Опера путешествие в китай
Опера «куньцюй», также называемая «куньцзю», 18 мая 2001 года была объявлена ЮНЕСКО «образцом устного и нематериального наследия человечества».
Можно сказать, что история становления «куньцюй» берет начало с незапамятных времен. Этот вид оперы возник в области Куньшань в последние годы правления династии Юань, и сегодня ее история насчитывает более 600 лет. Начиная со времен династий Сун и Юань, китайский театр отличался на юге и на севере, даже опера в разных частях южного Китая имела вариации. На закате юаньского правления известный оперист Гу Цзянь привел в порядок и переделал первоначальный мотив популярной тогда на территории Куньшань «наньцюй» («южной оперы»), назвав полученное «куньшаньцян» («мелодии Куньшань»), что явилось прототипом «куньцюй». При династии Мин, в период Великого Спокойствия (1522 – 1566 гг. до н.э.), выдающийся оперист Вэй Лянфу реформировал правила сложения и исполнения куньшаньских мелодий, усваивая достоинства хайяньской и иянской южной оперы, выделяя тем самым красоту и плавность, присущие «куньшаньцян». Под его умелым ваянием опера также впитала строгость формы северных аналогов, переняв северный способ исполнения под аккомпанемент флейты, китайской дудки, «шэн» (китайский духовой музыкальный инструмент, состоящий из множества трубок разной длины), китайской черырехструнной гитары «пипа», и превратилась в тонкий и изящный вид искусства. Впоследствии такое «ювелирное» сочетание достоинств южной и северной оперы получило общепринятое название «куньцюй». С годами по причине частых гастролей оперных трупп «куньцюй» распространилась до Пекина и Хунаня, налагая отпечаток на театр в целом и становясь нормативным мотивом оперного искусства. В конце правления Мин и во время становления династии Цин «куньцюй» распространилась до территории Сычуань, Гуйчжоу и Гуандун и др. земель, став таким образом театром государственного масштаба. Первоначально «куньцюй» исполнялась преимущественно на сучжоуском диалекте У, но после проникновения в другие территории ассимилировала, смешавшись с местными диалектами и народной музыкой, зародив таким образом множество течений, сформировав целую разнообразную систему исполнения «куньцюй» и став в конечном счете оперой, отразившей бытность всего народа. К периоду Цяньлун эпохи Цин «куньцюй» достигла расцвета своего развития и, начиная с этого времени, стала господствовать на оперных помостках. На протяжении последующих 600 – 700 лет она стала самым древним видом оперы современного Китая, и даже всего мира.
Опера «куньцюй» известна красотой звучания, отличаясь переливистой мелодичностью и мягкостью. При исполнении требуется умение владеть звуками, управлять ритмом и прекрасная дикция. При полном аккомпанементе флейта выступает в качестве ведущего инструмента, что заставляет музыку оперы «куньцюй» переливаться. Ввиду всецелого развития исполнительского актерского искусства действующие лица претерпевали все более сложную дифференциацию. Так, например, амплуа старика начинает подразделяться на фумо, лаовай и лаошэн; амплуа молодого человека – на гуаньшэн, сяошэн и цзиншэн; амплуа отрицательного героя – на дамянь, баймянь, эрмянь и сяомянь; амплуа женщины – на лаодань, чжэндань, цодань, цыхуадань, удань, люйдань, эрдодань и т.д. Каждый из видов амплуа формирует целостный набор условных приемов игры. Эти обусловленные движения и реплики через изображение характера образов, передачу настроения героя, театральную гиперболу и заразительность игры сформировали особую целостную исполнительскую систему актерского мастерства «куньцюй». Конечно, став самостоятельным видом искусства, опера «куньцюй» давно уже пережила период своего расцвета и ее популярность пошла на спад, но она по сути продолжает жить во многих видах музыкальной драмы, таких как пекинская опера, шаосинская, сычуаньская, хунаньская, учжоуская, циянская, гуйцзянская опера, драма Люцзы и др. видах искусства, которые подверглись сильному влиянию с ее стороны и по сей день отчасти хранят репертуар, напевы и наименования напевов оперы «куньцюй».
«Куньцюй» - это древнейший вид оперы в современном Китае, жемчужина китайского театрального и оперного искусства. Китайское искусство «куньцюй» было объявлено ЮНЕСКО одним из самых выдающихся в мире «образцов устного и нематериального наследия человечества».
Ценность «куньцюй» как наследия
Художественная ценность «куньцюй» в основном проявляется в следующих трех аспектах:
Во-первых, ценность как выдающегося предмета литературного искусства
«Куньцюй» является изысканным видом высокого искусства, представляющим оперу и театр китайского народа. Тексты произведений наполнены красотой, способы описания обладают интенсивной художественной окраской и высоко литературны. Опера «куньцюй» отличается от других видов оперного искусства, так как обладает фиксированным набором сценариев, отличается высоким уровнем литературности и по сути является искусством для выдающихся писателей-оперистов. Произведения «куньцюй» включают «цзацзю» («смешанные драмы») эпохи Юань, южную оперу эпохи Сун, минские и цинские новеллы и аранжировки и творения новой эпохи. Эти произведения занимают очень важное место в истории литературы Китая, подавляющее большинство из которых из-за успеха на театральных помостках получили свою известность. В то же время «куньцюй» в полной мере таит в себе все изящество китайской традиционной музыки и литературы. Как сказал проживавший в США известный писатель Бай Сяньюн, «куньцюй» - это «ничто иное как изящество само по себе, красота мелодии, манеры игры и риторики». «Это лирическое, идейное, символическое поэтизированное искусство, наилучшим образом отражающее традиционную китайскую эстетику. «Куньцюй» - это национальное искусство глобального характера, выходящее за языковые рамки!»
Во-вторых, большая историко-культурная ценность
Обращая внимание на литературу и искусство Китая, нельзя не заметить, что они проявляют особенность отчетливой периодичности и поэтапности развития с течением социальных трансформаций. «Шицзин», чуйские строфы, древнекитайские «юэфу», танские стихи, сунские изречения, юаньские мотивы, минские новеллы, цинские рассказы, локальные виды спектакля и др. виды искусства имеют один и тот же корень, хотя и имеют свои художественные особенности. Основной формой исполнения упомянутой среди всего прочего минской новеллы является именно опера «куньцюй», которая напрямую развилась из юаньских «цзацзю», унаследовав их особенности, и стала прародителем цинских локальных спектаклей и пекинской оперы. В 800-летней истории китайского театра опера «куньцюй» занимает 600 лет, выступая в роли медиатора между предшествующими и последующими формами китайского театрального и оперного искусства. «Куньцюй» и по сей день сохранила некоторые мотивы юаньских «цзацзю» и южных спектаклей, таких как «Даньдаохуэй», «Чжансе Чжуанюань» и т.д. В пекинской опере и во многих локальных спектаклях до сих пор выступают с репертуаром «куньцюй». Литература стиля оперы «куньцюй» отражает целую эпоху, социальное положение на протяжении столетий и даже путь человеческой жизни. «Пионовая беседка», «Дворец Долголетия», «Веер из лепестков персика» и др. произведения являются пиком целой литературной эпохи Китая, равно как и яркой жемчужиной литературных кругов мира.
В-третьих, является «предшественником и наставником ста спектаклей»
«Куньцюй» является колоссальным сборником китайского театрального, оперного и танцевального искусства Китая, ее часто называют «наставником ста спектаклей». Начиная с династии Мин, «куньцюй» объединила музыку, игру и танцы, а также различного рода формы литературного искусства, и даже разного уровня техники в одно целое, сформировав комплексное театральное искусство, при этом достигнув уровня высочайшей ювелирности исполнения. Опера «куньцюй» за последние три столетия стимулировала становление и развитие сотен видов театрального искусства, заслужив таким образом титул «предшественника ста спектаклей». Развившиеся в новую эпоху пекинская опера, сычуаньская и шаосинская опера, опера «банцзы» и др. виды локальной оперы питались от «куньцюй» и разрабатывали свою систему исполнения на основе ее эстетических принципов. Эстетическая система оперы «куньцюй» и по сей день является образцом эстетики китайского театра и оперы.
Музыка и пение
Актеры Пекинской оперы исполняет свои партии с помощью пения в высоком регистре и декламации. Пение в высоком регистре при зажатой гортани получило название «искусственной» манеры. В этом амплуа поют молодые герои. Один персонаж может чередовать во время партии пение в естественной и искусственной манерах.
Декламация может быть интонированной (рифмованные диалоги и монологи) и разговорной. Последнюю используют персонажи-простолюдины. Она напоминает устную речь, но тоже ритмизируется.
Музыка Пекинской оперы использует распространенные мотивы, известные из других произведений, потому что она играет вспомогательную роль по отношению к словам. Оркестр включает струнные, духовые и ударные инструменты.
Национальная Пекинская опера стала жемчужиной в культурном наследии Китая. Это театральное искусство крепко связано с китайской литературой и кино. Элементы цзинцзюй можно найти в мультфильмах на схожие сюжеты: «Переполох в небесных чертогах» и некоторые другие. Основанная на старинном предании опера «Легенда о белой змее» получила развитие в виде одноименного японского мультфильма.
Пекинская опера – Персонажи
Персонажи пекинской оперы могут быть благородными или коварными, красивыми или безобразными, положительными или отрицательными героями. Как только актёр появляется на сцене – по его гриму и костюму сразу можно определить характер персонажа, которого он играет.
В настоящее время в пекинской опере персонажи делятся на четыре основные амплуа. Это достойный и порядочный мужской персонаж Шэн, женский персонаж Дань, Цзин (или Хуалянь) – мужской персонаж с пёстрым гримом на лице и Чоу – комическое амплуа.
Интересно, что до середины прошлого столетия все роли исполняли исключительно мужчины. Любое из 4 основных амплуа пекинской оперы может быть главным действующим лицом.
Костюм, маски и грим
Театральные маски стали частью костюма артистов Пекинской оперы в 1850–1860-е годы. Цвета маски не просто создают сценическую атмосферу, но указывают на определенные черты характера героя.
Лица актеров, играющих персонажей-женщин, покрывают более густым гримом. Губы им делают красными, а века – черными. Персонажам-мужчинам, особенно воинам и полководцам, надо лбом красной краской рисуют символы в виде овала или полумесяца (цьньцзян и гоцяо).
Цвета и декор костюмов действующих лиц отражают их возраст и социальное положение. Если среди героев спектакля есть император, он будет носить желтое одеяние. Персонажи-чиновники, генералы и аристократы будут носить зеленые, красные или черные халаты с вышивкой. Костюмы торговцев, ученых и воинов, как правило, черные и отличаются простым покроем, еще проще костюмы актеров, играющих простолюдинов.
У персонажей-аристократов синий и коричневый указывают на старость. Пожилые генералы появляются в сценах битв в желтом одеянии, молодые – серебряно-белом или розовом.
Иногда цвет костюма отражает эмоциональное состояние персонажа. К примеру, главная героиня оперы «Обида Доу Э» идет на казнь в красном костюме, что должно вызывать сочувствие к ней зрителей. Черный цвет может быть показателем отваги и благородства героя. Сочетание белого с черным или красным маркирует коварство героя спектакля.
В цзинцзюй существует три главных вида грима. При первом типе, «цельное лицо», в гриме преобладает один цвет, выделяются только яркие брови. Тип «три черепицы» основывается на преобладании одного цвета и выделении черным области вокруг носа, глаз и рта. Наконец, грим «кривое лицо» делает лицо актера несимметричным. Этот тип грима характерен для злодеев и комических персонажей.
Историческая основа костюмов цзинцзюй – эпоха Мин. Герои одеты в одежды этой эпохи, независимо от времен, о которых рассказывают сюжеты опер. Исключение делается для спектаклей на тему событий XX века. Для отдельных амплуа есть свои элементы одежды. Так, большинство персонажей-воинов носит гуаньсюе, обувь на высоком каблуке. В противоположность пышному костюму декорации Пекинской оперы очень скромные. Но каждый элемент несет определенный смысл. Плеть в руках героя обозначает, что он едет верхом, а цвет плети указывает на масть лошади. Появление на сцене флагов с изображенными веслами или колесами обозначает, соответственно, путешествие героев на лодке и повозке. От зрителя требуется умение в воображении воссоздать картину.
Пекинская опера: история, традиции, современность
В наши дни Пекинская опера стала одной из визитных карточек китайской культуры. В 2010 году она вошла в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Иностранные туристы приезжают посмотреть на такие спектакли, как «Переполох в небесных чертогах», «Прощай, моя наложница», «Легенда о белой змее» и другие постановки.
Сегодня туристы покупают билеты на спектакль вместе с экскурсией по Пекинской опере (более дешевые) и самостоятельно через сайт (места подороже). Как правило, туристы оставляют положительные отзывы об увиденном спектакле. Потому что зритель может получить удовольствие от необычного действа, даже если не знает языка артистов.
Поле боя, улицы китайских городов, божественный небесный дворец – все это места, где разворачивается действие музыкальных спектаклей. Постановки отличаются от оперного искусства запада по всем показателям – музыка, костюмы, продолжительность и особенности игры.
Немного истории
Национальный театр Китая Пекинская опера (цзинцзюй) вырос из региональных пьес сицюй. Оттуда театральные мастера столицы взяли и творчески развили основные выразительные средства и корпус сюжетов.
Годом рождения цзинцзюй (Пекинской оперы) называют 1790 год. В этот год в честь 80-летия императора в столице были собраны театральные труппы всей Поднебесной. Больше всего публике понравились четыре труппы из Аньхоя, которые после успеха остались в Пекине.
После 1820 года в столицу приехала труппа из Хубэя, артисты которой присоединились к анхойцам. Музыкальные стили двух трупп заложили основы Пекинской оперы, которая окончательно оформилась к середине XIX века. В этот период женщины еще не были участницами спектаклей, и женские партии исполнялись актерами-мужчинами.
Первая половина XX века стала эпохой расцвета цзинцзюй. В эти годы на сцене блистали две «великие четверки» актеров, которые играли роли в амплуа шэн и дань. Артисты создали исполнительские школы, ставшие до современности эталонными.
После Синхайской революции появилась современная Пекинская опера (сяньдайцзинцзюй). Стали использоваться современные декорации и костюмы, были введены европейские музыкальные инструменты, сюжеты пополнились революционной тематикой.
В годы Культурной революции Пекинская опера была запрещена, но в 1980-е годы началось ее возрождение. Современные композиторы КНР используют в своих произведениях традиционные элементы цзинцзюй.
Музыка в пекинской опере
Музыка в пекинской опере очень мелодична и приятна на слух. Можно выделить две основные музыкальные линии: сипи и эрхун.
Представление сопровождается игрой на духовых, ударных и струнных инструментах. Главные музыкальные инструменты в пекинской опере – цзиньху (двухструнный смычковый инструмент с высоким регистром), юэцинь (четырехструнный щипковый инструмент с круглой декой), саньсянь (трехструнный щипковый инструмент), сона (китайский кларнет), флейта, гонг, тарелки, малые гонги и т.д.
Пекинская опера
Пекинская опера – признанное национальное сокровище Китая. В 2010 году этот классический вид искусства Поднебесной вошёл в список Нематериального Культурного Наследия ЮНЕСКО. Ниже мы расскажем об истории, репертуаре, персонажах, масках пекинской оперы и многом другом.
Чем отличается пекинская опера
Первое, о чём следует знать, – пекинская опера разительно отличается от привычной нам, европейской. Здесь особенный вид грима, яркие костюмы, визгливые крики актёров. Пекинская опера объединяет в себе драматическое исполнение, пение, диалоги, пантомимы, акробатический бой и танцы. Всё это помогает нам представить различных персонажей и их эмоции: радость, гнев, печаль, счастье, удивление, страх, грусть.
Пекинская опера представляет собой мост с великим прошлым Китайской Империи. Её история насчитывает более 200 лет, но старинная опера и современная ничем не отличаются. То есть в наши дни мы можем узнать о культурных традициях Китая времен династии Цин (конец XVIII века)! Конечно же, это отличная причина, Почему стоит ехать в Китай.
Пекинская опера – Костюмы
Костюмы в пекинской опере – самая узнаваемая часть представления. Они элегантны, изящны, часто украшены ручной вышивкой. В дизайне костюмов часто используются традиционные китайские мотивы, что придаёт им высокую эстетическую ценность. Узнайте больше об искусстве китайской вышивки.
Грим в пекинской опере
Грим, а иногда также маски, играют в пекинской опере важнейшую роль. При помощи грима удается показать черты характера персонажей, к тому же существует невероятное количество стилей и сочетаний цветов в гриме. К примеру, чёрный цвет показывает зрителю умных персонажей, в то время как белый грим обозначает зло.
Примечательно, что за основу грима взяты знаменитые китайские маски. Кстати, а вы слышали о сычуаньской опере и магической перемене лиц?
Ничего себе поездочка
В Большом театре Сохиев сначала представил партитуру в концертном варианте на Исторической сцене и в Филармонии-2 (в январе 2017 года), а затем уже выбрал приглянувшуюся постановочную версию - чтобы россиниевская партитура засверкала и открылась во всем обаянии ее виртуозных вокальных партий и комических подтекстов.
Белый "куб" интерьера галереи на сцене заполняется уборщицами с ведрами и швабрами, рабочими, передвигающими контейнеры и коробки. Комический сюрприз состоит в том, что в действие включаются персонажи, вышедшие из живописных полотен, из-под пленок, из контейнеров с надписями Fragile (хрупкий, бьющийся).
Опера оборачивается серией любовных перипетий, изложенных Россини на языке головоломных арий, перепалок и скороговорокГрафиня де Фольвиль (Альбина Шагимуратова), швыряющая туфли, виртуозно капризничающая, переливающая, будто ртуть, свои фиоритуры, одета как дама с полотна Жерара. Из-под пленки появляется Мелибея в исподнем (польская маркиза, Елена Максимова), темпераментная, с яркой вокальной харизмой, провоцирующая яростные стычки своих поклонников - графа Либенскофа (в либретто русский генерал, Рузиль Гатин) и дона Альваро (испанский адмирал, Игорь Головатенко). Бурные сцены умиротворяет персонаж в расшитой золотом католической ризе без рукавов, барон Тромбонок (Николай Казанский). Режиссер строит цепочку абсурдистских сцен, которые отлично иллюстрирует филигранный секстет "Весь мир можно назвать большой палатой сумасшедшего дома". Апофеоз "сумасшествия" наступает, когда из всех углов галереи вдруг бесшумно выплывают ряженые герои полотен - герцогиня Альба с цветком в волосах и собачкой на колесиках, танцовщица Дега с "кривыми" движениями, отрезавший себе ухо Ван Гог с "Автопортрета", веласкесовская инфанта, Юдифь с головой Олоферна.
Три греческие нимфы танцуют под звуки арфы и арию о Золотом веке и братской любви, доносящуюся из-за сцены: это звучит завораживающий красотой голос Коринны (Альбина Латипова) - у Россини поэтессы, вдохновленной героиней мадам де Сталь, в спектакле - юной художницы с папкой в руках.
Но не только комические перипетии героев, так ловко придуманные постановщиками, очаровывают своей искусностью, но в первую очередь высочайшее музыкальное качество и филигранная исполнительская выделка партитуры. Оркестр у Сохиева звучит точено, легко, воздушно и с каким-то изящным драйвом, поддерживая тончайшим балансом богатое кружево вокальных партий. Чистые, прозрачные ансамбли - от секстетов до 14 голосов, виртуозные арии, где голоса вступают в конкуренцию с соло деревянных, юмор, когда оркестр "невозмутимо" сопровождает сценический абсурд или комически отыгрывает мотивы моцартовского "Турецкого марша", токатты Баха ре-минор, пятой бетховенской симфонии и т. п. Словом, это тот самый Россини, от которого остается ощущение игры, фортуны, праздника жизни. Праздник устраивают себе и персонажи на сцене. Поперек сюжета оперы, где они так и не попадают в Реймс, герои спектакля переодеваются прямо на сцене в жераровские костюмы и торжественно входят в открывшийся в живописной раме зал Реймсского собора. Собравшись в точную мизансцену исторического полотна Франсуа Жерара "Коронация Карла Х" (1827) гости прославляют хором любимого правителя, чье восшествие на престол предвещает счастье и любовь.
В это, конечно, люди мало верили и 200 лет назад. Мудрый Россини не случайно написал комическую оперу.
Этап Пекинской оперы
В прошлом, в большенстве китайских театров сцена является платформой, который стоит перед зрителями на три строны, иногда даже четыре. В последнем случае, выступления можно быть наблюданы даже со спины. Выштный занавес, известен как shoujiu, висит над платформой, из-за которой разден на две части: сцена и за сценой.
Перед занавесом стоит стол, на котором заложены разные музыкальные инструменты, использующиеся для выступления, и музыканты сидят друг с другом. Музыканты со столом занимают часть сцены и видны зрителями. Именно поэтому пекинская опера оркестр традиционно был известен как Changmian, который означает фон и установки.
Когда Пекинская опера начала складываться, его пение сопровождали только две флейты: Shuangshoudi(двойная флейта) и главный-Dizi и ещё помощиник Dizi. С токим простим аккомпанементом, актёры оперы чуствовали пение напряженными и нехваткой гибкости. хотя музыка для голоса тогда также простая, без никаких витиеватых орнаментов. Позже, музыкант по имени Ван Xiaoshao в труппе Sixi предложил использовать Huqin для замещения Shuangshoudi. Он стал первым игроком Huqin. Практики через некоторое время позволили актерам труппы почувствовать, что при поддержке huqin, пение стало сильным и более гармоничным. Это новый аккомпанемент был высоко оцен.
Несмотря на то, что Dizi был замещен huqin, они еще были в использовании, когда мелодичные и элегантный qupai (мелодии) были необходимы для сопровождения такие стадии, как платье меняется, широкие и банкетный стол-настройки. Во всяком случае, их использование стало редким, поэтому у них нет постоянных игроков, но они были под присмотром игроков huqin и yueqin.
Huqin,начинающий Wang Xiaoshan,бывает мягко-склоненной скрипкой. Другой игрок- Li Si (Li В-четвертых, чей настоящее имя было Ли Chunquan), является инициатором использования жестких склоненной huqin, который проще играть, но имеет лучший эффект. В результате, мягко склоненной huqin встречал та же участь, как и shuangshoudi и был заменен жестким склоненным.
Барабанщики должны уметь оснащать рукой всех стилей опер, и пение характеризуется, актерское мастерство, и акробатические боевые иигрокы huqin, способных поддерживать все роли ли шэн, дан или цзин. Другими словами, компетентный барабанщик или игрок huqin должены быть универсальным музыкантом, способен адаптироваться к различным стилям и удовлетворения различных требований.
Персональный игрок huqin появился в первом году под государству Guangxu Qing Династий(в конце 1870-х годов).
Оригинальная Пекинская опера Wenchang не включает эрху, который был введен, когда Мэй Lanfang на первом этопе его новой оперы, Сиши, красавица в 1930 году. Мэй считает, что звукы, сочетаемые Jinghu, yueqin и xianzi, как инструментальным сопровождением для пения в его новой оперы, были слишком слабы и однообразны, Сюй-- частный игрок Meilanfang создал новый двух-струнная скрипка после того, как модель эрху, используемый в местной опере в восточном Китае. Это был первым Jingerhu. Когда играли с Jinghu, новая скрипка произвела очень сладкий и сочный звук, таким образом, Mei Lanfang выиграл немедленно признательность и утверждения.
Новый jingerhu когда-то считали как Mei- стиль erhu. Его роль в пекинской опере стала заметнее и , по крайней мере, он сейчас станет необходимым аккомпанементом для пения qingyi
Yu Jusheng—популярный актор wusheng(амплуа военного героя), перво ввёз danao в пекинскею оперу в его выстепление TielongMountain
Театр пекинской оперы
Изначально в большинстве китайских театров сцены представляли собой квадратные площадки, открывающиеся зрителям с трёх, а иногда и со всех четырёх сторон. В последнем случае представление можно было наблюдать и сзади, что влияло на общее устройство сцены в пекинской опере. Над площадкой помещался шоуцзю, напоминавший привычный для западного театра занавес. Таким образом пространство делилось на саму сцену и закулисье.
А ещё в Китае до сих пор сохранилась древняя традиция театра теней – современные мастера кукольного театра теней используют компьютерные программы, современное освещение и звук.
Значение грима в Пекинской опере.
Открывая для себя театральное искусство Китая, мы погружаемся в культурное наследие древних традиций. Игровой театр для публичных развлечений в Китае вышел из традиции сакральных церемоний с песнями и танцами и традиции театральных ритуальных кукольных действий. Тут можно проследить связь с использованием еще со второго тысячелетия до н.э масок и кукол в религиозных и военных целях. С развитием игрового театра в Китае сложилось уникальное искусство сценического грима. В театре вместо масок, для каждого амплуа был создан свой особый грим, различающийся по цвету, форме и рисунку.
Пекинская опера или столичная музыкальная драма — самый известный на сегодня вид традиционного китайского искусства, возникший в конце 18 века и имеющий интересную историю. Зрелищность пекинской оперы больше всего связана с удивительным гримом персонажей, о котором сегодня и пойдет речь. Если вы хотите постигнуть таинство пекинской оперы, важно разобраться в сути многообразия ее символичности.
Образ героя как пазл складывается из различных элементов: яркий сценический костюм, особый головной убор, пластика движений, жесты, мимика и грим актера.
На сегодня известно уже несколько тысяч возможных композиций грима, из них более 10 видов являются основными. Искусство создания театрального грима было подчинено жестким канонам, поэтому грим накладывается по определенным правилам и с использованием определенных цветов, которые несут символическое значение. Так как грим призван подчеркнуть особенности персонажа – по нему можно легко определить, какого героя играет актер- положительного или отрицательного. Это делает героя театральной постановки узнаваемым среди самых широких слоев китайских зрителей.
В сюжетах пекинской оперы обычно обыгрываются исторические предания, народные легенды и сказки. Героями являются императоры, канцлеры, военачальники, красавицы, благородные юноши, а также различные люди из низшего общественного сословия.
Сунь Уку́н (кит. трад. 孫悟空, упр. 孙悟空, пиньинь: Sūn Wùkōng) — китайский литературный персонаж, царь обезьян, известный по роману «Путешествие на Запад» У Чэнъэня. Сунь Уку́н (кит. трад. 孫悟空, упр. 孙悟空, пиньинь: Sūn Wùkōng) — китайский литературный персонаж, царь обезьян, известный по роману «Путешествие на Запад» У Чэнъэня.Грим отражает характер и моральные качества героев разных сословий.
Если на лицо наложен простой грим с белилами на носу - это служит для передачи комичности и шутливости образа.
Красный цвет означает преданность и храбрость; синий цвет - твердость и стойкость; зеленый – упорство и рыцарство; желтый – вспыльчивость и амбициозность; серый – лихость в почтенном возрасте, пурпурный – мудрость и бесстрашие, прямоту и твердую волю; фиолетовый - силу духа и изобретательность; золотистый цвет символизирует связь с духами и богами; черный - самоотверженный характер или суровость.
Помимо основного цвета лица героя, нужно обращать внимание также на общую композицию цветов грима, которая может многое рассказать о персонаже. Например, глаза на лице актера, играющего Сян Юя предводителя повстанческих войск в конце правления династии Цинь, снизу обведены угольно-черными кругами, что придает его лицу драматичность и намекает на трагическую кончину.
Репертуар пекинской оперы
Репертуар пекинской оперы в основном состоит из сказаний о предыдущих династиях, важных исторических событиях, жизни императоров и императриц, о министрах и генералах, гениях и невероятных красавицах. Персонажи пекинской оперы знакомят нас как с сюжетами из древней истории, так и с временами правления последней императорской династии.
Некоторые из современных сюжетов были взяты из китайской литературы и классических романов во время подъёма коммунизма. Они широко известны в стране, но, возможно, не совсем точно передают исторические факты.
Самые известные сюжеты пекинской оперы:
- Сирота из рода Чжао
- Пятнадцать медных струн
- Хитрость с пустым городом
- Легенда о белой змее
- Пьяная наложница
- Ловушка для единорога
Пекинская опера в Пекине с Чайна Хайлайтс
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Приезжайте в Пекин, посетите представление в настоящем театре пекинской оперы и узнайте много интересного о масках, гриме, персонажах, сюжетах.
Мы подготовили примеры туров, они помогут вам сориентироваться. А если у вас есть своё видение поездки в Китай – пришлите нам запрос, мы поможем превратить ваши идеи в логичные тур программы.
Сестры Янг, Сунь Укун, Чжугэ Лян: персонажи Пекинской оперы
Герои Пекинской оперы делятся на четыре главных категории:
1. Шэн – мужские персонажи.
2. Цзин – мужские персонажи, чаще всего храбрые генералы и благородные герои.
3. Дань – женские персонажи.
4. Чоу – комические добродушные положительные герои или коварные, но недалекие злодеи.
Персонажи категории шэн могут быть военными (ушэн), пожилыми людьми (лаошэн) или юношами (сяошэн). Персонажи категории дань умудренные жизнью и спокойные женщины (циньи), непосредственные и отважные девушки (хуадань), воительницы (удань). Пример удань – сестры Янг из оперы о них. Среди категорий чоу было амплуа учоу (шут-воин).
Дожившая до современности традиция музыкального театра – «мужской дань» (исполнение актерами-мужчинами женских ролей). Она восходит к средневековым традициям театрального искусства Китая, когда женщины не допускались до игры в театре.
Актеры, обладавшие высоким голосом, получали в спектаклях женские роли. В конце XIX века появилась первая труппа с актрисами-женщинами, а в связи с демократизацией восточной страны в XX столетии женщины стали полноправными участницами сценических представлений.
Но отточенная техника передачи женственности позволила сохранить в Пекинской опере мужской дань. Несколько выдающихся мастеров XX века разработали теорию этого сценического явление и способствовали его сохранению. Ян Ваоцин (1881-1954) создал первую школу мужского даня и обучил больше ста актеров.
В 1927 году в Пекине провели опрос, кого любители театра считают лучшими исполнителями мужского даня, и жители выбрали четырех мастеров этого амплуа. Лучший из них, Мэй Ланфан, представлял Пекинскую оперу в Японии, США и СССР, а позже основал свою школу, подарившую опере новых мастеров.
У артистов цзинцзюй есть несколько способов раскрытия героя – пение в естественной и искусственной манерах, актерская игра, боевые искусства с акробатикой. Для каждого амплуа свое основное средства раскрытия героя. Так, в амплуа усяошэн (молодой воин) для раскрытия важны боевые искусства, мимика и жесты, демонстрирующие его отвагу. А характер вэньсяошэн (молодой гражданский герой) будет раскрываться через естественную и искусственную манеры пения.
Большое улиньское путешествие на Юг Китая (часть 4 - Фошань).
Продолжение путевых заметок о путешествии по китайской провинции Гуандун.
Фошань. Знаковое место для многих, кто занимается китайскими боевыми искусствами.
Родина Ип Мана, Вон Фейхуна, винчуня, хунгара и еще кучи известных и малоизвестных личностей и стилей из мира Улинь.
Фошань ( 佛山, Fóshān, буквально: «Гора Будды») — городской округ в центре провинции Гуандун, , в 16 км к юго-западу от Гуанчжоу. Население 7,2 мил. жителей (2010). Фошань ( 佛山, Fóshān, буквально: «Гора Будды») — городской округ в центре провинции Гуандун, , в 16 км к юго-западу от Гуанчжоу. Население 7,2 мил. жителей (2010).. и вид из ее окна)
Зу Мяо - Храм поклонения предкам. Фактически - это городской
краеведческий музей.
Храм поклонения предкам в Фошань построен в 1085 году. Это одна из древнейших построек в провинции Гуандун. Изначально назывался Зал поклонения предкам.
В основном, сюда приходили рабочие с плавильни, чтобы отдать дань уважения пращурам. В конце правления династии Юань храм был разрушен. Был восстановлен в эпоху Мин. Храм стал считаться даосским, потому что минский император Чжу Юаньчжан проводил здесь церемонию поклонения императору Чжэнь У, названному даосским богом. С 1949 года здесь находится муниципальный музей города Фошань. Внесен в список основных достопримечательностей провинции.
Состоит из 5 частей: задний зал, главный зал, фронтальный зал, пруд Цзиньсян и оперная сцена. Внешне храм кажется простым и компактным. Что удивительно - при постройке не было использовано ни одного гвоздя. В южной части храма находится 400-летняя оперная сцена. Говорят, что это самая древняя сцена в провинции.
С 1949 года осуществляются меры по сохранению храма.
В комплесе находятся три важных для нас музея: музей Ип Мана, музей Вон Фейхуна и музей Кантонской оперы.
Сюжет и сценическое действо
По продолжительности оперы выделяют два типа спектаклей:
Один из видов даси – спектакль-сериал, общая продолжительность которого составляет много часов. Каждая опера сериала – отрывок из романа или эпизод масштабного исторического события. Такие циклы могут включать десятки малых спектаклей, и за один вечер демонстрируется 2 или 3 оперы-серии.
Каждая серия самостоятельна и зачастую обладает собственной сюжетной линией. Ее продолжительность может быть в пределах полутора часов. Основой для спектаклей-сериалов служат классические произведения литературы Китая – «Троецарствие», «Речные заводи», «Путешествие на Запад». К примеру, сюжет оперы «Переполох в небесных чертогах» воспроизводит на сцене эпизод из «Путешествия на Запад». Герой романа и спектакля Сунь Укун попадает в небесный дворец, где получает должность, но не может бросить своих шалостей.
Другой популярный цикл опер основывается на романе «Семья полководцев Янг». Героинями оперы «Военачальницы из дома Янг» стали две сестры, возглавившие сопротивление Китая вторжению кочевников из государства Сяо.
В больших самостоятельных пьесах (бэньси) все действие разворачивается в течение одного спектакля. Помимо отдельных серий спектаклей-сериалов к типу сяоси относятся спектакли-миниатюры, продолжительность которых 1-2 часа.
По сюжету выделяют 5 типов спектаклей-даси:
5) спектакли о судебных процессах.
До рождения цзинцзюй в театральных сценках демонстрировались приемы боевого искусства ушу. Позже ушу стало элементом Пекинской оперы.
В некоторых военных пьесах (У Си) сюжет требовал, чтобы персонажи-воины и мифические существараскрывали свой характер, с помощью искусства ушу через демонстрацию упражнений с бутафорным оружием и боевых искусств с акробатикой. Многие У Си насыщены сценами поединков. Демонстрация техник ушу сочетается с пантомимами или танцами.
Искусство пекинской оперы в наши дни
Пекинская опера снискала мировую славу после того, как великий мастер Мэй Ланьфан (梅兰芳) посетил Японию в 1919 году. Мэй Ланьфан – легендарный исполнитель женских персонажей амплуа «дань» в представлениях пекинской оперы.
Пекинская опера внесла огромный вклад в культурный обмен между Китаем и западными странами. В наши дни китайские театры часто выезжают на гастроли, и вы можете насладиться выступлением артистов этого классического вида искусства Поднебесной во многих городах мира.
Читайте также: