Наполеон посещает больных чумой в яффе картина
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться 12:42 pm August 16th, 2010 Прогулки по Яффо-4 (продолжение)Наполеон в Яффо
Бессмертие смертных грехов
Понаписано более чем достаточно; я
хотел бы поменьше книг и побольше здравого
Наполеон Бонапарт «Максимы и мысли
узника Святой Елены»
Придворный живописец Антуан Жан Гро счел своим долгом усилить эффект визита : на его известной картине, написанной через пять лет после описываемых событий, Генерал дотрагивается до бубона-чумного нарыва. Примечательным на изображении является и рост Наполеона: он, как известно, будучи весьма невысоким , вдруг поднимается вровень с самыми рослыми бойцами. Что ж, эпоха была романтическая, что и отразилось в творчестве живописцев, тонко чувствоваших веление времени.
А, между тем, реальность требовала быстрых решений: английский флот шел по пятам, османцы преследовали и могли каждую минуту подойти к стенам города, затруднив отход к Египту-месту основных сил экспедиции. Взять на судна больных чумой представлялось абсолютно невозможным, оставить их на произвол судьбы тоже было нельзя: солдаты расценили бы это как предательство командира, чей авторитет и так сильно пошатнулся после страшной неудачи под Сан Жен д’Акр.
-А нельзя ли как-то решить проблему медицинскими средствами? -Наполеон задал вопрос окружившим его врачам
-Нельзя!- отрезал главный врач экспедиции. Нас учили лечить, а не убивать.
-Хорошо! -отрезал разгневанный командир. Я сам раздам им «успокоительное лекарство».
Через несколько часов все было кончено.
Нахум Гутман «Наполеон навещает больных солдат в Яффо». [13]
Сначала все тщательно скрывалась, но затем, благодаря воспоминаниям лечащих врачей и выживших (!) солдат, которые чудом избежали смерти от чумы и принятого яда, благодаря уходу английских медиков и какой-то сверхъестественной крепости организма, правда вышла наружу.
Этот эпизод преследовал Наполеона до конца дней. Его обвинители (не только французы, но и все европейцы, а среди них английским историкам принадлежит несомненно пальма первенства) не смогли смириться с таким откровенным проявлением цинизма и жестокости по отношению к соратникам.
По своему обыкновению, он сначала выкручивался, утверждая, что никакого приказа травить не давал, потом утверждал, что поступил так, как велели ему совесть и долг. И уже через 15 лет, на острове Святой Елены рассказы приобрели некую литературную форму: «Спросив у дежурного хирурга, почему их не эвакуировали, он услышал в ответ, что это больные чумой, что совет по делам эвакуации не признал их транспортабельными и что к тому же им остается жить не более суток. Но эти несчастные, увидев, что их хотят оставить, требовали, чтобы их лучше убили, чем предоставили жестокости турок; адъютант добавил, что дежурный хирург просил разрешения оставить подле каждого из них дозу опиума, которой они смогут воспользоваться в случае надобности. Немедленно были вызваны начальник медицинской службы Деженетт и главный хирург Ларрей; они подтвердили невозможность эвакуации зачумленных. Стали обсуждать вопрос о том, уместно ли разрешить хирургу оставить в распоряжении этих несчастных опиум. Деженетту это было противно. «Я имею право предоставлять больным только то, что может их излечить», - сказал он. Другие считали, что уместно поместить опиум в пределах досягаемости этих несчастных, что нельзя отказывать другому в том, что было бы желательно для тебя самого. «Я всегда буду готов сделать для моих солдат то, что я сделал бы для родного сына, - сказал Наполеон, - однако, поскольку в течение суток они должны умереть естественной смертью, я выеду только этой ночью, а Мюрат с 500 кавалеристами останется до двух часов пополудни завтрашнего дня». Он отдал хирургу, остававшемуся с арьергардом, следующий приказ: если к моменту отъезда последнего они еще не умрут, поставить у их постелей опиум, указав, как воспользоваться им в качестве единственного средства избавить себя от жестокостей турок. Английские корабли, крейсировавшие в этом районе, в то время находились далеко в море».
Девя тнадцать из двадцати тех, кто
управляет, не верят в мораль, но они заинтересованы
в том, чтобы люди поверили, что они пользуются
своей властью не во зло,-вот что делает из них
Наполеон Бонапарт «Максимы и мысли узника Святой Елены»
«Покончив» с проблемой чумы, Бонапарт садится на корабль и спешно отплывает к берегам Египта. 14 июня он въезжает в Каир, но через два месяца молниеносно сдает все дела назначенному им преемнику генералу Клеберу. По словам очевидцев, для последнего такой поворот дел явился полной неожиданностью. Далее.
А далее с необъяснимой поспешностью Главнокомандующий Восточной Армией Республики объявляет своим приближенным, что обстоятельства на родине, во Франции, сложились таким ужасным образом, что требуют его непременного присутствия, как можно скорее. И 23 августа 1799 года отплывает домой, взяв с собой подаренного ему мамлюкского телохранителя армянина Рустама, да нескольких ученых.
Как выяснилось позже, во Франции его никто не ждал, никакого кризиса там не наблюдалось-обыкновенная послереволюционная неразбериха, продолжавшаяся уже десять лет, да и генерал без армии был никому не нужен. Он болтался без дела несколько месяцев, преследуемый слухами о дезертирстве из Египта, заходя то в один салон, то в другой, собирая сплетни и интригуя. А затем, вступив в сговор с членами директории (он вскоре их всех предаст!), встал во главе переворота 18 брюмера.
Наступила новая эра в Европе. Эра наполеоновских войн, унесшая миллионы жизней.
Жан Огюст Энгр. «Наполеон на императорском троне». 1806.
А египетская армия?
Про нее забыл
14 июня 1800 г. генерал Клебер был зарезан мусульманским фанатиком на пороге собственного дома. Весь 1801 год был отмечен постоянными поражениями французов от англичан и турок. И, наконец, 1 сентября 1801 г. генерал Мену, сменивший покойного Клебера на посту Главнокомандующего Восточной Армией Французской Республики, подписал капитуляцию в Александрии и нескольким тысячам солдат, чудом уцелевших от страшных болезней и гибели в боях было разрешено вернуться домой. Египетский поход на этом закончился.
Эпилог
Поль Деларош «Наполеон Бонапарт после отречения во дворце Фонтенбло»
6 марта 1814 года по Григорианскому календарю Император Франции отрекся от престола. О чем он думал в этот момент? Он, познавший власть над землями и народами, вершивший судьбы стран одним только словом своим? Он, прерывавший жизни тысяч людей мановением пальца?
Мерещелись ли ему тени великих предшественников, также хотевших подчинить мир своей воле, а может, наоборот- вставали видения будущего? Вспоминал ли прогулки по городам Пруссии, Баварии-чудесные уголки Берлина и Нюрнберга? А, может быть, в подвалах Кремля он замирал от неясного предчувствия и внезапного ощущения запаха, странного запаха незнакомого балканского табака? Мы этого уже никогда не узнаем. В мемуарах лишь прочтем многочисленные сетования на неблагодарных современников, изумление по поводу косности русских и испанцев, не пожелавших прогресса, да проклятия в адрес жестоких и вероломных англичан, оставивших его гнить заживо на острове Святой Елены.
Послесловие
. сегодня какой-то несчастный чиновник
военной администрации, которому колесами тяжелой
повозки только что отдавило обе ноги, валяясь в мучениях на
снегу, закричал проходившему Наполеону: «Чудовище, ты
десять лет уже грызешь нас! Друзья мои, он-бешеный, он-
людое д! Берегитесь его, он сожрет всех вас. » Император
молча прошел мимо, делая вид, что ничего не видит и не
слышит, а бедняга, не обезоруженный этим молчанием,
продолжал посылать ему вслед отборную, позорную брань.
Художник В.Верещагин «Наполеон I в России»
Результатам Египетского Похода Бонапарта Наполеона, самой Яффской операции посвящено тысячи томов. В них многословно рассуждается о достижениях кампании, о победах, о неудачах, о ее значимости для научных исследований (дескать, были заложены основы египтологии), о политических переменах на Ближнем Востоке в результате свержения власти мамлюков, еще о чем-то.
В.Верещагин «Апофеоз войны» (1871), ГТГ
PS: Я умышленно не привожу многочисленный список литературы по вопросу, т.к. не вижу в этом никакой необходимости, но в случае разбора того или иного аспекта готов ссылаться на все доступные мне источники.
[1] Публикуется с любезного разрешения автора
[3] Нынешний город Акко (Израиль)
Сюжет
Середина ноября 1796 года. В критической ситуации, когда французская армия не могла взять Аркольский мост, Наполеон взял знамя и сам повел солдат в атаку. Гро изобразил воодушевленного Бонапарта так, что, кажется, скорая победа его войск — дело решенное.
Мундир генерала республиканской армии, главнокомандующего, который носил Бонапарт, изображен чрезвычайно точно. Кстати, пояс, который имел два цвета (красный — цвет дивизионного генерала, белый — знак главнокомандующего) впоследствии на открытках и репринтах изображался трехцветным с добавлением синего, что было ошибкой. За счет этих деталей и слабо прорисованного пейзажа, в котором слышны отголоски предыдущих сражений кампании, Гро в классической манере романтизма создает образ Наполеона-воина.
Наполеон посещает больных чумой в яффе картина
Михаил, "Нaполеон рaсскaзывaл рaзным людям, что хотел прикaзaть врaчaм отрaвить опиумом некоторое число больных в своей aрмии. Все учaстники событий, в том числе глaвный врaч Сирийской aрмии доктор Деженетт и "мюнхенский врaч" Ассaлини, недолюбливaвший Нaполеонa, признaвaли, что он проявлял зaботу о больных и рaненых солдaтaх.
Показать полностью.
Лорд Эбрингтон спросил Нaполеонa об отрaвлении безнaдежно больных солдaт опиумом.
Тот ответил: "В этом есть доля прaвды. Несколько солдaт моей aрмии зaболело чумой; им остaвaлось жить меньше суток; нaдо было немедленно выступить в поход; я спросил Деженеттa, можно ли взять их с собой; он ответил, что это связaно с риском рaспрострaнить чуму в aрмии и к тому же не принесет никaкой пользы людям, вылечить которых невозможно. Я велел ему прописaть им сильную дозу опиумa и прибaвил, что это лучше, чем отдaть их во влaсть турок. Он с большим достоинством возрaзил мне, что его дело - лечить людей, a не убивaть их. Может быть, он был прaв, хотя я просил его сделaть для них только то, о чем сaм попросил бы моих лучших друзей, окaжись я в тaком положении. Впоследствии я чaсто рaзмышлял об этом случaе с точки зрения морaли, спрaшивaл у многих людей их мнение нa этот счет, и мне думaется, что, в сущности, все же лучше дaть человеку зaкончить путь, нaзнaченный ему судьбою, кaков бы он ни был. Я пришел к этому выводу позже, видя смерть бедного моего другa Дюрокa, который, когдa у него нa моих глaзaх внутренности вывaлились нa землю, несколько рaз горячо просил меня положить конец его мучениям; я ему скaзaл: "Мне жaль вaс, друг мой, но ничего не поделaешь; нaдо стрaдaть до концa".
А вот что он добaвил нa Святой Елене: "… у меня было сто человек, безнaдежно больных чумой: ежели бы я их остaвил, то их всех перерезaли бы турки, и я спросил у врaчa Деженеттa, нельзя ли дaть им опиум для облегчения стрaдaний: он возрaзил, что его долг только лечить: и рaненые были остaвлены. Кaк я и предполaгaл, через несколько чaсов все они были перерезaны"
СОДЕРЖАНИЕ
Наполеон посещает больных чумой в яффе картина
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Снова в моде тёплые котыНаполеон навещает больных чумой в Яффе
Острое природно-очаговое инфекционное заболевание группы карантинных инфекций, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса. Заболевание характеризуется высокой летальностью и крайне высокой заразностью.
Возбудителем является чумная палочка (лат. Yersinia pestis), открытая в июне 1894 года французом Александром Йерсеном и японцем Китасато Сибасабуро.
Инкубационный период - не более 3 дней. Наиболее распространённые формы чумы — бубонная и лёгочная. Раньше смертность при бубонной форме чумы достигала 95%, при лёгочной — 98—99%. В настоящее время при правильном лечении смертность составляет 5—10%.
Известные пандемии чумы, унёсшие миллионы жизней, оставили глубокий след в истории всего человечества.
Египетский поход1 июля войска Наполеона начали высадку около Александрии, и уже на следующий день город был захвачен. Армия двинулась на Каир. 21 июля французские войска встретились с собранным предводителями мамелюков Мурад-беем и Ибрагим-беем войском, произошла Битва у пирамид. Благодаря огромному преимуществу в тактике и военной подготовке, французы с незначительными потерями наголову разгромили войска мамелюков.
После захвата Каира Наполеон отправил отряд из 3 тыс. человек под руководством Дезе и Даву на завоевание Верхнего Египта[93], а сам тем временем начал активные и много в чём успешные мероприятия по подчинению себе страны и привлечению симпатий влиятельных слоев местного населения. Наполеон пытался найти взаимопонимание с исламским духовенством, но тем не менее в ночь на 21 октября против французов в Каире вспыхнуло восстание: погибли около 300 французов, более 2 500 мятежников были убиты при подавлении восстания и казнены после его завершения. К концу ноября в Каире установилось спокойствие; открывая 30 ноября парк развлечений, Наполеон познакомился с Полин Фуре, двадцатилетней женой офицера, которого Наполеон тут же отправил с поручением во Францию.
Подстрекаемая англичанами, Порта стала готовить наступление на позиции французов в Египте. Исходя из своего принципа «нападение — лучшая защита», в феврале 1799 года Наполеон начал поход на Сирию. Он взял штурмом Гизу и Яффу, но не смог овладеть Акрой, которую с моря снабжал британский флот. 20 мая 1799 года началось отступление. Наполеон все ещё был в состоянии нанести поражение туркам, которые расположились около Абукира (25 июля), но понимал, что оказался в ловушке. 23 августа он тайно отплыл во Францию на фрегате «Мюирон», бросив армию на генерала Клебера.
ЯффаОдин из главных портов древнего Израиля и один из древнейших непрерывно населенных городов мира. Именно сюда приходили корабли с паломниками, которые направлялись в Иерусалим. В настоящее время объединена с Тель-Авивом в единый город Тель-Авив — Яффа.
Наполеон I БонапартИмператор французов в 1804—1815 годах, великий полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.
Наполеоне Буонапарте (так его имя произносилось на Корсике) свою профессиональную военную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии; выдвинулся в период Великой французской революции, достигнув чина бригадного генерала (после взятия Тулона 18 декабря 1793 года, назначение произошло 22 декабря 1793 года). При Директории добился чина дивизионного генерала и должности командующего военными силами тыла (после разгрома мятежа 13 вандемьера 1795 года), а затем должности командующего Итальянской армией (назначение произошло 2 марта 1796 года). В 1798—1799 годах возглавлял военную экспедицию в Египет.
В ноябре 1799 года совершил государственный переворот (18 брюмера), в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточив тем самым в своих руках всю полноту власти. Установил диктаторский режим. Провёл ряд реформ (основание Французского банка (1800), принятие гражданского кодекса (1804) и другие).
18 мая 1804 года был провозглашён императором. Победоносные наполеоновские войны, особенно австрийская кампания 1805 года, прусская и польская кампании 1806—1807 годов, австрийская кампания 1809 года способствовали превращению Франции в главную державу на континенте. Однако неудачное соперничество Наполеона с «владычицей морей» Великобританией не позволяло этому статусу полностью закрепиться.
Поражение Великой армии в войне 1812 года против России положило начало крушению империи Наполеона I. После «битвы народов» под Лейпцигом Наполеон уже не мог противостоять объединенной армии антифранцузской коалиции. Вступление в 1814 году войск коалиции в Париж вынудило Наполеона I отречься от престола. Он был сослан на остров Эльба.
Вновь занял французский престол в марте 1815 года (Сто дней). После поражения при Ватерлоо вторично отрёкся от престола (22 июня 1815).
Последние годы жизни провёл на острове Святой Елены пленником англичан. Его прах с 1840 года находится в Доме инвалидов в Париже.
«Наполеон навещает больных чумой в Яффе», Антуан-Жан Гро, 1804
Анализ
Внешнее видео | |
---|---|
Наполеон Бонапарт Гро в гостях у больных чумой в Яффо в Smarthistory |
Захват и насильственный разграбление Яффо французской армией под командованием Бонапарта 7 марта 1799 года быстро последовало за вспышкой бубонной чумы , выявленной к январю 1799 года, которая опустошила армию. 11 марта Бонапарт нанес впечатляющий визит своим больным солдатам и прикоснулся к ним, что считалось либо великолепным, либо самоубийственным, в зависимости от точки зрения на наполеоновские легенды или ужасов эпохи эпидемий.
Наполеоновская армия обратилась за помощью к священникам из армянского монастыря, которые предоставили лекарства, которые помогли вылечить некоторых солдат. Наполеон лично поблагодарил армянского патриарха и подарил ему собственный шатер и меч.
Больной с перевязанными глазами справа страдает не только чумой, но и слепотой. С момента прибытия армии в Египет в июле 1798 года у нескольких французов возникли серьезные проблемы со зрением из-за песка, пыли и яркого солнечного света.
В 1804 году не могло быть и речи о том, чтобы представить это иначе, как дерзкий поступок Бонапарта, но офицер, стоящий за Наполеоном, пытается помешать ему прикоснуться к бубону. Способы распространения бубонной чумы в начале 19 века были еще неизвестны, а роль блох в ее передаче была неизвестна, пока Поль-Луи Симонд не нашел доказательства этого в 1898 году. Прикосновение к бубону голой рукой не было особенно опасным. поскольку теперь известно, что все остальные действующие лица в этой сцене подвергаются точно такому же риску передачи болезни блохами. Однако действие левого офицера, удерживающего что-то у рта и носа, не является полностью необоснованным, поскольку в некоторых случаях бубонная чума может перерасти в легочную чуму с очень высоким риском заражения аэрозолями, выделяемыми при кашле пациентов.
Медицинские усилия по борьбе с чумой, видимой немного правее, не изменились со времен средневековья. Старый врач рассекает бубоны, чтобы выпустить гной, что на самом деле неэффективно с точки зрения лечения болезни и ослабляет пациента. Он уже прооперировал бубон под поднятой правой рукой своего пациента, который держит под мышкой окровавленный компресс и вытирает лезвие, чтобы надрезать второй бубон. Помощник врача поддерживает пациента во время операции. Тела больны и томятся, а герой менее героичен из-за того, что его окружают обычные люди. От идеализма и классицизма отказались в пользу определенного романтизма . Фактически, он страдает в раскрашенной форме, что было в новинку, поскольку раньше рисовали только благородные смерти.
23 апреля 1799 года во время осады Акры Бонапарт предложил Деженетту , главному врачу экспедиции, дать больным смертельную дозу опиума . Desgenetted отказался проводить эвтаназию . 27 мая Наполеон нанес второй визит жертвам чумы.
В контексте стиля трубадуров , особенно когда Наполеон становился императором, этот эпизод вызвал традицию тауматургического королевского прикосновения, которое французские короли применяли к больным золотухой .
Загадочная «32»
Давний вопрос относительно интерпретации картины - значение числа «32» на шляпе одного из пациентов. Поскольку художнику Гросу на момент создания композиции было 32 года, застенчивый обнаженный заключенный позади пациента, поднимающий руку перед Наполеоном, на самом деле может быть скрытым автопортретом.
В качестве альтернативы, он мог отражать солдатский полк, поскольку полубригада 32e была одним из французских подразделений, участвовавших в египетской кампании.
«Наполеон на Аркольском мосту» Гро
Работу над картиной Антуан-Жан Гро начал буквально через день после событий, изображённых на полотне.
Историчность
Картина была заказана государством после того, как Наполеон стал императором, и имела явную пропагандистскую цель. Что касается очевидцев, то в предвыборном отчете генерала Бертье о подобном событии нет упоминания. Личный секретарь Бонапарта Бурриен писал только, что генерал быстро перешел Лазаретто . Однако доктор Деженетт (присутствующий на картине между Наполеоном и пациентом с поднятой рукой) написал, что Бонапарт схватил больных и помог их перевезти. Сейчас известно, что чума не передается прикосновением.
Состав
Эта картина использует элементы состава Жака-Луи Давида «с 1784 Присяга Горациев , также состоявшейся в Лувре, такие как три пассажей из Клятвы , которые определены три разных мира (три сына , делающие присягу в левой, отец, размахивающий мечами посередине, а женщины, покинутые печалью справа), принцип, отраженный и в этой картине.
Иногда его ошибочно принимают за мечеть, но на самом деле он находится в армянском Свято-Николаевском монастыре , внутренний двор которого виден на заднем плане. Далее на заднем плане видны стены Яффо с проломленной башней наверху, на которой развевается огромный французский флаг . В городе преобладает дым от костра или чрезмерный дым от пушек.
Слева, где возвышается типично египетская подковообразная арка , мужчина, богато одетый в восточной манере, протягивает хлеб, и ему помогает слуга, несущий корзину для хлеба. Позади них двое чернокожих несут носилки с какой-то фигурой, вероятно, трупом. Двухцветная аркада открывается в галерею, полную больных.
Справа, под двумя аркадами, под сломанной аркой, Наполеон в сопровождении своих офицеров касается подмышечного бубона, подаренного ему одним из больных. Перед ним арабский врач ухаживает за другим больным, а слепой пытается подойти к генералу. Внизу картины изображены распростертые вытянутые мужчины. Свет картины и игра красок раскрашивают жест Бонапарта в лучшем свете.
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: СЮЖЕТЫ
Наполеон Бонапарт как никто понимал ценность пропаганды для победы в войне. Поэтому не удивительно, что его окружали целые толпы хроникеров, фиксировавших каждый его шаг, в числе которых были и художники. Кстати, для живописцев эта приближенность к императору впоследствии, при смене режимов, зачастую оказывалась большой проблемой. Но пока правил Наполеон, их карьеры шли в гору. Впрочем, истинный талант по достоинству оценивался при любом режиме.
Одним из самых верных наполеоновских художников был Антуан Жан Гро, сближению которого с императором поспособствовало его близкое знакомство с Жозефиной Богарне. Позднее Гро даже был назначен ответственным за реквизицию произведений искусств и стал официальным художником режима.
Французы в общем-то сами были виноваты в том, что заразились. Не надо было так активно грабить город, в котором бушевала локальная вспышка болезни. Вероятно, эпидемия, накрывшая армию Наполеона, и стала одной из основных причин последующий неудач императора: безуспешного похода на Акру и бессмысленной осады города, которую пришлось в конце концов снять и отступить назад в Акру. А там местный лазарет был уже битком забит умирающими жертвами чумы.
Итак, композиция картины четко разделена на две части, передний план занимает действие, происходящее внутри помещения лазарета, а задний план, на котором видны укрепленные холмы города с развевающимся на них французским триколором, отделен колоннадой. Сквозь арку в затененное помещение проникает неяркий свет, который выделяет яркие мундиры императора и его свиты, тем самым становясь символом надежды на выздоровление, которую приносит страждущим император, в какой-том мере уподобляемы в данном случае Спасителю.
Внутреннего дворик открыт, очертания дворца выделяются на фоне светлого облачного неба, где еще заметны клубы дыма от пожаров. Художник акцентирует внимание на двух деталях: минарет мечети указывает на некую духовную силу и подъем, а флаг Франции свидетельствует о героизме и силе французской армии. Каждый человек сам по себе слаб, но в составе армии он становится победителем.
Сила экспрессии картины основана на двойном контрасте, усиливающем противоречия и придающем жесту Бонапарта еще большее значение. Первый контраст касается архитектуры и костюмов персонажей. Величию колоннад и витражных окон противопоставлена голая земля, покрытая убогими подстилками и соломой, где беспорядочно лежат умирающие. Почти обнаженные тела больных резко и прямолинейно контрастируют с блестящей формой высших офицеров и роскошными восточными одеяниями. Люди, подкошенные чумой, изображены с каким-то болезненным реализмом. А положение тела умирающего, стоящего на коленях справа, язвы которого лечит сирийский врач, подобно традиционному положению тела Христа в сценах Снятия с креста и Оплакивания.
Второй контраст заключается в использовании художником световых эффектов. Передний план с больными художник затеняет, выделяя центральную группу военных. Тень находится там, где поселилась смерть. Полуобнаженный персонаж, находящийся в самом центре переднего плана, похоже уже мертв. Человек слева все еще находит силы, чтобы приподняться и посмотреть лихорадочным взглядом на Бонапарта. В группе у правого края холста спящий или умерший персонаж покоится на руках своего товарища, почти ангельски прекрасного, который все еще одетого в свою форму.
Один из самых любопытных героев картины – человек, сидящий лицом к зрителю, опирающийся на стиснутые кулаки, который, кажется, медитирует, не проявляя никакого интереса к тому, что происходит вокруг. За его спиной больные с умоляюще протянутыми руками просят хлеба.
И, наконец, в центре, размещена группа, окружающая Бонапарта. Художнику удалось выделить императора из числа прочих персонажей. Именно к нему обращаются взгляды пациентов лазарета, тех, кто еще в состоянии передвигаться и реагировать на происходящее. Наполеон здесь фактически представлен как спаситель. Жест его руки, касающейся больного солдата, одновременно служит фактором божественного исцеления и благодарности за героическую жертву во имя Империи. Но этот жест и сам по себе героичен. Гро акцентирует внимание на то, что врач, который касается больного, сознавая опасность, оборачивает руку платком, а император протягивает к заражённому открытую руку без как-либо защиты. Причем он делает это совершенно сознательно, на что указывает перчатка, зажатая в его правой руке.
Эта беспрецедентная храбрость и пренебрежение болезнью предполагает почти божественное происхождение Наполеона, который в отличие от всех прочих смертных не может быть заражен инфекцией, должна была дать солдатам надежду на скорое исцеление. У правого края холста за колонной находится самый загадочный персонаж картины – слепой с повязкой на лице, одетый в черное, который ощупью движется к Наполеону. У зрителя может сложиться ощущение, что он тоже хочет испытать на себе божественную силу императора и исцелиться уже от другой болезни – от своей слепоты.
Гро подчеркивает контраст между Наполеоном и его спутниками. Слева и чуть позади императора, находится маршал Бессьер (которого художник недолюбливал) он брезгливо прикрывает свой нос, что создает почти комическое противопоставлении образу Бонапарта. За ним - доктор Деженетт пытается удержать Императора от контакта с заразным больным, что усиливает драматизм сцены.
Жест Бессьера, рука в перчатке Бонапарта, поднятая рука больного формируют первый треугольник, а еще три руки - Деженетта, защищающего Наполеона, самого Наполеона, который исцеляет, и больного – второй, подобный первому, создавая определенный ритм и фиксируя внимание зрителя.
«Эта картина - истинный шедевр», - воскликнул Виван-Денон, впервые увидевший законченную работу. «Чумной барак в Яффе», как иногда называли картину, пользовался потрясающим успехом на парижском Салоне 1804 года. В честь Гро был организован грандиозный банкет с участием всех ведущих художников Франции того времени. В числе прочих там присутствовали Давид, Виван-Денон, Вьен, а также Жироде, который продекламировал восторженные строки в честь виновника торжества:
"О Гро, где ты нашел столь яркий оттенок,
который предлагает твоя пламенная палитра
нашим околдованным взорам?"
Именно «резкость и контрастность цвета делают картину столь выразительной и являются истинной ее сущностью», как позднее заявляли Делакруа и Жерико, большие поклонники таланта художника.
Но я бы подчеркнула не художественную, а содержательную сторону полотна. Ведь Гро просто оставил нам инструкцию по локализации любой эпидемии. Он точно знал, что для этого нужен жесткий карантин (чумной лазарет, окруженный крепостными стенами), полноценное питание (сириец, раздающий хлеб), квалифицированная и своевременная медицинская помощь (врач-сириец с помощником) и, самое главное, позитивный настрой и надежда, которую для своих солдат олицетворяет бесстрашный Наполеон Бонапарт.
Бонапарт в гостях у жертв чумы в Яффо - Bonaparte Visiting the Plague Victims of Jaffa
Это часть коллекции французских картин в Лувре .
18 сентября 1804 года картина была выставлена в Парижском салоне между провозглашением Наполеона императором 18 мая и его коронацией в Нотр-Дам-де-Пари 2 декабря. Доминик Виван Денон , который участвовал в экспедиции Бонапарта в Египет и теперь был директором Лувра, выступал в качестве советника Гро.
Бонапарт посещает чумной госпиталь в Яффе 11 марта 1799 года. Картина дня.
Одров я вижу длинный строй,
Лежит на каждом труп живой,
Клейменный мощною чумою,
Царицею болезней. он,
Бонапарт посещает чумной госпиталь в Яффе 11 марта 1799 года. 1804 год. Лувр. Париж
Антуан-Жан ГРО
После позорного поражения при Абукире, восстания в Каире, Наполеон в ходе Египетского похода продолжал сражаться на суше, но война была очень тяжёлой. Были победы и поражения, поход отнюдь не складывался, как триумфальный. Тут ещё турецкий султан Селим III объявил Франции войну. Бонапарт, узнав о наступлении турок, двинул основные силы экспедиционной армии навстречу ей в южную Сирию. Этот поход оказался особенно трудным вследствие недостатка воды, продовольствия, а также преследовавших армию болезней (сам Наполеон подхватил чесотку). В феврале 1799 года был занят Эль-Ариш, а в марте после ожесточенной осады была захвачена Яффа. В добавок ко всему войсках Наполеона началась вспышка бубонной чумы.
Генерал Бонапарт посетил лазарет в Яффе, где умирали сотни французских солдат – жертв эпидемии. Согласно легенде, будущий император пожал руку каждому из своих бойцов, рискуя заразиться смертельной болезнью. На самом же деле он ограничился тем, что посоветовал главному врачу дать самым тяжелым больным повышенную дозу опиума. Доктор отказался, несмотря на слова генерала: Я бы и собственного сына отравил, будь он в таком положении!. Легко давать советы, когда сына нет.
Не бранной смертью окружен,
Нахмурясь, ходит меж одрами
И хладно руку жмёт чуме.
И в погибающем уме
Рождает бодрость.
Герой Александр Пушкин
Так что ошиблись и художник Жан Антуан Гро, и поэт Александр Пушкин, посвятившие Наполеону свои произведения. Наполеон не прикасался к чумным больным (и правильно сделал). Если бы так произошло, то это был бы не героизм, а огромная глупость.
Метки:
Записи из этого журнала по тегу «История в картинках»
Загадка портрета.
Впервые этот портрет кисти неизвестного художника второй половины XVIII века появился в Каталоге исторической портретной галереи Московского…
11 августа 1814 года. Возвращение на родину
После окончания Заграничного похода русской армии 1814 года и вступления союзных войск в Париж, Российская империя и её подданные начали готовиться…
Событие дня. 10 августа 1794 года
Во время осады и последующего взятия Тулона в декабре 1793 года, ставшего крупной победой Республики, Наполеон Бонапарт обнаружил не только…
Событие дня. 10 мая 1906 года
Почему-то в этом году наше начальство дружно отметило день рождения русской государственности, связанное с началом работы первого в истории России…
Парижская коммуна, 150 лет
Революционные выступления в Париже, приведшие в марте 1871 года к созданию Парижской коммуны, были вызваны унизительным поражением Франции в…
Шесть дней и ночей депутата Бубликова
Словом, город прекрасный, город счастливый. Мать городов русских. Но это были времена легендарные, те времена, когда в садах самого прекрасного…
Объединению Германии 150 лет
Для того, чтобы понять важность этого события, надо учитывать некую особенность немецкой нации, а именно, её долгий исторический путь к объединению.…
Эпизоды из жизни Наполеона Бонапарта. Узник острова Святой Елены
Он родился на острове, мечтал всю жизнь покорить остров, и умер против своей воли на острове. Шарль Морис де Талейран-Перигор Итак, 7…
Священный союз
26 сентября 1815 года в Париже русским государем Александром I, королём Пруссии Фридрихом-Вильгельмом III и австрийским императором Францем I был…
Комментарии
( 37 комментариев — оставить комментарий ) И не страшно ему было! Да, удивительное дело! Смертность была выше 90%. Лечить не умели, бубоны прокалывали, ещё больше разнося инфекцию.Молодой, горячий, да и попиариться был не прочь.
Конечно, у Гро более реалистичное изображение на переднем плане, вряд ли даже при виде генерала Бонапарта больные вскакивали со своих мест. Наверное иммунитет был (без темы) - pro100_mica - 11 мар, 2021 08:52 (UTC) - Развернуть (без темы) - orion4 - 11 мар, 2021 08:56 (UTC) - Развернуть (без темы) - pro100_mica - 11 мар, 2021 09:08 (UTC) - Развернуть (без темы) - orion4 - 11 мар, 2021 09:20 (UTC) - Развернуть (без темы) - pro100_mica - 11 мар, 2021 09:43 (UTC) - Развернуть (без темы) - orion4 - 11 мар, 2021 09:49 (UTC) - Развернуть (без темы) - pro100_mica - 11 мар, 2021 10:02 (UTC) - Развернуть (без темы) - orion4 - 11 мар, 2021 10:04 (UTC) - Развернуть (без темы) - pro100_mica - 11 мар, 2021 10:51 (UTC) - Развернуть (без темы) - orion4 - 11 мар, 2021 10:52 (UTC) - Развернуть (без темы) - pro100_mica - 11 мар, 2021 11:23 (UTC) - Развернуть (без темы) - orion4 - 11 мар, 2021 11:36 (UTC) - Развернуть (без темы) - pro100_mica - 11 мар, 2021 12:31 (UTC) - Развернуть (без темы) - orion4 - 11 мар, 2021 12:33 (UTC) - Развернуть (без темы) - pro100_mica - 11 мар, 2021 12:57 (UTC) - Развернуть (без темы) - orion4 - 11 мар, 2021 12:59 (UTC) - Развернуть
Чума — это же был приговор! Как это описывал Юрий Герман в "Дело, которому ты служишь". – Черный флаг над юртой, – просипел Мады-Данзы. – «Тарбаганья болезнь» скоро придет в Кхару. В Джаван-Илир уже ходит «черная смерть». Иди, товарищ доктор, иди, я не пустил старика сюда, он принес страшную весть и сам обречен на смерть. Будет так, как много лет назад, когда в Кхаре умерли все, даже самые маленькие дети, умерли все, кто не убежал вовремя.
Тарбаганьей болезнью и черной смертью здесь называли чуму. Последняя и очень тяжелая вспышка была в шестнадцатом году. Володя не раз слышал от местных старожилов, как бежал тогда правитель провинции, как обезумели люди и как никто не убирал трупов…
Плешивый старик с ввалившимися щеками, беззубый, измученный, сидел на корточках возле больничного крыльца, рассказывал деду Абатаю, Огу, Софье Ивановне и доктору Васе о тарбаганьей болезни. Туш переводила.
Нынешней весной среди охотников на тарбаганов – пушистых зверьков – прошел слух, что за шкурку тарбагана скупщики на факториях будут платить в пять-шесть раз больше, чем в прошлые годы. Слух этот возник за кордоном, принесли его охотники из Пес-Ва – резиденции губернатора Страны солнца. Мех тарбагана теперь красят и выделывают так, что за него пушники дерут бешеные деньги. Конечно, охотникам захотелось разбогатеть. И они стали ловить всех тарбаганов, даже тех, которые молчат, а ведь известно, что если тарбаган молчит, то его нельзя трогать – он болен. Здоровый тарбаган бормочет: «Не бойся, не бойся!» – это тоже всем известно.
Старик попил воды из белой эмалированной кружки, закурил трубку.
– Пусть расскажет, что он видел сам! – велел Устименко.
Но старик не торопился. Мало того что охотники убивали больных тарбаганов, они еще и ели их мясо. Первым заболел младший брат Мунг-Во. Оба они – и старший и младший – искусно ставили петли над тарбаганьими норами и считались хорошими стрелками. Младший Мунг-Во заболел в степи и там умер. Старший его похоронил.
– Бубонная форма! – сказала Солдатенкова.
– Похоронил и еще долго охотился, ему повезло, – переводила Туш. – А через несколько дней его видели, как он шел в свое становище, шатаясь, словно пьяный. Если человек так шатается, у него наверняка «тарбаганья болезнь» и совсем скоро ему суждено «лишиться возраста».
– Старший заболел легочной формой – так оно обычно и случается, – пояснила Софья Ивановна. – В таких ситуациях надо проводить разъяснительную работу среди актива населения.
– Актив, пассив! – сердито буркнул доктор Вася.
Старик досказал: старший Мунг-Во не смог даже войти в юрту и только успел приказать, чтобы на шесте над юртой подняли черный флаг, тряпку, – в степи люди знают: если над юртой черная тряпка – значит, здесь смерть. И никому нельзя подходить близко.
– Спросите у гражданина: он находился в контакте с заболевшими? – приказала Софья Ивановна Туш.
– Он только видел этот черный флаг или там был, на месте, в юрте? – пояснил Вася.
Старик усмехнулся: нет, он достаточно умный, чтобы и близко не подходить к «тарбаганьей болезни». Тогда, много лет назад, у него умерли все родственники, и он хорошо знает, что это за болезнь.
Контекст
Французская армия должна была взять Арколе, чтобы выйти в тылы к австрийцам. В первый день атаки мост никак не поддавался. И тогда Наполеон, понимавший, что атаку надо провести быстро, взял знамя и лично возглавил ее. Увы, это не возымело нужного эффекта. Солдаты, которые уже было поднялись, чтобы идти за главнокомандующим, увидели, что передовой отряд с Наполеоном обстрелян австрийцами. Бонапарт чуть не погиб — от пули его закрыл своим телом адъютант Мюирон, погибший на месте. Ряды смешались и отступили. Наполеон был сброшен с моста и чуть не попал в плен. Атака провалилась. Через два дня, когда Арколе все же был взят, его пришлось оставить. К тому времени австрийская армия изменила свои позиции, и первоначальный план о выходе к ее тылам потерял всякий смысл. Наполеон оставляет Арколе.
Судьба художника
Антуан-Жан Гро родился в Париже в семье художников. С 6 лет он начал учиться рисовать. А уже в 14 лет отправился к ведущему французскому художнику того времени Жак-Луи Давиду в ученики. Когда через несколько лет отец Гро скончался, юноша, которому едва минуло 20 лет, оказался предоставлен сам себе.
Знакомство с Бонапартом перевернуло жизнь Гро. Мало того, что художник, получив разрешение писать портрет Наполеона, последовал за ним на поле боя (в чине лейтенанта). Гро был первым, кто вообще стал прославлять полководца в живописи. С его портрета началась «наполениада».
После нескольких лет службы при Наполеоне в качестве официального портретиста художник вернулся в 1799 году в Париж, где начал брать заказы военных и аристократии. На салоне 1808 года Наполеон лично наградил Гро Орденом Почетного легиона.
В годы реставрации Бурбонов живописец получил титул барона, возглавил мастерскую изгнанного Жак-Луи Давида и хотел уже было занять место гения и в искусстве. Он старался писать масштабные полотна, однако получалось это не особенно удачно. Сцены массовых побоищ, где перемешаны люди и кони, были похожи скорее на взятие снежного городка, нежели на эпичные битвы. Еще недавно хваливший художника Жак-Луи Давид теперь не сдерживал сарказма и немилосердно критиковал Гро. Последний, довольно меланхоличный от природы, не вынес и утопился на середине седьмого десятка.
Читайте также: