Назовите периодическое издание в котором сотрудничал м а булгаков после переезда в москву
Жил-был глупый и богатый помещик, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Любил он раскладывать гранпасьянс и читать газету «Весть». Взмолился однажды помещик богу, чтобы тот избавил его от мужиков — уж больно их дух ему мешал. Бог знал, что помещик глуп, и молитве не внял. Тогда заглянул помещик в «Весть» и начал стараться — мужика штрафами душить. Взмолились мужики богу, тот услыхал и очистил от них поместье — только вихрь мякинный в воздухе пронёсся.
Стал помещик чистым воздухом дышать. Да только кто к нему не приедет — все дураком называют. Разложил тогда помещик гранпасьянс три раза, убедился, что совсем не глуп, и не осталось в нём сомнения никакого. Стал он думать, как машины из Англии выпишет, сады разведёт, скот, и всё это — без мужика. Только вот в зеркало помещик не смотрелся — заросло оно пылью, да и питался он только леденцами и пряниками.
10 месяцев назадЧетвертый сон Веры Павловны— это утопическое видение Чернышевским будущего справедливого общественного устройства страны. Своего рода это классическое описание коммунистического устройства страны, к которому впоследствии шла Россия на протяжении ряда лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по творчеству М.БулгаковаПособие содержит методические указания, вопросы и задания по анализу текста, контрольно-измерительные материалы в формате ЕГЭ.
Разработка урока по литературе "Жизнь и творчество М.Булгакова".
Предлагается два урока по повести М. Булгакова "Собачье сердце".
Данный тест рекомендуется для проверки знаний учащихся.
В презентации содержится материал по биографии, истории создания романа "Белая гвардия" и спектакля по этому роману - "Дни Турбиных".
Тест используется как проверка знаний по усвоению романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Тест по творчеству Михаила Булгакова,11 класс, литература, содержит три варианта работы с ответами.
Помогите с литературой буду мега благодарен
1) Когда и где родился Булгаков? Расскажите о его родителях.
2)Если А. Ахматова взяла в качестве псевдонима бабушкину фамилию, то Булгаков дал фамилию своей бабушки с материнской стороны своим любимым героям. Каким?
3)Какую специальность получил Булгаков в Киевском университете, где работал после его окончания?
4)Начав писать рассказы, будучи земским врачом в Вязьме (1917), Булгаков позднее объединит их в цикл «Записки врача». В каком году они были напечатаны?
5)Из-за чего Булгаков не оказался в эмиграции вместе с отступающими с Украины белыми войсками, куда он был мобилизован как врач?
6)Какое произведение стало литературным дебютом Булгакова в Москве?
7) С каким произведение связан перелом в творческой жизни Булгакова, в его судьбе?
8)Что вам известно о личной жизни Булгакова?
9)Какие произведения выдвинули Булгакова на первое место в ряду отечественных сатириков тех лет?
10)Какая из сатирических повестей Булгакова так и не была издана в те годы и ходила в машинописных рукописях по рукам интеллигентов?
11)С каким театром связано рождение Булгакова-драматурга? В каком году это произошло?
12) По мотивам какой пьесы Булгакова Леонид Гайдай снял популярную комедию «Иван Васильевич меняет профессию»?
13)В письме к А. М. Горькому в ноябре 1929 года Булгаков писал: «Все мои пьесы запрещены, нигде ни одной строки моей не печатают, никакой готовой работы у меня нет, ни копейки авторского гонорара ниоткуда не поступает, ни одно учреждение, ни одно лицо на мои заявления не отвечает, словом, - все, что написано мной за 10 лет работы в СССР, уничтожено. Остается уничтожить последнее, что осталось, - меня самого».
Что послужило поводом для такой фактической блокады Булгакова и его творчества со стороны Советской власти?
14)Какую пьесу Булгакова очень любил Сталин, посмотревший ее во МХАТе пятнадцать раз?
15)Какой роман Булгакова в Советском Союзе увидел свет лишь в годы политики гласности М. С. Горбачева, а до того ходил по рукам в машинописном виде?
16)О какой пьесе Булгакова в газете «Правда» была напечатана разгромная статья? Как называлась статья? Какие последствия для Булгакова имела?
17)Какая последняя пьеса Булгакова привела в восторг МХАТовцев и высоких чинов от искусства, но не была разрешена к постановке Сталиным?
Голосование за лучший ответ
1. Родился 15 мая 1891 г. в Киеве, в семье доцента, впоследствии и профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Мать, Варвара Михайловна, также преподавала в местной гимназии.
2. Турбины. Его мать в девичестве Турбина.
3. В 1916 г М. А. Булгаков окончил медицинский факультет Киевского университета. После непродолжительной службы в действующей армии его направили земским врачом в село Никольское Смоленской губернии.
4. «Записки юного врача» Печатались в 1925-27 г.
5. Булгаков тяжело заболел и отстал от белых войск. После выздоровления к врачебной практике он уже не вернулся.
6. «Записки на манжетах», опубликованные в 1923 году в альманахе «Пробуждение» и журнале «Россия».
7. С публикации «Дьяволиады» в 1924 г.
8. В 1924 г оставил первую жену Татьяну Николаевну, сочетался браком с Любовью Евгеньевной Белозерской. Расстались в 1932 г. Истинным другом стала его третья жена Елена Сергеевна Шиловская, с которой они прожили до конца его жизни.
9. «Роковые яйца» и «Собачье сердце»
10. «Собачье сердце»
11. Со МХАТом, в 1925 г – пьеса Булгакова «Белая гвардия».
12. Пьеса «Иван Васильевич»
13. 1929 г. Сталин называет «Бег» Булгакова антисоветским явлением. Отзыв о «Дни Турбинных» - «На безрыбье даже «Дни Турбинных» - рыба». «Багровый остров» Сталин фактически уничтожил, назвав его макулатурой.
14. «Дни Турбиных»
15. Роман «Мастер и Маргарита»
16. Пьеса «Кабала святош» - статья «Внешний блеск и фальшивое содержание». Разрыв со МХАТом.
17. Пьеса «Батум» 1939 года.
Назовите периодическое издание в котором сотрудничал м а булгаков после переезда в москву
Главное меню
Соглашение
Английский язык
Астрономия
Белорусский язык
Информатика
Итальянский язык
Краеведение
Литература
Математика
Немецкий язык
Обществознание
Окружающий мир
Русский язык
Технология
Физкультура
Для учителей
Дошкольникам
VIP - доступ
Тест по творчеству М.А.Булгакова
Тест предназначен для проверки усвоения темы. При составлении данного теста была использована книга Л.Ю. Алиева, Т. В. Торкунова.
Литература 11 класс | Автор: Алексеева Т.Н. | ID: 3432 | Дата: 20.1.2015
Тест на тему "Творчество М.А. Булгакова"
3. Какой год стал переломным в судьбе М.А. Булгакова, после чего он окончательно принял решение заняться писательским трудом?
а) 1917г. б) 1918г. в) 1920г г) 1925г.
4. Назовите периодическое издание, в котором сотрудничал М.А. Булгаков после переезда в Москву.
а) «Правда» б) «Гудок» в) «Известия» г) «Свисток»
5. Как называется цикл рассказов, в основу которых легли случаи из жизни М.А. Булгакова на Смоленщине в 1916-1917г.г.?
а) «Записки на манжетах» б) «Собачье сердце» в) «Записки юного врача» г) «Белая гвардия»
6. Назовите героя пьесы М.А. Булгакова «Дни Турбиных», который является выразителем идеи рыцарской доблести.
а) Николай Турбин б) Виктор Мышлаевский в) Алексей Турбин г) Лариосик
7. Укажите произведение, в котором М.А. Булгаков опирается на традиции Л.Н. Толстого.
а) «Зойкина квартира» б) «Белая гвардия» в) «Собачье сердце» г) «Мастер и Маргарита»
8. Фамилия профессора, сделавшего операцию дворняге Шарику, была
а) Успенский б) Преображенский в) Вознесенский г) Воздвиженский
9. Какое произведение сам писатель называл «закатным романом»?
а) «Театральный роман» б) «Бег» в) «Жизнь господина де Мольера» г) «Мастер и Маргарита»
10. Назовите любимый музыкальный инструмент Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
а) ложки б) гитара в) балалайка г) гармонь
11. Автором романа о Понтии Пилате в «Мастере и Маргарите» является
а) Понтий Пилат б) Воланд в) Левий Матвей г) Мастер
12. Укажите, какая сцена является кульминацией романа «Мастер и Маргарита».
а) Вальпургиева ночь б) бал Сатаны в) представление в Варьете г) сцена, в которой Воланд и его свита покидают Москву
13. Кто из перечисленных персонажей не входил в свиту Воланда?
а) Фагот б) Варенуха в) Гелла г) кот Бегемот
14. В романе «Мастер и Маргарита» Воланд выполняет функции
а) возмездия за грехи б) творца зла ради зла в) искусителя г) справедливости
15. Иешуа в романе Мастера выступает как
а) сумасшедший б) богочеловек в) странствующий проповедник г) преступник
16. Укажите, сколько сюжетных линий можно выделить в романе «Мастер и Маргарита».
а) одну б) две в) три г) пять
17. Какое объединение писателей высмеивает М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» под вымышленным названием МАССОЛИТ?
а) РАПП б) Союз советских писателей в) ЛЕФ г) «Серапионовы братья»
18. На традиции какого русского писателя опирается М.А. Булгаков в сатирическом изображении быта и нравов Москвы конца 20-х годов?
а) Д.И. Фонвизина б) М.Е. Салтыкова-Щедрина в) Н.В. Гоголя г) А.С. Грибоедова
19. Укажите, какой проблемы нет в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
а) проблема выбора и личной ответственности б) проблема отцов и детей
в) проблема творчества г) проблема положительного героя
20. Портрет какого героя романа «Мастер и Маргарита» дан в следующем отрывке?
… с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели… человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба… Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью…
а) Понтий Пилат б) Марк Крысобой в) Левий Матвей г) Иешуа Га-Ноцри
1. Назовите имя и отчество Булгакова
а) Михаил Андреевич б) Михаил Александрович в) Михаил Афанасьевич
г) Михаил Анатольевич
2. В каком учебном заведении и на каком факультете учился М.А. Булгаков?
а) в Московском университете на медицинском факультете
б) в Петербургском университете на факультете словесности
в) в Киевском университете на медицинском факультете
г) в Казанском университете на юридическом факультете
3. Чью сторону принял М.А. Булгаков после революции?
а) встал в ряды Красной армии б) поддерживал Белую армию
в) сочувствовал Петлюре г) не поддерживал ни одну из сторон
4. Укажите, в каком произведении М.А. Булгакова отсутствует фантастика.
а) «Роковые яйца» б) «Собачье сердце» в) «Мастер и Маргарита» г) «Дни Турбиных»
5. В каком театре шло большинство пьес М.А. Булгакова, в том числе и впервые были поставлены «Дни Турбиных»
а) в Малом театре б) во МХАТе в) в театре Мейерхольда г) в театре им.Вахтангова
6. В 1930г. М.А. Булгаков вынужден был обратиться с письмом к правительству, потому что
б) необходимы были новые впечатления, и он хотел путешествовать
в) наступил творческий кризис г) в периодике создавалась атмосфера травли, необъективной критики, а также все пьесы М.А. Булгакова были сняты с репертуара
7. Какой сюжетный мотив положен в основу повести «Собачье сердце»?
а) мотив путешествия б) мотив превращения в) мотив испытания г) мотив борьбы
8. Укажите, кто из героев повести «Собачье сердце» ведёт дневник.
а) Швондер б) Борменталь в) профессор Преображенский г) Шариков
9. Лариосик – это герой а) повести «Собачье сердце» б) рассказа «Тьма египетская» в) пьесы «Дни Турбиных» г) романа «Мастер и Маргарита»
10. Назовите традиционную для русской литературы тему, которая является главной в таких произведениях М.А. Булгакова, как «Дни Турбиных», «Белая гвардия».
а) тема отцов и детей б) тема революции и интеллигенции в) тема Дома г) тема долга и чести
11. Какое произведение М.А. Булгакова имеет подзаголовок «Чудовищная история»?
а) «Роковые яйца» б) «Багровый остров» в) «Театральный роман» г) «Собачье сердце»
12. Какая сцена является кульминацией в драме «Дни Турбиных»?
а) объяснение Шервинского и Елены б) приезд Лариосика в) бегство гетмана из Киева г) роспуск кадетов в Александровской гимназии и гибель Алексея Турбина
13. Укажите, какой предмет не является символом старой жизни, уютного дома, семейного очага в пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных»
а) кремовые шторы б) лампа под абажуром в) золотой портсигар г) печь с изразцами
14. В драме «Дни Турбиных» М.А. Булгаков опирается на традиции
а) А.Н. Островского б) Н.В. Гоголя в) Д.И. Фонвизина г) А.П. Чехова
15. Кто является автором эпиграфа к роману «Мастер и Маргарита»
… так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
а) Ф. Шиллер б) Дж. Байрон в) И.-В. Гёте г) В. Шекспир
16. Какое здание в Москве названо Воландом самым красивым и величественным?
а) здание Московского университета на Моховой б) дом на Садовой в) дом тётки А.С. Грибоедова г) дом Пашкова (Румянцевская библиотека, ныне библиотека им. В.И. Ленина)
17. Какая сюжетная линия романа «Мастер и Маргарита» является сатирическим изображением Москвы и быта москвичей конца 20-х годов?
а) роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри б) сюжетная линия, повествующая о любви Мастера и Маргариты в) похождения Воланда и его свиты
18. Образ Маргариты – центр романа. Она является символом
а) христианского смирения б) мести и возмездия в) любви, милосердия и вечной жертвенности г) зависти и подлости
19. Почему Мастер лишён света и заслужил только «покой»?
а) потому что прибегнул к помощи Сатаны б) потому что он сломался и сжёг свой роман в) потому что добровольно ушёл из жизни г) потому что он хочет жить и творить в стране, где это невозможно
20. Портрет какого героя романа «Мастер и Маргарита» дан в следующем отрывке?
… ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой. Словом – иностранец.
Выпишите основные тезисы. 50б
Михаил Булгаков родился в Киеве. Его отец, Афанасий Булгаков, был профессором Киевской духовной академии. Он свободно знал греческий, немецкий, французский, английский языки, читал на старославянском. Мать, Варвара Булгакова, работала учительницей в гимназии, но после свадьбы посвятила себя детям. Будущий писатель был старшим ребенком из семи детей. Жалования в академии не хватало, и, чтобы прокормить семью, отец кроме основной работы преподавал историю в институте благородных девиц . Мать стремилась дать детям классическое образование («Я не могу вам дать приданое и капитал. Единственное, что я могу для вас сделать – это дать образование…»). В семье увлекались литературой, музыкой, живописью.
В 1909 - поступил на медицинский факультет Киевского университета. Булгаков быстро определился с профессией, так как врачи прилично зарабатывали. Этот фактор стал решающим. В 1916 году Булгаков сдал выпускные экзамены и получил «степень лекаря с отличием». Будущий писатель даже не стал дожидаться вручения диплома: он уехал фронт Первой мировой войны добровольцем Красного Креста. Однако вскоре его отозвали. Все опытные врачи ушли на фронт, и в сельских больницах не хватало людей. Михаил Булгаков получил назначение в Смоленскую губернию - он стал заведующим и единственным врачом Никольской земской больницы. Работа была тяжелой, Булгаков делал все: принимал роды, ампутировал руки и ноги, лечил нарывы. За год молодой врач принял 15361 больного. В этот период Булгаков начал писать рассказы о том, что происходило с ним во время работы: «Звездная сыпь», «Полотенце с петухом», «Стальное горло». Позже они вошли в цикл «Записки юного врача». В 1917 году он заразился дифтерией, когда лечил больного ребенка. Чтобы уменьшить боль, Булгаков вколол себе морфий. Вещество сразу вызвало зависимость. Булгаков долго лечился от наркотической зависимости.1917 год – Октябрьская революция, Булгаков на стороне белогвардейского движения (роман «Белая гвардия» - это апофеоз белогвардейской армии). 1926 год – Булгакова обвинили в антисоветской деятельности, во время обыска у него изъяли дневник и сатирическую повесть «Собачье сердце». Историю профессора Преображенского, который превратил бездомного пса в грубого, малограмотного, но успешного в советских реалиях Шарикова, писатель надеялся напечатать. Однако в Госбезопасности произведение охарактеризовали так: «. опаснее в литературе на данный момент ничего нет». Вернуть рукопись удалось только через три года: за писателя вступился Максим Горький. Повесть так и не была напечатана при жизни автора. Первые произведения Булгакова были опубликованы через 30 лет после его смерти.
В начале 30-годов 20 века Булгаков хочет покинуть Россию, пишет письмо лично Сталину с просьбой выпустить из страны. 8 апреля 1930 года в квартире Булгакова раздался телефонный звонок, говорил Сталин. О чём они говорили, осталось тайной, которую Булгаков унёс собой. Но больше попыток покинуть страну у писателя не было.
Методическая разработка темы "Жизнь и творчество М.А. Булгакова"
Цель урока : познакомить учащихся с трагической судьбой М.А. Булгакова; помочь понять тяжелые отношения писателя и драматурга с властью; дать представление об основных булгаковских произведениях, показать их жанровое многообразие, вызвать интерес к личности и творчеству писателя, развивать умение учащихся оформлять основные мысли в конспект.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор.
I. Оформление записи темы урока и эпиграфа в тетради. (слайд № 1-2)
Вступительное слово преподавателя:
Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в программу по литературе XX века.
Булгаковский герой Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы». Так произошло и с книгами самого Булгакова. Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20 – 30-е годы XX века, мы не можем обойтись без «Белой гвардии», «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты».
Ныне всё булгаковское до последней строчки опубликовано. Однако далеко не всё осмыслено и освоено. Современным читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в их глубинах.
В жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу. Возможно, сегодняшнее знакомство с Булгаковым заинтересует присутствующих его судьбой, личностью, творчеством; заставит по-другому взглянуть на некоторые произведения писателя и оценить их.
Ведь немногие знают, что всеми любимый фильм «Иван Васильевич меняет профессию» поставлен по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич».
Эпиграфом к уроку являются слова самого Булгакова из его письма к Сталину: «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя».
Начнём наше занятие, посвящённое творчеству Михаила Афанасьевича, с короткого знакомства с его биографией, сложной судьбой его произведений.
Ни родословная, ни детские и юношеские годы самостоятельной жизни не предвещали такого будущего.
Семья Булгаковых – обычная провинциальная интеллигентная семья, навсегда останется для Михаила Афанасьевича миром тепла, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух по вечерам, праздником ёлки и домашними спектаклями. (слайд № 3) «Семья Булгаковых – большая, дружная, культурная, музыкальная, театральная» , – вспоминает жена младшего брата Михаила Булгакова. Эта атмосфера найдёт потом отражение в романе «Белая гвардия», в пьесе «Дни Турбиных».
Отец писателя, (слайд № 4) Афанасий Иванович, был сыном сельского священника и карьерой обязан только собственным способностям и трудолюбию. Одновременно с преподаванием в академии он служил в Киевской цензуре, получил чин статского советника, благодаря чему Булгаковы сделались потомственными дворянами.
Мать, (слайд № 5) Варвара Михайловна, урожденная Покровская, происходила из семьи протоирея Казанской соборной церкви города Карачаево Орловской губернии. На эту энергичную и добрую женщину выпала основная забота по воспитанию детей. Именно от матери Михаил унаследовал любовь к музыке и книгам.
Отцовского жалованья хватало для безбедного существования. Но в 1907 году семью постигло несчастье: от наследственного гипертонического нефросклероза, не дожив даже до 50 лет, умер Афанасий Иванович. Близким после его смерти осталась пенсия, не меньшая, чем прежнее жалованье на двух службах.
Мать, хлопотливая и деятельная женщина, сумела дать сыну образование. До осени 1900 года Михаил учится дома, затем поступает в первый класс Александровской гимназии (слайд № 6), где учились дети русской интеллигенции и были сосредоточены лучшие преподаватели Киева. Уже в гимназии Булгаков проявляет свои разнообразные способности: пишет стихи, рисует карикатуры, играет на рояле, поёт, сочиняет устные рассказы и прекрасно их рассказывает.
После окончания гимназии в 1909 году не без колебаний (манила дорога артиста или литератора) становится студентом медицинского факультета Императорского университета святого Владимира, где учится почти семь лет (университетский устав разрешал повторять программу того или иного курса).
Булгаковы жили сначала на Воздвиженской (слайд № 7), потом в Печёрске, в Кудрявском переулке, а в 1906 году переехали на Андреевский спуск (слайд № 8) в дом № 13 – знаменитый дом “Турбиных”.
В 1913 году будущий врач, студент университета, Михаил Булгаков, женится на Татьяне Николаевне Лаппа (слайд № 9), дочери управляющего Саратовской казенной палатой.
Любовь Булгакова к Татьяне Николаевне изобиловала драматическими моментами. Родители обоих были против этой связи. Однако молодые решили пожениться, и родители смирились с этим. 30 марта 1913 года Варвара Михайловна Булгакова писала дочери Наде в Москву: (слайд № 10).
Молодые снимают себе отдельную комнату.
Муж сестры Булгакова Вари, Леонид Сергеевич Карум, вспоминая о первой женитьбе Булгакова, пишет: (слайд № 11).
С началом первой мировой войны Михаил Булгаков вместе с женой работает в госпитале, затем уходит добровольцем на фронт, работает в прифронтовом госпитале, приобретая врачебный опыт под руководством военных хирургов.
В 1916 году заканчивает университет, (слайд № 12) получает диплом с отличием и отправляется в Смоленскую губернию земским врачом. Впечатления этих лет отзовутся в окрашенных юмором, печальных и ярких картинах «Записок юного врача», напоминающих чеховскую прозу. Гражданская война застала Булгакова в Киеве. В это время он пытается заниматься частной практикой. Менее всего хочет быть вовлечён в политику. “Быть интеллигентом вовсе не значит быть идиотом”, – отметит он впоследствии. Но идёт 1918 год. Позднее Булгаков напишет, что насчитал в Киеве той поры четырнадцать переворотов. «Добровольцем он совсем не собирался идти никуда, но как врача его постоянно мобилизовывали: то петлюровцы, то Красная Армия. Вероятно, не по доброй воле он попал в деникинскую армию и был отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ». В его настроениях той поры, как отмечает В. Лакшин, громче всего одно – усталость от братоубийственной войны.
Из-за тифа Булгаков остаётся во Владикавказе, когда деникинцы отступают. Чтобы не умереть с голода, пошёл сотрудничать с большевиками – работал в подотделе искусства, читал просветительские лекции о Пушкине, Чехове, писал пьесы для местного театра. В мае 1921 года успешная постановка “Сыновей муллы” дала ему достаточно денег для отъезда из Владикавказа в Тифлис. В Тифлисе, а потом и в Батуми у Булгакова была возможность эмигрировать, но он остался в России. Булгаков принял решение поселиться в Москве, одном из главных литературных центров страны (слайд № 13). В Москву он прибыл в сентябре 1921 года после короткой остановки в Киеве. Со столицей оказались неразрывно связаны вся последующая жизнь и творчество Булгакова. Отныне он лишь на короткое время выезжал из Москвы на Кавказ, в Крым, в Ленинград, в Киев. Период странствий, перемены мест закончился.
Опыт недавних бурных лет Булгаков воплотил во многих своих произведениях, не только в ряде рассказов «Белой гвардии», «Днях Турбиных», «Беге», но и в вершинном своем романе «Мастер и Маргарита».
Первые два месяца в Москве Булгаков работал секретарем литературного отдела Главполитпросвета. Затем настали тяжелые месяцы безработицы. Писатель пытался сотрудничать в частных газетах, как грибы возникавших в эпоху нэпа, но, как правило, очень быстро прогоравших. Поступил он даже в труппу бродячих актеров. На всех перекатах судьбы Булгаков оставался верен законам достоинства: (слайд № 14). Эти слова находим в «Записках на манжетах» – книге, которая воспринимается как писательская автобиография.
Но по мере становления новой экономической политики жить становилось легче. С весны 1922 года он стал регулярно печататься в «Гудке», «Красной газете», «Смехаче» и других московских и ленинградских газетах и журналах.
В Москве в середине 20-х годов Булгаков становится довольно популярным. Его очерки и фельетоны регулярно публикуются в прессе. К октябрю 1924 года были уже закончены и «Записки на манжетах», и «Дьяволиада», и “Роковые яйца”. Повесть «Дьяволиада» со своим мистико-фантастическим сюжетом показывает, как хорошо М. А. Булгаков знал бюрократический быт Советской страны. В повести «Роковые яйца» автор говорит о невежестве, которое проникает в науку. Тему науки продолжит он и в «Собачьем сердце». Повесть эту напечатанной Булгаков не увидит, впрочем, как и большинство своих произведений.
В 1925 году Булгакову удаётся опубликовать в московском журнале «Россия» две части из трех своего романа «Белая гвардия», где писатель вновь обращается к драматическим событиям в Киеве на переломе 1918 и 1919 годов. После публикации романа к Булгакову обратился Художественный театр с просьбой написать пьесу по мотивам «Белой гвардии». Так родились «Дни Турбиных», поставленные в 1926 году и сделавшие имя автора знаменитым. Затем в будущем Вахтанговском театре была поставлена «Зойкина квартира». Но ярких спектаклей Главрепетком терпеть не мог. И обе пьесы были сняты со сцены. Написанной в 1927 году пьесе «Бег» сулили успех не только актёры Художественного театра, но и М. Горький, но до сцены она вовсе не дошла, потому что автор прощал своего героя – белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной совестью.
В апреле 1924 года Булгаков разошелся с Татьяной Николаевной Лаппа. Она не имела каких-либо особых талантов или знакомств в литературно-театральных кругах, поэтому, как только Булгаков почувствовал себя писателем, он оставил ее, женившись на более интересной, с точки зрения круга литературных знакомств, Любови Евгеньевне Белозерской. (слайд № 15).
В начале января 1924 года на вечере, устроенном редакцией «Накануне» в честь Алексея Толстого в особняке Бюро обслуживания иностранцев в Денежном переулке, Белозерская познакомилась с Булгаковым. В своих воспоминаниях писатель Юрий Слезкин (1885- 1947) рассказывал об этом сближении: (слайд № 16).
Любовь Евгеньевна происходила из старинной аристократической семьи, была дворянского происхождения, окончила гимназию и балетную школу. Молодожены сменили три или четыре адреса в пределах Москвы, пока не сняли на Большой Пироговой дом 35 А , отдельную трехкомнатную квартиру. Если рассуждать объективно, то на брак с Любовью Евгеньевной Белозерской пришлось самое лучшее время Булгакова – драматурга и писателя. Он прогремел как автор «Дней Турбиных», на которые во МХАТ ломилась вся Россия. Говорят, что сам Сталин пятнадцать раз бывал на этом спектакле.
Разрыв с Татьяной Николаевной Лаппа как бы подвел черту под «домосковским» этапом биографии. К тому времени, в 1922 году, в Киеве от тифа умерла мать писателя. Связи с прежним кругом оказались ослабленными. Брак с Любовью Евгеньевной Белозёрской вводит Булгакова в среду старомосковской интеллигенции, способствует его дружбе с людьми, близко стоявшими к Художественному театру.
Влечение к театру, впечатления от работы с актёрами лягут в основу «Театрального романа», книги «Жизнь господина де Мольера». В этих произведениях заявлена тема мастера, опередившего талантом своё время.
Эта тема станет основной в «Мастере и Маргарите» – последнем романе М. А. Булгакова, который он начал писать в 1928 году и работал над ним 12 лет, то есть до конца жизни, не надеясь опубликовать его. Последние вставки в роман он диктовал жене в 1940 году, за три недели до смерти.
В тридцатые годы не было поставлено ни одной пьесы Булгакова, в печати не появилось ни единой строки. Но он продолжает писать пьесы, сохраняя интерес к сатирической фантастике: «Адам и Ева» (1931), «Иван Васильевич» (1935 – 1936). К этому времени уже все талантливые, неординарные писатели получили ярлыки. Булгаков был отнесён к самому крайнему флангу, обзывался «внутренним эмигрантом», «пособником вражеской идеологии». И речь теперь шла уже не просто о литературной репутации, а обо всей судьбе и жизни. Затравленный, без средств к существованию, Булгаков написал безумное по смелости письмо Советскому правительству: (слайды № 18 – 19)
18 апреля 1930 года, на другой день после похорон покончившего с собой Маяковского (эти похороны поразили своей многолюдностью и, вероятно, в какой-то степени озадачили Сталина возможностью трагического исхода литературных судеб писателей), Сталин позвонил Булгакову (слайд № 20).
Ободрённый звонком, Булгаков только потом понял, что взамен взятой им назад просьбы об отъезде он не получил ничего, кроме зарплаты советского служащего. «Дни Турбиных» были возобновлены только в 1932 году. Больше ни одна пьеса не пошла на сцене при его жизни. Ни одной строки своей он не увидел более в печати.
… Алексей Толстой как-то сказал Булгакову в шутку, что писатель для достижения литературной славы должен жениться трижды. Эти слова оказались пророческими: в феврале 1929 года Булгаков познакомился с подругой Белозерской – Еленой Сергеевной Шиловской (слайд № 21), с которой у него завязался роман. В октябре 1932 года она стала третьей женой писателя. Развод Белозерской с Булгаковым произошел 3 октября 1932 года. Некоторое время он еще продолжал встречаться со своей второй женой, периодически оказывая ей материальную помощь.
Знакомство с Булгаковым наполнило жизнь Елены Сергеевны атмосферой игры, веселья, радости. В 1967 году она вспоминала об этом знакомстве, состоявшемся 28 февраля 1929 года. (слайд № 22).
В сентябре 1929 года Булгаков посвятил Елене Сергеевне повесть «Тайному другу». В 1931 году об их связи узнал Е. А. Шиловский. Он заявил, что в случае развода детей не отдаст, и тем вынудил жену на время порвать с Булгаковым.
Возобновление отношений писателя с Еленой Сергеевной относится к сентябрю 1932 года. Сохранился отрывок булгаковского письма Шиловскому, датированный тем же числом (слайд № 23).
3 октября 1932 года брак Елены Сергеевны с Шиловским был расторгнут, а уже 4 октября заключен брак с Булгаковым. Сохранилась его шутливая записка, переданная на заседании в МХАТе режиссеру В. Г. Сахновскому (слайд № 24).
Детей Шиловские поделили. Старший Женя остался с отцом, младший Сережа – с матерью, и Булгаков полюбил его как родного. Е. А. Шиловский помогал жене и сыну, но с Булгаковым более никогда не встречался.
С осени 1936 года Булгаков переходит на службу в Большой театр. Он пишет либретто для опер, но и их судьба оказывается неудачной. Весной 1937 года он долго размышлял над новым письмом Сталину, но в атмосфере все усиливавшегося террора так и не решился написать его.
В сентябре 1938 года руководство МХАТа просит Булгакова написать пьесу о Сталине. Грядет юбилейный год в жизни вождя, на что театр не может не откликнуться. Булгаков дал согласие. Личность Сталина магнетически привлекала к себе внимание многих творческих умов. Как пишет друг писателя С. Ермолинский, «создатель «Белой гвардии» втайне уже давно думал о человеке, с именем которого было неотрывно связано все, что происходило в стране… В те годы окружающие его люди, даже самые близкие, рассматривали поступок Булгакова как правильный стратегический ход».
Первоначально пьеса называлась «Пастырь», затем «Батум». Завершена была в июле 1939 года. 27 июля Булгаков прочел пьесу партийной группе МХАТа. Это чтение описано Еленой Сергеевной Булгаковой: (слайд № 25). Известие о запрете постановки пьесы, ожидание последствий, мучительные расчеты с самим собой – все это, по-видимому, спровоцировало быстрое развитие наследственной болезни – гипертонического нефросклероза.
С середины 1939 года врачи уже считали положение Булгакова безнадежным. Несмотря на это, писатель продолжал работать над романом «Мастер и Маргарита».Третья жена писателя, Елена Сергеевна, послужила главным прототипом Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». Там о любви главных героев говорится так (слайд № 26).
В эпилоге романа появились знаменательные слова: «Он не заслужил света, он заслужил покой» . В. Лакшин отмечал, что “выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу себе”. Это его измученная душа жаждала покоя. Покоя достоин тот, кого не отягощают муки совести, память стыда. Булгаков скончался 10 марта 1940 года в 16 часов 39 минут, как записала в своем дневнике Елена Сергеевна. Когда Булгаков умирал, трое его друзей написали письмо Сталину, умоляя его позвонить писателю (слайд № 27): «Только сильное радостное потрясение… может дать надежду на спасение» . Друзья Булгакова хорошо знали, что первый звонок Сталина не принес ничего, кроме разрешения жить, но, тем не менее, они обращаются к Вождю за Чудом. Они верят, что голос Сталина может исцелить умирающего. Но Чуда не произошло… (слайд № 28)
Похоронили Михаила Афанасьевича Булгакова на Новодевичьем кладбище.
III . Викторина по творчеству (слайд №28).
1. В каком городе родился М. Булгаков?
а) в Москве в) в Киеве
б) в Петербурге г) в Рязани
2. Укажите профессию Булгакова.
а) учитель в) врач
б) священник г) ученый
3. Какой год стал переломным в судьбе Булгакова, после чего он окончательно принял решение заняться писательским трудом.
4. Назовите периодическое издание, в котором сотрудничал Булгаков после переезда в Москву.
а) «Правда» в) «Известия»
б) «Гудок» г) «Свисток»
5. Как называется цикл рассказов, в основу которых легли случаи из жизни М. Булгакова на Смоленщине в 1916-1917 гг?
а)» «Записки на манжетах» в) «Записки юного врача»
б) «Собачье сердце г) «Белая гвардия»
6. В каком учебном заведении и на каком факультете учился М. Булгаков?
а) в Московском университете на медицинском факультете.
б) в Петербургском университете на факультете словесности.
в) в Киевском университете на медицинском факультете.
г) в Казанском университете на юридическом факультете.
7. Чью сторону принял М. Булгаков после революции?
а) встал в ряды Красной армии в) сочувствовал Петлюре
б) поддерживал белую армию г) не поддерживал никого
I V . Заключительное слово преподавателя:
Характеризуя личность Булгакова, можно выделить такие качества, как независимость суждений, жизнестойкость в тяжёлых испытаниях, высокоразвитое чувство собственного достоинства, первоклассный юмор, искусство быть во всех случаях самим собой.
Разумеется, талант художника был у Булгакова, что называется «от Бога». А уж то, какое этот талант получил выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.
Все факты биографии изложены самим писателем в его произведениях.
О том, чем наполнена была его жизнь в смоленской глухомани, можно узнать из цикла рассказов «Записки юного врача».
О киевских событиях – из романа «Белая гвардия».
О начале новой жизни в Советской России – из повести «Записки на манжетах», но это темы следующих уроков.
V. Запись домашнего задания . Прочитать роман «Мастер и Маргарита».
Список литературы.
1 . М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М. «Издательство АСТ», 1999г.
2. М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сборник статей. - М.: Б.
3. Земская Е.А. «Михаил Булгаков и его родные». – М.: Языки славянских народов; 2004.
4. Варламов А.Н. «Михаил Булгаков». – М., Молодая гвардия; 2008.
5. Менглинова Л.Б. «Апокалиптический миф в прозе М.А.Булгакова». – ТГУ, 2007.
ЗАЧЕТ по творчеству М.Булгакова в 11 классе
тест по литературе (11 класс) по теме
Данный тест рекомендуется для проверки знаний учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
zachet_po_tvorchestvu_m.bulgakova_v_11_klasse.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Дворец Ирода Великого не принимал никакого участия в торжестве пасхальной ночи. В подсобных покоях дворца, обращенных на юг, где разместились офицеры римской когорты и легат легиона, светились огни, там чувствовалось какое-то движение и жизнь, передняя же часть, парадная, где был единственный и невольный жилец дворца − прокуратор, − вся она, со своими колоннадами и золотыми статуями, как будто ослепла под ярчайшей луной. Тут, внутри дворца, господствовали мрак и тишина. И внутрь прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не пожелал. Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов.
Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. Банга тотчас поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза.
Только тогда заснул и пес.
Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением − ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить.
Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.
Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.
Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?
− Да, да, − стонал и всхлипывал во сне Пилат.
Разумеется, погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!
− Мы теперь будем всегда вместе, − говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. − Раз один − то, значит, тут же и другой! Помянут меня, − сейчас же помянут и тебя! Меня − подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя − сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.
− Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, − просил во сне Пилат. И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.
- Какую функцию выполняет данный эпизод?
- Какие слова подтверждают, что Понтий Пилат – сложная, противоречивая личность?
- Назовите средство художественной изобразительности, с помощью которого автор показывает состояние героя: «…сон наконец сжалился над игемоном».
- Какая проблема ставится в данном эпизоде? Прокомментируйте. (4-5 предложений)
- идеологическая (связь с проблематикой произведения)
- отражение авторской позиции
- психологическая (состояние души, характер героя)
- композиционная (например, эпилог)
Проблема – это сложная, зачастую конфликтная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения. Основной элемент проблемы – противоречие.
Комментарий – это вторичный текст, модель исходного произведения, объясняющая его смысл и актуализирующая этот смысл в новой ситуации.
Письменная работа по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита
1.В каком городе родился М. А. Булгаков?
1. в Москве 2. в Петербурге
3. в Киеве 4. в Рязани
2.Укажите профессию М. А. Булгакова.
3.Назовите периодическое издание, в котором сотрудничал М. А. Булгаков после переезда в Москву.
4.Как называется цикл рассказов, в основу которых легли случаи из жизни М. А. Булгакова на Смоленщине в 1916-1917 гг.?
1."Записки на манжетах" 2."Собачье сердце"
3."Записки юного врача" 4."Белая гвардия"
5.Автором романа о Понтии Пилате в "Мастере и Маргарите" является:
1. Понтий Пилат 2.Воланд
3.Левий Матвей 4.Мастер
6.Укажите, какая сцена является кульминацией романа "Мастер и Маргарита".
1. Вальпургиева ночь 2.бал Сатаны
3. представление в Варьете
4.сцена, в которой Воланд и его свита покидают Москву
7.Кто из перечисленных персонажей не входил в свиту Воланда?
1. Фагот 2.Варенуха
3.Гелла 4. кот Бегемот
8.В романе "Мастер и Маргарита" Воланд выполняет функции:
1.возмездия за грехи
2.творца зла ради зла
9.Укажите, какой проблемы нет в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
1. проблема выбора и личной ответственности
2.проблема отцов и детей
3. проблема творчества
- Назовите миры, представленные в романе.
- Кем был мастер по образованию? Почему главный герой появляется только в 13 главе?
- Почему главный герой романа мастера Понтий Пилат, а не Иешуа Га-Ноцри?
Восстановите цитаты из текста романа:
А) «Ну что же, они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны…ну, что ж… и _________ иногда стучится в их сердца… в общем, напоминают прежних… . _________ только испортил их…»
Читайте также: