Музыкальное путешествие по италии
Тип урока : Комбинированный: погружение в тему прошлого урока с изучением нового материала.
Форма: Урок – путешествие.
Цель: Познакомить детей с музыкальной историей Италии, основными музыкальными жанрами и явлениями, характерными для музыкальной культуры этой страны, сформировать представление о дружелюбном итальянском народе.
- воспитание способности к сопереживанию, состраданию - эмпатии, без которой музыка как духовное явление лишена смысла;
- воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость, умение видеть прекрасное в жизни и в искусстве;
- воспитание чувства коллективной ответственности, необходимого в хоровом исполнительстве.
- учить слушать и анализировать музыкальные произведения;
- дать понятие об общих чертах музыки Италии, отражающей национальные черты и особенности страны;
- углубить понятие о том, что музыкальный язык не требует дополнительного перевода;
- формировать умения, навыки в определении черт, характерных для жанра баркаролы, тарантеллы; - выявить мелодические и ритмические особенности итальянской музыки; познакомить с популярной народной итальянской песней «Санта Лючия»;
- формировать познавательный интерес к музыке:
- при установлении связи изучаемого музыкального материала с жизнью;
- демонстрировать новизну знаний, их несоответствие прежним представлениям
- развитие восприятия: слухового, зрительного, ритмического, интонационного, тембрового;
- обогащение словарного запаса музыкальными терминами; - развивать навыки хорового пения, умение анализировать музыкальное произведение.
- Словесный.
- Наглядный.
- Практический.
- Объяснительно-иллюстративный .
- Слушание.
- Исполнение.
- Пластическое интонирование .
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
- Аккордеон.
Музыкальный материал урока.
- Неаполитанская песня « Санта Лючия » ( видео )
- Неаполитанская песня « Вернись в Соренто »
- Р. Клайдерман « Баркаролла »
- М.И. Глинка « Венецианская ночь »
- и.н. т. « Тарантелла » ( видео )
- Н. Паганини « Каприччио № 24»
- и.н.п. «Четыре таракана и сверчок » видео " Карнавал в Венеции "
- Портреты : Робертино Лоретти, Антонио Страдивари, Николо Паганини, Михаил Глинка, П. Чайковский, Гвидо ДАреццо
- Репродукции картин: Айвазовский " Вид на Венецианскую лагуну. "
Звучит " ВЕРНИСЬ В СОРЕНТО"
или " БАРКАРОЛЛА " ( июнь ) - муз. П.И. Чайковского
У: Добрый день ребята, Д: Добрый день учитель. Девочки: Добрый день, Мальчики: Добрый день., Все : Песни петь нам не лень
У : Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуйте. Присаживайтесь.
У : « Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою » Б.Ауэрбах ( на доске запись)
Сегодня мы с вами отправимся в музыкальное путешествие по Италии, вы узнаете, чем знаменита и интересна музыкальная культура этой страны. Мы побываем с вами в знаменитых итальянских городах: Риме, Неаполе, Венеции. Услышим прекрасную итальянскую музыку.
Издавна итальянский народ славился своей музыкальностью, и корни этой музыкальной культуры уходят в Древний Рим. Уже тогда создавались первые певческие школы. А позже итальянский монах Гвидо Д’Ареццо изобрёл нотную грамоту.
Именно в Италии родилась первая опера. Оперный театр Ла Скала знаменит на весь мир. И это неудивительно, потому что в Италии все любят петь: и дети, и взрослые, причём люди разных профессий, начиная от булочника и заканчивая министром.
Как вы думаете, почему?
У.: Этому способствует необычайно красивая природа, мягкий морской климат и, наверное, сам итальянский язык. Он очень певучий, мелодичный, в нём много гласных, которые хорошо вокализируются. Итальянский язык признан музыкантами международным языком музыки.
Посмотрите, знакомы ли вам эти итальянские слова?
Что они означают?
Д.: « форте » и « пиано »( слова написаны на доске )
У.: Верно.А мы с вами из Рима отправляемся в Неаполь. Голубое небо, горы, море. От такой красоты поет сердце любого итальянца. Неслучайно неаполитанские песни знамениты на весь мир.
Послушайте знаменитую итальянскую песню «Санта Лючия» в исполнении Робертино Лоретти, итальянского мальчика, в своё время поразившего публику прекрасным голосом bellcanto . ( запись на доске )
bellcanto – это техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука . Он пел как взрослый музыкант. Послушайте мелодичность языка, певучесть гласных, проникнитесь красотой мелодии и атмосферой Италии .
Слушание фрагмента песни " САНТА ЛЮЧИЯ "
У: Вы почувствовали красоту мелодии этой народной песни и певучесть итальянского языка?
Как вы думаете, не зная итальянский язык, можно понять в общих чертах, о чём поётся в этой песне?
Д.: О природе, человек выражает свою любовь к кому-то или чему-то.
У: Совершенно верно. Текст песни описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия на берегу Неаполитанского залива. Давайте с вами споём небольшой фрагмент песни на русском языке.Разучивание этой песни началось на предыдущем уроке, но дети не очень хорошо запомнили слова и не справились с ритмическим рисунком в последней фразе. Учим песню «с конца». Поем про себя, а потом простукиваем сложный ритм последней фразы. Методом мысленного пения повторяем слова. Труднее всего добиться хорошего голосоведения, не прерывать единую мелодическую линию большой, протяженной фразы. Использую собственный показ. Дети проверяют, смогут ли они спеть фразу без остановки. Затем демонстрирую звучание аккомпанемента. Учащиеся определяют, что аккомпанемент придает песне характерные черты танцевальности. Классу очень понравилась песня. Услышав пример яркого исполнения Робертино Лоретти, они тоже захотели спеть очень красиво.
разучивание мелодии и текст песни. (пение детей 1 куплет)
Пение песни " САНТА ЛЮЧИЯ " на русском языке
Проговаривание в ритме, чтение вне ритма
( текст на экране ) Лунным сиянием
Море блистает,
Ветер попутный
Парус вздымает.
Лодка моя легка,
Весла большие…
Санта Лючия. (2 раза)
Неаполь чудный,
О, край прелестный,
Где улыбается
Нам свод небесный!
С моря несутся
Песни родные…
Санта Лючия. (2 раза)
Даю оценку пеню детей
У : А сейчас мне бы хотелось обратить ваше внимание на рисунки детей.
Что общего в этих картинах?
Д: Присутствие моря.
У: Правильно, присутствие моря. Теплые южные моря – Средиземное, Адриатическое, Ионическое – играют в жизни итальянцев важную роль. Многие жители этой страны занимаются рыболовством. Кроме моря у итальянцев есть еще одна страсть – пение. И нередко оба предмета почитания море и песня - объединяются. Примером тому – песни о море, о воде, а точнее песни на воде – знаменитые итальянские баркаролы . Это слово произошло от итальянского слова - барка.«Барка» - в переводе с итальянского языка означает «лодка».
( запись слова на доске )
Баркаролы родились в Венеции. Город Венеция – удивительный город на севере Италии. Он расположен на 118 островах Венецианской лагуны Адриатического моря, построен на сваях из лиственницы, растущей в Альпах, которая почти не гниет в воде. Историческая часть города расположена на островах и каналах. Венеция постепенно уходит под воду, уже на 23 см. Город Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместоих город пронизан каналами. Прямо в каналы отворяются двери домов. К ступенькам привязаны длинные черные лодки. Называются эти плоскодонные, одновесельные лодки – гондолы. Правят ими гондольеры, которой перевозят людей. распевая при этом песни .
Среди гондольеров много хороших певцов. Возможно, кто - нибудь удивится : зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! А вот и нет.
Песни эти - необычные, как и сами лодочники, их исполняющие.
Баркаролла написана в размере 6 / 8, мягкое покачивающееся движение мелодии, как бы воспроизводит плескводы.
У : Слушая музыку мы перевоплощаемся с вами в гондольеров и управляем воображаемыми лодками.
Девочки – имитируют руками плеск волн, а мальчики – движение весла (звучит песня, дети перевоплощаются в гондольеров и управляют воображаемыми лодками).
Ричард Клайдерман" БАРКАРОЛЛА "из оп. " Сказки Гофмана "
У.: Культура итальянского народа всегда притягивала к себе многих русских композиторов и музыкантов.
М.И. Глинка и П.И. Чайковский в разное время так же побывали в Италии, восхищались её музыкой, живописью. Записывали народные песни, сочиняли свои мелодии в духе этих народных песен.
Однажды когда Глинка путешествовал по Италии, он оказался в городе Венеции.
Там он написал одно из самых красивых итальянских сочинений – романс «Венецианская ночь». Послушаем с вами этот романс.
Слушание романса « ВЕНЕЦИАНСКАЯ НОЧЬ » - М.И.Глинка
У: Какой получилась венецианская ночь у М.И. Глинки? Что музыка помогла увидеть нам?
Д: Учащиеся отмечают характер музыки, её «пейзажность», элементы музыкальной речи.
У: Как вы думаете, чем близка русскому композитору М.И.Глинке итальянская музыка?
Д : Плавностью, выразительностью, мелодичностью, поэтичностью.
Но итальянцы не только умеют и любят петь, как вы уже убедились , но и хорошо танцуют . Самый распространенный в Италии танец – ТАРАНТЕЛЛА . Это быстрый и зажигательный танец ,исполняющийся под итальянский народный инструмент - ТАМБУРИН.
РЕБЕНОК ( читает ) С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с 15 века в течении 2 столетий Тарантелла считалась единственным средством излечения " ТАРАНТИЗМА " - безумия, вызываемого , как полагали, укусом тарантулы ( паука ) ( название насекомого, так же как и танца , происходит от названия южно итальянского города ТАРАНТО. В связи с этим в 16 веке по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка Тарантеллы обычно импровизировалась. В основе часто лежал какой - либо один мотив или ритмическая фигура. Многократное повторение которых оказывало завораживающие, "гипнотическое " действие на слушателей и танцующих. Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.
У: Без тарантеллы в Италии не обходится ни один праздник. Сейчас мы с вами посмотрим исполнение этого танца на видео. Ударами в ладоши отмечаем сильную долю, имитируя удар тамбурина .
" ТАРАНТЕЛЛА " - ит. народный танец ( видео )
Давайте посмотрим на иллюстрации, которые показаны на экране.
У : Какие музыкальные инструменты вы видите и они вам знакомы?
Инструмент скрипка также часто присутствует в аккомпанементе тарантеллы. Во многих странах мира делали скрипки, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Их имена Н.Амати, А.Гварнери, А.Страдивари. Секреты мастерства они передавали только своим ученикам.
РЕБЕНОК ( читает ): Для приготовления скрипки достаточно всего около 240 граммов дерева. Оно должно быть разных пород: еловое для верхней крышки, белоствольный клен – для нижней. Рубить дерево нужно только весной, когда оно оживает, и листья влагу из ствола вытягивают. Иначе дерево, со смолянистыми соками внутри, будет тяжелым и глухим, а звук в нем будет вязнуть. Толщина стенок скрипки тоже везде разная: в середине потолще, а к краям потоньше. И это тоже для красоты звука. В фигурные прорези корпуса звук вылетает наружу, а не гаснет внутри. Даже подставочка, на которой лежат струны, играет свою роль для качества звука: она пружинит под струнами, смягчает их нажим. Лак тоже имеет особое значение для звука скрипки. Он уберегает ее от сырости. Но может случиться, что лак сковывает своей ледяной корочкой дерево и не дает ему звучать. Значит, лак тоже не всякий годится. Скрипки изготовленные итальянским мастером Антонио Страдивари известны всему миру.
У : Сейчас мы с вами послушаем произведения, которое принадлежит перу итальянского композитора, замечательного скрипача Николо Паганини. Это первый скрипач, который стал исполнять скрипичные произведения наизусть. Имя гениального скрипача окружено легендами. При жизни его обвинили в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил, в первой половине 19 века, людям не верилось что обыкновенный человек сам без помощи волшебной силы может так великолепно играть на скрипке.
Звучит " КАПРИЧЧИО " ( Возвращение домой) муз.
У : В какой форме написано это музыкальное произведение?
Д : в форме вариаций.
У : Правильно – в форме вариаций.
У: Большинство итальянцев дружелюбны и жизнерадостны. Каждый год в феврале в Венеции проходят знаменитые венецианские карнавалы. Почти все умеют прекрасно готовить , всем знакома и любима итальянская ПИЦЦА, любят петь, и они очень общительны. Они – прирожденные актеры. Итальянца вы узнаете по выразительной мимике и активной жестикуляции. Это явление связано с итальянской натурой, вобравшей в себя солнце, веселье и оптимизм.
Вот и подходит к концу наш урок - путешествия по Италии.
( открыть на доске скрытое до того высказывание )
« По-настоящему понимать незнакомый нам народ мы начинаем только после того, как нас(пленит и тронет его искусство » ).
Продолжите это высказывание.
- О чем и о ком мы говорили на протяжении всего урока?
- Как вы считаете, у вас сложилось представление о музыкальной культуре Италии?
- Что вас поразилов пении итальянского мальчика Робертино Лорентти - божественный голос и невероятная вокальная техника.?
- Что обозначает слово бельканто ?
- Какие из прозвучавших музыкальных произведений помогли вам составить свое представление об особенностяхэтой страны, о ее культуре, о жизни итальянцев?
- Вы согласны с высказыванием С.Маршака, что « По-настоящему понимать незнакомый народ мы начинаем только после того, как нас пленит его искусство »?
- Как вы понимаете слово ПЛЕНИТ?
Музыка Италии – россыпь изумительных по красоте мелодий, самых красивых в мире голосов, бесконечного гимна солнцу, морю, любви, красоте, всему цветущему великолепию этой цветущей земли.
Я надеюсь, что эта музыка принесла вам не только знания об Италии, но и удовольствие. Психологи утверждают, что итальянская народная и классическая музыка снимает раздражительность, нервное напряжение и активизирует симпатию.
Презентация по музыке на тему "Музыкальное путешествие в Италию" (4 класс)
Италия Италия - государство на юге Европы, занимает южные склоны Альп и весь Аппенинский полуостров. Преимущественно горная страна с мягкой зимой и солнечным летом. Омывающие моря: Адриатическое море, Тирренское море, Ионическое море. Действующие вулканы: Везувий и Этна. Страна поделена на 20 областей. Глава государства – президент Италии.
Государственный флаг Италии
Вулкан Везувий на юге Италии около города Неаполя
Столица Италии - Рим
Рим – город «на семи холмах» Столица Италии – Рим- расположился на реке Тибр, в 25 км от побережья Тирренского моря. Рим – столица Римско-католической церкви, ежегодно привлекает паломников со всех концов света.
Италия – страна богатейшей музыкальной культуры, расположена в Южной Европе. Ла Скала – знаменитый оперный театр, в который едут учиться пению со всех концов мира. Скрипка, бубен, кастаньеты – любимые музыкальные инструменты итальянцев Вилланеллы ( пели крестьяне) Баркаролы ( пели лодочники-гондольеры) Карнавальные песни ( на уличных шествиях)
Достопримечательности Рима Колизей
Колизей – громадный амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима, место увеселительных зрелищ, таких как бои гладиаторов. Пизанская башня – 50 –метровая падающая колокольня архитектурного ансамбля Пизанского собора в Италии. Стоит он в г. Пиза на знаменитой площади Чудес.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — музыка, предназначенная для пения
Крупные города Италии Венеция
Венеция – город на воде Венеция построена на сваях из лиственницы, растущей в Альпах, которая почти не гниет в воде. Историческая часть города расположена на островах и каналах. Венеция постепенно уходит под воду, уже на 23 см. В Венеции насчитывается 425 гондольеров, их число постоянно, не меняется с годами. Гондола – лодка, на которой перевозят людей. Человек, управляющий лодкой – гондольер.
Венеция – город на воде
Пицца – национальное блюдо Италии
Баркарола («песня на воде») - жанр итальянской вокальной музыки.
Санта Лючия Слова Т.Котро Музыка Э.Коссович Робертино Лоретти – талантливый юный итальянский певец
БЕЛЬКАНТО – прекрасное пение
П.И. Чайковский (1840 – 1893) великий русский композитор цикл «Времена года» Июнь – «Баркарола»
Джоаккино Антонио Россини (1792—1868) выдающийся итальянский композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки. Джоаккино Антонио Россини (1792—1868) выдающийся итальянский композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки.
Тарантелла итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина (он же бубен) и кастаньет (в Сицилии), музыкальный размер — 6/8, 3/8. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с XV в. в течение двух столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название паука, так же как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). В связи с этим в XVI в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура (в ранних образцах — и в двудольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих. Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.
Презентация по музыке на тему "Музыкальное путешествие в Италию"
Описание слайда:C этого урока мы отправляемся с вами в музыкальное путешествие по странам Европы. И сегодня мы посетим прекрасную Италию – страну южных морей и гор, залитых солнцем долин, садов и виноградников.
Описание слайда:Тема: Музыкальное путешествие в Италию «Музыка не знает границ»
Описание слайда:Италия по праву считается хранительницей величайших исторических и художественных ценностей. Дивная природа Италии, ее прекрасная архитектура, музеи и театры на всю жизнь пленили тех, кто в ней побывал.
Описание слайда:С Италией связаны имена гениев мировой художественной культуры. Среди них: Франческо Петрарка Алигьери Данте литература
Описание слайда:Леонардо да Винчи Рафаэль Санти изобразительное искусство
Описание слайда:Джузеппе Верди Никколо Паганини музыка
Описание слайда:Италия является одной из стран, музыка которой оказала влияние на музыкальную культуру многих стран. Многие иностранные композиторы стремились побывать в Италии – на родине оперы, родине прекрасного пения – бельканто (bel canto по-итальянски - прекрасное пение). Итальянская музыка всегда славилась своей мелодичностью и имела миллионы поклонников во всем мире. Слава итальянской музыки начала распространяться в средние века и чуть позже в эпоху Возрождения, причем не только вместе с мелодиями, которые творили итальянские композиторы и дивными голосами итальянских певцов, но и с музыкальными инструментами, которые приобрели известность как самые лучшие, которые человек когда либо делал. Сама атмосфера Италии способствовала рождению прекрасной музыки, и недаром такие имена как Вивальди, Россини, Паваротти широко известны во всем мире. Да и музыканты современности продолжают славные традиции итальянской музыки, и певучие мелодичные песни поют многие люди на нашей Земле.
Описание слайда:Именно итальянский монах музыкальный теоретик Гвидо де Ареццо создает нотную запись которой мы пользуемся до сих пор.
Описание слайда:Музыка Италии интересовала композиторов разных стран. В большой восторг привела поездка в Италию В. А. Моцарта, М. И. Глинку, П. И. Чайковского и других композиторов.
Описание слайда:Михаил Иванович Глинка 1804 – 1857 Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы Композитор Глинка родился недалеко от города Смоленска. Существует легенда о том, что в момент рождения мальчика в саду запел соловей, и это словно определило жизненный путь ребёнка – быть ему музыкантом. М. И. Глинка был первым русским композитором, который сочинил оперы, балетную музыку и симфонии, ставшие классическими, т. е. образцовыми. Вот почему М. И. Глинка считается первым русским композитором. Но профессионально музыке Михаил Иванович Глинка учился в Италии, тогда в России не существовало своих учебных заведений для музыкантов. И занимался Глинка так старательно и хорошо, что вскоре обогнал своих педагогов, и они сами почтительно стали называть его «маэстро», что означает «учитель».
Описание слайда:В память о своём пребывании в Италии М. И. Глинка сочинил замечательный романс, который называется «Венецианская ночь».
Описание слайда:Посмотрите на рисунок – на нём изображён итальянский город Венеция. Это очень необычный город, вместо привычных улиц там водные каналы, по которым неспешно и плавно скользят длинные гондолы (гондола – венецианская лодка). И в Венеции принято, чтобы гондольеры (лодочные гребцы) непременно пели песни. Эти песни получили название «баркарола». Слово «баркарола» в переводе на русский язык и означает «песня лодочника». Слово «лодка» на итальянском языке произносится как «барка».
Описание слайда:Мелодия баркаролы нежная, лирическая, темп спокойный. Однообразный ритмический рисунок вызывает ощущение лёгкого покачивания. В стиле баркаролы написан и нежный, мечтательный романс М. Глинки «Венецианская ночь». В музыке романса вы услышите переливы волн, звуки воды, которая стекает с вёсел. И ещё Венеция славится своими карнавалами, которые длятся несколько дней и ночей подряд. Вот о таком венецианском карнавале и пойдёт речь в романсе М. Глинки.
Описание слайда:Послушайте начало этого романса. Ночь волшебница дышала Светло-южною красой, Тихо Брента протекала, Серебримая луной. Окружён волной огнистой Блеск прозрачных облаков, И восходит пар душистый От зелёных берегов. Слова И. Козлова Вслушайтесь в музыку романса, в его слова.
Описание слайда:Какой характер у романса? В каком жанре сочинил композитор этот романс? 3. Как переводится слово «Баркарола»? 4. Что рисует сопровождение романса? Ответь на вопросы:
Описание слайда:Петр Ильич Чайковский любил путешествовать. И в Италии он тоже бывал (в 1879 -1880 годах он жил в Италии). П. И. Чайковский был очарован ее музыкой и красотой природы. В фортепианном цикле «Времена года», характеризуя месяц июль, пишет пьесу под названием «Баркарола». Вслушайтесь в нее. Пётр Ильич Чайковский 1840 - 1893 Русский композитор, дирижёр, педагог
Описание слайда:Что общего в произведениях М. Глинки и П. Чайковского?
Описание слайда:Есть у П. И. Чайковского прекрасный сборник для детей под названием «Детский альбом». В нем он дает детям возможность прикоснуться к музыке Италии и предлагает послушать просто «Итальянскую песенку». Давайте и мы ее послушаем.
Описание слайда:Есть в Италии красивый город Неаполь. Это город расположен на прибрежных холмах у подножия вулкана Везувий, где находятся руины древнего города Помпеи, засыпанного пеплом в результате извержения вулкана.
Описание слайда:Также П.И. Чайковский включает в сборник для детей «Детский альбом» «Неаполитанскую песенку», в которой передает всю красоту итальянского города Неаполь, и дает возможность ощутить красоту итальянской музыки.
Описание слайда:Сергей Васильевич Рахманинов 1873 - 1943 Русский композитор, пианист, дирижёр Из воспоминаний жены композитора: "Когда в конце марта 1906 года Сергей Васильевич освободился от работы в Большом театре и от других взятых на себя обязательств, мы поехали во Флоренцию и сняли там дачу. Мы были очень счастливы пожить тихо и спокойно около моря. К нашей даче часто приходила итальянка с осликом, который вёз небольшой орган. Женщина заводила его, и раздавалась весёлая полька. Эта полька так понравилась Сергею Васильевичу, что он записал её, а потом переложил её на фортепиано. Так создалась так называемая «Итальянская полька».
Описание слайда:Сегодня мы познакомимся с творчеством знаменитого итальянского композитора, автора произведений для скрипки по имени Никколо Паганини. Никколо Паганини 1782 - 1840 Итальянский скрипач-виртуоз и гитарист, композитор
Описание слайда:Паганини славился как виртуозный мастер игры на скрипке и сочинил для неё много разных пьес. Его произведения казались настолько сложными, что играть их мог только он сам. Имя Паганини было овеяно легендами. Люди, которым доводилось слушать его игру, не верили такому мастерству, говорили, что смычком Паганини водит сам дьявол. У Паганини было много завистников. Не раз перед концертом ему старались навредить – обрывали струны у скрипки. Но мастерство этого скрипача было так велико, что он умудрялся свои сочинения исполнять даже на одной струне. Познакомьтесь с одним из самых знаменитых произведений Н. Паганини, оно называется «Каприс» (виртуозная, причудливая пьеса).
Описание слайда:Робертино Лоретти 22 октября 1946 г. Итальянский певец, в подростковом возрасте завоевавший мировую известность. Санта Лючия — народная неаполитанская песня. Санта Лючия считается первой неаполитанской песней, у которой появился перевод с диалекта на итальянский язык. Текст песни описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия на берегу Неаполитанского залива. Песня была записана Энрико Карузо в 1916 году. В разные годы её также исполняли Лучано Паваротти , Александр Градский, Хосе Каррерас, Элвис Пресли и многие другие. Мы послушаем эту песню в исполнении Робертино Лоретти – мальчика, который смог завоевать мировую известность уже в подростковом возрасте.
Описание слайда:1. В лунном сиянии море блистает Ветер попутный парус вздымает, Лодка моя легка, вёсла большие, Санта Лючия! Санта Лючия! Припев: Неаполь чудный, о край чудесный, Где улыбался нам свод небесный! В душу восторги льёт неземные Санта Лючия! Санта Лючия! 2. Прочь все заботы, прочь все печали, О мой Неаполь, чудные дали! Радость безмерная, нет ей причины, Санта Лючия! Санта Лючия! Припев: Неаполь чудный, о край чудесный, Где улыбался нам свод небесный! В душу восторги льёт неземные Санта Лючия! Санта Лючия!
Описание слайда:Что в музыкальном путешествии по Италии вам запомнилось больше всего? Почему? 2. Что такое баркарола? Каковы её особенности? 3. Каких композиторов и их произведения вы запомнили? Ответь на вопросы:
Урок музыки "Музыкальное путешествие по Италии". 4-й класс
Цель: формирование первых детских представлений о музыкальной культуре Италии.
Учитель приветствует учащихся.
Знакомство с новой темой.
Учитель: Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по Италии. (Слайд №3)
Италия расположена на юге Европы, на Апенинском полуострове. Знаменитые города – Рим, Венеция, Неаполь, Сорренто. (Слайд №4, 5)
Давайте познакомимся с репродукциями картин А.П. Боголюбова “Сорренто” и С.Ф.Щедрина “Санто-Лючия в Неаполе”.
Что общего в этих картинах?
Ученики: Присутствие моря.
Учитель: Правильно, присутствие моря. Теплые южные моря – Средиземное, Адриатическое, Ионическое – играют в жизни итальянцев важную роль. Многие жители этой страны занимаются рыболовством. Кроме моря у итальянцев есть еще одна страсть – пение. И нередко оба предмета почитания море и песня - объединяются. Примером тому – песни о море, о воде, а точнее песни на воде – знаменитые итальянские баркаролы. Баркаролы родились в Венеции. (Слайд №6) Город расположен на островах Венецианской лагуны Адриатического моря, поэтому все передвижения в нем осуществляется только на лодках. Называются эти плоскодонные, одновесельные лодки – гондолы. (Слайд №7) Правят ими гондольеры, распевая при этом песни. (Слайд №8) Одна из самых популярных не только в Италии, но и во всем мире неаполитанская песня “Санта Лючия”. Вот русский перевод этой песни:
Лунным сиянием
Море блистает,
Ветер попутный
Парус вздымает.
Лодка моя легка,
Весла большие…
Санта Лючия. (2 раза)
Неаполь чудный,
О, край прелестный,
Где улыбается
Нам свод небесный!
С моря несутся
Песни родные…
Санта Лючия. (2 раза)
Слушание произведения “Санта Лючия”.
Песня выдержана в традициях баркаролы размер 6/8, мягкое покачивающееся движение мелодии как бы воспроизводит плеск воды. (Слайд №9). Прозвучит эта песня в исполнении замечательного итальянского певца Робертино Лоретти.
Учитель: Слушая музыку мы перевоплощаемся в гондольеров и управляем воображаемыми лодками. Девочки – имитируют руками плеск волн, а мальчики – движение весла (звучит песня, дети перевоплощаются в гондольеров и управляют воображаемыми лодками).
Знакомство с итальянским народным танцем.
Самый распространенный в Италии танец – Тарантелла. Своим названием танец, по одной версии обязан южно – итальянскому городу Таранто. По другой версии, стремительные кругообразные движения танцоров, исполняющих тарантеллу аналогичным действием людей укушенных тарантулом (особый вид паука). Тарантелла исполняется в быстром темпе и сопровождается игрой на гитаре, ударами тамбурина, а иногда и пением. (Слайд №10) Без тарантеллы в Италии не обходится ни один праздник. Сейчас мы с вами послушаем “Неаполитанскую тарантеллу” Д.Россини. Ударами в ладоши отмечаем сильную долю, имитируя удар тамбурина.
Посещение мастерской А. Страдивари.
Инструмент скрипка также присутствует в аккомпанементе тарантеллы. Во многих странах мира делали скрипки, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Их имена Н.Амати, А.Гварнери, А.Страдивари. Секреты мастерства они передавали только своим ученикам.
Для приготовления скрипки достаточно всего около 240 граммов дерева. Оно должно быть разных пород: еловое для верхней крышки, белоствольный клен – для нижней. Рубить дерево нужно только весной, когда оно оживает, и листья влагу из ствола вытягивают. Иначе дерево, со смолянистыми соками внутри, будет тяжелым и глухим, а звук в нем будет вязнуть. Толщина стенок скрипки тоже везде разная: в середине потолще, а к краям потоньше. И это тоже для красоты звука. В фигурные прорези корпуса звук вылетает наружу, а не гаснет внутри. Даже подставочка, на которой лежат струны, играет свою роль для качества звука: она пружинит под струнами, смягчает их нажим. Лак тоже имеет особое значение для звука скрипки. Он уберегает ее от сырости. Но может случиться, что лак сковывает своей ледяной корочкой дерево и не дает ему звучать. Значит, лак тоже не всякий годится. Скрипки изготовленные итальянским мастером Антонио Страдивари известны всему миру.
Слушание произведения Н. Паганини.
Сейчас мы с вами послушаем произведения, которое принадлежит перу итальянского композитора, замечательного скрипача Николо Паганини. (Слайд №12) Это первый скрипач, который стал исполнять скрипичные произведения наизусть. Имя гениального скрипача окружено легендами. При жизни его обвинили в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил, в первой половине 19 века, людям не верилось что обыкновенный человек сам без помощи волшебной силы может так великолепно играть на скрипке. (Звучит каприччио Н.Паганини)
Учитель: В какой форме написано это произведение?
Ученики: в форме вариаций.
Учитель: Правильно – в форме вариаций.
Учитель: А теперь физкультминутка.
“Голова вперёд, голова назад, голова вперёд, назад и прямо.
Голова назад, голова вперёд, голова назад, вперёд и прямо.
Ухо вправо, ухо влево, ухо вправо, влево, прямо.
Носом вправо, носом влево, носом вправо, влево, прямо”.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с текстом итальянской народной песни “Четыре таракана и сверчок”. Как в вы думаете, какая по характеру будет мелодия у этой песни?
Учитель: Правильно, ребята! А теперь послушаем звучание этой песни. (Исполнение учителем песни).
Учитель: Давайте поработаем над дикцией. Хорошо сказанное наполовину спето.
Работа с текстом песни (проговариваем с утрированно-подчеркнутым произношением каждого слова).
Ученики разучивают мелодию песни (прием эхо). А затем исполняют песню по фразам (цепочкой).
- Какой город в Италии знаменит “водными” улицами? (Венеция).
- Назовите итальянский народный танец (Тарантелла).
- Назовите имя известного итальянского певца исполнителя песни “Санта Лючия” (Робертино Лоретти).
- Назовите итальянский народный инструмент (тамбурин).
- Назовите имя итальянского композитора и скрипача (Николо Паганини).
- Как называются одновесельные плоскодонные лодки? (Гондолы).
Итак культура Италии была представлена своими лучшими образцами во всех жанрах музыкального искусства. Мы познакомились со знаменитой Неаполитанской тарантеллой Дж. Россини, баркаролой “Санта Лючия” и голосом Р. Лоретти, с инструментальным произведением Н. Паганини, побывали в мастерской у А. Страдевари и узнали секрет изготовления скрипки.
Составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевыми словами были новые термины, которые вы узнали на уроке.
Моцарт. Знаменитая Сороковая
Творчество Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена мы ценим за жизнеутверждающий характер, ясность и выразительность музыкального языка. При этом музыка каждого из этих композиторов имеет свои яркие особенности. Так, в произведениях Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, у Бетховена – настроения драматические, отражающие борьбу, стремление к победе. У Моцарта особенной глубиной отличаются лирические образы. И радость, и печаль запечатлены у композитора в ярких запоминающихся мелодиях, передающих чувства человека, его душевные переживания.
Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 4 класс.
Музыкальное путешествие в Италию
Сегодня мы совершим музыкальное путешествие в прекрасную Италию – страну южных морей и гор, залитых солнцем долин, садов и виноградников.
Древняя Италия по праву считается хранительницей величайших исторических и художественных ценностей.
Почти в каждом городе страны мы можем увидеть великолепные дворцы и храмы, фонтаны и парки, музеи и памятники.
С Италией связаны имена гениев мировой художественной культуры. Среди них Петрарка и Данте (литература), Леонардо да Винчи и Рафаэль (изобразительное искусство), Верди и Паганини (музыка).
Многие иностранные композиторы стремились побывать в Италии – на родине оперы, родине прекрасного пения – бельканто (bel canto по-итальянски - прекрасное пение).
Вы знакомы с творчеством русского композитора, основоположником русской классической музыки. М. И. Глинка создал основы русского музыкального языка.
Композитор Глинка родился недалеко от города Смоленска. Существует легенда о том, что в момент рождения мальчика в саду запел соловей, и это словно определило жизненный путь ребёнка – быть ему музыкантом.
Музыка М. Глинки полна народности, музыковед В. Стасов пояснял, откуда в творчестве композитора эта черта: «Глинка родился, провёл первые годы и получил первое своё образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности. Которые, не существуя в наших городах, сохранились лишь в сердце России». М. Глинка был первым русским композитором, который сочинил оперы, балетную музыку и симфонии, ставшие классическими, т. е. образцовыми. Вот почему М. Глинка считается первым русским композитором.
Но профессионально музыке Михаил Иванович Глинка учился в Италии, тогда в России не существовало своих учебных заведений для музыкантов. И занимался Глинка так старательно и хорошо, что вскоре обогнал своих педагогов, и они сами почтительно стали называть его «маэстро», что означает «учитель». В память о своём пребывании в Италии Глинка сочинил замечательный романс, который называется «Венецианская ночь».
Посмотрите на рисунок – на нём изображён итальянский город Венеция. Это очень необычный город, вместо привычных улиц там водные каналы, по которым неспешно и плавно скользят длинные гондолы (гондола – венецианская лодка). И в Венеции принято, чтобы гондольеры (лодочные гребцы) непременно пели песни. Эти песни получили название «баркарола». Слово «баркарола» в переводе на русский язык и означает «песня лодочника». Слово «лодка» на итальянском языке произносится как «барка».
Мелодия баркаролы нежная, лирическая, темп спокойный. Однообразный ритмический рисунок вызывает ощущение лёгкого покачивания.
В стиле баркаролы написан и нежный, мечтательный романс М. Глинки «Венецианская ночь». В музыке романса вы услышите переливы волн, звуки воды, которая стекает с вёсел.
И ещё Венеция славится своими карнавалами, которые длятся несколько дней и ночей подряд. Вот о таком венецианском карнавале и пойдёт речь в романсе М. Глинки.
Послушайте начало этого романса.
Ночь волшебница дышала
Светло-южною красой,
Тихо Брента протекала,
Серебримая луной.
Окружён волной огнистой
Блеск прозрачных облаков,
И восходит пар душистый
От зелёных берегов.
Вслушайтесь в музыку романса, в его слова.
Слушание: М. Глинка. Романс «Венецианская ночь».
- Какой характер у романса? (Изящный, изысканный, утончённый, нежный.)
- В каком жанре сочинил композитор этот романс?
- Как переводится слово «Баркарола»?
- В каких жанрах создавал музыку М. И. Глинка?
- Какая музыка М. И. Глинки вам запомнилась больше всего?
- Что рисует сопровождение романса?
Сегодня мы познакомимся с творчеством знаменитого итальянского композитора, автора произведений для скрипки по имени Никколо Паганини.
Паганини славился как виртуозный мастер игры на скрипке и сочинил для неё много разных пьес. Его произведения казались настолько сложными, что играть их мог только он сам. Имя Паганини было овеяно легендами. Люди, которым доводилось слушать его игру, не верили такому мастерству, говорили, что смычком Паганини водит сам дьявол. У Паганини было много завистников, не раз перед концертом ему старались навредить – обрывали струны у скрипки. Но мастерство этого скрипача было так велико, что он умудрялся свои сочинения исполнять даже на одной струне.
Познакомьтесь с одним из самых знаменитых произведений Н. Паганини, оно называется «Каприс». Обратите внимание на форму музыки и её развитие.
Слушание: Н. Паганини. «Каприс».
- Попробуйте спеть лейтмотив «Каприса» Н. Паганини.
- Повторялся ли лейтмотив в течении пьесы? (Да.)
- Менялся ли он в своём оформлении? (Да.)
- Как называется такая музыкальная форма? (Вариации.)
- Назовите автора этого произведения.
- Паганини был не только великим композитором, но и великим исполнителем. На каком музыкальном инструменте он играл?
- Как называется музыкант, который блестяще играет на музыкальном инструменте? (Виртуоз.)
- Надо ли быть виртуозом, чтобы исполнять сочинения Н. Паганини? (Да.)
- В какой стране родился и жил Н. Паганини? (В Италии.)
Запомни!
Баркарола
Вопросы и задания:
- Что в музыкальном путешествии по Италии вам запомнилось больше всего? Почему?
- Что такое баркарола? Каковы её особенности?
- Какие картины возникают во время прослушивания романса М. Глинки «Венецианская ночь»?
- Что, по-вашему, изображает ритм в этом романсе?
Дополнительный материал
Пётр Ильич Чайковский в 1879 -1880 годах жил в Италии.
Внимательно вслушивался композитор в итальянскую народную музыку, распеваемую уличными певцами. Особенно запомнился многодневный яркий, красочный карнавал (правда, немало утомивший своим шумом, «беснованием»). Под его впечатлением Чайковский решил написать фантазию на народные темы для симфонического оркестра - «Итальянское каприччио». Он хотел, чтобы весёлая, светлая пьеса возбуждала жажду жизни, охоту танцевать и веселиться.
Слушание: П. Чайковский. «Итальянское каприччио».
Открывается эта одночастная пьеса звуками фанфары - сигнала, который Пётр Ильич слышал ежедневно в Риме из военных казарм, находившихся рядом с его отелем. За медленным вступлением следуют, сменяя один другого, эпизоды, контрастные по настроению: то грустные, печальные, то празднично приподнятые, светлые, то песенные, то танцевальные.
Произведение состоит из нескольких танцев, следующих один за другим без перерыва, каждый из которых основан на мелодии, услышанной композитором в Италии, начиная с имитации военного духового оркестра и знаменитой неаполитанской песни - до захватывающей тарантеллы в финале.
В презентации использованы фото достопримечательностей Италии, репродукции картин художников Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рубенса Санторо, Ивана Айвазовского, Уильяма Тёрнера, Эмилио Фоссати и др.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Венецианская ночь
Паганини. Каприс для скрипки № 24
Чайковский. Итальянское каприччио, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Героические образы Л. Бетховена
Главной темой многих произведений Бетховена была борьба людей за своё счастье и стремление к свободе. Герой Бетховена, как и он сам, - неистовый борец, мыслитель, личность, обладающая богатым внутренним миром. Высшее предназначение своего искусства, которому он следовал до конца жизни, Бетховен выразил всего одной фразой: «Музыка должна высекать огонь из сердец человеческих».
Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 4 класс.
Музыкальное путешествие
Комплекты для проведения уроков музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 4 класс.
Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики
Вена - центр огромной страны - вбирала в себя неисчерпаемые фольклорные богатства. Венский простой люд был очень музыкален. В домах и на улицах города, на многочисленных народных гуляниях, наряду с австрийскими песнями раздавались звуки венгерского чардаша и полных глубокого чувства мелодий сердца Европы - западного славянства. Процветали австрийские танцы - лендлеры и вальсы. Народные мелодии и музыкальные жанры вливались в музыку венских композиторов совершенно естественно, часто неприметно для них самих, а заодно и для их аристократических слушателей. Огромное значение для мировой музыкальной культуры имеет творчество австрийских композиторов - Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.
Комплект для проведения урока музыки по программе Т. Науменко и В. Алеева, 4 класс.
Читайте также: