя игры и игрушки и пр.).
Игровые досуговые программы разового назначения.
Одноразовые экскурсионные программы.
Основными качествами (и, соответственно, требованиями к организации ) любой досуговой программы являются:
- учет психологических и возрастных особенностей аудитории
- обеспечение безопасности и комфортного психофизического состояния участников
На уровне учреждения дополнительного образования досуговые программы создаются как в отдельных объединениях, так и в образовательном учреждении в целом и предназначены как для детей, постоянно посещающих данное учреждение, так и для «гостей» (или, напротив, выездного характера). В педагогическом процессе дополнительного образования досуговая работа занимает серьезное место. Она способствует развитию интереса детей к занятиям, чувства принадлежности к своему «дому» и (как перспектива) к социально-исторической общности в целом, новому взгляду на товарищей по объединению и педагогов и осознанию общечеловеческих ценностей, социальной активности и раскрепощенности личности, эмоциональной и познавательной сферы и т.д. Ведущей в досуговой работе является, безусловно, игровая деятельность в самом широком смысле этого слова.
Условно по организационно-педагогическим особенностям можно выделить несколько видов досуговых программ, реализующихся в образовательном учреждении:
- досуг, подготовленный детьми творческого объединения под руководством педагогического коллектива
- досуг, подготовленный самими детьми при активном участии педагогов
- досуг, подготовленный педагогами для детей
- досуг, проводящийся силами приглашенных лиц (актеров, аниматоров, массовиков, психологов и т.д.)
По форме, содержанию и тематике в практике работы образовательного учреждения выделяются:
- праздник – наиболее крупный и сложный в подготовке вид досуга, рассчитанный на активную подготовку всех участников и сочетание разных видов сценических зрелищ и развлекательных мероприятий;
- спектакль или концерт («Музыкальная гостиная», «Литературные чтения» и т.п.);
- конкурс и фестиваль – крупные виды досуга творческого соревновательного характера, реализующие дальние и средние перспективы деятельности творческих коллективов на основе единства развития ответственного отношения к общему делу и радости от самореализации в творческой деятельности. Эта форма подразумевает несколько отборочных этапов и финал (гала-концерт) с награждением участников дипломами и призами;
- экскурсия – коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездки с учебными или культурно-просветительскими целями. Проводится с целью организации досуга детей, экологического воспитания и образования, привития любви к малой родине . По форме проведения экскурсии в образовательном процессе ДОД возможны два варианта :
- Экскурсия, которая проводится профессиональным экскурсоводом. Такая экскурсия планируется и заказывается педагогом ДО заранее. Он должен (по возможности) встретиться с предполагаемым экскурсоводом, узнать план экскурсии, при возможности скорректировать этот план с учетом образовательных и творческих задач, стоящих перед объединением. Особое внимание уделяется подготовке детей к предстоящей экскурсии: педагог заранее сообщает о теме и цели экскурсионного похода, создает эмоциональный настрой, «ситуацию ожидания», предлагает детям собрать некоторую предварительную информацию по теме экскурсии, сам готовит некоторые уточняющие вопросы экскурсоводу. После экскурсии обязательно проведение БЕСЕДЫ, в ответах на вопросы в ходе которой дети закрепляют и обобщают полученную информацию
- Экскурсия, которая проводится самим педагогом. В этом случае педагог имеет возможность отобрать именно тот материал, который считает наиболее необходимым в работе, в нужной последовательности и форме изложения. Сценарий экскурсии обязательно хронометрируется; на месте предполагаемого проведения экскурсии заранее выясняются все организационные и технические возможности и трудности. В конце такой экскурсии педагог обязательно задает детям заранее подготовленные вопросы.
- Походы – проводятся с целью организации досуга детей, пропаганды здорового образа жизни, экологического воспитания и образования, военно-патриотического воспитания и образования, с целью сплочения коллектива и выявления лидера (на начальном этапе). Походы бывают однодневные (7-12 лет) и многодневные (с 12 лет и старше). Перед походом обязательно проводится беседа по ТБ и правила поведения по пути следования и на месте.
Издается приказ в котором обязательно назначаются ответственные, оговаривается цель похода, прилагается список детей. Обязательно должен в походе сопровождать детей медицинский работник.
- игровые развлекательные (анимационные) программы (разовые, короткие; конкурсные типа КВН, «Брейн-ринга» и т.п.), включающие игры, эстафеты, танцевальные и музыкальные программы, элементы викторин и т.п.; игры-спектакли, «включающие» детей-зрителей в сюжетное действие вместе с персонажами, актерами-ведущими)
- длительные досуговые программы («растянутые» на целый учебный год и опосредующие игровым сюжетом или темой всю воспитательно-образовательную работу объединения), по содержанию и организации иногда сходные с ролевой игрой например, «Путешествие в Зазеркалье», «Построим свой Дом». К ним же относятся программы летних лагерей, «Книжкина неделя», «Масленица» и т.д.
Основные акценты подготовки досуга можно определять по следующим позициям:
- на какую аудиторию он рассчитан (возраст, количество участников)
- цель его проведения
- чьими силами готовится досуг
- как Вы представляете оргкомитет (инициативную группу) досуга и ход его (ее) работы
Понятие «технологии досуговой деятельности».
Термин "технология" заимствован из области технических дисциплин. Он происходит от двух древнегреческих слов: «техне» – искусство, мастерство и «логос» – наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта.
Научный подход к технологии досуговой деятельности разработали современные исследователи Д. Генкин, А. Жарков, Е. Клюско[14]. Понятие «технология культурно-досуговой деятельности» было введено в 1990 г. До этого в терминологическом аппарате использовались только термины «организация» и «методика». С помощью понятия технологии досуговой деятельности могут быть отражены как ее составляющие, так и сам технический процесс ее функционирования.
Под технологией досуговой деятельности понимается совокупность форм, методов, методик, разработок, расчетов, моделей проектирования и внедрения различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели[15].
С точки зрения предметной деятельности под досуговыми технологиями следует понимать педагогически организованный процесс воздействия субъекта на объект досуговой деятельности с целью формирования общественно значимых качеств личности. Применение тех или иных технологий досуговой деятельности обусловлено предметными сферами действий профессиональных работников.
Технология досуговой деятельности как система состоит из нескольких подсистем. Функции подсистем:
· организационной – стратегическое планирование, управление, финансирование, распределение работы по отделам и участкам (ее компоненты – штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.);
· методической - методические рекомендации, сценарные разработки, формирование режиссерского замысла, проведение репетиций и мероприятий, анализ результатов, обобщение опыта;
· психологической – регламентирование профессиональных отношений сотрудников, стимулирование повышения профессионального мастерства, формирование профессиональных мотиваций.
Все три подсистемы составляют систему технологии, которая служит основным механизмом функционирования учреждения культуры[16].
В основе технологии досуговой деятельности лежит программно-целевой принцип. Формирование и реализация этих технологий определяется социальным заказом, который делает необходимой педагогически правильную постановку целей и задач досуговой деятельности.
Как целостная система технология досуговой деятельности имеет соответствующую структуру, элементы которой функционируют согласно общему ее назначению, подчиняясь при этом определенным принципам и объективным закономерностям общественного развития. Структура технологического процесса в учреждениях культуры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъект, объект, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты. Итак, технология досуговой деятельности охватывает все этапы подготовки и проведения мероприятий.
2. Формы, методы и средства досуговой деятельности. Технология досуговой деятельности использует различные формы, методы и средства. Общенаучное понимание этих явлений следующее:
Средство – инструмент, орудие для достижения целей.
Метод – путь, способ достижения целей.
Форма – внешняя и внутренняя структура содержания деятельности.
Для организации различных досуговых мероприятий используются различные средства:
Технические – светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, теле, видео, аудиоаппаратура.
Сенсорные – музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты и т.п.
Знаковые – печатная реклама, карты, схемы, печатное слово, графики, символика и т.д.
Динамические – живое слово, разговорное слово, музыка, мимика, диалог и т.п.
Модальные – цвет, объем, пространство, тембр, композиция, и т.д.
Таким образом, средства досуговой деятельности - это духовные и материальные факторы, источники и инструменты идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей в условиях свободного времени.
Методамив досуговой деятельности принято называть способы использования средств воздействия на аудиторию. Методы должны быть избраны такие, которые повысят действенность воздействия средств на потребителя: наилучшим образом донесут информацию до аудитории, сделают ее более убедительной, более воспринимаемой.
Технология досуговой деятельности использует четыре метода[17]:
Монтаж – способ организации драматургического (литературного) материала: поиск документального и художественного материала, отбор и фрагментирование, соединение фрагментов в единое целое по замыслу программы. Монтаж является творческим методом создания досуговой программы любой формы и содержания. В каждой программе используются документальный материал (например, сведения об участниках программы, правила игры, анонс программы и пр.), отрывки из литературных произведений (например речевые связки между номерами концерта), поэтому сценарий досуговой программы представляет собой чередование явлений, действий, фактов, что требует монтажной организации материала.
Монтаж может быть конструктивным и ассоциативным. В основе конструктивного монтажа лежит организационная конструкция (распределение фрагментов по месту и времени). В основе ассоциативного монтажа – построение сложной психической связи между явлениями (воздействиями, ощущениями, идеями и т. д.).
Иллюстрирование– организация содержательного материала в виде показа, иллюстрации, которая делает информацию зримой, что, несомненно, усиливает эмоциональное воздействие. Иллюстрирование средствами искусства создает художественную форму, углубляет и конкретизирует тему. Любая тема может быть проиллюстрирована по-разному, что дает возможность постановщику выразить свое отношение к информации, сделать ее более доходчивой для аудитории. Выбор той или иной иллюстрации (режиссеры говорят: «картинки») зависит от типа программы, ее формы, характера аудитории. Например, для спортивно-развлекательной программы можно создать такую картинку: спортивная площадка, флаги, спортивные снаряды, выстрел из стартового пистолета, маршевая музыка; а для детской развлекательной программы лучше всего подойдет воссозданный мир сказки. Фактически иллюстрирование - основа создания художественного образа. Это мощное анимационное средство по вовлечению отдыхающих в досуговую программу.
Театрализация– организация единого действия на основе драматургического (сценарного) и режиссерского замысла, подчиняющего себе все составляющие происходящего события. Суть метода - в соединении движения света, звука, предметов, людей во времени и пространстве. Это сложный творческий метод, соединяющий в себе организационную, методическую и психологическую компоненты технологического процесса. Его природа бифункциональна, так как соединяет социально-педагогический и художественный аспекты воздействия на аудиторию в ту утилитарно-художественную форму, в которой вымышленная реальность на время протекания досуговой программы становится жизнью для человека, участвующего в событии. Основная задача театрализации - создание зрелищно активной (интерактивной) ситуации, при которой участник события проникается общим настроением и, увлеченный единым порывом, совершает коллективные действия.
Игра – организация мнимой ситуации, в которой действуют реально, используя свои знания, умения, опыт, но по установленным правилам, сообразно своей роли в игре. Любовь человека к игре, стремление войти в игровую ситуацию – мощная мотивация, так как обусловлена потребностью в творческо-преобразовательной деятельности. В игре можно показать себя, померяться силами, чему-то научиться, приобрести опыт, вступить в то общение, которое в обычной жизни не удается. Умение играть – показатель культуры человека и общества в целом.
Формы досуговой деятельности – это структура содержания профессиональной активности учреждений культуры, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой. На практике досуговая деятельность реализуется в виде досуговых программ (мероприятий).
Научная ценность классификации досуговых программ зависит от степени существенности признаков, положенных в ее основу. Социолог В.В. Водзинская в основу классификации предлагает доминирующий вид деятельности человека в досуговой программе: преобразовательный; познавательный; ценностно-ориентационный и коммуникативный. А.Д. Жарков в основе классификации досуговых программ выделяет два признака: содержание и драматургическое построение материала[18]. Учитывая признаки, предложенные А.Д. Жарковым, следует дополнить их третьим — используемыми средствами выразительности – и выделить следующие формы досуговых мероприятий [19]:
Игровые – в них преобладают разнообразные игры: подвижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы.
Конкурсно-развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности.
Фольклорные –народные игры, песни, танцы, хороводы.
Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления.
Рекреационно-оздоровительные,включающие методы биоэнергетического оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, музыкотерапию, арттерапию, диалоготерапию.
Информационно-дискуссионные, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению.
Праздничные программы, органически сочетающие в себе многообразие содержания и средств художественного воздействия на разновозрастную аудиторию.
Профилактико-коррекционные программы, содержание которых имеет педагогическую направленность и способствует регуляции психического состояния людей.
Спортивно-развлекательные программы – игры, шуточные поединки, веселые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы.
Считается, что чем крупнее форма досугового мероприятия, тем больше объем методов и средств, задействованных в нем.
Самой крупной формой досуга является праздник.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Читайте также: