Организация досуга туристов за рубежом
На Западе очень серьёзное отношение к досугу. Он является одной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем, что роль досуга в обозримой перспективе будет возрастать и дальше. Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения. Проблемы досуга стали выходить на первый план в передовых странах Запада ещё в конце XIX века, когда резко возрос уровень промышленного производства, и произошло чёткое разделение рабочего и нерабочего времени. Оттого, как использовалось нерабочее время, в конечном итоге, зависела производительность труда.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теория досуга………………………………………………………………………4
1.1. Досуг как результат рациональной организации жизни людей……………………….6
Глава 2. Зарубежные модели досуга……………………………………………………….7
2.1. Организация культурно - досуговой деятельности на местном уровне……………. 9
2.2. Культурно - досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста»……………………………………………………………………………………. 12
2.3. Молодёжные формы досуга (на примере Франции)………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………………. 16
Список литературы………………………………………………………………………. 18
Прикрепленные файлы: 1 файл
Организация досуга за рубежом
Под воздействием индустриальной революции на Западе процесс социально-экономической жизнедеятельности людей существенно изменился. Одним из значительных достижений культуры зарубежных стран является наличие эффективно функционирующей сферы досуга и рекреации. Рекреационная сфера представляет собой совокупность природных, материально-технических и финансово-организационных средств, направленных на обеспечение рекреационного обслуживания населения в соответствии с индивидуальными и общественными потребностями в области досугово-рекреационной деятельности. В состав данной сферы, таким образом, включаются: территориальные природные ресурсы, финансовые средства, материально-техническая база, система организации и управления данной сферой, а также система образования специалистов-рекреаторов.
Основными структурно-функциональными компонентами рекреационной сферы являются: государственный, общественно-добровольный (некоммерческий) и коммерческий секторы рекреационного обслуживания населения. Деятельность каждого из секторов обладает ярко выраженной спецификой, но именно гибкое сочетание различных направлений деятельности, реализуемых широкой сетью рекреационно-досуговых организаций и учреждений различных форм собственности, обусловливает всеобъемлющий характер данной деятельности и ее доступность каждому гражданину. Разветвленная система рекреационного обслуживания населения является общественным достоянием.
В зарубежных странах идет процесс увеличения объема свободного времени у населения – а, следовательно, процесс качественного увеличения досуговых программ и услуг. Лидерами в области организации досуга стали США и Канада, где в рамках коммерческого сектора создана мощная индустрия досуга, а также свои услуги предоставляют государственные организации.
За рубежом используются два понятия: досуг и рекреация. В понятие «досуг» вкладывается коммерческо-развлекательный смысл, в понятие «рекреация» - социальный (восстановление сил и оздоровление). Рекреационные зоны – туристические маршруты, национальные морские побережья, природные достопримечательности.
Деятельность туристических агенств: Следят за эксплуатацией, сохранностью территорий и объектов туризма
Ведут строительство и благоустройство стоянок, причалов, мест для пикников, прогулочных троп, трасс для верховой езды и др.
Национальные фонды поощрения искусства основаны для поддержки и развития художественного творчества, атмосферы процветания искусства. Они фи7нансируют различные проекты и программы в области искусства, оказывают поддержку творческой интеллигенции, КДУ.Огромное значение придается в США, Канаде, странах запада
И других странах с развитой индустрией туризма работе с инвалидами, малоимущими, людьми из групп риска, детьми, на высокий уровень вышло понятие семейного досуга. Большую работу по организации досуга инвалидов проводят музеи, театры, библиотеки. Плоховидящим и малослышащим инвалидам предлагаются следующие услуги:
Экскурсии на языках жестов и знаков.Тексты магнитофонных экскурсий. Световая сигнализация (язык)
Допуск собак-поводырей в музеи и др. места отдыха. Гид-кассеты
47. Карнавал как социокультурный феномен. Культурно-исторические основы зарождения карнавального движения. Традиции карнавала в современной праздничной культуре
Карнавал - это самая демократическая форма массового праздника.
К таким грандиозным, ни с чем не сравнимым, театрализованным представлениям, относится карнавал в Рио-де-Жанейро. Чтобы посмотреть на это зрелище, путевки в туристских агентствах заказывают, как правило, за несколько месяцев. Сотни тысяч туристов со всех уголков земного шара приезжают в Бразилию, чтобы не только посмотреть, но и самим по мере возможности принять участие в этом зрелище.
Помимо известного Бразильского карнавала несомненный интерес у туристов вызывает Венецианский карнавал, и карнавал в Кельне. Помимо этого, можно назвать пивной карнавал в Мюнхене - «Октоберфест». На этом карнавале ежегодно 6 млн. гостей выпивают около 5 млн. литров пива.
Карнавал в Ульме имеет название «Германское шутовское кольцо». До 14 тысяч участников в экзотических костюмах собираются на него со всего юго-востока страны. Романтическая мирная Швейцария предлагает туристам действо с жутким названием «Карнавал чудовищ». Средневековый город Люцерн в феврале населяют персонажи фильмов ужасов.
Во всем мире популярны праздники цветов. Самый знаменитый цветочный карнавал - в Ницце, менее известный, но не менее интересный Цветочный карнавал в венгерском Дебрецене, а вот в Новой Зеландии настолько любят нарциссы, что организуют торжество исключительно ради этих цветов.
На юге Франции - в Ментоне - проходит единственный в мире карнавал, посвященный лимону. Среди богатой культурной жизни города, всевозможных музыкальных конкурсов, фестивалей и карнавалов, празднику лимона отводится особое место. Солнцелюбивые лимоны цветут в Ментоне круглый год, не удивительно поэтому, что они являются предметом национальной гордости.
Есть в Испании еще одно зрелище, которое только условно можно назвать развлекательным, в большей степени его можно отнести к экстремальным видам спорта или туризма. Это праздник святого Фермина в Памплоне (Севилья). В это день весь город, все подростки и взрослые, местные и туристы, - все бегут впереди быков, отмахиваясь от них в лучшем случае лишь свернутой в трубочку газетой. Чаще всего быки поднимают на рога иностранцев, но тем не менее желающих принять участие в этом действе всегда очень много.
В канун Нового года множество туристов спешит в Финляндию, чтобы встретить Санта Клауса в самом начале его праздничного пути по всему миру. Это мероприятие обставляется настолько красиво и зрелищно, что всегда привлекает огромное число туристов со всех уголков земного шара.
48Технологии социально-культурной деятельности детей и подростков.
Современная ситуация свидетельствует о быстрой смене условий труда, общественных взглядов и убеждений. В подростковом возрасте общество сверстников является едва ли не самым существенным фактором, влияющим на развитие, норой превышающим влияние учителей и родителей. Потребность общения со сверстниками возникает очень рано и к подростковому возрасту усиливается. Отсутствие общения с ровесниками негативно сказывается на развитии коммуникативных способностей детей. Психологи отмечают, что современные подростки более жестоки и циничны. Самостоятельную, творческую личность формирует только самостоятельная творческая деятельность. Возможность для такой деятельности могут предоставить воспитательные учреждения досуговой сферы.
Остановимся подробнее на проблеме свободного отдыха и досуга. Эта проблема заключается в отсутствии мест для проведения ребятами своего свободного времени, так как они не знают, чем занять свой досуг, реализовать себя. Существует несколько причин такого положения вещей. В связи с тяжелым экономическим положением в образовательной системе многие школьные кружки и секции прекратили свое существование. Маленькая заработная плата и большие требования к организаторам школьных кружков не способствуют привлечению специалистов досуговой сферы в школы. Их функции зачастую выполняют учителя-предметники в «догрузку» к основным часам. Вследствие этого школа может предложить не блещущий разнообразием список кружков и секций, многие из которых существуют лишь формально. Переход многих учреждений, осуществляющих организацию досуга во внешкольное время, на коммерческую основу сделало их недоступными для большинства желающих. Еще одна важная проблема досуга - неспособность удовлетворить потребности подросткам А первая потребность подросткового возраста - потребность в общении. Научиться петь, вышивать и т.д. - это все второстепенное. Главная причина посещения всевозможных учреждений досуга - ощущение комфорта в их стенах, а также возможность реализовать свои способности, самоутвердиться среди сверстников, особенно если школа и родители не удовлетворяют этих потребностей. Трудности подростков, связанные с досугом и свободным временем, порождают в свою очередь целый спектр общественно-социальных проблем.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь. Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.
По дисциплине:
Под воздействием индустриальной революции на Западе процесс социально-экономической жизнедеятельности людей существенно изменился. Одним из значительных достижений культуры зарубежных стран является наличие эффективно функционирующей сферы досуга и рекреации. Рекреационная сфера представляет собой совокупность природных, материально-технических и финансово-организационных средств, направленных на обеспечение рекреационного обслуживания населения в соответствии с индивидуальными и общественными потребностями в области досугово-рекреационной деятельности. В состав данной сферы, таким образом, включаются: территориальные природные ресурсы, финансовые средства, материально-техническая база, система организации и управления данной сферой, а также система образования специалистов-рекреаторов.
Основными структурно-функциональными компонентами рекреационной сферы являются: государственный, общественно-добровольный (некоммерческий) и коммерческий секторы рекреационного обслуживания населения. Деятельность каждого из секторов обладает ярко выраженной спецификой, но именно гибкое сочетание различных направлений деятельности, реализуемых широкой сетью рекреационно-досуговых организаций и учреждений различных форм собственности, обусловливает всеобъемлющий характер данной деятельности и ее доступность каждому гражданину. Разветвленная система рекреационного обслуживания населения является общественным достоянием.
В зарубежных странах идет процесс увеличения объема свободного времени у населения – а, следовательно, процесс качественного увеличения досуговых программ и услуг. Лидерами в области организации досуга стали США и Канада, где в рамках коммерческого сектора создана мощная индустрия досуга, а также свои услуги предоставляют государственные организации.
На Западе очень серьезное отношение к досугу. Он является одной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем, что роль досуга в обозримой перспективе будет возрастать и дальше. Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения.
Проблемы досуга стали выходить на первый план в передовых странах Запада еще в конце XIX в., когда резко возрос уровень промышленного производства, и произошло четкое разделение рабочего и нерабочего времени. Оттого, как использовалось нерабочее время, в конечном итоге, зависела производительность труда. По мере возрастания доли свободного времени возрастало его значение и в социальном плане. Вопрос о том, на что будет потрачено свободное время, стал носить ярко выраженный социальный и социально-педагогический аспект. В 1883 г. выходит статья Поля Лафарга «Право быть ленивым», в 1899 г. - книга Торстейна Веблена «Теория праздного класса». (СНОСКА: Названия работ приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом» - М, 1992. Сведения предоставлены нам Е.Г.Доронкиной - по материалам французской энциклопедии «Лярусс».) За несколько ироничными названиями этих произведений скрывается обеспокоенность серьезной проблемой.
Еще больше внимания проблемам досуга уделяется в XX в., особенно во второй его половине.
Одним из основоположников социологии досуга считается Джофф Дюмазедье.
Поскольку отрасль культуры и культурно-досуговой деятельности достаточно четко разделяется на три основных сектора (государственно-бюджетный, общественно-добровольный и коммерческий), можно говорить о трех направлениях и трех уровнях управления и финансирования этой отрасли.
Государственно-бюджетный сектор является в большинстве государств основным. Средства на культуру закладываются в ежегодные бюджеты государств, регионов и муниципалитетов и распределяются на соответствующих уровнях. На общенациональном уровне распределением средств ведают, как правило, министерства культуры, существующие под различными названиями в большинстве передовых стран мира (кроме США). (СНОСКА: В США напрямую финансируются государственные программы типа - поддержка инфраструктуры национальных парков, борьба с наркоманией, алкоголизмом, СПИДом, курением. В реализации этих программ принимают участие и учреждения культуры) На региональном уровне - соответствующие органы управления. Основные средства на культуру и культурно-досуговую деятельность расходуются на местном (муниципальном) уровне. Поскольку бюджетных средств бывает недостаточно, учреждения культуры имеют право предоставлять населению платные услуги (поиск нужной литературы, ксерокопирование и т.п.).
Общественно-добровольный сектор также действует на трех уровнях в зависимости от наличия собственных средств и решаемых социокультурных задач. Тенденцией последнего времени становится передача части государственных функций управления общественным организациям. Это означает, что государство часть средств распределяет не напрямую, а через общественные фонды и ассоциации. Общественно-добровольный сектор поддерживает, как правило, социально значимые проекты и инициативы в сфере культуры и досуга.
Коммерческий сектор может работать на любом из трех уровней. Но, как правило, предпочитает вложение средств в целевые программы, приносящие, прежде всего, коммерческую выгоду. В ряде случаев коммерческие организации занимаются и благотворительной деятельностью. Велика роль коммерческих организаций в создании индустрии досуга и развлечений, поддержке популярного искусства.
Отдельно нужно сказать об общественной и частной благотворительности в сфере культуры, о спонсорстве и меценатстве. Многие зарубежные фонды обладают весьма солидными финансовыми средствами, позволяющими им поддерживать любое ценное в социокультурном отношении начинание. Весьма солидны и личные вклады отдельных меценатов.
В зависимости от исторических предпосылок, социального устройства, проводимой политики, культурных традиций каждая страна по-своему организует культурно-досуговую сферу своих граждан.
Так, крупнейшей статьей расходов на культуру центрального бюджета в Австрии является «исполнительское искусство» (46,6%), а в Великобритании и Испании на его долю приходится всего 1,8 -1,9%.
В финансировании сферы культуры из центральных бюджетов Италии, Нидерландов, Швейцарии и Великобритании превалируют расходы на музеи, архивы и архитектурные памятники - 39-44%, тогда как в Германии на их нужды выделяется менее 2% всех расходов. В ее бюджете доминирует статья «социально-культурные мероприятия» (76,4%), а в Великобритании на долю этой статьи приходится всего 1% расходов.
В структуре расходов на культуру региональных бюджетов в Нидерландах преобладают затраты на библиотеки (42%), в Германии - на социально-культурные мероприятия (45%), в Дании - на исполнительское искусство (41%).
Важнейшей статьей расходов местных бюджетов на культуру во многих странах являются затраты на библиотеки: в Дании - 69%, в Великобритании - 62%, в Швеции - 39%, в Нидерландах - 28%.
В Германии 64%, а в Швеции - около половины расходов на культуру местных бюджетов используется для финансирования социально-культурных мероприятий.
За рубежом используются два понятия: досуг и рекреация. В понятие «досуг» вкладывается коммерческо-развлекательный смысл, в понятие «рекреация» - социальный (восстановление сил и оздоровление).
Итоговая контрольная работа МДК 02.02. "Организация досуга туристов"
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 100401 «Туризм». Методические указания содержат основные сведения о выполнении контрольной работы по МДК 02.02. Организация досуга туристов.
Правила составления контрольной работы с подробным разбором структуры и правил написания теоретической и практической части.
Методические указания предназначены для студентов третьего курса специальности 100401 «Туризм».
kontrolnaya.doc
1.1. Досуг как результат рациональной организации жизни людей………………… …….6
Глава 2. Зарубежные модели досуга……………………………………………………….7
2.1. Организация культурно - досуговой деятельности на местном уровне……………. 9
2.2. Культурно - досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста»……………………………………………………… ……………………………. 12
2.3. Молодёжные формы досуга (на примере Франции)………………………………….15
На Западе очень серьёзное отношение к досугу. Он является одной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем, что роль досуга в обозримой перспективе будет возрастать и дальше. Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения.
Проблемы досуга стали выходить на первый план в передовых странах Запада ещё в конце XIX века, когда резко возрос уровень промышленного производства, и произошло чёткое разделение рабочего и нерабочего времени. Оттого, как использовалось нерабочее время, в конечном итоге, зависела производительность труда. По мере возрастания доли свободного времени возрастало его значение и в социальном плане. Вопрос о том, на что будет потрачено свободное время, стал носить ярко выраженный социальный и социально-педагогический аспект.
Ещё больше внимания проблемам досуга уделяется в XX веке, особенно во второй его половине.
Целью культурной политики западных стран провозглашается оказание помощи личности в самореализации её культурного потенциала, обеспечение физического и социального доступа к культуре для всех и каждого. Другое дело, что осуществить эту цель не так-то просто. Очень важно также, что учреждения культуры не рассматриваются, как единственные участники культурной жизни, подчёркивается необходимость учёта творческой деятельности отдельных личностей и всего населения.
Кроткова Ю. в соответствии с современной концепцией досуга выделила функции, выполняющиеся западными моделями досуга, из которых наиболее важными являются: рекреационная, развлекательная и функция физического и духовного развития инивида 1 . Максютин Н.Ф. обращает наше внимание на положительную особенность зарубежных культурно-досуговых учреждений – отсутствие жёсткой функциональной дифференциации и объединение досуговых функций в деятельности каждого учреждения 2 .
В данной работе мы рассмотрим виды досуга основных передовых стран западного мира, а так же его влияние на социо-культурное развитие индивида.
Целью данной работы является раскрытие понятия «досуг», рассмотрение форм организации свободного времени за рубежом и выявление их положительных и отрицательных сторон. В соответствии с заданной целью поставлена задача проанализировать теорию досуга и зарубежные модели досуга.
Объектом исследования данной работы является свободное время , в свою очередь предметом исследования - организация свободного времени индивида (различные модели и формы досуга).
Данная проблема актуальна в наши дни, т.к. досуг стал неотъемлемой частью социально-культурного развития общества, выйдя за рамки обычного времяпрепровождения. На данный момент положение страны на мировой арене зависит не только от экономических, но и от культурных показателей. В свою очередь развитие досуговой деятельности на прямую связано с экономикой стран
Что же такое досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.
Досуг часто отождествляется со свободным временем. Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.
Английское слово досуг ( LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает «быть свободным». Из латинского языка во французский пришло (LOISIR), что означает «быть разрешенным», а в английский такое слово как (LICENSE), что означает «быть свободным» (свобода отклонять правило, практику и т. д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием 2 .
Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.
Определение досуга распадается на четыре основных группы.
- Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо
- Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.
- Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
- Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.
Макс Каплан считает, что досуг- это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.
Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг.
Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.
Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.
Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески 3 .
1.1. Досуг как результат рациональной организации жизни людей
Рациональная организация жизни людей предполагает чёткое функционирование экономики страны, состоящей из материального и нематериального производства. В свою очередь, в каждом из этих блоков выделяются два сектора: производство материальных (нематериальных) благ и производство материальных (нематериальных) услуг. Блага – потребительские стоимости, услуги – полезные эффекты труда.
Нематериальные блага и услуги – продукты и эффекты труда, не имеющие вещного характера: спектакли, концерты и т.д.
Социально-культурная сфера – составная часть экономики. Она включает те виды деятельности, которые увеличивают совокупный фонд потребления и характеризуются невещественным характером результатов труда. В её состав входят: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм, культура и искусство.
Отсюда иерархия построения хозяйственной структуры общества с учётом в ней культуры как его сферы выглядит следующим образом: материальное производство – нематериальное производство – социально-культурная сфера – культура.
Наряду с наукой культура оказывает и непосредственное влияние на формирование трудовых ресурсов общества. Материально-экономическая база культуры, а также уровень и масштабы потребляемых ресурсов значительно отличаются от таковых в других отраслях материального производства. Результаты культуры появляются в обществе не сразу, не мгновенно. Только через 2-3 поколения общество ощущает результаты тех затрат, которые были вложены в культуру.
Сегодня досуг приобретает всё более комфортный характер, обеспечивающийся развитием технического прогресса: видеотехники, персональных компьютеров, кинофотоаппаратуры. Людей остро волнуют пути экономической реформы, перспективы межнациональных отношений, состояние окружающей среды, рост преступности и т.д. И всё же на умонастроение, душевное состояние каждого человека, а значит, во многом и уровень социальной напряжённости в обществе определяются не только этими крупномасштабными проблемами, но и тем, как максимально с позой использовать досуг.
Развитие личности непосредственно связано с преодолением ряда отрицательных явлений в быту, в организации медицинского обслуживания, торговли и других форм бытовых услуг населению. Досуг может считаться общественным богатством только тогда, когда он используется в интересах всестороннего развития человека, его способностей и тем самым для умножения материального и духовного потенциала всего общества.
Одним из существенных критериев выступает духовные потенциал общества, совершенствование всех сторон деловой и творческой жизнедеятельности человека становится объективной социальной потребностью.
Реформы экономики предполагают, кроме профессионального отношения к делу, изменения отношения к собственности, творческое овладение современными орудиями и средствами производства, высокоэффективной технологией.
Зарубежные модели досуга
В зарубежном досуговедении используются два основных понятия: «досуг» и «рекреация». Чаще эти понятия объединяются в единое: досугово-рекреационная сфера. При этом в понятие «досуг» вкладывается больше коммерческо-развлекательный смысл, а в понятие «рекреация» - социальный, т.е. имеются в виду её некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели 4 .
В реальной практике трудно отделить оно понятие от другого. Тем более чисто развлекательное мероприятие может иметь социальную направленность. Развлекаясь, активно отдыхая, человек восстанавливает свои духовные и физические силы, что немаловажно как для самого индивида, так и общества в целом. В то же время вряд ли было бы правильным отрицать необходимость проведения специальных мероприятий, направленных на восстановление физического и духовного здоровья человека. Это может быть и просто отдых, так называемый пассивный отдых, включая ничегонеделание, но это может быть и специальная система упражнений и мероприятий, способствующих восстановлению психического комфорта и т.п.
Процесс социализации личности происходит и в чисто развлекательном мероприятии. Принимая участие в той или иной игре (аттракционе), требующих ловкости, смелости и других подобных качеств, человек ощущает себя не хуже других, он как бы приобщается к сонму лучших или солидаризируется с основной массой сограждан.
На Западе правильнее пользоваться таким термином как «досугово-рекреационная деятельность» или «культурно-досуговая деятельность». Как в первом, так и во втором случае просматривается «комплексность» решаемых задач, в том числе и социальная направленность указанной деятельности. «Досугово-рекреационная деятельность» - восстановление физического и психического здоровья индивида. «Куьтурно-досуговая» - подчёркивается социально-значимая цель: не только отдых, но и повышение культурного уровня.
Большое внимание на Западе уделяется теоретической и практической сторонам проблемы досуга. На сегодняшний день выработана концепция досуга западной цивилизации, апробированы её основные модели.
В соответствии с современной концепцией досуга, на Западе досуг – это совокупность занятий, которым личность может придаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информативность или образованность, своё добровольное участие в социально-культурном творчестве, будучи свободным от выполнения своих прямых обязанностей 5 .
Все западные модели досуга выполняют функции: физиологическую, психологическую, познавательную, эстетическую, коммуникативную, компенсаторно-творческую. При этом обычно выделяют три важнейшие функции: рекреации, развлечения, физического и духовного развития личности 2 .
Досуговая модель каждой страны имеет свои особенности. Речь идёт о реальном весе той или иной функции, или и соотношении.
Имеют здесь значение и географическое положение страны, исторические и культурные традиции народа, наличие материальных и финансовых возможностей. В этой связи можно говорить о наличии нескольких основных моделей досуга: американской, европейской, бывшей советской и др.
Оглавление
Цели изучения МДК.02.02. Организация досуга туристов – подготовка будущего специалиста по туризму к деятельности по предоставлению услуг по сопровождению туристов и овладение профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 2.1. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте .
ПК 2.2. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.
ПК 2.3. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.
ПК 2.4. Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной.
ПК 2.5. Оформлять отчетную документацию о туристской поездке.
Формой аттестации по МДК.02.02. Организация досуга туристов является экзамен. Для допуска к экзамену необходимо выполнить домашнюю контрольную работу.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Каждый студент очного отделения колледжа должен выполнить контрольную работу, которая является допуском к экзамену. Она пишется самостоятельно на основе творческого овладения всем материалом по теме.
Контрольная работа подписывается студентом и сдается на проверку за две недели до начала сессии.
В зависимости от качества выполнения контрольной работы при проверке выставляются оценки «зачтено» или «не зачтено». В последнем случае контрольная работа возвращается и дорабатывается студентом в кратчайший срок и вновь представляется в колледж на проверку.
Контрольная работа должна быть распечатана на листах бумаги формата А4, выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к текстовым документам. Объем теоретической части контрольной работы 10–15 страниц.
Контрольная работа, выполненная не по своему варианту или дословно копирующая работы других студентов, не засчитывается, независимо от объема и качества выполнения.
Контрольная работа должна оформляться в следующем порядке:
титульный лист установленного образца (приложение А), который не нумеруется;
основная часть ;
список использованных источников (не менее 5 источников);
приложения (при необходимости).
Основная часть контрольной работы состоит из двух заданий: теоретического и практического.
Теоретическое задание контрольной работы выполняется в соответствии с вариантом, который определяется по списку журнала.
Варианты теоретического задания контрольной работы
Социально-культурная анимация в туризме: основы анимационной деятельности, рекреационная сущность туристской анимации, р оль анимационных технологий в туризме
О рганизация и методы игровой деятельности в туризме: игра, ее сущность и основные функции, игра как эффективная форма анимационной деятельности в туризме, Виды игр и использование игровых технологий в санаторно-курортных комплексах
К ачество предоставляемых туристу услуг по организации досуга: Приёмы контроля качества предоставляемых туристу услуг по организации досуга. Приёмы эффективного общения и соблюдение культуры межличностных отношений при предоставлении туристу услуг по организации досуга
Организация курортно-анимационного обслуживания в России и за рубежом
Организация зрелищно-игровых и конкурсных программ для туристов. Методика и правила организации и проведения различных игр, конкурсов и викторин для детей и взрослых
Анимационная работа с детьми и подростками в санаторно-курортном комплексе
Личностные качества менеджера-аниматора. Профессиональная подготовка менеджера-аниматора игровой деятельности для туристской отрасли. Особенности аниматоров, работающих с детьми
Методика разработки и подготовки культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных программ. Принципы и приемы построения сценария анимационного
мероприятия
Организация анимационных программ в различных видах туризма
Лечебно-анимационная программа как вид культурно-досуговой деятельности
Практическое задание контрольной работы – проектирование программы анимационного обслуживания туристов – выполняется на основании изучения всех т ем входящих в содержание обучения по МДК.02.02. Организация досуга туристов.
Результатом практической работы студента является проект программы анимационного обслуживания (анимационная программа должна быть рассчитана минимум на 3 дня ) .
Проект состоит их двух частей:
пояснительной записки, которая должна быть оформлена в текстовом редакторе Microsoft Word в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению текстовых документов;
электронной презентации программы анимационного обслуживания, оформленной в программе Microsoft PowerPoint.
Пояснительная записка проекта должна содержать следующие элементы и разделы:
По дисциплине:
Под воздействием индустриальной революции на Западе процесс социально-экономической жизнедеятельности людей существенно изменился. Одним из значительных достижений культуры зарубежных стран является наличие эффективно функционирующей сферы досуга и рекреации. Рекреационная сфера представляет собой совокупность природных, материально-технических и финансово-организационных средств, направленных на обеспечение рекреационного обслуживания населения в соответствии с индивидуальными и общественными потребностями в области досугово-рекреационной деятельности. В состав данной сферы, таким образом, включаются: территориальные природные ресурсы, финансовые средства, материально-техническая база, система организации и управления данной сферой, а также система образования специалистов-рекреаторов.
Основными структурно-функциональными компонентами рекреационной сферы являются: государственный, общественно-добровольный (некоммерческий) и коммерческий секторы рекреационного обслуживания населения. Деятельность каждого из секторов обладает ярко выраженной спецификой, но именно гибкое сочетание различных направлений деятельности, реализуемых широкой сетью рекреационно-досуговых организаций и учреждений различных форм собственности, обусловливает всеобъемлющий характер данной деятельности и ее доступность каждому гражданину. Разветвленная система рекреационного обслуживания населения является общественным достоянием.
В зарубежных странах идет процесс увеличения объема свободного времени у населения – а, следовательно, процесс качественного увеличения досуговых программ и услуг. Лидерами в области организации досуга стали США и Канада, где в рамках коммерческого сектора создана мощная индустрия досуга, а также свои услуги предоставляют государственные организации.
На Западе очень серьезное отношение к досугу. Он является одной из ключевых доминант культурной политики. Проблема досуга рассматривается как в теоретическом, так и в практическом планах. Связано это с тем, что роль досуга в обозримой перспективе будет возрастать и дальше. Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько характером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения.
Проблемы досуга стали выходить на первый план в передовых странах Запада еще в конце XIX в., когда резко возрос уровень промышленного производства, и произошло четкое разделение рабочего и нерабочего времени. Оттого, как использовалось нерабочее время, в конечном итоге, зависела производительность труда. По мере возрастания доли свободного времени возрастало его значение и в социальном плане. Вопрос о том, на что будет потрачено свободное время, стал носить ярко выраженный социальный и социально-педагогический аспект. В 1883 г. выходит статья Поля Лафарга «Право быть ленивым», в 1899 г. - книга Торстейна Веблена «Теория праздного класса». (СНОСКА: Названия работ приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом» - М, 1992. Сведения предоставлены нам Е.Г.Доронкиной - по материалам французской энциклопедии «Лярусс».) За несколько ироничными названиями этих произведений скрывается обеспокоенность серьезной проблемой.
Еще больше внимания проблемам досуга уделяется в XX в., особенно во второй его половине.
Одним из основоположников социологии досуга считается Джофф Дюмазедье.
Поскольку отрасль культуры и культурно-досуговой деятельности достаточно четко разделяется на три основных сектора (государственно-бюджетный, общественно-добровольный и коммерческий), можно говорить о трех направлениях и трех уровнях управления и финансирования этой отрасли.
Государственно-бюджетный сектор является в большинстве государств основным. Средства на культуру закладываются в ежегодные бюджеты государств, регионов и муниципалитетов и распределяются на соответствующих уровнях. На общенациональном уровне распределением средств ведают, как правило, министерства культуры, существующие под различными названиями в большинстве передовых стран мира (кроме США). (СНОСКА: В США напрямую финансируются государственные программы типа - поддержка инфраструктуры национальных парков, борьба с наркоманией, алкоголизмом, СПИДом, курением. В реализации этих программ принимают участие и учреждения культуры) На региональном уровне - соответствующие органы управления. Основные средства на культуру и культурно-досуговую деятельность расходуются на местном (муниципальном) уровне. Поскольку бюджетных средств бывает недостаточно, учреждения культуры имеют право предоставлять населению платные услуги (поиск нужной литературы, ксерокопирование и т.п.).
Общественно-добровольный сектор также действует на трех уровнях в зависимости от наличия собственных средств и решаемых социокультурных задач. Тенденцией последнего времени становится передача части государственных функций управления общественным организациям. Это означает, что государство часть средств распределяет не напрямую, а через общественные фонды и ассоциации. Общественно-добровольный сектор поддерживает, как правило, социально значимые проекты и инициативы в сфере культуры и досуга.
Коммерческий сектор может работать на любом из трех уровней. Но, как правило, предпочитает вложение средств в целевые программы, приносящие, прежде всего, коммерческую выгоду. В ряде случаев коммерческие организации занимаются и благотворительной деятельностью. Велика роль коммерческих организаций в создании индустрии досуга и развлечений, поддержке популярного искусства.
Отдельно нужно сказать об общественной и частной благотворительности в сфере культуры, о спонсорстве и меценатстве. Многие зарубежные фонды обладают весьма солидными финансовыми средствами, позволяющими им поддерживать любое ценное в социокультурном отношении начинание. Весьма солидны и личные вклады отдельных меценатов.
В зависимости от исторических предпосылок, социального устройства, проводимой политики, культурных традиций каждая страна по-своему организует культурно-досуговую сферу своих граждан.
Так, крупнейшей статьей расходов на культуру центрального бюджета в Австрии является «исполнительское искусство» (46,6%), а в Великобритании и Испании на его долю приходится всего 1,8 -1,9%.
В финансировании сферы культуры из центральных бюджетов Италии, Нидерландов, Швейцарии и Великобритании превалируют расходы на музеи, архивы и архитектурные памятники - 39-44%, тогда как в Германии на их нужды выделяется менее 2% всех расходов. В ее бюджете доминирует статья «социально-культурные мероприятия» (76,4%), а в Великобритании на долю этой статьи приходится всего 1% расходов.
В структуре расходов на культуру региональных бюджетов в Нидерландах преобладают затраты на библиотеки (42%), в Германии - на социально-культурные мероприятия (45%), в Дании - на исполнительское искусство (41%).
Важнейшей статьей расходов местных бюджетов на культуру во многих странах являются затраты на библиотеки: в Дании - 69%, в Великобритании - 62%, в Швеции - 39%, в Нидерландах - 28%.
В Германии 64%, а в Швеции - около половины расходов на культуру местных бюджетов используется для финансирования социально-культурных мероприятий.
За рубежом используются два понятия: досуг и рекреация. В понятие «досуг» вкладывается коммерческо-развлекательный смысл, в понятие «рекреация» - социальный (восстановление сил и оздоровление).
Читайте также: